Можно ли православным ходить в церкви других религий. Можно ли немусульманам заходить в мечеть

Просто помню это правило, потому как оно очень часто повторялось по случаю совместной молитвы московского Патриарха с католиками в соборе Парижской Богоматери. Если православный человек пришел в католический храм с экскурсией или просто ради интереса зашел, то следует ли ему там молиться? Но ведь факт — патриарх молился в костеле. Разумеется это лучше делать в определенное время, чтобы не мешать тем, кто пришел в храм молиться. В католическом — вряд ли. Там все на скамейках сидят, и ходить по костелу ради просмотра ну просто верх неприличия.

Переступив порог католического храма, православному христианину достаточно чуть склонить голову или перекреститься по своему обычаю. В католических храмах разрешается сидеть. Православному (равно как и некрещеному) человеку нельзя участвовать в причащении. Во время службы не стоит ходить по храму, громко разговаривать, фотографировать. Перед причастием в католическом храме принято жать друг другу руки со словами «Мир тебе!», поэтому будьте готовы протянуть и свою ладонь.

О том, как обычно ведут себя католики в храме на богослужении и вне его.Форма одежды: свободная. Только и всего. Да это что! Есть один парень, который вообще крестится «двумя перстами» как старообрядцы, потому что пытается следовать дониконианской традиции. У мобильного выключить звук.По поводу литургических действий: тем, кто не является католиком, особенно ничего не предписывается, кроме пристойного поведения. Так же свое участие в происходящем можно показать, осеняя себя крестным знамением в нужный момент. В начале мессы, когда священник произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», на что все отвечают «Аминь» и крестятся.

Может наступить такой момент в жизни, когда человеку православного вероисповедания потребуется идти в католический костел. Священники могут дать свое благословление лишь в случае, когда верующий совершает паломничество к общехристианским святыням. Как и в православном, в католическом храме имеется ряд правил, которые желательно соблюдать. 7. В храме не принято прерывать молитву, даже если вы пришли с целью встретиться с конкретным человеком. Соблюдайте те же правила, которые действуют в любом храме. Как и в православной церкви, в костеле нельзя курить и распивать спиртное. Как уже говорилось выше, молиться православному в костеле нежелательно. Быть на католическом богослужении православному позволительно, хоть это и не приветствуется.

Очень плохо, если я, воспитанная в православии, буду ходить в католическую церковь? Православная церковь еретическая а потому против того чтоб ее прихожане к другим захаживали. Если вы не воцерковлены по-настоящему, вам, вероятно все равно куда ходить, поэтому в формате этих ответов трудно объяснить. Но католичество, это все-таки не православие. А кто сказал, что Бог в православной церкви или католическом костёле, в лютеранской кирхе или протестантском молебном доме, в буддийской пагоде или вайшнавском ашраме??

Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»

Заходить можно, только не с целью молитвы. Православный христианин может помолиться перед ними, но только самостоятельно.

Ответить на эти вопросы мы попросили известного московского пастыря протоиерея Олега Стеняева. Но есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного. Если русский человек находится на отдыхе в Египте, то в Хургаде он вполне может посетить коптскую киниссу, где пребывает частица мощей св. Игнатия Богоносца. Я знаю, что многие православные христиане приходят в этот храм, чтобы поклониться святым мощам, которые находятся там рядом с алтарем. Русский человек, также может найти очень много христианских святынь и в Западной Европе, куда они были вывезены во время крестовых походов.

Поэтому нет ничего странного, что там встречаются православные любители унии с католиками. Их очень мало но они к сожалению есть. Выражаю сожаление в отношении клириков-вероотступников, а не зеленых каркуш. Да нет, просто отец Олег (Стеняев) видимо немножко недоучился в семинарии. За участие в них христианин отлучается от церкви, а священнослужитель лишается сана. Что тут не понятного? Александр Васильевич действительно прямого запрета посещать иноверческие храмы нет. Но христианину не престало быть скучающим, праздношатающимся туристом. Но можно ли это там найти. Нет. Это только соблазн для души. Если канон запрещает нам молиться в иноверческих храмах, то нам там делать нечего. Благодать благодати рознь. Инославные от мощей, несомненно тоже чувствуют благодать, но скорее в несколько ином виде, чем мы привыкли себе представлять.

Прежде, чем менять (предать) веру, нужно хорошо узнать о Католицизме. Вас, Ирина, не имеет разницы, в какую церковь обращаться? Батюшка, уважаемый протоиерей Алексей! Его зовут Георгий и, если возможно, помолитесь за него. Спаси Господи! Шарбеля», но я почему-то сомневаюсь, что ее можно читать. Обязательно помолюсь за Вас и Алексея. А Вы говорите, что у нас с Вами разная вера. Вера-то одна, как оказывается.

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: А может ли православный ходить в католическую церковь? Ответ от JaluНе слушайте никаго, кто говорит что Бог только в моей церкви, глупец. Ответ от Ђатьяна ФроловаРазницы для Бога нет, куда Вы ходите-лишь-бы людей любили. Ответ от ОльгаРаз сомневаетесь, сто раз подумайте, нужно ли Вам переходить в католичество… Ответ от Владимир Макаровтолько если православный не заявится в костел где нибудь вВильнюсе в парадной форме русского десантника..

Есть такой сайт: pravoslavie.ru — это сайт Сретенского монастыря в г. Москве, на нем можно оставить вопрос, на который ответит кто-то из монахов. Я нашла похожий на Ваш вопрос: Как следует вести себя православному человеку при посещении католического храма (как исторического памятника)? Можно ли ставить свечи, осенять себя крестным знамением?

Господь Вам это сказал?А может Вам то сказал батюшка в церкви? Ваша подруга, вероятно, не встала на путь к Богу — только потому она и ходит в костёл.Вот спросите у неё как-нибудь, знает ли он православный Символ веры наизусть… Наверняка, ответ будет отрицательным (а если так, то с догматами веры православной она если и ознакомилась, то ныне их не знает… Понимаете?А распри — это отсутствие «любви к ближнему».А Церковь к чему учит? — не общаться с еретиками и отщепенцами (раскольниками).А храм — это «дом молитвы». Разве Вы не согласны с тем, что сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский (записи из его дневника):«Сколь свята православная вера и Церковь! Церковь удовлетворяет все потребности духа человеческого и спасает всякого преданного ей и верного до конца жизни. Слава вере Твоей, Господи, святой православной. А потому что … я же как раз и глаголил о том, что «У Бога нет ни католических, ни протестантских, ни православных христиан.

Здравствуйте! Может ли христианин (человек, не придерживающийся чёткой веры, а верующий во Христа и закон Божий) ходить в католический храм для духовного насыщения и здравия? Нас часто пугают, что посещение храма другого христианского течения — измена своей церкви. Но Бог у каждого человека должен быть в душе, а вражда между церквями — это недопустимо по закону Божьему. Дух Божий дышит там, где проявляется вера в Его служителях либо в последователях. Я в этом ответе на ваш вопрос не призываю людей отрекаться от своей веры или переходить из одного вероисповедания в другое.

Что делать, если вы православный человек и оказались в местах, где нет православных храмов?

Можно ли православным заходить в католический храм

Про психологическую помощь я приблизительно понимаю, но помимо этого, если, допустим, человек остался без средств к существованию, или стал инвалидом, может ли ему чем-то помочь православная церковь? Молодёжь и детволра с удовольствием ходят в церковь после службы (как в «клуб по интересам») просто общаться, песни сочиняют.Только мы живём на Украине, приход католический. А тут на Пасху в храме батюшка заметил, как Полина усердно молиться (прабабушка ее всему научила) и пригласил учиться в Православную гимназию (около м.Свиблово). Чем меньше будет условностей у православной церкви, тем больше будет у нее прихожан, мне так кажется. В «От года до 3″ возник очень интересный разговор о крещении ребенка (папа- атеист, мама- верующая). Родителям мальчика кто-то сказал, что в таких случаях ребенок должен быть какой-то третьей религии (???). Мальчика покрестили в православной церкви. Дочь ходит в католический сад.С утра у них небольшая молитва, все религиозныве праздники отмечаются с размахом, много объясняют и рассказывают про жизнь Христа, про десять заповедей и т.д. Сегодня мой собеседник, католический священник храма в городе Кьяри, говорит, что хорошо бы появляться раз в неделю в церкви. А Ваш долг как образованного человека — просветить ребенка в вопросах истории религий, причем как православной, католической, протестантской, так и (не падайте) мусульманской, и даже буддистской.

Или просто привыкнуть к этому.или не креститься во время литургии. Я хотела заказать сорокауст на полгода (кто не знает — это такая многодневная молитва за здравие, которую можно заказать в церковной лавке, и которая дает мощную божественную защиту). А когда она начала спрашивать имена, я замялась, зная, что имён некоторых членов нашей семьи в православных Святцах нет, а другие имена они не принимают для молитвы. Я думаю преклонять колено католику в православном храме лишнее. Позволю себе вмешаться, как православный. Тем более, что далеко не все (м.б. пока?) в православных храмах воспринимают инославных адекватно.

24.04.2015

Православные верующие, которые видят в своих городах или во время путешествий в другие страны большое количество мусульманских храмов, задаются вопросом — можно ли православному входить в мечеть? На это есть целый свод правил, которые относятся ко всем верующим, а также и православным, которые хотят посетить мечеть. Чтобы ответить на вопрос, можно ли православному в мечеть и узнать правила, необходимо обратиться к мусульманским источникам, где подробно рассказывается о правилах поведения в мечети. На все вопросы ответил Мунир – хазрат Беюсов, который является имамом Ленинградской области.

Многие хотят посетить мечеть

По словам имама Мунира, каждый верующий или неверующий может захотеть посетить мечеть, а по мусульманской вере это одно из лучших мест для молитв. Каждый мусульманин, совершая молитву, может придти в мечеть, а пятница считается священным днем для каждого верующего мусульманина, он совершает джума – намаз каждую неделю. В каждой мечети есть свои имамы, это то же самое, что и священники, а также люди, которые поют азан, кроме того в мечети всегда присутствует сторож и уборщик.

Имам мечети встречает всех посетивших храм и может объяснить, что нужно делать, кроме того, он вместе с верующими совершает молитву. Азанчей — тот человек, который призывает к молитве, в его обязанности входит слежение за расписанием намаза, кроме того, он помогает во время всеобщей молитвы. Сторож и уборщик совершают свою работу по охране и уборке храма, что очень важно. Вся территория мечети огорожена и считается священной зоной, так как верующие приходят помолиться, избавиться от греха, а также стараются учиться читать Коран, это позволит стать ближе к Всевышнему. То есть, по мусульманскому учению, отправившись в мечеть, человек не посещает ее как гость, а посещает дом Создателя.

Если человек православный или другой религии, то мусульманское вероучение не ставит запрет на посещение, но нужно соблюдать простые правила. Это началось еще со слов известного имама Абу Ханифа, который говорил, что Пророк после своих проповедей мог принять делегацию христиан в мусульманском храме, кроме того, когда были конфликты, сторонники Ислама помогали пленным и прятали их в мечети.

Запрещены сильные запахи

Обязательно нужно знать, что перед посещением нельзя употреблять чеснок или лук. Это правило было принято из – за специфического запаха. Дело в том, что считается, что такой “аромат“ будет создавать помехи быть сконцентрированным и вызовет скверные чувства. Кроме того, сюда можно причислить некоторые запахи – табачный дым, пот, различные мази, дешевые одеколоны. В доме Всевышнего молящийся не должен быть отвлечен, не должно быть резких запахов растений, а пищу можно принимать дома, после того, как совершается намаз.

Есть даже хадис, где один из сподвижников Пророка поведал интересную историю:

Не успели мусульмане взять Хайбар, как принялись употреблять пряность под названием чеснок. Вечером мусульмане пошли в храм. Когда запах чеснока почувствовал Пророк, он сказал, что тот, кто хотя бы немного поест этого растения, не должен приходить в мечеть. Верующие подумали, что Посланник Аллаха запретил чеснок, но потом быстро рассеяли сомнения, так как Пророк сказал, что он не может запретить то, что разрешил Всевышний.

В мечети нельзя пересекать путь совершающему намаз

Еще одно правило, которое нужно соблюдать — посещение мечети в раннее время. Придя в мечеть, можно будет занять лучшее место, людей будет очень мало и тогда каждый сможет рассмотреть орнамент стен, увидеть узоры и многое другое. Главное, чтобы немусульманин не мешал молящемуся и нельзя проходить перед головой человека, который совершает намаз.

Есть еще одно правило, но оно может быть отвергнуто, хотя каждый может взять себе на заметку. Дело в том, что в мусульманский храм добраться лучше всего пешком. Обычно это правило относится к тем, у кого храм находится рядом, когда пешком до него дойти очень легко. Дело в том, что сам Пророк просил, чтобы каждый добирался до мечети медленно, чтобы не было спешки. Например, в современном мире многие не успевают на намаз, поэтому приходится бежать.

Кроме того, Имам поделился мыслями о самой религии и подтвердил, что Исламское вероучение подарило всему миру уникальную культуру, великолепное нравственное наследие и многое другое.

Поэтому каждый мусульманин старается следовать предписаниям самого Пророка. Верующие разных конфесий обязаны соблюдать правила посещения мечетей, поэтому в них всегда будет чисто и спокойно. Современные люди всегда восхищались величием и красотой мусульманских храмов.



Если православный человек путешествует по Западной Европе, может ли он с экскурсией посещать католические храмы? Как ему относиться к святыням не своей веры?

А может ли, например, православный христианин ходить в католический храм, если там, где он живет нет православных храмов?

Помещенные в этой статье ответы основаны на общепринятом церковном мнении и правилах Вселенских соборов.

Зачем православные посещают католические храмы

Во-первых, отметим, что специальных указаний о посещении православными католических храмов в православных церковных правилах нет. По общецерковному мнению, католический храм можно посещать лишь в некоторых случаях.

Ради поклонения святыням, которые почитаются, как в католицизме, так и в православии . К таковым к примеру, относятся мощи святых апостолов Петра и Павла, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, равноапостольной Елены, великомученицы Варвары и др., которые находятся в католических храмах.

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4, 12). Так выглядит статуя Апостола Павла перед входом в римскую базилику

Ради познавательной цели, то есть ради знакомства с искусством — архитектурой, живописью, скульптурой, лепниной.

Однако ходить в католический храм, чтобы помолиться и причаститься Церковь запрещает согласно Документу РПЦ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию».

В соответствии с 45 и 65 Апостольскими Правилами и с 33 Правилом Лаодикийского Собора евхаристическое общение (совместное участие в богослужении и в Таинстве причастия) между католиками и православными запрещено. Правда совместные моления православных и католических иерархов и священников иногда, как икономия (исключение) иногда проводятся у мощей святых которые почитаются, как католиками, так и православными.

Конечно это вопрос дискуссионный, поскольку по вышеупомянутым правилам таких молений быть не должно. Да и миряне такие моления проводить не должны. Однако есть такие католические храмы, в которых отведено место для православных, например, в Бари у мощей святителя Николая Мирликийского для паломников служат молебнов и даже литургии служат православные священники. В таких богослужениях православному не только можно, но и весьма желательно участвовать.


3 октября 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поклонился Терновому венцу Господа Иисуса Христа, хранящемуся в соборе Парижской Богоматери. Тогда православная общественность горячо обсуждала совместное православно-католическое служение. Позже Русская Православная Церковь опровергла совместное служение, заявив, что Патриарх провел лишь краткий совместный молебен

Посещение католических храмов ради молитвенного созерцания святынь может принести православному духовную пользу, если он не будет проявлять простое любопытство к самому храму, как к чуждому молитвенному зданию и сохранит свои религиозные чувства в незамутненности.

В других случаях разрешается помолиться про себя при поклонении святыне и скромно перекреститься на православную икону (если таковая в храме имеется).

Может ли православный ходить в католический храм, если там, где он живет нет православных храмов?

Священники в этом случае советуют создавать молитвенное место у себя в доме, а еще лучше создавать православную общину и отдельный молитвенный дом для совместных молений.

По церковным правилам миряне могут сами служить краткую литургию, так называемую обедницу, текст которой есть во многих молитвословах. А для причастия приглашать священника с запасными Святыми Дарами. Даже издалека, поскольку отказывать нуждающимся в причастии священники не должны.

Как вести себя православным в католических храмах

Входя в католический храм, православный христианин может перекреститься по своему обычаю. Но перекреститься не ради поклонения данного культового здания, а ради ограждения себя от нечистой силы.


В дверях католического храма обычно стоит емкость с освященной водой. При входе католики, согласно своему обряду, в эту воду опускают пальцы, тем самым подтверждая, что они крещены в католицизме

Требования католиков к внешнему виду прихожан не столь строгие, что и у православных. Тем не менее неприлично заходить в католический храм в шортах или же юбке, по длине похожей на короткие шорты. При этом женщины могут быть в брюках и с непокрытой головой. Мужчины же должны быть без головного убора.

В католических храмах принято сидеть. Для этого в нем имеются специальные скамейки, внизу которых есть небольшие ступени для преклонения коленей. Но православные преклонять колена в католических храмах не должны. Однако самостоятельно помолиться, перекреститься и поставить свечу у мощей общехристианского святого не возбраняется. Также можно перекреститься пред распятием, или у православной иконы.

У православных принято подавать в храмах записки о здравии и упокоении. Однако подать такие записки в католических храмах православные не должны. Ведь это означает пусть косвенное, но участие в их молитве.

В общем, если вы по каким-то причинам все же посетили католический храм, то надо уважать находящихся там католиков, не относиться с предубеждением к их святыням, хоть ми и не разделяем их религиозных убеждений. Главное — всегда и везде мы должны хранить в чистоте и исповедовать нашу Православную веру.

Андрей, в редакцию «Православной Жизни» регулярно приходят различные вопросы от читателей. Мы отобрали наиболее часто повторяющиеся и хотели бы их обсудить с Вами. Начнем с такого вопроса: можно ли православным заходить в католические храмы, мечети? Как там себя вести?

В одном из своих Посланий святой апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6:12). Следовательно, для того чтобы более корректно ответить на данный вопрос, сначала стоит определить саму цель посещения иноверческого или же инославного культового сооружения. Если мы заходим в костел или мечеть посмотреть, так сказать, расширить свой культурный кругозор, то в этом, в принципе, ничего предосудительного нет. Если же мы посещаем неправославные храмы для того, чтобы помолиться, нам следует помнить 65-е Апостольское правило: «Если кто из клира или мирянин в собрание иудейское или еретическое войдет помолиться: да будет и от чина священного извергнут, и отлучен от общения церковного». Но бывают исключения: во многих римско-католических храмах, а также в храмах, принадлежащих юрисдикции так называемого Киевского Патриархата, имеются святыни, почитаемые и православными. В приведенном выше Апостольском правиле речь идет о запрете участвовать в ОБЩЕСТВЕННОМ богослужении вместе с неправославными. Поэтому нет ничего предосудительного в том, если православный христианин с молитвой почтит ту или иную святыню, находящуюся в иноконфессиональном храме.

Относительно же того, как стоит себя вести в неправославных храмах, правилом к руководству может быть только один фактор: воспитанность. Православный христианин, где бы он ни находился, должен вести себя культурно и сдержанно. Несмотря на наши личные убеждения, мы никоим образом не вправе чем-либо обижать религиозные чувства других людей, потому что главный критерий, который отличает христианина - прежде всего любовь. И критерий этот определил Сам Господь наш Иисус Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

- Можно ли обращаться к нетрадиционной медицине, например китайской?

Православная Церковь никогда не считала духовным препятствием достижения в области медицины. Но прежде чем прибегнуть к помощи того или иного «нетрадиционного врача», человек должен для себя понять: какими источниками он пользуется, иначе можно принести как своему телу, так и своей душе немалый вред.

Один из исследователей нетрадиционных методов лечения однажды заметил: китайцы, например, относятся к своей медицине как к религии. Подобное отношение к медицине должно насторожить православного человека, ведь выше и сакральнее религии ничего быть не может. Кроме того, немецкие ученые, исследуя практику акупунктуры, провели следующий эксперимент: одним пациентам иглы ставили, так сказать, по всем «канонам» китайской медицины, другим же, грубо говоря, наугад, лишь бы только не задеть важные органы и не навредить. В результате эффективность первого иглоукалывания составила 52 %, а второго - 49 %! То есть разницы между «умным» и «свободным» иглоукалыванием практически обнаружено не было.

Однако более остро стоит вопрос о применении в медицине некой духовной практики. Так, например, некоторые «целители» для того, чтобы излечить тот или иной недуг, предлагают своим пациентам попытаться выйти из мира физического в мир сверхчувственный, экстрасенсорный. Но мы должны помнить, что наше физическое тело - это некая преграда, которая отделяет нас от прямого непосредственного общения с миром духовным и, в частности, миром падших духов. Некоторые же восточные культы используют целый комплекс упражнений, способствующих подобному выходу в «духовный мир», и эта практика ослабляет нашу защиту от демонов. Святитель Игнатий Кавказский предостерегает: «Если бы мы находились в чувственном общении с демонами, то они в кратчайшее время окончательно развратили бы человеков, непрестанно внушая им зло, явно и непрестанно содействуя злу, заражая примерами своей постоянной преступной и враждебной Богу деятельности».

Именно поэтому любая «нетрадиционная медицина», практикуя некое общение с духовным миром, даже если и сулит своим пациентам физическое выздоровление, в итоге становится опасной для их духовного здоровья.

- Что значит не ходить на совет нечестивых?

Значение данного стиха, который является первым стихом первого псалма Книги Псалтирь, весьма глубоко и многозначно. Так, святитель Афанасий Великий говорит: «совет нечестивых» - это собрание лукавых людей, которые стремятся уклонить праведника от следования путем Божиим. А святитель Василий Великий уточняет: «совет нечестивых» - это всякие нечестивые помыслы, которые, подобно невидимым врагам, одолевают человека.

Кроме того, весьма интересно, что в приведенном псалме о противостоянии праведника «совету нечестивых» говорится «в трех измерениях» - хождения, стояния и седения: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе». По словам святителя Феофана Затворника, целью такого троекратного указания является предостережение от трех главных степеней уклонения во зло: в виде внутреннего влечения ко злу (шествие ко греху), в виде утверждения во зле (стояние во грехе) и в виде борьбы с добром и пропаганды зла (совосседание с губителем, то есть диаволом).

Таким образом, хождение на совет нечестивых - это всевозможное участие во зле, будь то мыслью, словом либо же поступком. По словам преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, для того чтобы спастись, человек должен непрестанно контролировать самого себя, упражняясь в духовном делании: без последнего не будет духовной жизни.

- Можно ли ездить отдыхать, например, на лыжный курорт в Рождественский пост?

По мысли преподобного Ефрема Сирина, цель поста заключается в том, чтобы человек смог победить в себе похоти, пороки и грехи. Если же пост не помогает нам преодолеть грех, мы должны задуматься: как мы постимся, что делаем неправильно?

К сожалению, исторически сложилось так, что в жизни современного человека большая часть отпусков приходится на время Рождественского поста - в период новогодних праздников. Цель же Рождественского поста заключается в том, чтобы подготовить человека к принятию Богомладенца Христа, Который приходит в этот мир и становится человеком с целью спасти каждого из нас от власти греха и смерти. И потому главное, о чем должен думать православный христианин в преддверии Рождества, так это о том, как лучше всего, правильнее всего подготовить себя для встречи Спасителя.

Активный отдых, например лыжный спорт, очень полезен для здоровья, если он при этом совмещается с духовным возрастанием человека. В ином случае пользы от такого «оздоровления» не будет. Поэтому, если наш отдых не позволяет нам соделать наше сердце достойным вместилищем Живого Бога - лучше от такого отдыха отказаться.

- Можно ли делать тату женщине, например в косметических целях?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует решить: зачем вообще нужна подобная татуировка, каковы причины, подвигающие человека делать на своем теле те или иные изображения?

Еще в Ветхом Завете было сказано: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Лев. 19:28). Этот запрет в Пятикнижии Моисея повторяется далее еще дважды: в той же Книге Левит (21:5), а также в Книге Второзаконие (14:1). Моисей запрещает уродовать человеческое тело, так как подобное действие является оскорблением Творца, давшего человеку прекрасную плоть. Исторически татуировка - это признак принадлежности к какому-либо языческому культу: люди с помощью тату надеялись снискать себе особое благоволение у того или иного божества. Именно поэтому с древних времен татуировки - «мерзость пред Господом».

По слову митрополита Сурожского Антония, тело - это видимая часть души, поэтому любое внешнее изменение - это прежде всего признак внутренних, духовных перемен, происходящих в человеке. Главные признаки христианина - это скромность, кротость и смирение. Татуировка же - это, по мысли одного современного автора, побег от скромности, попытка преподнести себя более изысканно и, возможно, с целью некоего прельщения окружающих. Исходя из этого, можно сделать уверенный вывод: даже самые, как кажется, безобидные татуировки могут нанести человеку непоправимый духовный вред.

- Можно ли слушать молитвенное правило в наушниках по пути на работу или используя диск в машине?

Молитва - это прежде всего беседа с Богом. И поэтому весьма сомнительным кажется утверждение, что молиться можно и под аудиозапись.

К сожалению, современный человек, настолько упростивший свою жизнь с помощью тех или иных технологий, все меньше и меньше времени готов уделять Богу и общению с Ним. Поэтому мы и стараемся молиться под аудиозаписи, слушать вечерние и утренние молитвы в машине или по дороге домой. Но, если задуматься: насколько внимательно мы можем слушать такие записи? Насколько сосредоточенно мы можем молиться под них?

Святые отцы всегда говорили: лучше искренне сказать Богу пару слов, чем, не думая о Нем, произносить длинные молитвы. Господу нужны не слова наши, а наше сердце. И Он видит его содержимое: стремление к своему Творцу и Спасителю либо же попытка отмахнуться от Него, спрятавшись за получасовую аудиозапись.

- Чего никогда не должен делать православный?

Православный должен прежде всего бояться грешить, но не из-за страха наказания Божия. Преподобный авва Дорофей говорит: страх Божий - это вовсе не боязнь Бога как некоего отмстителя за грехи; страх Божий - это боязнь оскорбить явленную во Христе любовь Божию. Поэтому каждому православному христианину следует стараться контролировать самого себя, пресекая даже сами помыслы о совершении греха, ведь своими грехами, по слову святого апостола Павла, мы вновь распинаем Господа нашего Иисуса Христа. Грехами мы разрушаем все то, что соделано Богом для нашего же спасения. И именно этого мы должны бояться и избегать в своей жизни.

Многие православные верующие задаются вопросом, можно ли посещать церкви, принадлежащие иным религиям. С данной ситуацией можно столкнуться на экскурсионных программах других стран, может вынудить какая-то другая нужда на посещение Божиих домов других конфессий.

Можно ли православным посещать католические храмы

Большинство православных священнослужителей высказывают положительное мнение по поводу нахождения православных верующих в католическом храме.

Ничего плохого нет в том, чтобы войти в христианский дом католической конфессии, если визит совершен не с целью молитвы и исповедания, а вызван интересом. К тому же, многие католические церкви хранят среди своих стен общехристианские святыни, которым можно поклоняться и обращаться к ним за помощью, независимо от того, где они находятся.

Для сведения! Католическая вера признает причастие и апостольскую преемственность за православной церковью.

Для расширения своего кругозора, в экскурсионных целях можно посещать церкви других верований, особенно если они принадлежат христианским конфессиям.

Что касается отношений Православных церквей к молитве католиков в своих церквях, то тут позиция сложнее. РПЦ МП католику в совершении таинства причастия, скорее всего, откажет из-за того, что причащение означает полное согласие с церковью во всем, а у ортодоксов с католиками раскол до сих пор.

А вот в КПЦ (Константинопольский патриархат) это вполне возможно в крайних случаях. Несмотря на то, что Православные церкви признают за католиками их преемство апостольское и Таинства (правда, в случае принятие католиком православия), не существует четкой позиции по вопросу молитв и участия православного человека в католических таинствах.

В большинстве случаев это запрещено, но в виде исключения все возможно.

Можно ли православным посещать мечеть

Что касается посещения мечети, тут все немного сложнее с точки зрения мусульманской религии:

Важно! Никто не может запретить входить человеку в дом Божий, к какой бы религии он ни принадлежал. Важно соблюдать законы, принятые в этой вере. Бывать в храмах других конфессий желательно устоявшемуся в своей вере человеку, который не будет сравнивать обычая своей церкви с другими.

Правила посещения католического храма

Пребывание в католическом храме требует соблюдения принятых там традиций и правил поведения.

Важно знать обычаи католиков:

  • правила внешнего вида у женщин, которые находятся в здании церкви не такие строгие, как в православной вере. Им официально разрешается пребывать на богослужении с непокрытой головой и в брюках. Зная это, не стоит приходить в слишком открытой одежде на католическое богослужение;
  • для мужчин есть строгое правило о снятии головного убора в церкви;
  • креститься в католическом храме можно по православному обычаю;
  • возле входа у дверей находятся сосуды со святой водой, когда католики входят в здание они опускают в святую воду пальцы, делать это православному человеку не обязательно, просто не стоит задерживаться в дверях;
  • перед совершением таинства причастия католики жмут друг другу руки, проговаривая: «Мир тебе», не стоит игнорировать данное правило, дабы не задеть чувств верующих.
Внимание! Вместо церковного алтаря у католиков есть пресвитерий. Он отделен от большого зала перегородкой, и туда нельзя заходить простым верующим.

У католиков разрешается сидеть во время всего богослужения, поэтому там много лавок.

Исповедальня в католической церкви

Во время богослужения нужно сохранять тишину, несмотря на цель визита нельзя пользоваться видеокамерой и фотоаппаратом. После службы можно будет пообщаться со священником, если такое желание. Некрасиво стоять близко к кабинкам, где католики исповедуются.

Правила посещения мечети

Мусульманство очень многим отличается от Христианства, но вход туда людям с иной верой не воспрещен. Важно соблюдать строгие правила посещения мусульманского храма:

  • воспрещено посещать намаз, лучше выбрать время захода в мечеть между молитвой;
  • плечи, колени обязательно должны быть закрыты, женщинам необходимо покрыть голову;
  • ходят в мечети босиком, перед входом нужно снять обувь;
  • запрещено пить и вкушать пищу внутри здания;
  • необходимо выключить звук у телефонов;
  • фотографировать можно вне времени молитвы;
  • пожертвования также не возбраняются.

Женщинам запрещено посещать мечеть во время менструации и молитвы.

Важно! Многие мечети имеют два входа: для женщин и для мужчин. Чаще всего для молитвы женщинам выделяется отдельное место на балконе.

Видео о том, можно ли православным заходить в католические храмы, мечети