Проект "преемственность дошкольной образовательной организации и школы". Преемственность детского сада и школы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Бэлэкэч»»

по Бавлинскому району РТ г. Бавлы

Проект по теме:

«Преемственность в работе детского сада и начальной школы»

Подготовила: Яруллина Э. С.

г. Бавлы

2015-2016 гг.

Проект «Преемственность в работе детского сада и начальной школы».

Актуальность

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – единение усилий работников детского сада и начальной школы. Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том, что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.

В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу, ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Кроме того, ребенок лишается возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период. В школах нет возможности осуществлять индивидуальную программу обучения и коррекции ребенка с особенностями психического и физического здоровья.

Проблема : недостаточно разработана система преемственности детского сада и школы.

Вид проекта : информационно-практико-ориентированный

Тип проекта

По срокам реализации: долгосрочный.

По целевой установке: образовательный.

Участники проекта :

Дети подготовительной к школе группы;

Выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы) ;

Педагоги и специалисты ДОУ;

Учителя начальной школы;

Родители.

Цель : обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между

дошкольным и начальным звеном образования.

Задачи :

Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;

Обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;

Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бес стрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной;

Выработать единую стратегию в работе с родителями;

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Этапы реализации проекта

1 этап

Создание развивающей среды в группах:

- «Уголок школьника»;

Уголок «Читаем сами»;

Уголки для игр «в школу»;

Картотека разнообразных игр;

Условия для социализации ребенка: обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях (профессия, возраст, пол) ;

Игровая площадка для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении.

Применение сюжетно-ролевой игры «Школа» в режимных моментах

2 этап

Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе.

Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. - В апреле-месяце в школе проводится «День открытых дверей».

Проведение мониторинга «Психологическая готовность к школе»

Экскурсии в школу – важный компонент мотивационной готовности к школе. (Дети подготовительных групп знакомятся со школьными кабинетами, с работниками школы. Эти экскурсии носят познавательный характер, способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма).

Знакомство родителей с учителями начальной школы.

3 этап

Встречи с выпускниками и учителями:

Выступление выпускников детского сада на школьных родительских собраниях для будущих первоклассников «Скоро в школу мы пойдём»;

Проведение выпускного утренника в детском саду;

Составление плана совместной работы ДОУ и школы на следующий учебный год.

План работы по реализации проекта

Мероприятие

Сроки

Участники

1

Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы

Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка».

сентябрь-октябрь

завуч начальных классов, старший воспитатель

2

Проведение праздника «День Знаний»

1 неделя сентября

воспитатели

3

Оформление уголков в группе для игры «Школа» дети и родители

сентябрь

воспитатели

4

Подборка книг о школе.

Оформление уголков книг «Читаем сами» дети и родители воспитанников.

октябрь

воспитатели

5

Организация выставки методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе».

октябрь

педагоги,

воспитатели

6

Диагностика готовности детей подготовительной группы к школе дети подготовительной к школе группы

октябрь

психолог

воспитатели

7

8

Педагогический совет о « Предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы»

1.Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме «Подготовка детей к школе». 2.Подготовка к новому году и выпускному.

октябрь

октябрь,

декабрь

старший воспитатель

психолог

воспитатели

9

Праздник «Золотая осень» учащиеся начальных классов и дети подготовительной к школе группы.

ноябрь

Муз. работник

воспитатели родители

10

Беседы «Если ты останешься дома один» (основы безопасности). «Зачем учиться в школе? ». Непосредственно образовательная деятельность.

Беседы о школе. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику. Экскурсии в школу, в школьный музей, библиотеку. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений.

Ознакомление с пословицами и поговорками.

Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

в течение года.

дети и воспитатели подготовительной к школе группы

11

«Новогоднее чудо» (выставка рисунков и поделок ручного труда)

декабрь

воспитанники детского сада воспитатели

12

Консультация: «Скоро в школу» родители подготовительной группы

декабрь

воспитатели

13

Экскурсия детей подготовительной группы в школу №7

январь

Дети,завуч начальных классов, воспитатели

14

Выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе»

январь

дети подготовительной группы

15

Познавательный досуг с элементами театра «Дорожная азбука» (изучение правил дорожного движения)

Январь-февраль

дети подготовительной к школе группы

воспитатели музык. работник

16

Физкультурный праздник «Юные олимпийцы».

февраль

дети подготовительной группы и родители

17

Организовывать консультации для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника». Памятки для родителей «Как развить у ребенка любовь к чтению», «Игра – это серьезно», «Воспитание добротой

В течение года

старший воспитатель

психолог

воспитатели

18

Совместная выставка творческих работ «Моя мама лучше всех», «Моя будущая школа».

март

Дети, воспитатели

19

Как хорошо, что есть семья!(Семейный праздник для детей подготовительной группы и их родителей).

март

Дети, воспитатели родители

20

Семинар-практикум «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду».

Апрель-май

Педагоги школы и ДОУ

21

Мониторинг готовности детей к школьному обучению дети подготовительных к школе групп

Апрель

психолог

воспитатели

22

Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники»; альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики; иллюстрации «Все о школе».

Апрель-май

23

Консультация для родителей «Скоро в школу». -Анкетирование родителей.

апрель

педагоги ДОУ

24

День открытых дверей в школе. Показ занятий для учителей начальных классов.

Апрель-май

старший воспитатель

психолог, воспитатели

25

Выступление учителей начальной школы на родительском собрании «Готовимся к школе».

май

Учителя нач.школы, психолог.

26

Выпускной утренник «Путешествие по стране Детства».

май

дети, родители, педагоги детского сада

Результаты проекта:

у детей, родителей, выпускников появится интерес к сотрудничеству, партнерству;

дети научатся выражать свои чувства и понимать чувства других;

они станут более уверенными в себе, научатся преодолевать робость, сопереживать;

адаптационный период у первоклассников будет более благоприятной;

у учителя начальной школы появятся мотивация к взаимодействию с ДОУ.

речь детей станет связной, выразительной, расшириться их словарный запас;

Литература:

1. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; Доскин В. А. под ред. В. А. Доскина. – М. : Просвещение, 2007.

2. «Поговорим о преемственности», Р. Стеркина, «Обруч», №1, 1997г

3. «Преемственность: так в чем проблема? », Е. Сербина, «Обруч», №1, 1997г

4. «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка», - О. П. Миронова, «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2, 2003г.

5. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Татьяна Егорова
Проект «Преемственность в работе детского сада и начальной школы»

Наш детский сад ведет работу по преемственности со школой уже не первый год . Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким , учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении , помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

При поступлении в школу , важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником , когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых страхов, связанных со школьной жизнью . Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения, поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы , где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Актуальность

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – единение усилий работников детского сада и начальной школы . Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том , что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.

В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу , ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Кроме того, ребенок лишается возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период. В школах нет возможности осуществлять индивидуальную программу обучения и коррекции ребенка с особенностями психического и физического здоровья.

Проблема : недостаточно разработана система преемственности детского сада и школы .

Вид проекта : информационно-практико-ориентированный

Тип проекта

По срокам реализации : долгосрочный

По целевой установке : образовательный

Участники проекта :

Дети подготовительной к школе группы ;

Выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы ) ;

Педагоги и специалисты ДОУ;

Учителя начальной школы ;

Родители.

Цель : обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования .

Задачи :

Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;

Обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника ;

Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной;

-выработать единую стратегию в работе с родителями ;

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Этапы реализации проекта

Создание развивающей среды в группах :

- «Уголок школьника » ;

Уголок «Читаем сами» ;

Уголки для игр «в школу » ;

Картотека разнообразных игр;

Условия для социализации ребенка : обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях (профессия, возраст, пол) ;

Игровая площадка для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении.

Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни , школьниках , их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. В апреле-месяце в школе проводится «День открытых дверей» . Экскурсии в школу – важный компонент мотивационной готовности к школе . Дети подготовительных групп знакомятся со школьными кабинетами , с работниками школы . Эти экскурсии носят познавательный характер, способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма.

Встречи с выпускниками и учителями :

Выступление выпускников детского сада на школьных родительских собраниях для будущих первоклассников «Скоро в школу мы пойдём » ;

Проведение выпускного утренника в детском саду ;

Составление плана совместной работы ДОУ и школы на следующий учебный год.

Результаты реализации проекта :

Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас;

Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;

Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;

У детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству;

Адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно;

У учителя начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ДОУ.

План работы по реализации проекта

«Преемственность в работе МБДОУ ЦРР – Детский сад №7 и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов № 2»

№ Мероприятие Участники Сроки проведения

1. Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы завуч школы , старший воспитатель детского сада

сентябрь

2. Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка » завуч начальных классов , старший воспитатель

сентябрь-октябрь

Проведение праздника «День Знаний» дети старшей и подготовительной к школе групп , педагоги детского сада

4. Оформление уголков в группе для игры «Школа » дети и родители сентябрь

5. Подборка книг о школе . Оформление уголков книг «Читаем сами» дети и родители воспитанников октябрь

6. Организация в методическом кабинете выставки методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе »

педагоги, родители воспитанников

7. Диагностика готовности детей подготовительной группы к школе дети подготовительной к школе группы октябрь

8. Педагогический совет «Итоги предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы» заведующая, старший воспитатель, педагоги ДОУ

9. Праздник «Золотая осень» учащиеся начальных классов и дети подготовительной к школе группы ноябрь

10. Посещение учителями начальных классов школы № 2 занятий по математике, обучению грамоте в детском саду учителя начальной школы , воспитатели

11. Оформление наглядного материала для родителей будущих первоклассников (стенды, папки-передвижки) воспитатели ноябрь

12. Концерт для

дошкольников учащиеся школы ноябрь

(в дни школьных каникул )

13. Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Скоро в школу » администрация, учитель начальной школы , родители воспитанников

14. Беседы «Если ты останешься дома один» (основы безопасности, «Зачем учиться в школе дети и воспитатели подготовительной к школе группы

в течение года

15. Познавательный досуг с элементами кукольного театра «Дорожная азбука» (изучение правил дорожного движения) дети подготовительной к школе группы

16. Экскурсия детей подготовительной группы в школу дети , воспитатели, завуч, учителя начальной школы декабрь

17. Выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе » дети подготовительной группы декабрь

18. Консультация для воспитателей «Мотивационная готовность детей к школе » старший воспитатель, воспитатели

19. «Новогоднее чудо» (выставка рисунков и поделок ручного труда) школьники -выпускники ДОУ и воспитанники детского сада

Физкультурный праздник «Юные олимпийцы» дети подготовительной группы, первоклассники и родители

21. Мониторинг готовности детей к школьному обучению дети подготовительных к школе групп

22. Семинар-практикум «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду ».

педагоги ДОУ и школы

23. Консультация : «Скоро в школу » родители подготовительной группы

24. Анкетирование родителей детей предшкольного возраста педагоги ДОУ, родители

25. Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада дети , родители, педагоги детского сада апрель

26. День открытых дверей в школе . Выступление детей на родительском собрании в школе «Скоро в школу мы пойдем » педагоги, дети подготовительной группы, родители воспитанников

Собеседование с завучем начальных классов . Анализ успеваемости выпускников детского сада за учебный год старший воспитатель, завуч начальной школы

28. Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники » ; альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики ; иллюстрации «Все о школе »

дети, родители, педагоги детского сада

Выпускной утренник «Путешествие по стране Детства » дети, родители, педагоги детского сада (приглашаются учителя начальной школы )

Литература :

1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе », Москва, Школьная пресса , 2008.

2. Доскин В. А. Здоровье ребенка и его готовность к школе : пособие для родителей; под ред. В. А. Доскина. – М.: Просвещение, 2007.

3. «Поговорим о преемственности » , Р. Стеркина, «Обруч» , №1, 1997г.

4. «Преемственность : так в чем проблема?» , Е. Сербина, «Обруч» , №1, 1997г

5. «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка»,- О. П. Миронова, «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2, 2003г.

6. Преемственные связи ДОУ , школы и родителей будущих первоклассников : Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

С этим файлом связано 292 файл(ов). Среди них: 39.rar , 38.rar , 37.rar , 36.rar , 34.rar , preemstvennost_proekt_moj.rar , 96.rar , 85.rar , 84.rar , 83.rar и ещё 282 файл(а).
Показать все связанные файлы
Ни для кого не секрет , что переход ребенка из начальной школы в среднюю характеризуется объективными изменениями условий его школьной жизни: увеличивается число учебных предметов, появляется несколько учителей, предъявляющих разные требования; усложняется материал учебных программ, расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; меняется социальный статус детей. Именно 10 -12 летний возраст связан с двумя кризисами в жизни школьника: с одной стороны, с переходом от детства к отрочеству, с другой стороны, с переходом от начальной к основной ступени образования.

Поэтому, снижение успеваемости, падение интереса к учёбе, нарастание тревожности учащихся, рост депрессивных состояний , снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей – является стандартным перечнем проблем, наблюдаемых при переходе на 2 ступень обучения.

Это происходит вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Есть немало житейских обстоятельств, также объясняющих падение успеваемости и интереса к учебе при переходе из начальной в основной школу. Дело, прежде всего в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, т. е. оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе , учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. Порой камнем преткновения может стать даже темп речи учителя.

С связи с переходом на 2 ступень обучения ломаются привычные стереотипы, под угрозой самооценка ребёнка – теперь его оценивают не один педагог, а несколько. Таким образом, результат обучения в 5 классе напрямую зависит от того, как проходит процесс адаптации.

Успешность адаптации школьника к обучению в 5-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным и основным общим образованием, а так же напрямую связана с их психологи­ческой готовностью к переходу в V класс.

Интерес к проблемам адаптации представлен во многих работах отечественных психологов и педагогов. Но, несмотря на многочисленные исследования, проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю , ее сущностные психолого-педагогические характеристики не раскрыты до конца. В частности, недостаточно изучены психолого-педагогические основы адаптации школьников на самом первом этапе перехода в среднюю школу. Это и определило тему моего исследования.

Начиная работу над проектом, я выделила объект и предмет исследования, а также наметила цель своей работы. Исходя из цели, я выделила ряд гипотез исследования. Ведь в связи с возрастными особенностями происходят изменения в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.

Для проверки сформулированных гипотез мною были определены задачи исследования, которые направлены на обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений , навыков, способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции.

Для обеспечения благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода возникла необходимость сохранения и развития основных способов и форм организации образовательного процесса начальной школы в работе с учениками 5–6-х классов, а также создание эмоциональной обстановки в классе, близкой начальной школе.

Для реализации поставленных задач в работе использован комплекс методик, опросников, анкет. Достоверность выводов проверялось с помощью методов математической статистики - вычисление средних значений.

Базой исследования стали мои выпускники 2008 года, а затем уже они стали пятиклассниками. В исследовании участвовали учителя и родители.

Исследование проводиться в три взаимосвязанных этапа.

Полученный материал на первом этапе позволил выдвинуть основную рабочую гипотезу и наметить программу исследования, а также определить цели и задачи, объект и предмет исследования.

Второй этап состоял из 2 периодов: доадаптационного и адаптационного. Этот этап сыграл важную роль в проверке и уточнении концепции, определения социальных психолого-педагогических аспектов решения проблемы, позволил накопить фактический материал и экспериментально его проверить.

Часто учителя–предметники сетуют на некачественную подготовку учащихся начальной школы, обвиняя этим работу учителя начальных классов. Мне довелось быть и в роли обвинителя и в роли обвиняемого. Я работаю учителем начальных классов и преподаю уроки математики в 5 классе. Познакомившись с программами математики начальных классов и 5 класса, изучив учебники, я поняла, что они имеют разный уровень работы , предполагают различные виды деятельности. Поэтому на совместной встрече учителей-предметников и учителей начальных классов я предложила углубить работу по преемственности 1 и 2 ступеней.

Мною была разработана программа по обеспечению преемственности, составлен психологический паспорт выпускного класса и разработано портфолио для каждого учащихся.

В конце 4 класса выпускники выполнили контрольные работы по трем основным предметам: русскому языку, математике, окружающему миру. В конце сентября бывшие выпускники, а ныне пятиклассники выполнили те же работы. Затем, сравнивая срезы, я заметила некоторое снижение результатов, но все же резких скачков не было. Тем не менее, отметки за повторные контрольные работы совпали на 98%. Это явилось показателем, что мы смогли добиться определённых результатов в совместной работе.

Третий этап включает в себя обработку и анализ полученных результатов исследовательской работы, уточнение теоретических и практических положений.

Анализ качества знаний моих выпускников показал, что адаптационный период проходит успешно. Учащиеся подтверждают свои знания.

Итак, проблема организации, руководства и контроля деятельности всех участников образовательного процесса на переходном этапе может быть успешно решена только путем формирования команды педагогов, заинтересованных в создании благополучной образовательной среды. Этого мы добивались , работая строго по намеченному плану, составленному в соответствии с программой по преемственности.

Основываясь на своём опыте, я считаю, что если один из предметов учебного плана 5 класса ведет учитель начальных классов, имеющий соответствующее образование, остальные предметы ведут учителя основной школы, то это благоприятно скажется на адаптации учащихся на 2 ступени.

Особая роль в обеспечении преемственности отводится классным руководителям, поэтому я думаю, что может существовать и другой вариант – когда роль классного руководителя в 5 классе остаётся за учителем начальной школы.

В заключении хотелось бы сказать об одном из важнейших тандемов «учитель начальной школы – учитель среднего звена», т. к. осуществление всей этой работы зависит только от взаимоотношений прошлого и будущего.

МОУ СОШ № 11

с углубленным изучением ряда предметов

Курского муниципального района

Ставропольского края

«Психолого - педагогические основы адаптации учащихся

на 2 ступени обучения »

Проект создавался для выступления на курсах повышения квалификации.

1. Сам проект (актуальность, цели, задачи и т.д. - текст)

2. Реализация (план работы на год)

3. Результаты (этапы развития, результаты и перспективы развития)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться:

На учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;

На единых целях воспитания и обучения детей;

На единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.

Цели:

Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

Обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

Задачи:

Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Вид проекта : творческий смешанного типа.

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы-25 человек, выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы ВСОШ № 2) - 20 человек, педагоги и специалисты ДОУ, учителя начальной школы, родители.

Этапы развития проекта:

Длительность: 1 год

Пояснительная записка.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.

Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.

Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс.

Преемственность - непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. (Советский философский словарь ) Преемственность - это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего. Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». А в рамках школьной реформы, предусматривающей переход к 12-летнему общему образованию начиная с шести лет, эта проблема стала очень актуальной. Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.

Проблемы преемственности: «скачкообразное» изменение методов и содержания обучения; обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Решить проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи. В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.

Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и письму. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены. Однако если содержание школьного образования выстраивается в «школьной логике» - логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе. Иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов начальной школы в дошкольном учреждении может спровоцировать негативное отношение ребенка к данным предметам. Первое и главное требование начальной школы - сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Но школу не удовлетворяет формальное усвоение знаний и умений. Необходимо не только качество этих знаний, но и их осознанность, гибкость и прочность. Выпускники дошкольного учреждения должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд и др.).

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.

Чему нужно научить ребенка в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Необходимо учить подмечать закономерности, сходство и различие, давать упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, задания логического характера, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Школьное обучение основные требования предъявляет прежде всего к умственной деятельности. В связи с этим уровень развития умственных способностей - один из важных факторов обучения детей в школе.

Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Поэтому нами для решения этих задач (проблем) была составлена программа преемственности детского сада и школы. Проект помогает обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.

В течение ряда лет МБДОУ «Солнышко» и ВСОШ № 2 Высокогорского муниципального района РТ работают в тесном сотрудничестве. Вопрос преемственности доминирует в нашей совместной работе. Воспитатели детского сада и учителя начальной школы работают в одном методическом объединении (МО). На совместных заседаниях МО рассматриваются актуальные проблемы дошкольного и школьного образования, работает постоянный семинар-практикум по изучению передового педагогического опыта в вопросах обучения и воспитания учащихся, в системе организовано взаимопосещение занятий в подготовительной к школе группе детского сада и уроков в начальной школе. Положительный результат дает общение будущего учителя 1-го класса с группами дошкольников и их родителями. Традицией стало для учителей посещение, а затем и проведение собрания в ноябре в группе выпускников детского сада. Воспитатели детского сада, в свою очередь, не забывают о своих воспитанниках, постоянно следят за их успехами.

При выпуске из детского учреждения воспитатели детского сада дают полную психологическую характеристику на каждого ребенка и рекомендации учителю для дальнейшей работы. Такая работа позволяет положительно решать вопросы преемственности в работе детского сада и школы. Высокое качество знаний учащихся начальных классов свидетельствует о правильности выбранного пути.

Предварительный просмотр:

План работы по реализации проекта

«Преемственность в работе МБДОУ «Высокогорский детский сад «Солнышко» и МБОУ ВСОШ № 2 на 2011-2012 учебный год

№ п/п

Мероприятие

Сроки выполне-ния

Исполнители

Итоговый документ

Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы

Завуч школы, старший воспитатель детского сада

Сентябрь

Педагоги детского сада и школы

План по реализации преемственности

Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка»

сентябрь-октябрь

завуч начальных классов, старший воспитатель

Анализ программ

Проведение праздника

«День Знаний»

Педагоги детского сада

Музыкальный руководитель, старший воспитатель,

воспитатели групп

Сценарий праздника «День знаний»

Оформить уголки для игр в школу в группах

Дети МБДОУ

сентябрь

воспитатели групп

Атрибуты для игр

День открытых дверей в школе для детей подготовительных групп и их родителей, воспитателей детского сада

Педагоги, дети,

родители воспитанников

Октябрь

Администрация, педагоги школы

Выступление завуча начальных классов о работе школы

Сделать подборку книг о школе. Оформить уголки книг «Читаем сами»

дети, родители воспитанников

Октябрь

воспитатели подготов. групп

Организация в методическом кабинете выставки для воспитателей и родителей методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе»

Педагоги, родители воспитанников

Октябрь

Старший воспитатель

Аннотированный каталог по литературе

Диагностика готовности к школе детей подготовительной группы

Дети подготовитель-ной к школе группы

Октябрь

Педагоги детского сада

Посещение учителями начальных классов ВСОШ № 2 занятий по математике, обучению грамоте в детском саду

Учителя нач.школы, воспитатели

Ноябрь

Конспекты занятий, анализ проведения занятий

Выступление на педагогическом совете «Итоги предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы»

Заведующая,

Старший воспитатель,

Педагоги ДОУ

Октябрь

Статистическая справка по результатам предварительной диагностики готовности детей к школе.

Оформление наглядного материала для родителей будущих первоклассников

Родители воспитанников

Ноябрь

Воспитатели подготовитель-ной к школе групы

Тематичес-кие папки

Выступление первоклассников перед дошкольниками

Дети детского сада, первоклассники

Ноябрь

(в дни школь-ных каникул»

Учителя начальных классов, воспитатели подготовитель-ной группы

Фоторепор-таж о выступле-нии

Родительское собрание в подготовительной к школе группе

«Возрастные особенности детей, подготовка их к школе»

Администрация,

Учитель начальной школы

родители воспитанников

Ноябрь

Учитель начальной школы, Воспитатели подготовитель-ной к школе групы

Беседы с детьми: «Если ты останешься дома один» (основы безопасности), «Зачем учиться в школе»

Дети и Воспитатели подготовитель-ной к школе групы

в течение года

воспитатели подготов. групп

Материалы для бесед

Экскурсия детей подготовительной группы в школу (выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе»)

Дети, воспитатели,

завуч, учителя начальной школы

Декабрь

Завуч, учителя начальной школы

Фоторепор-таж об экскурсии

Альбом детских рисунков

Анкетирование родителей детей предшкольного возраста

Администрация,

родители

Декабрь

старший воспитатель

Анкеты

Сводная справка по результатам анкетирова-ния

Консультация для воспитателей «Мотивационная готовность детей к школе»

Старший воспитатель,

воспитатели

Январь

Старший воспитатель

Материалы консультации

«Новогоднее чудо» (Выставка рисунков и поделок ручного труда). Кружок «Юные волшебники»

школьники-выпускники ДОУ и воспитанники детского сада)

Январь

ст. воспитатель,

завуч начальных классов

Фотоотчет

Совместный физкультурный праздник

Дети подготовительной группы и первоклассники и родители

январь

Учителя начальных классов, воспитатели подготовительной группы

Конспект праздника

Мониторинг готовности детей к школьному обучению

Дети подготовительных к школе групп

Февраль

Воспитатели подготовитель-ной к школе группы

Папка (результаты) диагностики детей

подготовительной к школе группы

Семинар-практикум (круглый стол) «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду».

Педагоги ДОУ и школы

Февраль

завуч начальных классов, ст. воспитатель

Консультация: «Скоро в школу»

Родители подготовительной группы

Февраль

Воспитатели подготовительной группы

Материал для консультации (папка-передвижка)

Заседание творческой групп по результатам мониторинга

Заведующая,

Завуч начальной школы

Старший воспитатель,

Воспитатели подготовитель-ной группы

Март

Завуч начальной школы, старший воспитатель

Справка по результатам мониторин-га

День открытых дверей в школе

Март

Завуч начальной школы, учителя начальной школы

План проведения дня открытых дверей

Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада

Дети, родители, педагоги детского сада

Апрель

ст.медсестра д\с

Карты здоровья детей

Собеседование с завучем начальных классов. Анализ успеваемости выпускников детского сада за учебный год

Старший воспитатель,

Завуч начальной школы

Май

Завуч начальной школы

Справка «Анализ успеваемос-ти выпускников детского сада»

Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники»

альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики

иллюстрации «Все о школе»

Дети, родители, педагоги детского сада

Май

Воспитатели родители, педагоги детского сада

Фотоотчет

Материалы

Выпускной бал

Дети, родители, педагоги детского сада (приглашаются учителя начальной школы)

Май

Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Сценарий праздника

«Выпуск в школу»

Предварительный просмотр:

1 этап проекта – создание развивающей среды

В группе был создан уголок «Школьника»; уголок «Читаем сами», уголки для игр в школу в группах, картотека разнообразных игр, центр науки и экспериментирования, открыта детская лаборатория, которая оснащена необходимым материалами; подобрана картотека опытов. Немалую роль в подготовке ребенка к школе играет социально-нравственное воспитание: в группе созданы условия для социализации ребенка, обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях: профессия, возраст, пол.

В пространстве группы выделено место, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении, так как от двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение.

Игровая площадка обеспечивает условия для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения.

2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а так же показать школьную жизнь с интересной стороны. Экскурсии в школу.

3 этап – встречи с выпускниками и учителями

Традициями в нашем садике стали встречи с выпускниками, совместное проведение праздников, прогулок, посещение уроков, беседы будущих выпускников с учителями.

Дальнейшая реализация проекта привела к организации кружка «Юные волшебники». Дети, посещающие д/с и выпускники детского сада, а так же родители совместно изготавливают атрибуты для театральной деятельности, делают поделки, комбинируют их из природного, бросового материала. Каждое занятие кружка несет радость, не допускает скуку и переутомление.

Работая над проектом, я поняла, что родители стали занимать более активные позиции в осуществлении подготовке детей к школе. По их инициативе мы запланировали ряд мероприятий.

Результаты реализации проекта:

  1. Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас.
  2. Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других.
  3. Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать.
  4. У детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству.
  5. Адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно.
  6. У учителя начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ДОУ.

Перспективы развития проекта:

Привлечение к работе в проекте специалистов школы: педагога-психолога

Предварительный просмотр:

1. Нельзя игнорировать объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для шестилетнего возраста.

3. Избегать резкого перехода к использованию новых методов и способов работы в процессе обучения малышей.

4. Использовать в своей работе дидактические, двигательные игры, игры-путешествия и т. д.

5. Постоянно поддерживать у учащихся интерес и стремление к занятиям, использовать разнообразные приемы стимулирования детей.

7. Создавать условия комфорта, доброжелательности, прививать любовь к школе.

8. Работать в тесном сотрудничестве с воспитателями, психологами, родителями детей.