Как освоить новый навык: работа с деревом. Станки по дереву для домашней мастерской: чертежи, инструкции и фото-примеры Современные приемы работы с деревом

Многие работы по отделке деревянного дома может самостоятельно выполнить мужчина даже с небольшим набором инструментов. А если опыта маловато, то дельные советы Романа Телегина помогут справиться с некоторыми типичными проблемами.

Отделывать стены вагонкой приходилось многим. Этот исключительно популярный в индивидуальном строительстве материал можно приобрести сегодня повсюду. Вам предложат шпунтованные доски на любой вкус: от аккуратно упакованной в полиэтилен ев-ровагонки категории А до невзрачного материала с дефектами и к тому же сырого. Разница – в цене. Не хочешь лишних проблем – заплати побольше и работай с добротным материалом. Ну а если средства не позволяют, проявляй смекалку.

Обшивка вагонкой

Немалую головную боль строителям доставляет вагонка с выпадающими сучками и трещинами. Такие доски зачастую нещадно выбраковывают, и выгода от недорого приобретённого материала становится эфемерной. Я стараюсь обходиться без подобных потерь. Добиться этого позволяют несколько правил, которыми я руководствуюсь всякий раз, когда приходится работать с вагонкой.

Прежде всего весь приобретённый материал я обязательно выдерживаю под навесом не менее месяца. Доски укладываю лицевой стороной вниз, прокладывая ряды реечками с интервалом в 1-1,5 м. Штабель укрываю плёнкой, оставляя торцы досок открытыми. Выбраковка по причине пространственной деформации досок в этом случае сводится к минимуму.

Длинномерные хлысты с выпавшими сучками стараюсь не отбрасывать в сторону, а заделываю гнёзда от выпавших сучков пробками от винных бутылок. Подогнать их по диаметру отверстия нетрудно: пробку легко резать ножом. Заготовку смазываю клеем ПВА, забиваю её с усилием в отверстие, а затем срезаю ножом выступающую часть (рис. 1).

Короткие обрезки досок также использую, стыкуя их по длине. Для этого сначала срезаю под прямым углом торцы заготовок, а затем смазываю их клеем и плотно сжимаю (рис. 2). Образовавшийся шов затираю тестом из опилок с клеем ПВА, а после его высыхания зачищаю место стыка шкуркой.

Прибиваю вагонку, плотно сплачивая доски между собой. Чтобы не повредить гребень, использую обрезок вагонки, по которому можно смело наносить удары молотком.

И ещё одна хитрость, которую я применяю в тех случаях, когда нужно аккуратно состыковать поверхности потолка и стены. Сначала срезаю у крайней доски внутреннюю стенку паза (рис. 3). Затем замеряю расстояние от стены до последней прибитой доски и отпиливаю лишнюю полоску у заготовки. Установить такую доску – не сложно: нужно лишь приложить её к обрешётке и прибить.

Настилка пола своими руками

Не менее ответственная работа при строительстве дома – укладка полов. С некондиционной половой доской ра ботать ещё сложнее, чем с вагонкой невысокого качества. Чтобы сплотить деформированные доски без щелей, нередко используют скобы и клинья. Но, во-первых, не веяную доску таким образом плотно притянешь, а во-вторых, скобой можно сильно повредить лаги – попросту расколоть их.

Я сплачиваю половые шпунтованные доски с помощью винтового домкрата, который всегда имеется в наборе шофёрского инструмента. Делаю это так (рис. 4). Перпендикулярно лагам прибиваю упорную доску или брусок. Домкрат устанавливаю между этим упором и очередной половицей, а затем, постепенно выбирая зазоры (см. фото), креплю доску к лагам гвоздями. Передвигая домкрат вдоль половицы, можно добиться очень хороших результатов – щелей практически не будет. Чтобы не смять шпунт доски, между ним и чашкой винта домкрата устанавливаю прокладку из обрезка доски.

Сплачивая половицы таким способом, целесообразно гвозди забивать через шпунт (рис. 5): шляпки крепежа будут скрыты, а поверхность пола можно отстругать и отциклевать, не опасаясь за инструмент. Покрытый паркетным лаком такой пол будет выглядеть великолепно.

Есть ещё одна тонкость при укладке досок пола, благодаря которой можно так же плотно установить крайнюю к стене половицу. Для этого я тщательно замеряю расстояние от стены до последней уложенной доски, а затем работаю ножовкой, а лучше – дисковой пилой. Лишнюю полоску отпиливаю под углом (рис. 6). Установить подрезанную доску – не трудно. Молотком через прокладку либо киянкой загоняю крайнюю половицу враспор между стеной и последней прибитой доской (рис. 7).

Если нужно подремонтировать старый скрипучий пол, совершенно не обязательно отдирать все доски и перекладывать их заново. Зачастую справиться с этой проблемой можно, используя са-морезы длиной 70 мм. Главное здесь -попасть в лаги. Если не удаётся точно определить, где проходят элементы несущей конструкции пола, целесообразно снять плинтусы и заглянуть в щели между стеной и досками. Как правило, этот приём выручает. Внручивать саморезы лучше, конечно, шуруповёртом - сэкономите и время, и силы.

Два шаблона для фронтона (1)

Установка стоек у концов стропил фронтонных ферм – занятие трудоёмкое. Работу можно облегчить и ускорить, сделав два простых шаблона.

Рассчитайте или определите графически разницу в высоте стоек – размер А (для установленных с единым шагом стоек этот размер одинаков). Затем отпилите концы заготовок для стоек под углом наклона стропил. После этого от доски отпилите кусок, длина которого равна размеру А. Сначала заготовьте самую короткую стойку, а потом, прикладывая отрезок длиной А к предыдущей стойке, разметьте и отпилите следующую. Так же отрежьте и остальные детали. Теперь отпилите кусок доски, длина которого равна расстоянию между стойками (размер В), и используйте его как шаблон при установке деталей. Если вы всё сделали точно, останется только прибить стойки к стропилу и балке-затяжке.

Обрезная доска (2)

При строительстве дома довольно часто возникают ситуации, когда нужны широкие обрезные доски – например, коньковые и нижние элементы обрешётки, материал для обшивки углов сруба и другие. Качественно и быстро такие заготовки можно получить из необрезных досок с помощью простого приёма. К необрезной доске 1 прибивают ровную технологическую планку 2, которая скользит вдоль направляющего бруска 3 при пропускании заготовки через дисковую пилу. Направляющий брусок крепят на столе станка струбцинами. Чтобы обработать второй край доски, планку отрывают, а доску переворачивают ровной кромкой к направляющему бруску и повторяют операцию.

Как сделать стропило для вальмы (3)

Чтобы подготовить стропила для установки в вальмы или разжелобки, можно воспользоваться простым приёмом, который часто применяют опытные плотники. Положите лезвие столярного угольника на конец заготовки под нужным углом и проведите две параллельные линии на расстоянии друг от друга, равном толщине доски. Потом отрегулируйте столик циркулярки для запила под углом 45 градусов и сделайте резы сначала с одной, а потом и с другой стороны доски. В результате получится торец с двойным запилом, позволяющим вставить стропило между двумя перпендикулярно установленными элементами несущей конструкции крыши.

Отрезать доски в размер (4)

Такой шаблон поможет разметить линии распила досок горизонтальной обшивки в местах примыкания их торцов.

Это приспособление особенно полезно в тех случаях, когда дверные и оконные наличники или угловые элементы дома слегка отклоняются от вертикали.

Шаблон можно сделать из обрезка доски-двадцатки. Паз в шаблоне надо очень точно подогнать к профилю доски обшивки, чтобы она могла удерживаться в нём.

При подгонке накройте наличник концом доски, а затем прижмите сверху шаблон и разметьте линию реза.

Скобы побоку (5)

Бывают ситуации, когда узкие лаги прибиты к стенам, а на них надо настилать пол. Воспользоваться при этом скобами, вбитыми в лаги сверху, и клиньями нет возможности. В этом случае скобы можно забить в лаги сбоку и поджать настилаемые доски с помощью упоров.

Csja золото Цвет Дерево жизни проволоки Обёрточная бумага капли воды…

154.88 руб.

Бесплатная доставка

Герой фильма «Я - робот» в начале киноленты высказал весьма скандальную идею для рекламы недалекого будущего: «Мы видим, как столяр делает чудесное кресло. А потом появляется робот и делает кресло вдвое быстрее и вдвое красивее». Так вот персонаж Уилла Смита в корне не прав. Точнее, прав, но правда эта - однобокая. Не для того ли мы придумали роботов, чтобы оставить себе время для творчества? Ни одна машина в ближайшую сотню лет не сможет превзойти человека в творении - этот процесс настолько субъективен, настолько непонятен, что никаким алгоритмам не понять его принцип.

Создать стол или деревянную статую не очень сложно. А вот создать их качественными и необычными, уникальными и красивыми - прерогатива настоящего мастера. Да, через какое-то время то же самое сможет сделать и машина, но только потому что она уже знает, как это сделать. Превосходство же специалиста в том, что он способен творить новое, рушить стереотипы и обходить общепринятые рамки. Данная философия вплотную затрагивает и сферу столярного ремесла - это искусство требует не только умения, но и творчества.

Всем нам уготована стандартная участь: вырастить сына, посадить дерево и построить дом. В общем-то, необязательно ей следовать, однако профит в виде умения обращаться с деревянными брусьями, несомненно, полезен и ценен, даже если понадобится раз в жизни. Данному искусству уже несколько тысяч лет: деревянные стулья и статуи, как и изображения столяров, находили на раскопках в Древнем Египте и Месопотамии. В современности эта профессия не менее важна: хороший столяр умеет подобрать нужный материал и его отделку, а современные дома всё так же не могут обойтись без мебели, дверей и окон. Так что если ты искал плюсы в приобретении навыков работы с деревом, то это были они.

Начинать учиться чему-то новому с нуля всегда сложно, поэтому мы нашли для тебя столярную школу «Кедр» , где проводят учебные курсы, на которых мастера учат обращаться с ручными электроинструментами, ручным фрезером, классической столяркой и так далее. Выбор программ весьма немаленький: от базовых навыков до реставрации. А еще здесь рады абсолютно всем, независимо от возраста и пола (кстати, девушек там почему-то больше - лови шанс!).

Также в этой школе очень удобное расписание: есть интенсивные курсы по выходным и те, где ученик сам выбирает время посещения, - преподаватели всегда на месте и всегда готовы в формате коворкинга присмотреть за тобой, если захочешь сам поработать над своим проектом. В столице России имеются две площадки, а еще одна - в Санкт-Петербурге, так что если ты не планируешь переезжать из Саратова, жди открытия филиала.

Есть здесь и требования, куда же без них. В первую очередь это, конечно, наличие творческого и эстетического мышления. Без этих способностей ты всё еще сможешь заниматься столь народным делом, но рассчитывать на нечто большее, чем стандартные табуретки или шкафы, не стоит. Нет здесь места и тем, кто не обладает должным терпением, - потратить от нескольких часов до недели на одну вещь сможет только уравновешенный человек, готовый стараться и вкладывать душу в процесс. И конечно, потребуется определенная сумма денег для приобретения материала - если ты не хочешь, чтобы твой кухонный стол смотрелся бедненько, придется выбрать дерево покрасивее. Но в любом случае это будет дешевле типичного ЖУМАРВИШУБОЗА из IKEA.

Впрочем, как и в любой работе, в столярном деле есть свои минусы. Здесь их особенно стоит учесть: к примеру, сильные запахи обрабатывающих растворов вроде лака, клея, воска и других веществ. Такая какофония ароматов может привести к головокружению и постоянным головным болям. Так что придется почаще выходить на свежий воздух и носить затычки в носу. Также в мастерской постоянно будет витать деревянная пыль, стружки то и дело будут метить тебе в глаза, а циркулярная пила будет постоянно напоминать тебе об опасности сильного пореза, не говоря уже об обыкновенных занозах. На твое счастье, от всего этого есть средства защиты: маски, очки, перчатки, специализированная одежда. Без этого никак, уж прости, зато безопасно. И если ты не выносишь высокий уровень шума, то придется еще и звукоизолирующие наушники приобрести.

Еще одним экспертом в работе по дереву является столярный коворкинг «DIY Академия Bosch » - это современное пространство для мастеров и новичков, которые готовы учиться основам столярного мастерства и создавать эксклюзивные объекты из дерева. Базовые занятия для новичков - четыре дня, и сразу после этого ты утащишь домой свой первый стул на радость домочадцам.

Всего такой курс (с удобным и гибким графиком) идет две недели: разметка, пиление, фрезерование, шлифование, сборка, отделка - обо всём этом ты сможешь узнать от лучших специалистов России и проверить свои знания на современном оборудовании Bosch Green. А после прохождения курса ты станешь почетным резидентом проекта и сможешь вернуться туда уже с собственными творческими задумками. Мастерская также расположена в Москве, на северо-западе города - здесь очень современное оборудование, квалифицированный персонал и доступные цены. Что примечательно, можно даже заказать выездной коворкинг или мастер-класс - например, на детский день рождения или корпоративный праздник, где каждый желающий получит базовые навыки в столярном деле.

К слову, навыки - дело одно, да только голыми руками (пусть даже в перчатках) древесину не распилить и не обработать. Если коротко, то тебе точно понадобятся дисковая или торцовая пила, фуганок, рейсмус, дрель, фрезер, а также комплекты ручных инструментов, то есть стамески, киянки и ножовки. Советуем на этих инструментах не экономить, иначе однажды острая железяка отскочит тебе в физиономию, оставив шрам в стиле Тириона Ланнистера. Плюс к инвентарю неплохо было бы вспомнить школьные уроки по черчению - без правильно организованной схемы со всеми расчетами и метражом есть большой риск получить в итоге кривые ножки или вообще нестыкуемые детали. Дерево - это не кубики Лего: создавая из такого материала любую вещь, нужно иметь в виду, что ошибок быть не должно.

На эту тему есть одна древняя даосская притча. Однажды правитель Лу заказал столяру Ци раму для колокола. Когда работа была закончена, император пришел к мастеру и увидел настоящий шедевр, воскликнув: «Ци, эту раму словно создали боги! Как тебе удалось такое?». На что Ци ответил, что он обыкновенный ремесленник и не ведает божественного мастерства. «Сначала я три дня постился, забыв о будущих наградах и мнениях людей. К концу седьмого я уже не чувствовал ничего, кроме знания, что нужно сделать раму для колокола. И тогда я пошел в лес и увидел дерево, которое хорошо подходило для этого. Так и появилось мое творение». Эта история учит тому, что любое искусство существует прежде всего для самопознания и мира в собственной жизни. Столярное дело всегда будет жить, принося умиротворение своим умельцам. И тебе тоже, если научишься.

При наличии фрезерного станка реально упрощаются работы по врезке петель, формированию сложных отверстий, выемок, резьбы по дереву и т.д. Но это совсем не означает, что необходимо иметь профессиональное и дорогое оборудование: достаточно иметь простое ручное приспособление.

Единственное, что нужно – это уметь элементарно обращаться с деревом и пользоваться электроинструментами. Кроме этого, нужно иметь желание, иначе без этого никогда не будет результата. Те, у кого желания поработать нет, те просто покупают мебель или нанимают мастеров, чтобы, например, установить новую дверь и врезать замки. Любая работа, тем более с электроинструментом требует определенных знаний, и особенно техники безопасности.

Фрезерное устройство предназначается для обработки как дерева, так и металла. С его помощью, удается формировать углубления или отверстия любой конфигурации. Это позволяет сильно упростить такие задачи, как врезка петель и врезка замков. Сделать это с помощью стамески и электродрели не так-то и просто, да и времени на это уходит много.

Различают стационарные фрезерные приспособления и переносные (ручные). Ручные электрофрезы считаются универсальными приспособлениями, с помощью которых, при наличии насадок, возможно выполнение операций различного назначения, достаточно лишь изменить положение детали, по отношению к устройству или наоборот.

Стационарные устройства применяются на заводах или фабриках, где налажено массовое производство изделий из дерева или металла. В таких условиях, режущая насадка располагается неподвижно, а обрабатываемая деталь перемещается по нужной траектории. При использовании ручного инструмента наоборот деталь закрепляют неподвижно и лишь потом ее обрабатывают, хотя имеются детали, которые требуют фиксации ручного инструмента. В конструкции это предусмотрено, поэтому, она и считается более универсальной. Это особенно актуально, когда нужно обработать большое количество деталей, а использовать стационарный станок не представляется возможным.


Самодельный фрезеровальный станок – горизонтальная платформа с отверстием по центру, снизу к которой крепится ручное приспособление.

Встречается немало видов фрезеровальных станков, но для применения дома или для открытия своего дела, больше подойдут универсальные модели. Как правило, они комплектуются набором фрез и различных приспособлений для выполнения различного рода операций. Единственное, что при наличии ручного фрезера на простые операции может уйти гораздо больше времени, чем при использовании стационарного станка.

При помощи ручного фрезеровального устройства возможно:

  • Сделать пазы или выемки произвольной формы (фигурные, прямоугольные, комбинированные).
  • Просверлить сквозные и не сквозные отверстия.
  • Обработать торцы и кромки любой конфигурации.
  • Вырезать сложные по форме детали.
  • Осуществить нанесение рисунков или узоров на поверхность деталей.
  • Произвести копирование деталей, если необходимо.

Копирование деталей – одна из функций любого электрического фрезеровального станка.

Наличие подобных функций позволяет упростить производство однотипной мебели или изготовление одинаковых деталей, не связанных с производством мебели. Это одно из основных достоинств этого инструмента. Как правило, для производства однотипных деталей приходится устанавливать копировальные станки, которые предназначены для выполнения только одной операции, что не всегда выгодно, особенно в условиях малых предприятий.

Начало работы и уход за инструментом

Чтобы понять, как работает данное устройство, следует ознакомиться с основными его деталями и их назначением.

Состав и назначение основных узлов

Ручное фрезерное приспособление состоит из металлического корпуса и мотора, который находится в этом же корпусе. Из корпуса выступает вал, на который одеваются различные цанги, служащие переходниками. Они позволяют устанавливать фрезы различной величины. В цангу вставляется непосредственно фреза, которая фиксируется специальным болтом или кнопкой, что предусмотрено на некоторых моделях.


Основные элементы ручного фрезерного устройства и их предназначение.

В конструкции фрезерного приспособления предусмотрена металлическая платформа, которая имеет жесткое соединение с корпусом. Крепится она к корпусу посредством двух штанг. С внешней стороны плита имеет гладкое покрытие, обеспечивающее плавность движения в процессе работы.

Ручное фрезерное приспособление имеет некоторые характеристики, настройка которых осуществляется:

  • За счет ручки и шкалы настройки глубины фрезерования. Настройка осуществляется с шагом 1/10 мм.
  • За счет регулировки скорости вращения фрезы.

На начальных этапах, когда происходит освоение инструмента, лучше пробовать работать на малых или средних оборотах. Хотя следует всегда помнить, что чем больше обороты, тем качественнее работа. Особенно, если это касается ответственных, видимых участков, которые невозможно замаскировать.

Кроме этих рычагов имеется еще кнопка включения и выключения изделия, а также кнопка блокировки. Эти элементы считаются основными, обеспечивающими качественное и безопасное выполнение работ. Здесь же имеется еще и параллельный упор, который способствует удобству в работе. Он может быть жестко закрепленным или с возможностью регулировки сдвига рабочей области, по направлению от центра.

Уход за ручным фрезерным устройством

Обычно, заводское изделие попадает в руки человека испытанным и смазанным, так что дополнительных, каких-то мероприятий проводить не следует. Лишь в процессе его эксплуатации нужно следить за его чистотой и исправностью. При этом, его следует регулярно очищать от пыли и менять смазку, если в паспорте так написано. Особенно смазка необходима для движущихся частей. Как вариант, можно использовать аэрозольные смазки, но можно обойтись и обычными, типа «Литол». Не рекомендуется использование густых смазок, так как за них липнет стружка и пыль. Если применяются аэрозольные смазки, то от подобного фактора можно избавиться.

Смазки так же требует подошва – гладкая часть корпуса. Регулярное смазывание обеспечит нужную плавность движения.

Несмотря на это купленную вещь обязательно следует проверить на качество сборки и наличие смазки.

К сожалению, не все производители, а особенно отечественные, заботятся о качестве сборки. Бывают случаи, когда после первых же часов работы у изделия отвинчиваются шурупы или винты, так как они не были затянуты соответствующим образом.

Регулировка скорости вращения

Работа любого инструмента связана с определенными условиями, связанными, в первую очередь, с характером обрабатываемого материала. Это может быть фанера, композитный материал или обычная древесина. В зависимости от этого и выставляется скорость вращения на электроприборе. Как правило, в техническом паспорте всегда указываются параметры работы устройства, в зависимости от технических характеристик и характеристик обрабатываемых поверхностей, а также используемых фрез.


Показатели скоростей обработок при применении различных фрез.

Фиксация фрезы

Первое, с чего начинается работа, это установка и закрепление фрезы. При этом, следует придерживаться основного правила – все работы выполняются при вынутой вилке шнура из розетки.

Фреза устанавливается по определенным меткам, а если они отсутствуют, то на глубину не меньше ѕ длины самой фрезы. Как установить фрезу на конкретную модель, можно узнать из инструкции, которая в обязательном порядке должна присутствовать в технических документах на устройство. Дело в том, что каждая модель может иметь свои конструкционные особенности и рассказать об этом в статье не представляется возможным.


Установка фрезы на устройство перед началом работ.

Имеются модели как простые, так и более «продвинутые», как говорят. У некоторых моделях имеется кнопка блокировки вращения вала, что облегчает процесс установки фрезы. Некоторые, особенно дорогие модели, оборудованы трещетками. Так что описать конкретно процесс установки фрезы не получится, да и не имеет смысла, так как каждый, кто знаком с работой подобных устройств, разберется в момент.

Регулировка глубины фрезерования

У каждой модели предусмотрена своя, наибольшая глубина фрезеровки. При этом, не всегда требуется именно максимальная глубина, а определенная глубина, которая выставляется перед работой. Даже в том случае, если требуется максимальная глубина, то, чтобы не перегружать устройство, процесс фрезеровки разбивают на несколько этапов, ступенями изменяя глубину фрезеровки. Для регулировки предусмотрены специальные упоры – ограничители. Конструктивно они выполнены в виде диска, расположенного под штангой, на котором закреплены упоры различной длины. Количество таких ножек может быть от трех до семи, причем это не означает, что чем их больше, тем лучше. Лучше, если имеется возможность подстройки каждой из ножек, даже если их число минимальное. Чтобы закрепить этот упор в оптимальном положении, следует воспользоваться фиксатором, в виде флажка.

Процесс регулировки глубины фрезерования выглядит следующим образом:

Таким образом, заготовка выфрезеруется на заданную глубину.

На качественных дорогостоящих моделях имеется колесико точной подстройки глубины фрезерования.

С помощью этого колесика можно без нарушения предыдущей настройки более точно выставить глубину.

Это колесико (на фото выше зеленого цвета) позволяет корректировать глубину в не значительных пределах.

Фрезы для ручного фрезерного инструмента

Фреза – это режущий инструмент, который может иметь замысловатую по форме режущую кромку. Как правило, все фрезы рассчитаны на вращательные движения, поэтому имеют цилиндрическую форму. Такую же форму имеет и хвостовик фрезы, который зажимается в цанге. Некоторые фрезы оборудованы упорным роликом, благодаря чему расстояние между режущей поверхностью и обрабатываемым материалом остается постоянным.

Фрезы изготавливаются только из качественных металлов и их сплавов. Если требуется обработать мягкие породы древесины, то сгодятся фрезы HSS, а если требуется обработать твердое дерево, то лучше использовать фрезы из более твердых сплавов HM.

Каждая фреза имеет свои технические характеристики, которые обеспечивают ей качественную и долгую работу. Основной показатель – это максимальная скорость ее вращения, которую никогда не стоит завышать, иначе ее поломка неизбежна. Если фреза затупилась, то самостоятельно не следует пытаться ее заточить. Заточка фрез осуществляется на специальном, дорогостоящем оборудовании. Ведь нужно не только заточить фрезу, но и сохранить ее форму, что не менее, важно. Поэтому, если фреза, по каким-то причинам затупилась, то дешевле будет купить новую.

Самые ходовые фрезы

Имеются фрезы, которые используются в работе чаще других. Например:



Пазовые формы предназначены для создания углублений в произвольном месте заготовки.

Различают фрезы простые, монолитные, сделанные из цельного фрагмента металла, а есть наборные. Наборные фрезы состоят из хвостовика, который служит основой для набора режущих элементов. Подбирая режущие плоскости и устанавливая их на хвостовик, применяя шайбы различной толщины, можно сформировать произвольный рельеф на поверхности заготовки.


Наборная фреза – это комплект из режущих поверхностей и шайб, что позволяет собрать фрезу нужной формы.

На самом деле фрез очень много и это лишь небольшая доля того, что выпускается. Все фрезы отличаются диаметром хвостовика, диаметром режущих поверхностей, их высотой, расположением ножей и т.д. Что касается ручного фрезеровального оборудования, то достаточно иметь набор из пяти самых ходовых фрез. Если необходимо, то их в любое время можно докупить.

Правила работы с ручным фрезерным инструментом

Работа с электроинструментом требует особых правил, тем более, когда имеются быстро вращающиеся элементы. Кроме этого, в результате работы образуется стружка, которая разлетается во все стороны. Несмотря на то, что большинство моделей оборудованы защитным щитком, это не защищает в полной мере от потока стружки. Поэтому, работать с таким инструментом лучше в защитных очках.


На фото представлена модель, где подключается пылесос для отвода стружки.

Общие требования

Если выполнять основные требования безопасной работы с электрическим ручным фрезером, то конечный результат порадует качеством работы и безопасным исходом. Вот эти условия:


Требования не очень сложные и вполне выполнимые, а игнорировать их, значит подвергать себя опасности. И еще одно, не менее важное – это умение держать в руках фрезерный инструмент и чувствовать, как он работает. Если чувствуются серьезные вибрации, то нужно остановиться и проанализировать причины. Возможно, что фреза затупилась или попался сучок. Иногда требуется правильно установить скорость вращения фрезы. Здесь можно поэкспериментировать: или добавить обороты или их уменьшить.

Обработка кромок: использование шаблонов

Обработку кромки деревянной доски лучше осуществлять на рейсмусе. Если такой возможности нет, то можно воспользоваться и ручным фрезером, хотя это займет некоторое время. Эти работы проводятся как без шаблона, так и с шаблоном. Если навыки отсутствуют или их совсем мало, то лучше воспользоваться шаблоном. Для обработки кромок применяются прямые кромочные фрезы, как с одним подшипником в конце режущей части, так и с подшипником в начале (см. фото).


Фрезы для обработки кромок.

За шаблон можно взять уже обработанную доску или другой, ровный предмет. Причем длина шаблона должна быть больше длины обрабатываемой детали, как вначале, так и в конце обрабатываемой заготовки. Это позволит избежать неровностей вначале кромки и в ее конце. Здесь самое главное, чтобы шаблон или предмет, выполняющий роль шаблона имел гладкую и ровную поверхность. К тому же его толщина не должна быть большей зазора, находящегося между подшипником и режущей частью.

Ширина детали меньше длины режущей части

При этом, чем длиннее режущая часть, тем труднее работать с инструментом, поскольку требуется больше усилий. В связи с этим, лучше начинать работы фрезами, у которых средняя длина режущей части. Принцип работы при обработке кромки следующий:

  • Шаблон крепится так, чтобы он находился на нужной высоте и имел ровную горизонтальную поверхность.
  • Шаблон крепко монтируется к столу или другой поверхности.
  • Фрезу с роликом устанавливают так, чтобы ролик перемещался по шаблону, а фреза (режущая часть) по обрабатываемой детали. Для этого производят все необходимые манипуляции с шаблоном, заготовкой и инструментом.
  • Фреза устанавливается в рабочее положение и зажимается.
  • После этого инструмент включается и передвигается по шаблону. При этом следует определиться со скоростью перемещения, которая определяется глубиной обработки.
  • Фрезерный агрегат можно как толкать, так и тянуть: кому как удобно.

После первого прохода следует остановиться и оценить качество работы. Если необходимо, то можно осуществить еще один проход, отрегулировав положение инструмента. Если качество удовлетворительное, то струбцины снимают, освобождая обрабатываемую деталь.

С помощью такого подхода удается снять четверть по кромке или в какой-то из ее частей. Это делается за счет установки режущей кромки так, чтобы она уходила на необходимую глубину в деталь.


Четверть, снятая на мебельном фасаде.

Если заменить фрезу на фигурную и сместить направляющую, а также воспользоваться упором, реально нанести на деталь продольный рисунок (на фото ниже).


Нанесение на заготовку продольного фигурного рисунка.

Если применять подобную технику фрезерования (с шаблоном), то можно легко освоить технику работы с деревом вообще. По истечении некоторого времени можно отказаться от шаблонов, так как их установка отнимает много полезного времени.


Как сделать ровную кромку без шаблона: без опыта здесь не обойтись.

Ширина детали больше длины режущей части

Довольно часто толщина обрабатываемой детали больше длины режущей части фрезы. В данном случае поступают следующим образом:

  • После первого прохода шаблон снимается и осуществляется еще один проход. В данном случае шаблоном будет служить уже обработанная часть. Для этого, подшипник направляется по обработанной поверхности. Если режущей части опять не хватало, то придется осуществить еще один проход.
  • Для окончательной обработки следует взять фрезу с подшипником на конце, а обрабатываемую деталь нужно перевернуть верхом к низу, после чего она закрепляется струбцинами. В результате, подшипник будет перемещаться по обработанной поверхности. Такой подход позволяет обрабатывать толстые детали.

Подшипник направляется по обработанной поверхности, а режущая кромка обрабатывает оставшуюся часть заготовки.

Для того, чтобы освоить работу ручного фрезерного инструмента, потребуется много черновых заготовок, которых не жалко потом выбросить. Ни у кого, с первого раза, ничего не получалось. Чтобы что-то вышло, необходимо упорно тренироваться.

Получение различных фигурных кромок

Если требуется фигурная кромка, что скорее всего нужно, то сначала обращают внимание на состояние этой кромки. Если она неровная, то ее придется выровнять и лишь потом приступать к формированию фигурной кромки, подобрав соответствующую фрезу.


Округлая кромка.

Подготавливать поверхность нужно для того, чтобы фреза не скопировала кривизну, по которой будет перемещаться ролик. В данном случае, нужна последовательность действий, иначе позитивного результата не получится.

Выпиливание из дерева самый известный способ работы с деревом в нашей стране. Резьбой украшали наличники окон, карнизы, ворота, мебель и даже посуду с незапамятных времен. И в наши дни это искусство не потеряло актуальности, а лишь приобрело все большей популярности. Чего только не придумывают в наши времена мастера! Какие только шедевры не создают! Глядишь, и диву даешься. Встречались иногда такие чудеса как наборы для специй, игрушки с витиеватым рисунком, шахматные фигурки.

Занятие по выпиливанию из дерева способствует развитию и воспитанию глазомера, терпения, упорства и художественного вкуса. Работа с деревом – работа для души и полета творческой фантазии.

Для работы по дереву понадобится, конечно, специальный набор инструментов. Но перед тем, как вы решитесь заняться столь увлекательным делом, желательно немного потренироваться – заняться более простым видом мастерства – резьбой по бересте.

Для работы по дереву, именно для выпиливания, нам понадобятся инструменты: лобзик, в виде металлической или деревянной рамки, в форме буквы «П» и набор пилок разной толщины(от 1 до 10). Пилки вставляют в зажимы рамы и подвинчивают для укрепления и натяжения. Чем изящнее работа и узор, который мы решили выпилить – тем тоньше пилка нам понадобится. Еще нам понадобится струбцинка с винтом и доской (с треугольным вырезом), дрель и сверла различных размеров, напильники трех видов (круглый, полукруглый и плоский), кусачки и плоскогубцы, стамески, молоток, садовый нож, рубанок, линейки и угольники, лекала, кронциркуль и различные вспомогательные материалы (наждачная и стеклянная шкурка, шурупы, маленькие гвозди, кнопки и столярный клей).

В работе по дереву используют высшего сорта фанеру. Для более изящных работ с художественными элементами берут ровные, просушенные тонкие дощечки из липы, березы, клена. Их дорогих сортов дерева используют чаще всего: карельскую березу, дуб, орех, пальму, красное дерево, каштан.

К каждому из дерева нужен свой подход. Например, дуб плохо поддается обработке, а древесина вяза редко бывает ровной, сосна и ель – очень колкие, хоть ровные по строению. Самое мягкое и легко поддающееся обработке дерево – это липа. Древесина у нее белая, мягкая, легкая и имеет тонкие волокна. Береза, по своей структуре – более твердая. Молодая береза так же, как и липа имеет белую древесину, а береза «постарше» - с красноватым оттенком. Из березы удобнее делать более тонкие и сложные узоры, потому как она не так сильно раскалывается при обработке, как липа. Но береза очень сильно разбухает от сырости, а при неравномерном высыхании изделие может покоробиться или на нем могут появиться трещины, поэтому изделия из березы требуют специальной обработки: вощения или лакировки.

Древесина клена более твердая, но и более колкая. Дерево клена очень хорошо подойдет для полировки – он легко поддается искусственному окрашиванию под орех или пальму. Молодой клен склонен коробиться от сырости, а старый устойчивее к сырости. Розоватая и желтоватая древесина у ясеня. Дерево ясеня – наиболее твердое из всех пород деревьев, но колется он легче, чем береза.

Важную роль в выборе дерева для нашего изделия несет подбор рисунка дерева. Орех, ясень и карельская береза имеют очень красивые срезы.

Но лучше всего, для обучения, использовать фанеру – она не такая дорогая и более устойчива даже в неумелых руках. Для выпиливания подойдет тонкая (менее 2-х мм), гладкая, плотная фанера.

Техника выпиливания состоит из нескольких этапов.

Подготовка материала: строгаем рубанком, отшлифуем пемзой и протрем шкуркой наш рабочий материал. В порошок пемзы можно добавить немного льняного масла, но нужно учесть то, что от этого дерево немного потемнеет.

Рисунок, который мы выбрали для выпиливания, переведем на кальку (или простую бумагу) и подводим копирку и накладываем на подготовленную нашу дощечку. Приколем кнопками и карандашом сведем узор. Пронумеруем цифрами порядок выпиливания деталей, начиная с более мелких и заканчивая – наружным контуром узора (или орнамента).

Делаем отверстия в тех частях, которые будут выпилены, для того, чтобы ввести пилку в дерево. Если дерево прочное – можно сделать надколы острым шилом, в тех местах, где нужно сделать надрезы, а если есть опасения, что дерево может расколоться – лучше использовать дрель, при этом, дощечку лучше закрепить на ровной поверхности.

На доску (станок) которая крепко закреплена струбцинкой к столу, кладем нашу дощечку – рисунком вверх. При этом, отверстие 1 должно быть над серединой треугольного выреза в доске нашего «станка». Берем лобзик и вставляем пилку в нижний зажим (который у ручки), проводим другой конец в отверстие 1 снизу вверх и закрепляем концы пилки так, чтобы зубцы были наружу от рамы лобзика и вниз, по направлению к ручке. Натяжение пилки должно быть крепким, но главное и не перетянуть, так как может просто порваться.

И, наконец, сам процесс выпиливания. Пилим мы, держа лобзик за ручку под столом, а дощечку придерживаем сверху левой рукой, проворачивая ее так, чтобы пилка все время была в середине треугольного выреза. Пилить лучше сверху вниз, отслеживая, чтобы лобзик постоянно находился перпендикулярно к доске. Нажим должен быть равномерным, размах, на длинных линиях, должен быть как можно больше (почти на всю длину пилки), а на мелких деталях, или около крутых поворотов – пилим короткими взмахами.

В конце работы все выпиленные детали хорошо зачищают: ребра глубоких выемок и маленьких отверстий чистят напильником, а всю поверхность изделия мелкой шкуркой.

Деревянные изделия, предметы интерьера и игрушки достаточно легко сделать своими руками, достаточно приложить немного терпения, ловкости и фантазии и ваш труд и творчество будет оценено по достоинству, а навыки работы по дереву, с каждым новым изделием будут оттачиваться.

В статье использованы фото-материалы из Фотобанка «Лори»: © Светлана Попова