Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия освящения воды. Вопрос

В русской версии православия есть такая традиция – на праздник Крещения, который отмечается 19 января, набирать святую воду. По утверждениям верующих, эта вода обладает чудодейственными свойствами и одно из них выражается в том, что она не портится. И правда, если в любой другой день наполнить какую-нибудь посуду водой, то через определенный промежуток времени она начнет цвести, изменится ее цвет и вкус. А вот со святой водой такого не происходит.

Существует множество мнений и версий относительно того, почему святая вода не портится даже по истечении довольно длительного времени. Некоторые из них строятся на научных объяснениях этого феномена, но они, чаще всего, оказываются несостоятельными. Большинство же вариантов лежит в области религиозной мистики.

Научное объяснение

Естественно, феномен воды, характеристики которой на протяжении долгого времени остаются неизменными, не мог не заинтересовать ученых. На эту тему проводилось множество исследований, которые, впрочем, так и не дали точного исчерпывающего ответа на поставленный вопрос. Самая распространенная версия сводится к тому, что необычные свойства такой воды являются последствием ее обработки серебром.

Действительно, ритуал освещения воды подразумевает погружение в специальный сосуд серебряного креста. При этом давно известно, что серебро относится к слабо ядовитым веществам и обладает способностью убивать большинство известных болезнетворных бактерий. Кроме того при контакте с водой или другими жидкостями серебро растворяется, в результате чего его ионы вступают в реакцию с микроорганизмами. Антибактериальная обработка серебром на сегодняшний день широко применяется в современной промышленности и других областях. В состав многих консервантов, которые используются для длительного хранения воды, входит серебро или его производные.

Эта версия частично подтверждается тем, что при исследовании многих открытых природных источников, которые среди верующих считаются святыми, в воде было обнаружено высокое содержание серебра. Другими словами, можно говорить о естественной обработке содержимого таких водоемов, чем и объясняются необычные свойства святой воды.

Критика научной версии

Однако слабых мест у такого объяснения, почему святая вода не портится, гораздо больше:

  • Во-первых , кратковременное погружение серебряных изделий в большой объем воды не может обеспечить насыщение жидкости достаточным количеством ионов серебра, которого необходимо для эффективного уничтожения всех болезнетворных бактерий и микроорганизмов, в дальнейшем способствующих возникновению цветения и активизации прочих процессов. Минимальное значение концентрации ионов серебра, способных обеззаразить жидкость, составляет 0,06-0,2 мг/л. Этот показатель достигается после того, как серебряное изделие пролежит на дне сосуда с водой не менее двух часов.
  • Во-вторых , вода из специальных емкостей, установленных в церквях и монастырях, достается далеко не каждому. Большая часть населения пользуется другими источниками, например, воду набирают из-под самого обычного водопроводного крана, расположенного на территории церковного комплекса. Известны также случаи, когда воду черпают прямо из рек или озер и она обладает теми же свойствами, что и жидкость, освещенная по всем правилам и законам.

Необъяснимые факты

Как мы уже говорили, попытки объяснить, почему святая вода не портится с течением времени, привели к интересным открытиям. Например, в результате целого ряда исследований ученые обнаружили, что электромагнитные показатели святой воды заметно отличаются от тех же характеристик воды обычной. Также существенные отличия были выявлены при изучении структуры молекул такой воды. Проявление этого обстоятельства можно заметить даже невооруженным взглядом – при замораживании святой воды кристаллики льда приобретают совершенную форму, тогда как в случае с обычной водой для них характерны расплывчатые очертания и неровные ломаные контуры.

Все это замечательно, но как подобные факты сказываются на способности святой воды долгое время сохранять первоначальные свойства? На этот вопрос наука пока ответить не может. Возможно, в данном случае мы, и правда, имеем дело с высшими силами, которые не подчиняются известным нам законам. А может, наша наука пока не научилась проникать в некоторые тайны многообразной природы.

Итак, почему же святая вода не портится? Однозначного ответа на этот вопрос до сих пор нет, несмотря на то, что современная наука шагнула далеко вперед и научилась объяснять довольно сложные явления. Самая распространенная и научно обоснованная версия сводится к тому, что такая вода в процессе традиционного обряда проходит обработку серебром, в результате чего уничтожаются болезнетворные бактерии и микроорганизмы, которые со временем и приводят к порче воды.

Те же, кто стремится оправдать необычные свойства святой воды божественным вмешательством, в противовес научным данным говорят о том, что вода, в этот день набранная из обычного крана или отрытого водоисточника, ничем не отличается от воды, которая была освещена в храме с использованием серебряных предметов. Это напрочь убивает доводы ученых. К тому же, обработка серебром не объясняет других необычных свойств святой воды, например, способности исцелять болезни и т.д. Впрочем, скептики утверждают, что рассказы о многочисленных выздоровлениях и прочих чудесах всего лишь выдумка религиозных фанатиков и вода, набранная из неосвещенных источников, со временем так же приходит в негодность. Кто тут прав и какой точке зрения отдать предпочтение – пишите в

Преодолевая километр за километром трудного пути, армия Александра Македонского приближалась к Индии. Изнурительная жара валила с ног даже самых бывалых, закаленных солдат. Быстро таяли запасы продовольствия: в этом влажном и знойном воздухе продукты моментально портились. Воду берегли и сохраняли особо. Повозки с драгоценной влагой в священных сосудах сопровождала специальная стража. И всякий раз, когда приподнимали крышки и извлекали свежую, будто только сейчас зачерпнутую из родника воду, это производило впечатление настоящего чуда.
Этот завоевательный поход Александр Македонский предпринял незадолго до своей смерти, в 327 году до нашей эры. Уже тогда греки знали секрет длительного хранения воды. А еще раньше им владели древние египетские жрецы. В своих хорошо оборудованных по тем временам лабораториях они сделали немало важных открытий. Но открытия эти оставались строжайшей тайной, потому что на их основе жрецы создавали многие религиозные чудеса, которыми так славились древние египетские храмы. «Святая» непортящаяся вода тоже была одним из таких чудес.
В чем же причина этого загадочного явления? Существует ли в действительности «святая» вода?
Изучая драгоценные металлы - золото и серебро, жрецы обнаружили у них ряд интересных свойств. С помощью вогнутого зеркала, изготовленного из золота, они научились собирать в одну точку солнечные лучи и успешно демонстрировали опыт в храме. Только тут ловкие руки фокусников-жрецов превратили его в религиозное чудо - огонь, спускающийся с неба по воле богов.
Сосуды из чистого серебра отличались другим свойством - они отлично и долго берегли чистоту и свежесть воды. Такую посуду объявили священной, хотя ничего священного в ней не было. Секрет заключался в свойствах серебра, в его способности убивать микроорганизмы и бактерии гниения.
Частицы металла растворяются в воде ничтожно мало, но и этого оказывается достаточно, чтобы очистить ее от микробов. Недаром в древности существовал такой способ лечения: к открытым ранам прикладывали серебряные пластинки, которые способствовали быстрому заживлению.
Открытие древних египетских жрецов прочно вошло в церковную практику, где «святая» вода нашла широкое применение. Ее расходуют щедро, особенно по праздникам. Верующие делают запасы «святой» воды и хранят ее дома. С ней связывают надежды на излечение больных, на то, что само ее присутствие обеспечит благополучие в семье.
Одним из главных доказательств в пользу святости воды верующие считают ее способность не портиться длительное время. По их мнению, это чудо творят слова молитвы, которые произносит священник, погружая в воду крест. На самом же деле чудесные качества воды зависят не от силы молитвы, а от ионов серебра, переходящих с серебряного креста священника и серебряной чаши, в которой хранится вода.
Вы тоже можете сотворить чудо. Для него нужна серебряная ложка и сосуд с плотной крышкой. Наполните его водой и опустите в нее ложку. Через некоторое время вы без всяких молитв получите «святую» воду. Только не оставляйте ее открытой, иначе она со временем испортится, как портится всякая вода, в том числе и церковная. Сейчас серебряная непортящаяся вода применяется в промышленности.
Использует ее и медицина при лечении воспалительных процессов. ♦ Рубрика:

Во-первых, не переживать. Часто православный христианин прозаичные и бытовые вещи принимает как дурные или хорошие знаки. Например, выронил батюшка случайно обручальное колечко на венчании - жить не будут молодые. Или: когда молился Пресвятой Богородице, чтобы что-то исполнилось, увидел, как солнечный лучик упал на лик и образ будто бы улыбнулся, значит желаемое осуществится; испортилась крещенская водичка - благодать Божия отошла от дома, жди беды. Это, конечно, суеверия, то есть суетная вера. Святые отцы однозначно говорят: знаков не искать, суевериям не предаваться и не разжигаться ни позитивными, ни негативными мыслительно-эмоциональными установками на этот счет. Все должно принимать равнодушно, как будто бы этого и не было.

На все воля Божья. Ей и доверяться, основываясь в первую очередь на заповедях Господних и советах святых отцов. Нужно, как говорится, не заполошничать и не впадать в панику, но четко и трезво осознавать, что наше спасение зависит от воли Божией и от того, насколько ревностно мы работаем над собой для искоренения греха и очищения-освящения своего внутреннего человека.

Утилизировать же святую воду, которая испортилась, можно очень просто. Вылить ее куда-то под кустик или дерево, на травку или землю в чистое место, где нет мусора. Если это квартира, то вылейте ее в вазон с цветами, но не в канализацию, чтобы не мешалась святыня с нечистотами. Если святая вода хранилась в бутылке пластиковой, то ее лучше в чистом месте сжечь, а если в стеклянной таре - ее можно хорошо несколько раз прополоскать и также вылить в чистое место.

Святую воду лучше хранить не на окне и не в таком месте, где на нее попадают прямые солнечные лучи. От этого она может также испортиться. С другой стороны, нужно понимать, что изначально в освящаемой воде могут быть семена водяных растений, от которых вода может «зацвести». Есть масса естественных вариантов, когда святая вода может испортиться.

Когда святая вода становится непригодной для пития, то ею можно с ладошки окропить свое жилище, детей, родственников. И таким образом использовать святыню по назначению своему духовному, чтобы крещенская вода силой Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа освятила, очистила наше жилище, а наши души и тела получили спасительную и животворящую силу Божьей благодати.

Восполнить запасы крещенской или иной святой воды (с водосвятных молебнов) можно в храме. Хранить ее можно круглый год, доливая в святыню простую воду по принципу «капля святой воды море освящает». Подобным образом крещенская вода хранится и в храме.

Приятно наблюдать, когда заходишь в иной дом и видишь святую водичку и чашечку, стоящую возле нее, и мешочек с просфорами. И ты уже знаешь, что этот человек регулярно вкушает святую воду и просфоры. А иногда можно видеть, что у человека крещенская вода принесена в дом в праздник Богоявления Господня, поставлена в закрытом виде в шкаф и достается оттуда лишь на следующий год 19 января. Она выливается или восполняется запасами свеженькой крещенской водичкой. Это, конечно, печально. Потому что крещенская вода должна служить нам во благо. Она при правильном потреблении каждодневно может и должна поддерживать наши духовные и телесные силы. Она - средство освящения нашего духовно-телесного естества. И потому желательно, чтобы день православного христианина начинался именно с нее. Ведь водичка в числе других, освященных Церковью средств, помогает нам бороться с грехом и приближаться к Богу. Великая святыня-агиасма - символ праздника Богоявления Господня. Бог явился людям Своим и пребывает среди них вечно… Поэтому потребление после утреннего правила натощак просфоры и святой воды с определенной молитвой является неким отголоском-символом Литургии, неким очень важным моментом нашего личного домашнего богослужения, в котором Бог освящает и нас, и наступающий день, преподавая нам в нем Свое благословение.

19 января, в день Крещения Господа нашего Иисуса Христа, православные храмы переполнены, около них даже бывают очереди. Почему? Все просто: в этот праздник совершается освящение воды, которое называют Великим водоосвящением. К сожалению, Крещение сопровождается шлейфом различных народных суеверий, не имеющих основания в церковной традиции. Священник Василий Куценко, клирик храма во имя первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова, развеет некоторые из них.

Только Великая агиасма

Существует распространенное мнение, что есть вода «богоявленская», а есть «крещенская». Отличаются эти «воды» датой освящения - 18 января (в крещенский сочельник) и 19 января (в день Крещения Господня). Но это мнение - заблуждение.

Действительно, Великое водоосвящение совершается дважды. Первое водоосвящение - накануне праздника Крещения, 18 января, второе - в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только - Великая агиасма.

Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. В Древней Руси существовал обычай, который сохраняется и до сих пор в некоторых местах, совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января - вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби - иордани.

Крещение в Крещение?

На Крещение Господне есть традиция купания в проруби. Но это именно купание, а не Таинство Крещения, как полагают некоторые люди. Хотя, если познакомиться с историей праздника Крещения Господня, то можно увидеть, что именно этот день был раньше днем, в который принимали крещение взрослые люди. Уверовавший в Господа Иису­са Христа человек в течение определенного времени готовился принять Таинство Крещения, которое являлось новым рождением для жизни с Богом и вступлением в Церковь. Такие люди назывались оглашенными. Они изучали Священное Писание и основы христианской веры и готовились перед принятием Крещения покаяться во всех своих грехах, ведь принятие христианства должно начинаться с покаяния, то есть с изменения жизни. Поэтому Крещение без покаяния было попросту невозможно. И вот в праздник Крещения Господня епископ совершал Таинство Крещения взрослых. Такие крещения также совершались накануне праздника Рождества Христова, в Великую Субботу (суббота перед праздником Пасхи), на саму Пасху и на праздник Пятидесятницы, который также называется днем Святой Троицы или Сошествия Святого Духа на апостолов. Великое водоосвящение в день Крещения Господня является напоминанием для современных христиан о древнем крещении оглашенных. Но нужно помнить, что принятию Таинства Крещения предшествовали подготовка, покаяние в грехах и подтверждение искренности своих намерений перед церковной общиной. Поэтому нельзя сказать, что окунуться в прорубь-иордань и принять Крещение - одно и то же.

Выпил воды - и все хорошо?

Есть такое суждение: искупавшись в крещенскую ночь в проруби, можно избавиться от всех болезней, грехов и сглаза, а если в течение года заболеешь, нужно пить крещенскую воду для исцеления.

Нужно расставить акценты: отдельно - болезни и грех, отдельно - сглаз. Сглаз, порча и тому подобное - это суеверие. И избавляться нужно только от одного - от веры в суеверия. Христиане верят в Бога, а не в сглазы, порчи, привороты и т. п. Обращаясь к Богу в молитвах, мы просим, чтобы Бог защищал нас от зла. Например, в молитве «Отче наш» есть слова: «Избави нас от лукавого», то есть от дьявола. Дьявол - падший ангел, который противится Богу и хочет отвратить человека от Бога, поэтому мы и просим, чтобы Бог избавил нас от дьявола и всего того зла, которое он пытается посеять в людях. Если человек искренне верит в Бога, в то, что Господь Бог защищает верующих от всякого зла, то одновременно с этим верить в порчу, сглаз и тому подобное - невозможно.

Принимая крещенскую воду (как и любую другую святыню, например, просфору или освященный елей - масло), человек может молиться Господу о том, чтобы эта святыня послужила бы ему средством исцеления от болезней. В чинопоследовании Великого водоосвящения есть такие слова: «О еже бытии воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную Господу помолимся» (русский перевод: «Дабы стала эта вода освящения даром, от грехов избавление, для исцеления души и тела и для всякого полезного дела пригодной, Господу помолимся»). Мы просим, чтобы через употребление агиасмы человек получал благодать Божию, очищающую грехи, врачующую душевные и телесные немощи. Но все это не некое механическое или автоматическое действие: выпил воды - и все стало сразу хорошо. Здесь необходима вера и надежда на Бога.

Святая вода… из-под крана?

Если понимать некоторые слова (например, «днесь - то есть сегодня, сейчас - вод освящается естество…») из чина Великого водоосвящения в широком смысле, то можно сказать, что действительно происходит освящение всех вод. Но опять же важно понять, что происходит это не само по себе, а по молитвам Церкви. Церковь просит, чтобы Господь Бог освятил воды, дал Свою благодатную силу, очищающую и освящающую естество воды. К сожалению, часто бывает так, что многие приходят в храм именно за водой, не участвуя при этом в бого­служении праздника Крещения Господня. Получается, что крещенская вода становится самоцелью. А это неправильно. Прежде всего мы должны прославить Бога за его благодеяния к роду человеческому, которые Он явил через Своего Сына, Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи всего мира, ведь именно в память Крещения Христова на иордани и совершается освящение воды.

Что делать, если крещенская вода испортилась?

Есть свидетельство святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». Но бывает и так, что крещенская вода может испортиться. Это происходит или из-за небрежного хранения, неблагоговейного отношения к святыне, или по каким-либо другим, вполне естественным причинам. В таком случае нужно вылить святую воду в непопираемое место (в храмах для этого специально устраиваются «сухие колодцы»).

Вода - не лекарство

Слышал неоднократно, что нужно добавлять крещенскую воду в ванночку, в которой купают младенцев, чтобы они не болели. Это тоже одно из суеверий. Каждый человек может заболеть. И великие святые страдали от физических болезней. Например, преподобный Серафим Саровский не мог выпрямить спину из-за полученной травмы: на него напали разбойники и жестоко избили. Святая Матрона Московская от рождения до конца своих дней была слепой. Никто не запрещает давать святую крещенскую воду младенцам (все же лучше пить святую воду), в том числе и во время болезни. Но в очередной раз нужно напомнить о том, что употребление святыни - это не механизм, а действие, которое требует веры и надежды на Бога.

Существует традиция: водой, взятой в храме в день Крещения Господня, окроплять дома, участки и все, что там находится. Поэтому вполне можно окропить крещенской водой и свое жилище, и домашние вещи. При этом можно петь или читать тропарь (главное песнопение) праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…».

Причастие незаменимо

Кто-то полагает, что Великая агиасма может заменить Святые Христовы Таины. Нет, не может.

Вероятно, это суеверие также связано с неправильным пониманием церковных традиций. Освященная в праздник Крещения вода, даже являясь великой святыней, как уже было сказано, все же не может заменить причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Хотя, например, есть определенные сходства в практике Причащения и употребления агиасмы - причащаться и пить агиасму нужно натощак. Этим подчеркивается особенное отношение к воде, освященной на Крещение.

По правилам Церкви, Великую агиасму рекомендовали употреблять в качестве духовного утешения людям, которые по различным причинам находились под отлучением от Таинства Причащения, то есть речь шла не о полной и равнозначной замене, а лишь о духовном утешении.

Освятить может каждый?

Иногда можно услышать, что обычный человек, не священник, может сам освятить воду. Вот что на это могу я сказать.

Молитвы Великого водоосвящения, как и все другие церковные молитвословия, совершаются от лица всей Церкви. Священник, призывая верующих к молитве, произносит: «Миром Господу помолимся!» (русский перевод: «В мире, то есть в мирном состоянии, Господу помолимся!») - мы помолимся, то есть все те, кто находится на богослужении. Верующие люди - не наблюдатели происходящего, а живые участники богослужения, вместе со священнослужителями возносящие единую молитву к Богу. Поэтому можно сказать, что в освящении каждый верующий участвует своей молитвой, становящейся единой молитвой всей Церкви. Поэтому, чтобы поучаствовать в Великом водоосвящении, каждый из нас может прийти на богослужение в храм 18 и 19 января.

Газета «Православная вера» № 1 (525)

Во-первых, не переживать. Часто православный христианин прозаичные и бытовые вещи принимает как дурные или хорошие знаки. Например, выронил батюшка случайно обручальное колечко на венчании – жить не будут молодые. Или: когда молился Пресвятой Богородице, чтобы что-то исполнилось, увидел, как солнечный лучик упал на лик и образ будто бы улыбнулся, значит желаемое осуществится; испортилась крещенская водичка – благодать Божия отошла от дома, жди беды. Это, конечно, суеверия, то есть суетная вера. Святые отцы однозначно говорят: знаков не искать, суевериям не предаваться и не разжигаться ни позитивными, ни негативными мыслительно-эмоциональными установками на этот счет. Все должно принимать равнодушно, как будто бы этого и не было.

На все воля Божья. Ей и доверяться, основываясь в первую очередь на заповедях Господних и советах святых отцов. Нужно, как говорится, не заполошничать и не впадать в панику, но четко и трезво осознавать, что наше спасение зависит от воли Божией и от того, насколько ревностно мы работаем над собой для искоренения греха и очищения-освящения своего внутреннего человека.

Утилизировать же святую воду, которая испортилась, можно очень просто. Вылить ее куда-то под кустик или дерево, на травку или землю в чистое место, где нет мусора. Если это квартира, то вылейте ее в вазон с цветами, но не в канализацию, чтобы не мешалась святыня с нечистотами. Если святая вода хранилась в бутылке пластиковой, то ее желательно в чистом месте сжечь, а если в стеклянной таре – ее можно хорошо несколько раз прополоскать и также вылить в чистое место.

Святую воду лучше хранить не на окне и не в таком месте, где на нее попадают прямые солнечные лучи. От этого она может также испортиться. С другой стороны, нужно понимать, что изначально в освящаемой воде могут быть семена водяных растений, от которых вода может «зацвести». Есть масса естественных вариантов, при которых святая вода портится.

Когда святая вода становится непригодной для пития, то ею можно с ладошки окропить свое жилище, детей, родственников. И таким образом использовать святыню по назначению своему духовному, чтобы крещенская вода силой Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа освятила, очистила наше жилище, а наши души и тела получили спасительную и животворящую силу Божьей благодати.

Восполнить запасы крещенской или иной святой воды (с водосвятных молебнов) можно в храме. Хранят ее круглый год, доливая в святыню простую воду по принципу «капля святой воды море освящает». Подобным образом крещенская вода хранится и в храме.

Приятно наблюдать, когда заходишь в иной дом и видишь святую водичку и чашечку, стоящую возле нее, и мешочек с просфорами. И ты уже знаешь, что этот человек регулярно вкушает святую воду и просфоры. А иногда можно видеть, что у человека крещенская вода принесена в дом в праздник Богоявления Господня, поставлена в закрытом виде в шкаф и достается оттуда лишь на следующий год 19 января. Она выливается или восполняется запасами свеженькой крещенской водички. Это, конечно, печально. Потому что крещенская вода должна служить нам во благо. Она при правильном потреблении каждодневно может и должна поддерживать наши духовные и телесные силы. Она – средство освящения нашего духовно-телесного естества. И потому желательно, чтобы день православного христианина начинался именно с нее. Ведь водичка в числе других, освященных Церковью средств, помогает нам бороться с грехом и приближаться к Богу. Великая святыня-агиасма – символ праздника Богоявления Господня. Бог явился людям Своим и пребывает среди них вечно… Поэтому потребление после утреннего правила натощак просфоры и святой воды с определенной молитвой является неким отголоском-символом Литургии, неким очень важным моментом нашего личного домашнего богослужения, в котором Бог освящает и нас, и наступающий день, преподавая нам в нем Свое благословение.

Иерей Андрей Чиженко