Презентация педагогического опыта учителя начальных классов. Презентация "изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ИЗУЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ

  • 1. Инновационные процессы в образовании. Инновационная направленность педагогической деятельности.
  • 2. Критерии педагогических инноваций.
  • 3. Педагогический опыт: сущность и содержание.
  • 4. Технология изучения, обобщения и распространения педагогического опыта. Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя.
Сущность педагогических инноваций :
  • Инновация – новшество, новизна, изменение.
  • Педагогическая инновация как процесс введение нового в цель, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
1.Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта (ППО). 2. Внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику деятельности.
  • Учитель – автор, разработчик, исследователь, пользователь и пропагандист новых педагогических технологий, теорий, концепций.
  • Управление обеспечивает подготовку к отбору, оценке и применению в своей деятельности опыта коллег.
  • Актуальность инноваций в педагогической деятельности:
  • 1. Инновационная направленность деятельности учителя выступает средством обновления государственной образовательной политики.
  • 2. Возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.
  • 3. Изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.
  • 4. Вхождение учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, достижение конкурентоспособности.
Массовый опыт – весь имеющийся опыт. Передовой педагогический опыт – практическая деятельность учителя или педагогического коллектива, позволяющая получать высокие образовательные результаты наиболее рациональным способом. Новаторский опыт – индивидуальное творчество, которое дает блестящие результаты у конкретного учителя. Исследовательский опыт – внедрение в педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований. 1. Описание ценности и перспективности педагогического новшества. 2. Обоснование опыта, его научная и методическая инструментовка. 3. Анализ и коррекция опыта. 4. Осуществление педагогического мониторинга. 5. Внедрение педагогического опыта.
  • Функции творческой группы по изучению
  • и распространению ППО:
Критерии педагогических новшеств:
  • новизна;
  • оптимальность;
  • высокая результативность;
  • возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
  • Знание критериев, умение их использовать при оценке педагогических инноваций – основа педагогического мастерства.
Причины недостаточной реализации педагогических инноваций:
  • 1) отсутствие необходимой профессиональной экспертизы и апробации инноваций;
  • 2) организационная, техническая, психологическая неподготовленность внедрения педагогических нововведений;
  • 3) отсутствие инновационной среды в учебном заведении.
Составляющие концепции диагностического изучения ППО:
  • В педагогическом опыте присутствуют элементы положительного и отрицательного опыта;
  • Выявление положительных и отрицательных характеристик педагогической деятельности.
Диагностическая методика изучения инновационных процессов:
  • систематическое изучение профессионально-педагогических интересов, потребностей, ценностных ориентаций учителей;
  • поиск концепций, новых технологий ППО;
  • выбор видов освоения и внедрения педагогических инноваций, соответствующих особенностям личности учителя.
Этапы практической работы по диагностическому изучению педагогических инноваций:
  • 1 этап – анкетирование учителей, экспертиза анкет, уточнение данных анкет в процессе индивидуального собеседования, анализ диагностических данных ;
  • 2 этап – работа по повышению уровня профессионально-педагогической квалификации ;
  • 3 этап – итоги работы и повторное диагностирование.
Этапы распространения ППО:
  • 1 этап – организация изучения массового педагогического опыта;
  • 2 этап – организация изучения и обобщения ППО ;
  • 3 этап – распространение ППО.
  • Основа целенаправленного выявления и использования передового опыта – адресная направленность поиска.
Методы изучения ППО:
  • Методы изучения ППО:
  • 1. Определение темы.
  • 2. Выдвижение гипотезы.
  • 3. Выявление объектов изучения.
  • 4. Собирание фактического материала:
  • а) наблюдение педагогического процесса;
  • б) беседы с учителем, учащимися, родителями, коллегами;
  • в) изучение документации;
  • г) печатные и рукописные материалы из опыта работы;
  • д) открытые уроки;
  • е) формы работы с учащимися: активные, развивающие, др.;
  • ж) заочные методические задания по описанию учителем собственного опыта.
Формы обобщения ППО:
  • показ
  • рассказ
  • описание
Требования к описанию опыта:
  • Структура
  • Названия разделов
  • Содержание описания
  • 1 раздел
  • Информационный
  • 1. Тема опыта
  • 2. Сведения об авторе опыта
  • 3. Степень новизны опыта
  • 4. Длительность функционирования опыта
  • 2 раздел
  • Технологический
  • 1. Актуальность опыта
  • 2. Средства реализации задач, их педагогическое значение
  • 3. Педагогические технологии
  • 4. Результативность опыта
  • 3 раздел
  • Внедренческий
  • 1. Условия функционирования опыта
  • 3. Перспективы применения опыта в массовой практике
Этапы и методы распространения ППО:
  • пропаганда (устная, печатная, наглядная);
  • практический опыт (открытые уроки, взаимные посещения занятий, практикумы, авторские курсы);
  • внедрение (методические рекомендации, указания);
  • совершенствование опыта.
Спасибо за внимание!

Одним из этапов конкурса педагогических достижений "Мастерство и достоинство" было представление своего педагогического опыта. К конкурсу я подготовила эссе, в котором я провожу самоанализ своего педагогического опыта, и презентацию для сопровождения защиты эссе на конкурсе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭССЕ

Мой педагогический опыт

«Это невозможно», – сказала Причина.

«Это безрассудно» – заметил Опыт.

«Это бесполезно!» – отрезала Гордость.

«Попробуй...» – шепнула Мечта.

Этим эпиграфом можно описать мои сомнения перед тем, как я пришла работать в систему образования из производственной сферы. Не было педагогического опыта, не было теоретической базы по педагогике.

Но прошло несколько лет, и я участвую в конкурсе профессиональных достижений «Мастерство и достоинство». Одним из этапов конкурса является представление своего педагогического опыта. Я решила сначала прояснить для себя само понятие педагогического опыта. Нашла несколько определений и, обобщив их, остановилась на такой формулировке: педагогический опыт – это результат педагогической деятельности учителя на основе принципов педагогики, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач, с учетом конкретных условий, особенностей обучающихся и собственной личности. Педагогический опыт опирается на результаты теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования, широко применяемые большинством учителей, а также на передовой новаторский опыт педагогов, оптимизирующих организацию педагогического процесса, содержащий элементы новизны и творческого открытия.

Стаж моей педагогической деятельности 8 лет. Начав работать в лицее и определив свое педагогическое кредо словами Сократа «Не стыдно чего-нибудь не знать – стыдно не хотеть учиться», я поступила в Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина и окончила его в 2011 году с отличием. Кроме этого, я обучалась на курсах повышения квалификации, в общей сложности, за период работы в лицее это составило 684 часа. За время моей педагогической деятельности я трижды проходила аттестацию как мастер производственного обучения (на вторую, на первую и на высшую категорию), конечно же, на основе накапливаемого опыта.

Какой же педагогический опыт накоплен мною за этот период. В одном из источников предложена классификация педагогического опыта по следующим показателям.

Индивидуальный и массовый (коллективный); - перспективный и бесперспективный; - реальный и потенциальный; - положительный и отрицательный; - передовой и устаревший; - новаторский; - творческий и репродуктивный; - стихийный и целенаправленно сформированный.

Если проанализировать мою педагогическую деятельность, то можно выявить полученный мной опыт почти по всем перечисленным показателям. Массовый педагогический опыт – совокупность практических знаний, умений, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы. Этот опыт я получала от своих коллег-педагогов, знакомясь с азами профессии мастера производственного обучения, в том числе аспектов воспитательной работы, поскольку базового педагогического образования у меня нет. Обобщая его, адаптируя к своей личности и апробируя его в педагогической деятельности, получала индивидуальный опыт. Опыт был положительный и отрицательный. Отрицательный опыт в том, что поначалу не всегда реально оценивала возрастные особенности обучающихся. Но, изучая этот вопрос, анализируя ситуации и информацию из дополнительных источников, сейчас я стараюсь адекватно оценивать возможности обучающихся. Так опыт отрицательный перешел в положительный. Перспективный и бесперспективный опыт. Есть ли у меня такой? Начну с бесперспективного – это мой опыт, связанный с непониманием отсутствия интереса у обучающихся к получаемой профессии, и в связи с этим и их нежеланием учиться. Но он переходит в показатель перспективного, так как пришло понимание, что не всегда в этом возрасте ребенок может реально оценить свои способности, может ошибиться в выборе профессии. Нужно помочь ему в такой ситуации дойти до конца по выбранной на период обучения дороге и указать пути возможного применения знаний и умений. Реальный и потенциальный опыт. Я думаю, могу с уверенностью сказать, что у меня есть реальный педагогический опыт по организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся. Это можно подтвердить результатами обучения за периоды, результатами участия в различных мероприятиях обучающихся, представленными в портфолио. Накоплен реальный опыт по организации уроков производственного обучения. Но в связи с изменением образовательных стандартов в свете изменения концепций обучения необходим потенциальный опыт, который всегда обращен в будущее, он предполагает, прогнозирует, предугадывает то, что может состояться, реализоваться. Я готова к этому опыту, понимая, что предстоит много работы по внедрению новых образовательных программ и обеспечение этого процесса методическими материалами, фондами оценочных средств. Базой этого опыта является работа в городской творческой группе по созданию образовательных программ по ФГОСам третьего поколения, создание программ 16 модулей и 4 дисциплин, программ учебной практики по 8 модулям. В контексте темы «Разработка программ по новым ФГОС» я участвовала в городских Педагогических чтениях в 2010 году и в городской научно-практической конференции «Педагогический процесс в учреждениях НПО и СПО на современном этапе» в 2012 году. Передовой и устаревший опыт. Устаревший опыт не имеет объективных показателей вне конкретных условий. Для одних педагогов это реальный передовой опыт, а для других – это пройденный этап. Мой опыт для кого-то не представляет новизны, а для кого – это передовой опыт. Собственным опытом я делюсь на семинарах лицейского и городского уровня, а также при организации обучающих семинаров для коллег в лицее. Передовой опыт содержит в себе нечто новое, в отличие от обычной практики. В современных условиях модернизации образовательной системы, для успешной реализации педагогических задач необходимо изучать и использовать передовой педагогический опыт – эффективный, отвечающий современным запросам общества, открывающий возможности постоянного совершенствования, позволяющий достигать высоких результатов в учебно-воспитательной работе.

Мой передовой опыт – это использование в педагогической деятельности активных способов обучения – это деловые игры, информационно-коммуникационные технологии, в том числе дистанционное консультирование, метод проектов, элементы педагогической технологии «французские мастерские». Опыт применения элементов технологии «французские мастерские» возник стихийно (стихийный опыт), с предложения выступить на семинаре по этой теме. Но, изучая эту тему, апробируя применение на уроках элементов этой технологии, я получила неожиданный результат. Интерес к таким урокам у обучающихся выше, чем к урокам в традиционной технологии. На основе применения технологии стал складываться планомерный опыт. Он целенаправленно, постепенно формируется, при этом я последовательно реализую свой замысел, по необходимости осуществляя коррекцию исходного замысла и накапливающегося опыта. В результате формирования планомерного опыта была подготовлена методическая разработка «Сущность, принципы и методы педагогической технологии французских мастерских». Подготовлено и проведено мною 4 открытых урока производственного обучения с применением технологии французских мастерских, проведен открытый интегрированный урок кулинарии и производственного обучения с применением этой технологии совместно с преподавателем кулинарии, оказана помощь в подготовке уроков с элементами этой технологии мастерам производственного обучения. Проведен мастер-класс с элементами этой технологии на курсах повышения квалификации, что было отмечено руководством АППО СПб (Академия постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга) благодарственным письмом, и научным руководителем курсов составлен положительный отзыв об этом мероприятии. На эту тему была подготовлена статья для педагогических чтений, в которых я участвовала в 2009 году. Новаторский опыт – это явление в какой-то мере отрицающее сложившиеся традиции, настолько передовой, что обогащает педагогическую науку. Такового опыта у меня нет. Но его синоним – творческий опыт, я думаю, в моей деятельности присутствует. Творческий подход проявился в адаптации технологии «французская мастерская» к применению на уроках производственного обучения по профессии повар, так как примеров такого использования данной технологии не было. Одна из основных задач обучения во французской мастерской – сформировать у обучаемого профессиональные умения самостоятельной работы со знаниями. Это значит: обучающиеся должны уметь точно формулировать проблемы; эффективно собирать и оценивать информацию; придумывать новые идеи и предлагать варианты решений проблем. В профессиональном образовании акцент сейчас смещается на развитие базовых компетентностей современного человека, таких как информационная, коммуникативная, самоорганизации и самообразования. Основными целями обучения во французских мастерских, наряду с обучением профессиональным знаниям и умениям, как раз и является развитие этих базовых компетентностей обучающихся, которые социальны по своей природе. Развитие этих компетентностей позволит подготовить обучаемых к самостоятельному решению жизненных проблем. Механизмом, который поможет развить поисковую активность, умение работать с информацией, умение общаться, представлять себя в реальных жизненных ситуациях, с которыми выпускник столкнется, является применение алгоритма инновационной технологии «французские мастерские». Сущность педагогической технологии «французские мастерские» – последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые, обучаемые активно усваивают знания и умения. Современное ресторанное производство, для которого мы готовим квалифицированных рабочих, предъявляет высокие требования к выпускникам – это умение творчески подходить к работе, умение ориентироваться в потоке информации и использовать необходимую информацию в работе, коммуникативная культура. Хороший кулинар должен уметь учиться всегда для поддержания своего профессионального статуса. Педагогическая технология французских мастерских способствует развитию, как вышеназванных умений, так и компетенции самообразования. П















1 из 14

Презентация на тему: Педагогический опыт

№ слайда 1

Описание слайда:

Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний, подкреплённых положительными практическими результатами их использования для решения актуальных проблем. Передовой опыт педагогической и управленческой деятельности.

№ слайда 2

Описание слайда:

Передовой педагогический опыт Это - новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокие результаты и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование образовательного процесса.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ИЗУЧЕНИЯ, ОБОБЩЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА (ППО) Знать - Социальный заказ на образование; - концепцию ОУ; - сущность и технологию проблемного анализа. - Определения понятий «передовой педагогический опыт», «выявление передового педагогического опыта», «изучение передового педагогического опыта», «обобщение передового педагогического опыта», «описание передового педагогического опыта», «диссеминация передового педагогического опыта»; - виды передового педагогического опыта; - критерии ценного опыта; - алгоритмы, формы, методы выявления, изучения, обобщения передового педагогического опыта; - структуру описания педагогического опыта; - модели эффективного распространения инновационного педагогического опыта. Уметь - Проводить проблемный анализ, применяя знания педагогики и основ психологии; - проводить диагностику; - выделять основные проблемы ОУ, направления передового педагогического опыта, значимые квалификационные качества педагогов; - мотивировать педагогов на профессиональное развитие. - Применять знания о передовом педагогическом опыте; - выстраивать алгоритмы и управлять деятельностью по выявлению, изучению, обобщению, описанию, диссеминации педагогического опыта; - работать с информацией, информационными картами инновационного опыта; - обобщать свою работу в виде публичных отчетов, выступлений, статей.

№ слайда 7

Описание слайда:

Виды педагогического опыта Опыт, ценный новыми оригинальными идеями в решении актуальных педагогических проблем. Опыт, ценный новыми формами, методами, приемами. Три направления: - использование совершенно новых, инновационных форм, методов и приемов в педагогической деятельности; - использование уже известных форм и приемов, не применявшихся ранее в педагогической деятельности; - использование в работе отдельных элементов системы, которую нельзя перенести в условия, отличные от условий деятельности педагога, но можно использовать в работе отдельные элементы этой системы. Опыт, который широко применяется в педагогической практике, но объединенный в систему становится инновационным. Передовой опыт – мастерство.

№ слайда 8

Описание слайда:

Алгоритм выявления передового педагогического опыта Проведение проблемного анализа деятельности ДОУ. Выявление актуальных проблем образовательного процесса ДОУ. Определение педагогов, которые успешно решают эти проблемы. Принятие решения об изучении и обобщении их педагогического опыта, а также о мотивации их деятельности. Определение ответственных за изучение и обобщение опыта.

Описание слайда:

Алгоритм изучения передового педагогического опыта Определить совместно с педагогом тему. Ознакомиться со специальной литературой, нормативно-правовой базой, состоянием практики работы ДОУ, города и других регионов по избранной теме. Разработать совместно с педагогом, автором опыта, программу или план изучения опыта. Проанализировать совместно с педагогом, автором опыта, практическую деятельность, документацию, методические разработки и т.д. Проведение мониторинга результатов изучаемого опыта. Оформление итогового документа: справку, выводы, рекомендации. Рассмотрение результатов передового педагогического опыта на заседании методического или педагогического совета.

№ слайда 11

Описание слайда:

План изучения передового педагогического опыта 2010 - 2011 учебный год Тема (проблема опыта) Ф.И.О. автора (авторов) опыта Кто изучает опыт (Ф.И.О) Этапы изучения опыта Содержание деятельности Сроки Формы подведения итогов Обеспечение рационального уровня двигательной активности детей в ДОУ Плотникова А.Н, Кропивницкая Ю.П.. Новикова Л.А. 1 этап: организационный; 2-й этап: теоретической и практической подготовки Определить тему опыта. Изучить научную и методическую литературу по теме опыта; Разработать уровни двигательной активности детей Сентябрь Октябрь ноябрь Консультация для педагогов ДОУ на пед. часе Диагностический пакет для педагогов ДОУ

№ слайда 12

Описание слайда:

Презентация к уроку по теме: Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта

Ананьева Людмила Юрьевна

Преподаватель психолого-педагогических дисциплин

ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса

Студенты II курса специальности 050146 Преподавание в начальных классах



«Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель»

К.Д. Ушинский


Означает высокое мастерство педагога, т.е. такую практику, которая дает высокий устойчивый педагогический результат.


Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности.


Учителя - новаторы

С.Н. Лысенкова

Ш.А. Амонашвили



Этапы работы с передовым педагогическим опытом:

1. Выявление

2. Изучение

3. Обобщение

4. Распространение

5. Внедрение


Уровни работы с передовым педагогическим опытом

На уровне учителя;

На уровне руководителя ШМО;

На уровне творческой группы;

На уровне администрации школы и т.д.


Критерии (показатели) передового педагогического опыта

1. Актуальность

2. Высокая результативность.

2. Научная обоснованность

3. Творческая новизна

5. Сокращение затрат времени на достижение высоких результатов


Этапы изучение и обобщения передового педагогического опыта

I этап


I этап - обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения ее эффективности с другой.


II этап - поисковая работа (выявление находок, новинок в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе).


III этап - составление

развернутой программы

изучения и обобщения опыта.


IV этап - работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала и его описание.


V этап - осмысление описанного опыта (сравнение и анализ фактов, выявление взаимосвязи между ними, выяснение характера зависимости педагогического процесса от конкретных условий).


VI этап - оформление материала в виде доклада, статьи, методической разработки, рекомендаций, текста лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п.


Методика обобщения и распространения передового педагогического опыта

Организационные единицы

Формы

Методические объединения

Методы

Открытые занятия

Научно-педагогический семинар

Проблемная лаборатория

Наблюдения

Научно-практическая конференция

Школа передового опыта

Совет педагогов

Анкетирование

Педагогические чтения

Школа педагогического мастерства

Анализ документации

Педагогическая выставка

Спецкурс

Хронометрирование

Диспуты и дискуссии

Самообразование

Семинарские занятия

Практикумы

Консультации


Представление передового педагогического опыта с использованием ИКТ

Презентации;

Web-страницы;

Медиаресурсы;

Сетевые сообщества;









Литература

1. Валеев Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода.// Педагогика. – 2005,№5. – с.39-44.

2. Попова И.Н. Обобщение передового педагогического опыта. // Завуч,2006,№6. – с.113-116.

3. Рулевская Л.В. Использование информационно-коммуникативных технологий для обобщения и распространения педагогического опыта. // Методист,2007,№3. – с.26-27.

4. Старикова В.С. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. – 2006,№5. – с.27-30.

5. Строкова Т. Мониторинг педагогических нововведений. // Директор школы. – 2006,№6. – с.34-43

6. Файн Т. Выявление, изучение и представление педагогического опыта. // Практика административной работы в школе. – 2005,№7. – с.6-9.


Практическая работа студента ПНК – 206

Важинской Анны

Презентация педагогического опыта

Преподавателя истории

Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Энгельсский колледж профессиональных технологий»

Лукьяновой Елены Ивановны



Передовой педагогический опыт

Это эффективный опыт,

позволяющий достигать хороших

результатов в учебно -

воспитательной работе при

сравнительно невысоких затратах

сил, средств и времени.



Визитная карточка

Лукьянова Елена Ивановна

Преподаватель истории в ГАПОУ СО«ЭКПТ»

Образование – высшее. Окончила Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского, специальность «История», историк, преподаватель истории.

Педагогический стаж – 19 лет.

Стаж работы в колледже – 19 лет.


Лауреат областного конкурса «Лучший преподаватель системы СПО – 2007» в номинации «Лучшее эссе», дипломат конкурса «Преподаватель года 2007» Приволжского федерального округа.

В 2011 г. награждена Почетной грамотой Минобрнауки Российской Федерации.

Повышение квалификации: 2008 г. Саратовский филиал ГОУ ВПО Сибирского государственного технологического университета по программе «Проблемы управления качеством в профессиональном образовании».


Педагогическое кредо

«Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времён»



Тиражирование

педагогического опыта




Меня зовут Смолина Юлия Сергеевна. Я работаю учителем начальных классов в МБОУ гимназии № 12.

Как говорил Лев Васильевич Успенский – русский советский писатель, лингвист и филолог: «С самого нежного детства, и сам не знаю почему, я дал себе слово - стать писателем. Именно этот род человеческой деятельности по причинам, которые я затрудняюсь объяснить, представлялся мне вершиной всякого благородства и блаженства».

Учитель по призванию,
Учитель по велению судьбы!

Так же, как и Лев Васильевич Успенский, с самого раннего детства я мечтала стать учителем начальных классов.

Послушайте одну притчу.

Три человека таскают камни.

Что ты делаешь? – спросили первого

Таскаю кирпичи.

А что делаешь ты? – спросили другого

Зарабатываю деньги.

А что ты делаешь? – спросили третьего.

Я строю чудесный храм!...

Я себя в некотором роде тоже ассоциирую со строителем. Только строю чудесный храм знаний для своих учеников.

«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова», - писал Успенский. Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже «заплетался», сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо.

С 2011 года многие учебные заведения работают по новым ФГОС.

Уважаемые коллеги, скажите, что является отличительной особенностью нового стандарта? /главным стали не знания, а умения ими пользоваться/.

Сейчас каждый из нас работает по ФГОС НОО, и ориентир ведём на развитие определенных компетенций. Давайте вспомним каких? /познавательные, ценностно-смысловые, коммуникативные, информационные, здоровьесберегающие/

Вы правы. Я остановлюсь на коммуникативной компетенции, потому что моя тема по самообразованию: «Формирование речевой компетенции учащихся на уроках».

Доктор филологических наук Владимир Иванович Аннушкин, ведущий радио-уроки русского языка так характеризовал речь: «С одной стороны речь должна быть четкая, ясная, понятная всем, а с другой – речь должна быть оригинальной, привлекательной, метафоричной, носящей новое слово». Долог и нелёгок путь формирования такой речи, но начинается в младшем школьном возрасте и одним из методов формирования речи является учебное диалоговое обучение.

Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка.

Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.

Таким образом, формирование коммуникативных качеств "дает" ребенку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.

Современный учитель обязательно должен заниматься самообразованием. Конфуций сказал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». С этими мудрыми словами можно соглашаться, а можно и не соглашаться. Но как бы мы порой в текучке дел не хотели бы избежать в работе каких-либо новых веяний, по разным причинам нам это не удается. Сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, «подталкивают» нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, один из которых - применение новых образовательных технологий.

Уважаемые коллеги, поднимите руку те, кто занимается самообразованием, посещает курсы повышения квалификации. Я и не сомневалась, что каждый из Вас стремится шагать «в ногу со временем» и «расти как педагоги».

Стремление узнать что-то новое в образовательных технологиях и меня привело в 2014 году на курсы повышения квалификации по проблеме «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО». Благодаря этим курсам, я стала рассматривать особенности учебного диалога как продуктивного учебного сотрудничества, которое рождается при организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии.

Тема моего педагогического опыта «Учебный диалог как средство формирования коммуникативных навыков».

Почему меня заинтересовала эта тема?

Сегодня мы часто говорим о том, что у детей необходимо развивать универсальные учебные действия, среди которых особенно выделяют коммуникативные навыки.

А что подразумевают под коммуникативными навыками? Давайте вместе это определим. /Под этими навыками подразумевают хорошо развитую речь, умение вести диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать её, принимать чужую точку зрения/
Я до определённого времени была уверена, что формирую у учащихся эти навыки. А как может быть иначе? Ведь я постоянно вела работу по развитию речи, а значит, была уверена, что смогу вывести детей на уровень свободного общения в диалоге. Но при всём этом я получала следующие результаты: активность учащихся в диалоге была низкой, отсутствовала самостоятельность в суждениях.

Прочитав книгу «Ребенок и взрослый в учебном диалоге» Сергея Юрьевича Курганова /педагога-исследователя, одного из создателей Школы Диалога Культур/, я поняла, что всё это время развивала речь детей. А нужно было развивать речевую деятельность.

Давайте выясним, в чем отличие развития речи от речевой деятельности. Что входит в понятие «развитие речи»?

/Развитие речи - обогащение словарного запаса; работа над употреблением синонимов, антонимов; обучение построению различных типов текста устных, письменных - описание, рассуждение, повествование/.

А понятие «речевая деятельность»?

/Речевая деятельность - форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения) представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи./

Получается, что наше привычное развитие речи - это лишь способ и средство реализации речевой деятельности.

Чтобы учащиеся имели развитую речь, умели работать в группе, высказывали свою точку зрения и отстаивали её или принимали чужую точку зрения, нужно учить их вести учебный диалог.

Учебный диалог - это одна из составляющих технологии диалогового обучения.

В основе моего опыта лежат теоретические положения доктора психологических наук, профессора Каминской Маргариты Владимировны о типологии учебного диалога; доктора психологических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО Цукерман Галины Анатольевны об организации учебной работы детей, формирующих умение учиться.

Маргарита Владимировна Каминская различает следующие типы учебного диалога:

Диалог беседа (учитель в роли героя - действователя);

Диалог – диспут (учитель в роли героя – помощника);

Диалог – дискуссия (учитель герой – побудитель).

Данный диалог подразделяется на:

Диалог продуктивного непонимания (диалог оценочного характера);

Диалог продуктивного действия (преобразование действием).

В своей работе я использую диалог продуктивного непонимания. Ставлю такие учебные задачи, которые заставляют детей сомневаться, не принимать всегда на веру слова взрослого или сверстника, спорить с ним, спорить с учебным материалом, который изучается. Иными словами «продуктивно не понимать», оценивать себя – ЧТО и ПОЧЕМУ я не понимаю и не знаю., а затем – диалог продуктивного действия.

Учебную задачу ставлю таким образом, чтобы она помогла ученику выйти за пределы его знаний. А принять учебную задачу - это значит отказаться от старого способа действия, поиск нового.

Чтобы организовать полноценную учебную деятельность, школьники должны систематически решать учебные задачи. В ходе учебных задач и возникает учебный диалог. Учебный диалог можно вести в любом классе на любом предмете. Дети овладевают знаниями через речевую деятельность (внутреннюю или внешнюю), составляющим компонентом, которого является учебный диалог.

Диалог – это особая среда, в которой многие учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной атмосфере они обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.

Обучение учащихся ведению учебного диалога включает в себя 3 этапа:

1 этап - обучение учащихся постановке вопросов

С этой целью используются задания – ловушки.

Например, в первом классе в период обучения грамоте я использовала задачи, не имеющие решения – из текста «Енот» я зачитала одно высказывание и попросила найти к нему схему и поставить на нее пальчик. Набор схем был записан на отдельных листочках.

Дятел и удод улетели

Конечно, ни одна схема не подходила к данному высказыванию.

Но некоторые дети меня слушали и ставили пальчик или закладку на одну из схем. Другие дети отказались от выполнения этого задания и высказали свою точку зрения о том, что подходящей схемы нет. Для меня было важно, чтобы ученик начал искать новый способ решения задачи. Например, предложить построить новую схему.

Или на уроке математики во 2 классе тема «Сумма и произведение. Знак «*».» Задание: запиши суммы в виде произведения

  • 7+7+7+7
  • 6+5+4+3+2
  • 9+9+5

Дети с легкостью выполнили первый пример, отказались от выполнения второго, а в третьем примере предложили два варианта решения данной задачи: заменить число «5» на «9» или наоборот «9» на «5».

Обучать детей отказу от выполнения невыполнимых заданий хорошо в группе, а не в одиночку.

На уроках так же использую задачи с недостающими данными. Здесь ученики должны не только отказаться от выполнения, но и задать вопрос для выяснения недостающих данных.

Например, такая учебная задача: «Я задумала слово. Оно начинается на букву К. Какой первый звук моего слова?» Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, так как неизвестна следующая буква. Детям придётся запросить информацию у меня об этой букве, то есть запросить недостающую информацию.

Или еще один пример. При вводе понятия «Буквенные выражения», когда дети только знакомы с понятием «числовые равенства и неравенства», предлагаю такую учебную задачу:

«В левый столбик запиши числовое неравенство, а в правый – числовое равенство».

На доске запись:

  • 5+а=b
  • с>d

Дети должны отказаться от выполнения этого задания и задать вопрос: «Какое числовое значение принимают буквы а, b, с, d?»

Этап обучению детей умению ставить вопросы является для ребёнка мотивирующим.

Эти задания развивают потребность в «умном спрашивании». Возраст учащихся начальных классов самый благоприятный для подхватывания и развития стремления спрашивать. Детская вопросительность мотивированна естественным образом, эту мотивацию нужно укреплять. Я считаю, что современной школе нужны учащиеся не только «хорошо отвечающие», но и «хорошо спрашивающие».

2 этап - обучение учащихся работе в парах, группах

Обучение детей умению работать в парах, группах я начинаю с организации совместных действий. Особое внимание детей обращаю на умение не только слушать друг друга, но и слышать. Пары и группы могут быть постоянного и сменного состава. С 1 класса стараюсь создать атмосферу доверия в паре и группе. Равноправный диалог возможен только в обстановке доброжелательности. Для установления доверительных эмоциональных связей использую различные игры и приёмы. Уже с первых дней учу детей продуктивному взаимодействию друг с другом: учу смотреть друг на друга во время диалога, высказывать свою точку зрения «Я думаю, что..», учу соглашаться или возражать «Я с тобой согласен (не согласен) потому что…», а также учу использовать знаки согласия и несогласия при помощи пальчиков («+», «-»). Практически никогда не спешу оценивать ответы и действия детей, а обращаюсь к учащимся с просьбой оценить ответ товарища. Стараюсь высказывать своё мнение как равноправный участник диалога «Пожалуй, соглашусь с вами! «Мне бы хотелось уточнить…» и др. При обучении детей умению работать в парах и группах внимательно наблюдаю за взаимодействием детей, выделяю удачные и конфликтные способы построения взаимодействия. Прошу детей, работавших наиболее слаженно. продемонстрировать свой стиль работы. Постепенно, вместе с учащимися выстраиваются правила работы в группе, последовательность работы. Учащиеся рассказывают, что им понравилось в работе пары (группы), что они хотели бы использовать в работе своих групп. Для меня важно на этом этапе разобрать ход взаимодействия в группе или паре.

Приведу пример из своей практики работы в парах.

1. При обучении грамоте тема «Буква В, звуки в,в,» под картинками дан звуковой разбор слов.

Я утверждаю, что автор в этом задании что-то перепутал и нужно исправить ошибку. Задача детей: в паре обсудить звуковой разбор слов, проговорить их, вспомнить работу каждой буквы. В итоге дети пришли к выводу, что автор ничего не перепутал и моё утверждение было неверным.

А сейчас приведу фрагмент из урока литературного чтения в 1 классе, когда одновременно используется работа в парах и группе.
Произведение «Лесная школа», я прочитала текст, в конце не дочитав последнее предложение. Предложила ребятам догадаться, что написал автор в пропущенной мною строке.

Разделила класс на две части. Первая часть работала в парах в диалоговом учебном сотрудничестве, а вторая «преобразилась в данных героев» и один из учеников побывал в роли учёного грача.

Выслушав мнения в парах, которые, конечно же, разделились, и мнение в группе, я зачитала конец произведения. Попросила детей проанализировать, почему в некоторых парах не отгадали задумку автора, не поняли его замысел. А вот групповая работа была более удачной, так как в ней дети побывали в игровой ситуации и «сопереживали» с учителем-грачем.

3 этап - обучение учащихся ведению групповой и общеклассной дискуссии

Этот этап будет хорошо реализоваться в 3 и 4 классах, когда многие учебные задачи учащиеся вполне способны решать самостоятельно. На данный момент я могу кратко рассказать об этом этапе только теоретически.

Класс целесообразно делить на группы детей, которые не сидят рядом. Так как рядом сидящие дети и без того много общаются и сотрудничают между собой.

В каждой группе собираются ученики с разным уровнем знаний, с разным темпераментом и характером, которые заданную проблему рассматривают с разных точек зрения. Тем самым появляется возможность самореализации каждого ученика.

Вся работа над проблемой «Учебный диалог как средство формирования коммуникативных навыков» должна проводиться поэтапно, так как содержание каждого следующего этапа обучения входит в содержание предыдущего, но на более высоком уровне. Сейчас я работаю над 2 этапом – обучаю учащихся работать в парах и группах. Моя задача – развивать мышление ребенка, чтобы дети видели проблему в изучении нового, вступали в спор, отстаивали свою точку зрения, переосмысливали и выдавали свои решения данной проблемы.

Своё выступление мне хочется закончить словами одной притчи.

Учитель, давая наставления своему ученику, спросил его:

Понял ли ты?

Понял, - ответил ученик.

Ты сказал неправду, ведь о понимании свидетельствовала бы радость, отразившаяся на твоем лице, а не твой ответ.

Я желаю всем, чтобы
Конкурс как праздник гостем нежданным
Снова зимою в окно постучал.
В каждом мгновении, взлёте, падении,
К сердцу ребёнка искали ключи.