Конспект занятия звуки х. Конспект занятия «Зима

Аннотация. Данная методическая разработка – конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе содержит игры на различение звуков по их акустическим признакам, задания на развитие пространственных представлений и на развитие навыков звукового анализа и синтеза. Эти задания, на мой взгляд, являются неотъемлемым условием предупреждения дисграфии у детей с ОНР в младшем школьном возрасте.

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе.

Тема «Звуки Х-Хь. Буква Х»

  • Закрепить умение дифференцировать на слух и в произношении звуки х-хь. Познакомить с буквой Х.

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять умение различать звуки х-хь по их акустическим признакам; продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
  • Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
  • Развивать пространственную ориентацию.
  • Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.
  • Укреплять мускулатуру щёк.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, навыки сотрудничества с группой детей.

Материалы и оборудование.

  • Интерактивная доска. Интерактивные демонстрационные таблицы «Обучение грамоте» В.Г. Горецкого «Русская азбука» (серия «Школа России»). Магнитная доска. Маркер. Картинки с изображением буквы Х, хомяка и хорька. Наборы для звукового анализа слов. Позиционная карта демонстрационная. Карточки с изображением напечатанных букв. Бумажный хомячок на пальчик (гимнастика для глаз).

Ход занятия

1.​ Оргмомент.

Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вас, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Ясно, громко говорим,
И, конечно, не спешим!

Послушайте загадку:

Я устраиваюсь ловко,
У меня с собой кладовка,
Где кладовка? за щекой!
Вот я хитренький какой.
Кто это? (хомяк)

Сегодня у нас в гостях хомяк Хома и хорёк Хим. (Кто это?) Покажите, какие у Хомы щёки (толстые), какие у хорька Хима (худые). Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать? (х,хь). Мы будем продолжать упражняться в различении этих звуков.

Расскажите Хоме и Химу про эти звуки, дайте характеристику звуку Х. С кем будет дружить х с Хомой или с Химом? Почему?

Звуку Хь. С кем будет дружить хь. Почему?

Дети дают характеристику звукам, выставляются соответствующие обозначения: синий и зелёный колокольчики без язычка.

Чтобы уметь различать твёрдый и мягкий согласные х-хь, наши гости предлагают вам поиграть в игру с пингвинами на нашей волшебной доске. Объясняю правило. Пингвины принесли слова: хобот, хитрый, холодильник, уха, петух, муха, хомяк, халат, кухня. Необходимо разместить пингвинов либо на твёрдую льдину, либо в мягкий сугроб. Образец ответа: « Я посажу этого пингвина на льдину, потому что в слове холод слышится твёрдый звук Х»).

Молодцы! Хома и Хим довольны тем, как вы справились с заданием.

2. Физминутка.

А сейчас: раз, два, три, четыре, пять –

Становитесь в круг играть.

(Дети встают в полукруг у доски).

В русском языке с этими звуками много слов, а я предлагаю вам поиграть с маленькими словами: ОХ, АХ, УХ, ЭХ. Когда мы можем употребить их? Бабушка несёт тяжёлую сумку ОХ! ОХ! ОХ! Вместе с детьми имитируем ходьбу с тяжёлыми сумками. Мы помогли бабушке донести сумки. Потом нарубили бабушке дров – УХ! УХ! УХ! Бабушка заахала от радости– АХ! АХ! АХ! А мы пляшем в хороводе ЭХ! ЭХ! ЭХ!

3. Введение в тему.

Как славно мы поиграли со звуками х,хь! – Ребята, звуки мы слышим и произносим. А чтобы обозначить звуки на письме, люди придумали специальные знаки – буквы. Хома и Хим принесли нам букву, которой обозначают звуки Х и Хь на письме. Это буква Х. (Выставляю букву Х на магнитную доску).

На что похожа буква Х?

Их скольких элементов она состоит?

Давайте изобразим букву Х в воздухе пальчиком. Нарисуем на ладошке друг у друга. Соорудим её из рук.

Напишем её на волшебной доске.

(Аня напишет букву Х синим маркером в правом верхнем углу и т д.). Дети комментируют свои действия. Хома и Хим довольны тем, как изобразили их букву Х на доске.

4. Наши глазки устали.

А теперь мы сделаем гимнастику для глаз. Напоминаю правила выполнения гимнастики.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт, глазки свои хомка трёт.
Поморгает, раз,два, три. Вдох и выдох – посмотри.
Далеко ручей бежит, на носу комар сидит.
Смотрит хомка выше, ниже, вправо, влево, дальше, ближе.
Осмотрел он всё кругом – оп, и в норочку бегом.

6. Какие интересные игры нам предложили хомяк и хорёк! Я предлагаю составить звуковые схемы слов – ХОМА и ХИМ. Дети садятся за столы.

7. Хома и Хим хотят убедиться в том, что вы хорошо запомнили букву Х. Они предложили вот такое задание на внимание: среди других букв отыскать букву Х и обвести её в кружок красного цвета. Перед началом задания дети выполняют самомассаж пальцев рук карандашом. Дети выполняют задание за столами.

9. Итог.

С какой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает? Молодцы. Хома и Хим довольны тем, как вы работали на занятии.

Мелихова Л.Н.,
учитель-логопед

Артюхова Ольга Петровна

учитель начальных классов

МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 4» г. Осинники

Урок обучения грамоте для глубоко – умственно отсталых детей

Тема: Звук и буква Х

Цель:

    знакомство со звуком и буквой Х.

    учить находить звук и выделять его в слове

    развивать навык чтения, фонематический слух

Ход урока:

    Орг. момент

Внимание! Проверь дружок!

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадки.

Будем все внимательны,

Послушны и старательны.

Сегодня у нас урок чтения, давайте подготовимся к чтению букв, слогов, произношению звуков. Сели ровно, расслабились, руки положили на коленки.

Артикуляционная гимнастика (с использованием дыхательной гимнастики).

II. Повторение

Ребята, на парте у вас лежат уже знакомые вам буквы. Давайте вспомним буквы и звуки, с которыми мы уже познакомились.

Дети поют гласные звуки (по ленте букв). Согласные звуки.

Повторение букв, чтение слогов, слов.

III. Формирование новых знаний. Выделение звука [х ].

Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой.

Назовите звук, с которого начинаются слова: хлеб, холодильник, хобот, халат.

Звук [Х]. Давайте произнесем. Такой звук мы произносим, когда греем руки.

При произношении звука язык делает «горку», произносим звук коротко.

Дайте характеристику этому звуку.

[Х] - это согласный, глухой звук. Каким цветом обозначается этот звук?

Знакомство с буквой Х (образец на доске). Проживание буквы.

Согласный звук [х] обозначаются буквой Х . (Учитель показывает букву Х)

Стихи, посвященные “Х”:

На что похожа “Х х”?

Х” все ходит, ходит, ходит.

Места, что ли, не находит?

А кто мне скажет на что она похожа ? (на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)

Ха – на ножницы похожа

Но в работе, а не лёжа.

Хочешь порешь, хочешь – шьёшь,

Хочешь – сам себя стрижёшь.

Из каких элементов состоит буква Х? (из 2-х палочек)

Давайте, найдем эту букву в алфавите.

Х – у этой буквы весёлый характер, она никогда не бывает хмурой, очень любит хохотать. Она спряталась в наш рисунок.

(Дети показывают, где спряталась буква. Учитель красным мелом обводит букву Х.

Учитель:

Давайте покажем букву Х (Переплетают руки над головой, образуют букву Х).

Закрепление материала.

Выкладывание буквы Х из фасоли.

Учитель:

У вас на столах плоды фасоли. Давайте выложим букву Х из фасолинок.

Физминутка «Хомка»

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает -

Щечки моет, спинку трет,

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять -

Хомка хочет сильным стать!

Письмо буквы Х.

Давайте посмотрим, как будем писать эту букву.

Учитель:

Вот сплелись два колоска,

Получилась буква Ха.

(Учитель объясняет и показывает написание печатной буквы Х. Наклонная прямая слева направо и наклонная прямая справа налево).

А теперь пора в тетрадь

Букву Ха нам написать.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу,

Я, друзья, от Вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Учитель еще раз показывает на рисунке букву Х цветными мелками).

Учитель:

Написали аккуратно,

Всем в тетрадь смотреть приятно.

Итог урока.

Чему учились на уроке?

С каким звуком познакомились?

Какой буквой обозначается этот звук?

Прозвенел звонок с урока.

Поиграть пришла пора,

Что узнали на уроке –

Не забудем никогда.

Список литературы:

    Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя / Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 294 с.

    Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произно-шения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с

    Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 74 с.

Коррекционно-развивающие задачи.

Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность).

Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по значению.

Научить правильно произносить звуки [X] — [Х! ], дифференцировать их на слух и в произношении.

Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов.

Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.

Продолжать учить писать зрительные диктанты.

Задание 1 . Взрослый предъявляет ребенку картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если ребенок услышит правильное название, то он должен хлопнуть в ладоши, а если искаженное — то нет:

баман — панам — банан — банам;

ваван — даван — диван — ванан;

альбом — альбон — альмон — аньбом — аблем — альпом;

витавин — митанит — фитамин — митавим — витамин — виталим.

Задание 2 . Знакомство с предлогом под.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие команды: положить мяч под стул, поднять мяч над стулом; положить книгу под стол, поднять книгу над столом. Потом спрашивает: «Куда ты положил мяч?» или «Что ты с ним сделал?» Ребенок отвечает. Затем взрослый поднимает мяч над столом и спрашивает: «Где находится мяч (по отношению к столу)?» Взрослый вспоминает с ребенком значение предлога над, объясняет значение предлога под, знакомит с его графическим изображением. Затем взрослый предлагает выполнить следующие задания:

— договорить предложения:

Лампа висит над... Ручка упала под...

— выбрать нужный предлог:

Мальчик поднял мяч... головой. Девочка положила книгу... подушку;

— исправить ошибку:

Лампа висит под столом. Заяц спит в лесу над елкой;

— составить предложения из заданных слов:

Самолет, лететь, лес, над; гриб, расти, елка, под;

— самостоятельно составить предложения с предлогами над и под.

Задание 3 . Знакомство со звуком [X].

Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?

светло — темно, жарко — ...(холодно).

хлеб, холодно, хоккей, ходули.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [X]:

губки и зубки свободны;

кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;

горлышко «молчит».

Символ звука: дедушка храпит: XXX... .


Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ... (на плавном длительном выдохе).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»:

х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо..

Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:

ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...

Задание 7 . Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.

пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...

Задание 8. Дидактическое упражнение «Составь слово»:

хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.

Задание 9 . Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:

Не вкусно без соли,

Не сытно без... (хлеба)

Легкий, а не пух,

Мягкий, а не мех,

Белый, а не снег,

Но оденет всех. (Хлопок)

Назвать последний звук в слове:

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох)

С красным гребнем,

Посадили зернышко,

Выросло солнышко. (Подсолнух)

Задание 10 . Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое.

Задание 11 . Самостоятельно подобрать слова со звуком [X], состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов.

Задание 12 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [X].

Задание 13 . Выучить чистоговорки:

Ха-ха-ха — испугали петуха.

Ху-ху-ху — ели мы уху.

Их-их-их — ветерок затих.

Ох-ох-ох — зеленый мох.

Задание 14. Знакомство со звуком .

Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь...


Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук »:

хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.

Задание 16. Повторить за взрослым серию слогов (с выделением голосом любого слога).

хя-хе-хю-хи; ахь-охь-ухь-ихь...

Задание 17 . Повторить за взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:

хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.

Задание 18 . Выучить чисто говорку:

Хи-хи-хи — в поле пели петухи.

Задание 19. Дифференциация звуков [X] — . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и ). Объяснить ребенку значение незнакомых слов:

муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.

Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах:

хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).

Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.)

молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец, лодырь.

Подобрать слова со звуками [X] и . Выучить скороговорку:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

Задание 20 . Знакомство с буквой X.

Хорошо хвалить, хихикать,

Худо — хвастаться и хныкать.

О. Гофман

На что похожа буква X?

Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и леве рук.

Игры с буквой.

Задание 21 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.

Выкладывание схем из кружков. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:

уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

муха — мухи; хата — хатка — хатки.

Чтение и запись предложения по памяти после зрительного предъявления:

У Хомы хата.

МБОУ ДОД ЦДТ «Феникс»

Объединение «Клуб молодой семьи».

Дополнительная образовательная программа «Семь+Я».

Программа развития речи и знакомства с художественной литературой детей дошкольного возраста «Грамотейка».

Занятие п о предмету «АБВГДейка» (второй год обучения)

«Буква «Х». Звуки «х-хь» -согласные».

Цели:

  • Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.
  • Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква».
  • Закрепить умение интонационного выделения звуков в словах и фразовой речи, определения местоположения звуков в слове.
  • Познакомить с новой буквой «Х».
  • Отработать навыки слогоделения.

Оборудование и материалы, используемые на занятии.

  • Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов; картинка с изображением трамвая; картинка из серии «Азбука».
  • Магнитная доска, магниты, мел.
  • Дидактический материал: Колесникова Е.В. «Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет «От А до Я», Колесникова Е.В. «Учебно - методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет».
  • Простые и цветные карандаши, ластики.

Методы и приёмы.

I. Методы организации и осуществления деятельности.

  1. Аспект восприятия и передачи информации:
  • словесные: беседа, рассказ
  • наглядные: демонстрация, иллюстрация
  • практические: упражнения
  1. Аспект мышления:
  • репродуктивные (воспроизведение): действия по образцу.
  1. Аспект управления:
  • работа под руководством педагога
  • самостоятельная работа: творческая работа

II. Методы стимулирования и мотивации деятельности

  • интереса к учению: творческие задания, загадки,
  • долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков.

III. Методы контроля и самоконтроля

  • устный: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами
  • практический: проверка умений и навыков

IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю

  • метод личного примера
  • убеждения: инструктаж

V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности

  • Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.
  • Учить внимательно слушать предложения и называть последнее слово, подходящее по смыслу.
  • поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются Гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой, узнаем какие звуки прячутся в этой букве и обязательно поработаем в тетради «От А до Я ».

II. Основная часть.

Дифференциация гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.

Педагог: Ребята! Мы с Вами знаем, что все что нас окружает- все может звучать!

Каждый день мы можем слышать с Вами различные звуки! Например, как рычит собака: р-р-р..или как в коляске плачет малыш: а-а-а… Звуки бывают гласными и согласными. Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными? (ответы детей)

Педагог : Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.

А теперь, я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук». Каждому из вас буду называть звук, а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий.

Фронтальный опрос.

Педагог добивается полного ответа учащегося (например: «твёрдый согласный звук»).

Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Ребята, а звуки мы можем видеть? (ответы детей)

Педагог : Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (ответы детей)

Педагог на доску вывешивает «звуковичков».

Педагог : Правильно! Гласные звуки мы обозначаем кружочком красного цвета, твердые согласные - кружком синего цвета, но а мягкие согласные - кружком зеленого цвета. А сейчас пришло время поиграть в игру «Сигнальщики». Каждому из Вас я раздам кружки красного, зеленого и синего цвета. Если я называю гласный звук – Вы поднимаете кружок красного цвета, если твердый согласный - синего цвета, мягкий согласный – зеленого цвета.

Педагог просит обосновать детей свой выбор.

Педагог : Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Мы веселые ребята, (шаги на месте)

Мы ребята – акробаты! (шаги на месте)

Раз- прыжок, два – хлопок (прыжок, хлопок)

Можем прыгать весь урок ! (прыжки на месте)

Дифференциация понятий «звук» - «буква».

Педагог : Хорошо, ребята! Присаживайтесь на свои стульчики. Продолжаем занятие.

Кто из вас подскажет мне: помимо звуков гласных и согласных нас с вами ещё что окружает?

Дети: Буквы!

Педагог: Правильно! А кто помнит, чем же буква отличается от звука? (ответы детей)

Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву - пишем и видим.

Фронтальный опрос.

Педагог, поочерёдно опрашивая учеников, то называет звук, то пишет на доске букву. Задача ребёнка – дать ответ, объяснив свой выбор. Тот ребёнок, кому достаётся буква, говорит, как она называется, сколько в ней «живёт» звуков (один или два), произносит их, рассказывает, гласный звук или согласный. Затем выходит к доске, обозначая эти звуки кружочками определённого цвета (гласный – красный, твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный).

Следом идёт опрос тех детей, которым достался звук, и им не удалось выйти к доске. Педагог вызывает ребёнка и просит, называя букву или звук, указать их на доске. Причём, когда произносится звук, ребёнок показывает на кружочек под буквой, в котором он «прячется».

Слогоразделение. Графическое моделирование слова (прямоугольник).

Педагог: Здорово! Ребята, Вы мне говорили, что звуки мы не видим, но они дружат друг с другом и складываются в различные слова. Ребята, ответьте мне на вопрос: «Ежик- это звук или слово?» (ответы детей)

Педагог: Правильно, это слово. А еще я знаю холодное слово «со-суль-ка», мокрое слово «дождь». А вы какие знаете слова? (ответы детей)

Педагог: Мы назвали с вами различные слова, которые звучат по-разному и не похожи друг на друга.

(Педагог прохлопывает слова «со-суль-ка» и «дождь»)

Педагог: Слова могут быть длинными и короткими. Какие слова мы называем длинными, а какие короткими? (ответы детей)

Педагог: А сейчас мы будем определять длинные и короткие слова.

(Педагог раздает детям бланк на слогоразделение, дети на местах, один ребенок у доски - прохлопывает слово, определяет количество слогов в слове-делит изображенный прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове).

Педагог : Замечательно поработали!

Педагог благодарит детей за первую половину занятия, выстраивает в паровозик и провожает на переменку, где их ждут родители.

Перемена.

Знакомство с буквой «Х».

Педагог : А сейчас я хочу рассказать Вам одну историю про хомяка-хвастуна. Послушайте внимательно!

Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. –Хотите верьте, хотите нет – начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: - Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он: -Хрю-хрю, хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева. – Ух, ты! – воскликнули хомяки. – Иду себе дальше, - продолжает хомяк – снег под ногами – хруст, хруст. Смотрю – лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…я….- Что, что потом? - хором спросили хомяки. – Я … потом… -Да не тяни же ты! –взмолились хомяки. –Хорошенькое дело! –обиделся хомяк-хвастунишка. – Вы думаете, что так легко придумывать про то, чего никогда не видел? Вот такая история! Вы внимательно слушали историю, где же собирались хомяки, чтобы послушать истории хомяка-хвастунишки? (ответы детей)

Педагог : Кого встретил хомяк в Африке? (Слона)

Педагог : А что делал слон? (Хрюкал)

Педагог : Это правда или нет? (Нет )

Педагог : Кого еще встретил хомяк? (Змей)

Педагог : Что делали змеи? (Храпели на всю Африку)

Педагог : А это правда или нет? (Нет)

Педагог : Замечательно, вы очень внимательны! А сейчас ответьте на такой вопрос: «Какой один и тот же звук Вы слышите в начале слов «хомяк», «хвастун», «храпеть», «хрюкать»? (ответы детей)

Педагог : Правильно! А кто расскажет об этом звуке, какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? (ответы детей)

Педагог : А кто назовет младшего братца звука «Х» и расскажет про него? (ответы детей)

Педагог : Звуки «Х» и «ХЬ» мы можем видеть? (ответы детей)

Педагог : Звуки «Х» и «Хь» прячутся в букве «Ха».

Педагог вывешивает изображение буквы «Ха» на доске.

Педагог : Ха на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

А на что еще похожа буква «Ха»? (ответы детей)

Педагог : А давайте сейчас построим букву «Ха» с помощью карандашей? Как Вы думаете сколько нам понадобиться карандашей? (ответы детей)

Педагог : А в какие еще буквы может превратиться буква «Ха»? (Т,Л,Г)

Педагог : А теперь давайте посмотрим в каких же словах спряталась буква «Ха»? (Дети называют предметы с картинки на букву «Ха» и определяют место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова)

Педагог : Время отдохнуть!

Физкультминутка.

Хомка-хомка, хомячок,

Полосательный бочок.

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!

Работа в тетради. Задания на закрепление буквы «Х».

Педагог: Ребята, а сейчас нам с вами предстоит поработать в тетради «От А до Я».

(Педагог сообщает ребятам, на какой страничке нужно открыть тетрадь, записывая цифру на доске.)

Педагог: Поставьте, пожалуйста, на цифру «один» в красном квадратике пальчик.

(Педагог проходит и смотрит, правильно ли учащиеся нашли эту цифру.)

Педагог: Хорошо, пальчики можно убрать. Под цифрой один в красном квадратике художница изобразила нам красивую картинку и даже приготовила интересные загадки, отгадав которые, мы сможем узнать, есть ли там знакомый звук «Х» или «Хь».

Педагог : Слушайте первую загадку:

На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"
Веселая игра...

Дети: Хоккей!

Педагог: Правильно!

Х-хоккей. Есть знакомый звук?

Дети : Да!

Педагог : Как звучит?

Дети: «Х»!

Педагог : Где стоит?

Дети : В начале слова.

Педагог : Он гласный или согласный?

Дети: Согласный!

Педагог : Твёрдый или мягкий?

Дети: Твердый!

Педагог: А бывает мягким?

Педагог : Слушайте вторую загадку загадку:

Дернуть если за веревку,
Стрельнет громко, как винтовка,
И на верх фонтаном ярким,
На гостей и на подарки,
Устремится конфетти
В нам не ведомом пути.
Эта праздника подружка
Называется..... (ХЛОПУШКА).

Дети: Хлопушка!

Педагог: Правильно!

Х-хлопушка. Есть знакомый звук?

Дети : Да!

Педагог : Как звучит?

Дети: «Х»!

Педагог : Где стоит?

Дети : В начале слова.

Педагог : Он гласный или согласный?

Дети: Согласный!

Педагог : Твёрдый или мягкий?

Дети: Твердый!

Педагог: А бывает мягким?

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди!

(Та же самая гимнастика проводится на второй ладони.)

Встали пальчики! Ура!

В «Парус» нам идти пора!

Педагог: А теперь поставьте, пожалуйста, пальчик на цифру два в красном квадратике. (Педагог убеждается в правильности выполнения инструкции.) Молодцы! Пальчики убирайте. Под цифрой два в красном квадратике художница изобразила нам пятиэтажный дом. В этом доме живет буква «Ха». Давайте на крыше этого домика по точкам мы обведём простым карандашом эту букву. Берём простой карандаш, обводим букву «Ха» по точкам и вспоминаем: сколько в ней живёт звуков, один или два. К букве «Ха» приходят в гости гласные буквы «а,о,у,ы,э» и вместе они поют песенки. Давайте перед гласными «а,о,у,ы,э» напишем букву «Ха» и прочитаем песенки. (Дети с помощью педагога читают получившиеся слоги.)

Педагог: Как звучит?

Аналогично проводится работа с гласными «ю,я,е,е»

Педагог: А сейчас напишем в пустых квадратах букву «Х» и прочитаем слова. Где же она спряталась: в начале, в середине, в конце слова?

Уборка рабочего места.

Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).

III. Итоги занятия.

Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.

Педагог: Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, изучили новую букву «Х», знаем какие звуки прячутся в этой букве, делили слова на слоги- определяли длинные и короткие слова.

Я надеюсь, вам всем понравились задания в тетради «От А до Я», с которыми вы с лёгкостью справились. Спасибо вам за работу. А наше занятие, тем временем, подошло к концу. Выстраивайтесь в паровозик. До свидания!

(Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.)