Сам себе мастер: укладываем тротуарную плитку и ФЕМы. Укладка тротуарной плитки своими руками Уклон при укладке тротуарной плитки

Меня зовут Ростислав, мне 37 лет, и я – строитель с двенадцатилетним стажем. Начинал я на стройке подсобником - как и многие. Работал по правилу: «принеси, подай, придержи и не мешай». Но время прошло - я вырос годами и профессионально, приобрёл личный инструмент и начал работать самостоятельно.


Первое моё правило при выполнении какого-либо проекта – это тщательная подготовка материала и инструмента для достижения хорошего конечного результата.

Речь пойдёт о технологии укладки тротуарной плитки.

Тротуарная плитка уверенно заняла свою нишу в декорации приусадебных участков, понемногу вытесняя своих прямых конкурентов - асфальтирование и бетонирование.

И самое главное достоинство это - естественное дренажирование атмосферных осадков в грунт, без их задержки на поверхности.

Перед тем как приступить к работе, прочитайте эту статью до конца, потому что в конце будут приведены расчёты с которых нам надо будет начать подготовку к выполнению.

Итак, материалы и инструменты:

Материалы

1.Тротуарная плитка.

2. Бордюры: дорожные, тротуарные.

4. Цемент марки 400.

6. Щебень, фракции 5х20мм.

7. Отсев, среднезернистый

8. Геотекстиль

Инструменты

1.Гидроуровень.

2.Колышки (деревянные или арматурные).

4.Рулетка.

5.Угловая шлифовальная машина (болгарка)

6.Ручная трамбовка или трамбовочная машина.

7. Бетономешалка.

9. Лопата.

10. Резиновый молоток, вес 400грамм.

11. Трубы направляющие 20 – 30мм в диаметр.

12.Правило или ровная рейка 50х50мм

Итак, приступая к работе на объекте, сначала необходимо тщательно высчитать квадратуру участка, на котором будут проводиться работы. Это можно сделать с помощью калькулятора, который

Подбор тротуарной плитки и бордюров для дорожки

Следует учесть, что при заказе или покупке тротуарной плитки, нужно приобретать материал больше просчитанной площади на 5-7 %, потому что при укладке и транспортировке очень часто на плитке могут появиться сколы. Также надо учитывать подрезы и если после укладки у Вас останется 10-15 штук, они могут Вам пригодится в случае ремонта или в других непредвиденных ситуациях. Также посчитаем метраж бордюров и желобов.

Хочу акцентировать внимание на том, почему именно тротуарная плитка «Старый город». Эта плитка имеет ряд достоинств.

Во-первых: размер плитки - четырёхкомпонентный, то есть комплектация состоит из четырёх разных размеров.

С помощью этого мы можем максимально приближённо просчитать ширину и длину обустраиваемого участка, избегая по максимуму подрезки плитки

Во-вторых: плитка имеет различную цветовую гамму. Это позволяет более расширенно подойти к вопросу дизайнерского проекта обустраиваемой территории.

В-третьих: эта плитка в зависимости от назначения имеет разную толщину в диапазоне 40, 60, 80мм. К примеру - на участках обустраиваемой территории, которые предназначены только для пешеходов, рекомендуется использовать плитку толщиной 40мм..Там, где предусматривается короткосрочное движение транспортных средств – 60мм. А там где проектируется постоянная нагрузка от транспортных средств и других факторов - 80мм.

Также плитка делится на виды по способу изготовления: литая, вибролитая, и вибропресованная.

Литая - это плитка приготовленная посредством заливания жидкого бетонного раствора в формы. Без воздействия на заготовки механическим процессом плитку доводят до готовности с помощью застывания раствора в формах при благоприятных условиях. Характеризуется невысокой ценой, но невысокими эксплуатационными свойствами - боится постоянного воздействия серьёзных погодных и механических факторов.

Вибролитая – подразумевает собой тот же процесс приготовления, что и литая, но с использованием электрического вибростола, с помощью которого при изготовлении достигается более уплотнённая фактура и состав комплектующих материалов используемых при приготовлении плитки. При этом количество воды в приготовляемой смеси для изготовления плитки намного меньше чем у литой. Это влияет на сроки функционирования в эксплуатационный период.

Вибропресованная. В отличие от технологий литого и вибролитого производства плитки, при вибропрессовании бетон уплотняют не только вибрацией, но и сжатием. Установки для производства вибропрессованной плитки обеспечивают вертикальный нажим на форму с бетоном (сжатие, прессование) и одновременно подвергают форму вибрационному воздействию. Благодаря этому плотность готовой плитки выше, чем плотность литой или вибролитой. Отличие от вибролитой плитки состоит в количестве воды. Для вибропрессования используют «сухие» смеси с минимальным количеством воды. Подвижность таких бетонов мала, поэтому вибрационное воздействие без дополнительного прессования не заставит смесь полностью заполнить форму. Минимальное количество воды в смеси для вибропрессованной плитки увеличивает ее прочность, стойкость к истиранию и снижает способность впитывать воду (морозостойкость). Прочность, стойкость к истиранию и воде увеличивают присадками и добавками.

Бордюры также отличаются по типу:

  1. Дорожный бордюр. Самый популярный - дорожный бордюр длиной 1 м. Высота и ширина варьируется в зависимости от места применения. Для отделения дорог от тротуаров и газонов используется бордюр шириной 30 см и высотой 15 см. На остановках общественного транспорта применяют бордюр шириной также 30 см, а высотой 18 см.

  1. Тротуарный бордюр. Имеет размеры 1000х200х80мм, а также 500х200х80мм. Применяется для благоустройства тротуаров, дорожек, отмосток, газонов, различных площадок, может служить элементом ландшафтного дизайна, ограждает конструкции и придаёт им законченный вид. Самое основное то, что бордюр является упором дорожного или плиточного полотна, а именно с его установки начинается подготовка основания.



На сегодняшний день цветовая гамма бордюров очень многообразна. В принципе, цвет и даже размер можно обсудить с заводом изготовителем или с поставщиком при приобретении комплектации на строительный участок.

Желоб водосточный . Основным предназначением водосточного желоба является отвод дождевой или талой воды к дренажному колодцу или дождеприемнику, а в упрощенном варианте – к месту сброса. Бетонные водостоки состоят из отдельных готовых желобов, а по форме они различаются:

  • на мелкие – открытые полукруглые желоба, имеют размер 250х160х40мм, 500х200х65мм, а также 340х155х60мм.
  • на углубленные – имеющие в поперечном сечении форму четырехугольника и закрывающиеся сверху решеткой. Имеют размер: длина -1000мм, ширина -165мм, а высота может быть 80,100,165,190 и 215мм.

Открытые водостоки достаточно безопасны и удобны в обслуживании, но в случае сильного ливня они не справляются с потоками воды. Углубленные бетонные желоба прикрываются металлическими защитными решетками во избежание травм и для возможности беспрепятственного проезда транспортных средств.

Решетки предохраняют водостоки от попадания внутрь крупного мусора, но чистить лотки требуется периодически.

Бетонный желоб может выполнять дополнительную функцию – декоративную. Часто при укладке тротуаров используют разные виды, формы и цвета плитки. Водосток в этом случае может стать своеобразным разделителем.

Водосточные желоба, как и бордюры, могут быть подобраны под цвет плитки, или наоборот, выделять какие-то сектора на обустраеваемой территории.

При расчёте желобов и бордюров также нужно учитывать 5-типроцентный запас на участки подрезки и сложности монтажа.

Приступаем к монтажным работам перед укладкой

Приступая к объекту и сделав все расчётные работы, выполняем в первую очередь разбивку территории. Определяемся согласно проектному плану или плану согласованному с заказчиком, на какие сектора будет разбиваться территория,какие участки нужно выделить в высотном плане - то есть: площадки под беседки, барбекю, пандусы или брустверы, уклоны, места прохождения желобов и точки сброса воды. На своём опыте скажу, что если работы производятся на территории частного жилого сектора, то все уклоны обустраиваются на максимальном расстоянии от построек, то есть, после произведённых работ, должно визуально казаться что постройки находятся выше тротуарной или проезжей части участка. Это делается для того чтоб максимально отвести влагу от построек.

Готовим основание

Все работы начинаются с подготовки основания. На участке, где будут производиться работы, снимается верхний слой грунта, чтобы по максимуму удалить корневую систему растений, (не более 40см) и углубиться на нужную нам глубину для засыпки основы под плитку. Надо понимать, что все уклоны по площадке необходимо начинать делать уже при выравнивании земляного полотна. Тогда и подсыпанные слои лягут равномерным слоем, создавая и корректируя нужный нам уклон. Если вы мостите участок небольшой площади и у вас достаточно сил чтобы снять необходимый по толщине слой грунта, можно сделать это с помощью кирки и лопаты. Удалив грунт, подчистите дно корыта, чтобы удалить бугорки и кочки. После этого нужно тщательно затрамбовать земляное полотно с помощью трамбовки, или виброплиты. Без этих инструментов невозможно качественно уплотнить поверхность земляного корыта. Укладка подстилающих слоев и плитки на не уплотненный грунт приведет к проседанию отдельных участков покрытия.

Чтобы узнать на какую глубину нам нужно снимать грунт, нужно забить колья по периметру участка. Если участок большой или имеет скрытые участки, значит нужно разбить один большой участок на несколько небольших - видимых. На этих кольях с помощью гидроуровня, отбиваем «горизонт» (как это правильно сделать, я писал в статье « Устройство армопояса под мансардную кровлю»). Когда у нас горизонтальные метки есть, мы определяемся с уклонами площадей. Уклон необходим для того, чтобы атмосферные осадки не скапливались в одном месте, а отводились подальше от построек и пешеходных зон. Самый оптимальный уклон – это «Дорожный уклон».

Дорожный уклон – это уклон, который применяется в строительстве полотна проезжей части, и равен 1метр=1сантиметр. То есть, отклонение от горизонта на одном метре – один сантиметр.

Пример : если длина площади равна 10 метров, то в начале и в конце площади забиваем по колышку. Отмечаем с помощью гидроуровня горизонтальные метки, и, там где нам нужно (в начале или в конце) опустить площадь, на этом колышке отмечаем вниз 10 см. от горизонтальной метки.

Когда с уклонами и с разбивкой покончено, можно приступать к установке бордюров. Для этого в местах, где будут устанавливаться бордюры, забиваем направляющие колья и выставляем на них высотную отметку, натягиваем леску или шнурку. Это будет Высотный маяк.

Следует заметить что, если площадь плитки укладывается с уклоном, то и бордюры должны устанавливаться с тем же градусом уклона.

От высотной отметки вниз отмечаем высоту нашего бордюра, плюс 10см на подсыпку и бетон на который будет устанавливаться бордюр и, если нужно, убираем лишний грунт. Далее готовим основу, трамбуем дно, просыпаем щебнем, слоем 5см, и опять трамбуем. Готовим бетон. Бетон должен быть густой, приготовлен в пропорции 1 / 3. Одна порция цемента и три порции песка и щебня. Равномерно, лопатой, на верх протрамбованого щебня, накладываем бетон на всю длину бордюра, примерным слоем 6 -7 см. и устанавливаем бордюр так, чтобы верх бордюра был по леске, на касание.

Итак, когда все бордюры установлены и бетон начал схватываться, приступаем к установке желобов. В принципе технология установки желобов практически такая же, как и установка бордюров. Согласуем место, где будет слив воды, берём его как самую низкую точку и с помощью колышек и гидроуровня делаем разметку под монтаж желобов. Следует помнить что верх нашего желоба - это уже верх будущей плитки. Желоба нужно очень тщательно выставлять под леску, так как малейший провал в местах соединения элементов повлечёт за собой торможение слива воды и впоследствии - намерзание льда и разрушение бетонных элементов нашей площадки. Тротуарные желоба должны соединяться с трубами отливной системы построек на участке, так как во время дождя или других осадков крыши построек имеют большую площадь забора воды, и, стекая с крыши вода, будет вымывать сначала плиточные швы, а в осенне – весенний период стадия замерзания – размерзания будет разрушать бетонные элементы. Метровые желоба в целях безопасности следует накрыть специальной решёткой, которая идёт в комплекте при приобретении желобов.

Раскатка геотекстиля под тротуарную плитку

Следующий этап нашей работы это – раскатка геотекстиля. Геотекстиль – это рулонный материал. Как материал он появился недавно на рынке, но имеет очень полезные функции. С помощью геотекстиля мы предотвращаем появление сорняков, которые своими корнями разрушают конструкцию основания под плитку, исключаем вымывание песка, защищаем от муравьиных нор и прочих жуков и насекомых. А также геотекстиль является дренажным материалом в нашем конструктиве.

Раскатывается он очень просто, прямо на грунтовую поверхность - там, где будет укладываться плитка, с нахлёстом на предыдущий отрезок 15см, и с небольшими вертикальными отворотами. Как правило, 10 – 15см. Сразу просыпаем небольшим слоем песка.

Устройство песчано – щебёночного основания под тротуарную плитку

По раскатанному геотекстилю с помощью тачки и лопаты рассыпаем песок. Толщина слоя 4-6см. Трамбуем его с помощью ручной трамбовки или виброплиты. Большие площади лучше, конечно, трамбовать с помощью виброплиты так как она не только трамбует, но и ровняет поверхность площади. Трамбовать нужно так, чтоб по одному месту было 5 ударов или проходов виброплиты.

Когда песок выровнен и протрамбован, настилаем слой щебня фракцией 5 – 20мм. Толщина слоя щебня должна быть 15см. Этого вполне хватает для тротуаров и пешеходных зон со средней нагрузкой. Щебень нужно тоже трамбовать, и как показывает практика, ручная трамбовка здесь малоэффективна, лучше - виброплита. При трамбовке щебня рекомендуется делать так званую «расклинцовку». Расклинцовка это – смесь сухого песка с отсевом в равных долях. То есть, берём песок и отсев в одинаковых пропорциях и с помощью бетономешалки перемешиваем до однородного состояния, и когда виброплита заделала один проход по всей площади, берём лопату, набираем смесь и веерным кидком рассеваем по площади смесь. Таким образом, песок с отсевом забивают все щели, которые образовываются на поверхности щебневой основы. После расклинцовки проходим ещё раз виброплитой. Вибрация и давление помогут расклинцовочной смеси опустится в низ щебёночной подушки. Эти операции повторяем до тех пор, пока раслинцовочная смесь будет лежать тонким слоем на поверхности щебневого основания. Конечный этап подготовки основания - это полив водой из шланга. Проливать нужно тщательно и способом «падающей воды», кончик шланга поднять вверх. После поливки ещё раз протрамбовать. Если подготовка сделана правильно, основание становится ровным в плоскости и плотным.

Если на площадке, где собираемся укладывать плитку, присутствует асфальтобетон и он не плохого качества и визуально не наблюдается провалов и бугров, а по гидроуровневой высоте он нас устраивает, то можем считать что у нас подготовка готова, плитку можно ложить используя только выравнивающий отсевоцементный слой.

И ещё, песчано – щебёночное основание применяется только на тротуарах и пешеходных зонах. В местах, где присутствует транспортное движение, и постоянная большая нагрузка, тротуарная плитка укладывается на подготовленное бетонное основание.

Готовим гарцовку

Гарцовка это - сухая смесь отсева с цементом в соотношении 1:3. Одна часть цемента и три части отсева, без добавления воды.

На утрамбованной поверхности делаем разметку под верх плитки. Для этого забиваем колышки, попарно, в начале и в конце нашей площадки и натягиваем лески по визуальному верху плитки. Когда эта операция сделана опускаем леску вниз на толщину плитки, минус один сантиметр. Например: если плитка у нас имеет толщину 6см, то леску опускаем на 5см от уровня верха плитки. Не забываем также про продольный и поперечный уклон. Проверяем все уклоны строительным уровнем, прикладывая на касание к леске или гидроуровнем. По этим лескам выставляем наши маячные трубы. Трубу желательно выбирать круглую - так легче выставлять. Трубы выставляются на расстоянии друг от друга так, чтоб наше правило с запасом длины ложилось на трубы. Например: если правило у нас имеет длину 2 метра, то трубы выставляются на расстоянии не более 1.7 метра друг от друга. Делаем засыпку гарцовки там, где будут лежать трубы, ложим трубы так, чтоб верх трубы прикасался с леской. Затем тачкой или лопатой заполняем пространство между трубами гарцовкой и правилом стягиваем движением на себя, так чтоб гарцовка ровным слоем растянулась по всей захватке.


Если мы делаем дорожки, которые имеют ширину не более 1.5 метра можно использовать широкую, но ровную доску, предварительно вырезав в ней пазы под бордюр на толщину укладываемой плитки. В этой ситуации использование труб не обязательно.

После выравнивания гарцовки по нашей захватке, необходимо её протрамбовать ручной трамбовкой в один проход, не вынимая труб. Гарцовка сразу уплотнится и покажет места провалов, где нужно подсыпать. С помощью лопаты делаем подсыпку и опять стягиваем

правилом. И трамбуем. Эту операцию повторяем два – три раза, пока на нашей захватке не образуется идеально ровная, уплотнённая площадка. Только после этого вынимаем маячные трубы и делаем подсыпку в канавки после труб. Уплотняем резиновым молотком и подровняем с помощью мастерка.

Важный момент: при подготовке выравнивающего слоя гарцовки, нужно использовать всю приготовленную смесь, то есть, уложить, затрамбовать и уложить плитку. Так как гарцовка состоит из цемента и отсева, а отсев имеет некую степень влажности, то цемент с этой влагой вступает в реакцию и оставленная, допустим, на завтра готовая гарцовка уже не будет выполнять свои функции.

Укладка тротуарной плитки своими руками

Тротуарная плитка «Старый город» имеет преимущество при укладке в том, что она имеет разный дизайн. То есть, вариантов рисунка и укладки очень много. Но сам процесс имеет некоторые правила. Во – первых: ровность швов. Через каждые три – четыре ряда проверять натянутой леской направление шва, если нужно, подравниваем ударами резинового молотка. Во – вторых: ровность по плоскости. Также, каждые три – четыре ряда, берём уровень или правило и прикладываем сверху на уложенную плитку и просматриваем нижний зазор. Он должен бить минимальный, если это не так, то так же подравняем ударами молотка, только сверху. И в – третьих: при укладке плитки каждую следует немного пристукивать молотком. Это даёт дополнительное уплотнение подстилающего слоя гарцовки.

В начале статьи я давал информацию, что расчёты будут в конце. Так вот, когда приступаем к работе по тротуарной плитки, задаём себе вопрос: на какую глубину снимать грунт и готовить основу? Так вот, сейчас мы это можем просчитать. Нам для этого нужно знать «привязочные точки», толщину плитки, особенности территории (где будут садовые дорожки, площадки, и самое главное – заезды).

Привязочная точка – это места на территории, где верх тротуарной плитки должен совпадать с элементами постройки на территории. Например: порог дома, низ ступеньки, низ выделенной площадки, и т.д.

Когда эти все данные у нас есть, мы суммируем конструктив: толщина песчаной подушки, плюс толщина щебневой основы, плюс толщина гарцовочной подстилки, плюс толщина плитки. Толщину плитки можно брать за минусом одного сантиметра. Этот сантиметр компенсируется при трамбовании уложенной плитки виброплитой. Нужно учитывать, что на территории толщина плитки может быть разная - в зависимости от технологического назначения.

Итак, когда у нас плитка положена, если есть подрезка, (подрезка это места, где не влезает целая плитка) то подрезку выполняем с помощью болгарки с диском с алмазным напылением, не забывая про средства индивидуальной безопасности (очки, перчатки), просыпаем готовые участки песком. Песок должен быть сухим, мелкокалиброванным и чистым. С помощью веника или садовой щётки распределяем песок по швам, чтоб он максимально заполнил швы, остаток песка не сметаем, а примерно равномерным слоем оставляем на плитке.


Трамбовка плитки

И последний этап - это трамбовка готовых площадей с помощью виброплиты. Виброплита при этом должна иметь резиновую подошву, которая идёт в комплекте с виброплитой, в противном случае, металлическая подошва может попросту разрушить элементы нашей работы. При предварительно хорошо затрамбованной подготовительной основы под плитку, достаточно будет одного прохода виброплиты по площади. При этом песок, который мы заметали в швы, немного просядет и уплотнится. Тут нам поможет тот песок, который мы оставили на площади, тем более, он хорошо высой. После трамбования виброплитой плитка выравнивается по площади, немного проседает, и уплотняется в единую монолитную платформу. После этого, ещё раз заметаем песок по площади, но теперь остатки песка выметаем, чтоб рисунок на площади набрал яркости.

Определение качества существующего поверхностного слоя перед укладкой тротуарной плитки.

Для начала необходимо определиться с высотными отметками. Уклоны должны быть продуманы таким образом, чтобы вся вода, как можно более организованно, отводилась от зданий и сооружений в места, предназначенные для приема дождевых вод. Необходимо грамотно предусмотреть места установки лотков, т.к. даже при правильных уклонах, но при стоке вне лотка, по плиточному полотну, зимой возможны проблемы на этих участках с образованием наледи.

Подготовку основания следует начинать с определения качества существующего поверхностного слоя. Он может быть из разряда, попадающего под обязательное снятие, либо существующий слой можно оставить и основание под плитку готовить поверх него. Желательно конечно, в Вашем конкретном случае, проконсультироваться со специалистом, но если говорить грубо, то можно дать следующие рекомендации по существующему поверхностному слою.

Существующий слой снимается, если :
Существуют проблемы с высотными отметками (проблемы с закрыванием дверей, отводом воды и т.п.);
Существующий поверхностный слой содержит растительность (траву), т.к. повышается вероятность того, что она прорастет сквозь плиточное полотно;
Грунт, потревоженный менее двух лет. Выемка грунта обязательна! если не устранить - возможны серьезные провалы и проседания плитки.

Существующий слой снимать нет необходимости, если :
Это песок;
Грунт в уплотненном состоянии;
Щебень, строительный мусор в уплотненном состоянии не требующий планировки, не создающий проблем с отводом воды

Если необходимо все-таки производить выемку грунта, то эти работы следует максимально механизировать. Это поможет снизить стоимость работ, хотя изначально может показаться иначе. Во время выемки грунта нужно следить, чтобы не вынимался лишний грунт. Это может сказаться на перерасходе щебня или песка. Засыпать обратно вынутый грунт нельзя .

Высотные отметки и уклоны плиточного полотна. Разметка площадки под укладку.

Тщательно подготовленное основание под тротуарное полотно, наряду с качеством самой плитки являются залогом длительного времени эксплуатации тротуара.

Начинать работы по подготовки подстилающих слоев под тротуарную плитку следует с грамотного подхода к определению высотных отметок и разметки будущего плиточного полотна.
Взять высотные отметки при больших объемах и площадях укладки, а так же при укладке по сложному рельефу, лучше всего с помощью нивелира. Если речь идет о благоустройстве территории коттеджа, офиса или магазина, вполне можно справиться гидроуровнем или с помощью шпагата и обычного уровня. Нивелир - строительный прибор, которым пользуются строители. Они знают свое дело и объяснять как им пользоваться, нет необходимости. А вот если вы решили произвести укладку своими руками, то скорее всего нивелира у вас нет. Для вас подойдут варианты с гидроуровнем или капроновым шпагатом

При использовании гидроуровня практически все понятно. Если вы помните школьный курс физики, то знаете, что зеркало воды в сообщающихся сосудах, коим и является гидроуровень, всегда находится на одной отметке. Если одну колбу гидроуровня поместить уровнем поверхности воды к некой высотной отметке, а другую отнести на некоторое расстояние и сделать насечку так же по уровню поверхности воды, то высотные отметки будут совпадать

Можно поступить следующим способом. Берете кусок капронового шпагата или лески диаметром ~0.8мм, натягиваете его между двумя отметками и закрепляете. Затем берете обычный уровень длиной 0.5м-1м и аккуратно подносите его параллельно к шпагату, чтобы он едва касался обоими концами капронового шпагата, не задевая его. Как только уровень находится в нужном положении, в этот момент вы смотрите на показания уровня и делаете вывод об уклоне.

Разметка участка под укладку брусчатки

Перед началом работ необходимо произвести разметку будущих тротуаров и определить необходимые высотные отметки. Если работы у вас выполняют специалисты, и у вас имеется план вашего благоустройства, то можно сказать, что все необходимое у вас уже есть. Квалифицированные специалисты, качественно и грамотно выполнят разметку на местности и перенесут высотные отметки поверхности будущего тротуара на местность.

Но если вы планируете производить благоустройство собственными силами, то в этом случае необходимо сначала все обдумать и последовать пословице:”Семь раз отмерь, один отреж”

Подготовьте колышки длиной по 50см. Они могут быть как деревянные, так и металлические. Колышки следует забивать в грунт в углах площадки под укладку и в местах поворотов тротуарного полотна и тротуарных дорожек. Когда все эти точки будут отмечены, переходим к самому важному моменту - выбору высотных отметок.

Высотные отметки

Основная задача тротуарных дорожек и площадей, помимо эстетической нагрузки - отвод дождевых вод со своих поверхностей, поэтому выбор высотных отметок можно условно назвать: отвод воды из точки “ОТ” в точку “ДО”
“ДО” - это место или места куда будут отводиться дождевые воды. Это может быть: газон, сточная канава, ров и т.п. То есть места, где дождевая вода мешать никому не будет. Отводить дождевые воды в городские канализационные системы - нельзя.

С точкой “ОТ” нужно немножко подумать. Она может быть например предельной высотой плиточного полотна, при которой двери будут закрываться без проблем, даже зимой с учетом наледи и т.п. Плясать в выборе этой точки необходимо естественно зная точку “ДО”. Точка “ОТ” должна быть выше точки “ДО”. Нормальным считается уклон не менее чем 1см по высоте на 1метр длины (1:100). Плиточное полотно, после укладки, хотим мы того или нет, подвергается деформациям (то есть искривляется). При качественной укладке и производству всех необходимых земляных работ, эти деформации минимальны и указанный уклон гарантирует отвод воды с тротуарного полотна.

Если соблюдается условие т.”ОТ”->МИНИМАЛЬНЫЙ УКЛОН(1:100)->т.”ДО” то можете смело начинать вынос высотных отметок на местноть. (Уклон в данном случае должен быть не меньше указанного).
Если же соблюдение этого условия невозможно, то необходимо пересмотреть направления уклонов и может быть организовать вывод в другие места. Иногда помогает снятие лишнего грунта. Иногда, разбивка сложно организованного отвода дождевых вод на более простые составляющие, но в любом случае обязательно нужно выдержать минимальный уклон.

Подготовка основания под укладку тротуарной плитки. Подстилающие слои.

После того, как разметка и вынос высотных отметок позади, перейдем к одному из самых значимых вопросов. Подготовка подстилающего слоя.

Подстилающий слой - это сыпучие материалы в уплотненном состоянии, которые находятся между существующим грунтом и плиткой. Это как правило: Щебень, Песок, Цементно-песчаная смесь. Подстилающий слой служит для двух целей:
Вывод высотных отметок за заданные значения;
Защита тротуарного полотна от пучений грунта в зимнее время.

Структура подстилающего слоя (сверху вниз):
Плитка (т.6см)

Песок (т.10см);
Щебень (т.до20см);
Существующий грунт

Существует определенные технологии устройства подстилающих слоев (сверху вниз):

Вар.1.Для сложных случаев (движение грузового автотранспорта, проблемы с существующими грунтами):
Цементный раствор (т.3см);
Армированный бетон (т.10-15см);

Вар.2.Для проезда легковых автомобилей :
Цементно-песчаная смесь(ЦПС) (т.3см);
Песок (т20см);
Щебень (т.10-15см).

Вар.3.Для пешеходных дорожек:
1).Песок (т.20см);
Щебень (т.10-15см.);

2).Цементно-песчаная смесь(ЦПС) (т.3см);
Песок (т.20см);
Щебень (т.10-15см).

Выбор технологии должен быть обусловлен требованиями, которые буду предъявляться к плиточному полотну в дальнейшем, при эксплуатации. Если тротуарная дорожка будет предназначена для прохода пешеходов, то нет необходимости в бетонировании по варианту №1.

Это лишние и неоправданные затраты. И наоборот, если грунты склонны к проседанию, то устроив подстилающий слой для проезда легковых машин, по варианту 2, вы получите в будущем проблемы с тротуаром и головную боль. Выбор той или иной технологии желательно доверить специалисту, тем более, что часто встречаются комбинированные варианты, когда применяются несколько технологий на одном объекте (под тротуарные дорожки - вар.3, под проезд легкового автотранспорта - вар.2 и т.д.). В этом случае затраты на укладку будут оптимальными.

Следует упомянуть так же о самом дешевом варианте устройства основания под плитку. Речь идет об укладке тротуарной плитки только на песок. На мой взгляд этот вариант заслуживает внимания и достаточно надежен при соответствующем подходе.

Для него должны быть соблюдены следующие условия:
1)Существующий грунт должен быть естественного многолетнего уплотнения!!!
2)Нельзя допустить вымыв песка из под плитки. Для этого промазываются раствором все стыки между бордюрами, особенно с внутренней стороны;
3)Отвод дождевых вод должен производиться организованно, строго по лоткам, которые в свою очередь должны быть установлены на раствор.
При выполнении этих трех условий тротуарное плиточное полотно будет служит вам так же долго как и при соблюдении технологии укладки, но стоимость работ в комплексе, будет значительно меньше.

Рассмотрим компоненты подстилающего слоя.

Щебень.
Применяется как гранитный, так и известковый, фракции 20-40. Там где данная фракция велика, т.е. высотные отметки не позволяют ее использовать, применяется фракция 5-20. Значительно снижает стоимость подстилающего слоя использование шламов.

Песок.
По технологии используется для устройства верхнего выравнивающего слоя. Можно использовать любой песок, но без содержания глинистых частиц и камней.

Цементно-песчаная смесь.
Соотношение 1:8. Тщательно перемешивается, желательно в растворомешалка. Цемент М500. Готовится объемом в расчете на дневную выработку. Невыработанная ЦПС на следующий день приходит в негодность.

Устройство подстилающего слоя следует производить слоями, примерно по 10см, с обязательным послойным трамбованием механическими виброплитами, либо проливать их водой. Как показывает опыт, проливка эффективна даже при слоях большей толщины. Вода так же достигает мест, сложнодоступных или даже недоступных для виброплит (различные примыкания).

Технология укладки тротуарной плитки.

Плиточное полотно, визуально можно условно разделить на следующие категории.

По цвету:
1)Одноцветное (из плитки одного цвета);
2)Многоцветное (из плитки двух или нескольких цветов) .

По направлению шва:
1)Хаотичное (закономерностей нет);
2)Однонаправленное (шов четко просматривается в одном или нескольких направлениях);
3)Радиальное (швы идут кругами или радиальными искривлениями).

Кстати, в дополнение к данному материалу см. в этой ещё про правильную укладку тротуарной плитки.

Определив свой вариант укладки и цветовую гамму, нужно привязать ее к окружающим объектам. Привязку осуществляют к входам и выходам. Приоритет конечно - это центральный вход в здание.

Последующие приоритеты вы определите для себя сами. Существует в укладке такое понятие как “подрезка плитки”. Подрезают плитку в тех местах, где ее форма не позволяет занять соответствующее место. Пример - искажение геометрических размеров здания, а это на самом деле не редкость. Подрезанная плитка выглядит не совсем красиво, в сравнении с целой, но это нормальное действие и без него на многих объектах просто не обойтись.

Как правило не существует жесткой привязки к участкам тротуара, где обязательно должна быть подрезка, а где ее не должно быть. Вы сами можете смещать оси укладки, с целью сместить подрезку в ту или иную сторону. В зависимости от этого будут изменяться и участки подрезки.

Подрезки может конечно и не быть, например на тротуарных дорожках, где зная ширину, при которой плитка будет становиться без подрезки между вашими бордюрами, прогоняете этим размером всю длину дорожки. Выше я завел речь о приоритетах укладки именно с той целью, чтобы вы могли для себя определить части тротуара, на которые можно перенести подрезку и где она не будет бросаться в глаза, а на которые перенос подрезки очень нежелателен, как например, центральный вход в здание.

Самой большой разнообразной укладкой обладает «брусчатка» - это плитка, прямоугольной формы, наиболее часто ее размер 100х200. чаще всего такую плитку укладывают «кирпичной кладкой», «столбиком», «елочкой». Эти способы укладок достаточно просты, чтобы их выполнить самостоятельно и такое решение прекрасно подходит для дорожек.

Тротуарная плитка укладывается на бетонное, щебеночное или песчаное основание. Толщина основания и его вид напрямую зависит от условий, в которых будет эксплуатироваться плитка.

Но в общих условиях эксплуатации тротуарную плитку лучше всего укладывать по общепринятым технологиям.

Самое главное – подготовить место для плитки. Необходимо убрать всю траву, сняв верхний слой почвы. Если прорастает дерн, то придется удалить около 20 см почвы. Далее планируем укладку плитки, размечая ее расположение на дорожке. Размеченные участки застилаем основанием с соблюдением уклона для стоков воды. Если укладка будет проводиться на глинистую почву, то предварительно необходимо установить дренаж в ту часть траншеи, где будет сток.

Следующим шагом необходимо утрамбовать поверхность основания. Это можно сделать при помощи бревна, к которому по краям будут приделаны ручки. Чтобы избежать деформации дорожки необходимо на основание застелить геотекстильное полотно. Здесь можно использовать 2-3 слоя любого мульчирующего материала.

Если на плитку будет заезжать автомобиль, то поверхность основания нужно отсыпать щебнем, примерно 15 см., который нужно будет хорошо утрамбовать и полить водой. Поверх уложить слой песка. Теперь можно начинать собственно укладку плитки.

Тротуарная плитка должна укладываться на основание и втрамбовываться в песчаную подушку. Это можно сделать при помощи виброплита, массивной деревянной киянки. При чем, необходимо следить за уровнем укладки каждой плитки и придавать дорожке необходимый вид.

После того, как плитки уложены, на их поверхность необходимо рассыпать сухую смесь, которая будет распределяться по щелям между плитками. Ну вот, остаются последние штрихи – это удалить остатки затирки швов и пролить швы водой, лучше всего это сделать при помощи лейки.

Иногда, бывают случаи, когда не хватает тротуарной плитки. А все из-за того, что были проведены неверные расчеты ее количества. Поэтому, нужно обязательно учитывать, что плитка будет обрезаться и пойдет в отходы. Количество отходов напрямую зависит от вида плитки, размера дорожки, метода ее укладки. К примеру, диагональная укладка потребует несколько меньше обрезных частей, а следовательно, и отходов будет меньше, нежели параллельная укладка.

При расколе плитки часто случается так, что линия скола проходит не на том месте, где она нужна. Поэтому лучше всего плитку обрезать, используя болгарку с диском по камню. Правда, во время резки пыли очень много, поэтому лучше всего делать надрезы на тротуарной плитке, а дальше скалывать как стекло.

Если качественно уложить тротуарную плитку, с дренажем, то она прослужит несколько десятков лет, не потеря своего внешнего облика.

Если вы захотите красиво обустроить дорожки на дачном участке, то понадобится изучить все о тротуарной плитке и методах подготовки основания. Особо важным фактором становится непосредственно создания правильного пирога из песка, гравия перед укладкой плитки на сухой раствор. Сама по себе технология создания пирога слоев из песка и гравия довольно хорошо себя зарекомендовало, и все благодаря своей прочности, красоте и долговечности.

На сегодняшний день видов плитки насчитывают десятки, а то и сотни, что позволяет каждому выбрать такой, который будет полностью соответствовать всем предпочтениям. На первый взгляд, проведение работ по укладке бетонной плитки может показаться достаточно сложным процессом. Но не пугайтесь, все не так сложно, как кажется. С этой работой, в зависимости от объема, можно справится всего за несколько дней. А при небольших площадях все выполняется самостоятельно.

Выбор плитки

Перед началом работ стоит особое внимание уделить виду плитки. В общей сложности выделяют две основных категории:

  1. Вибролитая плитка.
  2. Штампованная.

В большинстве своем лучше всего отдавать предпочтение первому варианту, поскольку он достаточно экономичен в финансовом плане, а кроме того, такой материал обладает привлекательным внешним видом.

Также внимание стоит обратить и на толщину материала. В зависимости от того, где будут выкладываться дорожки, следует использовать и разный материал. В частности:

  1. При укладке тропинок и садовых дорожек подойдет плитка толщиной 2 сантиметра.
  2. При воздействии на покрытие больших нагрузок, к примеру, машин, стоит предусматривать плитку потолще. Желательно от 40-45 и до 60 миллиметров. Отметим, что для обычной машины хватит и 4 сантиметров, но при возможном воздействии много тонных транспортных средств стоит обезопасить себя от повреждения более дорогостоящей плиткой.

Следующим фактором для выбора становится выполняемый рисунок. На первое время использовать стоит стандартную плитку со связками. Не нужно брать ромб, кирпич или брусчатку, поскольку у начинающего не хватит уровня мастерства для такой работы. Потому придется привлекать специалистов

И последним становится цветовая гамма, которая насчитывает сотни оттенков. Вы сможете подобрать лично для себя что-либо. Единственным отличием становится стоимость.

Перед тем как правильно сделать пирог для укладке тротуарной плитки в зависимости от грунтов основания и назначения покрытия важно определить технологию работ.

Подготовка основания под укладку

И постепенно мы переходим к подготовке основания для проведения укладки плитки на раствор. Теперь, первым, что необходимо сделать, это исследовать уклон площадки, на которой будет проводится укладка. При этом, отметим, что в обязательном порядке покрытие необходимо предусматривать с уклоном хотя бы несколько градусов, во избежание застоя воды во дворе.

Классическая схема укладки садовой плитки

Необходимый инструмент и материалы

Теперь перейдем непосредственно к необходимому «вооружению», для проведения работ. Итак, нам понадобится:

  1. Довольно много песка, поскольку из него необходимо выполнить основание. Его количество будет зависеть непосредственно от площади укладки плитки.
  2. Конечно же сама плитка.
  3. Дополнительно понадобится обустраивать бордюр.
  4. Цемент для замеса цементного раствора.
  5. Для разметки необходима прочная нить, а также металлические или деревянные колышки.
  6. Также понадобится обычный и резиновый молоток.
  7. Тачка для вывоза мусора и подвоза материалов.
  8. Трамбовка для устройства основания.
  9. Строительный уровень и правило.
  10. Ведра, лопата и мастерок.
  11. Для резки бетона необходим специальный или болгарка.
  12. Также две стальные трубы.
  13. Веник.
  14. И последним ингредиентом станут наколенники, поскольку работать придется стоя на коленях.

Применение пеноплекса при обустройстве основания садовой дорожки

Пожалуй лучшей заменой бетона при обустройстве тротуарной дорожки послужит пеноплексовый лист которые делают дополнительный мостик от промерзания грунта и служат оттоком грунтовых вод. Подобную ситуацию возможно предотвратить с помощью пирога из гравия и теплоизоляции экструдированным пенополистирол пред укладкой тротуарной плитки. Обычно много описано об обустройстве отмостки вокруг дома с использованием пенопласта и полиистерольных листов, но эта технология подходит под тротуарные дорожки и считается лучшим вариантом.

Темнология использования пенополистерола при обустройстве дорожек заключается в составлении правильного пирога слоев дринажа.

На первом этапе проводится выравнивание грунта при помощи песчаной подушки и трамбуется. Далее монтаж плит на песок, проводится со швами вразбежку. Толщина пеноплекса под тротуарной дорожкой обычно 5-10 см в зависимости от нагрузки и состава грунта. Затем на утеплитель насыпается щебень который служит дренажем. Следующим слоем укладывается слой геотекстиля (возможна замена геотекстиля мелкой фракцией щебня).

При обустройстве дорожки важно выставить бордюрный камень ровно, соблюдая пропорциональные размеры.

Для неподвижности плитки лучше использовать сухую смесь песка и цемента в соотношении 1*4 это позволит плотно зафиксировать плитки. На этот состав начинаем укладывать тротуарную плитку, выравнивая по уровню. В идеале при провидении работ использовать виброплиту.

После в щели поверхности втереть сухую смесь из песка и цемента, для увеличения водонепроницаемости дорожки и фиксации плитки.

Разметка под плитку

Для создания уклона, берем за основу уровень улицы, это и станет отправной точкой, а именно уровнем ноля, на который необходимо ориентироваться. Отмечаем ровную линию, по отношению к которой будет выполнен уклон. По краям данной линии вбиваем колышки и натягиваем между ними нить. Сама нить должна быть строго горизонтальна, что проверяется уровнем (прикладывать его лучше всего снизу).

Следующим шагом, к одному из колышков привязываем нить, и натягиваем ее перпендикулярно первой отметке. При этом, второй конец нити следует также закрепить на колышки, при этом таким образом, чтобы его уровень был несколько выше первого конца. Т.е. нить будет под небольшим уклоном в несколько градусов.

Далее натягиваем следующую, натяжение проводится параллельно первой нити. Оно должна быть строго горизонтальна. И последним шагом соединяем первый и последний колышки, таким образом получая замкнутый контур в виде квадрата или прямоугольника.

Технология с заливкой бетонного основания

Сначала необходимо немного снять грунт. Глубина небольшого котлована составит 20-25 сантиметров. После его обустройства необходимо тщательно вычистить поверхность от мусора, после чего засыпать щебнем на 10-15 сантиметров, и в зависимости от необходимого уклона утрамбовать его.

И наконец можно приступать непосредственно к заливке основания, для которого будет использоваться раствор из щебня, цемента и песка в соотношении 2:1:3.

Первым делом выстраиваем опалубку, высота которой должна несколько превышать слой бетона. Кроме того, толщина досок должна быть более 4 сантиметров, в противном случае конструкция не удержит давление бетона.

Укладываем на щебень арматурную сетку и начинаем заливку. Изначально заливается слой в 5 сантиметров, после чего укладывается дополнительная сетка и заливаются оставшиеся 10 сантиметров.

Спустя трое суток, после высыхания раствора, начинает проводится укладка плитки на бетонное основание.

Укладка плитки

Основание готово, и теперь может быть проведена укладка плитки на бетон. И далее рассмотрим пошаговый алгоритм проведения работ по данному вопросу. В общей сложности сам процесс будет разделен на несколько частей, среди которых:

  1. Обустройство бордюр.
  2. Засыпка площадки цементно-песчаной смесью.
  3. Непосредственно укладка плитки на бетонное основание.
  4. Заполнение швов.
  5. И последней стадией становится подготовка к эксплуатации.

Перейдем непосредственно к делу, и рассмотрим каждую из стадий более подробно.

Обустройство бордюр

Первым, что необходимо сделать – установить бордюры для фиксации тротуарной плитки и исключения ее смещения.

Для установки бордюр необходимо выполнить разметку, вполне подойдет и та, которая делалась для заливки бетона. Нити в данном случае располагаются на высоте будущего бордюра. Важно при этом не забывать об уклоне.

Вдоль выполненной разметки выкапывается траншея, которая по своей глубине полностью соответствует части бордюра, которая будет располагаться под землей, плюс добавляется от 3 до 5 сантиметров для цементной подушки. К примеру, если планируется выполнение ограждения высотой в 15 сантиметров, а в основе используется материал, имеющий высоту 25 сантиметров, то примерная глубина траншеи составит 13-15 см.

Ширина же должна соответствовать габаритам камня, с учетом зазора в 1 см с каждой стороны. Соответственно, при ширине камня в 8 сантиметров, траншея должна быть размером в 10 см.

Теперь замешиваем цементный раствор и выкладываем слоем 3-5 см на дно траншеи, после чего укладывается сам бордюр.

Важен тот факт, что камни необходимо вгонять в слой цементного раствора, для чего используется резиновый молоток.

Спустя сутки расстояние между стенками и границей траншеи заполняется песком. При этом необходимо смочить его и утрамбовать.

Засыпка цементной смеси

Следующим шагом проводиться засыпка смеси, для чего необходимо разделение отмеченного участка на отдельные линии (полосы). Их ширина должна соответствовать длине выбранного правила (в частности на 20-30 сантиметров уже, чем оно само).

Далее, от нулевой отметки отступаем выбранное расстояние, забивая при этом колышек. Также делаем, с другой стороны. Эти колышки необходимо соединить между собой. Высоту нитки необходимо выровнять в соответствии со сторонами параллельно которым она натянута. Таким образом выполняется разделение всего участка.

Теперь необходимо засыпать основание. Как известно, обычно укладка тротуарной плитки на бетон проводиться с использованием сухой цементно-песчаной смеси. В составе такой находится одна часть цемента и шесть песка, без добавления воды.

Засыпка проводиться по всей площадке слоем в 6-7 сантиметров. При этом обязательным фактором становиться выравнивание и трамбовка.

И завершающим этапом подготовки основания проводится его выравнивание в соответствии с разметкой. Таким образом, в местах, где от нитки до гарцовки расстояние слишком большое необходимо подсыпать смеси. На тех же участках, где нитка слишком низко его следует немного убрать. Отметим, что зазор должен составлять примерно 1,5-2 толщины выбранной плитки.


Варианты укладки тротуара

И особо важным фактором становится трамбовка гарцовки в тех местах, где она подсыпается. Для этого используется специальное приспособление – трамбовка. Пример можете увидеть на фото ниже.

В некоторых случаях, вместо такого рода смеси используется чистый песок, но он менее эффективен, поскольку намного хуже фиксирует плитку. В отличии от цементного основание, которое при впитывании влаги достаточно хорошо сцепляется как с бетонной поверхностью, так и с плиткой. Соответственно использование чистого песка делает намного более простым замену побитой плитки или ремонт поверхности.

В случае, когда речь идет об укладке в месте скопления тяжелой техники, то даже решение использования гарцовки не помогает, но в таком случае на помощь приходит или специальный клей для тротуарной плитки.

Использование такого рода решения позволяет максимально увеличить долговечность плитки, но подводный камень в том, что такого рода покрытие не подлежит ремонту. Таким образом, если даже несколько плиток будут разбиты, то вынимать их придется перфоратором, соответственно повторной укладке они не подлежат.

Укладка садовой плитки

Следующим шагом мы разберем как положить плитку на бетонное основание. И делается все довольно просто. Плитка ложится на подстилающий слой и втрамбовывается в него с помощью резинового молотка. Соответственно необходимо при этом полноценно контролировать ее горизонтальность и правильность положения, что делается с помощью байпаса, уровня и натянутой нити.

Технология укладки бетонной плитки подразумевает постепенное продвижение вперед и непосредственно саму укладку от себя. Таким образом вы будете перемещается по свежеуложенному покрытию. В случае, когда на пути попадаются препятствия, которые невозможно устранить, обходите их целыми плитками.

Укладка тротуарной плитки - комплексное мероприятие, требующее соблюдение многих строительных правил. Несоблюдение одного из правил приводит к разрушению всего комплекса.

Подготовительные работы. Первым этапом подготовительных работ для укладки тротуарной плитки и брусчатки является разбивка контура укладываемой площади и выставление контрольных «маячков». При этом учитываются углы территории, привязка к имеющимся площадям, уклоны. После того как были произведены работы по разбивке контура, приступают к подготовке основания, которое включает следующие виды работ:

Планировка. После выноса уровня высоты нужно снять верхний слой грунта и сделать выравнивающий слой из гравия или щебня.

Устройство уклонов, дренаж. Нужно учесть, что несмотря на плотно прилегающие швы брусчатки, основание пропитывается водой. Поэтому в основании необходим водонепроницаемый дренажный несущий слой (гравий, щебень). Тогда часть поверхностной воды может быть отведена напрямую через брусчатку и несущий слой в грунт. В любом случае, покрытие из брусчатки должно обязательно иметь уклоны и водостоки для отвода дождевой воды. Это необходимо, чтобы под брусчаткой не образовывалось «болото».

Устройство несущего слоя. Для несущего слоя должен быть применён морозоустойчивый, однородный по зернистости материал (щебень, гравий). Этот материал должен быть нанесён равномерно по высоте и прямолинейно с соответствующими уклонами. При устройстве простых пешеходных дорожек чаще всего используется слой от 15 до 20 см. При устройстве территорий из брусчатки для проезда легковых автомобилей используется слой от 20 до 30 см. При больших нагрузках несущий слой увеличивается и укладывается в несколько слоёв, каждый слой обязательно уплотняется виброплитой или катком.

Установка бордюров. Во избежание «расползания» брусчатки по краям используют пластиковый бордюр или поребрик, которые должны достигать половины высоты брусчатки и затем могут быть прикрыты природным грунтом.

Устройство выравнивающего песчаного слоя под брусчатку. На уплотнённый несущий слой в качестве подстилающего слоя наносится слой песка толщиной 3 - 5 см, обязательно чистого (без глины). Перед тем, как укладывать подстилающий слой, нужно выставить выравнивающие рейки и закрепить при помощи песка.

После того как направляющие будут выставлены согласно всем уклонам и хорошо закреплены, укладывается подстилающий слой между ними и разглаживается с помощью правила так, чтобы брусчатка, прежде чем она будет уплотнена, лежала на 1 см выше от необходимого уровня. Затем направляющие осторожно убирают, а оставшиеся желобки аккуратно заполняют песком. На уложенный настил не наступать!!!

Укладка брусчатки

Для укладки тротуарной плитки при достаточном объёме работ необходима бригада из 4-х человек, которая сможет в среднем за 1 рабочую смену освоить объём 30 -40 м2 со всеми сопутствующими работами.

Укладку начинают:

  • От нижней точки к повышающей;
  • От оптически важной границы;
  • От важных зримых элементов, таких как парадный вход дома, крыльцо и т.д.

Прежде чем начинать укладывать первый ряд брусчатки, для выдержки точного расстояния швов нужно натянуть шнур на всю длину и ширину данного объекта. Затем, придерживаясь натянутого шнура, приступаем к укладке. Проверять точное расположение швов рекомендуется через каждые три ряда уложенной брусчатки.

Укладывается при помощи резинового молотка лёгким постукиванием по брусчатке. Каждые 5 м2 уложенной, но не уплотнённой брусчатки её горизонтальная поверхность контролируется при помощи 2-х метрового правила, при этом погрешности от 5 мм до 1 см на 2 метра уложенной площади.

Нередко возникают проблемы очень точной резки брусчатки. Для этого существуют отрезные диски с алмазным напылением. На объекте до 100 м2 полностью изнашивается до двух дисков.

Заделка швов и виброуплотнение. После того, как брусчатка уложена, покрытие уплотняется виброплитой. После первого виброуплотнения готового покрытия на поверхность насыпают немного обязательно очень сухого просеянного и чистого речного песка, так, чтобы песок легко и плотно заполнял щели между элементами. Насыпанный песок разметается равномерно по всей площади и забивается в швы простым подметанием, «связывая» всё покрытие прочно и надёжно. Затем сухое и чистое покрытие вновь уплотняется виброплитой и наносится слой сухого просеянного песка. Рекомендуется этот слой песка оставить, чтобы он полежал некоторое время. После чего можно ещё раз промести площадку.

Текущая эксплуатация. В зимнее время во избежание наледи покрытие нужно регулярно чистить с помощью метлы и деревянной лопаты. Для уменьшения скользкости можно посыпать песком. Если снег не был вовремя убран, и наледь образовалась, ни в коем случае не убирайте лёд при помощи металлического лома. Снегоуборочная техника, обслуживающая покрытие, также должна иметь на отвале резиновую насадку.

При воздействии различных материалов на брусчатке могут возникать загрязнения, существенно изменяющие вид покрытия. Например, автопокрышки оставляют чёрные полосы, пыль и дорожная грязь делают поверхность чёрно-серой. С помощью чистящих средств и специальных веществ можно вернуть поверхности первоначальный цвет.