Описание летней грозы. Описание стихии природы – «Гроза


Поднимается сильный ветер. Тяжелые темные тучи надвигаются с востока. Уже слышен гром. На горизонте сверкают молнии и бьют, кажется, прямо в землю. Гроза наступает. Летом грозы особенно сильные и непредсказуемые. Вот уже ветер усилился. Гнутся деревья. Тучи закрывают солнце, на улице темнеет. Раскат грома, сверкают молнии, еще раскат грома, и полил дождь. Молнии начали сверкать еще больше со всех сторон.

Бах! Молния угодила в старый высоченный дуб. Он затрещал, но смог устоять. Не одно столетие приходится ему переживать такие грозы. Совсем молоденькие березки гнутся до самой земли. Ветер показывает свою власть над ними. Страшные черные тучи нависли над землей.

Что они принесут с собою? Снова раскат грома и начался град. С неба начали падать крупные льдины. Под таким градом невозможно устоять.

Всего пару минут и град закончился, ветер утих, видимо, понял, что он здесь бессилен. Тучи рассеялись, будто нагулявшись, решили отдохнуть. Но они обязательно еще сюда вернутся.

Выглянуло солнышко, а на горизонте засветилась радуга. Она сообщила о том, что буря прошла, и теперь можно вдоволь набегаться по теплым лужам и по мокрой траве. Как легко и хорошо дышится после грозы! Умывшись, земля стала светлее и чище.

Обновлено: 2012-05-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Галимзянова Алия

Аннотация

Как грозу воспринимали творческие люди? Это люди необыкновенные и, скорее всего, воспринимали грозу особенно….пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души: -

Цель моей исследовательской работы - выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Неохотно и несмело…», сопоставив их со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказом И.С. Тургенева «Бирюк», В. Набокова «Гроза».

Объект исследования: картина К. Маковского

«Дети, бегущие от грозы», стихотворение М. Ю. Лермонтова «Гроза», В. Набокова «Гроза», стихи Ф. И.Тютчева «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…», «Как весел грохот летних бурь»).

Задачи:

Проанализировать стихотворения Ф.И.Тютчева о весенней природе

Найти отличительные черты образа грозы в поэзии Тютчева, Лермонтова, рассказе И.С.Тургенева.

Выделить основные средства художественной выразительности для раскрытия исследуемого образа;

Выяснить, какое значение имеет образ грозы для поэтов и прозаиков.

Предмет изучения: поэтический образ грозы в лирике Ф. Тютчева, стихотворении М.Ю.Лермонтова «Гроза», рассказе И.С.Тургенева «Бирюк».

Материал для исследования: лирические сборники Ф. Тютчева, сборник И.С.Тургенева «Записки охотника», а также исследовательские работы, указанные в списке использованной литературы.

Гипотеза: Изображение грозы в поэзии Ф. И. Тютчева и М. Ю. Лермнтова и в прозе И. С. Тургенева и В. Набокова.

В работе использовались следующие методы: метод наблюдения, сравнения, анализа, сопоставления.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ХII школьная конференция исследовательских работ обучающихся

«Ведай неведомое»

Особенности образа грозы в поэзии Ф.И.Тютчева

7 в класс

Научный руководитель: Краснобаева Валентина Михайловна,

Учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Надым-2011

Аннотация

Как грозу воспринимали творческие люди? Это люди необыкновенные и, скорее всего, воспринимали грозу особенно….пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души: -

Цель моей исследовательской работы - выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Неохотно и несмело…», сопоставив их со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказом И.С. Тургенева «Бирюк», В. Набокова «Гроза».

Объект исследования: картина К. Маковского

«Дети, бегущие от грозы», стихотворение М. Ю. Лермонтова «Гроза», В. Набокова «Гроза», стихи Ф. И.Тютчева «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…», «Как весел грохот летних бурь»).

Задачи:

Найти отличительные черты образа грозы в поэзии Тютчева, Лермонтова, рассказе И.С.Тургенева.

Предмет изучения: поэтический образ грозы в лирике Ф. Тютчева, стихотворении М.Ю.Лермонтова «Гроза», рассказе И.С.Тургенева «Бирюк».

Материал для исследования: лирические сборники Ф. Тютчева, сборник И.С.Тургенева «Записки охотника», а также исследовательские работы, указанные в списке использованной литературы.

Гипотеза:

В работе использовались следующие методы: метод наблюдения, сравнения, анализа, сопоставления.

Введение

Гроза, грохот, гром, ужас, страх, испуг - слова близкие по значению, но воспринимает их каждый человек по-разному. Кого-то пугает слово гром, кто-то, услышав это слово, испытывает необыкновенное чувство. Гроза… кто-то с наслаждением бежит на улицу, постоять под дождем, послушать этот звук, рёв. А кто-то с испугом мчится домой, закрывая за собой плотно дверь.

А вот как интересно грозу воспринимали творческие люди, поэты например? Это люди необыкновенные и, скорее всего, воспринимали грозу особенно….пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души.

Цель моей исследовательской работы - выявление особенностей образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Неохотно и несмело…», сопоставив их со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказом И.С. Тургенева «Бирюк», рассказом В. Набокова «Гроза».

Объект исследования : стихотворение М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказ В.Набокова «Гроза», рассказ И.Тургенева «Бирюк», стихи Ф. И.Тютчева «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…», «Как весел грохот летних бурь…»

Задачи:

  1. Проанализировать стихотворения Ф.И.Тютчева о весенней природе
  2. Найти отличительные черты образа грозы в поэзии Тютчева, Лермонтова, рассказе И.С.Тургенева и рассказе Набокова
  3. Выделить основные средства художественной выразительности для раскрытия исследуемого образа;
  4. Выяснить, какое значение имеет образ грозы для поэтов и прозаиков.

Предмет изучения : поэтический образ грозы в лирике Ф. Тютчева, стихотворении М.Ю.Лермонтова «Гроза», рассказе И.С.Тургенева «Бирюк», рассказе В.Набокова «Гроза».

Материал для исследования : лирические сборники Ф. Тютчева, сборник И.С.Тургенева «Записки охотника», а также исследовательские работы, указанные в списке использованной литературы.

Гипотеза: Изображение грозы в поэзии Ф. И. Тютчева и М. Ю. Лермнтова и в прозе И. С. Тургенева и В. Набокова.

Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, мать-земля!
Ф.И.Тютчев

Гроза-гром и молния

С чем часто у нас ассоциируется слово «гроза»? Я задавала этот вопрос родителям, одноклассникам. В их ответах были такие слова: это гром, молния, страх, явление природы иногда с тяжёлыми последствиями.

Я решила обратиться к толковому словарю Даля и узнать, какое значение имеет

слово «гроза». Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие.

В научной литературе гроза́ – атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды – молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.

Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений, по количеству зарегистрированных смертных случаев только наводнения приводят к бо́льшим людским потерям.

Образ грозы неоднократно встречается в произведениях различных

поэтов и писателей, живших в разное время. Наиболее яркое описание грозы мы встречаем в произведениях М. Ю Лермонтова, В. В. Набокова, А. П. Чехова, И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева.

Прочитав внимательно «Записки охотника» Тургенева, рассказ «Гроза» Набокова, стихотворения Лермонтова, я пришла к выводу, что понимание грозы у всех разное.

Это зависит от фантазии, наблюдательности, от внутреннего мира писателя.

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии - стихи Тютчева о пленительной русской природе. Природа в его стихах всегда одухотоворена:
Не то, что мните вы, природа -
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
"Душу" природы, ее жизнь поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях С удивительной художественной наблюдательностью и любовью очеловечивая жизнь природы, Тютчев создал незабываемые поэтические картины осени первоначальной, весенней грозы, летнего вечера, утра в горах. Прекрасным образом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури:

Как весел грохот леших бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь.
И опрометчиво-бездумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава, задрожит
Широколиственно и шумно...
Все в природе представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним "понятным сердцу языком".
С самого детства в нашу жизнь входит удивительная, завораживающая чистотой чувства, ясностью и красотой образов поэзия Федора Ивановича Тютчева
С детских лет с нами стихи Федора Ивановича Тютчева. Я еще не умела читать, но уже знала наизусть:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
В России все - от мала до велика - знают это стихотворение. Строки стихотворения “Весенняя гроза”, его образы и его звучание слились для меня с образом и звучанием весенней грозы, стали ее выражением. Оно давно стало наиболее емким и поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России.

Я пришла к выводу, что мировосприятие Тютчева радостное, и основной чертой в изображении грозы поэтом появляется культурный комментарий.

Действительно, гром не страшный: эта гроза как бы репетиция перед бушующими летними грозами. И поэтому гром гремит, как бы "резвяся и играя". После "молодых раскатов" "дождик брызнул". Не ливень обрушился, не потоки низвергнулись, просто "дождик брызнул", "пыль летит". Вся картина удивительная прозрачная и светлая.

Гром грохочет не в сумрачном, хмуром, закрытом облаками небе, он «грохочет в небе голубом». Гром здесь не устрашает, а радует, раскаты его не грозовые, не пугающие своей сумрачностью и внутренней силой, а «молодые», раскрепощенные, обещающие. Это праздник синевы и солнца. И первое слово стихотворения – самое сильное, ласковое, обволакивающее душу надеждой и верой, самое сокровенное и желанное – «люблю». «Люблю грозу» и уточняющее – «в начале мая» – звучит не календарно, а непреднамеренно-празднично, зазывно, обещающе, зелено, светло, молодо»
Стихотворение “Весенняя гроза” по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии.

Позитивно и негативно окрашенные слова

Действительно, у Тютчева необычная гроза. Ведь в других произведениях рассказ о грозе начинался с набухающих дождем туч, с низкого неба, у нас было чувство страха, ужаса. Здесь же все по-другому. Строки, доказывающие легкость, радость в описании грозы (Резвяся и играя, в небе голубом, раскаты молодые, дождик брызнул:)

В стихотворении «Неохотно и несмело» Ф. И. Тютчев изображает постепенное приближение грозы с помощью олицетворения: солнце «смотрит», земля «принахмурилась». Затем поэт перечисляет явления, которые видит и чувствует: порывы тёплого ветра, гром, начинающийся дождь. Этим точным перечислением автор передаёт изменения в природе. Описание соответствует тому, как приближается гроза в природе.

Образ грозы у Ф. И. Тютчева очень оригинален и непохож на образ грозы,запечатл ё нный в творчестве М. Ю Лермонтова, В.Набокова, И.С.Тургенева, потому что лирический герой Ф. И.Тютчева воспринимает это природное явление как позитивное.

Для того чтобы понять, в чём состоит это отличие, я сделала сопоставительный анализ указанных произведений. В выбранных текстах я определила позитивно окрашенные и негативно окрашенные слова.

Название произведения

Позитивно окрашенные слова

Негативно окрашенные слова

М. Ю. Лермонтов «Гроза»

Ревёт, тёмная бездна, хлещет, тревожной молнии змея, тревожный рой

В. Набоков «Гроза»

Тусклой темноте, душная мгла, отдаленный гром, Громовержец, седой исполин, грозовой огонь

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

Люблю, резвяся и играя, раскаты молодые, дождик, перлы дождевые, солнце нити золотит, поток проворный, вторит весело

Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело»

Солнце (ключевое слово, встречается 2 раза – в начале и в конце стихотворения), ветра тёплого порывы, зеленее, солнце, сиянье

Неохотно, принахмурилась, туча, пыль летит вихрем, раскаты сердитей

«Как весел грохот летних бурь»

Весел (ключевое слово, оно задаёт тон всему стихотворению)

Нахлынувшая тучей, смутит, опрометчиво-безумно, тревожно ропщут, внезапная тревога

И. С. Тургенев

«Бирюк»

Тревожно шевелились и лепетали, душный жар, влажным холодом; сильный ветер загудел,

У Лермонтова, Набокова, Тургенева мы можем отметить традиционно негативное восприятие грозы.

Тютчев в своих стихах выражает восторг, восхищение грозой. «Гроза у Тютчева дается во всей реальности, чувственной – зрительной и слуховой – непосредственности, и все же это не только образ грозы. Это одновременно образ молодости, весны жизни, взволнованности, обновления, бодрости творческого духа, мира озаренного, нового… Каждому человеку в каждую из весен его жизни стихотворение это скажет всякий раз новое и по-новому, вбирая в себя, в данный Тютчевым текст всю биографическую и психологическую полноту восприятия этого человека».

И, напротив, в рассказе Набокова «Гроза» герой видит дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. Грохот за грохотом ломал небо.

Рассказчик во время грозы чувствует себя неуютно: "не видел ни зги", "кое-как приютился к высокому кусту", "сгорбившись: ожидал терпеливо конца ненастья".

(Читаю строки первой пейзажной зарисовки: "Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели: ". (И.И.Шишкин. Перед грозой.1884г.)

"Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями ".

Рассмотрим, чем отличаются эти описания. В первой части преобладают прилагательные-эпитеты. Присутствует цветовая гамма (цветовые слова), очерчены размеры предметов. Они придают красочность, яркость. В момент перед грозой природа выглядит относительно спокойно, ярче, все краски яркие.

Во второй части описания краски цвета исчезли, главное место занимают глаголы, передающие движение, динамичность этого явления. Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово "внезапно" , подчеркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку.

Описание после грозы : ("Дождик перестал. В отдалении ещё толпились тяжёлые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где тёмно-синее небо, звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака).

Какую же роль играет образ-символ грозы?

Во-первых, "гроза" произойдет в доме лесника. Во-вторых, Бирюк - гроза леса.

В-третьих, он сам похож на грозовую тучу. Если рассказчик чувствует себя неуютно, то главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: "словно привидение", при вспышке молнии появляется высокая грозовая фигура лесника, его фигура, "словно выросла из земли", из тьмы. Несмотря на усиление грозы ("белая молния осветила его с головы до ног", "дождик хлынул с удвоенною силою" ), он спокоен. Он так силен, что без труда "сдернул с места" испуганную лошадь, которая, в отличие от этого могучего человека, "шлепала по грязи, скользила, спотыкалась" , а он даже в конце этого сложного пути по грозовому лесу сохраняет спокойствие. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.

Можно сделать вывод, что у Тургенева человек приближен к природе, он как бы является её составляющей.

Цвета грома. Цветопись в поэзии

Одним из способов воздействия поэзии на нас, читателей, является цветопись. Мне удалось определить, какие цвета используют М. Ю. Лермонтов, М. А. Шолохов, М. А. Булгаков, Ф. И. Тютчев, И.С,Тургенев при описании грозы.

Название произведения

Слова обозначающие цвет

М. Ю. Лермонтов «Гроза»

Огнистой лентой

В. Набоков «Гроза»

Темно-лиловом небе , бледное блистание, седой исполин, бледнел

(В небе) голубом, (солнце) золотит

Зеленеющие (нивы), зеленее (под дождём), синей (молнии струя), (пламень) белый, сиянье

(Небесная) лазурь, жёлтый (лист)

И. С. Тургенев «Бирюк»

Лиловую (тучу), длинные серые (облака), темные (тени), мутной (пеленой)

Вывод. При описании грозы поэты и писатели обращаются к цветописи. При этом М. Ю Лермонтов, В. В. Набоков, И. С. Тургенев неизменно используют тёмный, чёрный цвет.

Ф. И. Тютчев избегает этого цвета. Его стихи, описывающие грозу, имеют зелёно-голубую палитру. Кроме того, в стихах встречаются слова, обозначающие свет, сияние .

Звуки грома. Звукопись в поэзии.

Аллитерация и ассонанс помогают нам понять тончайшие оттенки разнообразных сторон жизни, помогают услышать звуки природы.

Меня настолько заинтересовала эта работа, и я решила подсчитать, как часто в стихотворениях Тютчева встречаются слова, обозначающие различные звуки.

Название произведения

Слова, обозначающие звук

М. Ю. Лермонтов «Гроза»

Ревёт (1 слово)

В. Набоков «Гроза»

Отдаленный гром; Грохот за грохотом ломал небо, громовержец

(4 слова)

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

Грохочет, как бы резвяся и играя, гремят раскаты молодые, птичий гам, шум нагорный , вторит весело

(5 слов)

Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело»

Прогремело , дальний гром, раскаты громовые

(3 слова)

Ф. И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

Грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист

(7 слов)

И. С. Тургенев

«Бирюк»

Забушевали,

застучали, зашлёпали, разразилась

(4 слова)

Вывод . В стихотворениях Ф. И. Тютчева, посвящённых грозе, часто встречаются слова, обозначающие различные звуки. Причём очень часто эти слова сопровождаются позитивно окрашенными словами. Грозе Тютчева часто сопутствует «птичий гам», «шум нагорный», что усиливает наше позитивное восприятие грозы .

Так какие же особенности грозы я отметила у Ф. И. Тютчева?

  1. Образ грозы оригинален. Природа всегда юная.
  1. Его стихи, описывающие грозу, имеют зелёно-голубую палитру. Кроме того, в стихах встречаются слова, обозначающие свет, сияние .
  2. Слова, обозначающие различные звуки грозы, сопровождаются позитивно окрашенными словами
  3. Мировосприятие Ф. И. Тютчева радостное. Лирический герой Тютчева воспринимает грозу как природное явление позитивно.
  4. Лирика больше озвучена и приведена в движения.
  5. В стихотворении Тютчева передается восторг и восхищение грозой.

Читая Стихотворения Тютчева, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе… когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распустившимся деревом … Для него природа - такое же одушевленное, “разумное” существо, что и человек: “В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...”

Заключение

Я выполнила все поставленные мною задачи, то есть: Выяснила, как мы представляем грозу. Определила как поэты Ф. И. Тютчев, М. Ю. Лермонтов и писатели В.Набоков и И.С.Тургенев передают читателям образ грозы: позитивно, негативно. Как именно в поэзии Ф. И.Тютчева, М. Ю. Лермонтова, М. А. Шолохова и М. А. Булгакова выражается цветопись и звукопись.

Своё отношение к рассматриваемой проблеме я попыталась выразить в виде синквейна:

Гроза
Первая, весенняя
Гремит, надвигается, пугает
Люблю грозу в начале мая
Свежесть.

Да, мы зависим от природы. Но ведь и она зависит от нас. Если бы не было человека, если бы не было созданного человеком искусства – удивительного зеркала, в котором она, природа, отражается, то она не узнала бы себя, не поняла, насколько она прекрасна.

7.Список используемой литературы

2. Даль В.И.

Толковый словарь живого великорусского языка.

В четырех томах.

Т.1. – М.: Издательство «Русский язык», 1999.

3. Лермонтов М.Ю.

Сочинение в двух томах. – М.: Правда, 1990.

4. Тютчев Ф.И.

Стихотворения. – М.: Худож. лит., 1990.

Приложение I

Исследуемые тексты

* * * * * *

Рев ё т гроза, дымятся тучи

Над т ё мной бездною морской,

И хлещут пеною кипучей,

Толпяся, волны меж собой.

Вкруг скал огнистой лентой вь ё тся

Печальной молнии змея,

Стихий тревожный рой мятется –

И здесь стою недвижим я.

(М. Ю. Лермонтов)

* * * * * *

На углу, под шатром цветущей липы, обдало меня буйным благоуханием. Туманные громады поднимались по ночному небу, и когда поглощен был последний звездный просвет, слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронесся вдоль опустевшей улицы. В

тусклой темноте, над железным ставнем парикмахерской, маятником заходил висячий щит, золотое блюдо.

Вернувшись домой, я застал ветер уже в комнате: -- он хлопнул оконной рамой и поспешно отхлынул, когда я прикрыл за собою дверь. Внизу, под окном, был глубокий двор, где днем сияли, сквозь кусты сирени, рубашки, распятые на светлых

веревках, и откуда взлетали порой, печальным лаем, голоса,-- старьевщиков, закупателей пустых бутылок,-- нет-нет,-- разрыдается искалеченная скрипка; и однажды пришла тучная белокурая женщина, стала посреди двора, да так хорошо запела, что из всех окон свесились горничные, нагнулись голые шеи,-- и

потом, когда женщина кончила петь, стало необыкновенно тихо,-- только в коридоре всхлипывала и сморкалась неопрятная вдова, у которой я снимал комнату.

А теперь там внизу набухала душная мгла,-- но вот слепой ветер, что беспомощно сполз в глубину, снова потянулся вверх,-- и вдруг -- прозрел, взмыл, и в янтарных провалах в черной стене напротив заметались тени "рук, волос, ловили улетающие рамы,

звонко и крепко запирали окна. Окна погасли. И тотчас же в темно-лиловом небе тронулась, покатилась глухая груда, отдаленный гром. И стало тихо, как тогда, когда замолкла нищая, прижав руки к полной груди.

В этой тишине я заснул, ослабев от счастия, о котором писать не умею,-- и сон мой был полон тобой.

Проснулся я оттого, что ночь рушилась. Дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц.

Грохот за грохотом ломал небо. Широко и шумно шел дождь.

Меня опьянили эти синеватые содрогания, легкий и острый холод. Я стал у мокрого подоконника, вдыхая неземной воздух, от которого сердце звенело, как стекло.

Все ближе, все великолепнее гремела по облакам колесница пророка. Светом сумасшествия, пронзительных видений, озарен был ночной мир, железные склоны крыш. бегущие кусты спреин. Громовержец, седой исполин, с бурной бородою, закинутой ветром за плечо, в ослепительном, летучем облачении, стоял, подавшись

назад, на огненной колеснице и напряженными руками сдерживал гигантских коней своих: -- вороная масть, гривы – фиолетовый пожар. Они понесли, они брызгали трескучей искристой пеной, колесница кренилась, тщетно рвал вожжи растерянный пророк. Лицо его было искажено ветром и напряжением, вихрь, откинув складки,

обнажил могучее колено,-- а кони, взмахивая пылающими гривами, летели -- все буйственнее -- вниз по тучам, вниз. Вот громовым шепотом промчались они по блестящей крыше, колесницу шарахнуло, зашатался Илья,-- и кони, обезумев от прикосновения земного металла, снова вспрянули. Пророк был сброшен. Одно колесо

отшибло. Я видел из своего окна, как покатился вниз по крыше громадный огненный обод и, покачнувшись на краю, .прыгнул в сумрак. А кони, влача за собою опрокинутую, прыгающую колесницу, уже летели по вышним тучам, гул умолкал, и вот -- грозовой огонь исчез в лиловых безднах.

Громовержец, павший на крышу, грузно встал, плесницы его заскользили,-- он ногой пробил слуховое окошко, охнул, широким движением руки удержался за трубу. Медленно поворачивая потемневшее лицо. он что-то искал глазами,-- верно колесо,

соскочившее с золотой оси. Потом глянул вверх, вцепившись пальцами в растрепанную бороду, сердито покачал головой,-- это случалось вероятно не впервые,-- и, прихрамывая, стал осторожно спускаться.

Оторвавшись от окна, спеша и волнуясь, я накинул халат и сбежал по крутой лестнице прямо во двор. Гроза отлетела, но еще веял дождь. Восток дивно бледнел.

Двор, что сверху казался налитым густым сумраком, был на самом деле полон тонким тающим туманом. Посередине, на тусклом от сырости газоне, стоял сутулый, тощий старик в промокшей рясе и бормотал что-то, посматривая по сторонам. Заметив меня, он сердито моргнул:

Ты, Елисей?

Я поклонился. Пророк цокнул языком, потирая ладонью смуглую лысину: -- Колесо потерял. Отыщи-ка.

Дождь перестал. Над крышами пылали громадные облака. Кругом, в синеватом, сонном воздухе, плавали кусты, забор, блестящая собачья конура. Долго шарили мы по углам,-- старик кряхтел, подхватывал тяжелый подол, шлепал тупыми сандалиями по

лужам, и с кончика крупного костистого носа свисала светлая капля. Отодвинув низкую ветку сирени, я заметил на куче сору, среди битого стекла, тонкое железное колесо,-- видимо от детской коляски, Старик жарко дохнул над самым моим ухом и поспешно, даже грубовато отстранив меня, схватил и поднял ржавый круг. Радостно подмигнул мне:

Вот куда закатилось...

Потом на меня уставился, сдвинув седые брови,-- и, словно что-то вспомнив, внушительно сказал:

Отвернись, Елисей.

Я послушался. Даже зажмурился. Постоял так с минуту,-- и дольше не выдержал...

Пустой двор. Только старая лохматая собака с поседелой мордой вытянулась из конуры и, как человек, глядела вверх испуганными карими глазами. Я поднял голову. Илья карабкался вверх по крыше, и железный обод поблескивал у него за спиной. Над черными трубами оранжевой кудрявой горой стояло заревое облако, за ним второе, третье. Мы глядели вместе с притихшей собакой, как пророк, поднявшись до гребня крыши, спокойно и неторопливо перебрался на облако и стал лезть вверх, тяжело

ступая по рыхлому огню.

Солнце стрельнуло в его колесо, и оно сразу стало золотым, громадным,-- да и сам Илья казался теперь облаченным в пламя, сливаясь с той райской тучей, по которой он шел все выше, все выше, пока не исчез в пылающем воздушном ущелье.

Только тогда хриплым утренним лаем залился дряхлый пес,-- и хлынула рябь по яркой глади дождевой лужи; от легкого ветра колыхнулась пунцовая герань на балконах, проснулись два-три окна,-- и в промокших клетчатых туфлях, в блеклом халате я

выбежал на улицу и, догоняя первый, сонный трамвай, запахивая полы на бегу, все посмеивался, воображая, как сейчас приду к тебе и буду рассказывать о ночном, воздушном крушении, о старом, сердитом пророке, упавшем ко мне во двор.

  1. (В. Набоков «Гроза»)

* * * * * *

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу н е молкнет птичий гам,

И гам лес ной, и шум нагорный –

Все вторит весе л о громам.

Ты скажешь ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

(Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»)

* * * * * *

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой.

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из -за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенна я земля.

(Ф. И. Тютчев)

* * * * * *

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво – безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно! ..

Как под незримою пятой.

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой, -

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, с летает на дорогу.

(Ф. И. Тютчев

* * * * * *

"Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели:". "Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями".

Выполнила: Галимзянова Алия ученица 7 в класса Руководитель: Краснобаева В. М. Особенности образа грозы в лирике Ф. И. Тютчева

Цель: выявление особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи «Весенняя гроза», «Как весел грохот летнихбурь », «Неохотно и несмело…», сопоставив их со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказом И. С. Тургенева «Бирюк», В. В. Набокова «Гроза».

Задачи: Проанализировать стихотворения Ф.И.Тютчева о весенней природе Найти отличительные черты образа грозы в поэзии Тютчева, Лермонтова, рассказе И.С.Тургенева и рассказе Набокова Выделить основные средства художественной выразительности для раскрытия исследуемого образа; Выяснить, какое значение имеет образ грозы для поэтов и прозаиков.

Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф.И.Тютчев

Гроза-гром и молния Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяс я и играя, Грохочет в небе голубом …. (Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»)

Негатив Позитив

Позитивно и негативно окрашенные слова Название произведения Слова обозначающие цвет М. Ю. Лермонтов «Гроза» Огнистой лентой В. Набоков «Гроза» Темно-лиловом небе, бледное блистание, седой исполин, бледнел Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» (В небе) голубом, (солнце) золотит Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело» Зеленеющие (нивы), зеленее (под дождём), синей (молнии струя), (пламень) белый, сиянье «Как весел грохот летних бурь» (Небесная) лазурь, жёлтый (лист) И. С. Тургенев «Бирюк» лиловую (тучу), длинные серые (облака), темные (тени), мутной (пеленой)

(И.И.Шишкин. Перед грозой.1884г.)

Цвета грома. Цветопись Название произведения Слова обозначающие цвет М. Ю. Лермонтов «Гроза» Огнистой лентой В. Набоков «Гроза» Темно-лиловом небе, бледное блистание, седой исполин, бледнел Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» (В небе) голубом, (солнце) золотит Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело» Зеленеющие (нивы), зеленее (под дождём), синей (молнии струя), (пламень) белый, сиянье «Как весел грохот летних бурь» (Небесная) лазурь, жёлтый (лист) И. С. Тургенев «Бирюк» лиловую (тучу), длинные серые (облака), темные (тени), мутной (пеленой)

Звуки грома Звукопись в поэзии Название стихотворения Примеры аллитерации «Весенняя гроза» Звуки Г, Р помогают услышать звуки грома «Неохотно и несмело» С помощью звука С в первом и последнем катренах автор передаёт сияние солнца «Как весел грохот летних бурь» Благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома. Звук Ш передаёт шум дубравы

Название произведения Слова, обозначающие звук М. Ю. Лермонтов «Гроза» Ревёт (1 слово) В. Набоков «Гроза» Отдаленный гром; Грохот за грохотом ломал небо, громовержец (4 слова) Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» Грохочет, как бы резвяся и играя, гремят раскаты молодые, птичий гам, шум нагорный, вторит весело (5 слов) Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело» Прогремело, дальний гром, раскаты громовые (3 слова) «Как весел грохот летних бурь» Грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист (7 слов) И. С. Тургенев «Бирюк» Забушевали, застучали, зашлёпали, разразилась (4 слова)

Своё отношение к рассматриваемой проблеме я попыталась выразить в виде синквейна: Гроза Первая, весенняя Гремит, надвигается, пугает Люблю грозу в начале мая Свежесть.

Да, мы зависим от природы. Но ведь и она зависит от нас. Если бы не было человека, если бы не было созданного человеком искусства – удивительного зеркала, в котором она, природа, отражается, то она не узнала бы себя, не поняла, насколько она прекрасна.

Спасибо за внимание!

Слайд 2

Словесное выражение образа грозы в произведениях поэтов XX века

  • Слайд 3

    Объект исследования:

    стихи о грозе поэтов второй половины XX века

    Слайд 4

    Предмет исследования:

    словесное выражение образа грозы в стихотворениях

    Слайд 5

    Цель исследования:

    выяснить, какими средствами художественной выразительности создается образ грозы поэтами XX века, что у них общее, что является особенностями индивидуального стиля каждого поэта

    Слайд 6

    ГРОZА

  • Слайд 7

    Материал для исследования:

    СТИХИ: «Гроза» Павла Когана, Василия Федорова, Николая Заболоцкого; «Гроза идет» Николая Заболоцкого, «Гроза в Новочеркасске» Анатолия Софронова, «Грянул гром нежданно, наобум…» С.Я.Маршака, «Перед дождем» А Твардовского.

    Слайд 8

    Фонетический уровень

    У Александра Твардовского: Добрый гром далеко где-то Прокатился краем неба…

    Слайд 9

    У Василия Федорова:

    Остерегись, когда гроза! Огни и громы Так неистовы…

    Слайд 10

    У Павла Когана:

    Косым, стремительным углом И ветром, режущим глаза … На землю падала гроза.

    Слайд 11

    У С.Я. Маршака:

    Грянул гром нежданно, наобум – Яростный удар и гул протяжный. А потом пронесся легкий шум, Торопливый, радостный и влажный. Дождь шумел негромко, нараспев, Поливая двори крышу дома, Шепотом смиряя буйный гнев С высоты сорвавшегося грома.

    Слайд 12

    СЛОВАРИК ТРОПОВ

  • Слайд 13

    Эпитеты

    Истомленная земля, долгожданный дождь, каляная листва («каляный - разг.- об одежде, ткани; ставший жестким, несгибаемым от холода, влаги» - Толковый словарь Ожегова), грозным подпором, добрый гром, полным летом, темная туча, земля похолоделая, дорога опустелая - А.Твардовский

    Слайд 14

    Сумрак восторга,краткая ночь вдохновенья, человеческий шорох травы, вещий холод, медлительное появленье, темная вода, светлоокая дева, над просторами круга земного, в дивном блеске своей наготы, белое облако, сияющий дождь, счастливые цветы; нахмуренная туча, огромна и тягуча (туча), сломанные молнии, каменный гром, робкие шаги, мертвая корона (о кедре), темный небосклон, живое сердце древесины, почерневшие иглы, дерево печали, лютый голод. - Н Заболоцкий

    Слайд 15

    Косым, стремительным углом (о молнии); ветер, режущий глаза; Яростный удар, протяжный гул, легкий, торопливый, радостный шум; буйный гнев, с высоты сорвавшийся гром; грянул нежданно, наобум; шумел негромко, нараспев; шепотом смиряя - С.Я.Маршак

    Слайд 16

    Метафоры, олицетворение:

    Громы неистовы; небесная коса (молния) – В.Федоров. Содрогаясь от мук, пробежала … зарница; молния мысли; стекает…замирая в восторге, вода; травы падают в обморок; счастливые цветы; нахмуренная туча; (туча) движется …с фонарем в приподнятой руке; (у клена): живое сердце древесины, рана от огня – Н.Заболоцкий

    Карманова Валерия

    Введение.

    На уроках физики и литературы я сталкиваюсь с понятием «гроза». С одной стороны, я изучаю данное понятие как физическое явление, с другой стороны как фоновый пейзаж, на котором развёртывается сюжет произведения. Мне стало интересно, используют ли писатели физические знания о грозе при её изображении в художественном произведении.

    Цель исследования:

    Определить, в каких произведениях и с какой целью встречается описание грозы, узнать подробнее об этом явлении в физике и выяснить, используют ли писатели знания по физике при изображении данного природного явления. Кроме того, выяснить, что ощущают литературные герои во время грозы.

    Задачи:

    · познакомиться с информацией о грозе;

    · изучить произведения, содержащие описание грозы;

    · сопоставить изображение данного явления в физике и художественной литературе.

    Методы исследования:

    · анализ художественной литературы.

    · работа с интернетом.

    · изучение научной литературы

    · систематизация и обобщение.

    · сравнительный анализ.

    · наблюдение

    · социологический опрос.

    Перед началом работы я провела социологический опрос среди моих одноклассников и людей старше 60 лет. Был предложен один вопрос: как вы относитесь к грозе? После обработки данных получилось:

    Равнодушно - 29%,

    Страшно – 56%

    красивое зрелище – 15%

    Актуальность исследования

    Состоит в том, что в последнее время в природе наблюдаются сильные грозы, сопровождающиеся шквалистым ветром, несущим разрушения и гибель людей, поэтому гроза страшна. Пожилые люди (51 % из 56%) , считают, раньше таких страшных гроз не было.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Валерия Карманова , 7 кл.

    МКОУ СОШ № 2 с УИОП г. Котельнича

    Руководители С.В.Шубёнкина, Т.Б.Патрушева

    Гроза в художественной литературе и физике

    На уроках физики и литературы мы сталкиваюсь с понятием «гроза». С одной стороны, мы изучаем данное понятие как физическое явление, с другой стороны как фоновый пейзаж, на котором развёртывается сюжет произведения. Актуальность исследования состоит в том, что в последнее время в природе наблюдаются сильные грозы, сопровождающиеся шквалистым ветром, несущим разрушения и гибель людей, поэтому гроза страшна. Пожилые люди (51 % из 56%) , считают, раньше таких страшных гроз не было.

    Грозовые облака, яркие вспышки молнии, громкие раскаты грома – все эти атмосферные явления знакомы каждому человеку. Однако мало кто задумывался над вопросом о происхождении этих громких раскатов. Из школьных уроков физики известно, что облака накапливают электрический заряд. Постепенно облако растет, поднимаясь к высоким слоям атмосферы с отрицательной температурой, так начинается образование тяжелых кристалликов льда. Облако темнеет, окрашиваясь в «свинцовый» оттенок. Капли воды и кристаллы льда электризуются внутри облака при столкновении с частицами воздуха. В итоге, падая, капли воды и льдинки переносят отрицательный заряд на нижнюю часть тучи. Происходит притяжение отрицательно заряженной – нижней части тучи и положительно заряженной – верхней части тучи. Возникает огромное напряжение в десятки и сотни миллионов Вольт. Появляется молния – огромная искра протяженностью в несколько километров между землей и грозовым облаком. Эта вспышка нагревает воздух, вследствие чего он «взрывается». Этот взрыв и называется громом. Но это не просто одиночный взрыв, он гремит раскатами, отзываясь эхом. Объясняется это явление просто – скорость света намного выше скорости звука, поэтому молния видна сразу, а гром как бы догоняет и доходит до ушей не сразу, поэтому он звучит раскатами.

    Гроза в художественном произведении является частью пейзажа, на фоне которого разворачивается сюжет, а пейзаж является средством характеристики героев произведения. Обратимся к автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство», к главе, которая так и называется «Гроза». Сравним, как изображается гроза в художественном произведении с физическим объяснением данного явления. В научной литературе понятие грозы как природного явления даётся с помощью физических терминов, а в художественной литературе гроза описывается с использованием изобразительно-выразительных средств: гиперболы : «кажется, весь свод небес рушится над нами», «дождь лил как из ведра»; эпитеты : «мрачный характер», «величественный гул», «зловещие, черные тени» олицетворения : «большая темно-лиловая туча быстро подвигалась к нам.» сравнения : «Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички» метафоры : «гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск».

    Иногда искрящиеся вспышки молний и громкие звуки грома могут напугать. Давайте проследим, что чувствует во время грозы главный герой повести Николенька Иртеньев: « Я не знал, куда деваться... Всё это усиливало моё нетерпение скорей приехать на постоялый двор.» «Гроза наводила на меня невыразимо тяжёлое чувство тоски и страха». «Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах». «… треск, заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий!» «Мальчик боится пошевелиться и с минуты на минуту ожидает своей погибели. Он безнадёжно следит за происходящим».

    А кто-то может бесконечно любоваться переливающимся небом, воочию наблюдая за борьбой стихий.

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний, первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

    Гремят раскаты молодые,

    Вот дождик брызнул, пыль летит,

    Повисли перлы дождевые,

    И солнце нити золотит.

    С горы бежит поток проворный,

    В лесу не молкнет птичий гам,

    И гам лесной, и шум нагорный-

    Все вторит весело громам.

    Ф.И. Тютчев

    Автор не показывает начало и последовательное продолжение грозы. Но уже в первой строфе он выражает чувство любви к весенней майской грозе. Описывая это природное явление, он использует яркое сравнение: гром «…как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом. Чтобы мы слышали весенний гром, Тютчев использует приём звукописи. Употребление звука «р» в каждой строфе передаёт ощущение раскатов грома. Любование дождём передано использованием метафор: капли – «перлы дождевые», струи дождя – «нити золотые». Использование слова возвышенной лексики «перлы» вместо «жемчужины» придаёт метафоре особую поэтическую окраску. В третьей строфе также рисуется не страшная, не пугающая, не тревожащая душу, а радующая человека гроза. При этом Тютчев подчёркивает всеобщую радость, гармонию всех сил природы, в едином настроении: «всё вторит весело громам».

    Грозы бывают летние, весенние. В художественной литературе мы прослеживаем изображение обоих видов гроз. По происхождению грозы делятся на внутримассовые и фронтальные. Внутримассовые грозы наблюдаются двух типов: в холодных воздушных массах, перемещающихся на тёплую земную поверхность, над прогретой сушей летом (их ещё называют местные или тепловые).

    В отрывке из повести Толстого «Детство» изображена местная (тепловая) гроза. Такие грозы возникают летом в полуденное или послеполуденное время. Прогревание воздуха от земной поверхности приводит к развитию в нём восходящих токов местной конвекции и к образованию мощных кучево-дождевых облаков. В больших по размеру грозовых облаках постоянно витают кристаллики льда и капельки воды. В результате их дробления и трения между собой образуются положительные и отрицательные заряды, возникает сильное электростатическое поле (около 100000 в/м) Разница потенциалов между отдельными частями облака и землёй достигает огромных величин и приводит к искровому разряду молнии.

    Данное исследование позволило, во-первых, с научной точки выяснить, что такое гроза, причины возникновения грозы, во-вторых, анализируя произведения писателей 19 века, оказывается, что и двести лет назад случались сильные грозы, и люди так же их боялись. Каждому человеку важно знать простые правила поведения, чтобы избежать трагедий во время этого природного явления.

    Библиография.

    1. Г.П.Лазаренко. Тютчев в школе. Дрофа. М.2007
    2. Л.И.Толстой. Отрочество. Юность. Дрофа. М.2007
    3. Русская литература XIX века. Дрофа, М.2007
    4. http://lib.rus.ec/b/271986/read
    5. http://festival.1september.ru/articles/559919/

    марта 08 2011

    Случалось ли вам когда-нибудь попасть под первый весенний дождь? Оказаться в поле в разгар грозы? Слышать близкие раскаты грома и видеть сверкающие молнии в грозовом небе? Эти впечатления остаются надолго - пугающие и захватывающие одновременно, очаровывающие дыханием вступившей в свои права весны. Весенняя совсем не похожа на грозу летом или осенью. Это совершенно особенное явление. Как-то раз на майские праздники мы отправились на природу. Расположились в небольшом дачном домике, разложили продукты для пикника. Взрослые занялись приготовлениями, а мы с друзьями побежали разведывать территорию. Денек стоял прекрасный. Весна начинала проявлять себя во всей красе. Все деревья были в цвету, и в воздухе стоял неповторимый аромат. Весеннее солнышко, иногда скрываемое набегающими облаками, радовало своим теплом. Птицы щебетали, радуясь весне. Иногда налетал свежий ветерок, а потом затихал. И казалось, что все вокруг затаилось на время вместе с ним, словно прислушиваясь. А что же дальше?.. Все-таки природа знает: весенняя погода так переменчива!

    Увлеченные игрой и разговорами, мы не заметили, как отошли довольно далеко от домика. И тут все изменилось… Набежали тучи, все вокруг потемнело. Небо из приветливо-голубого стало грозным и тяжелым. Вдали оно казалось почти черным. Мы повернули обратно и поспешили вернуться в дом. Вдруг небо разрезала молния, а с другой стороны - еще одна. И, будто прямо над нашими головами, грянул гром. Он раздался, словно внезапный выстрел, и, прокатившись по полям, нехотя затих где-то за горизонтом. Тут же, как бы в ответ ему, откуда-то издалека донесся другой раскат. Грохочущие звуки то нарастали, то затихали, возобновлялись вновь и уходили вдаль. Казалось, что там, наверху, кто-то ведет бурный спор. О чем? Неизвестно. Но становилось как-то страшновато. На какое-то мгновение все стихло. Не слышалось ни грома, ни шума ветра. Листочки замерли на деревьях в ожидании чего-то, смолкли голоса птиц.

    Вот шевельнулась травинка, где-то чирикнула маленькая птичка. В лицо пахнуло ветерком, но уже не тем, теплым и ласковым. В воздухе запахло свежестью и легким холодком… И тут полил дождь - первый этой весной, словно кто-то опрокинул с небес огромный ушат воды. Укрыться от дождя было негде, до домика было еще далеко. Вода была кругом, дождь лил сплошной стеной. Мы бежали почти наугад, ничего не видя перед собой. В небе еще кое-где сверкали молнии и раздавались отзвуки грома, но уже далеко. Они становились все реже и все слабее. И вдруг все прекратилось, так же внезапно, как и началось.

    Небо быстро прояснилось, и снова выглянуло солнышко. Птицы опять перекликались, перелетая с ветки на ветку. И тот, кто появился бы здесь только сейчас, очень удивился бы, увидев бесконечные потоки воды, бегущие по дороге. И нас, промокших до нитки, словно искупавшихся в речке прямо в одежде. Родители встретили нас с сердитыми лицами, но затем сменили свой гнев на милость. Нас переодели, посадили за стол. И эта майская гроза осталась в прошлом. Но я уверена, что воспоминания о ней сохранятся надолго!

    Вчерашнее утро было тихое, теплое и безоблачное. В такие дни особенно не хочется идти в школу, потому что, когда сидишь у окна, невозможно слушать объяснения учителя. Крики малышей на улице, пение птиц на деревьях, близость не дают сосредоточиться на уроках - взял бы, да и выпрыгнул прямо в окошко на зеленую траву, в кусты сирени.

    Однако солнечная погода продержалась только до начала третьего урока. Быстро-быстро, как будто их кто-то подгонял сзади, набежали хмурые сизые тучи, вдалеке громыхнул гром. Внезапно так сильно потемнело, что в классе пришлось включить свет. Мы притихли, даже самые беспокойные ребята перестали разговаривать. И вот, когда в классе возникла минута «мертвой» тишины, прямо за окном раздался раскат грома и сверкнула молния. Удар был настолько сильным, что у меня зазвенело в ушах, а многие наши девчонки завизжали. Через несколько секунд полил такой ливень, что соседний дом стал трудно различим. сказал нам побыстрее закрыть форточки. Было видно, как по дорогам несутся бурлящие потоки грязной воды, смывая с асфальта мусор и пыль. Многие пешеходы вброд перебирались через лужи. Никто из них не взял зонтик, да это все равно было бы слабой защитой от такого ливня.

    Внезапно все стихло. Дождь перестал, за несколько минут растянуло тучи. В окошко заглянуло ласковое солнышко: не бойтесь, гроза закончилась!

    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Описание стихии природы – «Гроза» . Литературные сочинения!