Социально экономические права гражданина российской федерации. Основные социально-экономические права и свободы человека и гражданина, механизм их реализации

Особую группу основных нрав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся: свобода предпринимательской деятельности; право частной собственности, в том числе и на землю; свобода труда и право на труд в надлежащих условиях; право на отдых; охрана семьи; право социального обеспечения; право на жилище; право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду; право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры.

Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Важнейшее место в системе социально-экономических прав и свобод занимает право частной собственности. Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны к рыночной экономики. Конституция Российской Федерации 1993 года признание и защиту частной собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе судебными органами. В ч. 3 ст. 35 Конституции установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Кроме того, в статье 36 Конституции без каких-либо оговорок и ограничений закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц.

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом:

  • 1) запрещен принудительный труд;
  • 2) закреплено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • 3) утверждено право на защиту от безработицы;
  • 4) признано право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых. В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия. Большую роль играет и деятельность самого человека, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение, но возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие.

Конституционно закрепляется право на жилище. Оно включает:

  • 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;
  • 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище, бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых налогом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование. Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Реализация этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни. В этом заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в целом в связи с потребностями развивающегося производства и других сфер в специалистах, способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными современными профессиями. Поэтому Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования.

В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали.

Социально-экономические права и свободы касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34). Гражданский кодекс РФ (статья 2) определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью в различных формах: путем создания юридического лица, являющегося коммерческой организацией; путем государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности требуется наличие специального разрешения (лицензии) в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ.

Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция РФ устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть 2 статьи 34). Важная роль в поддержке конкуренции и ограничении монополий принадлежит антимонопольному законодательству, основу которого составляет Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ.

Право частной собственности (статья 35). В Конституции РФ право частной собственности рассматривается в двух аспектах. Во-первых, частная собственность одной из важнейших основ конституционного строя (статья 8). Частная собственность указывается в качестве одной из форм собственности, которая признается и охраняется в РФ наравне с другими формами собственности. Во-вторых, частная собственность закрепляется статье 35 Конституции РФ как одно из социально-экономических прав человека и гражданина. Впервые в Конституции РФ без каких-либо оговорок и ограничений было закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (части 1-2 статьи 36).

Конституция РФ предусматривает важные юридические гарантии неприкосновенности частной собственности. Согласно части 3 статьи 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. К числу гарантий права частной собственности отнесено и право наследования. Детально право частной собственности регламентируется Гражданским кодексом РФ.

Права и свободы человека в сфере труда (статья 37). Их содержание претерпело существенные изменения в условиях переориентации на рыночную экономику. К ним относятся:

1) Свобода труда. Она означает, что человек, который не занят какой-то трудовой деятельностью, не может быть привлечен за это к ответственности (административной, материальной и т.д.). Для человека устанавливается свобода выбора – работать или не работать;

2) Право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый человек вправе самостоятельно для себя выбирать тот род деятельности, который будет приносить ему средства к существованию – наемный труд, предпринимательская деятельность или иной способ заработка. Государство не вправе диктовать человеку, чем он должен заниматься, но вместе с тем с государства не снимается обязанность по обеспечению всех необходимых условий для реализации людьми своих способностей;

3) Запрет принудительного труда. При этом государство вправе привлекать своих граждан к выполнению определенных видов деятельности, которые носят общественно значимый характер, – военная служба, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств, принудительные работы на основании вступившего в законную силу приговора суда и т.п. Это не является нарушением запрета принудительного труда, т.к. связано с выполнением встречных конституционных обязанностей граждан по отношению к государству;

3) Право на труд в надлежащих условиях – в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это право обеспечивается посредством ряда федеральных законов – Трудового кодекса РФ, Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ. На смену аттестации рабочих мест и государственной экспертизы условий труда вводится специальная оценка условий труда, которая направлена на учет фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. По результатам специальной оценки определяется порядок уплаты страховых взносов в ПФ РФ на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставляются гарантии и компенсации работникам, а также реализуются иные процедуры в сфере охраны труда (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.). Предусмотрена классификация условий труда по степени вредности и опасности: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные дополнительно подразделяются на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями;

4) Право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Трудовой кодекс РФ устанавливает запрет выплаты заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Согласно статье 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения . Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 336-ФЗ минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда, с 1 января 2014 года установлен в сумме 5 554 рублей в месяц. Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2014 г. №233 утверждена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2013 г. на душу населения: 7 326 рублей, для трудоспособного населения – 7 896 рублей, пенсионеров – 6 023 рубля, детей – 7 021 рубль. К сожалению, пока требование статьи 133 ТК РФ о соответствии минимального размера оплаты труда величине прожиточного минимума, не выполняется;

5) Право на защиту от безработицы. Это предполагает, что государство обязано проводить политику, направленную на обеспечение максимально полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (в ред. от 2 июля 2013 г.) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в государственные гарантии реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Дается определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Оговаривается запрет принуждения к труду и привлечения к какой-либо ответственности за незанятость, гарантии государства в реализации права граждан на труд и в социальной поддержке безработных, а также условия и сроки выплаты пособия по безработице.

6) Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Статья 352 ТК РФ перечисляет основные способы защиты трудовых прав и свобод: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. При этом в процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.

В соответствии со статьей 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки (статья 413 ТК РФ):

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом. Так, Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ государственным служащим прямо запрещалось принимать участие в забастовках. Действующий же Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ не содержит, как это было ранее, прямого запрета на проведение забастовки на государственной гражданской службе. Это обусловлено пунктом 2 статьи 55 Конституции РФ, согласно которому в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Из всех известных видов государственной службы (военной, правоохранительной и гражданской) ограничения в праве на забастовку на сегодняшний день установлены только для военной и правоохранительной службы. Государственные гражданские служащие под указанные ограничения не подпадают. Однако фактов забастовок государственных гражданских служащих в России никогда не фиксировалось.

7) Право на отдых. Согласно части 5 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Задача государства заключается в том, чтобы посредством федерального законодательства определить разумную продолжительность рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Государственная защита семьи, материнства и детства (статья 38). Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т. п. (Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г №255-ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г.), Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ и др.).

В статье 38 Конституции РФ определены также взаимные права родителей и детей. Закрепляются базовые гарантии сохранения семейных ценностей: забота о детях, их воспитание признается равным правом и обязанностью родителей, на трудоспособных детей, достигших 18 лет, возлагается обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях.

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39).

Система социального обеспечения призвана вовлечь все общество в целом в решение задачи содержания тех его членов, которые по каким-либо не зависящим от них причинам не имеют достаточных средств к существованию (материнство, болезнь, инвалидность, старость, потеря кормильца и т.д.). Провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, Конституция РФ признает право каждого на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.

Право на социальное обеспечение предполагает право на получение денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций и т.п.) и право на пользование социальными услугами. Каждая форма социального обеспечения регулируется целым комплексом нормативно-правовых актов. Так, пенсионное обеспечение осуществляется на основе Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ (до1 января 2015 года), Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. (с 1 января 2015 года), Федерального закона «О накопительной пенсии» от 28 декабря 2013 г. №424-ФЗ (с 1 января 2015 года), Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.), Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-I (в ред. от 28 декабря 2013 г.) и др.

Предоставление социальных пособий устанавливается следующими актами: пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством – Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г №255-ФЗ (в ред. от 2 апреля 2014 г.); пособия семье - Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.); пособие по безработице – Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (в ред. от 2 июля 2013 г.); ритуальное пособие – Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» №8-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.).

Виды и порядок оказания социальных услуг регулируются Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ (до 1 января 2015 года), Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ (с 1 января 2015 года), Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ (в ред. от 25 ноября 2013 г.).

В части 3 статьи 39 Конституции РФ помимо государственных форм социального обеспечения, Российская Федерации поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. На это направлена государственная политика поддержки негосударственных пенсионных фондов (Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ (в ред. от 12 марта 2014 г.)), создания системы стимулирования добровольного пенсионного обеспечения, повышения его эффективности.

Право на жилище (статья 40). В его содержание входят: 1) право на защиту жилища (никто не может быть произвольно лишен жилища); 2) обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по развитию жилищного строительства, в первую очередь социального жилья – для создания условий для осуществления права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Законодательство РФ поощряет кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система налоговых льгот и бюджетных субсидий.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41). Под охраной здоровья понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в т.ч. санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ.

В Российской Федерации развиваются государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ, а также за счет средств юридических лиц, своих личных средств и иных источников.

В части 3 статьи 41 Конституции РФ особо оговорено, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42). Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья. Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду заключается прежде всего в законодательном установлении системы нормативов ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружающую среду. Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее.

Право на образование (статья 43). Конституция РФ гарантирует каждому общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (часть 4 статьи 43).

Для обеспечения реализации права образование учащимся и студентам в соответствующих случаях предоставляются государственные стипендии и различного рода льготы (отсрочка от призыва в армию, общежитие и др.).

Наряду с государственными развивается и система частных платных образовательных учреждений различного рода. Они являются дополнением государственной системы и признаны способствовать использованию различных моделей обучения, учету потребностей обучающихся в получении желательного им комплекса знаний.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (статья 44). Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

Свобода интеллектуального творчества означает недопустимость установления какого-либо идеологического контроля и цензуры со стороны государства за духовным творчеством во всех его сферах. Свобода интеллектуального творчества может быть реализована в виде художественного, научного, технического и других видов творчества. Результатом реализации данной свободы является создание объектов интеллектуальной собственности, которые подлежат защите целым рядом международно-правовых актов и актов национального законодательства (Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.), часть 4 Гражданского кодекса РФ).

Обеспечение возможности беспрепятственного осуществления всех социально-экономических прав и свобод человека и гражданина, перечисленных в Конституции РФ представляет собой одну из важнейших задач государства. К числу основных гарантий указанных прав и свобод можно отнести следующие:

Законодательное определение таких условий осуществления экономической деятельности для всех ее субъектов, при которых человек реально обладал бы всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда в размере не ниже величины прожиточного минимума; установление таких размеров пенсий, пособий, которые обеспечивали достойное существование человека при наступлении социального риска; развитие системы иных гарантий социальной защиты населения; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

Введение действенного механизма контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;

Создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

Обеспечение эффективной защиты социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебной защиты.

© Лубенникова Светлана Александровна, кандидат юридических наук доцент кафедры государственного права института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова

Россия, 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, пр. Ленина, 90. Е-mail: [email protected]

Исследуются различные определения категории «социально-экономические права человека и гражданина». Социально-экономические права рассматриваются как составная часть системы неотъемлемых прав человека. Анализируются основные характеристики социально-экономических прав человека и гражданина.

Ключевые слова: социально-экономические права человека и гражданина, обеспечение прав человека, поколения прав человека.

CONCEPT AND CONTENT OF SOCIAL AND ECONOMIC RIGHTS OF PERSON AND CITIZEN

Lubennikova Svetlana A., A/Professor, department of state law, Institute of History and Law,

N. F. Katanov Khakass State University, PhD in Law

90, Lenina, Abakan, Republic of Khakassia, 655017, Russia

Various definitions of a category «social and economic rights of a person and a citizen» are studied. The social and economic rights are considered as a component of a system of inalienable rights of the person. The main characteristics of the social and economic rights of the person and the citizen are analyzed.

Keywords: social and economic rights of a person and a citizen, promotion of human rights, generations of human rights.

Необходимым и важным является четкое определение социальных и экономических прав человека и гражданина. Они возникают только после признания их государством, в отличие от гражданских, возникающих с момента рождения. От конкретизации социальных и экономических прав человека зависит уровень жизни населения конкретного государства.

В международных правовых актах устанавливается юридическая обязательность всех поколений прав человека. То есть все признанные государством права, свободы и обязанности не противопоставляются или разъясняются в ущерб другим, потому что совместно они образуют правовой статус человека.

Характер социальных прав отражен в некоторых теоретических определениях. Общими в этих определениях являются отмеченные авторами признаки их конституционности, возможности получения человеком от государства социальных гарантий, определенных экономических свобод, материальных благ . В некоторых определениях дается перечисление видов социально-экономических прав. Например, это право индивидуума создать семью, право на образование, пользование достижениями культуры, право на свободу научно-технического и художественного творчества .

Определение Е. А. Лукашевой наиболее полно раскрывает сущность социально-экономических прав. Автор отметила их нормативность, обеспечительный характер условий жизни, социальной защищенности и основную цель, заключающуюся в свободе человека от страха и нужды .

В научных кругах шла дискуссия о классификации социально-экономических прав. В. А. Четвер-нин считает, что существует произвольность в отношении прав человека к социально-экономическим правам . И предлагает их различать по следующим критериям. К первой группе относит социально-экономические свободы, характеризуемые понятием status negativus (то есть сюда включаются естественные и неотчуждаемые права). Например, это право частной собственности и его наследование; право частной собственности на землю; свобода и неприкосновенность собственности; неприкосновенность собственности и обязанность платить законно установленные налоги; свобода предпринимательства; запрет внеэкономического принуждения к труду; право на образование.

Ко второй группе В. А. Четвернин относит социально-экономические права на свободную самореализацию индивида совместно с другими в сфере трудовых отношений, характеризуемые понятием status aktivus (права на защиту в области данных правоотношений). Например, это право на коллективные трудовые споры и забастовку.

К третьей группе принадлежат социально-экономические права как не имеющие юридического смысла декларации, не порождающие права, которые можно защитить в суде. Относятся декларативные положения о целях социально-экономической политики государства. В ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации декларируется право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Четвертая группа называется условными социальными правами. Эти права зависят от экономической обстановки и обеспечения их бюджетом государства. Это свобода и неприкосновенность собственности, свобода предпринимательства, запрет внеэкономического принуждения к труду, право на образование, право частной собственности и его наследование, право частной собственности на землю.

Итак, в блок социально-экономических прав входит множество прав, объединяет их конечная цель, исходя из рассмотренных формулировок и подходов, это создание государством условий, при которых люди свободны от страха и нужды.

Очень долго социально-экономические права человека и гражданина рассматривались как второстепенные, в регулировании которых не было необходимости. Это было связано с существованием концепции о невозможности определить и юридически квалифицировать эти права, и, соответственно, у государства не возникало обязанности по их обеспечению и защите. В дальнейшем это представление сменилось, и социально-экономические права и политические права перестали рассматриваться как не равные по статусу.

Для определения сущности социально-экономических прав человека необходимо обратиться к существовавшим представлениям о природе социально-экономических прав. В истории прав человека, международной практике представления о содержании, юридической природе социально-экономических прав изменялись.

Первоначально социально-экономические права относили к так называемым мнимым правам и считалось, что для их обеспечених придется ущемить гражданские и политические права и свободы многих граждан. Этот подход появился при разработке в ООН Всеобщей декларации прав человека, пактов о правах человека и других документов в этой области.

В этот период возникают сомнения о выделении социально-экономических прав в отдельную группу прав человека и внесении ее во Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Возникал вопрос о необходимости закрепления этой группы прав как обязательных для исполнения государствами документов. Разработка и принятие пактов затянулись почти на два десятилетия. Причиной явилась позиция некоторых государств (США, Великобритании, Франции и других стран). Считалось некорректным относить к международным и обязательным те права человека и гражданина, которые зависят от экономики государств и реализация которых требует определенных бюджетных расходов.

Негативное отношение ряда государств к социально-экономическим правам выражено и в работах некоторых исследователей. Так, права и свободы человека, закрепленные в ст. 2 Пакта о гражданских и политических правах должны быть реализованы немедленно . Рассматривая этот пакт, исследователи отмечают, что в нем не определены конкретные юридические обязательства для стран, подписавших пакт. Констатируется, что установлены только определенные ориентиры, а государства должны прилагать усилия к их достижению . В обоснование своей позиции ссылаются на п. 1 ст. 2 пакта, где указана обязанность государства «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное и полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».

Длительное время некоторые западные страны не соглашались с юридической обязательностью положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах. В 1986 г. государственный департамент США рекомендовал своим дипломатическим представителям за рубежом исключить из ежегодных докладов о правах человека в странах пребывания раздел «Экономическая, социальная и культурная ситуация». Было указано, что США относится к социально-экономическим правам как к пожеланиям, а не юридическим обязательствам. В связи с этим они не включены в международно-признаваемые права человека.

К социальным правам относились как «второсортным», которые не будут обеспечиваться при необходимости. Это положение означало, что в случае возникновения препятствий при их реализации они не будут защищены в судебном порядке и в основном их реализация зависит от органов государственной власти. Советский Союз не соглашался с подобным подходом, и в 1966 г. был принят Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Также во многих документах ООН признали обязательный характер социально-экономических прав.

Сейчас государствами - членами ООН признано положение пакта о том, что идеала свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, можно достичь, если будут приняты меры, когда все поколения прав человека будут обеспечены в полном объеме.

Но, признавая обязательный характер положений пакта, некоторые исследователи утверждают, что экономическое положение государств современного мира не обеспечит реализацию социально-экономических прав, закрепленных в международных документах. Ими считается невозможность их реализации, утопичность самой идеи.

В 1986 г. в Лимбургском университете (Голландия) состоялось совещание ведущих экспертов о природе и степени юридических обязательств, взятых государствами - участниками Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они пришли к выводам о том, что все права и свободы человека неразделимы и взаимосвязаны и являются обязательной составляющей международного права.

Пактом возлагаются юридические обязательства на государства, подписавшие его. Таким образом, они обязаны предпринять меры, в том числе нормотворческие и административные, для реализации прав человека, включенных в Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Также социально-экономические права должны быть обеспечены правом на судебную защиту.

Осуществление социально-экономических и культурных прав не должно зависеть от экономики государств, минимальный уровень гарантий предоставляется всему населению.

Конечно же, результаты, достигнутые государствами в сфере реализации социально-экономических прав, меньше, чем в области гражданских и политических прав. Это во многом зависит от состояния экономики и ресурсов, а также законодательного обеспечения, и поэтому гарантии их реализации, по сравнению с гражданскими и политическими правами, менее развиты.

Итак, в международной правовой доктрине и практике существуют различные подходы к природе социально-экономических прав человека и гражданина.

Согласно первому, социально-экономические права не относятся к конституционным. В конституциях, как правило, вступивших в действие до 1940 г., отсутствуют положения об этих правах, кроме некоторых, таких как право собственности, право наследования.

Содержанием второго подхода является признание современными государствами обязанности в предоставлении населению благоприятных условий для развития личности и достойного уровня жизни. В конституциях устанавливается обязанность органов государственной власти следовать этим положениям. Но не все социально-экономические права обеспечены правом на судебную защиту, в отличие от прав первого поколения.

Критериями обеспечения социально-экономических прав человека и гражданина являются экономические показатели развития государства. Реализация социально-экономических прав зависит от того, как дисциплинированно государство выполняет свои обязанности в сфере социальной политики.

Международный контроль в области защиты этих прав, по сравнению с защитой гражданских и политических прав, менее значителен. Отсутствует возможность подачи жалобы частными лицами. У государств существует обязанность предоставлять информацию Генеральному секретарю ООН о том, как реализуется пакт и какие достижения у них в социально-экономической области. Этот механизм контроля предусмотрен в статьях 16-25 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Контроль за реализацией социально-экономических прав действительно затруднен. Они достаточно специфичны, зависимы от устойчивости, стабильности социально-экономической политики государства. Особенность их заключается в меньшей универсальности, то есть распространенности на определенные категории населения, допустимости нежестких рекомендательных формулировок базовых положений, например, таких, как удовлетворительное существо-

вание, достойная жизнь, справедливые и благоприятные условия труда, также зависимость их реализации от состояния экономики и ресурсов.

Для того чтобы эти права были реализованы, необходимы активная позиция государства, принятие мер материального и процессуального обеспечения. Это и отличает их от гражданских и политических прав, где основным является свобода от вмешательства.

Казалось бы, что все перечисленные характеристики наталкивают обозначить эту группу прав человека как вторичные, производные от гражданских прав, но это не так. Социально-экономические права являются такими же основными, как и гражданские и политические права. Только при их совместной реализации будет обеспечен правовой статус человека и гражданина, существование личности будет свободным и комфортным.

Но задача государства заключается не в полном обеспечении граждан всеми благами, а в поддержании большинства граждан, помощи в трудных жизненных ситуациях, возможности участвовать на равных в общественных отношениях.

Государство должно предоставить каждому человеку и его семье минимальные достойные стандарты уровня жизни. В международном законодательстве традиционно сложилась система этих минимальных стандартов - это уровень заработной платы, жилья, работы, питания, образования, социального страхования, медицины, культурного уровня.

Жалобы на нарушение социальных прав занимают в Российской Федерации не последнее место. В 2013 г. жалобы составили 26,4 % от общего количества жалоб, поступивших к уполномоченному по правам человека. В структуре поступивших жалоб на нарушение социальных прав, как и в 2012 г., преобладают жалобы на нарушение права на жилище - 42,7 %, на социальное обеспечение - 33,1 %. Доля жалоб на нарушение экономических прав составила 10,8 %. Ущемляется право собственности на имущество, право на свободу экономической деятельности .

Конечно, в России действует механизм защиты прав человека, и он постоянно усиливается, например, учреждена должность уполномоченного по правам предпринимателя в Российской Федерации. Право на труд защищается Федеральной службой по труду и занятости. В 2013 г. было выявлено 660 тыс. нарушений трудового законодательства . Сведения о результатах работы госинспекций труда и имеющиеся статистические данные свидетельствуют, что в результате принимаемых мер, в том числе связанных с усилением государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, осуществляемого федеральной инспекцией труда, общее состояние соблюдения требований трудового законодательства в хозяйствующих субъектах Российской Федерации имеет ряд положительных тенденций. Были произведены выплаты незаконно задержанной заработной платы более 450,6 тыс. работникам на общую сумму 9 195,67 млн р.; отменены 881 приказ о незаконном увольнении работников и 1672 незаконно наложенных дисциплинарных взыскания, оформлено 174 138 трудовых договоров.

Социально-экономические права человека и гражданина будут наиболее полно обеспечены в социальном государстве. Трудности формирования социального государства известны многим странам и также Российской Федерации. Хотя Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

В связи с этим социально-экономические права человека и гражданина будут развиваться как особенные права человека, которые по своей сущности отличаются от политических и гражданских прав, но существуют и реализуются только совместно с ними. Должно возникнуть понимание со стороны государства, что благосостояние человека, его жизнь и здоровье являются важнейшим государственным ресурсом.

Литература

1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2013 г. [Электронный ресурс] // Уполномоченный по правам человека в РФ: [сайт]. - URL: ШрУ/отЪ^татТ.о^ (дата обращения: 17.12.2014).

2. Доклад об осуществлении и эффективности в 2013 году федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового

Б. С. Семенов. Практика рассмотрения судами Республики Бурятия дел, возникающих из административных равонарушений в области миграции_

права [Электронный ресурс] // Федеральная служба по труду и занятости: [сайт]. - URL: http://rostrud.ru/documents/22/ (дата обращения: 17.12.2014).

3. Кабалкин А. Ю. Социально-экономические права советских граждан. - М., 1986. - С. 26-28.

4. Конституция РФ: Проблемный комментарий / отв. ред. В. А. Четвертин. - М., 1997. - С. 236-255.

5. Конституция РФ: энциклопедический словарь / В. А. Туманов и др. - М.: Большая энцикл. Юрист, 1997. - С. 320.

6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, от 16.12.1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - 1994.

7. Общая теория прав человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. - М., 1996. - С. 159.

8. Попков В. Д. Социальная политика государства и права. - М., 1979. - С. 29, 40.

9. Российская юридическая энциклопедия / под ред. А. Я. Сухарева. - М.: Инфа-М, 1999. - С. 922.

УДК 342.7 (571.54)

РАССМОТРЕНИЕ СУДАМИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ

© Семенов Баир Станиславович, судья Верховного суда Республики Бурятия, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права и международных отношений Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 6. E-mail: [email protected]

Статья посвящена изучению практики рассмотрения судами Республики Бурятия дел, возникающих из административных правонарушений в области миграции в 2013 и 2014 годах. Ключевые слова: практика рассмотрения судами, административные правонарушения, миграция.

PRACTICE OF CONSIDERATION THE CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES IN THE FIELD OF MIGRATION BY THE COURTS OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

Semyonov Bair S., judge of the Supreme Court of the Republic of Buryatia, PhD in Law, A/Professor, department of international law and international relations 6, Sukhe-Batora, Ulan-Ude, 670000, Russia

The article is devoted to the study of the practice of consideration the cases of administrative offences in the field of migration by the Courts of the Republic of Buryatia in 2013 and 2014. Keywords: practice of the Courts consideration, administrative offences, migration.

Миграция населения (лат. migratio - переселение) - любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих» .

Целью изучения явилось установление количества дел данной категории, результатов, сроков и качества их рассмотрения, а также выявление вопросов, возникающих у практикующих судей при их рассмотрении. За 2013 год по ст. 18.8 КоАП РФ всего рассмотрено 529 дел, 488 лиц подвергнуты административному наказанию в виде штрафа. Нарушение сроков рассмотрения дела отмечается в 2 делах.

По ст. 18.10 КоАП РФ всего рассмотрено 19 дел, все 19 лиц были подвергнуты наказанию в виде штрафа.

По ч. 1 ст. 18.11, ст. 18.12 КоАП РФ всего рассмотрено 12 дел, 10 лиц подвергнуты административному наказанию в виде штрафа.

По ч. 2 ст. 18.11, ст. 18.13 КоАП РФ административные дела в суды не поступали и не рассматривались.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Регулирование общественных отношений как основная социальная функция государства и права. Защита материнства и детства. Право на социальное обеспечение. Жилищные права граждан. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на образование.

    реферат , добавлен 10.01.2010

    Экономические, социальные и культурные права. Право на экономическую деятельность. Право частной собственности. Трудовые права и свободы. Защита материнства, детства и семьи. Право на социальное обеспечение. Право на жилище.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2003

    Правовое регулирование экологических прав граждан по российскому законодательству. Особенности права на благоприятную окружающую среду, его соотношение с другими экологическими правами. Проблема реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2014

    Понятие и природа конституционных прав и свобод граждан в Республике Беларусь. Анализ социально-экономических прав граждан. Формы, системы, размеры оплаты труда. Основные признаки отпуска. Право на благоприятную окружающую среду и социальное обеспечение.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2014

    Закрепление права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Конституции Российской Федерации. Права лиц, застрахованных по программам обязательного медицинского страхования. Группировка прав граждан при оказании им медико-социальной помощи.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2014

    Правовые аспекты конституционного права граждан на жилище. Определение и сущность конституционного права граждан на жилище. Понятие жилого помещения. Конституционные гарантии граждан на жилье. Обеспечение и защита конституционного права граждан на жилище.

    реферат , добавлен 12.03.2009

    Право граждан на благоприятную экологически безопасную окружающую среду, поскольку в опасной, неблагоприятной окружающей среде нарушается право на жизнь, взрываются его естественные условия. Понятие и общая характеристика экологических прав граждан.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2010

    Понятие прав и свобод человека и гражданина. Критерии их классификации. Защита брака и семьи, материнства, отцовства и детства. Право на труд, жилье, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование. Преступления против социально-экономических прав.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015


Социальные и экономические права и свободы – права, свободы и обязанности человека и гражданина в сфере экономики. Они обеспечивают удовлетворение важнейших жизненных потребностей человека. Социальные и экономические права и свободы это не одно и то же, но они находятся в тесной связи друг с другом, хотя социальные права и свободы являются производными от экономических, они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды.
В отличие от других видов прав человека особенностями социально-экономических прав являются:
распространенность на определенную - социально-экономическую - область жизни человека;
допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок базовых положений (например, «достойная жизнь», «справедливые и благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование»);
зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики и ресурсов.
Важной особенностью социально-экономических прав, прямо вытекающей из их основных характеристик, являются ограниченные возможности их судебной защиты. Суд не может помочь человеку реализовать свое право на достойный уровень жизни, предоставить работу безработному или жилище нуждающемуся в нем. Защите подлежат не эти принципиальные положения, а вытекающие из них конкретные нормы, например о праве безработного на соответствующее пособие или об отсутствии дискриминации в системе оплаты труда и т. д.
Европейская конвенция по правам человека от 4 ноября 1950 г. Не предусматривает гарантий социально-экономических прав, поэтому Европейский Суд по правам человека не принимает жалобы на нарушения этого вида прав, считая, что обязанность предоставлять услуги социально-экономического характера возлагается на государство только в тех случаях, когда это безусловно необходимо для обеспечения возможности пользоваться защищаемыми Конвенцией правами первого поколения.
Обеспечить защиту социально-экономических прав в полном объеме на настоящем этапе невозможно, хотя многие из этих прав являются субъективными и их соблюдения можно требовать в суде (например, право на медицинскую помощь, на назначение пенсии и т. д.). Однако это не является основанием считать социально-экономические права второстепенными и недооценивать их значение.
Исходя из этого можно определить специфические особенности социально-экономических прав, которые:
- направлены на выравнивание экономического неравенства, обеспечение каждому достойного уровня жизни;
- являются для государства целевыми, программными, ориентирующими на социальную деятельность, т. е. содержат в себе социальную программу деятельности государства, требующую от него постоянных усилий по ее осуществлению;
- носят характер прав-притязаний, т. е. характеризуются правом индивида требовать от государства положительной деятельности (гарантий) по созданию условий для реализации признаваемых за ним прав;
- сформулированы как «эволюционные» права, достижимость которых зависит от состояния экономики и ресурсов конкретного государства.
Среди источников правового регулирования социально-экономических прав и свобод базовую роль играют международно-правовые нормы. Универсальные нормы содержатся в общих принципах Устава ООН (ст. 1, 13, 55, 56, 62 и 68), в программных положениях Всеобщей декларации прав человека (ст. 22 - 27), в нормах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в конвенциональных стандартах Международной организации труда (МОТ).
Другую группу источников регулирования социально-экономических прав составляют нормы, которые содержатся в региональных соглашениях (таких, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная Хартия и др.). Третья значительная группа связана с гарантиями соблюдения и защиты социально-экономических прав, закрепленными в национальных законодательствах государств.
Среди важнейших экономических прав следует выделить право на труд.
Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закреплены в большинстве конституции мира, важны для лиц наемного труда, которые составляют основную часть работающего населения. Эти права распространяются на значительное число находящихся в России иммигрантов, т.е. лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают возможность отстаивать свое достоинство и интересы.
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Подобные нормы нашли свое отражение и в Декларации прав и свобод человека и гражданина, здесь говорится:
Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.
Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.
Каждый имеет право на защиту от безработицы.
Принудительный труд запрещен.
Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной ответственности за так называемое «тунеядство», бродяжничество и т.д, хотя ранее такие положения существовали. Но, Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализует через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т.д.
Принудительный (недобровольный) труд допускается только в силу выполнения обязанностей воинской службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств.
Практическое осуществление права на труд воплощается в задаче обеспечения работой всех желающих, решении проблемы полной занятости населения. Таким образом, право на труд предполагает право на защиту от безработицы, предоставляемую государством любому лицу.
Труд является одним из условий возникновения первоначального права на собственность.
Право частной собственности на имущество, в том числе и на землю, гарантируемое ст. 35, 36 Конституции РФ, является важной разновидностью прав и свобод человека и охраняется всей системой российского законодательства. Изменения и дополнения в этой области могут быть введены только законом. Гражданин вправе иметь в собственности любое имущество производственного, культурного и иного назначения, за извлечением того, которое в соответствии с законом или международными договорами РФ не может ему принадлежать по соображениям государственной и общественной безопасности.
В Российской Федерации гарантирована свобода экономической деятельности как проявление личной свободы граждан в сфере предпринимательства (ст. 8 Конституции РФ). Она осуществляется путем реализации прав: свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности; частной собственности, свободы договора, права па доброе имя (деловую репутацию), на возмещение вреда, на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств и др.
Социальные права обеспечивают человеку достой страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслу-живание.
Согласно Конституции, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (социальных рисков) характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Закон устанавливает наступление пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы (однако в связи с особыми условиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются с более раннего возраста). Подробно регламентируются основания для получения пенсий по инвалидности, под которой понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно, а также в связи с потерей кормильца (вследствие его смерти или безвестного отсутствия). Как бы в развитие положений Конституции об охране материнства и детства предусматриваются основания социального обеспечения для воспитания детей (пособия в связи с рождением ребенка, уходом за малолетним ребенком и др.), все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении тех или иных социальных рисков, т.е. каковы основания, условия, уровень обеспечения, порядок получения и т.д. Выход на пенсию – это право, а не обязанность человека.
Государственные пенсии для отдельных категорий граждан установлены также Законами о занятости населения Российской Федерации, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Статья 7 Конституции РФ предусматривает, что РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а это включает в себя право на достаточный уровень жизни, психического и физического здоровья. Если рассматривать право на достаточный уровень жизни, то его аспектом является право на жилище.
Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.
Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.
Помимо всего каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ. Но право на охрану здоровья по Конституции РФ существенно отличается от советского периода развития общества, когда любая медицинская помощь должна была оказываться бесплатно. В ч. 1 ст. 41 Конституции РФ установлено, что эта помощь бесплатно оказывается только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Вопросы охраны здоровья граждан в настоящее время регулируются, в основном, специальным законодательным актом - Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.
Таким образом, обязанность Российского государства в сфере защиты социально-экономических прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами.