Сценарий конкурсно – познавательной программы для ребят. Сценарий познавательно-игровой программы для школьников «Где обычаи чтут, там весело живут

Сценарий игровой – познавательной программы для младших школьников «День пиратов».

Цель: сплочение коллектива.

Задачи:

  • научить детей активно действовать друг с другом, быстро принимать правильное решение;
  • закрепить умения детей соревноваться в коллективно-игровой деятельности;
  • формировать у детей навыки работы в группах;
  • воспитывать чувства коллективизма, ответственности за своих товарищей.

Описание мероприятия: Сценарий игровой - познавательной программы. Разработан для учителей начальных классов, педагогам дополнительного образования.

Предварительная работа:
Подготовка музыкального сопровождения игр, эстафет.
Подготовка необходимых атрибутов и реквизита для праздника (пиратских треуголок, повязок на глаз, пиратский флаг). Оформление кабинета. Кабинет украшен как корабль. Висят разноцветные треугольные флажки на шпагатах.

Оборудование:

карта, разрезанная на 3 детали;

бутылка;

письма старого Пирата;

коробка обклеенная под сундук с шоколадными монетками, бусами и др. драгоценностями:

два пустых спичечных коробка;

буквы для составления слова «РАКУШКА» - 2 экз., двух цветов;

ракушка – 1шт.;

канат;

2 больших мяча;

сундук с сокровищами:

клей карандашный;

лист бумаги.

Ход мероприятия:

музыкальный фон из кинофильма «Пираты Карибского моря», м/ф. "Остров сокровищ".

Ведущий 1 : Привет, девчонки!

Привет, мальчишки!

Ведущий 2: Друзья, а вы любите мечтать?

Ведущий 1: Тогда представьте, что мы отправились на острова пиратов кладоискателей и находимся на корабле «Непотопляемый».

Ведущий 2: Но там свои «Законы»!

Звучат фан-фары.

Ведущий 1: Итак, на островах кладоискателей

запрещается:

Ходить по одному,

Думать и отвечать поодиночке,

Бегать в разные стороны,

Кричать в людных местах.

Разрешается:

Ходить всем вместе,

Думать и делать сообща,

Активно участвовать во всех конкурсах, играх,

Вести себя прилично.

Ведущий 2: Кто будет соблюдать все выше перечисленные пункты, тот сможет открыть пиратский клад.

Ведущий 1: К берегу прибило бутылку. Да тут письмо! Посмотрим что там написано! Читаем!

«Тысяча чертей!!!

Мне снова пора в путь, меня обобрали до нитки и я просто обязан найти того, кто это сделал!!!

Я уверен, что Вы, ребята, достаточно умны и хитры и сможете разгадать мои загадки и забрать сокровища.

Вы готовы попробовать???

Тогда ищите карту, где указано место клада…

Карту нужно собрать по частям (их три)

Подскажу…первая часть на корабле…»

Ведущий 2: Ну, что, ребята, отправляемся на поиски карты?

Но сначала пройдем Посвящение в пираты!

Задаются шутливые вопросы.

1. НАЗОВИТЕ ЛЮБИМЫЙ ПИРАТСКИЙ НАПИТОК:

КОКА-КОЛА

КВАС

КИСЕЛЬ

РОМ

2. КТО ТАКОЙ ПИРАТ?

МОРСКОЙ РАЗБОЙНИК

ДОСТОПОЧТЕННЫЙ ДЖЕНТЛЬМЕН

ОХОТНИК ЗА ПРИВИДЕНИЯМИ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОФИСНОГО ПЛАНКТОНА

3. КАКОЙ ИЗ ПИСАТЕЛЕЙ НЕ ПИСАЛ О ПИРАТАХ?

ДАНИЕЛЬ ДЕФО

МАЙН РИД

РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН

ВАЛЬТЕР СКОТТ

4. КОГО ПИРАТЫ НАЗЫВАЛИ ПОРОХОВОЙ ОБЕЗЬЯНОЙ?

ОБЕЗЬЯНКУ ПИРАТА, КОТОРАЯ ПОСТРАДАЛА В БОЮ

САМЫЙ НИЗКИЙ ПИРАТСКИЙ ЧИН НА КОРАБЛЕ

ЗАХВАЧЕННОГО В БОЮ ВРАЖЕСКОГО СОЛДАТА

МАЛЬЧИКА, ПОДНОСИВШЕГО ПОРОХ И СНАРЯДЫ ВО ВРЕМЯ БОЯ

5. КТО ТАКОЙ КАНОНИР?

ПИРАТ, ПИШУЩИЙ УСТАВ-КАНОН КОМАНДЫ, И СЛЕДЯЩИЙ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ

ЧЛЕН КОМАНДЫ, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗА СОСТОЯНИЕ ПУШЕК НА СУДНЕ

ЧЕЛОВЕК ИЗ КОНВОЯ

ПЕРВЫЙ ПОМОЩНИК КАПИТАНА

Тех, кто правильно ответит, посвящает в пираты: надевает повязку на глаз, или бандану на голову, или рисует "фингал" под глазом, либо усы-бороду. После посвящения всех в пираты вместе кричат пиратское "Пятнадцать человек на сундук мертвеца, йо-хо-хо, и бутылка колы!"

Ведущий 1. А теперь нужно проверить готовы ли вы к поиску, насколько вы храбры, какие вы ловкие, сильные.

Конкурс на ловкость «Танец с мячами»

Выбирается по две пары ребят.

Дети держат мяч лбами. Под музыку начинают танцевать.

Следующая пара держит мяч животами и танцуют под музыку.

Третья пара держат мяч коленками и тоже танцуют.

Выигрывает та пара, которая не уронит мяч.

Конкурс на силу «Штормовой ветер»

Для конкурса понадобятся пустые спичечные коробки. Желающие участвовать в конкурсе становятся в линию боком друг к другу на расстоянии шага. Напротив каждого игрока на стол кладётся спичечный коробок (на расстоянии примерно 20 см). По сигналу ведущего игроки дуют на свои коробки как можно сильнее, чтобы сдвинуть их как можно дальше. При помощи линейки или рулетки ведущий измеряет расстояние, на которое был сдвинут каждый коробок. По результатам объявляется победитель.

Конкурс на фантазию «Кто есть кто?»

К участию приглашаются все желающие, уверенные в том, что у них богатая фантазия – около 5 человек. Каждому даются бумага с ручкой и время – 5-7 минут. За это время каждый должен придумать для себя «пиратское прозвище» (ведь у пиратов не принято обращаться друг к другу по имени!)

Самый удачливый. Пиратские кости - развивающая азартная игра

Правила очень просты: берем сокровища - много мелких предметов (конфетки, пуговицы, камешки или что-то еще) и делим их на равные кучки по числу участников-пиратов. Потом каждый из игроков ставит любое количество своих сокровищ "на кон" - кладет их на середину. Когда все ставки сделаны, по-очереди бросаем "кости" (2 игральных кубика кладем в стаканчик, трясем и высыпаем). У кого на кубиках выпадет большее число, тот и забирает себе весь кон. Проигрывает тот, у кого закончатся все сокровища, и он уже не сможет ничего ставить на кон.

Ведущий 1 . Молодцы. Теперь мы смело можем пойти на поиски карты. Вспомните подсказку Пирата… Где первая часть карты? Правильно где-то здесь. А поможет узнать конкурс

«Собери слово»

Выбираются команды по 7 человек. Дети по очереди бегут к столу, берут букву и возвращаются к команде, передавая эстафету другому ребёнку. Собрав все буквы, дети составляют слово «Ракушка».

Ведущий 2 : Давайте найдём ракушку, она где-то здесь. В ней находится первая часть карты.

(Дети в кабинете ищут ракушку и находят 1 часть карты)

Ведущий 1: С заданием вы справились. Теперь нам надо найти вторую часть карты. Для этого мы покидаем наш корабль «Непотопляемый» и идем по карте. Выходим организовано на участок ЦДО.

Вторая часть находится на острове под названием «Загадки».

А чтобы нам попасть на этот остров, вы должны помочь друг другу переправиться.

Эстафета «Переправа»

Все дети делятся на две команды. Капитаны команд начинают «переправу» первыми. Бегут до отметки, оббегают стойку, бегут к своей команде. Берут за руку ребёнка из своей команды и бегут вместе с ним до отметки, оббегая её и возвращаясь к команде, хватая за руку следующего ребёнка. Получается «змейка». Таким образом, капитаны «переправляют» своих друзей на остров.

Ведущий 2: Если дружно отгадаете загадки, то узнаете где находится вторая часть карты.

«Что за зверь скажите, братцы? Может сам в себя забраться» (Черепаха)

Не хожу и не летаю,

А попробуй догони!

Я бываю золотая.

Ну-ка, в сказку загляни! (Золотая рыбка)

Что за коняшки –

На всех тельняшки. (Зебры)

Кругом вода, а с питьем беда. (Соленое море)

Через океан плывет великан и выпускает воды фонтан. (Кит)

Каких камней в море нет? (Сухих)

В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)

В тихую погоду нет нас нигде,

А ветер подует – бежим по воде. (Волны)

Великан стоит в порту, освещая темноту,

И сигналит кораблям: заходите в гости к нам! (Маяк)

Чтобы сильная волна

Нас с места сдвинуть не смогла,

За борт мы цепь бросаем

И в воду опускаем… (Якорь)

Чтоб увидеть мне вдали,

Как проплывают корабли,

В него я быстро погляжу

И всем ребятам расскажу . (Бинокль)

Что станет с мячиком, если он упадет в Красное море? (Мяч намокнет)

Ведущий 1. Вы правильно отгадали все загадки, теперь поищем карту, она где-то здесь.

Дети находят и склеиваем части карты.

Ведущий 2: Для того, чтобы перебраться на другой остров, нужно быть сильными и дружными.

Игра «Перетягивание каната»

Команды по сигналу начинают перетягивать канат.

На острове у пальмы находим 3 часть, склеиваем, идем по стрелкам к Острову сокровищ.

Ведущий 2: Карта собрана, а где же сам клад? Ищем!

Находим сундук с сокровищами. Ликованию нет конца! Возвращаемся на корабль.

Чаепитие с шоколадными монетками из клада и не только!


Познавательная игровая программа «Ассорти пирог»

Цель: Расширять кругозор детей; развивать познавательную активность, внимание, мышление, память, речь; формировать умение работать командой.

Пирог «Губадия» разрезан на куски, каждый кусок со своей начинкой.

Дети делятся на две команды. Команды по очереди вытягивают куски пирога.

Яблочная начинка (музыкальный конкурс)

Спеть песни про яблоню и другие деревья: кто больше.

Отгадать песни:

1. Дерево, родившееся в лесу.

2. Человек, не играющий в хоккей.

3. Река, текущая из далека долго.

4. Емкость для засолки снежков.

5. Рисунок мальчишки.

6. Танец, на который я вас хочу пригласить.

Начинка с изюмом (конкурс интеллектуалов)

Витамины способствуют умственному развитию. Конкурсы:

1. Какое слово состоит из полбуквы? (Поле, поля, полк.)

2. Сколько нужно букв Г, чтобы получилась большая куча сена?(Сто - стог.)

3. Закричал петух и разбудил одного человека. Сколько нужно петухов, чтобы разбудить десять человек? (Один.)

4. Сколько концов у одной палки? (Два.) А у пяти? (Десять.) А у шести с половиной? (Четырнадцать.)

Начинка с маком (юмористический конкурс)

Конкурсы:

1. На полу расставляются стеклянные стаканы. Цель: перешагнуть через каждый стакан с завязанными глазами, ни одного не разбив. После того, как участнику завязали глаза, стаканы убираются.

2. Два человека с завязанными глазами делают «ворота». Остальные дети проходят через «ворота», по одному: на носочках, ползком бегом.

Дети, изображающие «ворота», должны услышать и поймать как можно больше человек.

Рыбная начинка

Воспитатель загадывает детям о животных, птицах, рыбах.

Он зелёный у цветов,

Встретить солнышко готов,

Свеж, изящен, шелковист

Изумрудный тонкий... (лист)

На зелёненькой опушке

Две зелёные подружки

Громко квакали: "Ква-ква!

"Зелена вокруг трава!"

Эти громкие квакушки

Земноводные... (лягушки)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.(волк)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех... (ёжик)

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По дворам шныряет,

Крохи подбирает.

По полям кочует,

Коноплю ворует. (воробей)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат:

Карр! Карр! Карр! (ворона)

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (дятел)

Будто крохотный звонок. (жаворонок)

Не хожу и не летаю,

А попробуй, догони!

Я бываю золотая.

Ну-ка, в сказку загляни! (рыба)

Он в самом омуте живет,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (сом)

У нее во рту пила.

Подводой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь - в котел попала. (щука)

Мастер шубу себе сшил,

А иглу вынуть забыл. (ерш)

Начинка из варенья (конкурс гурманов)

С завязанными глазами по вкусу и запаху отгадать. Из каких ягод сварено варенье.

Капустная начинка (театральный конкурс)

Участники изображают животных, употребляющих капусту (коза, заяц, волк)

Мясная начинка (спортивный конкурс)

Мясо способствует наращиванию мышц - улучшению здоровья, укреплению организма. Конкурсы:

1. Перетягивание палки - кто сильнее.

2. Переход через болото - кто быстрее.

3. Метание в корзину - кто точнее.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Детский эколого-биологический центр» г. Колпашева

Экологический марафон

«Хочу всё знать»

(познавательная игровая программа для детей от 7 до 16 лет)

Андреева Наталия Николаевна–

педагог дополнительного образования

г. Колпашево

2016 г.

Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям школ для внеклассного мероприятия. Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 16 лет, может быть использована для проведения праздничных мероприятий посвященных каникулам.

Цель: формирование интереса к изучению окружающего мира, через игровую и экспериментальную деятельность учащихся.

Задачи :

Развивать любознательность, сообразительность, смекалку, воображение,

Расширять знания детей о видовом разнообразии природы,

Закрепить нормы экологического поведения.

Ход мероприятия

    Организационный момент и вводная часть.

    Путешествие по станциям (игра).

    Заключение.

Ведущий

Добрый день ребята! Очень приятно видеть столько любознательных лиц. Сегодня мы собрались на познавательно развлекательную программу «Хочу всё знать». Вы будите путешествовать по станциям, где Вас ожидают познавательные конкурсы и творческие задания. Мы свами проведем ряд экспериментов и закрепим нормы экологического поведения. Чтобы справиться со всеми заданиями, вам нужно проявить сообразительность и смекалку. Время прохождения станций 6-8 мин.

Готовы?

( Ответы детей «да» )

- Сейчас мы рассчитаемся на 1,2,3,4,5,6 и разделимся на 6 команд, по номерам. Каждая команда выберет представителя. Представители команд подойдите и получить свои маршруты – паровозики с маршрутом прохождения станций (Приложение1).

На каждой станции вас будут ждать педагоги, которые расскажут вам задания.

- Паровозики вперед!

( Ответы детей «ту-ту»

Станция 1. Смекалкино

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию «Смекалкино». Вам нужно проявить смекалку, чтобы справится с заданиями.

Каждому участнику выдается конверт с геометрическими фигурами. Нужно составить из них животных. Кто больше составит. Брать фигуры из других конвертов нельзя. Кто затрудняется, можно посмотреть на лист – подсказку.


Станция 2 Знайкино.

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию «Знайкино».

На этой станции я буду загадывать загадки, о растениях и животных. Вопрос – ответ. Задача команды – отгадать как можно больше загадок. За каждый правильный ответ дается один жетон. (Если ответ не прозвучал, его озвучивает педагог. Жетон в этом случае не выдается) В конце игры жетоны подсчитываются, и результат записывается на доске. Для сравнения между командами.

ВОПРОСЫ Растения деревья
1. КАК ПО ПНЮ СРУБЛЕННОГО ДЕРЕВА УЗНАТЬ, СКОЛЬКО ЕМУ ЛЕТ? /На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец столько лет/

2. ЧТО ЗА ТРАВА КОТОРУЮ И СЛЕПЫЕ ЗНАЮТ? /Крапива/

3. КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ ОСТАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫМИ? /Ель, сосна, /

4. НАЗОВИТЕ ДЕРЕВО – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ? /Берёза/

5. КАКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ ЛЕЧАТ ПРОСТУДУ? /Мать-и-мачеха, подорожник, дущица, мята и др./

6. КАКАЯ ЯГОДА БЫВАЕТ КРАСНОЙ, ЧЕРНОЙ, БЕЛОЙ? /Смородина/

7. НАЗОВИТЕ ЯДОВИТЫЕ ЯГОДЫ, КОТОРЫЕ РАСТУТ В ЛЕСУ? /Волчье лыко, вороний глаз/

ВОПРОСЫ птицы
1. ПЕРЕД КАКОЙ ПОГОДОЙ ПТИЦЫ ПЕРЕСТАЮТ ПЕТЬ? /Перед дождливой/

2. ПИНГВИН ПТИЦА ИЛИ ЖИВОТНОЕ? /Птица/

3. КАКАЯ ПТИЦА ПОДБРАСЫВАЕТ СВОЕ ЯЙЦО В ДРУГИЕ ГНЁЗДА? /Кукушка/

4. ПОЧЕМУ СНЕГИРЯ ТАК НАЗВАЛИ? /Прилетают с первым снегом/

5. КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ ЗИМОЙ? /Клест/

6 КАКАЯ ПТИЦА САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПЕВЕЦ В РОЩЕ? /
соловей/
7. САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ПТИЦА? /Страус/

8. КАКАЯ ПТИЦА МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ХВОСТОМ ВПЕРЕД? /Колибри/
9. КАКИЕ ПТИЦЫ ВЫВОДЯТ ПТЕНЦОВ ТРИ РАЗА ЗА ЛЕТО? /Воробьи, овсянки/

10. КАКИЕ ПТИЦЫ
СПЯТ В СНЕГУ? /куропатка и тетерев/

11. КАКИХ ПТИЦ НАЗЫВАЮТ ЛЕСНЫМИ ДОКТОРАМИ? /дятел/

12.КАКИЕ ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ ПЕРВЫМИ ВЕСНОЙ? /грачи и скворцы/

ВОПРОСЫ разные

    ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ. /Много леса – не губи, нет леса – ... (посади).

    ЧЕМ СТРЕКОЧЕТ КУЗНЕЧИК? /Ногой о крыло/

    РАЗНОЦВЕТНЫЕ ГРИБЫ? /Сыроежки/

    КТО ДЕЛАЕТ ЗАПАСЫ НА ЗИМУ? (белки, мыши, хомяки)

    КТО В МИНУТЫ ОПАСНОСТИ ОСТАВЛЯЕТ ХВОСТ? (ящерица)

    КТО СПИТ ГОЛОВОЙ В НИЗ? (летучая мышь)

ВОПРОСЫ животные

1. хищное млекопитающее, один из самых крупных и опасных наземных хищников. Хозяин тайги./ медведь /

2 . Грызун, имеющий удлинённое тело с пушистым длинным хвостом, уши длинные, цвет темно-бурый с белым брюшком, иногда серый (особенно зимой). Отличительная особенность - делает запасы на зиму./ белка /

3. Вид хищных млекопитающих из рода ласок и хорей. Из шерстинок его хвоста изготавливают кисти для художников / колонок/

4. Самый крупный из оленей, один из центральных персонажей в мифологии северных народов./ лось /

5. Искусственно расселенный околоводный вид грызунов, получивший в России широкое распространение. Этот американский зверек завезен в Россию в начале 20-х годов XX века и с тех пор широко распространился повсюду от московских прудов до сибирских тундровых рек. / выдра /

6. Наиболее распространенный вид мелкой дичи. Считается очень чистоплотным, любит причёсывать шерсть лапами и языком. Является символом трусливого, всеми обижаемого существа. / заяц /

7.Самый северный из видов кошачьих. Туловище короткое, плотное. Лапы крупные, зимой хорошо опушенные, что позволяет ходить по снегу, не проваливаясь. На ушах длинные кисточки. Хвост короткий, как бы обрубленный. / рысь/

8.Как гласит толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля, - это сибирский зверек ("tamias striatus"), маленькая, полосатая, земляная белка. / бурундук /

9. Насекомоядные, мелких и средних размеров животные, приспособленые к подземному, роющему образу жизни. / крот

Станция 3. «Перевалочная» (коридор)

Педагог

Перевалочная ». Вам нужно перейти из одного конца коридора в другой. Но при этом нужно выполнить задание. Сначала называется представители животного (зверь, птица, рыба, насекомое) и растительного (дерево, кустарник, растение) мира и только после этого делается шаг. Шаги не большие. Названия животных не повторяются. Первыми идут младшие участники. Последними идут старшие ребята. Нужно дойти до 2-й черты. Если участник не доходит до 2-й черты, ему ведущий загадывает загадку. На правильный ответ загадки участник делает шаг.

(На полу расчерчены 2 черты в разных сторонах коридора.) Участники, выстраиваются вдоль 1-й черты и по очереди, по одному начинают движение.

Загадки - подсказки (для маленьких участников)

    Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли помешка. (Капуста)

    Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

    Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети? (Лук)

    В земле сидит,

Хвост вверх глядит,

Сахар из нее можно добыть,

Вкусный борщ сварить. (Свекла)

    За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая. (Морковь)

    Привязан кустик к колышку.

На кустике – шары:

Бока подставив солнышку,

Краснеют от жары. (Помидоры)

    Что за зверь:

Белый, как снег,

Надутый, как мех,

Лопатами ходит,

А рогом ест? (Гусь)

    Зубастый, мохнатый,

Как есть начнет –

Песенку поет. (Кот, кошка)

    Красна ступка,

Белый пестик. (Малина)

    Стоит городок –

Сколько сереньких домков,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Загадки-обманки.

1. Кукарекает спросонок

Милый, добрый... (петух)

2. Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это... (белка)


Станция 4. Экологическая.

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию « Экологическая». Здесь я буду проверять, как вы знаете правила поведения в природе. Соблюдаете ли вы их. (На полу у стены разбросан мусор.)

Я буду зачитывать предложения о поведение детей в лесу.

Участники, по очереди, заканчивают высказывания в устной форме. Утверждая, что можно делать, а что нельзя. Если правильно, бегут до стены. По дороге, им нужно положить в мешок 1 предмет мусора. Если не правильно, бегут до стены, им нужно достать из мешка 1 предмет мусора и положить на пол. Игра продолжается, пока весь мусор участники не соберут в мешок.

    Включать громкую музыку ……. (нельзя) распугает птиц и зверей.

    Мыть машину на берегу реки…….. (нельзя)

    Ходить на охоту в отведенное для этого время…… (можно)

    Вырывать грибы, или сбивать палками не съедобные …. (нельзя) : разрушается грибница,

    Наломать для костра ветки ……. (нельзя) собирается сушняк.

    Подвязать сломанную ветку… …… (можно)

    Прятаться во время грозы под деревом …… (нельзя)

    Бросать мусор с берега реки в воду …… (нельзя)

    Разводить костёр в жаркую погоду во время пожароопасной ситуации ……. (нельзя) – это может стать причиной лесного пожара.

    Сжигать в костре бумагу, бумажные фантики……… (можно)

    Сжигать в костре пластиковые бутылки…… (нельзя) Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается за 220 лет),

    Сжигать в костре металлические банки …… (нельзя) разрушаются 100 лет.

    Костер после прогорания забросать землей или залить водой до полного прекращения горения…….. (можно)

    Брать животных из леса. ……. (нельзя)

    Трогать гнёзда птиц, брать в руки яйца птиц…. ……. (нельзя)

    Уходя из леса, …, собрать на память букет красивых цветов…. ……. (нельзя)


Станция 5. Экспериментальная.

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию «Экспериментальная ». Здесь мы будем проводить эксперименты.

    Эксперимент « Секретное письмо»

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Чтобы проявить надпись, нагрейте ее (прогладить утюгом, подержать над огнем или в духовке). Осторожно, не позволяйте детям самим этим заниматься.

Объяснение: Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и с екретное письмо можно будет прочитать.


    Эксперимент «Плавающее яйцо»

Материалы и оборудование: 2 яйца, 2 стакана с водой, соль.

Опыт:

    Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Как и ожидалось, оно опустится на дно (если нет, возможно, яйцо протухло и не стоит возвращать его в холодильник).

    Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. Для чистоты эксперимента можно подождать, пока вода остынет. Потом опустите в воду второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности

Объяснение: Тут все дело в плотности. Средняя плотность яйца гораздо больше, чем у простой воды, поэтому яйцо опускается вниз. А плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх .


А теперь покрутив 2 яйца, определите какое из них вареное, а какое сырое.


Вареное яйцо крутится хорошо, а сырое нет.

Объяснение: Центр тяжести у вареного яйца постоянен.

    Эксперимент « Плавающее перо »

Материалы и оборудование :

Два белых птичьих пера, купленные в магазине (не используй найденные перья)
- Широкая миска с водой
- 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды
- Синяя пищевая краска
- 2 ватных шарика
- Пинцет
- Бумажное полотенце

Этот опыт показывает , как загрязнение воды детергентами (моющими средствами) влияет на плавучесть водоплавающих птиц. Загрязненная мылом вода попадает в природную среду. Через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.

Схема работы:

1. 1 миска. Налей в миску воды и добавь немного синей краски.

2. С помощью пинцета аккуратно опусти на поверхность воды первое перо.

3. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватной палочкой.

Посмотри - палочка останется чистой.

4. Положи перо на бумажное полотенце.

5. 2 миска. Добавь в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешай, чтобы не было пузырьков.

6. Аккуратно опусти на поверхность воды второе перо.

7. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри – цвет палочки изменится.

8. Положи перо на бумажное полотенце

Результат:

Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике ты увидишь цвет чистящего средства (голубой).

Объяснение:

Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. "Ствол" пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность.

При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.


    Эксперимент « Взрыв цвета в молоке»

Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, вам понадобятся:

Цельное молоко
- пищевые красители разных цветов
- любое жидкое моющее средство
- ватные палочки
- тарелка

Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным. Почему? Все объяснения после опыта.

План работы:

1. Налейте молоко в тарелку.

2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

3. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Объяснение опыта:

Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

    Эксперимент « Обесцвечивание йода»

Проделав этот эксперимент, вы увидите, как прозрачная жидкость в одно мгновение становится темно-синей. Чтобы провести опыт, вам, возможно, потребуется сходить в аптеку за необходимыми ингридиентами, но чудо-превращение того стоит.

Вам потребуются:

3 емкости для жидкости
- 1 таблетка (1000 мг) витамина С (продается в аптеке)
- раствор йода спиртовой 5% (продается в аптеке)
- перекись водорода 3% (продается в аптеке)
- крахмал
- мерные ложки
- мерные чашки

План работы:

1. Хорошенько разомните 1000 мг витамина С ложкой или ступкой в чашке, превратив таблетку в порошок. Добавьте 60 мл теплой воды, тщательно перемешайте как минимум в течение 30 секунд. Полученную жидкость мы условно назовем Раствор А. Кстати, Раствор А нам больше не понадобится, вы можете отложить его в сторону.

2. Теперь налейте 1 чайную ложку (5 мл) Раствора А в другую емкость, а также добавьте в нее: 60 мл теплой воды и 5 мл спиртового раствора йода. Обратите внимание, что коричневый йод, втупив в реакцию с витамином С станет бесцветным. Полученную жидкость назовем Раствор В.

3. В третьей чашке смешайте 60 мл теплой воды, пол чайных ложки (2.5 мл) крахмала и одну столовую ложку (15 мл) перекиси водорода. Это будет Раствор С.

4. Теперь все приготовления завершены. Можно звать зрителей и устраивать представление! Перелейте весь Раствор В в чашку с Раствором С. Несколько раз попереливайте полученную жидкость из одной чашку в другую и обратно. Немного терпения и... через какое-то время жидкость из бесцветной превратится в темно-синюю.

Объяснение опыта:

Объяснить дошкольнику суть опыта на доступном ему языке можно следующим образом: йод, вступая в реакцию с крахмалом, окрашивает его в синий цвет. Витамин С, наоборот, старается сохранить йод бесцветным. В борьбе между крахмалом и витамином С, в конце концов, побеждает крахмал, и жидкость через какое-то время окрашивается в темно-синий цвет.


    Эксперимент « Вода в перевернутом стакане »

Материалы и оборудование: 1 стакан с водой, лист бумаги.

Этот опыт объясняет явление атмосферного давления.

Расскажите, что воздух давит на нас с такой силой, как будто мы носим на плечах 15 тонн груза. Но давит он со всех сторон и даже изнутри - поэтому человек ничего не ощущает.

Опыт:

    Возьмите стакан с водой 2\3 ,

    Плотно прижмите к нему лист бумаги,

    Резко переверните, и смело отпускайте руку.

    Можно убирать руку - бумага и вода никуда не денутся!

Объяснение:

Опыт показывает, что давление воздуха, которое получает бумага снизу, больше, чем давление воды, которое получает листок сверху и потому вода держится с его помощью и не выливается.( Внутри стакана давление столбика воды меньше, чем давление воздуха снизу. Так что вода остается на месте.)



Станция 6. Угадайкино.

Педагог

Ребята, вы прибыли на станцию « Угадайкино ». Правило игры на станции такое. Участники по очереди поворачиваются спиной к доске. Ведущий вешает на доску картинку животного (можно на экране слайды «фото животных»). Остальные участники по очереди пытаются объяснить, что это за животное не называя его, стоящему спиной к экрану участнику.

(Медведь, белка, лягушка и т.д.)


Заключение.

Ведущий

Ну вот, ваши паровозики прошли все станции! Пришло время подвести итоги. Понравилась ли вам наша игра?

Дети –да

Ведущий

Что особенно вам понравилось?

Дети (тянут руки)

Ведущий

Пришло время нам с вами попрощается. До новых встреч, ребята.


Приложение1

Приложение 2

МБОУДО«Дом детского творчества» Петровского района Тамбовской области

Сценарий Познавательной конкурсно-игровой программы «Всякое ремесло честно» для младшего и среднего школьного возраста

Семёнова Ольга Леонидовна

Стеблева Елена Вадимовна

Ломакина Светлана Анатольевна

педагоги дополнительного образования

  1. Аннотация…………………………………………………… 3
  2. Пояснительная записка……………………………………... 3
  3. Методический материал «Всякое ремесло честно»………. 4
  4. Заключение…………………………………………………. 11
  5. Список литературы………………………………………… 11
  6. Приложение…………………………………………………. 12

Презентация «Русские народные ремесла»

Конкурс «Закончи пословицу»

Частушки

Мастер – классы «Плетение корзины из лозы», «Птичка из полимерной глины», «Вышивка крестиком»

Аннотация

Актуальность мероприятия обусловлена большой значимостью воспитания потребности в овладении русскими народными ремёслами школьников в современном обществе.

Привлечение школьников к изучению народных промыслов и ремесел – важная составная часть в области изучения истории и технологии создания культурных ценностей народного художественного творчества.

В ходе познавательной конкурсно-игровой программы «Всякое ремесло честно» учащиеся узнают об истории возникновения ручной вышивки, вязания, ткачества, гончарного ремесла, бондарства, плетения из бересты, различных видов росписи, а также о современных видах рукоделия - тестопластика и полимерная глина. Кроме того, дети получат практические навыки на мастер-классах«Плетение из лозы», «Вышивки крестиком» и «Полимерная глина».

Методическая разработка адресована педагогическим работникам, которые проводят воспитательные мероприятия, актуальные в современных условиях.

Методическая разработка может быть использована в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования.

Пояснительная записка

В последние годы уделяется большое внимание приобщению детей к традициям народной культуры. Обращение к народному творчеству имеет глубокий социальный смысл, является средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Невозможно воспитать у молодого поколения чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего народа.

В этой разработке рассматривается тема народных промыслов России – ручное прядение, искусство вязания, ткачество, вышивка, бондарство, роспись. Почему именно народные промыслы? Да потому что мы все в корне своём вышли из народа и это должно быть нам близко по своей природе.

Русские ремесла органично вошли в современный быт и продолжают развиваться, сохраняя национальные традиции. Но сегодня они приобрели одну из форм художественного народного творчества, называемую народными промыслами.

Сценарий

познавательнойконкурсно-игровой программы

«Всякое ремесло честно».

Составители: Стеблева Елена Вадимовна, Семёнова Ольга Леонидовна, Ломакина Светлана Анатольевна-

педагоги дополнительного образования

Цель мероприятия : познакомить детей с историей и видами русских ремесел, приобщить детей к народным традициям и культурному наследию родного края.

Оборудование и материалы: предметы народного быта - макет русской печи, сундук, скамейки, самотканые дорожки, рушники, самовар, деревянные ложки, шумовые музыкальные инструменты, подносы с росписью, чугунки, ухват, рубель, прялка; материалы – клубок пряжи, разноцветные ленты, спицы, макет матрёшки, сувениры из солёного теста - жаворонки.

Ход мероприятия:

Зал оформлен под русскую горницу: на полу лежат самотканые дорожки.

Около окна – стол, на котором в плетеных блюдах лежат ягоды, фрукты,

овощи. Стол покрыт скатертью, вышитой русским узором. По обеим

сторонам стола стоят лавки. Боковая стена оформлена предметами

прикладного искусства: расшитыми рушниками, вышитыми

салфетками.
Звучит спокойная, напевная мелодия. Все дети собираются в зале.Их заботливо встречают ведущие, одетые в русские сарафаны, на голове

у них – кокошники.
Слайд № 2-4 (Приложение 1)

1Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!

2 Ведущий: Проходите, не стесняйтесь,

Все на праздник собирайтесь.

1 Ведущий: Все, кто любит потрудиться,

Мастера и мастерицы.

2 Ведущий: Делу – время, это знай,

В час потехи – отдыхай!

1 Ведущий: Ждут вас игры и забавы,

А за удаль – и награды.

2 Ведущий: Тех, кто любит, ценит труд,

Всех на празднике здесь ждут!

Вместе: Русских ремесел праздник у нас,

Приветствуем вас мы в столь радостный час!

  • Музыкальный номер

1 Ведущий: Русский народ всегда славился трудолюбием. В старину всё делали своими руками. Ремесло кормило человека, одевало и обувало его. Недаром русская пословица гласит: «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит». А вы, юные мастера, знаете русские пословицы о труде? Я начну сейчас говорить пословицу, а вы должны ее закончить.

  • Конкурс «Закончи пословицу» (Приложение 2)

2 Ведущий: Ремесло – это не только то, что мы делаем своими руками, но и живущие с нами по сей день традиции далёких предков. «Золотые руки» ценились во все времена достаточно высоко.А если в создаваемую вещь вложена ещё и душа, то она часто являет собой прекрасное произведение искусства. Интерес к традиционным русским промыслам настолько велик и по сей день. Что небольшая экскурсия в мир народных ремёсел, надеемся, станет для многих интересной и познавательной.

1 Ведущий:А какие русские ремесла вы знаете?

  • Проводится игра с залом «Аукцион ремесел» (вышивка, вязание, ткачество, плетение из лозы, гончарное ремесло, роспись по дереву, керамике, металлу и др.)

2 Ведущий: Молодцы! С давних пор известно ручное прядение. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением Крайнего Севера, где носили меховые одежды. А теперь прошу ответить на вопросы.

Как назывался механизм для прядения? (Прялка.)

Как называлось приспособление для намотки нити? (Веретено.)

Что такое кудель? (Волокно для прядения.)

1 Ведущий: Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчёсывания волокон и ручные веретена для их скручивания. Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой или прялись непосредственно с гребня.

В 15 веке была изобретена самопрялка, что позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу.

С 17 века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прядки.

  • Конкурс «Смотай нить на веретено»

2 Ведущий: О каком ремесле сейчас пойдет речь вы узнаете, если отгадаете загадку.

Две веселые сестрицы –

На все руки мастерицы:

Сделают из ниточки

Носки и рукавички. (Вязание.)

Когда появилось искусство вязания точно не известно. Овцы были одомашнены еще за девять тысяч лет до нашей эры. У нас в России искусство вязания появилось в конце 18 века. Вязали те, кто помоложе, обеспечивая всю семью носками, рукавицами и шарфами. А главное орудие труда мастериц -различные спицы и крючки.

1 Ведущий: А теперь вопросы знатокам – вязальщикам.

Как называются петли, на которых основано все вязание, все рисунки? (Лицевые и изнаночные.)

Сколько существует способов вязания лицевых и изнаночных петель? (Два.)

На чем основывается вязание крючком? Каковы его основные элементы? (Столбики, воздушные петли, петли с накидом.)

Молодцы! А сейчас пришло время посоревноваться мастерицам-вязальщицам.

  • Конкурс «Кто быстрее свяжет один ряд петель на спицах»

1 Ведущий: Отгадайте, о каком ремесле пойдет речь в загадке.

Ногой толкну, животом нажму,

Рукой шмыгну, два раза кольну,

И опять все с начала начну. (Ткачество.)

2 Ведущий:Верно, это ткачество. Ткацкий станок – одно из наиболее древних орудий труда человека, а ткачество – одно из самых древних ремесел. Первый ткацкий станок представлял собой раму, на которую были натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком станке было трудно, т.к. нити надо было последовательно перебирать руками. Часть нитей рвалась, ткань можно было сделать только толстую.В 6 веке изобретен горизонтальный ткацкий станок, который с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых домах.Позднее был изобретен механический ткацкий станок. А современные станки сейчас работают на электричестве. Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла.Предлагаю викторину.

  • Викторина «Ткань и ткачество»

Какое сырье использовалось раньше в ткачестве? (Лен, конопля, шерсть, хлопчатобумажные нити.)

Что раньше называли «русским шелком»? (Псковский лен. Он славился во всей Европе. Ткать его умели только в России.)

Назовите тканые изделия, использующиеся в быту и в наше время. (Льняные узорные скатерти, полотенца, коврики, дорожки, покрывала.)

В какое время года женщины брались за ткачество? (С 14 марта – день Евдокии и занимались им до посевных работ.)

2 Ведущий: Действительно, по-настоящему за ткачество брались со дня Евдокии. Считалось, что на Евдокию «все подземные ключи закипают», поэтому можно белить холсты. Евдокия считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно пели веснянки.

  • Музыкальный номер

1 Ведущий: А в этой загадке еще одно ремесло скрывается.

Ниточка, иголочка, полотно – светелочка.

Нить в светелочку войдет –

Там цветочек расцветет. (Вышивание.)

Искусство вышивания – очень древнее. Еще в 9 – 12 веках в Древней Руси украшали золотым шитьем одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняли иглой на различных тканях нитями льна, конопли, шелка, шерсти, серебра, золота, украшали ее драгоценными камнями. Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображения женщин, деревьев, птиц, листьев, цветов.Русскую вышивку делят на два вида: северную и среднерусскую. Для Севера характерна вышивка крестом, вырезом, гладью. Основная особенность среднерусской вышивки – цветная перевить (мережка). Русский костюм женский и мужской украшался узором, вышитый крестиком. Так же всевозможной вышивкой украшались рушники.

2 Ведущий: Все ремесла, про которые мы с вами сегодня говорили,- ткачество, вязание, прядение, вышивание – женские. А кто мне сможет назвать мужские ремесла?

  • Игра с залом «Аукцион мужских ремесел» (плетение из лозы, кузнечное, плотницкое, столярное дело, бондарство)

2 Ведущий: Правильно! Это плетение из коры деревьев и соломы, гончарное, печное, плотницкое и столярное дело. А вы знаете, ребята, чем занимались бондари. Бондарь - это мастер по изготовлению деревянных бочек. А что по вашему мнению означает выражение «бить баклуши». Да, в нашем понимании это означает бездельничать. А на самом деле баклушами называли заготовки из дерева для ложек. Внимание! А сейчас – черный ящик! В нем лежит предмет, который изготовлен мастером мужского ремесла (Лапоть). А кто может сказать, из чего плетут лапти? (Из лыка). Лыко - это тонкая кора липового дерева, приготовленная специальным образом.Хороший плетельщик должен быть ловким и внимательным. Сможете ли вы справиться с этой нелегкой работой?

  • Игра «Сплети косы из лент»

1 Ведущий: Самое первое из всех ремёсел, чему научился человек - это рисование. Год от года, от столетия к столетию это искусство развивалось и совершенствовалось. И постепенно в изобразительном искусстве появилась такая отрасль, как роспись. В каждой местности вырабатывались свои приемы росписи. Широко известны дымковская роспись, жостовская роспись, хохломская роспись, гжельская керамика и многие другие. И вам, дорогие друзья, я предлагаю изобрести сегодня свой способ росписи. А расписать нужно всем вам известных матрешек.

  • Игра «Разрисуй матрешку»

1Ведущий:А пока наши художники расписывают матрёшек предлагаем вам музыкальный номер.

  • Хореографическая картинка

2 Ведущий:Ребята, в нашем Доме детского творчества тоже есть объединения, в которых дети занимаются рукоделием. Это современные виды рукоделия –лепка из солёного теста и полимерной глины, бумажная пластика (квиллинг)

2Ведущий: На самом деле не такие уж они и современные - искусство квиллинга или «бумажная филигрань» возникло в 16 веке в Европе - во Франции и Италии использовали бумажную филигрань из золотых обрезков старых книг. А вот в Египте художественной обработкой бумаги начали заниматься гораздо раньше и для этого использовали папирус. Так же искусство бумажной пластики было известно и на Среднем Востоке и в Китае. Позже это искусство получило известность в Англии, Америке и в России.

1 Ведущий:С древних времён люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. У славянских народов существуют древнейшие традиции праздников и обрядов, в которых участвуют фигурки из печёного теста. Так на Руси существовал праздник который назывался «Сорки»,а ещё в народе его называют «Жаворонки».В этот день 22 марта (считается прилётом жаворонков) пекут жаворонков из теста и раздают детям.

В северных районах России, а именно в Архангельской области существуют праздничные новогодние и рождественские традиции, там пекут самые разнообразные пряничные фигурки, которые называются «Козули».

Лепить из теста одно удовольствие! А для того, чтобы сохранить эти изделия и любоваться ими долгое время, придумали рецепт очень солёного теста. Вот таким искусством тесто пластики занимаются наши дети на уроках в объединении «Мастерская чудес».Более сложные и оригинальные изделия можно изготовить из полимерной глины, которая очень похожа на пластилин, но при этом более пластична и имеет способность застывать на воздухе. Поделки, сделанные руками детей, вы сможете рассмотреть на нашей выставке.

2 Ведущий:

Славный русский наш народ

Жить не может без хлопот:

Шьет, рисует, вышивает,

Пилит, рубит и строгает,

Лапти новые плетет,

Печку русскую кладет.

1 Ведущий:

Мастера все удалые,

А в гулянье – озорные.

Коль веселье – веселись,

Коль работа – потрудись!

Петь частушки выходи,

Радость всем нам подари.

  • Частушки о ремеслах (Приложение 3)

2Ведущий:Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Мы должны всегда помнить об этом, ведь всё дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники и игры, песни и танцы, сказки, семейные предания и обряды.

1 Ведущий: Уже третье тысячелетие шагнуло в наши дома, и пусть везде сейчас используются новейшая техника и новые технологии, но народные ремесла будут жить в душах и сердцах людей, в тех семьях, где любят мастерить своими руками, любят красоту, оригинальность и неповторимость. Ведь каждый человек уникален, а значит и творение его тоже уникально, неповторимо, индивидуально.

2Ведущий: А сейчас всех желающих мы приглашаем на мастер-классы: «Плетение из лозы», «Вышивки крестиком» и «Полимерная глина».

  • Мастер – классы. (Приложение 4)

1 Ведущий: Спасибо всем мастерам за их творчество. Спасибо и вам, дорогие гости, что вы пришли на наш праздник.

1Ведущий:«До свиданья» говорим, говорим до новых встреч,

Завещаем вам, ребята, ремесла русские беречь.

2 Ведущий:Учиться мастерству любому: пилить, строгать и вышивать,

Чтоб знанья эти снова, снова своим же детям передать.

Традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.

Дети сами любят работать с разнообразными материалами, выполнять вещи практического назначения. Обучение различным ремеслам сочетается с развитием художественного вкуса и творческого воображения. Традиция жива, пока её чтут, берегут.

Список литературы:

1.Арбат, Ю.А. Народное декоративное искусство/Ю.А.Арбат.-М., 2ОО3.

2.Беловский, Л.В.Типология русского народного костюма/ Л.В. Беловский. -М., 1998.

3. Назарова, К.Н. Русский сувенир/ К.Н. Назарова. - М.,1996.

6.Шпикалов, А.Русская игрушка/ А. Шпикалов. - М.,1999.

Приложение 1

  • Конкурс «Закончи пословицу».

1дев.- Без труда и отдых … не сладок.

2дев.- Без труда не вытащишь … и рыбку из пруда.

1дев.- Берись за то … на что ты годен.

2дев.-Терпенье и труд… всё перетрут.

1-Сделал дело - гуляй смело

2- Без дела жить - … только небо коптить.

1- Без охоты нет … работы.

2- Без топора не плотник, … без иглы не портной.

1- Все скоро сказывается, … да не скоро делается.

2- Всякое ремесло честно, … кроме воровства.

1- Всякий человек познается … в деле.

2- Глаза боятся, … а руки делают.

1- Есть терпенье, … будет и уменье.

2- Золотые руки у того, кто … обучился хорошо.

1- Кто мало говорит, … тот больше делает.

2- Какова пряха, такова … на ней рубаха.

1- На чужой каравай рот не разевай, … а пораньше вставай да свой затевай.

Приложение 2

Частушки

Мы веселые ребята,

Интересно все живем,

Про народные ремесла

Вам частушки пропоем.

Дайте лен, дайте лен,

Дайте сорок веретен,

Стану прясть - попрядывать,

На дружка поглядывать.

Шила милому кисет,

Вышла рукавица.

Посмотри, мой дорогой,

Какая мастерица.

Моя прялка не прядет,

Колесо не вертится.

Что-то милый не идет,

Видно, долго сердится.

Шила, шила сарафан,

Исколола пальчики.

А надела сарафан –

За мной гурьбою мальчики.

Сидит заяц на осине,

Плетет лапти косяком,

Чтобы наши грибники

Не ходили босиком.

Приложение 3

Мастер – класс

«Плетение корзины из лозы»

Цель: передача навыков и приёмов плетения из лозы участникам конкурсно -игровой программы.

Задачи мастер-класса:

Оборудование и материалы: корзина, лоза, нож для резки лозы.


Плетение из лозы - один из самых изящных и популярных в наше время видов прикладного искусства. Известно, что используя гибкие очищенные от корья прутья можно изготовить корзинку, которая будет весьма удобной при сборе лесной малины или земляники. А с корзиной больших размеров хорошо ходить за грибами. (Демонстрация изделий, выполненных в данной технологии). Плетение корзин из лозы не требует особых навыков и опыта- главное придерживаться выбранной техники и четко следовать схеме плетения. В среднем, на изготовление одной корзины уходит около двухсот штук. Искать прутья следует у самой воды, на тех местах, где прошли вырубки. Там растут гибкие и длинные прутья. Перед срезанием прута, следует испытать его на гибкость, наматывая на свой палец. Если прут не хочет надламываться, а ваши пальцы это почувствуют сразу, то такой прут подходит и его можно срезать.Плетение корзин из лозы -занятие кропотливое и требует выдержки и усидчивости.

Основная часть:

  • Технология подготовки лозы для плетения (погружение прутьев в воду на 10-15 дней, очищение от коры, просушивание);
  • Технология изготовления корзины (соединение прутьев в обруч, плетение донышка, оплетение вертикальных прутьев лозой для формирования стенок корзины, плетение бортика корзины, плетение ручки).

Рефлексия:


2. Что взяли полезного?


Мастер – класс

«Птичка из полимерной глины»

Цель: передача навыков и приёмов лепки из полимерной глины участникам конкурсно -игровой программы.

Задачи мастер-класса:

  • передача педагогом своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  • совместная отработка методических подходов педагога и приемов решения поставленной мастер-классом проблемы;
  • рефлексия собственного мастерства участниками мастер-класса

Оборудование и материалы:

Гладкая поверхность для лепки (можно использовать поверхность для лепки из пластилина);
теплая вода;
бежевая и белая полимерная глина;
тонкая иголка;
желтая акриловая краска;
тонкая кисточка.

План проведения мастер – класса

Подготовительно – организационный этап:

Приветствие. Педагог знакомит участников с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещает его содержание.

Лепка из этого материала стала довольно популярным хобби, а для многих дизайнеров – профессиональным занятием.Полимерная глина – это пластичный материал для лепки небольших изделий, который используется при создании кукол, бижутерии, цветочных композиций, сувенирных скульптур и прочее.

Хранить полимерную глину необходимо в герметичной упаковке, не допуская контакта с воздухом.В работе термопластика напоминает пластилин: «свежая» пластика легко разминается в теплых руках, но если в помещении довольно прохладно, то необходимо приложить для этого больше усилий.Лепка развивает усидчивость, внимание, моторику, творчество. Лепку из полимерной глины может освоить каждый. Главное тут терпение и аккуратность.

Основная часть:

  • Ознакомление с оборудованием и материалами;
  • Технология подготовки глины для лепки(разминание глины);
  • Технология изготовления птички(формирование из кусочка глины тельца птички, головы, клюва, крылышка, нанесение оперения);
  • Сушка;
  • Раскраска изделия.

Рефлексия:

1. Цели прихода на мастер-класс.
2. Что взяли полезного?
3. Хочется ли что-то отметить?
Демонстрация изготовленных изделий.

Мастер-класс по рукоделию «Вышивка крестом».

Цель: передача навыков и приёмов освоения техники выполнения вышивки крестом.

Задачи мастер-класса:

  • передача педагогом своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  • совместная отработка методических подходов педагога и приемов решения поставленной мастер-классом проблемы;
  • рефлексия собственного мастерства участниками мастер-класса.

Инструменты и материалы : пяльцы пластмассовые круглые с винтом для регулирования натяжения ткани; вышивальная игла (иголочка должна быть с тупым носиком); нитки мулине необходимых цветов; ткань для вышивки (канва), ножницы, схема для вышивания.

План проведения мастер – класса.

Подготовительно – организационный этап:

Приветствие. Педагог знакомит участников с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещает его содержание. Вышивкакрестом - один из древнейших видов рукоделия, которым увлечено множество женщин и мужчин по всему миру. Вышивка крестом – это искусство, которое позволяет создавать настоящие шедевры. Картины,выполненныесамостоятельно, ценятся не только как оформление собственной квартиры или дома, но очень часто они становятся незабываемым подарком для родных и близких людей.Красивый набор для вышивки крестом поможет скоротать время, успокоить после сложного рабочего дня, пробудит творческое воображение и поможет расслабиться. Вышивка позволяет развивать такие качества как познавательный процесс, логическое мышление, аккуратность, усидчивость, внимательность, терпеливость, усидчивость, самостоятельность, умение делать выводы, умение концентрироваться и ценить прекрасное.Вышивание крестиком – это интереснейшее занятие, которое, несомненно, целиком вас захватит.

Основная часть:

Практическая иллюстрация опыта педагога. Педагог кратко характеризует основные идеи технологии вышивки крестиком, знакомит с этим видом рукоделия, начинает с простых схем с небольшим количеством цветов, например, с детской вышивки.

Рефлексия: проводится дискуссия по результатам совместной деятельности педагога и обучающихся.

Трек № 1.
Звучит музыкальное вступление (фонограмма).
Выходит ведущий.

ВЕДУЩИЙ.
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
Нам лето дарит яркий праздник,
И главный гость на нём – игра!

Она наш друг – большой и умный,
Не даст скучать и унывать:
Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать!

ВЕДУЩАЯ.

Добрый день вам, ребятишки! И девчонки и мальчишки! Вижу, улыбки — открытые, глаза — блестящие, настроение — отличное, значит – празднику сегодня БЫТЬ!!! Сегодня всех вас мы приглашаем в удивительную страну – Игралию, на праздничный парад загадок, викторин, шарад!

ВЕДУЩИЙ:
Но для начала давйте с вами познакомимся поближе. А сделаем мы это с помощью игры. Я попрошу вас быть внимательными, слушать стихотворение, и выполнять все те просьбы, которые в нём упоминаются. Договорились? Итак, я начинаю!

ПОЗНАКОМИМСЯ?
Игра-знакомство

Саши, Сережи, Алеши –
Хлопнули дружно в ладоши!
Маши, Наташи и Леночки –
Похлопали все по коленочкам!
Вовочки, шалуны и проказники –
Рожицы корчат на празднике.
А сколько у нас есть Олесь?
Скажите громко: «Мы здесь!»
Васи, Димы, Ромочки – веселые мальчишки,
Ушки покажите, как будто вы зайчишки!
Арины, Марины, Ирины –
Поклонились, как балерины!
Вани, Гриши, Миши –
Притихли, словно мыши!
Коли, Кости и Антошки –
Показали всем ладошки!
Нины, Даши, Гали –
На лошадке поскакали.
Кирюшечки и Лёвушки –
Надулись, точно совушки!
Всех имён мы не назвали,
Вы, друзья, уж не взыщите
Дружно, громко в этом зале
Своё имя прокричите!

Молодцы! Вот так дружно, все за раз познакомились сейчас. Ну, а теперь и наша очередь подошла представиться. Меня зовут _____________________

ВЕДУЩАЯ:
А меня ______________________________. Ребята, скажите мне, а вы хотите стать умнее и находчивее, узнать интересное, разгадать трудное? Хотите весело и пользой провести досуг? Мы предлагаем вам…поиграть.

ВЕДУЩИЙ.
— Подумаешь, ерунда! Сделаю это играючи! – нередко говорят о лёгком, пустячном деле. Игра и впрямь немыслима без лёгкости, непринуждённости. Но означает ли это, что игра – дело пустяковое, незатейливое?

ВЕДУЩАЯ.
Нет, игра – дело серьёзное. И в то же время игра – всегда азарт, интерес. Поиск, неожиданные находки и открытия. Игра – это способ познания окружающего мира. Играя, мы учимся преодолевать неудачи, достойно встречать поражения. В игре мы растём и взрослеем.

ВЕДУЩИЙ.
И в этом вы сегодня убедитесь сами. Потому что сегодня для вас — «Праздничный парад загадок, викторин, шарад» !
Для участия в интеллектуальных играх нашего парада нам потребуется две команды.
(Идёт деление участников праздника на две команды) .
Наш парад состоит из нескольких отдельных туров. За правильные ответы на счет каждой команды будут начисляться баллы, сумма которых в финале программы поможет определить победителя. Отвечать на поставленные вопросы нужно будет, подняв сигнальную карточку. У одной команды – она жёлтого цвета, у другой команды – красного. Сразу хотим сделать предупреждение – за выкрики ответа с места команды будут штрафоваться – то есть со счета заработанных баллов будут сниматься штрафные очки. Задача ясна? Тогда … Мы начинаем!

Трек № 2. Фонограмма торжественных фанфар.

ВЕДУЩАЯ.
Есть загадки в нашем крае,
До того мудрёные…
Кто загадку отгадает –
Попадёт в ученые!

Наш первый тур называется «ЗАГАДОЧНОЕ АССОРТИ».
А это значит, что команды должны будут дать ответ на поставленный вопрос загадки. Балл за каждый правильный ответ будет начисляться той команде. Которая первой поднимет сигнальную карточку.
Команды готовы? Внимание! Слушаем загадки – находим отгадки!

1. Мешено, квашено, вялено, на стол поставлено (ХЛЕБ)

2. Один бежит, другой лежит, третий кланяется. (РЕКА, КАМЕНЬ, ТРАВА)

4. Легко поднимешь, а через хоромы не перекинешь. (ПЕРО)

5. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (МОХ)

6. Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит. (ОСИНА)

7. С молоком, а не коровушка, летает, а не совушка. (ОДУВАНЧИК)

8. Сама холодна, а людей обжигает. (КРАПИВА)

9. Белые горошки на зелёной ножке. (ЛАНДЫШ)

10. Выпучив глаза сидит, не по-русски говорит,
Родилась в воде, а живёт на земле. (ЛЯГУШКА)

11. Он сети, как рыбак готовит,
А рыбы никогда не ловит. (ПАУК)

12. Сидит на ветке, а не птица.
Есть рыжий хвост, а не лисица. (БЕЛКА)

ВЕДУЩИЙ.
Итак, по итогам первого тура у нас лидирует команда ________________________

ВЕДУЩАЯ.
С детства все мы любим сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствуют сердца.

А мы переходим к 2-му туру нашего парада, который называется «СКАЗОЧНЫЕ ОБЪЯСНЯЛКИ»
Сейчас буду звучать вопросы о сказочных героях. Для облегчения решения задачи к каждому вопросу вам будут предложены три подсказки. А теперь, ВНИМАНИЕ!

Правила ТУРА:
Если Вы угадали ответ
— с первого объяснения – 3 балла
— со второго объяснения – 2 балла
— с третьего объяснения – 1 балл

1. Он всегда очень грустный
2. У него был День рождения
3. Сова подарила ему хвост (ОСЛИК ИА)
4. Он жил в джунглях
5. Он обучал волков законам джунглей.
6. Маугли тоже был его учеником (МЕДВЕДЬ БАЛУ)
7. Он постоянно падал.
8. Сначала он сам не знал своего имени
9. Его друг крокодил (ЧЕБУРАШКА)
10. У него были очень узкие двери
11. Он был очень воспитан.
12. Винни-Пух съел у него всё сладкое (КРОЛИК)
13. Он путешествовал в Африку
14. Он любил всех животных
15. Он вылечил даже Бармалея (ДОКТОР АЙБОЛИТ)
16. Она была очень доброй и трудолюбивой
17. Она за ночь сшила целых три бальных платья.
18. Её крёстной была фея (ЗОЛУШКА)
19. Он бежит – земля дрожит
20. Он мог допрыгнуть до окна царевны
21. Его звали Вещий каурка (СИВКА БУРКА)
22. Она смелая и умная девочка
23. Она жила у Медведя
24. Она испекла пирогов и отправила бабушке с дедушкой (МАШЕНЬКА)
25. Он утверждал, что мальчиков тоже надо пылесосить
26. Он очень любил шалить
27. Он хотел 8 тортов и одну маленькую свечку (КАРЛСОН)
28. Ему постоянно вредили грызуны
29. Он не умел злиться
30. Он хотел жить дружно (КОТ ЛЕОПОЛЬД)

ВЕДУЩАЯ:
Ваши познания сказочного мира впечатляют и заслуживают аплодисментов.
Поаплодируйте друг другу! А сейчас аплодисменты должны быть вдвое громче, потому что адресованы они команде ______________________________, которая лидирует в ЭТОМ туре!

А общий счет по итогам двух туров таков:
У команды __________ на счету __________ баллов,
а у команды __________ на счету __________ баллов!

ВЕДУЩИЙ:
Вряд ли в нашей стране найдутся люди, никогда не слышавшие о «Книге рекордов Гиннесса». В ней собраны факты о самом-самом-самом, достойном внимания и восхищения! Мы тоже готовы поговорить сейчас с вами об этом. То есть о самом интересном и впечатляющем.
И сделаем мы это с помощью следующего, третьего тура нашего парада – викторины «САМЫЙ, САМАЯ, САМОЕ»
Условия этого состязания просты: услышав вопрос и решив дать ответ на него, вы также поднимаете сигнальную карточку. Команда, первой поднявшая карточку и давшая правильный ответ, получает на свой конкурсный счет 1 балл. Вы готовы к следующему испытанию? Тогда внимание, вопросы викторины «САМЫЙ, САМАЯ, САМОЕ!»

 Самый большой медведь?
(Белый медведь.)
 Самый зубастый столовый прибор?
(Вилка.)
 Самая походная сумка?
(Рюкзак.)

 Самая плавательная обувь?
(Ласты)
 Самый небесный цвет?
(Голубой)
 Самый детский театр?
(Кукольный театр.)
 Самое детское плавательное средство?
(Надувной круг.)
 Самый первый школьный учебник?
(Букварь.)

 Самые большие волны?
(Цунами.)
 Самый высокий сказочный милиционер?
(Дядя Стёпа.)
 Самый добрый сказочный доктор?
(Доктор Айболит.)
 Самое верное человеку животное?
(Собака.)

 Самая овощная сказка.
(«Приключения Чиполлино», Джанни Родари.)
 Самая красивая птица в мире?
(Павлин.)

 Самый походный музыкальный инструмент?
(Гитара.)
 Самый русский музыкальный инструмент?
(Балалайка.)
 Самый лучший в мире крокодил?
(Гена, друг Чебурашки.)

ВЕДУЩИЙ:
Настало время подвести итог прошедшего тура. Своей эрудицией покорила нас команда ____________________________________, набрав в этом состязании _______ баллов, и став лидером! Молодцы! Так держать!

ВЕДУЩАЯ:
Время движется вперёд, и подсказывает нам, что пора переходить к следующему туру нашего парада – четвёртому, который называется «ШАРАДЫ».
Кстати, кто может дать мне четкий ответ, что же такое шарады? (Ответы)
Чтобы знать четкое определение этого слова, предлагаю вам прослушать небольшую справочку:
«Составные части шарады – это отдельные маленькие слова, из которых в сумме складывается слово побольше. Для загадки-шарады дается описание каждой ее части, а потом — смысл всего слова». Теперь, когда вам знакома расшифровка этого необычного слова, я думаю, можно переходить к самомУ конкурсу. Условия его, так же как и в предыдущих турах, просты – за каждое правильно угаданное слово команда получает один балл, предварительно подняв сигнальную карточку и дав ответ.
Итак, я объявляю четвертый тур – «ШАРАДЫ»

ШАРАДЫ ПО АЛФАВИТУ

Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене,
Буквы, видно, подшутили —
В утварь взяли превратили,
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку.
(АКТЕР — ТЕРКА)

С Д я к жидкостям привык,
С З огромный дикий бык.
(БИДОН — БИЗОН)

С Б мучительной бываю,
С М одежду пожираю,
С Р актеру я нужна,
С С — для повара важна.
(БОЛЬ — МОЛЬ — РОЛЬ — СОЛЬ)

Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты И прибавишь —
И стану птицей я лесной.
(ВОЛГА — ИВОЛГА)

С буквой Ч для вас я
Друг, приятель.
А стоит Ч сменить на Г,
Как перед вами встанет неприятель.
(ВРАЧ — ВРАГ)

С буквой Л в игре в футбол
Часто слышим слово. . . .
С Д уж в слове смысл не тот —
Мерой стало — просто. . . .
(ГОЛ — ГОД)

Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом с семьею живем,
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено.
(ДАЧА — ЗАДАЧА)

Читайте слева от меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтешь наоборот.
(ДОГ — ГОД)

Мы всех — и взрослых и детей —
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставить Т,
Мы их ужасно напугаем.
(ИГРЫ — ТИГРЫ)

С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П от вас не утаю —
Тоже в школе я стою.
(КАРТА — ПАРТА)

БУКВА Л
Чтоб отгадать, имей терпение:
С Л я — часть лица,
а с Б — растение.
(ЛОБ — БОБ)

С Л я слезы вызываю,
С Ж по воздуху летаю.
(ЛУК — ЖУК)

БУКВА М
С М гожусь тебе я в пищу,
И могу быть я цветком,
С Р в реке меня разыщут,
С С вдруг стану я мешком.
(МАК — РАК — САК)

Задачу ты решишь свободно:
Я небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца —
Во мне увидишь что угодно.
(НОС — СОН)

Мне не пройти в ветвистый лес —
Мои рога в ветвях застряли,
Но обменяй мне Л на С —
И листья леса все завянут.
(ОЛЕНЬ — ОСЕНЬ)

Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь — поставь меня в вазу.
Но с буквою К в огород я пойду,
И если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу.
(РОЗА — КОЗА)

Со звуком С я невкусна,
Но в пище каждому нужна,
С М берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто.
(СОЛЬ — МОЛЬ)

С У — ползучий, с Ж — колючий.
(УЖ — ЁЖ)

Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь М,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем.
(УХА — МУХА)

БУКВА Х
С буквой Х меня на себе носят,
С буквой С в столовой просят.
(ХАЛАТ — САЛАТ)

Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну, я гожусь,
С мягким знаком я, конечно,
Сразу цифрой окажусь.
(ШЕСТ — ШЕСТЬ)

БУКВА Я
В начале слова — обрыв, овраг,
Потом — на конверте почтовый знак.
В целом, то место, куда на Руси
Товары свои привозили купцы!
(ЯР-МАРКА)

ВЕДУЩИЙ:
М вышли на финишную прямую. Но, чтобы объявить следующий, завершающий тур нашего парада, нужно выяснить, какая команда стала лучшим «расшифровщиком» шарад.
Итак, ______ правильных ответов дала команда__________________, заработав соответственно ____________ баллов, и ________ правильных ответов у команды __________________, значит в её копилку зачисляется _________ баллов.
Теперь всё на своих местах и пора объявить пятый тур нашего парада – «АУДИОВОПРОС».
Дорогие друзья, вам необходимо определить по звучанию, кто из мультяшных героев исполняет песню или произносит фразу. Ответы также будут приниматься только после того, как вы поднимете сигнальную карточку. За каждый правильный ответ будет происходить пополнение ваших конкурсных копилок.
Готовы? Внимание, слушаем первый музыкальный фрагмент.

Порядок музыкальных треков:

1. «Малыш и Карлсон»
2. Песенка «Если добрый ты» (Кот Леопольд)
3. «Возвращение блудного попугая»
4. Песенка Мышонка
5. Песенка Шапокляк
6. Фраза из мультфильма «Маша и Медведь»
7. Песенка «Я на солнышке лежу» (Львён0к и Черепаха)
8. Фраза из мультфильма «Ну, погоди!»
9. Песня Забавы (Из мультфильма «летучий корабль»)
10. Фраза из мультфильма «Маугли»
11. Песня Атаманши и разбойников («Бременские музыканты»)
12. Песенка Кота Матроскина
13. Песенка друзей «Ничего на свете лучше нету» («Бременские музыканты»)

ВЕДУЩАЯ:
Вот и подходит к концу наш удивительный парад загадок, викторин, шарад. Очень приятно, что в зале царил дух соперничества и конкурсной борьбы.
Через мгновения мы узнаем, какая же из команд стала победительницей. Но мне кажется, что сегодня вполне уместно будет напомнить принцип олимпийского движения: «Главное – не в победе, главное – участие!»

(Объявляется результат прошедшей игры. Награждение сувенирами.)

ВЕДУЩИЙ:
Закончился конкурс, закончилась встреча,
Настал расставания час…
Но вы не грустите, вы к нам приходите,
Мы встретимся с вами не раз!

(Финальная песня.)