Православные святыни стамбула. Прогулка по Стамбулу: русские церкви

Голубая мечеть (Султанахмет) - мечеть в центре Стамбула, самая крупная и единственная мечеть с шестью минаретами в городе. Как памятник исламской и мировой архитектуры и культуры является популярной достопримечательностью и символом Стамбула. Вместе с собором Святой Софии и другими памятниками образует великолепный архитектурный ансамбль на центральной площади города - Султанахмет.

Голубая мечеть (Султанахмет) - мечеть в центре Стамбула, самая крупная и единственная мечеть с шестью минаретами в городе. Как памятник...

Добавить в маршрут

Добавить в маршрут

Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут

Добавить в маршрут

Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут

Добавить в маршрут

Добавить в маршрут Добавить в маршрут

Православный Стамбул

Могущественный Константинополь, столица императоров – величайший из городов мира. Православный Стамбул – то, что сохранилось о него за века турецкого владычества. Он нем и пойдет речь в настоящей статье.


Святая София, возведенная всего лишь за период с 532 по 537 годы, стала символом православия. Сюда пришли послы от св. равноап. князя Владимира, передавшие ему восторженные слова: «не знаем – на Земле мы были или на Небе». Здесь короновались византийские императоры, и приняла святое крещение св. равноапостольная княгиня Ольга. Православный Стамбул – оплот христианства в Турции, а Святая София – его сердце.


Почти на берегу бухты Золотой Рог находится Греческая патриархия. В примыкающем к ней соборе св. вмч. Георгия паломники могут поклониться части колонны, к которой был прикован Спаситель во время бичевания, мощам свв. Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Здесь же можно помолиться у мозаичной иконы Пресвятой Богородицы, вывезенной святой царицей Еленой из Иерусалима.


Особенно близко русскому сердцу подворье Свято-Пантелеймонова монастыря в старинном районе Стамбула Каракей. От огромного корпуса, полностью принадлежащего подворью, теперь остался только храм и трапезная на самом верху многоэтажного здания. Здесь находили приют и посильную помощь тысячи людей, вынужденных покинуть Россию в 1917-1922 годах. Православная община, хотя и немногочисленная, сохраняется здесь и в наше время. Священники, прибывшие со Святого Афона, проводят регулярные богослужения. Желающие могут подать записки в Свято-Пантелеймонов монастырь на Афоне.


На храме на северной окраине старого города покоилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы – Влахернская. Именно здесь произошло чудо Покрова, когда в 626 году Патриарх и жители Константинополя в слезах молились перед образом Пресвятой Богородицы об избавлении от нашествия. После молитвы великую святыню – Ризу Пречистой – окунули в воды Золотого Рога. Погода была солнечная, но вдруг на горизонте появилась едва заметная и быстро приближающаяся туча. Вскоре начался яростный шторм, разметавший все вражеские корабли. Сейчас здесь выстроен новый храм, при этом сохранился древний источник, где можно набрать святой воды.


Еще один святой источник Стамбула находится в храме, который так и называется – Живоносный источник. Он был известен уже с V века. По преданию, византийский воин по имени Лев в отчаянии бродил по росшим в этой местности лесам. Его угнетали безденежье и неопределенность собственной судьбы. Здесь он встретил слепого старца, попросившего у Льва воды. Отойдя немного в сторону, обремененный тяжкими думами воин обнаружил источник с удивительно чистой и вкусной водой. Напоив старика, Лев получил откровение о том, что он не должен сетовать на судьбу, ибо скоро станет императором. Так и случилось – из простого солдата Лев с Божией помощью стал правителем Византийской империи. Множество паломников стремились посетить этот храм, в надежде на помощь Спасителя. Последовать их примеру можно и сейчас – источник существует, и вода в нем не иссякает.


Рядом с остановкой легкого метро Чемберлиташ находится один из самых древних памятников Стамбула – колонна императора св. Константина Великого. Она была возведена около 330 года и является, таким образом, ровесницей Константинополя. Первоначально на ней возвышалась золотая статуя императора, но в 1106 году в результате сильнейшего урагана статуя рухнула вниз. Затем на вершину колонны был поднят золотой крест, однако и его постигла печальная участь. В 1204 году, во время разорения Константинополя крестоносцами, драгоценный крест исчез. По преданию, под колонной были сокрыты великие святыни православного мира: топор, которым Ной изготовил Ковчег, а также несколько корзин хлебов – оставшихся после чудесного умножения хлебов Спасителем.

И приглашаю вас в небольшой квартал района Фанар (Фенер, на полуострове Фатих, координаты 41°1′ 44.73″N , 28°57′ 6.56″E ) на южной стороне бухты Золотой Рог. Православный храм в Стамбуле мы посетили когда направлялись во дворец Долмабахче, эта экскурсия была незапланированной. В Стамбуле 60 православных храмов, главный из них — Георгия Победоносца.

Наши друзья побывали в соборе ранее и настоятельно рекомендовали заглянуть в храм Св. Георгия (тур. Aya Yorgi) , за стенами которого хранятся ценные реликвии. Церковь относится к православным святыням Константинополя.

Из района Султанахмет в район Фанар мы отправились на такси, служба начиналась в 10 утра, поэтому решили немного разориться, чтоб сэкономить время. Собор святого великомученика Георгия Победоносца является резиденцией Вселенского и Константинопольского Патриарха.

Район Фанар — старейший район Стамбула. Состоятельные греки выкупали здесь дома и землю, чтобы быть поближе к патриаршему пристолу. Многие из них поколениями служат патриархии.


Храм Св. Георгия располагается за высоким забором в тени красивых минаретов Стамбула. Центральные ворота храма закрыты всегда и напоминают о давно ушедшей истории. В 1821 году у ворот святыни была проведена казнь патриарха Георгия V, которого обвинили в причастности к греческому восстанию и повесили прямо на воротах храма.

С виду скромная базилика мало похожа на кафедральный собор, но все восприятие меняется, как только попадаешь в стены действующего храма. Само здание окружают небольшие дворики с нарядными клумбами, административные здания, резиденция патриарха и библиотека. Позади храма находится колокольня.


За свою историю православный храм пережил много пожаров и разрушений. Изначально, на этом месте находился женский монастырь, а с 1601 резиденция Константинопольского Патриарха.

Мы вошли в храм, когда служба уже началась и провели в нем около часа.


Первое, что бросается в глаза при входе в церковь, покрытый золотом иконостас, иконы из мозаики и высокие канделябры из слоновой кости — щедрое убранство, которое свойственно для православного христианства.




Справа от иконостаса находится фрагмент мраморного столба бичевания из Иерусалима, в котором вмурована часть кольца. По приданию к этому кольцу был прикован Иисус во время бичевания.

К кольцу можно приложить ладонь и помолиться.

Вдоль стены храма находятся саркофаги с мощами святых великомучениц царицы Феофании, Соломонии и Евфимии. В церкви хранятся контейнеры с частицами мощей святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста.



В 1941 году церковь сильно пострадала от пожара. Обновленный православный храм Георгия Победоносца был открыт после реставрации в 1991 году.

В марте 2014 года, в День Торжества Православия в церкви Св. Георгия прошла Божественная литургия, которая собрала многочисленных мирян и священнослужителей, представителей Государственного дипломатического корпуса и государственных деятелей. Возглавили торжественную службу 13 патриархов православных церквей мира.

Литургия шла на нескольких языках: греческом, церковно-славянском, грузинском, сербском, арабском, румынском и албанском. По истине в Стамбуле состоялся праздник Торжества Православия.

Не буду утверждать, но существует поверье, что церковь Св. Георгия является — местом силы, его посещают женщины, которые не могут забеременеть, об этом нам рассказала одна их прихожанок. Есть много примеров, когда для пиара выдумывают разные предания, но зачастую, женщина мечтающая о счастье материнства верит в разные суеверия.

Так же, как и сотни лет назад, православные жители города идут в храм в котором сглаживаются границы времен и минорное пение возвращает в тот мир, где они чувствуют себя не только потомками, но и подлинной частью Великой Византии.

Фотосъемка в храме Св. Георгия разрешена.

Просмотреть увеличенную карту
Церковь открыта для посещения каждый день с 8:30 до 16:00.

Станция метро Emniyet-Fatih

Благодарю за внимание!

Стамбул познакомился с христианством в IV веке. До этого в городе доминировал паганизм. Первые христианские церкви в Стамбуле- Хаварию, Айя - София и церковь Святой Ирины. До покорения города османами в Стамбуле были построены церкви относящиеся к разным конфессиями и течениям: несторианское, монофизитское, католическое, православное, сирийское, грегорианское, кельтское, доминиканское и францисканское. Кроме того, многие народы имели свои церкви - греки, армяне, латиняне, генуэзцы.

Армянская патриархия
Армянская патриархия в Стамбуле - это один из четырех иерархических центров армянской церкви (другие три находятся в Ереване, Бейруте и Иерусалиме). Первый стамбульский патриарх Иоахим I занимал высший священный пост во времена правления султана Мехмеда Завоевателя. С 1641 года центральная церковь Святой Девы Марии и деревянное здание патриархии находятся в порту Констанкалион, что в наши дни относится к району Кумкапы.
Патриархия расположена в 20 минутах ходьбы от храма Айя-Софии, мечети Султана Ахмеда и дворца Толкапы. В 2001 году все армяне мира и Стамбула отмечали 450 годовщину основания Армянской Патриархии.
Католическая церковь Святого Антония из Падуи
Церковь Святого Антония, находящаяся на проспекте Истикляль в Бейоглу, является творением рук архитектора Джулио Монгери. Строительство церкви длилось шесть лет и закончилось в 191 2 году.
Церковь, являющаяся одной из самых крупных в Стамбуле, имеет самый обширный католический приход. Церковь, построенная из красного кирпича, является ярким примером неоготического архитектурного стиля.
Церковь Святого Георгия Греческой православной Патриархии
Греческая православная Патриархия находится во дворе церкви, расположенной в районе Фенер. Патриархия былапереведена в церковьСв.Георгия, ранее использовавшуюся, как монастырь, в 1602 году.
Церковь сильно пострадала время пожара в 1941 году и еще неоднократно в последующие годы. Последние реставрационные работы закончились в 1991году. Церковь известна своими бесценными реликвиями: Патриарший трон, предположительно датированный V веком; тримозаичные иконы, практически не имеющие аналогов в мире; колонна, к которой, по поверью, был привязан Иисус подвергшийся истязаниям; гробы трех святых – это лишь немногое, чем славится церковь.
Синагога Неве Шалом
Синагога Неве Шалом, название которой в переводе с иврита означает «Оазис Мира», сходится на проспекте Вьюк Хендек, в Бейоглу -Куледиби. Под синагогу был переделан спортивный зал ной из еврейских начальных школ. Однако, поскольку не были получены необходимые разрешения, синагога оставалась недействующей до 1949 года.Проект синагоги был подготовлен двумя евреями, выпускниками Стамбульского технического университета Элио Вентураи и Бернардом Мотола. Синагога была открыта для служб в 1951 году. Наиболее впечатляющими деталями внутреннего убранства являются, подвешенная к куполу, восьмитонная люстра, витражи из стекла, специально привезенного из Англии и мраморные разделяющие перегородки.
Армянская Православная церковь Сурп Киркор Лусарович
Церковь, расположенная по адресу улица Сакызджылар, № 3 в Каракёй, является самой старой армянской церковью города (построенав 1431 году). Киркор Лусарович, одна из нескольких церквей, построенных в Республиканский период, со своим куполом конической формы, занимает особое место среди Армянских церквей города. В Стамбуле очень мало церквей, имеющих купол подобной формы. Колокольня, построенная у входа церковь, отражает классический армянский архитектурный стиль. Интерьер украшен плиткой, оставшейся от древней разрушенной церкви. Также в декорациях использованы несколько картин. Внутреннее освещение, как принято в армянских церквях, слабое и поддерживается несколькими узкими окошками.
Церковь Святого Стефана - «Железная Церковь»
Церковь Святого Стефана, также называемая «Болгарской Церковью», расположена на улице Мюрсель Паша на берегу бухты Золотого Рога. Здание церкви, как и внутренние колонны, и мезонины, выполнено из листового железа. Железо было выковано в Вене в 1871 году и доставлено в бухту Золотого Рога морским путем. Конструкция церкви выполнена в мобильном варианте, в случае необходимости она может быть разобрана, перевезена на другое место и собрана опять. Церковь является творением известного архитектора того времени - Азнавура. Церковь была построена для болгарского меньшинства, отколовшегося от Греческой Патриархии, расположенной на Ц холмах Балат, и, по-прежнему используется той же общиной. В саду находятся могилы первых болгарских Патриархов. Церковь притягивает посетителей прекрасным садом, утопающим в зелени и расположением на берегу бухты Золотого Рога.
Собор Сакызагаджы Сурп Асдвазазин
Армянская церковь, расположенная в районе Бешикташ - Сакызагаджи, была построена в 1866 году. Помимо основного алтаря, посвященного Святой Деве Марии, в церкви имеются еще четыре алтаря, расписанных римскими мастерами. Несмотря на то, что приделы церкви сильно пострадали во время большого пожара Перы в 1870 году, главное здание практически не понесло ущерба.
Церковь Ортакёй Сурп Киркор Лусарович
Строительство армянской католической церкви было начато в 1837 году и закончено в 1838 году и обошлось в 961 золотую лиру. Архитектура церкви частично напоминает римские базилики. Церковь состоит из одной центральной секции и двух коридоров. Высокие и украшенные потолки поддерживаются восьмью колоннами, расположенными по центру. На главном алтаре изображение Святого Киркора Лусаровича, крестящего армянского короля Диртата II. Помимо главного, в церкви находятся еще четыре алтаря.
Церковь Святого Пьера
Доминиканским священникам пришлось перенести свою церковь на ее нынешнее место Галатской башней, поскольку, первоначальная церковь была переделана в мечеть. Нынешнее здание было построено в 1841 году братьями Фоссати, архитекторами итало- швейцарского происхождения, известными участием в реставрационных работах Айя-Софии. Задняя часть церкви встроена в древние генуэзские городские стены.
Основными прихожанами, до недавнего времени, являлись члены небольшой мальтийской общины в Стамбуле. Главная реликвия церкви- икона Святой Девы Марии, покровительницы Византии, хранящаяся в серебренной чаще. На заднем дворе расположены пристройки и здание монастыря, выполненные как и церковь, в итальянском стиле. На улице, позади церкви можно увидеть две башни генуэзских стен. Для того чтобы попасть в церковь, необходимо было пройти через внутренний двор, поскольку по Османским законам фасад здания не мог выходить на улицу. Все посетители должны были позвонить в колокольчик, чтобы попасть вовнутрь.
Церковь построена в стиле базилики с четырехсторонним алтарём. Купол, небесного цвета, находящийся над хоровой сценой, украшен позолотой.
Церковь Святой Ирины
Церковь Святой Ирины или «Священная Церковь Мира», находящаяся в первом авлу дворца Топкапы, была построена в IV веке и является самой старой церковью Стамбула. За 740 лет своего существования церковь приобрела свой нынешний вид. Во времена Османской Империи церковь использовалась в качестве склада оружия и боеприпасов. После реставрации в церкви проводятся культурные мероприятия и выставки.
Всего 106 фото

Обычно считается что интерьеры Айя-Софии более впечатляющи чем её внешний образ. Сразу скажу - это через чур смелое упрощение. Нельзя это всё сравнивать - внешне Айя-София неповторима и мягко побуждает лицезреть её снова и снова. Внутренние же пространства Святой Софии впечатляют, поражают, заставляют трепетать твое сердце и душу. Кроме того, есть нечто такое в образе Айя-Софии чего не описать словами - это то что проникает в тебя всеобъемлюще на бессознательном уровне, и ты это чувствуешь всецело и во всем, а время останавливается и Чудо происходит... Я воспринимаю это всё как ту самую божественную благодать, что целиком и полностью поглощает тебя, окутывает проникновенным золотистым цветом и сияет не побоюсь сказать неугасимым мистическим светом. Или можно сказать попроще - здесь особая энергетика, что чувствуется сразу, везде и всюду. Но это расхожее в наше время слово ничуть не позволяет понять, что же чувствует человек ступивший под своды величайшего и славного храма христианства всех времен и народов, впрочем и не только христианства.

Как мы знаем Айя-София почти тысячу лет была главным христианским собором. Он оставался церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель захватил древний и славный Константинополь. Османский владыка не только восхитился архитектурным шедевром христианства, но и оценил неземное величие собора Святой Софии. Он был так поражен красотой Айя-Софии что повелел преобразовать ее в государственную главную мечеть. И надо отдать должное османам - Айя-София утратив многие свои прежние внешние и внутренние черты тем ни менее основные сохранила до наших дней. Айя-София выполняла роль великой мечети Стамбула в течение почти 500 лет, став основой и образцом для многих будущих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как Голубая Мечеть и Мечеть Сулеймание. В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания Айя-Софии, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков. После падения монархии при Ататюрке в 1931 году начались реставрационные работы византийских мозаик и фресок. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении её в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами - исламской и христианской.

И сейчас в объеме главного нефа одна четверть внутреннего объема собора закрыта строительными конструкциями для реставрации. Но думаю нам это не помешает насладиться величием и красотами Айя-Софии. Давайте же осмотрим эти легендарные внутренние пространства Айя-Софии, что видели множество византийских императоров, султанов Османской империи и бесчисленное количество прихожан и путешественников. Во время обработки этих фото я столкнулся с непреодолимым желанием показать моему читателю как можно больше неповторимых образов Айя-Софии поэтому как-то само собой получилось две статьи о внутренних пространствах Айя-Софии - первого уровня (первого этажа) собора и его второго уровня (второго этажа) с уникальными мозаичными фресками. Надо сказать, что даже для этих двух постов пришлось пожертвовать многими обработанными фото собора. Так что этот материал для тех, кто хочет увидеть Айя-Софию как можно подробней. Этим и будет отличаться этот материал от других подобных.


В плане Софийский собор представлял собой трёхнефную базилику с двумя пристроенными с западного фасада нартексами. Базилика имела два яруса галерей, причем, на верхний вёл каменный пандус, по которому императрицу перед службой на паланкине вносили на верхнюю галерею. Мы его .

Мы с вами в экзонартексе - внешней паперти. Это нечто вроде открытого «вестибюля», «сеней» для раннего времени архитектуры византийских христианских церквей. Экзонартекс лишен отделки, мраморная облицовки здесь давно нет и мы не сильно задерживаясь проходим в нартекс...
02.

Сейчас мы находимся перед императорскими вратами. Есть легенда, что Царские (императорские) врата сооружены из деревянных конструкций Ноева Ковчега.
05.

На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал ему в венчании и не пустил в храм.
06.

Пользоваться этими дверями мог только император, соседними двумя - высшие сановники.
07.

Нартекс уже впечатляет своей величественной архитектурой и красочными орнаментальными мозаичными сводами времен Юстиниана (в то время в Софии не было фигуративных изображений). Мраморные панели стен в основном остались со времен Юстиниана.
08.

Проходим Царские врата и мы - в основном нефе Айя-Софии. Здесь сразу бросаются в глаза реставрационные конструкции и строительные полотнища в основном с левой стороны главного нефа. Но пусть это нам не мешает.
10.

Первое что ощущаешь - это как захватывает дух от восторга и удивления от этого творения рук человеческих!
11.

Это Царские врата - мы только что вошли через них - над ними ложа императрицы, но об этом в третьей части.
13.

Ты останавливаешься, замираешь, и на тебя обрушивается Красота и вдохновенные мысли творения архитекторов Айя-Софии.
14.

Красота пронизывает и в душе стремительно поднимаются восторг и откровенное удивление искрящейся плотности бесконечных человеческих эмоций в которых пребывает Софийский собор.
15.

Это чувствуется в каждой детали, в каждом видимом архитектурном элементе.
17.

Хотелось увидеть знаменитые кувшин и шар из Пергама, но сейчас они скрыты строительными полотнищами.
Слева мы видим знаменитые порфировые колонны - их по две в каждой экседре.
Они привезены из Аврелиановского Храма Солнца в Риме.
19.

Свободный доступ к этим колоннам возможен из правого нефа ближе к нартексу.
20.

Из Эфеса также доставили восемь колонн из зеленого мрамора.
21.

Храм был богато украшен. Для его декорирования использовали не только мозаику, мрамор, но и золото с серебром, слоновую кость. Существует легенда по которой император Юстиниан хотел полностью украсить Софийский храм золотом, покрыть им потолок и стены, но астрологи его отговорили. Они предрекли, что придет время бедных императоров, которые из-за своей жажды богатств варварски взломают золото в храме и повредят собор. Поэтому чтобы уберечь Айя-Софию Юстиниан отказался от этой идеи. Хотя надо сказать, что некоторые элементы украшений храма все же были выполнены с использованием золота и серебра.

Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Константинополь главным образом из месторождений Анатолии, Средиземноморского бассейна, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии, Нумидии и даже с той самой знаменитой горы Пентеликон близ Афин, из мрамора которой за 10 веков до Айя-Софии был построен на Акрополе Парфенон - Храм Девы-Афины.
24.

Как мы помним это удивительное сооружение - продукт совместной работы архитектора Исидора Милетского и математика Анфимия из Тралл. Гениальные архитекторы на протяжении 4 месяцев трудились над архитектурным планом здания. Работа, начатая 23 февраля 532 года, продолжалась 5 лет и 10 месяцев...

Изначально внутренний объем храма освещали 214 окон, сейчас их всего 181 (часть закрыта контрфорсами и более поздними пристройками).
25.

Алтарная часть в апсиде.
26.

Перед алтарем огороженная площадка выложенная мрамором с вставками из цветного камня. Это Омфалион символизирующий "Пуп Земли" или Центр Мира. Вообще же эта площадка под главным куполом собора служила местом царемонии коронации византийских императоров. Трон императора стоял в центре большого круга. Приближенные стояли в малых кругах.
27.

Император Юстиниан не жалел средств на этот проект. Затраты на строительство были огромны. Они составили, как утверждают древние авторы, 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн. Айя-София - самая ресурсозатратная византийская постройка.
28.

В центре купола, окруженного 40 окнами в византийский период находилось изображение Иисуса. После захвата Константинополя турками в этом месте было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана.
29.

В апсиде выполнено изображение Богоматери. Божья матерь ассоциировалась с мудростью (Софией), потому она и является владычицей собора. Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Богоматерь прекрасна, она символизирует божественную Красоту. Фотий написал о ней: "...Вид Её красоты возвышает наш дух до сверхчувственной красоты истины...". Цвет одежд Богоматери возвышенный - темно-синий на золотом фоне - сочетание цветов будет позже связано с имперским духом наполеоновского времени.
30.

Образ Богоматери с Младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году.
31.

Симпатичные витражи в апсиде, но уже с арабской вязью.
32.

В алтаре находится Михраб - классически это ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку. В данном случае османам пришлось приспосабливать устройство Михраба к апсиде. Выглядит он здесь откровенно говоря чуждо и неуместно.
34.

Слева на фото ниже - арка (золотистого цвета) ведущая в султанскую ложу.
36.

Правее от апсиды мы видим минбар - трибуну в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь.
39.

Здесь же напротив Мимбара - памятник XVI столетия, специальное возвышения Махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с минарета к молитве.
41.

С трех сторон подкупольное пространство Айя-Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками.
43.

Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом относятся к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века). Лица серафимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ликов ангелов покрыты многоугольной звездой.

45.

У одного из серафимов все же открыли его лик.
47.

Поражает невесомость и визуальная легкость этого грандиозного храма как будто бы созданного ангельскими силами. Создается такое впечатление что купола не опираются на колонны, а парят в бесконечном божественном золотистом пространстве света и духа.
48.

Привлекают внимание обтянутые кожей восемь огромных дисков диаметром 7,5 метров с золотой арабской вязью среди колонн галерей второго яруса - это одни из главных святынь мусульманских святынь Айя-Софии.
49.

На медальонах арабской вязью написаны имена Аллаха, по левую - Мухаммеда, по бокам - имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа - имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира.
50.

Резные изысканные капители колонн - подлинное сокровище Айя-Софии.
52.

На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, созданы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры.
57.

Взгляд лихорадочно и отовсюду непрерывно "выхватывает" удивительные и изысканные архитектурные детали Айя-Софии.
58.

Сейчас мы зайдем в правый неф.
74.

Здесь можно легко увидеть еще пару порфировых колонн из римского Храма Солнца.