«Великан поэзии Востока» (Сценарий праздника поэзии, посвященный ко дню рождения Г.Тукая). Сценарий праздника по творчеству Г

Лилия Гаптуллина
Сценарий развлечения «Габдулла Тукай в каждом сердце» для детей старшей и подготовительной группы

Сценарий развлечения «Габдулла Тукай в каждом сердце».

На сцене стоит домик, в окне нарисован поэт за столом. Звучит дудочка, щебет птиц. Выходит мальчик с дудочкой, выбегают дети-участники хоровода, садятся рядом с домом на скамейке.

Мальчик: Склонившись, над столом, сидит поэт

И пишет, позабыв про целый свет,

Порой почешет голову пером,

Как бы ища строке своей ответ.

Не устает писать его рука.

Вслед за строкой является строка

Но дудочки пронзительная трель

Доносится к нему издалека.

Звучит дудочка, щебет птиц, мальчик имитирует игру на дудочке (в центре круга, девочки заводят веселый хоровод. Мальчик становится в общий круг.

Девочка: Тает снег. Людям полдень весенний люб:

Можно сбросить тулуп, если есть тулуп.

Можно смело гулять, не имея шуб.

Ведь весна вступила в права теперь.

На деревья озябшие посмотри!

Вон у почек зеленых листки внутри.

Быть садам и лесам в янтаре зари.

Соловьев станет ждать их листва теперь

В круг выходит бабочка. Хоровод останавливается. Бабочка летает внутри круга, останавливается. Бабочка внутри круга стоит, машет крыльями.

Мальчик: : Эйт эле, кубэлэк,

Сойлэшик бергэлэп:

Бу кадэр куп очып,

Армыйсын син ничек?

Ничек сон тормышын?

Сойлэп бирче тезеп,

Табаламсын ризык?

Бабочка : Мин торам кырларда,

Болында, урманда;

Уйнымын, очамын,

Якты кон булганда.

Иркэли хэм соя

Кояшнын яктысы,

Аш буладыр мина

Чэчэклэр хуш исе.

Тик гомрем бик кыска:

Бары бер кон генэ,-

Бул яхшы, рэнжетмэ

Хэм тимэ син мине.

Звучит веселая музыка, бабочка летит между детьми. Мальчик бежит за ней. Бабочка выбегает в центр круга, мальчик догоняет, берутся под ручку, кружатся. Дети парами кружатся. Дети исполняют несколько татарских танцевальных движений под веселую музыку. Дети останавливаются, слышится лай собаки. Дети отбегают, делают полукруг. В центр выбегают ребенок-собачка и другой ребенок.

Мальчик. - Ну, давай, Акбай, учиться!

Сядь, дружок, на хвостик свой!

Смело стой на задних лапках!

Чур, не падать, прямо стой!

Ребенок-собачка : - Ах, зачем меня ты мучишь?

Я совсем ещё щенок,

Мне всего недель двенадцать…

Не хочу учить урок!

Отпусти меня, не надо!

Прогуляться я хочу.

На лугах, на мягкой травке

Поваляться я хочу.

Мальчик.

Глупый пёсик! Нужно к делу приучаться с малых лет,

Ремеслом не овладеешь, если будешь стар и сед!

Под музыку выходит Бабушка.

Бабушка: Здравствуйте, дети. Правду говоришь (называет мальчика по имени). Смолоду надо учиться мастерству. Вы садитесь ребятки, да послушайте. (дети садятся на стульчики). В нашем краю много мастеров живет, тружеников. Наш край славится мастерами. Да вот, далеко не надо ходить, вы играли под окнами дома, где жил знаменитый татарский поэт Габдулла Тукай. Габдулла Тукай начал писать стихи, когда жил и учился в городе Уральске. Затем он переехал в г. Казань. Он писал стихи и даже сказки. Вы конечно же знакомы со сказками про Шурале и про Водяную (Су Анасы? Габдулла Тукай очень любил родной край, деревню, где он родился. Он написал прекрасные стихи про родную деревню Кушлауч Казанского уезда, Казанской губернии.

Ребёнок: Родная деревня.

Стоит моя деревня на горке некрутой.

Родник с водой студёной от нас подать рукой

Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком.

Люблю душой и телом я все в краю моём

Я многое увижу- ведь жизнь ещё длинна

И ждёт меня, наверно, дорога не одна,

Но только, где б я ни был и что б ни делал я,-

Ты в памяти и сердце, родная страна!

Бабушка: Наш край богат умельцами, а давайте заглянем в один из домов вашего славного города Нефтекамска. (стучит в домик). Бабушка здоровается.

Бабушка:

Выходит семья, здороваются.

Бабушка (представляет зрителям семью, рассказывает о достоинствах семьи (например, что хозяйка хорошо шьет, вяжет и т. д.). .

Хозяйка: Да, в жизни надо многое уметь. Хорошо, когда владеешь каким-нибудь ремеслом. Сшитые мной вещи многим нравятся. В свободное время мы с детьми читаем сказки. И конечно же знакомы со сказкой «Шурале». Ой, ребятки, а где же тюбетейка, которую я вышила? Только, что здесь лежала.

Выходит Шурале (мальчик) с тюбетейкой.

Шурале : Пальцам больно

Прищемил их Год назад.

Ой, как больно!

Вашей помощи я был бы рад!

Бабушка: Шурале, ты хотел творить зло, поэтому был наказан. Ты же поэтому хочешь вернуть тюбетейку, чтобы мы тебя простили? Давай мы поиграем с тобой, и твои пальцы заживут.

Игра «Тубэтэй »(Ход игры: Тубэтэй передаем по кругу, проговаривая слова Туп – туп тубэтэй, тубэтэем укалы, меня кем дэ туктады. У кого останется тубэтэй,тот рассказывает стихи. Стихотворения, например: «Тубэтэй», «Кадфак» «Менэ нинди мин малай»)

1.«Четыре времени года» Кончилось время

Снега и льда.

Берег реки

Затопляет вода.

День удлиняется,

Ночь убывает.

Как это время,

Скажи, называют?

2. «Безнен гаиле» Эткей, энкей, мин, апай,

Эби, бабай хем бер песи.

Безнен ойде без жидеу:

Безнен песи жиденчесе.

Нас семеро в семье- отец да мать, да я с сестрой,

Бабуля, дед, наш кот седьмой.

Он с нами спит, а также ест и пьет,

Мышей он ловит: службу так несет.

3.«Гали и Коза» С козою дружен наш Гали:

Коза кивает издали

И бородой ему трясёт,

Когда Гали траву несёт.

Бабушка : Погости у нас еще Шурале, проходи, садись. (Шурале садится вместе с детьми).

Бабушка

Бабушка: …. Идэмы сез? Безнен яныбызга щыгаласызмы?

Выходит семья, здороваются.

Бабушка (представляет зрителям следующую семью, рассказывает о достоинствах семьи (например, что хозяйка хорошо шьет, вяжет и т. д.). Поет хорошо.

Хозяйка: с песней дело спорится, а вот ….(называет по имени ребенка) очень любит, когда я пою колыбельную, стихи колыбельной написал Габдулла Тукай. Давайте, ребятки споем ее.

Дети поют песню «Бишек жыры».

Входит под музыку Су Анасы (Водяная). Роль исполняет девочка .

Су Анасы: Услышала колыбельную и пришла к вам. Кто из вас приходил ко мне на речку, забрал мой золотой гребень? Отдайте его!

Бабушка: Не злись на нас Су Анасы. Мы тебе отдадим твой гребень. Ты с нами поиграй.

Проводится игра “ Ачык авыз ”.

Балалар тгрк ясап басалар. Кулларын артка куялар. Санамыш ярдменд яулык салучы билгелн. Аны кулында кулъяулык. Ул, тгрктн чыгып, шушы сзлрне ырлап йри:Кулъяулыгым яшел, яшел,

Яшел чирм астында.

Сиздермич ташлап китм

Бер иптшем артына.

Сзлрне йткнд, бер баланы уч тбен кулъяулыкны калдырып кит, зе тгрк эчен кереп баса. Кулъяулыклы бала, тиз ген артка чыгып, сзлрне йт-йт, уенны двам итрг тиеш. гр ул тоткарланып торса яки кулъяулык салганны сизмс, аа аза бирел.

Бабушка: А, вот и твой золотой гребень (собирает девочке волосы). Погости у нас еще Су Анасы, проходи, садись. (Су Анасы садится вместе с детьми).

Бабушка : Давайте заглянем в один из домов. (стучит в домик). Бабушка здоровается.

Бабушка: …. Идэмы сез? Безнен яныбызга щыгаласызмы?

Выходит семья, здороваются.

[b]Бабушк а(представляет зрителям следующую семью, рассказывает о достоинствах семьи (например, что хозяйка хорошо шьет, вяжет и т. д.).

Хозяйка: В нашей семье любят и уважают любой труд. Труд поэта Габдуллы Тукая велик, ведь благодаря ему весь мир услышал татарский язык. Мы читаем и знаем стихи Габдуллы Тукая. Поем его песни в будни и в праздники. А праздники мы проводим с богатым застольем. Очень вкусные блюда получаются в глиняных горшочках. Татарские национальные блюда готовят в глиняных горшках в основном в печах. На открытом огне в котлах и казанах. Например, катламу, плов и баурсаки необычной трапециевидной формы. Я предлагаю поиграть вначале в игру «Чулмак уены», повеселиться, а потом попробовать мое угощение.

Проводится игра «Продаём горшки» (Чулмак уены)

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки-хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

- «Эй, дружок, продай горшок!»

Покупай!

Сколько дать тебе рублей?

Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Хозяйка: В праздники наш папа играет на гармошке, веселит всю деревню. А мы с детьми поем под гармонь. Папа уехал по делам, сегодня я сама сыграю на гармони.

Бабушка : Дети, давайте расскажем стихи о нашем родном языке и вместе споем.

Ребенок: Родной язык - святой язык, отца и матери язык,

Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!

Ребенок: Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,

А сказки бабушки потом я научился понимать.

Ребенок: Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль,

Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.

Исполняется песня «Туган тел» .

Бабушка показывает горшочек детям.

Бабушка: Ой, что-то горшочек горячий, наверно там плов. Давайте остудим его,подуем,поколдуем. (дети дуют).

Детям раздаются из горшочка конфеты .

Хозяйка: Отведайте, ребята мой сладкий чак-чак.

Дети угощаются.

Бабушка : Вот и закончился наш праздник «Габдулла Тукай в каждом сердце». Спасибо всем за участие и внимание!

В празднике поэзии Тукая участвуют: ведущий мероприятия; комментатор-ведущий, озаглавливающий каждую тематическую страницу; чтец от имени Тукая («Тукай»); пять комментаторов, доносящих до зрителей основное содержание мероприятия; чтецы, исполнители стихов и прозы поэта на русском, татарском, казахском и английском языках; исполнители песен Тукая, народных татарских и казахских песен.

Вступление

Ведущий:

Дорогие почитатели поэзии нашего великого земляка Г.Тукая! Сегодня вечно юному Тукаю 116 лет.

Праздник песней открывает, —
Наш обычай и завет.
Мудрость века, поколений
Он вобрал в себя
Он народа вечный гений
И его дитя.
(Р.И.Нафигов)

Мы впервые проводим Праздник поэзии Тукая у памятника поэту, торжественно открытого в этом сквере 30 октября 2001 г.
Прекрасное вдохновенное лицо юноши глядит на нас сквозь время. Много людей проходит мимо, и они, наверно, задают себе вопросы, подобно Маяковскому:
Что он сделал?
Кто он и откуда?
Почему ему такая почесть?
Маленькому мальчику, сироте, приехавшему в Уральск к родственникам, суждено было стать национальной гордостью татарского народа и заслужить высокое уважение всего тюркского мира.
Кем же он стал за те 12 лет, которые прожил в нашем городе? Как возмужал и окреп его талант, сформироватась личность человека и гражданина?
Пусть об этом для тех, кто мало знает о нашем великом земляке, расскажут он сам, его коллеги по перу, ученые-литературоведы разных национальностей, стихи поэта.
Итак, кто же он, Габдулла Тукай? Покажем всю многогранность его таланта и неповторимой личности.

Комментатор – ведущий : Габдулла Тукай — лучший и достойный представитель шакирдов города Уральска, а затем просветитель, ратующий за хорошее образование для своего народа.

1-ый комментатор : С 1895 по 1906 год Габдулла Тукай был шакирдом лучшего в Уральске медресе «Мутыйгия» и учеником русских классов при нем. Во главе медресе стоял хазрет Мутыгулла Тухватуллин, образованный человек довольно прогрессивных взглядов. Среди лучших учителей медресе был и сын хазрета Камиль Тухватуллин, сыгравший большую роль в становлении Тукая.

2-ой комментатор : Сегодня, чествуя Габуллу Тукая, мы не можем не отдать дань уважения семье Тухватуллиных, благодаря которым неизвестный Апуш стал известным всему народу Тукаем. Сейчас о доме Тухватуллиных, об их замечательной семье прозвучит стихотворение академика Нафигова Рафика Измаиловича, известного историка-тукаеведа, почетного гражданина Уральска. Это и другие его стихи, которые прозвучат на нашем празднике, будут нашей благодарной памятью о человеке, тоже нашем земляке, к великому сожалению, недавно ушедшем из жизни.

1-ый чтец:

Дом Тухватуллиных – альбом,
Тукая жизни целый том …
Пройдем в открытые ворота,
Слышна мелодий дальних нота.
За скрипкой тянется хазрат.
Жена – за пианино.
И дети, за сестрою брат –
Арфа, мандолина.
В семье татарской Ференц Лист.
Где видано: хазрат – артист?
Поет Камиль, поет Тукай
О светлой Гульджамал.
Лучился песней темный край
И слушал стар и мал.

2-ой чтец:

Хазрат не только музыкант,
Владел он и пером.
Ему знаком Вольтер и Кант,
Омар – Хаямовский бином.
Хранил трактаты Аль-Хайсама,
Вникая в суть его задач.
Любил в театре мелодраму
И был к тому ж еще и врач.
Ночами мерил Млечный путь.
Его ночное бденье
Давало сдуть с невежды муть

1-ый чтец:
И предсказать затменье…
Те же там перила,
Те же стояки

2-ой чтец:
Время сохранило
Поэта след ноги…

(Р.Нифигов, «Край весенних разливов», Казань, 2001)

«Тукай»: Шакирды – подлинный, цвет и надежда своей нации. Учение - это самое острое и самое необходимое оружие для победы истины над ложью, света над тьмой, правды над кривдой, благородства над подлостью. Учение — это торжествующий взлет творческой мысли. Старайтесь же, братья-шакирды, дерзайте! Все свои надежды и упования наш народ возлагает на вас!
(Статья «Национальные чувства»)

Композиция «Прочь, невежество!»

1-ый чтец:

Пусть растут труды науки
с каждым днем – во много раз,
Пусть на ниве просвещенья
увенчает слава нас!
Только знанья правят миром,
им не правят дети тьмы.

Вместе:

Прочь, невежество и спячка
Пробуждаемся и мы.

2-ой чтец:

Научись водить, сынок,
по доске по черной мелом, –
Душу темную свою
озари ты светом белым!
Каждый грамотный
ценней трех неграмотных вовек.

Вместе:

Кто стремится к знанью,
тот настоящий человек.

3-ий чтец:

Когда душа измучится в борьбе.
Когда я ненавистен сам себе,
Когда я места в мире не найду,
И, утомясь, проклятье шлю судьбе;

4-ый чтец:

Когда за горем — горе у дверей
И ясный день ненастной тьмы темней,
Когда сквозь слезы белый свет не мил,
Когда не станет сил в душе моей, —

5-ый чтец:

Когда я в книгу устремляю взгляд,
Нетленные страницы шелестят.
Я исцелен, я счастлив, я живу,
Я пью тебя, отрада из отрад.

6-ой чтец:

И вновь рожденный чистою мечтой,
«Спасибо» говорю я книге той.
И распрямленный верою в себя,
Я вдаль гляжу с надеждою святой.

Китап

Һич тә күңлем ачылмаслык эчем пошса,
Үз-үземне күрәлмичә, рухым төшсә,
Җәфа чиксәм, йөдәп бетсәм, бу башымны
Куялмыйча җанга җылы һичбер төшкә;

Шул вакытта мин кулыма китап алам,
Аның изге сәхифәләрен актарам;
Рәхәтләнеп кита шунда җаным, тәнем,
Шуннан гына дәртләремә дәрман табам.

Укып барган һәрбер юлым, һәрбер сүзем
Була минем юл күрсәтүче йолдызым;
Сөйми башлыйм бу дөньяның ваклыкларын,
Ачыладыр, нурланадыр күңлем, күзем.

Җиңелләнәм, мәгъсуланам мин шул чакта,
Рәхмәт әйтәм укыганым шул китапка;
Ышанычым арта минем үз-үземә,
Өмид берлан карый башлыйм булачакка.

Комментатор-ведущий: Именно в Уральске Тукай стал известным поэтом, тонким лириком, мастером художественного слова.

1-ый комментатор: Тукай — первый истинно народный татарский поэт. Его огромная фигура возвышается в начале века у истоков новой татарской поэзии. (Рувим Моран).

2-ой комментатор: На небосклон мировой поэзии он взошел крупной и яркой звездой. (Михаил Луконин).

3-ий комментатор : Среди блистательных имен, составляющих гордость нашего Отечества, чистым, высоким светом высвечено негасимое имя Габдуллы Тукая. Творческий и гражданский подвиг его короткой, искрометной жизни непостижимо прекрасен. Свою гордую жизнь до последней кровинки он отдал борьбе за светлое будущее. (Людмила Татьяничева).

4-ый комментатор: Габдулла Тукай — великан поэзии Востока. (Сабит Муканов).

5-ый комментатор: Его стихи напоминают множество журчащих ключей, стекающих с горы. Какими бы тонкими ни были отдельные струйки, они журчат по-своему красиво. Каждый прохожий берет их в горсть и утоляет жажду. (Джамал Валиди).

4-й комментатор: Стихи, которые прозвучат сейчас, дадут ясное представление о тематике и содержании лучших произведений Тукая. Думаем, что любой народ с гордостью поставил бы под ними свое имя (читается на выбор).
«Размышления одного татарского поэта»
«Любовь»
«Летняя заря»
«Разбитая надежда»

Пушкину

Моя душа сходна с твоей, о Пушкин вдохновенный,
Неподражаемый поэт, единый во вселенной!

Как солнце освещает мир, его моря и сушу,
Так всю, до дна, своим стихом ты озарил мне душу.

Стихи и повести твои влекут меня, сверкая,
Мне дела нет, что у тебя религия другая.

Моя душа сходна с шоей, но силы несравнимы.
О, как мне мощь твоя нужна, певец неповторимый!

Комментатор-ведущий: Тукай был истинным патриотом, политиком, активным гражданином своего времени.

«Тукай»: «Я ведь не только чистый поэт… Я еще дипломат и политик, и общественный деятель».

1-ый комментатор: Он был глубоко и широко эрудирован в общественных вопросах своего времени. (Сабит Муканов).

2-ой комментатор: Удивительно его политическое чутье и удивительно социальное видение. (Чингиз Литматон).

3-ий комментатор: Тукай пел о ранах народа, воспевал его стремления, язык и душу, утверждал его силу. И оправдал надежды. (Мустай Карим).

4-ый комментатор: Народ сразу признал его своим защитником, глашатаем и трибуном. (Муса Джалиль).

Родной земле

Хоть юнцом с тобой расстался, преданный иной судьбе,
Заказанье, видишь, снова возвратился я к тебе.
Эти земли луговые, чувства издали маня,
Память мучая, вернули на родной простор меня.
Я постиг, что все священно: и овин твой, и ручей,
И гумно твое, и степи, и дороги средь полей.
И весна твоя, и осень, лето знойное, зима.

Комментатор-ведущий: «Тукай был замечательным Публицистом». (М.Львов)

«Блистал острой жгучей сатирой». (Темиргали Нуртазин)

3-ий комментатор: О его многогранной деятельности журналиста, публициста и писателя-сатирика говорит перечень татарских журналов и газет, в которых он сотрудничал:

4-ый комментатор: Уральские издания на татарском языке: газета «Фикер» («Мысль»), журналы «Эль-гаср-эль-джадид» («Новый век»), «Уклар» («Стрелы») и казанские: газета «Эль-ислах» («Реформа»), журналы «Яшен» («Молния»), «Йолдыз» («Звезда»), «Ялт-Йолт» («Сверкает»), Из них «Уклар», «Яшен» и «Ялт-Иолт» были в полном смысле тукаевскими. Они стали самыми яркими страницами в истории татарской сатирической печати и литературы.

Чтец:

В «Мысль» несите ваши мысли, их в печать отправим мы,
Мысли нашего народа на простор направим мы.
За перо! Да будут мысли освещать пути умам.
Ваши мысли — наши мысли, наши дороги и вам.
К единению народа наши мысли держат путь

«Тукай»: Журнал «Яшен» расходится целиком до последней штучки… Долго народ нуждался в таком журнале, потому с нетерпением ожидает выхода каждого номера.

Два чтеца:

1-ый: А мы сейчас покажем образцы журнальной сатиры Тукая, пользующиеся большой популярностью. Это определения из его сатирических циклов «Фрукты» и «Словарь».

2-ой: Это девушка – татарка. И людей боится, и мышей боится, и ворон боится, и сама себя боится.

1-ый: Кукушка.

2-ой: Это торговая компания «Каримов – Хусаинов». Сама гнезда не вьет, откладывает яйца в чужие гнезда.

1-ый: Татарская женщина.

2-ой: Творение, созданное для беспокойства мужчин.

1-ый: Редька.

2-ой: Это бай, всю жизнь растивший свое брюхо. Снизу толстый, головы нет.

1-ый: Утка.

2-ой: Разжиревшая, под чапаном, жена бая. Ходит, переваливаясь туда-сюда. С боку на бок.

1-ый: Малина.

2-ой: Крик татарина с лотком на голове: — Малина! Малина! Хурут! Малина! Бикторый! Бикторый!

Комментатор-ведущий: В Уральске Габдулла стал фольклористом – собирателем и исполнителем татарских народных песен. Позже стал записывать и казахские песни, сопоставляя их с татарскими.

«Тукай»: Я с детства, был певцом. И где бы я ни был, я никогда не мог равнодушно слушать песни. Учителя приглашали меня на вечера, которые устраивались по четвергам в медресе. Сидя позади самовара, я пел песни. Уже в медресе меня называли певцом.

1-ый чтец: Народные песни – это самое дорогое и ценное наследие наших предков. Народные песни дороже жемчугов и рубинов – и потому их надо беречь, знать. Надо стараться не растерять их.

2-ой чтец:

Вчера я слышал, песню кто-то пел,
Ту, что народом нашим сложена
И я подумал: сколько грусти в ней,
Как беспредельно жалобна она.
Да, много тягот испытали мы.
Не сосчитать пролитых нами слез.
Но пламенную верную любовь
Напев свободный сквозь века пронес.

(Исполняются татарские народные песни – взрослыми, детьми, казахские мелодии на домбре, казахские песни).

Комментатор-ведущий: Тукай стал прекрасным детским писателем, сказочником, терпеливым и мудрым педагогом и воспитателем.

1-ый комментатор: Думая о воспитании подрастающего поколения, Тукай решил писать стихи для детей. Он создал детскую литературу — около 150 стихотворений и поэм — которые прививали общечеловеческие чувства, любовь к родине, к народному фольклору, к труду.
В. А. Гордлевский, известный востоковед, тюрколог, академик.

«Тукай»: Сказку «Шурале» я написал, пользуясь примером поэтов А. Пушкина и М. Лермонтова. Я думаю.., что мы издадим в литературной обработке все народные сказки.

2-ой комментатор: Используя опыт Льва Толстого и К. Ушинского, он составил свои учебники и книги для внеклассного чтения: «Радость», «Жемчужные зерна», «Развлечение детей», «Веселые страницы», «Пища духовная».

«Тукай»: «Дать в руки подрастающего поколения букет цветов, собранных в молодом, только что расцветающем саду нашей национальной литературы, было моей давнишней мечтой».

4-ый комментатор: Тукай любил детей, хорошо знал детскую душу и психологию. Он любил с ними общаться, играть. Накануне своей смерти он сделал завещание – воспитывать в среднем и высшем
учебном заведении двух способных мальчиков на оставленные для этой цели средства.

(Инсценированное чтение (или чтение по ролям) детских произведений Тукая на татарском и русском языках в исполнении учащихся младших классов воскресных и обычных школ).

«Ребенок и Мотылек» – инсценировка.
«Бедняга Заяц» – инсценировка.
«Солнце и Дождь» – инсценировка.
«Солнце и Луна» – парное чтение.
«Кончил работу - играй» –- инсценировка.
«Фатима и Соловей».
«Ребенок, получивший похвальную грамоту».
(исполнителей по выбору)

Солнце и Луна

На Гималаях в колыбели золотой
Спит солнце ясное вечернею порой.
И ветер тихий от, него не отойдет,
Лелеет сон его всю ночку напролет.
А чуть проснется солнце, ветер засвистит
И о приходе утра всех оповестит.
Вот пролетает он по всем краям опять.
«Скорей вставайте! – говорит он. – Хватит спать!»
Лишь только солнце покидает колыбель,
Ложится месяц, младший брат его, в постель.
И в колыбели золотой – звезда к звезде «Первый поэт медресе»-
Созвездья дремлют, словно птенчики в гнезде
Спит крепко месяц до заката, а потом
Вновь улыбается земле своим лучом.
По-братски солнце чередуется с луной,
И свет их дружеский сияет над землей.

Данный материал может быть использован музыкальными руководителями и воспитателями по обучению детей татарскому языку дошкольных образовательных учреждений для проведения праздника, посвященного творчеству великого татарского поэта-писателя Г. Тукая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника, посвященного творчеству Габдуллы Тукая

“САНДУГАЧТАЙ МОҢЛЫ ТУКАЙ ТЕЛЕ”

Ц ЕЛЬ : Повышение эффективности работы по приобщению детей к

Творчеству ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ.

Задачи:

Познакомить детей с жизнью и творчеством ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ.

Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ.

Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ,

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом,

умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания).

Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ.

Расширить представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

Оформление зала: портрет Г.Тукая, обрамленный красной тканью, цветы.Цитаты на татарском языке:

“Уртак Ватан тарихында эзле иттең син безне;

Мәңге-мәңге тап кунмаслык, көзге иттең син безне.

Сәнгатебез күкләрендә-Кояшыбыз, Аебыз.

Бар җиһанга күренерлек Тукаебыз”

Илдар Юзеев.

“Тукай- халык моңнарының бакчасында тибрәп үскән гөл.”

Фатих Кәрим.

Под музыку С.САЙДАШЕВА “Тукай маршы” входят дети.

На фоне музыки чтение стиха “Тукай теле” с показом слайдов.

Ведущий: Много-много лет назад, в один из весенних солнечных дней, 26 апреля 1886 года родился великий татарский поэт Г. Тукай. Мы сегодня с вами собрались вспомнить и почтить память татарского поэта Г. Тукая.

1й ребенок: О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь!

2й ребенок: О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!

3й ребенок: И туган тел, и матур тел! Әткәм-әнкәмнең теле.

4й ребенок: Дөньяда күп нәрсә белдем, син туган тел аркылы.

Ведущий: Песня «Туган тел» - это народный гимн всего татарского народа

Игра на скрипке песню «Туган тел»

Ведущий: Сложной была судьба Тукая. Он очень рано осиротел-скитался от

Одного человека к другому. Детство у него было очень трудным.

Но Тукай рос смышленым старательным ребенком, рано научился

Стих»Багышлау»сл. Р.Ахметвалеевой.

Ведущий: За свою короткую жизнь успел написать много стихов, интересных

Сказок, где воспевал красоту родного края, любовь к народу.

Песня»Туган ил» сл.Э.Моэминовой, муз.М.Минхажева.

Ведущий: Г.Тукай призывал нас любить Родину, родной язык, свой народ.

Он говорил, что татарский народ найдет свое счастье только на

Земле своих отцов, в единстве с русским народом.

Ребёнок: С народом России мы песни певали

Есть общее в нашем быту и морали.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить

Нанизаны мы на единую нить.

Русский танец.

Входит мальчик, гоняющийся за бабочкой.Инценировка «Бала белән күбәләк”

Звучит музыка С.Сайдашева из балета “Шүрәле”

В зал входит Шүрәле

Шурале:Пальцам больно

Прищемил их Год назад.

Ай, умру- беда какая

Жизни я своей не рад

Ведущий: Шурале, ты хотел творить зло, поэтому был наказан.

Шурале:Никого теперь не трону-поклянусь тебе душой.

Ведущий:Поиграй с нами, и твоя боль пройдет.

Шурале: А вы (детям) действительно со мной хотите играть?

Дети: Да!

Игра» Шурале и дети». Пойманные дети рассказывают стихи:

«Киска-озорница» и «Забавный ученик»

Шурале: Спасибо вам! В моем лесу сказали, что помочь мне смогут только

Дети. И это оказалось правдой! Я больше никого никогда не буду

Обижать.Асейчас мне надо возвращаться в лес, там меня мои друзья-

Другие Шурале ждут. Я всем расскажу, с какими умными, смелыми и

Воспитанными детьми познакомился. Да, чуть не забыл, я тут по

Дороге нашел расческу (отдает ведущей).А мне пора уходить. До

Свидания! (Уходит)

Ведущий: Дети, а ведь эту расческу кто-то потерял. Как вы думаете-кто?

Дети: Водяная!

Стук в дверь. Входит Водяная.

Водяная: Я Водяная. Дети, здравствуйте! Где ж мой гребень золотой?

Ведущий:Вставай с нами в круг и поиграй с детьми: догонишь свой гребень

Золотой-он твой. Ребята, поиграем?

Игра»Догони свой гребень»

Мальчик: Мә, Су анасы, сиңа алтын тарак,

Бер кайчан да булмабыз без карак!

Водяная: Вот,спасибо, обрадовали меня. Нельзя брать чужие вещи без

Разрешения! А как же это звучит в сказке, давайте вспомним!

Дети: Есть хозяин или нету

Век чужого не возьму!

Водяная: Молодцы, ребята! Умные вы, однако!

Ох, устала я!

Ведущий:Водяная, сядь, отдохни! Девочки исполнят для тебя татарский

танец .

Татарский танец

Водяная:Какие же девочки молодцы. Спасибо им, и вам всем спасибо!

Вы мне очень помогли. А мне пора на речку, до свидания!

Заходят Коза и Баран

Коза: Сарык, куда же мы попали?

Сарык: Не знаю, это и не лес, и не поляна. Тут только люди

Коза: Э-э-э…При входе было же написано, что это 41-й детский сад

«Умырзая».

Коза и Сарык: Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Сарык: А что за праздник тут у вас?

Коза: И-и-и, җүләр Сарык! У них же большой праздник., посвященный

125-летия со дня рождения великого татарского поэта-писателя

Г.Тукая. А на день рождения, тем более на юбилей, нельзя

Приходить без подарка. Открывай свой мешок! Там должны быть

И подарки от нас.

Сарык достаёт волчью голову: Вот от нас подарок!

Коза: И-и-и, җүләр Сарык! Это же волчья голова. Из какой сказки она,

Ребята?

Дети: Сказка про Козу и Барана.

Коза: А вот вам от нас всех и подарки!

Достает из мешка награды прошлых лет и нынешнего года.

Коза: Что такое? Опять не то. Может быть, кто-нибудь объяснит нам?

Ведущий показывает и объявляет, кто, за что и когда получил эти

Награды.

Бальный танец

Коза: Сарык, видно твой мешок подменил кто-то.

Сарык (роется в мешке): Нет, нашел-нашел. Вот же все здесь!

Показывает подарки.

Коза: Дарим вам ручку и блокнот, чтобы вы хорошо учились в школе и

Смогли сочинять стихи, как Габдулла Тукай.

Раздают подарки, прощаются и уходят.

Ведущий: Шигырьләрен-әкиятләрен сөйләп,

Үсеп җитәрсез шулай.

Барлык милләт балалары

Ярата сине Тукай!

Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный дню

Рождения Г.Тукая. Дорогие дети! Любите и берегите свой родной

Язык!

Песня “Туган тел”- поют все присутствующие.

Список использованной литературы

1. Багаутдинова Д.Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. Казань,1989.

2. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань,1986.

3. Тукай г. Ребенку.Стихи,поэмы, басни. Казань,1982.

4. Исанбаев С. Г.Тукай. Фотоальбом. Казань,1966.

5. Тукай Г. Кончил дело - гуляй смело. Казань,1986.


Чыганак:

Китап бәйрәме: сценарийлар җыентыгы / төз. Р.М.Гыймадиева.- Казан: Мәгариф, 2003.- 95 б.

...И МӨКАТДӘС, МОҢЛЫ САЗЫМ

Г. Тукайның 130 еллык юбилеена багышланган әдәби-музыкаль кичә

Сәхнә түрендә - Тукай портреты. «Ачыйк күңелләрне ак нур белән...» исемле китап күргәзмәсе, «Мин Тукайга киләм» дигән баш астында укучыларның Тукай әкиятләре буенча ясалган рәсемнәре. Өстәлгә Тукай китаплары, кара савыты, каурый куелган. Азан тавышы яңгырый.

1нче алып баручы

Много-много лет назад, в один из весенни х солнечных дней, 26 апреля 1886 года родился великий татарский поэт Г. Тукай. Мы сегодня с вами собрались вспомнить и почтить память татарского поэта Г. Тукая.

1й ребенок: О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь!

2й ребенок: О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!

3й ребенок: И туган тел, и матур тел! Әткәм-әнкәмнең теле.

4й ребенок: Дөньяда күп нәрсә белдем, син туган тел аркылы.

2нче алып баручы

Песня «Туган тел» - это народный гимн всего татарского народа

Звучит песня «Туган тел»

1нче алып баручы

Габдулла Тукай... Литературный гений, который прожил всего 27 лет, своими яркими и звучными стихами заслужил высокого звания «народный поэт». В чем же причина такого признания? Габдуллу Тукаева, родившегося 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч под Казанью, сиротство настигло ещё в колыбели: в пятимесячном возрасте он остался без отца, в три года – без матери. Детство будущий поэт провёл, не ведая родительской любви, передаваемый из одних чужих рук в другие, чаще всего в невыносимых условиях в ближайших деревнях Сасна, Училе, Кырлай, а позже в городе Уральске.

2 нче алып баручы

По сути Тукай на себе испытал состояние человека, родившегося и выросшего в самых тяжелых условиях жизни, что позволило ему во всей полноте изобразить трагическую историю татарского народа, его тяжелое настоящее и туманное будущее.

Азан тавышы яңгырый.

1 нче алып баручы.

Әйт азан! Таң атты, кошлар да уянып сайрасын,

Кычкырып моңлан: һава, җир-күк аһәңне тыңласын!

Изге тәкбир яңгырасын, барсын Ходайның каршына!

Һәм матур таң атканын һәркем ишетсен, аңласын!

2 нче алып баручы.

Мен манараң өстенә, хәсрәтле җырчы, әйт азан!

Моң белән яңгырат, уят тизрәк татарлар дөньясын!

Әйт азаныңны, шагыйрь! Таңга калсын бар галәм!

Таулар-урманнар, сулар, кырлар азаннан яңгырасын!

Сәхнә артында «Тәфтиләү» көе яңгырый.

1 нче алып баручы.

Хак Тәгалә әмере белән җиргә раушан йолдыз иңде,

Бу сәгатьтә Кушлавычта дөньяга бер Шагыйрь килде.

2 нче алып баручы.

Үткәннәрдән киләчәккә барып җитте Хәтер нуры,

Кабындырды Өмет шәмен, йөрәкләргә үтеп туры..

1 нче алып баручы.

Әмма ләкин татарга илчеңне биргәнсең, Ходай!

Пәйгамбәрләр нәселеннән булгандыр ул безнең Тукай.

«Тукай маршы» ишетелә.

2 нче алып баручы

«Моя жизнь была весьма неприглядной, весьма мрачной, но вместе с тем и довольно-таки интересной; поэтому, раз начав, захотел я изложить всё, что сохранилось в памяти.
Нахожу удобным издать мои воспоминания двумя книжками: в первую войдёт всё то, что пережил я до приезда моего в Уральск, во вторую - всё последующее вплоть до минут, когда пишу эти строки*.» говорил Тукай.

Г. Тукаев.
29 сентября 1909 года.

(*Вторую часть автобиографии Тукай не успел написать)

Сәхнәгә, кечкенә Тукай булып киенеп, яланаяклы укучы малай чыга.

Нәни Тукай. Мин кышкы көннәрдә төнлә яланаяк, күлмәкчән көенчә тышка чыгам икән дә бераздан өйгә кермәкче булып ишеккә киләм икән. Әмма ишекне ача алмыйм. Аякларым бозга ябышып катканчы көтеп торам икән. Шуннан әби-карчыкның: «Кадалмас әле, килмешәк!» - дигән сүзләрен ишетәм. Ул мине үзе теләгән вакытта орыша-орыша кертә икән...

Әни үлгәч, мин бөтенләй ятим булып калдым. Беркөнне, Казанга бара торган бер ямщикка утыртып, мине Казанга озаттылар. (Тагын музыка яңгырый.)

Минем гомерем шактый ямьсез, шактый караңгы, шул ук вакытта кызык кына да үткән.

1нче алып баручы

(Говорят, зимними вечерами босиком, в одной рубашонке выходил я на двор и потом возвращался к двери, чтобы войти в избу. А ведь зимой распахнуть дверь деревенского дома не то что детям, но и взрослым доставляет немалое усилие и труд; а я, естественно, не мог отворить её, ну и стоял, дожидался, когда откроют, пока у меня ноги не примерзали ко льду. Старуха же, убеждённая в своём «милосердии» - «не подохнет, приблудыш!» - впускала меня под окрики и брань, когда ей вздумается.)

1нче алып баручы

Приехав в Казань (наша деревня находится всего в шестидесяти верстах от Казани), ямщик пошёл на Сенной базар и начал выкрикивать: «Отдаю мальчика на воспитание! Бери, кто хочет!» Тут из толпы вышел какой-то человек и забрал меня у ямщика. Он и увёз меня к себе домой.

Сәхнә артыннан берничә кат көчле тавыш яңгырый: «Асрамага бала бирәм, кем ала?»

Сәхнәгә 2 укучы бала чыгып баса. Берсе - малай, берсе -кыз бала.

Укучы малай.

Асрамага бала, әй, кем ала?

Язмыш кырыс, язмыш битараф.

Алмасалар, кабык арбаларны

Алып китәр иде кай тараф?

Укучы кыз.

Үксез ятим -

Кемгә бала кирәк? -

Дип, язмышың сине рәнҗеткән.

Ул чак язмыш - үзе тере ятим;

Кемнәрдәндер җылы сүз көткән.

Укучы малай.

«Асрамага бала бирәм! - диеп,

Кем ала?» -дип сатып йөргәннәр.

Әй язмышның шомлы агышы!

Бөеклекнең алтын ярлары...

Гомерендә - халкы язмышы,

Җырларында - халкы моңнары.

« Әллүки » җыры яңгырый. Сәхнәгә 5 укучы чыгып баса.

1нче алып баручы :

За свою короткую жизнь успел написать много стихов, интересных сказок, где воспевал красоту родного края, любовь к народу.

Песня»Туган ил» сл.Э.Моэминовой, муз.М.Минхажева.

2нче алып баручы :

Г.Тукай призывал нас любить Родину, родной язык, свой народ.

Он говорил, что татарский народ найдет свое счастье только на

земле своих отцов, в единстве с русским народом.

ученик :

С народом России мы песни певали

Есть общее в нашем быту и морали.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить

Нанизаны мы на единую нить.

Русский танец.

Входит мальчик, гоняющийся за бабочкой.Инсценировка «Бала бел ән күбәләк”

Звучит музыка С.Сайдашева из балета “Шүрәле”

В зал входит Шүрәле

Ш урале:Пальцам больно

Прищемил их Год назад.

Ай, умру- беда какая

Жизни я своей не рад

1нче алып баручы:

Шурале, ты хотел творить зло, поэтому был наказан.

Шурале:Никого теперь не трону-поклянусь тебе душой.

2нче алып баручы:

Поиграй с нами, и твоя боль пройдет.

Шурале: А вы (детям) действительно со мной хотите играть?

Дети: Да!

Игра» Шурале и дети». Пойманные дети рассказывают стихи:

« Ак бабай » - Капитонов Дима

« Карлыгач » - Тухватуллина Эвелина

Куян”- Белова Раиса

Кызыклы шәкерт”- Ендирякова Анна и Яллин Алексей

Шурале: Спасибо вам! В моем лесу сказали, что помочь мне смогут только

дети. И это оказалось правдой! Я больше никого никогда не буду

обижать. А сейчас мне надо возвращаться в лес, там меня мои друзья-

другие Шурале ждут. Я всем расскажу, с какими умными, смелыми и

воспитанными детьми познакомился. Да, чуть не забыл, я тут по

дороге нашел расческу (отдает ведущей). А мне пора уходить. До

свидания! (Уходит)

1нче алып баручы:

Дети, а ведь эту расческу кто-то потерял. Как вы думаете-кто?

Дети: Водяная!

Стук в дверь. Входит Водяная.

Водяная: Я Водяная. Дети, здравствуйте! Где ж мой гребень золотой?

2нче алып баручы:

Вставай с нами в круг и поиграй с детьми: догонишь свой гребень

Золотой - он твой. Ребята, поиграем?

Игра «Догони свой гребень»

Мальчик: Мә, Су анасы, сиңа алтын тарак,

Бер кайчан да булмабыз без карак!

В одяная: Вот,спасибо, обрадовали меня. Нельзя брать чужие вещи без

разрешения! А как же это звучит в сказке, давайте вспомним!

Дети: Есть хозяин или нету

Век чужого не возьму!

Водяная: Молодцы, ребята! Умные вы, однако!

Ох, устала я!

Водяная: Какие же вы ребята молодцы. Спасибо вам всем!

Вы мне очень помогли. А мне пора на речку, до свидания!

Заходят Коза и Баран

Коза: Сарык, куда же мы попали?

Сарык: Не знаю, это и не лес, и не поляна. Тут только люди

Коза: Э-э-э…При входе было же написано, что это же Егоркинская школа.

Коза и Сарык: Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Сарык: А что за праздник тут у вас?

Коза: И-и-и, җүләр Сарык! У них же большой праздник., посвященный

130-летию со дня рождения великого татарского поэта-писателя

Г.Тукая. А на день рождения, тем более на юбилей, нельзя

приходить без подарка. Открывай свой мешок! Там должны быть

и подарки от нас.

Сарык достаёт волчью голову: Вот от нас подарок!

Коза: И-и-и, җүләр Сарык! Это же волчья голова. Из какой сказки она,

ребята?

Дети: Сказка про Козу и Барана.

Коза: А вот вам от нас всех и подарки!

Достает из мешка награды прошлых лет и нынешнего года.

Коза: Что такое? Опять не то. Может быть, кто-нибудь объяснит нам?

Ведущий показывает и объявляет, кто, за что и когда получил эти

награды.

Бальный танец

Коза: Сарык, видно твой мешок подменил кто-то.

Сарык (роется в мешке): Нет, нашел-нашел. Вот же все здесь!

Показывает подарки.

Коза: Дарим вам ручку и блокнот, чтобы вы хорошо учились в школе и

смогли сочинять стихи, как Габдулла Тукай.

Раздают подарки, прощаются и уходят.

Ведущий: Шигыр ь ләрен-әкиятләрен сөйләп,

Үсеп җитәрсез шулай.

Барлык милләт балалары

Ярата сине Тукай!

Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный дню

Рождения Г.Тукая. Дорогие дети! Любите и берегите свой родной

язык!

Песня “Туган тел”- поют все присутствующие.

Список использованной литературы

1. Багаутдинова Д.Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. Казань,1989.

2. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань,1986.

3. Тукай г. Ребенку.Стихи,поэмы, басни. Казань,1982.

4. Исанбаев С. Г.Тукай. Фотоальбом. Казань,1966.

5. Тукай Г. Кончил дело - гуляй смело. Казань,1986.

1 нче укучы . Еллар үткән, ара ерагайган саен, Тукай шәхесе безгә якыная, кадерлерәк була бара. Тукай иҗаты - татар халкының гаҗәеп зур байлыгы. Мәкаль, әйтем, канатлы сүзләргә әйләнеп киткән шигъри юллары, гимн вазифасын башкаручы «Туган тел»е, Җир шарының бөтен халыкларын сокландырган «Шүрәле»се үзе генә дә ни тора?!

Җырлап торган Тукай теле, гаҗәеп бай Тукай иҗаты! Чиксез Тукай рухы! Тукай теле - туган телем! Бүген бу телдә кошлар сайрый сыман, бүген бу телдә чишмәләр чылтырый сыман, иген үсә сыман. Бүген шушы илаһи телдә без сөйлә­шәбез, елыйбыз, җырлыйбыз!

Сәхнә артында « ?» җыры яңгырый.

2 нче укучы. Уйлар Тукайга тора-тора әйләнеп кайта. Җиде-еллык иҗат гомерендә татар халык шагыйре дәрә­җәсенә күтәрелгән бөек шәхеснең язмышы вакыт узган саен игътибарны үзенә җәлеп итә бара.

Язмыш булачак шагыйрьне бишектән үк каһәрли. Шәрифә карчыкның: «Кадалмас әле, килмешәк!» -дигән сүзләре Тукай колагында гомер буе яңгырый. Бу килмешәк - Ту­кай - татар поэзиясенең генә түгел, бөтен төрки әдәбияты­ның күгендә яначак.

Тукайның сабый чакта ук яра алган җанына гомер агышын­да яңадан-яңа җәрәхәтләр өстәлә. Хәзер инде ул милләт өчен яна, көя, хәсрәтләнә, нәфрәтләнә, сызлана. Мөгаен, шушы сый­фатлар Тукайны халык шагыйре дәрәҗәсенә күтәргәндер дә.

3 нче укучы. Тукай - балаларның үз шагыйре, ул аларча сөйләшә, алар дөньясында яши. Шагыйрь дөньяны нәниләр күзе белән күрә. Ул үзе дә тәмам сабыйга әйләнә. «Шүрәле», «Су анасы» кебек әсәрләре белән Тукай безне гаҗәеп тә, серле дә булган әкияти дөньяга алып керә, бераз сискәндерә, юата. Аннары ул безгә дусларча эндәшә:

Һич сине куркытмасыннар шүрәле, җен һәм убыр;

Барчасы юк сүз - аларның булганы юктыр гомер.

Бу - бары тик күңелле бер хикәят, шагыйранә ялган гына икән. Моны аңлау өчен, әлбәттә, күп укырга, белергә кирәк. Шул вакытта «Мәгърифәт нуры ачар күп нәрсәләрнең ялганын». Гомумән, Тукай балалар әдәбиятына зур игътибар бирә. Ул башлангыч мәктәпләр өчен дәреслек-хрестоматияләр төзи. Аларны даими тулыландырып тора.

4 нче укучы. Тукай шигърияте сабый бала өчен дә, олы яшьтәге кешегә дә якын, аңлашыла. Татар халкының гимны булып әверелгән «Туган тел» шигырен генә алыйк: соң­гы сулышкача җанга изгелек, өмет, милли хис иңдереп, буын­нар арасындагы күпер булып тора.

Нинди генә кимсетүләргә дучар булмаган Тукай: ятимлек, фәкыйрьлек, ачлык, авылдан авылга сатылып йөрүләр, татар байларына хезмәт итүләр, татар мәдрәсәсендә черүләр. Тукай кечкенә чакта ук бик күп җырлар белгән. Ул үзенең Газизә апасына: «Апай, минем белмәгән җырым юк бит»,- дип мактана торган булган. Тукай җыр, бәет, әкиятләр җыйган. Ул хисапсыз күп әкият белгән, аларны искиткеч оста итеп сөйләгән. Аның әкиятләрендә җырлар, бәетләр дә була.

Тукай! Йөз меңнәрчә кешеләр зур горурлык һәм илаһи мәхәббәт белән телгә алалар бу исемне. Тукай ул халкыбыз­ның йөзен, рухи асылын чагылдыра. Тукай ул еллар үткән саен биеккәрәк күтәрелә бара. Тукай халыкның киләчәге яшь буын икәнен аңлый. Ул балаларга багышлап бик күп ши­гырьләр яза: «Сабыйга», «Бәйрәм бүген», «Китап», «Бәхетле бала», «Бала белән Күбәләк», «Эшкә өндәү», «Сөткә төшкән тычкан», «Җир йокысы», «Гали белән Кәҗә» һ. б.

Коридор буйлап килеп, сәхнәгә Кәҗә белән Сарык менә.

Кәҗә. Ми-ки-ки-ки! Без кая килеп кердек соң, Сарык?

Сарык . Мә-ә-ә! Белмим шул. Бу урман да, алан да түгел. Ә бу нинди балалар?

Кәҗә. Ми-ки-ки-ки! Ах, уңмаган, надан Сарык! Язып куелган иде бит: «Егоркино мәктә бе »,- диеп.

Сарык . Мә-ә-ә! Болар бит сөекле Тукаебызның туган көненә җыелганнар! Нинди шатлык! Бәйрәм бүген!

Кәҗә. Ми-ки-ки-ки! Надан Сарык, нәрсә басып торасың, кеше көлдереп. Бәйрәм булгач, ач капчыгыңны! Туган көнгә буш кул белән килмиләр бит! (Капчыкта актарына баш­лыйлар.)

Сарык . Бүре башын гына чыгара күрмә! Балалар куркышып таралырлар. Бүген бит бәйрәм!

Кәҗә . Кайгырмагыз, бездә китап күп. Ул китап белән һәркайсыбыз булырбыз тук!

Сарык. Менә бит Тукайның «Сабыйга» китабы. (Кап­чыктан чыгара. Шул исемдәге китаптан бер шигырь укыла.)

Кәҗә. Менә бусы - «Бала белән Күбәләк» китабы. (Сәх­нәгә бала белән Күбәләк чыга. «Бала белән Күбәләк» җыры башкарыла.)

Сарык. Мә-ә-ә, менә бусы - «Су анасы» китабы (капчык­тан чыгара).

«Су анасы» әсәренең сәхнәләштерелгән варианты башкарыла.

Кәҗә. Ми-ки-ки! Карагыз әле, балалар! Менә «Шүрәле» китабы.

«Шүрәле» әсәренең сәхнәләштерелгән вариантыннан өзек күрсәтелә.

Сарык. Мә-ә-ә! Менә бусы, балалар, бөек Тукаебызның юбилеена багышлап чыгарылган китап - «Мин Тукайга киләм». (Яңа китаптан бер шигырь укыла.)

1 нче алып баручы. Тукай рус халкына, рус мәдәниятенә зур ихтирам белән карый, халыклар дуслыгын яклый. Пушкинны Тукай үзенең остазы итеп саный. Тукайның халыклар дуслыгына кагылышлы мондый мәгълүм юллары бар:

Рус җирендә без әсәрле, эзле без,

Тарихында бер дә тапсыз көзге без.

Рус белән тормыш кичердек сайрашып,

Тел, лөгать, гадәт вә әхлак алмашып.

Бергә тормыш, бергәлек чиктән ашып,

Без шаярыштык, вакытлар алмашып.

Һич бетәрме тарихи бу бергәлек? -

Без туган бер җепкә бергә теркәлеп.

2 нче алып баручы. Үз чиратында рус әдәби жәмәгатьчелеге дә Тукай иҗатына игътибар итә башлый. 1914 ел­ны аның берничә әсәре рус теленә тәрҗемә ителә. Тукайны рус укучыларына җиткерүдә дистәләгән тәрҗемәчеләр, шагыйрьләр эшләп килде һәм эшлиләр. Рус теле Тукайга зур дөньяга чыгу өчен ярдәм итә. Ул Пушкин һәм Лермонтов шигъриятеннән сихерләнә, Жуковскийны, Чеховны, Пуш­
кинны, Крыловны бик яратып укый. Тукай Пушкин һәм Лермонтовның күпчелек шигырьләрен татарчага тәрҗемә итә. Тукай әсәрләре илебездә яшәүче барлык халыклар телләренә дә тәрҗемә ителде. Һәм, моннан тыш, гарәп, япон, француз, инглиз, немец һәм башка телләргә тәрҗемә ителде.

Хәзер, әйдәгез, Тукаебызның «Туган тел»ен рус, инглиз телләрендә тыңлап карыйк.

«Туган тел»нең берәр куплеты рус, инглиз телләрендә башкарыла. Сәхнәгә 2 укучы чыга. Берсе артыннан икенчесе чиратлашып укыйлар.

1. 1906-1907 еллар. Бер ел эчендә Тукай 50 ләп шигъри әсәр, поэма (барлыгы меңнән артык шигырь юлы), 50 гә якын мәкалә һәм фельетон яза.

2. 1907 ел. Тукай тәрҗемә итә.

3. 1909 ел. Тукайның 7 китабы дөньяга чыга.

4. 914 ел. Тукайның берничә әсәре рус теленә тәрҗемә ителә.

5. 1917 елдан алып бүгенге көнгә кадәр кайбер әсәрләре рус телендә 2 млн нан артык тираж белән 50 тапкыр басылып чыкты.

6. 1921 ел. Тукайның «Шүрәле»се беренче тапкыр рус телендә басылып чыкты.

7. 1945 ел. М. Җәлил исемендәге Татар дәүләт опера һәм балет театры сәхнәдә беренче мәртәбә «Шүрәле»не куя.

8. 1958 ел. Татарстан Министрлар советы карары белән, 1958 елдан башлап, әдәбият-сәнгать өлкәсендә аеруча уңыш­ларга ирешкән авторларга республиканың Г. Тукай исемен­дәге дәүләт премиясе булдырылуы игълан ителә. Аның дипломы һәм билгесе бар.

9. 1971 ел. Арча районы Яңа Кырлай авылында Г. Тукайның әдәби-мемориаль музее ачыла.

10. 1979 ел. Ибраһим Нуруллинның «Атаклы кешеләр тормышы» сериясеннән «Габдулла Тукай» китабы басылып чыга. Китап рус телендә дә дөнья күрә.

11. 1984 елда Мәскәүдә Пушкин музеенда Тукайга да урын бирелә.

12. 1985 ел. Октябрь. Париж. Берләшкән Милләтләр Оешмасының мәгариф, фән һәм мәдәният мәсьәләләре буенча комитеты (ЮНЕСКО) татар халык шагыйре Г. Тукайны бөтендөнья бөек кешеләр исемлегенә кертелүен игълан итте.

13. 1986 ел. Башкалабыз Казанда Тукай музее ачыла.

1 нче алып баручы. Тукайга күңел тора-тора әйләнеп кайта. Тукай турында инде күп язылды кебек. Ләкин ачыкланып бетмәгән сораулар күп әле. Тукай әсәрләренең яңа академик басмасын җыялар. Кайчандыр Парижда чыккан «Мусульманин» журналын тикшерәләр. Тукай тавышы язылган пластинка да бар икән. Тукай фондын булдыру буенча эш башланды.

2 нче алып баручы. Шагыйрьне ныграк аңлау өчен, аның туган якларын барып күрү кирәк, диләр. Бу сүзләрдә, чыннан да, зур хаклык бар. Тукайның юбилеен каршылап, безнең мәктәп коллективы Казан арты тарафларына сәяхәт кылды. Без Тукай-Кырлай авылы музеенда булдык. Кырлай Тукай күңеленә иң якын яклары белән кереп кала һәм аның иҗатында зур урын алып тора. Ә хәзер сүзне шул сәяхәттән
кайтучыларга бирәбез.

Экранда Кырлайда төшерелгән видеофильм күрсәтелә.

2 нче алып баручы. Ике катлы, берничә залдан торган бу музейдан без үзебезгә зур рухи азык, көч алып кайттык. Бу музейда инде 100 меңнән артык кеше булып киткән. Сириядән килгән галим язып калдырганча әйтсәк: «100 меңнән артык кеше хаҗ кылган». Алар арасында Япония, Америка, Африка, Испания һ. б. бик күп илләрнең сәяхәтчеләре, галимнәре булып киткән, шул исәптән без - 3 нче мәктәп-гимназия коллективы да бу музейда булып, истәлек альбомына тамгабызны салып калдырдык.

Тукай белән бәйле урыннарны халкыбыз изге итеп сак­лый. Ул яклар кешеләрне сихри бер көч белән үзенә тартып тора. Әнә шуңа күрә без дә, шундый озын юллар үтеп, Кырлайны күреп кайттык. Тукай эзләреннән үтү - үзе бер гомер. Аның иҗаты алдында баш ию - үзе бер бәхеттер.

1 нче алып баручы. Безнең китапханәдә Тукай китаплары күп. Алар төрле яшьтәге укучыларга адресланган. Китаплар - барысы да диярлек татар һәм рус телләрендә.
Шунысы куанычлы: Тукаебызның китаплары беркайчан да киштәләрдә ятмый, аларны яше-карты бик яратып укый. Тукайны укыганда хәйран каласың: сәламәтлеккә дә туймаган, ябык кына, кечерәк буйлы бу кешегә шулкадәр рухи биеклек каян килгән? Күрәсең, халыктан - халык белән берегүдәндер. Табигать Тукайга бөек талант та биргән - шул­кадәр аз вакыт эчендә 10 мең шигырь, 50 табактан артык чәчмә әсәр язып калдыра алмас иде.

Тукай тормышы ул - күз яшьләре белән ачынып көлү, җыр белән тулы тормыш. Аның 110 еллыгына багышланган күп серияле фильм төшерелде. «Каргышлы балачак» дип атала ул.

2 нче алып баручы («Т ә фтилә ү » музыкасы астында укый).

Киләчәкне күреп бара шагыйрь,

Пар атлары күптән җигелгән.

Күчә Тукай яңа дәверләргә,

Халык йөрәгенең түреннән.

Рузалия Халимова
Сценарий праздника по творчеству Г. Тукая «Какой удивительный поэт!»

Цель : создание условий для активного эмоционального восприятия литературных и музыкальных образов произведений Габдуллы Тукая , формирования национального самосознания и развития творческих способностей .

Задачи :

Средствами музыки, литературы, прикладного искусства совершенствование эстетического восприятия детьми великого наследия татарской культуры – произведений Габдуллы Тукая , обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, а именно, музыки, литературы.

Обучение детей умению использовать в практике полученные ранее знания о музыкальном образе, форме, средствах музыкальной выразительности и т. д.

Через атмосферу гуманного и доброжелательного отношения к воспитанникам, воспитывать в них общительность, доброту, любознательность, инициативность, стремление к самостоятельности и творчеству .

Наглядность : иллюстрации весенних пейзажей, портреты композитора Ф. Яруллина, поэта Г . Тукая .

Музыкальный материал : Тат. н. песня «Туган авыл» , «Туган тел» , Ф. Яруллина отрывки из балета «Шурале» - «Шулале» , детский танец

Оборудование : ПК, видеопроектор, экран, светотехника, костюм «Су Анасы» , столы, раскраски «Шурале» , цветная черная бумага, клей, ножницы, карандаши.

Методы : наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, показ с пояснением, игровые приемы, прием погружения в музыку

Художественно-педагогическая идея : Тукай является как бы удостоверением величия таланта своего великого народа.

"Какой удивительный поэт !" - сказал о нем мой отец.

Расул Гамзатов

Ход НОД:

(В музыкальном зале оформление соответствует тематике НОД : портрет поэта … Установлена видеоаппаратура. Детские столы выстроены формой на усмотрение педагогов. На столах заранее размещены для каждого ребенка заготовки для аппликации. Дети парами заходят в зал под музыку медленной татарской народной мелодии, выстраиваются в круг)

Дети здороваются на двух языках в песенной форме.

Ребята, мы с вами знаем очень много танцевальных движений : русских народных, эстрадных, классических… А знаем ли мы татарские народные танцевальные движения? Подумайте, какими они должны быть? И кто покажет?

(девочка и мальчик выходят в центр круга и показывают поочередно движение, все под музыку за ним повторяют)

Муз. рук. В деревнях в те давние времена звучал необычный инструмент. Послушайте его звучание (звучит курай и гармошка) . Молодые юноши и девушки вечером после работы собираются на полянке чтобы послушать пение птиц, поиграть в игры, попеть… Одной из таких деревень была деревня Кырлай. (слайд1) Удивительно живописная она была воспета в стихах великого татарского поэта Габдуллы Тукая (слайд 2)

Звучит песня «Туган авыл» 1 к. (дети стоя в кругу покачиваются на месте, по окончании музыки садятся на стульчики)

Именно в такой деревне и родился знаменитый поэт татарского народа – Габдулла Тукай . Вот как он пишет о ней : (Слайд)

«Стоит моя деревня на горке некрутой.

Родник с водой студеной от нас подать рукой.

Мне всё вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,

Люблю душой и телом я всё в краю моем.»

Педагог тат. языка :

Знакомит детей кратко с биографией поэта (Слайды)

Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество Тукая многогранно : он поэт и публицист , литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.

Габдулла Тукай родился в апреле 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей Казанской губернии. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре.

В Уральске прошли детство и юность поэта . Здесь он поступил в медресе, в этом городе начал писать стихи. В этом уральском городке молодой Тукай познакомился с творчеством великих русских поэтов - Пушкина и Лермонтова. Их стихи покорили сердце начинающего поэта .

Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим , что надо защищать свои права и не бояться хозяина.

Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов Тукая , который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца.

Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.

Перед молодым Тукаем встал вопрос , куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом . Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу . Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева "Вакыт" ("Время") . И хотя Тукай знал , что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.

Тукай любил свой народ и , пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.

Тукай горячо , самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут.

За период жизни Тукая в Казани нет , пожалуй, ни одного его поэтического сборника , на который не налагался бы арест. Дружба Тукая с Ф . Амирханом, Г. Камалом, Г. Кулахметовым и большевиком Хусаином Ямашевым способствовала формированию идейных взглядов поэта . Он с большой теплотой пишет о первом татарском большевике X. Ямашеве.

Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю , он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее "светозарной", городом науки и искусства.

Борьба с самодержавием, с буржуазными националистами отняла у поэта много силы . Здоровье Тукая резко ухудшилось . Поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне поэту стало еще хуже . Было решено положить Тукая в больницу . Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил : "Мне говорили, что больница - это первая станция к смерти. А мне хотелось немножко пожить на свете".

В пять часов вечера 11 апреля 1913 года поэта не стало . Габдулла Тукай умер в расцвете творческих сил и таланта , как писал Горький, "от голода и чахотки".

Татарский народ высоко чтит память о выдающемся народном поэте . Именем Тукая в республике названы госфилармония, премия, которой удостаиваются лучшие литературные произведения и произведения искусства, его имя носит улица Казани. На месте нынешней Тукаевской улицы были две - Тихвинская и Екатерининская. Вторая шла от нынешней улицы Татарстан к Кабану.

Тукай жил в номерах "Булгар" (угол Кирова и Татарстан) . На этом доме установлена мемориальная доска. Есть она и на доме, стоящем на углу улиц Островского и Кави Наджми. Во времена Тукая здесь была больница (ныне клиника ГИДУВа) .

Прах Габдуллы Тукая покоится на татарском кладбище в Приволжском районе.

Дети читают стихи поэта . (Придлжение)

Одно из самых знаменитых произведений поэта – «Туган тел» . Настолько наш народ полюбил этот стих, что люди начали не просто его перечитывать, они превратили его в песню. А кто знает, о чем в ней говорится?

«О, как хорош родной язык, отца и матери язык,

Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!

Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,

А после - бабушка меня старалась сказкою унять.

Родной язык, ты мне помог понять и радость с малых лет,

И боль души, когда в глазах темнеет, меркнет ясный свет.

Ты мне, родной язык, изречь молитву первую помог :

"Прости меня, отца и мать, великодушен будь, мой бог!"»

Мы его не просто прослушаем, но и исполним на музыкальных инструментах.

(Дети исполняют оркестром произведение «Туган тел» )

Звучит музыка. Заходит Су Анасы и что-то ищет.

Татар. язык.

Кто Вы и что вы ищете у нас?

Я водяная - Су Анасы. А ищу я свой волшебный гребень. Не забрал ли какой мальчишка из вашего детского сада? (подозрительно смотрит на мальчиков) А то в прошлый раз один мальчик унес мой гребень.

Нет Су Анасы, в нашем саду воришек нет, ты наверное снова где-нибудь на берегу его оставила. Не расстраивайся, мы тебе новый подарим. Но только, мы сначала хотим тебя на танец пригласить.

О, конечно, конечно. Было бы очень весело, давно не слышала детского голоса. У меня на волшебном озере все больше птички, сверчки, да лягушки.

(Дети исполняют песню-танец «Тугэрэк уен» по УМК)

После танца Водяная благодарит за танец, за гребень и уходит.)

Воспитатель

А сейчас послушайте литературную загадку, о ком идет речь?

Смотрит - и глазам не верит. Что же это? Человек?

Джин, разбойник или призрак - этот скрюченный урод?

До чего он безобразен, поневоле страх берет!

Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,

Руки, ноги - точно сучья, устрашат и смельчака.

Злобно вспыхивая, очи в черных впадинах горят,

Даже днем, не то что ночью, испугает этот взгляд.

Он похож на человека, очень тонкий и нагой,

Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.

У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых, -

Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых.

Правильно, это герой сказки «Шурале» .

Кто такой Шурале? Он какой ? Какие у этого лесного создания особенности? (Слайд)

(Воспитатель приглашает детей сесть за столы и выполнить аппликацию Шурале по образцу. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, что дети будут делать аппликацию под музыку Ф Яруллина «Шурале» (Слайд) После выполнени дети вывешивают работы на стенд)

Воспитатель проводит итог работы, выделяет особенные работы.

Ваши картинки будто ожили. А помогло нам в этом произведение замечательного композитора Фарида Яруллина из балета «Шурале – «Шурале» . Балет настолько знаменит, его так любят смотреть, люди приезжают со всех концов республики в знаменитый театр оперы и балета имени М. Джалиля в городе Казани (Слайд)

Итог проводит тат яз