Скачать презентация методы на уроке. Презентация на тему "методы педагогического исследования"

Уровни методологического знания (Э. Г. Юдин) : Философский - общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания Общенаучный - представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин Конкретно-научный - совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной дисциплине Технологический - составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания


1. Общая методология педагогики Основные положения и принципы материалистической диалектики Закон единства и борьбы противоположностей, (процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся) Закон перехода количественных изменений в качественные, (увеличение педагогических воздействий приводит к улучшению их качества) Закон отрицания отрицания, (формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку)


1. Общая методология педагогики Основные категории материалистической диалектики Представления о зависимости педагогического процесса от социально- экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей Представления о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях


2. Специальная методология педагогики Устойчивые представления о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него Особенности развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности Единство воспитания и самовоспитания личности




Основные методологические подходы в педагогике 1. Системный подход Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов


Основные методологические подходы в педагогике 2. Личностный подход Сущность: признает личность как продукт общественно- исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности ее - интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности


Основные методологические подходы в педагогике 3. Деятельностный подход. Сущность: Деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности Задача воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия)


Основные методологические подходы в педагогике 4. Полисубъектный (диалогический) подход Сущность: Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность - продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт "диалогического" содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение («скажи, кто твой друг...», «с кем поведешься...») Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе


Основные методологические подходы в педагогике 5. Культорологический подход Сущность: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в нее принципиально нового, творец новых элементов культуры) Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества


Основные методологические подходы в педагогике 6. Этнопедагогический подход Сущность: Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей




Выделенные методологические подходы педагогики позволяют: 1)определить ее действительные проблемы и способы их разрешения; 2)проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию); 3)реализовать гуманистическую парадигму образования. 1. Системный подход 2. Личностный подход 3. Деятельностный подход 4. Полисубъектный (диалогический) подход 5. Культорологический подход 6. Этнопедагогический подход 7. Антропологический подход




Педагогические исследования Педагогическое исследование - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления В. М. Полонский


Педагогические исследования Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе Прикладные исследования это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики Разработки направлены на обоснование конкретных научно- практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения


Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены, недопустимость риска для здоровья и развития). Неповторимость Неоднозначность (т.к. влияют много причин) Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений. Выделяются следующие особенности: Педагогические исследования


Методика Это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала Метод исследования Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления Методология система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.


Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Педагогические исследования методы изучения педагогического опыта методы теоретического исследования математические и статистические методы


Педагогические исследования методы изучения педагогического опыта Это способы исследования опыта организации образовательного процесса. Изучается опыт лучших педагогов, и опыт рядовых. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.


Педагогические исследования методы теоретического исследования Это изучение литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о воспитании; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.


Педагогические исследования математические и статистические методы Применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Регистрация, ранжирование, шкалирование.


Определяя программу изучения педагогического явления, исследователь должен исходить из того, что метод исследования каким бы лучшим и современным он не был, взятый отдельно, может быть лишь инструментом анализа одной стороны воспитательного процесса Требования системного подхода таковы: 1. Любое педагогическое явление рассматривается как целостная система. 2. Определяется стороны педагогического процесса, подлежащие диагностике. 3. Анализируются основные связи внутри диагностируемого объекта. 4. Определяется структура и организация диагностируемого явления. Системный подход к изучению педагогических процессов


Классификация методов исследования По масштабу: - глобальный; - локальный; - микро эксперимент По цели: - констатирующий (изучаются существующие педагогические явления); - проверочный уточняющий (проверяется гипотеза); - созидательный, преобразующий, формирующий (в процессе создаются новые педагогические явления) По месту проведения: - естественный; - лабораторный;


Этапы педагогического исследования 1. Определение проблемы и постановка цели - раскрытие закономерностей педагогического явления. Вычисление точно очерченного круга явлений, составляющих предмет исследования. 2. Построение рабочих гипотез. 3. Выбор методов исследования. 4. Осуществление проверки гипотез опытом. 5. Теоретические выводы. 6. Оформление результатов: а) усовершенствование теории; б) пересмотреть отрицательные результаты; в) постановка более сложной проблемы; г) внедрение в практику.


Каждый педагог должен быть хорошим диагностом. Педагогическая диагностика направлена на результаты развития личности учащегося, поиск причин этих результатов, характеристику целостного педагогического процесса. Из инструмента познания она превращается в инструмент формирования и развития личности. Выводы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методы и формы обучения

XXI век - век глобализации, информатизации, высоких технологий и открытого общества. Цель: подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде эффективному использованию ее возможностей и защите от негативных воздействий

« Обучение должно быть построено таким образом, чтобы в его процессе учащийся, получая знания удивлялся и восхищался мудростью тех, кто принёс людям эти знания, чтобы он по существу оценивал смысл и значение приобретаемых знаний». Л.Д.Кудрявцев

Устный счёт Работа в группах Исследовательская работа Индивидуальные самостоятельные и домашние контрольные работы Лабораторные работы Дидактические игры традиционные модели обучения

Устный счёт У стные упражнения важны тем, что они активируют мыслительную деятельность учащегося; при их выполнении у детей развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Как показывает опыт, при умелом использовании устных упражнений они могут играть немаловажную роль в повышении эффекта урока.

Работа в группах и её плюсы Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. В-четвёртых, способствует улучшению психологического климата, в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения

“ Минусы” и трудности организации групповой работы Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех.

Виды групповой работы на уроке Уроки-конференции Урок-КВН Урок-семинар Урок «За круглым столом» Урок –деловая игра Урок «Что? Где? Когда?»

Исследовательская работа Цель - развитие личности ученика. Учебные исследовательские работы учат грамотно решать проблемы, неважно, научные они или житейские. В решении проблем растет и развивается личность. Ученик испытывает эмоциональный подъем, происходит "обмен желаниями". Все это обеспечивает мотивацию учебной деятельности. Эта форма работы - возможный путь вхождения подростка в пространство культуры, при котором он: 1) присваивает нормы и ценности мира взрослых; 2) формирует свою внутреннюю позицию по отношению к миру в процессе развития самосознания, ведь в работе

Индивидуальные самостоятельные и домашние контрольные работы Самостоятельная работа учащихся –это такая работа, которая выполняется ими по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

Дифференцируемый подход Задания в этих работах распределены по трем уровням сложности. Уровень 1 соответствует обязательным программным требованиям; Уровень 2 – среднему уровню сложности; Уровень 3 предназначен для учеников, проявляющих повышенный интерес к математике.

Примеры Вариант 1 (уровень 1) Для заданного закона движения точки S (t) = 3 t – 1 вычислите среднюю скорость на отрезке времени . Вариант 1 (уровень 2) Точка движется прямолинейно по закону S (t) = 3 t + 2. Найдите мгновенную скорость при t = 2. Вариант 1 (уровень 3) Для заданного закона движения точки вычислите, в какой момент времени скорость равна 5.

Лабораторные работы Цель: Экспериментальная проверка основ математики. Например, связь между тригонометрическими функциями одного аргумента. Задача: доказать экспериментально справедливость формул.

Дидактические игры Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя. Но если с учёбой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье. Математические игры объединяют ученье и игру, труд и отдых.

Применение ИКТ можно выделить ряд преимуществ: повышается познавательная активность учащихся. Им уже самим хочется открыть для себя что-то новое, больше узнать дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Например, при выполнении упражнений, тестов ребята могут сверить свои ответы с выведенными на экран вариантами и при этом, пережить ситуацию успеха, если ответ правильный или обнаружить ошибку, если ответ неверный, продолжить поиск верного решения позволяет учителю работать с учеником индивидуально (с помощью программы MS Word можно подготовить различные дидактические материалы, предложить ученику найти нужную информацию в сети Интернета)

ИКТ позволяют: эффективно использовать сочетание ИКТ с групповой работой; - применять дифференцированный подход при изучении нового материала; - формировать коммуникативные и учебно-познавательные компетентности учащихся; - развивать вычислительные навыки учащихся, рациональную вычислительную культуру; - формировать навыки само- и взаимоконтроля; - реализовывать межпредметные связи.

ДИСКУССИИ О МОДЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ Модели обучения с применением ИКТ Традиционные модели обучения Оптимальное решение – модель, объединяющая в себе лучшие стороны этих подходов.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: Наглядные методы обучения Выполнила: Худилайнен Ксения

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.

Наглядные методы применяются в учебном процессе по всем предметам, во всех классах и в разных организационных формах обучения, широко используются в связи со словесными методами и методами практической деятельности. К наиболее распространенным методом этой группы относятся: наблюдение, иллюстрирование и демонстрирование, показ приемов выполнения работ, просмотр произведений изобразительного и прикладного искусства.

Наблюдение - это самостоятельная работа учеников по заданию и под руководством учителя. В ходе наблюдения учитель управляет процессом восприятия и мышления школьников, учит приемам наблюдения, развивает наблюдательность у детей, помогает им вести записи наблюдений, производить анализ и синтез накопленных представлений. Наблюдение отличается сложностью психологической структуры, связана со всеми познавательными процессами, подготавливает учащихся к абстрактному мышлению.

Наблюдение отличается сложностью психологической структуры, связана со всеми познавательными процессами, подготовляет учащихся к абстрактному мышлению.

Иллюстрации и демонстрации. Иллюстрации и демонстрации как метод обучения предусматривает, что при помощи натурального предмета или логической схемы, картины, таблицы или демонстрации опыта, ученик яснее различает свойства и признаки изучаемых предметов, устанавливают сущность явлений, убеждаются в достоверности полученных знаний, в объективности изучаемых законов.

Показ иллюстраций, изображающих изучаемые явления т. е. того, что носит характер раздаточного материала, проводится в классе, в то время, как демонстрация опытов, действующих моделей, препаративных растений и животных требует оборудованных кабинетов. Демонстрации и иллюстрации сочетаются с речью учителя. Восприятие любого наглядного образа или предмета слито с абстрактным мышлением. В обучении чрезвычайно важно добиваться правильного сочетания наглядности и слова учителя.

Метод демонстраций и иллюстраций в связи с совершенствованием технических средств, внедрение в учебный процесс телевидения, компьютерной техники других аудиовизуальных средств постоянно развивается и совершенствуется. Так в последнее время в процессе обучения по гуманитарным дисциплинам, с помощью учебного телевидения используется показ-просмотр произведений изобразительного искусства, театральных постановок, исторической хроники и др.

Эффективность метода достигается: 1. Привлечением объяснений учащихся к раскрытию содержания демонстрируемого, осуществлением ими сравнительного анализа, формулирования выводов, предложений, изложение своей позиции, своего отношения к увиденному, к поиску «скрытого», «нового» содержания в изучаемых фактах, явлениях, процессах, предметах. 2. Правильным отбором, т.е. согласованием демонстрируемого материала с содержанием урока, его объемом, количеством демонстрируемых единиц, местом и временем в структуре урока. 3. Соответствием демонстрируемого материала психологической готовности учащихся к его усвоению, учетом возрастных и других особенностей.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Что такое наглядный метод обучения?

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств (ИКТ).




  • Наблюдения
  • Иллюстрации
  • Демонстрации

Наблюдение

Это самостоятельная работа учеников по заданию и под руководством учителя.

Наблюдение отличается сложностью психологической структуры, связана со всеми познавательными процессами, подготовляет учащихся к абстрактному мышлению.


Приемы наблюдений

  • показ-наблюдение
  • демонстрация-наблюдение
  • записи и зарисовки
  • фотографирование и описание

Метод иллюстраций

предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, схем, плакатов, таблиц, картин, карт, чертежей, макетов, зарисовок на доске, плоских моделей.


Метод демонстраций

обычно связан с демонстрацией приборов, оборудования, опытов, кодоскопов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов, компьютерных программ, презентаций.


Метод демонстраций

заключается в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов (различного происхождения), особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т.д.).


Метод демонстраций

В современных условиях особое внимание уделяется применению персонального компьютера (ПК), которые значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

ИКТ – важное звено наглядного метода обучения.


К современным ИКТ относятся:

  • учебные электронные пособия;
  • получение дополнительной информации посредством сети Интернет;
  • учебные презентации;
  • мультимедийные пособия и другие.

Условия эффективного применения наглядности:

  • а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
  • б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
  • в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  • г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
  • д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  • е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
  • ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Такова краткая характеристика наглядных методов обучения, классифицируемая по источникам знаний. Ее неоднократно подвергали критике в педагогической литературе. Ее главным недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков.



Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей (А.В. Хуторской). Метод – это способ, путь достижения цели. От выбора применяемых методов во-многом зависит успех всего образовательного процесса. Эти вызвано особое внимание к методам обучения. Метод является частью вида деятельности ученика или учителя, единицей производимого действия. Выбор методов обучения определяется: смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью конкретного урока, возможностями учащихся, наличием времени и средств обучения, предпочтениями учителя и особенностями используемой им дидактической системы. Составной частью метода является прием. Отдельные приемы могут входить в разные методы (например, прием формулирования вопроса на выяснение причин - в методы исследования, объяснения, рефлексии и пр.).


Классификация методов обучения Роль и место методов в обучении определяется их видами и функциями. Поэтому ключевой дидактической проблемой является классификация методов обучения. Однако, единой классификации методов обучения не существует. Но рассмотрение разных подходов к разделению их на группы позволяет систематизировать методы в качестве дидактического инструментария. Роль и место методов в обучении определяется их видами и функциями. Поэтому ключевой дидактической проблемой является классификация методов обучения. Однако, единой классификации методов обучения не существует. Но рассмотрение разных подходов к разделению их на группы позволяет систематизировать методы в качестве дидактического инструментария. Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнения, самостоятельная работа) и методы их совместной работы (беседа).


Классификация методов по источнику знаний МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Словес ные наглядные практич еские рассказ лекции беседа дискуссии работа с текстом Иллюстраци и (плакаты, картины, таблицы) Демонстра- ции (опытов, видеофил., компьютер.) Дидактиче- ские игры лабораторн ые работы упражнения эксперимент ы Деловые игры


Классификация по возрастанию степени самостоятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) исследовательский поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем частично-поисковый (эвристический) педагог расчленяет проблему на части, а учащиеся осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем проблемное изложение педагог ставит перед учащимися проблему и показывает путь ее решения; учащиеся следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания репродуктивный учащиеся выполняют действия по образцу объяснительно-иллюстративный (информационный) преподаватель сообщает информацию, учащиеся ее воспринимают


Бабанский Ю.К. на основе выделения степени проявления поискового характера деятельности предложил три основные группы методов: Методы стимулирования и мотивации учения - познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований. Методы организации и осуществления учебных действий – словесные, наглядные, практические; индуктивные и дедуктивные методы; проблемно-поисковый, эвристический,исследовательский, репродуктивный (инструктаж, объяснение, тренировка) методы; самостоятельная работа с книгой, с приборами и др. Методы контроля и самоконтроля – устный и письменный контроль, лабораторный, машинный контроль, методы самоконтроля.


C позиции обеспечения продуктивного личностно- ориентированного образования методы обучения классифицируются следующим образом (А.В. Хуторской): C позиции обеспечения продуктивного личностно- ориентированного образования методы обучения классифицируются следующим образом (А.В. Хуторской): 3) Оргдеятельностные методы, т.е. методы учителей, учеников, управленцев образования. Методы учителя и учащихся – учебное целеполагание, планирование, метод рецензий, самоконтроль, рефлексия и др. Административные методы связаны с созданием и развитием образовательного процесса как в масштабе учебного курса, так и всей школы. 2) Креативные методы, позволяющие учащимся создавать собственную образовательную продукцию. К ним относятся – метод эмпатии (вживания),мозговой штурм, методы образного и символического видения, метод ошибок, метод контруирования правил и др. 1) Когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего мира. Это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы сравнения, анализа, синтеза, классификации.


Требования к эффективности методов высокая содержательность и научность тесная связь с жизнью, практикой логичность, убедительность эмоциональность, ясность и яркость речи умелое сочетание с другими методами, особенно демонстрацией наглядности динамичность (драматургия) проблемное изложение учебного материала Словесные методы (рассказ, объяснение, инструктирование…)


Словесные методы (обс ужд ение, беседа …) проблемная постановка вопросов постоянное управление, корректировка хода занятия работа вокруг основных проблем обсуждения полемический характер стимулирование творчества объективная оценка каждого выступления О ориентирование учащихся на практику, дальнейшую работу




Упражнения (вводные, основные, тренировки…) применение после освоения теоретического материала, трансформация знаний в навыки и умения понимание учащимися цели упражнения, содержания и последовательность, этапность действий непрерывное подд ер ж а ние у учащихся интереса к упражнению и сознательного отношения к его выполнению обеспечение духа состязательности формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки действий


Самостоятельная работа (работа с книгой, печатными источниками, СМИ…) исследовательский (эвристический) характер самостоятельной работы (в т.ч., заданий на дом) побуждение к поиску, решению учебной проблемы учет индивидуальных и групповых особенностей учащихся, индивидуализация и дифференциация самост оятельных заданий организация консультативной помощи М м етодический контроль за самостоятельной работой и ее адекватная оценка




В традиционной педагогике недостаточно используются проблемные, исследовательские и практические методы. В традиционной педагогике недостаточно используются проблемные, исследовательские и практические методы. В личностно-ориентированном обучении основными факторами выбора методов служит задача организации продуктивной деятельности учащихся и обретения ими личностных смыслов. В личностно-ориентированном обучении основными факторами выбора методов служит задача организации продуктивной деятельности учащихся и обретения ими личностных смыслов. Первый и самый главный принцип, который можно предложить творческому учителю, таков: Все что хочешь сказать, спроси! Первый и самый главный принцип, который можно предложить творческому учителю, таков: Все что хочешь сказать, спроси! На уроке важно создать такую учебную среду, где ученик бы задавался вопросами о своих достижениях, трудностях и На уроке важно создать такую учебную среду, где ученик бы задавался вопросами о своих достижениях, трудностях и успехах, выстраивал вместе с учителем траекторию собственного развития.


Дидактический практикум Сформулируйте по выбранной Вами теме задание для учащихся, выполнение которого предполагало бы использование методов если бы…, вживания в образ, рефлексии и т.д. Сформулируйте по выбранной Вами теме задание для учащихся, выполнение которого предполагало бы использование методов если бы…, вживания в образ, рефлексии и т.д. Придумайте и опишите какой- либо свой метод обучения, связанный с продуктивной деятельностью школьников на уроке. Придумайте и опишите какой- либо свой метод обучения, связанный с продуктивной деятельностью школьников на уроке.


Итоговая рефлексия 1. Назовите основания для классификации методов обучения. 2. Возможно ли построение единой классификации методов обучения? 3. Какие методы обучения, на Ваш взгляд, способствуют развитию интереса школьников к учению. Обоснуйте ответ. 4. Какова связь между методами и целями обучения? Методами и формами обучения? Методами и формами обучения? Методами и содержанием обучения? Методами и содержанием обучения?


Рекомендуемая литература Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.,1985. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.,1985. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения //Сов. Педагогика – 3. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения //Сов. Педагогика – 3. Махмутов М.И. Современный урок.- М., Махмутов М.И. Современный урок.- М., Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- М., Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- М., Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- СПб, Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- СПб, 2001.


Библиография 1. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- СПб, Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн., Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования.- Ростов-на-Дону, 2000.