"Пути-дороги". Метафора жизненного пути

Путь - это не просто перемещение во времени и пространстве, это символ, обозначающий изменения. Понятие «жизненный путь» - это метафора, неразрывно связывающая длительность времени с длительностью пространства. Представление об этой связи присутствует в физике (термодинамика, теория относительности), в философии (Хайдеггер, Гуссерль, понятие историчности), в литературоведении (Бахтин). Метафора жизни как путешествия концептуальна для европейской культуры: соответствие жизни и пути является устойчивым и зафиксировано в языковой и культурной традиции общества, оно даже не воспринимается как метафора, что и подтверждает ее универсальность и конвенциональность. Ассоциация жизни с путем отражена во многих языковых конструкциях (например, «в его жизни было несколько поворотных моментов», «жизнь прожить - не поле перейти»), она встроена в когнитивные представления европейца о мире и структурирует его мышление.

Смысл образа пути в искусстве, особенно в художественной литературе, всегда больше, нежели просто обрамление истории, он имеет психологическое измерение, отражающее внутриличностные перипетии персонажей. Связь времени и пространства является основным предметом исследований М. М. Бахтина, работы которого внесли значительный вклад в область психотерапии. Он ввел понятие хронотопа - взаимосвязи неразрывных временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе. В литературно-художественном хронотопе «время сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в

движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем» . Бахтин выделяет функции, которые выполняет хронотоп в романе.

Сам по себе хронотоп определяет жанр и жанровые разновидности художественного произведения; как формально-содержательная категория он в значительной мере определяет образ человека в литературе. Можно предположить порождающую роль этой мысли по отношению к положениям нарративного подхода, утверждающего наличие у нарративов жанров, которые задают основные характеристики и ограничения сюжета, обстоятельств, героя и итога жизненной истории человека.

Хронотоп дороги всегда связан с личностным развитием героя. «Для романа прежде всего характерно слияние жизненного пути человека (в его основных переломных моментах) с его реальным пространственным путем-дорогой, то есть со странствованиями. (…) Реализация метафоры жизненного пути в разных вариациях играет большую роль во всех видах фольклора. Можно прямо сказать, что дорога в фольклоре никогда не бывает просто дорогой, но всегда либо всем, либо частью жизненного пути; выбор дороги - выбор жизненного пути; перекресток - всегда поворотный пункт жизни фольклорного человека; выход из родного дома на дорогу с возвращением на родину - обычно возрастные этапы жизни (выходит юноша, возвращается муж); дорожные приметы - приметы судьбы и проч. Поэтому романный хронотоп дороги так конкретен, органичен, так глубоко проникнут фольклорными мотивами» .

Хронотоп дороги выполняет функцию сконцентрированного социального пространства для героя. «»Дорога» - преимущественное место случайных встреч. На дороге («большой дороге») пересекаются в одной временной и пространственной точке пространственные и временные пути многоразличнейших людей - представителей всех сословий, состояний, вероисповеданий, национальностей, возрастов. Здесь могут случайно встретиться те, кто нормально разъединен социальной иерархией и пространственной далью, здесь могут возникнуть любые контрасты, столкнуться и переплестись различные судьбы. Здесь своеобразно сочетаются пространственные и временные ряды человеческих судеб и жизней, осложняясь и конкретизируясь социальными дистанциями, которые здесь преодолеваются. Это точка завязывания и место совершения событий. Здесь время как бы вливается в пространство и как бы течет по нему (образуя дороги),

отсюда и такая богатая метафоризация пути-дороги: «жизненный путь», «вступить на новую дорогу», «исторический путь» и проч.; метафоризация дороги разнообразна и многопланова, но основной стержень - течение времени» .

Эту же аналогию пути и жизни мы встречаем у исследователей других форм искусства. Так, например, У. Бишофф при анализе живописи Э. Мунка пишет о том, что для этого художника структура пространства является метафорой событий, происходящих во внутреннем мире героя. «Два полотна - Заснеженная дорога и Убийца на дороге - убедительно демонстрируют характерную способность Мунка объединять пейзаж и фигуры в единое целое. Пейзаж Мунка настроен на передачу человеческой сути: визуальная идиома художника трансформировала пейзажные сцены в пейзажи души» . Однако это не индивидуальная особенность Мунка: пейзаж является традиционным инструментом «психологического описания» в европейской культуре, позволяющим экстернализировать внутренние переживания героя и/или автора картины. Здесь можно вспомнить, например, «Прогулку заключенных» Ван Гога или «Витязя на распутье» Васнецова. Кроме того, существуют определенные сюжеты и «маршруты», широко распространенные в живописи и имеющие глубокое культурное и личностное значение и для художника, и для зрителя - например, путь из Вифлеема в Иерусалим или дорога на Голгофу, связанные с развитием не просто индивидуальной истории героя, но с бэкграундом всего христианского мира, с представлениями о грехах и искуплении грехов, необходимости ответственности за совершаемые поступки и определенной мере авторства своей жизни в смысле совершения выборов и принятия последствий этих выборов.

Возвращаясь к теме дороги: в кинематографе иногда выделяется отдельный жанр «road movie», подразумевающий сюжет о путешествии героев и преодолении ими определенных испытаний, за которыми часто следует изменение в ценностях, поступках и мироощущении героев, но которые могут также кончаться смертью героя или открытым, неопределенным финалом.

Существует множество фильмов, в которых дорога является сюжетообразующим образом, связующим звеном между эпизодами, например: «Человек дождя» Барри Левинсона, «Достучаться до небес» Томаса Яна, «Дорога» Федерико Феллини и др.

Таким образом, в искусстве хронотоп дороги организует основной сюжет, отражает изменения героя и служит для него социальным пространством. В силу своей привычности и конвенциональности дорога интернализируется, переходит во внутренний план и оттуда продолжает образовывать сюжет и выполнять другие функции - уже в жизни не героя, а читателя.

М. Кундера пишет в романе «Бессмертие»: «Прежде чем исчезнуть из ландшафта, дороги исчезли из души человека; он перестал мечтать о ходьбе, о пеших прогулках и получать от этого радость. Он уже и жизнь свою видел не как дорогу, а как шоссе: как линию, которая ведет от точки к точке, от чина капитана к чину генерала, от роли супруги к роли вдовы. Время жизни стало для него сущей преградой, которую нужно преодолеть все большими и большими скоростями» . Метафоричность дороги, с одной стороны, усиливается, поскольку эта дорога переходит во внутренний план, с другой, наоборот, теряется, поскольку речь начинает идти даже и о настоящих дорогах.

Представляется уместным привести здесь предложенную архитектором М. Р. Савченко типологию освоения реального пространства. Это модель продвижения по анфиладе комнат, однако она, как кажется, достаточно убедительно может быть переведена в ракурс освоения временного и психологического пространства жизни, а описанные типы могут отражать картину освоения не только пространства, но и опыта в целом, что перекликается с идеей о сюжетообразующей функции хронотопа.

Савченко для описания пространства вводит образ анфилады комнат с боковыми дверями, ведущими в другие помещения. Когда субъект попадает в эту анфиладу, стратегия его движения описывается четырьмя показателями: число пройденных комнат (объем); число повторных попаданий в одну и ту же комнату (память); число пройденных примыкающих дверей (возможности); длина всего маршрута, в каждой комнате расстояние от входа до выхода (длительность). В каждой стратегии движения один параметр становится ведущим, а один из оставшихся минимизируется, таким образом, выделяются четыре стратегии с тремя тактиками внутри каждой.

Стратегия скитальца: стремление пройти как можно больше комнат и всюду побывать. Тактики: а) минимизация повторов, стремление к достижению новых мест (первопроходец); б) минимизация возможности, ограничение числа пройденных дверей, движение только вперед, поиск тупиковых комнат, освоение самых труднодоступных мест; в) минимизация длительности: освоение максимума самых быстродоступных мест. «Скиталец» напоминает человека, который постоянно ищет впечатлений и гонится за новизной, избегая глубокого присутствия в обыденной, «неновой» действительности.

Стратегия постояльца: стремление закрепить «владение» теми комнатами, где человек уже побывал. Тактики: а) стремление к тупиковым ситуациям (домосед); б) стремление к минимизации временных затрат («поскорее»); в) минимизация пройденных пространств («покороче»). «Постоялец» стремится к стабильности вплоть до монотонности, воссоздает ситуации «как всегда», для него важны постоянство и предсказуемость.

Стратегия владетеля: максимизация возможностей пространства, т. е. числа освоенных дверей. Тактики: а) повышение возможности «поскорее»; б) повышение возможности «покороче»; в) повышение возможности «поновее». Основная цель попасть в такое место, откуда можно попасть во множество других мест, т. е. приобретение максимума доступных возможностей.

Стратегия ценителя: максимизация длительности присвоения, ценится не пространство, а сам факт пребывания в нем. Тактики: а) минимизация преодоленных пространств; б) минимизация новых пространств; в) минимизация потенциально богатых пространств. Т. е. это ориентация на избегание расширения опыта и наслаждение имеющимся без попыток повысить число возможностей, впечатлений или даже повторов.

Несмотря на то, что эта классификация взята из исследования по психологии среды, она представляется интересной и адекватной при обсуждении темы освоения человеком своего жизненного пути. Стиль передвижения может быть соотнесен с внутренними процессами личности в аспекте освоения опыта. Очевидна метафоричность пространственного перемещения и стратегий жизнетворчества человека.

Любой путь - лишь один из миллиона возможных путей. Поэтому воин всегда должен помнить, что путь - это только путь; если он чувствует, что это ему не по душе, он должен оставить его любой ценой. На любой путь нужно смотреть прямо и без колебаний. (Карлос Кастанеда)

Дорога напоминает нашу жизнь, жизнь это постоянное движение и у каждого она своя, как и дорога.

Мостик. Сергей, 35 лет . Выбирает картинку с дорогой, которая напоминает ему его собственную жизнь в настоящий момент.

Красивые кованые ограждения напоминают об ограничениях, правилах, незыблемых догмах - холодные, жесткие, четкие. Но в то же время они красивые! Это привлекает, дает ощущение правильности происходящего с тобой. Также это напоминает родительские установки. «Будь лучшим, стань первым! Стремись занять свое место, потому что вокруг конкуренты, которые только и ждут твоей ошибки». Только прямолинейное движение по правилам, никакой перспективы впереди. Есть чувство нависания проблем. А где то за пределами ограничений есть другая незнакомая, но прекрасная жизнь, неупорядоченная, но влекущая.

Я привык всегда быть первым - лучше всех рисовал и выступал на праздниках в детском саду, брал первые места на соревнованиях в спортивной школе, лучше всех в классе сдал выпускные экзамены... Сейчас я работаю в очень престижной фирме и уже подбираюсь к самой высокой ступени карьерной лестницы. Мои родители гордятся мной. Отец всегда подчеркивал, что у меня прекрасная наследственность и отменные способности, что я не имею права прозябать и быть серостью. Сейчас я усомнился в правильности его слов. Мне, на самом деле, опостылела моя работа, я устал и хочу быть просто обычным человеком - позволять себе отказаться от того, чего делать не хочу, делать ошибки, иногда расслабляться и просто ничего не делать. Я устал притворяться, будто я лучший.

А если бы Вы могли выбирать свой путь, то как бы он выглядел?

Извилистая, неровная, на пути немало преград, высоких и пугающих издали. Но она ловко огибает их, на дорогу ложатся полосы яркого света и тени. Дорога извивается и стремится вверх и заметно, что за лесом ожидает что-то новое, светлое, интересное. Да, мне хотелось бы жить так, как будто никто не ждет от меня, что я стану успешным, влиятельным... (задумывается). Может быть мне тогда самому бы захотелось?

Обрыв. Даниил 18 лет. Выбирает картинку в ответ на просьбу "Покажи мне на что похожа твоя жизнь сегодня?"

Моя жизнь сейчас это движение вдоль обрыва - оступишься и все. И нет другого пути, от меня ничего не зависит. Иду, несу свою поклажу, как ослик. И я все время чувствую опасность - жизнь опасна, люди злые, боюсь, что если приближусь к попутчикам, то они меня столкнут. Просто потому, что это легко сделать. Впереди я вижу, что дорога идет вниз, да и это логично! Вверх страшно, а вниз не так больно падать. В детстве мне всегда внушали - «Стоит раз оступиться, выбрать неверное решение, и все, жизнь покатится по наклонной, не выкарабкаешься. Береги честь смолоду. Слово не воробей - вылетит не поймаешь». И многозначительный взгляд, говорящий - «Поступишь по-своему - ошибешься наверняка!»

А как хотелось бы? Выбери ту которая нравится. Какой дорогой было бы комфортно идти?

Вот эта картина мне нравится.
Снег такой искристый, чистый. Ноги переставлять трудно, но зато я сам могу выбирать, куда прокладывать свой путь, он только мой! Рядом нет никого, и мне спокойно, ведь никто не оценивает, никто не указывает и (пауза) никто не предаст.

Холодный выбор. Татьяна 53 года.

Я ненавижу свою работу. Эта картина мне, наверное, ближе других. Она черно-белая, безрадостная, лето уже давно позади, а впереди только холод и слякоть. И я, такая же одинокая, стою и не знаю, что мне выбрать. Уйти со старой работы, где я чувствую себя маленьким винтиком в безжалостном огромном механизме? Я чувствую, что не справляюсь, я забываю сделать то, что важно, пропускаю детали, получаю нагоняй... Ненавижу все. А утром снова иду на работу. Или же мне выбрать другую? Совсем недавно мне предложили должность в смежной области, но там придется руководить, брать на себя ответственность за других. Они думают, что я справлюсь, но я не чувствую в себе сил, да и руководство меня никогда не прельщало. Мне сложно выбрать. Меня гнетет сама необходимость принимать решение.

Какая дорога Вас вдохновляет, где хотелось бы оказаться?

Вот здесь действительно хочется оказаться. Это такая плодотворная пора, столько есть возможностей! Можно собирать красивые букеты из разноцветных листьев, можно гулять, взявшись за руки. По такой дороге невозможно гулять и никого не встретить, кого-то близкого, родного, того с кем можно вместе насобирать грибов, попить чай с вареньем из калины. Знаете, что у калины косточки в форме сердца? Дети выросли, ушли в самостоятельную жизнь. С мужем в разводе. Мне не хватает душевного тепла, человека, который был бы рядом, с кем можно было бы разделить свою жизнь. Сейчас я понимаю, что нет никакой важности в выборе работы, мне плохо от того, что я одинока. Но если я решусь на перемену работы, то впущу изменения в свою жизнь, новый коллектив, новые люди…

Начало терапии - это возможность изменить свою проторенную дорогу, выбрать новое направление и для этого необходима пауза, время на осмысление, на проговаривание того, что происходит, что хотелось бы в свою жизнь привнести. Метафора может быть разной, но она всегда помогает начать диалог.

Метафоры жизненного пути в текстах больных шизофренией // Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2014. - Т2.

Метафоры жизненного пути в текстах больных шизофренией

М.Е. Пилипенко Институт психологии им. Л.С.Выготского РГГУ Россия, Москва

Введение

Жизненный путь человека является некоторой константной величиной, постоянно присутствующей в его бытие и, однако, изменяющейся с каждым моментом времени. Это обобщение всей жизни человека на более высоком уровне, чем представление о прошлом, настоящем и будущем. Жизненный путь - это интегральный образ бражение всей субъективно переживаемой биографии индивида. И, поскольку это понятие являет собой некий слитый образ, мы в своем исследовании использовали для его раскрытия анализ текста, а, точнее, метафор. Метафора позволяет отразить всю полноту представлений о жизненном пути в короткой и емкой форме, передающей посредством семантического переноса основное содержание жизненного пути человека.

Объект исследования - представления о жизненном пути человека. Предмет - это жизненный путь человека, представленный в форме метафор и изучаемый посредством метода опросников и анализа автобиографических текстов, составленных больными шизофренией. Цель - нахождение особенностей представлений о собственном жизненном пути больных шизофренией.

Гипотезы:

  • У больных шизофренией будет преобладать эстернальный локус контроля.
  • Наличие экстернального локуса контроля будет положительно коррелировать с некоторыми аспектами самоотношения.
  • При написании автобиографических текстов будут использоваться метафоры как отражение картины мира больных.
  • Больными будет использовано большое количество неагенсных конструкций, что связано с общей экстернальностью больных.
  • Также возможно отсутствие указаний на будущее время за счет осознания больными наличия психического заболевания.
  • В текстах будет присутствовать указание на манифестацию заболевания как на поворотное событие в жизни больных.
  • Тексты будут носить механистический характер, т.е. в них будут перечислены события жизни без указания отношения к ним.
  • Больные будут использовать одну фигуру текста - свою личность, а также не будут использовать отождествление себя с другими людьми, поскольку не способны к смене позиций.

Задачи исследования: определить основные понятия, используемые в исследовании; описать используемые методики и разработанный авторами эксперимент; определить выборку исследования; провести на выборке выбранные методики; произвести анализ и интерпретацию полученных результатов.

О проблеме жизненного пути личности в психологии Проблема определения и изучения жизненного пути личности является одной из наименее разработанных в современной психологической науке и практике. До сих пор не было введено общепринятого определения этого понятия, каждый автор по–своему понимает значение и феноменологию жизненного пути. Наиболее близко к целям и задачам исследований понимание этого конструкта Сергеем Леонидовичем Рубинштейном.

Автор считал, что процесс развертывания жизненного пути человека - это, прежде всего, динамический процесс, длящийся во времени. На протяжении всего жизненного пути происходят разнообразные события, влияющие на личность того, с кем они происходят. Таким образом, становление личности и ее самосознания происходит в процессе жизни человека и под непосредственным влиянием происходящего. Т.е., явление самосознания неразрывно связано с явлением жизненного пути. Именно индивидуальная история отличает одну личность от другой, как считал автор.

Он рассматривает жизненный путь не как цепь отрывочных действий и событий, а как непрерывный целостный процесс. В результате развертки этого процесса мы наблюдаем сформированную личность, рассматривать которую изолировано невозможно, поскольку качественные изменения происходят во времени и связаны с историческими моментами жизни.

Экспериментальная часть

Описание выборки.

выборка состоит из 14 больных с диагнозом шизофрения . Рассматривались две формы: простая и параноидная, поскольку эти формы наиболее распространены и представлены в психиатрической клинике. Среди пациентов распределение по полу: 7 мужчин и 7 женщин. По формам: 6 больных с параноидной и 8 с простой формой.

возраст испытуемых: от 24 до 67 лет. Средний возраст испытуемых: 43,8 лет.

Используемые методики.

  1. Опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
  2. Опросник «Уровень субъективного контроля» (Дж.Роттер). Использовался исследовательский вариант опросника с дифференцированной шкалой оценки.
  3. Методика «Автобиография». Методика направлена на изучение индивидуального самосознания человека и его жизненного пути. Она представляет собой ценность, поскольку позволяет оценить психическое содержание «Я» испытуемого в его собственных терминах и понятиях. Для этой цели использовалась максимально открытая инструкция.

Инструкция: «Напишите свою автобиографию. Она может быть в любой форме и любого объема». Для написания испытуемому предъявлялся чистый лист формата А4. Время выполнения методики - 10–15 минут.

Обработка результатов.

Для обработки данных по результатам опросников использовался корреляционный анализ по критерию Пирсона.

Для обработки данных автобиографий использовался метод анализа, предложенный кандидатом психологических наук М.В. Новиковой–Грунд. Он состоит в анализе отображения внутренней картины мира испытуемого в его текстах. Для обработки М.В. Новиковой–Грунд на основе эмпирического исследования было выделено 16 параметров, составляющих индивидуальную карту картины мира человека.

Стандартный список текстовых параметров:

1. Агенсные конструкции (Ag.); 2. Неагенсные конструкции (nAg); 3. Внешние предикаты (Ex); 4. Внутренние предикаты (In); 5. Прошедшее время (P); 6. Настоящее время (Pr); 7. Будущее вре‑ мя (F); 8. Абсолютное время (A); 9. Количество фигур (Nf); 10–14. Уровни самоотождествления (Zon A–E). Параметр соотнесен со степенями отождествления говорящего с теми, о ком он говорит; 15–16. Сюжет (SJ). Представлен двумя типами - макросхема (внешняя организация событий) и микросхема (события организуются внутренним фактором).

Количественный подсчет параметров представляет собой схему из 1 и 0, 1 - если параметр присутствует в тексте, 0 - если отсутствует. По результатам подсчитывается превалирующее значение для данной выборки - характерно для нее наличие или отсутствие этого параметра. В случае, если более 70% выборки имеют одинаковое значение данного параметра, он считается часто употребляемым и потому характерным для исследуемых больных.

Результаты

Наибольший интерес для исследования представляют корреляции между двумя использованными опросниками.

  1. Общаяэкстернальность положительно коррелирует с ожиданием негативного отношения от других (,595). То есть в ситуации негативного опыта взаимодействия больные приписывают вину в этом партнерам по общению.
  2. Ожидание негативного отношения к себе коррелирует с экстернальностью в области неудач (,546).
  3. Кроме того, можно проследить положительную корреляцию между экстернальностью в сфере производственных отношений и самоинтересом (,606) на данной выборке. Ответственность в профессиональном взаимодействии возлагается скорее на партнера по общению, однако и тенденция к самоинтересу высока у исследуемых больных.
  4. При негативном ожидании отношения от других, больные шизофренией все же склонны проявлять самоинтерес. Т.е. собственный внутренний мир является интересным для них, однако же мир других людей окрашен негативно, также как и ожидания от взаимодействия с ним.
  5. Выявлена низкая степень самоуважения, что говорит о тенденции этих испытуемых принижать собственные заслуги и, в целом, приписывать результаты действий окружающим или ситуации, а не себе.

Результаты анализа автобиографий больных.

Испытуемые почти не используют параметры zA–E (используют 21%), что говорит о том, что им сложно занимать позицию другого человека и анализировать его переживания.

В текстах больных, как правило, присутствует только одна фигура - сам больной (64%). Это соотносится с недоступностью для больных внутреннего мира других людей - для них в жизненном пространстве актуальны только собственные переживания, что связано с высокими показателями по шкале самоинтереса и низкими по шкале ожидаемого отношения других.

Большое количество неагенсных конструкций в текстах испытуемых (79%) может указывать на связь данного параметра с общей экстернальностью личности - ответственность за происходящие события возлагается на внешние факторы (обстоятельства, случай или других людей), а не на себя.

Больные пользуются в основном прошедшим и настоящим временем. Ни один испытуемый не употребил будущего времени в своей биографии. Это можно объяснить наличием болезненных переживаний по поводу своего состояния - больные констатируют собственное расстройство. Практически вся выборка (93%) отметила начало заболевания как некую точку отсчета или поворотный момент, после которого жизненные события изменили свой ход. Таким образом, испытуемые избегают прогнозирования собственного будущего, возможно, в связи с наличием заболевания.

Наблюдается превалирующее использование больными шизофренией макросхем, построенных по типу организации внешних, непосредственно наблюдаемых событий (93%). Такое построение исключает описание личных переживаний испытуемых и, соответственно, позволяет полагать, что оно также используется из–за недоступности собственному сознанию внутренних глубинных переживаний. Т.е., больным шизофренией не только недоступен мир других людей, но они также испытывают затруднения при контакте со своим собственным миром, хотя и проявляют к нему интерес (судя по результатам опросника).

Биографии довольно механистичны - как правило, это перечисление внешне наблюдаемых «узловых» событий жизни, таких, как поступление в школу или институт, женитьба и т.д. Пример из биографии (пациент женщина, 51 г.): «Закончила Машиностроительный техникум. Работала на 12 ПЗ инженером. Обстановка на работе была напряженная. Вышла замуж, родила дочь. После этого подруги отвернулись от меня. Заболела». Чаще всего в описании событий не содержится указания на отношение автора к ним и степени его ответственности за происходившее, что, опять же, соотносится с высокой степенью экстернальности больных.Пример (пациент женщина, 35 л.): «Я родилась в 1979г. Родители водили в детский сад. Ходила в школу рядом с домом. Поступила в институт. Училась хорошо. Работала по специальности 3 года. Заболела. Болею до сих пор».

Интересным фактом является то, что некоторые испытуемые указывают событие, которое послужило поворотным моментом для манифестации - это случай смерти кого–либо из родных или близких больного. Этот факт, возможно, требует дополнительного изучения.

Выводы.

  1. В выборке преобладают субъекты с экстернальным локусом контроля, что сочетается с употреблением ими неагенсных конструкций, отрицающих ответственность самого респондента за происходящие с ним события. Особенно это касается сферы неудач - вина за них приписывается внешним факторам, а не своим усилиям. Больные также не склонны ожидать положительного отношения к себе других людей - вину за неудачное взаимодействие они возлагают именно на партнеров по общению.
  2. Выявлен также высокий интерес больных к собственной личности, что связано с их эгоцентрической позицией. Она выражается в использовании больными только одной фигуры в тексте. Несмотря на слабую представленность в автобиографиях личности самих больных, они проявляют к ней интерес, однако, возможно, не могут до конца понять собственных переживаний, что и проявляется в механистичности описания событий, т.е. без указания отношения к ним.
  3. В описании своей биографии больные не используют способ отождествления собственных переживаний с переживаниями других людей из–за недоступности чужого внутреннего мира. Т.е., несмотря на то, что в биографиях исследуемых больных представлена только их личность, она не описывается больными, а присутствует только как номинальный персонаж, с которым происходят события, т.е. нет указаний на отношение самого больного к событию - является ли оно для него позитивным, негативным или амбивалентным. Личности же окружающих не представлены вовсе. Возможно, это также связано с тем, что у больных шизофренией преобладает негативное ожидание отношения от окружающих.
  4. Исходя из полученных результатов, можно сказать, что гипотезы исследования, в целом, подтвердились. Гипотеза об использовании больными метафор для отражения собственной картины мира не подтвердилась.

Степень вашего воздействия на другого всегда ограничена его желаниями.
Для того чтобы встретиться нужно пройти свою половину. Пройдет ли другой свою половину - это его проблемы. Один человек может пройти только половину пути, остальное делает второй. Воздействовать на него или проходить за него не обязательно, также как и испытывать чувство вины и неполноценности.
Задача закона - избежать бессмысленной ответственности. Если обязательство выполнимо - силы прибывают, если взялись за невыполнимое - то убывают.

2. Закон места встречи.
Встреча некогда не бывает посередине. Когда стремление к встрече есть у обоих, более сильный партнер преодолевает большую часть пути. Более сильный более свободен в выборе места встречи. Более слабый знает, сколько он может пройти, и не больше. Не важно, кто сколько прошел. Оба должны прикладывать усилия, чтобы встретиться. Встреча – это состояние или цель. Или цель, заключающуюся в состоянии.

3. Закон шлагбаума.
Шлагбаум – преодолимое, условное препятствие. Можно сделать препятствие непреодолимым. Дабы увидеть возможности нужно сделать шаг – переступить шлагбаум. Только от вас зависит, поднимете ли вы шлагбаум (принятие решение двигаться дальше), преодолимо ли препятствие. И стоит ли накачивать энергией условное препятствие. Может это и не препятствие? Надо ехать вперед или объехать. Возможности от Бога не даются впрок . Шаг в неизвестность - испытание нашей веры.

4. Закон тупика.
Чем больше вы в нем находитесь, тем меньше сил вернуться к точке последнего выбора. Пассивное торчание в статусе жертвы выкачивает силы. Надо ехать назад. Беречь бензин. Тупик не бесплатен. Часто тупик возникает тогда, когда сталкиваются противоположные мнения по одному вопросу.

5. Закон пробки.
Если вы оказались в пробке - лучше всего уходить наверх. Пробка – движущийся тупик. Вверх – неординарное решение, выход из потока.

Двое в машине:

6. Закон такси.
Чем дальше, тем дороже. Пассажир платит тем дороже, чем дальше едет. Если вы не знаете, куда вам надо, то водитель поедет туда, куда удобно ему. Степень доверия специалистам в ситуации вашего незнания. Какой-то заказ должен быть всегда, иначе совсем неизвестно, куда вас приведут. Чем меньше вы знаете о цели и маршруте и чем больше доверяете специалисту, тем больше вы заплатите за ситуацию. Относится также к ситуациям ожидания. Терпение и ожидание решит проблемы, но какой ценой? Если у вас нет намерения - вы становитесь мишенью для других. Мишень – «клиентская ситуация» – клиент не владеет «транспортом» и не «сидит за рулем», но может сделать заказ, дать указания. Выявляется степень доверия специалисту в условиях незнания.

7. Закон попутчика.
Если вас попросили ехать по-другому, то вы ответственны за последствия, и оправдаться уже нельзя. Если вас попросили, а вы это сделали, то это уже ваше решение. Парные взаимодействия, причем один держит руль. Человек понимает, что ему это не надо, но не хочет брать ответственность в свои руки. Мишень – неспособность сказать «нет» на просьбу, а также возможность свалить ответственность на просителя.

8. Закон проводника
Проводник сопровождает вас туда, куда нужно обоим. Когда проводник становится попутчиком. Если проводник оставляет вас, то нужно быть благодарным за тот путь, который вы прошли вместе. За то, что вы открыли в себе, и что осталось с вами навсегда. Мишень: переживания после расставания, когда уход проводника уже состоялся, необходимо пережить разлуку с ним, благодарность за совместную часть пути и переключить внимание.

9. Закон нейтрального положения.
Если вы решили изменить направление движения, то вам необходимо побыть в нейтральном положении: делал по старому - продолжай делать, но наблюдай за этим – делай по-новому. Нейтральное положение – способность к наблюдению себя и событий со стороны. Движение продолжается, но вы должны перестать прилагать усилия. Поведение обладает инерцией. Какое-то время придется идти в том же направлении, но уже сознательно. Можно выключить мотор. Мишень - чувство вины за повторение поведения, за то, что вы приняли решение и ничего не делаете.

10. Закон поворота к новой цели.
Обнаружив новую цель, лучше повернуть позже, чем никогда. Лучше позже оказаться в нужном месте, чем раньше в ненужном. Суть в том, что никогда не поздно. Мишень – чувство вины за незавершенное дело, против не полностью потраченного ресурса. Бессмысленно потраченной жизни не бывает.

11. Закон потока или зеленой волны.
Чем раньше вы нашли свой поток, тем меньше вам придется тормозить и ускоряться. Истинное легко.

12. Восприятие цели пути.
Либо как серия коротких дистанций, либо известен начальный и конечный пункт. Либо как путешествие, цель которого лишь постоянно развертывается. Чем выше и дальше цель, тем разнообразнее маршруты и интересней путь.

Отношение к правилам.

13. Закон нарушения правил движения.
Если один из участников нарушает правила, то другой может на время забыть о правилах и действовать интуитивно, чтобы избежать гибели обоих. Человек получает удовольствие от выполнения правил и делает это интуитивно. Правильное правило не может быть плохим для себя.

14. Необходимо различать действительные законы, правила игры и манипуляции. В мире множество противоречивых законов. Никто кроме вас не согласует правила. Пока вы не установите приоритеты – их не будет. Нужно самостоятельно определить: какие правила правильны, какие приоритетны, а какие ложны. И противоречащие правила в обществе – это норма.
15. Закон осознания приоритетов: выбрав приоритетные законы и правила, человек становится ответственным за свой выбор и за последствия. Уход, отказ от выбора – это тоже выбор . Если вы не сделаете выбор то выбор сделают за вас. Или это будет бессознательный выбор. Осознанный выбор делает человека стойким в испытаниях. Бессознательный выбор делает человека жертвой обстоятельств. Человек ответственен не только за свой выбор, но и за то, во что он верит как в правильное. Человек, верящий в ложное верование, поддерживает и ложное верование других. Мишень – обида за то, что общество живет по разным правилам.

Взяла здесь