Вложения для Кафедральный собор Кёнигсберга. Кафедральный собор Кёнигсберга

остров Кнайпхоф, Гроссер Домплац 58
сейчас официального названия нет; применяется “Кнайпхоф“
В западной части (башенной) сегодня: православная часовня, евангелическая часовня, музей Собора и музей Канта.
После восстановления неф должен использоваться в многокультурном плане.


История строительства:

Здание-предшественник было возведено после основания Земландского соборного капитула в 1286 года на окраине Альтштадта между Прегелем и Лёбенихтом (где-то между 1297 и 1302 годами). Епископ Йоханнес Кларе (1322-44), для которого эта церковь показалась слишком маленькой, начал где-то в 1327 году на переданной ему восточной половине Кнайпхофа возведение обнесённого стенами епископского двора, к которому позднее в южной части добавились крытая галерея и здание приюта. Далее в сторону Прегеля выросли епископский покой и восточнее от него школа (позднее ставшая университетом), а также госпиталь. Точно установить дату начала строительства Собора нельзя; в 1320 году упоминается о намерении строительства, вероятно епископ Кларе начал производство работ где-то в 1332 году, самое позднее в 1333 году. О его первоначальном намерении, выполнить Собор в виде укреплённой церкви свидетельствует построенная в первую очередь восточная стена хора, имеющая толщину в 3 м. Поверху этой массивной стены должен был быть также построен широкий ход для защитников, к нему же быть пристроены угловые башни. И строительство северной стены поначалу выполнялось до высоты в 2,75 метров с такой же толщиной. Но дальнейшее строительство в таком массивном ключе сорвалось по причине протеста владельца территории, Великого магистра Тевтонского ордена Герцога Людгера фон Брауншвайга. Поэтому верхняя часть северной стены, а также на тот момент ещё не возведённая южная стена имели толщину всего 1,28 м.

Между 1335 и 1340 годом церковный хор был закрыт с помощью “фахверковой” стены в качестве временной меры. После чего храм божий начал как таковой и использоваться. В это время высоко вверху на хорах возник знаменитый фриз, начинавшийся у северной стены, проходивший дальше по восточной и заканчивавшийся на северной (он также исчез полностью, о нём можно прочитать в книге Зайделя).

Предположительно только в этот момент были возведены западные башни (именно этому объяснению поддаётся видное в плане лёгкое смещение / надлом главной оси). Обе башни были построены в 1344 году. Изображений их внешнего вида не сохранилось. Они, скорее всего, возникли по образцу Кульма или Кульмзее. Одновременно работы над продольным нефом, заложенным в виде базилики, продвинулись настолько, что можно было начать возведение деревянного перекрытия и крыши (крыша была готова в 1351 году). Но не успел Собор отстроиться, как при Великом магистре Винрихе фон Книпроде (1351-82) уже началась перестройка: решено было возвести зальную церковь с тремя нефами. Перестройка с возведением сводов продлилась до 1382 года. При этом в среднем нефе исчезли окна, а окна боковых нефов увеличились в высоту.

В 1544 году обе башни сгорели дотла. Их повторное возведение пришлось на время Ренессанса; к южной башне добавилась надстройка с 12 углами, в которой были повешены колокола. Северная башня осталась в подчинённом положении с простыми фронтонами по западной и восточной сторонам. Проекты для обеих были выполнены бывшим придворным столяром Гансом Вагенером. Эти работы были закончены в 1552 году.

В 1564 (или 1568) году на крыше продольного нефа был возведена очаровательная маленькая башенка - коньковый всадник.

В 1650 году основанная уже в 1629 году канцлером Мартином фон Валленродтом библиотека была перенесена в до сих пор неиспользуемое помещение в южной башне под колоколами.

В 1901-07 годах Собор реставрировался под руководством консерватора провинции Рихарда Детлефсена. Целью этой реставрации было восстановление прежнего состояния до 1400 года. Следуя велениям времени, применили всю свою фантазию; например, на юго-восточном углу хора была вновь создана маленькая укреплённая башенка на основании остатков фундамента в стене. Внутри из-под штукатурки были освобождены старые фрески. Кроме того, делалась попытка противодействовать плохому строительному основанию и недостатком заложения (тогда под южной башней была обнаружена просадка глубиной в 1,67 м).

Бомбардировки августа 1944 года нанесли тяжёлые повреждения. Церковь полностью выгорела. Фронтон северной башни и части свода обвалились. Оставшиеся своды могли быть спасены, если бы своевременно были проведены работы по консервации и возведению временной крыши. Но 20 лет ничего не происходило, в это время Собор был подвержен атмосферным воздействиям, и отдан во власть мародёрам; исчезли, прежде всего, в том числе остатки не тронутых пожаром памятником; да и в целом, руина находилась в безутешном состоянии.


В 1972 году были начаты первые работы по поддержанию сооружения. Однако в 1975 году в продольном нефе всё-таки обвалился последний пролёт. И только с 1976 г. начались определённые работы по консервации, например., перекрытие и дозакладка стен. Восстановление, как таковое, началось только в 1990 г.

Строительное описание

Западные башни.

Западный фронт разделён на три части на южную и северную башню и срединное строение. Оба нижних этажа образуют собой сквозной цоколь. Так на входном этаже и возникли три простых помещения с крестовыми сводами, соединённые между собой и продольным нефом. Среднее помещение служит вестибюлем. В нём находится круглая, очень оригинальная в оформлении башенка с лестницей, ведущей на верхние этажи. Среднее помещение второго этажа было перекрыто ныне реконструированным ребристым звездообразным сводом. Этажом выше находилась Валленродтская библиотека в помещении южной башни (прямо под звонницей) и в помещении посередине. Одно из помещений было расписано, а в другом были сделаны фигуры и резьба по дереву в стиле барокко. Помещение в северной башне раньше не использовалось. Во всех трёх помещениях ныне разместился музей Канта.

Названное трёхчастное деление на две башни и среднее сооружение почти никак не отражается на фасаде. Скорее фасад разделён вплоть до оснований башен двумя узкими, но заметными декоративными лентами на горизонтальные фрагменты, которые частично лишают готические окна возможности производить впечатления стремления вверх. Внизу в проходящем под двумя этажами цоколе преобладает закрытая кирпичная стена, которая несколько оживляется 11 осями готических форм по типу стен продольного нефа, из которых только три являются настоящими окнами, а остальные выполнены в виде слепых аркад (из которых позднее две были наполовину перекрыты контрфорсами). Лежащий выше второй (или средний) фрагмент более интересен. Между двумя штукатурными поясами встроено тесно друг к другу 18 очень высоких и стройных декоративных арок, перекрываемых стрельчатыми арками. В эти высокие декоративные арки на втором, отстоящем назад уровне, устроены другие маленькие декоративные проёмы, разделённые на три этажа. Формы варьируются изысканным образом: по бокам башен, например, внутренние декоративные арки выдаются над двумя “этажами”, при этом удлинённые формы, для повышения размаха, стоят над короткими. И только при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что некоторые из декоративных арок сделаны в виде оконных проёмов. Это показывает, что декоративные арки в первую очередь были средствами оформления, а не предназначались для имитации окон.

И только над вторым декоративным поясом следует башенная зона с её разделённым на пять частей средним фронтоном, два пилястра которых начинаются уже между декоративными арками и расположены в противовес к горизонтальным декоративным поясам. Обе башни не смогли быть возведены на большую высоту из-за плохого строительного основания. Они так и остались башенными культями со ступенчатыми фронтонами с двухскатными крышами между ними. Эти фронтоны были снесены после пожара 1544 года. На квадратном основании южной башни была возведена двухэтажная надстройка с 12 углами, на которой только в 1552 году был построен шпиль, покрытый плоской черепицей. Интересно, что на смену готическим окнам пришли формы ренессанса, дополнившись полуциркульными арками с маленькими замковыми камнями. Да и северная башня, восстановленная с простым фронтоном, выказывает типичные формы ренессанса.

Продольный неф. По характеру своего плана Собор следует схеме орденских церквей с трёхнефной приходской церковью и однонефным хором с прямым завершением, но без крипты (подземной часовни). По первоначальной концепции приходская церковь была сделана в виде базилики с высоко расположенными окнами в среднем нефе. Над ней был выстроен простой деревянный потолок. Контрфорсы поначалу не предусматривались, они были добавлены только после появления сводов.

Церковь с тремя нефами и пятью пролётами производила впечатление простора, хотя в ней и не было того стремления вверх, имевшего место быть в южно- и западногерманской поздней готике. Но при высоте в 17 м соотношение ширины к высоте как почти 1:1,5 заслуживает внимания. Более низкие боковые нефы позволяют только угадывать историю их возникновения из прежних форм базилика. При повышении внешних стен окна были продлены, а уже имевшийся декоративный ряд был на юге продолжен в вертикальном направлении, на севере он был удвоен. Как и в нижней части западного фронта, в каждом пролёте было сделано только одно окно. Для более удовлетворительного оформления пространств между двумя контрфорсами, вбок от окон были добавлены декоративные арки (которые были закрашены раньше, а при реставрации в 1907 году были дополнены разукрашенными ажурными орнаментными формами). При перестройке под приходскую церковь были возведены новые, богато профилированные колонны, которые в основании были слегка вытянуты. И только их цоколи из песчаника остались со времён первоначальной базилики. Колонны переходили без пят в арки, нёсшие звездчатый купол из 12 частей. Купола боковых нефов имели своеобразную форму: Средняя нервюра в форме грушеобразного ребра (*) пересекала всё пространство, с обеих сторон к ней по сводам примыкали сегментные своды. После 1500 года восточный пролёт северного нефа обвалился. При повторном возведении было вновь отдано предпочтение звёздчатому своду. Внутренние поверхности стены из обожённого кирпича и колонны были оштукатурены и частично разукрашены. Уже в 1833 году на хорах и в 1863 году в приходской церкви были обнаружены настенные росписи, другие были найдены при реставрации в 1907 году.

На западном завершении среднего нефа в 1717 году было построено возвышение для органа, которое было в 1833 году расширена до певческой эмпоры. Будучи высотой чуть более 3 м, она поначалу закрывала входящему полный вид на церковный неф. Сам орган был сделан в 1721 году Йошуа Мозенгелем.

На востоке средний неф завершался триумфальной аркой, высота которой примерно соответствует высоте самого низкого хора. Первоначально здесь стоял леттнер высотой в 4 м, имевший два прохода. Позднее проём был увеличен, а на этом месте устроен алтарь в стиле ренессанса, который был расширен с добавлением элементов барокко.


Разрез по хорам. Разрез по продольному нефу.

По обратной стороне гробнцы герцогу Альбрехту. По состоянию на 1350г. (примерно)

Состояние 1340-1944 года (гробницы с 1571г)

Однонефный хор длиной в пять пролётов показывает особенно сегодня, когда его мощная кирпичная конструкция ничем не прикрыта, свой характер оборонительного сооружения. Его “оборонительная” функция использовалась французами в период оккупации в 1807 году, когда они короткое время надругались над ним, приспособив под военную тюрьму. После переустройства под нормальную церковь, которого вскоре после начала строительства потребовал Великий магистр, южная стена, вероятно, стала выше на 2,60 м выше северной. Из-за чего стропильная ферма, которая расположена над хорами несоосно, оказалась неровной. С самого начала было предусмотрено возведение сводчатых перекрытий над хорами, о чём свидетельствуют выполненные вместе с внешними стенами контрфорсы. Подпятные камни звёздчатых сводов в виде тонких колонн примыкали к стене на длину 2,80 метра.


Внутри хоры были разделены решёткой: два восточных пролёта образовывали высокий хор; с момента похорон герцога Альбрехта здесь возник княжеский склеп. Три оставшихся пролёта были доступны для всех и образовывали нижний хор, здесь был также и сиденья для хоров.


Внешне южная сторона хоров была выполнена с меньшим количеством украшений, здесь, скорее всего, раньше находилась крытая галерея. А вот северная сторона, выходившая на Альтштадт, была выполнена с использованием больших средств с профилированными окнами и контрфорсами. Верхнее завершение боковых стен по своему расчленению соответствовало поначалу планировавшейся крытой галерее. На севере это были полуциркульные, на юге декоративные стрельчатые ряды. Вместе с новой конструкцией крыши они были восстановлены в 1997 и 1998 годах.

Общая часть

Продольный разрез.

Состояние на 1907 - 1944г


Кёнигсбергский собор вряд ли является тем строительным сооружением, которое могло бы произвести впечатление своими особенно удачными пропорциями или единым художественным оформлением. Значение Собора более проявляется в качестве мощной орденской церкви, которая - в соответствии с требованиями времени - постоянно перестраивалась и формировалась по-новому со врёмен готики до времён барокко, пока в начале 20-го века не подверглась основательной реставрации в соответствовавшей тому времени манере.

Бросается в глаза большая длина 98 м, которая обозревалась лучше всего в 1994 году, когда башни снова достигли своей прежней высоты, а продольный неф и хоры присоединялись к ним в виде “низкой” руины, которая всё тянулась и тянулась в длину. Из-за вновь восстановленной очень высокой крыши это впечатление “бесконечности” притупляется, и мощь здания может быть теперь воспринята во всём объёме. В особенности южная башня с её шпилем, которая до 1997 года благодаря своей высоте представлялась в известном смысле даже в более выгодном свете, производит впечатление придавленности, подчинённости длинному церковному нефу.


В полные фантазии времена перестроек и нового оформления в конце 19-го века были проекты воздвижения обеих башен в “готическом” смысле, т. е. более высокими (что в других местах уже произошло, а в Кёнигсберге к счастью нет). Нельзя и представить себе, чтобы высокие башни смогли создать баланс с очень удлинённым нефом. Так башенная сторона со шпилем и шанцом являются всего лишь показной витриной в лучшем смысле этого слова: начавшись с готического стремления ввысь с высокими рядами окон и узкими декоративными арками над ними представленными наверху в эпоху ренессанса, это стремление успокаивается широким фронтоном северной башни и компактными полуциркульными окнами южной башни. Ну а далее в качестве точки над “i” на всём стоит двенадцатиугольная надстройка южной башни с её острой пирамидальной крышей - элементы, которые ещё раз привязываются к готическому стремлению ввысь.

Пристройки

Как и все средневековые церкви, собор в Кёнигсберге обрёл несколько пристроек:

Часовня для крещения была пристроена в 1595 году. Два контрфорса северной стены продольного нефа были связаны друг с другом, а всё помещение было перекрыто деревянным сводом. В качестве разделяющей стенки от бокового нефа была взята форма, типичная для ренессанса: на парапете были поставлены в два ряда одиннадцать стройных ионических колонн с античной системой балок. Проём посередине венчался полуциркульной аркой.

Ризница была пристроена в углу между южной стеной бокового нефа и хорами. Она состояла из собственно ризницы со сводом и вспомогательного помещения, доступ к которому был возможен только снаружи. На стенах основания обеих помещений нынче возникла вспомогательная комната для технических приспособлений, выполнения из кирпича другого типа.

Профессорская усыпальница. С 1558 года все профессора стоявшего напротив университета имели право быть похороненными в открытой галерее по северной стене хора. Иммануил Кант был в 1804 году последним, кто торжественно нашёл здесь свой вечный покой. В 1809 году был возведена открытая прогулочная галерея, но из-за плохого состояния она была снесена в 1880 году. Над местом захоронения Канта был воздвигнут маленький зал с двумя фронтонами в готическом стиле, который, правда, вскоре тоже пришёл в негодное состояние. И только на великий юбилей Канта в 1924 году на том же месте было воздвигнуто новое достойное сооружение.

Сегодняшнее состояние

Внешний вид собора с помощью реставрационных работ большей частью восстановлен (если не принимать во внимание состояние кирпичной стены, неудовлетворительные работы по её улучшению и не всегда правильно выбранную форму и материалу покрытия контрфорсов, крыши, шпиля башни и ризницы). Окончательная реставрация внешней части стены началась в 1999 году, при этом места с недостаточно хорошим исполнением во времена ранних реставраций должны быть также обновлены.

Во внутренней части хоров и приходской церкви (оба перекрыты крышей из лёгкой металлической конструкции, боковые стены закреплены стальной конструкцией) можно было видеть ужасающее состояние, в котором Собор был ещё в 1976 году при начале работе по консервации или в 1990 году, начале собственно восстановления.

Всё весьма богатое внутреннее убранство сгорело ещё в 1944 году, своды обвалились один за другим, стены из обожённого кирпича представляются голыми без штукатурки, боковые стены, хотя ещё имеются, но стоят криво и при высоте в 17,7 м отклонились от вертикали до 42 см. Даже поначалу сохранившийся пол был разрушен при первых работах по консервации. Эпитафии на стенах, которые вышли из войны относительно целыми, только в последующие годы были разрушены до неузнаваемости.

Но кривизна внутренних стен не является следствием отсутствия работ по их поддержанию, это проблема, которая с самого начала работ по возведению собора в 14-м века доставляла хлопот. Строительный грунт острова на Прегеле состоит из земляной насыпи, 3-4 метрового слоя торфа, а под ними идёт шлам и песок-плывун. Эти слои отнюдь не могут быть несущими. Внешние стены стоят на арочных устройствах, и только колонны, скорее всего, стоят на сваях.

Интерьер

Памятник герцогу Альбрехту по сотсоянию на 1945г.

Это я.))) Таким запомнило его наше поколение............


Упомянутый богатый интерьер, постоянно обогащавшийся с 14 по 19 век, был в 1944 г. и первые послевоенные годы почти полностью уничтожен. Остались только части отдельных эпитафий и склепы в стене.

Почти вся восточная стена по-прежнему занята памятником герцогу Альбрехту (он остался почти без повреждений после бомбардировок, но потом все фигуры, гербы, колонны и прочие украшения были растащены, на сегодня остался только голый архитектурный каркас - 11 м высотой, 12,5 м шириной). Этот памятник считается одной из главных работ скульптора Корнелиса Флориса из Антверпена (1513 - 1575), он был сделан в Антверпене. Герцог Альбрехт умер в 1568 году, на памятнике стоит год 1570, а установлен он был в 1571 году. Образцом служили итальянские могилы расцвета ренессанса, которые в свою очередь корнями уходят в Древний Рим.

Среднюю часть образует большая полуциркульная ниша, окружённая по бокам четырьмя маленькими нишами, перед которыми расположены коринфские колонны с конструкцией перекрытия. Роскошный саркофаг стоял в большой нише, на его плите стоял на коленях герцог, молившийся перед алтарём. В боковых нишах стояли аллегорические фигуры. Под завершавшим всё фронтоном находилось очень реалистичное изображение Страшного Суда. Фигуры были сделаны из белого алебастра, архитектурные части из бельгийского известняка.

Из более чем 100 эпитафий, прежде расположенных на внешних и внутренних стенах, сохранились только немногие. Внутри кроме памятника Альбрехту на хорах на южной стене можно видеть только остатки двух эпитафий. Плиту для эпитафии князю Богиславу Радзивиллу (умер в 1669 году) и его супруге Анне Марии, урожд. княжне Радзивилл (два больших венка с надписями и два бюста в натуральную величину отсутствуют); потом архитектурный остов эпитафии герцогине Анне Марии, второй супруги герцога Альбрехта (умерла в 1568 году); и здесь недостаёт надписей и фигурных украшений.

Изображённая ниже круглая лестничная башенка в сенях уже упоминалась. Квадратные колонны дают возможность видеть винтовую лестницу. В нижней части и под крышей полуциркульные своды так переплетены друг с другом, что из них образуются маленький стрельчатые своды. Бёттихер писал: что “башенка так оригинально придумана, что ничего похожего поставить рядом нельзя”. Переплетённые в виде стрельчатых сводов арки - одно из изобретений норманнской архитектуры на Сицилии в 11-м и 13-м веках.

Эпитафии

лучше сохранились на внешних стенах, так как они в большинстве своём не содержат никаких роскошных архитектурных деталей и никаких фигурных украшений, а просто вправлены в стену в виде плит. Они отреставрированы и законсервированы в 1995/96 годах.


Начнём с южной стороны собора:

Снаружи на последнем, восточном пролёте продольного нефа в нижней части декоративного окна закреплена простая табличка в честь Сары Брегелиа; она состоит только из надписи, обрамлённой в рамку.

Дальше, уже на внешней стене хоров во втором пролёте (к востоку от пристройки бывшей ризницы) есть хорошо сохранившаяся (хотя и в трёх местах разломанная) эпитафия Сюзанны фон Калькштайн. Над надписью два герба; плиту обрамляет изречение в виде рамки по всем четырём.


У пятого, последнего пролёта хоров находится эпитафия канцлера Йоханна фон Кройтцена и его жены Йеофемии, урождённой Дамерау; над надписью видна сама пара, на нём рыцарские доспехи, а на ней длинное платье и ожерелье вокруг шеи; выше ряд гербов.


Теперь перейдём к восточной стене хоров: там висит, вблизи от кантовского портика, хорошо сохранившаяся эпитафия Урсулы фон Пудлитц, урождённой фон Грюнберг, супруги благородного господина Ведиго Раймар цу Пудлитц, год смерти - 1612. Над надписью в углублении вправлены оба герба.

Другие эпитафии находятся на обращённой к городу северной стороне Собора. В предпоследнем пролёте (рядом с могилой Канта) на внешней стене сильно размытая эпитафия Альбрехта барона фон Киттелитца, регента и ландхофмейстера (можно с трудом распознать фигуры со сложенными руками).

Следующая эпитафия расположена на стене хоров и сохранилась лучше, она посвящена Коэлестину Ковалевски (располагавшийся над надписью медальон ныне отсутствует).

Ну и под конец во втором пролёте стидим хорошо сохранившуюся эпитафию Андреаса Фабрициуса. Она оформлена богаче с гербом посередине, обрамлённым сводом эпохи ренессанса. На ней также изречение, которое заключает как рамка всю плиту по четырём сторонам.

На северной стене продольного нефа на пятом восточном пролёте расположены сразу две эпитафии: первая не идентифицирована и состоит только из рамки. Вторая рядом, богато оформленная, посвящена Маттиасу Стоиусу. Эта напоминает своим разделением на две части и маленьким фронтоном поверху эпитафии в церковном помещении.

Последняя эпитафия расположена слева от окна 4-го пролёта (пролёта восточнее часовни для крещения) и посвящена Кристоферу Пройссу и его супруге Йеофемии Столпиане. Она обрамлено бросающейся в глаза рамкой.

Внутри хоров на полу находилась могильная плита великого магистра Тевтонского ордена Лютера фон Брауншвайга (поначалу она было временно обнесена досками). Эта плита с надписями в нескольких местах разломана. В 1998 году она была сфотографирована для реставрации.

Рассказ с фото о самом «сердце» старого Калининграда — острове Канта, образованном рукавами реки Преголя, и недавно восстановленном Кафедральном соборе города.

Тем, что у нас есть возможность полюбоваться Кафедральным собором Калининграда , мы обязаны прежде всего Канту – а точнее, его могиле, расположенной тут же на острове Канта рядом с собором. А если еще точнее – тому уважению, которое питал вождь мирового пролетариата к знаменитому кенигсбергскому мыслителю. Не упоминай в своих речах и трудах Ленин Канта столь комплиментарно, сердце Старого Калининграда — остров Канта, он же Кнайпхоф — в наши дни выглядело бы совершенно иначе, и для того были самые веские основания. 20 августа 1944 года англичане начали трехдневную бомбардировку Кенигсберга, итогом которой стало полное уничтожение Кнайпхофа: в огне погибли и Королевский замо к, и тройной Старый город — Альштадт , Лебенихт и Кнайпхоф – а от знаменитого Кафедрального собора к маю 1945 года остался лишь обугленный остов. И взорвали бы его победители – у себя дома мы и совершенно целые церкви взрывали – но кто-то вовремя вспомнил о Ленине и Канте. Так что участь прочих построек Калининграда, которые были разобраны на стройматериалы, а затем совершенно справедливо баржами отправлены в многострадальный Ленинград, чтобы быть использованными при его восстановлении, не постигла: его решено было оставить как есть – дескать, пусть потомки разбираются со всеми этими болтунами Кантами, у советских оккупационных властей в то время своих забот было выше крыши. Тогда, сразу после победы над Германией, еще не было окончательного решения о дальнейшей принадлежности Восточной Пруссии и Калининграда-Кенигсберга, и победители стремились вывезти в СССР абсолютно все, что могло пригодиться при восстановлении разрушенных немцами советских городов. После окончания войны вплоть до начала перестройки Кафедральный собор являл собой огромные и постепенно разрушающиеся руины, власти Калининграда считали его «символом прусского милитаризма» и не имели совершенно никакого желания его восстанавливать. Реставрация Кафедрального собора началась лишь в 90-х годах прошлого века, причем бо льшая часть работ проходила на немецкие деньги, что одобрялось в Калининграде далеко не всеми: широко было распространено мнение, что это лишь первый шаг к «ползучей германизации».

Старый Калининград: остров Канта

В настоящее время небольшой островок, образованный рукавами реки Преголя , носит имя Иммануила Канта, основателя и одного из самых ярких представителей немецкой классической философии, хотя до недавнего времени остров в самом средоточии старого Калининграда официально назывался Центральным . Имя Канта ему дали из-за расположенной на нем могилы великого мыслителя.

Когда-то это место называлось Кнайпхоф и одна его половина принадлежала епископу, а во второй было позволено селиться простым горожанам. Причем с этим разделением связана интересная история. Восточная Пруссия в те времена была краем «цивилизованного мира» и все новости из Европы сюда приносили гонцы. Так вот, для того чтобы попасть в замок или к епископу, они должны были миновать ту половину Кнайпхофа, где жили горожане. А те придумали их перехватывать по дороге, кормить (а главное, покрепче поить – чтобы гонец лишь на следующий день был в состоянии доползти до пункта назначения) и таким образом узнавать важные новости раньше властей. Например, если гонец нес в замок весть о неурожае, горожане, заранее об этом узнав, резко поднимали цены на зерно и муку – и так далее. Так что уже в те времена миром правила информация.

Кроме Кафедрального собора и большого парка, в наши дни на острове ничего нет, но так было далеко не всегда: когда-то островок был районом Кенигсберга по имени Кнайпхоф и имел весьма плотную жилую застройку — по состоянию на 1939 год на острове было 304 дома и 28 улиц, а проживало там 20 тысяч человек — полностью уничтоженную британскими бомбардировщиками.

Самая главная достопримечательность острова Канта помимо недавно восстановленного Кафедрального собора – это, конечно же, могила знаменитого философа:

Могила Канта

Официально «беспокойный старик Иммануил» (по определению Булгакова) считается последним, кого похоронили в «профессорской усыпальнице» Кафедрального собора Калининграда в 1804 году – но могила философа расположена не внутри здания, а возле него. Видимо, это отражение непростых взаимоотношений великого кенигсбержца с церковью: с одной стороны, независимые взгляды и суждения Канта не допускали его погребения внутри собора, а с другой – тот же Кант утверждал, что религия без церкви немыслима. Опять же, именно Кант с позиций разума и логики «разрушил» пять доказательств Бытия Божия – но он же сформулировал шестое «доказательство Канта».

Канту, сыну простого шорника и домохозяйки, родившемуся 22 апреля 1724 года и позднее ставшему всемирно известным философом, и после смерти не суждено было обрести покой: его могилу то разрушали (например, солдаты Наполеона), то восстанавливали, то просто переносили с места на место. В музее Кафедрального собора есть интересная картина, иллюстрирующая «обретение» черепа Канта во время очередных раскопок.

В 1880 году над могилой Канта была установлена неоготическая часовня, которую в 1924 году, к 200-летнему юбилею Канта, заменили на колоннаду с тринадцатью розовыми порфировыми колоннами; причем новое сооружение разительно контрастирует по своему облику с самим Кафедральным собором.


Внутри колоннады установлено каменное надгробие, которое является кенотафом — то есть останков Канта под ним нет, они покоятся глубже.

На последнее прибежище великого философа взирает бронзовый герцог Альбрехт , основатель университета «Альбертина» (кстати, основать университет герцогу посоветовал Мартин Лютер), чьей усыпальнице повезло меньше, чем собору – то, что от нее осталось после боев за город, сейчас выставлено внутри Кафедрального собора.

Статуя герцога Альбрехта

Собственно, и статуя герцога не является оригинальной: она была установлена в 2005 году в честь 750-летия Калининграда. Первоначальную версию работы скульптора Иоганна Фридриха Ройша от переплавки спасти не удалось, а жаль: она была примечательна как минимум руками герцога — как известно, натурщика для статуи Альбрехта Ройш нашел в кенигсбергском порту. Как результат, статуя аристократа, редко поднимавшего в своей жизни что-то тяжелее фарфоровой чашки, имела мощные руки портового грузчика.

Между Кафедральным собором и Медовым мостом можно найти памятник Юлиусу Руппу , богослову и преподавателю университета:



И Канта, и Адальберта, и Руппа объединял Кенигсбергский университет , старейший университет Пруссии – что, к сожалению не спасло его от гибели под английскими бомбами летом 1944 года.

Кстати, неподалеку есть еще одна статуя, установленная в честь аристократа, обладавшего немалым ростом и не чуравшегося физического труда. Имеется ввиду Петр I , чей монумент красуется неподалеку от главного входа в Кафедральный собор.

Статуя Петра Первого

Петра на острове Канта установили в память о посещении российским императором дома местного губернатора Негеляйна. Самодержец навещал последнего дважды: сначала инкогнито, в составе Великого посольства 1697 года, а в 1709 году Петр с женой Екатериной заехал к старому знакомому уже открыто, возвращаясь из города Торгау, где имело место сочетание брачными узами царевича Алексея и немецкой принцессы Шарлотты Вольфенбюттельской. В том самом Торгау, где спустя 236 лет состоялась «встреча на Эльбе» союзников по антигитлеровской коалиции.

Кстати, о союзниках и их вкладе в уничтожение старого Калининграда-Кенигсберга. Мстительные британцы не могли допустить, чтобы Германия была повержена Советским Союзом до того, как они сотрут в пыль несколько немецких городов в ответ на бомбардировки Лондона силами «люфтваффе». И вот, в самом конце войны около двухсот британских «Ланкастеров» постарались перемолоть в кирпичную крошку тогдашнюю столицу Восточной Пруссии, а заодно и показать советским властям (пока еще союзникам, но уже было понятно, что скоро мы станем непримиримыми соперниками) всю мощь авиации «ее Величества». Обе цели были достигнуты: старый город будущего Калининграда был серьезно разрушен, а «советы» подобное предупреждение восприняли со всей подобающей серьезностью и постарались максимально ускорить разработку советского атомного оружия и средств его доставки. И очень скоро, после Хиросимы и Нагасаки, стало ясно, насколько они были правы.

Существует и еще одна версия причин столь ожесточенной бомбардировки Кенигсберга британскими ВВС – скажем так, конспирологическая. Согласно ей, еще перед войной на острове Канта, в самом сердце нынешнего старого Калининграда, нацисты создали секретную лабораторию «Кенигсберг-13», где германские «рунические воины» проводили мистические эксперименты по созданию нового страшного супероружия, способного принести победу «расе полубогов» в войне с «ундерменшами». Ну, колдовали они там – и пусть бы колдовали, дело хозяйское, но однажды Уинстону Черчиллю доложили, что на упомянутой лаборатории нацистские мистики создали его куклу-вуду с самыми явными в отношении британского премьера нехорошими намерениями. Сэр Черчиль не отнесся к этой новости как к ерунде, а отдал приказ королевским ВВС прекратить подобные безобразия – что и вылилось в опустошительную бомбардировку прусской столицы упомянутыми «Ланкастерами». Достали ли британские бомбы ту лабораторию, так и осталось неизвестно, но четко задокументировано полное уничтожение дома губернатора (того, где некогда гостил царь Петр), городской ратуши и еще многих уникальных зданий старого Кенигсберга-Калининграда.

Кафедральный собор Калининграда

Принято считать, что строительство Кафедрального собора, посвященного Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту, началось в 1333 году – и именно эта цифра красуется на флюгере Северной башни. Когда выяснилось, что прихожане уже не помещаются в старую лютеранскую церковь, Тевтонский орден разрешил местному епископу построить новый собор на Кнайпхофе. Однако через пять лет после начала строительства (всего оно длилось восемьдесят лет) магистр ордена вызвал к себе епископа и поинтересовался, зачем тот строит на острове «еще одну крепость». Дело в том, что изначальный проект предусматривал возведение собора-крепости, ибо территория была только что завоевана орденом и располагалась на самой границе. Однако гроссмейстер ордена Лютер Брауншвейгский счел, что «незачем строить еще одну крепость на расстоянии полета стрелы от замка ордена». Таким образом, пришлось вносить изменения в проект и в дальнейшем собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. Однако и тут не обошлось без осложнений: почва на острове Канта очень неустойчивая и под фундамент церкви было забито около тысячи дубовых свай (по другим данным, сваи были из норвежской лиственницы — единственного дерева, твердеющего от воды и которое не ест короед). Во время строительства произошла усадка грунта, на главном нефе собора треснула стена, и теперь оси двух соборных башен расходятся на полтора метра. Чтобы скрыть этот дефект, на крыше собора установили еще одну «маскирующую» башенку.

Кафедральный собор Калининграда

В конце XIX века инспектор по архитектурным памятникам Восточной Пруссии осмотрел собор и с немецкой щепетильностью доложил начальству о его удручающем состоянии. К тому времени строители в Европе уже вовсю использовали бетон, и именно из этого материала изготовили специальную «подложку», которую в 1902 году поместили под фундамент здания, чтобы оно перестало погружаться в рыхлую землю Кнайпхофа (к моменту проверки Кафедрального собора инспектором усадка составила 1,2 метра). Если бы не эта подложка, вряд ли собор пережил английский налет и его остов простоял до конца прошлого века.

После своей реставрации Кафедральный собор Калининграда, возведенный в стиле кирпичной (балтийской) готики, является одной из самых известных готических построек на территории России. В настоящее время храм не действует и службы проводятся лишь в православной и евангелической часовнях, расположенных внутри. Остальная площадь Кафедрального собора используется как музей и концертный зал.

Войдя внутрь огромного концертного зала на первом этаже, можно увидеть один из самых больших в Европе органов, на котором когда-то музицировал композитор и сказочник Гофман. Имеет смысл подняться по винтовой лестнице выше и осмотреть уникальную экспозицию музея, посвященного Канту. Во время ее осмотра можно увидеть знаменитые восстановленные витражи, купель, в которой крестили Канта и его же посмертную маску, а также надгробия и эпитафии наиболее уважаемых горожан, погребенных в стенах собора.

Билет в музей стоит 150 рублей, еще 50 рублей придется отдать за разрешение на фотосъемку. При посещении музея рекомендую взять экскурсовода (это будет стоить дополнительно 150 рублей к основной стоимости билета) – без его пояснений назначение и история многих экспонатов будет совершенно непонятны. А вот с экскурсоводом все встает на свои места и 30-минутное посещение музея превращается в запоминающееся событие. Экскурсовод подробно и интересно рассказывает от жизни Канта, создании «государства Альбертина» и о многом другом.

После войны Калининград был единственным в Союзе местом, где кинематографисты могли найти «настоящую Германию» – пусть и основательно разрушенную. Поэтому многие фильмы, в первую очередь о войне, снимались именно здесь. Например, Кафедральный собор промелькнул в одном из эпизодов фильма «Женя, Женечка и Катюша» – на его фоне солдат опрокидывает канистру с топливом.

Официальный сайт Кафедрального собора Калининграда Расписание концертов органной музыки

Старый Калининград: Парк скульптуры на острове Канта

Как я уже писал, вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия на острове Канта не было ничего, кроме постепенно разрушавшихся руин собора и деревьев, специально высаженных, чтобы эту мрачную картину хоть немного исправить – все-таки самый центр города. В какой-то момент власти попытались изменить эту ситуацию и в 1980-е годы по решению Калининградского исполкома из Художественного фонда СССР в Калининград прислали скульптуры, которые затем установили в парке. Сейчас в Парке скульптуры представлено 23 работы, объединенные общей темой «Человек и мир», среди которых можно выделить две:

«Мир без войны», 1981г.

«Созидание», 1982г.

Остров Канта: Медовый мост

Когда-то на Кнайпхофе было несколько мостов: Кузнечный, Лавочный, Требуховый, Зеленый. Медовый , по которому сегодня можно дойти от Кафедрального собора до Рыбной деревни, был построен позже всех – в 1542 году.

Медовый мост

Вид на Кафедральный собор и Медовый мост со стороны Рыбной деревни:

Рыбная деревня, вид с Медового моста:

Калининград, остров Канта — как добраться

На автомобиле: в навигаторе нужно набрать адрес Октябрьская улица дом 2 .
На общественном транспорте:
1. До остановки Рыбная деревня: на автобусе 45, маршрутке т72, т80, т92
2. До остановки СК Юность, расположенной на Московском проспекте: автобус: 45, 49; троллейбус: 2, 7; маршрутка т65, т72, т75, т77, т80, т87, т93.
3. До остановки Дом культуры моряков на Ленинском проспекте: автобус 1, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 19, 21, 23, 27, 30, 36, 37, 44, 49, 159, 106, 108; троллейбус 1, 5; трамвай 3, 5; маршрутка т62, т63, т64, т66, т67, т69, т70, т71, т77, т83, т84, т85, т87, т88, т89, т90, т93, т86.

Лайфхак: как я экономлю на отелях

Помимо традиционных и всем хорошо известных инструментов – таких как Booking или Hotellook, в последнее время появились новые онлайн-сервисы, сильно облегчающие жизнь путешественнику и приятно берегущие толщину его кошелька. Одним из них – Roomguru – я постоянно пользуюсь сам и рекомендую всем друзьям и знакомым. Данный сервис сравнивает цены на объект сразу в 30 системах бронирования, и предлагает вам наиболее интересные варианты. Кроме того, он отслеживает скидки и спецпредложения.

P.S. Не забудьте добавиться в группы в Facebook www.facebook.com/сайт , Google+ www.google.com/сайт и В контакте vk.com/сайт , а также подписаться на обновления сайта сайт по почте, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Незабываемых вам прогулок по старому Калининграду!
Ваш Роман Мироненко

Вчерась же после обеда был я у славного Канта, глубокомысленного тонкого метафизика… Я не имел к нему писем, но смелость города берет…
Меня встретил маленький, худенький старичок, отменно белый и нежный. Первые слова мои были:
«Я русский дворянин, люблю великих мужей и желаю изъявить мое почтение Канту».

Н. Карамзин, июнь 1789 года

Сегодня, как я и обещал, мы отправимся на осмотр Кафедрального собора Калининграда, расположенного на острове Канта – Кнайпхофе. Посетим музей Канта и истории города, послушаем органную музыку, увидим Валленродскую библиотеку и вообще всячески исследуем интерьер и экстерьер собора.

Кафедральный собор Калининграда. Фасад.

Между прочим, Интернет своему существованию в некотором роде обязан Кёнигсбергу, а точнее мостам, которые соединяли остров с остальным городом. Как я уже говорил, остров, на котором расположен собор, окружен рекой Преголей и в свое время, а именно в 1736 году старинная математическая задача о семи мостах Кенигсберга заинтересовала Леонарда Эйлера. В этой задаче спрашивалось, как можно пройти по всем семи мостам Кёнигсберга, не проходя ни по одному из них дважды. Жители города во время прогулок пытались ее решить опытным путем, но именно Эйлер впервые создал строгое математическое доказательство невозможности совершить такую прогулку. А созданная им теория графов и поныне лежит в основе маршрутизации данных. И если бы не Эйлер и семь калининградских нынче мостов, то, как знать, читали бы вы эти строки в настоящее время…

Раз уж зашла речь об этих мостах, то было бы справедливо перечислить их. Итак, старейшим из семи мостов был Лавочный мост (Krämerbrücke) который построили в 1286 году. Вторым по возрасту считается Зелёный мост (Grünebrücke). Он был построен в 1322 году. Однако в 1972 году их отважно разломали и взамен построили единый эстакадный мост, который является нынче частью Ленинского проспекта города Калининграда. В 1377 был построен Рабочий мост (Koettelbrucke), а в1397 году Кузнечный мост (Schmiedebrücke). Оба этих моста погибли во время бомбардировки города британской авиацией и после войны не восстанавливались.

Из сохранившихся до наших дней отмечу Деревянный мост (Holzbrücke), который был построен в 1404 году и Высокий мост (Hohebrücke) постройки 1520 года и после неоднократно перестраивавшийся.

Ну и остался седьмой, самый молодой - Медовый мост (Honigbrücke). В настоящее время он исключительно пешеходный и с него можно наблюдать цветение прегольских кувшинок. О нем, как и положено в приличном городе ходят несколько легенд, но они не страшные, никакой мистики там нет и поэтому рассказывать их не буду. А вот показать мост — запросто:

Ну, полно. Вдоволь накатавшись на катере по Преголе и насмотревшись вот таких портовых пейзажей:

мы отправились к главному входу в кафедральный собор, который в этом году отпразднует свой 681 день рожденья. Как обычно, в холле имелась касса, но не имелось в ней почтенной сеньоры или кого-либо поблизости, дабы задать пару вопросов. В таких случая чудес ждать не стоит. Чудить нужно самому и прекрасно оправдывает себя следующая тактика – открыть первую попавшуюся дверь, войти в нее и тут же спрятавшиеся в закоулках здания музейные служители себя обнаружат. Так и вышло. Преклонных лет мадам, которая с криком “Что вам угодно?” и “Сегодня концерта нет, написано же!” материализовалась из сумрака и атаковала меня с натиском, которому позавидовал бы сам Отто фон Бисмарк. Однако довольно быстро успокоилась и, справившись с волнением, помогла определиться с дальнейшей программой, довольно четко указав цели и способы их достижения. Купив билеты и разрешение на съемку мы отправились по залам музеев, расположенных в соборе. И первым из них стал кассовый холл с несколькими вариантами маршрутов. Справа – вход в небольшую лютеранскую часовню, прямо – вход в концертный зал, а слева – снова часовня, но уже православная и вход на второй этаж в музей. Туда, пожалуй, сразу и отправимся.

Первый зал, довольно скромный по размерам встречает нас огромной картой Кенигсберга, показывающей нам, как выглядел город в 1613 году, различными обломками, бережно хранимыми для следующих поколений туристов и оборудованным местечком для сбора пожертвований. Пара витрин с выставленными в них куклами, дающими представление о модных приговорах тех времен и принты на стенах, с изображениями не дошедшей до нас городской архитектуры. Вот и все экспонаты. Отсюда можно отправиться в соседний зал, который расскажет нам об истории острова Кнайпхоф либо в зал, в коем представлена история возрождения собора. Деревянная лесенка с заботливо укрытыми ковровой дорожкой ступенями поможет подняться на третий этаж в Валленродсткую библиотеку. Однако спешить выше не будем и продолжим прогулку в сторону рассказов об острове и реставрационных работах.

Большую часть зала занимает огромный макет, на котором воспроизведена плотная городская застройка предвоенного периода, а точнее 1937 года. В настоящее время остров пустынен. Единственной постройкой на нем является кафедральный собор. Все остальное сравняла с землей война.

Глядя на этот макет (к слову сказать, работа над ним заняла 5 лет) приходишь к выводу, что в отличие от европейских средневековых городов, в которых имеется исторический центр, а окраины застроены современным железобетоном, Калининград напротив – имеет на своих окраинах остатки древней архитектуры, а в центре города, кроме восстановленного собора, никаких архитектурных излишеств прусских времен не найти. Все заполонил совок. И последней насмешкой коммунистического режима, аккурат напротив собора торчит недостроенный уродец – Дом Советов. Этот долгострой местные жители называют “закопанным роботом”, а немецкие туристы – “новым замком Кенигсберга”. Снимать я его не стал. Больно уж страшен. Впрочем, как и большинство глупых строительных проектов 70-х годов. В каждом городе, наверное, есть подобный памятник коммунистической архитектурной глупости.

Помимо макета в изобилии представлены экспонаты, касающиеся быта жителей Кенигсберга различных эпох, а так же подлое эхо войны, наподобие вот этой пробитой пулями и осколками таблички:

Жаль, что составляя экспозицию, о первом ударе английской авиации по центру города в 1944 году музейные работники упомянули, разрушения, вызванные штурмом и обороной города в 1945 тоже не забыли, а вот о том, что в 1960 году был сделан эдакий контрольный выстрел администрацией города и все остатки и руины были снесены под корень и центр застроили обычным советским уродством – нет.

Однако есть тут вещи поинтереснее. Например, большая коллекция средневековых кирпичей. Казалось бы, ну при чем тут Лужков кирпич? Что в нем такого особенного? А тем не менее много интересного про него можно рассказать. Среди коллекции в достаточном количестве встречаются кирпичи со следами лап собак, кошек или коз. И это не считалось браком. Наоборот, это свидетельство высокого качества кирпича. Дело в том, что после того, как мастер формировал кирпич в деревянной форме, он выкладывал его на просушку на открытом воздухе. И обжиг кирпича осуществлялся только после того, как кирпичи хорошо и долго полежали. Вылеживался он месяц и более. Соответственно за это время по нему могли побегать животные, птицы или оставить следы дождь. А контроль качества товара был жестким. Для этого кирпич (побывавший до 7 раз в печи) бросали с телеги на мостовую. И если кирпич разбивался или трескался, браковали всю партию в тысячу кирпичей. Если разбивалось три кирпича – в брак шла вся телега.

А вообще – красный обожжённый кирпич – символ Пруссии. Глины для его производства тут хватало. А основой строительного раствора являлась известь с песком. Для проверки качества раствора брали семь кирпичей и поливали их свежим раствором. По пришествие 12 часов брались за верхний кирпич и поднимали этот гамбургер. Если от стопки отваливались кирпичи, раствор считался негодным.

Единственное, что для меня в процессе производства средневековых стройматериалов осталось непонятным, так это то, как кирпичи лежали много недель под открытым небом и в под воздействием постоянных в этой местности дождей не расползались с образованием кучек жидкой глины. Ну, но то у мастеров были свои секреты…

В соседнем зале можно получить представление о средневековом оружии, геральдике, одежде и доспехах. Довольно обстоятельно все это показано и описано. Есть даже монах тевтонского ордена в полном облачении А рассматривать витражи из цветного стекла и вовсе сплошное удовольствие:

Прежде чем попасть в зал, рассказывающий нам о Канте и его жизни в Кенигсберге, мы неминуем Валленродсткую библиотеку, которая получила название по имени её основателя, Мартина фон Валленродта (1570-1632).

Фон Валленродт прилежно собирал книги, и первое собрание насчитывало около трёх тысяч томов. Однако во время пожара в 1623 году все, что было нажито непосильным трудом – все ж погибло. Пришлось начинать с начала и к тому моменту, как в покои Мартина фон Валленродта явилась старушка с косой, коллекция составляла около двух тысяч книг. К началу XX века общее число хранимых в библиотеке книг и рукописей было уже около десяти тысяч.

Но, несмотря на это благодарные потомки во время второй мировой войны вновь старательно занялись уничтожением библиотеки. Часть ее сгорела после бомбардировок англичан, а остатки растащили на самокрутки, растопку и по частным коллекциям. Кроме этого, летом 1945 года все находки и годные остатки ценностей, сохранившиеся после взятия Кенигсберга, были более-менее тщательно собраны и сложены в ящики общим числом 60 штук. Из них, как планировалось Совнаркомом, 35 ящиков должны были остаться в Кёнигсберге для различных музейных нужд, а остальные должны были быть отправлены в Москву. Однако ни один из ящиков до Москвы не дошёл, а в Кенигсберг не вернулся, сгинув по дороге. Так в наше время бесследно и неведомо как растворяются по пути из Москвы в регионы бюджетные деньги. Когда же в 1946 году в Кенигсберг явился с ревизией директор центрального хранилища музейных фондов, то и оставшихся ящиков так же не обнаружил.

Собственно, то, что сейчас можно наблюдать в кафедральном соборе, это не что иное, как восстановленный в наши дни интерьер помещения библиотеки. А было это все богатство книжное оформлено в стиле северо-немецкого акантового барокко голландским художником Христофом Грегором Сангкнехтом и кёнигсбергским резчиком по дереву Исааком Ригой.

Следующие три зала посвящены Канту. Один, как и положено называется “Кант и Кенигсберг”. Второй – “Кант и Россия”. Третий – “Кант и его окружение”. Тут в изобилии храниться множество изданий его трудов, писем, портретов, а также посмертная маска великого философа в мемориальном зале Канта.

В этом же зале я обратил внимание на репродукцию фрески Рафаэля “Афинская школа”, о которой я рассказывал в посте о станцах. И обсуждение деталей мемориального зала стоило мне беседы со служительницей, бдительно охраняющей покои. Очевидно, старушка истосковалась по общению с живыми людьми и начав со знаменитой цитаты из труда “Критика чистого разума”:

“Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надо мной и моральный закон во мне”

неистово, но не очень убедительно принялась доказывать, что без веры в бога я есть суть пропащий человек и только церковь способна вернуть меня на путь, ведущий к спасению. Я сдуру вступил в дискуссию, но общаться с людьми подобного рода не возможно, поскольку церковные догматы для них превыше логики и философских абстракций. Поэтому предпочел прервать общение и ретироваться, чем заслужил неразборчивое бормотание в спину.

Религиозные споры я заменил посещением оставшегося выставочного зала, в котором собрана богатая коллекция средневековых и современных монет, банкнот, наградных знаков, медалей и т.п. ценностей. Тут можно потратить с пользой много времени даже в том случае, если не являешься ценителем и специалистом в нумизматике или фалеристике.

В завершении похода по кафедральному собору было решено послушать концерт органной музыки, который должен был начаться в самое ближайшее время. Спустившись в органный зал можно увидеть большой и малый органы, установленные в соборе немецкими мастерами. Орган на острове Канта — один из самых больших в Европе. Имеет 90 регистров. Калининградские краснодеревщики вырезали и украсили орган фигурами в стиле барокко. Это точные копии тех, которые прежде украшали старинный орган. Небольшую вставку про органы я уже делал, когда писал о , поэтому не буду утомлять почтеннейшую публику этими деталями еще раз.

Звучание органа было великолепно. Но этот инструмент явно не для меня. Прослушав примерно пару произведений, я благополучно уснул. Довольно большое количество слушателей так же предательски клевали носом и старательно разлепляли веки. Что впрочем, не умаляет мастерства исполнителя.

Гораздо веселее дело пошло снаружи. Поскольку внутри кафедрального собора мы уже осмотрели и послушали все, что возможно, то осталось изучить парк скульптур и эпитафии на кирпичных стенах. А среди них попадались прелюбопытнейшие. Такова, например эпитафия Иоханну фон Крейтцену, канцлеру Пруссии и его жене Еуфемии, урожденной Домерау:

“В 1757 году, 5 января в истиной христовой вере умер знаменитый своей ученостью, добродетелью и мудростью славный муж Иоханн фон Крейтцен, канцлер Пруссии, с ним, любезнейшим супругом, как была соединена при жизни, так соединилась и в смерти 12 мая 1575 года непорочнейшая супруга Еуфемия, урожденная Домерау. Они покоятся здесь в надежде на вечную жизнь.”

Вызывает резонные вопросы определение “непорочнейшая супруга”, поскольку единственной непорочнейшей в истории была, как известно, дева Мария. Мать Иисуса. Но все же 1575 год. Дело конечно давнее… Поэтому предлагаю переместиться во времена более близкие к нам и взглянуть на могилу Вильяма нашего Шекспира Иммануила Канта:

Философ стал последним, кого похоронили в соборе. Справедливости ради стоит отметить, что немцы не особо жаловали его при жизни и примерно еще 100 лет после смерти он не считался великим. А если вспомнить то, что вытворяли на его могиле товарищи, то можно смело говорить о том, что и в СССР его недолюбливали. После того, как город был передан СССР, на могиле Канта появились надписи следующего содержания: “Теперь ты понял, что мир материален?”, “Думал ли ты, что русский Иван будет стоять над твоим прахом?” или же “Мы дошли до твоей могилы”. Как будто этот поход и был главной целью завоевания Кенигсберга.

Поэтому не стоит верить пропаганде совка, которая захлебываясь привычно слюной от величия момента гневно рассказывала нам о том, что Кенигсберг жил разбоем, но теперь настали для этой земли благословенные времена. Архивные фотографии в качестве доказательства прелестно иллюстрируют это вранье. Впрочем, современные российские производители киселятины и мамонтятины не далеко ушли от них.

Тем более отрадно наблюдать, что в настоящее время могила Канта содержится в более-менее подобающем состоянии. Разве что железный забор вокруг кенотафа поставлен непонятно с какой целью. Ну да нам, привычным к тому, что Россия – страна заборов это не в диковинку.

На этом, собственно, можно и завершить рассказ с описанием Кафедрального собора Калининграда и острова Канта. Любителям исторических подробностей и городских легенд возможно покажется это недостаточным, но при желании, я всегда смогу вернуться к ним.

А я прощаюсь на сегодня и отправляюсь готовить большой-пребольшой материал о посещении Калининградского музея Мирового океана. И первым из рассказов о нем будет иллюстрированный рассказ о судне “Витязь”, которое верой и правдой служила делу науки на протяжении многих лет, потом было превращено в клоаку, но все же восстановлено и превращено в отличную экспозицию, рассказывающую о работе ученых мужей и исследователях океана.

Дата фотосъемки: сентябрь 2002 и 2008 года

Кафедральный собор Кенигсберга в Калининграде, 2002 год
4725 на 3545 пикселей можно открыть в новом окне)

Кафедральный собор Кенигсберга для Калининграда имеет, наверное, такое же историческое значение, что и Кремль для Москвы. По сути, Кафедральный собор - это визитная карточка Калининграда , важнейшая и древнейшая достопримечательность города.

Изображения Кафедрального собора встречаются повсюду: на открытках, на кружках и янтарных картинах.


Кафедральный собор до войны

Кафедральный собор находится на острове (Кнайпхоф, Kneiphof), окруженный со всех сторон водой. Этот остров до войны был очень плотно застроен. На фотографиях внизу видно, что Кафедральный собор до войны со всех сторон был окружен домами.



В руинах после войны

После войны все здания на острове были разрушены, а сам Кафедральный собор был сильно поврежден и практически полностью выгорел.


После войны Кафедральный собор находился в руинах. Его могла ожидать участь Королевского замка , который был полностью разрушен в 1960-х годах, как символ прусского милитаризма и фашизма. Спасло от разрушения Кафедральный собор только то, что в его стенах был похоронен Иммануил Кант.

Кафедральный собор сегодня

В 1992 году начались работы по восстановлению Кафедрального собора, которые продолжаются и в настоящее время.


Так сейчас выглядит фасад Кафедрального собора в Калининграде
2000 на 3250 пикселей можно открыть в новом окне)



  • По-немецки звучит так: Jesus spricht: Ich bin die Tϋr; so jemand durch mich eingeht, der wird selig werden.
  • По-русски примерно так: Иисус сказал: Я есмь дверь; Тот, кто входит через меня, будет спасен.


Вид на Кафедральный собор в Калининграде с моста
(фото в HD качестве с разрешением 2000 на 3000 пикселей можно открыть в новом окне)



Рядом с Кафедральным собором установлен памятник герцогу Альбрехту Бранденбургскому (17.05.1490 - 20.03.1568) - последнему великому магистру Тевтонского ордена и первому герцогу Пруссии, который был похоронен в Кафедральном соборе.


Альбрехт Бранденбургский вошел в историю как один из самых великих немецких деятелей эпохи Возрождения. Именно при его правлении было положено начало экономического, политического и культурного развития в Пруссии.

На другой стороне Кафедрального собора можно увидеть могилу и надгробный камень Юлиуса Руппа.


Эпитафии (надгробные камни) в HD качестве с разрешением 8100 на 2800 пикселей

Кафедральный собор служил местом захоронения наиболее видных представителей высшей светской и духовной иерархии, а также родовитого дворянства. Об этом свидетельствуют некоторые сохранившиеся эпитафии (надгробные камни). Некоторые наружные эпитафии, закрепленные на стенах Кафедрального собора, мне удалось сфотографировать.

Я не алчный фотограф, поэтому здесь можно абсолютно бесплатно посмотреть и скачать некоторые фотографии в полном размере и высоком качестве.


Наружные эпитафии на стенах Кафедрального собора в Калининграде
(это фото в полном размере в HD качестве с разрешением 8100 на 2800 пикселей

Могила Иммануила Канта

В «профессорской усыпальнице» Кафедрального собора в 1804 году был похоронен великий немецкий философ Иммануил Кант. Этот остров, на котором располагается Кафедральный собор, носит название «Остров Канта».

(фото в HD качестве с разрешением 3025 на 2080 пикселей можно открыть в новом окне для детального рассмотрения)

Иммануил Кант - самый известный уроженец этого города, ставший родоначальником немецкой классической философии.


На памятном знаке Петру Великому 6 дат

Петр Великий посещал Кенигсберг шесть раз: в 1697, 1711, 1712, 1713, 1716 и 1717 годах.


Кафедральный собор внутри

Обойдя Кафедральный собор вокруг и около, я прошел внутрь. Здесь мне удалось прослушать концерт органной музыки и сфотографировать внутреннее убранство Кафедрального собора - витражи, органы, библиотеку, а также некоторые музейные экспонаты.


Видеофрагмент концерта органной музыки

Здесь можно прослушать музыку, записанную во время концерта в Кафедральном соборе:


Видеофрагмент концерта органной музыки в Кафедральном соборе
(продолжительность ролика: 45 сек.)

Кстати, билет на концерт органной музыки в Кафедральном соборе в 2008 году стоил 150 рублей.

Витражи в HD качестве с разрешением 6080 на 3000 пикселей


Витражи в Кафедральном соборе
(фото витражей в HD качестве с разрешением 6080 на 3000 пикселей можно открыть в новом окне)

Большой и малый органы

В Кафедральном соборе установлены два органа - большой и малый.



Большой орган Кафедрального собора имеет множество украшений
(фото органа в HD качестве с разрешением 3000 на 2000 пикселей можно открыть в новом окне)



2 этаж


На 2-м этаже можно увидеть план Кенигсберга 1613 года
(этот план Кенигсберга в HD качестве с разрешением 3000 на 2000 пикселей можно открыть в новом окне)


3 этаж. Валленродская библиотека

Валленродская библиотека была основана Мартином фон Валленродтом еще в 17 веке и просуществовала до Второй мировой войны. Во время войны хранилища Валленродской библиотеки были разрознены, а позднее разграблены. Ее внутреннее убранство выгорело при бомбежках и пожарах.

Собор

Кафедральный Собор
нем. K?nigsberger Dom
Бывший кафедральный собор Кёнигсберга

Страна Россия
Место расположения в Калининграде Кнайпхоф
Автор проекта неизвестен
Первое упоминание 13 сентября 1333
Строительство 1333-1380 годы
Статус Памятник архитектуры республиканского значения
Состояние Завершена реставрация
Сайт Официальный сайт

Координаты: 54°42?22.87? с. ш. 20°30?42.4? в. д. ? / ? 54.706353° с. ш. 20.511778° в. д. (G) (O) 54.706353 , 20.511778

Кафедральный собор Кёнигсберга - главная церковь Кёнигсберга и главный исторический символ Калининграда . Собор, построенный в стиле балтийской готики, является одним из немногих готических сооружений в России.

История

Первый кафедральный собор был построен между 1297 и 1302 годами в юго-западной части Альтштадта. После смерти епископа Зигфрида, при котором началось строительство собора, новым епископом стал Иоганн. Он счёл уже построенный собор слишком маленьким. По его просьбе в 1327 году магистр Тевтонского ордена выделил новый участок для строительства главной церкви города на острове Кнайпхофе.

Точная дата начала строительства собора на новом месте неизвестна. Формально его «днём рождения» считают 13 сентября 1333 года (первое упоминание в документах) . В этот день магистр Тевтонского ордена дал добро на продолжение строительства собора. Первоначально проект предполагал строительство собора-крепости, потому что территория была только что завоёвана, но гроссмейстер Ордена Лютер Брауншвейгский не дал на то разрешения, сказав, что «незачем строить вторую крепость всего лишь на расстоянии полёта стрелы от орденского замка». Таким образом приостановленное строительство было возобновлено, но теперь собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. В связи с ненадёжным грунтом острова под фундамент храма было забито более тысячи дубовых свай.

Материалом для нового собора стали кирпичи старого собора (в Альтштадте), который был снесён. Специально для доставки их на остров через Прегель был построен мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборных. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года. Интересно, что если бы Соборный мост не был разобран, то не появилась бы знаменитая задача о семи мостах Кёнигсберга, ставшая поводом для создания теории графов.

Формально датой завершения строительства считается 1380 год, но работы в соборе продолжались и позже. И не только по внутреннему оформлению (так, между 1380 и 1400 годами нефы собора были расписаны фресками). В 1553 году к фасадам собора были пристроены башни (на шпиле одной из них был установлен флюгер-русалка).

Первоначально собор был однонефным, но потом к его западной части пристроили трёхнефный корпус. В орденские времена эти две части церкви были разделены: в однонефной части, известной как Высокие хоры, молились рыцари, в трёхнефной (Низкие хоры) - обыкновенные прихожане.

В 1519 году в соборе прошла последняя католическая служба, а уже через четыре года здесь состоялась первая евангелическая проповедь на немецком языке.

В 1528 году собор стал кнайпхофской приходской кирхой и собственностью города Кнайпхофа. Вскоре по соседству с собором возникает здание университета Альбертина, собор выполняет функции университетской церкви, а с 1650 года в южной его башне располагается Валленродская библиотека, уникальное собрание старинных книг и манускриптов. Связывает Собор и университет профессорская усыпальница, в которой с 1558 года хоронили профессоров Альбертины. Иммануил Кант был последним, кто обрёл там покой. К 200-летию со дня рождения философа в 1924 году с восточной стороны собора был воздвигнут мемориальный портик «Стоа кантиана» (автор - архитектор Фридрих Ларс). Также в соборе был похоронен герцог Альбрехт и многие его родственники, фамильная усыпальница которых находится там же. Фрагменты надгробия Альбрехта сохранились в соборе до сих пор .

В 1640 году в башне собора были установлены часы с боем, а в 1695 году в соборе появился орган.

В 1789 году в кафедральном соборе побывал Карамзин. В его путевых заметках сохранилась запись, посвящённая собору:

Здешняя кафедральная церковь огромна.

С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из маркграфов бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени.

«Где вы, - думал я, - где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? Бледные тени ваши ужасают робкое просвещение наших дней. Одни сыны вдохновения дерзают вызывать их из бездны минувшего - подобно Улиссу, зовущему тени друзей из мрачных жилищ смерти, - чтобы в унылых песнях своих сохранять память чудесного изменения народов».

Я мечтал около часа, прислонясь столбу.- На стене изображена маркграфова беременная супруга, которая, забывая своё состояние, бросается на колени и с сердечным усердием молит небо о сохранении жизни героя, идущего побеждать врагов. Жаль, что здесь искусство не соответствует трогательности предмета! - Там же видно множество разноцветных знамён, трофеев маркграфовых.

В 1833 году собор был впервые отреставрирован, а в 1888 году там был установлен новый орган.

Между 1901 и 1907 годами Рихардом Детлефсеном, провинциальным консерватором (так в Германии называют чиновников, следящих за сохранением памятников культуры) была проведена очередная реставрация собора. При этом западному (главному) фасаду вернули черты XIV века, которые были уже к тому времени заметно изменены различными перестройками.

К началу Второй мировой войны собор имел следующие размеры:

  • Длина: 88,5 метров
  • Высота самой высокой (южной) башни до шпиля - 50,75 метров
  • Высота части здания (без креста) - 32,14 метра

Во время бомбардировок 1945 года церковь почти полностью выгорела, но само здание устояло. Во время разгула огня партийные власти запретили тушить собор пожарным, однако кёнигсбержцы пытались тушить храм своими силами. Впрочем, спасти убранство им не удалось: всё оно погибло в огне .

За свою долгую «немецкую» историю собору приходилось быть не только культовым сооружением. В 1344 году граф Вильгельм IV Голландский попросил у епископа разрешения провести зиму в ещё не достроенном соборе вместе со своими лошадьми, и ему не было отказано. А в 1807 году часть собора (точнее - фамильная усыпальница Альбрехта) была превращена французами в военную тюрьму.

Интерьер и убранство

Богатое убранство собора было практически полностью уничтожено (сгорело) во время Второй мировой войны. Сохранились только некоторые каменные эпитафии. Наиболее примечательная из них - эпитафия - надгробный памятник герцога Альбрехта Гогенцоллерна работы фламандского архитектора и скульптора Корнелиса Флориса (архитектор Антверпенской ратуши). Эпитафия выполнена в стиле фламандского ренессанса (маньеризма). Размеры эпитафии - 11 метров в высоту и 12,5 в ширину. Первоначально эпиатфия была богато украшена скульптурами, колоннами, гербами и т. п., но после войны от неё остался только голый каркас (восстанавливается с 2009 года ). Эпитафия расположена у торцевой восточной стены собора.

Помимо монументальной эпитафии Альбрехта, сохранилось несколько более скромных эпитафий XVI-XVII веков. Сейчас они укреплены на стенах собора, как с внешней, так и с внутренней стороны.

В 2008 году восстановлена эпитафия Радзивиллов .

Также интересна внутренняя башенка, заключающая винтовую лестницу, ведущую на верхние ярусы башни собора. Башенка состоит из переплетённых стрельчатых арок, которые впервые появились в нормандской архитектуре Сицилии в XI-XIII веках.

Собор после Второй мировой войны

После войны собор оставался огромными руинами . Власти его в лучшем случае «терпели», так как он (как и все довоенные сооружения) считался «символом прусского милитаризма и фашизма» и чуть ли не «бельмом на глазу нового социалистического города». Собор не снесли только потому, что у его стен был похоронен Кант .

В 1960 году собор получил статус памятника культуры республиканского значения, но никаких мер по сохранению зданию предпринято не было: руины продолжали разрушаться. Только в 1976 году была предпринята попытка реставрации собора. Впрочем, от этой реставрации было больше вреда, чем пользы. В её ходе был разрушен сохранявшийся со времён войны фронтон северной башни собора. Сильно пострадали напольные эпитафии внутри собора.

С новой энергией дебаты о будущем собора начали разгораться с началом перестройки. Предлагалось несколько вариантов :

Хроника восстановления собора

В 1992 году восстановлением собора занялась фирма «Кафедральный Собор» под руководством Игоря Александровича Одинцова. После комплексного исследования руин собора в 1993 году начались консервационные работы, а в 1994 - реставрационные (башни собора). 21 июня того же года был произведён монтаж шпиля собора, при этом для установки сегментов шпиля на барабане башни использовались вертолёты балтийского флота .

В 1995-1996 годах проводилась реставрация эпитафий собора и надгробия Канта. Осенью 1995 года на башне собора были установлены часы и четыре колокола. Данные часы являются самыми точными часами Калининграда, так как за «фасадом», повторяющим облик часов, погибших во время войны, скрывается современнейший часовой механизм, сверяющий время по спутнику. Часы были выпущены известной фирмой «Сименс» .

Между 1996 и 1998 годами велись работы по восстановлению кровли собора. В целях её облегчения она выполнена из меди, а не из черепицы, как оригинальная.

В сентябре 1998 года на малой башне были подвешены два колокола. В конце 2005 года был восстановлен интерьер Валленродской библиотеки, до войны располагавшейся в соборе. Эти работы были выполнены за три месяца калининградскими мастерами резьбы по дереву .

Однако нынешняя реставрация вызывает много нареканий. Достаточно сравнить современный вид собора с довоенными фотографиями, чтобы убедиться в том, что реставраторы далеко не всегда восстанавливают собор в точном соответствии с довоенным состоянием. О восстановлении внутреннего убранства даже и не идёт речи (впрочем, затраты на восстановление убранства были бы слишком высоки).

Могила Канта

Иммануил Кант был похоронен в «профессорской усыпальнице» Собора в 1804 году и стал последним похороненным в нём человеком. В 1880 году над могилой Канта была возведена часовня в стиле неоготики, которая к концу Первой мировой войны (1918) находилась в весьма плачевном состоянии.

К 200-летнему юбилею Канта (1924) на месте старой часовни по проекту Фридриха Ларса было возведено новое сооружение, выполненое в виде открытого колонного зала и разительно отличающаяся по архитектурному решению от самого Собора. Внутри зала стоит каменный гроб, который однако является кенотафом, то есть останков Канта в нём нет, они покоятся глубже. Деньги на строительство были пожертвованы Хуго Стиннесом.

Могила Канта была отреставрирована в 1996 году, в числе первых работ по восстановлению Собора.

Собор как культурно-религиозный центр

Собор восстанавливается как культурно-религиозный центр. Сейчас в восстановленном здании собора располагаются евангелическая и православная часовни, а также музей собора и музей Иммануила Канта .

Первое послевоенное богослужение у стен восстанавливаемого собора состоялось в пасхальное воскресенье 1992 года. Торжественные богослужения проходили и позже. В 1994 году служба была посвящена 450-летию университета Альбертины. 7 мая 1995 года состоялось общее богослужение представителей трёх христианских конфессий: православных, католиков и протестантов .

В соборе также регулярно проводятся концерты классической и религиозной музыки, в том числе с использованием двух органов , проводятся международные конкурсы органистов .

Собор как товарный знак

В 2002 году архитектурный облик собора был зарегистрирован в Министерстве культуры как товарный знак. Таким образом ГУК «Кафедральный собор» должно получать 0,5 % дохода, получаемого при коммерческой деятельности, связанной с эксплуатацией изображения собора, например с продажи открыток и любых товаров, носящих изображение собора (к последним относятся, в частности, пачки сигарет «Соборные» и водки «Восточнопрусская». Как утверждает директор ГУК «Кафедральный собор», вырученные таким образом средства пойдут на реставрацию собора.

Собор в кино

После войны Калининград был единственным местом СССР, где можно было снять «настоящую Германию». Естественно, в первую очередь здесь снимались фильмы о войне. В некоторых фильмах в кадр попал и собор.

  • "Женя, Женечка и «катюша». На фоне собора солдат опрокидывает канистру с бензином.
  • «Жена керосинщика». В одном фрагменте священник (бывший фронтовик) сидит в руинах собора, а за его спиной в одном из оконных проёмов пихаются два ангела - русский и немецкий.

См. также

  • Калининград
  • Кнайпхоф
  • Тевтонский орден
  • Кант, Иммануил

Примечания

  1. Калининградская область в энциклопедии «Кругосвет»
  2. Балдур Кёстер. Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени
  3. ? Официальный сайт собора
  4. Карамзин в Восточной Пруссии
  5. текст). Данные оригинального немецкого издания: Baldur K?ster , Husum Druck; 2000, ISBN 3-88042-923-5
  6. Герцогу Альбрехту вернут эпитафию
  7. В Кафедральном соборе завершена реставрация эпитафии Радзивиллов
  8. Балдур Кёстер Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени.
  9. Кёнигсберг Калининград, 1255-2005: иллюстрированный энциклопедический справочник / ред. А. С. Пржездомский. - Калининград: Янтарный сказ, 2006. ISBN 5 7406 0840 5
  10. Кенигсберг и собор. Символ древнего города от разрушения спасла могила Иммануила Канта
  11. Вещь не в себе
  12. ? Марк КАБАКОВ. Полковник Одинцов восстанавливает Калининградский Кафедральный собор// Газета «Культура»
  13. В Кафедральном соборе Калининграда воссоздан интерьер знаменитой Валленродской библиотеки , Информационное агентство «Регнум»
  14. Балдур Кёстер «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени» . Перевод с немецкого (