Федор Конюхов: биография, творчество, карьера, личная жизнь. Федор Конюхов - биография, фото, личная жизнь путешественника: Вечный странник

Предложение поговорить о роли отца в семье отец Федор встретил задорным смехом: «Ну что вы! Какая роль! Вы меня без ножа режете».

Известный путешественник нечасто бывает в Москве, и в его мастерской всегда очередь из желающих обсудить рабочие вопросы, получить благословение или просто познакомиться. Но он все-таки нашел время для интервью.

Протоиерей Федор Конюхов - путешественник, писатель, художник.
Родился 12 декабря 1951. Окончил Одесское мореходное училище, Бобруйское художественное училище, Ленинградское арктическое училище.
Капитан дальнего плавания. Совершил четыре кругосветных путешествия, пятнадцать раз пересек Атлантику на парусных яхтах, один раз на весельной лодке «Уралаз».
Первый человек в мировой истории, которому удалось достигнуть пяти полюсов нашей планеты: Северного географического (три раза), Южного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, вершины Эвереста (полюса высоты), Мыса Горн (полюса яхтсменов).
Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «7 Вершин мира» - подняться на высочайшую вершину каждого континента.
Член Союза художников СССР. Член Союза Писателей РФ. Автор четырнадцати книг.
В 2010 году рукоположен в сан священника.
Женат. Имеет троих детей и шестерых внуков.

В сына Николая я вкладываю всего себя, он мне в радость. Но если я не буду путешествовать, если я не буду ни к чему двигаться, не буду ни к чему стремиться, чем я буду отличаться от умерших? Я должен подстегивать других, вдохновлять других своим рвением.
Я должен быть примером для сына Николая.
Я скажу ему: «Не стыдись поступков своего отца».
Он не скажет, что я плавал напрасно. Он поймет меня. И я об этом буду молиться Господу.

(из книги Федора Конюхова «Под алыми парусами»,

в которую вошли дневниковые записи

из одиночного плавания 2004-2005 гг.)

- Отец Федор, каким было ваше первое детское впечатление от моря?

Не помню. И как научился плавать, тоже не помню. Я же вырос на Азовском море. Даже родился на берегу. Мама говорила: «Пошла рачков собирать поутру, там и родила». У нас в роду все священники и моряки. И я с 8 лет уже знал, что буду путешественником, таким, как Георгий Яковлевич Седов. Мой дедушка участвовал в его первой экспедиции на Новую землю.

Дедушка говорил, прежде чем стать путешественником, надо выучиться на штурмана, и я пошел в Одесское мореходное училище. Потом уже закончил Ленинградское арктическое училище.

В советское время о ваших родственниках-путешественниках наверняка рассказывали, а о ваших родственниках-священниках говорили открыто?

Моего родственника протоиерея Николая Конюхова убили 29 декабря 1918 года. Обливали водой на морозе, а когда он потерял сознание, застрелили. При советской власти мои родители старались об этом нигде не упоминать - боялись. Даже когда я пошел учиться в Духовную семинарию в 1969 году, папа сказал: «Ты поменьше там распространяйся о том, что у тебя в роду священники были».

Сейчас, конечно, я горжусь своими предками. Молюсь и прошу у них прощения за то, что мы стеснялись, боялись говорить о них.

Мемориальные доски во дворе мастерской Федора Конюхова в Москве. Фото: Владимир Ештокин, foma.ru

- Как получилось, что вы пошли учиться в семинарию?

Очень просто получилось. Поступил - и все. Вот как я с детства знал, что буду путешествовать, так же знал и что буду священником. Мне представлялось, что где-нибудь в 50 лет я перестану путешествовать и буду служить на приходе. Ну вот, в 58 лет я принял сан.

- Когда вы были маленьким, ваша мама сказала, что вы будете очень одиноким человеком. Почему?

Мать своего ребенка всегда видит. По моим повадкам.

- То есть вы в детстве были одиночкой?

Не то что одиночкой. Я всегда делом занимался - тем, что мне нравится. Я люблю рисовать, у меня есть талант. Плохой, мало, но есть. Это мое. Поэтому я учился живописи. То же самое с путешествиями. Меня же в плавание никто не гонит. Просто мне там нравится, там мой мир. И священником я стал не для того чтобы делать карьеру в Церкви. Я священник, потому что это у меня в крови.

- Вы были в семье «белой вороной»? Не таким, как остальные дети?

Не-не-не! Я не «белая ворона». Нас две сестры, три брата. Я средний, но всегда был лидером. Я заводил, а остальные меня слушались. И даже когда все выросли и разъехались, если надо было решения какие-то семейные принимать, родители говорили: «Вот Федька приедет. Как он скажет, так и будет».

Федор Конюхов, конец 1980-х

- Считается, что в советское время было очень суровое воспитание. Детей не баловали.

Почему не баловали? Сколько детей при советской власти курили, пили, в тюрьмы попадали!

- Что вас уберегло от дурной дороги?

Меня уберегла цель. Я с детства знал, что должен дойти до Северного полюса, продолжить дело Георгия Яковлевича Седова. Дедушка сказал: «Ты должен оправдать азовских рыбаков». Он очень любил Седова, много мне про него рассказывал. Всегда жалел, что не был с ним рядом в последней экспедиции. Дедушка умер, когда мне было восемь лет. Все время, что я его помню, он лежал на лавке парализованный. Летом его выкатывали в сад. Это он меня научил дневники писать. У меня его крестик есть. (Достает из-под рясы.) Он стертый уже. Серебряный.

В школе говорили: «А, Федька Конюхов, он будет путешественником». Так что по многим предметам мне поблажки делали. Но если с математикой было плохо, я ее зубрил, потому что знал, что в мореходку не поступлю. У меня была цель. Когда ты живешь с целью, у тебя есть все.

И в детях надо воспитывать цельность. Романтика должна быть, патриотизм. Тогда человек не будет думать ни о куреве, ни о пьянке, ни о деньгах.

- Как вы считаете, чем в первую очередь должны заниматься дети? Спортом?

Я сам советский, я мастер спорта по многим видам спорта. Но когда говорят, что все должны спортом заниматься, я слушаю и думаю: «Неправильно говорите! Неправильно!» Сколько заслуженных мастеров спорта спилось, в тюрьмы село, особенно в 90-х годах. Почему? Потому что к спорту надо еще духовность иметь. Мы просто учим спорту, а что может спортсмен без духовности? Только морды бить и все. Надо не просто учить, надо в ребенке разобраться. У меня школы путешественников в Миассе и в Тотьме, туда дети поступают после специального отбора. Мы им даем все попробовать: парусом управлять, по скалам лазить, в походы ходить... Господь Бог на каждого человека указал пальцем, каждому дал талант. Но не каждый следует этому таланту. Вот мы в школе путешественников даем всего понемногу. И фотографировать, и рисовать. Не обязательно становиться фотографом или художником, но хотя бы азы знать нужно. Дневники ребята ведут, стихи пишут, на гитаре играют.

У меня дочка закончила художественную и музыкальную школу. А сейчас медсестрой работает. С ней можно и на самые разные выставки ходить, и на концерты. Она слушает и классику, и рок.

- Отцовство - это счастье или бремя?

Дети - это счастье. Так же, как и внуки. Знаете, я вот сколько мировых рекордов установил, те же картины, книги написал. Но - сегодня рекорд, а завтра его уже побили, сегодня книгами восхищаются, а завтра их уже забыли. А дети, внуки - это вечность, это ни с чем не сравнится.

- Вы путешествовали со своими детьми?

Конечно. Перегонял яхту через Атлантический океан со старшим сыном, ходил с ним вокруг мыса Горн, ходил через Тихий океан, через Индийский. Через Атлантический океан мы ходили несколько раз. Но я бы не хотел, чтобы мои дети были путешественниками.

- А они?

Они молодцы. Они говорят: «Мы ж понимаем, что мы никогда не будем такими, как папа». У них своя судьба.

- У них тоже есть цель, как была у вас?

Есть. Не такая, как у меня. Младший сын хочет военным быть. Сейчас в Суворовское будет поступать. А старший - он как менеджер. Хочет организовывать экспедиции. Он же был президентом Федерации парусного спорта.

- Что вам дали совместные путешествия?

Ну, они просто стали лучше меня понимать, уверенности стало больше. Когда мы с женой и сыном шли через Атлантический океан, начался шторм. Я понимаю, что ситуация серьезная, а они спокойны. Говорят: «Ну, ты же ходил вокруг света». У них так: если папа встал за штурвал, значит, все будет хорошо. А я-то знаю, что все может случиться, и при мне может случиться.

- Если кого-то из детей обижали в детском саду, в школе, вы заступались?

Я старался не ходить. С этим жена разбиралась. Если я приходил, меня обычно воспринимали как Конюхова, как путешественника, а не как отца. При таком отношении сложно решать какие-то личные вопросы. Но сыновьям я всегда говорил, что надо уметь постоять за себя.

- Вашим детям сейчас живется тяжелее, чем вам в их возрасте?

Да нет. Я думаю, что ни мне не было тяжело, ни им. Надо всегда соглашаться с тем, что есть. У нас было одно детство, у них другое. У нас одни были трудности, у них другие. Знаете, никогда на земном шаре не будет рая. Нашим дедам было легко жить? Нет. Нашим родителям - тоже нет. Да никогда не будет легко жить! Все время войны идут. Все время. У меня дед воевал в Первую мировую войну, папа - во Вторую. Дядя воевал в Корее в 1953 году, брат - в Афганистане. Я служил во Вьетнаме. Правда, не воевал, на корабле мотористом служил. Через мой род все время войны проходят.

Священник и путешественник Федор Конюхов. Фото: Максим Коротченко, maxik2k.livejournal.com

- Ваша любимая детская игра?

В детстве я в «Робинзона Крузо» любил играть.

- А как вы играли?

У меня остров был на болоте.

- То есть опять в одиночку?

Нет. Я у меня была команда. Я - капитан.

Федор Конюхов с женой, детьми и внуками. Фото из личного архива

Беседовал Александр Гатилин.

Это интервью - часть проекта «Быть отцом!» , реализуемого интернет-журналом «Батя», Фондом Андрея Первозванного и издательством «Никея». Полную версию интервью вы сможете прочесть в книге, которая выйдет в свет в 2016 году.

Федор Конюхов – первый в СССР и России «профессиональный путешественник», капитан дальнего плавания, пилот свободного аэростата, ездок на собачьих упряжках, альпинист, писатель священник УПЦ МП. Среди достижений Конюхова – пять кругосветных экспедиций, 17 пересечений Атлантического океана на парусных яхтах и один раз – на весельной лодке.

Федор Конюхов родился 12 декабря 1951 года в селе Чкалово Запорожской области. Детство будущего путешественника прошло на берегу Азовского моря. Отец Филипп Михайлович часто ходил в море за рыбой, брал с собой сына. Дед Михаил часто делился с внуком знаниями, которые почерпнул от общения с , знаменитым русским полярным исследователем. С ним Михаилу довелось служить в одном гарнизоне царской армии. Полярник оставил Конюхову собственный нательный крест, чтобы тот достался самому крепкому из потомков друга. Этот крестик дед передал Федору.

Уже тогда у мальчика появилась тяга к путешествиям, когда Федор стоял у штурвала отцовского судна и всматривался в морскую даль. В 15 лет юноша рискнул совершить первое путешествие и переплыл Азовское море в лодке на веслах. Правда, до этого Федору пришлось активно заниматься греблей, осваивать парусное плавание.

Как любой подросток, Федор с удовольствием играл в футбол. Как любой деревенский мальчишка, Конюхов часто спал на сеновале, а еще запойно читал приключенческие романы Жюля Верна и других авторов. К окончанию школы юноша понял, что хочет связать жизнь с морем.


Федор поступил в Одесскую мореходку и получил специальность судового механика. Дальше была учеба в полярном училище в Ленинграде на штурмана-навигатора, служба на Балтийском флоте. В течение 2-х лет Федор Конюхов служил во Вьетнаме матросом спецсудна, поставляющего боеприпасы вьетконговцам. За время службы побывал также в Никарагуа и Сальвадоре. После возвращения на родину Конюхов не оставляет учебы и получает специальность резчика-инкрустатора в профильном училище белорусского города Бобруйска.

Путешествия

Первая серьезная экспедиция состоялась в 1977 году, когда молодой человек совершил путешествие под парусом в Тихом океане и повторил маршрут . За первой последовали экспедиции на Камчатку, Сахалин.


Федор Конюхов поставил новую цель – покорить Северный полюс в одиночку.

Готовился к экспедиции Конюхов на Чукотке, осваивал езду в собачьих упряжках, учился строить хижины изо льда, развивал другие навыки для экстремального путешествия – на это ушло несколько лет. Первоначально Конюхов предпринял тренировочный поход к Полюсу относительной недоступности. Путешественник усложнил себе задачу тем, что отправился на лыжах во время полярной ночи.


Затем Федор побывал в Канаде, на Баффиновой земле и на самом Северном полюсе в составе советско-канадской группы во главе с Владимиром Чуковым. В 1990 году Конюхов на лыжах, с тяжелым рюкзаком и снаряжением отправился в путь, а через 72 дня достиг Северного полюса. Преодолевая по дороге полыньи и торосы, Федор едва не погиб во время столкновения льдин. Конюхов стал первопроходцем в одиночном путешествии туда. В 1995 году Федор Конюхов покорил Южный полюс, а через 59 дней над крайней южной точкой уже развевался флаг России.

В биографии путешественника были и другие маршруты. Федор стал первым россиянином, выполнившим программу «Большого шлема», то есть покорившим Северный, Южный полюс и Эверест. Раньше, в 1992 году, в одиночку поднялся на Эверест, в январе 1996 года – на гору Аконкагуа, а в 1997 году – на вулкан Килиманджаро.


Среди экспедиций, в которых участвовал Федор Конюхов – советско-американский велопробег по СССР Находка – Москва – Ленинград 1989 года, российско-австралийское ралли на внедорожниках Находка – Москва 1991 года, караванная экспедиция по маршруту Великого Шелкового пути в 2002 и 2009 годах. Федор Конюхов совершает и сухопутные экспедиции, повторяя путь знаменитых исследователей тайги.

За свою жизнь Конюхов совершил в общей сложности 40 морских экспедиций. Не все гладко складывалось во время таких путешествий. Помимо неприятностей, создаваемых природной стихией, Федор Конюхов получал неприятные сюрпризы от людей. Во время одного плавания Конюхов подхватил тропическую инфекцию и вынужден был остановиться на Филиппинах. Местные пираты воспользовались вынужденной стоянкой яхты Конюхова и угнали ее. После выздоровления, чтобы найти в морских широтах собственное судно, Федор завладел разбойничьей яхтой и догнал свою.

В июле 2016 года Федор Конюхов установил новый рекорд, на воздушном шаре за 11 дней. Российский путешественник опередил предыдущего рекордсмена Стива Фоссета на 2 дня.

Во время путешествий Федор Конюхов занимается исследовательской работой и творчеством: пишет картины и книги. В общей сложности путешественник создал почти 3 тысячи полотен, издал двадцать книг. В собственных произведениях «Мои путешествия», «Под алыми парусами», «Наедине с океаном», «Как я стал путешественником» Федор Конюхов делится жизненным опытом, событиями из путешествий. Есть у автора и исторические труды: «Крымская война. Оборона Севастополя», «Александр Васильевич Суворов», «Как адмирал Ушаков Черное море русским сделал». В книгах «Мой путь к истине», «Сила Веры. 160 дней и ночей наедине с Тихим океаном», «Океан – моя обитель» Конюхов освещает вопросы веры. Читателей путешественник знакомит со своими трудами со страниц официального сайта , где также размещает фото собственных полотен.


Федор Конюхов – действующий член Союза журналистов, Союза художников и скульпторов, Союза писателей России. Своими рисунками Конюхов украсил издание книги «Дао Дэ Цзын», которую считает для себя второй после «Библии».

Помимо основного дела жизни, важной страницей биографии для Федора стало служение в Православной церкви. Сан иподиакона Конюхов принял в 2010 году на праздник , покровителя путешествующих и мореплавателей. Окончив в Северной столице духовную семинарию, Конюхов отправился служить в Запорожье, не оставляя при этом морских, сухопутных и воздушных путешествий.

Личная жизнь

Федор Конюхов был дважды женат. Первая супруга Любовь подарила Федору двух детей – сына Оскара (1975 г.р.) и дочь Татьяну (1978 г.р.). Позднее женщина переехала в США, где поселилась вместе с дочерью. Старший сын Конюхова возглавляет Всероссийскую федерацию парусного спорта.


Вторая супруга знаменитого путешественника – профессор, доктор юридических наук, эксперт по международному праву Ирина Анатольевна. Познакомились будущие супруги в 1995 году. Ирина к тому времени тоже была в разводе, воспитывала двоих сыновей. Федор честно предупредил девушку о своем увлечении, но это не испугало Ирину. Ради любимого Ирина Анатольевна отказалась от работы в ООН и Европарламенте.

Нередко жена сама отправлялась вместе с супругом в путешествия. В 2004 году, пересекая Атлантику, судно, где находился Федор и Ирина, попало в сильный шторм. После возвращения домой Конюховы возвели около московской творческой мастерской Федора часовню Николая Чудотворца. Долгое время у пары не было общего ребенка, но в 2005 году родился долгожданный сын Николай.


Сейчас Федор Конюхов – счастливый дедушка, у которого четверо внуков – Филипп, Аркадий, Итэн, Блейк и две внучки – Полина и Кейт, но это не мешает ему заниматься любимым делом.

Путешественник, художник, писатель, велосипедист, альпинист, мореплаватель – это все о Конюхове. С 1998 года мореплаватель делится опытом с молодыми последователями и заведует лабораторией дистанционного обучения. В лаборатории обучает юных путешественников технике выживания в сложных условиях.

Федор Конюхов сейчас

Федор Конюхов продолжает бить рекорды. Последним увлечением для путешественника стало воздухоплавание на аэростате. В 2017 году Федор , пробыв в воздухе 55 часов 10 минут непрерывного времени. Предыдущий рекорд 50 часов 38 минут принадлежал японским пилотам Мичио Канда и Хиразуки Такезава, которые установили его в 1997 году.

На этом неутомимый путешественник останавливаться не будет. Для летних сплавов по рекам Конюхов уже выбрал место на курорте Шерегеше в Кемеровской области, где успел побывать в январе 2018 года вместе с семьей.

Награды

  • 1996 – Почетный житель города Находки
  • 1988 – Орден Дружбы народов
  • 2014 – Золотая медаль имени Н. Н. Миклухо-Маклая Русского географического общества
  • 2015 – премия Дружбы народов «Белые журавли России» и одноименный орден
  • 2017 – Орден Почета

Рекорды

  • Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов Земли: Северного и Южного географических, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, полюса высоты – Джомолунгму, полюса яхтсменов – Мыс Горн
  • Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой шлем» (Северный полюс, Южный полюс, мыс Горн, Джомолунгма).
  • Пересек в одиночку Атлантический океан на гребной лодке с мировым рекордом в 46 суток 4 часа.
  • Пересек в одиночку Тихий океан на гребной лодке с мировым рекордом в 159 суток 14 часов 45 минут.

«Сын за отца отвечает!»

Старший сын Федора КОНЮХОВА рассказал «МВ» о том, почему, преклоняясь перед отцом, все же не пошел по его стопам.

Оскар Конюхов с первого взгляда производит впечатление человека, который просыпается с морскими брызгами на душе. В нем нетрудно угадать опытного яхтсмена, даже если не знать, что он сын легендарного Федора Конюхова – знаменитого путешественника, художника и потомственного священника, совершившего четыре кругосветки и дважды покорившего Эверест, не говоря уже о сложнейшних переходах по снежным пустяным и дрейфующим льдам. Дети великих часто переживают, что живут в тени своих родителей. Оскар даже не задумывается об этом. И не пытается подражать отцу. Только помогает ему по мере возможностей и сил, которых порой требуется немерено. Причем и физических и моральных. К примеру, когда нужно доставить два десятка собак куда-нибудь в Гренландию…

Оскар предложил встретиться в творческой мастерской отца на Павелецкой. Никогда бы не подумала, что у Федора есть такое уютное убежище в самом центре Москвы. Второй этаж напоминает просторную каюту. Заходишь, и кажется, что с минуты на минуту отправишься в морское путешествие. Сразу представляется харизматичный кок, предвкушаешь аппетитные запахи с кухни…

А на первом этаже находится мастерская Федора и исторический музей. Федор собрал любопытные артефакты с достоверной информацией о том, где, когда и кем был найдет каждый из них, и какому кораблю мог принадлежать. Оказалось, что часть одной из мемориальных стен выложена кирпичами Храма Святителя Николая Чудотворца (Мокрого) XVI века, разрушенного еще в 1930-е… А рядышком с мастерской Федор построил маленькую часовню, опоясанную морской якорной цепью – в память о погибших путешественниках. Причем построил на собственные средства, полученные от продажи своих картин – всего за четыре месяца!

Часовня освящена во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца и приписана к Высоко-Петровскому монастырю. Стены из красного кирпича, купол из дерева, покрытого жестью. В качестве окошек восемь настоящих корабельных иллюминаторов, а на фасаде таблички с именами Георгия Седова, Наоми Уемура, Юрия Подрядчикова, Питера Блейка…

– Оскар, вас ведь, наверное, тоже можно назвать настоящим путешественником, учитывая как часто вы бороздите моря-океаны, пусть и не в одиночку как ваш отец?

– Как раз напротив – я себя путешественником точно не считаю. Знаете, сейчас все кругом стали путешественниками. Все рассказывают о своих поездках, делают фотоотчеты, ведут блоги, и это здорово. Но все же то, чем занимается Федор, это совсем другое. Он ищет себя, изучает себя в разных стихиях, остается наедине с Вселенной, с Богом. Я всегда понимал, что мне нет смысла ему подражать, потому что я точно не смогу выдержать все то, что выдерживает он. Я бы просто не смог вот так странствовать всю жизнь. Я человек земной, достаточно прагматичный, и образование у меня соответствующее – экономическое. К тому же я вижу свое предназначение в том, чтобы помогать отцу, страховать его. Быть в любую минуту наготове, если понадобиться помощь. А ситуации бывают настолько тупиковые и сложные, что никто кроме сына не сможет ему помочь.

– Вы называете своего отца Федором – почему?

– Очень люблю его и восхищаюсь им. Всю жизнь пытаюсь его понять, разгадать, хотя знаю, что это невозможно. Но от этого становится еще интересней!

– Дети известных людей часто переживают, что никогда не достигнут высот своих родителей. А вы?

– Я – нет! – смеется Оскар. – Моя задача обеспечивать отца прогнозами погоды и следить, чтобы у него все было в порядке. А то ведь после первого старта перехода через Тихий океан от Чили до Австралии на весельной лодке у Федора возникли проблемы которые он сам в океане решить не мог – испортились аккумуляторы солнечных батарей. И мы своими силами возвращали лодку в порт: пришлось полностью менять всю систему энергообеспечения на борту.

– Вы уже, наверное, привыкли к опасным проектам Федора, чувство страха за него притупилось?

– К этому невозможно привыкнуть. Каждый раз когда отец отправляется в очередное путешествие мы – я имею в иду всю нашу семью – не находим себе места. Страх за него у нас есть всегда, потому что опасностей на самом деле много – это и большие корабли, и акулы. Мы конечно не думаем, что эти акулы выпрыгнут из воды и откусит поллодки, но в любом случае, даже одно нахождение этих хищников рядом, да еще в таком огромном количестве, пугает – особенно во Французской Полинезии и при подходах к Австралии. Один путешественник писал, что акула сопровождала его в течении двух месяцев, хотя однажды он все-таки решился искупаться, когда она ненадолго оставила его в покое. А Федор говорит, что не рискует опускаться в воду и все время пристегнут. Потому что несмотря на то, что дрейфующая весельная лодка движется относительно не быстро, все равно есть ветер и течение, и, находясь за бортом, не так-то просто ее догнать. Я иногда даже просыпаюсь по ночам: все думаю, как он там? Совсем один, на маленькой лодочке, посреди океана!

– А правда, как? В голове не укладывается, как можно плыть по таким огромным волнам на весельной лодке, пусть даже оборудованной по последнему слову техники! Кстати, правда, что лодка Федора не может перевернуться?

– Еще как может, потому что у нее нет киля. Просто лодка «Тургояк» спроектирована таким образом, что она в любом случае должна вернуться в исходное положение. Однако переворот лодки в океане это в любом случае ЧП, потому что могут быть повреждены приборы, могут выпасть из своих гнезд аккумуляторы солнечных батарей – каждый весом 30 кг, а всего их три. И представьте, если эти девяносто килограммов веса начнут свободно летать в пространстве – они могут сломать переборки и повредить лодку. Поэтому Федору надо всеми силами стараться не допускать переворотов. Любая волна больше двух метров – это уже серьезное испытание для такой маленькой лодки и гребца.

Федор рассказывал, что было, когда поднялись волны 4-5 метров, с таким мощными гребнями, что они накрывали лодку полностью, хотя по идее она настолько легкая, что должна была все время выплывать на поверхность. Она сделана из углеволокна и будучи пустой весит всего 250 кг! Так что даже если там запас продуктов на 200 дней – а продукты все сухие, сублимированные – то это все равно небольшой добавочный вес. Максимум еще 200 кг. Однако в реальных условиях шторма англичане, которые делали эту лодку, испытать ее, естественно, не могли, потому что в такую погоду никто в море не выходит. Но как сказал Федор, после того, как пересек экватор своего пути, все что могло поломаться уже поломалось, а то что выдержало будет работать и дальше.

Я с огромным интересом читала выдержку из телефонного разговора Федора, когда он рассказывал, что у него происходит. В тот момент он был ровно на середине пути: «Когда появится следующий тропический шторм, в каком направлении он будет двигаться, где в тот момент будет находиться лодка «Тургояк» – вот какие вопросы меня постоянно беспокоят. Фактически до 180 градуса западной долготы я буду находиться в зоне штормов и циклонов. Надеюсь, что с Божьей помощью я смогу пройти и вторую часть Тихого океана». К счастью, когда Федор все это рассказывал, его лодка мирно скользила по абсолютно гладкой поверхности океана: «Температура воздуха стремится к 30 градусам тепла, днем каюта разогревается до состояния сауны, зато ночью приятно находится на палубе, я даже сплю на улице, убрав сиденье. Волны нет, брызг нет, палуба сухая. Над головой миллиарды звезд…»


С чашечкой кофе на гребне волны

– А чем и как Федор питается в таких путешествиях? Ведь это же сколько силищи нужно, чтобы каждый день грести по 16 часов?! Просто на яхте все понятно: там тебе и кухня, и плита, и приготовить можно что угодно. А вот как все это устроено на лодке?

– Мы это тоже предусмотрели, учитывая предыдущий опыт Федора, когда он первый раз шел на весельной лодке через Атлантику 10 лет назад. Тогда место для готовки было устроено на палубе. Там был маленький кокпит, где размещалась газовая горелка, и в хорошую погоду Федор мог что-то себе приготовить. Но в океане всегда есть ветер, волна, сырость. Поэтому горелку вечно заливало, она работала плохо, и в новом проекте мы решили этого избежать. Поэтому оборудовли все в самой каюте, где Федор спит. Сделали там сделали небольшую нишу, где находится та же самая газовая горелка и те же самые примусы, которые берут альпинисты в горы, только слегка модицифированые – снизу прикручивается газовый балончик. Так что Федор может готовить, независимо от дождя и ветра. Главное, чтобы не было волн, иначе довольно опасно что-то варить или даже разогревать. Кроме того лодка может лечь на борт и есть риск вылить на себя все горячее содержимое кострюли или чайника. Поэтому в основном Федор питается как космонавт – энергетическими батончиками. А перед штормом заправляет несколько термосов горячей водой, кофе, горячим шоколадом и, как правило, ему этого хватает на несколько суток.

Представляю как приятно попить кофейку посреди волн!

– Иногда штормит так, что даже из специальных кружек ничего не выпьешь. Да и не до того, если честно. Там думаешь, как бы выжить, как бы лодку не перевернуло. Так что не до кофейка! Хотя у нас есть такие фотографии (правда, не на весельной лодке), когда Федор во время кругосветки на макси-яхте «Алые паруса», длиной 25 метров и шириной семь, попивает кофеек и любуется бушующим океаном. Отец говорил, что очень радовался тогда, что идет в одиночку на такой большой надежной яхте и нет ни малейшей опасности перевернуться.

– А другие-то согревающие средства у Федора с собой имеются?

– Ну наверное, как же без этого, – смеется Оскар. – Но запас их в любом случае ограничен

Молиться в океане

– Расскажите, как все-таки ваш отец пережил тот жуткий первый шторм в нынешнем путешествии из Чили в Австралию, когда его маленькую лодочку едва не перевернуло? Об этом так много говорили в новостях…

– Да как… Молюсь, говорит, все время, чтобы лодка не развалилась, чтобы океан успокоился, отпустил… Каждый борется со стессом по своему. Федор с помощью молитвы. Когда журналисты спрашивали, комфортно ли он чувствует себя в городских условиях, Федор говорил: «В общем-то, комфортно. Но все равно стараюсь побыстрее уйти в путешествие. В городах все заняты делом, а я как бы лишний. Приезжаю, что-то рассказываю, а все работают. А когда я в море, я знаю, что я на своем месте!»

И другим Федор не станет никогда. Хотя был момент, когда он пытался перестать путешествовать – после того как принял священный сан в 2010 году. Он тогда в течении четырех лет практически никуда не ходил. Правда, поднялся второй раз на Эверест в мае 2012-го. Совершил восхождение по Северному хребту (со стороны Тибета) в составе российской команды «7 Вершин» и стал первым священником Русской Православной Церкви, покорившим самую высокую вершину мира. Правда сейчас Федор стал по-другому относится к своим проектам. Он говорил, что раньше воспринимал все что делал как спортсмен, что им двигал какой-то азарт, амбиции, желание кому-то что-то доказать, установить рекорд. Теперь все иначе. Перед путешествием через Тихий океан на весельной лодке он сказал: «Я иду, чтобы двести дней молиться в океане…»


Федор не любит рисковать

– Одно утешает: Федор не любит рисковать, – неожиданно заметил Оскар.

Шутите?!

– Я имею в виду то, что Федор не из тех, кто рискует ради экстрима. Он получает самую детальную информацию о погоде, об особенностях тех мест, в которые отправляется. И каждое свое путешествие, и по морю, и по суше, рассчитывает до мельчайших деталей. А мы постоянно контролируем ситуацию из штаба.

– В голове не укладывается, как при таком образе жизни ваш отец сумел создать такую огромную семью?! У него ведь трое детей и семеро внуков!

— Сами удивляемся, – смеется Оскар.

Арктика-2013

Мы с Оскаром познакомились как раз в тот момент, когда он проводил отца в путешествие от Северного полюса до Гренландии. Федор Конюхов и его напарник – каюр из Карелии Виктор Симонов – задумали совершить первый в мировой практике переход от Полюса до Гренландии на собаках по дрейфующим льдам. Но уже после первого этапа стало ясно, что завершить полный переход через ледовый субконтинент не получится из-за небывалого таяния ледников. В любой момент путешественников вместе с упряжкой могло унести в открытое море…

– В канадской службе спасения нам тогда сразу сказали, что в буран и шторм они не смогут вылететь к Федору, – рассказывал Оскар. – . Считается, что после 8 мая лед становится слишком тонок, и спасательный самолет просто не сможет на него сесть. Смысл их слов был таков: «Мы, конечно, будем вас подстраховывать, но рассчитывайте на себя.» В итоге, несмотря на огромное желание и полную боевую готовность путешественников, было решено перенести второй этап экспедиции на 2014 год. — Опасность была слишком велика, мы просто не имели права рисковать жизнями не только Федора и Виктора, но и тех людей, которые бы отправились им помогать.

Тем не менее Федор и его напарник совершили то, что до сих пор не удавалось никому – прошли 900 км по дрейфующему льду от Полюса до земли! Правда, из-за полученных через спутник прогнозов они высадились на берег раньше, чем предполагалось. И решение оказалось более, чем своевременным: буря, которая обрушилась на северное побережье Канадского архипелага и Гренландии, улеглась только на четвертые сутки. Все это время шел снег и дул свирепый ветер.

Палатку Фёдора и Виктора замело и чуть не снесло. Пришлось перебраться в барак с дырявой крышей. Спутниковая связь работала плохо, но выходить наружу, на высокое открытое место, не было никакого желания. Свернувшихся калачиками собак накрыло огромными сугробами. Но для них это дело привычное – под снегом им тепло и спокойно… Потом в телефонном разговоре Фёдор сказал, что если бы циклон настиг их на дрейфующем льду у внешнего края полыньи, совершенно неизвестно, чем бы все закончилось. Ведь полярную станцию «СП-40» накрыл этот же ураган, и льдину, на которой она стояла, разорвало… Фёдор считает, что им с Виктором помог святой Николай Чудотворец, которому они помолились накануне и который направил их действия в правильное русло.

«Будучи зрелым человеком, я понял, что в мире нет одиночества, – размышляет Федор. – Ведь в океане рядом с тобой плавают киты или дельфины, в небе парят птицы, а на пути к полюсу встречаются медведи и тюлени. А ещё я точно знаю, что рядом всегда присутствует Бог и святые, которым ты молишься. В огромном океане, кроме них, тебе никто не в силах помочь.»

Happy team – веселая упряжка!

– Скажите Оскар, что же в итоге – проект с Гренландией будет продолжен в этом году?

– Да, мы планируем еще более глобальный проект – Полярную кругосветку. И уже сейчас я занимаюсь подготовкой упряжек, потому что в Гренландии лучше использовать гренладских собак.

– Которые понимают местное наречие?

– Которые живут в тех условиях. Идея была какая – на собаках Виктора Симонова Федор и Виктор проходят от Полюса до Канады. Потом, после 46 суток по дрейфующему льду – можете себе представить, какая это колоссальная нагрузка! – те собаки дальше идти уже не смогут, и мы хотим вывезти их обратно в Россию, а Федор и Виктор отправятся дальше на гренландских собаках. Но дело в том, что для местных жителей собаки – это их хлеб, и нельзя просто так прийти в деревню и сказать: «Мы покупаем у вас упряжку.» Потому что, если иннуит продаст свою упряжку, он останется без средств к существованию.

Дело в том, что все заработанные деньги он очень быстро потратит – собаки там стоят не дорого, где-то тысячу долларов. Значит, 10 собак – 10 тысяч долларов, а цены там очень выские У них же все привозное. Поэтому собак должны подтовить заранеее - воспитать из щенков. Соответственно, нужно оплачивать работу человека, который будет заниматься с этими собаками и их питание. Это же все на самом деле миф, что собаки в Гренландии все время едят мясо тюленей и китов. Во-первых эскимос не каждый день добывает тюленя и кита, во-вторых у него еще есть большая семья которую надо кормить. Поэтому собаки питаются сухим кормом, который привозят из Дании, и стоимость у него, соответственно, тройная по сравнению с ценами на континенте. Поэтому это все нужно продумать сейчас, чтобы в нужный момент у нас были две готовых упряжки, в которых должны быть и молодые, и опытные крепкие собаки, причем разных полов, чтобы это были хеппи тим – веселые упряжки!

– Ничего себе, я думала бывает только dream team, а у собак, оказывается, своя ситуация!

Ну да, – улыбается Оскар. – Однако собак мало вырастить и подготовить. Их надо еще доставить отцу в определенное время и в определенное место. А бывает, что сделать это можно только на специальном на самолете, до которого тоже нужно как-то добраться. Иногда для этого самому приходиться пробираться на лодке среди дрейфующих льдов.

Все под контролем

– Могу себе представить, сколько раз вашему отцу требовалась помощь…

Разные ситуации случались. Например, во время парусной кругосветки в 1998г. Федор попал под удар трех ураганов. Особенно трудно ему было в борьбе с ураганом «Даниел» в районе Бермудских островов. Три дня яхта лежала на борту, и капитану пришлось приложить невероятные усилия, чтобы выпрямить ее. Участники той гонки испытали на себе все – от тропической жары до ветра Антарктики. Лодам пришлось уклоняться от гигантских кораблей и айсбергов, причем отнюдь не всегда удачно. На некоторых судах было до 15 серьезных поломок. Яхта Федора как-то ночью налетела на спящего кита. В результате, изрядно погнулся руль. Потом, на подходе к мысу Горн на борт запрыгнул дельфин, и шкиперу с трудом удалось вытолкнуть симпатягу обратно в море. А у берегов Бразилии Федор еле отбился от современных флибустьеров… Та кругосветка продолжалась 8 месяцев – с сентября 1998 г. по май 1999 г.. Путешественники преодолели 27 тысяч морских миль (50 тысяч км). А маршрут был такой: американский порт Чарлстон – Кейптаун (ЮАР) – Окленд (Новая Зеландия) – Пунта-дель-Эсте (Уругвай) – Чарлстон. И во все эти пункты Оскар прилетал вместе с матерью для моральной поддержки Федора и для того, чтобы помочь ему устранить технические неполадки яхты.

– Оскар, а как ваш отец восстанавливается после таких долгих и сложных путешествий?

– Он говорит, что только молитвой. Даже в интервью признавался: «Я не тренируюсь, и в спортзалах вы меня не увидите. Я не знаю, как тренироваться. Если бы кто научил… Но меня научили молитве.»

И ведь, что самое интересное, сил у Федора хватает с избытком. Он даже философствовал на эту тему: «В 1492 году Колумб прошел от Канарских островов до Карибского моря за 35 дней на трех каравеллах. А я в 2002 году преодолел этот путь на весельной лодке за 46 дней. Но Колумб шел под парусами, а я греб сам! Вероятно, в наше время изменились и возможности и задачи путешественников. Разве раньше человек в 60 лет поднимался на Эверест? Куда там, он уже считался стариком! А я поднялся…»

У Оскара своя роль

Оскар Конюхов изначально чувствовал призвание в организации путешествий своего отца. Он, например, активно участвовал в разработке беспрецедентного по своей масштабности проекта «Трансатлантических переходов на 85-футовой макси-яхте «Алые паруса»», при непосредственной поддержке одноименной торговой сети.

Именно в рамках этого проекта Федор Конюхов в 2007 году совершил новую кругосветку и первую в мире одиночную гонку нон-стоп вокруг Антарктиды. Тогда Федор пересекал Южный Индийский океан по маршруту ЮАР - Австралия. И еще в порту Кейптауна яхту «Торговая сеть Алые паруса» должны были подготовить к опасному путешествию вокруг ледового континента. Стартовать предстояло из Австралии. Маршрут проходил через страшный океанский коридор между «ревущими сороковыми» и «неистовыми шестидесятыми». В поисках приключений

В течении нескольких лет – как раз в тот период, когда Федор почти не путешествовал приняв сан – Оскар успешно справлялся с должностью исполнительного директора Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС). Однако превращаться в кабинетного чиновника не собирался. Напротив, старался как можно чаще выбираться в разные российские акватории, дабы не отрываться от реалий отечественного парусного спорта.

– Оскар, наверное, трудно проводить международные регаты в России?

– В России еще с 1930 года действует запрет на проход во внутренние воды для иностранных судов. Даже для спортивных и прогулочных яхт. Когда в Санкт-Петербург проходил финал регаты Volvo Ocean Race, для каждой из восьми иностранных яхт-участниц разрешение подписывал лично председатель правительства! Хотя в наших интересах максимально упростить эту систему, чтобы стимулировать развитие российской водной инфраструктуры – яхт-клубов, заправок, кемпингов, ремонтных мастерских.

Какой вы видите выход из этой ситуации?

– Я считаю, необходимо, чтобы иностранным яхтам разрешалось свободное каботажное плавание в территориальных водах нашей страны в течение 1 месяца. Тогда мы сможем принимать у себя флот из 100 зарубежных яхт, а то и более.

– Оскар, а почему вы решили уйти из федерации? – Мне кажется, за четыре года я сделал, все что мог. Многие идеи были реализованы. Но сейчас мне хочется больше времени уделять экспедициям отца и собственным проектам. Кроме того, я организую участие российских яхтсменов в крупных международных регатах. – Можете рассказать о самых интересных гонках?

– Четыре раза я участвовал в престижной гонке Rolex Middle Sea Race (RMSR), протяженностью 600 миль. Но особенно она мне понравилась в 2012-м году, когда на старт вышло 83 яхты из 19 стран, и Россия была на третьем месте по количеству участников! Такого не было еще ни разу за всю 33-летнюю историю этой гонки. Двенадцать лодок под российским флагом, с российскими владельцами или российскими шкиперами. Причем был и стопроцентно российский вариант – лодка Артема Брума Visconte, спроектированная известным яхт-дизайнером из Нижнего Новгорода Михаилом Тихоновым (Ракета 970). Так вот, эта яхта построена в России, зарегистрирована в России, ей управлял российский шкипер и на ней собрался полностью российский экипаж!

И как в итоге выступила эта команда?

– Для самой маленькой лодки во флоте просто здорово. 18-й результат. Visconte финишировала сразу после другой российской яхты – Sailing Team Belka.

– Расскажите, как вообще развивались события…

– Несмотря на небольшие размеры бухты Гранд Харбор, все старты прошли без эксцессов. Большинство яхт, включая наш Med Spirit, одним галсом преодолела 60 миль и подошли к мысу Passero (Сицилия). Дальше перед флотом возникала необходимость решить, каким образом продвигаться к Мессинскому проливу ночью. И мы двинулись вдоль восточного побережья Сицилии, в 5-10 милях от берега, используя ночные бризы. Поначалу эта тактика себя оправдывала, но лодки, которые решили остаться в море и уйти дальше на восток существенно выиграли на этом маневре. В итоге, на рассвете мы обнаружили десятки лодок к востоку от нас, с хорошим креном двигающихся в сторону Мессины. Ближайшая к нам была 46 футовая лодка Hi Fidelity из ЮАР, которая в итоге выиграла гонку по гандикапу, при этом по факту она затратила на прохождение всей дистанции 5 дней и 18 часов, а мы 3 дня и 23 часа. Но в тот момент мы встречали наш первый рассвет рядом с южноафриканскими коллегами, и нас сильно тревожило такое диссонирующее, в плане размеров яхт, соседство – 46 футов и 92 фута!

– Следующий отрезок гонки проходил от пролива Мессина до вулкана Стромболи. Наши основные конкуренты Ran, Stig и Ericson1 придерживались генерального курса, а мы рискнули уйти на север, бросив конкурентов, но рассчитывая на более стабильный ветер. Этот маневр оправдался.

Обогнув Стромболи, мы продолжили движение на северо-запад, в то время как лодки нашего дивизиона взяли курс на запад, ближе к побережью Сицилии. В итоге, нам опять повезло. Ветер пришел с запада, и мы практически одним галсом вышли на траверс города Палермо. Тут у нас состоялась дуэль с лодкой Ran, которую мы успешно выиграли. Ran замешкался при повороте и замер с повисшим геннакером, а мы попали в полоску ветра, под чутким руководством Сергея Бородинова, и ушли в отрыв.

От северного мыса Сицилии до острова Пантелерии мы шли плотной тройкой: Ran, Med Spirit и Stig. Однако при равных ветровых условиях другие лодки оказались быстрее нашей. Нам оставалось рассчитывать только на очередной каприз природы, но на отрезке Пантелерия – Лампедуза – Мальта ветер был весьма устойчивый (8-10 узлов), и мы пришли четвертыми после Gazprom-Esimit, Ran и Stig – с результатом 3 дня 23 часа 41 минута.

При этом пятая лодка Volvo 70 E1 (Ericson1) финишировала только на следующее утро, спустя 20 часов после нас.

В целом можно сказать, что нам удалось выполнить установку шкипера Сергея Бородинова и допустить минимальное количество ошибок в сложных штилевых условиях. За исключением первой ночи, мы оказывались в нужном месте в нужное время, зачастую наблюдая, как у нас за кормой, буквально на глазах, выключался ветер…

Родился известный путешественник Федор Конюхов в Запорожской области, в 1951 году. Мальчик рос в многодетной семье, всего детей было пятеро. Семейство Конюховых жило в деревушке, а потому и Федор рос и познавал физический труд с самого детства. Федор Конюхов, семья жили как раз на берегу Азовского моря, которое всегда манило и завораживало его. Желание рыбачить и плавать возникло довольно рано, и уже в 15 лет он переплыл море на лодке самостоятельно.

Отец Конюхова Филипп, был на фронте в Великую Отечественную войну, рассказывал много историй того нелегкого времени. Дед Федора был также подполковником царской армии, которому довелось служить вместе со знаменитым исследователем Седовым Георгием.

Образование путешественника. Он окончил мореходное училище в Одессе, затем, обучался в полярном училище города Ленинграда. Далее, Конюхов проходит обучение в духовной семинарии. Когда окончил школу разведки в городе Калининград, то был призван служить в ряды Советской армии. Помимо прочего, на счету Федора служба в таких горячих точках, как Сингапур, Вьетнам.

В Белоруссии Конюхов получил специальность резчика-инструктора, окончив Бобруйское художественное училище.

Священник Федор Конюхов, личная жизнь, биография

Впервые совершил путешествие в Тихом океане в 1977 году. Приехал и прожил некоторое время на Чукотке, где познавал возможности своего организма, а также познал азы езды с собачей упряжкой, с помощью которой смог пересечь Чукотку в 1981 году.

  • Он перешел на лыжах из СССР в Канаду с международной экспедицией (1988 год).
  • 1990 год – отправился и достиг цели на Северном полюсе один, на лыжах.

Далее, было много достижений Федора Конюхова, много восхождений, о которых можно долго рассказывать. Самые запоминающиеся события из жизни путешественника – принятие в 2010 году сана священника, пересек Гренландию за рекордные 15 суток и 22 часа. В 2012 году стал первым священнослужителем Русской Православной Церкви, вошедшим на Эверест. Является первым россиянином, которому удалось покорить семь вершин мира. Также является первым человеком в мире, которому удалось достичь пять полюсов планеты.

Всем известен путешественник и исследователь Федор Конюхов. Личная жизнь, биография этого человека интересует многих, как и любого публичного человека. Хотя нет, скорее как раз таки к личной жизни Федора Конюхова и прикованы взгляды общественности. Всем интересно как живет этот удивительный человек дома, всех интересует его семья. Личная жизнь исследователя сложилась довольно интересно. Он был дважды женат и у него трое детей.

Федор Конюхов и жена Ирина Умнова

Впервые Федор Конюхов и Ирина Умнова встретились в 1995 году. В то время Ирина работала над докторской диссертацией, работа на Совет Федерации, имела юридическое образование. Как говорят супруги, они влюбились друг в друга с первого взгляда. Отношения начали развиваться стремительно. Федор не стал затягивать, и на следующий же день после знакомства пригласил Ирину на свидание. Кстати, на свидание знаменитый путешественник явился с цветами и с рюкзаком за спиной. Как утверждает Ирина, накануне встречи с будущим мужем, она молись в храме о том, чтобы всевышний послал ей любимого. На момент знакомства с Федором у Ирины уже было два сына, которых она воспитывала сама. Связав себя узами брака, супруги путешествовали вместе. Для семейного благополучия, Ирина решила бросить успешно развивающуюся карьеру. И не пожалела об этом.

Федор Конюхов и Ирина Умнова хотели детей, но попытки были тщетными. Тогда, однажды пережив шторм во время плавания на яхте, пара просила Бога о том, чтобы он дал им дитя. Спустя несколько месяцев Ирина забеременела.

Дети Федора Конюхова

В первом браке у Федора появились сын Оскар и дочь Татьяна. Между ними разница в три года. Сын построил карьеру спортивного менеджера. Татьяна проживает в Соединенных Штатах. Со второй супругой у Федора в 2005 году родился сын Николай. Ирина призналась, что во время беременности ей было тяжело, так как супруг постоянно отсутствовал, но она его всячески понимала и поддерживала. Также, Ирина Умнова поведала трогательную историю о рождении долгожданного малыша, о том, как муж присутствовал на родах, увидел ребенка первым, перерезал пуповину. Федор Конюхов, дети, семья всегда вызывали интерес у прессы и общественности, но фото путешественника в сети много, а вот детей – редкость.

Федор Конюхов помимо путешествий и восхождений сделал ощутимый вклад в науку, написал множество книг. В перерывах он писал картины, продавая которые зарабатывал на снаряжения и другие необходимые предметы для странствий и открытий. Федор Конюхов — удивительный человек, яркий пример мужчины, который всю жизнь ставит себе цели и делает все возможное и невозможное для их достижения. Федор не захотел жить тихой и спокойной жизнью, иметь обычную работу, а по вечерам заседать в кресле у телевизора, этот человек выбрал другой путь, путь саморазвития, открытий, познания собственных сил и возможностей. Нет в нашей огромной стране человека, который бы не знал, или не слышал о нем, и все им восхищаются. В свои 65 лет он не собирается останавливаться, а желает покорять все большие вершины и без сомнения, еще не раз удивит нас своими достижениями и открытиями.

Перечислить все достижения, звания и награды протоирея Русской Православной Церкви Московского Патриарха Фёдора Конюхова, почти невозможно. Он имеет несколько морских специальностей, художник и писатель, действительный член Русского Географического общества, совершивший десятки путешествий. Этот человек 15 раз пересёк Атлантику на парусных яхтах, побывал на 7 высочайших вершинах мира и 5 полюсах планеты. Жена Фёдора Конюхова - Ирина Анатольевна верная и надёжная опора мужа во всех его подвигах.

Они познакомились в 1995 году, Ирина уже успела побывать в браке и воспитывала двоих сыновей. Она, правовед по специальности, в тогда писала докторскую диссертацию и ничего не знала об известном путешественнике, успевшем объехать весь мир. Это была любовь с первого взгляда. Они не расставались после той первой встречи, на которой Фёдор признался, что не может обещать своей подруге «ни благосостояния, ни покоя», зато любить её он будет «всю свою жизнь» и предложил Ирине обвенчаться. Ни одному из этих слов он не изменил по сей день. Венчались Конюховы в Чарльстонской греко - православной церкви, в перерыве между кругосветными плаваниями.

Семейная жизнь с человеком, постоянно находящимся в странствиях, в экстремальных условиях океана, ледяной пустыни или бесплодных гор, оказалась непростой и Ирина долго привыкала к разлукам и ожиданию плохих вестей. Особенно тяжело ей бывало, когда Фёдор попадал в неприятности или с ним терялась связь. Но она была твёрдо убеждена в том, что каждый в семье имеет право на самостоятельность и право выбора, а женщина должна разделять интересы своего мужа, пожертвовав чем-то своим. Ирина принесла в жертву любви свой покой и отказалась от интересной работы в Швейцарии, а потом - в Европарламенте.

Ей случалось путешествовать с мужем и тоже испытывать неудачи. Отправившись однажды на яхте в Америку, они попали в шторм и повреждённое судно вместо 2 недель через 44 дня причалили в Англии. Тогда супруги решили молиться Богу о рождении ребёнка и у них появился ещё один сын - Николай. Он вырос в скромной квартире в Люблино и его с детства стали брать с собой в путешествия. Уже в 3 года мальчик вместе с родителями прошёл 2-месячное путешествие на верблюдах в Монголии.

В 2010 году Фёдор решил стать священником и Ирина поддержала супруга: они оба были верующими. Конюхов принял сан и его супруга стала Матушкой. Она ведёт активный образ жизни, выполняя своеобразную миссионерскую работу: пишет курс лекций «Религия и право», а так же монографию на близкую тему. Ирина продолжает издавать научные труды и даже художественные произведения. За более 20 лет брака с Фёдором она ни разу не пожалела о своём выборе.

Местом жительства их семьи является щитовой домик в 120 км. от Москвы, в Свято-Алексиевской пустыни. Здесь, в православной гимназии учился средний их сын Семён, а потом - подросший Николай. Ему уже 11 лет и он курсант Московского суворовского училища. Жена Фёдора Конюхова, Матушка Ирина продолжает ожидать своего мужа, покоряющего просторы Земли во имя славы божией.