Территория Азербайджана в составе Российской империи в XIX веке. Назывался ли Азербайджан в древности Азербайджаном

Кавказ, а точнее южная его часть, имеет богатую тысячелетнюю историю и даже считается одним из тех мест, где зарождалась цивилизация. И это неудивительно, ведь богатейшая природа и климатические условия этого региона издавна привлекали людей. Сегодня на Кавказе живут люди различных национальностей, исповедующие разные религии. Каждое из расположенных там государств имеет свою уникальную историю. В этом материале будет кратко изложена история Азербайджана - все с самого начала вплоть до наших дней.

Колыбель цивилизаций

На территории современного Азербайджана первые люди появились еще в каменном веке. В одной из пещер, находящейся в землях Карабаха, исследователями были найдены различные каменные орудия: наконечники стрел, ножи, топоры, в том числе предназначенные для обработки дерева и разделки туш. Там же была обнаружена челюсть неандертальца, а возраст рисунков, оставленных неким художником, составляет 10 тыс. лет.

Пожалуй, именно с первобытнообщинного строя и начинается история Азербайджана. С древнейших времен здесь жили люди. Неподалеку от горы Киллидаг раскопаны остатки древних поселений. Известно, что первобытные люди, жившие на этой земле, занимались охотой, а также скотоводством и земледелием.

Земли Азербайджана до нашей эры

Первобытные люди, жившие на территории современного Азербайджана, совершенствовали свои навыки. Со временем они научились обрабатывать медь, а в IV тысячелетии до н. э. и железо. Более совершенные орудия труда позволили повысить его производительность, что в конечном итоге привело к расслоению общества и упадку первобытнообщинного строя. Постепенно формировались новые племена, среди которых были луллубеи, манеи, кутии, албаны и другие.

Откуда берет свое начало история Азербайджана как государства? В начале I тысячелетия до н. э. в этих землях образовалось государство Манна, которое затем вошло в состав более могущественной Мидии. Впрочем, в те времена на этой территории велось множество завоевательных войн - сюда вторгались скифы и киммерийцы, а затем персы и македоняне.

Атропатена и Албания Кавказская

После того как в IV веке до н. э. Александр Македонский разгромил войска персов, в границах, присущих современному Южному Азербайджану, возникло новое государство - Атропатена со столицей в Газаке. Это была довольно развитая страна, с письменностью и денежными отношениями, в которой преобладал «культ огня» или зороастризм. Атропатена просуществовала до 150 года н. э. Кстати, с названием этого государства связывают возникновение топонима Азербайджан.

Примерно одновременно с возникновением Атропатены севернее этой страны образовывается государство Кавказская Албания, столицей которой стал город Кабала, чьи руины находятся на территории Габалинского района Азербайджанской Республики. Население этой страны состоит из племен албанов, легов и удинов. Безусловно, древняя история Азербайджана берет свое начало именно с этих государств.

В Кавказской Албании основной религией становится христианство, здесь также присутствует письменность и имеется свой алфавит, а земли этой страны являются исключительно плодородными. Жители Кавказской Албании успешно занимаются земледелием, процветает ремесло. Примеры изделий, изготовленных албанскими ремесленниками, обнаружены на раскопках в Мингечауре.

VII-XII вв. Нашествия арабов и тюрков-сельджуков

История Азербайджана состоит из множества завоевательных набегов, которым подвергались эти земли на протяжении веков. Так, в VII веке на Закавказье вторгается Арабский халифат, результатом чего стало распространение на эти земли ислама. Возникшее в 816 году крестьянское восстание, длившееся 20 лет, было подавлено, после чего существовавшие на тот момент государства распались на множество феодальных княжеств. Среди них особую роль впоследствии сыграло государство Ширван, находившееся на северо-востоке Азербайджана.

В середине XI века в регион пришли тюрки-сельджуки, которым удалось подчинить себе большинство территорий сегодняшнего Азербайджана. Кочующие завоеватели нанесли серьезный ущерб процветавшему здесь земледелию, однако со временем они и сами перешли к оседлому образу жизни. На основе тюркского языка, смешавшегося с языком местного населения, впоследствии образовался азербайджанский язык.

В результате борьбы, которую вело местное население против иноземных захватчиков, в XII веке тюрков практически удалось изгнать из региона. Эти победы создали предпосылки для усиления государственности и дальнейшего социально-экономического прогресса. Земледелие и ремесленничество процветают как никогда, помимо этого отмечается заметное развитие в области науки и культуры. Пожалуй, история создания Азербайджана берет свое начало именно в этот период, когда разобщенные княжества объединяются под предводительством Атебеков Азербайджана.

XIII - XVI вв. Монгольское нашествие. Борьба за господство на Кавказе

Беды предков современных азербайджанцев не заканчиваются с уходом тюрков - в начале XIII века начинается нашествие монгольской орды. Завоеватели разрушили множество процветающих городов, уничтожили оросительную сеть региона. Их присутствие здесь повлекло за собой приостановление развития региона практически на два столетия. Тогдашний Азербайджан входит в состав монгольского государства Хулагидов. Возрождение региона приходится на XIV век, когда, наконец, распадается государство Хулагидов. В этот же период устанавливаются дипломатические отношения между Ширваном и Россией.

Во второй половине XV века усиливается борьба за господство в регионе. А уже в начале XVI века династия Сефевидов захватывает власть в Ширване, в результате чего основывается Сефевидское государство, впоследствии оказавшее значительное влияние на Азербайджан. История страны в этот период ознаменовалась стремительным развитием науки, культуры и, в частности, литературы.

Конец XVI - первая половина XIX вв. Раздел Азербайджана

Конец XVI века, впрочем, как и вся история Азербайджана, ознаменовался новыми потрясениями, связанными с борьбой между Турцией и государством Сефевидов за право господствовать на Кавказе. В XVIII веке в Азербайджане устанавливается господство Ирана, закончившееся в связи с начавшимися антифеодальными выступлениями, приведшими к убийству Надир-шаха, правителя Ирана. После этого на землях Азербайджана образовывается свыше десятка ханств, независимости которых продолжают угрожать Иран и Турция. Правители некоторых ханств принимают решение искать поддержки у России.

В результате русско-иранских войн первой половины XIX века Азербайджан снова потерял свою независимость и был разделен на две части. Соответственно, северная часть отошла к России, а южная - к Ирану.

Вторая половина XIX - начало XX вв. Азербайджан в составе России

Во второй половине XIX века в стране начинается бурный рост добычи нефти. Впрочем, ее здесь добывали еще с незапамятных времен. В 1893 году начинается активное строительство железных дорог, которые уже к 1890 году соединяют Азербайджан с Россией. Промышленный прогресс, а также интеграция Азербайджана в российскую экономику и последовавшие за этим реформы дают положительный результат. Также наблюдается значительное вливание денег в экономику страны, в том числе и западных.

История Азербайджана в составе России также содержит в себе множество интересных фактов. На рубеже столетий в Баку создаются первые социал-демократические кружки. Пролетариат столицы принимает участие в различных стачках и забастовках, возникающих вследствие тяжелого положения азербайджанского народа, усугубившееся в связи с началом Первой мировой войны.

Азербайджан в составе СССР

Вследствие революций 1917 года снова начинается борьба за Азербайджан. История возникновения независимого государства в нынешнем его виде начинается здесь. Весной следующего года здесь была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика, верховенство которой отказался признавать Нагорный Карабах. Установившаяся в Азербайджане в 1920 году Советская власть положила конец разногласиям.

Наравне со всеми другими народами, проживавшими на территории СССР, азербайджанский народ принимал участие в Великой Отечественной войне. Страна производила значительное количество боеприпасов и топлива для Советской армии. Свыше сотни азербайджанских солдат удостоены звания Героя Советского Союза.

Обретение независимости

В 1991 году в связи с распадом СССР Азербайджан наконец обрел независимость. Власти вновь созданного государства взяли курс на построение демократического общества. Многонациональной страной является Азербайджан. История государства, в котором на протяжении столетий уживались люди самых разных народностей, пожалуй, только начинается.

Остается только добавить, что традиционными чертами, издревле присущими азербайджанскому народу, всегда были гостеприимство, уважение к старшим, терпимость и миролюбие.


В последние дни президент Азербайджана Ильхам Алиев на каждом углу повторяет одни и те слова: “Нагорный Карабах является исторической территорией Азербайджана”. Между тем, сама Азербайджанская республика впервые появилась на карте мира лишь в 1918 году. В то время, воспользовавшись распадом Российской Империи, вторгнувшаяся в Закавказье турецкая регулярная армия создала на востоке региона тюркское государство под названием Азербайджан. Спустя 56 лет, кстати, в 1974 году, Турция повторит удавшийся опыт создания тюркского государства, в результате чего Европа получит очередной очаг напряженности - Северный Кипр.

Но, может, государство Азербайджан существовало и до 1918 года, и просто носило другое название? История свидетельствует: нет. Территория, ныне воспринимаемая под искусственным названием Азербайджанская республика, никогда не составляла единой административной единицы и в разные периоды истории, полностью или частично, принадлежала или была разделена между разными государствами: Мидия, Кавказская Албания, Иран, Турция, Армения, Россия, СССР…

А может, Ильхам Алиев имеет в виду, что единый этнический монолит закавказских турок исторически компактно населял территорию современного Азербайджана? Имеет в виду, что у закавказских турок не было государства, но была родина? И опять ответ будет отрицательным.

Само понятие Родина отсутствует в языке закавказских турок. “Материнская юрта” - так переводится тюркское слово Анаюрду, так, дословно, переводится слово, которым закавказские турки пользуются для обозначения слова Родина. А их близким и далеким предкам эти юрты приходилось шить на бескрайних просторах от Забайкалья до Константинополя.

В процессе векового кочевания первые волны турок прибыли на Кавказ в ХIII - ХIV веках, и процесс этот продолжался до ХVIII века включительно. Им удалось истребить, уничтожить, выселить из региона известные с античных времен многие коренные народы и закрепиться на их земле. Реликтовые остатки этих народов: крызцы, хиналукцы, удины, будухцы и другие, входящие в единый лезгинский этнос, по сей день проживают в наиболее высокогорных регионах Азербайджана, ибо именно там они когда-то нашли спасение от воинственных кочевников.

Новая волна аннексии произошла уже после провозглашения Азербайджанской республики в 1918 году, когда это политическое образование с помощью турецкой армии завоевало территории коренных в регионе талышей, лезгин, аварцев, цахур… Все эти народы по мере сил защищались от агрессии Азербайджана: талыши даже провозгласили свое государство, просуществовавшее свыше года, но в конце концов пали под ударами азербайджано-турецкой армии. Азербайджан тогда пытался завоевать и Нагорный Карабах, где первые кочевые тюрки, впоследствии названные азербайджанцами, появились лишь в ХVII веке, но армянам края удалось защититься от агрессии.

Осенью 1920 года в Арцах вошли подразделения советской Красной армии. А 5 июля 1921 года древний армянский край был включен в пределы советского Азербайджана. Для нынешнего читателя это может показаться невероятным, но, таковы были реалии большевизма, решение о включении армянского края в пределы советского Азербайджана принимал партийный орган третьего государства: Кавказское бюро Российской коммунистической партии (большевиков). Представьте, если бы Социалистическая партии Франции приняла решение о передаче, например, немецкой Баварии, скажем, Чехии! Абсурд, конечно, но именно это абсурдное и волюнтаристское решение партийного органа третьей стороны по сей день является единственным документом, которым Азербайджан и его президент Алиев «обосновывают» свои территориальные претензии к исконно армянскому краю.

В годы советской власти территория Арцаха находилась под юрисдикцией Советского Союза, жители армянской автономии проходили обязательную военную службу в рядах армии СССР, государственный надзор на территории Арцаха осуществлял назначаемый Генеральным прокурором СССР прокурор НКАО. Жители Арцаха являлись гражданами СССР (в Советском Союзе было единое гражданство). Интересы автономной области в высшем законодательном органе СССР - Верховном Совете СССР - представляли избранные в Арцахе депутаты Верховного Совета СССР. Избирались они именно как представители национально-государственного образования в федеративном государстве, каковым, согласно Конституции, являлся СССР. Таким образом, мы вправе констатировать, что находящаяся в пределах Азербайджанской ССР Армянская автономная область являлась частью Советского Союза.

30 августа 1991 года Азербайджанская ССР объявила о начале процесса по выходу из состава СССР. 18 октября 1991 года Азербайджан принял Конституционный акт «О независимости». Однако Арцаха в пределах Азербайджана уже не было. 2 сентября 1991 года, основываясь на международное право и законы СССР, Нагорно-Карабахская Республика объявила о своем суверенитете.

Законодательный орган Азербайджана объявил о независимости страны без учета мнения населения, то есть без референдума. Международное право квалифицирует подобные действия как узурпацию власти. Узурпация власти в Азербайджане имела место не только в компактно населенных коренными народами регионах (юг и север Азербайджанской республики населены преимущественно талышами, лезгинами, аварцами, цахурами), но и по всей территории республики.

Напротив, Нагорно-Карабахская Республика самоопределилась в полном соответствии с международным правом и законами СССР, завершив процесс суверенизации всенародным референдумом 10 декабря 1991 года.

Арцаха не было в составе Азербайджанской республики в 1918-20 годах: Азербайджану тогда не удалось завоевать армянский край.

Арцаха не было в составе Азербайджанской СССР: армянский край являлся частью федеративного образования под названием Советский Союз.

Арцаха нет и не будет в составе незаконно провозглашенной в 1991 году Азербайджанской республики. Оба этих государственных образования отпочковались от Советского Союза. Разница в том, что, в отличие от Азербайджана, НКР провозгласила свою государственность в полном соответствии с правом.

Тем не менее, Азербайджан попытался аннексировать Нагорно-Карабахскую Республику, приступив к широкомасштабной агрессии против нее. Результаты этой агрессии хорошо известны: десятки тысяч погибших, сотни тысяч вынужденных переселенцев, изломанные судьбы, потерянные надежды…

Заявляя, что «Азербайджан значительно сильнее Армении» и, в случае несогласия Республики Арцах войти в состав Азербайджана, последнему «придется подумать над другими путями урегулирования конфликта», Ильхам Алиев элементарно шантажирует мировое сообщество. Президент Азербайджана вовсе не уверен в военном превосходстве возглавляемого им образования над армянскими государствами, скорее, наоборот, иначе не преминул бы совершить агрессию, как это было в 1988-94 годах. Однако Алиев убежден в искреннем желании Европы видеть Кавказ мирным и процветающим. Алиев также понимает, и все его интервью подтверждают это, что бассейн Каспийского моря является одним из альтернативных источников поставки в Европу углеводородов. Возобновление военных действий, безусловно, станет практически непреодолимым препятствием на пути транспортировки энергоресурсов в Европу, чем и пытается шантажировать Алиев в поисках союзников для политического давления на Республику Арцах.

Что ж, признаю, Ильхам Алиев прав: в случае возобновления агрессии против республики Арцах, нефть и газ из Азербайджана действительно перестанут течь куда бы то ни было. Армянская сторона просто не может допустить, чтобы воюющая с ней страна могла беспрепятственно наращивать свои экономические возможности. В возможностях и высокой моральной боевой готовности Армии Обороны Республики не сомневается даже президент Азербайджана, все еще считающий количество потерь в рядах аскерни за последние дни. Не сомневается, потому и шантажирует. Но не нас, а мировое сообщество.

Ильхаму Алиеву хорошо известно о наличии в мире значительной армянской общины, зарождение которой стало возможным в результате Геноцида армян в Османской Турции. Отсюда его демагогический возглас-вопрос: «Представьте себе, что произойдет, если армяне попытаются самоопределиться во всех странах мира, где они проживают. Сколько новых армянских государств может образоваться?» На эту плохо скрытую, и еще более глупую провокацию можно ответить только с издевательской иронией к ее автору: «Не более чем тюркских».

Впрочем, после сегодняшних встреч в Сочи вопрос дальнейшего существования одного их тюркских государств может быть поставлен под очень серьезное сомнение.

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

Исторические земли Азербайджана, окруженные с севера Большими Кавказскими горами, с запада - горными хребтами Алагёз, включающих бассейн озера Гёйджа и Восточный Анадолу, с востока - Каспийским морем, а с юга - просторами Султаниат-Занджан-Хамадана являются одним из центров древней культуры, стоявшей у истоков современной цивилизации.

На этой территории - исторических землях Азербайджана - азербайджанский народ создал богатую и своеобразную культуру и традиции государственности.

Историческое произношение названия "Азербайджан" было различным. Начиная с древних времен, с истоков цивилизации, это название звучало как Андирпатиан, Атропатена, Адирбиджан, Азирбиджан и, наконец, Азербайджан.

Написание в современной форме - "Азербайджан", основано на древнеисторических, антропологических, этнографических и письменных источниках.

Предметы, обнаруженные во время археологических раскопок позволили изучить историю быта и культуры Азербайджана. На основании этнографических материалов, собранных во время экспедиций, были изучены традиции, бытовая и моральная культура, древние формы правления, семейные взаимоотношения и др.

В результате проведенных на территории Азербайджана археологических исследований были обнаружены ценные образцы, относящиеся к предметам быта и культуры первых жителей, ее населявших, что послужило залогом включения территории нашей Республики в список территорий, на которых происходило формирование человека.

На территории Азербайджана найдены древнейшие археологические и палеонтологические материалы, подтверждающие начало жизни здесь первобытных людей 1,7-1,8 миллиона лет назад.

Территория Азербайджана чрезвычайно богата археологическими памятниками, подтверждающими то, что эта страна является одним из самых древних мест поселения человека в мире.

Археологические находки, обнаруженные в пещерах Азых, Таглар, Дамджылы, Дашсалахлы, Газма (Нахичевань) и другие памятники старины, в том числе челюсть Азыхского человека (Азыхантропа) - древнего человека Ашёльского периода, проживавшего здесь 300-400 тысяч лет назад, указывают на принадлежность Азербайджана к территориям, на которых происходило формирование первобытных людей.

Благодаря этой древней находке территория Азербайджана занесена в карту "Самые древние жители Европы". Азербайджанский народ, в то же время, является одним из народов, обладающих традициями древнейшей государственности. История государственности Азербайджана насчитывает примерно 5 тысяч лет.

Первые государственные формирования или этнополитические объединения на территории Азербайджана были созданы еще начиная с конца IV, начала III тысячелетия до нашей эры в бассейне Урмии. Появившиеся здесь древнейшие азербайджанские государства сыграли важную роль в военно-политической истории всего региона. Именно в этот период истории Азербайджана существовала тесная взаимосвязь между оставившими глубокий след в мировой истории древними государствами Шумер, Аккард и Ашшур (Ассирия), расположенными в долинах Деджля и Ферат, а также государством Хетт, расположенным в Малой Азии.

В I тысячелетии до нашей эры - начале I тысячелетия нашей эры на территории Азербайджана существовали такие государственные образования как Манна, Иским, Скит, Скиф и такие сильные государства как Албания и Атропатена. Эти государства играли большую роль в повышении культуры государственного управления, в истории экономической культуры страны, а также в процессе формирования единого народа.

В начале нашей эры страна столкнулась с одним из самых тяжелых испытаний в своей истории - в III веке Азербайджан оккупировала империя Иранских Сасанидов, а в VII веке - Арабский Халифат. Оккупанты переселили в страну многочисленное население иранского и арабского происхождения.

В первых столетиях нашей эры турецкие этносы, составлявшие основную часть населения страны и являющиеся с военно-политической точки зрения более организованными и сильными, сыграли важнейшую роль в процессе формирования единого народа. Среди турецких этносов преобладали турецкие огузы.

Начиная с первых столетий нашей эры турецкий язык являлся также главным средством общения между малочисленными народами (народными меньшинствами) и этническими группами, проживавшими на территории Азербайджана, а также играл связующую роль между севером и югом. В то время этому фактору принадлежала очень важная роль в формировании единого народа, поскольку в описываемый период еще не было единого религиозного мировоззрения - единобожия, охватывающего всю территорию Азербайджана. Поклонение Танры - главному богу древних турков - танрычество - еще недостаточно притеснило другие религиозные мировоззрения и не вытеснило их окончательно. Еще имело место зардуистство, огнепоклонничество, поклонение Солнцу, Луне, небу, звездам и так далее. На севере страны, в некоторых частях территории Албании, особенно в ее западных регионах, распространялось христианство. Однако, независимая албанская церковь действовала в условиях острого соперничества с соседними христианскими концессиями.

С принятием исламской религии в VII веке произошел коренной перелом в историческом предопределении Азербайджана. Исламская религия дала сильный толчок формированию единого народа и его языка, сыграла решающую роль в ускорении этого процесса.

Существование единой религии между тюркскими и нетюркскими этносами на всей территории их распространения в Азербайджане явилось причиной формирования единых обычаев, расширения родственных отношений между ними, их взаимодействия.

Исламская религия объединила под единым тюрко-исламским знаменем все принявшие ее тюркские и нетюркские этносы, весь Большой Кавказ и противопоставила его Византийской Империи и находящимся под ее опекой грузинским и армянским феодалам, пытавшимся подчинить их христианству. С середины IX века традиции древней государственности Азербайджана вновь возродились.

В Азербайджане начался новый политический подъем: на землях Азербайджана, на которых был распространен ислам, были созданы государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов. Вследствии создания независимых государств произошло оживление во всех областях политической, экономической и культурной жизни. Началась эпоха Возрождения в азербайджанской истории.

Создание собственных государств (Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов, Шеддадидов, Шекинского правления) после длившегося около 600 лет порабощения Сасанидами и арабами, а также превращение ислама на всей территории страны в единую государственную религию, сыграло важную роль в этническом развитии азербайджанского народа, в формировании его культуры.

В то же время, в тот исторический период, когда отдельные феодальные династии часто сменяли друг друга, исламская религия сыграла прогрессивную роль в объединении всего азербайджанского населения - как различных тюркских племен, сыгравших главную роль в формировании нашего народа, так и смешивавшихся с ними нетюркских этносов, в форме единой силы против чужеземных захватчиков.

После падения Арабского Халифата - начиная с середины IX века возросла роль тюрко-исламских государств, как на Кавказе, так и на всем Ближнем и Среднем Востоке.

Государства, управляемые Саджидами, Ширваншахами, Саларидами, Раввадидами, Шеддадидами, Шекинскими правителями, Сельджуками, Эльданизами,Монголами, Эльханид-Хилакудами, Тимуридами, Османидами, Гарагоюнидами, Аггоюнидами, Сефевидами, Афшанидами, Гаджарами и другими тюрко-исламскими династиями оставили глубокий след в истории государственности не только Азербайджана, но и всего Ближнего и Среднего Востока.

С XV-XVIII веках и в последующий период культура государственности Азербайджана еще более обогатилась. В этот период империи Гарагоюнлу, Аггоюнлу, Сефевидов, Афшаров и Гаджаров управлялись непосредственно азербайджанскими династиями.

Этот важный фактор оказывал положительное влияние на внутренние и международные отношения Азербайджана, расширял сферу военно-политического влияния нашей страны и народа, сферу использования азербайджанского языка, создал благоприятные условия для еще большего морального и материального развития азербайджанского народа.

В описываемый период, наряду с тем, что азербайджанские государства играли важную роль в международных отношениях и военно-политической жизни Ближнего и Среднего Востока, они принимали очень активное участие в отношениях Европа - Восток.

В годы правления великого государственного деятеля Азербайджана Узун Гасана (1468-1478) империя Аггоюнлу превратилась в могучий военно-политический фактор на всем Ближнем и Среднем Востоке.

Культура государственности Азербайджана получила еще большее развитие. Узун Гасан ввел политику создания мощного, централизованного государства, охватывающего все земли Азербайджана. С этой целью было издано специальное "Законодательство". По указанию великого правителя был переведен на азербайджанский язык "Корани-Керим", выдающемуся научному деятелю своего времени Абу-Бекр ал-Теграни было поручено написание Огузнаме под названием "Китаби-Диярбекнаме".

В конце XV - начале XVI веков азербайджанская государственность вступила на новый этап своего исторического развития. Внук Узун Гасана - выдающийся государственный деятель Шах Исмаил Хатаи (1501-1524) закончил дело, начатое его дедом и сумел объединить под своим руководством все северные и южные земли Азербайджана.

Образовалось единое Сефевидское государство, столицей которого был Тебриз. В период правления Сефевидов культура азербайджанского государственного правления еще более возросла. Азербайджанский язык стал государственным языком.

В результате удачных реформ внутренней и внешней политики, проведенных шахами Исмаилом, Тахмасибом, Аббасом и другими Сефевидскими правителями, Сефевидское государство превратилось в одну из самых могущественных империй Ближнего и Среднего Востока.

Пришедший к власти после падения Сефевидского государства выдающийся азербайджанский полководец Надир-шах Афшар (1736-1747) еще более расширил границы бывшей Сефевидской империи. Этот великий правитель Азербайджана, выходец из афшар-тюркского племени в 1739 году завоевал Северную Индию, включая Дели. Однако, планы великого правителя относительно создания на этой территории могучего, централизованного государства не состоялись. После смерти Надир-шаха, управляемая им широкотерриториальная империя пала.

На земле Азербайджана появлялись местные государства, которые еще во времена жизни Надир-шаха делали попытки подняться на борьбу за свою свободу и независимость. Таким образом, во второй половине XVIII века Азербайджан распался на малые государства - ханства и султанаты.

В конце XVIII века в Иране к власти пришли Гаджары (1796-1925), являющиеся азербайджанской династией. Гаджары вновь стали внедрять начатую еще их прадедами политику подчинения гарагоюнских, аггоюнских, сефевидских и всех прочих территорий, бывших под правлением Надир-шаха, в том числе и азербайджанских ханств, централизованному правлению.

Так началась эпоха многолетних войн между Гаджарами и стремящейся захватить Южный Кавказ Россией. Азербайджан превратился в плацдарм кровавых войн двух великих государств.

На основании Гюлюстанского (1813) и Туркменчайского (1828) договоров, Aзербайджан был разделен между двумя империями: Северный Азербайджан был присоединен к России, а Южный - к управляемому Гаджарами Иранскому шахству. Таким образом, в последующей истории Азербайджана появились новые понятия: "Северный (или Российский) Азербайджан" и "Южный (или Иранский) Азербайджан".

Для создания себе поддержки на Южном Кавказе Россия стала в массовом порядке переселять на захваченные азербайджанские земли, в частности, горные районы Карабаха, территории бывших Эриванских и Нахичеваньских ханств, армянское население из соседних регионов. На землях Западного Азербайджана - бывших территориях Эриванского и Нахичеваньского ханств, граничащих с Турцией, срочным образом и с определенной целью была создана так называемая "Армянская область". Именно так на земле Азербайджана была заложена основа для создания будущего армянского государства.

Кроме того, в 1836 году Россия ликвидировала независимую албанскую христианскую церковь и отдала ее в подчинение армянской григорианской церкви. Таким образом, были созданы еще более благоприятные условия для григорианизации и армянизации христианских албан, являющихся древнейшим населением Азербайджана. Была заложена основа для новых территориальных притязаний армян к азербайджанцам. Не удовлетворившись всем этим, царская Россия прибегла к еще более грязной политике: вооружив армян, подняла их против тюрко-мусульманского населения, следствием чего явились массовые резни азербайджанцев практически на всей оккупированной русскими территории. Так началась эпоха геноцида азербайджанцев и всего тюрко-мусульманского народа Южного Кавказа.

Борьба за свободу в Северном Азербайджане завершилась невиданными трагедиями. В марте 1918 года захватившее власть дашнако-большевистское правительство С. Шаумяна осуществило безжалостный геноцид против азербайджанского народа. Братская Турция протянула Азербайджану руку помощи и спасла азербайджанское население от поголовной резни, осуществлявшейся армянами. Победило освободительное движение и 28 мая 1918 года была создана первая на Востоке демократическая республика в Северном Азербайджане - Азербайджанская Демократическая Республика. Азербайджанская Демократическая Республика, будучи первой парламентарной республикой в истории Азербайджана являлась, в то же время, примером демократического, правового и мирового государства всего Востока, в том числе тюрко-исламского мира.

Во времена Азербайджанской Демократической Республики история парламентарства делилась на два периода. Первый период длился с 28 мая 1918 года по 19 ноября 1918 года. В течении этих 6 месяцев первый в Азербайджане парламент - Азербайджанский Национальный Совет, состоявший из 44 мусульмано-тюркских представителей, принял исключительно важные исторические решения. 28 мая 1918 года Парламент объявил Независимость Азербайджана, взял на себя вопросы управления государством и принял историческую Декларацию Независимости. Второй период в истории парламентарства Азербайджана длился 17 месяцев - с 7 декабря 1918 года по 27 апреля 1920 года. За этот период среди прочих необходимо отметить и принятый Парламентом 1 сентября 1919 года Закон об учреждении Бакинского Государственного Университета. Открытие национального университета было очень важной заслугой деятелей Республики перед родным народом. Хотя впоследствии Азербайджанская Демократическая Республика и пала, Бакинский Государственный Универ-ситет сыграл важнейшую роль в претворении в жизнь ее идей и в достижении нашим народом нового уровня независимости.

В общем, за период существования Азербайджанской Демократической Республики было проведено 155 парламентских собраний, из которых 10 прошли в период действия Азербайджанского Национального Совета (27 мая - 19 ноября 1918 года), а 145 - в период действия Азербайджанского Парламента (19 декабря 1918 г. - 27 апреля 1920 г.).

На обсуждение Парламента было вынесено 270 законопроектов, из них около 230 были приняты. Законы обсуждались в условиях горячего и делового обмена мнениями и редко принимались ранее третьего чтения.

Несмотря на то, что Азербайджанская Демократическая Республика просуществовала всего 23 месяца, она доказала, что даже самые жестокие режимы колоний и репрессий не в состоянии уничтожить идеалы свободы и традиции независимой государственности азербайджанского народа.

В результате военной агрессии Советской России Азербайджанская Демократическая Республика пала. Пришел конец независимости азербайджанской государственности в Северном Азербайджане. 28 апреля 1920 года было объявлено о создании на территории Азербайджанской Демократической Республики Азербайджанской Советской Социалистической Республики (Азербайджанской ССР).

Сразу после советской оккупации начался процесс уничтожения системы независимого государственного правления, созданный в период существования Азербайджанской Демократической Республики. Повсюду в стране властвовал "красный террор". Всякий, кто мог сопротивляться укреплению большевистского режима, сразу же уничтожался как "враг народа", "контрреволюционер" или "диверсант".

Таким образом, после мартовского геноцида 1918 года начался новый виток геноцида азербайджанского народа. Разница была в том, что в этот раз были уничтожены избранные люди нации - выдающиеся государственные деятели Азербайджанской Демократической Республики, генералы и офицеры Национальной армии, передовая интеллигенция, религиозные деятели, руководители партий, политические деятели, известные ученые. Большевистско-дашнакский режим на этот раз обдуманно уничтожал всю передовую часть народа, дабы оставить народ без лидеров. В действительности этот геноцид был еще более ужасен, чем тот, что был осуществлен в марте 1918 года.

Созывом первого съезда советов Азербайджанской ССР 6 марта 1921 года завершилась советизация Северного Азербайджана. 19 мая того же года была принята первая Конституция Азербайджанской ССР.

После того, как азербайджанский народ лишился своего независимого правительства началось разграбление его богатств. Отменилась частная собственность на землю. Были национализированы все природные богатства страны, вернее, они стали считаться государственной собственностью. В частности, для управления нефтяной промышленностью, был создан Азербайджанский Нефтяной Комитет, и управление этим комитетом было поручено А.П. Серебровскому, направленному в Баку лично В.И. Лениным. Таким образом Ленин, отправивший 17 марта 1920 года в Военно-Революционный Совет Кавказского Фронта телеграмму, в которой говорилось: "Нам чрезвычайно важно завоевать Баку" и давший распоряжение о захвате Северного Азербайджана, достиг своей мечты - Бакинская нефть перешла в руки Советской России.

В 30-е годы проводились широкомасштабные репрессии против всего азербайджанского народа. Только в 1937 году репрессиям подверглось 29 тысяч человек. И все они были наиболее достойными сыновьями Азербайджана. В этот период азербайджанский народ потерял десятки и сотни таких своих мыслителей и интеллигентов как Гусейн Джавид, Микаил Мушфиг, Ахмед Джавад, Салман Мумтаз, Али Назми, Таги Шахбази и другие. Был уничтожен интеллектуальный потенциал народа, его лучшие представители. Оправиться от этого ужасного удара азербайджанский народ не мог на протяжении последующих десятилетий.

В 1948-1953 годах начался новый этап массовой высылки азербайджанцев с их древнейшей родины - Западного Азербайджана (так называемой территории Армянской ССР). Армяне, поддерживаемые и поощряемые русскими, еще более укрепились на землях Западного Азербайджана. Им было обеспечено численное преимущество на этой территории. Несмотря на большие успехи, достигнутые в результате созидательной деятельности азербайджанского народа, по ряду объективных и субъективных причин, во многих областях экономики Азербайджана - как в промышленности, так и в сельском хозяйстве стали проявляться отрицательные тенденции.

В той трудной ситуации, в которой оказалась Республика, в руководстве Азербайджана произошли существенные изменения. В 1969 году начался первый период руководства Азербайджаном Гейдара Алиева. В сложной исторической обстановке властвования тоталитарного режима большой покровитель родного народа Гейдар Алиев начал претворять в жизнь обширные реформаторские программы для превращения Азербайджана в одну из самых передовых республик СССР.

Великий политик сначала добился принятия выгодных постановлений на уровне Политбюро Центрального Комитета Коммунистической партии СССР, пленумов Центрального Комитета, съездов Коммунистической партии по решению важнейших задач, необходимых для развития своей Родины, своего народа в различных сферах экономики (в том числе и сельского хозяйства), и культуры. Затем он мобилизовал весь народ для исполнения этих постановлений, неустанно боролся за процветание родного Азербайджана. Задача превращения Азербайджана в страну, способную жить независимо, самообеспечивающуюся и высокоразвитую с научно-техничес-кой точки зрения (говоря терминологией того времени - в административно-территориальную единицу) стояла во главе его планов. Одним словом, путь, ведущий к независимости, был начат еще в то время Гейдаром Алиевым.

В 1970-1985 годах, в течение исторически короткого времени на территории Республики были созданы сотни заводов, фабрик, отраслей производства. 213 крупных промышленных предприятий были построены и приступили к работе. Во многих отраслях производства Азербайджан занимал ведущие позиции в СССР. 350 наименований продукции, производимой в Азербайджане, экспортировалось в 65 стран мира. Огромное историческое значение всех этих созидательных работ, проведенных Гейдаром Алиевым в первый период его руководства заключалось в том, что в народе вновь пробудились чувства свободы и независимости. Это в действительности было вступлением азербайджанского народа в 70-х годах XX века в новую стадию подъема освободительного движения.

Последняя, на данный момент, стадия истории государственности Азербайджана начавшаяся в канун падения СССР 18 октября 1991 года принятием Акта Конституции "О государственной независимости Азербайджанской Республики" с успехом продолжается и по сей день.

На продолжении всей своей истории азербайджанские государства проходили периоды подъема и спада, подвергались внутреннему распаду и внешней оккупации. Но, несмотря на это Азербайджан всегда сохранял с соседями миролюбивые, спокойные взаимоотношения. Однако, "миролюбивые" соседи, в особенности армяне, заселившиеся в Западный Азербайджан, всегда с завистью смотрели на азербайджанские земли и при любом удобном случае захватывали определенные территории.

В 1988 году сепаратистские террористические группировки Нагорно-Карабахской Автономной Области вместе с вооруженными силами Армении начали проводить военные действия с целью присвоения Нагорного Карабаха. К ним присоединились части вооруженных сил СССР, расположенные в Армении и Нагорно-Карабахской Автономной Области. В начале происходил захват мест проживания азербайджанцев в Карабахе. 19 января 1992 года был захвачен Керкиджахан, 10 февраля - села Малыбейли, Гушчулар. Мирное безоружное население было подвергнуто насильст-венному выселению. Сузилось кольцо блокады Ходжалы и Шуши. В середине февраля армянские и советские военные соединения захватили деревню Гарадаглы. В ночь с 25 на 26 февраля произошло самое трагичное событие в современной истории Азербайджана. Армянские военные формирования, совместно с солдатами 366 мотострелкового полка России учинили страшную резню мирного азербайджанского населения в селе Ходжалы.

В марте 1992 года, в то время, как народное движение все более крепло, руководивший Республикой А. Муталлибов подал в отставку. Создавшаяся пустота в управлении еще более ослабила оборонную способность Азербайджанской Республики. В результате, в мае 1992 года армянские и советские военные соединения захватили Шушу. Тем самым была практически полностью захвачена вся территория Нагорного Карабаха. Следующим шагом был захват Лачинского района, разделяющего Армению с Нагорным Карабахом. Продолжавшиеся распри нового правительства в период правления Народного Фронта Азербайджана нанесли тяжелый удар по обороноспособности Республики. В апреле 1993 года был захвачен Кельбаджар. По требованию народа к власти вновь пришел Гейдар Алиев.

С возвратом к власти Гейдара Алиева произошел решительный поворот в жизни Азербайджана. После нескольких политических шагов мудрый политический деятель ликвидировал опасность гражданской войны. Общенациональный лидер - Гейдар Алиев, принял правильную позицию в вопросах войны. Как мудрый стратег, он просчитал реальное положение в стране, принял во внимание силы и планы наших коварных врагов и их международных покровителей, а также всю опасность кровавого водоворота, в который попал Азербайджан, правильно оценил обстановку. Исходя из реальной ситуации, он добился режима прекращения огня.

Общенациональный лидер азербайджанского народа - Гейдар Алиев спас народ, Родину от национально-морального распада и возможности краха. Он приостановил исполнение ошибочных постановлений предшествующих "руководителей", которые принимались ими основываясь не на поучительных уроках исторического прошлого, не на реалиях изменившегося мира, не на правде внутренней и международной жизни, а на эмоциях. Истинный смысл понятия "Азербайджан" был восстановлен и возвращен нашей земле, нашему народу, нашему языку. Тем самым было восстановлено исламо-тюркское прошлое нашего народа, любовь к Родине и язык нашего народа, являющиеся основой нашей мощи и единства. Была предотвращена реально имевшая место возможность этнического столкновения. Стрелы наших врагов и в этом вопросе прошли мимо.

На сегодняшний день авторитет и влияние независимого Азербайджана на международной арене непрестанно возрастают. Азербайджанская Респуб-лика завоевала во всем мире демократический, правовой и государственный авторитет. Наш основной закон, являющийся творением ума Гейдара Алиева, является одной из наиболее демократических и совершенных Конституций в мире. Она вызвала в международном обществе уважение к нашей Родине. Спокойствие, царящее в нашей стране, претворяемые в жизнь внутренние реформы, оказывают положительное влияние на расширение взаимо-отношений с иностранными государствами. Азербайджанская Республика, строящая свою внешнюю политику на основе принципов равенства и взаимной выгоды, превратилось для всех стран мира в открытую страну.

Назывался ли Азербайджан в древности Азербайджаном? October 31st, 2017

Так как я буду делать серию постов посвященных Азербайджану, хочу напомнить читателям об истории названия этой страны, по этому поводу часто возникают различные недопонимания. Общую информацию о термине "Азербайджан" можно узнать в Википедии.
Существует устойчивое представление о том, что термин "Азербайджан" никогда не применялся к территории нынешнего гос-ва Азербайджан и относился лишь к северо-западным частям нынешнего Ирана, и якобы этот термин искусственно был перенесен на нынешний Азербайджан лишь в начале 20 века при становлении Азербайджанской республики.

Исторические документы свидетельствуют о том, что это ложное представление. Из-за тесной исторической связанности всего региона Закавказья многие географические и политические термины перемешивались и могли менять свой смысл, но термин "Азербайджан" устойчиво применялся к территории нынешнего одноименного гос-ва вместе с другими более известными названиями - Кавказская Албания, Арран, Ширван и Армения. Главная причина по которой нынешний северный Азербайджан соединялся с южным иранским - это подчиненность данной территории центрам власти, которые находились существенно южнее (там, где и зародился этот термин) например Сасанидскому Ирану или арабскому Халифату. Плюс, устойчивое желание правителей, контролировавших Азербайджан, видеть его единой частью со всем Закавказьем, в связи с этим Азербайджаном даже могли называть все Армянское нагорье, включая часть территории современной Турции.
Несколько примеров использования термина "Азербайджан" в исторических документах:


Наиболее показательно смешивает Азербайджан и Армению знаменитый географ Якут аль-Хамави (12 век.)
«Словарь стран» («Муджам аль-булдан»)
«Границы Азербайджана тянутся от Барды на востоке до Арзинджана на западе...»

По мнению Якута Азербайджан простирался от нынешнего турецкого города Эрзинджана (Арзинджана) до города Барда в современном Азербайджане.
Поэтому по Якуту аль-Хамави в состав Азербайджана входило почти все Армянское нагорье.

Соответственно и армянский город Двин , находящийся сейчас в современной Армении недалеко от Еревана, тоже входил в пределы Азербайджана.

О городе Барда.
«Барда — город в самой дальней части Азербайджана, построен из жженого кирпича и известняка и находится равнине. По сообщениям ал-Истахри Барда — очень большой город. Я говорю, что это описание старое, ибо в настоящее время от города не осталось ничего. В Азербайджане я встречал людей из жителей Барды и расспрашивал их о городе и они говорили мне, что город сильно разрушен и что жителей в нем теперь очень мало, почти как в деревне, положение там беспокойно, бедность явная, нужда видимая, дома разрушенные, разорение всеобщее. Хвала тому, кто производит перемены, но сам не меняется, кто уничтожает, но не уничтожается и он распоряжается своими тварями так, что ни в одной из них не видна тайна его промысла!»

Полковник Бурнашёв, живший в Тбилиси в качестве уполномоченного российского правительства при царе Ираклии II, в 1786 г., в составленном им описании политического состояния областей азербайджанских писал следующее:

«К теперешнему положению тех земель, которые под именем Адребиджани разумеются, начиная с севера прилежит Грузия, то есть царства Кахетинское и Карталинское; от востока море Каспийское и: провинция Гилян, от полудня область Ирак, от запада Туреция… Азербайджанских владельцев разделять должно на самовластных и зависимых, а первых — на могущих и маломощных. Дербентский или Куба-хан есть из числа могущих, почитают его довольно богатым, сила его собственная состоит из 3000 человек, но к предприятиям важным против своих соседей призывает он как ближние Адербиджанские ханы, как-то: Нухинский, Ширванский и Шушинский, владельцев из Дагестана и приводит бродяг лезгинских…» В. Н. Левиатов Очерки из истории Азербайджана в XVIII веке. — Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1948. — С. 144.

Фирман Ага Мохаммед Шаха Каджара ко всем «адербайджанским» и дагестанским владетелям:

«Высочайший повелителя Персии фирман в том состоит, дабы известно и ведомо вам было, что удостоился уже я быть в Персии шахом; адербейджанские же ханы и владельцы все мне покорились...» Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. — СПб, 1886. — Т. 3. — С. 64.

Фатали-хан писал Екатерине II (в конце 1782 г.), что весь Азербайджан недоволен поступками царя Ираклия и Ибрагим-хана (заключением в тюрьму гянджинского и ереванского ханов). Он, Фатали-хан, «за должность свою признал, чтобы честь и право адырбайджанских ханов защитить». О. П. Маркова. Россия, Закавказье и международные отношения в XVIII веке. Наука. Москва, 1966. Стр. 176

Взятие Эривани (Еревана) русскими войсками в 1827 году. Картина Франца Рубо. До захвата войсками Российской империи Ереван был столицей небольшого азербайджанского Эриванского ханства.

Азербайджан - один древнейших очагов человеческой цивилизации, - это этническая территория и историческая Родина азербайджанцев, изначально являющихся исконным населением этой страны.На севере, вдоль главного Кавказского хребта, проходит граница Азербайджана с Россией. С востока он омывается Каспийским морем, а на северо-западе и юго-западе соответственно соседствует с Грузией и Арменией. Большая часть территории Азербайджана представляет собой обширную равнину, окаймленную горными цепями, постепенно переходящими в низменность.

Расположение Азербайджана в климатическом поясе, представленном 9 из 11 климатических зон земного шара от субтропиков до альпийских лугов, наличие плодородных земель, многих полезных ископаемых, богатый и разнообразный растительный и животный мир - все это благоприятствовало развитию хозяйства, общественной и культурной жизни. Жители древней азербайджанской земли в упорной борьбе за существование постепенно перешли к родовому строю, образовали племена, а затем государства и, наконец, сформировались в народность и самостоятельную нацию.

Азербайджан, как часть Южного Кавказа («Закавказья»), региона с богатейшей природой и целебными климатическими условиями, исторически считается колыбелью цивилизации. Уже в каменном веке (палеолите) здесь жили люди. Об этом свидетельствуют археологические находки, в пещере Азых в Гарабаге. Там обнаружены каменные орудия, которые говорят, что люди, населявшие эти территории, изготовляли наконечники для стрел, ножи, топоры для обработки дерева, для разделки туш. Кроме того, в пещере Азых обнаружена челюсть неандертальца. Остатки древних поселений найдены у горы Килликдаг, около Ханлара. Основным занятием первобытных людей была охота, которая давала в пищу людям мясо, кожу для изготовления одежды. Но уже и тогда на территории Азербайджана было скотоводство, а по берегам рек люди выращивали ячмень, пшеницу. 10 тысяч лет назад неизвестный художник, живший в Гобустане, недалеко от Баку, оставил нам рисунки о жизни людей того времени.

Позднее на этой территории люди стали выплавлять из меди наконечники для стрел, предметы быта, украшения, разрабатывая медную руду, которая находилась на территории нынешнего Нагорного Карабаха, Кедабекского, Дашкесанского районов. Предметы из меди обнаружены на холме Кюльтепе в Нахичевани. Во втором тысячелетии до н. э. (бронзовый век) людьми, живущими на территории сегодняшнего Азербайджана стали применяться в хозяйстве изделия из бронзы – ножи, топоры, кинжалы, мечи. Такие изделия были обнаружены в районах Ходжалы, Кедабека, Дашкесана, Мингечаура, Шамхора и др. В IV тысячелетии до н. э. орудия труда стали изготовлять из железа, что позволило улучшить качество обработки земли. Все это привело к имущественному неравенству среди населения, первобытнообщинный строй пришел в упадок, на смену которому пришли новые социальные отношения. В конце III тысячелетия до н. э. в южном районе современного Азербайджана образовались племена луллубеев и кутиев. В начале I-го тысячелетия до н. э. в районе озера Урмия жили маннеи, которые упоминались в ассирийских клинописях в IХ в. до н. э. Тогда же здесь возникло государство Манна, в VII в. до н. э. – государство Мидия. Здесь жили также племена кадусиев, каспиев, албанов. В этом же районе было и рабовладельческое государство Ассирия. Из-за Большого Кавказа сюда вторгались племена киммерийцев и скифов. Так в результате общения, развития и соединения племён в союзы стало создаваться государственное образование. К концу VII в. до н. э. Манна попала в зависимость от более могущественного государства Мидии, в состав которого входили южные области нынешнего Азербайджана. После того, как малую Мидию захватил царь Кир II, она вошла в состав древнеперсидского государства Ахеменидов. В 331 году войска Александра Македонского нанесли персам поражение. Малая Мидия стала называться Атропатеной («страна хранителей огня»). Главной религией в стране было поклонение огню – зороастризм. Атропатена была страной с развитым хозяйством и культурной жизнью, в стране была письменность, денежные отношения, развивались ремесла, особенно ткачество из шерсти. Это государство просуществовало до 150 года н. э., территория которого совпадала с границами сегодняшнего Южного Азербайджана. Столицей царей Атропатены был город Газака.

В I веке до н. э. – I веке н. э. возникает государство Албания Кавказская. Здесь жили албаны, леги, удины. В Албании было принято христианство, по всей стране возводились храмы, многие сохранились до наших дней. В стране была письменность. Албанский алфавит состоял из 52 букв. Эти земли были исключительно плодородны, считалось, что эти земли орошались лучше, чем земли Вавилона и Египта. Здесь выращивали виноград, гранаты, миндаль и грецкие орехи, население занималось скотоводством, ремесленники изготовляли изделия из бронзы, железа, глины, стекла, остатки которых обнаружены при раскопках в Мингечауре. Столицей Албании был город Кабала, руины которого находятся в Куткашенском районе республики. В I веке до н. э., в 66 году войска римского полководца Гнея Помпея двинулись на Албанию. На берегах Куры произошло кровопролитное сражение, которое окончилось поражением албанов.

В начале нашей эры страна столкнулась с одним из самых тяжелых испытаний в своей истории - в III веке Азербайджан оккупировала империя Иранских Сасанидов, а в VII веке - Арабский Халифат. Оккупанты переселили в страну многочисленное население иранского и арабского происхождения.

В первых столетиях нашей эры турецкие этносы, составлявшие основную часть населения страны и являющиеся с военно-политической точки зрения более организованными и сильными, сыграли важнейшую роль в процессе формирования единого народа. Среди турецких этносов преобладали турецкие огузы.

Начиная с первых столетий нашей эры турецкий язык являлся также главным средством общения между малочисленными народами (народными меньшинствами) и этническими группами, проживавшими на территории Азербайджана, а также играл связующую роль между севером и югом. В то время этому фактору принадлежала очень важная роль в формировании единого народа, поскольку в описываемый период еще не было единого религиозного мировоззрения - единобожия, охватывающего всю территорию Азербайджана. Поклонение Танры - главному богу древних турков - танрычество - еще недостаточно притеснило другие религиозные мировоззрения и не вытеснило их окончательно. Еще имело место зардуистство, огнепоклонничество, поклонение Солнцу, Луне, небу, звездам и так далее. На севере страны, в некоторых частях территории Албании, особенно в ее западных регионах, распространялось христианство. Однако, независимая албанская церковь действовала в условиях острого соперничества с соседними христианскими концессиями.

С принятием исламской религии в VII веке произошел коренной перелом в историческом предопределении Азербайджана. Исламская религия дала сильный толчок формированию единого народа и его языка, сыграла решающую роль в ускорении этого процесса.

Существование единой религии между тюркскими и нетюркскими этносами на всей территории их распространения в Азербайджане явилось причиной формирования единых обычаев, расширения родственных отношений между ними, их взаимодействия.

Исламская религия объединила под единым тюрко-исламским знаменем все принявшие ее тюркские и нетюркские этносы, весь Большой Кавказ и противопоставила его Византийской Империи и находящимся под ее опекой грузинским и армянским феодалам, пытавшимся подчинить их христианству. С середины IX века традиции древней государственности Азербайджана вновь возродились.

В Азербайджане начался новый политический подъем: на землях Азербайджана, на которых был распространен ислам, были созданы государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов. Вследствии создания независимых государств произошло оживление во всех областях политической, экономической и культурной жизни. Началась эпоха Возрождения в азербайджанской истории.

Создание собственных государств (Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов, Шеддадидов, Шекинского правления) после длившегося около 600 лет порабощения Сасанидами и арабами, а также превращение ислама на всей территории страны в единую государственную религию, сыграло важную роль в этническом развитии азербайджанского народа, в формировании его культуры.

В то же время, в тот исторический период, когда отдельные феодальные династии часто сменяли друг друга, исламская религия сыграла прогрессивную роль в объединении всего азербайджанского населения - как различных тюркских племен, сыгравших главную роль в формировании нашего народа, так и смешивавшихся с ними нетюркских этносов, в форме единой силы против чужеземных захватчиков.

После падения Арабского Халифата - начиная с середины IX века возросла роль тюрко-исламских государств, как на Кавказе, так и на всем Ближнем и Среднем Востоке.

Государства, управляемые Саджидами, Ширваншахами, Саларидами, Раввадидами, Шеддадидами, Шекинскими правителями, Сельджуками, Эльданизами,Монголами, Эльханид-Хилакудами, Тимуридами, Османидами, Гарагоюнидами, Аггоюнидами, Сефевидами, Афшанидами, Гаджарами и другими тюрко-исламскими династиями оставили глубокий след в истории государственности не только Азербайджана, но и всего Ближнего и Среднего Востока.

С XV-XVIII веках и в последующий период культура государственности Азербайджана еще более обогатилась. В этот период империи Гарагоюнлу, Аггоюнлу, Сефевидов, Афшаров и Гаджаров управлялись непосредственно азербайджанскими династиями.

Этот важный фактор оказывал положительное влияние на внутренние и международные отношения Азербайджана, расширял сферу военно-политического влияния нашей страны и народа, сферу использования азербайджанского языка, создал благоприятные условия для еще большего морального и материального развития азербайджанского народа.

В описываемый период, наряду с тем, что азербайджанские государства играли важную роль в международных отношениях и военно-политической жизни Ближнего и Среднего Востока, они принимали очень активное участие в отношениях Европа - Восток.

В годы правления великого государственного деятеля Азербайджана Узун Гасана (1468-1478) империя Аггоюнлу превратилась в могучий военно-политический фактор на всем Ближнем и Среднем Востоке.

Культура государственности Азербайджана получила еще большее развитие. Узун Гасан ввел политику создания мощного, централизованного государства, охватывающего все земли Азербайджана. С этой целью было издано специальное "Законодательство". По указанию великого правителя был переведен на азербайджанский язык "Корани-Керим", выдающемуся научному деятелю своего времени Абу-Бекр ал-Теграни было поручено написание Огузнаме под названием "Китаби-Диярбекнаме".

В конце XV - начале XVI веков азербайджанская государственность вступила на новый этап своего исторического развития. Внук Узун Гасана - выдающийся государственный деятель Шах Исмаил Хатаи (1501-1524) закончил дело, начатое его дедом и сумел объединить под своим руководством все северные и южные земли Азербайджана.

Образовалось единое Сефевидское государство, столицей которого был Тебриз. В период правления Сефевидов культура азербайджанского государственного правления еще более возросла. Азербайджанский язык стал государственным языком.

В результате удачных реформ внутренней и внешней политики, проведенных шахами Исмаилом, Тахмасибом, Аббасом и другими Сефевидскими правителями, Сефевидское государство превратилось в одну из самых могущественных империй Ближнего и Среднего Востока.

Пришедший к власти после падения Сефевидского государства выдающийся азербайджанский полководец Надир-шах Афшар (1736-1747) еще более расширил границы бывшей Сефевидской империи. Этот великий правитель Азербайджана, выходец из афшар-тюркского племени в 1739 году завоевал Северную Индию, включая Дели. Однако, планы великого правителя относительно создания на этой территории могучего, централизованного государства не состоялись. После смерти Надир-шаха, управляемая им широкотерриториальная империя пала.

На земле Азербайджана появлялись местные государства, которые еще во времена жизни Надир-шаха делали попытки подняться на борьбу за свою свободу и независимость. Таким образом, во второй половине XVIII века Азербайджан распался на малые государства - ханства и султанаты.

В конце XVIII века в Иране к власти пришли Гаджары (1796-1925), являющиеся азербайджанской династией. Гаджары вновь стали внедрять начатую еще их прадедами политику подчинения гарагоюнских, аггоюнских, сефевидских и всех прочих территорий, бывших под правлением Надир-шаха, в том числе и азербайджанских ханств, централизованному правлению.

Так началась эпоха многолетних войн между Гаджарами и стремящейся захватить Южный Кавказ Россией. Азербайджан превратился в плацдарм кровавых войн двух великих государств.

На основании Гюлюстанского (1813) и Туркменчайского (1828) договоров, Aзербайджан был разделен между двумя империями: Северный Азербайджан был присоединен к России, а Южный - к управляемому Гаджарами Иранскому шахству. Таким образом, в последующей истории Азербайджана появились новые понятия: "Северный (или Российский) Азербайджан" и "Южный (или Иранский) Азербайджан".

Для создания себе поддержки на Южном Кавказе Россия стала в массовом порядке переселять на захваченные азербайджанские земли, в частности, горные районы Карабаха, территории бывших Эриванских и Нахичеваньских ханств, армянское население из соседних регионов. На землях Западного Азербайджана - бывших территориях Эриванского и Нахичеваньского ханств, граничащих с Турцией, срочным образом и с определенной целью была создана так называемая "Армянская область". Именно так на земле Азербайджана была заложена основа для создания будущего армянского государства.

Кроме того, в 1836 году Россия ликвидировала независимую албанскую христианскую церковь и отдала ее в подчинение армянской григорианской церкви. Таким образом, были созданы еще более благоприятные условия для григорианизации и армянизации христианских албан, являющихся древнейшим населением Азербайджана. Была заложена основа для новых территориальных притязаний армян к азербайджанцам. Не удовлетворившись всем этим, царская Россия прибегла к еще более грязной политике: вооружив армян, подняла их против тюрко-мусульманского населения, следствием чего явились массовые резни азербайджанцев практически на всей оккупированной русскими территории. Так началась эпоха геноцида азербайджанцев и всего тюрко-мусульманского народа Южного Кавказа.

Борьба за свободу в Северном Азербайджане завершилась невиданными трагедиями. В марте 1918 года захватившее власть дашнако-большевистское правительство С. Шаумяна осуществило безжалостный геноцид против азербайджанского народа. Братская Турция протянула Азербайджану руку помощи и спасла азербайджанское население от поголовной резни, осуществлявшейся армянами. Победило освободительное движение и 28 мая 1918 года была создана первая на Востоке демократическая республика в Северном Азербайджане - Азербайджанская Демократическая Республика. Азербайджанская Демократическая Республика, будучи первой парламентарной республикой в истории Азербайджана являлась, в то же время, примером демократического, правового и мирового государства всего Востока, в том числе тюрко-исламского мира.

Во времена Азербайджанской Демократической Республики история парламентарства делилась на два периода. Первый период длился с 28 мая 1918 года по 19 ноября 1918 года. В течении этих 6 месяцев первый в Азербайджане парламент - Азербайджанский Национальный Совет, состоявший из 44 мусульмано-тюркских представителей, принял исключительно важные исторические решения. 28 мая 1918 года Парламент объявил Независимость Азербайджана, взял на себя вопросы управления государством и принял историческую Декларацию Независимости. Второй период в истории парламентарства Азербайджана длился 17 месяцев - с 7 декабря 1918 года по 27 апреля 1920 года. За этот период среди прочих необходимо отметить и принятый Парламентом 1 сентября 1919 года Закон об учреждении Бакинского Государственного Университета. Открытие национального университета было очень важной заслугой деятелей Республики перед родным народом. Хотя впоследствии Азербайджанская Демократическая Республика и пала, Бакинский Государственный Универ-ситет сыграл важнейшую роль в претворении в жизнь ее идей и в достижении нашим народом нового уровня независимости.

В общем, за период существования Азербайджанской Демократической Республики было проведено 155 парламентских собраний, из которых 10 прошли в период действия Азербайджанского Национального Совета (27 мая - 19 ноября 1918 года), а 145 - в период действия Азербайджанского Парламента (19 декабря 1918 г. - 27 апреля 1920 г.).

На обсуждение Парламента было вынесено 270 законопроектов, из них около 230 были приняты. Законы обсуждались в условиях горячего и делового обмена мнениями и редко принимались ранее третьего чтения.

Несмотря на то, что Азербайджанская Демократическая Республика просуществовала всего 23 месяца, она доказала, что даже самые жестокие режимы колоний и репрессий не в состоянии уничтожить идеалы свободы и традиции независимой государственности азербайджанского народа.

В результате военной агрессии Советской России Азербайджанская Демократическая Республика пала. Пришел конец независимости азербайджанской государственности в Северном Азербайджане. 28 апреля 1920 года было объявлено о создании на территории Азербайджанской Демократической Республики Азербайджанской Советской Социалистической Республики (Азербайджанской ССР).

Сразу после советской оккупации начался процесс уничтожения системы независимого государственного правления, созданный в период существования Азербайджанской Демократической Республики. Повсюду в стране властвовал "красный террор". Всякий, кто мог сопротивляться укреплению большевистского режима, сразу же уничтожался как "враг народа", "контрреволюционер" или "диверсант".

Таким образом, после мартовского геноцида 1918 года начался новый виток геноцида азербайджанского народа. Разница была в том, что в этот раз были уничтожены избранные люди нации - выдающиеся государственные деятели Азербайджанской Демократической Республики, генералы и офицеры Национальной армии, передовая интеллигенция, религиозные деятели, руководители партий, политические деятели, известные ученые. Большевистско-дашнакский режим на этот раз обдуманно уничтожал всю передовую часть народа, дабы оставить народ без лидеров. В действительности этот геноцид был еще более ужасен, чем тот, что был осуществлен в марте 1918 года.

Созывом первого съезда советов Азербайджанской ССР 6 марта 1921 года завершилась советизация Северного Азербайджана. 19 мая того же года была принята первая Конституция Азербайджанской ССР.

После того, как азербайджанский народ лишился своего независимого правительства началось разграбление его богатств. Отменилась частная собственность на землю. Были национализированы все природные богатства страны, вернее, они стали считаться государственной собственностью. В частности, для управления нефтяной промышленностью, был создан Азербайджанский Нефтяной Комитет, и управление этим комитетом было поручено А.П. Серебровскому, направленному в Баку лично В.И. Лениным. Таким образом Ленин, отправивший 17 марта 1920 года в Военно-Революционный Совет Кавказского Фронта телеграмму, в которой говорилось: "Нам чрезвычайно важно завоевать Баку" и давший распоряжение о захвате Северного Азербайджана, достиг своей мечты - Бакинская нефть перешла в руки Советской России.

В 30-е годы проводились широкомасштабные репрессии против всего азербайджанского народа. Только в 1937 году репрессиям подверглось 29 тысяч человек. И все они были наиболее достойными сыновьями Азербайджана. В этот период азербайджанский народ потерял десятки и сотни таких своих мыслителей и интеллигентов как Гусейн Джавид, Микаил Мушфиг, Ахмед Джавад, Салман Мумтаз, Али Назми, Таги Шахбази и другие. Был уничтожен интеллектуальный потенциал народа, его лучшие представители. Оправиться от этого ужасного удара азербайджанский народ не мог на протяжении последующих десятилетий.

Великая Отечественная война 1941-1945 года сплотила народы Советского Союза против фашизма. Немецкие войска рвались к богатым залежам Бакинской нефти, однако Азербайджан, благодаря героизму советского солдата, не был захвачен фашистами. Призыв «Всё для фронта, всё для победы!» - превратил город Баку в арсенал Советской армии, в городе выпускалось более ста видов боеприпасов, а Бакинская нефть была главным топливом для «моторов» войны. Великая Отечественная Война затронула каждую советскую семью. Сотни тысяч азербайджанцев участвовали в войне, многие из них были награждены орденами и медалями, а 114 воинов-азербайджанцев удостоены звания Героя Советского Союза.

Однако уже в 1948-1953 годах начался новый этап массовой высылки азербайджанцев с их древнейшей родины - Западного Азербайджана (так называемой территории Армянской ССР). Армяне, поддерживаемые и поощряемые русскими, еще более укрепились на землях Западного Азербайджана. Им было обеспечено численное преимущество на этой территории. Несмотря на большие успехи, достигнутые в результате созидательной деятельности азербайджанского народа, по ряду объективных и субъективных причин, во многих областях экономики Азербайджана - как в промышленности, так и в сельском хозяйстве стали проявляться отрицательные тенденции.

В 1970-1985 годах, в течение исторически короткого времени на территории Республики были созданы сотни заводов, фабрик, отраслей производства. 213 крупных промышленных предприятий были построены и приступили к работе. Во многих отраслях производства Азербайджан занимал ведущие позиции в СССР. 350 наименований продукции, производимой в Азербайджане, экспортировалось в 65 стран мира. Огромное историческое значение всех этих созидательных работ. Это в действительности было вступлением азербайджанского народа в 70-х годах XX века в новую стадию подъема освободительного движения.

Последняя, на данный момент, стадия истории государственности Азербайджана начавшаяся в канун падения СССР 18 октября 1991 года принятием Акта Конституции "О государственной независимости Азербайджанской Республики" с успехом продолжается и по сей день.

На продолжении всей своей истории азербайджанские государства проходили периоды подъема и спада, подвергались внутреннему распаду и внешней оккупации. Но, несмотря на это Азербайджан всегда сохранял с соседями миролюбивые, спокойные взаимоотношения.

В 1988 году сепаратистские террористические группировки Нагорно-Карабахской Автономной Области вместе с вооруженными силами Армении начали проводить военные действия с целью присвоения Нагорного Карабаха. К ним присоединились части вооруженных сил СССР, расположенные в Армении и Нагорно-Карабахской Автономной Области. В начале происходил захват мест проживания азербайджанцев в Карабахе. 19 января 1992 года был захвачен Керкиджахан, 10 февраля - села Малыбейли, Гушчулар. Мирное безоружное население было подвергнуто насильст-венному выселению. Сузилось кольцо блокады Ходжалы и Шуши. В середине февраля армянские и советские военные соединения захватили деревню Гарадаглы. В ночь с 25 на 26 февраля произошло самое трагичное событие в современной истории Азербайджана. Армянские военные формирования, совместно с солдатами 366 мотострелкового полка России учинили страшную резню мирного азербайджанского населения в селе Ходжалы.

Современный Азербайджан многонациональное государство. Республика Азербайджан является государством с рыночной экономикой. Основное население азербайджанцы, исповедываемая религия - ислам. Издревле в традициях народа Азербайджана главной чертой было гостеприимство, уважение к старшему, помощь слабому, миролюбие и терпимость.

Столица государства – красавец-город Баку, город с развитой инфраструктурой, с красивой набережной на берегу моря, с гостиницами, обилием ресторанов с изысканными блюдами знаменитой на весь мир азербайджанской кухни и блюдами кухней народов мира, с обилием предложений для отдыха и развлечений, с множеством театров, картинных галерей, музеев, парков.Парки Баку в брызгах россыпи алмазов струй воды фонтанов, свежая зелень деревьев укрывает от летнего солнца.