Египетский бог с головой крокодила. Себек: очень зубастый бог


Обожествление животных и сил природы – общая черта всех древних цивилизаций, но некоторые культы производят на современного человека особенно сильное впечатление. В эпоху фараонов Древнего Египта роль священных животных отводили едва ли не самым отталкивающим и страшным существам на планете – нильским крокодилам.

Себек – бог-крокодил, властитель Нила

Роль Нила в развитии культуры Древнего Египта невозможно переоценить – эта река определяла само существование народов, селившихся по ее берегам. Протянувшийся почти на семь тысяч километров с юга на север, Нил кормил египтян, разливы реки обеспечивали хорошие урожаи на полях, прилегающих к реке, а отсутствие разливов обрекало людей на голод. Со времен фараонов существовали специальные сооружения – ниломеры, чье назначение состояло в определении уровня реки для прогнозирования ближайшего урожая.


Неудивительно поэтому стремление заслужить расположение столь могущественных сил, придав особый ритуальный характер взаимодействию с постоянным жителем Нила и в некоторой степени его хозяином – крокодилом. По поведению и передвижению этих животных египтяне, помимо прочего, определяли приход наводнений.

Бог Себек (или Собек), которого изображали как человека с головой крокодила – один из древнейших и основных богов египетского пантеона. Он признавался не только властителем Нила и повелителем его разливов, дарующим плодородие и изобилие, но и божеством, олицетворяющим время, вечность. Изображался Себек с головой крокодила и в пышной короне.


Город Гадов

Особенно ярко культ Себека проявился в Крокодилополе, или Городе Гадов, находившемся к юго-западу от древней столицы Египта Мемфиса. Название «Крокодилополь» дали поселению греки, пришедшие на эти земли в 4 веке до нашей эры с Александром Македонским. Сами египтяне называли этот город Шедит (Шедет).


Расположенный в оазисе Файюм, широкой долине, славившейся своим плодородием по всему Древнему Египту, у озера Мерида, Шедит стал местом почитания бога Себека и его живых воплощений – крокодилов.

В 19 веке до нашей эры фараон XII династии Аменемхет III построил для себя пирамиду вблизи города Шедит. К пирамиде примыкал Лабиринт – не сохранившееся до наших дней священное строение, храмовый комплекс, где обитал сын Собека – Петсухос. Кому из крокодилов выпадет честь стать божественным отпрыском, определяли жрецы – по правилам, которые в настоящее время неизвестны. Крокодил жил в Лабиринте, где помимо пруда и песка было множество комнат, расположенных на разных уровнях – по древним источникам, в частности, по рассказам Геродота, количество помещений якобы доходило до нескольких тысяч. Предполагаемая площадь комнат и переходов Лабиринта достигала 70 тысяч квадратных метров.


Служение крокодилу

Жрецы подносили Петсухосу в качестве пищи мясо, хлеб с медом, вино, а тот, кому случайно довелось стать жертвой крокодильей пасти, сам приобретал божественный статус, его останки бальзамировали и размещали в священной гробнице. Выпить воду из пруда, в котором жил такой крокодил, считалось большой удачей и обеспечивало покровительство божества.

После смерти «сына Себека» его тело мумифицировали и хоронили неподалеку. Всего было обнаружено несколько тысяч таких мумий, в частности, на кладбище Ком-эль-Брейгат. Новым воплощением бога становился крокодил, выбираемый все теми же жрецами.


Дошедшие до нашего времени сведения о культе крокодилов в Шедите крайне скудны и основываются, как правило, на записках побывавших здесь греков. Античный ученый Страбон, посетивший Египет в первом веке до нашей эры, оставил такие воспоминания:
«Наш хозяин, один из должностных лиц, который посвящал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу ».


При Птолемее II Крокодилополь был переименован в Арсиною – в честь супруги правителя.
Эль-Файюм является одним из наименее изученных археологами районов Египта, поэтому вполне возможно, что в обозримом будущем будут получены дополнительные аргументы, подтверждающие или опровергающие легенды о Лабиринте Крокодилополя.


Тем не менее, культ бога-крокодила Себека можно проследить и в других областях Древнего Египта – в частности, в Ком-Омбо, городе, который носил раньше название Нубет, находится храм, посвященный Себеку, где с 2012 года в нем открыта демонстрация мумий крокодилов из расположенных неподалеку погребений.


Встреча со священным крокодилом - яркий фрагмент произведения И. Ефремова "Таис Афинская" - о .


Себек (егип. sbk, греч. Σοΰχος, Сухос), божество воды и нильских разливов. Его священное животное – крокодил. Он изображался в виде крокодила или человека с головой крокодила. Считалось, что Себек дает изобилие и плодородие. Будучи верховным божеством, да ещё и ответственным за разлив Нила, Себек, фактически, тождественен Осирису. Со временем Себек в религиозном сознании стал объединяться с Ра, Хнумом, Амоном, Хонсу, Мином.

Себек почитался главным образом в Файюмском оазисе, центром которого был город Крокодилополь (Κροκοδείλων πόλις – греческое название египетского города Шедит), на берегах Меридова озера, в Ком-Омбо (Омбосе), и некоторых других местах, большей частью близких к воде.

Культ его был особенно распространен во времена Среднего царства, многие фараоны которого имели резиденции в Файюме и иногда носили имена, производные от имени Себек, например, Себекхотеп (sbk ḥtp) или Нефрусебек (nfr.w sbk).

Вероятно, Дендера в ранний период почитала крокодила, так как принимает такой знак нома; позднее перо, украшавшее его голову, стало символом Озириса, и полный знак нома толковался как победа Озириса над Сетом, олицетворенным в крокодиле.

В нижнеегипетском Атрибисе почитался бог-крокодил Хентехтай, который вскоре принял облик и сущность бога-сокола Гора.

В Ком-Омбо, на восточном склоне возвышенности, над изгибом реки, довольно хорошо сохранился египетский храм римского времени. Это был храм двух божеств, господствовавших в нем на равных правах, – Себека и Хорура (егип. Ḥr-wr, Гор старший). Установлено, что на этом месте и прежде был храм, восходящий к XVIII династии.

Сцена жертвоприношения Хору и Себеку. Рельеф из храма Себека и Хора в Ком-Омбо. Эпоха Птолемеев, II в. до н.э.
В эпоху Нового царства и позже Себек, почитаемый и как благое божество, вынесшее из вод Нила тело Осириса, ассоциировался и с творцом в его солнечной форме:

Великий бог, чьи глаза – две звезды,
Правый глаз его сияет днем, левый – ночью,
Он, чьи два почтенные Ока Уджат освещают тьму,
Ветер выходит из уст его и ветер северный – из ноздрей его.
Нил течет, словно животворящий пот его и оплодотворяет поля.
Фаллосом своим он наводняет Обе земли тем, что он сотворил.
В панике те, кто есть зло, с явлением его
В имени его Себек-Ра, тот, что в озере своем.
Мощь его велика, подобно могуществу Его Величества Ра,
Когда повергает он врага своего силой своей.
Он – благородный божественной Маат,
Тот, кто судит право двух богов перед Гебом,
Старец, заботящийся о детях своих, дающий [исчезнуть] засухе,
Бог могучий, защитник слабого…

Себек в Файме почитался в греко-римское время более чем в дюжине ипостасей. Тексты порой называют Себека не просто благим, но и «прекрасноликим», причем красота считалась неотъемлемым атрибутом многих поздних ипостасей этого божества, например, Пнефроса – «Прекрасного», почитавшегося в Шедит.
«У египтян бог умирает, бога оплакивают, показывают его храм и могилу. Правда, и эллины приносят жертвы доблестным людям и чтут их, но не думают об их кончине. У египтян же божество и славят и оплакивают в равной мере. Одна египтянка держала в доме детеныша крокодила; все превозносили ее за то, что она пестует бога, и поклонялись этой женщине и ее питомцу. У нее был еще сын, едва вступивший в отроческий возраст, сверстник, сотоварищ игр и сотрапезник бога. Крокодил, пока не вошел в силу, был ручным, а когда вырос, проявил свою природу и пожрал мальчика. Бедная женщина считала участь сына счастьем, ибо он стал жертвой обитающего в их доме бога». (Максим Тирский «О почитании египтянами животных»)

Наряду с обожествлением крокодила, существует немало свидетельств о противостоянии крокодила солнечным богам. Иногда крокодил отождествляется с Апопом, или выступает на стороне Сета. Невероятная сила крокодила вызывала ужас. Отсюда и представления, что душам умерших в подземном мире также угрожает опасность от крокодила.
«Я – крокодил, главенствующий над страхом. Я – Бог-крокодил при нахождении его души среди людей. Я – Бог-крокодил, выявленный на уничтожение.» (Книга мертвых)

Существовало множество сказаний, повествовавших о солярных богах, сражавшихся с огромным крокодилом Мага и пронзавших его своими копьями. Среди таких богов – победителей крокодила были Ра, Шу-Онурис, Монту, Сопду. Гор, убивает своим копьем животное, которое считалось спутником Сета, и поэтому врагом богов. В Эдфу на большом празднике в честь Гopa разбивали две глиняные фигуры крокодила.
«Назад, Мага, сын Сета!
Да не будешь ты управлять своим хвостом!
Да не будешь ты схватывать своими руками!
Да не откроешь ты своей пасти!
Станет вода дыханием пламени пред тобою
И пальцы семьдесят семи богов да будут в твоем глазу.
Я – Онурис, прекрасный воин,
Я – великий, владыка мощи,
Не схватывай, ибо я Монту!
Не приближайся, ибо я Сутех!
Не поднимай твоих рук на меня, ибо я Сопду!
Не приближайся, ибо я Спаситель!»

Согласно одной из легенд, Шу-Онурис, старший сын Ра, неизменно сопровождает своего отца во время его плавания по небесному Нилу. С копьем в руке стоит он на носу солнечной ладьи и охраняет Ра от нападения гигантского крокодила:
«Слава тебе Шу, наследник Ра,
Старший сын, вышедший из его тела!..
Поражающий врагов ежедневно!..
Утренняя ладья в ликовании,
Когда они видят Шу, сына Ра, победителя,
Ибо вонзил он копье свое в злого».

Мы встречаем сына солнца, защищающего своего отца от врагов, в целом ряде легенд. Одним из наиболее полно сохранившихся подобных сказаний является эдфусский , который дошел до нас в тексте, посвященной ему мистерии, высеченном на стене храма в городе Эдфу (егип. Бехдет) в Верхнем Египте, куда был перенесен культ Гора Бехдетского, возникший, вероятно, в городе Бехдет в дельте Нила. Гор сопровождает ладью своего отца, бога солнца Ра, плывущую по Нилу, и поражает превратившихся в крокодилов и гиппопотамов врагов Ра во главе с Сетом. На рельефах храма, сопровождающих текст, Гор Бехдетский изображен стоящим на ладье впереди Ра, в руках у него гарпун, которым он и поражает врагов солнечного бога.

Образ солнца – победоносного воина, сначала пешего, а позднее всадника, впоследствии в сильнейшей степени повлиял и мифологически и иконографически на создание в христианском Египте многочисленных культов святых всадников-победоносцев: Сисинния, Фиваммона, Феодора и др.

Впервые предвечная сила Себека упоминается еще в «Текстах пирамид», где умерший царь отождествляет себя с богом-рептилией, которого рождает и кормит своим молоком предвечная мать Нейт-Мехетурет, небесная корова-пловчиха половодья:

«Себек, зеленый перьями, грозный обликом, широкогрудый, блистательный, выходящий от ног и хвоста Великой, которая есть сияние».

В строках этого же гимна Себек прославляется как Шедит, или «Тот, кто в Шедит» – столице болотистых земель Фаюмского оазиса, где культ крокодила известен с глубочайшей древности. Более поздние тексты повторяют описание божества, «зеленые перья» на голове которого – это стебли и цветы водных растений, зубы которого сильны и многочисленны, тело которого длинно и могуче. Себек на протяжении всей истории своего культа сохранял наиболее агрессивные качества животного, о чем говорят его эпитеты: «острый зубами», «любящий разорение».

Сексуальная сила Себека, имя которого можно перевести как «Оплодотворяющий», подчеркивается, опять же, в заупокойных текстах, называющих бога «владыкой семени», тем, «кто ест, совокупляясь», «приносящим беременность». В египетской традиции крокодил предстает воплощением грозной воли богов, символом неотвратимости судьбы и воплощением могущества водной стихии, реки в период ее неукротимого половодья. В эпоху Нового царства и позже Себек, почитаемый и как благое божество, вынесшее из вод Нила тело Осириса, ассоциировался и с творцом в его солнечной форме.

Наиболее хорошо сохранившийся в наши дни храм Себека был посвящен ему вместе с Хоруром в Ком
Омбо, где все святилище пересекают параллельные две оси, посвященные божествам. Поблизости от храма был найден некрополь священных животных с огромным числом мумий крокодилов разных эпох. Некрополи с мумиями священных крокодилов также обнаружены и в Эсне. В Маабаде, в пещерах Самун, датированных греко-римским временем, хранились тысячи мумий рептилий, включая огромных особей длиной до 9 метров.

В 1967 году археолог Хассан Бакри обнаружил в Сумену (совр. Махамид эль-Кибли, в 15 км южнее Арманта) поразительной красоты скульптурную группу, изображающую Аменхотепа III под защитой Себека, выполненную из сливочно-желтого, полупрозрачного алебастра. Диада была обнаружена на дне глубокого колодца, наполненного водой, который находился на территории почти полностью разрушенного храма Себека и предназначался для разведения священных крокодилов бога. Статуя стояла некогда в открытом дворе храма; перед ней находилось отверстие, через которое крокодилам, обитавшим в подземных каналах под храмом, бросали пищу. Это отверстие, сделанное в массивной песчаниковой плите, закрывалось гранитным блоком со скульптурными изображениями двух крокодилов и лица богини Хатхор, который мог сдвигаться с места и открывать отверстие, так как был установлен на бронзовых шарах.

Археологические работы здесь были начаты из-за строительства канала Савахель Армант и дали богатейший археологический материал, связанный с культом бога-крокодила. Верховными жрицами храма в Сумену, процветавшего уже в эпоху Среднего царства, порой были царские жены: Хенеметнефретхеджет – жена Сенусерта II и мать Сенусерта III, последняя царица XII династии Нефрусебек, великие царицы XVIII династии – Яхмес Нефертари, Хатшепсут и, наконец, Тейе, супруга Аменхотепа III. Имена этих цариц сохранились на культовых цилиндрах и бусинах ожерелья, которое некогда украшало статую Себека в этом храме.

Главный культовый центр Себека находился среди топей Фаюма, древней Та-ше, – «Земли озера». Здесь в древности было огромное количество рептилий, обитавших на островах и в прибрежных зарослях озера Себека, которое в наши дни называется Карун; крокодилы здесь были символами первозданной стихии воды, великого океана Нуна, на поверхности которого в облике Себека поднимается бог-творец, выползая на отмель, становясь духом Нила и его плодородного паводка.

Античный историк Диодор приписывал учреждение культа Себека в Шедите царю Менесу, которого, согласно легенде, загнали на топкие берега озера дикие собаки, от которых он спасся на спине крокодила, перевезшего его на собственной спине на другой берег озера.

Себек в Файме почитался в греко-римское время более чем в дюжине ипостасей, среди которых особенно значимыми были Петесухос, Сокнопайос, Соконопис и Сометис. В фаюмской деревеньке Евхемерия почиталась пара крокодилов Псоснаус – «два брата», а в Каранисе пара Пнефрос и Петесухос.

В местности Джа, основанной Аменемхетом III (совр. Мединет Маади) Себек почитался в прекрасном храме XII династии вместе с Рененутет, богиней в облике змеи, хранительницы урожая. Поблизости от этого святилища недавно был найден еще один храм, эпохи Птолемеев, где почиталась еще одна пара крокодилов.

Во время недавних раскопок в храме было обнаружено специальное помещение-инкубатор со сводчатой крышей, в котором хранились яйца, из которых потом вылуплялись крокодилы. Здесь же молодые особи кормились и вырастали до размера, необходимого для участия в храмовых ритуалах или же мумификации. Здесь было найдено около девяти десятков яиц. Во многих уже были зародыши на разных этапах развития. Квадратный бассейн со стороной длиной 30 см и двумя низкими ступенями был предназначен для миниатюрных воплощений Себека в первые часы их жизни.

Наиболее крупные особи, считавшиеся непосредственно земными воплощениями божества, обитали в специальном бассейне на территории главного храма в Шедит, о котором пишет в своей «Географии» Страбон:

«Город назывался прежде Крокодилополем. Дело в том, что в этом номе весьма развито почитание крокодила; у них есть одно такое священное животное, содержимое отдельно в озере и прирученное жрецами. Оно называется Сухом. Кормят животное хлебом, мясом и вином; эту пищу всегда приносят с собой чужеземцы, которые приходят созерцать священное животное. Наш хозяин, одно из должностных лиц, который посвящал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу».

После смерти животное бальзамировали, на какое-то время помещали в наосе в храме, а затем в специальных длинных носилках перемещали в некрополь. Для осуществления всех нужд культа воплощения Себека существовали «жрецы богов-крокодилов» и «те, кто хоронит тела богов-крокодилов Земли озера».

В Фаюме известно несколько некрополей крокодилов: Макдола, Ком эль-Хамсин, Телль Махарака, Теадельфия и Тебтюнис. В большинстве своем в некрополях были похоронены не те крокодилы, что считались вместилищем ба божества, но их «малые» собратья, к которым также относились с большим почетом. Бальзамировали рептилий разного возраста, зачастую новорожденных, а порой, как и в случае с ибисами Тота, мумии были фальшивками, набитыми травой и илом.

Священными также считались и яйца крокодилов. В эль-Лахуне в яме на глубине одного метра крокодильи яйца были выложены по кругу, по диаметру ямы. Поблизости было найдено и несколько мумий, среди которых особенно значимыми были два взрослых крокодила, погребенные в двух отдельных могилах. Около головы одного из них, воплощая египетскую идею о хеперу – воплощениях божества, которые составляют собой сущность творца, лежало около пятидесяти крохотных крокодильчиков, которые только что вылупились из яиц. В соседней могиле, помимо мумии крокодила, яйца с разбитой скорлупой лежали в мешке на полметра глубже.

Как мумии взрослых рептилий всех размеров, так и их яйца во множестве находят в некрополе Хавары, близ руин знаменитого заупокойного храма Аменемхета III. В некрополе священных крокодилов в Тебтюнисе в начале XX века были обнаружены тысячи забальзамированных животных, некоторые из которых были очень тщательно забальзамированы и завернуты в папирусы. Местом погребения животных служили ямы глубиной около метра. Два свитка папируса с демотическими текстами о местной религиозной ассоциации Месех – «Крокодил», связанной с культом Себека, были обнаружены под челюстями одной из рептилий. На протяжении шести веков здесь было похоронено около десяти тысяч крокодилов. Неизвестно, где были выкормлены эти животные, возможно, оно находилось где-то около канала в эль-Лахуне. Помимо крокодилов, в некрополе Тебтюниса нашли свое последнее пристанище многочисленные кошки.

_______________________________

В древнеегипетской мифологии особое место занимает бог Себек – повелитель водной стихии, бог воды, от которого зависит разлив Нила. Его зооморфной формой был крокодил. Существовало 2 формы его изображений: с головой крокодила и человеческим телом, или наоборот – с головой человека и телом крокодила. На иероглифах он изображался лежащим на почётном постаменте. В плане произношения его имени также есть 2 варианта: Собек и Себек.

Крокодилы считались аватаром бога Себека. Для этого египтяне массово вылавливали крокодилов, выбирали лучшего, признавали его воплощением божества и украшали лапы рептилии браслетами, а уши серьгами. Для этого выбирались серебряные и золотые украшения и драгоценности. Бывали случаи, когда выбирали сразу несколько крокодилов для поклонения. Однако чаще всего египтяне ожидали естественной смерти одного крокодила, чтобы вновь выбрать аватар бога среди молодых рептилий. Умершего крокодила тщательно мумифицировали.

Рядом с Киман-Фарисом (Крокодилополем) обнаружено более 2-х тысяч мумий этих священных рептилий. Если подсчитать математически, взяв за основу срок жизни обычного крокодила (который часто был больше срока жизни человека), то можно предположить, что традиция выбирать и поклоняться крокодилам-Себекам насчитывает около 20 тысяч лет. Это всё может свидетельствовать о высоком почитании этого божества в египетском обществе.

В древнеегипетской мифологии есть сведения о почитании крокодила Петсухоса как реального воплощения бога Себека. Египтяне верили, что он обитал в озере, которое примыкало к главному святилищу божества. Из этого озера они пили воду для обретения магического покровительства и защиты от Себека, а также кормили крокодила Петсухоса разными деликатесами.

Доброе божество

Несмотря на пугающую аватару крокодила, сам Себек в представлениях египтян не был злым или даже жестоким. Об этом можно судить хотя бы на основании того, что он:

  • даровал жизнь;
  • следил за разливами Нила;
  • приносил хороший урожай;
  • обеспечивал жизнью всех речных существ.

К Себеку обращались в своих молитвах рыбаки, а также охотники, которые охотились в камышах. Его просили о содействии в перевозке умерших душ к чертогам бога Осириса.

Есть отдельные свидетельства, что к Себеку обращались даже как к предсказателю. И в отличие от других древнеегипетских богов он получает титул внимательного и прислушивающегося к молитвам бога.

Версии происхождения

Среди египтологов и других учёных нет единого мнения относительно происхождения Себека. По одной версии его (как и иных первичных богов) родил бог Ра. По второй версии его (как и самого бога Ра) породили Геб и Нут. Также есть ещё версия, что он является сыном Нейт, которая почиталась как великая мать прочих богов, повелительница войны и охоты, водной и морской стихии, матери ужасающего змея Апопа. При этом ничего не известно о жене Себека. Это может свидетельствовать о скрытности и хитрости Себека в представлениях древних египтян.

Изобретатель сетей для рыбной ловли

Согласно одной сохранившейся легенде, египетский бог Ра как-то пытался найти двоих сыновей бога Гора – Амсета и Хапи. Они прятались от Ра в Ниле. Сам бог Ра не смог найти этих двух сыновей Гора, и поэтому он поручил отыскать собственных пра-пра-правнуков Себеку. Тот стал через свои пальцы рук просеивать ил Нила. Так он отыскал Амсета и Хапи. И таким образом возникла идея рыболовных сетей.

Есть и другие эпизоды, когда Ра поручал Себеку найти что-то в Ниле. Так, однажды Себек отправился на поиск отрубленных рук бога Гора, которые были выброшены в Нил. Руки жили сами по себе и их было очень трудно поймать. Но Себеку удалось после преследования их как рыбаку выудить и вернуть Ра. Бог Ра сделал вторую пару, которая как реликвия долго находилась на хранении в городе Нехене.

Себек и его почитание

О популярности Себека у египтян служит не только мумификация крокодилов. Об этом свидетельствуют некоторые факты:

  • его имя постоянно всплывает в найденных древнейших египетских переписках;
  • археологи находят отдельные папирусы, посвящённые воспеванию отдельных предметов Себека (например, 12 гимнов лишь его короне в одном из папирусов);
  • у Себека была корона, что свидетельствует о высокой роли в божественной иерархии;
  • сохранились статуи, на которых Себек на спине везёт мумию Осириса, а по легенде пропавший детородный орган Осириса съел некий крокодил (что свидетельствует о большой роли Себека в жизни Осириса);
  • изображениям Себека египтяне часто придавали магические и целительные свойства;
  • народ верил, что чем больше будет крокодилов на берегах Нила, тем лучше будет разлив и урожай;
  • на протяжении II тысячелетия до нашей эры фараоны часто именовали себя Себекхотепом, что дословно переводится как «Себек доволен».

Себек и водная стихия

Себека называли тем, кто вынуждает зелень произрастать на водных берегах. Основные сельскохозяйственные ресурсы находились на берегах Нила. И неудивительно, что ему, как повелителю вод, поклонялись и строили многочисленные святилища. Так возник город Крокодилополь (что дословно переводиться как город крокодила). Также существует множество вариаций имён бога Себека: Пнеферос (прекрасноликий), Сокнебтунис (повелитель Тебтуниса); Сокнопайос (владыка острова) и др. Известны также и множество водных религиозных обрядов, связанных с богом Себеком. Так, в начале июля древнеегипетские жрецы бросали в реку восковые фигурки крокодилов. Люди, верили, что благодаря магии фигурки оживали и выползали на берег в виде живых рептилий, что предвещало удачу и плодородие.

Ненасытность Себека

С богом Себеком связаны и легенды о его ненасытности. Согласно одной истории, он в одиночку напал на вражескую орду и живьём её сожрал. После этого откусанные головы Себек продемонстрировал другим богам, угрожая и им. Тогда другие боги предложили принести ему много хлеба, чтобы утолить его бесконечный голод. Согласно другой истории, Сет убил Осириса, расчленил его тело, а куски бросил в Нил. Тогда Себек захотел поживиться кусочками тела и бросился в Нил. За это нахальное поведение другие боги отрубили Себеку язык в качестве наказания. По этой причине у крокодилов отсутствует язык.

Существует также мифологическая версия об укрытии злого бога Сета в теле Себека для избегания возмездия за убийство бога Осириса.

Храм Ком-Омбо

Храм Ком-Омбо – это одно из самых главных свидетельств почитания бога Себека в Древнем Египте. Он расположен около Асуана и посвящён сразу двум богам: Гору и Себеку. Он очень оригинален с точки зрения архитектуры, т.к. ставилась цель угодить сразу двум великим богам, при этом сохранив типичные архитектурные каноны (святилище, двор, пилон, зал подношений). В храме все части удваивались, но сохранялось ощущение единства за счёт наружной стены храма. Также параллельно располагались два святилища обоим богам: на севере – Гору, на юге – Себеку. Кстати, это ещё один факт в подтверждении значимости Себека – юг у египтян был важнее севера. Себек изображался на стенах храма в окружении своей семьи.

Убийство священного крокодила во имя любви

В особых случаях мужчины стремились доказать свою любовь возлюбленным через убийство самого опасного и сильного крокодила. Это считалось подвигом. Но при этом допускалось такое убийство священного животного только во имя любви.

Целебные статуи бога Гора, стоящего на крокодилах

Древние египтяне часто обращались за помощью к особым статуям, на которых бог Гор стоял на крокодилах и держал в руках змей. Египтяне верили, что высеченные на камне заклинания способны обеспечить человека магической силой от укусов змей и скорпионов. Для такой защиты нужно просто полить водой эту статую, потом собрать эту воду и выпить. Считалось, что магическая сила от текста переходит к воде через камень. По этой причине египтяне повсеместно делали каменные амулеты миниатюрных размеров, чтобы обеспечить себе магическую защиту.

Крокодил был священным животным бога воды и разлива Нила Себека (греч. Сухос). Изображалось это божество в виде человека, крокодила или человека с головой крокодила. Считалось, что Себек дает плодородие и изобилие. Два главных центра культа Себека находились в Фаюме и Сумену, южнее Фив. В Шедите , главном городе оазиса Фаюм, он считался главным богом, по причине чего греки дали этому городу название Крокодилопль. В разных местах оазиса поклонялись разным ипостасям Себека. В Фаюме он считался демиургом и был объектом почитания: "Хвала тебе, который возвысил себя из первоначального ила...". В нем видели благодетельную силу и обращались к нему с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире.

Свидетелем поклонения богу Себеку был Геродот. Вот, как описывает он культ крокодила в Древнем Египте: "Если какого-нибудь египтянина или (что все равно) чужеземца утащит крокодил или он утонет в реке, то жители того города, где труп прибило к берегу, непременно обязаны набальзамировать его, обрядить как можно богаче и предать погребению в священной гробнице. Тела его не дозволено касаться ни родным, ни друзьям. Жрецы бога [реки] Нила сами своими руками погребают покойника как некое высшее, чем человек существо". Уже в "Текстах пирамид" Себек упоминается как сын Нейт, древней богини, фетишем которой были две перекрещенные стрелы. Считалось, что будучи богиней воды и моря, Нейт рожала бога-крокодила Себека во время разлива Нила.Она часто изображалась кормящей грудью 2-х маленьких крокодильчиков. Нейт была связана с заупокойным культом, являясь главой «дома бальзамирования» и вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет изображалась на саркофагах.

Имя Себека входит в качестве компонента в теофорные имена фараонов XIII династии. Особой благосклонностью его культ пользовался у царей XII династии, в частности у фараона Аменемхата III, Птолемеев и римских императоров. В Риме господствовало поверье, что тот, кто намажется крокодильим жиром, может спокойно плыть между крокодилами и что крокодилова кожа на воротах двора защищает от вреда. наносимого градом. В отличие от многих других египетских божеств Себек не имел триады и в религиозных текстах фигурирует один. В демотических текстах из Фаюма появляется богиня, сопутствующая Себеку, - Себекет. Ее имя является формой женского рода имени Себек. Изображалась она в антропоморфном виде или в виде женщины с головой льва.

В качестве доброго, благожелательного бога Себек выступает помощником бога Ра в его борьбе с силами мрака. Таким же он является в мифе об Осирисе. По одному из вариантов мифа именно крокодил выносит на себе тело утонувшего Осираса. Крокодилы, считавшиеся его воплощениями, мумифицировались после смерти. Однако в других местах Древнего Египта Себек считался опасным водным хищником и включался в свиту злого бога Сета, считаясь враждебным и Ра, и Осирису. Гигантский крокодил Мага, как существо связанное с водной стихией и первобытным хаосом, выступает противником солнечного Ра. В "Папирусе Харриса" читаем: "Назад, Мага, сын Сета! /Да не будешь ты управлять своим хвостом! / Да не будешь ты схватывать своими руками! / Да не откроешь ты своей пасти!/ Станет вода дыханием пламени пред тобою, / И пальцы семьдесят семи богов да будут в твоем глазу". Сам Сет превращается в гигантского крокодила, охраняющего два Ока Уаджет. Анубису удается завладеть ими, приняв облик крылатого змея с ножами вместо перьев, и захоронить в другом месте. Они прорастают, став виноградными лозами. На рельефах храма в городе Эдфу (егип. Бехдет) в Верхнем Египте, куда был перенесен культ Гора, он изображен стоящим на ладье впереди Ра, в руках у него гарпун, которым он поражает крокодила. В "Поучении Мерикара" в строках 130-134 о Ра сказано следующее: Он создал небо и землю... он устранил крокодила из вод".

Повелитель вод Себек отождествлялся с Мином, богом плодородия, «производителем урожая». Воды разлива "оплодотворяли " землю и способствовали произрастанию урожая. С началом разлива вылуплялись из отложенных яиц крокодильчики, и это обстоятельство связывало крокодила с плодородием, с представлениями об обильном урожае, с предсказанием размера наступающего разлива. Отмечая почет, которым пользуется у египтян крокодил, Плутарх приводит предание о том, что место, где самка крокодила откладывает яйца, отмечает предел разлива Нила: "Они кладут шестьдесят яиц, столько же дней высиживают их, и столько же лет живут самые долголетние крокодилы, а это число - первое из тех, кто занимается небесными светилами". Здесь великий философ имеет в виду период в 60 лет, называвшийся в древности Великим Годом, потому что через каждые 60 лет происходили "встречи" Юпитера с Сатурном. Завершение разлива Нила и появление черной земли в древнейшие времена происходили при нахождении Солнца в знаке Скорпиона. "В классической астрологии знак Скорпиона - водный. Вода же - символ жизни", а крокодил живет в воде. "Египетский иероглиф, обозначающий черное, представлял собой кончик крокодильего хвоста. И не потому, что он на самом деле черного цвета; просто глаза крокодила олицетворяли восход Солнца, а его хвост - заход или темноту". В те древнейшие времена бог солнца воплощался в образе крокодила - Себека-Ра.

Не будет преувеличением заявление, что Древний Египет - это цивилизация Нила, без этой великой африканской реки на этом в целом бесплодном пространстве не могло бы возникнуть и существовать многочисленное и высокоразвитое общество. Поэтому древнеегипетская религия должна была каким-то образом отразить то значение, которое имел для всего общества Нил – так и возникли божества Нила, одно из которых, Себек, было едва ли не наиболее колоритным во всём пантеоне.

Попробовали бы египтяне не сделать богом крокодила…

Колорит бога Себека для современного восприятия, прежде всего, в его внешности – так как его изображали в виде человека с головой крокодила (изображения в образе крокодила, без человекоподобных элементов, были редкими и относились чаще всего к более древним культам). Практически все специалисты сходятся во мнении, что Себек - это классический случай трансформации более древних тотемических верований в элемент высокоразвитой сложной языческой религиозной системы. Вполне естественно, что на ранних этапах существования человеческого общества на берегах Нила, в эпоху первобытнообщинного строя, крокодил был одним из наиболее опасных для людей соседей. В Африке и в наши дни ежегодно сотни людей становятся жертвами нападений крокодилов, а в древности противостояние наверняка было ещё более ожесточённым.

Древние люди пытались справляться с различными опасностями не только практическими, но и магическими средствами – объявляя тех или иных хищников своими родственниками и покровителями (тотемами), а также обожествляя их. Именно так, видимо, и случилось с крокодилами Нила, которые в эпоху Древнего Египта и превратились в Себека, бога Нила, «ответственного» за пресную воду, владыки всех обитающих в реке животных, покровителя рыбаков и по совместительству имеющего определённые функции бога плодородия.

Подробности почитания Себека в Египте неизвестны, однако есть данные, что в каждом городе существовала практика содержания священного крокодила – то есть специально отловленного животного, в котором, согласно верованиям, обитал дух Себека. Скорее всего, священные крокодилы менялись каждый год: так как только лишь в одном из культовых мест почитания Себека было обнаружено две тысячи забальзамированных и погребённых по специальному обряду мумий крокодилов. До сих пор нет ясности и в вопросе о мифологической родословной Себека: по одной версии, он был сыном верховного бога и отца богов Ра, по другой, был представителем более древнего божественного поколения.

Если Себек доволен – всё в порядке

Положение Себека среди других египетских богов и его значение для египтян было довольно неоднозначным. С одной стороны, он никогда не мог конкурировать по части влияния и значения культа с верховными египетскими богами (Ра, Гором , Осирисом и другими). Кроме того, он был не одинок и в собственной «епархии». Дело в том, что обожествление египтянами Нила порождало и других божественных персонажей, помимо Себека. Так, в ряде номов (областей) Египта особо почиталось божество по имени Хапи, который считался ответственным исключительно за разлив Нила, то есть за то событие, которое и приводило к образованию плодородной полосы вдоль реки. Хапи изображался как человекоподобное существо с явными внешними признаками, свойственными для культов плодородия: сочетание мужских и женских черт (развитая мускулатура и женская грудь), тучными формами и акцентированными детородными органами.

Так что там, где был культ Хапи, Себек лишался своих функций ответственного за разлив Нила и превращался тем самым в более неуправляемое и стихийное божество, отражавшее могучий и зачастую опасный нрав реки. Там же, где Хапи не имел особого значения или вовсе отсутствовал среди сверхъестественных персонажей, Себек обладал всей полнотой магической власти над Нилом. На определённом этапе истории Древнего Египта Себек и вовсе стал одним из популярных богов – не зря же ряд фараонов носили тронное имя, посвящённое богу с крокодильей головой, «Себекхотеп», что означало «Себек доволен». Существовал и особый культовый центр почитания Себека – город Шедит, расположенный в плодородном Файюмском оазисе в Среднем Египте. В Шедите существовал величественный храмовый комплекс, посвящённый Себеку, именно здесь содержались наиболее известные и почитаемые «живые воплощения» боги-крокодилы, именно здесь и были обнаружены тысячи мумий этих священных крокодилов.

Александр Бабицкий