Проект краткосрочный учителя логопеда в старшей группе. Перспективный план реализации проекта

Тамаразова Юлия Николаевна,

учитель - дефектолог

МАДОУ ДС КВ "Ручеёк"

ЯНАО г. Новый Уренгой

Недооценка своевременного исправления

речевых дефектов у детей приводит в

последствии к трудностям в овладении

письмом и чтением. Такой ребенок будет

постоянно отстающим в школе, будет страдать

от того, что его старания не приводят к

положительному результату.

Его вины здесь нет.

Виноваты только родители, считавшие,

что малыш вырастет и «выговорится»

/Л.С.Белинсон/

МОЯ ВОЛШЕБНАЯ БУКВА

Проект учителя – логопеда

Без помощи родителей работа логопеда бывает очень длительной и даже бесполезной.
Все что на занятии с логопедом изучаем, дома обязательно с мамой, папой закрепляем!!!

Анализ ситуации

В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что с участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.

Гипотеза: Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстранятся от работы по исправлению речевых дефектов у детей. Они преодолеют возникшие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком

Цель проекта:

Формировать умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове.

Выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова.

Определять отличия в названиях картинок.

Определять место заданного звука в слова.

Подбирать слова с заданным звуком.

Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребенком.

Задачи проекта:

Формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза детей;

Способствовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс;

Повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей;

Привлечь родителей к изготовлению книжек – малышек по пройденным звукам

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами, воспитателями групп, родителями.

Тип проекта практико-ориентированный, индивидуальный

По продолжительности: долгосрочный (1 год, в течение всего периода коррекции звукопроизношения)

Участники проекта: учитель-логопед, родители детей группы, воспитатели группы, воспитанники группы.

Результаты проекта:

Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть дан­ный звук в слове или отсутствует).

Формирование действия вычленения звука от начала и конца слова
(по вопросам: "Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?)

Выделение ударной гласной в слове.

Определение места звука слове (После какого звука слышится нужный
звук в слове? Перед каким звуком?)

Умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове.

Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова.

Повышение компетентности родителей в вопросе развития детей;

Включение родителей в коррекционный процесс

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный (информационно - аналитический)
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).

2 этап – основной (практический)

Изготовление самодельных книжек – малышек на каждый пройденный звук, соблюдая определенный условия:

Сначала подбираем предметные картинки на заданный звук (звук находится в начале слова);

За тем подбираем картинки, в которых позиция звука определятся серединой слова;

Следующие картинки со звуком в конце слова.

Правила создания (формирования страниц)

Картинки на страницах книга должны соответствовать позиции звука в слове (вначале слова, в середин или в конце)

3 этап – заключительный (оформление мини библиотеки авторских пособий)

Презентация каждой книжки всеми участниками проекта (родители, дети, воспитатели) и оформление выставки (библиотеки) в детском саду.

Презентация опыта: готовыми книжками могут пользоваться педагоги ДОУ, логопеды, родители, а также сами дети, играя в различные игры. Например: «найди звук», «Где живет звук» и тд.

Опыт может транслироваться на городских методических объединениях, представлен на конкурсы различного уровня

В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, М.В. Иванова, В.К. Котырло, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, О.В. Огороднова, М.М. Рамазанова, З.И. Теплова и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания и развития детей.

Работа с детьми
- Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»
- Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционная гимнастика»
- Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки»

Работа с семьей

Выступление на тему: «Результаты проведенной коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности»
- Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»;
- Совместное с ребенком изготовление книжек – малышек на пройденный звук «Моя волшебная буква»
- Использование книг в процессе закрепления пройденного звука и при определении позиции данного звука в слове.

Работа с педагогами
- Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
- Оформление выставки (Библиотеки) с детьми «Моя волшебная буква» (на все пройденные звуки)
- Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

Практический результат проекта
- Презентация индивидуальных книжек - малышек «Волшебная буква», их практическое использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда
- Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.

Вывод: включение родителей в совместный у логопедом и воспитателем процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя – логопеда и родителей.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Для оформления работы были использованы картинки со следующих сайтов

Файл: Умная сова.png

Фотографии можно напечатать в конце или начале публикации

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

АНАСТАСИЯ ЗЛОБИНА
Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»

Выполнила учитель-логопед

МДОУ д\с №5 «Тополёк»

пгт. Кокуй

Злобина А. А.

Раздел I Информационная часть

1. Паспорт проекта

1. Аннотация проекта

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект .

3. Цели и задачи проекта

4. Новизна проекта и практическая значимость

5. Предполагаемые риски

6. Ожидаемый результат

7. Эффективность данных результатов

8. Участники проекта

9. Продолжительность проекта

10. Этапы работы

11. План-схема проекта

12. Список литературы

Паспорт проекта

Название проекта «Мы, играя , изучаем , говорим и понимаем ». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы »

Тип проекта Краткосрочный , практико-ориентированный

Аннотация проекта

Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов. Проект рассчитан на детей 6-7 лет, посещающих логопедическую группу в дошкольном учреждении.

Проект «Мы, играя , изучаем , говорим и понимаем » носит открытый характер : изучив традиционные и нетрадиционные формы логопедической работы , опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета , на начало 2016 года мною запланирована работа по использованию и разработке игровых методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.

Актуальность

«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть , но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра ».

А. С. Макаренко

С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра , и становится важным направлением коррекционной работы.

Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя , а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

На моей пока ещё недолгой логопедической практике я встретила немало детей с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих.

Работая с использованием игровых приёмов, можно сделать некоторые выводы об их значении в развитии детей с нарушениями речи.

1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.

6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.

«Для ребят дошкольного возраста - игры имеют исключительное значение : игра для них - учеба , игра для них - труд , игра для них - серьезная форма воспитания».

Крупская Н. К.

Заниматься на логопедических занятиях , играя , весело и интересно. В результате возникающего интереса к играм , поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребёнка увлекательными заданиями.

Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Применение игровых методов на логопедических занятиях , интересно, познавательно и увлекательно детям. Они притягивают внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.

Все эти факты послужили разработке данного проекта . Нам необходимо разработать новые игровые подходы, средства в логопедической работе , увлекая детей, их родителей и педагогов.

Создание и организация условий для использования игровых методов на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда , а также эффективности игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников на логопедических занятиях .

1. Познакомиться с традиционными и нетрадиционными игровыми методами.

2. Использовать современные игровые технологии в процессе обучения на логопедических занятиях .

3. Совершенствовать предметно-развивающую среду.

4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям .

5. Систематизировать знания педагогов в использовании игровых методов на занятиях.

6. Распространить опыт работы через активные формы работы : интернет-ресурсы, СМИ.

Новизна проекта заключается в том , что в нём представлены новые подходы в игровых методах коррекционной работы.

Практическая значимость

Практическая значимость проекта состоит в том , что содержащиеся в нём выводы обеспечат качественно новый подход к работе с детьми как по коррекции речевых нарушений, так и в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.

Предполагаемые риски

1. Администрация не поддержит идею реализации проекта , так как это мероприятие предполагает материальное обеспечение.

2. Некоторые педагоги не проникнутся актуальность проекта .

3. Родители не заинтересуются темой проекта , недостаточно компетентны в вопросах формирования речи детей.

Ожидаемый результат

1. Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повышение психолого -педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах воздействия игры в речевом развитии детей.

3. Создание богатой копилки игровых материалов для коррекционной работы.

4. Презентация проекта в форме развлечения .

Эффективность данных результатов

Положительная динамика речевого развития (снижение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи );

Выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации;

Положительная оценка деятельности ДОУ в «глазах» родителей;

Приобретение и использование знаний по вопросам игровых методов в речевом развитии детей;

Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

Участники проекта

Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы , родители, учитель-логопед , воспитатель, музыкальный руководитель.

Продолжительность

Продолжительность : 4 недели

Этапы работы

1. Определение темы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта .

2. Составление плана-схемы проекта

3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями

4. Обсуждение проекта с воспитателем , музыкальным руководителем

5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала

6. Разработка игровых комплексов для разных направлений логопедической помощи .

План-схема

работы с детьми, родителями и педагогами по реализации проекта

1. Подготовительный –

18 января 2016 – Беседа с родителями «Знакомство с проектом » (родительское собрание) – учитель-логопед

18 января 2016 – Изучение методической литературы, подбор игр и игровых методов – учитель-логопед

19 января - Анкетирование родителей «Любимые игры моего ребёнка» - учитель-логопед , воспитатель

20 января Консультация для педагогов «Роль игры в воспитательно-образовательном процессе» - учитель-логопед

2. Практический -

21 января Сочинение стишков совместно с детьми про «ёжика» для использования массажных мячей в развитии мелкой моторики – учитель-логопед

18 января-22 января – Корректировка и проведение индивидуальных и подгруповых логопедических занятий по внесению игрового характера в каждое направление логопедической помощи – учитель- логопед

25 января – 29 января – Совместное с детьми и родителями создание дидактических игрушек : лягушки, перчатки, язык (артикуляционная гимнастика и использованием биоэнергопластики) – учитель-логопед , воспитатель, родители.

1 февраля – Занятие-развлечение «Наши игры» - учитель-логопед , музыкальный руководитель

3 февраля – Совместное с детьми придумывание и изготовление игровых материалов для занятий дыхательной, артикуляционной, а также постановки звуков – учитель-логопед

4 февраля - Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи (дидактическая игра «Собака в доме» - учитель-логопед

5 февраля - Создание памятки для родителей «Поучай, играя » - учитель-логопед

8 февраля - Мастер класс для педагогов «Игровые приёмы в обучении и воспитании детей» - учитель-логопед

3. Заключительный

9 февраля - Оформление фото-выставки для педагогов и родителей «Вот так мы занимаемся, играем , развиваемся» - учитель-логопед

10 февраля - Презентация-развлечение «Мы играя , не скучаем, ещё лучше понимаем » - Учитель-логопед , муз. рук.

11 февраля - Подведение итогов реализации проекта на педсовете - Учитель-логопед

12 февраля - Отчёт о реализации проекта на общем родительском собрании – учитель-логопед

18 января – 12 февраля - Обновление предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете - Учитель- логопед

Список литературы

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.

2. Цвынтарный В. В. «Играем , слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004

3. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками : мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи : Пособие для воспитателей детских садов. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1980.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.

6. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед . – 2010. №1.

7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.

8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф , 2005.

Логопедический проект

«В стране

гласных звуков и букв»

Составитель:

Учитель-логопед Пархоменко Н.С.

Логопедический паспорт

«В волшебной стране гласных звуков и букв»

Тип проекта: Информационно - творческий

Срок реализации: краткосрочный (6 недель).

Актуальность темы:

Нарушение фонематического слуха не позволяет детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, задерживает развитие связной речи. Следовательно, одной из важнейших проблем при подготовке детей к освоению грамоты, является проблема развития фонематического слуха у дошкольников.

Дети с речевыми нарушениями, испытывают существенные трудности в усвоении грамоты. В логопедическую группу поступают дети с 5 лет с недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Детям с ОНР для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.

В связи с данной проблемой определены объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект изучения : развитие фонематического слуха у детей с ОНР при подготовке к изучению грамоты.

Предмет изучения : дидактические игры и упражнения для изучения гласных звуков и букв.

Гипотеза: использование игровой деятельности, облегчающей процесс усвоения грамоты, делающей его интересным и занимательным.

Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.

Участники проекта:

  1. Учитель –логопед
  2. Воспитатели коррекционной группы.
  3. Воспитанники группы с общим недоразвитием 3 уровня.
  4. Родители

Цель : развитие фонематического слуха, развитие интереса у детей с ОНР к изучению гласных звуков родного языка,

Задачи:

Предполагаемый результат проекта:

  1. Закрепление знания детей о гласных звуках, особенностью их артикуляции, сформированное понятие о символе звука.
  2. расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
  3. Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания; закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, воображения.
  5. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
  6. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.
  7. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

Перспективный план реализации проекта:

  1. Этап: Подготовительный (1 неделя).

Задачи.

Мероприятия.

1. Осознание проблемной ситуации. Определение цели, задач проекта.

2. Подобор и изучение методической литературы по теме проекта; Анализ приёмов и технологий работы по изучению гласных звуков и букв у детей.

3. Составленме плана основного этапа

1. Проведение диагностического обследование по теме проекта.

2. Консультация для педагогов «Особенности развития фонематического слуха у детей нашей группы (по результатам диагностики)».

3. Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв у дошкольников с ОНР».

  1. Этап: Практический (4 недели)

Задачи.

Мероприятия.

1. Работа с родителями: Пополнить педагогические знания родителей при выполнении домашних рекомендаций логопеда.

2. Работа с педагогами и детьми. Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и воспитателя при обучении детей грамоте.

Разработать картотеку заданий и игр по изучению гласных звуков.

1. Подбор, изготовление наглядного и раздаточного материала для изучения гласных звуков и букв.

2. Консультация в родительском уголке «Гласные звуки и буквы». «Писать буквы весело», буклет для родителей «Играем-фонематический слух развиваем»

3. Внедрить метод приёма «Составление звуковых историй», на логопедических занятиях»

4. Включение воспитателем заданий логопеда по обучению грамоте в режимные моменты дня.

5. Проведение логопедом логопятиминуток.

5. Консультация для педагогов «Развитие графо - моторных навыков»

6. Проведение специальных игровых и тренировочных упражнений по развитию у детей графо - моторных навыков.

7. Проведение воспитателем занятий по продуктивной деятельности «Гласные буквы своими руками».

8. Конкурс «Сделай букву сам», с активным участием родителей.

9. Художественное творчество: «Рисуем гласные звуки и буквы».

  1. Этап: Заключительный (1 неделя)

Практическая значимость проекта:

1.Обогащение предметно-развивающей среды:

Иллюстративным материалом «Предметные картинки для выделения гласных звуков»

Обновленными зрительные символы гласных звуков;

Дидактическими играми: «Интересные гласные» (Цель: выделение гласных звуков и букв в середине слов); «Подбери домик» (Цель: определение позиции гласного звука); «Узнай что звучит» (Цель: различение неречевых звуков); «Певцы» (Цель: развитие речевого дыхания и голоса); «Кораблики» (Цель: закрепить умение делить слова на слоги); «Магазин» (Закрепить умение делить слова на слоги, выделять гласные звуки), «Следы» (Цель: Формирование фонематического восприятия у детей с ОВЗ), . пропевание гласных звуков с движениями, Пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания, Игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития плавного, сильного выдохов: Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем», Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук».

2. Для решения задачи знакомства с гласными звуками и умения подбирать слова, начинающиеся на гласные звуки, введён такой игровой приём, как составление звуковых историй. Используя картинки , названия которых начинаются на изучаемый звук, составляли звуковые истории про гласных девочек.

При составлении звуковых историй дети значительно быстрее и легче запоминают слова, начинающиеся на гласные звуки. Детям нравится знакомиться с гласными девочками, они активно включаются в работу. При этом истории могут быть разнообразные, творческие.

Заключение:

Целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда и родителей с использованием игровой деятельности, способствует устранению у детей логопедических групп, имеющихся трудностей при усвоении грамоты. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать фонематический слух дошкольников. Использование игровой деятельности на этапах обучения грамоте, закрепления полученных навыков на коррекционном часе воспитателя, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогло успешно детям усвоить основы грамоты в детском саду.


Название: Логопедический проект «Букет с секретом»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старшая группа

Должность: учитель-логопед
Место работы: МДОУ «Детский сад «Березка»»
Месторасположение: Поселок Октябрьский, Михайловский район, Рязанская область

Название проекта «Букет с секретом»

Тип проекта: информационно - практика – ориентированный - дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (создание букета);

Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели).

Актуальность проекта. В Международный женский день всем женщинам принято дарить цветы. В преддверии этого праздника все дети, участники проекта, научились правильно произносить звук [р]. Поэтому работу по автоматизации данного звука в речи детей необходимо было совместить с подготовкой к праздничным мероприятиям. Таким образом, подготовка подарка для этого праздника обусловила важность и необходимость ознакомления детей с миром цветов, формирования у детей представлений из разных образовательных областей и искусства, связанных с данной темой, что и привело к выбору темы проекта.

Объект проекта : цветы.

Предмет проекта : названия цветов с согласным твердым звуком [р].

Цель проекта : создание праздничного букета к 8 марта из цветов, в названии которых есть звук [р].

Задачи проекта :

  • побуждать интерес к различным видам деятельности по данной теме: рисованию, конструированию, сбору информации, исполнению песен и слушанию музыки, чтению художественной литературы;
  • расширить знания детей о цветах, приобщать детей к процессу познания;
  • формировать различные представления о цветах, обогащать и расширять словарный запас детей;
  • сформировать у детей хорошее отношение к традиции дарить женщинам цветы празднику 8 марта;
  • воспитывать бережное отношение к цветам и живой природе;
  • научить изготавливать цветы из бумаги;
  • организовать выставку детских рисунков;
  • ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике проекта;
  • разработать анкету для родителей с целью сбора информации по данной теме;
  • провести заключительное мероприятие «Букет с секретом».

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Необходимые материалы :

  • фотоаппарат;
  • видеокамера;
  • компьютер, принтер;
  • ​ магнитофон;
  • энциклопедии, книги, журналы, иллюстрации, методическая литература, ресурсы сети Интернет;
  • различные виды цветной бумаги, клей.

Предполагаемый продукт проекта : мероприятие «Букет с секретом»; выставка рисунков детей; презентация Power point (составленная логопедом); цветы, изготовленные из бумаги, разработанные рекомендации для педагогов и родителей по ознакомлению детей с миром цветов.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
Постановка целей, определение актуальности проекта;

подбор методической литературы для реализации проекта;

подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, фотографий;

организация развивающей среды в группе.

Ознакомление детей с художественной литературой; проведение бесед, занятий;

рассмотрение картин, фотографий и беседы по их содержанию;

работа с родителями (анкетирование);

прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

рисование с детьми на тему «Цветы»;

создание презентации,

проведение праздничного мероприятия;

Анализ результатов проекта.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • укрепление детско-родительских отношений;
  • применение детьми полученных знаний, умений, навыков при организации семейных праздников;
  • повышение познавательной активности детей, сплочение детского коллектива;
  • закрепление у детей правильного произношения звука [р].

Сценарий защиты проекта

Объявление темы проекта

Логопед: Здравствуйте ребята и гости. Мы долго готовились и хотим представить результаты нашей проектной деятельности на тему «Букет с секретом».

Сообщение цели проекта

Целью нашего проекта было – собрать букет цветов к 8 марта, в названии которых спрятался звук [р], так как мы все научились правильно произносить этот звук.

Результаты анкетирования родителей

Сначала нам нужно было узнать названия таких цветов. Для этого мы обратились за помощью к родителям, провели анкетирование.

Самыми популярными ответами были:

нарцисс, роза, георгин, крокус, астра.

Особую благодарность хочется выразить тем родителям, которые написали стихи об этих цветах. Но стихи мы прочтем чуть позже, а сейчас пора внести цветы в зал.

Звучит музыка. Мальчики вносят по одной корзине с цветами.

Сообщение кратких сведений о цветах

Широко распространенное лекарственное растение, хорошо известное своими лекарственными свойствами, издревле на лепестках этого растения гадали, доверяя ему свои сердечные тайны. Слово «ромашка» обозначает римская. Известно много видов ромашки, а самая полезная из них ромашка аптечная.

Слово «астра» обозначает звезда. Древняя легенда говорит о том, что астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Существует поверье, что если ночью стать среди астр и внимательно прислушаться, то можно услышать легкое перешептывание: это астры ведут нескончаемый разговор со своими сестрами-звездами.

Крокусы — «дети радуги». По легенде, они появились на свет в тот день, когда в небе после холодного весеннего дождя встретились солнце и радуга, наполнившие лепестки крокусов силой и окрасившие их в яркие цвета. Роза

В далекие времена георгин мог расти только в царском саду.
Однажды садовник Георгий подарил этот цветок своей невесте, а затем посадил такой же цветок возле ее дома. Узнав об этом, царь приказал бросить садовника в тюрьму, где он и погиб.
Но царский цветок стали сажать повсеместно. В честь молодого садовника Георгия, отдавшего жизнь за его свободу, цветок был назван ГЕОРГИНОМ.

По легенде молодой человек по имени Нарцисс влюбился в собственное отражение и умер, не в силах оторваться от своего отражения в воде. На этом месте смерти у реки вырос цветок, который был так же красив и клонился вниз, чтобы увидеть свое отражение в воде.

Ни с одним растением не связано столько вымыслов, как с королевой цветов. Легенды о розах существуют в каждой стране, и все они связаны с первым появлением этого цветка в разных государствах.

Все цветы прекрасны и у каждого цветка свой характер.

Сценка

1 дев. — Смотри, как я прелестна, хороша!

Не то, что ты в своей льняной рубашке.

Ты так наивна и проста.

2 дев. — Пусть так,

Мне не положено царицей быть.

Но даже в беленькой, простой рубашке,

Я буду людям радость приносить.

— Интересная беседа получилась у цветов, правда, ребята? По их разговору мы можем определить характер героев.

Люди очень давно стали это замечать и сочинили много пословиц и поговорок о них.

Знакомство с пословицами

Весна красна цветами, а осень снопами.

Если любишь плоды дерева - оберегай его цветы.

На красный цветок летит и мотылек.

От хорошего цветка хороший аромат

У красивого цветка жизнь обычно коротка.

Опавший цветок не вернешь на стебелек.

Любишь розу – люби и шипы.

Одному по душе роза, другому – фиалка.

Без шипов розы не бывает.

Чтение стихов, составление цветочного календаря

Каждому цветку свое время. Есть цветы, которые цветут ранней весной, когда еще не растаял снег. Называются они первоцветами. Другие любят жаркое лето, а третьи благоухают и дарят нам свою красоту осенью. Мы сделали свой цветочный календарь.

Анна Кулагина-Фурсина

По земле весна гуляет,
Снег в сугробах быстро тает,
Травка новая растёт,
Крокус снова расцветёт.

Крокус маленький цветок,
Словно звёздочки сынок,
Лепестки свои раскроет,
Снегом вешним их умоет.
Носом жёлтеньким чихнёт,
Запах пчёлок привлечёт.

Крокус первый из цветов,
Что весной цвести готов,
Из земли листочки тянет,
На морозе он не вянет.

Нарциссов желтых солнечный букет
Впитал до капли весь весенний свет,
И согревает руки нам тайком
Веселым и манящим огоньком

На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке –
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»
М. Познанская

Какие могут быть вопросы,
Цветов прекрасней нет, чем розы.
Но, помня, как те розы пахли
Вы не забыли о шипах ли?

Сколько раз была воспета,
Ты, царица всех цветов?!
И у каждого поэта
Для тебя есть море слов.
Я добавлю: ты прекрасна,
Ароматна и нежна;
Время над тобой не властно –
Ты во все века нужна!
Но, любуясь красотою,
И восторга не тая,
При общении с тобою
О шипах припомню я…

О сень не спешно,

Тихою поступью,

Жёлтыми листьями,

В гости зашла.

Вспыхнула звёздочкой,

Астра махровая,

Яркими красками,

Сентябрь зажгла!

Селиванова Светлана

Есть цветок такой в саду

и похож он на звезду.

Может быть любого цвета.

Для осеннего букета

соберём цветок прекрасный,

называется он — АСТРА.

Есть игольчатый, как ёжик.

И махровым быть он может.

Куст высокий весь в цветах.

Восхищаются все «Ах!»

Занял клумбу всю один

наш красавец ГЕОРГИН.

Слушание музыки «Вальс цветов» П.И.Чайковского

Логопед: О цветах сложено много стихов, а музыкантов они вдохновляют написать красивую музыку.

Так П.И.Чайковский написал очень красивый вальс цветов. Послушайте это произведение и посмотрите на красивые букеты.

Звучит вальс цветов, на экране фотографии.

Мастер-класс по изготовлению розы

Мы много узнали о цветах, их характере, когда они цветут, какие произведения написаны о них. Настало время собрать букет. Но где же взять цветы? Изучив ресурсы Интернета, мы научились изготавливать цветы из бумаги.

Посмотрите-ка на нас,

Мы покажем мастер-класс.

Приглашаются взрослые для изготовления крокуса.

Полоску гофрированной бумаги перекрутить посередине и с помощью конфеты придать форму лепестка. Несколько таких деталей присоединяются к основе и крепятся скотчем.

Исполнение песни о цветах

Отгадывание загадок

Логопед: Ну а теперь я хочу проверить, как хорошо вы запомнили названия цветов и что о них узнали. Послушайте загадки.

Шёл я полем по тропинке,
Глянул — солнце на травинке.
Ах! Совсем не горячи
Cолнца белые лучи.
(Ромашки)

А х, корона тяжела,

Голова наклонена,

Но при этом не слетает,

Как же «принца» называют?

Ответ: Нарцисс

Узкий лист, узорчатый наряд

аромата тонкого каприз

По весне наполнит снова сад

хрупкою изящностью НАРЦИСС

Зацвели в саду кусты –

Как прекрасны их цветы!

Тонкий, нежный аромат

Наполняет летом сад.

И до самого мороза

Будет радовать нас … (роза).

На тебя он глядит свысока -

Не найдешь горделивой цветка.

Он в осеннем саду властелин,

Это яркий цветной… георгин.

Б елая, жёлтая, красная,

Холод переносит прекрасно,

Сорок дней цветёт и пахнет,

И цветок зовётся …

Ответ: Астрой

Жёлтый, белый, голубой;

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились…

(крокусы)

Вручение открыток

Итак, наш букет с секретом – это букет из первых весенних цветов крокусов. В преддверии праздника 8 марта мы хотим всем присутствующим женщинам подарить по цветку из нашего букета.