Практикум по общей химии. Практикум по химии методическая разработка по химии (9 класс) на тему Лабораторный практикум по химии для вузов

Папка содержит материалы, которые помогут организовать практическую часть по химии для детей с ограниченными возможностями здоровья и при дистанционной форме обучения

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В КУРСЕ ХИМИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Душак Ольга Михайловна

Краевое бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа дистанционного образования», г. Железногорск,

Ключевые слова: новый ФГОС, планируемые результаты, химия, текущий контроль, микроумения

Аннотация: В статье описан опыт использования таких форм контроля как Лист обратной связи и Лист достижений планируемых результатов в курсе Химия 8-9 класс.

Деятельность учителя в рамках нового образовательного стандарта ориентирована на результат. Планируемый результат образования, прописанный в Федеральном государственном образовательном стандарте, является дифференцированным. Планируемые результаты освоения учебных программ приводятся в двух блоках: «Выпускник научится» (базовый уровень) и «Выпускник получит возможность научиться» (повышенный уровень). На сайте ФИПИ учитель и ученик может ознакомиться с измерительными материалами для итоговой аттестации обучающихся. Для качественного прохождения итоговой аттестации ученик должен овладеть системой понятий, предметных знаний и умений. Перед учителем встает задача по формированию этих знаний и умений, созданию системы оценивания достижения планируемых результатов в ходе текущего контроля. Изучив материалы нового ФГОС, методическую литературу, опыт коллег, я приступила к созданию собственной системы отслеживания результативности достижения планируемых результатов при изучении тем курса Химии 8-9 классов. За основу классификации я взяла систему, рассмотренную А.А.Кавериной с.н.с. Центра естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО, к.п.н..

Для оценки достижения планируемых результатов необходимо разработать критерии. Критерии должны быть разработаны корректно, доступно и отражать поэтапное усвоение знаний и умений для создания комфортных условий приобретения ребенком познавательного опыта, его продвижения из зоны актуального развития в зону ближайшего развития и далее. В течение последнего учебного года мною были разработаны и апробированы алгоритмы выполнения заданий, листы обратной связи, листы достижений по некоторым раздела курса Химии в 8-9 классах.

В ходе учебного процесса, в начале изучения каждой темы, учащимся предлагается список понятий для итогового зачёта и критерии оценивания их учебных результатов в виде умений и микроумений, отраженные в Листах обратной связи и задания к ним. В ходе изучения темы результаты отмечаются в Листе достижений. Задания можно использовать и при изучении новой темы, и при закреплении, обобщении учебного материала. Например, в Разделе Многообразие химических реакций отрабатываются умения: составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена. Лист обратной связи, который получает ученик, содержит микроумения для поэтапного выполнения задания, которое тоже прилагается. Для оценки собственных результатов я предлагаю ученикам простую шкалу: Умею + Не умею -.

Задание №1 Составить формулы солей, используя значение валентности для металла и кислотного остатка; назвать вещества, написать уравнение диссоциации (текст задания приведен в виде фрагмента).

Кислоты

Металлы

Уравнение диссоциации одной соли

Fe (II)

Fe (III)

Название

HNO 3

Название

Критерии оценивания : Умею + Не умею -

Задание №2 Составить формулы предложенных веществ, определить класс, написать уравнения диссоциации этих веществ: хлорид калия, нитрат серебра, карбонат натрия, сульфат магния, нитрат свинца, сульфид калия, фосфат калия (текст задания приведен в виде фрагмента).

Лист обратной связи_________________________________________Ф.И.

Тема: Ионные уравнения БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ!

Я умею: ДАТЫ:

Зачет

Составлять формулы сложных веществ по валентности

Определять класс

Называть вещество

Писать уравнение диссоциации вещества

Критерии оценивания: Умею + Не умею -

Задание №3 Написать уравнения реакций обмена между предложенными парами веществ. Уравнять, составить полное и сокращенное ионные уравнения (текст задания приведен в виде фрагмента).

Лист обратной связи________________________________________Ф.И.

Тема: Ионные уравнения БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ!

Я умею: ДАТЫ:

Зачет

Писать продукты реакции обмена

Расставлять коэффициенты

Определять вещества, не подвергающиеся диссоциации

Записывать полное ионное уравнение

Записывать сокращенное ионное уравнение

Критерии оценивания: Умею + Не умею -

После успешного выполнения заданий базового уровня ученик получает возможность выполнить задания повышенного уровня, который свидетельствует о сформированности умений применять полученные знания для решения учебных и учебно-практических задач в изменённой, нестандартной ситуации, а также умении систематизировать и обобщать полученные знания.

Например, при выполнении задания №3 на повышенном уровне , ученик может сформулировать вывод о том, в каком случае реакции ионного обмена протекают до конца. Используя Таблицу растворимости кислот, оснований и солей составить примеры молекулярных уравнений для данных сокращенных ионных: Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 ; CO 3 2- + 2H + = H 2 O + CO 2 и т.п.

Такая организация учебного процесса показала ряд преимуществ: возможность индивидуальной траектории при усвоении темы, понятные ребенку и его родителям критерии оценивания результатов работы. В дальнейшем планируется продолжить работу над разработкой заданий и по другим разделам курса.

Библиографический список:

1. Каверина А.А. Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А.Каверина, Р.Г.Иванова, Д.Ю,Добротин; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с. – (Работаем по новым стандартам)

Предварительный просмотр:

8 класс Практическая работа по теме: Анализ почвы и воды

Опыт 1

Механический анализ почвы

В пробирку (или пузырек) поместите почву (столбик почвы должен быть 2-3 см). Прилейте дистиллированную воду (кипяченую), объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы.

Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1-2 мин, а затем вооружитесь лупой и наблюдайте за осаждением частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт 2

Получение почвенного раствора и опыты с ним

Приготовьте бумажный фильтр (или из ваты, бинта ), вставьте его в воронку, закрепленную в кольце штатива. Подставьте под воронку чистую сухую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора поместите на стеклянную пластинку и с помощью пинцета подержите ее над горелкой до выпаривания воды (просто оставить на батарее). Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите две лакмусовые бумажки (красную и синюю) (если есть!), нанесите на них стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений:

1. После испарения воды на стекле ………..

2. Универсальная лакмусовая бумажка не изменит свой цвет если раствор нейтральный, станет красной, если он кислый, и синей если он щелочной.

Опыт 3

Определение прозрачности воды

Для опыта нужен прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр (высокий стакан) диаметром 2-2,5 см, высотой 30-35 см Можно использовать мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки. УКАЖИТЕ РАЗМЕРЫ СВОЕГО СТАКАНА

Мы рекомендуем провести опыт сначала с дистиллированной водой, а затем с водой из водоема и сравнить результаты. Установите цилиндр на печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст. Отметьте, на какой высоте вы не будете видеть шрифт. Измерьте высоты столбов воды линейкой. Сделайте выводы:

Измеренная высота называется уровнем видимости.

Если уровень видимости мал, значит водоем сильно загрязнён.

Опыт 4

Определение интенсивности запаха воды

Коническую колбу (баночку) наполните на 2 / 3 объема исследуемой водой, плотно закройте пробкой (желательно стеклянной) и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей 8.

Воспользуйся таблицей 8 (стр. 183).

СДЕЛАЙТЕ ОБЩИЙ ВЫВОД

Предварительный просмотр:

Раздел V Экспериментальная химия

  • Выявлять при выполнении химического опыта признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции
  • Проводить опыты по распознаванию водных растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов

Понятия по теме:

Химическое явление (реакция), эксперимент, кислота, щелочь, признаки химической реакции, раствор, индикаторы

Признаки химической реакции:

Изменение цвета, появление запаха, выпадение или растворение осадка, выделение газа, выделение или поглощение тепла и света

Задание №1

Лист обратной связи__________________________________________Ф.И.

Тема: Экспериментальная химия. Признаки химических реакций

Я умею: ДАТЫ:

Зачет

Следовать правилам работы с веществами

Фиксировать изменения, происходящие с веществами в ходе опыта

Выявлять признаки химической реакции

Фиксировать наблюдения

Писать уравнение реакции в молекулярном виде

Формулировать вывод

Критерии оценивания : Умею + Не умею -

Название опыта

Длительность ролика, электронный адрес

Признаки реакции

Уравнение реакции

Взаимодействие кислот с металлами

37 сек

Взаимодействие оксида меди и серной кислоты

41 сек

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Сибирский государственный медицинский университет

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ХИМИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВРАЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Учебное пособие

Под редакцией профессора, д.х.н. М.С. Юсубова

«Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 060101 (040100) – “Лечебное дело”, 060103 (040200) – “Педиатрия”»

Томск Сибирский государственный медицинский университет

УДК 54 (075) ББК Гя 7 П 691

Практикум по общей химии для студентов врачебных факультетов: Учебное пособие / авторы Передерина И. А., Дьякова А. С., Тверякова Е. Н.,

Быстрова М. О. ; под редакцией профессора, д.х.н. Юсубова М. С. – 4-е изд., стереотип. – Томск: СибГМУ, 2010 – 92 с.

Учебное пособие (практикум) написано в соответствии с новой учебной программой по общей химии (2000 г.) для студентов лечебных, педиатрических и медико-профилактических факультетов медицинских вузов. Оно содержит материал о классических и современных методах получения химической информации. В пособии представлен большой банк практических и ситуационных задач, что поможет студентам самостоятельно готовиться к экспериментальной работе.

Рецензенты:

заведующая кафедрой общей и биоорганической химии Новосибирского государственного университета, д. м. н., профессор – С. Ф. Некрасова;

заведующая кафедрой общей и биоорганической химии Кемеровской государственной медицинской Академии, к. х. н., доцент – Н. Г. Демидова.

«Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 060101 (040100) – “Лечебное дело”, 060103 (040200) – “Педиатрия”» (УМО-608 от 30.10.2006 г.)

1. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ХИМИИ

1. Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории медицинского университета.

2. Первая медицинская помощь в химической лаборатории.

3. Правила работы со стеклянной посудой.

4. Правила оформления лабораторного отчета.

5. Методы получения химической информации.

1.1. Инструкция по технике безопасности для

предотвращения несчастных случаев

1. Каждый студент должен знать, где находятся водопроводные краны,

средства пожаротушения и медицинская аптечка.

2. Работы с токсичными соединениями проводят в вытяжных шкафах.

3. Необходимо поддерживать порядок на рабочем месте. Не допускается большое скопление работающих в лаборатории.

4. Особую осторожность следует соблюдать при работе с концентрированными кислотами и щелочами.

Запрещается отбирать пипеткой едкие и токсичные жидкости ртом.

5. При разбавлении концентрированных кислот необходимо вливать кислоту в воду, а не наоборот.

6. Следует соблюдать осторожность при обращении со стеклянными приборами.

7. Лабораторную работу следует начинать после подробного изучения методики работы.

8. Во время занятия дежурный должен следить за соблюдением студентами правил работы в химической лаборатории.

1.2. Медицинская помощь

Студенты обязаны знать меры оказания первой помощи при несчастных

1. При слабых термических ожогах – охладить пораженный участок под струей водопроводной воды. При больших термических ожогах – закрыть стерильной марлей. Не вскрывать пузыри.

2. При химических ожогах кислотами следует промыть пораженный участок большим количеством проточной воды, а затем 1–2 % раствором NaHCO3

(питьевой соды).

3. При попадании капель кислоты в глаза промыть их проточной водой в течение 15–20 мин, а затем 1 % раствором NaHCO3 .

4. При ожогах щелочами промыть пораженный участок большим количеством проточной водой, а затем 1 % раствором уксусной или лимонной кислот.

5. При поражении глаз щелочами необходимо в течение 15 – 20 мин промывать их проточной водой, а затем ополоснуть 2 %-м раствором борной кислоты.

6. При ожогах рта, желудка выпить большое количество воды. При попадании кислот пить взвесь мела, щелочей – разбавленный раствор пищевого уксуса или лимонной кислоты.

7. Небольшие травмы и порезы для остановки кровотечения обработать раствором пероксида водорода и стеклянной палочкой нанести тонкий слой клея БФ - 6 или коллодия с антибиотиками. Через 1–2 минуты образуется прочная эластичная пленка, предохраняющая рану от проникновения инфекций.

8. При отравлении газами пострадавшего вывести на свежий воздух.

Искусственное дыхание делают только в случае необходимости.

9. При отравлении ядами следует выпить насыщенный раствор поваренной соли, вызвать сильную рвоту.

При отравлении уксусной кислотой дать внутрь жженую магнезию,

молоко. Вызвать врача. При стесненном дыхании применять искусственное дыхание. Вызывать рвоту противопоказано.

При отравлении хловодородной кислотой применять те же средства,

что и при отравлении уксусной.

При отравлении щавелевой кислотой немедленно дать чистый мел и карбонат магния, взболтанные с водой.

При отравлении соединениями ртути немедленно вызвать рвоту. До прибытия врача пострадавшему дать молоко, яичный белок. Хорошо также дать активированный уголь.

При отравлениях растворами соединений свинца немедленно дать внутрь 10 % - й раствор сульфатов натрия или магния, а также молоко,

яичный белок, большое количество активированного угля.

При отравлении соединениями хрома немедленно вызвать рвоту и промыть желудок, затем дать выпить белок сырого яйца.

При попадании йода или его растворов вызвать рвоту, а затем дать

1 %-й раствор тиосульфата натрия (сначала 100 мл, а затем через

10 минут по столовой ложке).

Соединения бария . Первая помощь – промыть желудок 1 %-м

раствором сульфатов натрия или магния для связывания ионов бария в виде малорастворимого сульфата бария. После этого давать внутрь

10 %-й раствор сульфата натрия или магния по одной столовой ложке через 5 мин. Через 30 мин вызвать рвоту для удаления сульфата бария.

Гексацианоферраты калия . Дать рвотное и немедленно вызвать врача.

Поить концентрированными растворами глюкозы или сахара. При необходимости – делать искусственное дыхание.

1.3. Правила работы с посудой, применяемой в объемном анализе

При проведении лабораторных работ используют измерительную посуду:

мерные колбы, пипетки (градуированные и пипетки Мора), бюретки, мерные цилиндры и мерные пробирки.

рассчитаны на различные объемы. На горле колбы есть кольцевая метка, а на самой колбе указана ее емкость в миллилитрах при определенной температуре.

Заполнение мерных колб производят через воронку. Последние порции растворителя приливают медленно до совмещения нижнего края мениска раствора с меткой на колбе.

Пипетки Мора (I) предназначены для отмеривания определенного объема раствора, указанного на расширенной части пипетки. Градуированными пипетками (II) можно отмеривать заданные количества раствора. Для наполнения пипетки нижний конец ее опускают в жидкость (на дно сосуда) и

втягивают раствор при помощи груши. Жидкость набирают так, чтобы она поднялась на 2–3 см выше метки и закрывают верхнее отверстие указательным пальцем. Затем ослабляют нажим и жидкость начинает вытекать из пипетки.

Когда нижний мениск жидкости окажется на уровне с меткой, указательный

палец снова прижимают. Затем пипетку вводят в колбу для титрования и дают

жидкости стечь.

ее применяют для титрования и отмеривания точных объемов растворов. Она укрепляется вертикально в штативе и отсчет делений ведут сверху вниз. Перед работой бюретку промывают титрантом и заполняют ее раствором выше нулевого деления. Затем наполняют раствором нижнюю часть бюретки и устанавливают нижний мениск раствора на нулевую отметку.

Мерные цилиндры

используют для приблизительного измерения объемов растворов.

Для отмеривания необходимого объема жидкости ее наливают в мерный цилиндр до тех пор, пока нижний мениск не достигнет уровня нужного деления.

1.4. Правила оформления лабораторного отчета

Результаты лабораторного эксперимента оформляют в лабораторном журнале. Протокол каждой работы начинают с новой страницы, указывая дату и название работы. Далее излагают цель работы, задание, теоретические основы применяемого метода, предварительные расчеты, ход работы, результаты измерений, расчеты, выводы. В отчет могут быть внесены рисунки приборов,

таблицы данных, графики полученных зависимостей. Если результаты измерений оказались ошибочными, преподаватель может потребовать

повторения работы или её части. При этом сделанные ранее записи остаются в

1.5. Методы получения химической информации

Рассматриваемый учебный материал необходимо использовать для формирования теоретических и практических представлений об основах химических и физико-химичеких методов анализа, применяющихся в клиническом биохимическом анализе для диагностики нормальных и патологических состояний.

Методы и способы получения химической информации изучает аналитическая химия. В настоящее время большинство аналитических измерений проводится физико-химическими (инструментальными) методами:

оптическими, электрохимическими, хроматографическими. Однако, для определенных исследований используют классические химические методы.

Исследование любого объекта включает идентификацию веществ

(установление химической природы компонентов) и определение их количественного содержания (массы, массовой доли и т.д.). Поэтому в аналитической химии выделяют качественный и количественный анализы.

Современные физико-химические методы анализа позволяет одновременно определять качественный и количественный состав.

Принципы качественного анализа.

Идентификация органических соединений проводится с помощью реакций, характерных для определенных функциональных групп. Анализ неорганических веществ проводится раздельно по катионам и анионам с использованием реакций, сопровождающихся аналитическими эффектами – выделением газа или осадка, изменением цвета и т.д.. Например, образование комплексного соединения кроваво-красного цвета при взаимодействии тиоционат-иона с ионами железа (III):

Fe3+ + 6 NCS- → 3-

Принципы количественного анализа.

В количественном анализе различают химические, физико-химические и физические методы.

Химические методы основаны на проведении реакций между определяемым образцом и специально подобранным реагентом. По количеству затраченных реагентовов или по количеству полученных продуктов реакции рассчитывают содержание анализируемого вещества. Различают гравиметрический (весовой) и титриметрический (объемный) методы анализа.

Гравиметрический анализ основан на количественном выделении компонента из анализируемой пробы и его точном взвешивании. Этот анализ дает точные результаты, но трудоемок и вытесняется другими методами анализа.

Титриметрический анализ заключается в точном измерении объема раствора химического реагента, необходимого для завершения реакции с веществом, содержащимся в изучаемой пробе. Этот вид анализа широко применяется в клинических лабораториях для анализа крови, мочи,

желудочного сока и т.д..

Физико-химические методы анализа основаны на изучении количественной зависимости между составом и физическими свойствами объекта. В этих методах применяют сложную и чувствительную аппаратуру, их достоинствами являются объективность, возможность автоматизации и высокая скорость получения результатов.

Кроме того, химические и физико-химические методы анализа классифицируют в зависимости от массы анализируемых проб.

Например, в макрометоде проба составляет 0,1-10 г,

в полумикро – 0,01-0,1 г,

в микро - 0,001-0,01 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ СПО "ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ" ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ по дисциплине "Химия" Студента__________________________________________________________________ (Ф.И.О.) Специальность _____________________________________________________________ ______________________________________________________________ (код, наименование по ФГОС НиСПО) Группа _________ Курс_______ Период, за который представлены материалы с_______________________ 20_____ года по______________________20______ года Шахунья, 2014 Рекомендовано к печати методическим советом ГБОУ СПО ШАПТ Протокол №1 от 02.09.2013 г. Лабораторный практикум по курсу химии разработан для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся в группах технического профиля. Он включает в себя методические рекомендации для выполнения лабораторных работ по курсу "Химия", требования к технике безопасности на уроке и при выполнении лабораторных работ, критерии оценки успешности выполнения лабораторного практикума. Основная задача лабораторного практикума по общей, неорганической и органической химии - помочь студентам усвоить важнейшие положения программы курса общей химии, приобрести навыки проведения химического эксперимента с соблюдением всех правил техники безопасности. Разработчик:Софронова Наталья Васильевна, преподаватель ООД ГБОУ СПО ШАПТ Требования безопасности при работе в кабинете химии и экологических основ природопользования 1. Общие требования к поведению студентов в кабинете. 1.1. Входить в кабинет химии и лаборантскую только с разрешения учителя. 1.2. Входить в кабинет и выходить из кабинета спокойно, чтобы случайно не опрокинуть химическую посуду, оборудование либо находящиеся на столе реактивы. 1.3. Занимать в кабинете всегда одно и то же рабочее место, не переходить на другое мест без разрешения учителя. 1.4. Поддерживать чистоту и порядок на своем рабочем месте. 1.5. Во время работы на лабораторном столе не должно быть ничего лишнего. На нем могут находиться учебник, тетрадь, письменные принадлежности, справочник. 1.6. Работать сидя, быстро, но без лишней поспешности, во время работы соблюдать тишину. 2. Требования безопасности перед началом работы. 2.1. Выполняйте только те химические опыты, которые согласованы с учителем, под его присмотром или наблюдением лаборанта. 2.2. Не начинать работу, пока не проверено, есть ли для опытов все необходимое, и не продумана последовательность выполнения каждого из них. 2.3. При нагревании растворов в пробирке пользуйтесь деревянным держателем. 2.4. Никакие вещества не пробуйте на вкус. 3. Требования безопасности во время работы. 3.1. Соблюдать правила обращения с реактивами, химической посудой, лабораторным оборудованием. Знать меры предосторожности при работе в кабинете химии. 3.2. Внимательно читайте этикетку на банке с веществом, которое берется для опыта. 3.3. Реактивы для опытов берите в количествах, которые указаны в инструкции. 3.4. Если в инструкции не указано, какую массу или объем вещества надо взять, то сухое вещество берите в таком количестве, чтобы оно только покрыло дно пробирки, раствор, чтобы занял не более 1/6 объема пробирки. 3.5. Остаток взятого реактива нельзя сливать (ссыпать) обратно в сосуд, где он хранился. Его следует сливать (ссыпать) в отдельную банку. 3.6. При наливании жидкостей сосуд с реактивами берите так, чтобы этикетка была направлена в сторону ладони, снимайте каплю с края горлышка сосуда, иначе жидкость будет стекать по стеклу, портить этикетку, может повредить кожу рук. 3.7. Сосуд, из которого взяли реактив, сразу же закройте пробкой и поставьте на место. 3.8. Не заглядывайте в пробирку, в которой нагревается жидкость, и не наклоняйтесь над сосудом, в который напивают какую-либо жидкость, потому что мельчайшие капли могут попасть глаз. 3.9. Нюхайте все вещества осторожно, не наклоняйтесь над пробиркой и не вдыхайте полной грудью, а направляйте к себе пар или газ движениями руки. 4. Требования безопасности после окончания работы. 4.1. Уберите свое рабочее место. 4.2. Проверьте, закрыты ли краны с водой. 4.3. Обязательно тщательно вымойте руки. 5. Требования безопасности в аварийных ситуациях. 5.1. При работе с кислотами следует проявлять осторожность. Особенно нужно беречь глаза. При попадании кислоты на руки следует немедленно смыть ее большим количеством воды. 5.2. Попадания даже разбавленного раствора щелочи в глаза может привести к необратимой потере зрения. При попадании раствора щелочи на руки немедленно смойте его большим количеством воды до исчезновения ощущения мылкости. 5.3. Будьте особенно осторожны при работе с нагревательными приборами. 5.4. Горючие предметы ставьте на керамическую или спиральную подставку. 5.5. Чтобы прекратить горение спиртовки нужно накрыть его колпачком (задувать нельзя!). С техникой безопасности при работе в кабинете химии и экологических основ природопользования ознакомлен _____________________________ Критерии оценки выполнения лабораторной работы по химии Лабораторные работы оцениваются педагогом как на уроке: навыки подготовки и проведения химического эксперимента, знание техники безопасности, владение базовыми теоретическими знаниями, необходимыми для грамотного проведения эксперимента и оформления отчета о лабораторной работе, - так и по результату работы, а именно по отчету в рабочей тетради. Для выставления оценки за работу используется рейтинговая система, которая предполагает оценивание в баллах различных умений и навыков студентов, подтвержденных ими в ходе лабораторной работы. 1. Работа выполнена по всем правилам техники безопасности (5 баллов) 2. Эксперимент выполнен верно: взяты нужные вещества, в правильных пропорциях, соблюдена методика выполнения (10 баллов) 3. Отчет оформлен в соответствии с требованиями, грамотно, аккуратно, записаны уравнения реакции, наблюдения, вывод (5 баллов). 4. Получены ответы на контрольные вопросы, решены дополнительные задачи (5 баллов) 5. Повторное выполнение лабораторной работы (2 балла) Таким образом, максимальное количество баллов, которое студент может получить за выполнение лабораторной работы - 25 баллов. Оценка "5" выставляется за набранные 24-25 баллов "4" за 20-23 балла "3" за 15-19 баллов "2" менее, чем 15 баллов Форма отчета по лабораторному практикуму в рабочей тетради № л/рТемаДата сдачиДата контроляОценкаПодпись1. Испытание растворов солей индикаторами. Гидролиз солей.2. Общие свойства металлов. Свойства оксидов и гидроксидов железа и меди.3. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, фосфат-, карбонат - анионы.4. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.5. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.6. Химические свойства карбоновых кислот.7. Распознавание пластмасс и химических волокон.8. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Лабораторная работа №1 Испытание растворов солей индикаторами. Гидролиз солей Цель работы: исследовать характер гидролиза солей в водных растворах при помощи индикаторов. Реактивы: лакмус, фенолфталеин, растворы хлорида натрия, карбоната калия и сульфата алюминия, сульфат натрия, хлорид бария, соляная кислота. Приборы и оборудование: пробирки, универсальная индикаторная бумага, штатив пробирочный, пипетки. Ход работы: I. Исследуйте характер гидролиза солей в водном растворе. Результат испытаний запишите в таблицу. Раствор солиФенолфталеинЛакмусУниверсальная индикаторная бумагаNaCl K2CO3 Al2(SO4)3 Составьте ионные уравнения гидролиза солей, указав характер (кислый, щелочной или нейтральный) растворов. 1. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ II. Экспериментальная задача. В трех пробирках под номерами даны растворы веществ: сульфата натрия, карбоната калия, хлорида натрия. Установите, в какой пробирке какая соль при помощи двух реактивов. Ход решения задачи отразите в таблице: ВеществоРеактив №1НаблюдениеРеактив №2Наблюдение№ пробиркиK2CO3Na2SO4NaCl Контрольные вопросы: 1. Какими (сильными или слабыми) основаниями и кислотами образованы исследованные в опыте I соли? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Какие соли не подвергаются гидролизу? Почему? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка:Преподаватель: Лабораторная работа №2 Общие свойства металлов. Свойства оксидов и гидроксидов железа и меди Цель работы: Провести химические реакции, подтверждающие общие свойства металлов. Рассмотреть свойства оксидов и гидроксидов железа и меди. Реактивы: соляная кислота, магний (порошок), цинк (гранулы), медь, сульфат железа (II), гидроксид калия, пероксид водорода, серная кислота, хлорид меди (II). Приборы и оборудование: пробирки, спиртовка, спички, ложечка для твердых реактивов, пипетки, держатель, штатив пробирочный. Ход работы: I. Вытеснение металлами водорода из раствора кислоты. Название металлаОписание опытаНаблюдениеУравнение реакцииMg ________________________ ______________ ______________________Zn ________________________ ______________ ______________________Cu ________________________ ______________ ______________________ II. Получение и свойства гидроксидов железа. Название опытаОписание опытаНаблюдениеУравнение реакции1. Получение гидроксида железа (II) ___________________ ______________ ______________________2. Окисление гидроксида железа(II) до гидроксида железа (III) ___________________ ______________ ______________________3. Взаимодействие гидроксида железа (III) с кислотами ___________________ ______________ ____________________________________________ III. Получение и свойства оксидов и гидроксидов меди (II). Название опытаОписание опытаНаблюдениеУравнение реакции1. Получение гидроксида меди (II) ___________________ ______________ ______________________2. Получение оксида меди (II) ___________________ ______________ ______________________3. Взаимодействие гидроксида меди (II) с кислотами ___________________ ______________ ____________________________________________ Контрольный вопрос: Какой из перечисленных ниже металлов будет взаимодействовать с хлоридом железа (III): а) Al; б) Zn; в) Ag? Напишите уравнения соответствующих реакций. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка:Преподаватель: Лабораторная работа №3 Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, фосфат-, карбонат - анионы. Цель работы: научиться при помощи качественных реакций распознавать различные неорганические соли. Реактивы: хлорид натрия, хлорид бария, ортофосфат калия, сульфат алюминия, сульфат калия, серная кислота, карбонат калия, нитрат серебра. Приборы и оборудование: штатив пробирочный, пробирки, пипетки. Ход работы: I. Провести качественные реакции на хлорид-, сульфат-, фосфат-, карбонат-анионы при помощи имеющихся реактивов. Результаты опытов занести в таблицу: № опытаОписание опытаНаблюденияУравнение реакции в молекулярном видеУравнение реакции в ионном виде1.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ II. Экспериментальная задача. При помощи имеющихся химических реактивов распознайте выданные соли: хлорид натрия, фосфат, сульфат, карбонат калия, - проведя минимальное количество операций. Ход эксперимента отразите в таблице. ВеществоРеактив №1НаблюдениеРеактив №2Наблюдение№ пробиркиK2CO3К2SO4К3PO4NaCl Решите контрольную задачу: Какую массу SiO2 можно восстановить коксом массой 7,5г. с примесями в 20%? Дано: Решение: Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка:Преподаватель: Лабораторная работа №4 Решение экспериментальных задач по неорганической химии Цель работы: решить экспериментальные задачи по неорганической химии, применив знания о химических свойствах неорганических веществ. Реактивы: сульфат меди (II), гидроксид натрия, соляная кислота, магний, хлорид бария, карбонат калия, ортофосфат калия. Приборы и оборудование: штатив пробирочный, пробирки, пипетки, спиртовка, медная проволока, спички. Ход работы: I. Выданы вещества: сульфат меди (II), гидроксид натрия, соляная кислота, магний, хлорид бария, карбонат калия, ортофосфат калия. Пользуясь этими веществами, получите: А) оксид меди (II); Б) углекислый газ; В) гидроксид магния. Ход эксперимента отразите в таблице: Название опытаОписание опытаНаблюдениеУравнение реакции1. Получение оксида меди (II) ___________________ ______________ ______________________2. Получение углекислого газа ___________________ ______________ ______________________3. Получение гидроксида магния ___________________ ______________ ______________________ II. Докажите, что раствор сульфата меди (II) содержит ионы Сu+2 и SO-2 при помощи химического эксперимента. Опишите свои наблюдения и приведите уравнения соответствующих реакций. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Уравнение 1. ______________________________________________________________ Уравнение 2. ______________________________________________________________ Решите контрольную задачу: Вычислите массу железа, которую можно получить из магнитного железняка Fe3O4 при его взаимодействии с техническим алюминием массой 114г, с массовой долей примесей 10%. Дано: Решение: Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка:Преподаватель: Лабораторная работа №5 Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах Цель работы: доказать, что в органическом веществе присутствуют атомы углерода, водорода и хлора. Реактивы: раствор гидроксида кальция, раствор монохлорамина. Приборы и оборудование: парафиновая свеча, химический стакан, химическое стекло, спички, штатив пробирочный, пробирки, медная проволока, резиновая пробка. Ход работы: Проведите химический эксперимент. Ход эксперимента и его результаты запишите в таблицу. № опытаНазвание опытаОписание опытаНаблюдения, рисунок прибора, уравнение реакции1.Качественное определение водорода в парафине. ___________________________________ ___________________________________ ______________________________ 2.Качественное определение углерода в парафине ___________________________________ ______________________________3.Качественное определение хлора в монохлорамине ___________________________________ ______________________________ Решите контрольную задачу. Вывести структурную формулу алкана, имеющего в своем составе 83,3% углерода и 16,6% водорода. Относительная плотность паров этого алкана по кислороду равна 2,25. Дано: Решение: Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка:Преподаватель: Лабораторная работа №6 Химические свойства карбоновых кислот Цель работы: Провести реакции, подтверждающие химические свойства карбоновых кислот. Реактивы: раствор уксусной кислоты, лакмус, фенолфталеин, магний (порошок), цинк (гранулы), гидроксид калия, карбонат кальция. Приборы и оборудование: штатив пробирочный, пробирки, держатель, спиртовка, спички, пипетки. Ход работы: Провести химический эксперимент. Результаты эксперимента занести в таблицу. № опытаНазвание опытаОписание опытаНаблюдения, уравнение реакции1.Действие индикатора на раствор уксусной кислоты 2.Взаимодействие уксусной кислоты с магнием ___________________________________ ______________________________3.Взаимодействие уксусной кислоты с цинком ___________________________________ ______________________________4.Взаимодействие уксусной кислоты со щелочами ___________________________________ ______________________________5.Взаимодействие уксусной кислоты с солями более слабых кислот ___________________________________ ______________________________ Контрольный вопрос: Какие свойства уксусной кислоты сходны со свойствами неорганических кислот? Какие специфические свойства проявляют карбоновые кислоты? Ответ подтвердите уравнениями реакции. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка:Преподаватель: Лабораторная работа №7 Распознавание пластмасс и химических волокон Цель работы: распознать выданные образцы пластмасс и волокон. Реактивы: набор пластмасс - полистирол, полиэтилен, полиметилметакрилат; набор волокон - хлопок, шерсть, лавсан; ацетон, азотная кислота, серная кислота, гидроксид натрия. Приборы и оборудование: тигельные щипцы, спиртовка, спички, штатив пробирочный, пробирки. Ход работы: № опытаИсследование пластмасс и волоконНаблюдениеВывод1. Распознавание пластмасс1.1.Внешний осмотр пластмасс ________________________________ _____________1.2.Исследование отношения образцов к горению ________________________________ _____________1.3.Исследование растворение образцов в ацетоне ________________________________ _____________2. Распознавание волокон2.1.Внешний осмотр волокон ________________________________ _____________2.2.Исследование отношения образцов к горению ________________________________ _____________2.3.Исследование растворение образцов в азотной кислоте ________________________________ _____________2.4.Исследование растворение образцов в серной кислоте ________________________________ _____________2.5.Исследование растворение образцов в гидроксиде натрия ________________________________ _____________Ответьте на контрольные вопросы: 1. Чем принципиально отличаются реакции полимеризации и поликонденсации? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Запишите уравнение полимеризации бутадиен -1,3 и уравнение поликонденсации глюкозы. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка:Преподаватель: Лабораторная работа №8 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений Цель работы: при помощи характерных химических реакций решить экспериментальные задачи с использованием органических веществ. Реактивы: этиловый спирт, сульфат меди(II), гидроксид калия, изобутиловый спирт, глицерин, раствор фенола, уксусная кислота, раствор глюкозы, крахмальный клейстер, бромная вода, спиртовой раствор йода, карбонат кальция. Приборы и оборудование: штатив пробирочный, пробирки, спиртовка, держатель, спички, медная проволока, стеклянная палочка, пипетка. Ход работы. 1. Исходя из этилового спирта, получите: а) альдегид; б) карбоновую кислоту; в) сложный эфир. Результат эксперимента оформите в виде таблицы: № опытаНазвание опытаОписание опытаНаблюденияУравнение реакции1.Окисление этилового спирта до альдегида _________________________ ________________ ________________2.Окисление альдегида до карбоновой кислоты _________________________ ________________ ________________3.Синтез сложного эфира _________________________ ________________ ________________2. При помощи качественных реакций распознайте растворы следующих органических веществ: глицерин, раствор фенола, уксусная кислота, раствор глюкозы, крахмальный клейстер. Каждый химическое вещество разлито в 4 пробирки под номерами от 1 до 6. Проводя последовательные качественные реакции на тот или иной органический реактив, определите их порядковый номер. Ход эксперимента оформите в виде таблицы. Название реакцииОписание качественной реакцииНаблюденияУравнения реакции№ про-бирки1. Качественная реакция на фенол_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Качественная реакция на крахмальный клейстер_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Распознавание глицерина и глюкозы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Подтверждение наличия уксусной кислоты в оставшейся пробирке.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Решите контрольную задачу: Массовая доля крахмала в картофеле составляет 20%. Рассчитайте массу глюкозы, которую можно получить из крахмала, выделенного из 891 кг картофеля. Дано: Решение: Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка:Преподаватель: Литература 1. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Н.М. Дорофеева. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. 2. Куприянова Н.С. Лабораторно-практические работы по химии 10-11 класс.- С-Пб.: Владос, 2011. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ по дисциплине "Химия" для студентов среднего профессионального образования очной формы обучения Издание печатается с авторского оригинал-макета по решению методического совета ГБОУ СПО ШАПТ Компьютерный набор, корректура и правка - авторские Верстка - методист ресурсного центра Подписано в печать 03.10.2014 г. Отпечатано в ресурсном центре ГБОУ СПО "Шахунский агропромышленный техникум" 606910, Россия, Нижегородская область, г. Шахунья, ул. Тургенева, д. 15 Ризография. Бумага для офисной техники. (тираж 100 экз.)

Федеральное агентство по образованию Томский государственный архитектурно-строительный университет

И.А. КУРЗИНА , Т.С. ШЕПЕЛЕНКО , Г.В. ЛЯМИНА , И.А. БОЖКО , Е.А. ВАЙТУЛЕВИЧ

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Учебное пособие

Издательство Томского государственного архитектурно-строительного университета

УДК 546 (076.5) Л 12

Лабораторный практикум по общей и неорганической химии [Текст] : учебное пособие / И.А. Курзина, Т.С. Шепеленко, Г.В. Лямина [и др.] ; под. ред. И.А. Курзиной.

Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2006. – 101 с. – ISBN 5–93057–172–4

В учебном пособии приводятся теоретические сведения по основным разделам курса общей

и неорганической химии (классы неорганических соединений, основные законы и понятия химии, энергетические эффекты химических реакций, химическая кинетика, растворы, электрохимия, основные свойства некоторых элементов I – VII групп периодической системы Д.И. Менделеева). В экспериментальной части описаны методики выполнения семнадцати лабораторных работ. Пособие позволит студентам эффективнее готовиться к практическим занятиям и экономить время при оформлении отчетов по лабораторным работам. Учебное пособие предназначено для всех специальностей всех форм обучения.

Илл. 14, табл. 49 , библиогр. 9 названий Печатается по решению редакционно-издательского совета ТГАСУ.

Рецензенты:

Доцент кафедры аналитической химии ХФ ТГУ, к.х.н. В.В. Шелковников Доцент кафедры общей химии ТПУ, к.х.н. Г.А. Воронова Доцент кафедры химии ТГАСУ, к.б.н. Т.М. Южакова

университет, 2006

Введение...............................

Правила работы в химической лаборатории................................................................

Лабораторная работа № 1. Классы неорганических соединений ...................................

Лабораторная работа № 2. Определение молекулярной массы кислорода ...................

Лабораторная работа № 3. Определение теплового эффекта химической реакции.....

Лабораторная работа № 4. Кинетика химических реакций ............................................

Лабораторная работа № 5. Определение концентрации раствора. Жесткость воды...

Лабораторная работа № 6. Реакции в растворах электролитов. Гидролиз солей.........

Лабораторная работа № 7. Электрохимические процессы .............................................

Лабораторная работа № 8. Химические свойства металлов. Коррозия ........................

Лабораторная работа № 9. Алюминий и его свойства ....................................................

Лабораторная работа № 10. Кремний. Гидравлические вяжущие .................................

Лабораторная работа № 11. Соединения азота и фосфора .............................................

Лабораторная работа № 12. Сера и ее свойства ...............................................................

Лабораторная работа № 13. Элементы подгруппы хрома ..............................................

Лабораторная работа № 14. Галогены ..............................................................................

Лабораторная работа № 15. Элементы подгруппы марганца .........................................

Лабораторная работа № 16. Подгруппа семейства железа .............................................

Заключение...........................................................................................................................

Приложение 1. Список важнейших кислот ........................................................................

Приложение 2. Характеристика кислотно-основных индикаторов .................................

Приложение 3. Важнейшие физико-химические величины .............................................

Приложение 4. Важнейшие физико-химические константы ...........................................

Приложение 5. Соотношение между единицами измерений ...........................................

Приложение 6. Приставки кратных и дольных единиц ....................................................

Приложение 7. Криоскопические и эбуллиоскопические константы некоторых рас-

творителей ..............................................................................................................................

Приложение 8.

электролитической диссоциации (α ) важнейших

электрлитов в 0,1 н растворах при 25 °С .............................................................................

Приложение 9.

Константы

диссоциации

некоторых электролитов в водных

растворах при 25 °С ...............................................................................................................

Приложение 10.

растворимости

неорганических соединений при

комнатной температуре .........................................................................................................

Приложение 11. Электрохимический ряд напряжений и стандартные электродные

потенциалы при 25 °С ...........................................................................................................

Приложение 12. Процессы, протекающие при электролизе водных растворов

солей ........................................................................................................................................

Приложение 13. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева ..........................

ВВЕДЕНИЕ

Химия относится к естественным наукам, которые изучают окружающий нас материальный мир. Материальные объекты, составляющие предмет изучения химии, – это химические элементы и их разнообразные соединения. Все объекты материального мира находятся в непрерывном движении (изменении). Существуют различные формы движения материи, в том числе химическая форма движения, которая также является предметом изучения химии. К химической форме движения материи относятся разнообразные химические реакции (превращения веществ). Итак, химия – это наука о свойствах химических элементов и их соединений и о закономерностях превращений веществ.

Важнейшим прикладным аспектом современной химии является целенаправленный синтез соединений, обладающих необходимыми и заранее предсказанными свойствами, для последующего их применения в различных областях науки и техники, в частности для получения уникальных материалов. Необходимо отметить, что химия как наука прошла до наших дней короткий путь – приблизительно начиная с 60-х годов XIX века. За период, длившийся полтора века, разработана периодическая классификация химических элементов и учение о периодичности, созданы теория строения атома, теория химической связи и строения химических соединений, появились такие важные для описания химических процессов дисциплины, как химическая термодинамика и химическая кинетика, возникли квантовая химия, радиохимия, ядерная физика. Химические исследования расширились так, что отдельные ветви химии – неорганическая химия, органическая химия, аналитическая химия, физическая химия, химия полимеров, биохимия, агрохимия и др. – стали само-

стоятельными независимыми науками.

Данное учебно-методическое пособие включает два основных раздела современной химии: «Общая химия» и «Неорганическая химия». Теоретические основы для понимания многообразной и сложной картины химических явлений закладывает общая химия. Неорганическая химия вводит в конкретный мир веществ, образуемых химическими элементами. Авторы стремились в возможно более краткой форме осветить основные вопросы курса общей химии. Значительное внимание уделено теоретическим разделам общей химии: основные законы и понятия химии, химическая термодинамика, химическая кинетика, свойства растворов, электрохимия. В разделе «Неорганическая химия» рассмотрены основные свойства элементов I – VII групп периодической системы Д.И. Менделеева. В приложениях даны основные физико-химические свойства неорганических веществ. Данное учебнометодическое пособие призвано помочь студентам в освоении основных положений химии, приобретении навыков решения типовых задач и проведении экспериментов в химической лаборатории.

При проведении лабораторных работ очень важно соблюдать технику безопасности. Работу с данным учебно-методическим пособием следует начинать со знакомства с основными правилами работы в химической лаборатории.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Требования безопасности перед началом работы:

1. Перед выполнением лабораторной работы необходимо ознакомиться с физикотехническими свойствами применяемых и образующихся в процессе химической реакции веществ, а также с инструкциями и правилами по обращению с ними.

2. Содержать рабочее место в чистоте и порядке. На рабочем столе должны находиться только необходимые приборы и рабочая тетрадь.

Требования безопасности во время работы:

1. Приступать к выполнению опыта следует лишь тогда, когда отчетливо уяснены цель и задачи его, когда обдуманы отдельные этапы выполнения опыта.

2. Работы с ядовитыми, летучими и едкими веществами необходимо производить только в вытяжном шкафу.

3. При всех работах соблюдать максимальную осторожность, помня, что неаккуратность

и невнимательность могут повлечь несчастный случай.

4. Не следует наклоняться над сосудом с кипящей жидкостью. Нагреваемую пробирку необходимо держать отверстием от себя, так как может произойти выброс жидкости. Прогревать содержимое по всей пробирке, а не только снизу.

5. После использования реактива его необходимо сразу ставить на место, чтобы не создавать беспорядка на рабочем месте и не перепутать реактивы при расстановке их в конце занятий.

6. При разбавлении концентрированной серной кислоты необходимо кислоту вливать малыми порциями в воду, а не наоборот.

7. Воспрещается работать с огнеопасными веществами вблизи включенных электроприборов и горящих спиртовок или горелок.

8. Нюхать вещество следует, направляя пары к себе движением руки, а не вдыхая их полной грудью.

9. Нельзя употреблять для опытов вещество из банок, упаковок и капельниц без этикеток или с неразборчивыми надписями.

10. При попадании на кожу кислоты или щелочи необходимо промыть обожженное место большим количеством воды, а затем – при ожогах кислотой – 3%-ым раствором соды, а при ожогах щелочами – 1%-ым раствором борной кислоты.

11. При попадании реактива в глаза следует промыть их струей воды, а при отравлении газами обеспечить пострадавшему приток свежего воздуха.

12. Во избежание отравлений категорически запрещается хранить и принимать пищу, курить в рабочих комнатах химических лабораторий.

Требования безопасности по окончании работы:

Необходимо убирать со стола и пола все пролитое, разбитое и рассыпанное. После выполнения эксперимента, рабочее место необходимо привести в порядок. Гранулы и кусочки металла не бросать в раковину, а складывать в специальный сосуд и сдавать лаборанту. Никаких веществ из лаборатории нельзя брать домой. После окончания работы нужно обя-

зательно вымыть руки. Обо всех нарушениях правил техники безопасности и непредвиденных ситуациях немедленно сообщать преподавателю!

С правилами техники безопасности ознакомился и обязуюсь выполнять Подпись студента:

Инструктаж провел, знания правил техники безопасности проверил Подпись преподавателя:

Лабораторная работа № 1

КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Цель работы : изучить классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства.

Теоретическая часть

Все химические вещества делят на две группы: простые и сложные. Простые вещества состоят из атомов одного элемента (Cl2 , O2 , С и др.). В состав сложных входят два или более элемента (K2 SO4, NaOH, HNO3 и др.). Важнейшими классами неорганических соединений являются оксиды, гидроксиды и соли (рисунок).

Оксидами называются соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. По функциональным признакам оксиды подразделяются на солеобразующие и несолеобразующие (безразличные). Несолеобразующими называются оксиды, которые не образуют гидратных соединений и солей (CO, NO, N2 O). Солеобразующие оксиды по химическим свойствам подразделяют на основные , кислотные и амфотерные (рисунок). Химические свойства оксидов представлены в табл. 1.

Na2 O; MgO; CuO.

Кислотные оксиды образуют все неметаллы (кроме F) и металлы с высокой степенью окисления (+5, +6, +7), например SO3 ; P2 O5 ; Mn2 O7 ; CrO3 .

Амфотерные оксиды образуют некоторые металлы в степени окисления +2 (Be, Zn, Sn, Pb) и почти все металлы в степени окисления +3 и +4 (Al, Ga, Sc, Ge, Sn, Pb, Cr, Mn).

Таблица 1

Химические свойства оксидов

Основные оксиды

Кислотные оксиды

Основный оксид + H2 O → Основание

Кислотный оксид + H2 O → Кислота

CaO+H2 O → Ca(OH)2

SO3 +H2 O → H2 SO4

Осн. оксид + Кисл. оксид → Соль

Кисл. оксид + Основный оксид → Соль

CaO+CO2 → CaCO3

SO3 + Na2 O → Na2 SO4

Осн. оксид + Кислота → Соль + H2 O

Кисл. оксид + Основание → Соль + H2 O

CaO+H2 SO4 → CaSO4 +H2 O

SO3 + 2NaOH → Na2 SO4 +H2 O

Амфотерные оксиды

1. Амфотерный оксид + H 2 O →

2. Амф. оксид + Кисл. оксид → Соль 2. Амф. оксид + Основный оксид → Соль

ZnO + N2 O5 → Zn(NO3 )2

ZnO2 + Na2 O → Na2 ZnO2 (в расплаве)

3. Амф. оксид+ Кислота → Соль + H2 O 3. Амф. оксид + Основание → Соль + H2 O

ZnO + H2 SO4 → ZnSO4 +H2 O

ZnO+2NaOH → Na2 ZnO2 +H2 O (в расплаве)

ZnO+2NaOH 2 → Na2 (в растворе)

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

Основные

IA: Li, Na, K, Rb, Cs

Me2 O (Me=Li, Na, K, Rb, Cs)

IIA: Mg, Ca, Sr, Ba

MeO (Me=Mg, Ca, Sr, Ba, Cu, Ni)

АМФОТЕРНЫЕ

Солеобразующие

Амфотерные

EO (E=Be, Zn, Sn, Pb)

E2 O3 (E=Al, Ga, Cr)

EO2 (E=Ge, Pb)

Кислотные

Cl2 O

EO2 (E=S, Se, C, Si)

БЛАГОРОДНЫЕ

E2 O3 (E=N, As)

E2 O5 (E=N, P, As, I)

EO3 (E = S, Se)

VIIIA: He, Ne, Ar

Несолеобразующие

CO, NO, N2 O, SiO, S2 O

НЕМЕТАЛЛЫ

Основные (основания)

VA: N2 , P, As

VIA: O2 , S, Se

MeOH (Me=Li, Na, K, Rb, Cs)

VIIA: F2 , Cl2 , Br2 , I2

Me(OH)2 (Me=Mg, Ca, Sr, Ba, Cu, Ni)

Амфотерные

E(OH)2 (E=Be, Zn, Sn, Pb)

E(OH)3 (E=Al, Cr)

ГИДРОКСИДЫ

Кислотные (кислоты)

Кислород-

Безкисло-

HEO2 (E=N, As)

(E=F, Cl, Br, I)

H3 AsO3

H2 EO3 (E=Se, C)

HEO3 (E=N, P, I)

H3 EO4 (E=P, As)

H2 EO4 (E=S, Se, Cr)

HEO4 (E=Cl, Mn)

Основныесоли(гидроксосоли)

FeOH(NO3 )2 , (CaOH)2 SO4

Средние соли (нормальные)

Na2 СO3 , Mg(NO3 )2 , Ca3 (PO4 )2

Кислые соли (гидросоли)

NaHSO4 , KHSO4 , CaH2 (PO4 )2

Классификация неорганических соединений

Гидроксидами называют химические соединения оксидов с водой. По химическим свойствам различают основные гидроксиды, кислотные гидроксиды и амфотерные гидроксиды (см. рисунок). Основные химические свойства гидроксидов приведены в табл. 2.

Основными гидроксидами или основаниями называют вещества, которые при электролитической диссоциации в водных растворах образуют отрицательно заряженные гидроксидионы (OH– ) и других отрицательных ионов не образуют. Хорошо растворимые в воде гидроксиды щелочных металлов, кроме LiOH, получили название щелочей . Названия основных гидроксидов образуются из слова «гидроксид» и названия элемента в родительном падеже, после которого, в случае необходимости, римскими цифрами в скобках указывается степень окисленности элемента. Например, Fe(OH)2 – гидроксид железа (II).

Кислотными гидроксидами или кислотами называют вещества, которые при диссоциации в водных растворах образуют положительно заряженные ионы водорода (H+ ) и других положительных ионов не образуют. Названия кислотных гидроксидов (кислот) образуются по правилам, установленным для кислот (см. прил. 1)

Амфотерные гидроксиды или амфолиты образованы элементами с амфотерными свойствами. Амфотерные гидроксиды называют подобно основным гидроксидам, например, Al(OH)3 – гидроксид алюминия. Амфолиты проявляют как кислотные, так и основные свойства (табл. 2).

Таблица 2

Химические свойства гидроксидов

Основания

to C

Основание → Основный оксид + H2 O

to C

Ba(OH)2 → BaO + H2 O

Основание + Кисл. оксид → Соль + H2 O

2. Кислота + Осн. оксид →Соль+ H2 O

Ba(OH)2 + CO2 → BaCO3 + H2 O

H2 SO4 + Na2 O → Na2 SO4 + H2 O

3. Основание + Кислота → Соль + H 2 O

Ba(OH)2 + H2 SO4 → BaSO4 + 2H2 O

Амфотерные гидроксиды

1. Амф. гидроксид+Кисл. оксид→Соль+H2 O 1. Амф. гидроксид+Осн. оксид → Соль+H2 O

Соли – это вещества, молекулы которых состоят из катионов металла и кислотного остатка. Их можно рассматривать как продукты частичного или полного замещения водорода в кислоте на металл или гидроксидных групп в основании на кислотные остатки.

Различают средние, кислые и основные соли (см. рисунок). Средние или нормальные соли – продукты полного замещения атомов водорода в кислотах на металл или гидроксидных групп в основаниях на кислотный остаток. Кислые соли – продукты неполного замещения атомов водорода в молекулах кислот ионами металлов. Основные соли – продукты неполного замещения гидроксидных групп в основаниях на кислотные остатки.

Названия средних солей составляют из названия аниона кислоты в именительном падеже (прил. 1) и названия катиона в родительном падеже, например CuSO4 – сульфат меди. Название кислых солей образуют так же, как и средних, но при этом добавляют приставку гидро- , указывающую на наличие незамещенных атомов водорода, число которых обозначают греческими числительными, например, Ba(H2 PO4 )2 – дигидрофосфат бария. Названия основных солей также образуют подобно названиям средних солей, но при этом добавляют приставку гидроксо- , указывающую на наличие незамещенных гидроксогрупп, например, Al(OH)2 NO3 – дигидроксонитрат алюминия.

Порядок выполнения работы

Опыт 1. Установление характера оксидов

Опыт 1.1. Взаимодействие оксида кальция с водой (А), соляной кислотой (Б), едким натром (В). Среду полученного раствора в опыте (А) проверить с помощью индикатора

(прил. 2).

Наблюдения: А.

Уравнения реакций:

Опыт 1.2. Взаимодействие оксида бора с водой (А), соляной кислотой (Б), едким натром (В). Опыт (А) проводить при нагревании. Среду полученного раствора в опыте (А) проверить с помощью индикатора (прил. 2) .

Наблюдения: А.

Уравнения реакций:

Опыт 2 . Получение и свойства гидроксида алюминия

Опыт 2.1. Взаимодействие хлорида алюминия с недостатком гидроксида натрия

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая программа по классам

10 кл.

11 кл.

Введение

1. Растворы и способы их приготовления

2. Вычисления по химическим уравнениям

3. Определение состава смесей

4. Определение формулы вещества

5. Закономерности протекания химических реакций

6. Комбинированные задачи

7. Качественные реакции

Введение в химический анализ.

Химические процессы.

Химия элементов.

Коррозия металлов.

Пищевая химия.

Фармакология.

Итоговая конференция: «Значение эксперимента в естественных науках».

Итого:

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов выбирающих естественнонаучное направление, рассчитан на 68 часов.

Актуальность курса состоит в том, что его изучение позволит научиться решать основные типы расчетных задач, которые предусмотрены курсом химии средней школы и программой вступительных экзаменов в ВУЗы, то есть успешно подготовиться к ЕГЭ по химии. Кроме того, компенсируется недостаток практических занятий. Это делает занятия увлекательными и прививает навыки работы с химическими реактивами и оборудованием, развивает наблюдательность и умение логически мыслить. В данном курсе предпринята попытка максимально использовать наглядность химического эксперимента, дать возможность учащимся не только увидеть как взаимодействуют вещества, но и измерить, в каких соотношениях они вступают в реакции и получаются в результате реакции.

Цель курса: расширение представлений учащихся о химическом эксперименте.

Задачи курса:

· Повторение материала, рассмотренного на уроках химии;

· Расширение представлений учащихся о свойствах веществ;

· Совершенствование практических навыков и навыков решения расчетных задач на разные типы;

· Преодоление формального представления некоторых школьников о химических процессах.

На занятиях курса ученики совершенствуют умения в решении расчетных задач, выполняют качественные задачи на идентификацию веществ, находящихся в разных склянках без этикеток, экспериментально осуществляют цепочки превращений.

В ходе выполнения эксперимента на занятиях формируются пять типов умений и навыков.

1. Организационные умения и навыки:

составление плана эксперимента по инструкции;

определение перечня реактивов и оборудования по инструкции;

подготовка формы отчета по инструкции;

выполнение эксперимента в заданное время, использование знакомых средств, методов и приемов в работе;

осуществление самоконтроля по инструкции;

знание требований к письменному оформлению результатов эксперимента.

2. Технические умения и навыки:

правильное обращение с известными реактивами и оборудованием;

сборка приборов и установок из готовых деталей по инструкции;

выполнение химических операций по инструкции;

соблюдение правил безопасности труда.

3. Измерительные умения и навыки:

работа с измерительными приборами в соответствии с инструкцией;

знание и использование методов измерений;

обработка результатов измерений.

4. Интеллектуальные умения и навыки:

уточнение цели и определение задач эксперимента;

выдвижение гипотезы эксперимента;

отбор и использование теоретических знаний;

наблюдение и установление характерных признаков явлений и процессов по инструкции;

сравнение, анализ, установление причинно-следственных связей,

обобщение полученных результатов и - формулировка выводов.

5. Конструкторские умения и навыки:

исправление простейших неполадок в оборудовании, приборах и установках под контролем учителя;

пользование готовым оборудованием, приборами и установками;

изготовление простейшего оборудования, приборов и установок под руководством учителя;

изображение оборудования, приборов и установок в виде рисунка.

Контроль знаний осуществляется при решении расчетных и экспериментальных задач.

Итогом работы по элективному курсу станет выполнение зачетной работы, включающей составление, решение и экспериментальное выполнение расчетной задачи или качественного задания: определение состава вещества или осуществления цепочки превращений.

Введение (1 час)

Планирование, подготовка и проведение химического эксперимента. Техника безопасности при проведении лабораторных и практических работ. Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях химическими реактивами.

Тема 1. Растворы и способы их приготовления (4 часа)

Значение растворов в химическом эксперименте. Понятие истинного раствора. Правила приготовления растворов. Технохимические весы и правила взвешивания твердых веществ.

Массовая доля растворенного вещества в растворе. Расчет и приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

Определение объемов растворов с помощью мерной посуды и плотности растворов неорганических веществ с помощью ареометра. Таблицы плотностей растворов кислот и щелочей. Расчеты массы растворенного вещества по известной плотности, объему и массовой доле растворенного вещества.

Изменение концентрации растворенного вещества в растворе. Смешивание двух растворов одного вещества с целью получения раствора новой концентрации. Расчеты концентрации раствора, полученного при смешивании, правило «креста».

Демонстрации. Химическая посуда для приготовления растворов (стаканы, конические и плоскодонные колбы, мерные цилиндры, мерные колбы, стеклянные палочки, стеклянные воронки и т. д.). Приготовление раствора хлорида натрия и раствора серной кислоты. Технохимические весы, разновесы. Определение объема растворов кислот и щелочей с помощью мерного цилиндра. Ареометр. Определение плотности растворов с помощью ареометра. Увеличение концентрации раствора гидроксида натрия с помощью частичного испарения воды и при добавлении дополнительного количества щелочи в раствор, проверка изменения концентрации с помощью ареометра. Уменьшение концентрации гидроксида натрия в растворе за счет его разбавления, проверка изменения концентрации с помощью ареометра.

Практические работы. Взвешивание на технохимических весах хлорида натрия. Приготовление раствора хлорида натрия с заданной массовой долей соли в растворе. Определение объема раствора хлорида натрия с помощью мерного цилиндра и определение его плотности с помощью ареометра. Определение концентрации растворов кислот и щелочей по значениям их плотностей в таблице «Массовая доля растворенного вещества (в %) и плотность растворов кислот и оснований при 20 °С». Смешивание растворов хлорида натрия различной концентрации и расчет массовой доли соли, и определение плотности полученного раствора.

Тема 2. Вычисления по химическим уравнениям (10 часов)

Практическое определение массы одного из реагирующих веществ с помощью взвешивания или по объему, плотности и массовой доле растворенного вещества в растворе. Проведение химической реакции и расчет по уран- нению этой реакции. Взвешивание продукта реакции и объяснение отличия полученного практического результата от расчетного.

Практические работы. Определение массы оксида магния, полученного при сжигании известной массы магния. Определение массы хлорида натрия, полученного при взаимодействии раствора, содержащего известную массу гидроксида натрия, с избытком соляной кислоты.

Практическое определение массы одного из реагирующих веществ с помощью взвешивания, проведение химической реакции и расчет по химическому уравнению этой реакции, определение массы или объема продукта реакции и его выхода в процентах от теоретически возможного.

Практические работы. Растворение цинка в соляной кислоте и определение объема водорода. Прокаливание перманганата калия и определение объема кислорода.

Проведение реакций для веществ, содержащих примеси, наблюдение результатов эксперимента. Расчеты с определением массовой доли примесей в веществе по результатам химической реакции.

Демонстрационный эксперимент. Растворение в воде натрия, кальция и наблюдение результатов эксперимента с целью обнаружения примесей в этих металлах.

Практическая работа. Растворение в растворе азот ной кислоты порошка мела, загрязненного речным песком.

Определение масс реагирующих веществ, проведение химической реакции между ними, исследование продуктов реакции и практическое определение вещества, находящегося в избытке. Решение задач на определение массы одного из продуктов реакции по известным массам реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке.

Демонстрационный эксперимент. Горение серы и фосфора, определение вещества, находящегося в избытке в этих реакциях.

Практические работы. Проведение реакции между растворами азотной кислоты и гидроксида натрия, содержащими известные массы реагирующих веществ, определение избытка реагента с помощью индикатора.

Тема 3. Определение состава смесей (2 часа)

Проведение реакции смеси двух веществ с реактивом, взаимодействующим только с одним компонентом смеси. Проведение реакции смеси двух веществ с реактивом, взаимодействующим со всеми компонентами смеси. Обсуждение результатов эксперимента. Решение задач на определение состава смесей.

Демонстрационный эксперимент. Взаимодействие смеси цинковой пыли и медных опилок с соляной кислотой. Взаимодействие смеси порошка магния и цинковой пыли с соляной кислотой.

Тема 4. Определение формулы вещества (6 часов)

Понятие о качественном и количественном составе вещества. Вычисление молекулярной массы вещества на основе его плотности по водороду и т.д. и массовой доли элемента. Определение формулы вещества исходя из количественных данных продуктов реакции. Определение формулы органических веществ на основе общей формулы гомологического ряда.

Тема 5. Закономерности протекания химических реакций (5 часов)

Понятие о тепловых процессах при химических реакциях. Экзо- и эндотермические реакции. Вычисления по термохимическим уравнениям.

Демонстрация. Реакция разбавления концентрированной серной кислоты и приготовление хлорида аммония.

Понятие скорости реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции. Определение скорости реакции.

Демонстрация. Влияние условий протекания реакции на ее скорость.

Понятие химического равновесия. Способы смещения химического равновесия. Применение данных знаний в химическом производстве.

Тема 6. Комбинированные задачи (3 часа)

Решение комбинированных задач на разные типы блока С ЕГЭ по химии.

Тема 7. Качественные реакции (3 часа)

Понятие качественной реакции. Определение веществ с помощью таблицы растворимости кислот, оснований и солей, характеристика видимых изменений процессов. Определение неорганических веществ, находящихся в разных склянках без этикеток, без использования дополнительных реактивов. Осуществление превращений неорганических и органических веществ.

Демонстрационный эксперимент. Идентификация растворов сульфата железа (II), сульфата меди (II), хлорида алюминия, нитрата серебра с помощью раствора гидроксида натрия. Идентификация растворов хлорида натрия, иодида калия, фосфата натрия, нитрата кальция с помощью раствора нитрата серебра и азотной кислоты.

Осуществление цепочки превращений.

Практические работы. Определение в пронумерованных склянках без этикеток растворов нитрата серебра, гидроксида натрия, хлорида магния, нитрата цинка без использования дополнительных реактивов.

Тема 8. Введение в химический анализ (6 часов)

Введение. Химия, человек и современное общество. Введение в химический анализ. Основы качественного анализа. Основы аналитической химии. Решение типовых расчетных задач.

Практические работы. Проведение анализа по обнаружению следов крови и слюны в выданных пробах. Анализ чипсов и прохладительных напитков.

Тема 9. Химические процессы (6 часов)

Характеристика химических процессов. Химический процесс, его признаки. Кристаллы в природе. Кристаллизация веществ и ее зависимость от различных факторов. Химические процессы в организме человека. Биохимия и физиология.

Практические работы. Кристаллизация вещества. Выращивание кристаллов в лаборатории. Разложение пероксида водорода ферментами крови.

Тема 10. Химия элементов (5 часов)

Сущность химической реакции. Решение задач с участием веществ различных классов и определение типа химической реакции. Химические реакции, идущие без изменения степени окисления химических элементов. Реакции, идущие с изменением степени окисления химических элементов. Реакции ионного обмена.

Практическая работа. Осаждение солей.

Тема 11. Коррозия металлов (3 часа)

Понятие о коррозии. Признаки корродирующей поверхности. Химическая и электрохимическая коррозия. Защита от коррозии.

Практическая работа. Приемы для защиты металлической поверхности от коррозии.

Тема 12. Пищевая химия (7 часов)

Химия и питание. Значение белков, жиров и углеводов для полноценного питания. Факторы, влияющие на усвоение важнейших компонентов пищи. Химические характеристики процессов, происходящих в пищеварительном тракте. «Живая» и «мертвая» пища. Химизм вегетарианства и мясоедения. Ароматизаторы, консерванты, красители и усилители вкуса.

Практические работы. Определение искусственных красителей в пище. Выделение белков из биологических объектов.

Тема 13. Фармакология (4 часа)

Понятие о фармакологии. Рецепт и назначения. Гомеопатия, ее химические основы. Противопоказания и побочность эффекта, химизм.

Практические работы. Действие антибиотиков и нитратов на почвенную микрофлору.

Тема 14. Итоговая конференция: «Значение эксперимента в естественных науках» (3 часа)

От натрохтимии до химиотерапии (лекарственная химия). Химизм биологии питания. Решение типовых химических задач для выхода на ЕГЭ.

Требования к результатам обучения

На занятиях элективного курса «Экспериментальные задачи по химии» учащиеся должны строго выполнять требования техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ, знать правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях химическими реактивами.

После изучения предлагаемого курса учащиеся должны:

уметь производить измерения (массы твердого вещества с помощью технохимических весов, объема раствора с помощью мерной посуды, плотности раствора с помощью ареометра); готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества; определять процентную концентрацию растворов кислот и щелочей по табличным значениям их плотностей; планировать, подготавливать и проводить простейшие химические эксперименты, связанные с растворением, фильтрованием, выпариванием веществ, промыванием и сушкой осадков; получением и взаимодействием веществ, относящихся к основным классам неорганических соединений; определением неорганических веществ в индивидуальных растворах; осуществлением цепочки превращений неорганических соединений;

решать комбинированные задачи, включающие элементы типовых расчетных задач:

определение массы и массовой доли растворенного вещества в растворе, полученном разными способами (растворением вещества в воде, смешиванием растворов разной концентрации, разбавлением и концентрированием раствора);

определение массы продукта реакции или объема газа по известной массе одного из реагирующих веществ; определение выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного;

определение массы продукта реакции или объема газа по известной массе одного из реагирующих веществ, содержащего определенную долю примесей;

определение массы одного из продуктов реакции по известным массам реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке.

Список литературы:

1. Габриелян О.С. Общая химия: задачи и упражнения. М.: Просвещение, 2006.

2. Гудкова А.С. 500 задач по химии. М.: Просвещение, 2001.

3. Задачи Всероссийских олимпиад по химии. М.: Экзамен, 2005.

4. Лабий Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств. М.: Просвещение, 2007

5. Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. М.: Просвещение, 2006.

6. Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. М.: Оникс, 2006.

7. Окаев Е.Б. Олимпиады по химии. Мн.: ТетраСистемс, 2005.

8. КИМы ЕГЭ по химии за разные годы

Номер

урока

(разделы, темы)

Количество

часов

Даты проведе­ния

Оборудование урока

Домашнее задание

1. Введение.

ПСХЭ Д.И.Менделеева, портреты ученых

Введение.

2. Растворы и способы их приготовления

Спиртовка, штатив для пробирок, пробирки, проволока для пламенного теста, фильтровальная бумага, чашка для выпаривания, универсальная индикаторная бумага, растворы азотной кислоты, хлорида бария, гидроксида натрия, известковая вода, нитрат серебра

Массовая доля растворенного вещества.

Молярная концентрация и молярная концентрация эквивалента.

Растворимость веществ.

Практическая работа № 1: «Приготовление раствора определенной концентрации смешиванием растворов различных концентраций».

3. Вычисления по химическим уравнениям

Спиртовка, штатив, щипцы, шпатель, стакан, пробирки, капельница, мерный цилиндр, фильтровальная воронка, фильтровальная бумага, растворы азотной кислоты, нитрата серебра, соляной кислоты, ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица растворимости, калькулятор

Определение массы продукта реакции по известной массе одного из реагирующих веществ.

Вычисление объемных отношений газов.

Задачи, связанные с определением массы раствора.

Вычисление массы, объема, количества вещества продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Проведение реакции между веществами, содержащими известные массы реагирующих веществ, определение избытка с помощью индикатора.

Определение выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного.

Расчет примесей в реагирующих веществах.

4. Определение состава смесей

Спиртовка, штатив, стакан, мерный цилиндр, чашка для выпаривания, фильтровальная бумага, магний, серная кислота, оксид меди (II), карбонат магния, гидроксид натрия, соляная кислота

Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами.

Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами.

5. Определение формулы вещества

Вывод формулы вещества на основе массовой доли элементов.

Вывод молекулярной формулы вещества на основе его плотности по водороду или по воздуху и массовой доли элемента.

Вывод молекулярной формулы вещества по относительной плотности его паров и массе, объему или количеству вещества продуктов сгорания.

Вывод формулы вещества на основе общей формулы гомологического ряда органических соединений.

6. Закономерности протекания химических реакций

ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица растворимости, карточки с заданиями

Расчеты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций.

Химическое равновесие.

7. Комбинированные задачи

ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица растворимости, карточки с заданиями

Комбинированные задачи.

8. Качественные реакции

Широкая пробирка с газоотводной трубкой, штатив, секундомер, газовый шприц, мерный цилиндр, цинковые гранулы и порошок, разбавленная соляная кислота, раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV), оксид меди (II), оксид цинка, хлорид натрия, ломтики картофеля, кусочки печени.

Способы определения неорганических и органических веществ.

Экспериментальное определение неорганических веществ.

Экспериментальное определение органических веществ.

34 час