Методика развития зайцева. Обучение по методике зайцева

Каждый родитель хочет, чтобы именно его ребенок стал вундеркиндом (или хотя бы просто способным и умным). Для организации помощи взрослым существует множество методик для обучения ребенка чтению и письму, чтению и математике. Это системы Марии Монтессори, Гленна Домана и многих других. Особое место здесь занимают кубики Зайцева - методика обучения чтению с самого раннего возраста.

Особенности методики

Буквально с каждым днем кубики Зайцева приобретают все больше последователей. В чем уникальная особенность данной методики? Почему дети, еда вышедшие из грудного возраста, начинают читать самостоятельно буквально после нескольких занятий?

Методика обучения чтению Н.А.Зайцева подразумевает чтение по складам. За одну единицу здесь принимается не буква, как принято в обычных методиках обучения, а именно склад. Он представляет собой естественное усилие, которое производит при произношении. Т.к. склад является естественным усилием, произносить его не составит труда ребенку практически любого возраста.

На основе чтения по складам и разработана такая методика обучения, как кубики Зайцева. Они представляют собой целое учебное пособие, способствующее гармоничному развитию личности ребенка.

Кубики Зайцева - это и обучение чтению, и общее развитие, и развитие логического мышления, и логопедические упражнения. Многие мамы уверены, что их дети, занимающиеся по данной методике, в будущем добьются очень многого.

Великий педагог Николай Александрович Зайцев

Практически каждый взрослый слышал такое словосочетание, как «кубики Зайцева». Методика обучения чтению на основе складов с каждым днем завоевывает все больше последователей. Однако мало кто знает, кто же стал автором уникальной методики.

Николай Александрович Зайцев - великий российский педагог-новатор. Рожденный в семье педагогов, с раннего детства он мечтал дарить знания детям.

Идея создания особой методики обучения чтению у него зародилась еще в годы студенчества, когда будущий педагог для прохождения преддипломной практики был распределен в Индонезию. Там ему предстояло учить основам и особенностям русского языка местное население.

Основы своих разработок Николай Александрович стал применять во время работы в школе. Постепенно свои труды он внедрял в детские сады.

Когда эффективность созданных педагогом методик была подтверждена несколькими поколениями детей, на свет появились знаменитые кубики Зайцева, методика обучения по которым принципиально отличалось от общепринятой.

Уникальной авторской методике уже более 20 лет. Однако педагог-новатор не стоит на месте. Он улучшает кубики Зайцева. Методика обучения по ним постоянно совершенствуется. На сегодняшний день создано большое количество дополнительных методик и игровых упражнений, в основе которых лежат занятия по таким необычным кубикам.

Как выглядят кубики Зайцева?

Что такое кубик? Одна из самых любимых детских игрушек. Каждый из нас может вспомнить, с какой радостью в далеком детстве складывал с их помощью замки и башни. Зная, как дети любят подобные игры, автор при создании своей методики взял за основу именно обычные детские кубики.

Однако они совсем не похожи на привычные нам. На каждой из их граней изображены склады. Что они представляют собой?

Склады могут состоять:

  • Из одной буквы.
  • Из двух букв (согласная - гласная).
  • Из двух букв (согласная - мягкий знак).
  • Из двух букв (согласная - твердый знак).

Кроме того, все кубики окрашены в разные цвета. Это помогает детям быстрее понять принципы чтения:

  • Кубики золотистого цвета с В методике Зайцева они имеют название «золотые».
  • Серые кубики - склады со звонким звучанием. Так называемые «железные» кубики.
  • Коричневые кубики - глухой склад, «деревянные» кубики.
  • Кубики белого и зеленого цветов - знаки препинания.

Чтение по кубикам Зайцева развивает и тактильные ощущения детей, музыкальные способности, способствует развитию органов слуха. Чтобы этого добиться, к каждому виду добавлено определенное содержимое. Они не пустотелые, как привычные кубики. Благодаря своему содержимому, они имеют определенное звучание.

Кубики Зайцева могут быть наполнены:

  • деревянными палочками;
  • колокольчиками;
  • камушками;
  • песком;
  • мелкими металлическими предметами;
  • крышками;
  • пробками.

Благодаря своему наполнению кубики также различают и по весу.

Каждый ребенок с самого начала занятий буквально влюбляется в кубики Зайцева. Методика обучения по ним представляет собой не привычную учебную деятельность, а игровую. В процессе игры дети незаметно переходят от просматривания кубиков к самостоятельному чтению.

Для ускорения процесса обучения для каждого кубика был разработан собственный размер.

На что оказывает влияние методика Зайцева?

Благодаря уникальной структуре, цвету и размеров кубиков, разработанная методика способствует не только обучению чтению детей любого возраста, но и влияет на их всестороннее развитие.

Занятия по кубикам Зайцева затрагивают следующие сферы:

  • зрительную;
  • слуховую;
  • тактильную.

Кроме того, во время занятий по методике Зайцева происходит музыкальное, физическое, эмоциональное развитие детей.

Как заниматься по методике Зайцева?

Во время занятий дети не сидят за партами, как в школе. Они бегают, прыгают, танцуют, лежат, играют. Благодаря свободе действий игра им не надоедает.

Для организации процесса обучения используются не только кубики. В состав методического оборудования также входят и таблицы, где отображены все склады. Во время занятий таблицы находятся перед глазами у детей. Это способствует повышению эффективности обучения.

С какого возраста можно начинать занятия?

Автор рекомендует знакомить детей со своей методикой как можно раньше. Малыши до двух лет могут просто играть с кубиками, изучать склады на гранях. Так ребенок будет подготовлен к процессу чтения в более старшем возрасте.

Оптимальный период для начала занятий - время, когда ребенок начинает самостоятельно разговаривать. Обычно это происходит к 2 годам. В этот период ребенок готов начать обучение.

Если малыш начинает заниматься по методике Зайцева в возрасте до трех лет, то самостоятельно читать он сможет примерно через полгода. Данный период считается наиболее благоприятным для обучения чтению, т.к. происходит одновременное развитие речевого аппарата ребенка и закладываются основы обучения чтению.

Занятия с детьми 4 лет принесут положительные результаты после проведения 16-20 "уроков".

Дети в возрасте от 5 до 6 лет научатся самостоятельно читать за 5-8 занятий. Этот возрастной период также считается одним из наиболее благоприятных для начала обучения чтению, т.к. уровень умственного развития ребенка наиболее способствует началу занятий.

Если ребенок стал заниматься по методике Зайцева в 6 лет, для начала самостоятельного чтения ему потребуется всего лишь 5-6 занятий.

Учимся играя

Кому из детей нравится постоянно учиться? Основной род деятельности для дошкольного возраста - игра. Поэтому занятия по кубикам также должны быть построены в форме игры.

Какие существуют игры с кубиками Зайцева? На сегодняшний день разработано множество данных методик. Рассмотрим наиболее популярные типы заданий, основанных на игровой деятельности:

  1. Веселый паровоз. Составляем из понравившихся кубиков с гласными складами паровозик. Чтобы он начал «движение по рельсам», склады на гранях кубиков необходимо пропеть.
  2. Колобок. Бросаем кубик - «колобок» в какую-либо часть комнаты. Ребенок догоняет «колобок» и читает склад на верхней его грани.
  3. Найдем пары. Для игры потребуются кубики и таблицы. Выбираем любой кубик. Читаем склад на его верхней грани. Находим такой же склад в таблице.
  4. Голоса животных. Вспоминаем, какие звуки произносят домашние животные (кошка, собака, корова и т.д.). Ребенок должен найти кубики со складами, соответствующими голосам животных (мяу, му, ав и т.п.).

Что говорят родители?

Эффективность использования кубиков Зайцева доказана временем. На протяжении 2 десятилетий растет число последователей уникальной методики.

А что говорят родители про кубики Зайцева? Отзывы взрослых, чьи по данной методике:

  • За период обучения по методике Зайцева дети буквально влюбляются в процесс чтения.
  • Гармоничное развитие детей в области обучения, воспитания, искусства.
  • Занятия по кубикам Зайцева учат ребятишек не только чтению. Они их дисциплинируют, развивают заставляют мыслить критически.
  • Процесс обучения достаточно легкий. В процессе игры дети даже не замечают, как переходят к самостоятельному чтению.

Однако не все родители хвалят и одобряют кубики Зайцева. Отзывы взрослых, когда обучение не дало результатов:

  • Многие дети не усваивают суть чтения по складам.
  • После обучения по кубикам Зайцева детям сложно перейти на слоговое чтение.
  • При индивидуальных занятиях по данной методике у ребенка могут возникнуть трудности с пониманием принципов чтения. Коллективная методика обучению более приемлема.

Чтение - основа для гармоничного развития человека в детском возрасте. Занятия с детьми по методике Зайцева - наиболее короткий и естественный путь к миру букв. Кубики Зайцева - настоящий кладезь мудрости, доступный каждому.

Как появились кубики Зайцева

Николай Зайцев родился и вырос в семье сельских учителей и в выборе специальности не сомневался: после школы поступил на филологический факультет педагогического университета им. Герцена. На пятом курсе был направлен переводчиком в Индонезию. Там Николай Александрович начал преподавать русский язык как иностранный. Это событие и стало отправной точкой в создании его уникальной системы обучения чтению и письму. Одному из самых трудных языков мира - русскому - нужно было научить в кратчайшие сроки. Учениками были взрослые, уже отвыкшие учиться люди - офицеры. Такая задача казалась непосильной, но Зайцев справился блестяще. Он на ходу изобретал новые методы, придумывал оригинальные таблицы, пытался проникнуть в суть языка, чтобы - по выражению самого Зайцева - "научиться передавать ее другим".

Успех вдохновил молодого педагога на разработку собственной системы преподавания. Системы, которая учитывает психологические особенности восприятия русского языка, избавлена от ненужных условностей и громоздких правил, наглядна. Свой метод обучения русскому языку Зайцев начал тестировать в средних классах школ. Результат теста был удручающим: Николай Александрович столкнулся с тем, что ученики совершенно не понимали родной язык, предпочитали зазубривать правила, а не вникать в них. Дети, конечно, были не виноваты. Ведь они привыкли так учиться.

Тогда Зайцев обратился к дошкольникам, в том числе к самым маленьким - детям от полутора лет. Методики были адаптированы для малышей - обучение сводилось к играм. И тут педагога ожидал успех. Его изобретение - кубики - назвали "звенящим чудом". Дети, с трудом осваивающие грамоту, начинали читать буквально через несколько занятий. Методика так зарекомендовала себя, что ряд школ решился полностью перейти на обучение по Зайцеву.

Нам не нужна азбука

Понаблюдав за детьми, за тем, как они постигают грамоту, Николай Зайцев пришел к следующим выводам.

Распространенное явление: мама купила азбуку, ребенок выучил буквы, а читать не может. Слова у него не клеятся.

"Азбука вредна", - утверждает Николай Александрович. В азбуке на каждую букву дана картинка: А - аист, Б - бегемот и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра - аист - ящерица - цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово "заяц". И даже если ребенок учил буквы не по азбуке, что усложняет запоминание названий букв, ему все равно сложно сразу сообразить, что Б и А превращаются в слог БА. Именно поэтому учителя вынуждены идти на разные ухищрения, чтобы показать, как две буквы сливаются в слог.

В русском языке в состав слога может входить от 1 до 10 букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт или Мкртчян, - не сразу прочтешь, а ведь слог-то один. Конечно, такие сложные слова малышу читать не нужно, но даже простое, состоящее из одного слога слово "всплеск" вызовет у читающего по слогам ребенка определенные трудности.

3. Человек сначала учится писать, а потом читать.

Ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не "шкрябание ручкой в тетради", а превращение звуков в знаки, а под чтением, соответственно, превращение знаков в звуки. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге "мама", "папа", "бабушка", "дедушка", "Саша", а потом спрашивали: "Где папа? А где бабушка? А где твое имя?", то ребенок не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.

Альтернатива слогам - склады

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д. Складовой принцип чтения - основа зайцевского метода обучения детей чтению.

Почему именно склад?

"Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, - поясняет Николай Александрович. - За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть". Наши предки чувствовали это и ставили "ять" в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово: "о-а-зис", держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед "о" и перед "а", или по терминологии Зайцева - "мускульное усилие речевого аппарата". Это самое усилие и есть склад.

Склады на кубиках

Склады малыш видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.

Почему кубики?

Чтение требует работы аналитического мышления (буквы - абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе. Поэтому-то мы и наши родители именно в этом возрасте начинали учиться читать.

Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

Кубики Зайцева. Какие бывают кубики

Николай Зайцев , выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга, а также и автор уникального пособия "Кубики Зайцева ", настойчиво рекомендует отказаться от традиционных принципов овладения чтением. Так как данная технология, весьма негативно отражается на здоровье и психомоторном развитии ребенка .

Все его методики , пособия и всем известные основаны на естественной потребности малыша в игре, которая положительно отражается на его здоровье и несет ребенку исключительно только радость, а также и на системности подачи материала. Весь материал подается ребенку в такой игровой форме, что он с большим удовольствием в эти пособия играет. И неважно всей группой или поодиночке. "Кубики Зайцева " дают прекрасную возможность детям научиться, с самого маленького возраста , а это в свою очередь благоприятно повлияет и на детей . Комплект состоит из картонных разверток кубиков, материала для их заполнения, методического пособия для занятий и аудиозаписи всех слогов. Кроме того эффективность "Кубиков Зайцева " уже проверена различными педагогами из многих стран. Николай Зайцев является основателем и руководителем центра "Нестандартные технологии в образовании".

Раскованность обстановки занятий – это непременное условие методики раннего развития Николая Зайцева . Это значит, что дети могут заниматься на спортивных снарядах, сидеть на полу и все это даже поощряется. Вместо привычного спокойного сидения за партами, дети могут прыгать, шуметь, переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, хлопать в ладоши и топать ногами. Ведь все это выполняется с воодушевлением и азартом. Но это вовсе не значит, что игра является просто развлечением, отдыхом или физминуткой. Николай Зайцев утверждает, что основу учебной игры составляют поиск и выбор. Так работая по кубикам Зайцева и складовым таблицам, малыши находятся в постоянном поиске, т.е. дети учатся читать, ставить ударение, разбивать слова на слоги, осуществлять звукобуквенный анализ слов, считать, и составлять предложения только «играя».
Методика развития детей педагога-новатора позволяет задействовать у ребенка такие органы чувств как слух, осязание и зрение. А совершенствование органов чувств практически всегда обуславливает достаточно высокий уровень восприятия окружающей среды. А, это известно, обеспечивает активное развитие творческих задатков и речи детей.

Методика Зайцева

Все в первую очередь основаны на наблюдениях самого автора. Николай Зайцев в своем подходе использовал детскую особенность развития речи. Ведь лепет ребенка совсем не похож на взрослый язык: нет четкого произношения звуков и он не понятен. Значит, и в традиционной подаче освоение чтения противоречит естественному развитию речевой активности малыша. Автор выделил единицу произношения - склад, т.е. слияние гласных и согласных звуков в разных вариациях. Именно такие склады и обозначены на известных " ". Эти кубики подходят так и для обычных детей так и для малышей с задержкой речевого развития. С данным материалом могут заниматься дети еще не знающие букв и не умеющие читать.

Николай Зайцев предлагает постепенный процесс. Сначала ребенок знакомится с элементом обучения и пробует с ним играть. Далее учится выкладывать из кубиков и слова. Затем процесс усложняется: необходимо уже из слов выкладывать простые фразы. Автор данной методики раннего развития детей уверяет, что она отлично и подходит для логопедической работы. Но конечно лучше, если обучать ребенка будет специалист. Так как у родителей в самостоятельном обучении может просто не хватить банального терпения. Ведь ребенок, хорошо определяющий уже слоги-склады, не сразу сможет перейти к чтению. Николай Зайцев также заостряет внимание на том, что чтение приходит через письмо.

Для малыша оптимальным вариантом является перевод звуков в знаки. Так со временем он постепенно привыкает к тому, что слова можно, и собрать, а затем и произнести. Как и любой методике развития детей , так и в этой все занятия имеют форму игры. Автор убежден, что любая другая подача материала способна сделать процесс напряженным, что, в конце концов, может завести в тупик все обучение.

Кубики Зайцева


5 листов таблиц формата А1, 60 картонных разверток, которые легко складываются в кубики, наполнители для кубиков (деревяшки и металлические пробки), аудиокассета (CD с попевками) методическое руководство, предлагающее 65 видов работы – все это состав Кубиков Зайцева. При этом все 65 видео работ испытанные пятнадцатилетней практикой. «Кубики Зайцева» рекомендуется детям от 1,5-2 лет. Все кубики разных размеров и заполняются наполнителями в зависимости от склада. Например, глухие заполняются деревяшками, звонкие - металлическими пробками от бутылок. А также за кубиками определенного цвета закреплены и определенные буквы. Это очень помогает ребенку на ассоциативном уровне запомнить основные правила фонетического разбора. Кроме того дети запоминают и легко все склады, так как кубики отличаются друг от друга и по весу, оформлению и размеру. Этому же помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Одного комплекта "Кубиков Зайцева " достаточно для работы дома, в группе, в классе на протяжении нескольких лет.

Как "работают" кубики?

Вся методика обучения чтению Николая Зайцева построена на "складовом" принципе. А это имеет много общего с тем, как ребенок только начинает говорить. Ведь мы не начинаем говорить с отдельных букв. К примеру, "А" затем "М". А начинаем именно говорить сразу "ма", "ба", "да".Так и происходит и с буквами. Склады и буквы малышу показывают все сразу, т.е. все 56 кубиков. Склады поются на мотив любимой песни ребенка. И так можно продолжать ненавязчиво, десятки раз, но в подходящее правильное для малыша время. Это - когда ему интересно, легко и обязательно должно нравиться.

Почему кубики разного размера и цвета?

Как было уже сказано все кубики различны по цвету: "железные" (серые), "деревянные", "золотые", бело-зелёные и один "железо-дерево-бело-зелёный". Такие названия своим кубикам Николай Зайцев дал за счет их наполнителей. Значит в "деревянные" стоит наполнять очищенными прутиками или маленькими деревяшками, железные - железными лимонадными крышками, "золотые" - жестяными кусочками, бело-зелёные – бумагой. Тогда и при процессе встряхивания кубики будут звучать. Наличие больших кубиков для твердых складов и маленьких кубиков для мягких складов также отражает и своеобразную особенность русской речи: произносить твердые склады с более открытым ртом, а мягкие с полузакрытым и узкой щелью. Таким образом, научная обоснованность и серьезность чувствуется в каждом нюансе (даже самом незначительном) метода Николая Зайцева.
Кроме того методика развития детей Николая Зайцева имеет также большое преимущество и в том, что она может работать и как самостоятельный метод обучения так и легко сочетаться и другими методами, которые родители выберут для своего ребенка.
Автор не исключает возможности начать процесс обучения малыша, когда ему всего несколько месяцев. Показать ему склады, назвать, а затем и напеть их. И так продолжать в год, два и три. Складывать слова и писать свое имя кубиками. Кроме того дорасти с кубиками даже и до 5-6 лет и ввести терминологию: согласные, гласные, твёрдые-мягкие, глухие-звонкие, знаки пунктуации. Это поможет объяснить ребенку, наконец, почему его кубики разные по цвету и размеру. Кроме того буквы на кубиках Зайцева и таблицах достаточного размера, чтобы они были видны и с 10 метров. Это очень важно для того, чтобы с самого начало обучения ребенок не испытывал никаких напряжений зрения. Во избежание нарушение осанки, нижний край таблиц, располагающих на стене находится на высоте 165-170 см от пола, поэтому необходимо чаще стоя работать и к тому же с поднятой головой. Очень удобна для составления слов из кубиков, расположена полка в три доски под таблицей.

Многолетняя практика педагогов, работающих по системе « » обозначила определенную статистику по срокам обучения детей разного возраста. Но она имеет право существовать только при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю:

  • двух-трехлетние дети начинают читать в течение 6-9 месяцев,
  • четырехлетние - через 16 занятий,
  • пятилетние - через 5-10 занятий,
  • шестилетние - через 4-6 занятий.

Николай Зайцев , таким образом, разработал свои пособия, что они предусматривают и использование при обучении взрослых и детей, для которых русских язык не является родным. Даже взрослые иностранцы, которые не знают не одной русской буквы, уже на первом занятии через 40-50 минут начинают из кубиков составлять слова, которые им произносит преподаватель. И даже через некоторое время уже и прочитывают эти слова. Естественно достигнутые результаты будут напрямую зависеть от точности соблюдения методических рекомендаций, изложенных в пособиях Николая Зайцева.

Данная методика раннего развития Зайцева дает хорошие результаты и при работе с слабослышащими, глухими, слабовидящими детьми, а также имеющими диагнозы ММД, аутизм, алалия, ОНР, ЗПР.

При правильном соблюдении методических указаний пособий Николая Зайцева, процесс обучения дает следующие результаты:

  • быстро расширяется словарный запас,
  • появляются навыки грамотного письма,
  • становится отчетливей и чище, благодаря постоянному пропеванию и проговариванию складов,
  • выправляются логопедические недостатки,
  • формируется логическое мышление,
  • развивается умение добывать нужные знания,
  • развивается способность самостоятельно работать.

Стоит напомнить, что основная цель всех методик автора - обеспечить непроизвольное, надежное, быстрое, запоминание. А также и то, что кубики Зайцева-это увлекательная игра, а не урок. Ведь кубики – это универсальная игрушка, которую можно и на зубок попробовать, построить башню или паровоз. А также и с их помощью научиться читать, считать или вовсе выучить почти с пеленок иностранный язык.

Кроме того если нет возможности купить «Кубики Зайцева », из можно сделать своими руками. Для этого понадобится определенный материал, воображение, фантазия и конечно, огромное желание.

Очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича. В основе методики обучения Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является склад.

Склад - это пара из согласной с гласной или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих знаменитых кубиков.

Когда ребенок начинает говорить, он не произносит отдельно буквы, он говорит "ма","па","ба". На кубиках применен этот метод. Обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же играючи малыши знакомятся и с математикой. Зайцев разработал специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.

Обучение по методике Зайцева - это не только таблицы слогов и арифметических действий, но и игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, пазлы, строительные наборы и т.д. Ко всему прочему, созданная в детском саду или в школе обучающая среда должна поддерживаться и дома. По квартире должны быть развешаны таблицы, любое бытовое занятие должно сопровождаться определенными методическими инструкциями и многое зависит от духа, который царит в семье.

Кубики Зайцева различаются по 46 признакам. Большие и маленькие, «железные», «деревянные» и «золотые». Кубики по разному весят и звучат.

«Золотые» кубики – звенят, «железные» - гремят, «деревянные» глухо постукивают.
Звуки помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Обучению помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Размер букв и знаков в таблицах Зайцева и на кубиках Зайцева достаточен для того, чтобы без всякого напряжения мог восприниматься ребенком с расстояния в несколько метров.

Методика счёта, на основе таблиц Зайцева, предлагается детям с трёх лет. Четырехцветная лента с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов - кружочков и квадратиков. Даже трехлетние дети через весьма непродолжительное время способны находить на ленте любое заказанное число. Четные и нечетные различаются по цвету, каждому ясен и состав числа: количество десятков, единиц.
Разрезные карточки представляют число в его отношении к сотне (например, 54 закрашенных квадратика в матрице 10*10 клеток и 46 незакрашенных).

Дети 4-5-лет легко переходят к сложению и вычитанию в пределах ста, первоклассники делают это через несколько уроков, избегая многомесячного знакомства с цифрами и сточасового сидения в десятке.

Переход от числовой ленты к таблице 1 помогает ускорить операции по сложению и вычитанию в пределах ста, довести их до автоматизма и перейти к подсчетам в уме раньше предусмотренных традиционными программами сроков.

Шесть кубиков и таблица 2 помогут детям освоить запись и чтение трехзначных чисел, создадут образные представления об их составе - количестве сотен, десятков, единиц.

Таблица 3 познакомит учащихся с записью и названием многозначных чисел.
Пособия Зайцева будут интересны и полезны всем детям. Занятия с "Кубиками Зайцева" основаны на игре и дети учатся, получая удовольствие от занятий.

«Складушки» Воскобовича.

Игра-пособие "Складушки" предназначена для обучения детей раннему (с 3-4 лет) чтению в складовой системе. Складовая система обучения детей раннему чтению сейчас получила широкое распространение. Помимо того, что склады в этой системе дети изначально учатся произносить так, как они звучат в словах, сами склады расположены строго определенным образом. Эта игра - переработанная В.Воскобовичем популярная система обучения чтению детей раннего возраста известного петербургского педагога Н.Зайцева.

Скачать бесплатно

Н.А. Зайцев "Письмо. Чтение. Счет". скачать
Таблицы Зайцева

Приветствую всех читателей блога.

Сегодняшний материал больше «по вкусу» родителям выпускников детсадов – будущих первоклашек, потому как мы будем учиться читать. Обучение чтению давно негласно легло на родительские плечи. Все школы с нетерпением ждут детей, уже читающих и уже считающих. Нам с вами только остаётся набраться терпения и найти методику, которая позволит быстро и, что немаловажно, — интересно, научить ребёнка читать.

Пожалуй, наиболее востребованной техникой читательского обучения стала методика чтения Зайцева, педагога из Санкт-Петербурга. Чем же она так хороша, что выделяется среди всех прочих?

План урока:

Как пришла идея и во что она вылилась?

Родители его были учителями в сельской школе, потому никто и не сомневался, кем станет их сын в будущем. Так уж получилось, что с пятого курса филологического факультета направили студента Зайцева в Индонезию переводчиком.

Казалось бы, что тут сложного. Да не так-то просто «сказка сказывалась», а дело и вовсе зашло в тупик. Индонезийские ученики Зайцева были далеки от трудного для постижения иностранными умами русского зыка. Пришлось искать оригинальные способы донести русскую фонетику, таблицы чертить да карточки рисовать.

Так, шаг за шагом все его практические эксперименты выросли в настоящую методику, которую по возвращению на родину он и решил апробировать на малышах-дошкольниках, чем-то схожих с теми самыми «ещё слепыми» в русском языке индонезийцами.

А во что это вылилось? В настоящий фурор.

Кубики Зайцева прослыли как «звенящее чудо», способные научить читать за короткие сроки даже тех ребятишек, которым тяжело давалась грамота. Более того, отзывы педагогов послужили толчком, чтобы многие школы перешли на зайцевскую методику обучения чтению.

В чём весь цимус?

Наблюдение педагога Зайцева за маленькими детьми дало основу понимания, почему детям так трудно иногда научиться читать.


Такие маленькие хитрости послужили тому, что Зайцев «изобрёл» свою единицу русского языка, отличную от привычного для всех слога. Это так называемый склад. Что он из себя представляет? Да всё просто – сладкая парочка: согласная + гласная, ну ещё бывает согласная + твёрдый или мягкий знак.

Именно так звучит живая разговорная речь, понятная для ребёнка. Эти самые склады они перенёс на кубики, которые выступили принципиально важным инструментом в обучении.

Почему не привычные карточки, а именно кубики? Это автор методики объясняет отсутствием ещё у детей аналитического мышления (оно, к слову, формируется годам к семи), заменяемого ставкой на зрительную, слуховую и тактильную память. Потому инструментарий его с нарисованными на гранях складами разных цветов, разных размеров в соответствии со звуковыми рядами.

То есть учимся мы у Зайцева от наглядного к логическому: один раз увидеть вместо того, чтобы двадцать раз рассказать.

Из чего «сделана» методика Зайцева?

В зайцевском инструментарии всего 52 кубика, плюс семь повторяющихся для выстраивания слов наподобие «МА-МА» или «БА-БА». Всего 200 складов. Все они отличаются цветом, есть маленькие и большие, одинарные и двойные. Даже для знаков препинания присутствует белый куб. А теперь по порядку и более подробно. Комплект для самых маленьких (а это от двух лет) включает основной набор.


На первый взгляд всё сложно, однако при виде кубиков всё быстро встаёт на свои места и становится понятным.

Склады Зайцева также размещены в таблицах, которые развешиваются в удобных местах, чтобы ребёнок мог глазами найти нужные сочетания. Табличная форма служит дополнительным инструментарием к игровым кубикам.

Материалы можно купить готовые, но можно приобрести и те наборы, которые предназначены для самостоятельного склеивания. Процесс, конечно, трудоёмкий, но если привлечь к нему ребёнка, будет занимательный.

Хитрости пользования методикой

Первоначальное знакомство ученика происходит со всей массой, и лишь потом юный чтец выбирает для себя наиболее понравившиеся для пения склады. Постепенно «под музыку» знакомят с маленькими-большими, железными-деревянными, чтобы дать понять, что они, как и склады, разные.

Как обещает известный педагог, хватит 15-20 занятий, чтобы ребёнок освоил, «как хорошо уметь читать» и уже не просил вас: «Прочти, пожалуйста! Прочти!».

И ещё! Часто родители задают вопрос: «А когда начинать?!» Так вот, как утверждает автор Зайцев, хоть с самого рождения.

Ведь инструментарий техники – не что иное, как игрушка для малыша, которая будет сначала развивать , а потом постепенно , слух и формировать у него читательские навыки. Уже годовалому ученику можно задавать петь песенки со складами и предлагать поискать кубики с нужными сочетаниями.

А есть ли в бочке мёда ложка дёгтя?

То, что такая методика обучения чтению – просто находка, мы уже выяснили. Но как обычно бывает: не всё то золото, что блестит.

Иными словами, и здесь тоже есть свои минусы, которые следует принимать во внимание.

  1. В первую очередь, логопеды обеспокоены тем, что дети при заучивании складов не понимают механизма складывания букв в отдельности и впоследствии нередко пропускают окончания слов и сталкиваются с проблемой при задании разделить слова на так нелюбимые Зайцевым слоги при разборе по составу.
  2. Далее бывают сложности с фонетическими заданиями, потому как в школьной программе цвета для звуков другие (как мы помним, синие и красные), нежели у Зайцева (голубой, синий и зелёный). Педагоги сетуют: научить детей проще, чем переучивать.
  3. В-третьих, возникает путаница в схожих по звучанию гласных. Так, например такие зайцевские склады, как «БЭ» и «ВЭ» нередко становятся на письме у детей заменителями правильных «БЕ» и «ВЕ» (ну вот слово «теннис» «зайцевский» малыш может написать, как слышит – «тэннис»).

Есть пробелы и с вычленением отдельных звуков, что напрямую влияет на грамотность.

Как бы то ни было, есть много сторонников этой методики, которым нравится такая игровая форма обучения чтению. Педагоги рекомендуют её для тех детей, у которых более развито правое мозговое полушарие (а мы помним, что это как минимум все левши) – они мыслят образно. И при этом не забывают сказать, что такой способ не развивает . Хотя для кого-то это не такая и большая проблема.

Нашла видео в тему, на котором папа и малыш очень весело занимаются по представленной выше методике. Посмотрите)

Всем успехов в учебе!