Балка сборно монолитного перекрытия с пазами. Объекты с часторебристыми сборно-монолитными перекрытиями

Чтобы уменьшить расходы на монтаж разделяющих конструкций между этажами, современные технологии предлагают частному застройщику использовать сборно-монолитные перекрытия. В процессе их установки кран применяется лишь для подъема и кладки блоков на стену или ригель, а последующие операции выполняются в ручном режиме. Блочные изделия играют роль несъемной опалубки, в которую заливают бетонную смесь, получая прочную монолитную плиту.

Система представляет собой комплекс из облегченных железобетонных балок (они служат каркасом) и пустотелых керамических блоков, заполняющих пространство между соседними балками. При бетонировании смесью заливают нижнюю часть каркаса, после ее застывания сборные перекрытия становятся монолитными. Их положительные свойства таковы:

  • герметичность;
  • высокий уровень защиты помещений от шума;
  • низкая теплопроводность;
  • готовность к облицовке без изготовления второго слоя стяжки – прямо на перекрытия настилают линолеум, клеят кафель и плитку, монтируют ламинат, паркет;
  • уменьшение удельного веса по сравнению с обычной железобетонной монолитной плитой в среднем на 35 % (230-350 кг/м2);
  • возможность установки на малодоступных участках – это важно, если реконструируется здание без демонтажа кровли;
  • удобство состыковки со стенами сложной формы (имеющими колонны, выступы) – можно купить блоки с выемками или доработать элементы перекрытия прямо на стройплощадке;
  • в пустоты легко укладываются сантехнические и электрические коммуникации.

Хотя монтаж сборно-монолитных конструкций трудоемок, экономический эффект от применения новой технологии довольно значителен за счет, того что снижается стоимость легких балок и блоков, затраты на их транспортировку и установку.

Монтаж сборно-монолитного часторебристого перекрытия можно выполнить с помощью стандартных элементов, выпускаемых промышленностью.

  • Железобетонные балки сечением 20х20 см, длиной от 3 до 6 м.
  • Несущие прогоны — облегченные фермы с нижним бетонированным поясом (его сечение 5,5 х 12). В зависимости от несущей способности стержней нижнего пояса, фермы делятся на 2 типа — под суммарную расчетную нагрузку 1300 кг/м2 и 900 кг/м2. Выпускаются прогоны в трех размерных вариантах: длиной 2,86 м (вес 50 кг); 4,36 м (74 кг); 5,86 м (100 кг). Нужное изделие выбирают по размеру пролета и перекрытия (3, 4,5 или 6 м).
  • Блоки. Их чаще всего производят из керамзитобетона или из полистиролбетона.

Популярные сборно-монолитные системы перекрытий

В России пользуются спросом комплекты унифицированных деталей и узлов, позволяющих заметно ускорить монтажные работы. Предлагаются к рассмотрению основные характеристики наиболее известных систем перекрытий.

1. Teriva. Эти системы польского производства используются в Европе уже более 20 лет и включают в себя железобетонные балки и пустотелые блоки. Несущая способность перекрытия составляет 400 кг/м2, при этом толщина конструкции всего 24 см. Основные параметры системы таковы:

  • длина балок – от 1,2 до 8,6 м;
  • интервал между осевыми линиями балок – 0,6 м;
  • толщина бетонного слоя – 3 м;
  • толщина монолитной плиты перекрытия – 24 см;
  • минимальная величина опирания на стену – 8 см;
  • масса одного блока – 17 кг;
  • удельный вес балок – 12 кг/пог.м;
  • вес готового перекрытия – 260 кг/м2.

Для изготовления 1 м2 перекрывающей конструкции требуется 6,7 блока, 1,7 м балок, 0,6 м3 бетона.

2. Ytong. Основными элементами системы являются легкие балки из железобетона со свободной арматурой и Т-образные блоки, выполненные в виде вкладышей, опирающихся на балки боковыми пазами. Несущая способность перекрытия марки Итонг достигает 450 кг/м2, а вот его основные технические параметры:

  • размеры балки – 4 х 12 см, длина – до 7 м (уже начат выпуск изделий, позволяющих перекрыть 9-метровые пролеты);
  • расстояние между осями балочных элементов – 0,68 м;
  • диаметр арматуры: верхней – 8 мм, нижней – 12 мм, дополнительной – от 6 до 16 мм;
  • удельный вес балки – от 13 до 17,2 кг (зависит от диаметра арматуры);
  • габариты основного блока – 60 х 20 х 25 см; доборного – 60 х 25 х 10 см;
  • удельный вес – 500 кг/м3.

3. Отечественные системы Марко. Они включают в себя железобетонные балки (фермы) с объемным треугольным каркасом из арматурных стержней, полистирольные блоки, а также арматурную сетку. Далее приводятся характеристики перекрытия.

Балки. Наибольшая длина изделий — 12 м, высота каркаса – 15 либо 20 см. Габариты бетонного основания балок — 4х12 см. Вес погонного метра фермы — 12,7-17,4 кг/пог.м. Выпускается 2 типа балок: с полностью скрытой верхней и нижней арматурой (для опирания на несущие стены); со свободными арматурными концами – для заделки в монолитный пояс несущей стены.

Арматура: диаметр верхней – 8 мм, нижней – от 6 до 12 мм, дополнительной (для нижнего пояса) – от 6 до 16 мм.

Блоки. Плотность полистиролбетона составляет не более 400 кг/м3, поэтому вес пустотелого изделия невелик – около 7 кг. Производится два варианта по высоте (150; 200 мм) и несколько разновидностей по конфигурации:

  • стандартный (БП-200, БП-150);
  • тонкостенный (БПТС);
  • арочный с радиальной выборкой;
  • арочный с трапециевидной выборкой;
  • заглушка (БПЗ-200, БПЗ-150).

Толщина перекрытия Марко варьируется от 200 до 350 мм. Для увеличения несущей способности согласно проекту применяются доборные пенопластовые плиты толщиной 5 или 10 см, которые приклеивают к блокам любым плиточным клеем.

Монтаж сборных перекрывающих конструкций по шагам

Для работы понадобится минимальный комплект инструментов и вспомогательных материалов: молоток, кувалда, перфоратор, строительный уровень, рулетка, вязальная проволока, вибратор. Чтобы соорудить сборно монолитные перекрытия своими руками, нужно выполнить ряд последовательных операций.

1. Стены очищают от мусора, укладывают на них с помощью цементного раствора каркасную основу из железобетонных балок, размещая под них временные опоры. Если длина перекрытия 4,5 м, под балку ставят одну подпорку, для 6-метровой балки их нужно не менее двух. Допускается укладка блоков прямо на каменную кладку стены.

2. На каркасе размещают полые бетонные блоки (опалубку), а между ними — продольные прогоны. При этом блочные элементы располагают поперечными рядами, не допуская односторонней перегрузки прогонов и соблюдая минимальные интервалы между соседними блоками.

3. Поверх опалубки настилают армирующую сетку. В блоках имеются Т-образные пазы, которые можно дополнительно армировать стекловолоконными хлыстами.

4. Полосы сетки укладывают с нахлестом не менее 15 см (согласно регламенту СНиП для индивидуального строительства), крепят их вязальной проволокой к верхней части прогонов.

5. Верх конструкции заливают тяжелым бетоном классом не ниже М250 (марка от В154), приготовленным с добавлением мелкозернистого песка. Состав бетонной смеси должен соответствовать ГОСТ 27006-86.

6. В период застывания монолитную плиту регулярно увлажняют во избежание пересыхания и растрескивания. Когда бетон полностью затвердеет (примерно через 72 часа), балочные подпорки убирают.

Самостоятельно изготавливая сборные конструкции, следует обязательно уплотнять бетон (вручную или с помощью виброинструмента), чтобы добиться максимального сцепления раствора с балками и прогонами. Для заливки можно использовать пенобетон: он быстро застывает и набирает прочность, обладает низкой влагопроницаемостью.

Наименьший вес имеют сборные конструкции из полистирольных блоков, имеющих в нижней части пустоты, остающиеся и после заполнения бетоном. Верхняя монолитная часть вместе с армпоясом работает на сжатие и принимает на себя рабочую нагрузку.

Стоимость сборно монолитных перекрытий

При выборе варианта перекрытия учитывают его несущую способность, размеры перекрываемой площади и конфигурацию стен. Чтобы покупка была выгодной, изучают систему скидок от поставщика и стоимость доставки. В таблице приведены цены на системы популярных марок и комплектующие для их сборки в Москве и столичном регионе.

«Самой интересной альтернативой на сегодняшний день, лежащей между панельным и монолитным домостроением, выступает технология сборно-монолитного каркасного домостроения. Она была рождена в Западной Европе и очень там полюбилась как производителям, так и покупателям жилья.

В нашей стране технология СМКД, адаптируемая под российские условия нашими конструкторами и выдающимися инженерами, завоевывает все большую долю рынка».

А. Шембаков, Заслуженный строитель России, академик Международной академии информатизации, действительный академик академии естественных наук, Управляющий Группы компаний «Рекон-СМК »

АРХИТЕКТОР

«Архитектура современных высотных, до 25 этажей, зданий в значительной мере ориентирована на пластику фасадов с крупными членениями, большими выносами объемов от основного фасада. При этом крупность предполагает разработку лаконичных пропорций и членений со своими нюансами, придающими разнообразие и неповторимость облику создаваемого сооружения. Такие возможности архитектору предоставляет технология СМКД. Благодаря ей, простыми, достаточно экономичными приемами можно осуществить оригинальное архитектурное решение».

К.Б. Вершинин, член Союза Архитекторов России, главный архитектор проектов.

ПРОЕКТИРОВЩИК

«Технология СМКД отвоевывает у монолита нишу строительства оригинальных по внешнему облику и внутренней планировке зданий. Она доказала свою эффективность как в Европе, так и в нашей стране. Потребителю она предоставляет свободу планировки. А привлекательность в глазах астройщика ей придают такие особенности, как заводское качество, уменьшение металлоёмкости и снижение объема бетонирования на стройке и как результат - сокращение расходов на строительство»

А.Н. Якимов, главный инженер компании «СМК-Проект».

Опыт применения доказал следующие основные преимущества СМКД :

  • снижение стоимости и сроков строительства;
  • малое влияние климатических условий на скорость и качество троительства;
  • применение ограниченной номенклатуры элементов каркаса для реализации любых, в том числе уникальных архитектурно-планировочных решений;
  • высокое качество элементов каркаса за счет их изготовления в заводских условиях;
  • отсутствие сварочных и малый объем бетонных работ на стройплощадке;
  • возможность использования для наружных стен различных материалов;
  • возможность перепланировки помещений в период проектирования, строительства и эксплуатации;
  • снижение затрат при эксплуатации зданий и сооружений;
  • экологичность зданий;
  • гибкое реагирование производства элементов каркаса на запросы рынка.

Все это вполне обоснованно позволяет придать аббревиатуре СМКД второй смысл:

Строим Многообразно, Качественно, Доступно!

СМКД - это инновационное сборно-монолитное каркасное домостроение , безусловно, уже стало одной из тех технологий, оторые определяют развитие строительной отрасли России. Его эффективность продемонстрирована при возведении зданий и сооружений самого различного назначения. Все они отличаются выразительным внешним обликом, удобством использования, экономичностью эксплуатации.

В массовом жилищном строительстве СМКД оптимально сочетает быстроту и относительную дешевизну крупнопанельного домостроения с архитектурными достоинствами монолитного.

Без преувеличения можно сказать, что СМКД - это поистине «палочка-выручалочка » для мегаполисов, позволяющая быстро и с минимальными затратами решать острейшую проблему строительства широкой гаммы паркингов.

«…Под перекрытиями этого рода подразумеваются плиты, опёртые по контуру, у которых часть бетона между стержнями арматуры заменена легкими вкладышами…» ,- это цитата из «Справочника инженера-проектировщика» В.И. Мурашёва и В.Н. Горнова, изданного ещё в 1933 г. Как это часто бывает, в поисках решений обратились к западному опыту: Германия и США уже широко применяли в строительстве сборно-монолитные перекрытия. Известные на весь мир компании «Remy», «Ackermann», «Kiffer», «Wenko-Decke» выделялись из общего ряда, создавая индивидуальные конфигурации, размеры изделий, изменяя прочностные и эстетические характеристики своих балок и блоков. Инженеры В.И.Мурашёв и В.Н.Горнов оценили этот опыт и выпустили своё перекрытие с пустотелыми камнями из лёгких бетонов. Война и уклон в сторону типового строительства, в частности, «хрущевок», надолго отложили развитие «сборно-монолитного» направления в нашей стране. Но в последние годы с увеличением индивидуального строительства спрос на сборно-монолитные перекрытия многократно возрос.

Сборно-монолитное перекрытие отличается от традиционных ЖБ плит и целостных конструкций из железобетона:

  • более высокими звуко- и теплоизоляционными характеристиками и легким собственным весом (250-340 кг/м²), что позволяет решить проблему нагрузки на фундамент и несущие конструкции здания;
  • возможностью монтажа в труднодоступных местах без использования грузоподъемной техники;
  • высокой несущей способностью;
  • возможностью использования пустот перекрытий для прокладки инженерных коммуникаций;
  • отсутствием стяжки и выравнивания полов;
  • монолитный пояс на слабонесущих стенах заливается одновременно с перекрытием;
  • возможностью перекрытия пролетов сложной формы: эркеров, выступов и пр.;
  • возможностью доставки до 250 м² перекрытия (балок+блоков) одной машиной;
  • трудоёмкость возведения сборно-монолитного перекрытия не требует высокой квалификации и не превышает показателя 1 чел/час на 1 м².

В состав сборно-монолитного перекрытия входит 4 элемента:

  1. Железобетонная или металлизированная балка.
  2. Блок-вкладыш.
  3. Арматурная сетка 100х100х4(5).
  4. Конструкционный бетон.

Железобетонный каркас – представляет собой легкую балку и является основным несущим элементом будущего перекрытия. Их длина выбирается в зависимости от длины перекрываемого пролета. Блоки-вкладыши – укладываются на несущие элементы. Производятся из различных материалов – керамзитобетон, газобетон, полистиролбетон. Сверху укладывается арматурная сетка. Бетон заливается в пустоты между рядами блоков, где расположены балки, и поверх них на 50 мм.

В комплект поставки сборно-монолитных перекрытий «Домовладелец» входят:

  1. Железобетонная или металлизированная балка шириной 120 мм, высотой 200 (150) мм, необходимой длины - основной несущий элемент.
  2. Блок-вкладыш (керамзито-, полистирол-, газобетонный) высотой 200 (150) мм — выполняет функцию опалубки, а так же улучшает шумо- и теплоизоляцию.

Железобетонная балка «Домовладелец»

Балка с уже залитым бетонным нижним основанием (120х40мм), высотой 200 (150) мм. Вес 1 погонного метра – 16 кг. Преимущество данной балки – невысокая цена по сравнению с металлизированной (см. ). Недостаток бетонной балки: возможность использования только специальных блоков-вкладышей — керамзитобетонных или полистиролбетонных. Максимальная длина балки 7,5 м.

Металлизированная балка»Домовладелец-Профи»

Конструкторы ООО «Домовладелец-Альянс» разработали (запатентовано) несущую балку с оцинкованным металлическим основанием Домовладелец-Профи, которая существенно отличается от традиционной балки с нижним бетонным основанием и обладает рядом преимуществ:

  • возможностью использования любого блока, в том числе газобетонного, любого производителя высотой 200 (150) мм;
  • позволяет исключить холодный шов между бетонами, залитыми в разные промежутки времени;
  • увеличение длины балки при сохранение высокой несущей способности;
  • вес 1 погонного веса балки – от 6 кг.

Блок-вкладыш

Каркасы-тригоны

Для тех кто хочет сэкономить и готов монтировать сборно-монолитные перекрытия самостоятельно, не пользуясь балками, а используя нижние съемные опалубки, готовы предложить арматурные каркасы тригоны, так как значительно увеличили их производство. .

Вот так выглядит сборно-монолитное перекрытие «Домовладелец».





Отличное видео с колоритными участниками.
Но имеет смысл еще раз акцентировать внимание форумчан на основных преимуществах сборно-монолитных перекрытий МАРКО по сравнению с другими типами бетонных (плиты, монолит, сталебетон) перекрытий. В фильме о некоторых из этих преимуществ не сказано вообще, а о некоторых сказано вскользь.
1. Низкий собственный вес перекрытия по сравнению с монолитом и сталебетоном. По сравнению с плитами примерно равный.
2. Низкий вес монтажных элементов (балок, блоков и пр.), позволяющий монтировать перекрытие без использования крана.
3. Возможность перекрывать большие пролеты - 10-12 м, а при желании и 15 м. У плит такая возможность есть, сталебетон - не более 6 метров, монолит после 7 метров "съедает" себя собственным высоким весом.
4. Высокая огнестойкость (120 мин), которая более чем в два раза превышает возможности всех других перекрытий. Частные заказчики часто этот показатель не учитываю, но практика МЧС говорит о том, что высокая огнестойкость строительных конструкций позволяет локализовать пожар на меньших площадях и объемах.
5. Возможность оптимизации перекрытий по несущей способности. У плит такая возможность практически отсутствует, поскольку плиты реально выпускаются только под нагрузку 800 кг/м2 и более, монолит трудно сделать толщиной меньше 120 мм в силу сложностей монтажа двух сеток, сталебетон "заканчивается" на пролетах 6 метров. Сборно-монолитные перекрытия можно выполнить под любую нагрузку.
6. Высокая тепло и звукоизоляция за счет заполнения межбалочного пространства блоками низкой плотности (газобетон, полистиролбетон).
7. Возможность изготовления перекрытий из любых строительных блоков (газобетон, полистиролбетон, теплая керамика, арболит и пр). По сути застройщик может комплектовать стены и перекрытия блоками производства одного завода или поставщика.
8. Возможность одновременного (за одну технологическую операцию) монтажа в перекрытиях теплых полов. Только это снижает стоимость теплого пола в два с лишним раза.
9. Использование перекрытий при реконструкции и реставрации: замена деревянных и ослабленных перекрытий, усиление перекрытий.
10. Использование балок перекрытий для формирования перемычек (оконных и дверных), балок, ригелей и других изгибаемых элементов строительных конструкций.

К сожалению, в фильме совершенно не показана наша новая разработка - профиль УНИВЕРСАЛ-АКТИВ с перфорацией внутренних стенок и выштамповками на днище (картинки в приложении). Новый профиль еще до Ростова не "дошел", поэтому говорить о нем не рискнули. И напрасно. Ведь использование нового профиля позволяет без дополнительных затрат значительно повысить несущую способность сборно-монолитных перекрытия или, при прочих равных условиях, снизить их стоимость. Уверен, что новый строительный сезон это упущение исправит - прогрессивный профиль обязательно появится в Ростове и на Юге России.

Строительство с применением железобетонных конструкций характеризуется обилием инженерных решений, принцип работы и особенности которых понятны лишь специалистам от архитектуры и строительного проектирования. Наш ликбез исправит эту оплошность, поведав читателям о технологии безбалочных сборно-монолитные перекрытий (ББСМП).

Устройство и характерные особенности

Как и прочие виды сборно-монолитных конструкций, безбалочные перекрытия имеют чёткое разделение функций монолитной и сборной части общего железобетонного массива. Общая характерная черта — использование ЖБИ фабричного производства в качестве некоего подобия опалубки, элементы которой после замоноличивания объединяются для более эффективного восприятия нагрузок и воздействий.

Чтобы понять разницу между безбалочными и балочными перекрытиями, не будет лишним познакомиться с физической моделью работы последних. Основным несущим элементом в них выступает система однонаправленных или поперечно-направленных балок, опирающихся на вертикальные колонны. На сами балки укладываются железобетонные плиты или доски, таким образом, зона восприятия нагрузок увеличивается благодаря опиранию по всей протяжённости короткой стороны ЖБИ.

Безбалочные перекрытия отличаются тем, что вместо балок в них используются надколонные панели, на которые поперёк уложены межпролётные панели. Каждая из колонн в таких случаях имеет расширение в верхней части, называемое капителью, функциональным назначением которой служит увеличение пятна контакта между сборными элементами конструкции. Монолитная часть перекрытия может включать как общий железобетонный покров, так и специальные шпонки, предназначенные для обездвиживания панелей и их жёсткого скрепления с капителями колонн.

Характерное отличие ББСМП заключается в отказе от опирания на несущие внутренние стены, панели передают нагрузку только на ограждающие конструкции. Центральная часть перекрытия поддерживается равнопролётной сеткой колонн. Это достаточно сложная система, функции которой наиболее ярко выражаются при использовании совместимых ЖБИ одного производителя, конструкцией которых предусмотрено достаточное число и верное расположение технологических уступов и шпунтов. Также безбалочные системы примечательны тем, что это один из немногих типов железобетонных конструкций, в которых соединение арматурных каркасов изделий выполняется сваркой.

Назначение безбалочных перекрытий

Сложность устройства ББСМП окупается более рациональным использованием объёма помещения нижних этажей при сопоставимой конструкционной прочности. Потолок избавлен от системы ребер, препятствующих свободному проведению инженерных коммуникаций и затрудняющих отделку.

Конструктивные решения по части безбалочных перекрытий с межпролетным расстоянием до 6 метров в обоих направлениях достаточно подробно изучены и описаны. Однако применение таких конструкций в гражданском строительстве сильно ограничено ненадобностью сооружения помещений столь значительной протяженности со свободной планировкой. Тем не менее, производителями систем несъёмной опалубки достаточно часто предлагаются решения, позиционируемые как ББСМП, но по сути таковыми не являющимися. В общем варианте исполнения балки в подобных перекрытиях все же имеются, хотя они и скрыты в толще сборно-монолитной плиты и представлены стальным двутавром.

Тем не менее, оригинальная технология может применяться на объектах коммерческой и жилой недвижимости, строящихся в частном порядке. Прежде всего, это перекрытия первого этажа над монолитным цоколем, а также междуэтажные перекрытия зданий из композитных бетонных панелей. Как правило в таких случаях сетка колонн включает не более 4-9 опор, то есть общая площадь перекрытия при таком способе устройства может достигать 300 м 2 . Из дополнительных преимуществ безбалочной системы можно отметить сниженный расход бетона и, как следствие, меньший вес каркасной конструкции.

Расчёт и проектирование

Номенклатура ЖБИ для сборно-монолитных безбалочных перекрытий и технические требования к изделиям изложены в ГОСТ 27108-86 . Общее описание системы ББСМП и указания по проектированию и расчёту подробно описаны в пособии к СНиП 2.03.01-84 «Проектирование железобетонных сборно-монолитных конструкций».

На практике используются специальные програмные комплексы САПР для расчёта безбалочных сборно-монолитных конструкций

Расположение колонн для ББСМП может приниматься как равнонаправленное, так и по пересечениям прямоугольной сетки, однако в последнем случае соотношение длин пролётов не должно превышать 1,5:1. Частота установки опор должна определяться допустимой нагрузочной способностью плит в соответствии с её расчётом на прогиб под эксплуатационными нагрузками. Общая тенденция такова, что с увеличением шага установки колонн снижается толщина перекрытия и, как следствие, удельный вес конструкции становится меньше. Это обстоятельство следует учитывать при проектировании зданий на ленточных фундаментах, опирающихся на ослабленный грунт. Средний показатель толщины плит колеблется от 1/30 до 1/35 длины пролёта.

Общепринятая методология расчёта основывается на определении достаточного сечения несущих элементов в соответствии с требуемой прочностью по предельным состояниям первой группы. В ходе расчёта устанавливается достаточная толщина поперечного сечения элементов, нормального к продольной оси, в зависимости от различных условий. После этого выполняется расчёт сечений, наклонных к продольной оси, для противодействия нагрузкам смещения и косоугольных изгибающих моментов.

Пример расчёта по распределению колонн и размеру капитель

Поскольку речь идет о расчёте сборно-монолитных конструкций, отдельным разделом Приложения описывается методика расчёта прочности контактных швов омоноличивающего бетона отдельно для промежуточных и крайних опор. Целью этого расчёта является определение, как достаточной площади контактного пятна, так и применяемые методы связи сборно-монолитной конструкции: выведение арматурных элементов, устройство шпонок, обеспечение шероховатости поверхностей в зоне контакта. Эти расчёты, включая определение выносливости, также проводят по методу предельных состояний первой группы.

В завершение проектных изысканий определяется эксплуатационная устойчивость, то есть расчёт ведётся по методу предельных состояний второй группы. Сюда входит определение допустимой ширины раскрытия трещин и расчёт компенсирующих усилий сжатия и растяжения, в обоих случаях отдельно определяются показатели в плоскости, нормальной и наклонной к продольной оси железобетонного элемента. Завершается расчёт определением допустимой кривизны и деформаций в соответствии с требованиями к комплексному равновесию каркасной системы.

Используемые разновидности плит и колонн

При возведении ББСМП могут применяться как типовые изделия по ГОСТ 27108-86 , так и специально запроектированные. Последнее, разумеется, в частном строительстве — большая редкость. Как правило, речь идёт о трёх типах унифицированных изделий: колоннах, навершиях к ним, а также плитах специальной конфигурации.

1 — колонна; 2 — капитель; 3 — плита перекрытия

Начать следует с того, что пригодные к использованию в безбалочных перекрытиях колонны и капители должны иметь пазо-шпунтовые соединения. Это требование диктуется упомянутым выше Пособием, где отмечается, что расчёт ведётся по состоянию сборно-монолитной конструкции до набора омоноличивающим бетоном проектной прочности. В действительности допускается временное крепление колонн и капителей стальными хомутами, которые снимают после окончательного отверждения бетонных шпонок, однако эта технология более сложная и на практике применяется редко.

Плиты для ББСМП используются двух типов. Надколонные имеют специальные углубления, препятствующие их поперечному смещению и предназначенные для технологичной стыковки с навершиями колонн. Как правило, надколонные плиты имеют оголённую арматуру как минимум по двум противолежащим краям. Реже используются плиты с отбортовкой, предназначенное для стыковки с пазами в капителях. Пролётные плиты могут изготавливаться либо с расчётом на замоноличивание только технологических швов и иметь оголенную арматуру по всем сторонам, либо омоноличиваться общим покрывающим слоем, в таком случае все их торцы будут гладкими.

Железобетонные изделия для ББСМП как правило изготавливают из тяжёлого бетона марки не ниже В25 с предварительно напряженной арматурой. В ходе реальных испытаний также была установлена возможность использования бетона на облегчённом (пористом) заполнителе при ограниченной длине пролета, а также пустотелых изделий со сферическими полостями.

Порядок монтажа безбалочных СМП

Возведение зданий с ББСМП ведётся строго поэтажно. Непосредственно устройство перекрытия выполняется по завершению установки колонн, которому предшествует монтаж закладных деталей в перекрытие нижнего этажа. Колонны также могут монтироваться по разрезному принципу, однако от такой технологии часто отказываются из-за значительной протяжённости пазо-шипового соединения.

После установки и выверки сетки опор на их уширения устанавливают оголовки. Следом проводится монтаж поясной опалубки, предназначенной для удержания бетонной массы при заливке шпонок. На капители сверху укладывают надколонные плиты и стыкуют их способом, который предусмотрен конфигурацией ЖБИ. Поверх подклонных плит укладывают межпролётные, обычно имеющие заужение в области опирания для облегчения выполнения монолитных работ.

После установки сборных элементов производится увязка дополнительных арматурных каркасов в швах омоноличивания и монтаж закладных под колонны следующего этажа при необходимости. После этого технологические пазы заливают бетоном марки В15 , который усаживается вибрационным методом. На этом этапе становится очевидной вся сложность устройства перекрытий по технологии ББСМП: помимо того, что требуется тщательно подобрать изделия из номенклатуры, на строительной площадке необходимо обеспечить все условия для проведения работ по двум разным технологическим процессам с использованием широкого ряда строительной техники, зачастую тяжёлой.