Что такое хай тек в дизайне. Ванная комната в стиле хай-тек - это лаконичное решение

В переводе с английского языка слово "хай-тек" означает ни что иное как "высокие технологии". Стиль хай-тек является достаточно молодым стилем, который сформировался в конце прошлого века. Отличительными чертами стиля хай-тек являются абсолютная функциональность и отсутствие каких-либо элементов декора, которые с лихвой компенсируются хромированными поверхностями и игрой света. Также следует отметить, что стиль хай-тек практически никогда не используется в чистом виде для обустройства жилого интерьера по причине некоторой холодности и даже безжизненности. Зато на основе стиля хай-тек можно создавать весьма уютные и гармоничные интерьеры.

Итак, для того чтобы обустроить интерьер в стиле хай-тек , нужно знать, какие именно черты свойственны этому необычному стилю. Перечислим самые значимые и весомые: простая и максимально четкая геометрия (касается не только стен, но и мебели); использование промышленных строительных материалов (бетон, пластик, стекло); наличие металлических конструкций, иногда голых бетонных или кирпичных стен; встроенная мебель, раздвижные двери и перегородки; обилие осветительных приборов, которые могут быть установлены как на потолке, так и на стенах, и даже в полу.

Рассмотрим несколько вариантов обустройства стиля хай-тек на примере определенных помещений. Начнем с гостиной комнаты - одного из самых главных помещений в доме. На фото ниже можно увидеть гостиную , выполненную в стиле хай-тек: холодные бело-серые тона, глянцевый пол, мебель простой формы, большие окна, простые шторы и обилие света. При желании в такой гостиной можно добавить несколько ярких элементов в виде парочки подушечек или декоративных фигур более сочных цветов. Также яркие фрагменты могут содержать стены, пол или корпусная мебель. Главное - не перестараться, поскольку большое количество ярких красок сделают помещение слишком вычурным и аляпистым, лишив его дизайн гордого звания "хай-тек".

Спальня в стиле хай-тек всегда будет иметь предельно простой, рациональный, но вместе с тем модный и изысканный вид, что подтверждает фото, расположенное ниже. Данный вариант оформления спальни может быть дополнен многоуровневой системой освещения, которая характерна стилю хай-тек.

Не менее стильный и оригинальный вид будет иметь кухня в стиле хай-тек , обладающая к тому же отличной практичностью и функциональностью за счет использования прочных и износостойких материалов. Чаще всего интерьер кухни в стиле хай-тек основан на лаконичной элегантности. Нередко стиль хай-тек сочетается со стилем минимализм.

Истоки

Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм », перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола ; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.

Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса , относится к позднему модернизму , то есть его характеризуют прагматизм , представление об архитекторе как элитном профессионале , обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола , технологичность, структура и конструкция как орнамент , анти-историчность, монументальность . Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием : их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек - пик модернизма, даже шире - пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи.

Ранний хай-тек

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).

В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980-1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза , развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре .

Современный хай-тек

Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек - стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека - Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты

  • Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
  • Использование прямых линий и форм.
  • Широкое применение стекла , пластика , металла .
  • Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.
  • Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
  • Широкое использование серебристо-металлического цвета.
  • Высокий прагматизм в планировании пространства.
  • Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
  • В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.

Примечания

Литература

  • Иконников А. В. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма. М., 1982.
  • Рябушин А. В., Шукурова А. Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. М., 1986.
  • Modern British architecture since 1945. London, 1984.

Ссылки