Пропитка фанеры для лодки. Особенности окрашивания и выбор подходящей краски

Фанера – самый популярный материал в строительной сфере. Это обусловлено её невысокой стоимостью. Это как плюс, так и минус. Чем ниже цена, тем больше она подвержена воздействию влаги. Возникает вопрос: чем пропитать фанеру для влагостойкости и как повысить её прочность?

Фанера – это строительный материал, состоящий из нескольких шпоновых слоёв, соединённых друг с другом. Насколько она влагоустойчива, зависит от состава клея, связывающего слои. Высокоустойчивым к влаге является материал, при производстве которого используются бакелитовый лак или клей. Они способны выдержать прямое воздействие воды. Благодаря этому материал можно использовать для изготовления лодки и прочих плавательных средств, не выполняя дополнительных обработок. Существует единственное «но» – слишком высокая цена.

Другие материалы, оптимально подходящие для строительных работ и изготовления мебели, при повышенной влажности начинают расслаиваться и гнить. Повысить защиту фанеры от влаги можно путём пропитки специальными веществами. Следует отметить, что некоторые из них с достоинством справляются со своей задачей.

На видео: какая фанера лучше.

Способы обработки

Обработка фанеры и защита её от влаги может осуществляться несколькими способами. Вот некоторые из них (самые распространённые в обиходе):

  • шпатлевание клеем ПВА;
  • покрытие олифой;
  • обработка нитрокрасками;
  • приклеивание стеклоткани.

ПВА

Защита фанеры от воздействия влаги и гниения с помощью шпаклёвочного состава ПВА имеет много преимуществ. Он надёжно защищает материал от множества негативных факторов. Приводим пошаговую инструкцию, как выполнить процесс защиты:

  1. Прежде чем обработать материал для повышения влагостойкости, его располагают параллельно полу и наносят слой клея ПВА.
  2. Дают время хорошо впитаться первоначальному слою, после чего покрывают ещё одним слоем ПВА.
  3. Выполняют процесс до тех пор, пока пятна от клея не начнут проявляться на изнаночной стороне листа.
  4. Плита переворачивается, и процесс пропитки повторяется.

После того как работы завершены, плиту укладывают на ровную поверхность и дают ей просохнуть в естественных условиях. К минусам данного процесса относят довольно большие сроки обработки. Фанеру от влаги придётся защищать 3–4 дня.

Аналогичную пропитку можно выполнить, используя эпоксидную смолу. Но это довольно дорогое удовольствие и при этом не безвредно для здоровья человека. Листы, обработанные эпоксидной смолой, используют только для наружных работ.

Олифа

Олифа – это простейший способ пропитки фанерной плиты от воды. Реализуют обработку следующим способом:

  1. Предварительно раствор (масло для фанеры) следует разогреть до уровня температуры 60 0 С, за счёт этого повышается его проникающая способность.
  2. Затем горизонтально расположенный лист пропитываем олифой с помощью кисточки.
  3. После завершения процесса пропитки одной стороны, приступаем к другой.
  4. Обязательно тщательно промазываем торцы фанеры.
  5. Когда первый слой нанесён, то начинаем принудительно её просушивать с помощью утюга или фена.
  6. После завершения сушки приступаем к повторному процессу нанесения олифы и принудительной просушки.

Количество слоёв может быть различно. Прекращают обработку олифой только тогда, когда раствор перестаёт впитываться материалом (полного достижения водоотталкивающего эффекта).

После такой обработки на фанеру можно нанести краску или лак. Часто возникает вопрос о том, чем покрыть фанеру на полу. Этот способ идеально подходит для этой цели.

Стеклоткань

Защитить фанеру можно и стеклотканью, но для этого необходимо работать водостойкими лаками, не содержащими эпоксидных или полиэфирных смол. Технология защиты состоит из таких шагов:

  1. Шлифованную плиту красят лаком.
  2. Дав подсохнуть нанесённому слою лака порядка двух часов, на поверхность фанеры клеят стекловолокно.
  3. Повторно наносят слой лака на торцы плиты и оставляют до полного высыхания.
  4. Завершается обработка нанесением ещё одного слоя лака и сушкой пропитанной фанеры в естественных условиях.

Совет! При отсутствии стеклоткани можно использовать обычную марлю. После того как её покрасили лаком, она надёжно будет защищать материал.

Нитрокраска

Ещё один способ обработки фанеры от влаги – это нитрокраски. Особенно это актуально, когда материал непосредственно будет в контакте с водой, к примеру, при ремонте лодки или обустройстве сырого помещения.

Приведём инструкцию реализации работ своими руками:

  1. Первоначально необходимо отшлифовать поверхность и покрыть олифой.
  2. Дать полностью просохнуть слою олифы и нанести жидкую краску в качестве грунтования.
  3. На защищённые грунтовкой листы нанести слой нитрокраски.
  4. Покрываем поверхность фанеры тканью, которую параллельно необходимо пропитывать нитрорастворителями.
  5. После завершения сушки, вторично обрабатывают разведённой нитрокраской. Полученный влагостойкий материал подходит даже для изготовления лодки.

Важно! Последний слой нитрокраски делается довольно тонким. В противном случае, понижается степень прочности.

Подготовка поверхности

Перед пропиткой фанеры от влаги ее поверхность необходимо подготовить. Данный процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Осуществляется просушка плиты. Она должна быть таковой, чтобы защита фанеры производилась качественно.
  2. Далее следует шлифовка поверхности. Прежде чем пропитывать фанеру для влагостойкости, необходимо хорошо её зачистить. Для этого следует использовать мелкозернистую наждачную бумагу. Для удобства работы её крепят на деревянный брусок, и таким устройством шлифуется поверхность.
  3. Особенное внимание уделяется торцам листа. Удаляются все сколы и заусенцы. Если сколы довольно большие, можно использовать шпаклёвочный материал по дереву.

Зачистку можно производить с помощью шлифовальной машины. Отшлифованное вручную не имеет такое качество поверхности, как с помощью специальных приспособлений.

Желательно провести акклиматизацию фанеры, как долго будет проходить этот процесс, зависит от показателей температуры. Если материал предназначен для работы в помещении, то для сушки достаточно одних суток, на улице при температуре 8 0 С и ниже — 3 дня.

Важно! Плиты некоторое время пропитываются, а затем их необходимо сложить в стопку на ровную поверхность для полной просушки.

Теперь вам понятно, чем обработать фанеру, чтобы повысить ее влагоустойчивость и гидрофобные качества в домашних условиях, и необязательно покупать продукцию дорогих марок. Можно воспользоваться довольно эффективными способами обработки, представленными выше.

Плиты из клееного шпона имеют большую популярность и используются для обшивки внутри и снаружи дома. Но при выполнении работ на участках с повышенной влажностью требуется применять специальный материал. Ввиду дороговизны и отсутствия такой продукции в магазинах, можно обработать фанеру для влагостойкости самостоятельно. Существует несколько методов, обеспечивающих достижение нужного результата.

Все разновидности материала изготавливаются на основе шпона из лиственных и хвойных пород деревьев. Чтобы соединить слои между собой, используются специальные клеевые растворы, которые наносятся в соответствии с определенной технологией. Именно это придает продукции водоотталкивающие свойства.

Разновидности фанеры:

  • К обычным вариантам относятся изделия с маркировкой «ФБА», производимые на основе альбумино-казеинового клея. Такие панели отличаются предельной экологичностью, но не способны выдерживать повышенную влажность, что ограничивает область применения материала.
  • Более устойчивая разновидность – ФК, для склеивания которой используется карбамидный клей с фенольными добавками. Такая вариация характеризуется низким уровнем водостойкости, поэтому подходит для укладки внутри помещений и не рекомендуется для монтажа в ванной, на балконе и открытых террасах. Даже присутствие специальных добавок не способно предотвратить коробление при воздействии серьезной влажности и прямом попадании воды.
  • Хорошей влагостойкостью обладают плиты ФСФ. Это объясняется использованием при производстве фенолформальдегидного клея. Хотя такой материал способен противостоять пагубному влиянию, он имеет низкие показатели безопасности из-за токсичности.
  • Полностью водонепроницаемой является ФБС. Это бакелитовая фанера, которая выдерживает даже воздействие морской воды. Технология изготовления заключается в полном или частичном погружении плиты в склеивающий и защитный состав.

Чаще всего в качестве исходного материала выбирают относительно недорогие марки «ФК» и «ФСФ», но следует помнить, что фанера «ФСФ» категорически запрещена к использованию в жилых помещениях

ФСФ не рекомендована для монтажа внутри дома и встречается не во всех строительных магазинах, а ФБС стоит очень дорого, поэтому при использовании обычных вариантов можно повысить параметры устойчивости к пагубному воздействию самостоятельно.

На заметку! За счет наличия внешней облицовки ламинированные плиты имеют улучшенные свойства.

Как сделать фанеру влагостойкой своими руками

Для придания нужных характеристик используются различные методы, предполагающие применение специальных пропиток.

Покраска нитроэмалью

Это эффективный способ, обеспечивающий получение поверхности, устойчивой даже к прямому контакту с водой.

Схема процесса:

  1. Проводится шлифовка всех сторон листа абразивом с крупной и средней структурой.
  2. Поверхность полностью покрывается олифой, особенно хорошо требуется пропитать торцы.
  3. Краска разводится до жидкого состояния и укладывается равномерно на высохшую плиту. Состав играет роль грунтовки, создавая надежную основу для будущих работ. Красить рекомендуется в 2–3 слоя. Учитывается, что последнее покрытие должно иметь наименьшую толщину.
  4. В качестве дополнительной защиты применяется стеклоткань, пропитанная нитрорастворителями. Полотно наклеивается на всю площадь панели, но только после первого слоя краски.

Нитроэмаль полностью высыхает за пару часов, но эта краска имеет сильный и резкий запах растворителя, к тому же наносить ее нужно не менее 2 – 3 раз, так как состав сильно впитывается

Технология допускает использование аналогичных составов, имеющих пометку о влагостойкости.

Пропитка олифой

Этот раствор относится к обычным и наиболее доступным. В домашних условиях масло используется в качестве антисептика и увеличивает долговечность изделия. Обработка осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Подготавливается подходящая емкость, валик и кисточки. Олифа хорошо размешивается и переливается в тару. Состав разогревается до температуры 60 градусов. Требуется соблюдать осторожность, ведь материал является огнеопасным.
  2. Готовым раствором нужно обработать все фанерные листы. Важно тщательно пропитывать каждый участок, особое внимание уделяется краям.
  3. Выполняется принудительная просушка поверхности. Для этого целесообразно использовать строительный фен с регулировкой мощности.
  4. Олифа подогревается, повторяется весь цикл обработки. Смесь нужно наносить до тех пор, пока она не перестанет впитываться.

Натуральные виды олифы имеют высокую цену, поэтому чаще всего фанера обрабатывается полунатуральными составами, которые называют оксолями

Получившееся покрытие не только обладает устойчивостью к сырости, но и уничтожает плесень и грибок.

Внимание! Основа подходит для лакирования и окрашивания составами, которые содержат олифу, использованную для обработки.

Покрытие клеем ПВА

Поливинилацетатным составом обрабатывают плиты похожим образом: нанесение осуществляется последовательно с обеих сторон, пока поверхность не перестанет впитывать раствор, торцам уделяется особое внимание.

Основное отличие от предыдущего метода в том, что нельзя выполнять принудительную просушку. К тому же весь комплекс работ потребует не менее 7 дней, поскольку пленка образуется довольно долго.

Для обработки фанеры с целью защиты от гниения не обязательно использовать клей, гораздо лучше работают дисперсные составы на основе ПВА с добавлением антисептика

Защита фанеры от влаги на улице

Использование плит из клееного шпона снаружи требует более серьезного подхода и других методов.

Стекловолокно

Ткань применяется и при работах внутри помещений, в качестве альтернативы можно выбрать марлю.

Технология процесса:

  1. Поверхности предварительно шлифуются, обязательно удаляется образовавшаяся взвесь и пыль.
  2. Подготовленные основания нужно обработать определенной разновидностью лака. Раствор не должен содержать полиэфирные или эпоксидные смолы.
  3. После того как смесь подсохнет в течение 2 часов, наклеивается стекловолокно. Материал распределяется по поверхности так, чтобы исключить неровности.
  4. Осуществляется укладка еще двух слоев лака.

Самым надежным способом защиты обычной фанеры от влаги считается нанесение яхтного лака с дополнительным армированием поверхности стеклотканью

Любой принудительный прогрев поверхностей, способствующий ускорению высыхания раствора, недопустим.

Эпоксидная смола

Прежде чем покрыть фанеру от влаги таким составом, необходимо подобрать правильный материал. Для уличных работ нельзя использовать изделия с маркировкой «ФК», поэтому оптимальным вариантом является ФСФ. Смесь разводится веществом, которое указывает изготовитель, консистенция не должна быть слишком жидкой. Раствором покрывается вся поверхность, хорошо промазываются торцы. Количество слоев варьируется в зависимости от ситуации, но желательно наносить не менее двух.

Эпоксидная смола имеет существенный недостаток – дороговизна, что делает нецелесообразным ее применение для бытовых мероприятий.


Двухкомпонентные эпоксидные смолы обладают высокой устойчивостью к влаге, но после смешивания компонентов наносить состав необходимо быстро, так как он имеет короткое время схватывания

Особенности обработки плит перед укладкой на пол

Для получения качественного результата при монтаже листов на горизонтальное основание необходимо учитывать некоторые нюансы нанесения защитного покрытия:

  • Панели не должны иметь высокую остаточную влажность, обязательна акклиматизация материала не менее 24 часов. Требуется обеспечить вентиляцию листов, поэтому их размещают горизонтально. Для этого между панелями прокладываются деревянные бруски.
  • Качественная шлифовка уменьшает расход состава и способствует образованию надежной пленки. Торцы также не должны иметь заусенец.
  • Пропитка выполняется наиболее подходящим материалом согласно инструкции. Особое внимание уделяется стороне, которая будет обращена к основанию.

После укладки фанерного покрытия на пол, поверхность обязательно шлифуется и грунтуется, затем покрывается несколькими слоями защитного состава, чаще всего это воск или лак

Учитывается, что обработка осуществляется после раскроя продукции на нужные по размеру детали.

Заключение

Чтобы защитить фанеру от пагубного воздействия влаги, необходимо использовать пропитывающие составы. Смеси выбираются в зависимости от места монтажа плит. Для достижения качественного результата обязательно соблюдается технология обработки.

Все пиломатериалы — это материалы, которые имеют широкую сферу применения в области строительства и ремонтных работ. Фанера не исключение. Это уникальный стройматериал, обладающий высокими техническими показателями (прочность, износостойкость, водостойкость и т.п.).
Самым востребованным видом фанеры является ламинированная фанера. Это обосновано её свойствами: высокий коэффициент влагостойкости, прочность, надежность, прекрасный внешний вид (имитирует натуральное дерево). Единственный недостаток данного материала – это его высокая стоимость. Именно поэтому, часто люди покупают более дешевые варианты и в домашних условия при помощи пропиток придают им нужные качества.

Защитные составы подбирают исходя из того какие свойства фанере (ссылка) стоит придать (влагостойкость, защита от плесени или грибка и т.п.) и от того где будут использоваться эти плиты (на улице или внутри помещения).

Чаще всего для пропитки фанеры применяют такие вещества:

  1. Эпоксидка (смола с добавлением растворителя). Делает верхние слои тверже, чем предупреждает расслаивание и растрескивание материала.
  2. Льняное масло. За счет такой обработки увеличивается эксплуатационный срок пиломатериала. Стоит учитывать, что фанера впитывает масло хуже, чем натуральное дерево. Поэтому такая обработка не решает всех проблем защиты от воздействия окружающей среды.
  3. Отработанное масло. Гарантирует водоотталкивающий эффект, защиту от насекомых и грызунов. Применяют для плит, которые находят вне жилого помещения, так как такое масло может быть опасным для человека.
  4. Грунт-пропитка. Данный состав защищает материал от действия влаги, а соответственно от разбухания, деформации, поражения плесенью и грибком. Некоторые также предотвращают растрескивание и даже загнивание. Чаще всего используется перед нанесением краски.
  5. Антигрибковые пропитки. Дают гидроизоляционный эффект и защиту от плесени, грибка. Требуют последующей покраски лакокрасочным материалом.
  6. Олифа. Повышает коэффициент влагостойкости. Наиболее простое и распространённое средство для защиты фанеры.
  7. Шпаклевка-ПВА. Создает защитное покрытие от действия микроорганизмов и биологических воздействий.
  8. Нитрокраска. Защищает от воздействия влаги (применима даже для лодок). Недостатком является многоэтапность процедуры нанесения.

Как самостоятельно пропитать фанеру ФК, ФСФ

Самый доступный способ обработки фанеры – это её пропитка олифой. Она состоит из таких этапов:

  1. Подготовительный. Плиты стоит очистить от пыли и грязи. Для удобства нанесения, желательно чтобы фанерный лист находился в горизонтальном положении. Олифу нагревают до 50-60 С – это помогает ей быстро впитываться.
  2. Нанесение. Наносить защитное вещество следует кистью, тщательно промазывая углы и торцы.
  3. Сушка. Обработанную поверхность принудительно просушивают феном (строительным или домашним) или же утюгом, нагретым до 200оС.
  4. Повторение. На высохшую плиту снова наносят олифу и просушивают её. Такие повторения проводят до тех пор, пока фанера не перестанет впитывать защитный состав.

Достоинства водостойкой фанеры как материала для любительской постройки малых судов общеизвестны. Однако, как показала практика, вполне удовлетворительные результаты можно получить, применяя и менее водостойкую фанеру - вплоть до обычной строительной , если принять определенные меры по защите ее от расслаивания. Естественно, что строительную фанеру целесообразно использовать лишь при постройке небольших судов - мотолодок, швертботов, тузиков, которые легко можно вытащить на берег для осмотра или ремонта, а главное - хранения в случае больших перерывов между выходами.

Следует иметь в виду, что очень часто расслаивание фанеры начинается не снаружи, а изнутри корпуса, поэтому во всех случаях наличие воды в лодке крайне нежелательно. Лучше, если лодка оборудована надежным тентом или легкой рубкой, но при этом необходимо обеспечить естественную циркуляцию воздуха в закрытом помещении. На лодке, изготовленной из строительной фанеры, не должно быть водонепроницаемых переборок и отсеков плавучести (для обеспечения непотопляемости применяется пенопласт). Слани, сиденья, зашивку следует делать решетчатыми, чтобы они не препятствовали доступу воздуха.

При постройке корпуса необходимо предусмотреть сеть водопротоков - шпигатов, расположенных таким образом, чтобы вся попадающая внутрь лодки вода свободно стекала в определенное место, откуда ее можно было бы легко удалять. При совершенно плоском днище добиться этого трудно, поэтому применять неводостойкую фанеру на лодках с углом килеватости днища меньше 4 - 5°, на мой взгляд, не стоит.

Такие детали, как соединительные кницы, флоры, брештуки, обделки (комингсы) кокпита, из-за сложности защиты их кромок от воды следует изготовлять из водостойкой фанеры, тонких досок или пластика (текстолит, гетинакс). В ряде случаев применяют и тонкий дюраль.

Фанеру, предназначенную для обшивки , необходимо тщательно осмотреть. Листы, имеющие непроклеи или недостаточную прочность клеевых соединений (слои легко отделяются один от другого с помощью стамески), непригодны. Часто выпускается фанера, наружные слои которой состоят из полос шпона; по краям этих полос, соединяемых внахлестку, наружная кромка, как правило, не приклеена и ее необходимо аккуратно срезать стамеской.

Строительную фанеру необходимо пропитать натуральной олифой. Делается это так. Наносится слой олифы, после чего поверхность фанеры проглаживается утюгом, нагретым до температуры 150-200° С. Процедура повторяется до тех пор, пока фанера не перестанет впитывать олифу. При такой горячей пропитке олифа проникает глубоко, вплоть до клеевого слоя, который становится несколько более водоупорным. Внутреннюю сторону обшивки надо пропитывать до установки на набор, наружную - после.

Однако пропитки олифой и последующего нанесения масляной краски недостаточно. Через год-два краска покроется сетью микротрещин (особенно - у шляпок гвоздей и шурупов), по которым в фанеру начнет проникать вода. Попытки избавиться от этих трещин с помощью нанесения нового слоя краски будут безрезультатны, так как получившийся толстый слои краски окажется очень непрочным и быстро потрескается. Владельцу лодки придется каждый год удалять всю старую краску и заново красить лодку.

Прочность слоя краски можно значительно увеличить, если армировать его тканью. Наилучшую защиту строительной фанеры, пропитанной олифой, обеспечивает оклейка тонкой и редкой стеклотканью на лаке 6С или 6Т. Неплохие результаты получаются и при оклейке обычной марлей на том же лаке. Эпоксидные и полиэфирные смолы применять не следует, так как они обладают плохой адгезией к проолифленному дереву. В качестве заменителя можно применять лаки 4С, 4Т или различные лаки для пола.

Рекомендую такую последовательность работ. На пропитанную олифой фанеру наносится слой лака; через несколько часов, когда лак загустеет, накладывается ткань. Для более плотного прилегания ткань простукивают торцовочной кистью, периодически смачивая ее скипидаром. После нескольких дней сушки поверхность снова покрывают лаком, затем сушат, шпаклюют жидкой лаковой шпаклевкой и окрашивают масляными эмалями или масляной краской, разведенной на натуральной олифе либо на смеси натуральной олифы и лака 6С.

Кроме оклейки на лаке можно рекомендовать оклейку на нитроэмалевой или нитроглифталевой краске. В этом случае можно применять более плотные сорта материи, такие как бязь и миткаль. При пропитке олифой необходимо тщательно следить за тем, чтобы не оставалось подтеков, поскольку в таких местах нитрокраска ложится плохо. Порядок оклейки такой. Загрунтованная жидкой краской фанера после высыхания покрывается толстым слоем густой нитрокраски или разведенной растворителем нитрошпаклевки. Спустя несколько минут на фанеру укладывается слой ткани, который простукивается торцовочной кистью, смачиваемой в растворителе для нитрокрасок. После просушки поверхность шпаклюется жидкой нитрокраской. Следует особо предостеречь от злоупотребления шпаклевкой: чем толще ее слой, тем покрытие менее прочно.

Оклеивать строительную фанеру рекомендуется с обеих сторон; во всяком случае, для днища это условие обязательно. Внутренние поверхности оклеиваются до установки на набор. Армирование краски тканью повышает прочность покрытия, но, естественно, не делает его вечным. Со временем (два-три года) слой краски покрывается сетью мелких трещин и при ремонте его надо будет удалять при помощи крупнозернистой стеклянной шкурки, покрывая зачищенную поверхность новым тонким слоем краски.


Обязательные меры защиты кромок и стыкование фанеры при изготовлении корпуса из неводостойких ее сортов.
1 - фанера строительная; 2 - пластик или водоупорная фанера; 3 - оклейка фанеры (ткань, марля); 4 - прокладка, пропитанная эластичной подмазкой; 5 - заклепка; 6 - шуруп; 7 - буртик защитный (дуб, сосна); 8 - оковка (сталь); 9 - фальшкиль; 10 - скуловые накладки; 11 - детали продольного набора.

Стыкование листов строительной фанеры лучше всего производить «на ус» на водоупорном клее, но можно применить и более простой вариант со стыковой планкой шириной 100- 150 мм, выпиленной из водоупорной фанеры или пластика. Стыкуемые на планке листы должны быть предварительно оклеены с внутренней стороны; кроме того, между планкой и листами надо проложить ленту ткани или марли, пропитанную подмазкой.

Подмазку можно приготовить из густотертой краски с добавлением 10% антисептика (креозот или отработанное машинное масло) или по следующим рецептам: олифа - 50%, антисептик - 10%, канифоль - остальное; олифа - 20 %, антисептик - 10%, мел - остальное. Такие подмазки никогда полностью не высыхают, сохраняют высокую эластичность и надежно защищают стык от воды даже при значительной вибрации корпуса.

Такие же прокладки с эластичной подмазкой надо поставить и по набору перед креплением к нему обшивки.

Перед установкой гвоздей (шурупов) в предварительно просверленные отверстия при помощи старого шприца надо ввести немного олифы, а если крепеж не оцинкованный - свинцового сурика.

В наиболее уязвимых местах корпуса (киль, скула, привальный брус) необходимо защищать кромки фанеры от повреждений буртиками, накладками, фальшкилем, устанавливая их на прокладки и закрепляя минимальным числом шурупов при двукратном введении олифы в отверстия.

Значительно большей водостойкостью, чем строительная, обладает фанера декоративная. При использовании такой фанеры необходимо учитывать, что на декоративный слой не ложатся ни лак, ни смола, а если его не защищать, то под действием воды и солнца он быстро покроется сетью трещин. Поэтому обшивать корпус надо, укладывая фанеру декоративным слоем внутрь, а при эксплуатации особенно важно не допускать скопления воды внутри лодки.

При изготовлении корпуса из бакелизированной фанеры следует продумать защиту торцов от попадания влаги. Дело в том, что бакфанера интенсивно засасывает воду через торцы и, если не принять специальных мер, то в районе кромок может сгнить за два-три года. Торцы бакфанеры надо несколько раз пропитать лаком 6С, эпоксидной или полиэфирной смолой, а стыки (в том числе по скулам и килю) желательно оклеить стеклотканью на смоле или лаке. Оклеивать стыки марлей или бязью не рекомендуется, так как при резких колебаниях влажности такую ткань бакфанера рвет. Чтобы улучшить адгезию смолы и красок к бакфанере, необходимо со всей наружной поверхности удалить тонкий поверхностный слой весьма твердого лака. Лучше всего это делать, нагревая поверхность паяльной лампой и снимая размягченный поверхностный слой скребком, изготовленным из старой дисковой фрезы.

Б. Е. Синильщиков.

Фанера как материал благодаря своим качествам – небольшой цене, возможности стать неплохим уплотнителем, выравнивать поверхность или же утеплять помещение – достаточно часто используется и на открытом воздухе, и внутри комнат. Однако становится понятно, что её необходимо соответствующим образом защитить. Возникает вопрос, чем обработать фанеру для того, чтобы ее не испортила влага, не начались процессы гниения. Фанеру обрабатывают по-разному, и вручную, и специальными станками. Но если оставить в покое вопрос защиты, то её также можно пилить, резать, красить, шлифовать, грунтовать, склеивать, использовать для отделки и для укрепления слабых мест гвозди, лакировать.

Хорошей защитой от влаги станет пропитка эпоксидкой, верхний слой от этого станет очень твёрдым. И уже не будет риска, что что-то сможет расклеиться. Но учтите, что зачастую это советуют для дальнейшего использования фанеры в технических помещениях, поскольку у некоторых людей на данное средство имеется аллергия. Эпоксидку для этого разжижают специальными растворителями. Однако для тех, кто не умеет работать с ней – это может оказаться хлопотным вариантом, хотя и надежным.

В качестве альтернативы можно использовать акриловый лак. Он не настолько вонюч как аналоги на масляной основе, пропитывается очень хорошо. Впрочем, если вы решите все-таки эпоксидку использовать, то её можно просушить специальным феном. Однако после этого стоит чем-то проклеить или же покрасить, поскольку такое покрытие не очень хорошо выдерживать нагрузку прямых солнечных лучей, не забывайте про это. Учтите также и то, что с большими объемами имеет смысл работать паркетным лаком. Он способен давать неплохие результаты.

Обработка фанеры во многом зависит от того, зачем вы это делаете, для каких целей. Присутствуют в основном три направления – техническое, для того, чтобы сделать это материал меньше зависящим от влаги или же, например, горючим, усилить его изоляционные свойства. Эстетическое – это второе направление. Здесь вопрос о том, чем обработать фанеру обычно связан с разнообразными декоративными моментами. Как правило, если хочется чего-то необычного, то можно использовать акриловые краски. Даже если вы сами не умеете рисовать, никто не запрещать кого-нибудь нанять для этих целей или же применить трафарет. Если вас устроит красивая однотонная поверхность или же двухцветная, то можно сначала тщательно покрасить, а потом покрыть лаком. Будет смотреться достаточно интересно.

Специалисты советуют не торопиться с просушкой, есть риск пересушить. Тогда фанера может начать гнуться, ломаться, по ней пойдут трещины. Пропитка же обычно впитывается очень хорошо. В этом отношении материал на губку похож. Грунтовка нужна для того, чтобы убрать следы воздействия перепадов температур, когда фанера расширялась и сжималась. Грунтовка позволяет полностью убрать неровности, трещины и решить вопрос с щелями. Стоит делать ее из чего-то эластичного, обычно такая обработка идет под дальнейшую покраску. Учтите, что цвет грунтовки может повлиять на оттенок покраски. Не используйте слишком темный вариант основы, чтобы потом результат не получится другим, нежели тот, на который вы сами рассчитывали.

Особенности обработки фанеры

Не забудьте протравить фанеру специальным раствором. Это убережет вас от проблем с грибками и плесенью. Да и риска, что ваша поверхность в буквальном смысле слова посинеет, будет как-то меньше. Если хотите, чтобы никаких проблем не было на 100%, то после покраски можно обработать лаком. Перед этой процедурой фанеру можно отшлифовать специальным наждаком. Берут традиционно мелкозернистый. Разумеется, между этапами полосам дают нормально высохнуть, очищают от пыли. В продаже сейчас можно найти специальные варианты, предназначенные под покраску. Здесь можно пропустить стадию с грунтовкой и шлифовкой, это довольно-таки удобно. И время экономится. Такую фанеру можно использовать в виде «как есть», обклеить специальной декоративной пленкой или же бумагой, красками, лаком. Варианты обработки между собой можно и чередовать.