Внутренний аудит смк пример. Форма задания на проведение внутреннего аудита смк

Подробности Опубликовано 02.10.2019

ЭБС «Лань» информирует о том, что за сентябрь 2019 года обновлены доступные нашему университету тематические коллекции в ЭБС «Лань»:
Инженерно-технические науки - Издательство «Лань» - 20

Надеемся, что новая коллекция литературы будет полезна в учебном процессе.

Тестовый доступ к коллекции «ПожКнига» в ЭБС «Лань»

Подробности Опубликовано 01.10.2019

Уважаемые читатели! C 01.10.2019 г. по 31.10.2019 г. нашему университету предоставлен бесплатный тестовый доступ к новой издательской коллекции в ЭБС «Лань»:
«Инженерно-технические науки» издательства «ПожКнига» .
Издательство «ПожКнига» является самостоятельным подразделением Университета комплексных систем безопасности и инженерного обеспечения (г. Москва). Специализация издательства: подготовка и издание учебно-справочной литературы по пожарной безопасности (безопасность предприятий, нормативно-техническое обеспечение работников системы комплексной безопасности, пожарного надзора, пожарная техника).

Успешное окончание выдачи литературы!

Подробности Опубликовано 26.09.2019

Уважаемые читатели! Мы рады вам сообщить об успешном окончании выдачи литературы студентам первого курса. С 1 октября читальный зал открытого доступа №1 будет работать по обычному графику c 10:00 до 19:00.
С 1 октября студенты, не получившие литературу со своими группами, приглашаются в отделы учебной литературы (помещения 1239, 1248) и отдел социально-экономической литературы (помещение 5512) для получения необходимой литературы в соответствии с установленными правилами пользования библиотекой.
Фотографирование на читательские билеты осуществляется в читальном зале №1 по расписанию: вторник, четверг с 13:00 до 18:30 (перерыв с 15:00 до 16:30).

27 сентября - санитарный день (подписываются обходные листы).

Оформление читательских билетов

Подробности Опубликовано 19.09.2019

Уважаемые студенты и сотрудники университета! 20.09.2019 и 23.09.2019 с 11:00 до 16:00 (перерыв c 14:20 до 14:40) приглашаем всех желающих, в т.ч. студентов первого курса, не успевших сфотографироваться со своими группами, для оформления читательского билета в читальный зал №1 библиотеки (пом. 1201).
С 24.09.2019 возобновляется фотографирование на читательские билеты по обычному графику: вторник и четверг с 13:00 до 18:30 (перерыв с 15:00 до 16:30).

Для оформления читательского билета необходимо при себе иметь: студентам - продлённый студенческий билет, сотрудникам - пропуск в университет или паспорт.

Внедрив систему менеджмента, руководство организации должно ин­тересоваться, как она функционирует, где происходят сбои в системе, и оценивать её результативность. Результаты внутренних аудитов предоставляют такого рода информацию для анализа со стороны руководства организации, что позволяет разработать корректирующие действия и выявить возможности улучшения, как отдельных процессов, так и системы в целом.

Целью проведения внутренних аудитов является проверка того, что система менеджмента:
а) соответствует установленным требованиям.
б)результативно внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.

Таким образом, объектом внутреннего аудита является вся система менеджмента, а не деятельность конкретных сотрудников организации.

Принципы проведения аудита делают аудит результативным и надежным методом поддержания политики руководства и контроля, обеспечивая информацией, на основе которой организация может улучшать свои характеристики, а также являются предпосылкой для объективных заключений по результатам аудита. К принципам проведения аудита относят :

а) этичность поведения (ethical conduct) — основа профессионализма.
Существенными при аудите являются ответственность, неподкупность, умение хранить тайну и осмотрительность;
б) беспристрастность (fair presentation) — обязательство представлять правдивые и точные отчеты. Выводы аудитов, заключения по результатам аудита и записи отражают правдиво и точно деятельность по аудиту. Неразрешенные проблемы или разногласия между аудиторской группой и проверяемой организацией отражают в отчетах (актах).
в) профессиональная осмотрительность (due professional care) — прилежание и умение принимать правильные решения при проведении аудита.
г) независимость (independence) — основа беспристрастности и объективности заключений по результатам аудита. Аудиторы независимы в своей деятельности и свободны от предубеждений и конфликтов интересов.
д) подход, основанный на свидетельстве (evidence-based approach), — разумная основа для достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита в процессе систематического аудита. Свидетельство аудита основано на выборках существующей информации, поскольку аудит осуществляется в ограниченный период времени и с ограниченными ресурсами. Соответствующее использование выборок тесно связано с доверием, с которым относятся к заключениям по результатам аудита .

В зависимости от размера, вида деятельности и сложности проверяемой организации программа аудита может включать один и более аудитов. Эти аудиты могут иметь различные цели и включать совместный или комплексный аудит. Программа аудита также включает деятельность, необходимую для планирования и организации определенного количества и вида аудитов и обеспечения их ресурсами, необходимыми для эффективного и результативного проведения аудитов в заданные сроки. В организации могут быть разработаны несколько программ аудита. Высшее руководство организации должно предоставлять полномочия для управления программой аудита. Схема процесса управления программой аудита приведена на рисунке 1.

При этом необходимо обратить особое внимание на разделение обязанностей, обеспечение дополнительными ресурсами. Аудиторские группы должны обладать дополнительной компетентностью и иметь соответствующие процедуры. Эти вопросы необходимо согласовать до начала аудита.

Рисунок 1 — Последовательность процессов управления
программой аудита

Частью программы аудита являются указания по планированию и проведению аудитов.

1. Организация проведения аудита. Ответственные за управление программой аудита должны назначать руководителя конкретной аудиторской группы. При проведении совместного аудита до начала аудита важно достичь соглашения между проверяющими организациями относительно обязанностей каждой организации и, в частности, относительно полномочий руководителя аудиторской группы, назначенного на аудит .

Для каждого аудита необходимо определить цели, область и критерии в пределах программы аудита.

Цели аудита включают в себя:
а) определение степени соответствия системы менеджмента проверяемой организации или ее частей критериям аудита;
б) оценку возможности системы менеджмента обеспечивать соответствие законодательным требованиям, нормативным требованиям и требованиям контракта;
в) оценку результативности системы менеджмента для достижения конкретных целей;
г) идентификацию областей потенциального улучшения системы менеджмента.

При проведении аудита следует учитывать следующие факторы:
— достаточность и наличие необходимой информации для планирования аудита;
— адекватное сотрудничество с проверяемой организацией;
— наличие времени и необходимых ресурсов.

2. Анализ документов . Прежде чем начать деятельность по аудиту на месте, анализируют документы проверяемой организации, документы по системе менеджмента, записи, а также отчеты по предыдущим аудитам с целью определения соответствия системы документам и критериям аудита. Анализ должен учитывать размер, вид деятельности и сложность организации, а также цели и область аудита.
Если документация признана неадекватной, то руководитель аудиторской группы должен проинформировать заказчика аудита, ответственных за управление программой аудита и проверяемую организацию. Необходимо принять решение по продолжению или приостановке аудита до тех пор, пока проблемы с документацией не будут разрешены.

3. Подготовка к проведению аудита «на месте ». Руководитель аудиторской группы должен подготовить план аудита для согласования с заказчиком аудита, аудиторской группой и проверяемой организацией. На основании плана уточняют сроки выполнения отдельных работ, предусмотренных планом. В плане аудита должны найти отражение область и уровень сложности аудита в зависимости, например, от того, первоначальный это или последующий аудит, внутренний или внешний аудит. План аудита должен быть достаточно гибким, чтобы по мере осуществления аудита на месте при необходимости можно было внести изменения, например в область аудита. План аудита должен включать:
а) цели аудита;
б) критерии аудита и ссылочные документы;
в) область аудита, включая идентификацию организационных и функциональных подразделений и процессов, которые будут проверяться;
г) даты и места проведения аудита;
д) ожидаемое время и продолжительность проведения аудита на месте, включая совещания с руководством проверяемой организации и совещания групп по аудиту;
е) роли и обязанности членов аудиторской группы и сопровождающих лиц;
ж) распределение соответствующих ресурсов по «критичным местам» проведения аудита.

План должен быть проанализирован, принят заказчиком аудита и представлен проверяемой организации перед началом аудита на месте.

Любые возражения со стороны проверяемой организации должны быть разрешены с руководителем аудиторской группы и заказчиком аудита. Любой пересмотренный план аудита должен быть согласован с заинтересованными сторонами .

4. Проведение аудита «на месте ». Предварительное совещание проводят с руководством проверяемой организации или, где это возможно, с теми, кто отвечает за проверяемые подразделения или процессы. Цель предварительного совещания:
а) подтверждение плана аудита;
б) предоставление краткого обзора плана выполнения аудита;
в) подтверждение каналов обмена информацией;
г) предоставление возможностей проверяемой организации задать вопросы.

Свидетельство аудита основано на выборках подходящих данных. Поэтому имеется элемент неопределенности при проведении аудита, и выводы аудита должны учитывать эту неопределенность. На рисунке 2 приведена блок-схема процесса, начиная от сбора информации до получения заключения по результатам аудита.

Рисунок 2 — Блок-схема процесса — от сбора информации до получения заключений по результатам аудита

Для получения выводов аудита свидетельства аудита должны быть сопоставлены с критериями аудита. Выводы аудита указывают на соответствие или несоответствие критериям аудита. Если это определено целями аудита, выводы аудита могут определять возможности для улучшения. Аудиторская группа, при необходимости, должна собираться для анализа выводов аудита на определенных этапах во время аудита.

Соответствия критериям аудита должны быть обобщены с указанием мест расположения, подразделений или процессов, которые подвергались аудиту. Если это предусмотрено планом аудита, отдельные выводы аудита о соответствии и подтверждающие их свидетельства также должны быть записаны.

Несоответствия и подтверждающие их свидетельства аудита должны быть записаны и классифицированы (ранжированы).

Аудиторская группа до заключительного совещания должна выполнить следующее:
а) рассмотреть выводы аудита и другую соответствующую информацию, собранную во время аудита, на соответствие целям аудита;
б) согласовать заключения по результатам аудита с учетом неопределенности, присущей процессу аудита;
в) подготовить рекомендации, если это предусмотрено целями аудита;
г) обсудить действия по результатам аудита, если это входит в план аудита.

Цель заключительного совещания — представить выводы и заключения по аудиту таким образом, чтобы они были признаны проверяемой организацией, и, при необходимости, были согласованы сроки предоставления плана корректирующих и предупреждающих действий.

5. Подготовка, утверждение и рассылка отчета (акта) по аудиту . Руководитель аудиторской группы отвечает за подготовку и содержание отчета (акта) по аудиту. Отчет (акт) по аудиту должен содержать полные, точные, сжатые и понятные записи по аудиту.

Отчет (акт) по аудиту является собственностью заказчика аудита. Члены аудиторской группы и все, кто получает отчет (акт) по аудиту, должны соблюдать требования конфиденциальности содержимого отчета (акта).

6. Завершение аудита . Аудит считается завершенным, если все процедуры, предусмотренные планом аудита, выполнены, и утвержденный отчет (акт) по аудиту разослан.
Документы, имеющие отношение к аудиту, следует хранить или уничтожать на основании соглашения между участвующими сторонами в соответствии с процедурами программы аудита, соглашением между сторонами и в соответствии с действующим законодательством, нормативными требованиями и требованиями контрактов.

7. Действия по результатам аудита . Заключения по результатам аудита могут указывать на необходимость корректирующих, предупреждающих действий или, при необходимости, действий по улучшению. Последующие действия не рассматривают как часть аудита, и вопрос об их проведении в согласованные сроки обычно решает проверяемая организация, которая должна информировать заказчика аудита о состоянии выполнения этих действий.
Завершение и результативность корректирующих действий должны быть верифицированы. Верификация может быть частью последующего аудита.

Таким образом, аудитор должен знать и уметь применять принципы, процедуры и методы аудита. Для проверки систем менеджмента внутренний аудитор должен хорошо знать и понимать: терминологию в проверяемой области; требования соответствующего стандарта (МС ИСО 9001, МС ИСО 14001. Уметь результативно планировать и организовывать работу. Оценивать факторы, которые могут повлиять на надежность наблюдений и заключений по результатам аудита; использовать чек листы, планы выработки и формы для регистрации действий по аудиту; обеспечивать конфиденциальность и безопасность информации.

Аудит проводится в следующей последовательности:

Инициирование группы (назначение руководителя группы; определение цели, области и критериев аудита; формирование группы по аудиту; начальный контакт с проверяемой организацией);

Анализ документов системы менеджмента и определение их адекватности;

Подготовка к аудиту (планирование; определение задач
для членов группы; подготовка рабочей документации);

Выполнение аудита "на месте" (предварительное совещание; сбор и проверка данных; получение наблюдений аудита; заключительное совещание);

Завершение аудита, оформление дела об аудите (сохранение документов);

Последующие аудиты, при необходимости.

Лица, отвечающие за управление программой аудита, должны назначить руководителя группы по аудиту. При этом следует учитывать его компетентность и способность обеспечить реализацию целей аудита.

Цели аудита определяются его заказчиком, т. е. организацией, которой необходимо провести внешний или внутренний аудит. Цели аудита должны предусматривать:

а) определение степени соответствия системы менеджмента проверяемой организации или ее частей критериям аудита;

б) оценку возможности системы менеджмента обеспечивать соответствие требованиям контракта и обязательным требованиям;

в) оценку результативности системы менеджмента в свете достижения конкретных целей;

г) выявление областей потенциального улучшения системы

менеджмента.

Область и критерии аудита определяются организацией, заказавшей аудит, и руководителем группы по аудиту. Любые последующие изменения целей, области или критериев аудита должны согласовываться с организацией-заказчиком и руководителем группы по аудиту.

Задача определения выполнимости аудита в значительной степени относится к практике проведения внешних аудитов. Это не означает, что для внутренних аудитов не нужно определять возможность их проведения. Такая возможность определяется с учетом следующих факторов:

а) необходимое количество данных и соответствующей информации для планирования аудита;

б) адекватное сотрудничество со стороны проверяемой организации;

в) наличие времени и ресурсов.

В случае внутренних аудитов вопросы выполнимости аудита обычно урегулируются самой организацией.

После подтверждения возможности проведения аудита необходимо сформировать группу по аудиту. Аудит может выполняться и одним аудитором. В этом случае он выполняет все обязанности руководителя группы.

При определении численности и состава группы по аудиту необходимо учитывать следующее:

а) цели, область и критерии аудита;

б) компетентность группы по аудиту, необходимую для достижения целей;

в) требования органов по сертификации;

г) требования по обеспечению независимости группы по аудиту от проверяемой деятельности (в целях исключения конфликта интересов);

д) возможность совместной эффективной работы группы по
аудиту и проверяемой организации.

Для обеспечения компетентности группы по аудиту следует определить, какие знания и навыки необходимы для достижения целей аудита, а затем осуществить подбор членов группы с требуемыми знаниями и навыками. В целях обеспечения группы специальными знаниями в нее можно включить технических экспертов, которые должны работать под руководством аудиторов. Заказчик и проверяемая организация имеют право потребовать замены членов группы на разумном основании. В случае внутреннего аудита данные вопросы решаются внутри организации.

В целях обеспечения наибольшей эффективности аудита качества стандартом ИСО 19011:2002 рекомендовано, чтобы руководитель группы по аудиту установил предварительный контакт с проверяемой организацией. Цели предварительного контакта:

а) оформление соглашения на аудит;

б) определение каналов обмена информацией;

в) обеспечение информацией относительно графика аудита и
состава группы по аудиту;

г) обеспечение доступа к соответствующим документам, включая записи, для последующей их оценки;

д) определение правил безопасности;

е) достижение совместного соглашения о необходимости обеспечения группы по аудиту сопровождающими лицами.

Следует отметить, что данный вопрос актуален и для внутреннего аудита. Процесс подготовки к аудиту должен включать предварительное ознакомление с характером работ в проверяемом подразделении и установление необходимых деловых контактов.

С целью получения полной информации о готовности организации к аудиту руководитель группы по аудиту предварительно анализирует документацию системы менеджмента и записи, включая отчеты по предыдущим аудитам.

Если в результате анализа выявлено, что документация системы менеджмента не соответствует области аудита или установленным критериям, об этом следует проинформировать заказчика, проверяемую организацию и ответственного за управление программой аудита. В этом случае дальнейшее расходование ресурсов на аудит прекращается до тех пор, пока не будут удовлетворительно решены все возникшие вопросы.

Применительно к внутреннему аудиту предварительный анализ документации позволит повысить эффективность аудиторской проверки и выявить дополнительные возможности улучшения системы.

Руководитель группы по аудиту должен подготовить план аудита, который представляется проверяемой организации перед началом аудита.

Уровень детализации плана может различаться для внешнего и внутреннего аудитов, а также в зависимости от области аудита.

План аудита должен содержать следующее:

а) цели аудита;

б) критерии аудита и ссылочные документы;

в) область аудита;

г) дату и место проведения аудита;

д) роль и ответственность членов группы по аудиту и сопровождающих лиц.

План аудита может содержать указания, касающиеся содержания отчета по аудиту, методов классификации несоответствий, предполагаемой даты выпуска отчета, а также обеспечения конфиденциальности получаемой информации.

Если аудит проводит группа из нескольких лиц, целесообразно для достижения эффективности аудиторской проверки распределить обязанности между членами группы по аудиту. Этот вопрос решает руководитель группы. Члены группы по аудиту должны проанализировать всю информацию, имеющую отношение к их обязанностям, и подготовить рабочую документацию, необходимую для продуктивной работы в процессе аудита.

Рабочие документы готовятся группой по аудиту заранее и используются в качестве справочных материалов и/или протоколов. К рабочим документам можно отнести:

а) контрольные листы, планы выборочного контроля;

б) формы для заполнения данных, свидетельств, наблюдений
и протоколов совещаний.

Контрольный лист - заранее составленный систематизированный перечень вопросов, ответы на которые позволят аудитору получить в ходе аудита необходимую информацию о степени соответствия состояния объекта проверки установленным требованиям. Вопросы следует формулировать четко, чтобы аудитор мог получить максимум необходимой информации.

Контрольный лист может быть одним из самых полезных инструментов аудитора, но только если он хорошо подготовлен Л и предназначен для конкретной ситуации, где он будет использоваться. Цель контрольного листа - напомнить аудитору об информации, которую он должен получить, и о фактах, которые должны быть проверены.

У аудитора должна быть возможность записать полученные ответы (для этого в листе следует предусмотреть соответствующее поле).

Сведения об интервьюируемых людях, о документации и оборудовании, которые проверяются, должны быть записаны, а также любое относящееся к делу замечание. Таким образом, контрольные листы становятся регистрационными записями об аудите. Другое назначение контрольного листа - помочь управлять временем. Пользуясь контрольным листом, аудитор будет планировать свои последующие шаги, чтобы закончить аудит вовремя.

Использование контрольных листов и готовых форм не должно ограничивать поле деятельности аудитора. Стандарт ИСО 19011:2002 содержит специальное указание по данному вопросу.

Рабочие документы и записи следует хранить до завершения аудита. Члены группы по аудиту должны соблюдать правила хранения документов, содержащих конфиденциальную информацию.

Аудит начинается с предварительного совещания, которое проводит руководитель группы по аудиту. Стандарт ИСО 19011:2002 содержит следующие рекомендации по проведению вводного совещания:

а) представить членов группы, обрисовав их роль в проведении аудита;

б) подтвердить цели, область и критерии аудита;

в) подтвердить график проведения работ по аудиту, дату и
время заключительного совещания;

г) ознакомить с методами и процедурами аудита, проинформировать организацию о том, что свидетельством аудита будут
выборочные данные и поэтому при проведении аудита будет
присутствовать элемент неопределенности;

д) подтвердить, что проверяемая организация будет информирована о ходе аудита во время его проведения;

е) ознакомить с методами составления отчетов, включая классификацию несоответствий;

ж) проинформировать об условиях, при которых аудит может
быть прекращен;

з) подтвердить правила соблюдения конфиденциальности;

к) проинформировать о системе апелляций по результатам аудита.

Следует отметить, что применительно к внутреннему аудиту повестка предварительного совещания может быть существенно упрощена, и оно не носит такого официального характера, как при внешнем аудите.

Группа по аудиту должна периодически обмениваться информацией в ходе аудита. Для этой цели проводятся совещания. Если в ходе аудита получено свидетельство, указывающее на невозможность реализации целей аудита, руководитель группы должен доложить проверяемой организации о причинах этого, с тем чтобы предпринять дальнейшие действия. В частности, может быть пересмотрен план аудита, изменены цели и/или область аудита.

В работе группы по аудиту могут по согласованию участвовать наблюдатели. В целях координации и повышения эффективности работы группы по аудиту целесообразно назначить сопровождающих от проверяемой организации. Разумеется, это относится только к внешнему аудиту. Внутренние аудиторы, будучи сотрудниками организации, работают без сопровождающих. В то же время внутренние аудиторы, хорошо знающие свою организацию и действующую в ней систему менеджмента, наилучшим образом подходят на роль сопровождающих.

Сопровождающие должны оказывать помощь группе по аудиту и действовать по просьбе руководителя группы. В их обязанности входит:

а) обеспечение контактов и назначение времени для бесед с
персоналом проверяемой организации;

б) обеспечение посещений определенных участков организации;

в) обеспечение безопасности и ознакомление группы по аудиту с правилами безопасности.

Однако наблюдатели и сопровождающие не входят в состав группы по аудиту и не должны влиять на проведение аудита.

Сбор и проверка информации - один из основных этапов аудита. Аудитор может использовать следующие методы сбора информации:

а) опросы;

б) наблюдения за деятельностью;

в) анализ документов.

Один из методов, который полезно использовать во время аудита, - следование. Это означает следование ходу работы по всем направлениям, за которые отвечает проверяемое структурное подразделение. Однако метод следования не должен использоваться изолированно. Необходимо проявить осторожность в отношении того, чтобы сосредоточение на отдельных процессах и функциях не увело от общего наблюдения за деятельностью внутри проверяемого подразделения.

Собранная и проверенная информация образует свидетельства аудита. Следует помнить, что свидетельства аудита основываются на выборках данных, поэтому при проведении аудита, повторим, всегда присутствует элемент неопределенности. Выводы, которые делаются в ходе аудита, должны учитывать эту неопределенность.

Оценка собранных свидетельств относительно критериев аудита позволяет получить наблюдения аудита. Поскольку наблюдения могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита, их можно классифицировать.

Для регистрации несоответствий используют протоколы (акты, отчеты) о несоответствии.

В протоколе о несоответствии должны быть отмечены:

а) время и место обнаружения несоответствия;

в) классификация несоответствия;

Представители проверяемой организации должны проанализировать несоответствия. Чтобы анализ несоответствий был эффективным, протокол о несоответствии должен иметь:

а) заголовок и единственный в своем роде номер;

б) поле для аудитора, чтобы записать содержание несоответствия и ссылки на документы системы менеджмента;

в) поле для проверяемого, чтобы записать о необходимости
предпринять корректирующее действие и предполагаемую дату
его внедрения;

г) поле для аудитора, чтобы подтвердить, что корректирующее
действие внедрено и является эффективным.

Необходимо отметить, что на каждое несоответствие должен быть оформлен свой протокол.

Протокол аудитора должен содержать:

а) наблюдение, которое должно быть засвидетельствовано
проверяемым;

в) классификацию несоответствия.

Несоответствие должно соотноситься только с одной статьей стандарта - самой подходящей.

Чтобы повысить эффективность проверки и выявить пути дальнейшего улучшения системы менеджмента, следует всегда заполнять графу о внедрении корректирующего (предупреждающего) действия.

В стандарте ИСО 19011:2002 не регламентированы конкретные формы документов, заполняемых в процессе аудита. Этот вопрос оставлен на усмотрение организаций - пользователей стандарта.

Если в ходе аудита выявлены несоответствия, важно, чтобы они были вовремя учтены и согласованы со всеми заинтересованными сторонами. Группа по аудиту до заключительного совещания должна подготовить заключение по результатам аудита, для чего необходимо:

а) проанализировать наблюдения аудита на соответствие его
целям и критериям;

б) согласовать заключение по результатам аудита;

г) обсудить необходимость последующих аудитов.

Заключительное совещание проводится под председательством руководителя группы по аудиту. На нем руководству проверяемой организации представляется заключение по результатам проведенного аудита. Необходимо добиться, чтобы представленные аудиторами наблюдения были поняты и признаны проверяемыми.

Заключительное совещание является официальным в случае внешнего аудита. При внутреннем аудите его повестка может быть существенно упрощена.

Ответственность за точность, полноту и достоверность итогового отчета по аудиту несет руководитель группы по аудиту. Если придерживаться порядка немедленной отчетности, обнаруживается, что адекватность проверки, быстрота и точность завершения корректирующих действий значительно увеличиваются.

При подготовке отчета по аудиту следует помнить, что он должен отражать только факты и быть:

а) понятным тем лицам, для которых он составлен;

б) точным, а его утверждения - обоснованными, ссылки - корректными;

в) согласованным со всеми заинтересованными сторонами.

В отчет не следует включать второстепенные недостатки, которые обнаруживаются и корректируются по ходу аудита (сведения об этих недостатках должны быть сохранены в записях аудитора на случай проведения повторных аудитов).

Если предусмотрено целями аудита, в отчет включаются рекомендации по улучшению, выявленные аудиторами в ходе проверки.

Отчет по аудиту оформляется в согласованные сроки, утверждается и рассылается получателям, указанным заказчиком аудита. Следует помнить, что отчет является собственностью заказчика, поэтому нужно соблюдать необходимые требования конфиденциальности. С рассылкой утвержденного отчета аудит считается завершенным.

Корректирующие и предупреждающие действия, выполняемые по результатам аудита, не рассматриваются как часть аудита и предпринимаются проверяемой организацией в согласованные сроки.

После завершения аудита проводятся инспекционные проверки, которые не считаются частью аудита, если они не включены в план аудита.

Компетентность аудиторов

Качество проведенной аудиторской проверки в значительной степени зависит от компетентности аудиторов. Аудитор должен обладать определенными знаниями и навыками. Кроме того, очень важно, чтобы лица, выполняющие аудиты, имели определенные личные качества. В стандарте ИСО 19011:2002 регламентирован ряд требований к критериям компетентности аудиторов, к которым относятся: образование, опыт работы, обучение, опыт проведения аудитов.

Аудиторы систем менеджмента качества и охраны окружающей среды должны знать:

а) методологию проведения аудита с тем, чтобы применить ее
к различным аудитам;

б) документы систем менеджмента и ссылочные (эталонные) документы, чтобы уметь охватить область аудита и применить критерии аудита;

в) организационную структуру компании, чтобы понять функции проверяемой организации;

г) требования законодательных актов и нормативных документов, предъявляемые к проверяемой организации.

Аудиторы системы менеджмента качества и охраны окружающей среды должны обладать специальными знаниями и навыками. К ним относятся:

а) принципы менеджмента качества и их применение;

б) знание процессов и практики в отрасли, подвергаемой аудиторской проверке.

в) методы менеджмента охраны окружающей среды;

г) знание науки об охране окружающей среды;

д) понимание взаимосвязи продукции, услуг и работ, производимых проверяемой организацией, с охраной окружающей среды.

Знания и навыки руководителя группы по аудиту в значительной мере определяют качество и эффективность проводимой аудиторской проверки. Руководители должны обладать такими умениями, как:

а) планирование аудита и эффективное использование ресурсов;

б) организация и распределение работ между членами группы по аудиту;

в) предупреждение и разрешение конфликтов;

Что касается личных качества аудитора, в стандарте ИСО 19011:2002 отмечается, что аудитор должен быть:

а) открытым; е) решительным;

б) дипломатичным; ж) уверенным;

в) наблюдательным; з) нравственным;

г) восприимчивым; д) упорным;

К нежелательным качествам аудитора отнесены следующие:

а) упрямство; д) пристрастие к спорам;

б) закрытость; е) навязывание своих взглядов;

в) непрофессионализм; ж) прямолинейность;

г) предвзятость в суждениях; з) неумение слушать.

Лица, желающие стать аудитором, должны.

а) иметь завершенное образование, достаточное для освоения навыков аудитора;

б) иметь опыт практической работы (общий стаж работы не менее пяти лет);

в) пройти обучение в качестве аудитора (40 часов обучения аудиту);

г) иметь опыт проведения аудитов (не менее 20 дней стажировки в качестве стажера).

В стандарте ИСО 19011:2002 содержатся требования постоянного роста профессионализма аудиторов. Для этой цели необходимы обучение, посещение семинаров и конференций, стажировки.

Аудиторы должны демонстрировать свой профессиональный рост.

Оценка компетентности аудиторов, требуемая стандартом ИСО 19011:2002, является совершенно новым требованием. Стандарт предусматривает начальное оценивание лиц, желающих стать аудиторами, а затем - постоянное оценивание аудитора с тем, чтобы выявить потребности в обучении. Процедура оценивания должна быть разработана и отражена в документах системы менеджмента организации.

Очевидно, что столь высокие требования к уровню профессионализма аудиторов призваны обеспечить объективные, последовательные и надежные результаты аудиторской проверки.

Литература:

    ИСО 9000:2000 "Системы менеджмента качества. Основные
    положения и словарь"

Прежде всего, необходимо разобраться – что же такое СМК и для чего она нужна. СМК (система менеджмента качества) – это система, созданная в организации для реализации политики и достижения поставленных задач в области качества. СМК - это комплекс мер, направленных на управление качеством продукта (продукции или услуги), который производится предприятием, с учетом потребностей и ожиданий потребителей и повышения их удовлетворенности. Каждая компания, внедряющая систему менеджмента качества, преследует свои цели: например, обеспечение декларируемого качества продукции, эффективное распределение своих ресурсов, обязанностей и полномочий персонала, оптимизация системы управления, улучшение прозрачности процессов и возможное снижение затрат ресурсов и др..

Оставьте заявку на бесплатную консультацию

Оставить заявку

Аудит СМК – систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (ISO 19011).

Аудитор - лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита.

Группа по аудиту - один или несколько аудиторов, проводящих аудит при поддержке технических экспертов в случае необходимости.

Результатом аудита должно стать выявление причин, по которым возникли несоответствия в СМК, процессах на предприятии или товарах (услугах), производимых организацией. Главная цель аудита – собрать объективные свидетельства, которые укажут на ошибки в организации и ее бизнес-процессах, системные проблемы на предприятии.

Исходя из главной цели аудита, определяются его задачи :

  • в ходе аудита нужно определить как внедрена СМК на предприятии, насколько эффективно она работает;
  • аудит должен выявить ключевые направления для улучшения системы;
  • результаты серии аудитов СМК должны помочь высшему руководству в принятии стратегических решений, связанных с бизнес-процессами компании.

Аудиты бывают первой стороны, второй стороны и третьей стороны.

Аудит первой стороны - аудит своей собственной системы качества и ее документации, выполняемый силами самой организации, или от имени организации. Цель: обеспечить поддержку, развитие и улучшение системы качества.

Аудит второй стороны - аудит поставщиков и субподрядчиков, выполняемый организацией или от имени организации. Цель: определить пригодность поставщиков, оценить работу поставщиков / субподрядчиков.

Аудит третьей стороны - аудит, проводимый компетентным органом, который ни финансово, ни по договору независим от организации, ее поставщиков и клиентов. Цель: определить документирована ли система качества данной организации и внедрена ли она в соответствии с конкретным стандартом.

Комбинированный аудит - аудит нескольких систем менеджмента, выполняемый одновременно по нескольким стандартам и критериям.

Объединенный аудит - аудит одной организации, выполняемый от имени нескольких организаций.

Чтобы аудит был результативен, необходимы:

  • конкретно поставленные цели и поддержка со стороны руководства;
  • обученные аудиторы;
  • своевременный доступ к сооружениям, документам и персоналу;
  • доступ ко всем уровням управления;
  • утвержденные процедуры для проведения аудитов.

Внутренний аудит системы менеджмента - один из ключевых процессов системы менеджмента. По утверждениям западных специалистов, если такие процессы системы менеджмента, как

Ответственность руководства;

Корректирующие и предупреждающие действия;

Внутренние аудиты (проверки);

Анализ данных;

Постоянное улучшение

отлажены и внедрены в соответствии с требованиями стандарта, то и все другие процессы системы менеджмента качества и/или системы экологического менеджмента будут не только работать, но и постоянно совершенствоваться.

При внутреннем аудите проверяется соответствие деятельности в системе менеджмента организации требованиям определенных документов. Причем в период подготовки системы менеджмента к сертификации внутренний аудит ведется на соответствие требованиям стандарта (например, ИСО 9001, ИСО 14001) и другим стандартам ИСО (например, ИСО 19011). Однако с момента сертификации системы менеджмента внутренний аудит ведется на соответствие утвержденным документам системы менеджмента (Политика и Цели в области качества, Руководство по качеству, документированные процедуры и документы нижнего уровня).

Внутренний аудит системы менеджмента позволяет решать следующие задачи:

Подтверждение соответствия деятельности и ее результатов в системе менеджмента установленным требованиям;

Анализ и устранение причин выявленных несоответствий;

Предотвращение появления проблем качества;

Подтверждение выполнения корректирующих действий;

Оценка эффективности функционирующей системы менеджмента;

Установление степени понимания персоналом целей, задач и требований, установленных документами системы менеджмента;

Определение путей дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества и/или системы экологического менеджмента в целом и в отдельных ее процессах.

1.6.1. Достоинства и недостатки внутреннего аудита в сравнении с внешним аудитом

К достоинствам внутренних аудитов по сравнению с внешними можно отнести следующие :

Знание внутренними аудиторами особенностей своего предприятия;

Отсутствие предубежденного отношения сотрудников аудитируемых подразделений к внутренним аудиторам, которые не воспринимаются как посторонние для предприятия лица;

Знание внутренними аудиторами специфических каналов коммуникаций, действующих на предприятии;

Знание внутренними аудиторами неформальных лидеров, чья информация может быть наиболее полезной при аудите;

Возможность использования конфиденциальной информации в отчетах об аудитах;

Отсутствие дефицита времени при внутреннем аудите, ограничивающем возможности более детального изучения аудитируемого объекта;

Независимость работы внутренних аудиторов от режима работы сотрудников аудитируемого подразделения;

Возможность использования внутренних аудиторов также в качестве экспертов;

Сравнительно незначительные затраты на проведение внутреннего аудита. К недостаткам внутренних аудитов по сравнению с внешними следует отнести следующие:

Менее высокий, чем при внешнем аудите, уровень объективности заключений ввиду возможной предвзятости внутренних аудиторов по отношению к некоторым сотрудникам предприятия;

Менее высокая, чем при внешнем аудите, интенсивность работы внутренних аудиторов, обусловленная менее жесткими временными рамками;

Критика со стороны внутренних аудиторов воспринимается болезненнее;

Уровень квалификации внутренних аудиторов, как правило, ниже уровня подготовки внешних аудиторов;

Результаты внутреннего аудита могут рассматриваться как менее объективная информация об эффективности и результативности системы менеджмента предприятия по сравнению с внешним аудитом;

Результаты внутреннего аудита нельзя использовать для рекламы предприятия;

Затраты на внутренний аудит определяются менее точно, чем на внешний.

Организационные принципы внутреннего аудита системы менеджмента

В основу организации внутреннего аудита системы менеджмента должны быть положены следующие семь принципов :

1. Принцип единообразия: каждый конкретный аудит осуществляется по единой официально установленной руководством предприятия процедуре, что обеспечивает его упорядоченность, однозначность и сопоставимость;

2. Принцип системности: планирование и проведение конкретных аудитов по различным процессам (функциям, работам) системы менеджмента должны осуществляться с учетом их установленной структурной взаимосвязи;

3. Принцип документированности: проведение каждого аудита определенным образом документируется, с тем чтобы обеспечить сохранность и сравнимость информации о фактическом состоянии аудитируемого объекта;

4. Принцип предупредительности: каждый аудит планируется, и персонал аудитируемого подразделения заранее уведомляется о цели, области, времени и методах проведения аудита, с тем чтобы дать возможность наиболее полно подготовиться к аудиту и исключить возможность уклонения персонала от предоставления и демонстрации всех требуемых данных;

5. Принцип регулярности: аудиты проводятся с определенной периодичностью, с тем чтобы все процессы системы менеджмента и все подразделения предприятия были предметом постоянного анализа и оценивания со стороны руководства предприятия;

6. Принцип независимости: проводящие аудит лица не должны нести непосредственной ответственности за проверяемую работу и зависеть от руководителя аудитируемого подразделения, чтобы исключить возможность необъективных результатов аудита;

7. Принцип открытости: результаты каждого аудита должны носить открытый характер.

1.6.3. Проведение внутреннего аудита системы менеджмента качества и/или системы экологического менеджмента

Рассмотрим типовую процедуру проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества, которая представлена в виде поточной диаграммы (блок-схемы) на рис. 1.4.

Представленный на рис. 1.4 в виде блока 2 процесс «осуществление аудита», в свою очередь, может быть изображен в виде блок-схемы (поточной диаграммы), представленной на рис. 1.5.

При проведении опроса аудитор должен получить первичную информацию об объекте аудита в виде ответов на вопросы. Опрос может проводиться посредством анкетирования или в ходе беседы (интервью) с сотрудниками аудитируе-мого подразделения. При этом аудитору рекомендуется использовать следующие тринадцать рекомендаций по организации и технике беседы :

1. Выбор собеседника следует производить из числа тех, кто непосредственно осуществляет аудитируемую деятельность.

проведение вводного совещания; осуществление аудита; проведение заключительного совещания; составление отчета об аудите; представление отчета на утверждение; доработка отчета;

рассылка отчета заинтересованным лицам; регистрация результатов аудита; разработка корректирующих действий; устранение причин несоответствий; инспекционный контроль; регистрация корректирующих действий; информирование заинтересованных лиц об устранении несоответствия;

Рис. 1.4. Поточная диаграмма (блок-схема) внутреннего аудита .

2. При планировании беседы необходимо, чтобы она касалась:

Одного сотрудника (его обязанности и полномочия, уровень образования и профессиональная подготовка);

Выполняемой сотрудником деятельности (ее документированность, соответствие практике работы);

Средств труда сотрудника (оборудование, оргтехника, их соответствие требованиям документированных процедур или рабочих инструкций);

Материалов, используемых в работе сотрудника (их соответствие техническим требованиям, приемлемость статуса контроля и испытаний).

Рис. 1.5. Поточная диаграмма (блок-схема) процесса проведения аудита на месте (в организации, службе, цехе, отделе).

3. Тема и порядок беседы должны быть сообщены сотруднику заранее.

4. На проведение беседы следует отвести достаточно времени, и в ходе ее аудитор и собеседник должны быть по возможности ограждены от помех извне.

5. В ходе беседы аудитор может остановить собеседника, но только в том случае, если он явно отвлекся от темы. Однако делать это надо таким образом, чтобы у него не сложилось впечатление о малозначительности даваемой им информации.

6. Если беседа ведется сразу двумя (или более) аудиторами, то вопросы должен задавать преимущественно один из них, а другой - делать записи (именно в ходе беседы, а не после нее).

Для техники беседы большое значение имеет правильный выбор способа формулирования вопроса. В табл. 1.4 приводятся типы вопросов, которые могут возникнуть в практике аудитора, и примеры их формулирования (выбор того или иного типа вопроса зависит от конкретной цели беседы и ситуации, в которой она ведется);

58_СВ. Пономарев, СВ. Мищенко, В.Я. Белобрагин и др. «Управление качеством продукции»

Таблица 1.4

Основные типы вопросов, которые могут возникать в практике внутреннего аудита Тип вопроса Определение и примеры Закрытый Вопрос, ответ на который предполагает только в виде «да» или «нет» («В вашей работе вы используете этот документ (метод)?») Открытый Вопрос, ответ на который предполагает не только односложные «да» или «нет» («Какие, кроме этого, методы (контрольные средства) вы используете в своей работе?») Разъясняющий Вопрос, требующий разъяснения, подтверждения («Не могли бы вы пояснить, что вы имеете в виду?») Наводящий (возвратный) Вопрос, наводящий на ответ или содержащий готовый ответ («Не думаете ли вы, что это так? Вы, очевидно, регулярно проводите анализ, не так ли?») Альтернативный Вопрос, ответом на который может быть один из двух противоположных вариантов («Причина данного несоответствия в том или в этом?») Утверждающий Вопрос, содержащий утверждение («Разве в этом случае могло быть иначе?») Затрудняющий общение Вопрос, создающий барьер в общении («Разве вас не предупреждали, что этого нельзя делать? Разве я вам не говорил, что именно это и будет здесь обнаружено?») Персонифицирующий Вопрос, ответ на который предполагает оценку деятельности личностей (персон) («Кто виноват, на ваш взгляд, в этом несоответствии?») Внимание!

Предпочтительными типами вопросов для аудитора являются открытый и разъясняющий. Не рекомендуются вопросы: закрытый, наводящий, альтернативный, утверждающий и затрудняющий общение. Недопустимым является персонифицирующий тип вопроса.

Внимание!

Пример неправильного вопроса: «Имеется ли в подразделении необходимая контрольно-измерительная аппаратура?»

Пример правильных вопросов: «Каким образом определяется потребность в контрольно-измерительной аппаратуре? Каков порядок определения требуемой точности аппаратуры? Кто несет ответственность за соблюдение порядка своевременной калибровки (поверки) аппаратуры?»

7. В ходе беседы аудитор должен помнить о том, что свидетельства собеседника могут рассматриваться как объективные, если их подтверждают соответствующие факты. В противном случае они носят субъективный характер и поэтому не могут быть использованы аудитором для анализа и оценивания.

8. В ходе беседы следует задавать прямые вопросы, начинающиеся со слов «что», «кто», «где», «когда», «как» и «почему». Для получения доказательства соответствия аудитор может также спросить: «Не могли бы вы мне показать...?»

Глава 1_Проверки систем менеджмента качества 59

9. В ходе беседы не следует применять терминологию, непонятную собеседнику.

10. Беседа, проводимая на рабочем месте («в поле»), не должна быть слишком продолжительной, чтобы не вызвать нервозность собеседника. Более подробные беседы целесообразно проводить в местах (кабинетах), где ничто не отвлекало бы внимания от предмета беседы.

11. Выявленные в ходе беседы несоответствия должны фиксироваться аудитором в аудиторском листе или записной книжке с непременной ссылкой на несоблюдаемый пункт (раздел) нормативного документа.

12. По завершении беседы аудитор должен подытожить полученную информацию, сформулировать главные (позитивные и негативные) впечатления и опорные моменты. Допустимо позволить собеседнику прочесть сделанные аудитором замечания в аудиторском листе.

13. Информация, полученная в процессе беседы, должна анализироваться путем ее сопоставления с информацией на данную тему, полученной из бесед с другими сотрудниками, и личными наблюдениями аудитора.

1.6.5. Психология поведения аудитора

Независимо от характера отношений с персоналом аудитируемого подразделения в целом и отдельными его сотрудниками, а также от своих ощущений аудитор должен строить поведение с ними таким образом, чтобы это обеспечивало успех аудита. Аудитор должен быть готов к тому, что существующие в аудитируемом подразделении какие-либо внутренние проблемы могут стать причиной отрицательного отношения к аудиту. В процессе работы аудитор может столкнуться и с явно враждебным отношением к себе, и деструктивным поведением аудитируемого. Он должен быть не только готов к этому, но и владеть методами и приемами, позволяющими изменить подобную ситуацию в свою пользу.

В связи с изложенным выше внутренним аудиторам могут быть даны следующие рекомендации по психологии его поведения в ходе аудита:

1. Изначально аудитор должен быть настроен на положительный результат аудита. Каждый раз приступая к аудиту, аудитор должен исходить из предположения, что объект его обследования организован и функционирует в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями. Это подобно презумпции невиновности, под которой в уголовно-правовой практике понимается признание того факта, что подозреваемый считается невиновным до тех пор, пока не будет доказано обратное.

2. Всем своим поведением аудитор должен демонстрировать сотрудникам аудитируемого подразделения, что главную задачу он видит в сборе убедительных доказательств и в представлении объективного заключения о состоянии аудитируемого объекта, а не в обнаружении несоответствий.

Такая позиция способствует повышению доверия к работе аудитора со стороны персонала аудитируемого подразделения и обеспечивает большую открытость при представлении ему информации о состоянии аудитируемого объекта.

3. Аудитор должен уметь убедить сотрудников аудитируемого подразделения, что проведение аудита выгодно для подразделения. Аудитор должен доказывать, что устранение причин каждого обнаруженного в ходе аудита несоответствия будет способствовать улучшению деятельности аудитируемого подразделения. Чем успешнее будет решаться эта задача аудитором, тем эффективнее будет его взаимодействие с сотрудниками аудитируемого подразделения.

4. Предметом аудита является деятельность в системе менеджмента качества, а не осуществляющие ее сотрудники. Аудитор ищет факты, а не несоответствия и их виновников. Он анализирует и оценивает факты, а не личные достоинства и недостатки сотрудников. В соответствии с этим аудитор не должен вступать в обсуждение поведения тех или иных сотрудников предприятия и в определение степени их виновности в обнаруженных несоответствиях.

5. Аудитор должен уметь слушать. Это одно из важнейших его умений, ведь недаром восточная мудрость гласит: «Истина лежит не в устах говорящего, а в ушах слушающего». Внимательно слушая собеседника, аудитор не только получает нужную ему информацию, но и внушает собеседнику доверие, располагая его к себе. В этом случае аудитор как бы «раскрывает» собеседника и получает наиболее важные сведения.

6. В ходе общения аудитору следует полностью концентрироваться на высказываниях собеседника. Длительные или особо важные высказывания собеседника целесообразно подытоживать, чтобы получить его подтверждение в правильности понимания. Это позволяет избежать недоразумений, связанных с неправильным пониманием собеседника, и продемонстрировать, что сказанное им вызывает интерес у аудитора. Аудитор должен выражать поддержку собеседнику как на словах (используя, например, поощрительные выражения типа: «Да, я вас понимаю»), так и языком мимики и жестов.

Аудитор не должен бояться молчания собеседника. Целесообразно дать собеседнику время подумать и использовать возникшую паузу, чтобы подчеркнуть заинтересованность в его информации и потребность узнать больше.

7. Аудитор должен направлять беседу (опрос) в нужное русло по заранее обдуманному плану. Не следует допускать ситуации, способной сбить с толку. Для этого беседу лучше вести конкретно, не отвлекаясь на посторонние темы, не допускать общих фраз. Время от времени целесообразно делать короткие перерывы, в ходе которых можно поговорить о не относящихся к делу вещах.

8. При общении с сотрудниками аудитируемого подразделения аудитор не должен допускать никаких эмоциональных всплесков. В любых ситуациях следует сохранять спокойствие и деловой тон, не поддаваясь эмоциям. Надо терпеть отговорки или запальчивость собеседника. И тем более следует избегать агрессивности со своей стороны.

Нельзя вступать в открытый и грубый спор с собеседником, даже если он явно не прав и продолжает настаивать на своей точке зрения: психологи свидетельствуют, что эмоциональный спор никого не убеждает, а лишь вызывает раздражение спорящих и заводит их общение в тупик.

9. Аудитору не следует акцентировать внимание сотрудников аудитируемого

подразделения только на негативных аспектах, обнаруженных в ходе аудита. Целесообразно отмечать и позитивные моменты, с тем чтобы не лишать проверяемых побудительных мотивов к улучшению работы.

10. При оценке значимости обнаруженных несоответствий аудитор должен прислушиваться к мнению профессионалов. Главное - обнаружение несоответствия, а не определение его значимости. В сомнительном же случае обнаруженное несоответствие следует отметить без определения его значимости.

11. Общаясь с аудитируемым персоналом, аудитор должен создавать атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Никогда не следует демонстрировать свою независимость по отношению к персоналу, что может стать причиной отчуждения и недоброжелательности. Наоборот, необходимо всячески способствовать возникновению и углублению общих профессиональных интересов между собой и персоналом. Целесообразно мысленно ставить себя на место аудитируемого и помнить о том, что мало кто любит находиться в этой роли.

12. Аудитор не должен предумышленно демонстрировать свою эрудицию или экзаменовать (проверять компетентность) собеседника. Недопустимо давать высказываниям собеседника оценки, как-то: «Ведь это явная глупость», или делать такие категорические заявления, как: «Это же всем известно», «Нет, дело обстоит совсем иначе».

Подобная манера поведения способна «подавить» собеседника и сделать его «замкнутым» для «добывания» аудитором необходимой информации.

Предпочтительна более мягкая реакция аудитора на ошибочные суждения собеседника, например: «Полагаю, что ваше понимание проблемы не совсем правильно» или «Давайте посмотрим на проблему следующим образом».

Проверки систем менеджмента качества

13.Аудитор должен побуждать своих собеседников к поиску правильных решений. Это достигается путем разъяснения допущенных ошибок. Таким образом аудитор не только повышает свой авторитет в их глазах, но и подтверждает тезис о том, что аудит выгоден аудитируемому подразделению. Если аудитору не удается избежать спора, ему следует сохранять выдержку и продемонстрировать профессиональные знания и доказательность своих суждений.

14Аудитор должен признавать и одобрять все, заслуживающее доверия. Подозрительность, сомнения не должны брать верх над объективностью оценок аудитора. Во всех случаях, когда, например, аудитором установлена эффективность неформальных процедур, они должны быть одобрены и рекомендованы для надлежащего документирования. При этом целесообразно, чтобы положительная оценка аудитора была сделана публично, например, на заключительном совещании. Аудитор не дол жен быть скуп на похвалу.

15. Аудитору следует избегать резкого тона замечаний и оценок. Предпочтительны замечания типа: «Я внимательно изучил все представленные вами документы по проектированию, но не нашел в них документа, в котором были бы отражены критерии оценки качества проекта. Прошу разработать и документировать эти критерии». Следует избегать формулировок, осложняющих беседу. Например, вместо «Я считаю... » целесообразно спросить: «Вы не находите, что...» или вместо «Сейчас я вам наконец докажу... » лучше сказать: «Сейчас вы сможете убедиться в том, что... »

16.5 ходе общения с сотрудниками аудитируемого подразделения аудитор должен избегать критических замечаний и советов, реализация которых может повлечь за собой серьезные изменения в работе подразделения. Такие замечания и советы могут быть обсуждены с руководителем подразделения на заключительном совещании.

17. Аудитор должен быть готов к различным уловкам персонала аудитируемого подразделения, ведущим к потере времени и отвлечению от решения стоящих перед аудитором задач. Это может выражаться в попытках вовлечь аудитора в разговоры на отвлеченные темы, заставить аудитора ждать прихода сотрудников для беседы или предъявления необходимых документов, приукрасить состояние дел перед началом аудита и др..

18. При открытом противодействии или личной враждебности по отношению к аудитору со стороны сотрудников аудитируемого подразделения аудитор должен об этом проинформировать главного аудитора или руководителя службы качества.

Получив такую информацию, главный аудитор (руководитель службы качества) должен принять меры, чтобы аудит был завершен, хотя бы и другим аудитором.