Ландшафтный дизайн история возникновения и развития. Русское садово-парковое искусство

Тема 1. История ландшафтного дизайна

КУРС

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ

«ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН»

Ландшафтный дизайн - искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве.

В отличие от садоводства или огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность, ландшафтный дизайн - более общая и универсальная дисциплина.

Главная задача ландшафтного дизайна - создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизациоными формами и природой, зачастую от них страдающей.

С самых давних времен, еще на заре цивилизации, когда развитие производственных отношений достигло сравнительно высокого уровня, человек стал искать вокруг себя радость и красоту.

В древнем мире, надо заметить, такого понятия не было, не было и профессии ландшафтного дизайнера, были талантливые зодчие, делали они дизайны, которые считались чудом света, например, Висячие сады Семирамиды! Сколь велик гений человека того времени, если уже на протяжении многих тысяч лет искусство ландшафтных творений поражает современное воображение. С древних времён сады являлись традиционной формой организации окружающего пространства с помощью зелёных насаждений. Особую популярность они получили при дворах правителей и вельмож стран Востока. Далее садоводство, как искусство, распространились практически повсеместно. При этом долгое время важную роль играла утилитарность садоводства (потребление фруктов и селекция фруктовых деревьев), позднее большее внимание получила декоративность цветов.

Из далекой Месопотамии и Египта искусство украшения земли вокруг дома пришло в Древнюю Грецию, где и получила громадный толчок в своём развитии. Газоны, декоративные кустарники, скульптуры в саду, фонтаны и бассейны – всё многообразие садовой архитектуры тех времен до сих пор сохраняется в нашем быте.

Готика внесла в ландшафтный дизайн земельного участка очень немного, тут больше внимания уделялось геометрии сада, симметрии и правильности форм. Но в эпоху Возрождения сады и парки появились и в городской застройке. Роскошь парков в поместьях и на виллах вельмож стала общедоступной, городские сады и парки становятся излюбленным местом приема гостей, массовых встреч и веселых гуляний. Садовое зодчество широко использует пространство, появляются красивые аллеи, укромные дорожки, беседки, лоджии и другие архитектурные сооружения.

Далее эпоха Возрождения дает начало стилю барокко, который был отличен тем, что сделал уклон в ландшафтном дизайне земельного участка в сторону взаимосвязи ансамбля зданий и окружающей среды. Переход искусственного ландшафта в естественный, использование контрастов для усиления визуального эффекта, совершенствование орнаментального декора, высаживание растений в виде различных геометрических фигур, широкое применение разновидностей водной архитектуры, устройство террас – всё это принесла в ландшафтный дизайн земельного участка эпоха барокко.



После периода феодализма пришел буржуазно-капиталистический строй, который внес в общество прагматизм и экономию, подчинение всего общественного устройства извлечению максимальной выгоды. Для эпохи капитализма вообще характерны контрасты, а в частном случае ландшафтного дизайна это тоже очень заметно. Разбогатевшие буржуа стремились создать для себя максимально роскошные условия жизни, новые помещики без дворянских титулов порой превосходили в десятки раз титулованных графов и князей по богатству и делали самые немыслимые вещи в погоне за красивой жизнью. Золотые фонтаны и хрустальные беседки появились как раз в этот период, хотя прогрессом ландшафтного дизайна земельных участков их назвать трудно, это скорее отклонение от нормы.

Профессия ландшафтного дизайнера или, как тогда называлось, архитектора в том виде, как мы её воспринимаем сегодня, появилась в конце XIX века. Самым важным приоритетом в ней было провозглашение комплексного подхода к созданию удобной и красивой среды обитания человека . Не просто создание некоего набора помпезных украшений сада или парка, а именно искусство обустройства ландшафта, применение в нем классических законов гармонии формы, цвета и функционального содержания всех составляющих элементов. Красивый участок возле дома создает особую праздничную атмосферу на душе, препятствует унынию и придает стимул к самосовершенствованию. Это понимали древние, это знаем и мы сегодня, но сам стиль и дизайнерские решения развивались, что и привело к рождению строго научного современного подхода к дизайну ландшафтов нашего времени.

Контрольные Вопросы:

1. Что такое ландшафтный дизайн 2. В чём заключается задача ландшафтного дизайна 3. В каких странах появилось садоводство? 4. Какие элементы ландшафтного дизайна появляются в Древней Греции и Древнем Риме? 5. Опишите ландшафтный дизайн эпохи Возрождения? 6. Какие изменения в ландшафтной архитектуре произошли в эпоху Барокко? 7. Какие элементы ландшафтного дизайна принёс буржуазно-капиталистический строй? 8. В каком веке появилась профессия ландшафтного дизайнера? 9. Что считалось самым важным приоритетом в профессии ландшафтный дизайнер?

______________________________________________________________________________

Ландшафтный дизайн является важной областью деятельности ландшафтного архитектора, архитектора-дизайнера и частич­но инженера зеленого строительства.
Ландшафтная ар­хитектура решает вопросы формирования и сохранения ландшаф­тов с различными соотношениями природных и искусственных компонентов.
За последнее столетие сфера деятельности ландшафтной архи­тектуры значительно расширилась. Ее объектами являются все более обширные городские и загородные пространства.
Ландшафтный дизайн - творческая деятельность, направленная на формирование искус­ственной архитектурной среды с использованием средств декора­тивного озеленения, геопластики, малых архитектурных форм, де­коративного покрытия, визуальной коммуникации. Ландшафтный дизайн - новое направление ландшафтной архитектуры и ее необ­ходимое ответвление.
Главная задача ландшафтного дизайнера - организовать пространство в соответствии с функ­циональными, экологическими и эстетическими требованиями, создать его яркий художественный образ и вызвать у человека положительные эмоции.
Цель ландшафтного дизайна - органичное слияние архитек­туры с природными элементами.

История развития ландшафтного дизайна.

Впервые термин «ландшафтный дизайн» появился чуть больше чем сто лет назад в США, когда там началась закладка первых национальных парков, но это не означает, что история ландшафтного искусства такая короткая. Отнюдь, своими корнями она уходит в далекое прошлое и имеет богатый опыт и бесценное наследие, которое дошло до наших дней.
История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья). Этот период именуется как Ассиро-Вавилонская культура (8-7 в.в. до н.э.) Основным строительным материалом был сырцовый кирпич. Это был непрочный материал, поэтому он явился причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры.

Города Двуречья имели округлую, а позднее прямоугольную форму, их окружало кольцо крепостных стен, иногда двойное или тройное. В развитии композиции в архитектуре применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. Этот принцип применялся при строительстве храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. Они представляли собой ряд убывающих, поставленных одна на другую квадратных или прямоугольных платформ. Верхняя платформа завершалась как правило храмом. На выступающих частях нижних платформ по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, которые наполнялись растительной землей.

Зиккурат - многоступенчатое пирамидальное сооружение с храмом на вершине. Это типичная конструкция для месопотамских цивилизаций, а ее форма символизирует стремление человека приблизиться к небу.

Особой известностью пользовались «висячие сады» Семирамиды. Они были созданы во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. Сады представляли собой ряд возвышающихся террас. Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен. Его южная часть выходила к дворцовым покоям. Устраивался он в виде четырех ступенчатых террас, которые сужались кверху. На нижних террасах сажали деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Идея создания террасированных садов, или «висячих садов», оказалась достаточно плодотворной. Далее она нашла свое развитие в садах Персии, Италии, России («верховые» сады Московского Кремля в конце 17 в.).
Также в Ассиро-Вавилонской культуре существовал обширный парк, созданный ассирийским царем Саргоном II в 8 веке до н.э. у города Хорсбада. В нем были высажены деревья, привезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, самшит, некоторые плодовые. Существовали и обширные парки, предназначенные для охоты и прогулок верхом. Эти парки являются прообразами лесопарков.

Египет
В египетском государстве вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства развивалось и садовое искусство. В Древнем Египте сады в ландшафтном дизайне формировались по следующим принципам:

Регулярный план. Он включает использование симметрии, т.е. осевое построение композиции.
Формируются замкнутые композиции.

Водоемы – главная часть сада.

Ритм используется как композиционный прием.

Аллейные и рядовые посадки.

В ассортименте растений используются экзоты.

При дворцах, храмах и жилых домах состоятельных владельцев создавались сады. Они и составляли зеленое оформление города. Древнеегипетский сад характеризовался органичным слиянием религиозных, утилитарных и эстетических функций.

Древняя Греция

В Древней Греции садовое искусство связано с завоевательными походами Александра Македонского. В древнегреческий ландшафтный дизайн было включено азиатское садовое искусство.
Древняя Греция характеризовалась такими типами озеленения, как герроны (священные рощи), философские сады и частновладельческие сады. Герроны носили чисто мемориальный характер: скульптуры, архитектурные сооружения, лесные массивы с источниками, со временем они превратились в спортивные парки. Для ученых бесед создавали философские сады. Городские площади озеленяли рядовыми посадками вдоль дорог. Частновладельческие сады носили утилитарный характер, цветочные растения – их основное озеленение.

Сады в ландшафтном дизайне Древней Греции были строго пропорциональны. Для их создания использовались принципы равновесия, ритма и симметрии. В древнегреческих садах, в отличие от Египта, использовали террасирование. На террасах высаживали большие деревья, цветы, устраивали фонтаны. Здесь усматривается более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, витые лестницы, много украшений.

Древний Рим

Римское садово-парковое искусство отличается от греческого многими элементами, например, они использовали монументальные и грандиозные конструкции ландшафтной архитектуры в композициях, то есть они как бы старались «подчинить природу». Многочисленные виллы у состоятельных людей включали большое разнообразных декоративных работ: фонтаны, каскады воды, разбитые цветники, искусство стрижки деревьев и кустарников, перголы, крытые аллеи, декоративная скульптура, скамьи и многое другое. Широким был и ассортимент сажаемых кустарников, деревьев, цветов. Свидетельством высокого развития ландшафтной архитектуры являются термы (банные комплексы) с садами, около 700 бассейнов, 500 фонтанов и акведуки. Даже до сих пор многие мосты и акведуки служат для транспортных перемещений. Многие приемы создания регулярных садов, парков, работ с землей, растениями и водными конструкциями берут начало в античности и служат основой создания искусственной среды.

Таким образом, античная и эллинистическая эпоха оказала огромное влияние не только на страны Европы, но и на многие другие регионы мира.

Арабская Испания

Характер испано-мавританского сада – это простота планировки и индивидуальность решения. Основной мотив сада – вода. В регулярной планировке обязательно присутствует внутренний дворик (патио). Устраиваются видовые точки, оформляются аркады. Растения экзотические, которые соответствуют климатическим условиям (мандарины, кипарисы, апельсины, олеандр). Они высаживались свободно, стрижка в основном не применялась. Газон не использовался из-за жаркого климата, территория оформлялась декоративным мощением – это один из важных элементов сада в Арабской Испании.

Аркада (франц. arcade ) - ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы.

Средневековье
Садово-парковое искусство в средневековье – небольшие сады при монастырях и замках.
Монастырские сады. Планировка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Сад в основном делился на четыре части (дорожками). В центре пересечения дорожек высаживали куст розы или устанавливали крест Иисуса Христа. Сформировался Сад-лабиринт. Он представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках.

Феодальные сады. Сады при замках устраивали внутри их территории. Они были небольшими и замкнутыми. В садах устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также Цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы и др. При замках крупных феодалов создаются более обширные сады – прато. Позднее средневековье характеризуется открытием первых университетов (Болонья, Париж, Оксфорд, Прага). Садоводство и ботаника достигли высокого уровня развития, появились первые ботанические сады (1525г. в г. Пизе)

Эпоха Возрождения

С Востока, многочисленные крестовые походы приносили европейцам новые культурные веяния. Данное обстоятельство подтолкнуло к наступлению в Европе эпохи Возрождения. Немного раньше, чем у остальных, в 14 веке, культурный подъём начался в Италии, садово-парковом искусстве это привело к началу образования стиля Барокко. Данный стиль предполагал, что сад должен быть логическим продолжением дворца, то есть иметь комнаты, коридоры и соответствующее роскошное убранство. Материальные затраты на устройство сада, стали сопоставимы с постройкой самого дворца. Гористый характер местности предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах, связанных между собой лестницами. Подпорные стенки облицовывают камнем, украшают нишами, устраивают гроты. Террасы, увенчанные балюстрадами, скульптурами составляют основу итальянского сада. Характерно наличие большого количества декоративных бассейнов и всевозможных водных устройств - каскадов, каналов, фонтанов являлась необходимой составляющей.

До конца 16 в. итальянские сады были небольшими по размерам 1 – 3,5 Га. Аллеи того времени проектировались узкими и короткими, дворец, обыкновенно, располагался по центральной оси симметрии участка, занимая доминирующее положение.

Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками и направлениями обзора.

К началу 17 в. итальянские барочные сады увеличиваются в размерах, приобретают особую зрелищность, что отражается и в изменениях планировки. Аллеи приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой "зеленые залы", а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов.

Расцвет Барокко это расцвет топиарного искусства, растительность приобретала фантастическую форму. Использовались ширококронные деревья: платаны и дубы, иногда кипарисы, для создания живых изгородей используют лавр, самшит, кипарис. Также в посадках применяют листопадные и плодовые деревья, маслины. Здесь появился новый прием – боскет. Боскет ограничивается регулярными дорожками, имеет геометрический контур. Внутри высаживаются деревья, которые обрамляются рядовыми посадками или живой изгородью.

Боске́т (фр. bosquet, от итал. boschetto - лесок, рощица ) - элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных стенок (шпалер), геометрические объёмы, иногда имитирующие архитектуру с арками и башенками и т. п.

Из Италии барокко перекочевал во Францию, где с развитием оформилось, в отдельный, известный всему миру стиль - Французский классицизм.

Происходит формирование садов в стиле барокко, заимствованном из итальянских садов. Планировка их простая, но они богато украшены цветниками. Из цветов создаются красивые партеры – бродери. Лесные массивы используют для верховой езды и охоты. Спокойную гладь воды используют для создания каналов и водных партеров.

Бродери (broderie) по-другому называемый «партер де бродери» (partierredebroderie) при дословном переводе этого термина с французского означает: «газон с вышивкой». Данный тип газона был придуман Этьеном Люпераком во Франции.

В последнем десятилетии 18 в. в Англии уже преобладает развитие пейзажного парка. Этому способствует мягкий климат и влажность: создаются обширные луга, украшенные группами деревьев и кустарников. Луга играют роль пастбищ.

В Англии отказываются от регулярного стиля при создании садов, усовершенствуют пейзажные парки. Их основа – это естественность. Устраиваются поляны и лужайки, посадки деревьев – групповые, дорожки - криволинейные, водоемы – с извилистыми берегами. Используют малые архитектурные формы – беседки, павильоны, трельяжи. Их размещают в парках. Также иногда устраивают фонтаны.

Пейзажный парк имеет свои принципы построения – в них подчеркивается естественная красота ландшафта, планировка свободная, все элементы парка подчиняются единому целому.

Луковичные растения высажены на лугах в тени деревьев. Планировка садов и парков в пейзажном стиле проводилась масштабно, включая в себя устройство озер путем строительства дамб на небольших реках, перекапывание огромного количества земли, посадку лесов, которая велась не бессистемно, а в соответствии с высокими эстетическими требованиями.

В начале 19 в. начал падать интерес к пейзажной манере в ландшафтной архитектуре. Возник викторианский сад с симметричными посадками однолетних растений, в котором все прочие компоненты были подчинены расположению цветников. Но в таком виде сад просуществовал недолго. Основной вклад англичан в развитие ландшафтного дизайна - это газон и бордюр из однолетних травянистых растений.

В ходе 19-го столетия городская жизнь становилась всё более масштабной, это привело, к соединению городского архитектурного планирования с традициями ландшафтного садоводства, и придало ландшафтной архитектуре и дизайну нынешний уникальный статус. Следуя данным тенденциям, во второй половине 19-го века Американский архитектор Фредерик Лоу Олмстед завершил серию парков, которая и поныне оказывает огромное влияние на ландшафтную архитектуру. Среди его работ можно выделить Центральный Парк в Нью-Йорке, Проспект Парк в Бруклине и парковую систему в Бостоне, так называемое «Изумрудное ожерелье».

На рубеже 19 – 20 вв. родилось и перемешалось множество стилей и направлений ландшафтного искусства, большинство из них были скоротечны, но некоторые из них прижились и хорошо нам известны, такие как, например – модерн.

Китай и Япония

Ландшафтный дизайн Китая, Японии и Кореи отличался от европейского. Их отношение к природе всегда было связано с философией и религией.

Садовое искусство Китая развивается в направлении пейзажного стиля. В северной части Китая развиваются большие сады, а в южной – малые. Но некоторые черты всех садов характерны. Обязательная часть сада – водоемы. Их очень много, вокруг них размещают дворцовые постройки. Здесь же используются и парковые сооружения – беседки, платформы, мосты, веранды, галереи. Ярко окрашенные сооружения оттеняют зелень парков. Растения очень разнообразны: здесь используются и хвойные (сосны, можжевельники и др.), и лиственные (клен, дуб китайский, кедр и др.), и плодовые (слива, груша, вишня и др.) деревья. Много красивоцветущих растений и цветов. Скульптуры в оформлении используют редко, в основном камни. Ими оформляют берега водоемов, каменистые садики.
Японский сад также формируется в пейзажном стиле. Современные японские сады бывают трех типов: холмистые, равнинные и пересечённые.

Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водяным потоком ("холм и вода").

Равнинный сад не имеет даже малейших ухабин, он плоский, как стол. В планировке сада используют камни, деревья, каменные фонари, резервуары с водой и источники. Собранные вместе по вкусу архитектора, они неповторимы.

Японский пересеченный сад - это творение служителей культа и садоводов-профессионалов. Этот сад воспроизводит миниатюрную модель гористого региона Японии с небольшим озером, имеющим островок, оригинально размещенными камнями, декоративными каменными фонарями, мостиками и переходами. Красота японского сада раскрывается перед зрителем постепенно. Прямых линий здесь избегают, предпочтение отдают мягко разворачивающимся, искривленным, как это бывает в натуре. Искусственному фонтану предпочитают водопад или свободно бегущий ручей, асфальтовой дорожке - утоптанную тропинку.

В «сухих» садах галька и песок символически изображают воду. Ассортимент растений в японских садах разнообразен Предпочтительны красивоцветущие деревья и кустарники, цветов очень мало. Активно используются садовые сооружения: скамьи, ограды, мосты, ворота, каменные светильники. Характерная черта сада – японская символика.


Похожая информация.


Древний мир

Первые упоминания об организованных ландшафтах относятся к VI-II векам до н. э. В это время на территории Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии садоводство и ландшафтное моделирование уже сформировались как отдельные области профессиональной деятельности. Чуть позже в Древней Персии появились так называемые "райские сады" для царской забавы - охоты. В Древней Греции и Древнем Риме появились и стали популярными общественные сады при школах, гимназиях, а во внутренних двориках домов возникли небольшие перистили своего рода патио.

Средние века

Суровые времена средних веков способствовали замкнутой жизни людей, сады и садоводство ушло во внутреннюю жизнь человека, «спрятались» за монастырскими и дворцовыми стенами и стали выполнять в основном практическую функцию. В этот период получили распространение «кухонные» и аптекарские огороды при больницах и богодельнях, сады лекарственных растений.

Аптекарские сады и сады-огороды

В разное время к красоте и созданию клумб подходили по-разному. Помимо классических цветочных клумб, где росли великолепные цветники, создавались и удивительные по своей оригинальности и функциональной насыщенности клумбы из овощных культур, зелени и разнотравья. Впервые такие клумбы появились в Европе в XVI веке. Один из самых известных огородов-клумб возник около замка Вилландри, во Франции. Такие сады-огороды радовали взор европейцев на протяжении нескольких столетий. Самое удивительное, что их основу формировали морковь, капуста, свекла и плодовые деревья. Такая клумба будет более чем уместна и в наши дни.

Екатерининские времена

Во времена Екатерины II в России цветы были не в почете. Вместо клумб сад украшала система газонов и дорожек - партер, обсаженный низкими стрижеными кустами и многолетниками. Цветы выращивали отдельно на грядках исключительно в интересах флористики. Вскоре пришла мода на ковровые клумбы - растения на них высаживались в виде геометрического "коврового" узора.

Двадцатый век

В ХХ веке такие клумбы вошли в обиход практически всех городов - они могут быть ковровыми узорами, вазами, часами и даже портретами. Такие клумбы очень эффективны, но для их поддержания требуется много сил. Поэтому постепенно их стали вытеснять «пестрые» клумбы, на которых высаживалось множество растений, постоянно цветущих и сохраняющих без особого труда свою декоративность. Цветы располагались на них в виде ромбов, прямоугольников или полос.

Желание человека быть ближе к живой природе становится все более актуальным с каждым годом. Поэтому в последние годы стали стали популярны клумбы и решения, напоминающие уголки дикой природы. Сначала в таком стиле создавали только альпинарии и водоемы, но сейчас таких решений, похожих на естественные природные группы растений, становится больше.


История ландшафтного дизайна

Ландшафтный дизайн или ландшафтное проектирование как наука и искусство созидания парков и садов берет свое начало из глубины веков. Определение “ландшафтная архитектура” впервые появилось в США около двухсот лет тому назад, но ярчайший путь возникновения и развития стилей ландшафтного дизайна исчисляется многими веками.

В местах поселения и жизнедеятельности древних земледельцев начинается формирование антропогенных ландшафтов - существенно измененных человеком природных ландшафтов. Первые попытки возделывания садовых участков, по мнению ученых, предпринимались в Междуречье (Малая Азия).
В 10 - 8 веках до нашей эры искусство создания парков и садов появляется в Древней Греции. На первых порах основной характеристикой садов была их утилитарность. Позднее прямолинейные дорожки и аллеи в саду, украшенные колоннами, вазами и скульптурой, стали отличительной особенностью древнегреческого стиля.

Об особенностях ландшафтного дизайна Древнего Рима известно из произведений Горация (65 - 8 года до нашей эры). Бассейны, гроты, фонтаны, прямые аллеи, разделяющие сад - присутствие всех этих элементов было характерно для древнеримского ландшафтного дизайна.


В Китае наука и искусство ландшафтного дизайна зародились примерно три тысячи лет назад. Формирование ландшафтного стиля в Древнем Китае происходило под влиянием религии и философии, в частности, теории следования законам вселенной. К примеру, велико влияние даосизма, взывающего к единению природы и человека, к следованию интуиции на пути познания. Нельзя не упомянуть и философию фен-шуй, которая зародилась примерно шесть тысяч лет назад и оказала неоспоримое воздействие на формирование ландшафтного стиля парков и садов в Китае.

Традиции японских садов уходят корнями в глубокую древность. В Европе в последнее время пользуется громадной популярностью японский стиль ландшафтного дизайна, пронизанный философией дзень-буддизма и синтоизма, исконной японской религией. В японском стиле на первых порах прослеживались и мотивы китайского ландшафтного дизайна. Со временем в Японии установился собственный национальный стиль ландшафтного моделирования со своими принципами, идеями и теорией. Нужно отметь, что теория стиля японского сада необычайно сложна и полна символов: японский сад - небольшой земельный участок - символизирует собой картину мира, человек, соединяясь с природой, открывает для себя суть бытия.

Эпоха Возрождения является своеобразным рубежом в развитии ландшафтного дизайна. Для этого периода характерно стремление к гармонии ландшафтного и архитектурного ансамблей. К саду было обращено самое пристальное внимание. Сады Эпохи Возрождения изобиловали скульптурными ансамблями, искусственными водоемами и раскидистыми деревьями.

Пиком развития науки и искусства ландшафтного дизайна считаются 19 - 20 века нашей эры. В этот период все внимание устремлено на растительность, поиск и внедрение новых элементов композиции и стремлению к унисону стилей - ландшафтного дизайна и архитектурного.

История возникновения и становления профессии ландшафтного архитектора также насыщена. В России 17 - 19 веков не существовало понятия “дизайнер” или “архитектор”, и эта профессия называлась “устроитель садов и парков”. Нужно отметить, что в большинстве случаев шедевры дизайна парков и садов того времени создавались живописцами. Максимально полно и точно отражает назначение ландшафтного дизайна и раскрывает его суть цитата того времени: «если задача архитектора заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается в его открытии». Это высказывание охватывает весь диапазон моделирования окружающей среды от самых малых композиций до масштабных проектов и не теряет своей актуальности и по сей день.

Как вы думаете, сколько лет существует ландшафтный дизайн? Не знаете? На самом деле даже историки не могут дать точный ответ. Если говорить о самом названии, то ему всего-то около 200 лет.

А такое понятие, как «обустраивать пространство вокруг своего дома, высаживать деревья и растения», скорее всего, существует с момента возникновения земледелия. По разным данным оно возникло около 9-13 тысяч лет назад.

Фактически история развития ландшафтного дизайна шла параллельно с историей развития человечества. Древний человек был изначально привязан к природе, потому что от взаимодействия с ней зависела его жизнь – он получал от неё пропитание, одежду и жилище.

В большинстве своём близлежащие к дому территории «обустраивались» огородами, грядками для чисто утилитарных целей – получить пищу.

Однако в нашем современном понимании – это, всё-таки, не огород с помидорами. А нечто такое, чем можно любоваться. Это то, что доставляет эстетическое удовольствие. И, в конце концов, это место, где можно отдохнуть.

Так вот первые парковые зоны для эстетического созерцания, для удовольствия, для прогулок начали появляться тогда, когда появились первые зажиточные, знатные люди, т.е. с началом рабовладельческого строя. И чем богаче был человек, тем больше и красивее были сады, окружавшие его владения.

В каждой стране свой стиль

В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. Вы, наверно, знаете, что есть итальянский стиль, французский и множество других. Формирование каждого стиля произошло не случайно. И не случайно каждый стиль приписывают какой-то одной стране. Зарождению определённых стилей способствовали, в первую очередь, рельеф и климат конкретной страны. Например, регулярные парки на холмистом рельефе называют итальянскими, а на ровной местности – французскими, сады с обилием цветов называют – голландскими и т.д.

Давайте посмотрим, как развивался ландшафтный дизайн с самых истоков.

Древние сады

Например, в Древнем Египте первые «сады для удовольствия» появились у богатых жрецов. Их изображения, где они отдыхают в тени деревьев и наслаждаются вкусом фруктов, можно увидеть на древнеегипетских фресках.

В садах жрецов выращивались различные виды цветов с изысканными ароматами, поверхность водоёмов была покрыта лотосами и нимфеями. А в эпоху царствования Клеопатры чаще выращивали садовые розы.

Всем известны висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Это сооружение состояло из 4 террас, возвышающихся друг над другом. Две нижние террасы были засажены деревьями, а верхние – кустарниками и цветами.

В Фивах – древнем городе Греции – широкое распространение в то время получила пергола. Это было такое «воздушное» сооружение, украшенное гроздьями винограда или другими растениями, которое тянулось вдоль всей территории двора. А беседки обвивали разные виды роз.

В Персии ландшафтное искусство начало развиваться благодаря созданию специальных парков наподобие сегодняшних заповедников, которые были густо населены различными видами животных: кабанами, львами, парнокопытными. Но создавались эти парки отнюдь не для защиты животных, а для охоты на них.

И персы, чтобы обеспечить себе больший комфорт в процессе охоты, стали разбивать в парках клумбы, цветочные газоны, устанавливать павильоны для отдыха и фонтаны. Именно в Персии появились первые, аккуратно подстриженные живые изгороди , делившие парк на зоны с разным ландшафтом.

В таких странах, как Китай и Япония, пейзажное искусство зародилось в глубокой древности. Садовые стили в этих странах сформировались под влиянием древних философий и исконных религий, которые призывали к единению природы и человека. Садам Китая и Японии свойственна умиротворённость, спокойствие и тишина. В них обязательно присутствовали водные объекты, беседки и камни.

Сады Средневековья и Нового времени

Эпоха Возрождения XIV-XVI веков стала неким рубежом в формировании ландшафтного искусства. В парках той эпохи появилось обилие скульптур, создавались целые скульптурные аллеи, высаживались раскидистые деревья, высокорослые кустарники, создавались искусственные водоёмы.

В XVII веке в моде были классические регулярные парки с прямыми лентами многочисленных дорожек. Примерно в это же время в Европе разделились понятия сад и парк. Сады стали использовать больше для уединения, отдыха. А парки стали местом проведения различных торжеств с большим количеством людей. В парках устраивались театральные представления, концерты, иллюминационные вечерние праздники.

К XVIII веку модное тогда в Европе регулярное направление сменилось пейзажным, пришедшим с Востока. Общественные парки стали ближе к естественной природе. Маршруты дорожек в них продумывались таким образом, чтобы объединить места с самыми красивыми пейзажами.

История ландшафтного дизайна в России

В России ландшафтное искусство развивалось практически в одном темпе с европейским. Однако наиболее свежие течения в России появились, когда Пётр I «прорубил» окно в Европу.

В XVII веке в России появились увеселительные парки и ботанические оранжереи. Особенно популярны были парки-лабиринты, дорожки которых разделялись высокой живой изгородью. А в скором времени клумбам с душистыми цветами пришли на смену цветники с луковичными растениями : нарциссами, тюльпанами, гиацинтами – этакий привет из дружественной Голландии.

Ландшафтный дизайн Новейшего времени

Надо сказать, что смена направлений, стилей, в какой бы то ни было стране, никогда не совершалась стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения. В особенности такое наслаивание заметно в период XIX века.

Двадцатый век внёс серьёзные преобразования не только в историю развития ландшафтного дизайна, но и в садовую архитектуру. Появились новые феерические постройки, благодаря которым граница между домашним интерьером и садовым ландшафтом стала практически незаметной.

Сегодня в мире встречаются сады любого направления и стиля. Какого-то безусловного преобладания того или другого стиля не существует. Более того, приветствуется смешение нескольких стилей и использование каких-то креативно обработанных элементов.

Однако история развития ландшафтного искусства на этом не остановилась, она совершенствуется и по сей день. Поскольку людям постоянно приходят на ум какие-то новые идеи. Каждый создаёт сад на свой вкус, и в итоге появляются новые стили. Так и происходит дальнейшее развитие этого прекрасного искусства.