Японские камикадзе. Семь жизней за императора

Dulce et decorum est pro patria mori. (Приятно и почетно умереть за Родину).

Гораций.

Хотелось бы родиться семь раз, чтобы отдать все жизни за Японию. Решившись умереть, я тверд духом. Ожидаю успеха и улыбаюсь, поднимаясь на борт.

Хиросэ Такео, старший лейтенант японских ВМФ,
1905 г.

В истории многих народов можно найти немало примеров беззаветного героизма. Однако никогда и ни в одной армии мира, кроме армии Японии в конце Второй мировой войны, самопожертвование не являлось специальной или особой тактикой, одобренной сверху и заранее планируемой.

Хатимаки – налобная повязка с надписью
«Камикадзе» – «Божественный ветер».

Секио Юкио – первый официальный командир
подразделения летчиков-Камикадзе.

Японские моряки и подводники, водители человеко-торпед, пехотинцы, своими телами разминировавшие минные поля, летчики-Камикадзе, предпринимая самоубийственные атаки, осознавали, что им суждено погибнуть, но добровольно выбирали путь самопожертвования и мужественно встречали смерть. Категория таких добровольцев-смертников в японских вооруженных силах периода Второй мировой войны получила обобщенное название «тейсин-тай» – «ударные отряды». Их формирование, основанное на средневековом морально-религиозном кодексе самураев бусидо (в буквальном переводе «путь воина»), обязывающем презирать смерть, санкционировал Императорский генеральный штаб (первый официальный отряд летчиков-Камикадзе был сформирован к 20 октября 1944 года). Более того, для самоубийц разрабатывалось и производилось специальное оружие – торпеды, катера, самолеты. Погибшие в бою смертники причислялись к лику ками – святых покровителей Японии.

Чувство долга и ответственности за судьбу нации, присущее подавляющему большинству японцев, было возведено в абсолют у самураев – представителей касты японского рыцарства, и их духовных последователей.

Японцы смотрели на смерть совсем не так, как их противники. Если для американца смерть представлялась ужасным уходом в небытие, то для японцев главным была не сама смерть, а обстоятельства, при которых она произошла.

Священник и воин 18 века Ямамото Цунэтомо в знаменитой книге «Хагакурэ » («Спрятанное в листве») так охарактеризовал смысл жизни самурая: «Путь самурая – это смерть… В случае необходимости выбора между жизнью и смертью незамедлительно выбирай последнюю. В этом нет ничего сложного. Просто соберись с духом и действуй. Тот, кто выбрал жизнь, не исполнив свой долг, должен считаться трусом и плохим работником».

Самурай с мечом за поясом всегда готов наступать. Тогда его разум будет сосредоточен на смерти, готовность к которой – главное качество воина.

Храм Ясукуни-дзиндзя – главный военный храм Японии. Высшей честью для воина считалось быть зачисленным в его списки.

Все помыслы воина, согласно бусидо, должны быть направлены на то, чтобы броситься в гущу врагов и умереть с улыбкой. Не следует, конечно, полагать, что этими жестокими, поражающими ум западного человека, заповедями ограничивается содержание идеологии самураев. Нравственные идеалы и устремления японского военного сословия высоко почитались в обществе. Самураи, в свою очередь, хорошо осознавали значимость своего положения и ответственность своей роли представителей высшей касты. Храбрость, мужество, самообладание, благородство, обязанность выполнять свой долг, милосердие, сострадание – все эти добродетели, согласно кодексу бусидо, непременно требовались от самурая.

Вице-адмирал Ониси – идейный вдохновитель и организатор авиационных подразделений камикадзе.

Однако именно подобные цитаты и законы стали идеологической основой и подчас содержанием для программ пропаганды, образования и военного обучения, разработанных и внедренных японским руководством в первой половине двадцатого века. Вся нация от мала до велика готовилась к решающей схватке за господство Японии в Азии. В те времена для страны восходящего солнца за одной победой следовала другая, и, казалось, нет предела ее возможностям и силам. Военное дело преподавалось в японских школах уже двенадцатилетним детям, да и в целом обучение в них мало отличалось по предписанному порядку и требованиям от казарменной службы. В магазинах тогда прилавки ломились от игрушечных сабель и винтовок, моделей японских кораблей и пушек, а наиболее популярной забавой среди мальчишек была, конечно, игра в войну. И даже здесь некоторые из них уже привязывали к спине полено, имитируя «человеческие бомбы» и самоубийственные атаки. А в начале каждого дня занятий учитель непременно спрашивал класс, какое желание является у него самым заветным, на что ученики хором должны были отвечать: «наше самое заветное желание – умереть за императора».

Основополагающими идеологическими документами, предназначенными для повсеместного изучения, были «Императорский рескрипт солдатам и матросам» и его гражданский вариант «Императорский рескрипт по образованию», обязывавшие каждого японца отдать все силы на алтарь защиты отечества.

Хосокава Хоширо – один из немногих летчиков-камикадзе, оставшихся в живых.

Однако не только яд пропаганды, созданный из древних традиций смерти, почитания императора и долга, превратил в первой половине двадцатого века необыкновенно добрый, смиренный, вежливый и трудолюбивый (в японском языке нет, кстати, такого слова, ибо предполагается, что иначе, как с полной отдачей, работать просто нельзя) народ в беспощадного и полного ненависти к себе и врагам воина. Причина успеха агрессивных планов японских политиков и военных кроется также в неистребимом общинном духе простых японцев. Природа японских островов, жестокая и коварная, данная человеку как бы назло, обрекает одиночку на гибель. Только крупные общины тяжелым трудом могут выполнить огромный объем работ, необходимых для успешного земледелия, для поддержания и продолжения самой жизни. В таких условиях индивидуализм не просто опасен, он совершенно невозможен. Так, старинная японская поговорка гласит, что торчащий гвоздь следует немедленно забить. Японец видит себя в семье, рядом с соседями, в общине в целом. Он не представляет своей жизни без нее. И до сих пор, называя себя, японец произносит прежде фамилию, чем имя, определяя сперва свою принадлежность к тому или иному роду, а уж затемтолько свое участие в его жизни. В силу именно этой особенности японской культуры пропаганда всеобщего национально подъема на борьбу с врагами, всеобщего самопожертвования нашла такую широкую поддержку у всей нации, чего не смогла в той же степени добиться, кстати, машина пропаганды фашистской Германии. Факт, что из числа всех японских солдат и матросов в плен за четыре года войны сдались лишь около одного процента…

Традиционная фотография на память перед последним вылетом с личными подписями пилотов.

Взлетает истребитель A6M Секио Юкио с подвешенной 250 кг бомбой.

Самолет-снаряд «Ока» – популярный экспонат многих военных музеев.

Бомбардировщик Мицубиси G4M2 – носитель управляемой бомбы «Ока».

Торпеда «Кайтен» тип 2 в качествет экспоната в США.

Эскортный авианосец «Сент-Ло» поражен самолетом-камикадзе.

(«…Японский самолет… получил несколько попаданий и выпустил шлейф огня и дыма, однако продолжал свой смертельный полет… Палуба вымерла. Все, за исключением зенитчиков, вмиг распростерлись на ней. С ревом огненный шар прошел над надстройкой и врезался, произведя страшный взрыв…»)

Первые военные отряды смертников начали создаваться в конце 1943 года, когда обычные средства ведения борьбы у Японии уже иссякли, и она теряла одну за другой свои позиции. Основными видами таких ударных отрядов были Камикадзе (божественный ветер), представлявшие собой предназначенные для поражения сил противника ценой своей гибели подразделения полевой и военно-морской авиации, и Кайтен (Путь в рай), отряды человеко-торпед. Такие подразделения не принимали участия в боевых действиях. Их личный состав предназначался для нанесения одного-единственного удара по кораблям или наземным силам противника.

Самолет Камикадзе представлял собой огромный снаряд, до отказа заполненный взрывчатым веществом. После сбрасывания обычных бомб и торпед, или без оного, японский летчик был обязан таранить цель, пикируя на нее с работающим мотором. Большинство самолетов Камикадзе были устаревшими и едва могли удерживаться на прямом курсе, однако существовали и особые, предназначенные только для самоубийственных атак.

Среди них самыми опасными для американцев были самолеты-снаряды «Ока» («Цветок вишни») с ракетным двигателем. Они сбрасывались с тяжелых бомбардировщиков на расстоянии 20-40 км от цели и фактически представляли собой самонаводящуюся противокорабельную ракету, «системой наведения» которой являлся летчик-самоубийца.

Впервые массово силы соединений Камикадзе были применены Японией во время сражения за Филиппины осенью 1944 года, и затем число атак, предпринимаемых смертниками, возрастало до самого конца войны. Во время боя в заливе Лейте и сражения за Окинаву самолеты Камикадзе были единственным сколько-нибудь действенным оружием Японии, чей флот и армия уже не могли оказать достойного сопротивления.

Тем не менее, несмотря на громадные усилия, предпринятые в направлении увеличения эффективности применения самолетов и торпед, управляемых самоубийцами, переломного успеха в этой области достигнуто не было, и потери американцев ничтожны по сравнению с тем чудовищным геноцидом, которое японское руководство предприняло по отношению к собственному народу с целью во что бы то ни стало остановить противника в то время, когда война была уже и без того безнадежно проиграна.

Один из немногочисленных успешных для Японии боев, шедших с применением Камикадзе, стала атака группы ее самолетов 21 октября 1944 года восточнее пролива Гуроигаои, которая вывела из строя три эскортных авианосца и несколько других кораблей ВМФ США. Десять дней спустя очередная группа Камикадзе нанесла удар по обнаруженной американской авианосной группе, потопив эскортный авианосец «Сент-Ло» и повредив три других.

Психологические последствия атак Камикадзе были просто ошеломляющими. Замешательство и страх американских моряков росли по мере роста атак летчиков-смертников. Мысль о том, что японские пилоты умышленно направляют свои самолеты на корабли, пугала до оцепенения. Поблекла бравада мощью американского флота.

«Было какое-то гипнотизирующее восхищение в этой чуждой Западу философии. Мы заворожено наблюдали за каждым пикирующим Камикадзе – больше как публика на спектакле, чем жертва, которую собираются убить. На какое-то время мы забывали о себе, собравшись группами и беспомощно думая о человеке, который находится там», – вспоминал вице-адмирал Браун.

Йокосука D4Y3 «Джуди» Йошинори Ямагучи «Корпуса специальных атак» Йошино.

Бомбардировщик Ямагучи врезается в носовую часть полетной палубы авианосца CV -9 «Эссекс», 25 ноября 1944 года, 12:56.

Летная палуба CV-17 уничтожена, авианосец пришлось ремонтировать.

Американцам пришлось срочно принимать контрмеры. Адмирал Нимиц прежде всего приказал установить режим секретности в отношении сведений о действиях Камикадзе и результатах их атак. Пришлось довести численность истребителей в авианосных группах примерно до 70%, по сравнению с обычными 33%. Выделялись специальные дозоры истребителей, действующих на малых высотах, на Камикадзе опасных направлениях. Пришлось расставлять эсминцы радиолокационного дозора на весьма значительных дистанциях. В результате этого именно эсминцы радиолокационного дозора принимали на себя первый натиск атак Камикадзе. Для подавления деятельности Камикадзе пришлось организовать непрерывные налеты на аэродромы базирования японской авиации (буквально от зари до зари), что сильно снижало воздействие авиации по японским наземным силам.

6 апреля, во время боев за Окинаву, началась крупномасштабная операция, получившая название «Кикусуи» («Хризантема»). В ней приняло участие 1465 самолетов, в том числе реактивные «Ока». Итогом ее стала гибель практически всех самолетов японцев, уничтожение нескольких десятков и повреждение сотен кораблей американцев.

Большинство же из Кайтенов и также «Фурукуй» («драконы счастья», отряды пловцов-смертников, вооруженных бомбами, которые надлежало взорвать ударом о корпус корабля противника) пропали бесследно, однако известны факты гибели или повреждения американских кораблей, которым не было найдено разумного объяснения в рамках обычных представлений о вооруженной борьбе на море.

В частности потерю американского тяжелого крейсера «Иниданаполис» иногда связывают с атакой Кайтен, которые были на вооружении японской подводной лодки I-58, под командованием М. Хасимото.

Японские школьницы провожают цветущими ветвями вишни пилотов-Камикадзе, отправляющимися в последний полет на истребителях Накадзима Ki-43 «Оскар».

Без сомнения, использование тактики Камикадзе не могло переломить хода военных действий. Но это был естественный выбор нации с несгибаемым духом. Японцы не собирались повторять судьбу немецкого Хохзеефлотте, когда флот Германии в 1918 году оказался в английском плену, и предпочли позору смерть. Японцы смогли во время последней крупной битвы Второй мировой войны так хлопнуть дверью, что теперь во всем мире используют термин «Камикадзе» для обозначения смертника-добровольца.

На Окинаве американское командование использовало 18 линкоров (в три раза больше, чем в Нормандии), 40 авианосцев, 32 крейсера и 200 эсминцев. Общая численность кораблей США достигала 1300 единиц. Потери, причиненные Камикадзе кораблям 3-го и 5-го флотов США в боях у Окинавы, оказались больше понесенных Тихоокеанским флотом в декабре 1941 г. от налета японской авиации на морскую базу в Пёрл-Харборе на Гавайских островах. Потери американского Военно-морского флота, находившегося вблизи Окинавы, составляли 36 потопленных кораблей и 368 поврежденных. В числе поврежденных - 10 линкоров, 13 авианосцев, 5 крейсеров, 67 эсминцев и 283 более мелкие единицы. Значительную часть сильно поврежденных кораблей восстановить не удалось. Японцы сбили также 763 американских самолета. Пилоты-самоубийцы серьезно повредили четыре больших авианосца: «Enterprise», «Hancock», «Intrepid» и «San Jacinto». Значительные потери понесли также патрульные и радиолокационные корабли. Впоследствии американцы были вынуждены перенести радиолокационные станции на сушу и разместить их на доминирующих позициях на Окинаве и прилегающих островах. Потери американцев составили около 12 тыс. человек убитыми и около 36 тыс. ранеными. Потери японцев составили 16 боевых кораблей (кто еще мог двигаться), 7830 самолетов, 107 тыс. военнослужащих убитыми и 7400 пленными.

По данным Наито Хатсахо в самоубийственных атаках в 1944-45 гг. погибли 2525 морских и 1388 армейских летчика, причем из 2550 вылетов Камикадзе 475 оказались успешными.

Камикадзе применялись также против наземного и воздушного противника. Поскольку силы ПВО Японии были явно недостаточны для борьбы с американскими тяжелыми бомбардировщиками B-17, B-24 и B-29, то летчики прибегали к таранным ударам. Причем некоторым из них удавалось при этом выжить. Данные об общем количестве сбитых в результате тарана бомбардировщиках B-29 отсутствуют. Известно лишь, что из примерно 400 потерянных машин 147 было сбито зенитной артиллерией и авиацией.

Кто же становился смертником, или, как принято теперь называть всех, идущих на самоубийственные атаки, Камикадзе? В основном это были молодые люди 17-24 лет. Неправильно было бы считать их всех какими-то роботами или исступленными фанатиками. Среди Камикадзе были люди всех социальных слоев, различных взглядов и темперамента.

Томе Торихама в окружении пилотов-Камикадзе. Она держала кафе на окраине Чирана и как могла поддерживала летчиков. Томе стала для них приемной матерью. После войны она приложила большие усилия для создания музея летчиков-смертников, за что получила в Японии прозвище «Матушка-Камикадзе».

Дорога к музею Камикадзе в Чиране, усаженная вишней.

Монумент летчикам-Камикадзе в музее в Чиране. Японский народ бережно хранит память о своих бесстрашных сыновьях.

Постоянное ожидание смерти было тяжким испытанием для них. Оно расшатывало нервы. Молодых пилотов, а именно авиация стала основным родом войск смертников, пловцов и подводников не покидало чувство ужаса и отчаяния.

Подготовительный курс летчиков-Камикадзе, да и других смертников, был не велик. В течении недели-двух они должны были совершить несколько полетов по отработке техники пикирования. Остальное время тренировались на простейших, примитивных тренажерах, занимались физической подготовкой – фехтовали на мечах, боролись и т.д.

И в военно-морской и в армейской авиации были разработаны особые ритуалы прощания с уходящими в последний свой полет летчиками. Так, каждый из них оставлял в специальной некрашеной шкатулке обрезки своих ногтей и прядь волос, часто остававшиеся единственной памятью об ушедшем воине, составлял последнее свое письмо, которые затем отправлялись родственникам. Непосредственно перед стартом прямо на взлетной поле накрывали стол белой скатертью, причем белый цвет был не случаен, так как по японским поверьям он является символом смерти. За этим столом Камикадзе принимал из рук своего командира чашечку сакэ, или простой воды. В полет многие летчики брали с собой белый японский флаг с иероглифическими надписями о силе духа, презрении к смерти, и различные амулеты, которые должны были принести их владельцу удачу в его последнем сражении. Одним из наиболее распространенных был девиз «Семь жизней за императора». Каждому смертнику торжественно вручали именной самурайский меч в парчовых ножнах, что причисляло его владельца к числу самураев, и, кроме того, облегчавший, по религиозным понятиям синтоизма, переход самурая в мир святых Ками, для чего в момент смерти требовалось держать его в руке.

Несмотря на различные обряды и привилегии боевой дух обреченных на смерть воинов постоянно падал по мере приближения поражения Японии. Самопожертвование только усугубляло кризис японской военной машины. Многие предавались пьянству и разврату, покидая свои базы безо всякого разрешения. Они знали, что война проиграна и не хотели умирать напрасно. Известен случай, когда Камикадзе, которого заставили вылететь в самоубийственную атаку, в отчаянии и гневе таранил собственный командный пункт.

Можно ли осуждать молодых японцев, готовых на все, ради своей родины? Пылкие и горячие ее защитники, они до последних дней войны считали для себя единственно верным умереть в бою, уничтожая ее врагов. Большое их число и массовый характер порыва вызывают лишь уважение и, несомненно, делают честь Японии, умеющей воспитывать патриотов. Однако трагедия целого поколения японских юношей заключалась в том, что они стали заложниками военных авантюристов, не желавших до конца признать поражение, готовых победить во что бы то ни стало ценой жизни даже собственного народа.

Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!».Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни.

Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.

Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».

Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

  • Солдат обязан исполнять свои обязательства.
  • Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
  • Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
  • Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
  • Солдат обязан жить простой жизнью.

Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой.

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй. В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.

Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.

Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени. Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

Мидуэйская операция

Башня главного калибра линкора МУЦУ (Mutsu)

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945. 2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года. 3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года. 4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками. Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам. По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще.

На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях. Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась

Японская лодка Тип А младшего лейтенанта Сакамаки в момент отлива на рифе у берега Оаху, декабрь 1941 г.

Японские карликовые лодки Тип С на захваченном американцами острове Киска, Алеутские острова, сентябрь 1943 г.

Японский десантный корабль Тип 101 (S.B. №101 Type) в гавани Курэ после капитуляции Японии. 1945 год.

Повреждённые авиацией транспорт Yamazuki Маrи и карликовая подводная лодка Тип С брошены на берегу Гуадалканала

Сверхмалая лодка Koryu Тип D на верфи Yokosuka Naval Base, сентябрь 1945 г.

В 1961 г. американцы подняли лодку (Тип А), затонувшую в декабре 1941 г. в канале Пёрл-Харбора. Люки лодки открыты изнутри, ряд публикаций сообщает, что механик лодки Сасаки Наохару спасся и попал в плен

Американский истребитель «Корсар» сбивает японский бомбардировщик «Бетти», от которого уже отделилась управляющая бомба «Ока»

Легкая и прочная конструкция «Зеро» давала возможность начинить самолет дополнительным грузом — взрывчаткой

В начале войны «Зеро» наводил ужас на американских летчиков-истребителей, а потом стал грозным оружием камикадзе

Перед тем как передать самолет пилоту-камикадзе, с него, как правило, снимали вооружение и наиболее ценные приборы

Камикадзе отличались от других японских летчиков шелковыми комбинезонами и белыми головными повязками с изображением восходящего солнца

19 октября 1944 года. Остров Лусон, главная база японской авиации на Филиппинах. Совещание командиров истребительных частей проводит вице-адмирал Ониси…

Двух дней пребывания в новой должности вице-адмиралу хватило для того, чтобы понять — ни он, ни подчиненные ему люди не смогут выполнить тех функций, которые на них возлагаются. То, над чем Ониси принял командование, пышно называлось Первым Воздушным флотом — но на деле представляло собой всего лишь три десятка потрепанных в боях истребителей «Зеро» и несколько бомбардировщиков «Бетти». Для того чтобы предотвратить американское вторжение на Филиппины, здесь был сосредоточен огромный японский флот, включавший два суперлинкора — «Ямато» и «Мусаси». Самолеты Ониси должны были прикрывать этот флот с воздуха — но многократное превосходство противника в воздушных силах делало это невозможным.

Ониси рассказал своим подчиненным то, что они понимали и без него — японский флот на грани катастрофы, лучшие корабли через несколько дней будут пущены на дно торпедоносцами и пикировщиками с американских авианосцев. Потопить авианосцы с помощью самолетов-истребителей невозможно, даже если вооружить их бомбами. На «Зеро» нет прицелов для бомбометания, а у их пилотов — нужных навыков. Впрочем, был один самоубийственный в полном смысле этого слова выход — истребители, снабженные бомбами, будут врезаться во вражеские корабли! Подчиненные Ониси согласились с вице-адмиралом — иного способа покончить с американскими авианосцами у них нет. Через несколько дней была создана «Эскадрилья специальных атак Божественного ветра» — «Камикадзе Токубецу Когекитай».

Самопожертвование как тактика

Сейчас слово «камикадзе» стало понятием нарицательным, так называют любых террористов-смертников, а в переносном смысле — и просто людей, которые не заботятся о собственной безопасности. Но настоящими камикадзе были не террористы, а солдаты — японские летчики времен Второй мировой войны, добровольно решившие отдать свою жизнь за родину. Конечно, на войне любой рискует своей жизнью, а некоторые даже сознательно ею жертвуют. Нередко и командиры отдают приказы, у исполнителей которых нет никаких шансов остаться в живых. Но камикадзе — единственный в истории человечества пример, когда смертники были выделены в особый род войск и специально обучались для выполнения своей миссии. Когда в штабах разрабатывали для них тактику, а в конструкторских бюро проектировали специальную технику…

После того как с идеей использования камикадзе выступил вице-адмирал Ониси, самопожертвование перестало быть инициативой отдельных летчиков и получило статус официальной военной доктрины. Между тем Ониси всего лишь придумал, как эффективнее использовать ту тактику борьбы с американскими кораблями, которую де-факто уже применяли японские пилоты. К 1944 году состояние авиации Страны восходящего солнца было плачевным. Не хватало самолетов, бензина, но прежде всего — квалифицированных пилотов. В то время как школы в США готовили сотни и сотни новых летчиков, в Японии не существовало сколько-нибудь эффективной системы подготовки резерва. Если преуспевшего в воздушных боях американца тут же отзывали с фронта и назначали инструктором (поэтому, кстати, американские асы не блещут большим числом сбитых самолетов), то японец, как правило, воевал до своей гибели. Поэтому от кадрового пилотского состава, начинавшего войну, через пару лет не осталось почти ничего. Замкнутый круг — малоопытные пилоты действовали все менее эффективно и гибли все быстрее. Сбывалось пророчество погибшего к тому времени адмирала Ямамото: еще в 1941-м один из организаторов атаки на Пёрл-Харбор предупреждал, что к длительной войне его страна не готова.

В этих условиях и появились первые примеры того, как слабообученные японские пилоты, которые не могли попасть бомбой с американский корабль, просто врезались в противника. Пикирующий на палубу самолет сложно остановить — даже если зенитки нанесут ему множество повреждений, он своей цели достигнет.

Адмирал Ониси решил, что подобную «инициативу» можно узаконить официально. Тем более, что боевая эффективность врезающегося в палубу самолета будет гораздо выше, если он начинен взрывчаткой…

Первые массированные атаки камикадзе состоялись на Филиппинах 25 октября 1944 года. Несколько кораблей были повреждены, а эскортный авианосец «Сен-Ло», в который попал единственный «Зеро», — потоплен. Успех первых камикадзе привел к тому, что опыт Ониси решили широко распространить.

Смерть — не самоцель

Вскоре было сформировано четыре воздушных соединения — «Асахи», «Сикисима», «Ямадзакура» и «Ямато». Туда принимали только добровольцев, ведь гибель в воздушном вылете для пилотов была непременным условием успешного завершения боевой задачи. А к моменту капитуляции Японии почти половина оставшихся в строю морских летчиков была переведена в отряды камикадзе.

Общеизвестно, что слово «камикадзе» обозначает «Божественный ветер» — ураган, который в XIII веке погубил вражеский флот. Казалось бы, при чем тут Средневековье? Однако, в отличие от техники, с «идеологическим обеспечением» у японских военных все было в порядке. «Божественный ветер», как считалось, послала тогда богиня Аматэрасу, покровительница безопасности Японии. Послала в тот момент, когда ничто уже не могло помешать завоеванию ее страны 300-тысячным монголо-китайским войском хана Хубилая. Вот и сейчас, когда война подступила к самым границам империи, страну должен был спасти «Божественный ветер» — на этот раз воплотившийся не в природное явление, а в молодых парней, желающих отдать за отечество свою жизнь. В камикадзе видели единственную силу, способную остановить американское наступление буквально на подступах к Японским островам.

Соединения камикадзе могли казаться элитными по внешним атрибутам их деятельности, но не по уровню подготовки. Попавший в отряд боевой летчик в дополнительном обучении не нуждался. А камикадзе-новичков готовили даже хуже, чем обычных летчиков. Их не учили бомбометанию или стрельбе, что позволяло резко сократить сроки подготовки. По мысли армейского руководства Японии, только массовая подготовка камикадзе могла остановить американское наступление.

О камикадзе можно прочитать массу странных сведений — например то, что их не учили посадке. Между тем совершенно понятно, что если летчика не научить посадке, то первым и последним для него станет отнюдь не боевой, а первый же учебный вылет! Вопреки распространенному мнению, довольно редким явлением на самолетах камикадзе были сбрасываемые после взлета шасси, не дававшие возможности приземлиться. Чаще всего летчикам-смертникам предоставляли обычный изношенный истребитель «Зеро», а то и пикировщик или бомбардировщик, нагруженный взрывчаткой — и переделкой шасси никто не занимался. Если летчик во время вылета не находил достойной цели, он должен был вернуться на военную базу и ждать следующего задания руководства. Поэтому несколько камикадзе, совершавших боевые вылеты, дожили и до нынешнего дня…

Первые налеты камикадзе произвели тот эффект, на который они были рассчитаны — команды американских кораблей были сильно напуганы. Однако довольно быстро выяснилось, что врезаться во вражеский корабль не так-то просто — во всяком случае, для летчика низкой квалификации. А уж уворачиваться от американских истребителей камикадзе и подавно не умели. Поэтому, увидев невысокую боевую эффективность смертников, американцы несколько успокоились, а японское командование, наоборот, было озадачено. Между тем для камикадзе уже был придуман такой самолет, который, по замыслу его создателей, было бы трудно сбить истребителям. Причем автор идеи Мицуо Ота «пробивал» проект еще до того, как были созданы первые отряды пилотов-самоубийц (что еще раз показывает — идея камикадзе в тот момент носилась в воздухе). То, что было построено по этому проекту на фирме «Йокосука», было скорее не самолетом, а единственной в своем роде управляемой человеком бомбой…

Крылатая ракета с пилотом

Крошечный самолетик MXY-7 «Ока» (в переводе с японского «Цветок вишни») напоминал немецкую планирующую бомбу, придуманную в конце войны. Однако это была совершенно оригинальная разработка. Планирующей бомбой управляли по радио с самолета-носителя — а установленные на ней реактивные двигатели давали возможность бомбе маневрировать и не отставать от запустившего ее самолета. «Ока» управлялась сидевшим в ней камикадзе, а реактивные ускорители служили для того, чтобы на подходе к цели разгонять самолет-бомбу до скорости почти 1000 км/ч. Считалось, что на этой скорости «Оки» будут неуязвимы как для зенитного огня, так и для истребителей.

Характерно, что в этот период в штабах велись исследования относительно использования тактики камикадзе и в других сферах. Например, были созданы управляемые человеком торпеды, а также подводные мини-лодки, которые сначала должны были запустить во вражеский корабль торпеду, а потом врезаться в него сами. Летчиков-смертников планировали использовать для таранных атак американских «Летающих крепостей» и «Либерейторов», подвергавших бомбардировкам японские города. Позже появились и… сухопутные камикадзе, толкавшие впереди себя тележку со взрывчаткой. Таким оружием в Квантунской армии пытались справиться с советскими танками в 1945-м.

Но, безусловно, главной целью камикадзе были американские авианосцы. Управляемая крылатая ракета, несшая тонну взрывчатки, должна была если не потопить авианосец, то, по крайней мере, сильно повредить его и надолго вывести из строя. «Ока» подвешивалась под двухмоторный бомбардировщик «Бетти», который должен был как можно ближе подобраться к американской эскадре. На расстоянии не более 30 км камикадзе пересаживался из бомбардировщика в «Оку», управляемая бомба отделялась от носителя и начинала медленно планировать в нужном направлении. Три твердотопливных ракетных ускорителя работали всего лишь в течение десяти секунд, поэтому включать их надо было в непосредственной близости от цели.

Первое же боевое применение самолетов-бомб стало настоящим побоищем. Но жертвами были отнюдь не экипажи американских кораблей, а японские летчики. Необходимость подлетать к цели довольно близко делала бомбардировщики-носители очень уязвимыми — они входили в зону действия палубных истребителей авианосцев и тут же сбивались. А совершенные радиолокаторы, имевшиеся в то время у американцев, позволяли обнаружить приближавшееся соединение противника, будь то группа камикадзе, носители самолетов-бомб, обычные бомбардировщики или торпедоносцы. Кроме того, как выяснилось, разогнавшаяся под действием ускорителей крылатая ракета плохо маневрировала и не очень-то точно наводилась на цель.

Таким образом, спасти Японию от поражения в войне камикадзе не могли — и тем не менее добровольцев, желавших записаться в авиачасти специального назначения, было достаточно вплоть до момента капитуляции. Причем речь шла не только об экзальтированных, не нюхавших пороху юнцах, но и об успевших повоевать летчиках. Во‑первых, японский морской летчик так или иначе уже привыкал к мысли о собственной гибели. В американской морской авиации была отлажена эффективная система поиска сбитых пилотов в море с помощью гидросамолетов и подводных лодок (так спасли, в частности, бортового стрелка торпедоносца «Эвенджер» Джорджа Буша, будущего президента США). А сбитый японский летчик чаще всего тонул в море вместе со своим самолетом…

Во‑вторых, господствовавший в Японии синтоизм порождал особое отношение к смерти. Эта религиозно-философская система давала пилотам-смертникам надежду после выполнения задания приобщиться к сонму многочисленных божеств. В-третьих, чем дальше, тем более

неизбежным казалось поражение Японии, а японские военные традиции капитуляцию не признавали.

Конечно, страшен любой фанатизм. И все-таки пилоты-камикадзе были участниками войны и действовали против армии противника. В этом их принципиальное отличие от современных террористов-смертников, которых без всяких оснований называют этим словом.

Да и те, кто руководил японскими камикадзе, не были циниками, которые хладнокровно распоряжаются чужими жизнями, не желая при этом жертвовать собственной. Вице-адмирал Такидзиро Ониси после капитуляции Японии избрал для себя выход, название которого не нуждается в переводе с японского — харакири.

Эти самолёты были рассчитаны всего на один полёт. Билет в одну сторону. Они были сделаны из берёзовой фанеры, оснащены устаревшими списанными двигателями и лишены вооружения. Их пилоты имели самую низкую степень подготовки, они были просто мальчишками после пары недель тренировок. Подобная техника могла родиться только в Японии, где красивая смерть искупала сколь угодно бессмысленную и пустую жизнь. Техника для настоящих героев.


К 1944 году военная техника Японии и авиация в частности безнадёжно отставала от западных аналогов. Не хватало также подготовленных пилотов и тем более топлива и запчастей. В связи с этим, Япония была вынуждена серьёзно ограничивать авиационные операции, что ослабляла её и без того не слишком прочные позиции. В октябре 1944 года американские войска атаковали остров Сулуан: это стало началом знаменитого сражения в заливе Лейте близ Филиппин. Первый воздушный флот японской армии насчитывал всего лишь 40 самолётов, не способных оказать морскому флоту хоть сколько-нибудь весомую поддержку. Именно тогда вице-адмирал Такидзиро Ониси, командующий первым воздушным флотом, принял во многом историческое решение.

19 октября он заявил, что не видит иного способа нанести войскам союзников какой-либо заметный урон, помимо применения лётчиков, готовых отдать жизнь за свою страну и обрушить свой самолёт, вооружённый бомбой, на вражеский корабль. Подготовка первых камикадзе заняла около суток: уже 20 октября были переоборудованы 26 лёгких палубных истребителей «Mitsubishi A6M Zero». 21 октября был совершён пробный вылет: атакован флагман австралийского флота тяжёлый крейсер «Австралия». Пилот-камикадзе не нанёс кораблю слишком серьёзных повреждений, но, тем не менее, погибла часть команды (в том числе и капитан), а крейсер некоторое время не мог принимать участия в сражениях - встал на ремонт до января 1945 года. 25 октября была совершена первая в истории успешная атака камикадзе (против американского флота). Потеряв 17 самолётов, японцы потопили один корабль и серьёзно повредили ещё 6.

На самом деле, культ красивой и почётной смерти был известен в Японии испокон веков. Доблестные пилоты были готовы отдать свои жизни за Родину. В подавляющем большинстве случаев для атак камикадзе применялись обычные самолёты, переделанные для транспортировки одной-единственной тяжёлой бомбы (чаще всего это были массовые «Mitsubishi A6M Zero» различных модификаций). Но для камикадзе проектировалась и «специализированная техника», отличавшая простотой и дешевизной конструкции, отсутствием большинства приборов и хрупкостью материалов. О ней и пойдёт речь.

«Zero» стал одним из лучших палубных истребителей II мировой войны. Он отличался очень высокой дальностью полёта (около 2600 километров) и великолепной маневренностью. В первых боях 1941-42 гг. ему не было равных, но уже к осени 1942 года над полем боя стали во все больших количествах появляться новейшие «Аэрокобры» и другие, более совершенные самолёты противника. Reisen морально устарел за какие-то полгода, а достойной замены ему не было. Тем не менее, он выпускался до самого конца войны и потому стал наиболее массовым японским самолётом. Он имел более 15 различных модификаций и был изготовлен в количестве более 11000 экземпляров.

«Zero» был очень лёгким, но при этом довольно хрупким, так как его обшивка делалась из дюралюминия, а кабина пилота не имела брони. Низкая нагрузка на крыло позволяла обеспечить высокую скорость сваливания (110 км/ч), то есть способность к крутым разворотам и повышенную маневренность. Помимо того, самолёт был оснащён убирающимися шасси, что улучшало аэродинамические параметры машины. Наконец, обзорность кабины пилота также была на высоте. Самолёт должен был оборудоваться по последнему слову техники: полный набор радиооборудования включая радиокомпас, хотя в реальности, конечно, оборудование самолётов не всегда соответствовало планируемому (к примеру, помимо командирских машин, на "Zero" не ставили радиостанций). На первые модификации ставились две 20-мм пушки и два 7,7-мм пулемёта, плюс к тому предусматривались крепежи для двух бомб весом 30 или 60 килограмм.

Первые же боевые вылеты «Zero» обернулись блестящим успехом для японского воздушного флота. В 1940 году они разгромили китайский воздушный флот в показательном сражении 13 сентября (по непроверенным данным было сбито 99 китайских истребителей против 2 у японцев, хотя по данным историка Дзиро Хорикоши погибло не более 27 "китайцев"). В 1941 «Zero» поддержали свою репутацию, одержав ряд побед на огромных пространствах от Гавайев до Цейлона.

Тем не менее, японский менталитет работал против Японии. Пусть невероятно маневренные и быстрые, «Zero» были лишены всяческой брони, а гордые японские пилоты отказывались надевать парашюты. Это вело к постоянным потерям квалифицированных кадров. В предвоенные годы ВМФ Японии не нажил системы массовой подготовки летчиков - эта карьера считалась заведомо элитарной. По воспоминаниям лётчика Сакаи Сабуро, летная школа в Цутиуре, в которой он учился - единственная где готовили истребителей флотской авиации - в 1937 году получила полторы тысячи заявок от потенциальных курсантов, отобрала для обучения 70 человек и через десять месяцев выпустила 25 пилотов. В последующие годы цифры были чуть выше, но годичное "производство" летчиков-истребителей составляло около сотни человек. Кроме того, с появлением лёгких американских «Grumman F6F Hellcat» и «Chance Vought F4U Corsair» «Zero» стали стремительно устаревать. Маневренность уже не спасала. Grumman F6F Hellcat:

Твой сын уходил в никуда бесконечно гордой
Игрушкой, завод у которой – на два часа.
Осою впивался во вражеские аорты
Его деревянный пылающий «Кокусай».

Эти самолёты были рассчитаны всего на один полёт. Билет в одну сторону. Они были сделаны из берёзовой фанеры, оснащены устаревшими списанными двигателями и лишены вооружения. Их пилоты имели самую низкую степень подготовки, они были просто мальчишками после пары недель тренировок. Подобная техника могла родиться только в Японии, где красивая смерть искупала сколь угодно бессмысленную и пустую жизнь. Техника для настоящих героев.

Вот так их провожали девушки:

Самолёты камикадзе

К 1944 году военная техника Японии и авиация в частности безнадёжно отставала от западных аналогов. Не хватало также подготовленных пилотов и тем более топлива и запчастей. В связи с этим, Япония была вынуждена серьёзно ограничивать авиационные операции, что ослабляла её и без того не слишком прочные позиции. В октябре 1944 года американские войска атаковали остров Сулуан: это стало началом знаменитого сражения в заливе Лейте близ Филиппин. Первый воздушный флот японской армии насчитывал всего лишь 40 самолётов, не способных оказать морскому флоту хоть сколько-нибудь весомую поддержку. Именно тогда вице-адмирал Такидзиро Ониси, командующий первым воздушным флотом, принял во многом историческое решение.

19 октября он заявил, что не видит иного способа нанести войскам союзников какой-либо заметный урон, помимо применения лётчиков, готовых отдать жизнь за свою страну и обрушить свой самолёт, вооружённый бомбой, на вражеский корабль. Подготовка первых камикадзе заняла около суток: уже 20 октября были переоборудованы 26 лёгких палубных истребителей «Mitsubishi A6M Zero». 21 октября был совершён пробный вылет: атакован флагман австралийского флота тяжёлый крейсер «Австралия». Пилот-камикадзе не нанёс кораблю слишком серьёзных повреждений, но, тем не менее, погибла часть команды (в том числе и капитан), а крейсер некоторое время не мог принимать участия в сражениях - встал на ремонт до января 1945 года. 25 октября была совершена первая в истории успешная атака камикадзе (против американского флота). Потеряв 17 самолётов, японцы потопили один корабль и серьёзно повредили ещё 6.

На самом деле, культ красивой и почётной смерти был известен в Японии испокон веков. Доблестные пилоты были готовы отдать свои жизни за Родину. В подавляющем большинстве случаев для атак камикадзе применялись обычные самолёты, переделанные для транспортировки одной-единственной тяжёлой бомбы (чаще всего это были массовые «Mitsubishi A6M Zero» различных модификаций). Но для камикадзе проектировалась и «специализированная техника», отличавшая простотой и дешевизной конструкции, отсутствием большинства приборов и хрупкостью материалов. О ней и пойдёт речь.

Mitsubishi A6M Reisen , более известный как «Zero» (или «Rei shiki Kanjo sentoki» по-японски), был, безусловно, самым массовым японским истребителем-бомбардировщиком второй мировой войны. Он начал производиться в 1939 году. В его обозначении «А» обозначает тип самолёта (истребитель), «6» - модель (он как раз сменил модель «5», выпускавшуюся с 1936 по 1940 год и стоявшую на вооружении до 1942 года), а «М» - «Mitsubishi». Прозвище «Zero» самолёт получил за номенклатуру модели 00, произошедшую от последних цифр года начала массового производства (2600 по японскому календарю, он же 1940). Для работы над «Zero» была выделена группа лучших инженеров компании «Mitsubishi» во главе с конструктором Дзиро Хорикоси.

«Zero» стал одним из лучших палубных истребителей II мировой войны. Он отличался очень высокой дальностью полёта (около 2600 километров) и великолепной маневренностью. В первых боях 1941-42 гг. ему не было равных, но уже к осени 1942 года над полем боя стали во все больших количествах появляться новейшие «Аэрокобры» и другие, более совершенные самолёты противника. Reisen морально устарел за какие-то полгода, а достойной замены ему не было. Тем не менее, он выпускался до самого конца войны и потому стал наиболее массовым японским самолётом. Он имел более 15 различных модификаций и был изготовлен в количестве более 11000 экземпляров.

«Zero» был очень лёгким, но при этом довольно хрупким, так как его обшивка делалась из дюралюминия, а кабина пилота не имела брони. Низкая нагрузка на крыло позволяла обеспечить высокую скорость сваливания (110 км/ч), то есть способность к крутым разворотам и повышенную маневренность. Помимо того, самолёт был оснащён убирающимися шасси, что улучшало аэродинамические параметры машины. Наконец, обзорность кабины пилота также была на высоте. Самолёт должен был оборудоваться по последнему слову техники: полный набор радиооборудования включая радиокомпас, хотя в реальности, конечно, оборудование самолётов не всегда соответствовало планируемому (к примеру, помимо командирских машин, на "Zero" не ставили радиостанций). На первые модификации ставились две 20-мм пушки и два 7,7-мм пулемёта, плюс к тому предусматривались крепежи для двух бомб весом 30 или 60 килограмм.

Первые же боевые вылеты «Zero» обернулись блестящим успехом для японского воздушного флота. В 1940 году они разгромили китайский воздушный флот в показательном сражении 13 сентября (по непроверенным данным было сбито 99 китайских истребителей против 2 у японцев, хотя по данным историка Дзиро Хорикоши погибло не более 27 "китайцев"). В 1941 «Zero» поддержали свою репутацию, одержав ряд побед на огромных пространствах от Гавайев до Цейлона.

Тем не менее, японский менталитет работал против Японии. Пусть невероятно маневренные и быстрые, «Zero» были лишены всяческой брони, а гордые японские пилоты отказывались надевать парашюты. Это вело к постоянным потерям квалифицированных кадров. В предвоенные годы ВМФ Японии не нажил системы массовой подготовки летчиков - эта карьера считалась заведомо элитарной. По воспоминаниям лётчика Сакаи Сабуро, летная школа в Цутиуре, в которой он учился - единственная где готовили истребителей флотской авиации - в 1937 году получила полторы тысячи заявок от потенциальных курсантов, отобрала для обучения 70 человек и через десять месяцев выпустила 25 пилотов. В последующие годы цифры были чуть выше, но годичное "производство" летчиков-истребителей составляло около сотни человек. Кроме того, с появлением лёгких американских «Grumman F6F Hellcat» и «Chance Vought F4U Corsair» «Zero» стали стремительно устаревать. Маневренность уже не спасала. Grumman F6F Hellcat:

«Mitsubishi» стала стремительно вносить изменения в конструкцию и «плодить» модификации самолёта: «А6М3» типов 32 и 22, «А6М4», «А6М5» типа 52. Последний (в модификации «Hei») получил бронеспинку и бронезаголовник для пилота. Большая часть модификаций рассчитывалась на дальнейшее увеличение маневренности, как фирменного знака «Zero», а также роста огневой мощи, в том числе и скорострельности. Скорость модели 52 была доведена до 560 км/ч.

Нас более всего интересует модификация «Mitsubishi A6M7» , разработанная специально для атак камикадзе и модификация «Mitsubishi A6M5», которая ввиду массовости чаще всего переоборудовалась для этих же целей. В первых боях в октябре и ноябре 1944 года с «А6М5» производили следующие действия: демонтировали пулемёты и пушки, а под фюзеляж устанавливали 250-килограммовую бомбу.

«А6М7», хотя и был «самолётом-самоубийцей», нёс на борту не только бомбу, но и два 13,2-мм крыльевых пулемёта, что позволяло перед последней атакой использовать его в качестве пикирующего истребителя. Единственное, что реально отличало его от модели «А6М6», был более дешёвый, упрощённый вариант двигателя «Nakajima Sakae 31b» без системы впрыска водно-метаноловой смеси. Кроме того, на самолёте устанавливались два дополнительных 350-литровых топливных бака для увеличения дальности полёта. Это позволяло нанести удар с большего расстояния. С учётом того, что топливо заправлялось из расчёта полёта в один конец, расстояние, преодолеваемое самолётом-самоубийцей, увеличивалось ещё практически вдвое, что способствовало "неожиданности" японских атак на флот союзников.

Всего смертельные атаки совершили 530 самолётов типа «А6М», хотя под нужды камикадзе было переоборудовано более 1100 представителей этой модели. Надо отметить, что окончательно устаревшие к концу войны предшественники «Zero» модели «A5M» также активно использовались для смертельных атак. Собственно, практически все последние сохранившиеся «пятые» модели, изношенные донельзя, окончили свою жизнь таким образом.

Несмотря на то, что «А6М» не был специально разработан для камикадзе, именно он стал самым распространённым пилотируемым снарядом второй мировой войны и использовался в таком качестве практически и каждом воздушном бою с участием японского флота.

Nakajima Ki-115 Tsurugi стал первым и, по сути, единственным самолётом, разработанным специально для атак камикадзе. Его разработка началась в январе 1945 года, когда «запасы» старых изношенных самолётов, годных для переоборудования в летающие гробы, стали истощаться. Задача перед конструкторами стояла простая: лёгкость, скорость, маневренность. Никакого вооружения (кроме бомбодержателей) и брони. Максимальная дешевизна материалов и простота в изготовлении. Главным инженером был назначен конструктор фирмы «Накадзима» Аори Кунихара.

Конструкция Ki-115 была упрощена до абсурда. Подобный самолёт можно было собрать «на коленке» практически в любых условиях и оборудовать абсолютно любым двигателем мощностью от 800 до 1300 л.с. Каркас сваривался из стальных труб, капот делался из листовой жести, фюзеляж – из дюралюминия, а хвостовая часть и вовсе имела полотняную обшивку. В углублении под фюзеляжем крепилась одна 800-килограммовая бомба. Кабина пилота была открытой, а на лобовом стекле был нарисован прицел, что упрощало попадание в цель.

Собственно, самолёт был предназначен для производства неквалифицированными рабочими из подручных материалов и для управления неквалифицированными пилотами. Правда, самолётом было довольно трудно управлять на земле. Шасси предназначалось только для взлёта и отбрасывалось, как только самолёт отрывался. Пути назад для камикадзе не было. Вот панель управления этого самолёта:

Самолёты пытались усовершенствовать, например, снабдить ракетными ускорителями, но на подобные работы уже, по сути, не оставалось времени. Также изготовили несколько опытных экземпляров модификации «Otsu» с деревянными крыльями большей площади. Всего было изготовлено 105 экземпляров самолётов «Ki-115», но об их существовании союзники узнали уже после войны. Ни один «Меч» (так переводится «Tsurugi») так и не был использован во время боевых действий.

Впрочем, была и ещё одна модель, разработанная «с нуля» специально для самоубийственных атак. Это был самолёт Kokusai Ta-Go . Его разработала группа офицеров во главе с авиационным техником Ёшиуки Мизуама в начале 1945 года.

Самолёт был целиком сделан из дерева (деревянных и фанерных реек на металлическом каркасе) и полотна, только стойки шасси и моторама были металлическими. В качестве силового агрегата применялся рядный двигатель «Hitachi Ha-47» мощностью 510 л.с., а из вооружения на самолёте устанавливалась одна бомба весом 500 килограмм. Даже капот двигателя делали из фанеры, а не из жести, как на других конструкциях «одноразового использования».

Что характерно, самолёт вообще не имел скруглённых поверхностей, собираясь, по сути, из деревянных листов. Это позволяло изготовить машину даже в столярной мастерской. Шасси не убирались вообще, амортизаторы делались из обычной резины, а хвостовой костыль вместо третьего колеса – из сваренных труб. Из приборов в кабине были компас, спидометр и высотомер. Самолёт был лёгким и довольно медленным, единственное вооружение, которое он мог нести, - это 100-килограммовая бомба.

В июне 1945 года единственный опытный «Kokusai» поднялся в воздух. До конца войны японцы так и не успели запустить «Бамбуковые копья» («Ta-Go») в серийное производство.

В 1945 году был разработан ещё один специализированный самолёт-камикадзе - Mitsubishi Ki-167 . В отличие от своих «собратьев», модель Ki-167 была бомбардировщиком, причём довольно тяжёлым. Данные об этом самолёте противоречивы, но большая часть источников сходится на том, что 17 апреля 1945 года три машины Ki-167 произвели боевой вылет в районе Окинавы. Не обнаружив цели, две машины вернулись на базу (у этих самолётов шасси не отбрасывалось), а третий взорвал свою бомбу по техническим причинам. Единственное фото этого самолёта:

Базовой моделью для Ki-167 служил средний бомбардировщик-торпедоносец Ki-67 «Hiryu», принятый на вооружение в конце 1943-го года. Модель 167 оборудовали огромной бомбой «Сакурадан» весом 2900 килограмм. Для транспортировки такого веса была серьёзно модернизирована аэродинамика самолёта. Документация на Ki-167 была уничтожена после войны, поэтому о нём практически нет конкретных сведений.

Но, наверное, самым знаменитым летательным аппаратом камикадзе, «засветившимся» во многих кинофильмах и описанным в книгах, стал легендарный самолёт-снаряд Yokosuka MXY7 Ohka . Его проект разработала группа исследователей Токийского университета во главе с бывшим боевым лётчиком Мицуо Отой осенью 1944 года. В отличие от обыкновенного самолёта снаряд «Ohka» вообще не имел шасси и предназначался исключительно для запуска с носителя. Самолёт полностью делался из дерева и мог быть изготовлен с использованием неквалифицированной рабочей силы. На нём устанавливались три ракетных ускорителя.

В качестве носителя использовалась специальная модификация тяжёлого бомбардировщика «Mitsubushi G4M2 Tei». Помимо крепежей для самолёта-снаряда под фюзеляжем эта модификация снабжалась дополнительной бронёй, так как именно носитель был фактором повышенного риска в атаках ракеты «Ohka». Медлительный и неповоротливый бомбардировщик было достаточно легко сбить в отличие от быстрого снаряда с ракетными ускорителями.

Первая модификация «MXY7 Ohka» носила индекс «11» и несла в носовой части заряд весом в 1200 килограмм. Пробивная способность самолётов-снарядов оказалась чудовищной: известен случай, когда ракета вообще прошила американский эсминец «Стэнли» насквозь, что спасло его от затопления. Но если ракета попадала в цель, то разрушения были очень велики. Правда, дальность полёта самолёта-снаряда чаще всего была меньше, чем радиус поражения противовоздушной обороны; в связи с этим ракеты не всегда удавалось успешно запустить.

Впервые «Ohka» была использована в марте 1945 года, а 12 апреля при помощи этих самолётов был потоплен первый корабль – эсминец «Маннерт П.Абель». Обратите внимание на размеры бомбы:

Естественное, прогресс не стоял на месте, и от конструкторов требовали усовершенствования конструкции. Дальнейшее развитие конструкции самолёта-снаряда привело к появлению модификации «модель 22». Новая разработка была направлена, в первую очередь, на запуск с более совершенного и защищённого самолёта-носителя «Kugisho P1Y3 Ginga». Она была меньше по размерам и несла на себе гораздо меньший по весу заряд (всего 600 килограмм). Помимо того, более мощный реактивный двигатель «Цу-11» позволял запускать снаряд на большем расстоянии от цели. Всего было изготовлено 50 экземпляров модификации «22», а первый пробный полёт состоялся в июле 1945 года.

Впоследствии были разработаны (но так и не вышли из стадии проекта) ещё несколько модификаций «Yokosuka MXY7 Ohka»: модель 33 (для запуска с самолёта «Рензан» G8N1), модель 43а (для запуска с катапульт подводных лодок – со складывающимися крыльями; в модификации «b» законцовки крыльев отбрасывались вообще), модель 21 (по сути, гибрид моделей 11 и 22) и модель 53 с турбореактивным двигателем. Было даже изготовлено два учебных экземпляра модели 43 «Вакасакура» с посадочной лыжей и второй кабиной, но дальше этого дело не пошло.

Именно из-за медлительности носителей эффективность применения самолётов-снарядов была не слишком высока. Многие пилоты гибли бессмысленно, потери противника были не столь велики. В связи с этим американцы даже в официальных документах назвали японские самолёты-снаряды словом «Baka» («дурак»).

К слову, ввиду того, что двигатели, тем более ракетные, были недёшевы, разрабатывались также проекты планеров-камикадзе, не обременённых силовыми агрегатами, например, Yokosuka Shinryu . Разработка началась в мае 1945 года под руководством инженера Сакакибара Сигеки. Был изготовлен и испытан один прототип планера: он мог нести заряд в 100 кг и разгоняться до 300 км/ч. Старт планера осуществлялся с земли при помощи стационарных ракетных ускорителей «Toku-Ro 1 Type 1». Они запускались всего на 10 секунд, но этого хватало для старта.

Испытания прошли неудачно: пилот сделал вывод, что планер очень сложен в управлении, и низкоквалифицированные пилоты-камикадзе просто не смогут им управлять. Помимо того, ракетные двигатели были слишком дороги не несовершенны. Проект усовершенствованного планера «Shinryu II» остался только на бумаге, а вскоре и работы по первой модели были полностью свёрнуты.

Кстати, в 1944 году началась разработка ещё одного типа «самоубийственной техники». Это были легендарные торпеды «Кайтэн», запускаемые с подлодок или кораблей и управляемые смертниками. Пилот садился в рубку управляемой ракеты, люк наглухо задраивался.

Первые «Кайтэны» предусматривали механизм катапультирования пилота, но водители торпед попросту отказывались ими пользоваться. В отличие от самолётов камикадзе, «Кайтэны» практически не имели успеха. Слишком дорогие в изготовлении и ведущие к потерям личного состава, они редко доплывали до цели, будучи перехваченными ответными торпедами противника или системами противоторпедной обороны. Всего во время войны было подготовлено 10 групп водителей «Кайтэнов», после чего их производство было свёрнуто.

Надо сказать, что многие японские самолёты использовались для атак камикадзе. В основном, это были устаревшие, снятые с вооружения модели, которые наскоро переоборудовались для транспортировки одной-единственной бомбы. К примеру, для подобных целей была создана модификация строящегося в 1939-1944 годах среднего бомбардировщика Kawasaki Ki-48 («Kawasaki Ki-48-II Otsu Kai»), но в боях она не использовалась ни разу. Средний бомбардировщик Mitsubishi Ki-67 тоже имел модификацию-камикадзе: Mitsubishi Ki-67-I-Kai «To-Go».

В 1945 году разрабатывался также проект развития модели «Nakajima Ki-115 Tsurugi» под названием Ki-119, но эта машина так и осталась на бумаге. В документах также упоминается самолёт «Rikugun To-Go», но никаких конкретных сведений об этом самолёте-самоубийце нет.

В 1944-45 годах японская армия и воздушный флот подготовили около 4000 камикадзе, которые потопили и повредили более 300 кораблей союзников. Впрочем, добровольцев было чуть ли не в три раза больше: не хватало техники. Впрочем, многие «добровольцы» просто получали приказ. И не могли его нарушить. Перед вылетами двадцатилетние мальчишки-cмертники выпивали ритуальную чашку сакэ и повязывали голову белой полосой ткани с красным кругом («хатимаки»).

А потом они поднимали в воздух свои самолёты без шасси и погибали за страну, которую любили больше собственной жизни.

Впрочем, часто в роли камикадзе выступали и опытные пилоты. Самым известным пилотом-самоубийцей стал вице-адмирал Матомэ Угаки. 15 августа 1945 года в ряду других пилотов он совершил вылет на пикирующем бомбардировщике «Yokosuka D4Y Suisei» и героически погиб недалеко от острова Окинава Собственно, такая смерть была чем-то вроде аналога ритуального самоубийства сеппуку, почётного для самурая. Кстати, «отец камикадзе» вице-адмирал Такидзиро Ониси также совершил ритуальное самоубийство незадолго до капитуляции Японии, 16 августа 1945 года, когда стало ясно, что война проиграна.

Некоторые образцы самолётов-камикадзе и сейчас можно увидеть в японских музеях. Мысль о том, что человек, садящийся в такой самолёт, знал, что уже никогда не вернётся домой, заставляет отвернуться и перейти к другим экспонатам.

P.S. На самом деле, «камикадзе» - это всего лишь одна из разновидностей так называемых «тэйсинтай» , добровольцев-смертников, готовых отдать жизнь за свою Родину. Тэйсинтай работали не только в авиации, но и в других воинских подразделениях. Например, существовали целые группы парашютистов-смертников, которые вооружались бомбами и сбрасывались на технику противника. Точно так же работали и наземные тэйсинтай, которые ценой своей жизни уничтожали офицеров противника, радиолокационные точки и прочие объекты. Иногда тэйсинтай использовали маленькие катера и управляемые ракеты, чтобы производить свои атаки на воде.

P.P.S. К концу II мировой войны самолёты для пилотов-смертников разрабатывались и в Германии. В пилотируемый самолёт была переоборудована летающая бомба Fi-103R «Райхенберг» (модификация «Fi- 103R-IV»). Был набран отряд самоубийц-добровольцев и даже организованы специализированные курсы по пилотированию летающих бомб. Но психология дала себя знать. Германия уже, по сути, сдавала позиции, и у пилотов не было желания отдавать свои жизни «за пустышку». Несмотря на то, что проект немецких камикадзе курировал лично Гиммлер, он был свёрнут, так, по сути, и не начавшись.