История возникновения паркета. Паркет: история технологии паркета; возникновение и развитие паркета

Так сложилось исторически, что что люди все больше и больше уделяли большое внимание своему дому, его интерьеру в общем и полам в частности. Еще в древности в различных странах (Египет, Китай, Индия и т. д) люди создавали красивые и надежные полы. В средние века паркет уже стал не редким в новых домах, замках дворцах. Художественное оформление в изготавливаемом паркете наблюдалось в Европе уже в 19-м веке. Следует также отметить, что художественное оформление паркета связано с общим развитием стиля искусства и архитектуры.

Устройство деревянных полов производилось на Руси уже в древние времена. Конечно же изначально это был еще не паркет. Те деревянные полы представляли из себя расколотые по всей длине бревна, укладываемые на специальные балки. Привычный всем советским людям способ паркетной укладки "елочкой" появился в 16-м веке, тогда паркетины укладывали данным рисунком на основание из досок. С тех времен и ведет свою историю паркет как таковой. История уже не помнит имя изобретателя паркета, который придумал столь оригинальный способ устройства деревянного пола.

В семнадцатом веке популярным способом укладки паркета стал метод, который можно назвать "укладка дубовым кирпичом". При этом способе изготавливаются в форме кирпичей паркетные плашки, которые затем укладываются на известковую основу с последующей заделкой зазоров специальным составом (смола смешанная с известью). При данной технологии мог также присутствовать бордюр из дуба вдоль стены. Подобные технологии использовались на Руси уже в 17 веке (храм Василия Блаженного, Донской монастырь в Москве, Дмитровский собор во Владимире).

Благодаря известным архитекторам (Росси, Ринальди, Растрелли) паркет переходит в разряд произведений искусства из разряда обычного деревянного пола. В начале 19-го века паркетный пол был непосредственно связан с русской резьбой. В 17-м веке в московских мастерских (Оружейная палаты) практиковалась резьба поо дереву и металлу. В последствии Петр Первый эти мастерские закрыл, а всех мастеров-резчиков отправил в Петербург на строящиеся корабельные верфи. В последствии эти кадры стояли у истоков создания в петербургских дворцах паркетов.

Для укладки паркетов во дворцах в 1749г. было привезено из Астраханской губернии 64 креста и 26 косяков дубового леса, которые хранились в помещениях Смольного двора (запасного) вместе грушевым деревом, кизиловым карачагом, чинаром, самшитом, ясенем и буковой кряжей. Весь перечисленный запас древесины отправили в 1750 году непосредственно в царское село и данная древесина послужила материалом наборного паркета. В последствии значительно стал расти ассортимент пород древесины применяемых при создании паркетов и вместе с популярными породами стали больше применять дорогие и экзотические привозные породы древесины, в том числе чефраз, жикитаба, якаранда.

Применение различных по расцветке и рисунку сортов дерева дало возможность создавать самые разнообразные и иногда весьма оригинальные рисунки и узоры паркета. В зависимости от используемых пород дерева и материалов паркету присваивали различные наименования: дубовый, цветной (наборный из привозной древесины), штучный (набранный из пород местного происхождения), полуцветной и другие.

Паркеты,изготавливаемые в виде отдельных щитов называли щитовой паркет. Щит представлял основание из сбитых между собой досок, на которое наклеивали паркетные планки с различными рисунками из разных пород цветной древесины. Полученные щиты потом укладывали на обрешетку из сухого прочного бруса. Паркетные щиты создавали самой разнообразной формы. Это могли быть ромбы, круги, сегменты, квадраты и др в зависимости от самого рисунка паркета.

В 17-19 веках все паркетные работы выполняли ручным способом с отсутствием общепринятых технологий. Только с 70-х годов 19-го века на фабриках было организовано широком производство паркетных щитов и именно поэтому широкое применение паркета датируется началом 80-х годов 19-го века. Однако начало фабричного производства паркета не говорит напрямую о высоком его качестве.

В 19-м веке паркет стал самым распространенным типом покрытия, использовавшимся в жилых помещениях и в это время резко вырос объем его промышленного производства. В конце 19-го века широкое распространение получили новые покрытия, такие как линолеум, в следствии своей низкой стоимости и простоты укладки. Сначала новые покрытия применяли в основном в подсобных помещениях, но затем стали укладывать также и в жилых.

В начале 20-го века многие фабрики осваивают массовое промышленное производство простой паркетной клепки с использованием различных пород дерева. При массовом домостроении широкое распространение получил паркетный пол с простыми способами укладки. Паркет в художественном исполнении стал достаточно редким и укладывался в основном в представительских зданиях.

История паркета насчитывает несколько тысячелетий. Более тридцати веков назад люди начали использовать древесину для оформления пола в жилище. В те времена такую роскошь могли позволить себе лишь знатные или очень богатые особы. Сегодня паркет стал самым традиционным видом напольного покрытия.

Слово "паркет" появилось во Франции, откуда в Европу пришла мода на фанерованный паркет. Там же впервые начали изготавливать щитовой и мозаичный пол из древесины. В России активно использовать паркет начали лишь в 18 веке, во время строительства Эрмитажа. Ранее для настила пола применяли в основном толстые половицы из мягких пород древесины: сосны, ели, лиственницы. Редкие породы древесины в то время почти не использовали. Наибольшее распространение на Руси получил пол из деревянных досок, так называемых "деревянных кирпичей", и художественный паркет. Традиционный для нас дубовый паркет впервые появился на полу российских хором в XVI веке. Уже тогда его укладывали рисунком "в елочку", такая технология настила называлась "косящатой". В качестве основания для паркета в ту пору использовали грубо распиленную древесину сосны. В следующем столетии деревянные плашки укладывали на известковое основание способом "дубовый кирпич", причем стыки между "кирпичами" заделывали все той же известью со смолой.

На XVIII век приходится расцвет паркетного искусства в России. Активная застройка новой столицы дворцами и соборами требовала более чуткого подхода к оформлению интерьеров. Всю первую половину XVIII века в паркетной моде господствовал стиль русское барокко. Надо сказать, что паркет в то время был щитовым, его крепили на сосновое основание, поверх которого стелили фанеру с рисунком из разнообразной древесины. Щиты укладывали в специальную брусчатую решетку, что придавало конструкции определенную прочность. Наряду с "родными" породами древесины в производстве паркета начали использовать и дорогостоящую экзотику, например, черное эбеновое, фиолетовое - палисандр, розовое - амарант желтое и красное сандаловое дерево, табачное дерево, лимонное - цитронное, или померанцевое, карагач атласное, или сатиновое дерево. Разнообразные цвета и фактуры материала позволяли создавать самые роскошные древесные картины на полу.

В конце столетия стиль барокко уступает место русской классике. Вместо витиеватых орнаментов, паркет украшают классическими рисунками, симметрическими элементами и строгими линями. Изменяется и цветовая гамма материала, на смену яркому, контрастному узору приходят бледно-розовые, светло-голубые, светло-зеленые, сиреневые тона. Сдержанность во всем - вот основное кредо того периода. Эти тенденции продолжают развиваться и в XIX веке. Для паркета характерны четкие контуры, правильные геометрические орнаменты и строгая симметрия. Во второй половине девятнадцатого века начался выпуск фабричного паркета. Продукция заводов пользовалась огромным спросом у населения, с тех пор паркет считается одним из самых традиционных и доступных отделочных материалов.

Сегодня термин "паркет" включает в себя несколько разновидностей напольных покрытий. В первую очередь, им обозначают штучный и декоративный паркет. Его употребляют, когда говорят о половых и паркетных досках. У многих оно ассоциируется с ламинатом, который иногда именуют ламинированным паркетом.

Ламинат или ламинированный паркет?

Ламинированый паркет или просто ламинат - это ничто иное, как искусственный заменитель паркета. Он обладает наименьшим числом недостатков по сравнению с другими видами паркетного покрытия, если не принимать во внимание искусственность его происхождения. Ламинат жароустойчив. Если на пол упадет зажженная сигарета, на ламинате не останется ни малейшего пятнышка. С легкостью он расстается с пятнами от кофе, вина или лака для ногтей. На него можно ставить тяжелую мебель, не опасаясь, что со временем на полу появятся характерные вмятины. Ламинат не выгорает на солнце и прекрасно имитирует практически любой вид напольного покрытия: паркет, керамическую плитку, абстрактный рисунок. И самое главное - его настил не требует специальных навыков и производится за считанные часы. С этой точки зрения, ламинат - " настоящий прорыв в будущее". Однако, как и заменитель сахара, ламинат не всем приходится по вкусу. Некоторые покупатели принимают его за пластик.

Несмотря на внешнее сходство, ламинат имеет более сложную структуру, нежели обычная пластиковая панель. Пластина ламинированного паркета состоит из четырех слоев. Нижний слой - это меламиновое основание, пропитанное смолой и покрытое полимерным материалом. Он предохраняет пол от влаги. Средний слой, или ядро, выполненный из древесноволокнистой плиты. Он несет на себе основную нагрузку и отвечает за долговечность покрытия. Поверх него накладывают декоративный слой - отпечатанный рисунок, который определят "породу " и " цвет древесины". И, наконец, сверху конструкция, спрессованная при высокой температуре и высоком давлении, покрывается слоем прочного ламината. Он защищает напольное покрытие от царапин и механического воздействия.

Основой ламината является несущая плита с водоотталкивающей пропиткой, которая бывает трех видов: MDF - древесно-волокнистая плита средней степени прессовки; HDF - плита той же структуры, но более высокой степени прессовки; и третье соединение, самое прочное, - это композит древесно-стружечной структуры, который по-русски чаще всего обозначается как ДСП. Нижний слой ламината служит для компенсации напряжения, возникающего на плите после наложения последующих слоев.

Что же касается расцветки, то наиболее популярна имитация дерева или керамической плитки. Фирмы, которые производят недорогой ламинат, как правило, предлагают покупателю три-четыре цветовые пластины. У более крупных производителей декоров может быть несколько десятков.

При сравнении ламината с натуральным паркетом кроме повышенной износостойкости стоит отметить легкость в монтаже первого. При настиле ламината нет необходимости освобождать всю площадь помещению, так как работы можно проводить поэтапно. Ламинат настилают так называемым методом плавающего пола, когда пластины не крепятся намертво к поверхности, а, плотно стыкуясь друг с другом, укладываются на специальную подложку, которая, помимо всего прочего, обеспечивает амортизацию и заглушает шум от шагов.

Существует два способа сочленения пластин ламината: клеевой и замковый ("клик"). Первый способ более традиционный. И у него есть неоспоримое преимущество - клей, обволакивающий соединяемые части, создает гарантированную гидроизоляцию пола. Замковый же способ является сейчас самым популярным. Его основное преимущество заключаетс в возможности легкой замены испорченной половицы (правда, справедливости ради надо отметить, что после 2-3 замен между пластинами может появиться щель и тогда изоляция пола будет нарушена). Учитывая все нюансы, многие производители дублируют коллекции, выпуская их с двумя разными системами монтажа.

Установить ламинат очень просто, все операции доступны даже непрофессионалу, тем более, что весь процесс подробно описан в инструкции. Но продавцы все-таки рекомендуют обращаться в специализированные организации. Во-первых, не придется тратиться на специализированные инструменты. А, во вторых, при профессионально выполненном монтаже на ламинированный пол дают гарантию.

Как известно, лакированная поверхность паркета при истирании ремонтируется и общий срок службы натурального покрытия составляет в среднем 30 лет. Ламинат же прослужит лет 10-15, но за то не потребует ремонта всей поверхности. Поврежденные пластины в наиболее эксплуатируемых зонах (коридор, кухня) с легкостью можно заменить самостоятельно. С точки зрения экологической безопасности ламинат полностью отвечает российским и европейским стандартам. Но, чтобы купить качественное покрытие, необходимо в магазине обратить внимание на маркировку. Если на ней красуется символ "EPLF" это означает, что фирма-производитель входит в состав Сообщества европейских производителей ламинированного паркета. Это своего рода гарантия качества. Каждая компания - член Сообщества должна иметь, как минимум, 3-5 уникальных коллекций и придерживаться европейской нормы классификации ламината.

Некоторые производители, не входящие в "EPLF", до сих пор пользуются старой классификацией, в основе которой - тест на истирание. Проводится он при помощи специального колесика, которое вращается по поверхности ламината и оставляет царапины. В зависимости от того "на каком круге" появилась царапина, и определялась раньше степень износоустойчивости материала. Но со временем тест признали неэффективным, так как на результаты могли влиять температура воздуха, влажность, состав колесика и прочие "побочные" показатели. Поэтому вас должен насторожить тот факт, что в классификации, выбранного вами, ламината указано количество оборотов.

Около трех лет назад ассоциация выработала новые правила - комплексный показатель класса помещения. Всего определили шесть классов (см. таблицу). Ламинированный паркет имеет разную прочность, поэтому его принято разделять на покрытия для коммерческих и жилых помещений. В соответствии с международными стандартами тип ламината помечают на упаковке цифрой 2 (для жилых помещений) или 3 (для коммерческих). Далее на упаковке указывают степень истирания материала. Единицей обозначают довольно мягкий ламинат, его укладывают в помещения с маленькой проходимостью. В доме это может быть спальня. Средняя степень истирания помечается цифрой два. В помещения, куда приходит большое количество людей настилают самый прочный ламинат под номером три. Таким образом, для оформления пола в уединенной комнате квартиры подойдет ламинат с цифрой "21" (2 - обозначает жилое помещение, 1 - маленькое число пользователей), а в коридорах гостиницы или ресторане нужно использовать ламинат "33".

Кроме классификации стоит обратить внимание на маркировку завода-изготовителя. Частенько компании, входящие в "EPLF", экспортируют в третьи страны (Польша, Турция, Прибалтика) полуфабрикаты. В третьих странах их режут, комплектуют, маркируют и продают по более низкой цене. Покупать такой продукт очень рискованно, так как нередко на таких производствах завышают класс покрытия или не выдерживают нормы производства. Чтобы избежать возможных неприятностей перед покупкой рекомендуется спрашивать и продавца сертификат.

Что предлагает рынок?

Ламинат Quick-Step бельгийской компании Unilin Decor относится к разряду высококачественных ламинированных полов. Предназначен для укладки в жилых (кроме саун и ванн) и общественных помещениях со средней степенью нагрузки на поверхность пола (офисы, демонстрационные залы, кабинеты и др.)

Ламинат Quick-Step легко монтируется: без клея, простым защелкиванием, не оставляя видимых стыков. Покрытие может многократно использоваться (монтаж и демонтаж) в течение многих лет. Материал имеет прочная структура из нескольких слоев: защитный слой; слой с рисунком; водонепроницаемый плотный лист HDF; полимерный слой. На всю продукцию Uniclic производитель дает гарантию 15 лет. Реально срок службы ламината может достигать 50 и больше лет.

"Kronotex" (Германия) производит ламинат с MDF-основой. Это недорогое покрытие с небольшим сроком службы. Стоимость квадратного метра ламината этой фирмы в зависимости от коллекции оставляет $ 10- 20.

Фирма "Jurgi" (Австрия) использует двухэтапный способ производства, обеспечивая равномерную прочность изделия по всей пластине. Это более прочный и дорогой материал. Цена на него колеблется от $ 14,5 до 28,5.

Компания Perstorp Flooring (Швеция) в начале 80-х годов разработала принципиально новый класс напольных покрытий - ламинированный пол. Новый продукт был выпущен под торговой маркой "Pergo". С тех пор Perstorp Flooring поставила около 100 миллионов кв.м пола в дома и квартиры более, чем 30-ти стран мира. Секрет успеха - в уникальных запатентованных компонентах, технологиях и методах изготовления. Сегодня Perstorp Flooring выпускает ламинат самого высокого класса, а также различные аксессуары (плинтусы, переходники, порожки, подложки, герметики для швов, и т.д.) и инструмент для укладки ламинированных полов.

С 1999 года концерн Tarkett Sommer начинает производство нового продукта - ламината Woodstock. Новый завод построен в Германии (г.Висмар), совместно с одним из крупнейших производителей ламинированных полов Egger, входящим в тройку лидеров в области производства ламинатов. Производство характеризуют самые передовые технологии, исключительное качество и широкий спектр продукции.

Паркет для тех, кто любит покрупнее

С большой долей условности, разновидностью штучного паркета можно назвать половую доску, кроме размеров она ничем не отличается от обычного паркета. Ее также изготавливают из массива различных пород древесины, потом закрепляют на ровное основание пола и лакируют. Такой способ создания деревянного пола известен с незапамятных времен, однако сегодня он не пользуется чрезвычайной популярностью. Казалось бы половая доска наилучший вариант создания натурального напольного покрытия, ведь чем больше размер пласти, тем быстрее и дешевле работы по монтажу. Однако так кажется лишь на первый взгляд.

Для того, чтобы понять, почему столь практичный с виду материал не имеет широкого применения, придется в вспомнить, что древесина - довольно капризный материал, который требует создания стабильных климатических условий. При этом хорошо известен тот факт, что с увеличением влажности, перепадами температуры, да и просто с течением времени дерево (и массивные изделия из него) меняют свои геометрические параметры. Так при увеличении влажности дерево разбухает и набирает в объеме. А при высокой температуре, напротив, высыхает и становится меньше. Если на маленьких плашках натурального паркета такие колебания можно компенсировать грамотной укладкой, то, учитывая размеры половой доски (от метра), приходится признать, что рано или поздно сезонные колебания приведут к растрескиванию и вздутию напольного покрытия.

Но нет ничего невозможного. Для желающих использовать в помещении именно половые доски, некоторые ведущие мировые производители предлагают наборные массивные доски. Они представляют собой пластину, склеенную на заводе из небольших модулей, выполненных из разных слоев дерева. Толщина наборной доски может достигать 20 мм, но при этом производители гарантируют стабильность геометрии своих изделий.

Доски из наборного массива ведущих производителей проходят полную обработку в заводских условиях. А секрет стабильности геометрических параметров, кроется в специальной технологии сушки древесины под высоким давлением (содержание влаги в массиве снижается до нуля, затем древесина на всю глубину пропитывается антисептиком, а влажность ее искусственным путем доводится до 5-7%).

Более того, заводская обработка включает в себя циклевку, пропитку антисептиками и покрытие несколькими слоями износоустойчивого полиуретанового лака. Обработанная поверхность обладает антистатическими и антиаллергенными свойствами. С внутренней стороны доски нередко покрывают пленкой из полиэтилена, эта мера защищает древесину от проникновения влаги снизу. С лицевой стороны доски могут иметь двух- , трех- и четырехполосной рисунок.

Данный тип напольных покрытий из натуральной древесины выдерживает высокие нагрузки и может применять для обустройства полов даже в общественных помещениях. Как и натуральный паркет, доски из массива при необходимости можно циклевать.
Как правило, для удобства укладки доски на заводе оснащают шпунтовыми соединениями с четырех сторон. Монтаж половой доски можно проводить разными способами. Как и ла минат, половую доску можно укладывать "плавающим" способом, для большей надежности ее можно прибивать гвоздями к деревянной подложке. Также гвоздями половую доску фиксируют на лагах, но надо помнить, что прежде чем производить укладку тонкой половой доски на лаги, основание необходимо усилить фанерой или ДСП. И, наконец, был разработан способ быстрого крепления на металлические скобы. Крепления на специальные скобы не только ускоряют процесс монтажа всего напольного покрытия, но и обеспечивают качественные характеристики пола, несмотря на деформацию дерева вследствие изменения температурного и влажностного режима в помещении. Скобы повышают эластичность напольного покрытия, так как они изготавливаются из пружинящей закаленной стали и предусматривают допуски для естественного расширения дерева. При необходимости такое напольное покрытие может быть быстро демонтировано и установлено в другом месте.

Что предлагает рынок?

Компания Сибирский мастер производит половую доску из дуба (массив) класс "Экстра " и " А". Длина 0,6 - 2,0 м, ширина 105 - 150 мм, толщина 22 мм. Идеальная геометрия и шлифовка, паз-гребень с 4-х сторон. Для изготовления доски используется лиственница и бука. Стоимость кв.м. в зависимоти от класса колеблется $ 44-55

Фирма "Nolte" (Германия) занимается производством массивной доски для пола, плинтусов, декоративных порожков для компенсационных разрывов, других элементов внутренней отделки помещений из древесины ценных пород.

Многопрофильная фирма "Aicher" (Германия) выпускает различные виды деревянных напольных покрытий, в том числе и массивную доску. Вся продукция соответствует новым Европейским нормам EN 13329.

Фирма "Junglewood" (Индонезия) производит паркет и массивную доску из экзотических ценных пород древесины, произрастающих в джунглях Индонезии и Юго-Восточной Азии. На российском рынке доски из массива дерева также представлены следующими фирмами: Jurgi (Австрия), Holzwerk Otger Terhurne (Германия), OSMO Ostermann & Scheiwe (Германия), Weitzer Parkett (Австрия).

Паркетная доска. Что общего с паркетом?

Ближайшей родственницей паркету приходится паркетная доска. Внешне она ничем не отличается от половой доски: покрытия имеют почти одинаковые размеры. Особой популярностью у покупателей пользуются паркетные доски с традиционными узорами наборного паркета, например, "елочка", "палуба" и другие. Надо отметить, что ведущие производители начали выпуск однополосной паркетной доски. Постелив такой материал на пол, создается иллюзия, что выложен доской из массива. Отличие между половой и паркетной доской кроется не во внешних признаках, оно спрятано глубоко внутри. Как нам уже известно, половые доски изготавливают из массива древесины. А паркетная доска выполнена из трехслойной конструкции. Верхний слой паркетной доски, как и подобает качественному напольному покрытию, выполнен из планок ценных пород древесины. Обычно в производстве используется та же древесина, что и при изготовлении штучного паркета, например, дуб, бук, ясень, клен, красное дерево. Сердцевина паркетной доски выполнена из хвойных пород древесины или из сосновых реек, также иногда используется плита высокой плотности. Именно эта вставка из мягкой породы дерева призвана обеспечить внутреннюю стабильность конструкции и компенсировать перепады температуры и влажности. Нижний слой паркетный доски тривиально изготавливают из фанеры.

Каким же образом конструкция паркетной доски, которая по своим размерам практически полностью совпадает с размерами массивной доски, выдерживает перепады температуры и влажности? Секрет в данном случае кроется в самом сердце конструкции. Дело в том, что в различных слоях паркетной доски волокна древесины располагаются разнонаправлено. В верхнем и нижних слоях они идут вдоль длинной стороны, в среднем - перпендикулярно. Эта прослойка позволяет нейтрализовать естественное изменение размеров древесины при изменении температурно-влажностного режима.

Еще одним неоспоримым достоинством паркетной доски считается ее заводская обработка. На заводе доску шлифуют и покрывают защитным материалом (лаком или маслом). Шлифовка, и особенно нанесение лакового слоя в заводских условиях, по своему качеству и долговечности, как правило, выше, чем при выполнении тех же операций прямо на объекте. Впрочем, паркетные доски могут продаваться и без покрытия (только отшлифованными), приобретать их удобно только в том случае, если заказчик не смог определиться с декоративными свойствами покрытия заранее. Ведь финишное покрытие не только придает паркетному полу привлекательный внешний вид, но и защищает его от механического износа и препятствует проникновению грязи в древесину.

Пропитка паркетных досок маслом (специальным составом из смеси натуральных масел и природных смол или пчелиного воска) - достаточно новое направление. Оно имеет ряд преимуществ по сравнению с лаковыми покрытиями. Благодаря тому, что масло гораздо легче проникает в поры, текстура древесины проявляется сильнее, таким образом, сильнее подчеркивается красота натурального дерева. Недостатком масляного покрытия является лишь то, что оно требует более частого ухода, чем лаковое покрытие - необходимо периодически (сроки зависят от интенсивности нагрузок) производить обработку пола масляными составами. Но и этот недостаток традиционных масляных покрытий остался в прошлом, так как сегодня разработано так называемое УФ-масло, которое необходимо обновлять всего один раз в несколько лет.

Геометрические размеры паркетной доски разных фирм производителей различны, и хотя они отличаются в сравнительно небольшом диапазоне, комбинировать продукцию различных фирм-производителей, как правило, невозможно. Паркетные доски производят различной толщины - от 7 до 25 мм. Верхний слой может также иметь различную толщину (от 2,2 до 6 мм), причем, чем он толще, тем долговечнее будет данное напольное покрытие. Как правило, выбор доски необходимой толщины доски определяется требованиями по долговечности: чем толще доска, тем обычно толще и рабочий слой. Но на этот параметр также влияет особенности того или иного помещения.

Например, тонкая паркетная доска станет незаменимым помощником, когда невозможно поднять высоту пола. Самая тонка паркетная доска имеет толщину 7 мм, ее верхний рабочий слой выполнен не из ценных пород древесина, а из шпона. Такую тонкую доску нельзя циклевать, на ней можно лишь ремонтировать лаковое покрытие. Существуют также изделия (общей толщиной 10 мм), выполненные по специальной технологии с рабочим слоем 2,2 мм из мягких пород (сосна, береза). В этом случае верхний слой паркетной доски прессуется под высоким давлением, в результате чего мягкая древесина становится в два раза тверже.

Наиболее часто применяемыми являются доски 13- 15 мм (рабочий слой до 4 мм), они укладываются как в жилых помещениях, так и в общественных. Паркетная доска в 20 мм отличается от 15 мм более толстым рабочим слоем - 6 мм. Рекомендуется для общественных помещений. Доски толщиной 22 мм предназначены для укладки напольного покрытия по лагам в жилых и общественных помещениях. Рабочий слой - 4 мм. Внутренний слой у них выполнен из древесноволокнистой плиты высокой плотности (HDF), которая обладает высокой прочностью на растяжение и сжатие. Нижний слой выполнен из еловой фанеры или дуба. Самая плотна паркетная доска в 25 мм толщиной по сравнению с 22 мм имеет конструкцию, обладающую повышенным сопротивлением динамической нагрузке. Рабочий слой - 6 мм. Предназначена для установки на лагах или на черном полу, особенно в общественных помещениях.

Кстати, устилать пол этим отделочным материалом можно самостоятельно. На кромках и торцах каждой доски есть пазы и гребни, которые предназначены для соединения досок между собой, пол складывается как детский конструктор. Паркетная доска может быть уложена двумя способами: либо "плавающим" методом, либо путем приклеивания доски к основанию. "Плавающий" способ более быстрый и экономичный, но не самый удобный при дальнейшей эксплуатации. Такой метод укладки подразумевает, что скрепленные между собой паркетные доски держатся на полу за счет плинтусов и ничего более. Когда идешь по "плавающему" полу в помещении раздается легкое шуршание, поэтому сейчас принято между бетонным основанием и деревянным настилом прокладывать специальную звукоизолирующую подложку. Однако звукоизолирующий материал не спасет положение, когда придет необходимость шлифовать пол. Сделать экономичную и качественную шлифовку на "плавающем" полу практически невозможно. Куда более надежно приклеить паркетную доску к основанию. Ее можно прикрепить на ДСП, фанеру, бетон или же старый деревянный пол, главное чтобы в них не было трещин.

Первенство в производстве паркетных досок принадлежит иностранным компаниям, хотя бы потому, что выпускать этот вид напольного покрытия за границей начали намного раньше, чем в России. Шведская компания Tarkett производит различные виды паркетной доски. В ассортименте этой фирмы есть как классические варианты напольного покрытия с паркетным шпоном из дуба, бука, клена, мербау, так и современные - доски, окрашенные в самые разные тона. Представители этой фирмы особенно гордятся коллекциями паркетных досок для спортивных залов. Стоимость классических вариантов паркетной доски Tarkett: $ 36 - $ 60 за квадратный метр. В той же ценовой категории находит продукция шведской компании Kahrs. При стандартном размере доски 2432х200х15, ее стоимость не превышает $ 54. Паркетные доски с разнообразным паркетным шпоном (дуб, бук, тик, клен, мербау, вишня) предлагают финские производители Upofloor, Lamella, Parla. Традиционная паркетная доска с дубовым рабочим слоем оценивается финскими производителями в $ 30 - $ 35. Совместная немцко -индонезийская фирма Teka сделала упор на производстве паркетной доски с применением экзотических пород древесины. Помимо хорошо знакомых тика, мербау и кемпаса, здесь могут предложить ироко, дуссию, папильон, палисандр. Причем, цена на диковинные половицы не превышает $ 60. Как один из вариантов экзотики можно воспринимать отечественные паркетные доски фабрик "НИЛК " и " ДОК-Люберцы". По качеству одни не многим отличаются от иностранных аналогов, так как производство оборудовано итальянскими и шведскими машинами. В качестве шпона на обоих заводах используют дуб и бук. Стоит российская паркетная доска от $ 19 до $ 29.

Классический штучный паркет

Штучный паркет самый дорогой вид напольного покрытия, но при этом и самый популярный. Ценят штучный паркет за его долговечность. Массив древесины, который используют для производства штучного паркета, легко поддается восстановлению. Его можно не только шлифовать, но и неоднократно циклевать, то есть удалять изношенный верхний слой и вновь покрывать лаком. После такой процедуры старый паркет выглядит как новенький.

Качество, впрочем, и стоимость паркета, зависит от множества показателей, в первую очередь от сорта древесины. Хороший паркет должен быть изготовлен из твердой древесины с наименьшим линейным расширением. Производители паркета используют в своей работе специальную шкалу, за единицу в ней принята твердость дуба, относительно которой определяют показатели остальных пород. Согласно этой шкале самая твердая древесина у оливкового дерева (ей показатель равен - 1,5), а самая мягкая у сосны и ели (0, 4 и 0, 3 соответственно). Однако олива (к ней можно добавить также бук и ясень) обладает одним из самых высоких показателей линейного расширения, а это означает, что при небольших перепадах температуры и влажности такой паркет может "повести" и вся работа пойдет насмарку. Наименее подвержен климатическим воздействиям массив тика. Впрочем, общепринятые показатели твердости пород дерева очень приблизительны, так как реальные параметры зависят от множества частных условий.

Из одной породы древесины производят два вида паркета, которые делятся по типу распила на радиальный и тангенциальный. При радиальном распиле дерево режут по радиусу. Такой паркет получается более крепким, влагостойким и гладким, все древесные волокна идут у него в продольном направлении. Тангенциальный распил более экономичен, и поэтому гораздо дешевле радиального. Паркет с таким распилом имеет ярко выраженный "древесный рисунок", на нем могут быть следы от сучков, разводы или заболони. Последних при покупке паркета следует опасаться. Заболонями специалисты называют участки паркета с низкой плотностью. Они легко продавливаются и могут загнить, внешне они гораздо светлее общего тона древесины.

Далее штучный паркет разделяют по признакам, которые характеризуют сучковатость древесины. Первый сорт, который носит название "селект", набирают из дощечек строго соответствующих одному тону. Такой паркет будет выглядеть на полу, как однородный древесный ковер. Сорт "натур" объединяет в себе плашки радиального и тангенциального распила, они подобраны по тону, но различаются рисунком древесины. И, наконец, третий сорт "рустик" самый пестрый, в нем собран паркет разного тона, разного распила и разной степени сучковатости.

Долговечность паркета, помимо твердости древесины, зависит от толщины изделия. Пласти, так называют профессионалы маленькие паркетные дощечки, могут быть разной длины, ширины и толщины. Размеры паркета зависят от того, на каком оборудовании он был выполнен. Как показывает практика, отечественные изделия обычно более широкие, но не такие длинные как импортные. Однако толщина массива сугубо индивидуальное дело производителя. Так, например, классический дубовый паркет толщиной от 15 мм до 22 мм предлагают по цене за квадратный метр паркетного покрытия от 230 рублей (сорт "рустик", 15мм) до $65 (паркет радиального распила, 22мм).

При отделке помещения паркетом важно учитывать не только практические свойства этого материала: хорошая тепло и звукоизоляция, природное происхождение материала, но и эстетические: текстура древесины, ее цвет. Выбор напольного покрытия повлияет на весь интерьер в помещении. Светлый паркет сделает его более просторным и теплым, темный придаст комнате официальный, строгий вид. Саму древесину принято делить на традиционную и экзотическую. Считается, что лучше использовать паркет из местных пород древесины, так как они более адаптированы к климатическим условиям той или иной полосы. Для нашей полосы традиционными являются дуб, бук, ясень, клен, граб, груша.

Дуб и бук - самые распространенные породы для производства паркета, они относятся к одному семейству, поэтому по прочности бук ни в чем не уступает своему собрату. Древесина бука имеет легкий красно-желтый или серый оттенок. Внешне буковый паркет кажется очень теплым и даже мягким, но это обманчивое впечатление, так как бук считается одной из твердых пород. Средняя цена на паркет из бука составляет $ 25 за кв. м. Древесина клена имеет почти белый цвет, однако, со временем она приобретает желтоватый оттенок. Кленовый паркет хорошо контрастирует с темной мебелью и освежает небольшие помещения. Но по своим природным свойствам эта порода склонна к образованию трещин, поэтому в комнате с таким паркетом постоянно придется поддерживать оптимальные климатические условия - температура воздуха около 20С и влажность 45-60%. Квадратный метр кленового паркета стоит $ 30 - $ 80. К светлым породам древесины относится ясень. Она гораздо тверже дуба и тика, но довольно эластична. Эта порода отличается ярко выраженной древесной текстурой. Ясеневый паркет стоит от $ 10 до $ 60. Необычайно нежно выглядит паркет из грушевого дерева. Он окрашен в розовые тона разной интенсивности и в отличие от ясени имеет почти незаметную текстуру, при грамотной укладке такого паркета можно добиться эффекта "монолитного" пола. Цена на грушевый паркет начинается с $ 30 и заканчивается $ 125.

Среди экзотических пород наибольшей популярностью у наших соотечественников пользуются всевозможные разновидности красного дерева, мербау, тик, олива. Родиной практически всех экзотических пород древесины является Восточная Азия или Индонезия. Древесина у них твердая, износоустойчивая, но очень податливая. С ней легко работать и также легко жить. Цвет мербау колеблется от светло до темно коричневого, он хорошо сочетается с дубом. Его стоимость не превышает $ 40 за кв. м. Более светлый тик с четким волокнистым рисунком на срезе стоит почти в два раза дороже - $ 70 - $ 80. Оливковое дерево растет на территории Южной Европы. Производители паркета ценят его за удивительную твердость, покупатели за необычный рисунок - светло желтое, почти белое основание этого дерева покрыто характерными темно коричневыми волнами. Довольно пестрый рисунок вряд ли будет смотреться в маленьком помещении, за то украсит любой зал. Паркет из оливкового дерева один из самых дорогих, его стоимость превышает $ 100 за кв. м.

Мы рассмотрели целую гамму напольных покрытий из древесины от самых "экономичных" до самых эксклюзивных материалов. Надеемся, теперь нашим читателям будет проще сделать правильный выбор.

Точной даты, когда возник паркет – нет. Начиная с 11 века, в домах люди полы делали деревянными. Они тщательно проектировали их и сочетали со стенами и потолком. В те времена пол был грубым и однообразным и не украшал помещение. Ближе в середине 11 века, на полы стелили толстые строганные половицы, изготовленные из сосны, пихты или ели.

В Европе, постепенно монолитную деревянную доску заменили геометрические планки правильной формы, которые изготавливали из разных пород древесины. С того времени полы начали делать красивыми. Где-то с того времени и начал появляться штучный, а также художественный паркет. Средневековая знать из мрачных дворцов делала роскошные дворцы, используя при этом не струганную доску для оформления пола.

Именно в то время появилось искусство по укладке распиленных дощечек небольшого размера. При помощи таких небольших досок выкладывали на полу уникальные рисунки, которые до сих пор украшают музеи и дворцы, принадлежащие ранее знати. Зажиточная буржуазия не отставала от вельмож, они украшали свои дома штучным паркетом, который популярен и в наше время. Сегодня разрабатывают на основе древних узоров современные методы укладки.

Родоначальником моды на укладку декоративных деревянных полов, является Франция. Именно в этой стране употребили впервые слово «паркет». В 16 столетии мода на укладку паркетных полов дошла и до России. Массивные большие доски, которые вытягивались на всю длину помещения, начали заменять «дубовыми кирпичиками».

В те времена на территории России уже пользовалась популярностью резьба по дереву. Умельцам удалось не только развить, но и разнообразить такое искусство. Впервые русские мастера укладывали паркет на специальную щитовую основу. До сих пор напольное покрытие такого типа называют «щитовым паркетом».

Обычно деревянный настил делали из бревен, которые раскалывали по всей длине. Также такую основу делали в южных районах для глинобитных полов. В некоторых случаях паркет прибивали к балкам с использованием деревянных гвоздей.

Пик развития паркета припал на вторую половину 18 века. В то время не только развивался, но и совершенствовался метод изготовления и укладки паркетной доски, использовались новые материалы, при помощи которых создавались настоящие шедевры. Именно этот период времени через некоторое время назовут Золотым веком для художественного паркета.

До сих пор наибольшая ценность натурального паркета – природная структура и окрас древесины. Специалисты укладывают срез разными способами, в разных направлениях и под разными углами. Так создаются оригинальные рисунки, которые длительный период радуют глаз хозяина.

Похожие новости:

История паркета
Издавна самым излюбленным, а в основном и единственным стройматериалом на обширной территории Руси являлось именно дерево – самый доступный и довольно легкий в обработке материал. ...

При отделке помещений, а именно полов, когда важны эстетика, тепло, уют и благоприятная экология, большинство людей отдает предпочтение дереву, а не каким-то другим материалам . При этом внешний вид, цвет, текстура древесины зачатую играют для человека большую роль, чем ее объективные физические показатели. К тому же современный рынок предлагает огромное количество разновидностей паркета: штучный и массивную доску, паркетную доску и ламинированный паркет.

История паркета

История деревянных полов насчитывает приблизительно 3000 лет. И не мудрено, ведь деревянный пол обладает большими преимуществами: он теплый, упруг, легок в обработке, относительно дешев (а леса в те времена было значительно больше) и, как теперь принято говорить, "экологически чистый". С древнейших времен был известен пол из расколотых по длине бревен, настилавшихся прямо по земле.

В России деревянные полы стали элементом оформления помещений сравнительно недавно. В XV веке для настилки полов использовались преимущественно строганные толстые половицы из мягких пород дерева, таких как ель, сосна, пихта. Начиная с XVI века полы стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил (и до сих пор носит) название " в елочку". Эти первые декоративные полы, встречавшиеся только в очень богатых домах, и явились прародителями паркета.

Само слово паркет происходит от французского "Parquet". Из Франции же пришла мода на щитовой и мозаичный паркет, широко использовавшийся для оформления дворцовых интерьеров, начиная, пожалуй, со времен Петра I.

Существовал даже собственный стиль укладки - русское барокко. Широко использовались прежде всего местные (и, следовательно, более дешевые) породы дерева, такие как береза, орех, сосна, лиственница, клен, дуб, бук, граб, ясень, вяз, груша, яблоня, ольха, можжевельник, карагач и кизил. В качестве экзотики применялись дорогостоящие привозные породы, как, например, черное (эбеновое) дерево, фиолетовый палисандр, желтое сандаловое или лимонное дерево, красное дерево, оливковое - желтоватое атласное, железное, чинара, белый и красный кипарис, туя, самшит, шелковица и другие. Такое разнообразие расцветки древесины давало возможность набирать самые нарядные узоры. До сих пор паркетные полы дворцов Санкт-Петербурга и его пригородов считаются наивысшим творческим достижением в этой области.

Фабричный паркет получил распространение во второй половине XIX века. Так, в Петербурге было целых три фабрики, изготовлявшие паркет. В Москве - восемь. Постепенно количество фабрик увеличивалось и расширялась их география. В 1914 году паркет в России изготавливали уже на 85 предприятиях. Именно это время и следует считать началом применения паркета в жилищном строительстве.

Основные материалы

Для изготовления паркетных полов традиционно используется древесина лиственных пород, отличающаяся большой твердостью и износостойкостью в отличие от мягких хвойных пород. В свою очередь эту древесину можно разделить на местную и экзотическую (поставщики Африка, Южная Америка, Юго-Восточная Азия). К первым относятся дуб, ясень, бук, клен, граб и другие, ко вторым - махагон, мербау, тик, венге. Сейчас стали появляться в продаже и весьма редкие для российского рынка породы: сукупира, кумачу, лапачо, дусия, мутения. Каждой породе присущи свой естественный цвет, особенности микроструктуры, степень устойчивости к внешним воздействиям.

Мы попробуем коротко перечислить названия используемых для изготовления паркета пород деревьев (их русские и иностранные названия), чтобы потенциальный покупатель смог заранее представить то изобилие, которое он сможет увидеть, посетив какую-нибудь из крупных фирм, торгующих паркетом.

Начнем с местных и наиболее распространенных пород древесины.

Бук (нем. - Rolbuche, англ. - Beech, итал. - Faggio). Широко распространен в Европе, традиционно применяется для изготовления паркета. Древесина светлая с красновато-желтым или сероватым оттенком. Твердая и прочная, не уступает дубу.

Вишня (нем. - Kirschbaum, англ. - Cherry, итал. - Ciliegio.) Произрастает по всей Европе, в Малой Азии, США и некоторых зонах Центральной Америки. Древесина розово-коричневатая, иногда розово-сероватая. Очень декоративна.

Граб (нем. - Weissbuche, англ - Hornbeam, итал. - Carpino). Распространен в Европе, Малой Азии. Древесина светлая, серовато-белая, блестящая.

Груша (нем. - Birnbaum, англ. - Pear, итал. - Pero). Распространена в Европе. Древесина имеет розоватый оттенок.

Дуб (нем. - Eiche, англ. - Oak, итал. - Quercia Rovere). Распространен в Европе, Азии и Америке, является традиционной породой для изготовления паркетных и досчаных полов. Насчитывает около 200 разновидностей. Древесина имеет оттенки от светло-коричневатого до желтовато-коричневого с красивой текстурой. Прочна, долговечна, устойчива к внешним воздействиям. Очень ценится мореный (пролежавший много лет в воде) дуб темно-серого цвета.

Каштан (нем. - Edeikastane, англ. - Sweet chestnut, итал. - Castango). В настоящее время он культивируется по всей Европе. Древесина - светло-коричневая. Текстура каштана почти такая же, как и у дуба.

Клен (нем. - Ahorn, англ. - Maple, итал. - Acero). Произрастает по всей Европе, в Америке, на Дальнем Востоке. Древесина имеет почти белый цвет, иногда со слегка желтоватым оттенком. Считается изысканным материалом для внутренней отделки помещений - создает контрастный фон для темной мебели.

Ольха (нем. - Erie, англ. - Alder, итал. - Onlano). Произрастает в Европе, Малой Азии и Северной Африке. Древесина светлая с красновато-оранжевым оттенком.

Орех (нем. - Nussbaum, англ. - Walnut, итал. - Noce). Произрастает повсеместно. Древесина - коричнево-серая с более темными вкраплениями. Очень декоративна, давно и широко применяется для отделки интерьеров и изготовления мебели. Устойчив к деформации.

Тик (нем., англ. и итал. - Teak). Растет в Индии, Индонезии, Бирме и окружающем регионе, а также в Восточной Африке. Древисина золотисто-коричневая, текстура хорошо выражена. Имеет высокое содержание маслянистых веществ и поэтому практически не гниет, может сохраняться при благоприятных условиях сотни лет.

Ясень (нем. - Esche, англ. - Ash, итал. - Frassino). Произрастает в Центральной Европе. Древесина светлая, слегка желтоватая, с хорошо выраженной текстурой. По твердости превосходит дуб, но при этом очень эластичен.

Ну а теперь о более экзотических сортах:

Афрорморзия (нем., англ., итал. - Afrormorsia). Коричнево-золотистая древесина с темными прожилками из экваториальной Африки. Используется как заменитель тика. Применяется в качестве декоративных элементов мозаичных полов.

Бамбук (нем. - Bambus, англ. - Bamboo). Формально не является деревом. Паркетные планки из бамбука склеиваются в заводских условиях из отдельных полос. Устойчив к механическим и климатическим воздействиям. Естественный цвет бамбука - золотисто-соломенный.

Венге (нем., англ. и итал. - Wenge). Произрастает в тропических джунглях Западной Африки. Зрелая древесина очень декоративна. Цвет - от золотисто-коричневого до очень темного коричневого.

Дуссия (нем. и итал. - Doussie, англ. - Alzelia). Дерево тропиков (Западная Африка). Древесина декоративна, имеет красно-коричневою окраску. Она очень устойчива к внешним воздействиям.

Камбала (Ироко) (нем. - Kambala, англ. и итал. - Iroko). Дерево тропиков (Западная Африка). Древесина желтовато-коричневая. Устойчива к изменениям микроклимата, к различным вредителям древесины.

Кемпас - дерево Юго-Восточной Азии. Цвет яркий: от золотисто-красноватого до темно-оранжевого.

Кумару (нем., англ., итал. - Cymaru). Растет в Южной Америке (Амазонка). Древесина золотисто-коричневая с темными продольными прожилками.

Лапачо (Ипе) (нем., итал. - Ipe, англ. - Guaycan). Дерево Центральной и Южной Америки. Древесина оливково-серая.

Махагони (истинный махагони) (нем. - Echtes Mahagon, англ. - American Mahagony, итал. - Mogano). Древесина красновато-коричневая.

Мербау - дерево Юго-Восточной Азии. Цвет древесины - от светлого до темно-коричневого. Древесина очень твердая, устойчива к воздействию влаги, мало рассыхается, благодаря чему используется при строительстве палуб морских судов и яхт.

Мутения (нем., англ. и итал. - Mutenye). Дерево тропической Западной Африки. Древесина очень декоративна, имеет окраску от светло-коричневой до оливково-коричневой.

Оливковое дерево (нем. - Olivenholz, англ. - Olive tree, итал. - Olivo). Дерево Южной Европы и близких к ней зон Азии. Древесина желто-белая, иногда с красноватым оттенком.

Падук (Африканский падук) (нем. - Afrikanisch Padouk, англ. - African Padouk, итал. - Padouk africano). Дерево Заира, Нигерии, Анголы. Древесина кораллово-красная. Очень устойчив к механическим нагрузкам (давлению) и внешним воздействиям.

Сукупира (нем., англ., итал. - Sucupira). Дерево Южной Америки. Древесина красновато-коричневого тона с вкраплением светлых и желтоватых прожилок. Не повреждается вредителями.

Эвкалипт (Ярра) (нем., англ. - Eucalyptus, итал. - Eucalitto). Растет преимущественно в Австралии. Отличается яркой красной окраской (от клубничного до темно-красного). Древесина устойчива против всех видов вредителей.

Ягоба (Курбарил) (нем., итал. - Courbaril, англ. - West Indian locust). Дерево Центральной и Южной Америки. Древесина имеет очень красивые декоративные тона от оранжево-коричневого до фиолетового и темно-коричневого.

Цвет и интерьер

Деревянный пол - достойный фундамент для создания дизайна интерьера вашего дома. Красивый пол существенно улучшает общий вид квартиры. Перед тем как выбрать нужный образец, посмотрите еще раз на свою комнату. Какое впечатление вы хотите произвести? Как вы обставите свою комнату? Подумайте. Не торопитесь! Прочувствуйте! Благодаря определенному цвету вы можете визуально изменить размеры вашей комнаты. Светлое дерево добавит света и видимого пространства. В то же время темное дерево может сделать комнату более интимной. Ваш выбор будет зависеть от вашего вкуса и от того, какую атмосферу вы хотите создать. Ведь дерево дает возможность уникально работать с цветом. Цвет интерьера и мебели заметно выигрывает на фоне четких волокон и заметной свилеватости паркета.

Чтобы не создать дисгармонию с полом и понять, каков будет дальнейший эффект, вы можете вначале окрасить своим любимым цветом небольшую часть стены. Затем положить рядом лист ватмана, окрашенный (хотя бы приблизительно) в выбранный цвет паркета. Ну, а обладатели домашнего компьютера имеют возможность вволю поэкспериментировать, используя это чудо техники. Благо дизайнерских программ продается множество.

Несколько слов о том, на что необходимо обратить внимание при выборе напольного покрытия.

Внешний вид. Он должен соответствовать выбранному вами интерьеру. Цвета и текстуры современных напольных покрытий открывают новые возможности для создания неповторимых дизайнерских решений.

Качество. От качества выбранного вами материала зависит не только внешний вид, но и срок эксплуатации.

Деньги. Определите затраты на время всего срока службы. В сумму, затраченную на пол, входит и само напольное покрытие, и расходные материалы, и затраты на укладку. Не всегда кажущееся дешевым напольное покрытие дает желаемую экономию.

Долговечность. Сразу после завершения ремонта ваши новые полы в квартире или офисе выглядят превосходно. А как они будут выглядеть через год или два? Правильно подобранный материал должен обеспечить вашим полам превосходный вид в течение всего срока службы.

Экология. От экологической чистоты выбранных вами материалов будет в дальнейшем зависеть ваше здоровье и здоровье ваших детей.

Покрытию пола в современном жилище уделяется все больше и больше внимания. Красивый паркетный пол является визитной карточкой любого помещения. По сравнению с другими напольными покрытиями: дощатыми, линолеумными, покрытиями из ковролина и т.д., - полы из паркета имеют ряд преимуществ как в плане их надежности и долговечности, так и в эстетическом отношении.

Натуральный паркетный пол представляет собой аккуратно и точно подогнанные друг к другу небольшие дощечки, покрытые лаком. Свое право на существование паркет подтверждает уже три столетия. Главным преимуществом паркетного пола является тот факт, что паркет изготавливается из натуральной древесины - экологически чистого и безвредного материала.

Паркетный пол можно увидеть в самых разных помещениях. Паркет в жилой комнате должен по стилю соответствовать обстановке, паркет на кухне и в холле не должен портиться от грязи и воды, паркет в детской должен быть достаточно прочен. Паркетная доска с сучками и ярким узором волокон, сделанная из разных слоёв древесины, выглядит живой и интересной, в то время как ничто не может быть элегантнее аккуратно подобранной паркетной доски с ровным рисунком.

Толщина верхнего слоя паркета должна соответствовать типу помещения. Надо учесть, что паркет с толщиной верхнего слоя менее миллиметра нельзя восстановить циклёвкой, в то время как паркет с верхним слоем более четырёх миллиметров можно циклевать два-три раза, что делает его идеально подходящим для общественных заведений - магазинов, ресторанов, танцполов.

Паркет впитывает влагу, если влажность в помещении повышена, паркет разбухает. Относительная влажность 50-65% и температура 18-25 градусов более всего подходят для паркета. Если у вас установлена система подогрева пола, то общая толщина паркетного покрытия не должна превышать максимальную величину для вашей системы обогрева.

Современная качественная паркетная доска состоит по крайней мере из трёх слоёв. Толщина верхнего слоя из ценных пород дерева обычно не превышает 4-6 миллиметров, а в ряде случаев может быть и меньше миллиметра. Средний слой обычно делается из ели или другого мягкого дерева и для прочности кладётся поперёк верхнего слоя. Пазы и гребни для соединения паркетных досок вырезаны в среднем слое. В самом низу паркетной доски подкладывается слой фанеры.

Паркет даже из самых твёрдых пород дерева несложно испортить. Не допускайте попадания песка и грязи на паркет -- они способны оставить глубокие царапины. Приклеивайте мягкие защитные прокладки на ножки столов и стульев, под столиками и креслами на колёсиках положите коврик. Регулярная обработка паркета специальным воском один-два раза в год надолго продлит жизнь вашего паркета.

Рекомендации производителей по удалению различных пятен и загрязнений с вашего паркета в общем одинаковы. Пятна от вина, сока, молока, пива, кофе, чая, безалкогольных напитков хорошо выводятся бытовыми моющими средствами. Отпечатки каблуков, шоколад, жир, масло, смола легко удаляются при помощи небольшого количества бензина. Чернильные пятна, губная помада, тушь удаляются спиртом. Пятна крови следует стереть холодной водой.

Виды покрытия пола из дерева

Штучный паркет

Штучный паркет является традиционным видом русского паркета и представляет собой планки ("клепки") с габаритными размерами: длина от 200 до 450 мм, ширина от 40 до 70 мм, толщина от 14 до 22 мм (наиболее распространенные - 15 и 22 мм).

Штучный паркет изготавливается из массива ценных пород древесины; на боковых и торцевых гранях, как правило, имеются шипы и пазы для лучшей связки паркетных планок между собой при их сборке. Долговечность штучного паркета определяется толщиной "рабочего" слоя (расстояние от лицевой поверхности паркетной планки до шипов). Например, у паркета толщиной 15 мм "рабочий" слой составляет 8 мм, и соответственно, срок его эксплуатации составляет около 50 лет.

К преимуществам штучного паркета, кроме его массивности (однородности строения) и долговечности, относится также широкий выбор вариантов его укладки: простых ("палуба", "ёлочки", "разбежки", "квадраты" и т.д.) и художественных ("розетки", "звезды", "бордюры", "ромбы", "плетенки" и т.д.).

Штучный паркет обладает хорошими теплоизолирующими свойствами, которые обеспечиваются слоем самого паркетного покрытия и многослойной подосновой. Благодаря этому пол будет теплым в любое время года. Помимо этого, паркет обладает высокими техническими характеристиками и художественными достоинствами.

Характеристика паркетных полов из натуральной древесины определяется качеством и сортом древесины. Очень важно, как высушен паркет. Вакуумная сушка является наиболее щадящей, она не создает внутренних напряжений в древесине.

На продолжительность эксплуатации паркета и особенности укладки влияет выбор породы дерева, из которого изготовлен паркет. Все породы дерева, кроме дуба, можно назвать "нервными". Бук и ясень имеют повышенную гигроскопичность и увеличенный коэффициент объемного расширения при увлажнении, хвойные породы очень мягкие, некоторые экзотические породы смолисты и непредсказуемы.

Половая доска

Половая доска аналогична по своей конструкции штучному паркету (массивная доска с шипами и пазами на боковых и торцевых гранях) с габаритными размерами: длина от 500 до 2000 мм, ширина от 18 до 25 мм. Благодаря таким размерам половая доска все чаще находит применение в оформлении современных интерьеров.

Щитовой паркет

Щитовой паркет представляет собой многослойную конструкцию, состоящую из хвойной подложки и лицевого ("рабочего") слоя из ценных пород древесины. Щиты, как правило, имеют в плане квадратную форму, с габаритами по боковой стороне от 400 до 800 мм, по толщине от 20 до 40 мм ("рабочий" слой - от 5 до 15 мм).

В щитах по боковым сторонам выполнен четырехсторонний паз, для сборки их между собой с помощью соединительных шпонок. Основной рисунок на лицевой стороне щитов - "квадраты", в отдельных случаях могут быть изготовлены щиты с художественным рисунком.

Паркетная доска клееная

Паркетная доска клееная представляет собой напольное покрытие в виде многослойной конструкции (как правило трехслойной). Средний и нижний слои изготавливаются из древесины хвойных пород (сосна, ель), а верхний слой - из дерева ценных пород, наиболее часто толщиной около 4 мм. Благодаря тому, что волокна древесины среднего слоя ориентированы под прямым углом к волокнам верхнего и нижнего слоев паркетной доски, естественная деформация древесины существенно сокращается. Доски имеют габаритные размеры: длина от 2000 до 2500 мм, ширина от 180 до 200 мм, толщина от 14 до 20 мм. На боковых и торцевых гранях имеются шипы и пазы для сборки их между собой, при этом за счет точности изготовления достигается жесткое (без люфта) соединение между досками, а также отсутствие ступенек ("провесов") по лицевой стороне.

Поскольку рабочий слой из ценных пород древесины не превышает, как правило, 4 миллиметров, то некоторая нестабильность различных пород к изменениям температуро-влажностного режима не оказывает существенного влияния (в отличие от штучного паркета) на эксплуатационные свойства паркетной доски.

Паркетная доска массивная

Это напольное покрытие состоит из массивных планок из ценных пород древесины, которые соединены между собой по боковым и торцевым граням (рисунок, образуемый планками, - "разбежка"). Габаритные размеры: длина от 2000 до 2500 мм, ширина от 120 до 200 мм, толщина от 18 до 22 мм. На боковых и торцевых гранях досок имеются шипы и пазы для сборки их между собой.

Мозаичный паркет

Для официальных и торжественных помещений применяют наиболее ценные породы дерева - ореха, карельской березы, красного дерева, граба, клена.

Пластины такого паркета имеют разную форму и за счет подбора цвета, фактуры древесины, а также вкраплений узких пластин-прожилок разного цвета выкладывается художественный орнамент или рисунок. В последнее время выполнение художественной кладки паркета в виде картин известных классиков, батальных, любовных или сказочных сцен стало серьезным увлечением состоятельных людей. Стоимость таких полов, иногда действительно художественных произведений, достигает нескольких десятков тысяч долларов. Художественная кладка постепенно вытеснила предыдущее увлечение любителей украшения паркета - на монотонном светлом паркете с помощью нескольких десятков матриц различной формы выжигался орнамент и покрывался толстым слоем лака.

Наборный паркет

Наборный паркет состоит из паркетных пластин толщиной 8-12 мм, набранных с определенным рисунком и наклееных лицевой стороной на бумажный лист. Наклейка на бумажный лист помогает избежать подбор пластин на месте укладки. После укладки наборного паркета бумажный лист удаляется.

Размер наборного паркета: 400х400, 480х480, 520х520, 600х600 и 650х650 мм.

Паркетные щиты

Паркетные щиты представляет собой деревянные квадратные щиты, состоящие из двух слоев. Основание щита изготовлено из низкосортной древесины, а верхний слой - паркетные пластины из ценных пород дерева.

В массиве нижнего слоя паркетного щита делаются только пазы.

Верхний слой из пластин имеет толщину 6-8 мм. Пластины имеют хорошо подогнанные кромки и не имеют пазов и гребней. Они аккуратно подбираются, укладываются плотно друг к другу и в таком положении приклеиваются на щиты.

Укладка паркетных щитов ведется на лаги или бетонное основание. Скрепление щитов между собой производится с помощью специальных деревянных вставок, помещаемых в пазы соседних щитов. Щиты изготавливаются разного качества и размера.

Стандартными размерами отечественных производителей являются размеры: 400х400, 480х480, 520х520, 600х600 и 650х650 мм.

Ламинат

Полы из ламината -- одна из новых технологий, предлагающая альтернативу паркетным полам на основе массива из ценных пород дерева.

Ламинат - плоскости толщиной 6-10 мм, лицевая поверхность которых изготовлена из тонкого слоя естественного или синтетического материала. Покрытия, наносимые на лицевую поверхность ламината, выполняются с нормальной и повышенной устойчивостью к износу.

Ламинатные плоскости бывают двух видов - с пазом и гребнем только по двум длинным кромкам плоскости или, как у штучного паркета, с пазами и гребнями на всех кромках.

Размеры ламинатных плоскостей зависят от фирмы-производителя. Так, ламинат фирмы "Pergo" имеет размер 1200х200 мм.

Пол из ламината можно укладывать на старые паркетные, деревянные, бетонные, линолеумные или кафельные полы. Укладка ламината ведется по принципу "плавающих полов".

Лучший способ ухода за паркетом - это профилактика.

Паркет рекомендуется убирать только с применением пылесоса. Допускается протирать паркет хорошо отжатой тряпкой с применением специальных нейтральных моющих средств. Паркет не рекомендуется мыть с применением большого количества воды, мыла. Не допускается заливание паркета водой. Уход за матовым и шелковисто-матовым лаком гораздо проще, т. к. при попадании солнечного света на поверхность пленки не видны следы жира и мелкие царапины.

Чтобы удалить пятна от обуви, чернил, грязи, жира с полуматовых, полуглянцевых и глянцевых покрытий, используют специальные растворы и полироли.

Лаковое покрытие на изношенных участках пола восстанавливать нужно своевременно. Нельзя приписывать лакам гидроизоляционные свойства - они являются лишь пароизоляторами.

Отлакированный паркетный пол необходимо защищать от прямого попадания солнечных лучей, низкой влажности воздуха и отсутствия вентиляции. В противном случае с течением времени пленка лака потеряет свою твердость, станет мягкой, податливой, на ней могут появиться разрывы. Влажность воздуха в помещении должна быть не ниже 50% и не выше 70%, температура - не менее 15 °С, интенсивность воздухообмена - не менее 50 л/мин. В помещениях с большим перепадом температур и влажности желательно использовать масляные или восковые мастики.

На ножки мебели желательно наклеивать войлочные "набойки", чтобы снизить точечную нагрузку на пленку лака и его деформацию, трещины.

По лакированным полам нельзя ходить в уличной обуви, тем более в туфлях на "шпильках" - на паркете могут появиться трещины, вмятины, сколы. Дефекты, возникающие на натуральном паркете (следы от каблуков-шпилек, потертость ножками мебели, нарушение лакового покрытия на проходах и т.д.), устраняются обычно при смене лака и шлифовке.

В случае существенного превышения в помещении влажности стен (более 5%) и воздуха (более 80%) или серьезной протечки влага все равно рано или поздно пройдет в паркет, каким бы лаком он не был покрыт. Если влага случайно попала на лаковую планку, то поверхность пола необходимо как можно быстрее протереть тряпкой, чтобы вода не успела проникнуть в паркет. При появлении щелей не торопитесь циклевать пол и не пытайтесь немедленно устранить щели с помощью шпатлевки. Примите меры к обеспечению нормальной влажности в помещении, т.к. излишняя сухость воздуха так же может нанести вред паркету. Хорошее состояние паркетного пола и комфорт людей, живущих в помещении, зависят от правильного климатического режима (температура около 20 градусов, относительная влажность - около 55%). Здесь могут помочь аквариум, постоянно поливаемые комнатные цветы, специальные увлажнители. Деревянный пол - это естественный кондиционер: дерево сохнет, увлажняя воздух зимой при включенном отоплении и пониженной относительной влажности (порядка 50% и ниже), и набирает влагу летом, когда относительная влажность может достигать 90% и более. Тогда клепки, слегка увеличиваясь в размере, сходятся, и щели пропадают. Однако постоянное наличие щелей большого размера (иногда более 5 мм) свидетельствует об усыхании паркета.

При появлении щелей не торопитесь циклевать пол и не пытайтесь немедленно устранить щели с помощью шпатлевки. Примите меры к обеспечению нормальной влажности в помещении.

Нужно стараться не допускать полного истирания слоя лака на паркете, и наличие протоптанных дорожек на поверхности лака - сигнал о том, что нужно заново шлифовать и покрывать лаком пол.

Виды загрязнений и способы их удаления

Факторы, влияющие на очистку покрытия.

1. Время воздействия очищающего средства. Чем дольше время воздействие, тем лучше эффект. Однако если очищающее средство содержит воду необходимо строго соблюдать рекомендуемое время воздействия на паркет.

2. Химический состав очищающего вещества – именно от него зависит результат очистки, для каждого типа пятен существуют определенные очистители.

3. Температура – при более высокой температуре очистка происходит легче и быстрее, поэтому при необходимости чистящее средство добавляют в теплую воду.

К атегория: Паркетные работы

Немного об истории паркета

Во все времена и у всех народов в строительстве интерьера полам и их убранству уделялось большое внимание. Еще в древние времена и в Египте, и в Индии, и в Китае, и во многих других странах создавали прочные и красивые полы.

В средние века паркету стали уделять больше внимания, он стал неотъемлемой частью новых домов, дворцов и замков. Но своего художественного совершенства пол из «дубовых кирпичей» достигает к началу XVII в. в различных странах Европы. Следует отметить, что художественная форма развития паркета тесно связана с общим стилистическим развитием искусства и архитектуры.

В общественных зданиях Древней Руси полы делали из дерева, из досок или из «деревянных кирпичей».

Начиная с XVI в. полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, -который носил название «в елочку», а сам пол называли «косящатым». Клепки, как правило, укладывали на грубораспиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны.

Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.

Так, уже в XVII в. наиболее распространенным приемом укладки паркета был способ, называемый «дубовым кирпичом»: паркетины в форме кирпичей укладывали на известковой основе, швы между дубовыми кирпичами заливали известью, смешанной со смолой. Вдоль стен иногда делали дубовый бордюр. Такой паркет знали на Руси и раньше, он уже был известен по Дмитровскому собору во Владимире, по некоторым общественным зданиям, по боярским хоромам, по храму Василия Блаженного и Донскому монастырю. Но в отличие от тех полов к концу XVII в. он стал более искусным в художественном отношении.

Паркет начала XVIII в. связан с русской резьбой. Высокохудожественная резьба по дереву и металлу процветала в XVII в. в московских мастерских Оружейной палаты.

В 1711 г. Петр I закрыл эти мастерские, а всех резчиков перевел в Петербург на корабельные верфи. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством при изготовлении паркетов петербургских дворцов.

Архивные документы свидетельствуют, что «из столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и 10 столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да из охтинских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакин-ского для устройства штучных полов для Зимнего дворца»

Для дворцовых паркетов в 1749 г. было прислано из Астраханской губернии 26 косяков и 64 креста дубового леса, которые хранили в запасном Смольном дворе вместе с косяками грушевого дерева, кизилевого карагача, чинары, самшита, ясеня и буковых кряжей - об этом мы узнаем из истории Царского села, выпущенной в свет в 1827 г. Весь перечисленный запас древесины в 1750 г. был отправлен в Царское село и послужил материалом для первых наборных паркетов. В дальнейшем ассортимент деревьев, употребляемых для паркета, значительно увеличился, и наряду с местными породами стали все более широко применять редкие и дорогостоящие сорта привозных «заморских» деревьев, среди которых были якаранда, жикитиба, чефраз.

Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку наслоений давали возможность мастерам набирать самые прихотливые и нарядные узоры паркетом. В зависимости от материалов паркеты носили различные названия: цветные (набранные из привозных деревьев), полуцветные, штучные (набранные из местных пород) и дубовые.

Паркеты изготовляли отдельными щитами, поэтому такой паркет получил название щитового. Щит обычно состоял из основания, сбитого из сосновых досок, на которые наклеивали фанеру того или иного рисунка из разнообразной цветной древесины. Щиты укладывали на решетку, состоявшую из сухих прочных брусьев. Щит собирали с таким расчетом, чтобы он не подвергался деформации, для чего его скрепляли накрест. Щитовой паркет составляли не только из квадратов, но и из щитов, имеющих форму круга или сегмента.

При наклеивании цветного дерева на щигы применяли два способа: наборная работа - так называемое маркетри, когда рисунок собирали из отдельных частей дерева, тесно пригоняемых друг к другу, и интарсия (инкрустация), когда в основную породу, служившую общим фоном, врезали отдельные фрагменты цветного дерева.

При сборке щитов всякие неточности в расчетах на то или иное помещение всегда можно было исправить фризом паркета, так как его можно сделать любой ширины. Вот почему фризы, как правило, изготовляли на месте. Все это можно видеть на блестяще сохранившихся паркетах Останкинского дворца-музея в Москве.

В паркетах всегда большую ценность имела природная окраска древесины, однако применяли ее подкраску и подкуривание, а также своеобразную гравировку дерева.

Чрезвычайно важным и большим искусством в паркетных работах является правильный раскол дерева, подбор и укладка под определенным углом соседних клепок. Это и создавало одну из самых характерных особенностей художественного паркета - изменчивую игру дерева на свету. Раскол дерева, в котором направление волокон идет перпендикулярно источнику света, обычно кажется темным, а направление волокон древесины, идущих параллельно источнику света, кажется светлым. Эти свойства древесины были широко использованы для паркета. В зависимости от освещенности срезов и от перемещения источника освещения отдельные части паркета то зажигались светлыми пятнами, то угасали. Особенно следует отметить в этом отношении щитовой паркет из отечественных пород - сосны, дуба и березы.

Замечательный щитовой сосновый паркет имеется в усадьбе Мураново (ныне музей Тютчева), в проходных галереях Останкинского дворца-музея (рис. 1 и 2) и в Кусковском дворце. Здесь паркет набран исключительно из сосны, обложенной узкими дубовыми рейками. Когда смотришь на игру света и тени сосновых паркетов, выложенных слоями перпендикулярно друг другу, то видна вся прелесть этих пород.

Рис. 1. Центральная часть паркета концертного зала Останкинского дворца. Конец XVIII в

Умение использовать направление волокон древесины является одним из важных навыков в мастерстве паркетчика, особенно при изготовлении художественного паркета.

Над паркетами работали в прежнее время краснодеревщики из крепостных или вольнонаемных людей. Они передавали свое мастерство из поколения в поколение. Так, например, большинство полов в петербургских дворцах набирали охтинские плотники. В конце 50-х годов XVIII в. в Царском селе над паркетами работали цеховые мастера - столяры Гаврила Рыжий с товарищами Григорием Курицыным и Михайлой Сухим. Они же в 1753 г. настилали паркеты в Эрмитаже.

Рис. 2. Паркет Итальянского павильона Останкинского дворца. Конец XVIII в.

В 60-70 годах XVIII в. полы в Екатерининском дворце изготовляли охтинский столяр Дмитрий Андреев с семью мастерами.

В XVIII и XIX вв. охтинских краснодеревщиков как самых квалифицированных мастеров паркетного дела приглашали на работу во дворцы и в богатые особняки Петербурга. Так, в 1823 г. архитектор Росси поручил делать полы в Михайловском дворце охтинскому поселянину Степану Тарасову с товарищами. Другие русские архитекторы использовали тех же мастеров во главе со Степаном Тарасовым на строительстве в Екатерининском и Зимнем дворцах.

Даже в начале XX в. над паркетами в Петербурге работали представители нового поколения семьи Тарасовых.

Всю работу над паркетами выполняли тогда исключительно ручным способом. Массовое производство в условиях фабрики паркетных щитов стали применять только со времени изобретения в 70-х годах XIX в. специальной машины. Вот почему фабричный паркет получил свое наибольшее распространение только к началу 80-х годов прошлого столетия. К этому времени в Петербурге было уже три фабрики, изготовлявших паркеты, а в Москве к концу века было восемь паркетных фабрик. В первые годы XX в. число таких фабрик заметно увеличилось не только в больших городах, но и в губернских. По данным справочника, в 1914 г. паркет в России изготовляли уже на 85 предприятиях. Однако развитие этого механизированного производства паркета в условиях капитализма не означало улучшения его качества и дальнейшего расцвета как прикладного’ искусства. Наоборот, с начала возникновения фабрик качество художественного паркета падает, а к началу нашего века почти исчезает, все фабрики переходят на массовое производство простой паркетной клепки из самых различных пород отечественной древесины.

Таким образом, лучшим в техническом отношении и по художественным качествам был щитовой паркет, распространенный в России. Лучший русский художественный паркет XVIII в. сохранился в Китайском дворце в г. Ломоносове под Ленинградом (рис. 3) и в Останкинском дворце-музее в Москве. Лучшие образцы паркета XIX в. сохранились в Государственном Русском музее и в Зимнем дворце в Ленинграде (рис. 4).

Русский паркет насчитывает несколько сот лет своего существования в истории русского декоративного искусства.

Русские щитовые паркеты XVIII-XIX вв. были и остаются ценнейшим вкладом в мировую сокровищницу декоративного искусства. Нигде в мире не было столь разнообразных и высокохудожественных паркетов, как в России. Культура рисунка и качество паркета достигали непревзойденного совершенства. Жаль, однако, что все эти работы вел лишь узкий круг потомственных мастеров, которые скрывали секреты своего мастерства.

В наши дни, когда создаются колоссальные общественные здания для трудящихся, потребность в паркете высокого качества, а также в художественном оригинальном паркете чрезвычайно возросла.

За годы Советской власти в нашей стране создано немало красивейших зданий с паркетами, которые по своим художественным достоинствам ничуть не хуже прежних.

Рис. 3. Центральная часть па-ркета в кабинете Ротари Китайского дворца XVIII в.

Рис. 4. Паркет центральной части Малахитового зала Начало XIX в.

Так, в 30-х годах академик А. В. Щусев разработал эскизы паркетов для гостиницы «Москва».



- Немного об истории паркета