Аварийная остановка котла: как самостоятельно произвести запуск. Остановка котла дквр

Остановка котла во всех случаях, кроме аварийной остановки, должна производиться только при получении письменного распоряжения администрации.

При остановке котла необходимо:

Поддерживать уровень воды в котле выше среднего рабочего положения;
- прекратить подачу топлива в топку;
- продуть водоуказательные стекла;
- отключить ввод фосфатов, прекратить непрерывную продувку;
- отключить котел от паропроводов после полного прекращения горения в топке и прекращения отбора пара, а при наличии пароперегревателя - открыть продувку.

Если после отключения котла от паропровода давление в котле повышается, следует усилить продувку котла пароперегревателя, разрешается также произвести продувку котла и наполнение его водой.

При остановке котла, работающего на твердом топливе, следует:

Частично прикрыв шиберы тяги и дутья, дожечь остатки топлива на решетке. Запрещается засыпать горящее топливо свежим или заливать его водой.
- включить вентилятор и прикрыть шибер за котлом;
- очистить топку и бункеры;
- выключить дымосос, закрыть дымовой шибер, топочные и поддувальные дверцы (при механической топке полностью прекратить тягу после охлаждения решетки).

При остановке котла, работающего на газе, прекратить подачу газа, а затем - воздуха; после отключения всех горелок газопровод котла должен быть отключен от общей магистрали, продувочная свеча на отводе открыта, а топка, газоходы и воздуховоды провентилированы.

При останове котла работающего на мазуте, закрыть подачу мазута, прекратить подачу пара или воздуха к форсунке (при паровом или воздушном распыливании); выключение отдельных форсунок производить последовательно, уменьшая дутье и тягу. После этого провентилировать топку и газоходы.

После прекращения подачи топлива: продуть водоуказательные стекла;

Отключить ввод фосфатов, прекратить непрерывную продувку;

Отключив котел от главной паровой магистрали и магистрали собственных нужд, необходимо его подпитать до высшего уровня по стеклу, а затем подачу в него воды прекратить. В дальнейшем по мере падения уровня, периодически подпитывать котел. Наблюдение за уровнем воды в барабане должно производиться все время, пока в котле имеется давление.

Охлаждение котла вести медленно за счет естественного остывания: дверки, гляделки, лазы держать закрытыми. В случае остановки котла для ремонта через 3-4 часа можно открыть дверки и лазы газоходов и шибер за котлом.

Машинист (кочегар) может уйти от котла лишь при снижении давления в нем до нуля, убедившись, что в течение 0,5 часа давление не поднимается (за счет тепла, аккумулированного обмуровкой).

Запрещается спускать воду из котла без распоряжения лица, ответственного за котельную. Спуск воды производить лишь после падения давления до нуля, снижения температуры воды до 70-80 С и остывания кладки. Спуск вести медленно и при поднятом предохранительном клапане.

Перед постановкой котла на консервацию сухим способом все внутренние поверхности тщательно очистить от отложений.

Котел надежно отключить от всех трубопроводов заглушками.

Сушку внутренних поверхностей котла проводить пропуском через него горячего воздуха. При этом открыть дренажный вентиль на коллекторе перегретого пара (для удаления оставшейся в нем волы) и предохранительный клапан на барабане (для удаления водяных паров).

После тщательной просушки котла через открытые лазы установить в нижний и верхний барабаны заготовленные противни, заполненные негашеной известью или прокаленным хлористым кальцием (СаСl). После установки противней лазы барабанов закрыть крышками. Не допускается попадание химикатов на поверхность котла.

При длительной остановке возникает необходимость в замене влагопоглотителя свежим.

Консервацию мокрым способом сопровождать заполнением котла питательной водой с поддержанием в нем избыточного давления.

При выводе работающего котла в резерв отключить его от всех водо и паропроводов и для удаления шлама продуть через нижние точки. Затем, не допуская снижения давления в котле ниже 0,15 МПа (1,5 кгс/см2), подсоединить его к деаэратору, заполнить деаэрированной водой и оставить под давлением в деаэраторе.

При выводе котла в резерв после ремонта, перед консервацией, заполнить его деаэрированной водой до нормального уровня, растопить в при давлении 0,2 0,4 МПа (2-4 кгс/см2) держать открытые воздушники до полного удаления из воды кислорода. После этого котел ставить на консервацию по указанной схеме.

При растопке котла, находящегося в резерве, после небольшого подъема давления продуть пароперегреватель собственным паром для удаления возможных скоплений шлама.

6. ОСТАНОВКА КОТЛОАГРЕГАТА

6.1. Остановка котлоагрегата во всех случаях, за исключением аварийной остановки, должна производиться только по письменному распоряжению администрации.

Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котла перед его остановкой должен:

а) сделать в сменном (вахтенном) журнале запись об остановке котлоагрегата с указанием даты и времени (часы, минуты) и расписаться;

б) в случае необходимости провести инструктаж по безопасному ведению работ как с персоналом, которому предстоит провести остановку котлоагрегата, так и с персоналом, обслуживающим рядом работающие котлы.

6.2. Остановка котлоагрегата бывает:

а) кратковременная (работа котла в одну-две смены);

б) продолжительная (вывод котла на очистку, ремонт или консервацию).

6.3. При кратковременной остановке работы котла следует принять меры к тому, чтобы за время перерыва давление пара не поднялось выше разрешенного рабочего.

Для этого:

а) заранее прекращают подачу топлива в топку;

б) прикрывают шибер и дверцы зольника (или останавливают дутье);

в) подкачивают воду в котел до наивысшего уровня;

г) закрывают парозапорный вентиль;

д) продолжают следить за уровнем воды, давлением пара, за общим состоянием котлоагрегата и топки;

е) выключают водяной экономайзер и воздухоподогреватель из потока топочных газов и наблюдают за температурой воды за экономайзером.

Запрещается оставлять котел без постоянного наблюдения со стороны обслуживающего персонала после его остановки до снижения давления в нем до атмосферного.

6.4. Перед проведением продолжительной остановки котлоагрегата следует очистить (произвести обдувку) поверхности нагрева котла, пароперегревателя, водяного экономайзера, воздухоподогревателя и газоходов от золы и сажи, так как они замедляют остывание котлоагрегата.

6.5. При продолжительной остановке работы котлоагрегата должна быть выполнена следующая работа:

а) понижается интенсивность горения топлива в топке котла, вплоть до прекращения подачи топлива;

б) при сниженной циркуляции воды производится продувка котла в целях наибольшего удаления из него шлама и других загрязнений;

в) ведется непрерывное наблюдение по приборам за уровнем воды в котле, за снижением давления пара, за температурой перегретого пара на выходе из пароперегревателя, а также за температурой воды на входе в экономайзер и особенно на выходе из него;

г) прекращается подача топлива в топку котла;

д) производится отключение котлоагрегата от паропроводов, питательных, продувочных, дренажных и спускных трубопроводов с установкой заглушек на них, а также отсоединение котлоагрегата от борова котельной (вывод из потока топочных газов других работающих котлов);

е) расхолаживание котла и спуск воды из него.

6.6. При остановке котла, работающего на твердом топливе, следует:

а) заранее прекратить подачу топлива в топку и дожечь при уменьшенных дутье и тяге остатки топлива, находящегося в топке. Запрещается тушить горящее топливо, засыпая его свежим топливом или заливая водой, за исключением аварийных случаев или других случаев, предусмотренных производственной инструкцией;

б) прекратить дутье и уменьшить тягу;

в) очистить топку, зольники и бункеры от шлака и золы;

г) прекратить тягу, закрыв дымовую заслонку (шибер), топочные и поддувальные дверцы (при механической топке прекратить тягу после охлаждения колосниковой решетки).

6.7. При остановке котла, работающего на газообразном топливе с принудительной подачей воздуха, надо уменьшить, а затем совсем прекратить подачу в горелки газа, а вслед за этим воздуха. При инжекционных горелках следует сначала прекратить подачу воздуха, а потом газа.

После отключения всех горелок необходимо отключить газопровод котла от общего газопровода в котельной, открыть продувочную свечу на отводе, а также провентилировать топку, газоходы и воздухопроводы.

При остановке всех котлов на длительный период без оставления обслуживающего персонала в котельной закрывают задвижку или кран на вводе газа в котельное помещение.

Остановку газифицированных котлов с автоматикой регулирования процесса горения и автоматикой безопасности и с комплексной автоматикой производят в соответствии с производственной инструкцией, утвержденной главным инженером предприятия.

6.8. При остановке котла, работающего на жидком (нефтяном) топливе, следует:

а) закрыть подачу топлива в мазутную топку;

б) прекратить подачу пара (у паровых форсунок) или воздуха (у воздушных форсунок);

в) последовательно выключить форсунки (если их несколько), уменьшая дутье и тягу;

г) вывести форсунки из топки и установить в нерабочее положение;

д) провентилировать топку и газоходы котла, после чего закрыть дутье и тягу (остановить дутьевой вентилятор и дымосос, закрыть шиберы и заслонки).

6.9. После прекращения горения топлива и прекращения отбора пара следят по водоуказательным приборам за уровнем воды в котле, а по манометру - за давлением пара, затем отключают котел от отводящего паропровода путем закрывания главного парозапорного вентиля (задвижки) котла и вентиля перед общим паропроводом.

Предварительно закрывают заслонки пароперегревателя (если таковые имеются), а также заслонки (шиберы) перед экономайзером и после него, перед воздухоподогревателем и после него, направляя поток топочных газов по обводным газоходам в общий боров котельной, после чего открывают на 0,5-1 оборот вентиль на продувочной линии пароперегревателя во избежание повышения его температуры.

При необходимости выполнения каких-либо работ внутри барабана, камеры, коллектора, грязевика остановленный котел должен быть отделен от всех действующих трубопроводов заглушками или отсоединен; отсоединенные трубопроводы также должны быть заглушены.

Толщина применяемых для отключения котла заглушек должна быть определена расчетом на прочность и иметь выступающую часть (хвостовик), по которой определяется наличие поставленной заглушки. При установке прокладок между фланцами и заглушкой они должны быть без хвостовиков. Допускается отключение котла с давлением выше 4 МПа (40 кгс/см 2) двумя запорными вентилями при наличии между ними дренажного устройства диаметром условного прохода не менее 32 мм, имеющего соединение с атмосферой. В этом случае приводы вентилей, а также задвижек открытых дренажей должны быть заперты на замок так, чтобы исключалась возможность ослабления их плотности при запертом замке. Ключи от замка должны храниться у ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котла.

Если после отключения котла от паропровода и направления дымовых газов в обход пароперегревателя, экономайзера и воздухоподогревателя давление пара в котле повышается - усилить продувку пароперегревателя. Разрешается также произвести небольшую продувку котла и пополнение его водой до уровня немного выше среднего (3/4 водоуказательного стекла).

6.10. Расхолаживание котла и спуск воды из него производятся в порядке, установленном производственной инструкцией, утвержденной руководителем (главным инженером) предприятия. Спуск воды из котла следует производить тогда, когда температура воды в котле понизится до 40-60 °С, так как опорожнение неостывшего котла вызывает большие внутренние напряжения в металле и может привести к нарушению герметичности вальцовочных и других соединений. Спуск воды производится медленно при открытом (подклиненном) предохранительном клапане или открытом воздушнике для впуска воздуха в котел.

6.11. В целях предохранения остановленного на длительное время котла от разъеданий производят его консервацию в соответствии с указаниями инструкции предприятия-изготовителя по монтажу и эксплуатации котла. При отсутствии таких указаний котел консервируют одним из следующих способов:

а) после очистки котел заполняют химически очищенной водой до самой верхней точки и подогревают ее до кипения для удаления воздуха; после этого плотно закрывают котел. Этот способ применяют в тех случаях, когда вода в котле не может замерзнуть;

б) после очистки ставят в котел противни с негашеной известью, хлористым кальцием, едким натрием и тому подобными веществами, поглощающими влагу, и плотно закрывают котел.

7. АВАРИЙНАЯ ОСТАНОВКА КОТЕЛЬНОГО АГРЕГАТА

7.1. Обслуживающий персонал обязан немедленно остановить и отключить котел путем закрывания главного парозапорного органа (вентиль, задвижка) и сообщить об этом руководителю котельной (ответственному за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котла) или лицу, заменяющему его, в следующих случаях:

а) произошел упуск воды из котла (при перекрытом паровом кране водоуказательного прибора вода не поднимается из нижней гайки и не появляется в стекле), подпитка котла водой при этом категорически запрещается во избежание возможного взрыва котла и последующих разрушений;

б) уровень воды быстро снижается, несмотря на усиленное питание котла водой;

в) уровень воды поднялся выше верхней точки водоуказательного стекла (или выше верхнего водопробного крана), а продувкой котла не удается быстро его снизить;

г) давление поднялось выше разрешенного более чем на 10 % и продолжает расти, несмотря на принятые меры (прекращение подачи топлива, уменьшение тяги и дутья, усиленное питание котла водой);

д) обнаружены неисправности предохранительного клапана или импульсно-предохранительного устройства (ИПУ);

е) перестали действовать все водоуказательные приборы;

ж) перестали действовать все питательные устройства (насосы, инжекторы);

з) если в основных элементах котлоагрегата (барабан, коллектор, камера, грязевик, жаровая труба, огневая коробка, кожух топки, трубная решетка, внешний сепаратор, пароводоперепускные и водоопускные трубы, паропроводы и питательные трубопроводы, трубы поверхности нагрева котла, пароперегревателя и водяного экономайзера и т.п.) обнаружены трещины, выпучины, пропуски в сварных швах, разрывы труб, обрыв анкерного болта или связи;

и) расплавлена контрольная пробка котла;

к) прекращена подача электроэнергии при искусственной тяге (остановились дымосос и вентилятор);

л) исчезло напряжение на всех контрольно-измерительных приборах, устройствах дистанционного и автоматического управления;

м) если повреждены футеровка и обмуровка котла с угрозой обвала их при накаливании докрасна элементов котла, его каркаса или обшивки;

н) произошло возгорание сажи и частиц топлива, осевших в газоходах и хвостовой части котлоагрегата (экономайзер, воздухоподогреватель);

о) если упало давление газа у горелок ниже допустимого предела, установленного инструкцией, или совсем прекратилась подача газа или воздуха (вышел из строя регулятор, сработал запорный предохранительный клапан, обрыв дисков в газовых задвижках, авария на газопроводе);

п) резко и сильно повысилось давление газа у горелок (неисправность регулятора, предохранительного запорного клапана);

р) повреждения газопроводов и газовой арматуры, ведущие к утечкам газа и загазованности помещений котельной;

с) появились существенные ненормальности в работе котла или неисправности, опасные для котла и обслуживающего персонала (вибрация, стук, шум, взрывы в газоходах, повреждения арматуры и т.п.);

т) при погасании факелов в топке при камерном сжигании топлива;

у) при возникновении пожара в котельной, угрожающего обслуживающему персоналу или котлу.

8. ПРИЕМКА И СДАЧА СМЕНЫ

8.1. Машинист (кочегар, оператор), принимающий смену, должен явиться на работу за 15-20 мин до начала смены и выяснить, сколько котлов находится в работе, какие произошли изменения в нагрузке котлов и в положении со снабжением паром или горячей водой потребителей. Ознакомиться с состоянием всего оборудования котельной установки.

8.2. Машинист (кочегар, оператор) перед сдачей смены обязан очистить топку, убрать шлак и золу и сдать котельную установку в полной чистоте и порядке.

8.3. Заступающий на дежурство машинист (кочегар, оператор) должен:

а) получить сведения у сменяемого машиниста (кочегара) о работе оборудования за предыдущую смену, неполадках в работе, режиме работы котлоагрегатов, о задании на смену и замечаниях руководства;

в) ознакомиться по журналу со всеми распоряжениями руководства котельной, касающимися ее обслуживания (график нагрузки котлов, давление пара или температура воды в зависимости от температуры наружного воздуха и др.);

г) выяснить наличие необходимого запаса воды в питательных баках;

д) выяснить наличие запаса твердого топлива в бункерах и вагонетках, жидкого - в топливных баках;

е) проверить наличие необходимых для обслуживания котлоагрегата инструмента, смазочно-обтирочных материалов и запасных деталей (водоуказательные стекла, арматура и др.);

ж) в отношении котла и топки выяснить:

нет ли отдулин, выпучин, трещин, течи или других повреждений на видимых частях котла, особенно соприкасающихся с огнем, а также исправность футеровки топки, обмуровки и гарнитуры котла;

состояние колосниковой решетки, порога и других частей топочного устройства (при твердом топливе);

состояние топочной камеры, пылеприготовительного устройства и механизмов, наличие смазки в подшипниках мельниц и прочего оборудования (при пылевидном топливе);

исправность газовых горелок, обращая особое внимание на давление газа и воздуха перед ними и на полноту горения его (при жидком топливе);

по режиму работы - тягу, дутье, положение всех заслонок, легкость их передвижения;

когда произведена последняя продувка котла и время, назначенное для следующей;

время последней обдувки котла, пароперегревателя, водяного экономайзера и воздухоподогревателя, а также время последующей обдувки;

состояние водяного экономайзера и воздухоподогревателя;

показания контрольно-измерительных приборов (термометры, манометры, газоанализаторы, тягомеры и др.), если в их показаниях есть какие-либо отступления от нормы, выяснить причины.

8.4. Машинист (кочегар, оператор) после осмотра оборудования и ознакомления с рабочей схемой коммуникаций пара, воды, газа и мазута должен проверить:

а) уровень воды в котле путем открывания пробных кранов и продувки водоуказательных приборов;

б) давление пара в котле по манометру, предварительно убедившись в его исправном состоянии;

в) исправное состояние предохранительных клапанов путем осторожного поднятия груза;

г) исправное состояние и степень открывания питательных водозапорных вентилей, а также отсутствие пропусков котловой воды в обратных клапанах;

д) исправность спускной и продувочной арматуры путем прощупывания труб за запорными вентилями (по ходу продувки);

е) исправность и положение (открытое, закрытое, полуоткрытое) всех паровых и водяных вентилей (задвижки, краны) и на месте ли все маховики и ручки;

ж) исправное состояние всех питательных приборов (насосы, инжекторы) путем кратковременного пуска их в работу;

з) состояние и положение вентилей, кранов и задвижек на газопроводе у котлов, работающих и находящихся в резерве или ремонте, обращая особое внимание на отсутствие утечек газа;

и) состояние оборудования газорегуляторного пункта (ГРП) или газорегуляторной установки (ГРУ) - при их наличии;

к) состояние вентиляторов подачи воздуха в газовые горелки, музутные форсунки и системы вентиляции, обращая внимание на отсутствие стуков и шумов во время их работы и на отсутствие перегрева подшипников;

л) состояние и положение вентилей и кранов на мазутопроводе у котлов, работающих и находящихся в резерве или ремонте, обращая особое внимание на отсутствие утечек мазута;

м) исправное состояние систем автоматики безопасности и автоматики регулирования;

н) исправность аварийного освещения и сигнальных устройств для срочного вызова администрации;

о) наличие хорошего освещения контрольно-измерительных приборов и арматуры (манометры, термометры, водоуказательные приборы, продувочная и регулирующая арматура и др.).

8.5. Машинист (кочегар, оператор), принимающий смену, должен записать в сменный (вахтенный) журнал все обнаруженные им при вступлении на дежурство неисправности и расписаться в журнале вместе с машинистом (кочегаром), сдающим смену.

В случае обнаружения дефектов и неисправностей, препятствующих дальнейшей безопасной работе котлоагрегата, принимающий смену обязан немедленно поставить об этом в известность руководство котельной.

8.6. Запрещаются прием и сдача смены во время ликвидации аварии и во время проведения ответственных переключений.

8.7. В котельных средней мощности, где работа по обслуживанию котельных агрегатов распределена между старшим кочегаром, кочегарами, обдувщиками, дежурными слесарями и другими рабочими, каждый из них принимает смену в объеме обязанностей, возложенных на него производственной инструкцией, утвержденной руководством предприятия. Прием и сдача смены дежурным персоналом оформляются в сменном (вахтенном) журнале ответственными по смене лицами.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. Персонал, обслуживающий котельный агрегат (котел, пароперегреватель, водяной экономайзер, воздухоподогреватель) и вспомогательное оборудование (питательные и циркуляционные насосы, вентиляторы, дымососы, компрессоры и т.п.), а также трубопроводы пара и горячей воды, газопроводы, мазутопроводы и сосуды, работающие под давлением, несет ответственность за нарушение требований производственных инструкций и настоящей Типовой инструкции, относящихся к выполняемой им работе, в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка предприятия и законодательством Российской Федерации.

В периодической остановке котельной нуждается любое предприятие, особенно если котельная носит исключительно обогревательный характер, а на улице давно уже наступило лето. Но отключение котельной бывает не только плановым, а делится на три типа:

  • плановое отключение;
  • кратковременная остановка;
  • аварийное отключение.

Плановая остановка котельной обычно является полной, и реализуется этот процесс согласно подготовленному и утверждённому расписанию, обязательно в строгой последовательности. В первую очередь при плановом отключении котельной останавливается подача топлива в установку, затем его остатки дожигаются, после чего выключается вентилятор, «отрубая» котлу подачу воздуха. Затем следует пауза приблизительно в 10 минут, пока проветриваются газоходы. Происходит остановка дымососов, и котёл отключают от паровой магистрали.

Котлу после всех проделанных манипуляций требуется около 4-6 часов на охлаждение, по истечении которых газоходы проветриваются ещё раз, а спустя 10 часов после остановки котельной всю систему продувают с помощью дымососов. Воду аккуратно спускают, когда она охлаждается до 70–80 °С, не забывая открывать воздушные и предохранительные клапаны. Затем отключённый котёл отсоединяют и тщательнейшим образом инспектируют на предмет повреждений и неисправностей, которые надлежит исправить в период остановки котельной.

Если остановка котельной планируется на срок более 10-ти суток, дополнительно принимаются меры по защите оборудования от коррозии. Чаще всего применяется сухой способ, когда из котла спускают воздух, а его «внутренности» обрабатываются влагопоглотителями (например, хорошо поглощают влагу хлористый кальций и известь), но может быть использован и влажный способ - заполнение ёмкости котла щелочным раствором. Иногда в целях защиты котла от коррозии в нём намеренно поддерживается давление выше атмосферного, препятствующее проникновению внутрь воздуха.

Кратковременное отключение котельной обычно является следствием каких-либо ошибок в эксплуатации или перебоев в нормальной работе: это своего рода мера защиты от потенциальной аварийной ситуации. При этом последовательность действий при остановке котельной на короткий срок такая же, как при плановой, но после отключения специалисты более тщательно изучают показания водоуказателя и манометра, а также ведут наблюдение за общим состоянием «подозрительного» котла.

Технология остановки, объем и последовательность операций определяются типом котла топливом и видом остановки, используемого.

По конечному тепловому состоянию котла различают два вида остановок - без расхолаживания и с расхолаживанием оборудования.

Остановка без расхолаживания оборудования проводится при выводе котла в горячий резерв и для проведения небольших работ, как правило, извне котла. Остановка с расхолаживанием связан с проведением ремонтных работ повышенной продолжительности, причем полнота охлаждения зависит от вида предполагаемого ремонта.

Запрещается держать в горячем резерве котельный агрегат без отключения его от паропровода. Для поддержания давления в котле разрешается периодическая его пидтопка. При нахождении котла в горячем резерве обслуживающий его дежурный персонал должен постоянно находиться на рабочих местах. При остановке котла необходимо уменьшить подачу топлива и дутья, поддерживая постоянное разрежение в топке, при этом необходимо следить за уровнем воды в барабане, поддерживая нормальный уровень воды по водоуказательных стеклах. Уменьшение подачи газообразного и жидкого топлива осуществляется постепенным снижением давления сначала воздух, а затем газа и мазута перед горелками при поддержании необходимого разрежения на выходе из топки. Достигнув предельных минимальных значений давления топлива поочередно тушат горелки.

Уменьшение подачи твердого топлива до полного ее прекращения ведут путем постепенного разгрузки питателей топлива со скоростью, обеспечивающей заданное охлаждения барабана и других толстостенных деталей. При останове котла подачу топлива прекращают, останавливают питатели сырого угля и мельницы.

После прекращения подачи топлива на котел необходимо закрыть главную паровую задвижку, отключить котел от паровой магистрали и открыть продувку пароперегревателя. В течение определенного времени, в соответствии с производственной инструкцией, проводят вентиляцию топки и газоходов, после чего останавливают вентиляторы, а затем отключают дымосос, закрывают дымовые шиберы и лопатки осевых направляющих аппаратов дымососов и вентиляторов.

Далее необходимо наполнить барабан котла водой до верхней отметки в водомерным стекле и поддерживать такой уровень до спуска воды. Спуск воды из остановленного барабанного котла разрешается после снижения давления в нем до атмосферного. После остановки котла разрешается в его «расхолаживания» открывать люки и лазы. Открытые люки и лазы могут создать местные зоны ускоренного охлаждения, то есть привести к температурным напряжений в экранной системе и в теле барабана.

При остановке котла на длительный ремонт выполняют операции ускоренного расхолаживания с использованием вентиляции топки и газоходов. Пуск дымососов с этой целью для котлов с естественной циркуляцией разрешается не менее чем через 10 часов. для котлов с давлением до 14 МПа. При выводе котлов в ремонт или в резерв консервируют поверхность нагрева, чтобы избежать развития коррозии стоянки.

Функциональность системы отопления частного дома зависит от работоспособности отопительного оборудования и корректной подачи газа к нему. В этой статье мы рассмотрим внешние причины остановки газового котла , когда исправный прибор не способен обеспечить необходимую температуру в помещении из-за низкого давления пропана-бутана или его полного отсутствия на входе в котельную.

Такая ситуация может быть вызвана проблемой с запорно-регулирующей арматурой, газопроводной магистралью или газгольдером, и наиболее характерна для холодного времени года. Ниже подробно остановимся на каждом случае.

Неисправность редуктора

Редуктор предназначен для регулировки и поддержания необходимого давления в системе. Затопление и, как следствие, замерзание данного устройства является наиболее распространенной причиной остановки газового котла.

Как правило, заливка редуктора внешними водами происходит в результате неправильного монтажа, когда регулирующая арматура устанавливается ниже поверхности земли. В таком случае атмосферные осадки или грунтовые воды легко попадают внутрь устройства и уже не выводятся оттуда. При наступлении морозов влага внутри замерзает, существенно уменьшая пропускную способность или полностью останавливая работу оборудования.

Правильная установка редуктора — выше уровня земли

Еще одной причиной остановки системы является конденсат, который выпадает внутри редуктора из-за разности температуры в газгольдере и окружающей среде. В этом случае влага постепенно накапливается внутри и при замерзании блокирует подачу газа.

Повреждение газопровода

Механическое повреждение газопровода хоть и является редкостью, однако также не следует сбрасывать со счетов. Особенно если трубопровод монтировался с помощью более дешевого полиэтилена марки ПЭ 80, который предназначен для природного газа. Если же монтаж был сделан по правилам, с использованием трубы для сжиженного газа ПЭ 100, то в этом случае остановка подачи из-за неисправной магистрали маловероятна.

Забутанивание газгольдера

Чтобы разобраться в так называемом забутанивании, нужно изначально понимать, из чего состоит сжиженный углеводородный газ, используемый для газификации частных объектов. Собственно, главных компонентов всего два – пропан и бутан. При этом основным веществом считается пропан как более легкий газ. В зимний период его содержание в смеси не должно быть меньше 75%. Это связано с тем, что бутан уже при температуре -1 °C не переходит из жидкого в газообразное состояние, тогда как пропан продолжает работать даже при -40 °C.

Если газгольдер располагается недостаточно глубоко, в результате чего внутренняя температура сосуда является отрицательной, происходит испарение только одного компонента – пропана, а жидкий бутан остается внутри емкости. В данном случае приходится либо откачивать скопившийся в резервуаре бутан, либо ждать повышения температуры, чтобы он начал самостоятельно испаряться.

Замерзание газгольдера из-за неглубокого залегания приводит к остановке газового котла

А вот так выглядит замерзшая верхняя часть газгольдера:

Замерзший газгольдер

Как устранить причины остановки газового котла

Для предупреждения ситуаций, описанных выше, во время монтажа и последующей эксплуатации оборудования необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Устанавливать редуктор выше поверхности земли с целью предотвращения его затопления.
  2. Использовать резервный редуктор, который позволит произвести ремонт неисправного устройства без прерывания подачи газа. При этом основной редуктор нужно перенести в теплое помещение примерно на час, затем встряхнуть и слить конденсат.
  3. Располагать газопроводную магистраль ниже уровня промерзания грунта, применяя для ее монтажа трубы ПЭ 100.
  4. Использовать газгольдер с высокой горловиной, которая позволит погрузить его в землю на достаточную глубину.
  5. Сотрудничать только с надежными поставщиками газовой продукции, которые в зимний период предоставляют смесь с высоким содержанием пропана. К примеру, на сайте вы можете найти пример подходящей продукции с суммой пропана и пропилена не менее 80,27%, что соответствует ГОСТ Р 22985-2003.

Почему не стоит экономить на оборудовании и монтаже

В качестве итога можно сказать, что основными причинами остановки котла, работающего на пропан-бутановой смеси, являются ошибки, допущенные при монтаже системы, а точнее, желание сэкономить на данной услуге. Обратившись в недобросовестную организацию, которая предложит установить дешевый газгольдер, можно остаться без отопления в самый неподходящий момент. Затопление регулирующей арматуры, повреждение магистрали, забутанивание емкости – это все следствие непрофессионализма во время монтажных работ. Подобные ситуации – самое лучшее доказательство того, что на качестве лучше не экономить.

Больше информации в соответствующем разделе нашего блога.