Крестный ход значение. История возникновения крестных ходов

Крестный ход – это торжественное шествие с крестом, хоругвями и иконами, сопровождаемое молебнами о милости Божией.

Крестные ходы свершаются в честь церковных праздников; при перенесении мощей святых, религиозных святынь; в период природных бедствий, эпидемий и войн, как способ испросить у Бога защиты и спасения от постигших бед.

Существовали и крестные ходы, посвященные определенным святым, либо святыням, либо связанные со святыми местами. В случае, когда святыня имеет давнюю широкую известность и сам ход насчитывает многие годы от своего основания, он собирает тысячи богомольцев.

В нашей стране крестные ходы были заимствованы от греков и проводились по обычаям Константинопольской Церкви. Церковная же история Руси начиналась крестным ходом на Днепр для крещения киевлян. В летописях отражены совершавшиеся в последствии крестные ходы по велению великих князей русских Ярослава I, Изяслава I, Владимира Мономаха. Кроме постоянных и общецерковных (в Пасху, Богоявление) на Руси было много инициированных крестных ходов, вызванных различными обстоятельствами ее исторической жизни. С особой торжественностью и особым благолепием совершались они при непременном участии патриархов и царей.

В 12 веке появилась традиция совершать крестные ходы при перенесении мощей святых. Так, в правление Владимира Мономаха, 2 мая 1115 года, состоялся крестный ход при перемещении мощей святых Бориса и Глеба из старой церкви в новый каменный вышегородский храм. На торжественном событии присутствовали воеводы, бояре, духовенство и простой люд. С пением псалмов и горящими свечами они сопровождали мощи святых.

В 1352 году в Пскове православные совершили крестный ход, возввав к помощи Бога для избавления от моровой язвы. Архиепископ Новгородский Василий облекся в священные ризы и, сопровождаемый духовенством и всеми способными стоять на ногах жителями, обошел вокруг города с крестом и святыми мощами при громогласном пении и молитвах.

При императрице Елизавете Петровне был учрежден ежегодный крестный ход из центра Санкт-Петербурга на Пороховые в ознаменование засухи 1730 года. Под Петербургом горели леса, возникла угроза пожара и в самом городе. Тогда был совершен крестный ход с молебном из центра города к Ильинскому храму. По преданию вскоре начались дожди, спасшие столицу. Традиция совершения этого крестного хода просуществовала порядка сорока лет.

Начало 20 века было ознаменовано ярким расцветом свершения крестных ходов. Чрезвычайными событиями в народной жизни становились крестные ходы по перенесению мощей святых. Как, например, крестный ход высшего духовенства с участием Государя императора Николая II и членов императорской семьи по случаю обретения в 1903 году мощей преподобного Серафима Саровского. Подобное большое значение имел и крестный ход с мощами святого Иоасафа епископа Белгородского в 1911 году.

В справочнике «Православные русские обители» за 1910 год указано, что в 171 монастыре совершалось 505 ежегодных крестных ходов. Порядка 19-ти из них представляли собой многонедельные и даже многомесячные обходы окрестных сел и городов России с чудотворными иконами.

После Октябрьской революции крестные ходы в стране были запрещены. Однако богомольцы совершали паломничества к местам явления чудотворных икон, памятным местам. В настоящее время традиции крестных ходов возрождаются.

Долгое время крестным ходом признавалось только пешее шествие с участием священнослужителей и верующих. Однако благодаря техническому прогрессу по благословению духовенства стали совершаться и неканонические крестные ходы. Во время Великой Отечественной войны, 2 декабря 1941 года, вокруг Москвы облетел самолет с чудотворным списком Тихвинской иконы Божией Матери на борту (по другим данным, это была икона Казанской Божией матери). После чего столица избежала наступления врага.

Во время крестного хода освящается земля, на которой мы живем, освящается как бы стопами Самого Спасителя, Божией Матери и святых Божиих, шествующих по ней в своих ликах. Затем освящаются воздух, огонь, вода, без которых мы не можем обходиться в своей земной жизни. Освящаются они окроплением святой водой и осенением на все четыре стороны престольным крестом в местах, где останавливается крестный ход.

Митрополитом Филаретом были составлены правла поведения во время крестного хода из Голутвина монастыря в Коломну в память о прекращении холеры, но носят они общий характер.

«Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые.

Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом. Духовенство должно быть примером порядка и благоговения, а мирские не должны тесниться между духовенством и расстраивать порядок. Не беда, если отстанешь телом: не отставай от святыни духом.».

В православных церквях, а также в католических, но исполняющих в своей религиозной жизни восточные литургические обряды, вошло в традицию устраивать торжественные шествия с хоругвями и иконами, впереди которых обычно несут большой крест. От него подобные процессии получили название крестных ходов. Это могут быть шествия, устраиваемые в Пасхальную неделю, в Крещение или по случаю каких-либо знаменательных церковных событий.

Рождение традиции

Крестные ходы ─ это традиция, пришедшая к нам из первых веков христианства. Однако во времена гонений на последователей евангельского учения они были сопряжены с немалым риском, а поэтому совершались втайне, и сведений о них почти не сохранилось. Известны лишь отдельные рисунки на стенах катакомб.

Наиболее раннее упоминание о совершении подобного обряда относится к IV веку, когда первый император-христианин Константин I Великий перед решающей битвой увидел в небе знамение креста и надпись: «Сим победиши». Приказав изготовить знамёна и щиты с изображением креста, ставшие прообразом будущих хоругвей, он двинул колонну своих войск на врага.

Далее летописи сообщают, что столетие спустя епископ Газский Порфирий, прежде чем возводить на месте разорённого языческого капища очередной христианский храм, совершил к нему крестный ход чтобы освятить землю, поруганную идолопоклонниками.

Император во власянице

Известно также, что последний император единой Римской империи Феодосий I Великий имел обыкновение каждый раз, отправляясь в поход, совершать со своими воинами крестные ходы. Эти процессии, впереди которых шёл император, облачённый во власяницу, всегда завершались возле гробниц христианских мучеников, где честное воинство повергалось ниц, испрашивая их ходатайства перед Небесными Силами.

В VI веке крестные ходы в церквях были окончательно узаконены и вошли в традицию. Им предавалось столь большое значение, что византийский император Юстиниан I (482-565 гг.) издал особый указ, согласно которому запрещалось совершать их мирянам без участия духовных лиц, поскольку благочестивый правитель усматривал в этом профанацию священного обряда.

Наиболее распространённые виды крестных ходов

Став со временем неотъемлемой частью церковной жизни, крестные ходы сегодня имеют самые разнообразные формы и совершаются в целом ряде случаев. Среди них наиболее известны:

  1. Пасхальный крестный ход, а также все прочие шествия, связанные с этим главным праздником годового православного круга. Сюда относится крестный ход в Вербное воскресенье ─ «хождение на осляти». В Страстную субботу прообразом крестного хода является вынос плащаницы. Совершается он на Пасхальной заутрени (подробнее об этом будет рассказано ниже), а также ежедневно в течение Светлой седмицы и каждое воскресенье до дня отдания Пасхи.
  2. Крестные ходы во дни больших православных праздников, а также престольных, отмечаемых общиной какого-либо конкретного прихода. Подобные процессии часто организуют в честь освящения храмов или торжеств, посвящённых особо почитаемым иконам. В этих случаях маршрут крестного хода пролегает из села в село, или из храма в храм.
  3. Для освящения воды различных источников, а также рек, озёр и т. д. Совершаются они в день Крещения Господня (или в предшествующий ему сочельник), в пятницу Светлой седмицы ─ праздник Живоносный источник, и 14 августа в день Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня.
  4. Погребальные крестные ходы, сопровождающие покойных на кладбище.
  5. Связанные с какими-либо, как правило, неблагоприятными жизненными обстоятельствами, например, засухой, наводнениями, эпидемиями и т. д. В подобных случаях, крестный ход ─ это часть молебна о заступничестве Небесных Сил и ниспослании избавления от постигших бедствий, к числу которых относятся также техногенные катастрофы и военные действия.
  6. Внутри храма, совершаемые в ряде праздников. Разновидностью крестного хода считается также и лития.
  7. Совершаемые по случаю каких-либо государственных праздников или крупных мероприятий. Например, за последние годы вошло в традицию отмечать крестными ходами День народного единства.
  8. Миссионерские крестные ходы, проводимые с целью привлечения в свои ряды неверующих или последователей иных религиозных учений.

Воздушные крестные хода

Любопытно отметить, что в наш век научно-технического прогресса появилась абсолютно новая неканоническая форма проведения крестного хода с использованием технических средств. Под этим термином обычно подразумевается перелёт, совершаемый группой священников с иконой на самолёте, совершение ими молебнов в определённых местах.

Начало ей было положено в 1941 году, когда таким образом был обнесён вокруг Москвы чудотворный список Тихвинской иконы Божьей Матери. Эту традицию продолжили уже в перестроечные годы совершив облёт границ России, приуроченный к 2000-летию Рождества Христова. Считается, что, сколько длится крестный ход, совершаемый на самолёте, столько времени благодать Божья ниспосылается на землю.

Особенности совершения крестного хода

Согласно православной и восточнокатолической традиции, Пасхальный крестный ход, как и любой другой, совершаемый вокруг храма, шествует в направлении, противоположном движению солнца, то есть против часовой стрелки ─ «противосолонь». Православные же старообрядцы совершают свои крестные ходы, двигаясь в направлении солнца ─ «посолонь».

Весь участвующий в нём церковный клир идёт попарно в облачении, соответствующем данному случаю. При этом ими поётся молитвенный канон. Обязательным атрибутом крестного хода является крест, а также возжжённые кадильницы и светильники. Кроме того, во время шествия несут хоругви, древним прототипом которых являются военные знамёна, ставшие когда-то частью священных обрядов, поскольку в них принимали участие императоры. Также из глубины веков пришла традиция нести иконы и Евангелие.

Когда бывает начало крестного хода на Пасху?

Среди множества вопросов, интересующих всех, кто только начинает свой «путь к храму», в преддверии Светлого Христова Воскресения этот задаётся наиболее часто. «Во сколько крестный ход на Пасху?» ─ спрашивают в основном те, кто посещает церковь не регулярно, а лишь во дни главных православных праздников. Ответить на него, назвав точное время, нельзя, поскольку происходит это около полуночи, и некоторые отклонения как в одну, так и в другую сторону вполне допустимы.

Полунощница

Праздничная церковная служба, во время которой совершается крестный ход, начинается вечером в Страстную субботу в 20:00. Первая её часть называется Полунощницей. Она сопровождается печальными песнопениями, посвящёнными крестным страданиям и смерти Спасителя. Священник и дьякон совершают каждение (окуривают кадилом) вокруг Плащаницы ─ матерчатого плата с изображением, положенного во гроб, Христа. Затем с пением молитв, они уносят её в алтарь, и кладут на Престол, где Плащаница будет находиться 40 дней вплоть до праздника Вознесения Господня.

Главная часть праздника

Незадолго до полуночи наступает время Пасхальной заутрени. Все священники, стоя у Престола, совершают молебен, в конце которого слышен звон колоколов, возвещающих приближение светлого праздника Воскрешения Христова и начало крестного хода. По традиции, торжественная процессия трижды обходит храм, каждый раз при этом останавливаясь у его дверей. Независимо от того, сколько длится крестный ход, они остаются закрытыми, символизируя тем самым камень, преграждавший вход во Гроб Господень. Лишь на третий раз двери открываются (камень отброшен), и процессия устремляется внутрь храма, где совершается Светлая Заутреня.

Праздничное пение колоколов

Важной составляющей торжественного шествия вокруг храма является колокольный звон ─ во сколько крестный ход на Пасху выходит из дверей храма, во столько же начинают раздаваться его радостные звуки, именуемые «трезвоном». Сложность этого вида колокольного звона заключается в том, что он включает в себя три самостоятельные части, постоянно чередующиеся и разделённые лишь небольшой паузой. Испокон века считалось, что именно во время крестного хода звонарям выпадает наиболее благоприятный случай блеснуть своим мастерством.

Завершается праздничное Пасхальное богослужение обычно не позднее 4 часов утра, после чего православные разговляются, вкушая крашеные яйца, пасхи, куличи и прочую снедь. В продолжение всей Светлой седмицы, оглашаемой радостным звоном колоколов, было принято веселиться, ходить в гости и принимать у себя родных и близких. Одними из главных требований к каждому хозяину дома были щедрость и хлебосольство, столь распространённые на православной Руси.

Еще не так давно мы все следили за событиями Всеукраинского шествия мира, любви и молитвы, который стал настоящим свидетельством веры нашего народа. Однако не все, пожалуй, знают, как появилась традиция подобных ходов у православных, каков ее смысл и ветхозаветные истоки. Попробуем это выяснить.

Не флешмоб и не демонстрация

Что важно знать? Крестным ходом (не путать с Крестовыми походами) называется не любое народное шествие, иначе его можно было бы спутать с демонстрацией или каким-нибудь флешмобом. Даже внешняя атрибутика, наличие икон, креста, хоругвей не может быть залогом того, что он является именно таковым.

Во-первых, такая процессия всегда имеет абсолютно конкретную цель, повод (о них мы будем говорить чуть ниже). Во-вторых, совершаться она должна только по благословению архипастыря, архиерея. В-третьих, возглавлять такое шествие обязательно должен законно рукоположенный священник или тот же архиерей.

Но это тоже, скажем так, лишь организаторские, формальные признаки ходов, отнюдь не отвечающие за их успешность. Главное же, что должно присутствовать на таком шествии верующих, — это общий молитвенный дух, единство веры, взаимная любовь и уважение. Без них любая подобная «акция» грозит превратиться в обычную прогулку, а то и вовсе — что гораздо хуже — в магический прием. Подчеркнем, что важен здесь не только молитвенный, но общинный дух, причем мирно настроенный ко всем, даже врагам.

Зачем народ идет с крестами и иконами?

Итак, мы можем говорить о том, что такие церковные хода являются видом общей молитвы. Конечно, тогда невольно возникает вопрос: зачем же выходить на улицу, совершать какие-то шествия, если помолиться можно и в храме? Ответ на него такой же, как и на вопрос: зачем нужны посты и поклоны? Мы это делаем, когда хотим прибавить к своей молитве какую-то жертву, чтобы она была услышана.

Является ли крестный ход манифестацией своей веры? Возможно, со стороны это именно так и выглядит. Но главной целью это, безусловно, не является. Его цель — призывание Божьей благодати, в первую очередь, на всех людей, верующих и неверующих, на место, где они проходят: город, страну и, в конечном итоге, на весь мир.

Кроме того, через такие молитвенные торжественные шествия освящаются природные стихии: огонь, вода, воздух. Раньше люди лучше понимали, что любые стихийные бедствия — это не просто абстрактные проблемы экологии, а гнев Божий за наши грехи. Поэтому и совершали такие народные процессии, чтобы умолить Господа о помиловании.

С собой крестоходцы несут кресты (почему он и называется крестным ходом), иконы, хоругви. Хоругви — это священные церковные знамена, которые не стоит путать с государственными, так как власть Христова «не от мира сего». Самым первым несут фонарь (в знак Евангельского света, просвещающего весь мир).

Крест — это главное знамя христиан, символ победы над смертью, свидетельство веры. Поэтому без него ход, конечно, немыслим. Через иконы сами святые, воинство небесное также незримо принимает в нем участие. Иногда, в день памяти святого или его прославления, по особым случаям, шествия совершаются также с мощами угодников Божьих.

Ветхозаветные прообразы

Самым первым прообразом такого шествия верующих, пожалуй, может служить сорокалетний поход израильтян по пустыне в поисках земли обетованной. Самый яркий пример действенной силы таких народных процессий — взятие Иерихона. Об этом повествует Книга Иисуса Навина (Нав. 5:13-6:26).

В особом откровении ему было велено семь дней обходить этот город с Ковчегом Завета, при этом трубя в трубы. Ковчег несли священники, воины шли сзади. На седьмой день израильтяне затрубили в трубы, стали восклицать громко и в один голос, после чего обрушилась стена Иерихона, и город сдался.

Также у евреев в праздник Кущей была традиция семидневного торжественного шествия вокруг алмемара (место в синагоге) с пальмовыми ветвями. Еще одним ярким прообразом может служить перенесение Ковчега Завета царем Давидом в Иерусалим, в котором участвовал весь народ израильский «с восклицаниями и трубными звуками».

Иоанн Златоуст и установление традиции

Во времена земной жизни Спасителя примером крестного хода может служить Его торжественный вход в Иерусалим. Тогда все люди встречали Его со словами «Осанна!» и стелили пальмовые ветви под ноги. Мы знаем, что уже в первые века в раннехристианской общине существовала традиция в день Пасхи символически, по примеру жен-мироносиц, обходить храм со свечами в руке.

Это можно считать началом традиции, но самого чина (порядка) еще не существовало. Затем, известно, что новообретенные мощи святых точно так же торжественно переносили всей общиной. Эти процессии совершались ночью и сопровождались общей молитвой в виде пения гимнов (псалмов). Их называли литиями (не путать с современным их видом) или литиниями. Они-то и послужили началом современного чинопоследования крестного хода.

Авторство же первого чина традиционно приписывают святителю Иоанну Златоусту. Вначале они были созданы в противовес арианам — святитель не хотел, чтобы люди участвовали в их воскресных увеселительных собраниях. Затем во времена, когда жил Златоуст (IV век), последовал ряд стихийных бедствий. Так из простой благочестивой традиции они перешли в общецерковную практику, где и закрепились.

Крестный ход на Руси

На Русь данные торжественные шествия с участием верующих пришли вместе с христианством из Византии. Вспомним, что и само крещение Киевской Руси предварялось большим походом людей к реке Днепр в ответ на призыв князя Владимира. Также уже прославление первых русских святых, страстотерпцев Бориса и Глеба, перенесение их мощей в 1115 г. сопровождалось всенародной церковной процессией.

Молитвенные шествия народа получили такое распространение на русских землях, что Священный Синод даже вынужден был принять постановление о запрете стихийно проводимых ходов. Расцвет же популярности традиции крестного хода в России пришелся на начало XX века. Тогда в них принимали участие даже царские семьи. Самый яркий пример — прославление преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Тогда в нем приняли участие от ста до трехсот тысяч людей, включая самого императора Николая II с семьей.

Сложно переоценить также роль покаянных ходов для истории русского государства. Они неоднократно спасали от моровых язв, пожаров и военных вторжений не только Москву, но и другие значимые города, благодаря чему здесь так прославились образа Божией Матери, особенно Владимирская, Тихвинская, Казанская и еще очень много других. Недаром ведь тот же Серафим Саровский говорил, что «Россия спасется Крестными ходами».

Виды молитвенных шествий

Существует много разновидностей крестного хода в соответствии с разными критериями. По продолжительности они делятся на однодневные и многодневные. В зависимости от времени совершения могут быть:

  • ежегодные (установленные, например, на Пасху и Богоявление);
  • чрезвычайные , или одноразовые (совершаемые по определенному поводу).

В зависимости от причин они делятся на:

  • праздничные , или торжественные — совершаемые в честь определенного праздника;
  • благодарственные — в благодарность за Божью помощь и милосердие по какому-то поводу, к ним также относятся и хода в честь освящения храма;
  • умилостивительные — вид общей молитвы в начале важного церковного или государственного события;
  • покаянные — шествия верующих, совершаемые во времена народных бедствий (голода, войны, эпидемий, землетрясений и др.) с просьбой об избавлении от них.

Необычные хода нового времени

Сегодня появилось очень много новых видов необычных церковных процессий, которые, конечно же, имеют ту же силу, если совершаются с верой, а не только с намерением удивить. Стоит хотя бы упомянуть о том, что особую популярность уже в нашем веке получила такая их разновидность, как крестный лет . Святыня (мощи или икона) с молитвой перевозится на самолете или вертолете на большие расстояния.

Помимо воздушных , гораздо раньше стали осуществляться и водные . Такой крестный ход особенно удобен для отдаленных, труднодоступных мест. Необычным явлением можно назвать байкерские перемещения с иконами и хоругвями, в которых принимают участие даже священники. Сегодня популярность также обретают детские молитвенные шествия, особенно с молитвой за мир. Они также являются ярким свидетельством веры.

А вот в скиту Оптиной пустыни также каждый день проходит необычная молитвенная процессия, в которой принимают участие… кошки. Это видео можно посмотреть здесь:

Для чего нужен крестный ход и его смысл?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Крестный ход – многолюдноеторжественное шествие из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту (например, святому источнику) с большим запрестольным или выносным крестом, от которого получило свое название и само шествие. Участники крестного хода несут также святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу). Крестные ходы бывают регулярные (календарные) и чрезвычайные (во время эпидемий, войн и других особых событий).

Крестный ход является выражение единой народной веры и усердное моление к Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи.

Возникли крестные ходы в 4-м веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города. Так установился праздник, получивший название Происхождение (изнесение, исхождение) честных древ креста Господня (1/14 августа).

Во всех епархиях Русской Православной Церкви сейчас проводятся крестные ходы с чудотворными иконами и другими святынями, а также по местам, связанным с жизнью святых, новомучеников и исповедников. Бывают крестные ходы, посвященные другим событиям. Например, традиционный крестный ход памяти погибших в Великой Отечественной войне проходит в Волгограде каждый год 9 мая.

Что такое крестные ходы и зачем они нужны? Зачем православные христиане, оставив другие важные дела, идут крестными ходами, молясь и неся кресты, иконы и другие святыни?

Как все начиналось

Примеры торжественных шествий известны еще со времен Ветхого Завета. К прообразам первых крестных ходов можно отнести семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, вследствие чего неприступные стены Иерихона обрушились, а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном.

В первые три века своего существования христиане не могли открыто исповедовать свою веру, а тем более — совершать шествия. Лишь только под покровом темноты, ночью, они могли перенести мощи мучеников в место их пребывания торжественным шествием со светильниками. Так были, например, перенесены мощи мученика Бонифация и свмч Киприана Карфагенского.

Учредителем первого крестного хода в том смысле, как мы ныне его понимаем, считается свт. Иоанн Златоуст, как об этом нам сообщают церковные историки Сократ и Созомен. Они говорят, что во времена правления императора Феодосия (379-395 гг.) ариане собирались за городом в праздники и пели свои песни и гимны. Святитель Иоанн, желая, чтобы никто из православных христиан не принимал участия в арианских процессиях, установил совершать такие же процессии, которые сопровождались пением молитв, несением серебряных крестов и восковых свеч. Почти сразу же крестные ходы стали совершать не только в противоположность арианам, но и в праздничные дни, а также в дни общественных бедствий — землетрясений, наводнений, пожаров, засухи, эпидемий, войн.

С течением времени крестные хода получили широкое применение и развитие во всей Византии, а оттуда традиция крестных ходов попала к нам на Русь. Всякое выдающееся событие в жизни Церкви вызывало общие молитвы и крестный ход: дни основания и освящения храмов, перенесение мощей и других священных предметов, дни особых торжеств церковных и гражданских, и в других случаях.

Разберемся в понятиях

С богослужебной точки зрения крестный ход представляет собой литанию или литию – религиозную процессию вне храма, сопровождаемую молитвой, в которой могут принимать участие все желающие, в том числе оглашаемые, кающиеся и даже не христиане. Возможность всем желающим присоединиться к крестному ходу существует всегда, это одна из характерных особенностей всякой литии – открытость и доступность этого вида молитвы для всех присутствующих.

Доступным для всех становится слово Священного Писания и проповеди на молебнах, которые часто служатся по пути или в конце крестных ходов. Проповедь эта, конечно, важна не только для неверующих, но и для верующих, особенно для тех, кто по какой-то причине редко бывают на богослужениях и не участвуют в таинствах.

Зачем нужны крестные ходы?

Само это действие – выход верующих из храма, вынесение наружу святынь (креста, икон, евангелия), выражает стремление верующих освятить окружающее пространство молитвой, показать, явить свою веру через дело и слово свидетельства. Это одна из задач крестного хода — выйти навстречу тем, кто не сделал пока шаг в сторону Церкви, кто сомневается, не верует или верует иначе. Итак, первое и самое главное значение крестных ходов – миссионерское. Крестный ход — это совместное свидетельство о христианской вере.

Во время крестного хода сейчас часто раздают всем желающим заранее приготовленные информационные материалы (листовки, буклеты, газеты). Это может быть информация о празднуемом событии или святом, или текст молитв и песнопений, а также приглашения на различные мероприятия: на просветительскую встречу, спектакль, миссионерский концерт, киноклуб, беседу со священником, экскурсию по храму или выставку. Тогда у неверующих и не воцерковленных людей, присоединившихся к крестному ходу, появляется дополнительная возможность сделать ещё один шаг к вере и в Церковь, познакомиться поближе с верующими людьми, задать свои вопросы и разрешить недоумения уже в личном общении с ними.

Многолюдное шествие верующих людей во время военной угрозы, стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации само по себе является выражением веры и надежды на Бога, и зримым свидетельством единства верующих перед лицом опасности. Здесь уместно вспомнить о времени начала гонений на Церковь в России после октябрьского переворота 1917 года. Например, 20 января 1918 г. в Петрограде, после попытки вооруженного захвата красноармейцами Александро-Невской лавры, по благословению митрополита Вениамина (Казанского) состоялся общегородской крестный ход в защиту Церкви, в котором участвовало около полумиллиона человек. Такой массовый крестный ход – демонстрацию единства верующих, власти не могли игнорировать, и попытки силой захватить Александро-Невскую лавру тогда сразу прекратились.

Важно отметить, что на крестные ходы собираются верующие люди из разных приходов, благочиний, епархий, что способствует их общению и укреплению единства Церкви. За счет раздачи информационных материалов полезная информация о почитаемых иконах, святых и подвижниках благочестия, различных благотворительных, просветительских акциях и проектах благодаря крестным ходам распространяется по епархии и за её пределы.

Для верующих, участвующих в крестных ходах, он прежде всего является молитвой и духовным деланием. Особенно, если крестный ход многочасовой или многодневный, что требует от участников крестного хода подготовки и особых молитвенных, аскетических усилий.

Наталья Адаменко