Вопросы по третьей евангельской заповеди блаженства. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира

Третья заповедь блаженства звучит так: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5). Кто такие кроткие и что такое кротость?

Молчать и терпеть?..

Если обратиться к греческому тексту Евангелия, то можно увидеть, что словом кроткие переведено греческое слово «праос». Кроме значения «кроткий» это слово также переводится как тихий, ласковый, спокойный, сдержанный, ручной, прирученный. Все эти значения можно передать одним словом - беззлобный. Великий учитель монашеской жизни - преподобный Ефрем Сирин (306-373 гг.) писал о кротких так: «Кроткий, если и обижен - радуется; если и оскорблен - благодарит; гневных - укрощает любовью; принимая удары - не метётся; когда с ним ссорятся - спокоен; когда (его) подчиняют - веселится…, в унижениях радуется, заслугами не кичится, со всеми мирен…, чужд лукавства, не знает зависти».

У известного духовного писателя XX века святителя Николая Сербского (1881-1956 гг.) есть замечательное высказывание: «Кротость есть дочь плача и внучка смирения». Получается, что кроткий - это тот, кто молча терпит все жизненные неурядицы и унижения, а ко всему прочему - готов безропотно подчиняться. Если предыдущие заповеди о духовной нищете и духовном плаче современному человеку еще можно как-то понять и принять - да, во всем нужно полагаться на Бога и хорошо бы оплакивать свои грехи - но вот как быть кротким? Что доброго и полезного в постоянном терпении, вплоть до «радости в унижениях»? Мир диктует совершенно другие условия, ведь как известно, «выживают сильнейшие». Для победы здесь и сейчас больше востребована дерзость - качество противоположное кротости. Почему именно я должен терпеть, подчиняться, прощать, любить? Пусть меня терпят, подчиняются, прощают и любят. А я буду только потреблять. И как это ни странно - именно такие люди благоденствуют, получая от жизни все.

Еще более интересно, что это противоречие заметили не сегодня и даже не вчера. Заповедь о блаженстве кротких - прямая цитата из Псалтири: Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36, 11). Псалом 36 - это рассуждение о праведниках и нечестивых. Псалмопевец видит, что нечестивые - преуспевают в пути своем, в их руках - мечи и луки, они обладают многими богатствами, они подобны крепкому, укоренившемуся многоветвистому дереву (см. Пс. 36, 7, 14, 16, 35). А что остается праведнику? Уповать на Господа и делать добро; жить на земле и хранить истину (Пс. 36, 3). Потому что только добро, вера, надежда и любовь - есть настоящая жизнь, настоящее существование. Успех нечестивого - иллюзия, обман. Все это есть только здесь и сейчас. У нечестивых нет и не может быть будущего: Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут (Пс. 36, 1-2) иУклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек: ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек (Пс. 36, 27-29).

Господь не случайно взял слова именно из этого псалма. Оккупированная римлянами Иудея видела то, о чем говорилось в приведенных только что цитатах. Нечестивые язычники, утвердившиеся в своем звании властителей мира, притесняющие бедных и попирающие святыни покорили избранный народ Божий. И уже сама надежда на обещанного Богом Спасителя превратилась в ожидание лидера, который поведет армию на освободительную войну и покорит и уничтожит врагов. Но пришедший Спаситель кротко напоминает о том, что именно кротость и терпение сделают верующих наследниками обетований Божиих. В этих словах - призыв переосмыслить весь привычный нам порядок. И не просто переосмыслить, а изменить его, начав прежде всего с самих себя. Будьте кроткими, любящими, терпеливыми, а не дерзкими, гордыми, ненавидящими и мстительными. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Уподобиться Христу

Господь Иисус Христос говорил о Себе: Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Кроткие - уподобляются Христу. Но Христос обещал кротким - наследовать землю. Какую землю и где? И унаследовал ли Он Сам, будучи кротким? Конечно, видеть в словах Христа обещание благоустроенного земельного участка будет ошибкой. Ведь и Сам Обещавший не владел ничем в земной жизни - у него не было даже места, где Он мог быприклонить голову (Мф. 8, 20). И снова перед нами парадокс - Христос, как Бог - Владыка мира, но одновременно - он беднее всех - лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда (Мф. 8, 20), а Он - ничего. Ничего из земных благ, ничего из того, что порой превращается в идола, в жертву которому приносится все. Господь же обещает кротким землю, где живут и не умирают - землю живых (Пс. 26, 13), вечную жизнь с Богом, ту жизнь, которой живет Сам Христос. И принять это дар могут только те, кто был кроток, кто был терпелив и незлобив, кто готов был открыть свою любовь другим. По-настоящему обладать может только искренний и бескорыстный. Бог любит человека не потому, что желает что-то получить в ответ на эту любовь (да и имеет ли Бог в чем-то нужду в нашем смысле?), а потому, что Он Сам - Любовь. Поэтому признаками кротости можно назвать искренность и бескорыстие - стремление отдать самого себя, не ожидая награды. Потому что награда от Бога - превыше любых ожиданий. Эту мысль лучше всех выразил апостол Павел, когда написал христианской общине города Филиппы, что Христос уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Фил. 2, 7-10).

В известной книге Клайва Стейплза Льюиса (1898-1963 гг.) «Письма Баламута», где старый опытный бес - Баламут - дает советы своему молодому племяннику - бесу-искусителю Гнусику, высказана простая и очень глубокая мысль о том, что когда человек искренне и бескорыстно наслаждается чем бы то ни было, он тем самым защищает себя от самых тонких бесовских искушений. Потому что соединенная с искренностью и бескорыстием кротость открывает путь Богу в сердце человека.

В этом кроется ответ на вопрос, поставленный в начале наших рассуждений - как можно быть кротким в этом мире? Подлинную кротость, кротость во всей ее полноте явил Иисус Христос. А это значит, чтобы быть кротким, нужно быть таким, как Христос. Возможно ли это для человека? Человек не может стать Христом в прямом смысле, потому что Христос - вечный Бог. Но каждый из нас - и все мы вместе в Церкви, Теле Христовом - может стать богоподобными, то есть похожими на Христа. Сила Христова явилась именно в кажущемся поражении - отвержении народом, распятии и смерти. Распятие и смерть - стали не бесславным концом, а вечной победой над грехом. Победа пришла оттуда, откуда ее сложнее всего было бы ожидать. Поэтому и наша победа связана с теми добродетелями, которые менее всего ценятся в этом мире. Наверное, это можно назвать одним из свойств Божиих - являть Себя через то, чего никто не ожидает. И одно из самых ярких явлений силы Божией - это явление пророку Илие: И сказал (Господь Илие): выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра… (3 Цар. 19, 11-12). Не в разрушительной и неуправляемой стихии видим мы Бога, а в освежающем и ласковом прикосновении тихого ветра, чуть слышно шелестящего листву. Тихо и кротко прикосновение Бога…

Продолжение следует

Газета «Саратовская панорама» № 40 (968)

"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю". Евангелие от Матфея 5:5

Для слушателей Иисуса это было шокирующее заявление. Им это казалось совершенно странным.

Они знали, что такое духовная гордость.

Они знали, что такое самодовольство.

Они знали, как можно придать себе благочестивый вид.

Они знали, что такое быть религиозными.

Они хорошо исполняли обряды.

Они думали, что пользуются популярностью.

Они думали, что смогут прожить собственными усилиями, мудростью, энергией и способностями.

И когда придет Мессия, они ожидали, что Он пригласит их в Свое царство и скажет им: "Я пришел возвысить вас за вашу религиозность и исключительную духовность. Бог видел вас с неба и Он остался вами очень доволен".

Они не понимали столь революционного подхода Иисуса Христа. Они расчитывали на свою духовность, однако Иисус сразу же опроверг их ожидания, как только заговорил с ним. Он призывал их быть нищими духом, скорбящими сердцем (плачущими) и вот теперь — кроткими. Не должно быть никакой самоправедности, никакой духовной гордости.

Наше общество не похоже на их общество. Мы считаем, что "трофеи принадлежат победителю". Итак вперед! К победе! Но мы, пожалуй, также удивлены новому подходу Иисуса, так же как и иудеи. Давайте же рассмотрим историческую сцену, на которой происходило явление Иисуса иудеям.

Немногим более полустолетия перед рождением Иисуса Христа, т.е. в 63 до н.э., Помпеи положил конец независимости иудеев и присоединил Палестину к Римской империи. Свою независимость Палестина отвоевала у Греции в результате кровавого восстания, получившего название Маккавейского, однако спустя некоторое время она снова попала под иго, на этот раз — могущественной Римской империи.

Начиная с 63 года до н.э. Палестиной управляли частично цари династии Ирода (правящая семья назначалась римским кесарем). Кесарь ставил в Палестине царя по той причине, что ее население хотело иметь царя, однако он посылал также своего прокуратора и губернаторов, наиболее известным из которых был Понтий Пилат. Но не только иудеи находились под властью Римской империи и поставляемых ею марионеточных царей династии Ирода, прокураторов и губернаторов, а фактически весь Ближний Восток новозаветного времени находился под властью Рима.

Это было печальное для иудеев время. Они настолько сильно презирали римское господство, что даже не желали в этом признаться. Когда Иисус сказал иудейским лидерам: "И познаете истину и истина сделает вас свободными" (Иоан. 8:32), они ответили Ему: "Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда" (Иоан. 8:33).

Вся жизнь Иисуса приходится на период зависимости Израильского народа от Римской империи. Тень кесаря нависла над всем Новым Заветом и мы замечаем ее на каждой странице Священного Писания. В то же самое время в сердцах иудеев жила надежда что скоро придет Мессия. Все чувствовали, что вот-вот что-то должно случиться. Царство Божье должно быть установлено на земле, поскольку Писание ясно указывало на это.

Именно в этот исторический период явился Иисус, и евангелист Марк так говорит об этом: "После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие" (Марк 1:14-15).

Иудеи пришли в восторг! Они постоянно ощущали господство и иго римских властей, и вот теперь, так неожиданно, появился необычный Человек, творящий чудеса и говорящий так, как никто не говорил до Него. Возможно, — это и есть Мессия!

Когда Иисус накормил множество народа который собрался на холме, иудеи хотели сделать Его царем и начать мятеж, который сбросил бы римское иго. Они ожидали великого лидера, который смог бы возглавить восстание и принести освобождение. Вспомним, что тогда иудаизм имел четыре основных партии: фарисеев, садукеев, зилотов и ессеев.

Фарисеи были религиозными консерваторами, а саддукеи — либералами. Ессеи были религиозными мистиками и жили в пустыне Кумран, где уже в наши дни были найдены древние рукописи Мертвого моря. Зилоты были людьми действий, более интересовавшимися политикой, чем религией. Они мечтали о сильном в военном отношении царстве. Они искали полководца, который мог бы возглавить их революционную армию.

Фарисеи тоже очень желали свергнуть римское господство, но их не устраивала идея военизированного государства. Они желали святого государства, реставрации ветхозаветной теократии. Они ожидали чудотворного Мессию, Который низверг бы Рим каким-то сверхъестественным путем. Как фарисеи, так и зилоты ожидали, что Бог сделает что-то великое. Они помнили что написано в Даниила 7:13-14, а именно, что Мессия придет на облаках в великой славе. Но поскольку они точно не знали, как именно это произойдет, каждый имел свои собственные представления.

Даже двенадцать апостолов ожидали нечто подобное. В Деяниях 1:6 они спросили: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?" Они также хотели узнать, произойдет ли это путем войны или чуда. Однако это не было целью Иисуса, вот почему Он ответил на удивления Пилата по поводу Царя, не имеющего ни царства, ни трона, ни царской короны, следующими словами: "Царство Мое не от мира сего" (Иоан. 18:36). Слова Иисуса Христа означали следующее: "Ты не можешь понять, какой Я Царь. Мой приход на землю не имеет никакого отношения к военной силе. Я не собираюсь чудом ниспровергать Римскую империю. Это вовсе не Моя цель". И если бы Он хотел это сделать, то Хритос мог бы призвать Себе на помощь легионы (тысячи) ангелов. (Если только один ангел смог за ночь поразить 185000 ассирийцев (4 Цар. 19:35), то легион ангелов смог бы сделать все, что угодно).

Надежда на политическое и религиозное восстановление Израиля была несбыточной мечтой, но она так жгла сердца иудеев, что появилась масса ложных мессий. Они появились повсюду. Палестина была переполнена ими.

Зилоты просто не имели терпения ожидать Мессию. Они рвались в бой, желая поднять восстание против Рима. Они совершали политические убийства и предпринимали другие революционные действия, но это приводило только к усилению репрессий со стороны Рима.

Однако Божий план был совершенно не таким, каким представляли иудеи. Можете себе представить их реакцию, когда Иисус в Своей Нагорной проповеди начал говорить об этом. "Что это за Мессия? Кого Он расчитывал привлечь к Себе? Кому нужна группа сентиментальных женщин и кротких людей? Такие люди никогда не победят Рим!"

Он привел в разочарование сторонников активных политических мер, не поддержав их идею о насильственном перевороте; и религиозников, не предложив им уничтожить Рим посредством чуда. И когда Иисус в конце концов, был предан в руки римлян, избит, и оплеван римскими воинами, и поставлен Пилатом рядом с Варнавой, в Нем не было ни вида, ни величия, какого люди хотели видеть в Мессии (Исайя 53). А поэтому они подумали, про себя: "Об этом Человеке надо забыть! Мы не хотим такого Мессию". Вот почему они начали кричать: "Распни Его! Распни Его!"

Они возненавидели Иисуса за то, что Он не оправдал их надежды и разочаровал их. И когда позже некоторые говорили: "Он был Мессия", народ отвечал: "Он умер на кресте. А в Ветхом Завете сказано: "проклят всякий, висящий на древе". Не говорите нам, что Он наш Мессия!" (См. Второзаконие 21:23 и Галатам 3:13.)

И хотя пятьсот человек свидетельствовали, что видели воскресшего Христа, разочарованные иудеи так и не поверили этому. Апостолы повсюду проповедовали воскресение Христа и всегда говорили следующее: "Посмотрите, Мессия должен был пострадать. Он должен был умереть. Именно так говорит Священное Писание. Так должно было случиться". Воскресший Иисус Христос говорил двум ученикам, по дороге в Эммаус: "Если бы вы знали Писание, вы бы знали, что так надлежало всему быть" (См. Лук. 24:25-27.)

Однако большинство иудеев не обратило внимания на пророчества из книги пророка Исайи (гл. 40-66), где говорится о Мессии, как о страдающем рабе. Иисус, говоря о Себе, сослался на 61 главу книги пророка Исайи. Иисус уподобился тем, кто занимал самое низкое положение в обществе. Он говорил: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето ГОСПОДНЕ благоприятное" (Лук. 4:18-19). Да, это было довольно печальное общество!

Апостол Павел говорит в 1 Послании к Коринфянам 1:26-27: "Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира". Сам Иисус стал слугою. Он пришел не для того, чтобы ниспровергать римское господство. Они пришел омыть ноги нелюбящим ученикам. Вся Его жизнь была образцом кротости и служения. Он говорил: "Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Map. 10:45).

Иудеи упустили самую суть. Они не поняли, для чего пришел Христос. Он пришел, чтобы показать им кротость, самоотвержение. Он учил: "Ни самодовольные, ни самоправедные, ни гордые, ни сильные, ни знатные, ни самоуверенные, ни глубокорелигиозные не войдут в Мое Царство. Но, напротив, нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, гонимые, и изгнанные, опороченные, кто никогда не воздавал злом за зло — вот они являются гражданами Моего царства".

Люди того времени не могли этому поверить. Иногда и мы не можем поверить этому. Нам кажется, что Богу нужны особые люди. Мы думаем, что Богу нужны высокопоставленные и сильные, богатые и знатные. Но так никогда не было! Наш Господь пришел и затронул самое больное место иудеев. Он сказал: "Хотите быть в Моем Царстве? В него входят духовные банкроты, плачущие и кроткие".

А теперь позвольте перейти к подробному рассмотрению того, что является кротостью.

Это нечто иное, чем быть нищим духом, хотя между тем и другим есть много общего. В некоторых местах Писания эти два слова могут быть взаимозаменяемы, но я хочу указать на замечательное различие. Духовная нищета подчеркивает человеческую греховность. Кротость подчеркивает Божью святость.

Другими словами, человек нищ духом потому, что грешен, но кроток, потому, что Бог настолько свят по сравнению с ним. Духовная нищета — это негативное явление в результате чего человек стремится к праведности. В этом заключается красота определенной последовательности, которой придерживается Христос в Своей Нагорной Проповеди. Сначала духовная нищета, т.е. страшное ощущение своей греховности. Однако за этим не следует отчаяние, поскольку человек начинает видеть и что-то другое. Ему открывается святость Божья, и появляется желание обладать этой святостью Божьей.

Люди, настроенные реалистично, после покаяния становятся очень чувствительными по отношению к Богу. Но остаются несчастными и лишены благословения, высокомерные, самоудовлетворение, самоправедные, некающиеся и гордые. Все эти качества опустошает человека.

Зилоты говорили: "Мы желаем Мессию-полководца". Фарисеи говорили: "Мы желаем Мессию-чудотворца". Саддукеи говорили: "Мы желаем Мессию-материалиста". Ессеи, находясь в пустыне, говорили: "Мы желаем Мессию-монаха". Но Иисус сказал: "Я кроток и смирен сердцем".

Многие послания апостола Павла вторят этому учению. В Послании к Ефесянам 4:1-2 он говорит: "Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью". В Послании к Титу 3:2: "Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам". В Послании к Колосянам 3:12: "Итак облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение".

Божьи понятия не меняются. Вы можете увидеть кротость в далеком прошлом в Ветхом Завете. Пс. 21:27: "Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!" Жизнь вечная принадлежит кротким, а не гордым. Пс. 24:9: "Направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим". "Смиренных возвышает Господь…" (Пс. 146:6).

Бог всегда близок к кротким. В Его глазах они превосходят других. Таких Бог любит. В книге пророка Исайи 29:19: сказано: "И страждущие более и более будут радоваться о Господе". Кротким принадлежит спасение, учение, благословение и радость.

А теперь рассмотрим пять вопросов, относящихся к кротости.

Что это означает на самом деле "быть кротким"?

Если блаженны только кроткие, то нам нужно получше рассмотреть — что такое кротость? Отметим прежде всего, что во всех случаях кротость присуща только тем, кто нищ духом и скорбит душой. Определение слова "кротость, как лишенный мужества" которое мы встречаем в толковом словаре, не является библейским определением. Значение этого слова в Писании определяется значением греческого слова праос, т.е. мягкий, вежливый, нежный.

Таким образом кроток тот человек, который является мягким, вежливым, почтительным, терпеливым, покорным. Свойством кротости обладает смягчающее лекарство, мягкий приятный ветерок или прирученный жеребенок. Кротость — это характерная черта Иисуса Христа. Во 2 Послании к Коринфянам 10:1 и в Евангелии от Матфея 21:5 говорится о кротости Христа. Далее сказано: "Се, Царь твой грядет к тебе, кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной".

Когда Иисус въехал в город Иерусалим, Он ехал не на белом коне, но на осленке. Так ездили только простые люди. Христос был кроток. Кротость — это вежливость и мягкость, а также покорный характер, однако это не слабость. Кротость — это сила, находящаяся под контролем. Запомните это определение. Сила под контролем. Это результат самоуничижения и смирения, это сокрушение перед Богом. Это прирученный лев.

Кротость не означает быть пассивным. В книге Притч 25:28 сказано: "Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим". Другими словами, вы имеете силу, но не умеете ею владеть. Такое состояние похоже на разрушенный город. Но с другой стороны, в Притчах 16:32 сказано: "Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города". Умение управлять своим духом и есть кротость. Не иметь над собою контроля — значит не быть кротким.

Давайте рассмотрим в каком значении слово кроткий употребляли греки. Необузданный жеребенок своим буйным нравом может нанести ущерб. Прирученный — полезен. Мягкий ветерок охлаждает и приносит наслаждение. Ураган разрушает. Кротость — это противоположность буйности и насилию. Кроткий человек с радостью отнесется даже к тому, если у него отнимут имущество, зная, что у него есть лучшее непреходящее богатство на небесах (Евр. 10:34). Кроткий человек — это человек, умерший для самого себя. Он не переживает оттого, что кто-то причиняет ему боль. Он никогда не таит в себе вражды.

Кажется, Джон Буньян сказал: "Тот, кто уже упал, дальше упасть уже не может". Такому человеку нечего терять. Кроткий человек никогда не прибегает к самозащите, поскольку он сознает, что не заслужил ничего лучшего. Он никогда не сердится на тех, кто причиняет ему зло. Он никогда не требует то, что принадлежит ему по праву. Он уже нищ духом, и сознает свою греховность, и постоянно оплакивает ее последствия. Смиренно он стоит перед Святым Богом, не смея оправдывать себя.

Но кротость не означает малодушие, вялость или безразличие. Это не просто приятная черта человеческого характера. Кроткий человек говорит: "Сам по себе я не могу ничего. Однако я все могу в Господе". Он также говорит: "Сам себя я защищать не стану. А за Бога я готов отдать мою жизнь". Кротость — это не пассивное отношение к греху, это умение держать свой гнев под контролем. Кротость — это святое негодование.

Задумайтесь над словами 1 Послания Петра 2:21: "Ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его". Да, это истинная кротость. Он никогда не сделал ничего неправедного, и никто не мог обвинить Его в грехе. Никто не мог наказать Его за какое-то преступление. А потому всякое насилие над Иисусом совершилось незаконно. Когда люди злословили, они были неправы. Когда они обвиняли Его — это была ложь.

Спустя два стиха в той же самой главе апостол Петр пишет: "Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному" (1 Пет. 2:23).

Это и есть кротость. И те, кто имеет такую кротость по Божьему обещанию, наследуют землю. Иисус никогда не защищал Сам Себя, но когда Он увидел, как обесчестили храм Его Отца Небесного, Он взял бич и начал бить и выгонять всех из храма. Кроткий человек говорит: "Я никогда не стану защищаться, но я готов умереть, защищая Бога". Иисус дважды очистил храм. Он обличал лицемеров. Он обвинял лживых лидеров Израиля. Он без страха предупреждал людей о грядущем Божьем суде. Но, как говорит Библия, Он был кротким. Кротость — это сила, используемая только для защиты Бога.

Как проявляет себя кротость?

Помните, как Аврааму было дано чудесное обетование, о чем сказано в 12 и 22 главах книги Бытия: "Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки. И сделаю потомство твое, как песок земный; если кто может сосчитать песок земный, то и потомство твое сочтено будет" (Быт. 13:15-16).

"Конечно, дядя, тебе".

"Так не забывай же об этом, дорогой! Мне дано обетование, и эта земля принадлежит мне!" Он мог воспротивиться своему племяннику. Он имел полное право на это. Авраам был избран Богом. Лот же был всего лишь приставшим к нему родственником. Но как Авраам поступил? Давайте прочтем главу 13 главу Бытия.

"И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими; ибо мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня. Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево" (Быт. 13:8-9). Другими словами: "Ты можешь выбрать то, что ты хочешь, а я возьму уже то, что останется. Это и есть кротость. Когда вы осознаете что вы никто иной, как только грешник, вы поймете, что означают слова: "…в почтительности друг друга предупреждайте" (Рим. 12:10). Так поступал Авраам.

Затем посмотрим на Иосифа. Он был продан братьями в рабство и отвезен в Египет. Они подумали: Мы избавились от этого брата. Они не могли терпеть его из-за того, что он был самым любимым сыном их отца. Позже настал голод и братья Иосифа вынуждены были идти в Египет, чтобы купить там зерно. Знаете ли вы, кто был главной фигурой в Египте? — Иосиф. Он занимал пост премьер-министра и был вторым человеком после фараона, и вот теперь его братья пришли к нему с просьбой продать им зерно.

Иосиф мог сказать: "Я расскажу вам небольшую историю, а потом откажу". Но он так не сделал. Он обладал силой, но и умением управлять собой. Он не имел мстительности в своем характере.- Им не овладело негодование, раздражение или недовольство. Он продолжал любить братьев и дал им все необходимое. Конечно, он заметил, что среди них нет Вениамина, которого он так хотел видеть. Иосиф не побоялся рассказать все фараону. Иосиф был сильным человеком. Кротость не равносильна трусливости.

Помните, как Саул преследовал Давида? Об этом говорится в 1 Царств в 26 главе? Саул знал, что Бог помазал Давида быть следующим царем Израиля. Саул возненавидел его и всячески пробовал его убить, однако случилось таг, что именно Давиду представилась возможность убить Саула. Когда он со своими людьми вошел в шатер, где спал Саул, люди, бывшие с Давидом, сказали ему: "Сделай это, Давид, сделай. Убей его! Он в твоих руках! Это твой шанс! Не упусти его, Давид! Если ты позволишь ему уйти, ты погубишь себя!"

Давид взял копье Саула и его сосуд с водой, чтобы Саул знал, что он был в его шатре и мог его убить. Однако он не воспользовался своей силой. В руках Давида было копье, однако он не воспользовался им, хотя Саул спал Давид искал не то, что угодно ему, а что угодно Богу.

В Книге Царств главе 16 описан случай, когда сын Давида Авессалом восстал против него, и Давид бежал из Иерусалима. Один из сторонников Саула по имени Семей увидел уходившего из Иерусалима Давида и начал его злословить. "Посмотри на себя, — кричал он, — твой собственный сын восстал против тебя. Ты превозносишься! Но великий царь Израиля прячется здесь в кустах!"

Племянник Давида Авесса сказал: "Зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? Пойду я и сниму с него голову". Однако Давид приказал ему не трогать Авесса. Он не стал защищать себя. В тот момент он проявил полное послушание и покорность Божьей воле.

В Числах 12:3 сказано, что Моисей был кротчайшим человеком из всех людей на земле. Вы скажете: "Кротчайшим? Он был кротчайшим?" Моисей сказал фараону: "Отпусти народ мой!" Спустившись с горы Синай и увидев, что его брат допустил поклонение золотому тельцу, он разгневался настолько сильно, что разбил каменные скрижали. Все это так, но он не защищал себя. Он защищал Господа Бога.

Фактически когда Бог сказал ему (Исх. 3): "Моисей, ты Мой человек", Моисей возразил Ему: "Нет, Господи, Ты не захочешь иметь со мною дела. Я непригоден, Я неполноценный человек. Я не умею говорить, я замыкаюсь. Ты, наверное, ошибаешься. Ты хочешь, чтобы я вывел израильтян из Египта? Когда-то я убил одного египтянина, и это стоило мне сорока лет жизни в пустыне! Как же я могу вывести из той страны два миллиона евреев и при этом не попасть в беду? Я не могу этого сделать".

Он не полагался на самого себя. Он не мог защищать сам себя перед Богом, но он мог защищать Бога перед всеми людьми. Это и есть кротость.

Апостол Павел говорит, что он не мог бы надеяться на плоть (Фил. 3:3). Однако посмотрите, что он далее говорит: "Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе" (Фил. 4:13).

Каковы же результаты кротости?

Блаженны кроткие. Это первый результат. Хотите ли вы быть счастливым (макариос)? Именно счастье и означает кротость. Не счастье в мирском понимании этого слова, не обусловленное обстоятельствами счастье, но счастье в Божьем понимании, а именно: продолжающееся счастье и истинная радость, которые вытекают из вечного общения с живым Богом.

Во-вторых, и это замечательно, кроткие наследуют землю. Христос имеет здесь в виду то, что когда вы войдете в Его Царство, вы унаследуете право на владение всей землей, т.е. правом, данным первоначально Адаму. Речь идет о восстановленном рае. Сыны Царствия наследуют землю. И только тот может войти в Божье Царство, кто скорбит о своей греховности, а не тот, кто считает, что он безгрешен. Только тот, кто оплакивает потерю Бога, а не тот, кто смеется, считая, что у него все обстоит хорошо.

В книге Бытия содержится Божье обещание дать землю Его детям. Знаете ли вы о том, что тогда речь шла о землях, простирающихся до реки Евфрат? Иудеи же с трудом смогли пересечь Иордан и выйти на восточный берег, так что это обещание осталось неисполненным. В книге пророка Исайи 57:13 и 60:21 говорится, что когда придет Мессия, то Он даст не только все эти земли, но и вообще весь мир.

Знаете ли вы, что думали иудеи, жившие в дни Христа?

"Тысячелетнее Царство будет принадлежать сильным. Гордым, смелым. Тем, кто не покоряется своим угнетателям".

Иисус же говорил: "Нет, нет и нет. Земля будет принадлежать кротким". Но как же кроткие смогут завладеть ею? Конечно, они не смогут этого сделать. Они вообще не могут сделать ничего. Но зато Христос может все. Кроткие входят в Его Царство, и Он дает им землю. Ударение, как и в других блаженствах, поставлено в греческом тексте: "Блаженны кроткие, ибо только они наследуют землю".

Глагол наследовать в греческом языке означает "получить предназначенную часть". Таково Божье обещание. В Псалме 36 сделано очень ясное обещание относительно наследования земли, но праведные иудеи тогда говорили: "Но почему же тогда неправедные процветают, тогда как нам приходится терпеть различные лишения?"

Псалмопевец отвечает на это: "Не беспокойтесь об этом. Ваша задача заключается в том, чтобы вручить свою жизнь руки Божьи, доверьтесь же Ему, положитесь на Него, и Он исполнит желание ваших сердец". В Псалме 36:13 сказано: "Господь же посмеивается над ним, ибо видит, что приходит день его". Возможно пока это выглядит наоборот, но Бог говорит, что люди, делатели зла будут скошены, как трава, и, как скошенная трава, они увянут. "Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на ГОСПОДА наследуют землю" (Пс. 36:9).

Глагол наследовать стоит в будущем времени. Мы будем составной частью Его Царства. Мы будем управлять вместе с Иисусом. В 1 Послании к Коринфянам 3:21-23 сказано: "Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий".

Псалом 149:4 говорит: "Ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением". Придет время, когда Бог воздаст должное всем народам и совершит отмщение. Он наденет цепи на земных царей и закует в кандалы знатных. В один из тех дней Бог соберет всех нечестивых и удалит их с земли, и очищенную землю отдаст Своим детям. Мир, каким я знаю его теперь, каким я вижу его теперь, имеет большое значение для меня, поскольку он мой, он мне подарен. Тот факт, что я принадлежу Его Царству, дает мне основание так считать. Тот факт, что я принадлежу Царству Божию дает мне основание считать так. Без Христа я смотрел бы на мир так, как мирские люди смотрят на него. Да, однажды, когда полностью исполнится Божье обещание о Тысячелетнем Царстве, он станет моим.

Зачем нужна кротость?

Только кроткие могут быть спасены. В Псалме 149:4 сказано: "…прославляет смиренных спасением". Если вы не придете к Христу, осознав свою духовную нищету, плача о своей греховности и смирившись перед Его святостью, вы не сможете спастись. Такова заповедь Господня. В книге пророка Софоний 2:3 Бог говорит: "Взыщите смиренномудрие".

Человеку нужна кротость, поскольку без нее он не сможет воспринять Слово Божье. В Послании Иакова 1:21 сказано: "В кротости примите насаждаемое слово". Без кротости человек не сможете быть Божьим свидетелем. Знаете ли вы об этом? Поэтому апостол Петр говорит: "Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3:15).

Человеку также нужна кротость, потому что сама кротость прославляет Бога. В 1 Послании Петра 3:4 сказано, что если вы хотите прославить Бога, не заботьтесь о вашей внешности, но о том, чтобы внутри вас была кротость.

Таким образом кротость необходима нам потому, что без нее нет спасения, так как кротость заповедана Богом, она нужна для того, чтобы воспринимать и передавать другим Его Слово, и, наконец, она важна, если мы хотим прославлять Бога.

Как можно узнать кроток ли я?

Исследуйте свое сердце. Обладаете ли вы способностью управлять собой? Сердитесь ли вы, реагируете ли вы должным образом и стараетесь ли вы воздать только в том случае, если Бог бывает поругаем?

Всегда ли вы отвечаете покорностью и повиновением Слову Божьему? Если вы кротки, то всегда.

Всегда ли вы стремитесь к миру? Кротость всегда прощает и восстанавливает добрые взаимоотношения. Вот почему в Послании к Ефесянам 4:2-3 сказано, чтобы мы отличались всяким смиренномудрием и кротостью и старались сохранять единство духа в союзе мира.

Воспринимаете ли вы критику внимательно и спокойно и относитесь ли вы доброжелательно к тем, кто вас критикует? Кротость поступает именно так. Стараетесь ли вы наставлять других в духе кротости?

Кротость — это отказ от своего "я".

1. Блаженны нищие духом (смиренные), потому что их есть царство небесное.
2. Блаженны плачущие, потому что они утешатся.
3. Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие (сильно желающие) и жаждущие правды (праведность, святость), потому что они насытятся.
5. Блаженны милостивые, потому что они будут помилованы.
6. Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога.
7. Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены (будут названы) сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всечески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах.

Объяснение девяти Заповедей Блаженства.

Девять заповедей блаженства, данные нам Спасителем, нисколько не нарушают десять заповедей Закона Божия. Напротив, эти заповеди дополняют друг друга. Своё название Заповеди блаженства получили из предположения о том, что следование им при земной жизни ведёт к вечному блаженству в последующей вечной жизни.
Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане: как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царствии Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженства, учение о тех качествах и свойствах человека, которые соответствуют Царствию Божьему как Царству Любви.
Всем, кто будет исполнять Его наставления ли заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство в будущей, Вечной жизни. Поэтому таких людей Он называет блаженными, то есть самыми счастливыми.

Первая Заповедь Блаженства:

"Блаженны нищие духом (смиренные), потому что их есть Царство Небесное."

Слово "блаженны" значит в высшей степени счастливы.
Нищие духом - это люди смиренные, сознающие своё несовершенство. Нищета духовная есть убеждение в том, что все преимущества и блага, которые мы имеем - здоровье, разум, различные способности, изобилие пищи, дом и т.д. - всё это мы получили от Бога. Всё хорошее в нас - это Божье.
Смирение есть первая и основная христианская добродетель. Без смирении человек не может преуспеть ни в какой другой добродетели. Поэтому первая заповедь Нового Завета говорит о необходимости стать смиренным. Человек смиренный во всем просит Бога о помощи, всегда благодарит Бога за данные ему блага, укоряет себя за свои недостатки или грехи и просит у Бога помощи для исправления. Бог любит смиренных людей и всегда им помогает, гордым же и самонадеянным Он не помогает. "Бог гордым противится, смиренным же дает благодать," - учит нас Священное Писание (Притч.3:34).
Как смирение есть первая добродетель, так гордость есть начало всех грехов. Еще задолго до сотворения нашего мира один из близких к Богу ангелов, по имени Денница, возгордился светлостью своего ума и своей близостью к Богу и захотел стать равным Богу. Он произвел на небе революцию и увлек в непослушание часть ангелов. Тогда ангелы, преданные Богу, изгнали из рая взбунтовавшихся ангелов. Непокорные ангелы образовали своё царство - ад. Так началось зло в мире.
Господь Иисус Христос есть для нас величайший пример смирения. "Научитесь от Меня: потому что Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим," - сказал Он Своим ученикам. Очень часто люди очень одаренные духовно являются "нищими духом" - то есть смиренными, а люди менее талантливые или совсем бездарные, наоборот - очень гордыми, любящими похвалы. Господь еще сказал: "Всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя - возвысится" (Матф. 23:12).

Вторая Заповедь Блаженства:

"Блаженны плачущие, потому что они утешатся."

Плачущие это те, кто сознает свои грехи и недостатки и кается в них.
Плач, о котором говорится в этой заповеди, есть скорбь сердца и покаянные слёзы о сделанных грехах. "Печаль ради Бога производит покаяние ко спасению, а мирская печаль производит смерть," - говорит св. Апостол Павел. Мирская печаль, вредная для души, это чрезмерная скорбь из-за утраты житейских предметов или из-за неудач в жизни. Мирская печаль происходит от греховной привязанности к житейским благам, из-за гордости и эгоизма. Поэтому она вредна.
Может быть полезной для нас печаль, когда мы плачем из сострадания к ближним, попавшим в беду. Не можем мы также быть равнодушными при виде совершения другими людьми злых поступков. Усиление зла среди людей должно вызывать в нас чувство скорби. Это чувство скорби происходит от любви к Богу и добру. Такая скорбь полезна для души, так как очищает ее от страстей.
В награду плачущим Господь обещает, что они утешатся: получат прощение грехов, а через это внутреннее успокоение, получат вечную радость.

Третья Заповедь Блаженства:

"Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю."

Люди кроткие это те, которые ни с кем не ссорятся, но уступают. Кротость есть спокойствие, полное христианской любви состояние души, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позволяет себе ропота.
Христианская кротость выражается в терпеливом перенесении обид. Грехами, противоположными кротости являются: гнев, злоба, раздражительность, мстительность.
Апостол учил христиан: "Если возможно с вашей стороны, то будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12:18).
Кроткий человек предпочитает промолчать при оскорблении, нанесенном ему другим человеком. Кроткий не будет ссориться из-за отнятой вещи. Кроткий не будет повышать голос на другого человека или выкрикивать бранные слова.
Господь обещает кротким, что они наследуют землю. Обещание это означает, что кроткие люди будут наследниками небесного отечества, "новой земли" (2 Петр. 3:13). Они за свою кротость получат от Бога многие блага навсегда, в то время, как люди дерзкие, которые обижали других и грабили кротких, в той жизни ничего не получат.
Христианин должен помнить, что Бог всё видит и что Он бесконечно справедлив. Каждый получит то, что заслужил.

Четвертая заповедь Блаженства:

"Блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся."

Алчущие - сильно желаающие есть, голодные. Жаждущие - сильно желающие пить. "Правда" - значит то же, что святость, то есть духовное совершенство.
В других словах эту заповедь можно было бы сказать так: блаженны те, которые всеми силами стремятся к святости, к духовному совершенству, потому что они получат это от Бога.
Алчущие и жаждущие правды - это те люди, которые, сознавая свою греховность, горячо желают стать лучше. Они всеми силами стремятся жить по заповедям Божиим.
Выражение "алчущие и жаждущие" показывает, что желание наше к правде настолько должно быть сильно, насколько сильно желание голодного и жаждущего утолить свой голод и жажду. Прекрасно выражает такое стремление к праведности царь Давид: "Как лань стремится к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!" (Пс. 41:2)
Алчущим и жаждущим правды Господь обещает, что они насытятся, т.е. что они достигнут праведности при Божией помощи.
Эта заповедь Блаженства учит нас не удовлетворяться тем, что мы не хуже других людей. Мы должны каждый день нашей жизни становиться чище и лучше. Притча о талантах говорит нам, что мы ответственны перед Богом за те таланты, то есть те способности, которые нам дал Бог, и за те возможности, которые Он нам предоставил, чтобы "умножить" свои таланты. Ленивый раб был не за то наказан, что был плохой, а за то, что закопал свой талант, то есть ничего хорошего не приобрел в этой жизни.

Пятая Заповедь Блаженства:

"Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут."

Милостивые - это люди сострадательные к другим, это люди, жалеющие других людей, попавших в беду или нуждающихся в помощи.
Дела милости бывают материальные и духовные.
Дела милости материальные:
Накормить голодного,
Напоить жаждущего,
Имеющего недостаток в одежде одеть,
Посетить больного.
Часто при храмах существует Сестричество, которое посылает помощь нуждающимся людям в разные страны. Можно свою денежную помощь посылать через церковное сестричество или другую благотворительную организацию.
Если случится автомобильная авария или мы видим на дороге больного человека, надо вызвать скорую помощь и позаботиться, чтобы этот человек получил медицинскую помощь. Или, если видим, что кого-то грабят или бьют, надо вызвать полицию, чтобы спасти этого человека.
Дела милости духовной:
Подать ближнему хороший совет.
Простить обиду.
Научить незнающего истине и добру.
Помочь грешнику стать на правильный путь.
Молиться за ближних Богу.
Милостивым Господь обещает в награду, что они сами будут помилованы, т.е. на предстоящем суде Христовом им будет явлена милость: Бог их помилует.
"Блажен помышляющий (заботящийся) о нищем и убогом, в день бедствия избавит его Господь" (Псалом).

Шестая Заповедь Блаженства:

"Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога."

Чистые сердцем, это те люди, которые не только явно не грешат, но и не таят порочных и нечистых мыслей, желаний и чувств в себе, в своем сердце. Сердце таких людей свободно от привязанности к тленным земным вещам и свободно от грехов и страстей, насаждаемых страстью, самолюбием и гордостью. Люди, чистые сердцем, непрестанно помышляют о Боге и всегда видят присутствие Его.
Чтобы приобрести чистоту сердца, надо хранить посты, заповеданные Церковью, и стараться избегать объедения, пьянства, неприличных фильмов и танцев, чтения непристойных журналов.
Чистота сердца гораздо выше простого чистосердечия. Чистосердечие состоит только в искренности, в откровенности человека в отношении к ближнему, а чистота сердца требует полного подавления порочных мыслей и желаний, и постоянной мысли о Боге и о Его святом Законе.
Людям с чистым сердцем Господь обещает в награду, что они увидят Бога. Здесь, на земле, они увидят Его благодатно-таинственно, духовными очами сердца. Они могут видеть Бога в Его явлениях, образах и подобиях. В будущей же вечной жизни они будут видеть Бога так, как Он есть; а так как видеть Бога есть истоник высочайшего блаженства, то обещание видеть Бога есть обеание высшего блаженства.

Седьмая Заповедь Блаженства:

"Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божиими."

Миротворцы - это люди, которые живут со всеми в мире и согласии, которые много делают, чтобы был мир между людьми.
Миротворцами называются те люди, которые сами стараются жить со всеми в мире и согласии и других людей, враждующих между собой, стараются примирить или, по крайней мере, молят Бога об их примирении. Апостол Павел писал: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми."
Миротворцам Господь обещает, что они назовутся сынами Божиими, то есть будут самыми близкими к Богу, наследниками Божиими и сонаследниками Христу. Миротворцы своим подвигом уподобляются Сыну Божию - Иисусу Христу, Который пришёл на землю, чтобы примирить согрешивших людей с правосудием Божиим и поселить мир между людьми, вместо господствовавшей между ними вражды. Поэтому миротворцам и обещается благодатное название детей Божиих, а с этим бесконечное блаженство.
Апостол Павел говорит: "Если вы дети Божии, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться; потому что думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас" (Рим. 8:17-18).

Восьмая заповедь Блаженства:

"Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное."

Гонимые за правду - это те истинно верующие люди, которые так любят жить по правде, т.е. по Закону Божию, что за твердое исполнение своих христианских обязанностей, за свою праведную и благочестивую жизнь терпят от нечестивых людей, от врагов гонения, преследования, лишения, но ничем не изменяют правде.
Гонения неизбежны для христиан, живущих по правде евангельской, потому что злые люди ненавидят правду и всегда преследуют тех людей, которые отстаивают правду. Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос был распят на кресте врагами, и Он всем Своим последователям предсказал: "Если Меня гнали, будут гнать и вас" (Иоан. 15:20). И апостол Павел писал: "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. 3:12).
Чтобы терпеливо переносить гонения за правду, человеку необходимо иметь: любовь к истине, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, веру и надежду на помощь Божию.
Гонимым за правду Господь обещает Царство Небесное, т.е. полное торжество духа, радость и блаженство в райских селениях.

Девятая Заповедь Блаженства:

"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах."

В последней, девятой заповеди Господь наш Иисус Христос называет особенно блаженными тех, которые за имя Христово и за истинную Православную веру в Него терпеливо переносят поношения, гонения, злословие, клевету, издевательство, бедствия и даже смерть.
Такой подвиг называется мученическим. Выше подвига мученического ничего не может быть.
Мужество христианских мучеников нужно отличать от фанатизма, который есть ревность не по разуму. Христианское мужество нужно также отличать от вызванной отчаянием бесчувственности и от напускного равнодушия, с которым некоторые преступники по своему крайнему ожесточению и гордости выслушивают приговор и идут на казнь.
Христианское мужество основано на высоких христианских добродетелях: на вере в Бога, на надежде на Бога, на любви к Богу и ближним, на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу.
Высоким образцом мученического подвига служит Сам Христос Спаситель, а равно и Апостолы и бесчисленное множество христиан, которые с радостью шли на мучения за Имя Христово. За подвиг мученичества Господь обещает великую награду на небесах, т.е. самую высокую степень блаженства в будущей вечной жизни. Но и здесь, на земле, Господь прославляет многих мучеников за их твёрдое исповедание веры нетлением их тела и чудесами.

Блаженство, счастье, радость, никак не ассоциируются с плачем. Никто и никогда не скажет плачущему: «Как я тебе завидую! Какое счастье свалилось на тебя»! Случающиеся иногда «слёзы радости» лишь подчёркивают закономерность связи плач – горе. Так уж с младых ногтей, воспринимаем мы некоторые смысловые связки. Смех – счастье. Плач – горе. В этих простых формулах застыла принятая нами без осмысления жизненная философия. Теперь слезами смыв весь набор ложных представлений о счастье, о цене слёз и смеха, я осознаю, что всё доселе воспринятое было всего лишь плотским, физиологическим компромиссом, в котором духовным истинам места и не было вовсе. В этом компромиссе даже и интеллекту места не было. Ведь рассуждения о смысле бытия, о цене успеха, о радости и боли, в связи с высокой целью, неизбежно упираются в двери морга. Помните: «Цели нет передо мной, сердце пусто…». И такая неизбежность выключает мозг на самых ранних стадиях, едва лишь мысль о цели жизни и ценности приобретения возникает на горизонте. Омытое слезами раскаяния сердце стало способно рассмотреть, что до сего времени был я калека. Инвалид духа. От рождения. Попытки придать себе и жизни своей разумное обоснование, увидеть смысл и цель своего земного жизненного путешествия приводили к отверстию «чёрной дыры» поглощающей всё и вся. Это теперь я понимаю, что отвергнув Бога человек обрёк себя на неизбежную деградацию, на эволюционное превращение в ничто. Контраст, отделяющий ничто от всё, описать невозможно. Заповеди блаженства, о которых мы рассуждаем, все в совокупности, лишь дают нам возможность прикоснуться к граням этого неописуемого состояния, блаженства. Так одна из граней, утешение. Тишина. Покой. Удовлетворение. От суеты, от конфликтов, от разочарований, от уныния и отчаяния да войти в состояние покоя, это действительно блаженство. Тишина, как состояние человека, получившего утешение, это оказывается невероятное блаженство. Это состояние и души и духа, и разума и воли в такой гармонии, что становится возможным слушать Бога. Это разрушение морга, стен его холодных, безжизненных, бессмысленных. Другая грань – Земля обетованная.

«». «Кротость — незлобие, смирение, покорность». Словарь Ушакова. Синонимы кротости — Безответность, безропотность, добродушие, миролюбие, мягкость, покорность, скромность, смирение, терпеливость, уступчивость. Каждое определение содержит в себе некую внутреннюю силу. И добродушие, и миролюбие, и скромность, и терпеливость, и безропотность – всё это слова говорящие о высоком духе, о высокой морали. Носитель данных добродетелей – фигура скорее мифическая. Пытаюсь рассмотреть эти наряды на знакомых, близких людях, и в разочаровании буквально каменею. Нет. Разве что на миг, как на бал, как на торжественный приём, можно увидеть такую кротость, к примеру, в невесте, до бракосочетания. Но и то, вряд ли. Ведь все перечисленные добродетели, синонимы кротости в общественном сознании представляются как пороки. В далёком прошлом, приходилось слышать такое присловье. «Скромность украшает человека». Из этого же ряда, ставшее анахронизмом фраза. «Ничто не ценится так дорого и не стоит так дешево, как вежливость». Пытаюсь найти в реальности следы кротости, смирения, скромности. Поиски приводят в отчаяние. Горизонт пуст. В себе вижу отсутствие этих высоких духовных качеств. И понимаю, что все мои беды жизни, и в детстве и в зрелом возрасте были связаны с отсутствием кротости, и с избытком её противоположности — надменностью, резкостью, необузданностью, вспыльчивостью, горячностью, дерзостью. И тут приходит озарение. Так вот же Он! Образец! Учитель, провозглашающий высокие духовные стандарты. Приглашает к Себе! Обещает высокий результат. Обретение кротости, покоя, утешения.

«Придите ко Мне, все измученные и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» . Матф.11:28,29.

Много было прекрасных лозунгов. Только их произносившие не следовали своим же призывам. Как и сегодня, зовущие «на бой кровавый, святой и правый», отсиживаются в «палатах грановитых». Не так Иисус. Слова Его в невероятной по напряжению борьбе плоти и духа: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» . Являют наивысший образец кротости. Чаша ведь не с ароматами, но полная смертельного яда. А слово со креста: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают ». Это слово заступничества не за тех, кто подвизается за Него, но за тех, кто его убивает. Здесь стынет кровь. Мороз по коже. И кажется, погибает надежда. И Любовь отвержена с презрением. И смерть торжествует. Но вот оно Воскресение! Христос воскрес из мёртвых! Вот Победа жизни. Смерть не могла удержать Его! Вот и восхождение в Небесный Дом к Отцу. Блаженны кроткие. Они наследуют землю. Момент общения с Иисусом невероятным образом воздействует на душу. Как будто духовный рентген просветил всю мою жизнь, самые потаённые закоулки памяти, и в развёрнутой картине обнаружилось поле моей житейской битвы, на котором жертвы моей невоздержанности, израненные, униженные, отверженные, осмеянные, и я сам в этом соборе «тварей дрожащих», самый униженный и обезображенный, сам жертва. И все «достоинства», за которые не щадя живота ни своего, ни живота ближнего, я бился всю жизнь, суть пустота. «Суета сует. Всё суета»! «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю ». Я понял. Наглые и крикливые, дерзкие и необузданные, самой крикливостью своей заглушаем мы голос истины, голос совести, голос Божий. Гиперактивность забирает всю жизненную энергию, так что исчезает даже способность остановиться и задать вопрос. «Что же я делаю? В чём смысл жизни моей? А что потом? Куда я приду»? Здесь, на холме, произошло чудо. В моё сердце проник свет. В мое сердце проникла жизнь.

Наследие в устах Иисуса звучит как слово о смысле бытия. В идеологии безбожия, жизнь есть существование без смысла и без наследия, разве что в виде оградки на месте погребения останков тела. В этом слове Иисуса, наследие предложено не как плата, не как мотивация к кротости, но как откровение мне, ищущему некоего твёрдого результата жизни, земли обетованной. Не сила. Не власть. Не непокорность. Не богатство. Всё это проявление плоти, разжигающие амбиции человека, ведущие его на завоевание пространства, богатства, славы. И, однако, всякий уходящий с земли, ничего не способен взять с собой. Продираясь сквозь ограды могил, на высоких, чёрного мрамора надгробиях, я вижу надписи, говорящие о величии погребённых здесь останков. Я понимаю, что это и есть то, что выдали обладателю этого поселения сильные мира сего, обманувшие его «учёные» безбожники, погревшие руки на его таланте, проходимцы, снаряжённые самим дьяволом. Здесь, в этой же земле, и забытые всеми с упавшими и сгнившими деревянными крестами, наследие простолюдин, заставляющие живых решать не решаемую задачу:- «так кто же с кем сравнялся в этом вечном городе тишины и покоя»? Это вовсе не то наследие, которое живые ценят. Это не то наследие, которое завещают своим детям. Это не то наследие, которое потомков делает состоятельными людьми. Это не то наследие, которое живые берегут, приумножают и передают своим потомкам с добрым словом напутствия. Это смешение тщеславия, с пустотой, разрушенных амбиций с неугасающей гордостью. И при всём блеске золотых букв, это место краха человека и человечества. Это смерть. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю ».

После сознания своей нищеты и слёз раскаяния, слова Иисуса проникают в душу, в которой обнаруживается дух, воспринимающий слова Господа, как реальность, как достоверную истину, которая буквально материализуется в способности видеть невидимое. Кроткие наследуют землю. Они не завоёвывают её. Не покупают. Не выигрывают в лотерею. Они наследуют, т.е. получают по завещанию, по решению, по обещанию Хозяина Вселенной. Слова Иисуса открывают дверь из мира видимого, временного, в мир невидимый, мир вечный, в мир Царства Бога Отца. Таковых есть Царство Небесное.

Это Небо открытое, и вечность манящая, доступная, реальная, обитель Бога Отца. «Отче наш, Сущий на небесах» – уже не религиозная формула, но чистое, наивное, доверительное обращение чада к отцу своему. «В доме Отца Моего обителей много» – слова Иисуса Христа буквально открывают двери в Космос, не как таинственный, неведомый, холодный и тёмный мир бесконечных галактик, но как Дом небесного Отца. Это предчувствие обретения покоя. Это вхождение в тишину, в которой подобно ученикам Иисуса Христа, Петру, Иакову и Иоанну, хорошо быть, просто рядом с Иисусом. И шатра не надо, ибо мир и покой сердца наступает, белизна, что есть святость, достигает своего апогея, и сердце смолкает и бунтующий разум усмиряется, и исчезает боль и горе, и память свободная от обид, от жажды мести, уже не беспокоит и не зовёт на поля сражений. Утешение. Тишина. Покой. Блаженство.

С давних пор, как Творец изгнал из рая наших прародителей, человек странствует по земле, ища прибежища, как бомж, утративший права на жилище, лишившийся права наследства, по своему разгильдяйству, или же по произволу внешних сил зла. В таком состоянии для человека каждая помойка – столовая, каждый подвал гостиница. Известное присловье «Нам бы только день простоять, да ночь продержаться» давно уже стало национальной идеей. Но ведь и преуспевшие в этой драчке за место под солнцем, те, которые отхватили «уголок рая», оградив его высоким забором, выставив охрану, вовсе не обрели покоя. «Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета»! Еккл.2:23. Это тревожное чувство суета. Оно инстинктивно нейтрализует пустоту души. Оно порождает страх. Страх рождает страсть. Страсть вынуждает человека мобилизовать все ресурсы и предупредить злоумышленников, поразить их, отстоять и умножить свою землю. Захватывая новые и новые территории земли, человек вместо ожидаемого покоя, получает многократно умноженное чувство страха, ибо увеличивая границы «своего» поместья, захватчик неизбежно увеличивает и количество врагов вокруг себя. Живя в состоянии постоянного страха, он мечтает о «земле обетованной», где течёт молоко и мёд. О такой бесплодной страсти в своё время Лев Николаевич Толстой много размышлял. Прочтите его рассказ «Много ли человеку земли надо?»

Заколдованный круг. Бомж мечтает об уголке, о лавочке под деревом, думая, что это и есть рай. Человек, обладающий и домом и лавочкой и деревом, обнаруживает пустоту в себе самом, продажность и лживость окружающих друзей – льстецов, и множество завистников-врагов. Конечно, эта картина страдает крайностями. Между бомжами и хозяевами жизни, приютилось огромное число середняков, людей живущих скромно, от зарплаты до зарплаты, от отпуска до отпуска, от рождения до смерти. Но в этой серой массе, как в спящем вулкане совершаются незримые процессы, которые в определённое время взрываются, извергая на поверхность земли и в атмосферу массы пепла, огня и лавы, сея смерть вокруг себя. И опять перед глазами Христос. В ореоле святости, отстранённый от боли и поражённый нашей болью, неземной, и земной одновременно, не имеющий где голову приклонить, обладающий всем и нам предлагающий всё! «Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам ». Матф.6:33.

Это теперь, слезами покаяния душу свою, очистив, я прозреваю и духом и умом. Блаженство плача оказывается ещё и в том, что слёзы омывают глаза сердечные. Под воздействием слёз раскаяния, вдруг открывается реальное состояние и моё собственное и мира, и его заманчивых предложений, которые увлекали меня, за которыми я бежал, задыхаясь, спеша урвать кусок призрачного счастья прежде, нежели мой ближний успеет сделать это, оставив меня за бортом.

Слова Иисуса Христа: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю » проникли в моё сознание, как Божественное откровение. Укрощённая плоть смолкла, смирилась. Замерла. Дух воскрес. Покоем наполнилось естество моё. Не надо никуда бежать. Не надо мстить. Не надо доказывать. Не надо обвинять. Покой в самом эпицентре войны, где под несмолкаемый гомон возмущённых сородичей идёт борьба за счастье, борьба не на жизнь, а на смерть. На смерть? На смерть! Вот ведь как. Это утверждение ведь не новое. На смерть я посвящал себя, обрекая и ближних своих. Не хочу на смерть. Хочу на жизнь. И естество моё наполнилось неизвестным доселе чувством удовлетворения. Довольством. Полнотой. Потрясающее чувство. Снизошла благодать. Бог мой Отец. Небо мой дом. Блаженны кроткие. Вот оно счастье!