Сила нервной системы и темперамент. Понятие об основных свойствах нервной системы


ПО ПСИХОМОТОРНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ Е.П.ИЛЬИНА
(ТЕППИНГ-ТЕСТ)

Тест отслеживает временные изменения максимального темпа движений кистью. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности, теппинг-тест (или как ее иногда называют «Дятел»). Задача обследуемого – поставить карандашом как можно больше точек в квадрате. Если обследование групповое, карандаши должны быть одинаково мягкими.

С помощью теппинг-теста определяется выносливость нервной системы и обязательным условием выполнения теста для определения силы нервной системы становится работа в максимальном темпе. Если это условие не выполняется, диагностика будет неправильной. Отсюда следует и другой вывод: по выносливости человека нельзя судить об имеющейся у него силе нервной системы. М. Н. Ильиной, например, показано, что при работе большой и средней интенсивности выносливость людей со слабой и сильной нервными системами бывает одинаковой, но это происходит благодаря разным психофизиологическим механизмам.
Обязательное условие диагностирования силы нервной системы с помощью теппинг-теста - максимальная мобилизованность обследуемого. Чтобы добиться этого, надо не только заинтересовать субъекта результатами обследования, но и стимулировать его по ходу работы словами («не сдавайся», «работай быстрее» и т. п.). Это способствует более четкому разделению испытуемых на «сильных» и «слабых».

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек дает команду: «Следующий». По истечении 5 сек работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.

Протокол исследования


ОБРАБОТКА .

Обработка включает следующие процедуры:
1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;
2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.
Коэффициент силы нервной системы (КСНС ) рассчитывают по следующей формуле:

КСНС=((х2-х1)+(х3-х1)+(х4-х1)+ (х5-х1)+ (х6-х1)) : х1 и умножаем на 100%

Х1 – сумма постукиваний в первом пятисекундном отрезке,

Х2 – сумма постукиваний во втором пятисекундном отрезке

Х3 – сумма постукиваний в третьем пятисекундном отрезке и т.д.

Рассчитать коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой рук, получив суммарные значения работоспособности рук путем сложения всех данных по каждому из прямоугольников. Абсолютное различие по работоспособности левой и правой рук делится на сумму работоспособностей, а затем умножается на 100%:

KFa = ((Σ R- Σ L ) : (Σ R+ Σ L )) умножаем на 100% , где

Σ R - общая сумма точек, поставленных правой рукой
Σ L - общая сумма точек, поставленных правой левой

АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.
Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:
- выпуклый (сильный) тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
- ровный (средний) тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип-кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
- нисходящий (слабый) тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет больше 8 точек. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
- промежуточный (средне-слабый) тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. При этом разница между самым лучшим и худшим результатами не превышает 8 точек. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая). Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне-слабая нервная система;
- вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Типы динамики максимального темпа движений

Графики: ·
А - выпуклого типа;·

Б - ровного типа,

В - промежуточного и вогнутого типов,

Г - нисходящего типа.

·Горизонтальная линия - линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек.

Ниже представлены нормативные данные для детей 9-12 и 12-15 лет
Для детей 9-12 лет
20 точек и меньше - медленный темп. Ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее - значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.
20-25 точек - средний темп. Нормальный темп работы.
26 точек и выше - высокий темп. Ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Для детей 12-15 лет
24 точек и меньше - медленный темп.
25-30 точек - нормальный средний темп работы
30 точек и больше - ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Чем вышеКСНС ( коэффициент силы нервной системы ) , тем нервная система сильнее; чем ниже, тем нервная система слабее. Исходя из значения КСНС можно осуществлять интерпретацию результатов по 25 бальной диагностической шкале силы-слабости нервной системы с учетом знака по следующей таблице

Примечание: Сильная нервная система имеет коэффициент КСНС со знаком «+»; слабая нервная система - со знаком «−»

Если в ходе исследования изучали работоспособность левой и правой рук, то при анализе результатов сопоставляют полученные графики работоспособности. В большинстве случаев они по характеру одинаковы. У правшей – работоспособность правой руки выше работоспособности левшей, а у левшей – наоборот. В случае значительных расхождений графиков опыты желательно повторить через некоторые промежутки времени.
Важно сравнить силу нервной системы с особенностями темперамента испытуемого. На этом основании можно дать диагноз работоспособности и продумать рекомендации по ее повышению.
Знак коэффициента функциональной асимметрии интерпретируется следующим образом: если полученный коэффициент баланса имеет знак «+ », это свидетельствует о смещении баланса в сторону возбуждения; если полученный коэффициент имеет знак «- », это свидетельствует о смещении баланса в сторону торможения.

Зависимость максимальной частоты движений от возраста, пола и уровня тренированности [Кирой, 2003]
Знание возрастных изменений частоты движений позволяет судить о развитии одной из важнейших характеристик индивидуальности. Исследования показали (И.М.Янкаускас), что с возрастом максимальная частота элементарных движений прогрессивно увеличивается у лиц обоего пола , однако эти изменения неравномерны и носят индивидуальный характер.
Основные черты моторного стереотипа складываются к 12-13 годам (К.В.Шагинян, 1978), после чего наступает период стабильности.
Сравнительный анализ показал, что темпы развития различных скоростных способностей в различные возрастные периоды неодинаковы (В.П.Озеров, 1989). Максимальное увеличение быстроты движений наблюдается в возрасте до 12-13 лет, после чего изменения несущественны. В среднем, частота постукивания кистью возрастает в возрастном диапазоне от 8-9 до 12-13лет с 6,5 до 7,7 уд/с. Вместе с тем, отдельные дети уже к 8-9 годам развивают стремительный темп до 9,5 уд/с. Такие показатели объясняются их особой двигательной одаренностью. Среди подростков 12 лет максимальная частота движений выше у девочек , однако, впоследствии они это превосходство теряют (И.М.Янкаускас, 1972). В целом, таким образом, сроки достижения максимума развития скоростных качеств у женщин меньше, чем у мужчин, на 1-2 года (Е.П.Ильин, 1983).

Понятие о свойстве силы нервной системы выдвинуто И. П. Павловым в 1922 г. При изучении условно-рефлекторной деятельности у животных было выявлено, что чем больше интенсивность раздражителя или чем чаще он применяется, тем больше ответная условно-рефлекторная реакция. Однако при достижении определенной интенсивности или частоты раздражения условно-рефлекторный ответ начинает снижаться. В целом эта зависимость была сформулирована как «закон силы».

Было отмечено, что у животных этот закон проявляется по-разному: запредельное торможение, при котором начинается снижение условно-рефлекторного ответа, у одних наступает при меньшей интенсивности или частоте раздражения, чем у других. Первые были отнесены к «слабому типу» нервной системы, вторые — к «сильному типу». Возникли и два способа диагностики силы нервной системы: по максимальной интенсивности однократного раздражения, еще не приводящего к снижению условно-рефлекторной реакции (измерение силы через «верхний порог»), и по наибольшему числу раздражения, тоже еще не приводящему к снижению рефлекторного ответа (измерение силы через ее «выносливость»).

В лаборатории Б. М. Теплова была обнаружена большая чувствительность лиц со слабой нервной системой по сравнению с теми, у кого та оказалась сильной. Отсюда возник еще один способ измерения силы: через быстроту реагирования человека на сигналы разной интенсивности. Субъекты со слабой нервной системой из-за своей более высокой чувствительности реагируют на слабые и средние по силе сигналы быстрее, чем субъекты с сильной нервной системой. По сути, в этом случае сила нервной системы определяется по «нижнему порогу».

В том же исследовательском коллективе сила нервной системы стала определяться и по уровню активации ЭЭГ. Однако этот метод технически сложен для массовых обследований.

До недавнего времени все эти способы измерения силы нервной системы не имели единого теоретического обоснования и поэтому рассматривались как независимые друг от друга, обнаруживающие различные проявления силы нервной системы, связанные, как казалось, с разными физиологическими механизмами. Поэтому оправданным было и требование изучать типологические проявления свойств сразу несколькими методиками, о чем говорилось в предыдущем параграфе. Однако возможно единое объяснение различных проявлений силы нервной системы (Е. П. Ильин, 1979), которое делает равноправными различные методики, с помощью которых устанавливается сила нервных процессов. Объединяющим фактором оказался уровень активации в покое (суждение о котором выносилось на основании уровня энерготрат в покое): у одних людей он выше, а у других ниже. Отсюда и различия в проявлении «закона силы».


Сила нервной системы как реактивность. Для возникновения видимой ответной реакции (ощущение раздражителя или движение рукой) нужно, чтобы раздражитель превысил определенную (пороговую) величину или по крайней мере ее достиг. Это значит, что данный раздражитель вызывает такие физиологические и физико-химические изменения раздражаемого субстрата, которые достаточны для появления ощущения или ответной двигательной реакции. Следовательно, чтобы получить ответную реакцию, надо достичь порогового уровня активации нервной системы. Но в состоянии физиологического покоя последняя уже находится на определенном уровне активированности, правда, ниже порогового. У субъектов со слабой нервной системой уровень активации в покое выше (это следует из того, что в покое у них выше потребление кислорода и энерготраты на 1 кг веса

тела); соответственно они ближе к пороговому уровню активации, с которого начинается реагирование, чем лица с сильной нервной системой. Для доведения этого уровня до порогового им, как следует из схемы, нужен меньший по интенсивности раздражитель. Субъектам же с сильной нервной системой, у которых уровень активации покоя ниже, требуется большая величина раздражителя, чтобы довести уровень активации до порогового. Этим и обусловлены различия между «слабыми» и «сильными» по нижнему порогу раздражения.

При нарастании интенсивности одиночных раздражителей уровень активации (возбуждения) и величина (или быстрота, как при измерении времени реакции) реагирования повышаются. Однако субъекты со слабой нервной системой, начав реагировать раньше, чем лица с сильной нервной системой, раньше достигают и предельного уровня активации, при котором наблюдаются наибольшие и самые быстрые ответные реакции. После этого у них эффект реагирования снижается, в то время как у субъектов с сильной нервной системой он еще возрастает. Они достигают предела активации позже, при большей силе одиночного раздражителя. Следовательно, и «верхний» порог у «слабых» меньший, чем у «сильных», т. е. запредельное торможение у первых наступает раньше, чем у вторых, при меньшей интенсивности достаточно сильного раздражителя.

На выявление этих различий в реагировании людей на стимулы разной интенсивности направлена методика, разработанная В. Д. Небылицыным и получившая краткое название «наклон кривой» (описание методики см. в приложении).

В. Д. Небылицын выдвинул гипотезу, что диапазон между нижним (г) и верхним (К) порогами должен сохраняться от индивида к индивиду неизменным:

R: r = const.


Сила нервной системы как выносливость. Многократное повторное предъявление одинакового по силе раздражителя через короткие интервалы времени вызывает явление суммации, т. е. усиление рефлекторных реакций за счет роста фоновой активации, так как каждое предыдущее возбуждение оставляет после себя след, и поэтому каждая последующая реакция испытуемого начинается на более высоком функциональном уровне, чем предыдущая.

Из приведенной формулы следует, что и сильная и слабая нервная система должны выдерживать одну и ту же величину градиента (прироста) сверхпорогового раздражителя. Если принять абсолютный порог за нулевую точку отсчета величины физиологической силы раздражителя, то при увеличении его силы и сильная и слабая нервная система будут реагировать одинаково: увеличится в два раза сила раздражителя — во столько же раз возрастет и величина ответной реакции со стороны как сильной, так и слабой нервной системы.

Из этого должно также вытекать, что различий между последними при выравнивании физиологической силы раздражителя не будет; в обеих нервных системах запредельное торможение возникнет при одной и той же физиологической силе раздражителя. Это означает, что ход кривой реагирования на стимулы разной физиологической силы сильной и слабой нервной системы совпадет. Таким образом, согласно данной гипотезе В. Д. Небылицына, различия в силе нервной системы обнаруживаются потому, что используется физическая шкала интенсивности раздражителя, в которой одинаковая физическая величина последнего является разной физиологической силой для сильной и слабой нервной системы. Причиной этого, как теперь стало ясно, служит их различная фоновая активиро-ванность: чем она выше, тем большим по физиологической силе становится физический раздражитель.

Однако эта правдоподобная гипотеза В. Д. Небылицына остается пока не доказанной на практике. Более того, П. О. Макаров (1955) использовал разницу между верхним и нижним порогами в качестве показателя силы нервной системы: чем больше диапазон между порогами (который автором принят за энергетический потенциал), тем больше сила нервной системы. Но и эта гипотеза осталась непроверенной экспериментально.

Сила нервной системы как выносливость. Многократное повторное предъявление одинакового по силе раздражителя через короткие интервалы времени вызывает явление суммации, т. е. усиление рефлекторных реакций за счет роста фоновой активации, так как каждое предыдущее возбуждение оставляет после себя след, и поэтому каждая последующая реакция испытуемого начинается на более высоком функциональном уровне, чем предыдущая.

Поскольку исходный уровень активации у субъектов со слабой нервной системой выше, чем у субъектов с сильной нервной системой, суммация возбуждения и связанное с ней возрастание реагирования (несмотря на постоянную по физическим параметрам силу раздражителя) у них быстрее достигнет предела, и быстрее наступит «тормозный» эффект, т. е. снижение эффективности реагирования. У лиц с сильной нервной системой из-за более низкой активации покоя имеется больший «запас прочности», и поэтому суммация у них может продолжаться дольше без достижения предела реагирования. Кроме того, возможно, что и последний у «сильных» находится на более высоком уровне, чем у «слабых». (Это не нашло отражения на схеме, где гипотетически пределы реагирования для «сильных» и «слабых» обозначены одинаково; единственно, что не укладывается в эту схему — случай, когда у «слабых» предел реагирования будет большим, чем у «сильных».) Поскольку величина суммации возбуждения определяется длительностью действия раздражителя (временем [t] или количеством повторений раздражения [п]), сильная нервная система оказывается более выносливой. Это значит, что при многократных предъявлениях сигналов (внешних или внутренних — самоприказов) снижение эффекта реагирования на таковые (величины или быстроты реакций) у «слабых» произойдет быстрее, чем у «сильных». На этом и основаны различные методики определения силы нервной системы через ее выносливость.

Следует обратить внимание на два существенных момента. Во-первых, при диагностике силы нервной системы нельзя использовать слабые раздражители, так как они снижают, а не повышают активацию нервной системы, и в результате более выносливыми к монотонному раздражителю оказываются лица со слабой нервной системой. Кстати, по этому поводу еще в лаборатории И. П. Павлова возник спор: ее глава считал, что те собаки, которые быстро засыпали в «башне молчания» при выработке у них условных рефлексов, имеют слабую нервную систему. Однако его ученица К. П. Петрова (1934) доказала, что это как раз собаки с сильной нервной системой, не выдерживающие монотонной обстановки (или как сейчас сказали бы — сенсорной депривации). В конце концов И. П. Павлов признал правоту ученицы.

Во-вторых, не каждый показатель выносливости может служить критерием силы нервной системы. Выносливость к физической или умственной работе не является прямым индикатором силы нервной системы, хотя и связана с ней. Речь должна идти о выносливости именно нервных клеток, а не человека. Поэтому методики должны показывать быстроту развития запредельного торможения, с одной стороны, и выраженность эффекта суммации — с другой.

Понятие об основных свойствах нервной системы. Основные тезисы

Свойства нервной системы - ее природные, врожденные особенности, влияющие на индивидуальные различия в формировании способностей и характера (Павлов).

Основные свойства нервной системы (Павлов):

1) Сила нервной системы - показатель работоспособности, выносливости нервных клеток при воздействии на них повторяющихся или сверхсильных раздражителей. Основной признак силы нервной системы по отношению к возбуждению - способность нервной системы выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, длительное или часто повторяющееся возбуждение. Чем больше сила нервной системы, тем выше пороги чувствительности. Основной признак силы нервной системы по отношению к торможению - способность выдерживать длительное или часто повторяющееся действие торомзного раздражителя.

Теплов: сила нервной системы проявляется не в том, какова продуктивность деятельности данного человека, а в том, какими способами и при каких условиях он достигает наибольшей продуктивности.

2) Уравновешенность (или баланс нервных процессов) - соотношение основных нервных процессов (возбуждения и торможения), вовлеченных в выработку положительных или отрицательных условных рефлексов.

3) Подвижность нервных процессов - скорость переделки знаков раздражителей и скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Способность нервной системы быстро реагировать на изменения среды, способность перехода от одних условных рефлексов к другим в зависимости от среды.

В настоящее время некоторые физиологи вместо свойства уравновешенность говорят о динамичности - легкость, с которой нервная система генерирует процесс возбуждения или торможения. Основной признак этого свойства - быстрота выработки условных рефлексов и дифференцировок. Также из свойства подвижность выделяют свойство лабильность - скорость возникновения и прекращения нервного процесса.

Каждое из этих свойств может быть различным по отношению к процессам возбуждения и торможения. Следовательно, нужно говорить об уравновешенности нервных процессов по каждому из этих свойств.

Типология ВНД по Павлову

"Тип ВНД" употреблялось Павловым в двух смыслах:

1) Тип ВНД - это сочетание основных свойств процессов возбуждения и торможения;

2) Тип ВНД - характерная "картина" поведения человека или животного.

Свойства ВНД Тип Название Гиппократа Основные функциональные характеристики
Сила Слабый Меланхолик Выработка условных рефлексов затруднена.

Легко развивается внешнее торможение

Выработка условных рефлексов протекает легко. Угашение протекает медленно

Уравновешенность, сила Сильный, неуравновешенный

Сильный, уравновешенный

Холерик Выработка положительных условных рефлексов облегчена, отрицательных - затруднена.

Выработка и положительных и отрицательных условных рефлексов облегчена

Подвижность, сила, уравновешенность Сильный, уравновешенный, инертный

Сильный, уравновешенный, подвижный

Флегматик

Сангвиник

Переделка торм. условных рефлексов на возбуд. затруднена

Переделка торм. усл. рефлексов на возбуд. облегчена.

Сила нервной системы

Одно из основных свойств нервной системы , отражающее предел работоспособности клеток коры головного мозга , т. е. их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние (), либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) . Выделена и изучена в лабораториях И. П. Павлова , где служила одним из основных параметров для классификации типов высшей нервной деятельности . Согласно Б. М. Теплову и В. Д. Небылицыну . С. н. с. характеризуется также чувствительностью анализаторов : более слабая нервная система является и более чувствительной, т. е. она способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная. В этом заключается преимущество слабой нервной системы перед сильной. Ценность подобного подхода состоит в том, что он снимает существовавшее ранее оценочное отношение к свойствам нервной системы, т. е. приписывание одному полюсу свойства положительного, другому - отрицательного значения. На каждом полюсе признается, таким образом, наличие и положительных, и отрицательных (с биологической точки зрения) сторон. Исследованиями В. Д. Небылицына из синдрома С. н. с. был выделен синдром нового свойства нервной системы - динамичность .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Сила нервной системы

система нервная: сила - одно из основных свойств системы нервной, отражает предел работоспособности клеток коры мозга головного (- : кора) - их способность выдерживать очень сильное, либо длительно действующее, хотя и не сильное возбуждение, не переходя в тормозное состояние (). У Павлова служила одним из основных параметров для классификации типов деятельности нервной высшей.

Согласно Б. М. Теплову и В. Д. Небылицыну, сила системы нервной характерна также чувствительностью анализаторов: более слабая система нервная более чувствительна - способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная. В этом состоит преимущество системы нервной слабой перед сильной. Ценность подобного подхода - в том, что он снимает существовавшее ранее оценочное отношение к свойствам системы нервной: приписывание одному полюсу свойства - положительного, другому - отрицательного значения.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Человек устроен так, что он практически ежедневно переживает за своих близких и беспокоится о важных для него вещах, ведь современная жизнь постоянно подкидывает ему стрессовые ситуации. Все это оказывает негативное воздействие на центральную, а также вегетативную нервную систему. Причем подобное воздействие не проходит бесследно. Негативные эмоции приводят к развитию физических и психических патологий. Ведь нам известно, что «все болезни от нервов».

Нервная система и ее сила

Какие люди более всего подвержены стрессам? Разумеется, те, у которых слабый тип нервной системы. Причем, по мнению специалистов, с каждым новым поколением число таких людей постоянно увеличивается.

Тот или иной запас прочности, которым отличается нервная система, дается каждому человеку от рождения. Этот показатель обозначает работоспособность и выносливость всех нервных клеток нашего организма. Если НС обладает достаточной силой, то она способна выдерживать любые, порой даже самые сильные возбуждения. Торможения клеток в таком случае не возникает. Таким образом, отличие людей с сильной и слабой нервной системой состоит в том, что первые из них способны выдержать и сверхсильные раздражители. А если НС - слабая? Тогда ее обладатели не могут похвастаться терпеливостью. Они не в состоянии выдержать воздействие сильных раздражителей. Им сложно удерживать поступившую к ним информацию. Именно поэтому люди со слабыми нервами делятся ею со всеми, порой даже с первыми встречными. Ведь в подобных ситуациях НС начинает тормозить или вовсе перестает работать.

Тем не менее слабая нервная система обладает и своими преимуществами. Например, она имеет повышенную чувствительность и способна без труда различить сверхслабые сигналы.

Признаки слабой НС у взрослых

Чем отличается человек, которого природа не смогла наделить сильной нервной системой? Прежде всего, он в большинстве вопросов проявляет равнодушие. Подобная реакция говорит о том, что индивид воспринимает любые удары судьбы, не высказывая при этом своего протеста. Слабый тип нервной системы делает человека ленивым. Причем подобное можно наблюдать не только в отношении его психологических, но и физических характеристик. Подтверждением этому являются люди, живущие в бедности и не делающие никаких попыток для исправления ситуации и изменения своего положения в обществе.

Еще одним из признаков слабой нервной системы является нерешительность. Человек, для которого характерна повышенная чувствительность, готов подчиниться каждому. Порой такими людьми овладевают до такой степени, что они превращаются в живых роботов.

Рассматривая характеристику слабой нервной системы, стоит отметить и постоянные сомнения ее обладателей. Такой человек часто оправдывается, тем самым пытаясь завуалировать свои неудачи. Причем он сомневается не только в себе. Недоверие людей со слабой нервной системой вызывает и тот, кто пытается ему помочь в том или ином деле. Подобное порой выражается в зависти к тому, кто успешнее и лучше в этой жизни.

Что еще относится к характеристике слабой нервной системы? По возбуждению, выражаемому в беспокойстве, такие люди выделяются из всех остальных. Подобные проявления явно указывают на значительно сниженный показатель нервной силы. Постоянное беспокойство нередко приводит человека к расстройствам психики и даже срывам. Ведь такие люди живут, постоянно боясь. Страхи отбирают у них жизненные силы и преждевременно старят. Стоит понимать, что определенные заботы, а порой и большие трудности возможны у каждого человека. Однако люди, имеющие сильную нервную систему, встречают их на своем жизненном пути достаточно спокойно, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации. Излишнее беспокойство проблему решить не поможет. Оно лишь отнимает здоровье и приближает старость.

Определить человека со слабой нервной системой можно и по проявляемой им сверхосторожности. Для того чтобы воплотить в жизнь собственные планы и идеи, таким людям всегда нужен подходящий момент, которого они постоянно и выжидают. Подобное порой превращается в привычку. В результате сверхострожные люди становятся пессимистами, так как постоянно размышляют о возможной неудаче, из-за которой способно рухнуть дело их жизни. Все это выливается в несварение желудка, нервозность, неактивную циркуляцию крови и множество иных заболеваний и отрицательных факторов.

Признаки слабой НС в раннем возрасте

Что характерно для впечатлительных детей? Уже с самых ранних лет они отличаются чрезвычайной чувствительностью и восприимчивостью. При этом слабая нервная система у ребенка позволяет ему с легкостью замечать даже самые незначительные изменения, которые происходят в настроении окружающих людей. Помимо этого, такие детки слышат даже самые слабые звуки, шорохи, и видят незначительные оттенки. Такой ребенок может заметить даже то, что недоступно многим из его окружения. Это, например, легкая тень досады или искорка радости на лице собеседника, а также незначительные изменения в походке человека, в его костюме, сделанные им незаметные для многих движения.

При слабой нервной системе у ребенка у него очень эмоционально проходит процесс чтения книг и просмотра фильмов. Сюжет настолько захватывает этих детей, что нередко на их глазах можно увидеть слезы. И даже после чтения и просмотра, несмотря на то что заставившие поволноваться события уже в прошлом, воспоминания о них вызывают в душе ребенка со слабой нервной системой необъяснимую боль.

У таких деток имеет место повышенная нервозность и чувствительность и в тех случаях, когда они оказываются в необычной и незнакомой обстановке и должны что-нибудь самостоятельно делать или решать. И пусть это будет даже какой-нибудь пустяк, но напряжение ребенка можно увидеть даже по его лицу.

Дети со слабой нервной системой выделяются среди всех остальных в физической работе и в учебной деятельности. Учителю работать с такими учениками значительно проще. Он с легкостью приучает их к тщательному выполнению повседневных дел, в отличие от детей, обладающих сильным типом нервной системы, особенно холериков и сангвиников. Впечатлительные ученики лучше работают при создании однообразных условий. Таким детям несложно привыкнуть к режиму дня. Дело в том, что однообразная деятельность не вызывает большого возбуждения, что у ребенка со слабой нервной системой является своеобразной защитой от перерасхода сил и быстрой утомляемости. Все это должны принимать во внимание учителя и родители впечатлительных детей, не нагружая их, помимо всего прочего, напряженной и длительной умственной или физической работой. Ведь такие задания будут слишком утомительны для маленького человека.

Следует также иметь в виду, что дети со слабой нервной системой очень быстро устают при создании новых условий. То есть их обучение в первом и пятом классе становится особенно сложным. Лучше всего они смогут работать дома, где им никто не сможет помешать, или же сидя за отдельным столом в тихой библиотеке. В случае создания напряженной и шумной обстановки ученики со слабой нервной системой плохо справляются с заданием. Ведь легкие задачи для них тут же становятся тяжелыми. При прохождении экзаменов, а также в период иных волнующих событий такие дети, как правило, вялы или пассивны, крикливы или раздражительны. Они выглядят больными или обессиленными.

Впечатлительные ученики, в отличие от своих сверстников, обладающих сильной нервной системой, часто скованы в случаях, требующих от них действий согласно сложившейся обстановке. Если учитель задает таким детям неожиданный вопрос, то ответить на него сразу им сложно. Как правило, в такие моменты ученик имеет растерянный вид и напряженное лицо, не зная, куда себя деть.

При сдаче экзаменов такие дети проявляют излишнее волнение. Это приводит к потере аппетита, к возникновению бессонницы или чревато ночными кошмарами. В таких ситуациях любое посильное дело кажется неподъемным, а уже решенная задача, имеющей неверный ответ. После успешной сдачи экзаменов чувствительные дети успокаиваются и недоумевают по поводу своих уже прошедших волнений. Но подобное при возникновении схожих обстоятельств непременно повторится вновь.

Впечатлительные детки порой обижаются из-за пустяка. Они могут даже заплакать, если перед их появлением была завершена беседа или не передана шутка (не над ними), вызвавшая у всех веселье.

Связь тела и психики

Каждое изменение, происходящее в организме человека, непременно сказывается на его здоровье. Именно поэтому в медицине существует такое направление, как психосоматика, которая устанавливает связь между психическими процессами, протекающими в теле человека, и его физиологическим состоянием.

Любой стрессовый фактор становится причиной возникновения защитной реакции организма, которая выражается в мышечном напряжении. Это и позволяет человеку сохранить здоровье. Ведь при напряжении тела происходит расслабление души. Когда подобные ситуации имеют место нечасто, никаких негативных последствий для организма они не несут. Однако когда случайные психотравмы перерождаются в затяжные стрессы, человек заболевает. Его патология относится к психосоматическому типу, что вызывает сложности в постановке точного диагноза. Пока врачи ищут истоки недуга, человек теряет бодрость и сон, работоспособность и энергию. У него исчезает способность радоваться жизни, а мелкие неудобства постепенно перерастают в существенные проблемы.

Сбои в физиологических процессах организма приводят к патологиям психической сферы. Человеку приходится жить, испытывая хроническую усталость, раздражение, тревогу и неясное беспокойство. В течение непродолжительного времени подобное состояние перерастает в невротическое расстройство, значительно ухудшающее качество жизни.

Что делать при слабой нервной системе? Как сохранить здоровье и не допустить развития многих заболеваний? Добиться значительного эффекта помогут несложные методы, которые будут описаны ниже.

Закаливание

Как укрепить слабую нервную систему? Самым эффективным методом, дающим прекрасные результаты в этом направлении, является моржевание. Оно позволяет не только привести в порядок нервы и укрепить здоровье, но и заняться развитием силы воли.

При регулярном проведении процедур организм начнет постепенно привыкать к холодной воде. Подобная стойкость очень полезна для здоровья, но для получения положительного результата понадобится следовать определенным правилам, а именно:

  • производить постепенное увеличение степени охлаждения;
  • выполнять процедуры регулярно.

Физическая активность

Все живое должно двигаться, причем делать это как можно активнее. Это позволит организму постоянно расходовать накопившиеся в нем гормоны стресса.

При регулярной физической активности у человека повышается работоспособность. Его мозг насыщается кислородом, а организм повышает свою стрессоустойчивость. Помимо этого, физическая активность является прекрасной профилактикой многих заболеваний. Самым полезным при ее проведении является снятие психического и нервного напряжения.

Самым лучшим вариантом подобных занятий являются прогулки, совершаемые на свежем воздухе. Ведь они представляют собой несложные физические упражнения с закаливанием и психологическим отдыхом. Такие прогулки довольно быстро укрепляют нервную систему. И если прохаживаться по свежему воздуху каждый день хотя бы по 30 минут, то положительный результат не заставит себя долго ждать. Он проявится уже спустя пару недель.

Не меньший эффект на повышение показателя силы нервной системы производит туризм. Разумеется, на него потребуется затратить больше времени, но получить положительный результат в этом случае удается всего за несколько дней.

Укрепить нервы поможет и спорт. Особенно эффективно занятие такими его видами, как:

  • аэробика;
  • скалолазание;
  • йога;
  • фитнес;
  • пилатес;
  • боевые искусства.

Важнейшее условие при этом - регулярность и качество проводимых занятий.

Вредные привычки

Восстановить нервы, получив при этом положительный результат, можно лишь при отказе от алкоголя, сигарет или от психоактивных веществ. Отсутствие вредных привычек у человека - главное условие здоровья организма.

Например, многие люди полагают, что алкоголь практически безвреден. Однако даже при редком употреблении в небольших количествах спиртных напитков возникает повышенное возбуждение нервной системы и сбои в ее работе. Регулярные выпивки приводят к развитию различных заболеваний. Эти недуги также негативно сказываются на нервной системе.

Что касается табакокурения, то оно снижает у человека внимательность, память и даже уровень интеллекта. Подобное воздействие оказывается за счет сужения сосудов мозга, провоцирующего кислородное голодание, а также в связи с попаданием в организм токсичных веществ, которые присутствуют в сигаретах.

Негативно влияет на нервную систему даже чашечка кофе. Вначале она увеличивает активность НС, а после резко снижает ее. Постепенно нервная система истощается. Подобное происходит и при употреблении энергетических напитков.

Правильное питание

Существует ряд продуктов, которые способны укрепить психику и нервную систему человека. Именно поэтому для получения желаемого результата понадобится включить в меню:

  1. Орехи, творог, сою, рыбу и куриное мясо. В них содержатся белки, отвечающие за работу рефлексов и всей ЦНС.
  2. Жиры. Их использование позволяет повысить работоспособность, укрепить эмоциональное здоровье и тонизировать ЦНС.
  3. Углеводы. Главным их источником являются злаки, которые обеспечивают энергией мозг и позволяют укрепить нервы.
  4. Витамины группы В (1,6 и 12), а также A, C, D и E. Насытить ими организм смогут рыба и орехи, овощи и фрукты, отруби, яйца и овсянка.
  5. Минералы (магний, железо, кальций, цинк). Их наличие в организме способствует выработке веществ, способствующих функционированию и укреплению ЦНС. Наибольшее количество минералов содержат цикорий и шоколад, молоко и злаки, орехи, овощи и рыба.

Режим дня

Придать нервной системе больше сил может здоровый и глубокий сон. Во время отдыха происходит восстановление организма и обновление клеток.

А вот ранние просыпания, частые пробуждения, поверхностный сон и недосыпы расшатывают нервы. При отсутствии нормального отдыха человек становится апатичным и вялым, он с трудом концентрируется и плохо соображает. Нередко недосыпы проявляются в общении в виде вспышек агрессии и раздражения.

Природа

Существует еще один идеальный помощник, позволяющий сформировать крепкую психику и здоровую нервную систему. Это природа, которая лечит сама. Человеку понадобится только покинуть черту города, сесть на берегу реки и начать любоваться солнцем, которое отражается в воде. Общение с природой делает человека одухотворенным и умиротворенным. Оно приводит в норму нервную систему и порой излечивает даже физические недуги.