Презентация "изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта". Мой педагогический опыт

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ИЗУЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ

  • 1. Инновационные процессы в образовании. Инновационная направленность педагогической деятельности.
  • 2. Критерии педагогических инноваций.
  • 3. Педагогический опыт: сущность и содержание.
  • 4. Технология изучения, обобщения и распространения педагогического опыта. Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя.
Сущность педагогических инноваций :
  • Инновация – новшество, новизна, изменение.
  • Педагогическая инновация как процесс введение нового в цель, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
1.Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта (ППО). 2. Внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику деятельности.
  • Учитель – автор, разработчик, исследователь, пользователь и пропагандист новых педагогических технологий, теорий, концепций.
  • Управление обеспечивает подготовку к отбору, оценке и применению в своей деятельности опыта коллег.
  • Актуальность инноваций в педагогической деятельности:
  • 1. Инновационная направленность деятельности учителя выступает средством обновления государственной образовательной политики.
  • 2. Возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.
  • 3. Изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.
  • 4. Вхождение учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, достижение конкурентоспособности.
Массовый опыт – весь имеющийся опыт. Передовой педагогический опыт – практическая деятельность учителя или педагогического коллектива, позволяющая получать высокие образовательные результаты наиболее рациональным способом. Новаторский опыт – индивидуальное творчество, которое дает блестящие результаты у конкретного учителя. Исследовательский опыт – внедрение в педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований. 1. Описание ценности и перспективности педагогического новшества. 2. Обоснование опыта, его научная и методическая инструментовка. 3. Анализ и коррекция опыта. 4. Осуществление педагогического мониторинга. 5. Внедрение педагогического опыта.
  • Функции творческой группы по изучению
  • и распространению ППО:
Критерии педагогических новшеств:
  • новизна;
  • оптимальность;
  • высокая результативность;
  • возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
  • Знание критериев, умение их использовать при оценке педагогических инноваций – основа педагогического мастерства.
Причины недостаточной реализации педагогических инноваций:
  • 1) отсутствие необходимой профессиональной экспертизы и апробации инноваций;
  • 2) организационная, техническая, психологическая неподготовленность внедрения педагогических нововведений;
  • 3) отсутствие инновационной среды в учебном заведении.
Составляющие концепции диагностического изучения ППО:
  • В педагогическом опыте присутствуют элементы положительного и отрицательного опыта;
  • Выявление положительных и отрицательных характеристик педагогической деятельности.
Диагностическая методика изучения инновационных процессов:
  • систематическое изучение профессионально-педагогических интересов, потребностей, ценностных ориентаций учителей;
  • поиск концепций, новых технологий ППО;
  • выбор видов освоения и внедрения педагогических инноваций, соответствующих особенностям личности учителя.
Этапы практической работы по диагностическому изучению педагогических инноваций:
  • 1 этап – анкетирование учителей, экспертиза анкет, уточнение данных анкет в процессе индивидуального собеседования, анализ диагностических данных ;
  • 2 этап – работа по повышению уровня профессионально-педагогической квалификации ;
  • 3 этап – итоги работы и повторное диагностирование.
Этапы распространения ППО:
  • 1 этап – организация изучения массового педагогического опыта;
  • 2 этап – организация изучения и обобщения ППО ;
  • 3 этап – распространение ППО.
  • Основа целенаправленного выявления и использования передового опыта – адресная направленность поиска.
Методы изучения ППО:
  • Методы изучения ППО:
  • 1. Определение темы.
  • 2. Выдвижение гипотезы.
  • 3. Выявление объектов изучения.
  • 4. Собирание фактического материала:
  • а) наблюдение педагогического процесса;
  • б) беседы с учителем, учащимися, родителями, коллегами;
  • в) изучение документации;
  • г) печатные и рукописные материалы из опыта работы;
  • д) открытые уроки;
  • е) формы работы с учащимися: активные, развивающие, др.;
  • ж) заочные методические задания по описанию учителем собственного опыта.
Формы обобщения ППО:
  • показ
  • рассказ
  • описание
Требования к описанию опыта:
  • Структура
  • Названия разделов
  • Содержание описания
  • 1 раздел
  • Информационный
  • 1. Тема опыта
  • 2. Сведения об авторе опыта
  • 3. Степень новизны опыта
  • 4. Длительность функционирования опыта
  • 2 раздел
  • Технологический
  • 1. Актуальность опыта
  • 2. Средства реализации задач, их педагогическое значение
  • 3. Педагогические технологии
  • 4. Результативность опыта
  • 3 раздел
  • Внедренческий
  • 1. Условия функционирования опыта
  • 3. Перспективы применения опыта в массовой практике
Этапы и методы распространения ППО:
  • пропаганда (устная, печатная, наглядная);
  • практический опыт (открытые уроки, взаимные посещения занятий, практикумы, авторские курсы);
  • внедрение (методические рекомендации, указания);
  • совершенствование опыта.
Спасибо за внимание!

Меня зовут Смолина Юлия Сергеевна. Я работаю учителем начальных классов в МБОУ гимназии № 12.

Как говорил Лев Васильевич Успенский – русский советский писатель, лингвист и филолог: «С самого нежного детства, и сам не знаю почему, я дал себе слово - стать писателем. Именно этот род человеческой деятельности по причинам, которые я затрудняюсь объяснить, представлялся мне вершиной всякого благородства и блаженства».

Учитель по призванию,
Учитель по велению судьбы!

Так же, как и Лев Васильевич Успенский, с самого раннего детства я мечтала стать учителем начальных классов.

Послушайте одну притчу.

Три человека таскают камни.

Что ты делаешь? – спросили первого

Таскаю кирпичи.

А что делаешь ты? – спросили другого

Зарабатываю деньги.

А что ты делаешь? – спросили третьего.

Я строю чудесный храм!...

Я себя в некотором роде тоже ассоциирую со строителем. Только строю чудесный храм знаний для своих учеников.

«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова», - писал Успенский. Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже «заплетался», сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо.

С 2011 года многие учебные заведения работают по новым ФГОС.

Уважаемые коллеги, скажите, что является отличительной особенностью нового стандарта? /главным стали не знания, а умения ими пользоваться/.

Сейчас каждый из нас работает по ФГОС НОО, и ориентир ведём на развитие определенных компетенций. Давайте вспомним каких? /познавательные, ценностно-смысловые, коммуникативные, информационные, здоровьесберегающие/

Вы правы. Я остановлюсь на коммуникативной компетенции, потому что моя тема по самообразованию: «Формирование речевой компетенции учащихся на уроках».

Доктор филологических наук Владимир Иванович Аннушкин, ведущий радио-уроки русского языка так характеризовал речь: «С одной стороны речь должна быть четкая, ясная, понятная всем, а с другой – речь должна быть оригинальной, привлекательной, метафоричной, носящей новое слово». Долог и нелёгок путь формирования такой речи, но начинается в младшем школьном возрасте и одним из методов формирования речи является учебное диалоговое обучение.

Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка.

Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.

Таким образом, формирование коммуникативных качеств "дает" ребенку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.

Современный учитель обязательно должен заниматься самообразованием. Конфуций сказал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». С этими мудрыми словами можно соглашаться, а можно и не соглашаться. Но как бы мы порой в текучке дел не хотели бы избежать в работе каких-либо новых веяний, по разным причинам нам это не удается. Сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, «подталкивают» нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, один из которых - применение новых образовательных технологий.

Уважаемые коллеги, поднимите руку те, кто занимается самообразованием, посещает курсы повышения квалификации. Я и не сомневалась, что каждый из Вас стремится шагать «в ногу со временем» и «расти как педагоги».

Стремление узнать что-то новое в образовательных технологиях и меня привело в 2014 году на курсы повышения квалификации по проблеме «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО». Благодаря этим курсам, я стала рассматривать особенности учебного диалога как продуктивного учебного сотрудничества, которое рождается при организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии.

Тема моего педагогического опыта «Учебный диалог как средство формирования коммуникативных навыков».

Почему меня заинтересовала эта тема?

Сегодня мы часто говорим о том, что у детей необходимо развивать универсальные учебные действия, среди которых особенно выделяют коммуникативные навыки.

А что подразумевают под коммуникативными навыками? Давайте вместе это определим. /Под этими навыками подразумевают хорошо развитую речь, умение вести диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать её, принимать чужую точку зрения/
Я до определённого времени была уверена, что формирую у учащихся эти навыки. А как может быть иначе? Ведь я постоянно вела работу по развитию речи, а значит, была уверена, что смогу вывести детей на уровень свободного общения в диалоге. Но при всём этом я получала следующие результаты: активность учащихся в диалоге была низкой, отсутствовала самостоятельность в суждениях.

Прочитав книгу «Ребенок и взрослый в учебном диалоге» Сергея Юрьевича Курганова /педагога-исследователя, одного из создателей Школы Диалога Культур/, я поняла, что всё это время развивала речь детей. А нужно было развивать речевую деятельность.

Давайте выясним, в чем отличие развития речи от речевой деятельности. Что входит в понятие «развитие речи»?

/Развитие речи - обогащение словарного запаса; работа над употреблением синонимов, антонимов; обучение построению различных типов текста устных, письменных - описание, рассуждение, повествование/.

А понятие «речевая деятельность»?

/Речевая деятельность - форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения) представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи./

Получается, что наше привычное развитие речи - это лишь способ и средство реализации речевой деятельности.

Чтобы учащиеся имели развитую речь, умели работать в группе, высказывали свою точку зрения и отстаивали её или принимали чужую точку зрения, нужно учить их вести учебный диалог.

Учебный диалог - это одна из составляющих технологии диалогового обучения.

В основе моего опыта лежат теоретические положения доктора психологических наук, профессора Каминской Маргариты Владимировны о типологии учебного диалога; доктора психологических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО Цукерман Галины Анатольевны об организации учебной работы детей, формирующих умение учиться.

Маргарита Владимировна Каминская различает следующие типы учебного диалога:

Диалог беседа (учитель в роли героя - действователя);

Диалог – диспут (учитель в роли героя – помощника);

Диалог – дискуссия (учитель герой – побудитель).

Данный диалог подразделяется на:

Диалог продуктивного непонимания (диалог оценочного характера);

Диалог продуктивного действия (преобразование действием).

В своей работе я использую диалог продуктивного непонимания. Ставлю такие учебные задачи, которые заставляют детей сомневаться, не принимать всегда на веру слова взрослого или сверстника, спорить с ним, спорить с учебным материалом, который изучается. Иными словами «продуктивно не понимать», оценивать себя – ЧТО и ПОЧЕМУ я не понимаю и не знаю., а затем – диалог продуктивного действия.

Учебную задачу ставлю таким образом, чтобы она помогла ученику выйти за пределы его знаний. А принять учебную задачу - это значит отказаться от старого способа действия, поиск нового.

Чтобы организовать полноценную учебную деятельность, школьники должны систематически решать учебные задачи. В ходе учебных задач и возникает учебный диалог. Учебный диалог можно вести в любом классе на любом предмете. Дети овладевают знаниями через речевую деятельность (внутреннюю или внешнюю), составляющим компонентом, которого является учебный диалог.

Диалог – это особая среда, в которой многие учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной атмосфере они обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.

Обучение учащихся ведению учебного диалога включает в себя 3 этапа:

1 этап - обучение учащихся постановке вопросов

С этой целью используются задания – ловушки.

Например, в первом классе в период обучения грамоте я использовала задачи, не имеющие решения – из текста «Енот» я зачитала одно высказывание и попросила найти к нему схему и поставить на нее пальчик. Набор схем был записан на отдельных листочках.

Дятел и удод улетели

Конечно, ни одна схема не подходила к данному высказыванию.

Но некоторые дети меня слушали и ставили пальчик или закладку на одну из схем. Другие дети отказались от выполнения этого задания и высказали свою точку зрения о том, что подходящей схемы нет. Для меня было важно, чтобы ученик начал искать новый способ решения задачи. Например, предложить построить новую схему.

Или на уроке математики во 2 классе тема «Сумма и произведение. Знак «*».» Задание: запиши суммы в виде произведения

  • 7+7+7+7
  • 6+5+4+3+2
  • 9+9+5

Дети с легкостью выполнили первый пример, отказались от выполнения второго, а в третьем примере предложили два варианта решения данной задачи: заменить число «5» на «9» или наоборот «9» на «5».

Обучать детей отказу от выполнения невыполнимых заданий хорошо в группе, а не в одиночку.

На уроках так же использую задачи с недостающими данными. Здесь ученики должны не только отказаться от выполнения, но и задать вопрос для выяснения недостающих данных.

Например, такая учебная задача: «Я задумала слово. Оно начинается на букву К. Какой первый звук моего слова?» Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, так как неизвестна следующая буква. Детям придётся запросить информацию у меня об этой букве, то есть запросить недостающую информацию.

Или еще один пример. При вводе понятия «Буквенные выражения», когда дети только знакомы с понятием «числовые равенства и неравенства», предлагаю такую учебную задачу:

«В левый столбик запиши числовое неравенство, а в правый – числовое равенство».

На доске запись:

  • 5+а=b
  • с>d

Дети должны отказаться от выполнения этого задания и задать вопрос: «Какое числовое значение принимают буквы а, b, с, d?»

Этап обучению детей умению ставить вопросы является для ребёнка мотивирующим.

Эти задания развивают потребность в «умном спрашивании». Возраст учащихся начальных классов самый благоприятный для подхватывания и развития стремления спрашивать. Детская вопросительность мотивированна естественным образом, эту мотивацию нужно укреплять. Я считаю, что современной школе нужны учащиеся не только «хорошо отвечающие», но и «хорошо спрашивающие».

2 этап - обучение учащихся работе в парах, группах

Обучение детей умению работать в парах, группах я начинаю с организации совместных действий. Особое внимание детей обращаю на умение не только слушать друг друга, но и слышать. Пары и группы могут быть постоянного и сменного состава. С 1 класса стараюсь создать атмосферу доверия в паре и группе. Равноправный диалог возможен только в обстановке доброжелательности. Для установления доверительных эмоциональных связей использую различные игры и приёмы. Уже с первых дней учу детей продуктивному взаимодействию друг с другом: учу смотреть друг на друга во время диалога, высказывать свою точку зрения «Я думаю, что..», учу соглашаться или возражать «Я с тобой согласен (не согласен) потому что…», а также учу использовать знаки согласия и несогласия при помощи пальчиков («+», «-»). Практически никогда не спешу оценивать ответы и действия детей, а обращаюсь к учащимся с просьбой оценить ответ товарища. Стараюсь высказывать своё мнение как равноправный участник диалога «Пожалуй, соглашусь с вами! «Мне бы хотелось уточнить…» и др. При обучении детей умению работать в парах и группах внимательно наблюдаю за взаимодействием детей, выделяю удачные и конфликтные способы построения взаимодействия. Прошу детей, работавших наиболее слаженно. продемонстрировать свой стиль работы. Постепенно, вместе с учащимися выстраиваются правила работы в группе, последовательность работы. Учащиеся рассказывают, что им понравилось в работе пары (группы), что они хотели бы использовать в работе своих групп. Для меня важно на этом этапе разобрать ход взаимодействия в группе или паре.

Приведу пример из своей практики работы в парах.

1. При обучении грамоте тема «Буква В, звуки в,в,» под картинками дан звуковой разбор слов.

Я утверждаю, что автор в этом задании что-то перепутал и нужно исправить ошибку. Задача детей: в паре обсудить звуковой разбор слов, проговорить их, вспомнить работу каждой буквы. В итоге дети пришли к выводу, что автор ничего не перепутал и моё утверждение было неверным.

А сейчас приведу фрагмент из урока литературного чтения в 1 классе, когда одновременно используется работа в парах и группе.
Произведение «Лесная школа», я прочитала текст, в конце не дочитав последнее предложение. Предложила ребятам догадаться, что написал автор в пропущенной мною строке.

Разделила класс на две части. Первая часть работала в парах в диалоговом учебном сотрудничестве, а вторая «преобразилась в данных героев» и один из учеников побывал в роли учёного грача.

Выслушав мнения в парах, которые, конечно же, разделились, и мнение в группе, я зачитала конец произведения. Попросила детей проанализировать, почему в некоторых парах не отгадали задумку автора, не поняли его замысел. А вот групповая работа была более удачной, так как в ней дети побывали в игровой ситуации и «сопереживали» с учителем-грачем.

3 этап - обучение учащихся ведению групповой и общеклассной дискуссии

Этот этап будет хорошо реализоваться в 3 и 4 классах, когда многие учебные задачи учащиеся вполне способны решать самостоятельно. На данный момент я могу кратко рассказать об этом этапе только теоретически.

Класс целесообразно делить на группы детей, которые не сидят рядом. Так как рядом сидящие дети и без того много общаются и сотрудничают между собой.

В каждой группе собираются ученики с разным уровнем знаний, с разным темпераментом и характером, которые заданную проблему рассматривают с разных точек зрения. Тем самым появляется возможность самореализации каждого ученика.

Вся работа над проблемой «Учебный диалог как средство формирования коммуникативных навыков» должна проводиться поэтапно, так как содержание каждого следующего этапа обучения входит в содержание предыдущего, но на более высоком уровне. Сейчас я работаю над 2 этапом – обучаю учащихся работать в парах и группах. Моя задача – развивать мышление ребенка, чтобы дети видели проблему в изучении нового, вступали в спор, отстаивали свою точку зрения, переосмысливали и выдавали свои решения данной проблемы.

Своё выступление мне хочется закончить словами одной притчи.

Учитель, давая наставления своему ученику, спросил его:

Понял ли ты?

Понял, - ответил ученик.

Ты сказал неправду, ведь о понимании свидетельствовала бы радость, отразившаяся на твоем лице, а не твой ответ.

Я желаю всем, чтобы
Конкурс как праздник гостем нежданным
Снова зимою в окно постучал.
В каждом мгновении, взлёте, падении,
К сердцу ребёнка искали ключи.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Передовой педагогический опыт (трактовка, изучение, обобщение, распространение, оформление) Берговина Юлия Дмитриевна учитель математики МБОУ СОШ №30

Передовой педагогический опыт - это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.

Три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта Образец хорошей работы. Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии. Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.

Ценен « технологизированный опыт» с выявленными и научно – обоснованными закономерностями, который работает у любого учителя. К такому уникальному опыту можно отнести классно-урочную систему Я.А. Коменского. Все остальные технологии в педагогике субъективны. У нас чаще всего встречается первый и второй вид ППО. Он больше похож на методическую копилку, или картотеку педагогических находок, или статью о своем опыте работы. Это опыт субъективный, потому что при использовании его другим человеком можно не получить такого результата. Интересный, эффективный передовой педагогический опыт существует, поэтому его обязательно нужно изучать, обобщать и распространять. Внедрение же зависит от проблем, которые возникают у педагогов в ходе учебно-воспитательного процесса.

Какие могут быть в образовательном учреждении насущные проблемы: Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы. - низкое качество знаний; - слабая математическая подготовка учащихся; - недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов; - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода; - низкий уровень воспитанности; - пробелы в формировании ЗУН учащихся (навыков устного счета и др.) Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим. Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.

Критерии обобщения педагогического опыта: высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков, уровня воспитанности, в развитии учащихся; творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога; длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов); актуальность темы опыта, перспективность. научная обоснованность; научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта; рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик.

Как работать по обобщению передового опыта? 1 . Сначала его нужно найти и запланировать: найти можно в ходе тематического внутреннего контроля ОУ при посещении уроков по определенной теме; найти можно при анализе итогов учебного года - увидели позитивные, стабильные результаты у учителя, значит, есть у него своя система, можно ее оформлять как опыт; увидеть опыт можно в ходе аттестации учителя, особенно на высшую квалификационную категорию; запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностической основе; сформулировать вместе с учителем тему; запланировать самому учителю как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.

Как работать по обобщению передового опыта? 2. Изучается опыт с помощью следующих методов: анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование; посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ; изучение УМК учителя; изучение его рабочей документации (планов); проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.

Как работать по обобщению передового опыта? 3. Обобщение: статья о своем опыте работы (сборник статей); подготовка открытого урока с подробным самоанализом; подготовка творческого отчета: открытый урок или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса; проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция; методический альбом ОУ.

Как работать по обобщению передового опыта? 4. Распространение опыта: педагогический совет; заседание методического объединения; творческий отчет; различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.); научно-практические конференции; наставничество; публикации в методических журналах; мастер-классы; семинары; окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы методических находок учителей).

Что может быть опытом? алгоритмы учебных действий по предмету; технология урока или элементы технологии; авторская программа (учебного курса, воспитательная); система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.); эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры); реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.); эффективная система оценки знаний и др.

Оформление оценки опыта педагога: методическая копилка (постоянно действующая рубрика «Методического уголка», куда помещаются статьи педагогов о своих методических приемах. Материал постепенно оформляется в альбом); вести с уроков учителей (постоянно действующая рубрика «Методического уголка», куда завуч помещает отзывы о посещенных уроках. Материал постепенно оформляется в альбом); методические альбомы (оформляются по итогам работы по единым методическим темам, например: «Развитие личности младшего школьника», «Личностно ориентированное образование». Помещаются доклады и статьи педагогов, выступающих на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях); карточки ППО.


ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Роль учителя-методиста, руководителя школы и руководителя методического объединения в изучении, обобщении и распространении ППО

Докладчик: Мальцева Алла Владимировна


Плохой хозяин растит сорняк.

Хороший выращивает рис.

Мудрый возделывает почву.

Дальновидный воспитывает

работника

Восточная пословица


Я. Турбовской


Технология работы с педагогическим опытом

  • Выявление положительного опыта.
  • Изучение выявленного опыта.
  • Обобщение передового педагогического опыта. Виды обобщения.
  • Пропаганда передового педагогического опыта.
  • Формирование педагогического опыта.

Выявление объекта изучения опыта:

  • Оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения.
  • Выявление педагогов, получающих устойчивые результаты.
  • Выявление факторов, способствующих получению высоких результатов.
  • Изучение результатов и документов аттестации педагогов.
  • Определение объекта изучения.


  • Выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий поиск педагога.
  • Формулировка проблемы.
  • Теоретическое обоснование опыта. Изучение литературы по проблеме опыта.
  • Выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта.
  • Формулировка цели изучения.

I этап мониторинга (подготовительный):

  • Установить сроки проведения.
  • Составить график и цели посещения уроков (учебных занятий) и внеклассных мероприятий.
  • Собрать необходимые сведения об учителе, составить краткую производственную характеристику педагога.
  • Разработать инструментарий для проведения мониторинга.

II этап мониторинга (практический):

  • Отбор методов сбора информации.
  • Составление программы наблюдения за деятельностью педагога.
  • Реализация методов сбора информации об опыте.(наблюдения, собеседования, тестирование, анкетирование, анализ уроков и внеклассных мероприятий, срезы знаний учащихся, анализ школьной документации).
  • Изучение степени использования возможностей учебного кабинета.
  • Самоописание опыта работы его автором.

III этап мониторинга (аналитический):

  • Систематизация и обработка собранной информации.
  • Анализ полученной информации.
  • Обобщение опыта работы педагога, определение вида и уровня обобщения.
  • Разработка рекомендаций и предложений по использованию опыта работы,определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов.

Изучение педагогического опыта:

  • Первое условие изучения опыта - выявление его вида.
  • Второе условие изучения опыта - определение его сущностных характеристик .

ВИДЫ ОПЫТА

  • Педагогическое новаторство
  • Педагогическое творчество
  • Педагогическое мастерство
  • Педагогическая технология
  • Педагогическая техника

Сущностные характеристики опыта

  • Действенность
  • Актуальность
  • Новизна
  • Системность
  • Оптимальность
  • Научность
  • Результативность
  • Перспективность
  • Преемственность
  • Репрезентативность

Формы и уровни обобщения

Практический:

  • Показ или описание приемов и методов работы
  • Показ или описание результативности работы
  • Показ или описание системы работы
  • Открытый урок
  • Семинар-практикум
  • Творческий отчет
  • Выставка
  • Рефераты
  • Справки

Формы и уровни обобщения

Методический:

  • Выделение ведущей педагогической идеи опыта
  • Характеристика условий развития опыта
  • Анализ результативности работы
  • Подготовка методических рекомендаций и разработок
  • Педагогические чтения
  • Школа передового опыта
  • Авторская школа
  • Методический плакат
  • Методические недели, дни
  • Магнитная запись
  • Видеофильм и др.

Формы и уровни обобщения

  • Публикации:
  • Статьи
  • Сборники
  • Монографии и др.
  • Теоретический анализ и обоснование опыта работы
  • Практическая новизна опыта
  • Комплексность опыта
  • Значение опыта для развития теории и практики

Пропаганда передового педагогического опыта

  • Устная пропаганда
  • Наглядная пропаганда
  • Печатная пропаганда
  • Практический показ
  • Пропаганда через Интернет

Формирование (моделирование) педагогического опыта

  • Выбор проблемы по формированию педагогического опыта
  • Создание творческой группы
  • Совместная исследовательская работа (теоретическая подготовка творческой группы)
  • Создание модели опыта
  • Апробация модели опыта (проверка и анализ полученных результатов через систему уроков и внеклассных мероприятий)
  • Ознакомление коллектива с результатами разработок
  • Обобщение опыта
  • Рекомендации по использованию опыта

Какой опыт считается передовым?

Передовой педагогический опыт-тот, в котором учитель испытывает профессиональную потребность и который помогает ему в решении педагогических задач.

Я. Турбовской


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методика изучения и обобщения передового педагогического опыта В помощь педагогу

Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А.Дистарвег.

Из педагогического словаря Педагогический опыт - активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

ШИРОКИЙ СМЫСЛ УЗКИЙ СМЫСЛ Высокое профессиональное мастерство педагога Элементы творческого поиска, новизны, оригинальности. Рассматривается как новаторство

Коллективный; Групповой; Индивидуальный. Комплексный; Функциональный; Локальный. Зафиксированный; Незафиксированный. ВИДЫ ППО:

Исследовательский; Частично-поисковый; Реальный; Потенциальный Длительный; Кратковременный.

Положительный; Отрицательный. Стихийный; Планомерный.

Результаты мониторинга качества образования; Результаты анализа деятельности детей в ОУ; Заявление самого педагога; Мнение коллег; Мнение детей и родителей; Конкурсы профессионального мастерства. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ППО:

Педагогические задачи; Содержание обучения; Деятельность педагога; Деятельность детей; Материальное оснащение деятельности педагога и детей; Внешние условия, в которых происходит деятельность детей и педагога; Результаты образовательного и воспитательного процесса. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА ППО:

1 Анализ документов Исследование результатов на основе мониторинга 2 Анкетирование Среди коллег и родителей 3 Анализ Выявление компонентов, их взаимосвязь, общие признаки в конкретном опыте 4 Наблюдение Сбор информации 5 Сравнение Сравнение каждого с каждым 6 Метод самооценки Оценивает самого себя, свои возможности, качества, мастерство 7 Диагностика Установление состояния диагностируемых объектов МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ППО:

на уровне учителя; на уровне методиста; на уровне творческой группы; на уровне администрации; на уровне РМО. Уровни работы с ППО:

Самообразование. Самоанализ занятий и мероприятий. Работа с личным творческим планом. Изучение опыта коллег. Взаимопосещение уроков и мероприятий. Оформление «Портфолио учителя». Работа с ППО на уровне учителя:

Семинары. Мастер-классы. Творческие отчеты. Описание и презентация собственного опыта. Педагогические мастерские. Открытые уроки и мероприятия. Презентации детских творческих объединений и коллективов. Работа с ППО на уровне творческой группы:

Педсоветы. Методические дни. Оформление «Портфолио». Научно-практические конференции. Мастер-классы. Составление информационно-педагогического модуля. Аттестация педагогов. Фестивали педагогических идей. Размещение ППО на сайте. Работа с ППО на уровне РМО:

Практический; Методический; Научный ВИДЫ ОБОБЩЕНИЯ:

Логика (соблюдение этапов); Стратегия (на что направлен, цели, ради чего осуществляется); Тактика (подход к организации, осуществлению процесса обобщения); Инструментовка (конкретные приемы, методики, способы обработки и описания материала). ТЕХНОЛОГИЯ ОБОБЩЕНИЯ ППО

Выявление. Изучение. Обобщение. Распространение. Внедрение. Этапы работы с ППО

Титульный лист; Введение: Обоснование актуальности, Значимость и практическая направленность, Основные противоречия, Тема опыта, Идея опыта, Цель опыта, Сведения об авторе, Условия, при которых создавался опыт. СХЕМА ОПИСАНИЯ ППО

Теоретическая база опыта; Анализ литературы, Концептуальная идея. Актуальность и перспективность опыта; Выделить педагогические противоречия, способы их разрешения, Новизна опыта; Адресность опыта; Трудоемкость опыта (трудности использования); Технология опыта (последовательность действий); Результативность опыта (что дает педагогам и детям, возможности использования); Приложение (авторские программы, видеоматериалы, данные о детях, выступления на методических мероприятиях, дидактический материал, планы работы, публикации в СМИ, творческие работы); Презентация опыта.

Аукцион «педагогических идей», Банк педагогического опыта, Защита авторских проектов и разработок, Мастер-класс, Методическая неделя, Научно-методическая и научно-практическая конференция, Общественная презентация, Педагогическая мастерская, Педагогические чтения, Печатные способы распространения, Практикумы, Школа профессионального мастерства ФОРМЫ ОБОБЩЕНИЯ ППО

Описание достаточно известного опыта, Изложение мыслей и выводов общего характера, Не раскрывается система ведущих идей. Отсутствие анализа, Поверхностность в описании, Преобладание эмоционального характера, Не раскрываются пути достижения, Отсутствие взаимосвязи между действиями педагога и детей, Отражены только успехи, Не осмысливаются условия возможного воспроизведения. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ:

БЕЗ ЭКСПЕРТИЗЫ ВАШ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОСТАНЕТСЯ ОПЫТОМ ДЛЯ ВАС!!!

п роцесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории. ДИССЕМИНАЦИЯ - ЭТО

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!