Возникновение христианства. Христианство в современной Европе: новая реальность

Христианство (продолжение)

Христиане подвергались гонению, первое упоминание о них не в христианских текстах, а в 60е гг. до н.э. Самые ранние христианские труды относятся к 125 г. У римлян первое упоминание христиан связано с большим пожаром, устроенном Нероном.

Христианство начало привлекать бедное население страны и солдат, и из-за этого верховные власти Рима начали испытывать беспокойство. Со 2го века начались гонения, христиан ловили и заставляли отказываться от своей веры. Верующих приводили в храм, ставили перед статуей Божественного Императора и предлагали принести жертву этому идолу и вознести ему молитву. Если человек соглашался, значит он был порядочным гражданином Рима.

К 4 веку количество христиан увеличилось (15% населения), император Константин решил принять эту религию. Он издал Миланский эдикт в 324 г., который признавал христианство полноправной религией, христианам возвращали их земли и свободу, а в 325 году император Константин объявил христианство государственной религией Римской Империи.

После 335 года характер христианства меняется. Почувствовав свою власть, оно становится воинственным, менее терпимым, более жестоким. Начинается чистка в храмах, внешняя политика христианской церкви становится агрессивной.

Семь Вселенских соборов. Это собрание христианских епископов, дьяконов и т.д., ученых в религии. Цель: выработка единых правил. Город Никея, 335 г., первый Вселенский собор (Никейский). Здесь был выработан символ веры.

Символ веры – это совокупность основных вероучительных положений христианства. Здесь говорится о том, как надо понимать природу божества, о миссии пришествия Христа, говорят о церкви и том, чем живет каждая верующая душа. Символ веры – это минимум христианской веры, при незнании которого человек не может считаться христианином.

Основные положения символа веры:

· Бог это единый творец всего сущего

· Бог это отец и вседержитель

· Ничто помимо бога не существует

· Верую в Христа, единого сына божьего (который был рожден еще до сотворения мира)

· Бог вечен

В 381 г. на втором Вселенском соборе(проходил в Константинополе) символ веры получил окончательное оформление, Никео Царьградский – символ веры.

Вопросы, обсуждавшиеся на собрании:

1. Триединство бога (бог одновременно и един /сущность/ и троичен/лицо/)

2. Богочеловечество Иисуса Христа (одна личность и две природы)

Епископ Арий, арианство. Выражал мнение, что Иисус просто хороший человек, а то, что он бог – это просто фигура речи. Его признали еретиком.

Христианство в Западной Европе

376 г. Образовались Западноримская и Восточноримская империи.

Наиболее могущественной Западная церковь стала в 13ом веке.

Реформация.

Реформация началась с деятельности Мартина Лютера, который хотел реформировать христианскую церковь, устранить неполадки, возвратить церкви ее первоначальный вид, указанный в библии.

Мартин Лютер был монахом августинского ордена. Он видел, что жизнь церкви отличается от порядка, описанного в святых текстах. Лютер отправился в Рим к Папе, чтобы попросить исправить непорядки, происходящие в Германии. Однако при папском дворе он понял, что непорядок творился не только в Германии, но и во всем католическом мире. Сами Папы потакали искусству, которое изображало языческих богов, тратили на художников множество денег.

Мартин Лютер вернулся на свою родину и составил 95 тезисов, касающихся в первую очередь богословских вопросов, и прибил их на дверь Виттенбергской церкви с тем, чтобы любой желающий смог вступить с ним в полемику, касающуюся этих тезисов.

1517 г. – начало Реформации, обнародование 95 тезисов.

От церковного руководства Лютеру последовал приказ отбросить гордыню и сидеть на попе ровно. Однако он вступил в открытую конфронтацию с церковным начальством, которое закончилось масштабными военными действиями. Лютер был не первым, кто обратил внимание на расхождение реальности и задумки церковной жизни. За сто лет до него Ян Гус в Чехии пытался провести улучшения, но его быстро задавили.

Лютера поддержали различные слои общества: князья, население городов. Все эти социальные группы (верхушка дворянства и свободные граждане) тяготились пристальным вниманием церкви, поэтому они встали на сторону Лютера. Это был политический и вероучительный акты.

Лютер учил, что церковь не должна претендовать на роль посредника в отношениях между людьми и богом. Продвигал идею самостоятельного изучения библии, поэтому он перевел библию с латыни на литературный немецкий язык (После этого разговорный немецкий стал литературным. Масштабы книгопечатания выросли). Главный пункт – требование спасения верой. Человек спасается верой, а не делами.

Жан Кальвин возглавлял Реформацию в Швейцарии. Проповедовал в Женеве, превратил ее в тоталитарное государство, подчиненное интересам религии. Кальвин перевел библию на французский. Жан Кальвин критиковал святых, мощи, помощь древности в современном мире. Кальвин считал, что все уже предопределено, место в раю забронировано и не важно, какую жизнь ты ведешь. Если бог любит человека, тот много зарабатывает. Поэтому протестанты научились работать много и с удовольствием.

После Реформации католическая церковь стала принимать репрессивные меры с одной стороны, а с другой – стали появляться более-менее либеральные течения.

Свежайший обзор христианства в Западной Европе.

Христианство

Во всех 15 странах Западной Европы большинство называют себя христианами. ~91% были крещены.

В среднем 22% христиан ходят на церковные мероприятия один раз в месяц или чаще, но количество сильно варьирует в зависимости от страны.

Подавляющее большинство христиан составляют «захожане» и «непрактикующие» христиане. Они считают себя христианами, но посещают церкви редко или не посещают. Больше всего захожан в Финляндии (68%) и Великобритании (55%). Очевидно, сказывается существование национальных церквей. Трудно одновременно официально состоять в церкви и не считать себя христианином.

Больше всего прихожан в Италии (40%), Португалии (35%), Ирландии (34%) и Австрии (28%). Если исторически католические Италия, Португалия и Ирландия не удивляют, то результат Австрии понять сложнее.

Стоит отметить, что эти цифры получены на основании ответов людей о своей жизни. Но в других исследованиях было показано, что люди склонны завышать свою явку на церковные службы. Поэтому эти цифры могут быть немного завышенными.

Примечание. Практикующими христианами были записаны те, кто говорил, что посещает церковь не реже раза в месяц. Непрактикующими христианами были записаны те, кто говорил, что ходит в церковь реже. Другая религия / не определился - это, в основном, мусульмане. Опросы населения в Западной Европе могут не полностью отражать численность религиозных меньшинств, таких как мусульмане. Поэтому значения, представленные на графиках, могут отличаться от ранее опубликованных демографических оценок. Значения были округлены, поэтому при суммировании может получиться чуть больше или чуть меньше 100%.

Вера в Бога

58% говорят, что верят в бога.

Чтобы детальнее представить картину религиозности, социологи ввели уточняющие вопросы. Наиболее интересно, что в Западной Европе 15% респондентов говорят, что верят в бога с абсолютной уверенностью. Для сравнения аналогично отвечают 40% в Центральной и Восточной Европе, 63% в США, 89% в Африке. Самые «уверенные» европейцы живут в Португалии (44%).

Примерно 30% христиан в Швеции, Бельгии, Дании и Финляндии говорят, что они не верят в бога .

11% опрошенных говорят, что молятся ежедневно. 40% не молятся совсем. Больше всего обходящихся без молитв в Швеции и Дании - 62%. Для сравнения о ежедневных молениях сообщают 27% в Восточной Европе, 55% в США, 67% в Латинской Америке, 77% в Африке.

Ещё интереснее, исследователи попытались выделить очень религиозную часть населения. Для этого они собрали европейцев, которые утверждали минимум три из четырёх индикаторов религиозности: абсолютная вера в бога, ежедневная молитва, регулярное посещение служб и признание важности религии в жизни. В итоге 13% европейцев можно считать очень религиозными . Ещё 29% средне религиозны. И 58% слабо религиозны.

Примечание. Индекс сочетает четыре отдельных типа измерения религиозности: самостоятельная оценка своей религиозности, важность посещения церкви, важность молитвы и важность веры в бога в жизни. Респондентам была назначена оценка от 1 до −1 по каждому из четырёх измерений. 1 давалась тогда, когда люди демонстрировали высокий уровень религиозности, оценка 0 - когда они демонстрировали средний уровень религиозности, и оценка −1 по каждому типу измерения, когда они демонстрировали низкий уровень религиозности. Затем баллы суммировались. 2 или выше коррелировала с «высокой» религионостью; оценки -2 или ниже коррелировала с низкой религиозностью, а оценки от −1 до 1 - с умеренной.

Социологи также спросили у религиозных европейцев, верят ли они в то, что бог является вселюбящим, всесильным и всезнающим. Только 14% верят в такого бога . Кроме того, 27% европейцев считают, что бог будет судить всех людей. Только в Португалии такого взгляда придерживается большинство (53%). Даже среди практикующих христиан вера в бога-судью в Западной Европе не общепринята, только 60% из них разделяют это убеждение.

Около 40% западных европейцев утверждают, что бог редко или часто общается с ними. 46% или не верят в существование бога, или не имеют такого опыта. Больше всех с богом общаются опять же португальцы, а меньше всех датчане.

Предсказуемо, сильная религиозность положительно коррелирует с возрастом . Больше всего очень религиозных людей среди тех, кто старше 55 лет. Это указывает на продолжение секуляризации со временем. Кроме того, очень религиозных больше среди женщин, чем среди мужчин, что ещё требует хорошо сформулированного объяснения.

Страны с наибольшими долями очень религиозного населения - Португалия (37%), Италия (27%), Ирландия (24%), Испания (21%).

Случаи Португалии, Италии и Испании требуют объяснения с позиций моделей секуляризации. Почему первые две значительно религиозны, а Испания нет. Испания менее религиозна, но имеет большую долю очень религиозного населения. Португалия представляет особый интерес. С одной стороны, сильная религиозность может быть следствием того, что структура общества в стране не была существенно преобразована, и это сохранило влияние старых институтов, включая церковь и религию. С другой стороны, следует вспомнить, что Португалия совсем недавно отказалась от стремления идти по «своему особому пути», который был сопряжён насаждением «своего» культурного паттерна. Возможно, паттерн продолжает самоподдерживаться после отмены особого пути. Оба объяснения не обязательно противоречат друг другу. Аналогичное можно сказать об Испании, но есть различие. Церковь в Испании вступила в конфликт с обществом, в силу чего её авторитет оказался подорванным. В Португалии этого не случилось. Кроме того, Испания явно не столь гомогенна в этническом отношении, как Португалия. По Италии, к сожалению, нет данных о региональных различиях.

Заслуживает внимания Ирландия, которая совсем недавно на референдуме отменила запрет на аборты, защищавшийся Католической церковью. С одной стороны, учитывая общую религиозность страны, долю очень религиозных и низкий процент нерелигиозных (см. ниже), не удивительно, что только сейчас. С другой стороны, очевидно, что существующая религиозность, которая снизилась к сегодняшнему дню, больше не может остановить движение к секуляризации законодательства.

Непрактикующие

Большинство непрактикующих христиан не верят в бога «как он представлен в Библии». Но они склонны верить в высшую или нематериальную силу . В 11 из 15 стран - это ответ большинства. Кроме того, они наряду с практикующими склонны верить в загробную жизнь и существование души отдельно от тела. В данном отношении они отличаются от нерелигиозных, которые в большинстве не разделяют эти верования.

Во всех странах Западной Европы меньшинство непрактикующих полагает, что государство должно поддерживать религиозные ценности. Наибольший показатель - Норвегия (49%). Однако такие взгляды поддерживают и существенные доли нерелигиозных, по 20% в Португалии и Швейцарии.

Существенно, большие доли нерелигиозных в таких странах как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания отвечают, что церкви осуществляют значимую благотворительную работу. Следует ли после этого удивляться существованию в этих странах национальных церквей и терпимости к ним большинства населения.

Непрактикующие больше, чем нерелигиозные, склонны считать, что религиозные организации играют положительную роль в обществе.

Самоопределение нерелигиозных европейцев в пятнадцати исследованных странах: атеисты, агностики и без какой-либо идентификации.

Нерелигиозные

В среднем 24% населения в Западной Европе не имеют религиозной принадлежности. Однако пропорция нерелигиозных резидентов сильно варьируется в разных странах. Больше всего нерелигиозных в Нидерландах (48%), Норвегии (43%), Швеции (42%) и Бельгии (38%). Предсказуемо, меньше всего людей без религии в наиболее религиозных странах - Португалии, Италии, Ирландии - по 15%. В среднем 60% нерелигиозных утверждают, что их воспитывали как христиан. Однако этот уровень сильно колеблется от страны к стране. Больше всего нерелигиозных, оставивших христианство, в Португалии и Испании (~75 и 85% соответственно). Это указывает на недавнее начало секуляризации в Португалии и Испании.

Большой интерес представляет обзор причин отказа от религии родителей, которые называют нерелигиозные люди. Самая популярная причина - отсутствие явной причины. Респонденты говорят, что они постепенно отдалились от религии. Далее по убыванию популярности следуют такие причины как: несогласие с церковными положениями по социальным вопросам, невозможность поверить в религиозные догмы, скандалы вокруг церкви и религиозных лидеров. Наименее распространённые причины - духовная неудовлетворённость, неспособность религии помочь в трудную минуту и брак с человеком других убеждений. По контрасту, бывшие нерелигиозные, которые стали христианами, как правило, ссылаются на некое судьбоносное для них событие, из-за которого они обратились к религии.

Важно подчеркнуть, что нерелигиозные не обязательно являются атеистами. Некоторые из них верят в существование бога, включая тех, кто «абсолютно уверены» в его существовании. От 15% до 40% из них верят в существование некой высшей силы. И примерно четверть нерелигиозных в Испании заявляют, что воспитывают своих детей как христиан.

Мы уже отметили различия в религиозности американских и европейских христиан. Как не странно, аналогичные различия существуют между нерелигиозными. Американские нерелигиозные более религиозны. В частности они чаще молятся, больше верят в бога и больше заинтересованы в религии.

Положительное и отрицательное отношение к религии

В Западной Европе взгляды на роль религии совсем не однозначны. 62% европейцев считают, что религиозные организации помогают нуждающимся. Аналогичное их число уверено, что религии сближают людей. В отношении нормативной роли религии уверенности меньше. 50% считают, что религии способствуют поддержанию и укреплению моральных норм. Меньше всего в этом уверены британцы (39%), а больше других португальцы и финны (67% и 64% соответственно).

Отрицательные оценки религии менее распространены, но разделяются существенными частями населения. 48% европейцев считают, что религии слишком озабоченны предписанием норм . Особенно этим недовольны в Бельгии (69%), Финляндии (61%) и Португалии (74%). Присутствие Португалии в данном перечне несколько неожиданно, учитывая сказанное о ней выше и, вероятно, свидетельствует о росте недовольство в отношении Католической церкви в этой стране. 45% европейцев считают, что церкви слишком озабочены деньгами и властью. Эта оценка распространена в больше мере в Бельгии и Португалии. Наконец, 39% европейцев считают, что церкви слишком вовлечены в политику. Больше всего этим недовольны в Норвегии (53%). Как обычно, пожилые европейцы разделяют более положительные оценки религии, чем молодые. Единственное исключение составляют Нидерланды, в которых прослеживается противоположная зависимость.

«Горячие проблемы» и религия

Отдельные «горячие проблемы» не являются горячими для Западной Европы. Так однополый брак поддерживает большинство населения… большинство нерелигиозных и даже большинство христиан. Поддержка однополых семей высока даже среди очень религиозных христиан, 41% из них в среднем одобряют в какой-то мере узаконивание таких браков. Более того, в некоторых странах солидное большинство очень религиозных христиан придерживаются таких воззрений, 69% в Дании, 60% в Нидерландах.

Сходных представлений европейцы придерживаются в отношении свободного доступа к аборту. 81% населения соглашается, что женщины должны иметь доступ к аборту. Эта точка зрения большинства и религиозных, и нерелигиозных. Почти половина (47%) очень религиозных христиан разделяют данное убеждение. И в ряде стран их согласие ещё выше, 76% в Швеции, 73% в Дании.

Особо стоит обратить внимание, что такие представления прямо противоположны официальной позиции Католической церкви, которую она неустанно отстаивает. То же справедливо для некоторых протестантских церквей в Европе. Однако часть прихожан этих церквей явно отклоняют их учение, не порывая в то же время с ними. Подобное положение дел свидетельствует о том, что церкви, по крайней мере, в некоторых вопросах не в состоянии склонить умы своей паствы к желаемым убеждениям .

Трайбализм

Распространено представление о христианстве как о религии, которая несёт в себе позитивные ценности; или даже как о религии, благодаря которой такие ценности вообще существуют и лежат в основе европейской цивилизации. В свою очередь сами предполагаемые позитивные ценности понимаются как те, которые способствуют общественной гармонии, добродетельному поведению и высокой личной морали. Однако в последние десятилетия получил распространение и другой взгляд, согласно которому христианство представляет собой защитный культурный барьер от представителей других культур, которых считают нежелательными. Конечно, распространение данного взгляда связано с миграционными потоками. Социологи приложили значительные усилия, чтобы определить, как религиозная принадлежность затрагивает отношение к мигрантам и национализму. Результаты, по-видимому, приходят в противоречие с несколькими стереотипами.

Большинство населения Западной Европы положительно относится к мусульманам и иудеям. Европейцы согласны жить с ними в одном районе. 43% считают существующие миграционные нормы оптимальными. Некоторые высказываются даже за увеличение числа мигрантов (11%). Ни в одной из 15 стран люди, придерживающиеся негативного отношения к мусульманам или иудеям, не составляют большинства . Стоит подчеркнуть, что данные результаты были собраны в разгар миграционного кризиса.

Христиане в среднем более негативно относятся к религиозным меньшинствам, чем нерелигиозные европейцы. И это отношение существенно не отличается у практикующих и не практикующих христиан. Но религия не является единственным фактором. Правая политическая идеология, низкий уровень образования и низкий опыт межкультурного общения так же связаны с повышенным негативным отношением к мусульманам. Кроме того, католики в среднем более негативно относятся к мусульманам, чем протестанты. Мы уже отметили, что больше всего практикующих христиан в Италии. В этой стране наиболее негативное отношение к мусульманам. Не удивительно поэтому, что две партии, выступающие за сокращение миграции, сформировали коалиционное правительство в Италии.

Таким образом, можно констатировать, что христианство так или иначе связано с трайбализмом, то есть с противопоставлением «свой - чужой» . Однако оно не получает дополнительного распространения как объединяющий фактор против мигрантов. Если существуют западные европейцы, решившие стать христианами, чтобы тем самым отгородиться от приезжих, статистически такие неофиты не обнаружимы.

Хотя неприязнь к мигрантам нигде не доминирует, в ряде стран существенные доли населения недовольны их присутствием, что говорит о конфликте в обществах стран Западной Европы.

Резюме

Полученные Pew результаты позволяют оценить религиозность европейцев и проверить несколько умозрительных идей о ней. Религиозность и секулярность распространены в Западной Европе очень неравномерно в зависимости от страны . Очевидно, секуляризация затрагивает страны по-разному и в каждой стране протекает по-своему. Из-за неравномерной религиозности говорить о Западной Европе или Европе вообще, как о религиозной или секулярной не имеет смысла .

Приведённые данные показывают, что популярное и назойливое клише «Европе отказалась от христианства» не соответствует действительности. Вряд ли тут могли быть сомнения, так как само клише явно является пропагандистским мифом. И генезис мифа так же очевиден. Он берет своё начало в попытках нащупать культурную границу «они и мы». В XIX веке в периоды обострения отношения (войны с Наполеоном, Революции 1840-ых, Крымская Война…) это было «православие vs западное христианство». В советский период религиозная идеология не могла быть задействована, и разделение проводилось по линии «советский vs буржуазный». Парадоксально, что в современных условиях граница проходит по «у нас традиционное христианство - у них отказ от христианства». Однако, как можно видеть, объявляют себя христианами в Западной Европе и России примерно равные доли населения, а посещаемость церквей в разы выше именно ближе к Атлантике. Таким образом, если относиться к мифу серьёзно (а смысла в этом нет), больше оснований утверждать, что Россия отказалась от христианства, а не Европа. Впрочем, в мифах всегда важнее, какую потребность удовлетворяет миф, а не то, насколько он верен .

Тем не менее, Западная Европа остаётся наименее религиозным регионом в мире. В то же время простое и интуитивно притягательное разделение на «религиозных» и «нерелигиозных» явно устарело и не отражает фактическое положение дел. Религиозность следует описывать не как состояние, которое может быть либо включено, либо выключено, а как континуум . Он включает очень религиозных христиан, прихожан, непрактикующих христиан, людей без религии, но с религиозными верованиями, нерелигиозных и атеистов, разделяющих некоторые религиозные идеи.

Благодаря усилиям Pew мы можем отметить, что происходит с религиозностью христиан, которые перестают участвовать в организованной религии, то есть становятся непрактикующими. Когда прихожанин перестаёт посещать религиозные собрания, но продолжает ассоциировать себя с христианством, церкви значительно теряют возможность формировать его религиозные убеждения. Представления непрактикующих христиан дрейфуют от тех, которые составляют учения церквей. Непрактикующие не склонны верить в бога Библии, представлять страшный суд и загробную жизнь в целом. Бог в их воззрениях утрачивает христианские атрибуты и может трансформироваться в некую слабо осознаваемую «высшую силу». Религиозность стала настолько расплывчатой, что её проблематично измерить. Социологи отмечают, что количество религиозных людей существенно меняется в зависимости от того, как формулировать вопрос о вероисповедании. Если у респондентов спрашивать, являются ли они религиозными и только при положительном ответе уточнять, какова их религия, то религиозных оказывается меньше, чем в том случаи, если в вопрос включить несколько религий на выбор. Иными словами, религиозный человек может сразу не вспомнить, что он религиозный, если ему не напомнить, что он ассоциирует себя с католицизмом или протестантизмом .

Пожалуй, наиболее существенным в религиозности Западной Европы является эволюция христианства как такового. Христианство всё больше утрачивает эсхатологические черты и становится всё ближе к идеологии . В Западной Европе спрос на избавление от грехов и спасение в загробной жизни значительно снизился. Христианство даже большинством христиан воспринимается как национальное наследие, культурная традиция и благотворительность. В этой связи попытки религиозных организаций защититься от секуляризации, указывая на традиции, могут дать неожиданный эффект. Они могут мотивировать последователей считать христианство данью традиции, а не исповеданием.

Христианизация Европы

В Европе христианство начало распространяться среди германских племен. В IV – начале V в. приняли христианство готы, вандалы, бургунды и другие народы. Известно, что на первом Вселенском соборе (325 г.) уже присутствовал готский епископ. Вторая волна христианизации Германии началась после Великого переселения народов. В конце V-VI вв. среди германских племен следа не осталось от христиан. Только к концу VIII в. христианская вера вновь победила на всей территории Германии. Франки в конце V в. приняли крещение. Но, несмотря на это, еще многие оставались язычниками. Только с появлением монастырей и школ христианство окончательно закрепило свою победу во Франции.

Святой Пахомий

На юг Великобритании вместе с римским господством христианство проникло еще в III в. Но в IV в. Великобританию захватили язычники-англосаксы. Распространение христианства было остановлено, только в конце VI в. началась новая волна христианизации Англии. С VII в. христианство стало проникать в земли славянских народов.

Император Лев VI. Мозаика у имперских ворот Айя-Софии. IX в. н. э.

Первыми христианами среди славян стали хорваты и сербы. В 988 г. князь Владимир крестил Киевскую Русь. Одновременно с распространением христианства среди славянских народов оно появилось в странах Скандинавии. В первой половине XI в. христианской страной стала Дания, а во второй половине XI в. – Швеция и Норвегия. Но, распространяясь среди языческих народов, христианство многое воспринимало из местных верований, что облегчало населению принятие новой религии.

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Из книги Варвары против Рима автора Джонс Терри

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ИМПЕРИИ Римский поэт V в. Рутилий Клавдий Намациан считал, что все несчастья, которые должны были обрушиться на Рим на протяжении его истории, можно свести к одному событию, случившемуся около 406 г. Ни один историк никогда не разделял его мнения, но, может

Из книги История Англии в Средние века автора Штокмар Валентина Владимировна

Христианизация Британии Для понимания значения Нортумбрии нужно коротко остановиться на истории христианизации Британии.В период, предшествовавший англосаксонскому завоеванию, христианская церковь Британии имела две ветви: собственно британскую, тесно связанную с

Из книги Новая хронология земных цивилизаций. Современная версия истории автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Христианизация славян Любой прилежный ученик средней школы знает историю возникновения славянской письменности и крещения Руси. Два брата-славянина, монахи Кирилл и Мефодий, приглашенные из Греции в Моравию, заслужили себе славу созданием славянской азбуки -

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Частичная христианизация Руси Соловьев считает, что нельзя говорить о полной христианизации Руси: новая вера была утверждена только о очень узком коридоре, идущем по Днепру на север до Новгорода, то есть по известному пути из «варяг в греки». В восточном направлении по

Из книги История Австрии. Культура, общество, политика автора Воцелка Карл

Христианизация Австрии /41/ Римский период в истории Австрии был эпохой религиозного многообразия. Возникали различные новые культы, греко-римский мир богов сосуществовал с поклонением Исиде и Осирису, почитанием Нореи, культами Юпитера Долихена и Митры. Христианство

Из книги История Франции. Том I Происхождение франков автора Стефан Лебек

Христианизация и ее границы Таким образом, монастыри, как и центры епархий, стали очагами христианизации. Многие монахи оставляли свои монастыри и отправлялись рушить старые культовые сооружения к строить церкви. Епископские города оставались главными полюсами

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Христианизация Германии Христианизация леворейнской Германии началась с момента проникновения новой религии на эти земли и усилилась после признания ее в качестве государственной. Среди германцев ее каноны проповедовали и никео-ортодоксы (католики), и ариане. Римская

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ РУСИ Современные церковные публицисты и историки склонны сильнейшим образом преувеличивать значение христианизации Руси для развития культуры древних славян. Дело доходит до заявлений о том, что именно в церкви «родилась русская

Из книги Средневековая Европа. 400-1500 годы автора Кенигсбергер Гельмут

Христианизация империи К 400 г. христианство стало господствующей религией Римского мира, и для такого успеха были весьма веские причины. Прежде всего общество испытывало глубокую потребность в религии, обещавшей вечную жизнь и душевный покой всем людям независимо от их

Из книги История сербов автора Чиркович Сима М.

Христианизация Сложилось так, что крещение пришлых варваров и язычников стало частью политической борьбы за господство на Балканском полуострове. Под видом христианизации ромейские императоры возвращали себе власть над территориями Балкан. Политический подтекст

Из книги Сообщение о делах в Юкатане автора де Ланда Диэго

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ИНДЕЙЦЕВ Пороками индейцев были идолопоклонство, развод, публичные оргии, купля и продажа рабов. Они начали ненавидеть братьев, отговаривающих их от этого. Но кроме испанцев более всего неприятностей, хотя и тайно, монахам причиняли жрецы, которые

Из книги Тайны седого Урала автора Сонин Лев Михайлович

Христианизация уральских народов Христианство пришло на уральскую землю с северо-запада, по тем же дорогам, которые издревле избрали новгородские ушкуйники и московские рати для обирания племен Перми (коми), вогулов (манси) и югры (остяков-хантов).Но следует отметить:

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

3. Христианизация 3.1. Ход. Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например Новгород, приходилось крестить «огнем и мечем». Язычество еще долго

Из книги Краткая история славян автора Таевский Д А

Христианизация Процесс христианизации славянских государств настолько радикально изменил всю последующую историю как этих государств, так и сопредельных территорий, что имеет смысл выделить его из последующей, уже христианизированной истории, в отдельный

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

5. Христианизация Севера Север между тем постепенно христианизировался: одна культура уступала место другой. Для историка нет работы более увлекательной, чем детальное восстановление этого удивительного процесса, тем более, что несмотря на неизбежные лакуны источники

Для большинства россиян Европа это территория свободных нравов и смелых законов. Кто-то воспринимает её отрицательно, кто-то одобрительно. Не полагаясь на информацию светских изданий, наш корреспондент поинтересовался, каким видят западный мир, работающие там православные священники.

  1. Хочется верить, что наряду с Европой вседозволенности существует Европа традиций и веры. Христианство в Европе – на Ваш взгляд, насколько религиозно европейское общество и как это выражается в жизни – праздниками, волонтерством, благотворительностью, особенностями взаимоотношений в семье.
  2. Исламизация считается основной угрозой Европе. Недавно прочитала о шестнадцатилетней немке, которую муж-чеченец увлёк на Ближний Восток в ряды радикальной группировки. Девушка арестована в Ираке, ей угрожает смертная казнь. Но может быть, это исключительный случай, а не тенденция. Ислам в Европе – насколько привлекателен ислам для молодых европейцев и существует ли обратный процесс – христианского миссионерства и крещения мигрантов?
  3. Каковы проблемы православной общины за рубежом?

Отвечает протоиерей Сергий Просандеев, г. Валенсия (Испания).

Протоиерей Сергий Просандеев, настоятель прихода во имя Св. Вмч. Георгия в г. Валенсии (Испания).

1. Европейское общество уже давно не религиозно

Во многом благодаря активной антицерковной пропаганде, насильному насаждению атеизма в школах (тут также “теория Дарвина” является основой образования детей), и особой политике Евросоюза, когда больше заботятся о мусульманских “беженцах” с одной стороны, и о разных извращенцах и “меньшинствах” с другой. Некоторые остатки веры христианской можно ещё увидеть в семейном укладе в Польше и Испании. Например, тут в Испании на крестины или свадьбу могут собраться до 200 родственников – кровное и духовное родство освящается вековыми традициями, которые с трудом выбиваются антихристианской пропагандой хозяев масс-медиа.

Такой праздник как Рождество у испанцев считается самым главным церковным и семейным праздником. Сейчас это всё более коммерческий проект – Рождественские распродажи, каникулы с путешествиями, и, конечно, семейные встречи и подарки. Их в Испании дарят и на Рождество – 25 декабря, и 6 января – в день Los Reyes, царей-волхвов, пришедших с Востока поклонится Богомладенцу Христу.

В это же время проходят концерты, выставки, и, самое главное для испанцев – Loteria Navidad, Рождественская лотерея, часть вырученных средств от которой идет на благотворительные проекты. Уж в этой лотерее участвует, кажется, каждый испанец, и розыгрыш транслируется в прямом эфире – его с замиранием сердца смотрит вся страна: крутятся огромные позолоченные сетки с шарами, и дети из католической школы Св. Идельфонса громко пропевают выпавшие цифры на простой старинный мотив.

Ещё одна особенность испанского Рождества – это вертеп, Belen по-испански, дословно Вифлеем, встроенная из фигурок сцена в пещере Рождества, с животными, а часто и с большими частями евангельской истории. Этот вертеп стоит везде – в каждой церкви, в каждом общественном заведении, в каждом магазине и торговом центре, во всех административных зданиям, в полиции, в больницах. Есть и название профессии – el belenista, уважаемый человек, художник, который всю жизнь занимается подготовкой и украшением таких вертепов. Самые богатые и дорогие стоят в администрации города и кафедральном соборе в каждом городе.

Это внешняя сторона. И есть сторона грустная – всё меньше вспоминают собственно о Христе.

Говорить о вере стало неприличным.

Который год слушаю Рождественское послание короля Испании Филиппа Шестого, и ни одного слова о Христе, о вере христианской, и о Рождестве, лишь общие фразы о неких “праздничных днях”, в которые он подводит политические итоги года, говорит о “европейский ценностях” – демократии, терпимости, толерантности и прочие глупости.

Пасха, кстати, проходит почти незаметно – только транслируют торжественные факельные шествия с Крестом на Страстную Пятницу, которые проходят очень зрелищно, с духовыми оркестрами, остановками с чтением Евангелия и молитв.

2. Ислам в Европе

Ни разу не слышал об обращении в христианство мигрантов с Востока и Африки. Это в абсолютном большинстве молодые люди, которые более всего не хотят ни учиться, ни работать, хотя перед ними открыты все двери. В Испании им ещё не очень комфортно, страна бедновата для них, и приплыв на лодках в Испанию, получив первую помощь и временный приют, они стараются идти дальше – во Францию, Германию, Норвегию. Там и пособия серьёзные, и их всячески оберегают.

Испания готова им выдать сразу вид на жительство. Это отличие от миграции белого населения из Украины, России, других стран бывшего Союза: нашим людям надо годами унизительно ждать, без всяких прав на работу.

Наших людей, которые готовы трудиться, используют как рабов – у них нет никаких прав, и платят намного меньше чем испанцам, в черную, потому что нет права на работу, и если поймают – депортируют обратно.

Исламские центры заметно разрастаются. Есть и множество самих испанцев, которые принимают ислам: у меня тут есть знакомый имам, его зовут Мансур – он испанец, который разочаровался в католичестве и решил свои духовные поиски принятием ислама, потом учился в медресе в Париже, стажировался в Саудовской Аравии, и сейчас возглавляет один из исламских центров, где полным ходом идёт учебная и издательская деятельность.

Но и у них есть проблемы с другими похожими центрами, но которые финансируются, например, из Лондона – там уже какой-то другой ислам, и другая идеология.

Да, идёт какая-то большая игра с этой искусственной волной мигрантов, и с теми учениями и установками, которые они привозят в Европу.

Очень хочется наедятся, что эти процессы хоть как-то контролируют национальные органы безопасности и полиция.

“Идеалы” общества потребления становятся все более отвратительными для молодёжи, которая еще ищет смысла жизни. Кто-то находит ислам, а для других этот поиск чаще всего заканчивается на “травке”, таблетках и наркотиках – этой гадости тут в изобилии. Марихуана уже в законе – молодые парни и девушки ходят и дымят по улицам не стесняясь.

3. О проблемах православной общины за рубежом .

Во-первых, это разобщенность людей. Не буду углубляться в причины, это и какой-то страх, и желание быть тут “незаметным”, и нежелание видеться с соотечественниками, и обычное самолюбие и невежество. Когда кто-то приходит в Церковь – это радость, потому что как подвиг преодоления себя.

Как настоятель, я запретил всякие разговоры о политике, потому что, к сожалению, многие всё ещё любят это дело, только смотрят разные каналы: одни только украинские, другие только российские; одни люди из Западной Украины, а другие из Донбасса, на глазах которых горели под обстрелами их соседи.

У нас есть и болгары, и грузины, и люди с самых разных мест. Что их может собрать вместе? Только Святая вера Православная.

Приход во имя Св. Вмч. Георгия в г. Валенсии (Испания).

Во-вторых , материальные проблемы, особенно с помещениями и прочей собственностью. Нашей общине в Валенсии уже 8 лет, и наша собственность – это книги, богослужебная утварь и облачения.

Уже много лет мы снимаем бывший гараж, который переделали в храм – но окон нет, как в пещере, и проблемы с вентиляцией, которые понемногу решаем.

Исправно платим за аренду помещения, люди собирают понемногу. И ведь люди у нас – в основном те самые работяги, которые берутся за самые тяжелые и низкооплачиваемые работы, чтобы помочь выучится своим детям, или помочь родителям в Украине. А сейчас у нас стоит задача выкупить это помещение вместе с трапезной на втором этаже – хозяин собрался его продавать, и поставил цену 100 тыс. евро. Мы уже собрали треть, но сами вряд ли потянем.

Поэтому обращаемся ко всем, кто может внести свою лепту – переведите на наш счет хоть немного, и думаем, с миру по нитке, и будет у нас НАШЕ помещение, как база на дальней заставе, чтобы мы могли и дальше учиться и укрепляться в вере, надежде и любви христианской.

Отвечает протоиерей Виталий Бабушин, г. Стокгольм. (Швеция).

Протоиерей Виталий Бабушин, настоятель прихода Св. Сергия Радонежского в г. Стокгольм. (Швеция).

1. Пока в традиционно католической Европе превалирует религиозный мотив главных христианских праздников.

Он может собирать людей в церкви для молитвы, задавать тон социальным и гуманитарным проектам, может быть решающим в самых простых бытовых делах. Но чтобы держать этот христианский курс, должны быть носители культуры, знаний, традиций, своего рода лоцманы, знающие навигацию и умеющие ориентировать других.

К сожалению, христианская навигация в консервативной старушке Европе гаснет вместе со старшими поколениями христиан.

Это отчётливо заметно на примере Скандинавии и, в частности, бывшей некогда протестантской Швеции. Полное отсутствие религиозных мотивов, духовных поисков и чаяний Вечной Жизни во Христе.

Всё поглотила либерализация и погоня за выгодой и скидками. Даже на гробы есть скидки и соответствующая реклама на городских улицах.

Церкви пусты. В них играет джаз или устраивают кафе, где встречаются старики и проводят свой незатейливый досуг, перед тем как вернуться в свою комнатку дома престарелых.

Ресторан «Церковь» в здании бывшего лютеранского храма

Увы, но для протестанта, который перестал доверять авторитету Библии и считает себя вправе изменять сами священные тексты, подстраивая их в новую систему идейных государственных координат, авторитет Бога более чем сомнителен.

Отсюда геи, трансы, гендеры, срамные картинки в метро и еще не весть что – всё это карикатура европейских свобод и достижений, на которые, в том числе, вдохновляет нынешняя шведская церковь.

Поэтому простые люди, потерявшие доверие к национальной церкви, массово уходят из неё. К сожалению, их разочарование таково, что в житейском потоке топятся остатки их религиозных чувств, они всё больше становятся атеистами.

Сегодняшний пример шведской церкви – пример того, какой Церковь может стать, потеряв Христа.

Подтверждение этих слов расторжение связей Московского Патриархата и шведской протестантской церкви в 2005 г.

2. Ислам – окончательный и бесповоротный конец христианской Европы.

Не замечать этого невозможно.

По своему ислам может быть привлекателен для духовно нищей Европы. Привлекателен своей догматической простотой, традиционно нравственным императивом и конкретикой для самоутверждения личности. Это новая система координат.

Свою европейские христиане почти утратили или, как бы имея лоцманские карты, не умеют их читать. А научить их уже некому.

Миссия среди мигрантов возможна, но, скорее, это частные случаи обращения к Богу в Его Церковь.

3. Большинство заграничных приходов РПЦ МП имеют прихожан, но не имеют своих храмов.

Либо из-за малочисленности прихожан, либо из-за отсутствия благотворителей, либо в силу иных причин (иногда политических) многим приходам не удаётся обзавестись храмом и как следствие: торможение в развитии приходской жизни, частоты и красоты богослужений, устройства школ, внешней миссионерской деятельности и тд. Мешают жесткие рамки наших весьма ограниченных возможностей на чужбине.

Большая часть населения Зарубежной Европы – христиане. Эта религия проникла сюда в начале на своего зарождения и очень быстро распространилась благодаря тому, что она опиралась на поддержку бедных слоев населения.

История распространения христианства в Европе

Религии Зарубежной Европы представлены, в основном, различными христианскими ответвлениями. Чтобы разобраться в этом, вернёмся к истокам.

В 11 веке между двумя центрами Римом и Константинополем возник конфликт, результатом которого стало деление всего мира на два христианских течения: православные и католики. В первую стороны отошли все страны Западной и Северной Европы и частично Центр, а в другую – Восточная и Южная Европа. В это же время в центральных государствах набирает силу протестантизм. С тех пор ситуация практически не изменилась.

Религиозный состав Зарубежной Европы

  • Католики : Италия, Испания, Португалия, Мальта, Ирландия, Бельгия, Франция, Люксембург, Австрия, Польша, Чехословакия, Венгрия.
  • Православные : Румыния, Болгария, Греция.
  • Протестанты : Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия.

Рис. 1 Религии Западной Европы

Такие страны как Германия, Великобритания, Нидерланды, Швейцария разделись на две половины. Одни относятся к католикам, другие к протестантам. Господствующая ветвь протестантизма – лютеранство.

Среди религиозных меньшинств преобладает Ислам, его исповедуют Албания, Черногория, Босния и Герцоговина.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Европа еще с начала 19 века является центром свободомыслия. Именно поэтому, людей, которые отказываются от религии с каждым годом становится все больше и больше. Наиболее распространены атеистические движения во Франции, Великобритании, Нидерландах.

Рассмотрим религиозный состав населения по самым крупным государствам.

Великобритания

Признает на уровне государства две крупные церкви: Англиканскую и Шотландскую. Первая была признана в 16 веке. Глава – действующий монарх. На сегодняшний день — это королева Виктория. К Английской церкви относятся более 50 млн. человек по всему миру. Выделяется также “Свободная церковь”.

Сюда относятся сектанты и протестанты, не признанные государством.

Рис. 2 Англиканская церковь

Германия

Распространенная форма протестантизма – лютеранство, основанное Мартином Лютером в середине 17 века. Основная церковь – Евангелическая, куда приходят более 24 млн. человек, что составляет 30% страны.

Еще 30% — это католики, которые ходят в римско-католические церкви.

Большой процент населения – атеисты. Также в незначительной степени представлены другие религиозные меньшинства.

Рис. 3 Немецкая лютеранская церковь

Франция

Религиозный состав населения Франции выглядит таким образом:

  • Не относят себя ни к какой религии – 45%
  • Католики – 42%
  • Мусульмане – 8%
  • Другие религии – по 1% православные, иудеи, буддисты

Рис. 4. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)

В конституции Франции написано, что она является светской страной. Это значит, что признавать на уровне государства любую религию, запрещено. Кто во что хочет, тот в то и верит.

Что мы узнали?

Территорию Европы можно условно разделить на три части: Западная – полностью католическая, восточная – православная, а вот в центре и на севере господствует протестантизм. В Великобритании есть две государственные церкви, в Германии популярен вид протестантизма – лютеранство, а Франция – свободная страна, но большинство относит себя к католикам.

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.8 . Всего получено оценок: 14.