Использование игровых приёмов в процессе организации продуктивной деятельности дошкольников. Дидактические игры по продуктивным видам деятельности

Региональный чемпионат «Молодые профессионалы Новосибирской области – 2018»

по компетенции «Дошкольное воспитание»

Конкурсное задание «Разработка и проведение занятия с подгруппой детей с использованием развивающих (дидактических)материалов или ИКТ оборудования»

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №2»

МДК 02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

Кирсанова Александра Валерьевна, преподаватель Методики обучения продуктивным видам деятельности детей, 1 квалификационная категория

Соколова Ирина Юрьевна, преподаватель Методики обучения продуктивным видам деятельности детей, высшая квалификационная категория

Тема: «Пейзаж»

Возраст: старшая группа (5-6 лет).

Цель: закреплять представления детей о жанре изобразительного искусства – пейзаж.

Задачи:

    Закреплять представления детей о том, из каких элементов состоит пейзаж; о цветах и их оттенках.

    Развивать умение составлять композицию в жанре пейзаж, гармонизировать цвета.

    Воспитывать желание работать в коллективе, высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других.

    Воспитывать умение работать, соблюдая правила дидактической игры в соответствии со словесной инструкцией педагога.

Ожидаемые результаты: умеют составлять пейзажную композицию из предложенных элементов, отображают свои впечатления и представления об окружающем мире.

Ход фрагмента занятия:

Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с понятием «пейзаж».

Об этом стало известно в стране Изобразительного искусства. Кисточка, Палитра с Красками и Альбомный Лист пришли сегодня к нам в гости для того чтобы узнать, действительно ли мы знаем, что такое пейзаж, какие элементы в нем изображают, умеем ли составлять из них композицию. А чтобы это узнать они приготовили для нас задания. Готовы ли вы приступить к их выполнению?

Первое задание для нас приготовила Кисточка.

Дидактическая задача 1

Дидактическая задача. Закреплять представление детей о том, из каких элементов состоит пейзаж.

Игровая задача. Посмотрите, сколько разных предметов Кисточка для нас нарисовала, и просит, чтобы мы определили какие из представленных элементы относятся к пейзажу.

Игровые действия. Для того чтобы справиться с заданием вам необходимо перетянуть изображения с элементами пейзажа в нижнюю часть рабочего поля. Если вы выбрали неверный элемент, то он вернется на свое прежнее место.

Игровое правило. Каждый из вас по очереди может перенести по одной картинке в нижнюю часть рабочего поля.

Результат. Ребята давайте внимательно посмотрим на изображения, которые мы выбрали и сформулируем понятие «пейзаж». (Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа).


Следующее задание для нас приготовила Палитра.

Ребята, вы знаете, что такое палитра и для чего она нужна художнику? (На палитре художник смешивает краски). Сегодня Палитра хочет проверить знаете ли вы какие цвета красок нужно использовать для того, чтобы написать пейзажи разных времен года.

Вы уже знаете ответ? (Ответы детей). Приступим к выполнению задания?

Дидактическая задача 2

Дидактическая задача. Закрепить представления детей о цветах и их оттенках. Формировать чувство цвета, цветовых гармоний.

Игровая задача. Посмотрите внимательно на рабочий стол, что вы на нём видите? Действительно это изображение пейзажей разных времен года. Все краски разбежались с палитры и вам нужно их вернуть на места – к картинам, которые были написаны с их помощью.


Игровое действие. Вам нужно переместить краски на палитру.

Игровое правило. Каждый из вас по очереди должен перенести цвет на палитру рядом с пейзажем, назвать этот цвет.

Результат. Ребята, что мы можем сказать о цветах пейзажей разных времен года? (Теплые, холодные, родственные и т.д.).

Ребята, а вы помните, кто еще приготовил для нас задание? Конечно же, это Альбомный Лист.

Он любит, когда на нем изображают разные картины. Все альбомные листы знают правила, по которым располагаются элементы пейзажа.

И Альбомный Лист сегодня проверит, знаете ли вы последовательность рисования пейзажа.

Дидактическая задача 3

Дидактическая задача. Закреплять представления детей к последовательности выполнения пейзажа, основных композиционных приёмах.


Игровая задача. Из представленных элементов составить пейзаж, соблюдая технологическую последовательность (порядок – что за чем располагается – плоскость земли, неба, элементы дальнего плана, элементы ближнего плана).

внимание дидактический игра дошкольный

Познавательная активность относится к достаточно широко изученным проблемам в философии, педагогике, психологии.

Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и практической деятельности по проблеме можно сделать вывод, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении дошкольников во все времена, начиная с древности .

Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании.

У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель. М. Монтессори создал дидактический материал, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание) .

Разработкой видов дидактических игр занимались следующие педагоги и психологи: А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, А. Валлон, Н.П. Аникеева, Д.Б. Эльконин, В.М. Букатов и многие другие.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка .

Дидактические игры способствуют:

Развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; -развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

Развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль .

Виды дидактических игр:

1. Игры с предметами (игрушками) .

2. Настольно-печатные игры.

3. Словесные игры.

Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое? », «Что сначала, что потом» и др.

Настольно-печатные игры - это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях .

Таким образом, сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие, признаки предметов.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию .

Дидактические игры по изодеятельности для дошкольников.

На сайте "Страна Мастеров" есть очень интересная страничка Сергеенко Елены. Из её работ я предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр по изодеятельности на развитие восприятия цветовых оттенков, логического мышления, творческого воображения.

1.Работаю в детском саду почти 20 лет. За это время накопилось много дидактических игр по изодеятельности, сделанных своими руками. Эти игры можно применять в индивидуальной работе с детьми, закреплять пройденную тему и в диагностике. Предлагаю Вам несколько игр. Игры на развитие цветовидения. Собираем букет для Снегурочки (холодные) и для Солнечного Лучика (тёплые).

2.Игра "Собери гусеничку". Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.

3.Ещё один вариант: среди множества цветов найти зелёные и его оттенки (для маленьких детей).

4.Похожая игра. Подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).

5.А это - карточки - арифметические примеры на составление дополнительных цветов из основных.

6.Примеры могут быть и на вычитание.

7.Другой вариант арифметических примеров.

8.Художник рисовал осень (или др. время года), разводил краски на палитре. По сочетанию красок надо найти эту палитру.

9."Назови цвета осени, лета..."

10.Для самых маленьких. 2 - 3 года.

11."Найди цвета, которыми нарисован петушок". Дети выбирают из предложенных цветных карточек цвета которые есть на петушке.

12.Игры на закрепление знаний жанров живописи.

13."Нарисуй портрет". Дети "рисуют" эмоции (радость, страх и т.д.)

14.Из предложенных карточек дети выбирают те, которые можно взять для рисования натюрморта (или пейзажа).

16."Собери натюрморт". дети выбирают предметы и красиво составляют натюрморт.

18.Игры по декоративно-прикладному искусству. Выбирают элементы городецкой росписи (здесь есть и не городецкие элементы) и

раскладывают узор на доске.

Уважаемые коллеги!

Игра часто используется нами в педагогическом процессе детского сада, начальной школы и учреждений дополнительного образования детей как прием обучения, икак средства активизации познавательной деятельности детей. От связи с играми изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркийэмоциональный отклик. Взаимосвязьизобразительной деятельности с игрой создает у детей личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает его эффективность. И результат деятельности получается более высоким, так как ребенок не просто рисует и лепит, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию его творчества.

Включение игры в процессобучения изобразительному искусству относится к наглядно- действенным приемам обучения. Она представляет собой сочетание слова педагога, активных действий детей с наглядными пособиями и специальным игровым оборудованием.Научно обоснованная игра используется для формирования и развития чувствапонимания прекрасного, изобразительных навыков и умений. Соединение игры с художественным творчеством создает у ребенка определенную установку на более яркое восприятие и передачу окружающей действительности.

Важнейшим условием игры,снимающим принудительный характер обучения,является активное действие детей. Без этого решающего условия не реализуется учебные и игровые задачи.

Используя игру на занятии по изобразительному искусству, педагог должен иметь определенную педагогическую цель, которая определяет дидактические задачи игры, ее обучающий характер. Особенно рациональными представляются игровые действия для развития пониманияконструктивных особенностей формы,формирования чувства пространства, пропорций, развития зрительной памяти, наблюдательности, глазомера.

Дидактические задачи в отличии отобычных занятий решаются здесь через игровые моменты, через осуществление игровых действий, которые происходят согласно определенным правилам, договоренности. Они содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими определенных норм поведения и определенных ролей. Успех игры, трудности, с которыми пришлось столкнуться, обнаруживаются в ее финале, в момент подведения итогов.

Только при наличии перечисленных условий игра может выполнять функции обучения и давать ощутимые результаты по приобщению детей к миру прекрасного, обучению основам изобразительного искусства.

Хорошая игра нуждается в несложном игровом оборудовании,которое дети могут сделать сами под руководством педагога или родителей.

Собранные здесь игры появились в процессе поисков,соединения разных элементов ужеизвестных игровых занятий исозданных новых.

По целям обучения они могут быть объединеныв отдельные группы.

1. Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Например: «Новые фигуры», «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже».

2. Игры, способствующие реализацииживописных и колористических задач обучения. Например: «Радуга», «Теплый - холодный», «Рыбки», «На лугу расцвели красивые цветы» и др.

3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине. Например: «Парные картинки», разнообразные лото и домино.

4. Игры, способствующие развитию представлений и чувств: симметрии- «Узнай предмет», «Бабочки»; цвета - «Каждый предмет на свое место», «Каких цветов не хватает», «Найди квадрат такого же цвета, но другого оттенка»; ритма - «Докончи узор на коврике», «Продолжи орнамент» и др.

Имея общую цель - развития творческих способностей детей, приведенные в сборнике дидактические игрыобъединяются в 3 раздела:

1. дидактические игры и упражнения направленные на развитие изобразительной деятельности;

2. дидактические игры и упражнения по лепке.

3. дидактические игры и упражнения на материале природы.

В дидактических играх легко интегрируются разнообразные содержания, и игра может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес обучающихся к нему,активизировать их деятельность.Так, в процессе создания игры и в течение самой игрыможно широко использовать художественное слово: загадки, потешки, стихотворения. Это помогает детям эмоционально воспринять и осознать образы, включенные в игру, понять их эстетический характер, способствующий развитию образного мышления, воображения (см. описание игр).

Каждый предмет на свое мест

Наша задача:

Дать детям представление о близких цветах. Упражнять в различении близких цветов: красного и розового, красного и оранжевого, синего и голубого, голубого и серого, и др. Парные двухцветные карточки

Материал: Парные двухцветные карточки, верхняя половина карточки одного цвета, например синяя, а нижняя окрашена в близкий цвет - голубой. У другой карточки цвета в верхней и нижней половинерасположены наоборот. На двух карточках наклеены белые силуэты одинаковых предметов: грибов, бабочек, ваз и др.; двухцветные фигуры, окрашенные в два близких цвета для каждой пары карточек, например у одного грибка желтая шляпка и оранжевая ножка, у другогонаоборот.

Варианты игры:

v Каждый играющий получает одинаковое количество предметов, окрашенных в два близких цвета. Педагог помещает на середину столанесколько карточек и предлагает положить на них такие предметы, которые бы слились с их фоном, т.е. с цветом нижней и верхней части. После выполнения задания выкладываются другие карточки и игра продолжается.

v Каждый играющий получает по две парные карточки. Все фигурки находятся у ведущегои дети их не видят. Учитель загадывает: «У меня предмет, у которого верхняя часть фиолетового цвета, а нижняя - синего цвета. Что это за предмет? Икому он нужен?» Играющие смотрят на свои карточки и по их цвету и силуэту отгадывают предмет:«Это бабочка. У нее верхние крылышки фиолетового цвета, а нижние - синего. Она нужна мне» и т.д.

КАКИХ ЦВЕТОВ НЕ ХВАТАЕТ

Наша задача: Учить замечать все цвета в многоцветном изображении предмета, через сравнение определять, каких цветов не хватаетна полоске с квадратиками; определять и называть близкие цвета, которые использованы в предмете.

Материал: Карточки с изображениями различных предметов, вырезанных из бумаги 5-6 цветов, в том, числе и близких. Внизу карточки - полоска, разделенная на квадратные клетки. В2-4 клетках наклеены цветные квадратики.4-2 клетки - свободные; квадратики всех тех цветов, которые использовались при изображении предметов.

Варианты игры:

v Каждый играющий долженвнимательно рассмотреть предметы на карточке,по количеству клетокузнать,сколько цветов использовано в изображении. Сравнить цвета предметов и цвета квадратиков на полоске, выявить, каких цветов не хватает. Отобрать из коробки квадратики недостающих цветов и разложитьна свободные клетки.

Затем определить, какие близкие цвета использованы, и назвать их.В бабочке есть следующие близкие цвета: красный - розовый, синий -фиолетовый и др.

ВЕСЕЛЫЕ БУКВЫ

Наша задача: Развивать ассоциативное мышление, фантазию, творческие способности.

Материал: Алфавит,соленое тесто, краски, приспособления для лепки и рисования

Варианты игры:

v Предложить детям рассмотреть алфавит, написатьпечатные буквы на бумаге, посмотреть на что или на кого они могут быть похожи, затем,вылепить буквы из теста и раскрасить их. Устроить выставку и анализполученных изделий.

Дидактическиеупражнения и игры по лепке, направленные на развитие пространственногомышления и воображения и

творческих способностей детей ФОРМЫ

Наша задача. Закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить инте- рес на их сравнение и анализ сходства—различия; показать тени объемных тел; создать поисковую ситуацию: вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изоб-ражение на плоскости; предложить вылепить объем- ные формы на основе имеющихся модулей (комбина- торика, анализ формы, мысленное конструирование); создать условия для экспериментирования с вылеп-ленными формами (преобразование и превращение одной формы в другую и обратно); развивать простран- ственное мышление и воображение.

Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цвет- ной плотной бумаги геометрические формы; рисун-ки геометрических тел.

Варианты занятий. В зависимости от поставлен- ной дидактической задачи, учитель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель упражнения, объясняет необходимые условия или правила.

v Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум при знакам сразу. Во что можно превратить каж дый из них и все вместе.

v Вылепить три разных круга. (Как можно это сде лать?)

v Вылепить три разных кубика. (Во что можно пре вратить каждый из них и все вместе?)

v Вылепить три разных квадрата.

v Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)

v Вылепить три разных треугольника. (Как мож но это сделать?)

v Вылепить несколько геометрических тел.

v Вылепить несколько геометрических фигур.

v Вылепить домик из нескольких форм.

v Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.

Наша задача. Учить детей «читать форму» — со-здавать образы в воображении на основе незакончен- ного (или схематического) изображения и воплощать свой замысел в лепке.

Материал. 10 отдельных форм - шар, диск, ци- линдр, куб, прямой жгутик, «волна», «молния», пи- рамида, конус.

Вариант игры. Учитель предлагает детям поиг- рать в игру. Он по очереди показывает формы, а дети сначала придумывают, на что это похоже, а потом лепят по замыслу 2—3 изображения. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый участник игры предложил свой вариант от-вета, назвал новую, интересную, необычную тему, о которой еще никто не говорил. При показе новой фор- мы игра начинается со следующего ребенка, чтобы у каждого была возможность отвечать первым. По ходу игры поощряется и поддерживается любая инициа- тива детей.

НОВЫЕ ФИГУРЫ

Н аша задача. Учить детей создавать новые схема- тические изображения из нескольких готовых форм; развивать воображение, ассоциативное мышление.

Материал. Комплекты разных форм, вылепленных из соленого теста: шар, диск, цилиндр, полусфера, конус, пирамида, пласти-на, куб, неопределенная форма и пр. При усложнен- ном варианте игры можно предложить по несколько форм каждого вида, различающихся размером.

Вариант игры. Учитель раздает детям комплек- ты форм (возможно, вылепленные накануне самими детьми) и предлагает сложить из них разные интерес- ные фигуры. Для этого нужно разные формы прикла- дывать друг к другу так, чтобы получилось что-то новое и интересное. Новыми фигурами могут быть неваляшки, снеговики, домики, тележки, цветы, цып- лята, фонарики, светильники и многое другое. Эту игру, как и предыдущую, желательно проводить с раз- ными комплектами форм, чтобы избежать появления шаблонных изображений.

СОБЕРИ ФИГУРУ ПО КАРТИНКЕ

Наша задача. Учить детей анализировать и вос- производить схему предмета; лепить на основе схемы задуманный образ.

Материал. Комплекты вылепленных деталей: ци- линдров, шаров, жгутиков, овоидов, пирамид и пр. (де- тали дети могут вылепить накануне, возможно в ходе другой дидактической игры); картинки со схемами фигур (самолета, девочки, собачки, башни, кораблика, жирафа и др.), в основе которых лежат геометричес- кие формы, аналогичные вылепленным деталям.

Вариант игры. Учитель говорит детям, что они будут собирать разные фигуры. Показывает одну из картинок, например собачку, и предлагает собрать такую же собачку из вылепленных деталей. Дети со- здают предложенный образ и сверяют, соответствует ли он заданной схеме. Затем можно предложить дру- гую картинку или раздать все схемы детям, чтобы они собирали фигуры и обменивались деталями.

Усложнением игры может быть собирание фигуры по памяти или замена одной детали другой, подходя- щей в данном случае.

ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ

Наша задача. Учить детей создавать образ как от- гадку загадки без наглядного подкрепления.

Материал и инструмент. Тексты загадок; соленое тесто ; картон; коробки для рельефной лепки; стеки.

Вариант игры. Учительсообщает детям, что сей- час они будут слушать загадки и отгадывать их необыч- ным способом — лепить отгадки из пластилина, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загад- ки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылеп- ленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объем- ные, так и рельефные изображения. Еще лучше поста- раться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

Золот хозяин — на поле,

Серебрян хозяин — с поля.

(Солнце и месяц.)

Поднялися ворота — всему миру красота.

(Радуга.)

Летит орлица по синемунебу.

Крылья распластала, солнышкозастала.

(Туча)

И комковат, и ноздреват,

И мягок, и ломок - а всех милей.

(Хлеб)

Сидиткрасна девица в темнице,

А кома на улице.

(Морковь)

Кругла, да не лук, желта, да не масло,

С хвостом, да не мышь.

(Репа)

Золотое решето черных домиков полно;

Сколько черненьких домов -

Столько беленьких жильцов.

(Подсолнух)

Когда спать, когда вставать,

Нет ног, а хожу, нет рта, а скажу,

Когда дела начинать.

(Часы)

Дидактические игры и упражнения используемые в работе с детьми наматериале природы, для развития их творчества

v Рыбки плавают в ручейке (рыбки плавают в пруду)

Задачи . Развивать эстетическое восприятие, воображение, учить анализировать изображение по цвету.

Правила игры . Подбирать рыбок подходящего цвета (к цвету ручья, пруда, реки), располагатьизображения одинакового цвета, но разных оттенков, от светлого к темному и от темного к светлому.

Собери красивую пирамидку

Задачи . Развивать восприятие цвета.

Правила игры . Собрать пирамидку по цвету: от темного к светлым оттенкам или от светлых к темным или чередовать контрастные цвета.

Лото (овощи, фрукты, ягоды)

Задачи . Учить детей анализироватьизображения, соотносить их, выбирать идентичные (развивать мыслительные операции сравнения, уподобления, обобщения). Закреплять названия овощей, фруктов, цветов.

Правила игры . Из двух половинок собрать целое изображение.

Радуга

Задачи . Активизировать опыт детей. Учить иханализировать предметные изображения,соотносить их с реальными предметами, выделятьи называть их цвет, соотносить с цветами радугии подбирать идентичные, развивать воображение детей.

Правила игры. Подобрать предметные картинки по цветам радуги.

Собери по цвету

Задачи .Развиватьумениеразличать цвета, осуществлятьподбор цветов по разным направлениям.Учитьдетей составлятьцелое из частей.

Правила игры . Собрать данную геометрическую фигуру из частей по цвету, контрастныхцветов, красиво по цвету составить изображения предмета на выбор.

На лугу расцвели красивые цветы

Задачи . Развиватьобразное мышление, воображение,эстетическое восприятие, различение цветов и оттенков, умение подбиратьпо цвету, разнообразя цветовую гамму.

Правила игры. Показать детям цветы определенной цветовой гаммы: на поляне расцвелицветы теплой цветовой гаммы, холодной гаммы, разноцветные цветы.

Задачи .Развивать у детей сенсорные и художественно-творческие способности, действиясравнения и уподобления.

Правила игры. Перед детьми выложить несколькокарточек овощей и фруктов. (Предметы могут быть и другие).

Воспитанник, вышедший к доске, (кто хочет, кого назовут - можно использовать для этого считалочку), описывает качества предмета, а затем называет то, на чтопохож он (или что на него похоже).

Игра «Теплый - холодный»

Задачи . На двухбольших листахв формеквадрата (20х20) в серединенаклеены два кружка диаметром примерно 2-3 см: красный (теплый) и синий (холодный).

Правила игры. Предложить детям придумать предметы окружающей природы такого же цвета и вырезатьих в двух экземплярах. Один экземпляр изображения названных предметов дети наклеивают на большиелистына одинаковом расстоянииот середины, вокруг нее. Второй экземпляр изображения наклеивается на отдельныекарточки (раздаточные для участников игры).

Игра «Домино «Животные»

Задачи. Учить отличать диких и домашних животных, птиц и зверей, развивать кругозор, память.

Правила игры . Из двух половинок собрать целое животное. Домино дети изготавливают сами из соленого теста разрезанного на квадраты(5х5 см).Рисуют на них изображение зверей и птиц.

Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию для дошкольников 5-7 лет «Украсим сервиз»




Описание игры:
Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию «Украсим сервиз» комплексная, состоит из нескольких вариантов, позволяющих использовать её с детьми разного уровня развития, а также поддерживать длительную мотивацию детей к данной игре.
Возраст детей: Игра предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Цель игры : приобщение к изобразительному искусству; развитие эстетического восприятия, образного представления, творческого воображения, художественного вкуса и чувства гармонии; содействие развитию самостоятельности и творческой активности детей; вызов радостного настроения, эмоционально-положительного состояния.
Задачи:
- расширять познавательные способности детей по оформлению чайного сервиза;
- развивать способность находить посуду к каждому отдельному набору;
- украшать предметы по образцу;
- обогащать представления детей о многообразии способов украшения;
- побуждать придумывать новые виды украшений для посуды;

Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов и вариантов композиции;
- развивать умения украшать сервиз, учитывая выбранный стиль и сюжет;
- формировать интерес к рисованию и опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.
Материалы:
- карточки с изображением чайного сервиза;
- отдельные картинки с чайником, сахарницей, блюдцами и чашками из одинаковых сервизов;
- картинки с силуэтом посуды из чайного сервиза;
- разные украшения, вырезанные из бумаги и ткани (цветочки, кружки, квадраты, бабочки, бантики и так далее).
- ножницы, цветная бумага или картон, ткань для самостоятельного создания элементов декора;
- фишки за правильные ответы.

Ход игры:

1 вариант игры:

Дети рассматривают картинки чайных сервизов, имеющих разный стиль украшения и сюжет (с цветочками, с горохом, с животными). Детям предлагается назвать посуду, входящую в состав чайного сервиза (чашка, блюдце, заварочный чайник, сахарница). Затем воспитатель просит выделить основные признаки каждого набора (по цвету, сюжету, величине, расположению изображения). За правильные ответы дети получают фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры их будет больше.
Цель игры: знакомство с понятием сервиз, определение признаков его классификации, выделение художественно-эстетическим особенностей оформления посуды из одинакового сервиза.

2 вариант игры:

Перед детьми выкладываются предметы из разных чайных сервизов. Все предметы перемешаны и лежат в общей массе в центре стола. Дети самостоятельно отбирают предметы к одинаковым сервизам, объясняя при этом свои действия. Воспитатель просит некоторых детей рассказать о своём сервизе.
Цель игры: развитие способности классифицировать предметы по художественно-эстетическому оформлению; развитие мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения; совершенствование умений рассуждать, доказывать, обосновывать свои решения.

3 вариант игры:

Дети украшают силуэт посуды по предложенным образцам, используя готовые украшения.
Цель игры: развитие способности оформления чайного сервиза по образцу.
В этом варианте игры дети постепенно начинают развивать фантазию, изменяя оформление предметов по собственному желанию (меняя цветовую гамму, расположение элементов декора).

4 вариант игры:

Дети украшают чайный сервиз, выкладывают орнамент по собственному замыслу, создавая оригинальные дизайнерские решения.
Цель игры: развитие творческого воображения по украшению предметов; закрепление знаний о том, что в одном сервизе посуда должно быть похожа по сюжету и по стилю оформления.

5 вариант игры:

Дети самостоятельно создают элементы декора для своего сервиза и украшают его.
Цель игры: развитие воображения по созданию украшений и использования их для оформления предметов; продолжение закрепления знаний о том, что в одном сервизе посуда должно быть похожа по сюжету и по стилю оформления.


Методическая ценность игры: Разработанная дидактическая игра «Украсим сервиз» соответствует ФГОС ДО. Она в игровой деятельности развивает творческий потенциал ребёнка, образное и ассоциативное мышление, самостоятельность и творческую активность. Её актуальность заключается в том, что в соответствии с ФГОС дошкольного образования в представленной игре решаются основные задачи художественно-эстетическое развития детей: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной). В игре можно выделить и основные направления художественно-эстетического развития ФГОС ДО: приобщение к искусству; изобразительная и конструктивно-модульная деятельность.
В игре «Украсим сервиз» используются разнообразные средства реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
- организация атмосферы творчества и мотивация игры;
- доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
- учёт индивидуальных особенностей детей;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.
Таким образом, игра способствует взаимосвязи художественно-продуктивной деятельности с другими видами детской творческой активности (игра и конструирование).
С помощью дидактической игры «Украсим сервиз» дети прежде всего учатся рисовать. Она развивает творческое начало в детях, так необходимое в жизни.