Православный музей. Российская музейная энциклопедия

ДОКЛАД

ЦЕРКОВНЫЙ МУЗЕЙ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

И ЕГО РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, всечестные отцы и матери, братья и сестры!

Благодарю вас за предоставленную возможность выступить перед высоким собранием. Я представляю на этом форуме Церковный музей Московской епархии, расположенный в московском Новодевичьем монастыре

Задача настоящего доклада - познакомить слушателей с историей создания Церковного музея, организацией его работы и его участием в деле сохранения культурного наследия.

I. История Церковного музея.

Церковный музей Московской епархии Русской Православной Церкви сравнительно молодой, ему всего четыре года. Он был создан в стенах древнего Новодевичьего монастыря в июне 2010 года по распоряжению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Это - частное учреждение культуры, учредителем и собственником которого является Московская Епархия.

Церковный музей фактически стал приемником филиала Государственного Исторического музея, который долгие годы находился в Новодевичьем монастыре, и выехал с его территории в связи с передачей обители Московской епархии Русской Православной Церкви. В январе того же 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации весь комплекс зданий Новодевичьего монастыря в составе 47 строений и 5 иконостасов, был передан в безвозмездное срочное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви. За всеми переданными объектами недвижимого имущества сохранился статус федеральной собственности, а за иконостасами еще и принадлежности Государственному музейному фонду.

Церковный музей Московской епархии осуществляет свою деятельность, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом, Указами и иными актами митрополита Крутицкого и Коломенского. В уставе Церковного музея Московской епархии прописано, что он является некоммерческой организацией, и создан для осуществления культурных, образовательных, просветительских, научных и иных функций, а также для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

II. Цели и задачи

На территории Новодевичьего монастыря находится ряд выдающихся памятников истории и культуры, относящихся к середине XVI- концу XVII вв. а именно: пять храмов, колокольня, дворцовые палаты, крепостные стены с башнями, а также памятники некрополя. Церковный музей Московской епархии позиционирует себя как православное научно-просветительское учреждение, хранящее мемориальные и исторические реликвии, связанные с российской государственностью и православием.

Получив в пользование комплекс Новодевичьего монастыря, Московская епархия соответственно приняла на себя и ответственность за сохранение этого особо ценного объекта истории и культуры. Следует отметить, что при передаче в пользование Московской епархии Новодевичий монастырь утратил юридический статус особо ценного объекта, и вытекающие из него преференции. Итак, с первых дней перед Церковным музеем стояла задача возвратить древней обители статус особо ценного объекта. Чтобы ее решитьсотрудникам Музея потребовалось немало времени и усилий, и сейчас ансамбль Новодевичьего монастыря вновь признан особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

С 2004 года ансамбль Новодевичьего монастыря включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, будучи признан универсальной мировой ценностью. Это ставит перед Церковным музеем задачи другого уровня, а именно - исполнение международных конвенций в области сохранения объектов всемирного культурного наследия и презентацию архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря в культурном ландшафте, исторической и природной среде, а также его мемориализацию как памятника православной культуры. Весь этот комплекс вопросов должен найти своё отражение в плане управления ансамблем Новодевичьего монастыря, находящимся в стадии разработки.

Находясь в стенах древней церковной святыни, действующего православного монастыря, сознавая себя хранителем христианского культурного наследия и частью российского и всемирного музейного сообщества, Церковный музей Московской епархии видит свою миссию в духовно-нравственном и культурном просвещении российского общества, воспитании подрастающего поколения. Этим продиктованы основные направления, деятельности Церковного музея: экскурсионно-выставочная, научная, информационно-просветительская.

III. Основные направления деятельности.

1). Экскурсионно-выставочная. С первых дней своего существования Церковный музей был глубоко заинтересован в сохранении высокого профессионального уровня экскурсионного обслуживания - такого, каким оно был в филиале Государственного Исторического музея. Поэтому его экскурсоводы были привлечены на работу в Церковный музей. Благодаря этому экскурсионное бюро ни на один день не прервало свою работу. В настоящее время оно работает без выходных, направляя свою деятельность на предоставление услуг посетителям и, соответственно, на получение музеем дополнительных финансовых средств (экскурсии, реализация сувенирной и полиграфической продукции и др.).

Следующей задачей Церковного музея было открытие новых экспозиций. В его распоряжении после вывоза фондов ГИМа и свёртывания выставок осталось 5 иконостасов, из которых четыре - в действующих храмах. Уже к Пасхе 2011 года в Ирининских палатах по благословению Митрополита Ювеналия Церковным музеем была открыта первая экспозиция под названием «Огненные язы́ки благодати», в рамках которой представлено более 50-ти икон первой четверти 18 века из иконостаса реставрируемой Духовской церкви.

Одновременно с этой экспозицией была открыта фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», рассказывающая о том, как в постсоветское время в Московской области из руин восстанавливались храмы и монастыри. В прошедшем 2014 году она в обновленном и расширенном виде была перенесена в Сетунские палаты.

К Рождеству 2012 года в Софьиных палатах была открыта выставка «Величай, Душе моя, Деву Пречистую». На выставке представлено более 80 Богородичных икон конца XVIII-начала XX вв. из прежде закрытого монастырского фонда.

В Напрудной башне была размещена выставка, посвященная игуменье Серафиме (Черной) - первой настоятельнице возрожденного Новодевичьего монастыря, родной внучки священномученика Серафима Чича́гова. На выставке представлены фотографии из семейного архива, личные вещи, церковные и государственные награды матушки.

К 200-летнему юбилею Отечественной войны в подклете Софьиных палат была открыта выставка «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря», повествующая о первых месяцах войны и о том, как Москва и Новодевичий монастырь пережили французскую оккупацию.

В настоящее время в Новодевичьем монастыре действуют 5 экспозиций. В летний период Смоленский собор обители во внебогослужебное время функционирует в музейном режиме.

2). Научно-фондовая работа - является одним из основных направлений музейной деятельности, ориентированная на сохранение, исследование и использование музейных предметов. Как уже было сказано, вместе с объектами недвижимости Московской епархии были переданы в пользование 5 иконостасов из Государственного музейного фонда, ценнейшим памятником и уникальным артефактом является настенная фресковая роспись Смоленского собора.

Задачей Церковного музея является учет переданных в пользование объектов, их изучение и сохранение. Для этого несколько раз в год в плановом и внеочередном порядке в Новодевичьем монастыре проходят выездные совещания реставрационного совета ГИМа, на которых его научные сотрудники проверяют состояние и условия хранения переданных памятников искусства, дают рекомендации.

Главный хранитель Церковного музея в рабочем порядке следит за состоянием иконостасов и росписей, ведет постоянный мониторинг температурно-влажностного режима. В музее на протяжении ряда лет проводится работа по компьютеризации фондов, прежде всего, с целью формирования каталогов коллекций в электронном виде.

Прочные связи установились у Церковного музея с Российским Институтом Археологии РАН, постоянно проводящим работы на памятниках Новодевичьего монастыря, а также с Центральными научно-реставрационными производственными мастерскими, курирующими проведение всех реставрационных работ на памятниках Новодевичьего монастыря.

3). Конференции, издательская деятельность.

Представители Церковного музея регулярно принимают участие в различных российских и международных научных форумах по музейному делу, реставрации, конференциях, семинарах, круглых столах, после чего готовят отчеты и размещают материалы на сайте Церковного музея (http://ndm-museum.ru). В стенах самой обители уже не раз проводились конференции и круглые столы, в их числе семинар ЮНЕСКО для пользователей объектов религиозного значения.

В период с 2011 по 2012 гг. Церковный музей совместно с ГИМом, подготовил к изданию и выпустил фундаментальную научную антологию по истории и архитектуре Новодевичьего монастыря. К работе над этой книгой были привлечены авторитетные историки, искусствоведы, архитекторы, археологи. В прошедшем году Новодевичий монастырь выпустил новый тираж популярного путеводителя.

В монастыре уже дважды проводились международные конференции по золотному шитью, всякий раз сопровождавшиеся выпуском сборников материалов и докладов.

3). Информационно-просветительская деятельность Церковного музея Московской епархии заключается в предоставлении информации о экспозициях, фондовых коллекциях и проводимых в музее мероприятиях, которая широко распространяется, благодаря видеосюжетам и анонсам, распространяемых в СМИ. Церковный музей активно формирует связи с различными туристическими и паломническими службами, общественными организациями, сотрудничает федеральными и региональными СМИ, принимает участие в социальных программах, в стенах обители проходят практику студенты различных архитектурных и художественных ВУЗов.

В начале 2014 года по благословению Митрополита Ювеналия в монастыре начала работать общедоступная библиотека с большим читальным залом, где проводятся духовные беседы и круглые столы.

IV . Структура и подразделения.

На 1 января 2014 г. штатное расписание Церковного музея включало 50,0 единиц. В своей работе сотрудники музея руководствуются положениями об отделах и должностными инструкциями. Руководителем Церковного музея Московской епархии является директор, которого назначает митрополит Крутицкий и Коломенский.

Музей имеет компактный управленческий аппарат, в который входят следующие штатные единицы: заместитель директора по научной работе, заместитель по связям со СМИ и хозяйственным вопросам, учёный секретарь и главный хранитель.

Наиболее многочисленное подразделение (62% от общего числа сотрудников), представляет собой экскурсионно-выставочный отдел, что обусловлено наличием довольно обширных экспозиционных площадей, за которыми наблюдают смотрители.

V . Заключение.

В заключение хотелось бы отметить, что Церковный музей Московской епархии успешно продолжает традиции музеефикации Новодевичьего монастыря - одного из основных туристических объектов столицы - и удерживает высокий рейтинг среди московских музеев. После передачи обители в пользование Церкви, наблюдается устойчивое увеличение потока посетителей, в том числе и иностранцев (который по известным причинам снизился в этом году). Экспозиции музея пользуются популярностью среди различных социальных групп населения, желающих познакомиться с историческим и духовным наследием России, повысить свой культурный уровень.

После полномасштабной реставрации, которая началась в этом году, древняя обитель, которая скоро отметит свой 500-летний юбилей, предстанет в преображенном виде. Это тем более важно, т. к. Новодевичий монастырь всегда был и доныне является одним из духовных центров и святыней Первопрестольной, чудом уцелевшей среди бесчисленных разорений, стихийных бедствий, различных реформ, выдающейся христианской ценностью, своим царственным великолепием и гармонией архитектурного ансамбля свидетельствующей о Божественном величии, и наконец, знаковым объектом в системе церковно-государственных отношений.

Благодарю за внимание!

Диакон Алексий Куликов

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

ПРИ КНЯЗЕ-ВЛАДИМИРСКОМ ХРАМЕ

г. Асбест

История создания православного музея

В феврале 2010 г. был открыт «Музей истории православия в г. Асбесте», переименованный позднее в «Православный церковно-краеведческий музей». Он создавался по благословению настоятеля Князе-Владимирского прихода протоиерея Павла Алабушева силами прихожан.

Экспозиция музея состоит из нескольких разделов, в том числе: краеведение, включающее историю открытия Баженовского месторождения асбеста и о его первооткрывателе А. П. Ладыженском, дореволюционная жизнь на асбестовых приисках; история первой православной церкви, построенной до революции; история и современная жизнь православных приходов на территории Асбеста и поселков Рефтинского, Малышева, Белокаменного. В музее имеется много фотографий, исторических документов, предметов церковного обихода, облачение священника, старинных предметов домашнего быта.

За период существования музея в нем побывало много посетителей: это прихожане и священство городских и поселковых храмов, ученики детских православных школ, духовенство из епархий, учащиеся и преподаватели школ города, представители городской власти и управления образования, краеведы, родоведы, горожане, иногородние, а также зарубежные гости из Казахстана, Украины и США. Когда в наш храм прибывают святыни из других храмов и монастырей, сопровождающие их люди непременно посещают музей, знакомятся с экспозицией и оставляют свои отзывы. «Дивный музей сегодня Господь сподобил посетить при Владимирском храме. Признаюсь, что очень понравилось здесь. С такой любовью и тщанием собраны экспонаты, сведения и фотографии людей, что диву подобно…» (монахиня Смарагда, Свято-Введенский Толгский женский монастырь, г. Ярославль).

Работу осуществляет совет музея, состоящий из пяти человек. Все члены совета являются экскурсоводами, за каждым из которых закреплен определенный день недели. Помимо экскурсионной работы проводятся беседы с прихожанами, прослушивание церковных песнопений, просмотр видеофильмов. Так, например, был проведен цикл бесед о Преподобных Оптинских Старцах, частицы мощей которых находятся в мощевике нашего храма. Беседовали с прихожанами священники о.Валерий Малахов, о.Михаил Третьяков, и игумен Алексий. Своими впечатлениями о поездке в Иерусалим и фотографиями поделился прихожанин храма Геннадий. Продолжается сбор новых исторических документов, старинных предметов, воспоминаний. Проводится обмен опытом работы во время конференций, семинаров, проводимых Уральским церковно-историческим обществом (УЦИО) и Уральским историко-родоведческим обществом (УИРО). Сотрудничаем также с городскими и школьными музеями.

Своим опытом организации православного музея и его работы делимся с желающими. Так, в октябре 2011 года к нам приезжали гости из Арамиля во главе с настоятелем храма во имя Святой Живоначальной Троицы протоиереем Андреем Николаевым. После посещения они оставили такой отзыв: «История православия до сих пор остается наименее изученной темой для многих Уральских городов. Для воссоздания полной картины церковной истории требуются усилия краеведов, историков, архивистов, старожилов. Важно то, что осмыслять и анализировать собранный материал должны люди, не только знающие историю православной церкви, но и живые носители православной веры. Именно такие люди создали «Музей истории православия в г. Асбесте». Музей подобной тематики мы видели впервые. Целью нашей поездки в Ваш музей было желание создать подобный «Музей истории православия» у нас на Арамильской земле. Поэтому мы ехали с желанием взять у Вас идеи и попросить совета по различным вопросам устроения подобного музея. Очень понравилось то, что экскурсии по Музею проводят сами прихожане Князе-Владимирского храма, которые каждый день готовы принять всех желающих ознакомиться с его экспозицией».

Иногда к нам обращаются за помощью учащиеся и студенты. Например, после ознакомления с музеем студент Максим Кайгородов оставил такую запись в Книге отзывов: «Я разрабатываю экскурсию по предмету «Паломнический туризм» Тема: «Святые места г.Асбеста». Большое спасибо работникам музея за предоставленную информацию. Тот материал, который мне рассказали, очень пригодится в разработке экзаменационной работы».

К большому сожалению, за прошедший учебный год было мало посещений музея учащимися. На наши приглашения преподаватели и руководители школ отвечали, что необходимо согласие родителей на посещение православного музея. В связи с этим обращаемся к родителям: « Дорогие родители! Не запрещайте Вашим детям посещать наш музей, мы не вовлекаем здесь в православную веру, а только знакомим с историей родного края и историей православия в Асбесте. Считаем, что об этом не лишне знать не только Вашим детям, но и Вам самим. Поэтому приглашаем и Вас к нам на экскурсию, где вы убедитесь, что ничего крамольного здесь нет.

В декабре 2011 г. в музее побывал муфтий Альфрид Мустафин, и.о. главы мусульман по Уральскому региону Имам МРОМ «Иршад» г.Асбеста. После проведенной экскурсии у него сложилось благоприятное впечатление о музее, его нужности и полезности, о чем он сообщил в беседе с сотрудниками музея и в Книге отзывов.

Всех асбестовцев и гостей города приглашаем посетить наш музей.

Экскурсии проводятся в понедельник — суббота по предварительным заявкам по телефонам 8-922-136-24-32 или 2-92-73 (храм).

Музей находится по адресу: г. Асбест, ул. Ладыженского, 32 в цокольном помещении Князе-Владимирского храма.

Руководитель музея — Костромина Лариса Иннокентьевна.

Желающим подробнее ознакомиться с историей православия в Асбесте предлагаем книгу Т. Горбачевой и А. Пономарева(†) «Миром Господу помолимся». Книга была написана по желанию и с благословения настоятеля прихода протоиерея Павла Алабушева и первоначально посвящалась 15-летию храма во имя равноапостольного великого князя Владимира и его строителям. Но, в связи со скоропостижной кончиной о.Павла накануне храмового праздника, главу «Путь к храму» пришлось дополнить, а книгу посвятить также блаженно почившему настоятелю протоиерею Павлу Алабушеву. Книгу можно приобрести в свечной лавке Князе-Владимирского храма.

19 марта, на первой неделе Великого поста, паломники Знаменского храма отправились на экскурсию по православным музеям Москвы. В один день нашим прихожанам предстояло помолиться за литургией в храме святителя Николая в Толмачах, побывать в музее русской иконы и Афонском подворье. Насыщенная программа не испугала наших путешественников, и многие взяли с собой в паломничество детей.

Первым посещённым местом был храм Святителя Николая в Толмачах. Это уникальный храм-музей, расположенный в Замоскворечье. Сегодня он обладает статусом домовой церкви при Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа. Раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона «Троица», написанная Андреем Рублёвым. В интерьере храма представлено более 150 единиц хранения из собрания Третьяковской галереи. Так, например, в храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня и всемирно известное произведение искусства – Владимирская икона Божией Матери. Её пребывание в храме при Третьяковской галерее подчёркивает религиозную и художественную ценность святыни. Здесь же находятся особо почитаемые иконы Божией Матери «Иверская» и «Утоли моя печали», Дмитровский крест и мощевик. Перед литургией паломники приложились к иконам Божией Матери «Владимирская» и Николая Чудотворца, мощам угодников Божиих. Многим удалось принять участие в таинстве Евхаристии.

Музей русской иконы не впервые встречает наших паломников. Увлекательная и познавательная экскурсия проходила в дружеской обстановке. И взрослые, и дети внимательно слушали рассказ экскурсовода, наперебой задавая ему самые неожиданные вопросы.

Завершилось наше путешествие на Афонском подворье в Москве. В Греции на священной горе Афон находится Свято-Пантелеймонов монастырь (Россикон, Новый Руссик). В Москве же, в районе Таганки, обустроено его представительство, Афонское подворье. Главный монастырский храм – святого великомученика Никиты на Швивой горке – возведён в XVI веке. На московском подворье хранятся частицы святых мощей целителя Пантелеймона и преподобного Силуана, переданные монастырю с Афона.


На обратном пути паломники посмотрели фильмы, посвящённые 200-летию Знаменского храма села Старая Кашира и истории паломничества. Поездка подарила всем множество новых знаний и впечатлений, главное из которых – то, что время Великого поста можно проводить интересно, с пользой для ума и души.

За свою двадцатилетнюю историю Православный музей стал неотъемлемой частью жизни духовной столицы Урала. Каждого, кто побывал здесь и ощутил дух православия, услышав проникновенные рассказы православных экскурсоводов, тянет возвращаться сюда вновь и вновь. С каждым годом количество посетителей музея растёт. В 2013 году посетили самостоятельно и в рамках экскурсионного обслуживания 19 619 человек, а за 11 месяцев 2014 года эта цифра составила уже 22 580.

В единственный православный музей Свердловской области приезжают люди из различных уголков России: Перми. Ижевска, Арзамаса, Москвы, С-Петербурга, Саратова, Владивостока и многих других. Есть и постоянные клиенты – Турфирма «Городище» из Нижнего Тагила, Свердловский Областной музей из города Лесного, Паломнический Центр Челябинской епархии, Туристический центр «Диана-Тур» из Перми и другие. Особенно много желающих посетить святыни в летний период отпусков и путешествий, а также в крупные православные праздники и в дни чествования Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. Почти все приезжающие в Верхотурье гости отмечают особую благодатную тишину и воздух, словно напоенный свежестью и чистотой. Здесь воистину можно восстановить душевные и физические силы, а в Православном музее, пополнить свои знания истории России, судьбы православных святынь монастыря, города и края.

Уникальность музея в том, что он посвящен истории православия на территории древней столицы Урала. В нем на освященной территории Верхотурского Свято-Николаевского монастыря собраны экспонаты-свидетельства о жизни православной России. Уникален он еще и тем, что среди экскурсоводов есть монахи и послушники, экскурсоводы – миряне - люди, компетентные и верующие. Любознательному человеку, который приезжает в «Уральскую лавру» здесь можно приобщиться не только к вере, но и к истории. Монастырский музей собрал многие ценности из прошлой жизни обители, из других храмов Верхотурья: церковные реликвии, монашеские облачения, фотоснимки труда и быта братии, документы о гонениях на православие, о трагических судьбах христианских подвижников.

И даже в самый малопосещаемый зимний сезон не менее 700 человек в месяц приобщается здесь к православной культуре.

Многих именитых гостей видели старинные стены музея. Среди них Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Илларион, руководитель Всемирной организации ЮНЕСКО Ф.Майор, иностранные дипломаты и туристы, представители Дома Романовых, известные артисты Валентина Толкунова, Галина Вишневская, Иосиф Кобзон, Олег Газманов и др.

Основу музея заложил первый после долгого периода безбожия наместник Свято-Николаевской обители игумен Тихон (Затёкин), который в начале 1990-х годов возглавил возрождение монастыря. Неподдельный интерес молодого священнослужителя к истории Свято-Николаевского монастыря и Верхотурья в целом, энтузиазм, с которым он взялся за дело, принес свои плоды: не только восстали из руин храмы и здания, но и из различных источников были получены интереснейшие музейные экспонаты. Игумен Тихон сумел поднять забытые обществом пласты исторических событий, традиций, православной культуры. Он лично участвовал в археологических раскопках, проводил изыскания во многих архивах. Общался с историками, краеведами и очевидцами событий и их потомками, которые делились воспоминаниями, дарили музею вещи, фотографии, документы. Поскольку среди них было много предметов культового и религиозно-исторического содержания, в том числе иконы, храмовое имущество, священные предметы, находившиеся в алтарях храмов и использовавшиеся в богослужениях, то их экспозиция и хранение требовали специфических условий. Когда собранное и накопленное таким образом превысило «критическую массу», возникли объективные предпосылки для создания Православного музея. Для этих целей монастырем были выделены помещения на первом этаже старейшего Игуменского корпуса монастыря, в которых и развернулась экспозиция Православного музея.

Отец Тихон в настоящее время является архимандритом и наместником Вознесенского Печёрского монастыря в Нижнем Новгороде. О Верхотурье он не забывает и в делах и в молитвах, постоянно посещает любимый город, продолжает писать о нем.

Наместником обители с 2000 года по 2015 год являлся игумен Филипп (Ельшин), который до прибытия в монастырь возглавлял экскурсионный отдел Троице-Сергиевой Лавры. Поэтому нужды и интересы Православного музея ему близки и понятны. Отец Филипп уделял большое внимание развитию музея и пополнению его фондов.

Первым руководителем музея была Раиса Николаевна Огаркова, долгое время бывшая председателем общества любителей Верхотурского края (ОЛВК). После нее несколько лет музей возглавлял коренной верхотурец Сергей Петрович Ившин. В настоящее время директором музея является насельник Свято-Николаевского монастыря иеромонах Арефа (Кульбака).

Экспозиция музея начинается у входа в игуменский корпус, где находится витрина с продукцией монастырской швейной мастерской. Часть крупных экспонатов, в том числе предметов быта дореволюционной эпохи и портреты архиереев Екатеринбургской епархии находятся в коридоре игуменского корпуса. При входе посетителей встречает фотовыставка, посвященная семье последнего российского императора. В первом зале расположены экспонаты, относящиеся к основанию города Верхотурья, Николаевского монастыря, истории обретения и перенесения мощей праведного Симеона, парсуны Феодора Иоанновича, Бориса Годунова, патриарха Филарета, реконструкции облачений и царских грамот XVII века, а также фотографии архитектурного ансамбля села Меркушино. В зале находятся мраморные плиты из усыпальницы и гробница праведного храма Святого Праведного Симеона в селе Меркушино, а также дореволюционные фотографии первых каменных храмов. Далее в экспозиции представлены личные вещи настоятелей монастыря из захоронений на братском кладбище. А также фрагменты деревянного водопровода из лиственницы, церковные облачения, рипиды и даже деталь пожарного насоса.

Период наивысшего рассвета монастыря в начале ХХ века представлен в самом большом третьем зале музея. Здесь находятся семисвечник из Иоанно-Предтеченской церкви г. Екатеринбурга, детали отделки и убранства Крестовоздвиженского собора, в том числе обломки фаянсового иконостаса и части облицовки главного купола собора, коллекция медных монет из клада, найденного в подвале этого же храма, личные вещи архимандрита Ксенофонта (Медведева), схииеромонаха Иоанна (Кевролетина), схиархимандрита Сергия (Комарова), уникальные фотографии работы монастырской фотомастерской, в том числе верхотурские снимки Г.Е. Распутина, великой княгини Елизаветы Федоровны, старинные книги XVII -XX вв.

В экспозиции следующего зала показаны фотографии советского периода, а также предметы и фотографии из истории женского Покровского монастыря, Троицкого собора и других храмов города Верхотурье. В последнем помещении хранятся различные подарки музею, отражена история духовного училища и восстановления храмов в 1990-х годах, фотографии известных посетителей музея, а также большая коллекция фотографий монастырского фотоателье, фотооборудование.

Православный музей принимает посетителей ежедневно с 9-00 до 17-00.

Сотрудниками православного музея проводятся экскурсии по территории монастыря. Они охватывают Крестовоздвиженский и Преображенский соборы, храм святителя Николая, Симеоно-Анненскую надвратную церковь.

Также, как дополнительные услуги проводятся экскурсии по храмам села Меркушино, скита Актая, села Красная Гора и по святым местам Верхотурья: женский Покровский монастырь, Троицкий собор, Старо-Покровский храм и Знаменская церковь.

Экскурсионное обслуживание оплачивается в форме добровольных пожертвований. Подробности можно узнать по телефону +7953-387-86-24.