Пейзажный стиль садового участка — особенности создания английского сада. Пейзажный стиль

Во многих источниках говорится о том, что пейзажный стиль появился в XVIII веке в Англии. Согласно истории, английские натуралисты-естествоиспытатели создали новые культурные течения с Востока, что в итоге отразилось на литературе и живописи страны. Получается, случился крупный культурный взрыв, который и привел к появлению новых взглядов на мир ландшафтного проектирования.

Таким образом, парк пейзажного стиля будет являться не столько плодом взаимосвязанных идей с Востока, а самобытным явлением английской культуры, которая и воплотила в себе представление о естественности и красоте окружающего мира и лиц, его создававших, конечно же.

Сам по себе сад в пейзажном стиле предполагает свободное и естественное расположение различных элементов ландшафта. Здесь можно увидеть прямолинейность, а правильность и симметричность исключены. Главным признаком пейзажного ландшафтного стиля является отсутствие каких-либо намеков на его рукотворное происхождение.

Зачастую может использоваться, хоть и несколько хаотичное, но при этом тщательно продуманное расположение основных деталей и элементов. Обязательным признаком данного направления является неровный рельеф местности с оврагами и возвышенностями, которые могут быть не только искусственными, но и естественными. Зачастую присутствуют тут и водоемы неправильных очертаний.

Водоем в пейзажном стиле (видео)

Композиции здесь обычно создаются так, чтобы в процессе движения по дорожкам человеку в поле зрения постоянно попадались несколько скрытые композиции – например, за каждым изгибом дорожки он должен получать новые впечатления и убеждаться в неожиданности решений, связанных с искусством создания пейзажного ландшафта.

Само собой, и гармоничность должна присутствовать в данном случае – это является своеобразным показателем законченности пейзажа. Дорожки, которые идут по участку, должны обладать извилистой формой, но при этом их повороты ни в коем случае не должны быть резкими. В качестве материала, из которого создаются эти дорожки, нужно использовать подручные средства, подаренные природой или имитирующие ее. Тут очень хорошо можно сказать, что имеется некоторое сходство с известным учением фен-шуй – на основании его как раз-таки плавно переходящие в другие направление дорожки должны стать великолепными проводниками для положительной энергии Ци, которая и обеспечивает гармоничное состояние человек, создавая подобным образом его успешное взаимодействие с окружающей средой.

И, надо заметить, плавность и извилистость линий должны быть во всех формах парка пейзажного стиля – в оригинальной форме деревьев, в красивом природном камне и даже крыши прилегающих к парку домов должны принимать участие в этом ансамбле.

Конечно же, в саду пейзажного стиля трудно недооценить роль всевозможных водных объектов – прудов, ручьев, небольших водопадов или даже искусственное болотце. Самое главное тут – это то, чтобы они выглядели по максимуму естественно.

В процессе выбора растений для посадки нужно использовать именно те виды, которые являются естественными для конкретной климатической зоны, то есть для той местности, где и находится приусадебный участок. Только тут следует учитывать то, что для придания какого-либо «заморского» колорита важно высаживать именно те растения, которые характерны для этой части света. Это, как известно, может быть очень затруднительным, особенно, для средней полосы России, поэтому и важно иметь в виду данный момент.

Что же касается примеров пейзажного стиля, то среди них явно выделяются старинные английские усадьбы прошлых веков. На территории стран бывшего СНГ можно отметить некоторые крымские парки, стиль которых был на самом деле позаимствован в свое время у англичан.

Водоем в пейзажном стиле (часть 2) (видео)

Пейзажный стиль в ландшафтном дизайне (20 фото)

Но настоящий профессионал - всегда немного циник. Самые высокие материи он норовит подвергнуть классификации, замеру, обобщению. Ландшафтные дизайнеры, не смущаясь, как в анатомическом классе, расчленяют гармонию природы на составные части, чтобы понять законы красоты. Зачем? Все просто: на их основе можно создавать новую красоту.

Пейзажи часто сравнивают с картинами; но некоторые из них - рукотворные - и впрямь произведения искусства, выполненные рукой мастера - садовника и дизайнера. И тому, кто хочет, чтобы и его сад был создан по законам красоты и гармонии, придется и самому стать немного художником.

Сразу определимся с терминами. Что же такое пейзаж и вид в понимании ландшафтного дизайнера?

Пейзаж (франц. paysage , от pays - страна, местность) - это часть ландшафта, визуально выделенная из общего пространства. То есть чтобы та или иная природная красота имела право называться пейзажем, она должна:

  • быть условно заключена в "раму", ограничивающую поле видения ("рамой" может считаться склон холма или скала, опушка лесного массива, высокий кустарник, группа деревьев или даже одна ветка, ограничивающая наш взгляд. А также любой неодушевленный предмет - стена здания, садовой ограды);
  • иметь определенное композиционное построение.

Синонимы слова "пейзаж" в ландшафтном дизайне - "парковая картина " , "пейзажная картина ", "вид ".

Задумывая создать красивые пейзажи в своем саду, нужно всегда помнить, что и в природе, и в саду они существуют по тем же законам, что и живописные картины, заключенные в раму и висящие на стене. А композицию пейзажей определяют одни и те же факторы, самый важный из которых - композиционный узел .

Композиционный узел - это центр, где расположены основные предметы изображения. Заметим, в скобках, что он не обязательно должен находиться в геометрическом центре изображения. А служить им может что угодно. Например, несколько деревьев или одно, одиноко стоящее (солитер), плоскость газона или яркое пятно цветника , гладь пруда, водопад, ручей, беседка, увитая плетистыми розами, и т.д. и т.п.

Что же необходимо учитывать, "рисуя" пейзаж в своем саду?

Во-первых, расстояние от наблюдателя до картины. Но поскольку наш пейзаж в отличие от живописного не плоский, а трехмерный, то в зависимости от глубины пространства вы можете руководствоваться расстоянием либо до композиционного центра картины, либо до ее переднего плана, либо, что реже, - до заднего плана (фона). Допустим, любоваться небольшим цветником хорошо с расстояния в несколько метров, а солитером или группой деревьев первой величины (липы, дубы, сосны) - с расстояния в несколько сотен метров.

Во-вторых, ширину картины. Это расстояние между объектами, которые являются "рамой" нашей картины. Пусть линия, соединяющая их, проведена лишь условно.

В-третьих, высоту картины. Эту величину определяют высотой элементов пейзажа. Но, как всякий художник, дизайнер обязательно учитывает "воздух", включая в композицию небо и плоскость земли (воды).

И, наконец, горизонтальный угол восприятия пейзажа. Полный круг - 360° - видят лишь посетители рукотворных круговых панорам и альпинисты, стоящие на пике горы. Обычно угол обзора колеблется в пределах от 15 до 60°, а оптимальная его величина составляет 23-28°. Угол 28° применяется ландшафтными дизайнерами в качестве исходного измерителя воспринимаемого пейзажа. Его условный эквивалент - один фотокадр.

Пейзажи бывают простыми , сложными и панорамными . Пейзажная картина с одним сюжетом (и обычно с одним композиционным узлом) - это простой пейзаж. Два или три таких пейзажа с разными сюжетами, образующими единое целое, - сложный пейзаж. Изображение как простого, так и сложного пейзажа можно получить, один раз щелкнув фотокамерой. Если для этого понадобится сделать серию фотоснимков, перед нами пейзаж панорамный. Чтобы увидеть картину, представляющую собой несколько простых или сложных пейзажей, объединенных общим замыслом, сюжетом и композицией, зрителю придется покрутить головой.

Все виды делятся на внутренние и заимствованные .

Виды внутренние расположены непосредственно на участке, их хозяин сада может создавать своими руками.

Виды заимствованные - зрительный мостик между садом и окружающим его ландшафтом. (С точки зрения ландшафтного дизайнера, морская перспектива, открывающаяся с балкона, относится к заимствованным видам.) И, разумеется, их надо учитывать еще до покупки участка, а затем обязательно сверяться с ними при его проектировании и строительстве дома, создании и благоустройстве сада. Грамотный архитектор планировку дома, размещение окон непременно свяжет с окружающими видами.

Ландшафтный же дизайнер или тот, кто будет заниматься садом, прежде всего должен обязательно посмотреть на него из окон дома и оценить открывающиеся виды. Одни из них - на лес, озеро, речку, поля - нужно будет акцентировать. Другие - на дорогу, огороды, технические строения - придется маскировать деревьями, архитектурными сооружениями и живыми изгородями.

Ландшафтный стиль – это совокупность художественных приемов, система устойчивых и единообразных трактовок форм, которые определяют общий вид вашего сада, определенное сочетание и использование элементов растительности, видов декора.

Ландшафтные стили — полный список

Навигация 16 стилей:

Стили садово-паркового искусства, как и , можно разделить на исторически сложившиеся и относительно новые, современные. Начнем с первых.

Английский или пейзажный ландшафтный дизайн

Как можно судить по названию, сложился этот способ оформления садового участка в Англии, в начале XVIII века.
Главная идея стиля – любовь и бережное отношение к естественной флоре, общность человека и природы.
Английский почерк – это баланс между легкой небрежностью, даже запущенностью и домовитостью, ухоженностью сада.
Достигается гармония за счет таких критериев:

  • плавность контуров и линий, отсутствие прямых и острых углов;
  • единство садового участка и дома;
  • вертикальное озеленение;
  • мощеные камнем, извилистые дорожки, имитирующие тропы;
  • опрятные газоны как место для пассивного отдыха;
  • использование растений различной высоты для создания рельефности и живописных коридоров;
  • обилие многолетних растений;
  • природный внешне водоем или ручей;
  • клумбы в виде цветочных «ковров» и холмиков;
  • буйство красок, цветовые контрасты.

Пейзажный сад, стилизованный под «дикий» уголок природы, начинается сразу за дверью дома, на фасаде и калитках, увитых плющом, виноградом и рамблерами – плетистыми, известными в мире английскими розами.

Английский сад – фестиваль цветов. Среди самых популярных можно выделить: розы, бегонии, лобелии, маки, алый шалфей, разноцветный дельфиниум.

Атрибуты истинно английского ландшафта – деревянные или каменные скамейки, расположенные в конце дорожек, вазоны с цветами, керамические плиты, вмонтированные в аллейки, романтичная беседка, маленькие мостики, кованые фонари.
Характерная особенность – наличие одного или двух старинных предметов: статуя, лавочка.
Расцветка – зелень с вкраплениями серебристого, белого, пунцового, сиреневого оттенков.

Голландский стиль в ландшафтном дизайне


Представление о нем можно получить, рассматривая картины мастеров голландской школы. Ему присущи пасторальность, яркая цветистость, образцовый, холеный вид. Доминанты голландского стиля:

  • партерный газон, центр сада и гордость владельца;
  • живая изгородь;
  • малое количество деревьев (предпочтение отдается цветам и кустарникам);
  • миксбордеры вдоль садовых дорожек;
  • деревенский декор, забавные статуэтки;
  • клумбы в повозках.

Перед фасадом дома, скрытого лианами, красуется очень нарядный газон, окруженный цветниками и декоративными кустарниками – сердце сада. Для его создания подойдут кустистые, с узкими листьями злаки, образующие густой, шелковистый покров. Газон акцентируют штамбовым деревцем, топиаром, небольшим фонтаном или крошечной клумбой с цветами – камассией, гиацинтами, крокусами. Окружает партерный газон живая стриженая изгородь или миксбордер, смешанный цветник со скрупулезно подобранными культурами.
Самой большой популярностью пользуются луковичные: тюльпаны, лилии, нарциссы. Среди фаворитов также дельфиниум, мордовник, наперстянка.

Непременное условие голландского сада – открытость, чтобы им могли любоваться прохожие. Поэтому сплошные заборы не устанавливают, а довольствуются изгородью из можжевельника, самшита, кизила либо ограждением из редких кованых прутьев.
Дорожки засыпают щепой либо галькой, обустраивают площадки, на которых ставят павильоны, элементы декора. А вот скамейки зачастую «врезают» прямо в миксбордер, в живое ограждение.

Голландский сад немыслим без украшений хенд-мейд: во-первых, это повозки, «груженные» цветами. Во-вторых, декоративные мельницы и колодцы, а также колеса, деревянные ведра и бочки, даже комоды и чемоданы, приспособленные под мини-клумбы. Скульптуры чаще забавные, пробуждающие улыбку: каменные лягушки, гномы, вороны, русалки.
Палитра голландского сада – сочная зелень с яркими вспышками алого, синего, белого цвета.

Кантри в ландшафтном дизайне (деревенский стиль)


Простодушная естественность – основа деревенского сада. Он не декларирует идею единения с природой, он и есть сама природа.
Свободный дизайн деревенского стиля не означает, впрочем, полное отсутствие правил. Вон они:

  • простота и легкая хаотичность;
  • дорожки, посыпанные гравием или вымощенные камнями с зазорами, покрытыми травой;
  • наличие плодовых деревьев и огородных грядок;
  • цветы, растущие не только на клумбах;
  • ползучие, вьющиеся растения на заборах;
  • декор из «деревенских» предметов – фрагменты плетеного тына, телеги и колеса, глиняные горшки и кувшины, бочки;
  • плоды в роли цветов – тыквы, физалис, кисти винограда и рябины;
  • объединение садовых и диких культур в одни группы.

Вид деревенского участка – это золотая середина между естественной запущенностью и хозяйственным уходом, красотой и пользой.
Плодовые деревья и кусты, грядки обязательны, в этом, можно сказать, самобытность стиля. Яблони или сливы лучше расположить не кучно и в строгом порядке, а в разных уголках участка. Формировать из грядок полноценный огород тоже не стоит, можно ограничиться пряными, полезными травами.

Дорогие, экзотические цветы не впишутся в ландшафт, пышущий сельской непосредственностью. Но не обойдется такой сад без подсолнухов и мальв, космеи, ромашки, календулы и бархатцев.
Там, где сумрак, можно посадить тенелюбивые хосты, фактурного вида папоротники.
Цветы на подобном участке растут не на клумбах, а просто на свободных лужайках, вблизи плодовых деревьев и между овощными грядками.

Атрибуты деревенского кантри-сада – деревянная или лозовая мебель безыскусного вида, скворечники, качели, грубоватые, ручной работы изгороди, потешное огородное пугало.
Разнообразие кантри-декора практически безгранично: можно использовать деревенскую посуду и утварь, всевозможные кадушки, дышла и коромысла, оформив их цветами.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне


Первый в мире парк появился в округе Сучжоу – китайскому ландшафтному искусству тысячи лет. Зиждется оно на положениях феншуй. Движение воды и ветра, главных стихий в даосском миропонимании, рождает энергию ци, которая должна пронизывать и дом, и сад. Если планировка не учитывает эти премудрости, не регулирует потоки ци, сад не может называться китайским, сколько пагод в нем ни поставь.

Китайцы уверены: энергия ци свободно циркулирует лишь по природным, нерукотворным линиям и контурам. Поэтому в саду не может быть симметрии, параллелей, прямых углов.
Кроме этого, китайский сад подчиняется следующим правилам:

  • все предметы должны составлять единые, завершенные композиции;
  • сад обязан оздоравливать, быть «залом» для занятий цигун и медитации;
  • из любого места должен виднеться новый пейзаж, создавая впечатление безграничности ландшафта;
  • вода присутствует в ипостасях покоя и движения;
  • наличие чайной беседки в укромном закутке тоже обязательно;
  • наконец, многообразие растений – еще одно кредо даосского парка.

Сад в Поднебесной – модель мира, а значит, выглядит так, как будто сосны, бамбук, валуны и ручьи появились сами, много лет назад.
Такой сад обязан создавать впечатление безграничности, а также полноты и насыщенности. Куда бы вы ни повернули, отовсюду должна открываться новая грань красоты.
Ручей с бегущий водой и прудик с водой стоячей – непременные спутники китайского парка. Заботливо отобранные камни располагаются в одном, выбранном по правилам феншуй участке. Особенно ценятся камни необычного цвета и формы.
Законченность композиции предполагает садовую ограду, которая, однако, повторяет все излучины рельефа и стремится слиться с кустами и деревьями. Ведут в китайский сад деревянные врата, увенчанные мудрым афоризмом.

Чайный домик округлой формы ставят на возвышении, откуда хорошо просматриваются дали.
Флора в китайском саду – сплошная символика. Каждое дерево что-нибудь значит: сосна – силу духа, персик – счастье, можжевельник – здоровье, пихта – долголетие… Любят в Китае жасмин, хризантемы и пионы, чайные розы, георгины, ирисы.

Колониальный стиль в ландшафтном дизайне


Колониальное садовое искусство совместило традиции Старого Света с практикой туземцев, жителей колоний. Приметы колониального сада:

  • простые, утилитарные материалы;
  • веранда или терраса как отправная точка сада;
  • растения и топиар в больших кадках;
  • белый деревянный заборчик;
  • несколько сентиментальных скульптур;
  • вольность, легкая рассеянность, сквозящие в манере оформления.

Сад в колониальном стиле начинается на веранде, увитой плюющем и хмелем. Садовые дорожки на голландский манер посыпают щепой или покрывают деревянным настилом, плитняком.
Украшают участок небольшими скульптурами из камня, алебастра, керамики или дерева – это кролики и утки, пухлощекие ангелочки, херувимы и амурчики.

В комплект колониального сада может входить и фонтан – небольшой, стилизованный под рукомойник, расположенный у стен веранды.
Арки и перголы, если есть для них место, предпочтительно кованые, садовая мебель – из струганных досок, ротанга, лозы или бамбука.
Не забудьте про кресло-качалку и гамак.

Растения в саду колониального типа чаруют пестрым разнообразием. В кадках, вазонах, контейнерах, урнах цветут, сменяя друг друга: гиацинты, нарциссы, пионы, лилии, флоксы, бегония, душистый табак и горошек, гвоздики, гортензии. Посуду, в которой они произрастают, можно перемещать, заносить во время холодов на веранду или в дом.

Определенное место отводят съедобным и лекарственным растениям – шалфею, эхинацее, лимоннику, майорану. Среди деревьев превалируют плодовые, ведь в первое время колониальные сады были не столько местом отдыха, сколько источником фруктов и овощей.

Мавританский ландшафтный дизайн


Мавританский сад – воплощенная сказка, оазис, полный красок, звуков и ароматов. Пышность и роскошь – его главные параметры.
К отличительным свойствам такого ландшафта относятся:

  • обособленность, закрытость;
  • принцип чор-бак в основе планировки;
  • классические нормы, симметрия;
  • клумбы в форме квадратов, иногда кругов;
  • бассейны и фонтаны, облицованные арабской мозаикой;
  • обязательное наличие фруктовых, сладко пахнущих деревьев;
    душистые цветы и травы;
  • лежанки, скамейки в тени.

Восточный сад спрятан от посторонних взглядов за каменным забором. Это квадрат, разделенный на четыре равные части (правило чор-бак). С ролью границ между квадратами справляются дорожки, кусты, реже каналы.
Внутри каждого «пазла» – водоем, фонтан или даже бассейн. Персики, айва, абрикосы и груши теснятся рядом с жасмином и розами, намекая на райские кущи. Чего не хватает?
— Правильно, птиц. По мавританскому саду разгуливают павлины, а на деревьях висят клетки с канарейками и попугаями.

Кроме роз для восточных садов характерны тюльпаны, гиацинты, лилии, произрастающие в продолговатых цветниках.

Журчание воды, птичьи трели, благоухание цветов и плодов должны быть осязаемы в любой точке мавританского дендрария.

Детали мавританского ландшафта – удобные, широкие ложа со множеством подушек, беседки в форме шатров, навесы из тонких, воздушных тканей и стеклянных бусин, мозаика.
Палитра – сочная зелень, пурпурный, желтый, фиолетовый цвета.

Стиль прованс в ландшафтном дизайне


По сути, это стиль французских деревень – милый, душевный, грубоватый и изысканный одновременно.
Концептуальные особенности французского сада:

  • фруктовые деревья со сформированными в виде пальметт силуэтами;
  • каменные террасы, подпоры из старого, шероховатого туфа, песчаника или ракушечника;
  • множество цветов пастельных оттенков;
  • грядки с прованскими травами;
  • беседки «под старину» с такой же мебелью;
  • перголы и шпалеры;
  • каменный колодец и (или) фонтан;
  • узкие мощеные тропки, проложенные дополнительно к широким основным дорожкам.

В основном французские виноградники расположены на склонах, поэтому сады, как правило, укреплены террасами и подпорными, из камня, конструкциями. Собственно, достаточно пары широких ступеней, чтобы напомнить об этой традиции.

Покрытая ползучими растениями корявая каменная кладка – фирменный знак прованского стиля, в котором каждый предмет окутан легкой вуалью архаики.

Растения выбирают с листвой различных, но мягких оттенков – яблони, оливы, липы, абрикосы, платаны, дубровник, виноград.
Основные дорожки покрывают керамической плиткой, прямоугольной либо квадратной, дополнительные посыпают белым песком.
Тень во французском саду создают перголы, служащие поддержкой для глициний и клематисов.
Вода на юге – истинная ценность, поэтому некрупный фонтан из дикого камня обязан «прописаться» на участке.
«Изюминка» французских садов – источники, вмонтированные в кладку подпорных стен. Раньше присутствовал также колодец, но сегодня его заменяют бассейном, бортики которого декорируют керамическими вазами с цветами.

Цветов много: гортензии, дельфиниум, лаватера, космея, люпин… Не в меньшем почете пряные травы: лаванда, иссоп, розмарин, чабрец, анис, душица, мята, тимьян.
Для колорита в грядки добавляют тыквы и декоративную капусту.

Создание уголка французской деревушки – дело тонкое, ведь многим растениям придется искать адекватную замену. Главная же трудность – расположить фруктовые и декоративные деревья, кустарники, цветы и травы правильными ярусами, чтобы сад оставался цельной, красочной картиной круглый год.

Беседка и садовая мебель чаще всего деревянные, с патиной и трещинками. Для пущего уюта на стульях и скамьях раскладывают подушки, а вход в альтанку прикрывают кисеей.
Оттенки прованского сада – нежно-зеленый, белый, розовый, небесно-голубой и, конечно же, лавандовый.

Регулярный (классический, формальный) стиль


Прекрасные эталоны такого ландшафта – ансамбли Петергофа, Версаля, Сан-Суси, Тюильри, Гайд-парк и другие комплексы.
Регулярный стиль, иногда его называют ландшафтным барокко , возник во Франции, стержень его концепции – «человек – архитектор природы».

Классицизм, в лоне которого сформировался этот садовый дизайн, проповедовал рационализм и ратовал за логику, ясность пропорций. Немудрено, что регулярному стилю, в частности, свойственны:

  • зеркальная симметрия, прямые аллеи, безупречная геометрия клумб и газонов;
  • главный партер – прямоугольный газон, оформленный античной статуей, изысканным цветником, вазами, цветным песком и гравием;
  • фонтаны, скульптуры и клумбы как центры композиций;
  • боскеты – зеленые «комнаты», окруженные стенами из ровно подстриженных деревьев и кустов;
  • обилие рабаток вдоль дорожек – вытянутых клумб образующих сложный узор;
  • искусственнее пруды идеально правильной, геометрической формы;
  • классические беседки и бельведеры на пересечении аллей, выполняющие роль смотровых площадок, откуда можно любоваться садом;
  • строгих силуэтов топиары, вазоны с цветами;
  • античные статуи или скульптурные композиции.

Все малые архитектурные формы в саду – от фонтанов и скульптур до садовых скамеек – поставлены в тщательно выбранных точках, на перекрестках дорожек, чтобы подчеркивать симметрию территории. Кроме перечисленных предметов, в классических садах широко используют колонны и каменные шары, кованые перголы и арки, четко очерченные, живые бордюры.

Особая роль в регулярном ландшафте принадлежит невысоким деревьям и кустарникам с плотными кронами, которые отлично держат заданную садовниками форму, это: кипарисы, туи, бересклеты, липы, спиреи, клены. Из цветов предпочтения отдается тюльпанам и лилиям, цикламенам.
Оттенки классического сада, кроме естественной зелени – белый, голубой, бледно-желтый.

Ландшафт в стиле «русская усадьба»


Проникнуться духом это стиля можно, читая русскую классику. Жаль только, что русский размах, свойственный старым садам, не воплотить на небольшой территории. Кроме масштабов, усадебный стиль выделяют такие акценты:

  • обтекаемые формы и плавные линии;
  • старые липы, дубы с крупными стволами и раскидистыми кронами;
  • тенистые, укромные уголки;
  • античные скульптуры;
  • искусственный пруд;
  • лужайки с дикой растительностью;
  • павильон или ротонда;
  • живые изгороди, приподнятые цветники;
  • кованые фонари.

Атмосфера русского сада спокойна и задумчива, в нем хорошо уединяться с книгой, грезить о любви.

Обустраивая сад-усадьбу, следует избегать слишком правильных форм и несвойственной русскому менталитету педантичности.

Лавочки, качели и беседки – неяркого цвета, чаще всего белые.
Не стоит увлекаться экзотическими цветами, а газонам лучше предпочесть лужайки, покрытые клевером и одуванчиками. Обязательно должно быть несколько хвойных деревьев, среди которых, конечно же, ель – эмблема русского леса.

В числе аксессуаров, кроме упомянутых, также вазоны, старые, замшелые статуи, кованые решетки.
Гамма русского сада – акварельная, без крикливых компонентов, в ней превалируют белый, небесный, розовый, лиловый и кремовый оттенки.

Средиземноморский (итальянский) стиль садового дизайна


Это южный вариант ландшафта, курорт у дома.
Выразительные штрихи:

  • игра света и тени;
  • патио как центр композиции;
  • тропические растения в керамических кадках;
    бассейн;
  • перголы и зонты;
  • широкие, крашеные белой краской скамейки;
  • мощеные мозаикой дорожки и площадки;
  • каменные террасы или широкие ступени.

Средиземноморский сад – синтез камней, терракоты, растений, окружающих воду в бассейне. Планировка строгая, ведь родина классических канонов – Средиземноморье, Эллада и Рим.
Патио покрывают керамической плиткой; для тентов используют белую, голубую, желтую парусину.
Озеленяют территорию пальмами в кадушках, кипарисами, магнолиями, акацией, серебристыми оливами, миндалем и фисташками. Проявляют топиарное мастерство, подстригая кроны в виде шаров и пирамид. Культивируют крокусы, гиацинты, вьющиеся розы, львиный зев и левкои, лилии, примулы. А также сухоцветы – бессмертник, кермек, декоративные луки и злаки.

Впишутся в концепцию итальянского сада перголы, увитые плющом и нависающие над аллеями, гроты.

Аксессуары и декор – вазоны в форме амфор, цветочные кашпо на фоне белых стен и ставен, коринфские колоны и портики, имитация античных развалин.
Цвета сада – оттенки песка и моря.

Японский ландшафтный дизайн


Традиционный сад в Японии – часть мировоззрения, территория не для веселья, а для раздумий и созерцания. В нем нет случайностей, эстетики ради эстетики: все компоненты символизируют определенные стихии, выражают инь и янь.
Японским садам чужды западный рационализм с его прямолинейностью, неестественной симметрией и геометрией.
По сути, это слепок, игрушечная копия масштабного пейзажа, в котором присутствуют реки и горы, высокие деревья и низкие кустарники.

Приметы японского сада:

  • асимметрия как основа планировки;
  • множество камней от довольно больших валунов до мелкого гравия, группы из них (сады камней);
  • кроны деревьев, сформированные в виде холмов;
  • разнообразие водоемов: ручей, пруд, каменная чаша с водой;
  • мощеные, пошаговые тропы;
  • «сухие» ручьи;
  • мох, папоротники;
  • изгороди из бамбука, ворота;
  • беседка — чайный домик.

Японский сад отличается укромностью – чаще всего он скрыт за стенами, благодаря чему, а также валунам и гротам, ассоциируется с убежищем.

Все водные объекты в японском саду имеют природный облик – то есть, это не фонтаны и не бассейны.

Одна из важных характеристик японского сада – его внесезонность, он планируется так, чтобы способствовать размышлению и созерцанию в любое время года. Сад должен радовать глаз и ранней весной, и поздней осенью, и даже зимой. Для этого используют не только вечнозеленые растения, но и японские фонарики в ветках, деревья с извилистыми стволами, причудливые корни и коряги.

Атрибуты сада в японском стиле – скамейки из грубо распиленного дерева или из камня, изящные, выгнутые мостики над ручьями, канаты.
Дорожки в таком парке непростые, они символизируют жизненный путь и покрыты плоскими, каждый на шаг, камнями.
Типичная флора – сосна и клен, вишня, бамбук. Непременно следует включать растения, листья которых приобретают алый, пунцовый, багряный цвет.
Гамма японского сада – серо-зеленый, белый, коричневый, красно-коричневый, карминовый; переходы от цвета к цвету нерезкие, размытые.


Несмотря на то, что направление подразумевает лаконичность и предельную упрощенность, реализовать идею минимализма в саду довольно сложно. Ведь её предстоит воплотить, применяя минимальное количество инструментов.
Принципы такого сада:

  • использование перепадов рельефа для разделения на зоны;
  • простор, обособленность предметов;
  • ступени, лестницы;
  • прямые, как стрелы дорожки;
  • геометрический правильный водоем.

Садовые аксессуары и декор минималистического сада перекликаются с хай-теком, но менее разнообразны. Это, в частности, полированные шары из металла, камня или бетона, строгие, но эффектные светильники-диоды, окрашенный гравий, негромоздкая уличная мебель из пластика либо алюминия.

Отсыпки гравием и щебнем могут вовсе заменять газоны. Деревья и кустарники отличаются графичностью форм – это платаны, ели и туи, колоновидный можжевельник.

Для вертикального озеленения используют хмель, актинидию, дикий виноград. Для покрытия почвы подойдут осоки и папоротники, мхи и злаки.
Цветы?
— Без них не обойдется даже минимализм, однако ярких растений должно быть немного, две — три культуры. Циннии, петунии, астры, хризантемы высаживают в деревянные или пластиковые ящики, что подчеркивает урбанистический дух стиля.
Краски минимализма – серый, серебристый, белый, бежевый, светло-коричневый.

  • упор на структуре сада, на малых архитектурных формах;
  • плавные, дугообразные, волнистые линии;
  • использование современных материалов;
  • обилие акцентов;
  • контрастность цвета и текстур, чередование хорошо освещенных участков и затемненных;
  • асимметричные клумбы и цветники.

Модерн ближе к пейзажному стилю с его отрицанием правильных, неприсущих живой природе очертаний. Но свобода стиля не безгранична, скорее даже – хорошо дозирована.

Центральной точкой сада-модерн является . Растительность высаживается группами, в середине которых что-нибудь необычное, экзотический кустарник, например, или деревце с оригинального цвета листьями, яркими ягодами, причудливым стволом.
Для создания контрастов сочетают высокий дуб и приземистую иву, обычные породы с карликовыми. Широко используются ползущие растения вроде дикого винограда, плюща и клематиса.

Вычурности, загадочности, которых требует стилистика, добавляют ирисы, лилии, настурции, маки, ландыши, нарциссы, пестрые суккуленты и разлапистые папоротники.

Подробности сада-модерн – четких абрисов цветочные контейнеры, крупные, бетонные либо терракотовые плиты, фактурный садовый паркет, фигурки птиц, жуков и бабочек. А еще кованные решетки с растительным узором, вмонтированные в беседки, лавочки, фонари и ограды.

Расцветка сада – бежевый, шоколадный, серебристый, розовый, бордовый, синий тона.

Хай-тек в ландшафтном дизайне


Да, модный этот стиль пробрался и в природу, подчинив её новейшим технологиям. Такой ландшафт отличают:

  • выразительные, рубленые формы, четкие границы, прямые углы;
  • полированные камень и дерево;
  • крупные детали из стекла, металла, отделка композитными материалами;
  • прямые или зигзагообразные аллеи;
  • очень ухоженный, гладкий газон;
  • опоры для вертикального озеленения;
  • чеканной формы водоем в бетонной окантовке;
  • прямые, будто клавиши ступени;
  • современные светильники как средство декора и ландшафтная подсветка;
  • ограждения в виде кубов, прямоугольников, шаров.

Хай-тек не предусматривает ярких цветников, призывая отказаться от пышных клумб, обилия красок.
Для озеленения выбирают не очень высокие деревья и кустарники с жесткими, плотными кронами – самшит, ели, можжевельник, платаны.
Живую изгородь формируют из барбариса, боярышника, кизильника. На газонах разбивают небольшие, своеобразные клумбы из папоротников, хостов, суккулентов.

Прямые дорожки аккуратно и плотно покрыты бетонной плиткой, деревянными плашками либо посыпаны белым, крашеным гравием.

Искусственных прудов может быть несколько, автономных или соединенных между собою, обязательно правильных форм, с бетонными «берегами».

Однако, сад в стиле хай-тек вовсе не лишен декора. Его украшают шарами и шароподобными вазами из полированного камня и зеркального металла, абстрактными монументами, светодиодными лампами.
Ровной, «космической» подсветкой оснащают контейнеры для растений, бортики бассейна и ступени к нему, футуристические скульптуры.
И также в числе аксессуаров – сферические беседки из металла или древесины, искусственные камни, компакт-диски на ветках.

Общий колорит – смесь серого, шоколадного, серебристого, синего, фиолетового. Разбавляют сдержанную палитру мазками красного, рыжего, черного цвета.

Экостиль в ландшафтном дизайне (натургарден)


Ландшафтный дизайн в стиле эко – модное сегодня увлечение. Суть затеи – в минимальном вторжении в природную среду ради сохранения максимальной натуральности пейзажа.
Натургарден – локальная, самодостаточная экосистема, в которой все элементы связаны и поддерживают друг друга. Его признаки:

  • материалы естественного происхождения, типичные для данной местности;
  • подлинность, нерукотворность рельефа;
  • сочетание садовых цветов с дикорастущими, растений и камней;
  • природные лужайки, покрытые не газонной травой, а дикой, полевой;
  • неровные, прерывистые дорожки, небрежно, с зазорами выложенные камнями;
  • лесные деревья и кустарники.

Основа эко-сада – флора, характерная для местности. И не только потому, что это отвечает критерию максимальной естественности. Но и потому, что такие растения устойчивы к вредителям и не требуют средств химической защиты.

Дорожки покрывают камнем, дерном или галькой – они должны быть не прямые, но и не слишком извилистые, чтобы не выделяться из среды.

Атрибуты экологического дизайна – примитивная на вид мебель из дерева, лозы или ротанга, каменный очаг или кострище, шалаш либо навес. Пни и коряги, спиленные деревья в эко-саду заменяют скамейки и статуи, а небольшое болотце, окаймленное камышами, – фонтан.

Декор садика неброский: фонари, например, из бутылок, подвешенных к деревьям, кормушки для птиц, поделки из лозы или пеньки. Украсит эко-участок и домик для жуков, улей.

Растительность подбирают таким образом, чтобы она приносила пользу фауне, ладила с букашками и птицами. Это, например, цветы-медоносы, привлекающие пчел, кусты, где заведутся ежики, ягоды, которыми будут кормиться пернатые.
Палитра экологического сада – неяркие, природные тона.

Сад – продолжение дома, и выбор его стиля вы осуществляете не тогда, когда покупаете семена цветов и саженцы деревьев. А намного раньше, когда решаете, каким будет , его обстановка. Ведь согласитесь, трудно представить сад в регулярном стиле, примыкающий к дому в стиле хай-тек. Или восточный, исламский ландшафт с английским коттеджем
Впрочем, совершенно не обязательно пытаться воплотить ту или иную ландшафтную затею, используя все, от А до Я ресурсы стиля. Порой достаточно немногих или всего несколько стилевых элементов, чтобы сад приобрел эффектный, запоминающийся облик.

Хозяйка этого красивого сада хотела, чтобы у него был не французский или английский, а именно русский акцент и соединялся размах русской усадьбы с уютом старой московской дачи. В то же время, чтобы он был современным и вобрал достижения ландшафтного искусства. Что получилось и как этому способствовали 7 садовых скульптур - читайте в ее увлекательном рассказе


Немного истории

В конце 90-х мы приобрели участок в 15 соток луга, по периметру которого росли вековые деревья - остатки барской усадьбы. Все основные материальные и творческие ресурсы были брошены на сооружение дома. Чуть позже нам покрыли участок весьма неплохим , проложили дорожки шириной в один камень, посередине соорудили , перед домом - три , а сбоку - огород и . Вскоре мы приобрели участок у соседа. На нем росли могучие . Как они пахли, когда цвели! Это было предложение, от которого невозможно отказаться.

Муж выдал задание: все закутки сада должны быть проработаны, чтобы появились милые уголки, скамейки, площадка для чаепитий и места для культурного времяпровождения с друзьями. «И обязательно хозяйственный двор!» - сказали мама с папой. Они голосовали за приобретение участка, поскольку он решал именно эту задачу. Наняли специалистов, и работа забурлила. Были разбиты новые газоны и посажено более 300 деревьев и кустарников.


Даешь достойное обрамление!

Вскоре в гостях у своих друзей в саду под Киевом мы увидели скульптуры из известняка. Познакомились со скульптором, мы согласовали эскизы, и через три месяца он пригласил нас на просмотр.

Скульптур было шесть, они были чудесными, но нам хотелось счастливого числа 7. Муж с ходу предложил кандидатуру барана.
Когда скульптуры появились в нашем саду, они не просто его изменили, но и потребовали новых ландшафтных решений. Мне захотелось поднять на совершенно новый уровень цветовые решения, добавить скульптурам красочного растительного обрамления, сделать сад интересным во все времена года.

Были и другие причины, заставившие нас подумать о переделке сада: огромная площадь газона - более 25 соток. Покос хорошей широкозахватной самоходной косилкой занимал 5 часов, травой можно было кормить стадо коров, с участка стало невозможно вывести кротов, дорожки были узкими и неудобными. К этому времени я нашла «своего» дизайнера, а когда узнала, что она руководит учебным центром «Цветущая Планета» , незамедлительно записалась на курсы.


Эпоха цивилизации

Елена Константинова не сразу согласилась взяться за наш сад. Но однажды мы заманили ее в гости, пили чай, вели дачно-садовые разговоры. Позже она призналась, что сразу влюбилась в наши вековые липы… Мы провели много часов, обсуждая будущий сад. Ее предложения были настолько созвучны нашим идеям, что мы без колебаний отдали ей свободу действий и ни разу не пожалели об этом.
Мир переворачивался на наших глазах. Причем в буквальном, а не переносном смысле - сотни кубических метров земли перекочевали из одних концов участка в другие. При этом дополнительно была закуплена только одна машина плодородного грунта! В итоге весь участок оказался полностью переориентирован, выровнен и сдренирован.
Появился новый площадью около 40 м2 с плавной береговой линией. В нем есть глубокое место для зимовки карасей и зоны мелководья с болотными ирисами и рогозом. Мы никогда и не предполагали, что в нашем климате могут произрастать таких размеров и дивной красоты. Сбылась и мечта мужа о полноводном ручье с широким руслом.

По берегам вольно произрастают , а на схеноплектусе летом качаются разноцветные стрекозы. Ручей берет начало от бьющего из скалы ключа, у истока которого растет очень красивая плакучая . Появились новые подпорные стенки сухой кладки, небольшие ступени с карманами для почвопокровных растений усилили декоративный эффект.

Расстановка 7 фигур

Живописную аллею длиной 15 м украшают фонари. Она взята в перголу, увитую девичьим виноградом, клематисами, лимонником, жимолостью. В конце, в обрамлении чубушников и парковых роз, гордо стоит скульптура «Петля времени» - подобие ленты Мебиуса на дорической колонне.

«Девушка»
грациозно приземлилась к листопадным рододендронам на фоне черных сосен среди наперстянки пурпурной. Весной она «собирает» тюльпаны, а в июне - землянику. Окруженная стрижеными формами, это, несомненно, самая эффектная композиция сада.

«Улитка»
ползет себе под огромными липами по дорожке из глянцевых листьев барвинка, весной - среди разноцветных крокусов и тюльпанов, а летом прячется в астильбах и папоротниках.

«Барашек»
мирно пасется среди тимьянов, карпатских колокольчиков и овсяницы, сверху над ним парят анемоны.

«Волна»
изгибается и наливается силой под елью. Ель с момента нашего с ней знакомства из малютки вымахала в огромную красавицу, и только ежегодная стрижка не дает ей вырасти до размеров кремлевской новогодней елки.

На подпорной стенке за домом, среди можжевельников, кустов чубушника и парковых роз, важно стоит «Возрождение» - самая большая из скульптур.

И, наконец, перед домом, среди многоярусных цветников умостилась небольшая скульптура «Два сердца» . Не очень заметная, скромная, как первая любовь, но она во все времена года окружена ореолом ярких цветов, символизирующих силу и радость этого чувства.


Прогулки по саду

По территории были проложены широкие дорожки из серого песчаника. Чтобы скрасить их цветовое однообразие, мы уложили их вперемешку с желтым песчаником, а так же вкрапили морские камушки из Крыма. Наконец-то можно пройтись рука об руку! Дорожка, плавно изгибаясь, провожает нас от одного уголка сада к другому через кованый мостик, мимо цветущих луков, усыпанной цветами или ягодами калины, кованой беседки, вокруг которой наши всегда молодые родители накручивают круги терренкура.

Кусты и деревья соединились в очень разнообразные по формам, структуре и цвету группы. Муж впоследствии признался, что и не предполагал о существовании в природе такого количества оттенков зеленого и желтого. Еще он относит к достоинствам нашего сада сочетание практицизма и красоты - основы стиля модерн. Мы с одним помощником управляемся с садом, поскольку он технологичен и достаточно прост в уходе.

Многочисленные отсыпки из гальки и мульчи из сосновой коры, огромные куртины многолетников, высаженные монохромными пятнами, не оставляют никакого шанса сорнякам. Композиции и цветники, освободившие газон от одиночных посадок, сделали его удобным для стрижки и ухода. И только нескольким полянам крокусов позволено нарушать гладь газона ранней весной, когда все вокруг еще не очнулось от зимней спячки.

Стриженые формы из самых обычных кустов барбариса, спирей, стефанадры и боярышника вместе с вечнозе-леными растениями создают объем, форму и структуру сада и особенно незаменимы зимой и ранней весной. Комбинации всевозможных вертикальных кованых и деревянных конструкций, каменных поверхностей и изваяний позволили создать милые уголки и зеленые комнаты, о которых мы подсознательно мечтали.

Мы хотели, чтобы у нашего сада был не французский или английский, а именно русский акцент. Чтобы в нем соединялся размах русской усадьбы с уютом старой московской дачи. И в то же время, чтобы он был современным и вобрал в себя достижения ландшафтного искусства. Мне выпало счастье участвовать в исключительно интересном и захватывающем процессе создания Сада с большой буквы. Он стал нашей гордостью, местом проведения семейных праздников и встреч с друзьями, а скульптуры - его визитной карточкой.

Иллюстрации к материалу: Ольга Копытова, Ольга Петина.

Английский стиль в ландшафтном дизайне начал формироваться в XVIII веке под влиянием именитых деятелей Эпохи просвещения, вроде Вольтера и Руссо. Люди всеми силами стремились получить знания об истории, архитектуре, традициях, но, в то же время, всячески пропагандировался возврат к природе, ее первенство и главенство. По этой причине люди все больше внимания стали уделять окружающему пространству. пытались сделать не только оригинальным, но и естественным. Такой ландшафтный стиль получил название пейзажный. Самым знаменитым его примером являются сады Стоу, в Бакингемшире. Английский стиль в ландшафтном дизайне строится на следующих принципах:

  • свободная планировка;
  • иллюзия естественности пейзажных композиций;
  • подчеркивание природной прелести и маскировка недостатков;
  • целостность композиции.

Приоритетом «английского» стиля ландшафтного дизайна выступает естественность.

В отличие от французского версальского типа садов, который фигурными формами тщательно смоделированных кустарников и прямолинейными дорожками должен подчеркивать абсолютный контроль человечества над природой, английский природный ландшафт утверждает, что наивысшую ценность имеет то искусство, которое неотличимо от природы.

Пейзажный ландшафт приветствует неровный природный рельеф — склоны, возвышенности, природные водоемы, овраги и болота.

Все архитектурные сооружения в данном случае второстепенны. Они вписываются в природный дизайн таким образом, чтобы создавалось впечатление, что все растения располагались здесь задолго до постройки, а человек лишь выкроил свободное место для здания.

Часто мастера садового искусства обыгрывают «элемент сюрприза» в дизайне участка. Последний подразумевает, что в парке имеются скрытые композиции, о которых посетитель не знает, и которые открывают ему великолепие сада с разных граней. Например, за изгибом дорожки гостей может поджидать живописный мостик, павильон или просто красивый вид на природный ландшафт.

Вернуться к оглавлению

Особенности композиции

Дизайн сада в английском стиле предполагает буйство цвета и обилие цветов.

Пейзажный стиль сейчас в моде, так как он позволяет обыгрывать естественные особенности рельефа, сымитировать луг, лес, поле. Ландшафтный английский дизайн позволяет человеку максимально расслабиться и отдохнуть. Английский дизайн отличается мягкостью линий, здесь нельзя найти уложенных плиткой дорожек или голой земли. Зачастую даже контуры домов задекорированы и скрыты зеленью. По стенам архитектурных сооружений и стволам деревьев вьются растения и кустарники. Все углы тщательно скрываются и маскируются. Английский пейзажный ландшафт удобен тем людям, которые не очень любят или не имеют времени для ухода за садом. Растения, деревья и кустарники могут свободно отрастать, не портя дизайн и стиль участка. Подрезаются они только тогда, когда закрывают доступ солнечного света в окна, или мешают проходу.

Все дорожки в английском саду ведут к кульминационному месту: к беседке, дому, пруду, скамейке.

Такой ландшафт может быть выполнен в виде луга из дикорастущих и культурных трав. Обязательными в данном случае являются цветы-медоносы, которые призваны привлекать на луг пчел, бабочек и прочих насекомых, придавая дополнительное очарование участку. Все декоративные постройки желательно выполнять из натуральных материалов, как камень или дерево. Они хорошо вписываются в дизайн. Пейзажный ландшафтный стиль предполагает использование тех растений, которые характерны для вашей местности. Они призваны создать максимально естественный и натуральный ландшафт. Несмотря на кажущуюся хаотичность, такой ландшафтный стиль предполагает обязательное планирование. Нужно таким образом разместить деревья, цветы, кустарники и другие растения, чтобы они не только вписались в дизайн, но и были обеспечены светом и тенью по своим потребностям.

Данный ландшафтный стиль предусматривает высадку садовых цветов, лесных и полевых многолетников поближе к дому. Рекомендуется устроить водоем на территории. Учтите, что бассейн в ландшафт совершенно точно не впишется. Остановите свой выбор на небольшом озере или пруду, лучше всего неправильной формы. Насыпьте песок и гальку на берег. Для украшения поверхности можно посадить в воду:

  • нимфею;
  • водяную лилию;
  • водный гиацинт;
  • кувшинку;
  • водяной орех;
  • кубышку желтую.