24 сентября праздник православный. Международный день караванщика

Реклама

Преподобный Силуан Афонский, известный в миру под именем Симеон, родился в 1866 году в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова, которая проживала в селе Шовском Шовской волости Лебединского уезда Тамбовской губернии. Родители Симеона были людьми трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными.

Как впоследствии вспоминал старец, большая и дружная семья жила бедно, однако, никогда не отказывала в помощи нуждающимся, порой даже делясь с ними последним. Особенно радушно в семье принимали странников. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока Симеона.

Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, на длительных богослужениях в храме, в постах и бдениях, частой исповеди и причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде.

С первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного послушания. Прожив 46 лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустырь, считая, что это лишь вспомогательные средства, а не цель христианской жизни. В то же время он был далек и от мирских интересов. Постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь к спасению. Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слез», исключительно высоким подвигом любви к Господу, а в 1938 году старец схимонах Силуан мирно скончался.

Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские поселились на Валаамском острове в 1329 году. Собранное ими братство явилось светочем Православия в этом крае. Карелы начали вновь с доверием относиться к христианству, авторитет которого был подорван в ХIII веке шведами, мечом насаждавшими католичество. Преподобные Сергий и Герман преставились около 1353 года.

Каплуновской иконы Божией Матери (1689).

Каплуновская икона Божией Матери после чудесного явления во сне священнику Иоанну, 11 сентября 1689 года была куплена им у московского иконописца, проходившего через слободу Каплуновку. Однажды, в третью неделю Великого поста, икона озарилась необыкновенным светом и была перенесена в местный Каплуновский храм.
Изображение этой иконы похоже на образ Казанской иконы Божией Матери.

Чудотворная икона Божией Матрери Каплуновская была на поле битвы под Полтавой в 1709 году. Русские воины не раз обращались с молитвой к чудотворному образу. Празднование Божией Матери в честь Каплуновской иконы было установлено в 1766 году.

Прп. Феодоры Александрийской (474-491).

Преподобная Феодора Александрийская и ее муж жили в Александрии. В их семье царили любовь и согласие, и это было ненавистно врагу спасения. Побуждаемый диаволом, один богатый человек прельстился красотой молодой Феодоры и начал всеми способами склонять ее к прелюбодеянию, но долгое время не имел успеха. Тогда он подкупил женщину-сводницу, которая ввела в заблуждение доверчивую Феодору, сказав, что грех, совершаемый ночью, Бог не вменяет в вину. Феодора изменила своему мужу, но вскоре опомнилась и, осознав гнусность падения, возненавидела себя, нещадно била себя по лицу и рвала на голове волосы. Совесть не давала ей покоя, и Феодора отправилась к знакомой игумении и рассказала о совершенном преступлении.

Сщмчч. Николая и Виктора пресвитеров (1918).

Сщмч. Карпа пресвитера (1937).

Прп. Силуана Афонского (1938).

Сщмч. Николая диакона (1942).

Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I).

Мчч. Диодора и Дидима, Сирских.

Мц. Ии (Евдокии) и 9-ти тысяч с ней в Персии (362-364).

Прп. Евфросина повара (IX).

Каплуновской иконы Божией Матери (1689).

Мчч. Серапиона, Кронида и Леонтия, Александрийских.

Прп. Пафнутия, испов., еп. в Фиваиде Египетской.

Прпмц. Феодоры Вастийской, Пелопонесской.

Прп. Илии пещерского Калабрийского (960).

Прославление блж. Ксении, Петерсбургской.

В сентябре завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня. С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук).

Обычно в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,

На нашу сторонку,

Как на нашей на сторонке приволье большое!

А приволье — то большое, мужики богаты!

Что мужики — то богаты, каменны палаты!

Что каменны палаты, двери золотые,

Что маковки литые!

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

1 СЕНТЯБРЯ - Донской иконы Божией Матери . Эта чудотворная икона Божией Матери много раз помогала русским воинам, впервые – в битве на Куликовом поле. Образ, написанный Феофаном Греком, в день Куликовской битвы находился среди русского войска. После победы икона была передана казаками в дар князю Дмитрию Донскому. В другой раз пред ней молился царь Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казанское ханство, и поход оказался победным.
В 1591 году к Москве подошли крымские татары, и царь Феодор Иоаннович приказал совершить вокруг стен Кремля крестный ход с Донскою иконою. Татары, устрашенные какой-то невидимою силою, покинули поле битвы. В благодарность государь основал монастырь, названный Донским-Богородицким, в котором поместили Донскую икону. Там она находится и поныне.
По установленной традиции, в Малом соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает торжественное богослужение в честь Донской иконы Божией Матери раз в четыре года.

10 СЕНТЯБРЯ - Обретение мощей преп. Иова Почаевского (1659). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преп. Феодосия) почивающих.
В этот же день празднуется память преп. Моисея Мурина . Святой Моисей жил в IV веке в Египте. В молодости он был главарем разбойников и совершил множество грехов, в том числе - убийства невинных людей. По великой милости Божией раскаялся и ушел в одну из пустынных обителей, где жил праведной жизнью. Около 400 года погиб от рук разбойников, напавших на обитель.

11 СЕНТЯБРЯ - Усекновение главы Иоанна Предтечи . Св. Иоанн обличал правителя Галилеи Ирода Антипу за незаконное сожительство с женой брата Иродиадой. В 32 году по наущению Иродиады Ирод во время пира в честь дня его рождения приказал обезглавить св. Иоанна.
В память усекновения главы Иоанна Крестителя Церковью установлен строгий пост – как выражение общей скорби о насильственной смерти великого Пророка, Предтечи Господа Иисуса Христа, крестившего в водах реки Иордан.

12 СЕНТЯБРЯ - Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского. Утвердившись на Невских берегах, Петр I заложил в 1712 году Александро-Невский монастырь в честь благоверного князя. Чтобы прочнее связать имя Александра Невского с Петербургом, Петр решил перенести его мощи из Владимира. Положены они были в драгоценной серебряной раке. В 1922 году святые мощи были переданы в Музей атеизма в Казанском соборе. Возвращение петербургской святыни произошло только в июне 1989 года. Однако драгоценная серебряная рака до сих пор находится в Эрмитаже.
В этот же день чествуется память прп. Александра Свирского – столпа русского Православия, основавшего Свято-Троицкую обитель на Свири, взрастившего целую плеяду учеников, среди которых – прпп. Адриан Ондрусовский, Геннадий и Никифор Важеозерские, Иона Яшезерский. Причислен к лику святых в 1547 году. Первым храмом в Москве в честь нового чудотворца был Покровский собор на Красной площади, известный ныне, как храм Василия Блаженного. Северо-восточный придел этого собора посвящен Александру Свирскому.
Из 23 его чудес, известных по житию святого, почти половина относится к исцелению расслабленных и парализованных.

13 СЕНТЯБРЯ – память священномученика Киприана, епископа Карфагенского . Св. Киприан родился ок. 200 г. в Карфагене. Он получил прекрасное светское образование и стал блестящим оратором и учителем философии.
Заинтересовавшись христианством, Киприан познакомился с трудами пресвитера Тертуллиана. В 46 лет Киприан был принят в христианскую общину Карфагена как оглашенный (готовящийся ко крещению). К тому времени он раздал свое имущество и переселился в дом пресвитера Цецилия. Через год после Крещения св. Киприна рукоположили в пресвитера, а после смерти еп. Доната во епископа. Во время гонений императора Валериана (253-259) святителя сослали. В изгнании св. Киприан написал много писем и книг. Желая пострадать в Карфагене, он сам вернулся туда. За отказ принести жертву идолам св. Киприана усекли мечом.

14 СЕНТЯБРЯ – . Праздник церковного Новолетия установлен святыми отцами I Вселенского собора, которые определили начинать с 1 сентября исчисление церковного года. Первый день годичного богослужебного круга открывает собою «вход лета», и богослужение этого дня носит праздничный характер, вершиной которого является читаемое за литургией Евангелие, где рассказывается о начале проповеди Иисуса Христа после Его Крещения и искушений от диавола в пустыне. По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1-8 сентября. В Евангелии мы слышим Спасителя, проповедующего и нам наступление благоприятного «лета Господня». В этот день Иисус Христос начал проповедь Царствия Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии (Сына Божия) и тем самым о конце Ветхого и начале Нового Завета.

17 СЕНТЯБРЯ – обретение мощей святителя Иосафа Белгородского (1911). Святитель мирно преставился о Господе 10 декабря 1754 г. в Гайвороне, в своей архиерейской вотчине. Тело его было перевезено в Белгород и оставалось непогребенным до конца февраля 1755 г. Народ ежедневно стекался в собор, со слезами отдавал последнее целование своему архипастырю и к удивлению своему, не замечал никаких признаков тления. Спустя два года вход в склеп был открыт, и все увидели, что тело святителя не подвергается тлению. С этого времени нетленные мощи сделались источником врачевания недугов телесных и душевных.
День празднования иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина» . Неопалимая купина – это объятый пламенем, но несгорающий куст. На иконах она изображается в виде двух наложенных друг на друга четырехугольников: зеленый цвет одного символизирует куст, красный цвет другого – пламя. В четырех красных углах изображены символы евангелистов: святого Марка -–Лев, святого Луки – вол, святого Иоанна – орел, святого Матфея – Ангел. К молитве перед этой иконой прибегают во время пожаров и сильных гроз.

19 СЕНТЯБРЯ - Воспоминание чуда Архистратига Михаила . Архангел Михаил – один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.
Икона Архангела Михаила пребывает в Крестовоздвиженском соборе и храме св. ап. и еванг. Иоанна Богослова.
19 сентября вспоминаетсяпамять чуда, совершенного Святым Архистратигом Михаилом в Хонех. Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника.
Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа.
В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм.
Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».

21 СЕНТЯБРЯ - Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии . Праздник этот - первое событие, связанное с Евангелием, вспоминаемое в наступившем новом церковном году, первый из двенадцати главных церковных праздников. В этот день, по словам молитвы, "Бог престол свят на земле Себе предуготовал", так как Дева Мария, став Матерью Божией, стала как бы престолом Божиим на земле.
Пресвятая Дева Мария родилась в палестинском городе Назарете, в семье праведных Иоакима и Анны. Родители Ее, достигшие преклонного возраста, были бездетны. В то время у евреев считалось, что отсутствие детей в семье – признак какого-то согрешения и сопутствующего ему гнева Божия. Но святые Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, веря, что Господь может даровать им чадо и в старости. Они горячо молились Богу и со слезами просили Его даровать им дитя, которое они обещали посвятить на служение Ему в Иерусалимском храме.
Господь исполнил их прошение: благовестник таин Божиих Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостное известие о том, что молитвы их услышаны и у них родится Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.
“Сегодня, наконец, воссиял тот желанный день, так давно предопределенный Богом, так страстно ожидаемый людьми, столь плодотворный для земли и столь страшный для ада., - говорится в Похвальном слове на Рождество Богородицы Илии Минятия, - день, в который буква ослабевает и усиливается дух, преходит клятва и настает благодать.
Каждому из избранных благодать дана отчасти, Марии же – вся полнота благодати, говорит блаженный Иероним.
Итак, счастлив и преблажен человеческий род, от корня которого произошел столь святой и благодатный плод. Древние, приветствуя новорожденных царских детей, говорили: “Радуйся, младое чадо!” Соберемся же и мы сегодня, когда рождается этот царственный младенец, Владычица и Богоотроковица Мария, и, совокупив все наши радостные голоса, будем приветствовать ее словами: “Радуйся, новый свет человеческого спасения, утро благодати, вечер греха. Ты рождаешься, как утро, украшенное цветом небесных добродетелей, возрастаешь, как солнце увенчанная лучами Божественной благодати, и живешь среди рожденных женами, как феникс, единственное чудо природы”.
День рождения Пресвятой Богородицы глубоко почитается в Русской Церкви. Именно в этот день русское воинство под водительством св. Дмитрия Иоанновича одержало победу на Куликовом поле.
Длится праздник 5 дней, с 20 по 25 сентября в храмах и домашних молебнах возглашается тропарь: "Рождество Твое, Богородице Дева, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный".
Этот день (8 сентября по ст. стилю) считается также Днем начала Русского Государства. Так и обозначено на памятнике Тысячелетия России, воздвигнутом в Новгороде в 1862 году в царствование Александра II.

22 СЕНТЯБРЯ - сегодня чтится память благочестивых родителей Богородицы Иоакима и Анны . Как предки по плоти Иисуса Христа, они именуются "Богоотцами". Им молятся о разрешении супружеского неплодства.
Память прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. (1896).

24 СЕНТЯБРЯ чтится память преп. Силуана Афонского . В 1892 году угодник Божий становится послушником русского Пантелеимонова монастыря на горе Афон (Греция), и для него начинается жизнь, наполненная молитвенными бдениями и трудовым послушаниями. Канонизация старца Силуана состоялась в Константинополе в 1978 году.

26 СЕНТЯБРЯ – чтится память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Еще его называют храмом Гроба Господня, ибо воздвигнут он над горой Голгофой, где принял крестную смерть Спаситель. Среди множества святынь храма главной считается камень, ставший трехдневным смертным ложем Иисуса Христа. Над этим камнем воздвигнута специальная кувуклия (небольшой храм).

27 СЕНТЯБРЯ - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Это великий праздник торжества, радости обретения животворящего древа Господня. В этот день Православная Церковь приглашает верующих воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором Господь наш и Спаситель перенес величайшее страдание ради нашего спасения. Верующие должны воспринимать этот праздник, конечно, не только как воспоминание величайшего исторического события, имевшего место более полторы тысячи лет назад, но как явление промыслительное в отношении к каждому христианину и вообще ко всему человечеству.
Явление Креста - это, прежде всего, победа добра над злом, покорение греха, это источник любви, ибо через вольные страдания Спасителя на кресте, через всеславное Его воскресение из мертвых открыты двери райские и новая жизнь дарована роду человеческому. Крест - твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмой, кто-нибудь зажжет светильник и, поставив его на возвещении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест как некоторый светильник, подняв его высоко, рассеял мрак на земле.
Мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем Крест Христов. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы. Каждое дело мы начинаем и кончаем крестным знаменем, делая все во славу Христову. Мы крестим пищу, жилища, самолеты, корабли и строения, земли и нивы. Священники крестят подходящих за благословением; мать крестит, напутствуя дитя, сына, идущего на брань; родители - женящихся детей. Отходя ко сну, православный христианин крестит одр свой, произнося молитву: “Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его”. Так, во Христе и со крестом, устрояется священноначалие, основываются святыни в Церкви. Так устанавливается в страхе Божием личная, семейная и общественная жизнь верующих.
Однако сегодняшний праздник имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня: “Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе;и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою”(Матф.24, 30) ”. Это будет как бы “второе” воздвижение Креста Господня, почему сегодняшний праздник и должен призвать нас к великой ответственности, к глубочайшим размышлениям.
Праздник Воздвижения - престольный праздник Крестовоздвиженского собора Петрозаводска, почти десятилетие бывшего кафедральным, то есть главным храмом Карелии.

28 СЕНТЯБРЯ празднуется память св. первомученика Стефана (день обретения мощей этого угодника). Архидиакон Стефан первым пострадал за Христа от иудеев. За проповедь о Спасителе его вывели за стены Иерусалима и забили камнями. Угодник же молился, повторяя: "Господи! Не вмени им греха сего…".
В Петрозаводске в новом кафедральном соборе во имя благоверного князя Александра Невского в иконостасе одного из приделов храма есть икона первомученика Стефана.

29 СЕНТЯБРЯ - празднование чудотворной иконы Божией Матери "Призри на смирение", находящейся в Введенском монастыре Киева. 10 лет назад, в августе 1993 года, икона чудодейственным образом отпечаталась на стекле киота. А когда его заменили, икона вновь отразилась на новом стекле.

30 СЕНТЯБРЯ. Сегодня день мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии , живших и пострадавших за Христа во II веке. По доносу они были доставлены в Рим, императору Адриану. В Янишполе строится храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Cегодня 24 сентября (11 сентября по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

* Преподобной Феодоры Александрийской (ок. 474-491). *** Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (перенесение мощей). * Преподобного Силуана Афонского (1938).
Мучеников Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I); Диодора, Дидима и Диамида в Лаодикии Сирской; Ии (ок. 362-364); Романа и Исидора; Льва. Святителя Зинона, епископа Неапольского. Преподобного Евфросина повара (IX). Священномучеников Николая (Подьякова) и Виктора пресвитеров, Московских (1918); Карпа (Эльба) протоиерея (1937); Николая диакона (1942). Иконы Божией Матери Каплуновской (1689).

Преподобная Феодора

Преподобная Феодора жила в Александрии в V в. Имея мужем доброго человека, она жила счастливо. Но случилось, что полюбил ее некий богач и всячески старался склонить к измене мужу. Св. Феодора боялась оскорбить Бога этой изменой и долго боролась с искушением. Наконец, при посредничестве одной женщины, богач достиг своей цели. Тогда совесть начала мучить Феодору: она стыдилась смотреть на своего мужа, родных и знакомых. Придя в монастырь к знакомой игуменье, она исповедала свой грех и спрашивала, можно ли ей надеяться на милость Божию и спасение? Игуменья успокаивала Феодору, говоря: «Велик грех твой, но велико и милосердие Божие, и нет греха, который превышал бы его. Кайся, и спасешься». Тогда Феодора решила удалиться в монастырь, но, боясь, чтобы муж не отыскал ее в женском монастыре, остригла волосы, надела мужское платье и с именем Феодора пришла в мужской монастырь в Египте. Игумен не хотел принимать ее, видя ее молодость; но св. Феодора слезно молила его и обещала исполнять все монашеские послушания. Восемь лет провела св. Феодора в монастыре в великих трудах, посте, богомыслии и молитве.

Однажды дочь содержателя гостиницы в Александрии, где пришлось св. Феодоре останавливаться по делам монастыря, соблазнившись красотой молодого монаха, склоняла его ко греху. Получив отказ, а после того родив незаконно дитя, оклеветала во грехе преподобную. Игумен и братия разгневались на нее и выгнали из монастыря. Но св. Феодора, не желая открыть свою тайну, взяла ребенка и поселилась в шалаше неподалеку от монастыря. Пастухи из жалости давали ей молока для питания ребенка.

Сколько пришлось ей перенести разных насмешек! Кроме того, терпела она и жар, и холод. Наконец, ее вновь приняли в монастырь, где, прожив два года, она скончалась. Тогда узнали, что она была женщиной, Бог же открыл игумену о ее святости. Игумен рассказал об этом братии, и тогда все, оскорблявшие святую, ужаснулись и горько каялись, что тяжко согрешали против нее. Богу угодно было привести мужа св. Феодоры в обитель в день ее кончины, и он оставил мир и принял постриг.

Преподобный Силуан

Преподобный Силуан (в миру Семен Иванович Антонов) родился в 1866 г. в селе Шовском Тамбовской губернии в крестьянской семье. Преподобный принадлежал к тому редкому роду подвижников, которые в начале своего пути получают ту меру благодати, которая обычно дается совершенным, и особенно остро переживают ее неизбежное умаление. В 19 лет он пережил первое благодатное посещение, а когда молодая жизнь стала заглушать память о нем, зов был повторен Самой Богородицей. Тогда у него возникло желание монашеской жизни. По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон, где осенью 1892 г. поступил в русский Пантелеймонов монастырь. Первым его послушанием стала работа на мельнице. Афонский вековой уклад вводил его на стезю духовного подвига, он скоро получил от Пресвятой Богородицы великий и редкий дар «самодвижной» молитвы. Вместе с тем неопытный инок подвергался многочисленным демоническим нападениям.

По прошествии полугода борьбы с ними, когда брат Симеон изнемог, почувствовал полную оставленность, а душу его охватила смертная тоска, молодому послушнику было видение самого Иисуса Христа. Когда действие благодати стало слабеть, Симеона охватило «скучание о Господе». Чтобы Христос мог пребывать в нем, ему предстояло «разумным подвигом» очистить себя от страстей. Постриженный в 1896 г. в мантию, отец Силуан, неся монастырские послушания, в глубине сердца обучался «умному трезвению» - борьбе с помыслами, нес подвиг отсечения своей воли и предания себя в волю Божию. Он спал сидя, один-два часа в сутки по 15-20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве, и провел в непрестанной борьбе пятнадцать лет. Однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, преподобного Силуана охватило болезненное томление: сколько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: «Господи! ...Что должен я делать, чтобы молится Тебе чистым умом? ...Чтобы смирилась моя душа?» И был ему ответ в сердце от Бога: Держи ум твой во аде, и не отчаивайся.

Откровение Господа преподобному Силуану в краткой форме содержало вековой опыт христианского подвижничества. Осуждая себя во ад, признавая себя достойным наказания, но не теряя надежды на Милостивого Господа, полагая в Нем Одном свою силу и упование, подвижник обретает способность противостоять собственным страстям и нападениям извне. С этого времени преподобный Силуан окончательно утвердился на пути спасения. Но еще только через пятнадцать лет он достиг бесстрастия. Господь, познанный им в первом откровении, теперь неотступно пребывал с ним. Постриженный в схиму в 1911 г., преподобный Силуан нес послушание монастырского эконома. Тогда же он написал свои записки, опубликованные в 1952 г. его учеником схиархимандритом Софронием (Сахаровым). Многие монашествующие называют их Новым Добротолюбием. Преподобный Силуан скончался, не прерывая молитвы, поболев перед смертью чуть больше недели. Известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы преподобного, которая хранится в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. (1938 г.).

Преподобные Сергий и Герман

Преподобные Сергий и Герман называются валаамскими чудотворцами, потому что были-основателями иноческой жизни на Валаамском острове Ладожского озера. Кто были они по происхождению - неизвестно. Некоторые думают, что Сергий был учеником Андрея Первозванного, посетившего остров и благословившего его крестом из камня, а Герман - учеником Сергия. Иные думают, что они были современниками князя Владимира Великого и в то время основали свой монастырь; но всего вероятнее, что святые Сергий и Герман подвизались в середине XIV в. В этом веке шведы, утвердясь в юго-западной Карелии, принуждали православных карелов принимать католичество. В это время старцы Сергий и Герман поселились в стране карелов для поддержки православия своим учением и жизнью и основали обитель на Валааме. Им пришлось потерпеть немало скорбей, особенно от короля шведского Магнуса, ревнителя католичества, который огнем и мечом заставлял переходить в католическую веру. Братство иноков на Валааме с самого начала было многолюдное, устав - общежительный и строгий.

Календарь православных праздников подскажет точную и правильную дату, когда будет Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи, какого числа будет Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня. Какой церковный праздник отмечают 11, 21 и 27 сентября в 2018 году, какого числа будет постный день и строгий пост, дата.

Какие церковные праздники ждут православных христиан в сентябре 2018 года и дни памяти святых. В какие дни подразумевается пост и сколько православных праздников в сентябре 2018 года.

Церковные праздники 24 сентября 2018 года

Федорины вечерки

В этот день отмечается память преподобной Феодоры Александрийской, жившей в конце 5 века. По преданию, Феодора пребывала со своим мужем в любви и согласии, но один богатый горожанин, прельстившийся ее красотой, стал соблазнять молодую женщину. Он подкупил сводню, которая обманула Феодору, сказав, что грех, совершенный ночью, не вменяется человеку в вину. Женщина послушалась и изменила мужу, однако вскоре осознала всю омерзительность прелюбодеяния.

Феодора возненавидела свое тело и подвергала себя всяческим мучениям. Знакомая игуменья, видя страдания грешницы, напомнила ей историю Марии Магдалины, омывшей слезами ноги Христа. Это побудило Феодору уйти в монастырь - причем втайне от всех. Но она понимала, что в женской обители муж найдет ее, поэтому переоделась в мужское платье и поступила в мужской монастырь с именем Феодор. Позже, уже после смерти Феодоры, ее супруг, узнав о подвиге жены, принял постриг в этой же обители.

На Руси на Федору (Феодору) отмечали третью встречу осени. «Всякое лето кончается, осень начинается», - говорили в народе. В это время вовсю шли дожди, начиналась слякоть. Поэтому про святую шутили: «Федора - замочи хвост». Вспоминали еще один Федорин день - зимний: «Две Федоры в году. Осенняя Федора подол подтыкает, а зимняя Федора платком рыло закрывает».

Крестьяне подводили итог осенним трудам: убирали последний лук с грядок, уносили в омшаник ульи с пчелами. «Преподобная Федора - всякому делу аминь», - говорили наши предки. В этот день также ходили в поле смотреть, как растут озимые. Если из-под земли уже были видны сильные и густые всходы, это обещало хороший урожай на следующий год.

На Федору был обычай собирать всей деревней дары для священника ближайшей церкви. Матушке миряне помогали делать запасы на зиму, убираться в доме и на дворе. Этот обычай назывался «осенщина».

С Федоры начинались капустные вечерки. В течение двух недель девушки и женщины рубили капусту, квасили ее на зиму, травили байки, шутили и смеялись. Такие сборища назывались также капустниками - это слово дожило и до наших дней. На стол в такие вечера подавали блюда из капусты - голубцы, пироги, щи.

Мужики же варили пиво. Самым вкусным считалось корчажное, которое выдерживали в больших глиняных корчагах. Об этом напитке говорили так: «Пиво не пьяно - то грешно. Пиво пьяно - грешней того. А пива не станет - тошней всего».

Перенесение мощей преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев

Преподобные Сергий и Герман Валаамские являются основателями Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. До наших дней дошло довольно мало информации об их жизни. Предание гласит, что преподобные появились на свет в Греции, а в Х веке они пришли с миссионерской целью на русские земли. Вместе с ними прибыло много других священнослужителей из Греции. Целью прибывших было распространение христианства среди карелов, которые обитали в Новгородских землях.

Валаамские чудотворцы в те времена заложили Спасо-Преображенский монастырь. На северной Руси он потом стал самым крупным духовным центром. Враги не один раз нападали на обитель, по этой причине в библиотеке не сохранились древние летописи о жизни преподобных Германа и Сергия. Остался лишь старинный синодик, где записаны имена Валаамских чудотворцев в списке игуменов монастыря.

В 1163 году, во времена нашествия шведов, мощи святых Сергия и Германа были обретены, их перенесли в Новгород. С того самого дня началось почитание Валаамских чудотворцев, как местночтимых преподобных. Люди создали иконы с их изображением, а в литературе неоднократно встречаются упоминания об этих миссионерах.

В XVII веке шведы захватили Валаамские острова и жили там какое-то время. Согласно преданию, колонисты намеревались надругаться над мощами чудотворцев, однако, за такие помыслы их поразила неведомая болезнь. Захватчики не на шутку испугались и решили воздвигнуть часовню над мощами святых. Через некоторое время мощи чудотворцев были захоронены в монастыре под спудом.

В 1819 году был издан указ Святейшего Синода об общероссийском почитании святых Валаамских чудотворцев.

Святые Герман и Сергий известны как чудотворцы. Обратившие свои молитвы к преподобным, исцелялись, с ними происходили настоящие чудеса. О таких чудесах сохранилась книжка.

Монах из Валаамской обители поведал о том, что, будучи мирянином, был спасён от неминуемой смерти святыми чудотворцами. Однажды зимой довелось ему со спутниками идти по льду. Внезапно лёд стал трескаться, и люди начали тонуть. Монах обратил свои молитвы и мольбы к преподобным Герману и Сергию, взывал о помощи. Чудом молодому человеку удалось выбраться на берег, а после этого случая он принял постриг в Валаамском монастыре.

Иноки, которые не верили в то, что мощи преподобных хранятся в обители, видели святых во сне. А некоторым монахам Герман и Сергий являлись в образе двух старцев, тем самым подтверждая, что не покинули обитель.

В наши дни верующие люди продолжают молиться преподобным Валаамским чудотворцам и дают своим детям их имена. До сих пор совершаются чудеса по молитвам к этим святым. До сих пор Герман и Сергий защищают свою обитель от нападения врагов.

Преподобного Силуана Афонского

24 сентября - День святого Силуана Афонского. День человека, ставшего святым уже в XX веке. Подвизался он монахом в монастыре святого Пантелеймона на горе Афон

Это праздник не только для Русской церкви, но и для Константинопольского патриархата, где, собственно, преподобный и был первым канонизирован в 1988 году, спустя всего полвека после своего блаженного успения. В России его память стали почитать еще тремя годами позже. Однако тексты службы преподобного Силуану были внесены во все издания «Месячных Миней», содержащих чинопоследования праздников святых на каждый день года.

Чем же известен вроде бы обычный афонский инок? В первую очередь тем, что, на самом деле, он всей своей жизнью открыл новую страницу в Православии, показав его с той стороны, которую прежде надо было долго искать под спудом формально благочестивых, но мало напоминающих истинную любовь и радость о Господе поучений и предписаний.

Родился будущий подвижник в 1866 году в семье зажиточного крестьянина Тамбовской губернии. Жизнь юноши Симеона мало напоминала хрестоматийные Жития с неизменным оборотом «чуждался детских игр и мирской суеты». Впрочем, и каким-то злодеем парень тоже не был. Красивый, стройный, пользующийся любовью девушек, он никому не делал зла. Одну из них, чуть было не ставшую его женой, преподобый Силуан с теплотой вспоминал всю свою жизнь, нередко говоря посещавшим его за духовным советом посетительницам: «Ты будешь на мою невесту похожа».

Впрочем, уже тогда будущий инок пользовался сугубым покровительством Божьей Матери. Так, однажды, идя с поля домой, он увидел бежавшую на него бешеную собаку. Только и успел проговорить слова молитвы - и та пробежала мимо. А после выяснилось, что животное, прибежав в село, покусало множество людей…

Впрочем, довольно скоро юный Симеон почувствовал тягу к монашеской жизни. Однако послушал отца - и вначале поступил на военную службу. И проходя ее в Петербурге, получил благословение на постриг от знаменитого пастыря, святого Иоанна Кронштадского, который и принял в 1892 году в русском Пантелеймоновском монастыре Афона. Он проходил там различные послушания в течение 46 лет и мирно скончался.

Вот, казалось бы, и все. Но скупые строки краткой биографии не способны передать все то, что не без основания называется «невидимой бранью», не уступающей по накалу великим сражениям настоящих воинов. Вскоре после принятия иноческих обетов новоначальный инок Силуан столкнулся с тем, что на духовном языке именуется «духовным охлаждением». Когда, несмотря на веру, аскетические подвиги, посты, молитвы, в душе не чувствуется главного - любви Божией.

Впрочем, причиной этого, обычно, формально является какой-нибудь грех со стороны самого монаха - например, ссора с братом. Но потом это состояние приобретает характер духовного подвига, когда посвятивший свою жизнь Богу доказывает и Ему и себе, что его любовь к Творцу совершенно бескорыстна, а не происходит от желания получить какие-то блага, пусть даже и духовные. Это, собственно, и есть состояние «сына Божьего» - в отличии от «раба», работающего из-за страха наказания, или «наемника», подвизающегося в ожидании награды.

По большому счету, такие «охлаждения» случаются в жизни каждого по-настоящему верующего человека. К счастью, их интенсивность и длительность не дотягивает до таковых у великих Отцов. Например, преподобный Серафим Саровский молился на камне 1000 дней и ночей, как раз прося Бога вернуть ему потерянное ощущение Его Любви. У преподобного же Силуана этот период растянулся на целых 20 лет. Страшных лет, когда даже непрестанная молитва почти не давала никакой отрады, а злые духи, издеваясь над страдальцем, становились между ним и иконами. И тогда Господь однажды явился иноку в видении и сказал о его главной задаче на это время: «Держать свой ум во аде - и не отчаиваться».

Последнее, благодатью Божией, пусть и не осознаваемой в искушении, у святого Силуана получилось. Из испытаний он вышел закаленным, как золото в горниле. Но отнюдь не жестоким ригористом, видящим вокруг один лишь грех, а окружающее почитающим «единством мира, плоти и диавола», направленным лишь на то, чтобы погубить побольше душ.

Ощутив ад на земле, подвижник уже не боялся придуманных извращенными умами «мук ада в чувственном виде», в которых если не сам Господь, то его ангелы предстают кошмарными садистами, получающими удовлетворение от наказаний грешников. В сущности, им же был едва ли не впервые сформулирован главный смысл монашеского подвига, который в изложении всевозможных «душеспасительных» книжонок обычно представляется исключительно как попытка человека из последних сил достичь практически недостижимого спасения мучительными истязаниями плоти, которые, якобы, единственное, что может хоть как-то удовлетворить мстительного Бога.

Преподобный же Силуан так характеризовал своих коллег: «Монах - это тот, кто понял всю боль этого мира, принял эту боль, как свою собственную, и посвятил всю жизнь молитве за весь мир». Впрочем, в ответ на жажду сострадающей любви Господь открыл святому и другую истину, которая, правда, была описана праведником «в третьем лице», в выражениях «я знаю такого монаха…»

Тем не менее, Бог в мистическом видении спросил у исступленно молящегося «за жизнь мира» инока:

Зачем ты так исступленно молишься?

Ну как же, мир лежит во зле, сколько людей могут навсегда погибнуть.

Не бойся, Я спасу всех, кто хоть раз обратиться ко Мне с такой просьбой.

Но зачем тогда все наши монашеские подвиги, труды?

Тех я просто спасу - а вы будете Мне друзьями…

Любовь, источаемая преподобным, творила настоящие чудеса. Так, своим ученикам преподобный Силуан рассказывал об одном молодом человеке, школьнике, который пришел на Святую Гору «искать Бога». Он не сказал игумену, что не верит в Бога, а только о своем желании остаться на несколько месяцев в монастыре ради отдыха и духовной пользы. Игумен передал его одному духовнику для попечения. Юноша сразу сказал священнику на исповеди, что он не верит в Бога и пришел на Святую Гору в поисках Бога. Духовник рассердился и начал кричать на молодого человека, как страшно не верить в Бога Творца и что безбожникам не место в монастыре. Юноша приготовился покинуть монастырь.

Но тут его встретил отец Силуан и стал с ним разговаривать. Молодой человек поведал ему о своих муках и о том, что привело его на Святую Гору. Отец Силуан очень доброжелательно ответил ему: «Это не страшно. Так обычно бывает с молодыми людьми. Это и со мной было. В юности я колебался, сомневался, но любовь Божия просветила мой ум и умягчила сердце. Бог тебя знает, видит и безмерно любит. Со временем ты это почувствуешь. Так и со мной было». После этого разговора начала крепнуть у юноши вера в Бога, и он остался в монастыре.

Вообще, праведника можно считать одним из «столпов» «положительного миссионерства» в лучших святоотеческих традициях. Например, в разговоре с одним православным миссионером-архимандритом, святой Силуан услышал следующее описание его миссионерской методики в общении с католиками.

«Я им говорю, что Ваша вера - блуд, у вас все превратно, все неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь.

Старец выслушал это и спросил:

А скажите, веруют ли они в Божество Иисуса Христа, что Он Истинный Бог?

В это-то они веруют.

А Божью Мать чтят они?

Чтят, но неправильно учат о Ней.

И святых почитают?

Да, почитают, но с тех пор, как они отпали от Церкви, какие у них могут быть святые?

Проводят ли они Богослужения в храмах, читают ли Слово Божье?

Да, есть у них и церкви, и службы, но посмотрели бы вы, что это за службы после наших, какой холод и бездушие!

Так вот, отец архимандрит, душа их знает, что они хорошо делают, что веруют в Иисуса Христа, что почитают Божью Мать и святых, что призывают их в молитвах, так, что если вы говорите им, что их вера - «блуд», они вас не послушают.

Но вот если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога, ходят в церковь на богослужение, что читают Слово Божье и прочее, но в том-то и в том у них ошибка и ее надо исправить, и тогда все будет ладно, и Господь будет радоваться о них, и так все мы спасемся милостью Божьей…»

Излишне говорить, что похожий подход, а-ля упомянутого отца архимандрита, имеет почти повсеместное применение и по сей день. А потом многие православные верующие отчего-то и удивляются: «Ну чего это у нас работа по обращению в Церковь ушедших в секты и другие конфессии не получается?»

Не удивительно, что именно святому Силуану належит замечательное определение термина «Православие». В то время как ныне многие не то что миряне, но даже и монахи видят смысл своей «православности» в «борьбе против ИНН», прославлении «благоверного царя Иоанна Грозного», отречении от Церкви в знак протеста против осуждения Pussy Riot и т. д., преподобный говорил так: «Быть православным в полном смысле слова означает видеть Бога, как Он есть, и поклоняться ему достойно Его святости». Что, конечно, намного сложнее страстного поклонения фактическим «идолам» вместо Бога-Любви.

Так что, если на душе тяжело, не чувствуется Божья любовь - каждому верующему стоит почитать хотя бы избранные цитаты из трудов преподобного Силуана Афонского, ставшего духовным наставником таких великих светочей Православия, как, например, митрополит Антоний Сурожский, чьи книги тоже проникнуты духом такой же любви и сострадания к грешникам. А пока обратимся к праведнику с молитвой: «Преподобне отче Силуане, моли Бога о нас!»

Опубликовано 24.09.18 00:03

Сегодня, 24 сентября 2018, также празднуют День системного аналитика, Международный день караванщика, День незапланированных безумств и другие события.

Какой сегодня праздник: 24 сентября 2018 года отмечается православный праздник Федорины вечерки

Народный праздник Федорины вечерки отмечается 24 сентября 2018 года (11 сентября - дата по старому стилю). Этим событием заканчивалась уборка урожая (овощей) и начиналась подготовка к зимней жизни.

Праздник посвящен преподобной Феодоре Александрийской, жившей в V веке. В один из дней в нее влюбился местный богатый горожанин и захотел сделать своей любовницей, на что, будучи верной супругой, она отказалась. Подкупив сводню, Феодоре было инткббээ внушено об отсутствии греха, если это будет совершено ночью. Позже, осознав обман и грех, она начала истязать свое тело. Знакомая настоятельница храма, сжалившись над ней, напомнила историю о М. Магдалине, и Феодора, не предупредив супруга, решила стать монахиней. Понимая, что муж сможет ее найти в женской обители, решила назваться Федором, облачиться в мужскую одежду и найти приют в мужском монастыре. После смерти жены супруг был впечатлен ее подвигом и стал монахом в том же монастыре.

Если озимые хорошо и дружно поднялись, значит, урожай будет богатым.

В этот день лето заканчивается и осень начинается.

Федора начинается - дела заканчиваются. Начать новое дело - плохая примета.

День системного аналитика

Мероприятия в честь Дня системного аналитика в России проходят ежегодно 24 сентября. 20 сентября 2000 года Т. Кекатос впервые отметил этот день на пикнике в пригороде Чикаго. Он посчитал, что системные аналитики хотя бы раз в году должны получать благодарность за свою работу. Празднование события было подхвачено в России и признано профессиональной датой специалистов этой сферы деятельности в знак признания их заслуг.

Международный день караванщика

Празднования в честь Международного дня караванщика проходят ежегодно 24 сентября. Событие было учреждено Международной ассоциацией по рационализации транспортно-грузовых операций (ICHCA) в 1995 году.

В 1995 году Международная ассоциация по рационализации транспортно-грузовых операций учредила данное событие в знак благодарности перед заслугами специалистов, работающих в этой сфере. Выбор даты празднования имеет 2 версии. С одной стороны, это день рождения великого мореплавателя XVI-XVII веков У. Адамса, который первым среди европейцев достиг берегов Японии. С другой - это день окончания праздника Хиджры, ведь 24 сентября произошло переселение пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

День незапланированных безумств

24 сентября отмечается День незапланированных безумств. Его справляют по всему миру, и Россия не является исключением.

История праздника неизвестна, но многие предполагают, что его придумали люди, чтобы оправдать свое безрассудное поведение. Ведь именно в этот день можно стать тем, кем не осмелишься быть в реальной жизни, совершить то, что обычно нельзя считать нормальным поступком, перевернуть все с ног на голову и стать победителем.

Виктор, Герман, Дмитрий, Евдокия, Ия, Карп, Лев, Николай, Петр, Роман, Сергей.

  • 622 - Мухаммед закончил свою хиджру.
  • 1724 - состоялось официальное открытие Парижской фондовой биржи.
  • 1957 - в городе Литтл-Рок части армии США рассеяли толпу расистски настроенных горожан, не пускавших в школу темнокожих учеников.
  • 1957 - в Барселоне состоялось открытие стадиона Камп Ноу.
  • 1960 - в США на воду спущен первый в мире атомный авианосец.
  • 1999 - в Лондоне на Бейкер-стрит открыт памятник Шерлоку Холмсу.
  • Джераломо Кадано 1501 - итальянский математик.
  • Хорас Уолпол 1717 - английский писатель.
  • Григорий Потемкин 1739 - русский государственный деятель.
  • Константин Черненко 1911 -советский государственный деятель.
  • Лариса Рубальская 1945 -российская писательница.
  • Наталья Аринбасарова 1946 - российская актриса.