Проект «Народов много — страна одна» (подготовительная группа). Классный час: Все люди разные, а страна одна Фотоотчет проведения проекта

Проект «Национальное социально-культурное пространство: традиции и современность» задуман год назад и реализован в минувшем феврале Республиканским музыкальным колледжем Ижевска, он стал явлением в культурной жизни всего Приволжского федерального округа

Дом Дружбы народов - одно из красивейших зданий столицы Удмуртии. На его классическом фронтоне - фигуры трех девушек в удмуртском, русском и татарском костюмах как символ мира и согласия не только между этими самыми многочисленными народами республики, но и между всеми 137 ее национальностями. В его стенах и состоялось центральное мероприятие проекта - научно-практическая конференция.

Впечатляющим стало уже открытие пленарного заседания. Собравшихся приветствовали министр культуры и туризма Удмуртской Республики В.М. Соловьев и заместитель министра национальной политики Л.Ю. Соковикова - представители учредителей проекта. С теплым напутствием выступил председатель Союза композиторов России Р.Ф. Калимуллин. Впечатляющим оказался и уровень последовавшего затем профессионального разговора. Из девяти докладов, прозвучавших на пленарной сессии, четыре были сделаны учеными с докторской степенью. Это крупнейший знаток финно-угорской культуры, член-корреспондент РАН В.В. Нагорных; ведущий научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы И.М. Нуриева; профессор Казанской государственной консерватории В.И. Яковлев; авторитетный специалист в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, доцент Удмуртского государственного университета Е.И. Ковычева.

Далее работа продолжилась по секциям. Первая - «Народное творчество как источник развития национальной культуры» - собрала немало интересных докладов по фольклорной тематике. Этнографические изыскания в многонациональном Поволжье, где сохранились уникальные элементы традиционных культур, остаются актуальными и сегодня. О чем говорили на секции, где предметом обсуждения стали тенденции и проблемы профессионального музыкального искусства?

О том, например, в чем заключается «Современный взгляд на технико-коммуникационные приемы канона» или каковы «Традиции православной духовной музыки в творчестве композиторов Удмуртии». Немало выступлений было посвящено и другим аспектам творчества авторов Приволжского федерального округа.

В фокусе внимания третьей секции оказалась деятельность образовательных учреждений по сохранению и приумножению культурного наследия: как в школах искусств, колледже и вузе приобщать молодое поколение к культурным традициям? Какие проблемы при этом возникают и как их нужно решать? Сообщения нередко сопровождались «живыми» иллюстрациями, а круг вопросов был настолько широк, что нашлось место даже для доклада о местных особенностях выпечки хлеба.

На всех секциях наряду с профессиональными учеными и исследователями смело завоевывали внимание слушателей студенты Республиканского музыкального колледжа. Особенный интерес вызвали участники фольклорных экспедиций.

Масштабные научные изыскания и активный обмен опытом (60 докладов в общей сложности!) - это еще не все, чем богата конференция. Ее работу сопровождали, раздвигая горизонты культурного контекста, выставки и концерты. Две уникальные экспозиции представляли музыкальные инструменты народов Поволжья из Национального музея Удмуртии и редкие книги из фондов Национальной библиотеки республики. Три концертные программы стали по сути продолжением конференции, тем практическим полем, на котором «тестировались» только что высказанные тезисы, аргументы, научные предположения. На сцене концертного зала колледжа можно было увидеть самобытные коллективы из национально-культурных объединений учреждения «Дом Дружбы народов»: удмуртских, русских, татарских, марийских, еврейских, армянских, азербайджанских... Или познакомиться с современной музыкой композиторов Удмуртии и других субъектов ПФО в исполнении студентов, выпускников и преподавателей музыкального колледжа.

Красивым финальным аккордом конференции стал концерт, в котором показали свое искусство хоры ижевских детских школ искусств и Академический хор студентов РМК. Подводя итоги трехдневной работы, директор Республиканского музыкального колледжа (выступившего главным организатором конференции) Михаил Сергеевич Перфильев сказал так: «Уникальность нашего проекта - в сотрудничестве органов республиканской и муниципальной власти, Дома Дружбы народов, Национального музея им. К. Герда, Национальной библиотеки, Союза композиторов Удмуртии, вузов страны с организациями дополнительного и среднего профессионального образования. Проект успешно завершен, но продолжается работа по воспитанию в душах молодежи уважения, интереса к языкам, обычаям и культуре народов России. Народов много - страна одна».

Садыкова Лилия
31.03.2017

Давайте сразу разрушим миф относительно слова «диктант». Акция представляет собой тест из тридцати вопросов. Здесь знания и географии, и обычаев разных народов, и национальных блюд и костюмов. Работа анонимная, результаты можно узнать по идентификационному номеру, который участник получает при регистрации на площадке. В Курске была всего одна – на базе Курского Института Развития Образования.

«Когда я ознакомилась с вопросами и соотнесла их со своими знаниями, я поняла, что высоких результатов может и не быть, - говорит заведующая кафедрой социально-гуманитарного образования Марина Валентиновна Бабкина . - Но это не главное. И я не могу сказать, что главное – участие, потому что это мониторинг. Это первый шаг, это возможность посмотреть на реальную картину, которая существует в стране, а потом, отталкиваясь от этой картины, решать, какие средства можно найти, чтобы ее исправить».

- На какую аудиторию рассчитан диктант?

Это самая разнообразная аудитория, потому что по положению разработчиков любые люди, даже независимо от гражданства, могут принять участие в этнографическом диктанте. Единственное ограничение: от пятнадцати лет. Конечно, поскольку мы находимся в Курском Институте Развития Образования, основная аудитория – учителя и ученики.

- Чего ждете от акции как организатор?

Гражданской активности. Мне понравился один звонок, как организатору. Когда я попросила людей представиться и сказать, в каком статусе они будут принимать участие в диктанте, они сказали: «В качестве граждан Российской Федерации». Вот этой активности мы ожидаем. Диктант длится сорок пять минут – этого достаточно, чтобы внести ответы и заполнить бланк для самопроверки. С его помощью можно узнать результат и сверить правильные ответы. Около пятидесяти человек приняли участие в диктанте. Все они разные, но объединены общей целью: узнать нечто новое о родной стране. Объять необъятное.

«В общем, мне понравилось, - делится впечатлениями Тамара Васильевна Конева. - Кое-что было неожиданно для меня: я как-то не задумывалась, что именно эти вопросы будут. Но я очень довольна, во-первых, что пришла. Я принимаю участие во всех таких акциях: в Тотальном диктанте прошлого года, в Географическом диктанте в этом году. Для меня это интересно даже не потому, что можно проверить свои знания, хотя и это тоже. Главное, чтобы как можно больше людей было в это вовлечено. Все-таки мы должны знать и о своей стране, и об окружающих нас людях, и повышать свою грамотность. Главное, чтобы наш русский язык, который я обожаю, рос. Я хочу, чтобы мои дети и внуки знали свою страну, свои обычаи, любили свой язык, были патриотами».

«Было очень сложно, - говорит Артем Тутов. - Я, конечно, ожидал, что будет сложно. Большинство вопросов я, естественно, не знал, буду откровенен. Где-то можно было догадаться логически, где-то знания позволили ответить правильно, но уровень высокий, то есть то, что я помню из школы, мне не помогло в принципе. Буду надеяться, что хотя бы баллов тридцать наберу из ста. Это реальные ожидания. А если наберу пятьдесят, буду очень рад».

На вопрос «для чего нужны подобные акции?» отвечает:

Нужны, потому что каждый в какой-то момент должен почувствовать себя дураком в какой-то сфере. Ты понимаешь, что чего-то не знаешь, а, значит, есть мотивация для того, чтобы самосовершенствоваться.

«Народов много – страна одна» - под этим девизом прошел мощный старт Большого этнографического диктанта . Мы многого не знаем о тех, кто живет с нами на одной земле, и подобные акции – ключ к объединению и пробуждению интереса к родной истории. Так считают не только организаторы диктанта, но и участники. Кто знает, может быть, стартовавшая сегодня акция станет на одну ступень с такими популярными событиями, как Тотальный и Географический диктанты.

Оксана Скворцова

«Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».

А. В. Сухомлинский

Проект «Народов много – страна одна»

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Тип проекта: информацирнно – практико – ориентированный.

Участники проекта: - воспитанники подготовительной группы;

Родители;

Педагоги группы;

Музыкальный руководитель.

Возраст детей: 6 - 7 лет (подготовительная группа).

Актуальность проекта:

Исторически сложилось так, что наша Родина – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов (русские, украинцы, калмыки, азербайджанцы, армяне, татары и другие, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Практически в любом образовательном учреждении города воспитываются дети разных национальностей, и наш детский сад, не исключение. Поэтому важно не только формирование у дошкольников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу.

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Реалии нашей жизни – это участившаяся межрасовая неприязнь, люди становятся все более нетерпимы друг к другу, не говоря уже о соотечественниках иной национальности. Очень тяжело, а может и невозможно, изменить взгляды взрослого человека. Закладывать «первые кирпичики» терпимости, уважения к окружающим необходимо начинать с малых лет. В дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного отношения к людям. Большая ответственность лежит на плечах педагогов дошкольных учреждений. Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе организации образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности – это огромная каждодневная работа.

Но нельзя недооценивать значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование у ребенка терпимости и уважения к людям.

Поэтому одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей.

Только совместная работа педагогов и родителей может привести к положительным результатам.

Цель проекта: Способствовать развитию толерантности и уважения к людям разной национальности. Формирование осознания детьми того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права.

Задачи проекта:

Для детей:

Образовательные:

продолжить учить детей формировать цель проекта, планировать свою деятельность

формировать понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны;

дать представление о многонациональности нашей страны – России;

познакомить с знаменитыми людьми разных национальностей проживающих в России;

познакомить с некоторыми национальными играми, культурой других народов;

поощрять и поддерживать активное освоение норм и правил, принятых в человеческом обществе;

помогать овладению смысловыми понятиями «добрый человек – недобрый человек», «хороший поступок – плохой».

Воспитательные:

воспитывать дружеское взаимоотношения между детьми, доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей;

воспитывать желание оказывать помощь младшим товарищам.

Развивающие:

развивать у детей навыки самоконтроля, умение работать в коллективе, сотрудничать, договариваться;

развивать у детей эмоциональный интерес к деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Для педагогов:

формирование проектной культуры;

Пополнение материальной базы ДОУ.

Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

Для родителей:

включение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.

Фотоотчет проведения проекта.

Работа в группах. Дидактическая игра "Собери картинку".

Дети знакомятся с национальными костюмами народов России.

Татарская народная игра "Тимербай"

Работа в группах. Дидактическая игра "Разгадай послание".

Дети знакомятся с традициями народов России.


Дети высказывают свои предположения о традициях народов России.


Рисование нетрадиционным способом "Проступающий рисунок": "Тюбетейка"



Дети представляют гербы России "Народов много - страна одна". Гербы изготавливали дома с участием родителей.



Дети знакомятся с национальным инструментом народов севера.


Коллективная аппликация "Где - то на белом свете".



Подвижная игра народов севера "Охотники и утки".


Дети рассматривают книжки - малышки своих товарищей. Книжки - малышки изготавливались дома совместно с родителями. Так же составлялись рассказы на тему "Народов много - страна одна".


Дидактическая игра "Вспомним что нового узнали"


Рисунок "Девушка или юноша в дагестанском костюме"



Пластилинография "Словно радуги цвета мы едины навсегда". Коллективная композиция.



Итог проекта:

Выставка кукол к национальных костюмах народов России. Все куклы обшиты собственноручно.




Семейная выставка гербов "Народов много - страна одна"


Выставка книжек - малышек "Народов много - страна одна"


Классный час: 7В КЛАСС

Учитель: Лукьянова Фарида Минсалиховна

ТЕМА: «Все люди разные, а страна одна».

Традиции народов нашей страны.

Цель урока: формирование понимания единства многоликой России

Задачи урока:

1.Познавательная: Раскрыть многообразие культур населения России. Познакомить с традициями народов Поволжья.

Закрепить понимание Родины как многонационального государства

Закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России.

2.Развивающая:
Развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.

3. Воспитательная: воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.


Основная задача – воспитание гражданина, воспитание у учащихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране.

Оборудование.
1) Наглядность: 1. Государственная символика
2.Мультимедийная презентация «Традиции народов Поволжья»

3 Работы учащихся на тему: «Традиции народов России»

4 Пословицы народов мира на тему: «Родина»

2) Музыкальное оформление:
1. Песня «С чего начинается Родина» сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера.

2. Песня «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» в исполнении С.Ротару.

3.Татарская песня «Туган ягыбыз», татарские плясовые мелодии.

4.Русские народные мелодии.

Ход урока:

Организационный момент

Звучит песня в исполнении С.Ротару «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся нашим гостям, друг другу, пожелаем успеха.

– Мы с вами живём в России, но каждый из нас принадлежит ещё к какому-нибудь народу. Все народы отличаются друг от друга.

А вот чем отличаются народы?

Ответить на этот вопрос поможет игра.

2.Игра- разминка. У меня в руках разноцветные карточки, ребята выберите себе карточку любого цвета. Поднимите их. Теперь создайте группы по цветам: сини – 1 группа, красные – 2 группа, белые – 3 группа.

Подойдите к столам с задания вашего цвета. И определите, что нарисовано на картинках?

Вопрос: Одежда какого народа нарисована на картинках?

Ответ: 1 группа – русские, 2 группа- татары, 3 группа- чуваши.

Знаете ли вы, кто вы по национальности?

А вот чем отличаются народы?

Ответ: родной язык , своя культура и искусство, национальный костюм , национальной кухней.

    У каждого народа свой родной язык (предложить детям поздороваться на разных языках)

    А если язык у народов разный, как же они понимают друг друга?

Почти все в России знают русский язык. Но если русский человек долго живёт, например, среди татар, он конечно же, должен выучить их язык. Изучая язык другого народа, ты проявляешь к нему уважение.

    У каждого народа своё искусство : песни, танцы, народные промыслы (работа с иллюстрациями)

    У каждого народа свой национальный костюм . Отличаются народы и чертами лица. (На доске иллюстрации людей в национальных костюмах)

    У каждого народа своя культура . С культурой разных народов можно познакомиться, прочитав сказки. (На доске выставка “Сказки разных народов)

    Отличаются народы и национальной кухней.

Ответить на этот вопрос поможет схема.

Все это является национальными традициями народов .

Ребята. как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Как вы думаете, на какую тему наш классный час?

ТЕМА: « Все люди разные, а страна одна . Традиции народов нашей страны».

В чем проявлялись народные обычаи и традиции ярче всего?

Давайте познакомимся с традициями и обычаями народов проживающих в Поволжье.

Задания по группам. На столах заготовки: модель человека, информация о национальности. Ваша задача: подготовить сообщение и образ, определяющий представителя вашей национальности. №1 – определяет время, 2- отвечает за информацию, 3- оформление, 4- сообщение о выдающихся людях вашего народа.

4. Традиции русского народа.

Сообщение первой группы.

Русские - восточнославянский народ. Проживают преимущественно в России. Являются самым крупным народом в Европе. Национальный язык - русский. Общая численность русских в мире в настоящее время составляет около 133 миллионов человек, из них в России - 111 миллионов.

Русский национальный костюм

У женщин одним из самых распространённых был комплекс с сарафаном.

Основной одеждой для мужчин во все века была - широкая рубаха. Нарядная рубаха обычно была красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками.

Самой распространённой и самой дешёвой обувью на Руси являлись лапти. У зажиточных горожан обувью служили башмаки.

Женская обувь отличалась разнообразием в покрое. Нарядные женские чоботы украшались вышивкой. Для торжественных случаев у дворянок чоботы были на высоком каблуке. Обувь на Руси мастера уже шили из кожи.

Традиционные русские блины : нежные, воздушные с припёком.

В XVIII веке в России появляется самовар. Первые самовары начали выпускать на Урале, на Демидовских заводах, затем они переместились в Тулу. Чай на Руси пили с мёдом, домашней сладкой выпечкой.

Русский народ широко праздновал церковные праздники:

Рождество – один из самых христианских праздников

Масленица – народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России – блины и гулянья.

Пасха – древнейший христианский праздник, установлен в честь воскресения Иисуса Христа.

Первичное закрепление .

Как выглядит русский народный костюм? Что носили женщины? Как называлась мужская рубаха?

Назовите русские народные праздники? Традиционные русские блюда? Народные игры?

Назовите любимые песни русского народа, танцы.

Назовите любых писателей и знаменитых людей русского народа.

Сообщение второй группы

Чувашия! О, край ста тысяч песен, Не зря в тебя поэты влюблены!

Чувашская Республика расположена на востоке Европейской части России. Столица – Чебоксары.

Одежда Чувашии имела разные формы и варианты. В основном преобладает белый и красный цвет.

Старинные мужские рубахи шились широкими и длинными до колен. Носили навыпуск и подпоясывали. Женские рубахи имели туникообразную форму. Разными были их узоры, их цветовое сочетание. Платье носили с фартуком или передником. Основной обувью у мужчин и женщин были лапти.

В национальном женском костюме большую роль играют головные уборы из мелких раковин и монет.

Самым вкусным и лакомым праздничным кушаньем считается – «Хуплу» - круглый и большой пирог.

«Акатуй» - весенний праздник чувашей, посвящённый земледелию. В этот праздник чуваши молятся и просят обильного урожая, прибыли скота, богатства, здоровья членам семьи, всем родственникам, соседям, знакомым.

Чувашский национальный праздник АКАТУЙ.

Назовите любимые песни народа, танцы.

Назовите традиционные праздники народа.

Назовите любых писателей и знаменитых людей чувашского народа.

Сообщение третьей группы

Традиции татарского народа.

«Татарстан – моя Родина, предков очаг…»

Столица – город Казань, год основания 1005 год.

Природные богатства – нефть, газ, торф, известняк, леса и другие.

Протекают реки: Волга, Кама, Вятка,Белая, Ик, Свияга, и другие.

Крупные города: Казань, Набережные Челны, Елабуга, Бугульма, Чистополь.

В основе костюма татар лежат древние тюркские формы в виде рубахи у мужчин, шаровар с широким шагом, казакина, бешмета, камзола, головного убора из войлока, меха и ткани. В ансамбль одежды входили также сапоги из кожи, мягкой материи.

Наибольшей выразительностью отличается женский костюм. Он сшит из атласа, тафты, парчи, шёлка или сатина. В ансамбль костюма обязательно входили мозаичные ичиги или туфли с криволинейными узорами, на голову надевали калфак.

Праздничным и ритуальным блюдом у татар являются пельмени. Наиболее древним мясо - крупяным блюдом является - бэлеш.

Праздник Сабантуй – праздник людей ударного труда, праздник достойных, умелых, способных.

Сабантуй – издревле интернационален, в праздновании принимают участие все народности, живущие на Волге. Татары обязательно приглашали на Сабантуй русских друзей – друзей по труду, по работе общей.

Назовите любимые песни татарского народа, танцы.

Назовите традиционные праздники татарского народа.

Назовите любых писателей и знаменитых людей татарского народа.

8. Закрепление.

1. Вопросы группам.

Правильно, надо уважать обычаи, культуру каждого народа, человека.

Например, у нас в классе учатся дети разных национальностей. Я буду называть, а вы поднимайте руки:

Русские, украинцы, татары, чуваши, мордва, башкиры

А где в нашем городе люди разных национальностей могут встретится?

Ответ: В доме «Дружбы народов»

На доске карта России

– Наша страна очень большая. Много дней нужно ехать на поезде, чтобы проехать Россию от одного её конца до другого. Много часов нужно лететь на самолёте, чтобы проделать тот же путь.

– Рассмотрите внимательно карту…

– Какие народы живут в России? И сколько национальностей?

4. Ребята, мы сейчас посмотрим видео-ролик, после просмотра вы мне ответите на вопрос:

Сколько национальностей живет в нашей стране?

9. Итог урока.

Национальностей много – а страна одна!

Какие правила мы должны соблюдать, чтобы сохранять национальные традиции?

Обычаи, духовные ценности, религиозные нормы, правовые нормы.

Вывод:

Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защищать свою Отчизну.
Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны.

Россией зовётся общий наш дом,
пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим
и только в единстве сила России.

15.06. 2017

Россия – самая большая страна в мире, Россия – великая военная держава, Россия – страна с великой историей. Все эти факты общеизвестны, но кроме них существует множество не менее интересных и малоизвестных фактов, которые для многих из нас являются полным откровением. Узнать интересное о России, её истории и современности, природе и людях библиотекари библиотеки-филиала №7 пригласили на тематический час «Народов много, страна одна» (в рамках проекта «Радуга дружбы» ) ребят летнего лагеря школы №1.

В ходе беседы ребята узнали, что Российская федерация согласно Конституции РФ является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 различных национальностей, народностей и этнических групп, и все они являются россиянами. Каждый из народов России отличается по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, религии, культуре, а также по трудовой деятельности.
Дети узнали о национальных особенностях русских, белорусов, украинцев, татар, эвенков, чукчей, карелов, удмуртов и других народов России.
Затем ребята приняли участие в конкурсных заданиях. Из вопросов викторины «Самые-самые» дети узнали о самом крупном источнике пресной воды на планете – озере Байкал, о самом глубоком метро в мире – в Санкт-Петербурге, о самых старых горах в мире – Уральских, о самом большом в мире действующем вулкане, о самой большой средневековой крепости и т.д.
В конкурсе «Как сказали бы у нас» надо было к иностранным пословицам подобрать аналогичные русские.
В задании «Отгадай слово» — по четырём определениям отгадать слова, связанные с Россией (князь, грамота, Масленица, щи и др.)
Ещё ребята отгадывали загадки «Это встретим в России» о различных символах нашей страны (берёзе, балалайке, матрёшке, самоваре и т.д.)
Закончился тематический час чтением стихотворений о родине и награждением самых активных участников.