Рисование на тему лекарственные растения старшая группа. Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Римма Жаркова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Лекарственные растения нашего края»

Цели :

Закрепить знания детей о , их лечебных свойствах;

Различать лекарственные растения по цвету , внешнему виду;

Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений .

активизировать словарь : мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка, подорожник.

Материалы и оборудование :

иллюстрации и фотографии растений , гербарий цветов, аптечные упаковки с травяными сборами, чай с шиповником в кружках по количеству детей.

Место проведения занятия : территория детского сада.

Ход занятия:

Ребята, вы много знаете о лекарственных растениях нашего края . Эти растения помогают нам лечиться от различных болезней. Нужно только знать и уметь ими пользоваться. Уже много лет люди передают своим потомкам знания о лечебных свойствах разных трав. И мы с вами попробуем составить свои «Рецепты от болезней» .

- Ребята отгадайте загадку : На поляне за ручьями Солнце с белыми лучами. В серединке – желтый глаз Смотрит ласково на нас!

Правильно, это ромашка. Найдите ее на иллюстрации.

Ромашка – это лекарственное растение . Отваром из ромашки можно полоскать горло, лечить ангину. Ромашка растет на солнечных местах .

Упражнение на расслабление.

А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Представьте себя лепестками ромашки. И послушайте стихотворение : Нарядные платьица, Желтые брошки, Ни пятнышка нет на красивой одежке. Такие веселые эти ромашки – Вот-вот заиграют, Как дети, в пятнашки. (Е. Серова)

А вот еще загадка про цветок : Есть один такой цветок : Не вплетешь его в венок. На него подуй слегка, Был цветок - и нет цветка.

Правильно, это одуванчик. Что вы знаете об этом цветке?

Одуванчик - тоже лекарственное растение . Его заваривают для улучшения аппетита, лечат зубную боль. А из цветков одуванчика варят вкусное варенье. Одуванчики растут по всей нашей земле . И на территории нашего сада они тоже растут .

Игра «Раз, два, три, к одуванчику беги!»

А кто угадает это растение ? Тонкий стебель у дорожки, На конце его - сережки. На земле лежат листики – Маленькие лопушки. Нам он – как хороший друг Лечит раны ног и рук.

Да, это подорожник. Найдите его на участке.

Как вы думаете, почему это растение так называется ?

Действительно, подорожник растет вдоль дорог . А еще его называют лесным путешественником. Потому, что он шагает с нами по всем лесным тропинкам и даже на наших улицах растет вдоль дорог и тротуаров. У него очень прочные корни и упругие листики с крепкими прожилками. В народе про него говорят : «Мал, да с хитринкой : летом солнце печет, а под его листиками влага сохраняется».

Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью подорожника?

Всем известное лекарственное растение подорожник поможет остановить кровь, если вы случайно поранили руку или ногу, а у вас нет с собой бинта. Нужно взять листочек этого растения , промыть его и приложить к ране. Подорожник обладает противовоспалительным, ранозаживляющим, кровоостанавливающим свойством.

Ребята, посмотрите, а какие маленькие скромные цветочки еще растут у нас в детском саду. На что они похожи?

Мать-и-мачеха обыкновенное - многолетнее травянистое растение . Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство.

Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхранний первенец - мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав - до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода» - Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев.

Почему же цветок получил такое название? Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка.

А верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи.

Еще очень много лекарственных растений можно найти в окрестностях нашего города Мариинска : на лесных полянах, на лугах, в лесу, в горах. Май является началом бурного развития растительности . Повсюду люди могут найти помощь у природы. Только нужно изучать, любить, и беречь природу своего края . На каждую болезнь есть свое лекарственное растение . Самая лучшая здравница для человека – это природа!

- Растения – наши самые верные , но и самые беззащитные друзья. Поэтому лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые . А дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений :

Нельзя вырывать растение с корнями , так как такие «заковки» ведут к полному уничтожению растений .

Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.

Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки.

Необходимо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений .

Собирать лекарственное растение нужно в сухую погоду, утром, после того, как высохнет роса.

Собирать растения нужно в лесу или на лугу, где нет вблизи дорог, чтобы растения не были отравлены газами из выхлопных труб транспорта.

Сушить растения нужно в тени .

Не рвать растения , которые занесены в Красную книгу.

Все свое богатство природа щедро дарит людям. А нам нужно научиться беречь ее!

А сейчас лекарственные травки нас угостят вкусным и полезным чаем. Угощайтесь на здоровье! (Дети пьют чай с шиповником)

Дидактическая игра «Узнай по запаху» . (Детям предлагаются мешочки наполненные листьями : смородины, мяты, мелиссы)

Дидактическая игра «Аптека» . (Один воспитанник описывает лекарственное растение , а другой угадывает и называет его лечебные свойства и подает упаковку).

Молодцы, теперь вы знаете от каких болезней и какими лекарственными травами можно лечиться. И ваши рецепты и советы помогут вашим родителям!

г.о. Лосино-Петровский

МБДОУ д/с № 4 «Росток»

Конспект занятия

С детьми старшей группы

«Лекарственные растения»

Подготовила и провела

воспитатель: Валуева Г.А.

Цель : уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Предварительная работа : дидактические игры с детьми для ознакомления с лекарственными растениями, рассматривание растений на участке, просмотр видеофильма по данной теме из серии «Осторожные сказки».

Материал к занятию : предварительно подготовленные лекарственные травы.

Использованная литература: К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.

Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг – «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться – травами, цветами, ягодами и т.д.

Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.

Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.

Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?

Кто видел в аптеке лекарственные растения?

Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?

А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей).

Про какое лекарственное растение эта загадка.

Не пустили в огород –

Оттого она и жжет.

(крапива)

Правильно, крапива.

Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить щи и салат. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его – сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(подорожник)

Найдите это растение в нашей коллекции.

Кто догадался, почему это растение так называется?

Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.

Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).

А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное.

(одуванчик)

Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!

Ребята, давайте поиграем в игру.

Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.

Плохой аппетит – корень одуванчика.

Заболел желудок – тысячелистник.

Простуда – душица.

Остановить кровь – подорожник.

Кашель – мать-и-мачеха.

Ожог ноги – зверобой.

Пятна на коже – чистотел.

Болит горло – ромашка полевая

Лечение ран – календула.

На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?

Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!


Тема: «Спасти заколдованную принцессу» занятие на развитие творческого воображения детей в старшей группеД/О № 40 «Балдаурен» воспитатель: Вивтоненко Наталья Ивановна
Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказок. Активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения; воспитывать интерес к художественной литературе. Ожидаемые результаты:1. Дети не будут бояться ошибиться при высказывании своих мыслей.2. Научатся нестандартно мыслить, самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций.3.Подымется на более высокий уровень фантазия, воображение, мышление.
Материал: Большой игрушечный домик с окнами и дверями. Кукла, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, клубок из ниток, игрушка – заяц, одеяльце, домик – теремок, кукла – Принцесса, предметные картинки к игре «Теремок» на каждого ребенка, модели к сказке «Козел и лиса», яблоки.
Ход занятия:
Утренний круг: В круг скорее становитесь, Крепко за руки держитесь, 1-2-3-4-5 Сказку будем начинать.

Воспитатель: Я сегодня принесла вам чудесный сундучок
1-2-3 чок-чок отворяйся сундучок. Отварился сундучок, Появился тут клубок.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, для чего нам нужен клубок? Воспитатель: как он нам может помочь?Дети: указать дорогу, поможет попасть в сказку, поможет найти какой - то предмет.Как такой клубок называется?
Дети: волшебный.
Воспитатель: ой, и правда, ожил наш волшебный друг и зовет всех вместе в путь. Куда же нас клубочек ведет.
На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.
Воспитатель: посмотрите, какая красивая вуаль, что же спрятано за ней? Можно я одни глазком посмотрю. Ребята, скажу вам, что это не живой предмет, попробуйте отгадать.
Проводится игра «Данетка»
Дети: это книга?
Воспитатель: нет.Дети: это игрушка?Воспитатель: нет.
Дети: может кукла?Воспитатель: нет. Дети: это домик?
Воспитатель: да!
(Воспитатель снимает вуаль) Воспитатель: в одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая фея. Уснула принцесса крепким сном, и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко - накрепко и даже луч солнца не может попасть туда. Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу?
Ответы детей. (Пример: «победить злую фею», «решить задания»)
Чтобы открылись двери и окна, и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?
Дети: Да.
Воспитатель: Смотрите, нас клубочек зовет за собой, что же он хочет нам показать?
(подходят к дереву и находят конверт) это письмо от Доброй Феи (читает письмо)
Чтобы расколдовать принцессу, вы должны выполнить задания, и только тогда она пробудиться ото сна.
Вот первое задание, надо отгадать загадку:
Кто пугливей всех зверей?Уши у кого - длинней?В огороде ест морковку,и капустную листву,удирать умеет ловко,Если встретит вдруг лису...Сильно глазками косит,всех боится и дрожит...
Дети: Заяц
Воспитатель: правильно. Клубочек снова зовет за собой. Обращает внимание на зайку, сидящего под деревом. Смотрите, да ведь это зайка. Он весь мокрый и грустный. Если мы сможем ему помочь, то мы выполним первое задание и откроется первое окошко в замке. Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?
Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
(Обсуждение с детьми противоречий в погоде)
Воспитатель: что хорошего в дожде? (Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя, можно бегать по лужам босиком) Воспитатель: а что плохого в дожде? Дети: можно простудиться и заболеть, ели долго будет идти дождь, погибнут деревья, животные и птицы.
Воспитатель: значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь - это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда …
Воспитатель: а что хорошего в солнце? (Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло, можно на речке купаться, загорать…) Воспитатель: А что плохого может быть в солнце? Дети: когда жарко - голова болит и пить хочется; все цветы завянут.
Воспитатель: выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое. Как мы можем помочь зайцу?
Дети: высушить, согреть одеяло, посадить на солнышко.
Воспитатель: давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. Ребята, а кто мне назовет сказки, в которых главный герой заяц?Дети: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Заяц - хваста» и т.д.
Воспитатель: мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся главным героем и, посмотрите, что случилось, окошко в замке открылось. И нас клубочек приглашает присесть на ковер. Садитесь на ковер, а я прочту загадки:
Борода, да рожкибегут по дорожке. (Козел)
Длинный хвост, сама – краса,Это рыжая …(Лиса)
Воспитатель: узнали название сказки?Дети: «Козел и лиса»
Воспитатель: а второе задание такое, надо рассказать сказку «Козел и лиса», используя модели, если мы выполним задание, откроется второе окно в замке. Как вы думаете, кто из вас выполнит это задание? (выбирается один ребенок рассказчик) Воспитатель: каким голосом лиса просила спрыгнуть козла в колодец?Дети: добрым голосом, ласковым.Воспитатель: каким тоном разговаривала лиса в колодце с козлом?Дети: грубым голосом.Воспитатель: чему учит сказка?Дети: век живи, век учись.Воспитатель: какие модели использовала Катя при рассказывании сказки?Дети: оранжевый круг – это лиса. Она рыжая по цвету. Треугольник – это козел, он серый по цвету и голова похожа на треугольник.Воспитатель: на какую фигуру похож хозяин? Дети: он высокий с веревкой в руках похож на прямоугольник.Воспитатель: клубочек предлагает нам немного отдохнуть.
Физминутка:
Вот мы репку посадили.И водой ее полили,А теперь ее потянем,И из репы кашу сварим.И будем мы от репкиЗдоровые и крепкие.

Воспитатель: смотрите, второе окошко в замке открылось. Снова нас клубочек зовет в путь. Он нас привел к теремку. Нам надо выполнить третье задание. Вы помните сказку «Теремок»? Давайте вспомним, что же там случилось?Дети: разные животные приходили в теремок по очереди и просились жить. Воспитатель: поиграем в эту сказку? Дети: да.Воспитатель: только игра будет у нас другая. Из вас получить картинки с изображением предметов и будете играть за тот объект, который вам достанется. Один ребенок будет ведущий – хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него
- Тук, тук, кто в теремочке живет?- Я, хозяйка теремка. А ты кто?- Я, домбра. Впусти меня, будем вместе жить. Хозяйка: входи. - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, домбра, а ты кто?- Я, балалайка.- Если скажешь, чем ты на меня похож, то впущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и домбра, и балалайка сделаны из дерева, есть струны. После этого гость помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.
Воспитатель: вот и третье задание выполнили, окно открылось. Ребята, снова нас клубочек приглашает на ковер. Нам надо выполнить последнее задание, чтобы открыть дверь в замке. Я расскажу вам сказку «Красная шапочка». Но, по-моему, что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка: - Не Желтая, а Красная- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:
- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
- И пошла Красная шапочка к бабушке, отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.
- Не площадь, а лес.
- И встретила она медведя.
- Не медведя, а волка.
Волк предложил свою помощь.
Он отправил Красную Шапочку по длинной дороге.
Когда пришла Красная Шапочка к бабушке, волк пил чай с бабушкой.
Нет, он ее съел.
Охотники волка отпустили в лес.Они вспороли волку живот и освободили бабушку.
Воспитатель: вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.
У Аленушка – сестрицы,Унесли братишку птицы.Высоко они летят,Далеко они глядят. (Гуси – лебеди)
Появилась девочка в чашечке цветка,И была та девочка не больше ноготка.Кто читал такую книжку,Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)
У отца был мальчик странный,Необычный, деревянный,Он имел предлинный нос.Что за сказка? - Вот вопрос. (Буратино)
Она красива и мила,А имя ей от слова «зола». (Золушка)
Нет ни речки, ни пруда -Где воды напиться.Очень вкусная водаВ ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) (показ слайдов при отгадывании загадок)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок, и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней. Принцесса «благодарит» детей и раздает яблоки.
Воспитатель: Что мы сегодня сделали хорошего?Дети: помогли принцессе проснуться. Воспитатель: а как мы помогли?Дети: мы выполняли задания.Воспитатель: как вы думаете, мы справились с заданиями?Дети: да, все окна и двери открылись и принцесса проснулась. Кто нам помогал выполнять задания?Дети: клубочек.Воспитатель: ребята, а давайте мы нашего Зайку подарим Принцессе, чтобы ей не было скучно, она с ним будет играть, вы согласны?Дети: да.(Заключительные слова воспитателя)Воспитатель: не даром дети любят сказкуВедь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душаИ на любые испытаньяСогласны храбрые сердца,В не терпеливом ожидании, Благополучного конца. Воспитатель: Попрощаемся с гостями, скажем до свидания!

Светлана Ескина
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Лекарственные растения»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Лекарственные растения».

Цель: продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего окружения; расширять знания о пользе и применении лекарственных трав; закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека; познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений; активизировать речь детей новыми названиями: лаванда, душица, шалфей, зверобой, подорожник. Развивать интерес к познанию растительного мира нашего края.

Оборудование: Презентация по теме, картинки растений, аптечные упаковки с травяными сборами, разрезные картинки по теме «Лекарственные растения», листья одуванчика, щавеля, миска для салата.

Ход занятия:

Ребята, нам с вами пришло очень интересное письмо от лесных животных. Давайте прочитаем и узнаем, что они нам хотят рассказать.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Чему хотят нас научить животные? Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какие-то травинки, съев которые они выздоравливали. Нас всюду окружают растения: каждая поляна или уголок леса – это целая зеленая аптека. Вот и лесные животные приглашают вас побывать в этой зеленой аптеке и познакомиться с целебными растениями.

Посмотрите на картинки, какие растения вам знакомы? (Одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка, подорожник). Какие из этих растений можно назвать первоцветами? (Одуванчик, мать-и-мачеха). Вы знали, что одуванчик и мать-и-мачеха считаются еще и лекарственными растениями!

Одуванчик - очень полезное растение: из одуванчика делают варенье! Настоящее, похожее на мед. Так его и называют «мед из одуванчиков». Но для такого варенья нужно собирать цветки очень далеко от города и от дорог. Как вы думаете, почему? Из листьев и корня одуванчика делают полезный салат, в нем много витаминов. А еще одуванчик может предсказывать погоду. Как он нам может подсказать, что скоро пойдет дождь? Одуванчик говорить, как человек не умеет, но говорит нам по-своему: закрывает свои лепестки и опускает головку. А если одуванчик уже белый, то перед дождем он складывает свои парашютики – прячется от будущего дождя. И нам с вами говорит: скоро дождь начнется.

А это растение мать-и-мачеха. Почему его так называют? (у него с одной стороны листочек теплый – мать, а с другой холодный – мачеха). Правильно, а еще оно помогает при кашле, заваривают травку и пьют, как чай.

Узнали, что это за растение? (Подорожник). Почему его так называют? (Растет вдоль дороги). Послушайте легенду о том, как люди узнали о лечебных свойствах подорожника. Однажды две змеи грелись у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другую переехало колесо телеги. Люди, сидящие в телеге, увидели, что невредимая змея вскоре вернулась с листком подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и подтолкнул людей на использование подорожника для лечения ран. Поранили ножку или ручку, помочили листочек и приложили его к ранке, кровь останавливается, и ранка заживляется.

Ромашку тоже знают все и никогда с другими цветками не перепутают. Ромашку так и называют – ромашка лекарственная, потому что она от многих болезней помогает. Отвар из ромашки применяют при простудах и заболеваниях желудка, а также для полоскания полости рта при ангине. А если этим отваром помыть светлые волосы, то они приобретут золотистый оттенок.

Посмотрите – это растение называют зверобой. Как вы думаете почему? Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей. Так чем же полезен зверобой? Недаром в старину зверобой называли лекарством от ста болезней: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то твой организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.

Ребята, а о каком растении говорят, что оно жжется? Правильно, это крапива. Листья крапивы богаты разными полезными солями и из нее готовят борщи и салаты. Крапива является также очень ценным кормом для домашних животных. Коровы, получающие крапиву, дают молока больше и лучшего качества. Куры, гуси, утки, индейки несут больше яиц. Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос. Волосы, вымытые с использованием крапивы, лучше растут, блестят, избавляются от перхоти.

Еще очень много лекарственных растений можно найти на лугах, в лесу, в горах и даже в домах у людей. Такие растения называют – комнатные. Многие из них тоже имеют целительную силу. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа.

Травам нужно поклониться

И навечно в них влюбиться,

Трав лекарственных запас

Помогает в трудный час.

Д/ игра «Собери растение» - дети из разрезных картинок составляют лекарственное растение.

Физминутка «Говорит цветку цветок».

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок» (дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой (дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай (вращение головой)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка (наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся (встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе (руки, через стороны вверх – вдох; руки вниз – выдох).

Ребята, вспомните, с какими лекарственными растениями вас познакомили лесные животные? Есть специальные правила сбора лекарственных трав. Лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?

Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Продуктивная деятельность:

Дикие животные, для нас с вами передали листочки одуванчика и щавеля. Давайте сделаем из них витаминный салат. Я уже обдала кипятком листья одуванчика, чтобы сошла вся горечь. Вы сейчас будете рвать листочки щавеля и одуванчика на небольшие кусочки в миску, а потом добавим ложку меда и заправим подсолнечным маслом (Дети делают салат и все угощаются витаминным салатом).

Конспект занятия «Лекарственные растения»

Цели занятия:

Познавательные УУД:

Обобщить и систематизировать знания о лекарственных растениях;

Учить искать и выделять необходимую информацию в тексте.

Личностные УУД:

Работать над развитием учебных и познавательных мотивов;

Регулятивные УУД:

Учить ставить цели предстоящей работы;

Учить различать учебные задания разного типа;

Учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;

Коммуникативные УУД:

Совершенствовать умение работать в паре, в группе;

Учить осуществлять учебное сотрудничество;

Оборудование: тетрадь, цветные карандаши, раздаточный материал.

Оборудование: рисунки лекарственных растений (или гербарий): мяты, липы, подорожника, ромашки аптечной, березы, лука, чеснока, лист бумаги в клетку.

Ход занятия

Педагог . Сегодня мы совершим экскурсию по городу Лекарственных растений. Она поможет нам поближе познакомиться с травами, деревьями, цветами, которые верой и правдой служат человеку многие века. А начнем мы с разминки. Она посвящена лекарственным растениям.

➢ Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива.)

➢ Золотая середина и лучи идут кругом.

Это, может быть, картина -

Солнце в небе голубом? (Ромашка.)

➢ Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной. (Береза.)

➢ Кто ни прикасается, за того цепляется.

Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки. (Репей, или лопух.)

➢ Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной. (Ландыш.)

➢ Тонкий стебелек у дорожки, на конце его - сережки.

На земле лежат листки - маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг, лечит раны ног и рук. (Подорожник.)

➢ Растет зеленый кустик, дотронешься - укусит. (Шиповник.)

➢ Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Ель.)

➢ Колосится в поле рожь, там, во ржи, цветок найдешь ярко-синий и пушистый, только, жалко; не душистый. (Василек.)

➢ На него подуй слегка, был цветок - и нет цветка. (Одуванчик.)

Справка . Крапива. Действует как мочегонное, выводит лишнюю жидкость из организма, очищает кровь, улучшает пищеварение, снижает кровяное давление. Ромашка. Противовоспалительное средство. Чай из нее помогает при простуде, болях в желудке. Восстанавливает аппетит. Подавляет кишечные инфекции. Береза. Отхаркивающее и витаминное средство. Заживляет раны. Используется при лечении почек. Репей. Рекомендуется при болезнях почек, язвенной болезни. Репейное масло укрепляет волосы. Ландыш. Используется при лечении сердечных заболеваний. Подорожник. Останавливает кровотечение. Листья и сок используются при ушибах и порезах, воспалениях и ожогах, свежих мозолях и укусах насекомых. Шиповник. Содержит большое количество витамина С, повышает сопротивляемость организма при инфекционных заболеваниях. Ель. Используется при лечении заболеваний органов дыхания и сердца. Василек, Лечит почки и сердце. Одуванчик. Придает силы, снимает усталость, улучшает пищеварение, лечит печень, желудок. Млечный сок удаляет веснушки, угри.

Педагог . Давайте определимся с маршрутом экскурсии. Перед вами схема города Лекарственных растений. Даны названия улиц, а под ними - примеры. Нужно определить путь движения от одного числа к другому (решая примеры), начиная с наименьшего, соединив названия улиц стрелками.

Педагог . Итак, наша пешеходная экскурсия начинается с улицы Липовая Аллея. Вспомните, какой аромат издают душистые цветки липы во время цветения. Недаром же они так привлекают пчел, благодаря которым мы можем лакомиться липовым медом. (Демонстрируется рисунок липы.)

Липа - средство от простуды,

знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Давайте на память об этом чудесном дереве сделаем его изображение по клеточкам. (Обучающиеся чертят в тетради.) Поставьте точку в уголке клетки, затем проведите линию на

три клетки вверх;

одну клетку вниз наискосок справа налево;

одну клетку вверх;

одну клетку влево;

одну клетку вверх;

одну клетку вверх наискосок справа налево;

одну клетку вверх наискосок слева направо;

одну клетку вправо;

одну клетку вверх наискосок слева направо;

одну клетку вправо;

одну клетку вниз наискосок слева направо...

Закончите рисунок.

Педагог . И вот мы уже подходим к площади Лука и Чеснока. (Демонстрируются рисунки лука и чеснока.) Неслучайно эта площадь носит имя сразу двух растений, ведь лук и чеснок имеют много общего и оказывают неоценимую услугу здоровью человека.

В них не только фитонциды,

что микробам так страшны,

что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже

приходилось вам болеть,

в каждом доме лук, чеснок

круглый год должны иметь.

Тот, кто с ними крепко дружит,

никогда не занедужит.

И все-таки эти растения трудно перепутать. Отгадайте загадки и объясните, какие признаки указали вам, где лук, а где - чеснок.

➢ В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь. (Лук.)

➢ Вырастает он в земле, убирается к зиме.

Головой на шар похож.

Если только пожуешь

Маленькую дольку, будет запах донимать

Очень-очень долго. (Чеснок.)

Задание

А теперь попробуйте расшифровать пословицы.

    ТИЧЕЛ ВОГУДЕН ЬМЕС КУЛ (Лук семь недугов лечит. Читаем справа налево.)

    ЧЮЕЮСЮНЮОЮКЮ - ЛЮУЮКЮУЮ БЮРЮАЮТЮ. (Чеснок - луку брат. Читаем, пропуская каждую вторую букву.)

Педагог . Внимание! Приближаемся к проспекту Подорожника. (Рисунок подорожника.)

Путника друг, подорожник,

Скромный, невзрачный листок,

Он на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Вс. Рождественский

Задание

Обратите внимание, как точно название указывает, где растет эта трава: «подорожник», значит, по дорогам, т. е. вдоль дорог. А теперь попробуйте прочитать спрятавшиеся среди других букв «говорящие» названия лекарственных трав:

ТРУДИПУСТЫРНИКМИНА (пустырник)

УЧИСТОТЕЛНИКОДЕЛСАТ (чистотел)

РЕПЕКОЮМЕДУНИЦАТОЛ (медуница)

ПОДЗВЕРОБОЙПАБОВНИК (зверобой)

Справка . Пустырник. Успокоительное средство. Чистотел. Используется при лечении кожных заболеваний. Медуница. Растение прикладывают к кровоточащим ранам, местам ушибов, переломам. Зверобой. Используется при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, при повышенной раздражительности, бессоннице.

Педагог. А вот и Мятный переулок. (Показывает пучок мяты или рисунок.)

В доме много аромата,

если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

настоя мяты ложка -

нету больше тошноты,

нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста -

всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

эту травушку, ребята!

Давайте в Мятном переулке немного отдохнем, расслабимся и пофантазируем. Закройте глаза, устройтесь поудобней. А теперь представьте себе: «... Сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты превратился в чудесный цветок - ромашку. У тебя ярко-желтая сердцевина и много-много белоснежных лепестков, высокий стебелек с узкими зелеными листьями. Рядом с тобой - твои братишки и сестренки. Их легко покачивает ветерок. От них исходит приятный аромат. Вдохни его...

А теперь ты стал муравьем, маленьким и юрким. Почувствуй, как травинки превращаются для тебя в огромные деревья, мох - в густой лес, камни - в горы, лужи - в озера. Сейчас ты бежишь по тропинке в свой муравейник, с легкостью преодолевая препятствия на пути...

И снова превращение. Теперь ты - воздушный шар, круглый, голубой, с рисунком. Рассмотри повнимательней рисунок: на нем изображена веселая рожица. Тебя отпустили на волю, и ты летишь, послушный ветру, задевая легкие облака, и глядишь сверху вниз на землю, где все предметы вдруг уменьшились в размерах: вот узкая лента дороги, по ней ползет крошечный автомобиль. Зеленые насаждения возле дороги слились в один зеленый ковер...

А сейчас ты можешь потянуться и почувствовать, как свободно твое тело. Глубоко вдохни. Возвращайся назад в класс и открывай глаза».

И вот уже перед нами Ромашковая поляна. (Рисунок ромашки аптечной.)

Знаете ли вы, ребята, что существует несколько видов ромашки? Но лекарственной считается только ромашка аптечная. Как отличить ее от других? Очень просто. Желтая сердцевинка у нее выпуклая и внутри пустая, растение имеет приятный ромашковый запах, который у других видов, как правило, отсутствует.

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.

Белый крошечный цветочек -

для припарок, для примочек.

Если воспаление,

отвар - успокоение.

Выполните задание : найдите закономерность и продолжите логический ряд.

Педагог . Наша экскурсия заканчивается в Березовом тупике. (Рисунок березы.) Красавицей русских лесов называют березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Береза - символ и гордость русского народа. Из почек березы приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Березовые дрова - лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус.

Настои, отвары березовых почек

помогут тебе непременно, дружочек,

если вдруг почки твои заболят,

а надо - и раны они заживят.

Из листьев отвар - витаминное средство.

Целебность березы запомни ты с детства!

Березу невозможно спутать с другим деревом из-за ее белого ствола. А сможете ли вы определить названия деревьев по их листьям?

Ответы.

1. Гладкий и закругленный. Ольха.

2. Сердцеобразный. Липа.

3. Очень зазубренный по краям. Береза.

4. В форме ладони. Клен.

5. Ребристый, шероховатый. Дуб.

6. Перистый. Рябина.

Педагог. Мы прощаемся с городом Лекарственных растений. Лекарственные растения приносят огромную пользу человеку. Помните об этом и относитесь к ним бережно.

Попрошу вас продолжить фразу: «Сегодня я узнал...»