Воскрешение мёртвых. Воскресение мёртвых

11 . Чаю воскресения мертвых

В одиннадцатом члене Символа Веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится при окончании жизни нашего мира.

Воскресение мертвых, которого мы «чаем» (ожидаем) последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут.

Вера в воскресение мертвых была выражена еще Авраамом , при жертвоприношении сына его Исаака (), Иовом , среди тяжких его страданий: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога » (); пророком Исаией: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» (, и9).

Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотно и одушевились духом (Иез.гл. 37).

Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых: «истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут " (). "Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения » (). Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день " (6, 54).

Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, сказал: «заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть мертвых, но живых » ().

Апостол Павел говорит: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в все умирают, так во Христе все оживут » ().

В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел – они будут духовны – нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Апостол Павел говорит: «сеется тело душевное, восстает тело духовное... не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые, воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся» ().

Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно, из тленного обратится в нетленный.

Состояние душ людей, умерших до всеобщего воскресения, не одинаково. Так, души праведных находятся в предначатии вечного блаженства, а души грешников – в предначатии вечных мук. Такое состояние душ умерших определяется на частном суде, который совершается после смерти каждого человека. Это ясно видно из притчи Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре (). На это же указывает и апостол Павел, когда говорит: «имею желание разрешиться (умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Филипп. 1, 23).

Смерть имеет важное значение в жизни каждого человека, она есть предел, которым оканчивается время подвигов и начинается время воздаяния. Но так как частный суд есть не окончательный, то и души грешных людей, которые умерли с верою во Христа и раскаянием, могут получить облегчение в страданиях загробных и даже совершенно избавиться от них по молитвам Церкви, и также через благотворения, совершаемые за них живыми, а особенно же через принесение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовой. С этою целью и установлено в Православной Церкви поминовение усопших, которое всегда совершалось с самых времен апостольских. Это видно и из первой христианской литургии св. ап. Иакова: в ней поминовение усопших составляет одну из главнейших частей ее.

Св. апостол Иоанн говорит: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и даст ему жизнь " ().

Св. апостол Павел, в послании к епископу Тимофею пишет: »И так, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины « (Тим. 2, 1–4).

Св. апостол Иаков говорит: »признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная праведника " ().

Если же следует молиться за живых, то необходимо молиться и за умерших, потому что у Бога нет мертвых: у Бога все живы. Сам Господь сказал: «Бог же не есть мертвых, но живых, ибо у Него все живы " ().

Св. апостол Павел писал христианам: »а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем, и потому живем ли или умираем, всегда Господни " ().

Еще в Ветхом Завете совершалась за умерших. Так, например, пророк Варух молился за умерших, говоря: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших » ().

Иуда Маккавей молился и приносил жертву за умерших воинов ().

Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании , так особенно на Священном Предании.

Беседа о всеобщем воскресении мертвых

Истина всеобщего воскресения мертвых ясно и определенно раскрыта в Священном Писании . Она вытекает также из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и всеправедном.

Еще в Ветхом Завете , на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мертвых (; Исаия 26, 19; Иезекииль 37; Даниил 12, 2; 2Мак.7и др.).

И вообще все ветхозаветные праведники считали себя пришельцами на земле и искали Отечества Небесного ().

Чрез пророка Осию Господь сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня ().

Когда Спаситель говорит о цели Своего пришествия на землю, указывает именно на жизнь вечную: «Так возлюбил мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную " ().

Во время пребывания Своего на земле Спаситель воскрешал мертвых и Сам воскрес из гроба, соделавшись, по слову ап. Павла, первенцем из мертвых ().

Апостолы ставили истину воскресения мертвых выше всякого сомнения и доказывали ее самою тесною связью с воскресением Христовым и со всею проповедью евангельскою: »Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ().

Кроме того, ап. Павел указывает на явления в видимой природе, которые убеждают нас в истине воскресения. «Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудные! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое; но дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное » ().

Сам Господь говорит: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода " ().

Да, дивное подлинное явление представляет нам сама видимая природа.

Зерно, брошенное в землю гниет, разрушается, тлеет; – и, что же? Тем и кончается? Нет, никак! Оттуда прозябает, вырастает колос с новыми зернами, во всем подобными истлевшему. Не чудо ли это, достойное всего нашего внимания? Не очевидное ли это свидетельство того, что Премудрый Творец в самой смерти полагает начало жизни и на разрушении созидает новое бытие?

Так, тайна воскресения мертвых всегда перед глазами нашими . Она видимо представляется нам в природе и утверждает нашу веру, и обличает наше маловерие.

Но, несмотря на это, в нашем уме может возникнуть вопрос: «как могут воскреснуть мертвые, когда тела умерших обращаются в прах и уничтожаются»?

Допустим и это, хотя в самой сущности этого не бывает. Как воскреснут мертвые? Так же точно, как начали жить ныне.

Мы уже не раз в этой книге перечисляли задачи, которые входили в миссию Иисуса: показать характер Создателя, примирить людей с Богом, помочь им избавиться от греха… А самой главной Его целью было отдать Свою жизнь вместо многих людей, чтобы дать им после воскрешения вечную жизнь без второй смерти:

«Сын Человеческий … пришел … чтобы … отдать душу (жизнь. – Прим. авт.) Свою для искупления многих » (Мар. 10:45).

Тема предстоящего воскрешения людей из мертвых является лейтмотивом всего Нового Завета. Согласны с этим большинство популярных христианских конфессий. Например, в программе «Слово пастыря» на 1 канале российского телевидения 19 апреля 2008 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, будучи тогда еще метрополитом Калининградским, назвал весть о воскрешении «центром всей миссии Христа Спасителя». Все четыре Евангелия и послания апостолов просто пронизаны вестью о предстоящем воскрешении людей. О воскрешении в Новом Завете говорится около 150 (!) раз, а словосочетание вечная жизнь употребляется около 50 (!) раз. Текстов о воскрешении и последующей жизни вечной так много, что не возможно, да и нет смысла их все цитировать в рамках этой книги. Далее, размышляя о смерти, аде, рае и собственно воскрешении, мы будем приводить некоторые из этих стихов.

Очень важно понять, что весть о воскрешении была не нова для иудеев, так как ветхозаветное Писание не раз говорило о пробуждении людей после смерти:

«Спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление . Иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней » (Дан. 12:1,2,13).

«Человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов 14:12).

«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела ! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов » (Ис. 26:19).

«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов 19:25-27)

Многие иудеи, современники Иисуса, хорошо знали вышеуказанные тексты Писания. Поэтому они еще до благовестия Иисуса и апостолов ждали предстоящее воскрешение. Это явственно следует из диалога Иисуса и Марфы и некоторых других текстов Нового Завета:

«Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день » (Ин. 11:23,24 , см. также Деян. 23:6-8).

Из данного стиха хорошо видно то, о чем мы уже говорили в предыдущих главах: воскрешение - это не переход человека после смерти в рай, а его пробуждение из могилы в последний день истории Земли. Об этом прямо возвещал Иисус:

«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день » (Ин. 6:40).

«Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут . Все, находящиеся в гробах , услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин. 5:25,28,29).

Еще раз обращаем ваше внимание, дорогой читатель, что Библия говорит о второй бессмертной жизни человека только по отношению к тем людям, которым предстоит воскреснуть для жизни вечной , а другие люди после воскрешения по решению справедливого Суда будут уничтожены, то есть преданы второй смерти:

«Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти » (Откр. 2:11).

«И увидел я мертвых , малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Это смерть вторая » (Откр. 20:12,15,14).

Также акцентируем ваше внимание на том, что в вечной жизни человек будет не в виде эфемерной субстанции, а в теле. То есть при Втором Пришествие Иисуса Христа состоится процесс, схожий с начальным актом творения и людям будут даны новые нетленные тела:

«Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными , а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление , и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:52,53).

«Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его , силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Филип. 3:20,21).

Я думаю, с вознаграждением все понятно: достойные люди получат жизнь вечную в новом нетленном теле. А что из себя будет представлять погибель остальных? Иисус не раз предупреждал о неминуемом наказании грешников в геенне огненной.

Воскресение мертвых

Со Вторым пришествием Христовым тесно связано и воскресение мертвых, что является несомненной верой Церкви, и потому в Символе веры мы исповедуем: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».

Когда мы говорим о воскресении мертвых, то подразумеваем под этим воскресение тел, то, что души вновь войдут в мертвые тела, и тела эти оживут, и так составится вновь весь человек. Это вполне естественно и оправданно, потому что, по существу, души никогда не умирают, ибо бессмертие души – это дар, данный Богом из начала. Тела умирают, а под термином воскресения мертвых мы всегда понимаем воскресение тел.

Здесь видно различное понимание философией и православным богословием воскресения мертвых. Классическая философия никогда не сможет принять тот взгляд, что тела воскреснут. Она не согласна с этим именно потому, что верит в бессмертную по природе душу и в смертное по природе тело. Согласно мысли древней философии, бессмертная по природе душа прежде находилась в мире идей, а потом была заключена в тело, как в темницу. Спасение и, следовательно, избавление души – это отрешение от тела. В таком понимании тело – это зло, и затворение души в теле является ее падением и выражает его.

Этим объясняется сопротивление афинян, когда апостол Павел на Ареопаге начал говорить о воскресении мертвых. Апостол Павел говорил о Христе, Который придет судить вселенную. Среди прочего он сказал: «Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых». На этом месте афиняне оборвали его, как говорят о том Деяния апостолов: Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время (Деян. 17, 32). Сопротивление это связано с непониманием ими идеи воскресения мертвых тел.

Но из всего библейского и святоотеческого предания становится очевидным, что воскресение тел произойдет обязательно, чтобы образовался весь человек. С отделением души от тела человек, конечно, не потерял своей ипостаси.

Ниже мы постараемся сделать краткое обозрение того, что говорит Священное Писание и святоотеческое предание о воскресении тел и о том, какими будут тела в той жизни, которая начнется после Второго пришествия Христова. Нам станет очевидным, что это является несомненной верой и основным местом православного предания. Ведь и само восприятие Христом человеческой природы и обожение ее, тот факт, что плоть, принятая Христом от Божией Матери, является единобожественной, а также то, что божественная и человеческая природы во Христе всегда едины, указывает на ценность тела. Тело изначала не было злом. Оно является не темницею души, но позитивным творением Божиим.

Вначале нужно привести несколько цитат из Священного Писания, в которых говорится о воскресении тел.

Пророк Исаия исповедует: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! (Ис. 26, 19). В Книге пророка Иезекииля дается картина поразительного события воскресения мертвых, из которой видно, как по слову Божию сухие кости получили нервы, плоть и кожу. Потом им был дан дух, то есть душа (см. Иез. 37,1-14). Это чрезвычайное и чудное событие показывает то, как произойдет воскресение мертвых при Втором пришествии Христовом, и потому Церковь читает это зачало на службе погребения Спасителя (на утрене Великой Субботы), когда мы возвращаемся в храм после крестного хода. Воскресение Христово – прелюдия нашего собственного воскресения, потому что Христос Своею смертью и воскресением победил державу смерти и всем людям даровал будущее воскресение.

Иудеи имели непоколебимое убеждение в будущем воскресении мертвых. Характерно то, что Христос при встрече с Марфой, сестрой Лазаря, после смерти последнего уверил ее в том, что воскреснет брат ее. Марфа ответила ему: Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день (Ин. И, 24).

Три воскрешения, соделанные Христом (дочери Иаира, сына наинской вдовы и Лазаря), а также и Его собственное воскресение, произошедшее силою Его Божества, это подтверждение и прелюдия воскресения всех людей во время Второго пришествия Христова.

В учении Христа мы находим много мест, говорящих о воскресении мертвых. В одной из Своих бесед Христос сказал: Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия (Ин. 5, 28). Еще Он сказал: Я есмь воскресение и жизнь (Ин. 11,25).

Это учение получают апостолы, и оно содержится в их посланиях. Особенно апостол Павел много раз говорит о воскресении тел в своих посланиях, обращенных к основанным им Церквам. На эти Церкви влияло их языческое окружение, где было распространено мнение, что тело – это зло. Мы приведем здесь некоторые характерные отрывки.

В Послании к Римлянам он говорит об искуплении тела, касаясь, очевидно, темы воскресения тела: И мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим. 8, 23). В Послании к Фессалоникийцам он говорит, что воскресение произойдет силою Христовой во время

Его Второго пришествия. Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1 Фес. 4, 16).

В текстах Священного Писания мы видим не только веру Церкви в воскресение мертвых во время Второго пришествия Христова, но и то, какими будут эти тела. Из всего православного предания мы знаем, что тела будут духовными.

Христос объявляет, что люди в будущей жизни не будут иметь элементов плотяности. Известно, что после падения человек облекся в тление и смерть, и, следовательно, образ его зачатия, его чревоношения и вскармливания относится к жизни после падения. Но это, конечно, благословил Бог ради умножения человеческого рода. А после воскресения это состояние будет упразднено, и люди будут жить, как Ангелы. Христос говорит: Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения (Лк. 20,35–36).

Тела святых, несмотря на то, что еще здесь предвкушают славу Божию, потому что имеют нетварную благодать Христову, тогда преобразятся и станут телами славы. Апостол Павел говорит, что Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3, 21). Как тело Христово получает сияние от Божества, так просияют на небе и тела праведных. Будет, конечно, большая разница между телом Христовым и телами святых. Потому что тело Богочеловека стало источником нетварной благодати Божией, в то время как тела святых сами освящаются этой благодатью Божией. Кроме того, из Предания мы знаем, что человек воспринимает обожение, в то время как Христос это обожение соделывает.

Апостол Павел развивает учение о воскресении мертвых в своем Первом Послании к Коринфянам. Видимо, некоторые коринфяне находились под влиянием философских идей о человеческом теле. Апостол Павел пишет, что если тела не воскреснут, тогда и Христос не воскрес из мертвых (см. 1 Кор. 5, 12–16).

Потом он отвечает на вопросы, заданные, видимо, коринфянами, о том, как воскреснут мертвые и какие у них будут тела (см. 1 Кор. 15, 35–41). Отвечая на эти вопросы, он использует пример из чувственного мира. Человек сеет маленькое семя, и Бог этому семени дает иное тело. Довод состоит в следующем: человек не сеет пшеницу, а семя, и из семени этого изводится другое тело, в соответствии с семенем. То же самое будет и в воскресение мертвых. Силою Христовой произойдет воскресение тел. И тела, несмотря на свою одинаковость, будут иметь различное служение. Мертвые восстанут нетленными, потому что, как он говорит характерно, тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53).

Очень важно, что апостол Павел подробнейшим образом описывает состояние тел в воскресение мертвых. Он пишет к коринфянам: Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15, 43–44). Здесь выявляется разница между телом до и после смерти и телом после воскресения во время Второго пришествия Христова.

В этом апостольском отрывке мы видим четыре характерных признака, которыми будет обладать тело после воскресения. Первый признак заключается в том, что тело это будет нетленным в противоположность телу биологическому. Второй – в том, что тело это будет прославленным в противоположность телу бесчестия. Третий – в том, что тело это будет сильным в противоположность немощному телу. И четвертый, что тело это будет духовным в отличие от первого тела – душевного. Это означает, что в то время как тело биологическое было тленным, бесчестным, немощным и душевным, то есть подчиненным движениям души, тело воскресения будет нетленным, прославленным, сильным и духовным.

Если мы, опираясь на святоотеческое предание, рассмотрим учение апостола Павла, то можем сказать, что тела людей после своего воскресения будут нетленными, не будут нуждаться в пище и сне, не будут подвержены изменениям. Отцы говорят, что они будут подобны телу Христа, которое вышло из гроба, не замеченное никем, входившему в горницу и исходившему из нее через запертые двери. Оно не нуждалось в пище, пересекало большие расстояния и так далее. Христос ел после Своего воскресения, конечно, не потому, что нуждался в этом, но чтобы ученики поняли, что это не привидение. Эта пища была сожжена Его Божеством, потому что уже не было пищеварительной системы и всех тех действий, которые суть признаки тленности и смертности.

И тела грешников тоже отвергнут тление и смерть, но не будут духовными и прославленными, как тела святых. Тела святых будут обладать такой славой, которая будет соответствовать состоянию души. Апостол Павел говорит: Звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15, 41). Как иное есть свет солнца, иное – свет луны и звезд, так же будет и со славой святых. Соответственно очищению, просвещению и обожению, приобретенному человеком в сей жизни, будет он сиять и в жизни вечной. Со стороны Бога здесь нет вовсе никакого лицеприятия, но сам человек получит благодать такую, какую он способен вместить. Бог пошлет благодать всем, и каждый засияет и засверкает в соответствии со своим духовным состоянием.

В рамках этого богословия мы должны увидеть и то, что все люди приобретут один возраст. В одном тропаре мы поем: «И все единого возраста будут». Это означает, что все люди будут возраста зрелого человека. И младенец, умерший в малом возрасте, и тот, кто умер в глубокой старости, будут одного возраста, и, как говорят, возраста

Христова. Естественно людям приобрести возраст зрелого человека около тридцати лет.

Преподобный Симеон Новый Богослов в одном своем творении пишет, что души людей, которые вновь соединятся со своими телами, «каждая душа обретет горницу по своему достоинству, исполненную либо света, либо тьмы». Возжегшие свой светильник еще в этой жизни будут находиться во свете невечернем. Те, что были нечисты, у кого очи сердца были слепы, не увидят божественного Света. Тела же святых станут святыми сосудами Святого Духа. Сколь чистыми были они здесь, столь прославленными, «сияющими, сверкающими подобно Свету божественному» восстанут они и тогда.

Я мог бы привести учение многих святых как о несомненности воскресения тел и вечной жизни, так и о том, как произойдет воскресение. Однако я удовольствуюсь изложением учения святителя Григория Нисского о воскресении тел. Рассмотрим некоторые стороны этого учения. Полагаю, что учение это весьма светло и характерно.

Вначале святитель Григорий Нисский учит о том, что когда мы говорим о воскресении, или возрождении, или преукрашении и когда используем многие другие имена, то описываем тело, подчиненное тлению, а не душу, которая, как нетленная, не гибнущая и бессмертная, не будет воскресать, потому что не умирает.

Воскресение тел связано и с воскресением всех тех частей тела, которые погибли по различным причинам. В день воскресения даже та часть человеческого тела, которая тысячу лет назад была съедена плотоядными птицами, обретется, как будто она и не была потеряна. И те члены, которые были съедены китами, акулами или любыми другими морскими животными, воскреснут вместе с человеком. Те тела, которые сжег огонь и съели в могилах черви, и вообще все тела, уничтоженные тлением, «целыми и неповрежденными будут отданы землей». Все недостающие части тела будут восполнены, и человек предстанет целиком. Это означает, что у нас будет наше собственное тело, которое, однако, не будет подвластно тлению и смерти.

Это произойдет непременно, потому что связано с творением человека Богом. Бог сотворил человека не для того, чтобы тот умер. Смерть является результатом и плодом греха. И если пасущий овец желает, чтобы стадо его было здоровым и почти бессмертным, если пасущий волов желает различными лечебными мерами увеличить прирост своих волов, если пасущий коз молится, чтобы козы его рожали близнецов, и все вообще стремятся к чему-либо полезному, то того же хочет и Бог. Из этих примеров очевидно, что Бог желает воссоздать «творение, преданное тлению».

Святитель Григорий Нисский в этой беседе, сказанной на день Пасхи и посвященной воскресению Христову и воскресению тел во время Второго пришествия Христова, утверждает, что воскресение мертвых произойдет обязательно, что это не невозможно для Бога, и, кроме того, анализирует то, как это произойдет. Сказанное святителем Григорием очень важно, и мы изложим это вкратце.

Воскрешению тел состояться не невозможно. По многим причинам.

Первая причина. Бог, Который воскресит тела мертвых, это Тот же Самый Бог, Который сотворил человека из праха. Мы, говорит святитель Григорий, считаем творение некоей данностью, но если поразмыслим над ним, то увидим, что это нечто чудесное. Действительно, каким образом тонкий прах сконцентрировался и получилась плоть? И из того же вещества произошли кости и кожа, жир и волосы. То есть, несмотря на то, что есть одна плоть, вместе с тем появились различные члены. Он описывает различную ткань каждой части тела: легкое мягко, печень шершава и красна, сердце – жесткий орган, и так далее.

Также очень удивительно и то, что Ева произошла из такой малой части тела, как ребро Адама. Но как же из ребра получились голова, ноги, руки и остальные части тела? Бог, сотворивший человека таким образом, имеет силу воссоздать его вновь и исправить истлевшую часть тела. Ведь Сам Бог является творцом и первого творения, и второго преукрашения. Посему признаком благоразумия и мудрости является вера в то, что говорит Бог, не исследуя способов и причин, что превосходит наши силы.

Вторая причина. Различные примеры, существующие в природе, показывают нам, что Бог всесилен и что для Него нет ничего невозможного и затруднительного. Его всемогущество видно из разнообразной и сложной природы. Вся природа громко проповедует величие Божие и Его силу. Сотворенные Христом воскрешения – четверодневного Лазаря, сына наинской вдовы и дочери Наира – показывают, что так можно воскресить всех людей, когда Он того пожелает. Мастер, изготавливающий одну статую, может изготовить и другие, подобные ей. Так и Христос, воскресивший трех человек, может сделать так со всеми людьми. Потому на вопрос, как воскресают мертвые, он отвечает вопросом: «Как восстал четверодневный Лазарь?»

Не только при первом творении, но и впоследствии при сохранении природы проявляются сила и всемогущество

Божии. Мы знаем, что рождение человека – это плод действия Божия. Человек по благодати Божией зачинается, носится во чреве, рождается и возрастает. Святитель Григорий Нисский говорит, что воскресение мертвых может произойти таким же образом, каким рождается человек. С точки зрения человеческой логики весьма странно, как семя, которое в начале бесформенно, впоследствии приобретает формы, как появляются части человеческого тела. Если из бесформенного семени образуется человек, то ничего несовместимого с этим не будет, если вещество, находящееся в гробах и имеющее некий образ, во мгновение ока обновится в прежнее телесное сложение, и персть снова станет человеком, как было то и при первом творении.

Некоторые люди считают невероятным воскрешение тел и после смерти составление тела человека из различных элементов, а формирование эмбриона и развитие человека в его естественном рождении считают вполне естественным процессом. Но если возможно второе, то возможно и первое, потому что Тот же Самый Бог творит и первое, и второе.

Он также приводит пример гончара, который делает из глины прекрасные вещи. Вдруг кто-то входит в его мастерскую и разбивает их. Хороший гончар, если захочет, может исправить случившееся, изготавливая вновь те же предметы, которые не хуже первых. Неразумно полагать, что гончар, который является лишь малым творением силы Божией, может сделать это, и не верить в то, что Бог может воссоздать мертвого.

Апостол Павел использует пример пшеничного зерна. Оно падает в землю и умирает, но из него произрастает большой колос. Святитель Григорий искусно использует этот образ. Он подробно разбирает то, что происходит с этим маленьким зернышком и сколько тайн оно сокрывает в себе. Он говорит, что удивительно, как сухое зерно пшеницы, сгнив, творит чудеса, потому что само падает в землю и произрастает в изобилии. Воссоздание человека проще воссоздания зерна, потому что человек в воскресении не получает ничего более того, чем обладал.

Святые отцы используют множество образов, взятых из природы, и представляют их своей пастве. Мы видим это во множестве их бесед, в том числе и в этой беседе святителя Григория, разбираемой здесь. Чтобы показать, что воскресение мертвых возможно, он прекрасно, весьма реалистично и наглядно, в живых красках и с несомненным писательским талантом разбирает то, что деревья во время зимы сухи, а с пришествием весны расцветают и становятся таким местом, где собираются птицы, благодарящие человека. Пресмыкающиеся и змеи во время зимней спячки скрываются в земле, но лишь только наступит подходящее время и раздастся гром – призыв к жизни, они просыпаются и приходят к жизни. Как просыпаются змеи, заслышавшие этот гром жизни, так и мертвые тела людей приимут души и воскреснут, когда раздастся звук трубы Божией.

Он прекрасно описывает человека от его рождения до смерти и замечает, что жизнь людей, впрочем, как и животных, претерпевает изменение. Человек после своего рождения постепенно развивается, приобретает различные способности. Когда он вырастает и достигает заката жизни, то снова становится младенцем: шепчет тихим голосом, глупеет и ползает при помощи ног и рук, как в начале своей жизни. Все это показывает, что и до смерти человек беспрерывно меняется и обновляется. То же самое, конечно, произойдет и во время воскресения. Поскольку тленное истлевает по закону тления, но тем более обновится силою и действием Божиим.

Да и сон, который весьма необходим для нашего ежедневного отдыха, как и пробуждение от сна, указывают на таинство воскресения мертвых. Сон – это образ смерти, а пробуждение – образ воскресения. Многие называли сон братом смерти, потому что тогда человек похож на бесчувственного мертвеца, который не узнает ни друзей, ни врагов, не замечает тех, кто находится рядом с ним. И потому спящим можно легко причинить вред. Когда человек просыпается, он постепенно восстанавливает свои силы, как будто оживает. Если в человеке во время дня и ночи происходит много изменений и исступлений, то неверие Богу, обещавшему «последнее обновление», обличает человека неразумного и сварливого.

Из всех этих примеров видно, что воскресение мертвых – вполне естественное событие. Как мы считаем естественными рождение человека, изменения в природе, рост растений и вообще все те события, которые происходят в природе, настолько же естественным мы должны считать обновление и воссоздание человека, воскресение мертвых. Потому что Бог, сотворивший первое, может сотворить и последнее.

Третья причина. Тело после выхода из него души не уничтожается полностью, но распадается «на то, из чего составлено», ибо составлено оно из четырех элементов (стихий): воды, воздуха, огня и земли. Тело распадается, но не исчезает полностью. В другой главе мы рассматривали взгляды святителя Григория Нисского на то, что душа хотя и разлучается с телом, но помнит элементы и части своего тела, силою Божией соприкоснется с ними в надлежащее время, соберет их, и составится духовное тело. Это доказывает, что, несмотря на отделение души от тела, личность (ипостась) не упраздняется.

В изучаемой нами гомилии святитель Григорий Нисский говорит, что тело не исчезает полностью, но распадается на те элементы, из которых состояло, «и есть в воде, воздухе, земле и огне». То, что первообразные стихии остаются и приступают к тому, что происходит от них, после распада тела, указывает на то, что в общем сохраняется частное. И даже когда эти четыре стихии, из которых состоит человек, вернулись к своим первообразным, то эти первообразные, сохраняясь, сохраняют и частное.

Мы очень хорошо знаем, что весь мир был сотворен из ничего, из несуществовавшего вещества. Если Богу легко снова сотворить что-либо из ничего, то для Него еще легче сотворить что-либо из уже существующих элементов. Итак, поскольку существует первообразное, то Богу возможно сотворить человека вновь.

Четвертая причина. Святитель Григорий Нисский, говоря о воскресении тел, использует примеры из представлений людей своего времени. Многие люди считали и считают вполне естественным, чтобы свойства тел истлевших передавались потомкам этих людей. Естественным они считали даже то, чтобы свойства чужих тел передавались другим телам. Однако эти же люди не верят в возможность того, чтобы эти свойства, которыми обладали люди, обновлялись в них же. Я приведу слово самого святителя Григория Нисского, потому что оно достойно внимания. Он говорит нечто неудобопонятное: «…они не соглашаются с тем, чтобы обновлялись и оживали те же самые и особые свойства, некогда ими приобретенные».

Рассматривая этот отрывок, мы можем убедиться в том, что во время воскресения тел люди получат свои собственные тела, обладающие особыми отличительными признаками. Но тела эти будут преображенными. Тело воскреснет «в силе и нетлении», что означает, что оно не будет носить на себе шрамов тления, смертности и немощи. Больших подробностей мы, конечно, не ведаем. Однако и уже сказанное, полагаю, является достаточно выразительным.

Пятая причина. Святитель Григорий Нисский настаивает на том, что воскресение мертвых весьма необходимо для доброго поведения людей в этой жизни. Потому что если смерть – это конец жизни, то убийца, прелюбодей, корыстолюбец, клятвопреступник, лгун и бессердечный станут еще хуже, преуспеют во зле. Если нет воскресения, то нет и Суда. Если нет Суда, тогда теряется страх Божий и, как следствие, где не образумливает человека страх Божий, «там грех ликует вместе с диаволом».

Таким образом, когда Церковь говорит о будущей жизни и Суде, она умножает в людях страх Божий. Этот страх придает жизни более человечный характер. Потому учение о смерти и воскресении тел делает человека элементом общества. Кто изгоняет этот страх, тот становится подвластен демонам, становится игрушкой всех страстей.

Вывод таков: воскресение мертвых состоится. Об этом нам свидетельствует Слово Божие, это открыл нам Бог, это своей жизнью и своим учением подтверждают святые, об этом свидетельствует опыт человечества. Потому мы и относимся уважительно к человеческому телу. Мы его уважаем, любим, подвизаемся, чтобы очистить его от грехов, дабы и оно прославилось. Весьма характерен тот факт, что исихазм святых отцов касался и тела, которое мы очень почитаем. Это видно из трудов святителя Григория Паламы.

Уважение человеческого тела видно и при чине погребения. В Православной Церкви не признается сожжение или кремация тела, но его погребение. Конечно, как мы уже сказали, согласно учению святителя Григория Нисского, и сожженные тела воскреснут. Однако если человек сам желает сожжения своего тела, то это указывает на то, что он не верит в его воскресение. И совсем не случайно, что там, где господствует традиция сожжения тел, там господствует мнение о том, что тело – это темница души, которая должна быть отброшена, чтобы душа получила свободу. Мы же уважаем тело, погребаем его и ожидаем его воскресения. Святые почивают в ожидании воскресения. Они «чают воскресения мертвых и жизни будущего века».

Из книги Мистерия Христа автора Аргивянин Фалес

Из книги Воскрешение Героя автора Серрано Мигель

ВОСКРЕСЕНИЕ ВО ПЛОТИ Таким образом, можно убедиться в том, насколько ложным является приписывание бессмертия всем существам в человеческом облике, встречающимся на земле. Для большинства нет другого бессмертия, кроме того, что случайно, да и то весьма сомнительно, может

Из книги Мистический опыт автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Ключ Хирама. Фараоны, масоны и открытие тайных свитков Иисуса автора Найт Кристофер

Гностическое воскресение Главное различие между двумя ранними христианскими традициями заключалось в отношении к истинности воскресения Иисуса (см. Pagels E. The Gnostic Gospels). В гностическом труде “Трактат о воскресении” обычное человеческое существование рассматривается

Из книги Что происходит с душой после смерти автора Шивананда Свами

Глава III. Воскресение и Суд 1. ВоскресениеВоскресение - это восстание из мертвых. Воскресение, Божий суд и воздаяние по заслугам - это три важнейших догмата мусульманства, христианства и зороастризма. Иудеи, от которых эти доктрины пришли к христианам и мусульманам, в

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

28. ЧТО ЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЕ? 1. Попросту говоря, воскресение есть преодоление смерти, победа над нею. Это есть пробуждение или рождение заново; это есть изменение мировосприятия. Воскресение - это приятие истолкования цели мира, данной Святым Духом, а также- принятие

Из книги Масонский Завет. Наследие Хирама автора Найт Кристофер

ВЕНЕРА И ВОСКРЕСЕНИЕ Есть еще две особенности мегалитических сооружений долины реки Войн, которые связаны с нашим исследованием. Первое: в артефактах, найденных здесь, наличествует сильный оттенок сексуальности, включая великолепно вырезанные фаллосы. Из более поздних

Из книги Иисус жил в Индии автора Керстен Хольгер

Воскресение из мертвых в исторической перспективе Во время распятия Иисуса и снятия с креста в этих событиях участвовали люди, еще не ставшие приверженцами Нового Завета. Центурион, который дал сыгравшее столь значительную роль снадобье; воин, ткнувший в распятого

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Воскресение Христа 05.04.38 Теперь о явлениях из Тонкого Mира. Конечно, в священных писаниях всех народов имеются указания о посмертных явлениях и беседах с Силами Высшими, иногда через терафимов, которые бывают крайне разнообразны. В Библии есть такие же указания, например,

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Воскресение Христа] Конечно, Христос при преображении своем не дематериализовал свое тело, но появился ученикам в своем тонком теле. Точно так же и Воскрешенье было, именно, в тонком теле. Вспомните, как Он не позволил Марии Магдалине прикоснуться к Нему, ибо прикасание к

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Вербное воскресение Издревле славяне наделяли вербу мистической силой. Приписывали ей способность предавать человеку красоту, здоровье.В православное вербное воскресение верба освещается в храме в последнюю субботу (следующее же воскресенье считается Вербным) перед

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

Воскресение Христово Воскресение Христово, или Пасха, не входит в число великих двунадесятых праздников Церкви. «Она у нас, – говорит свт. Григорий Богослов, – праздников праздник и торжество торжеств; она столько превосходит все торжества не только человеческие и

Из книги Символика Таро. Философия оккультизма в рисунках и числах автора Успенский Петр Демьянович

Карта XX Воскресение из мертвых Суд олицетворяет собой либо спасение и освобождение, либо какие-либо благоприятные изменения, несмотря на то что название указывает в совершенно противоположном направлении. В общем и целом, темой и мотивом данной карты является

Из книги Наука Креста. Исследование о святом Хуане де ла Крусе автора Штайн Эдит

§ 3. Смерть и Воскресение а. Бездеятельная Ночь духа?. Вера, темное созерцание, обнажениеИз главы «Темная ночь чувств» нам уже известно, что наступает такой момент, когда у души пропадает вкус к духовным упражнениям и всем земным вещам. Она оказывается в совершенной тьме и

Из книги Жизнь после смерти автора Влахос Митрополит Иерофей

Воскресение мертвых Со Вторым пришествием Христовым тесно связано и воскресение мертвых, что является несомненной верой Церкви, и потому в Символе веры мы исповедуем: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».Когда мы говорим о воскресении мертвых, то

Всеобщее воскресение мертвых совершится в великий день Второго пришествия Иисуса Христа, при окончании жизни нашего мира.

Оно будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. По Слову Божию, тогда «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 25, 29).

Еще в Ветхом Завете, на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мертвых.

Вера в воскресение мертвых была выражена Авраамом , при жертвоприношении сына его Исаака (Евр. 11, 17), Иовом , среди тяжких его страданий: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога" (Иов. 19, 25-26); пророком Исаией : "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов" (Ис. 26, 19), пророком Даниилом , предсказавшем, что мёртвые «пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12, 2-3).

Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотно и одушевились духом (Иез. гл. 37).

Чрез пророка Осию Господь сказал: "От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня (Ос. 13, 14).

Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых ясно и определенно: "Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут... и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Ин. 5, 25, 29).

Спаситель подтверждает проповедь о воскресении Таинством Причащения: "Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6, 54).

Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, Иисус Христос сказал: "заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф. 22, 29, 31, 32).

Когда Спаситель говорить о цели Своего пришествия на землю, указывает именно на жизнь вечную: "Так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 15-16).

Во время пребывания Своего на земле Спаситель воскрешал мертвых и Сам воскрес из гроба, соделавшись, по слову апостола Павла , первенцем из умерших (1 Кор. 15, 20).

Апостолы ставили истину воскресения мертвых выше всякого сомнения и доказывали ее самою тесною связью с воскресением Христовым.

Апостол Павел говорит: "Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15, 20, 21, 22).

Кроме того, апостол Павел указывает на явления в видимой природе, которые убеждают нас в истине воскресения. "Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудные! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное" (1 Кор. 15, 35-44).

Сам Господь говорит: "Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Иоан. 12, 24).
Воскресение мертвых будет всеобщее и одновременное, как праведников, так и грешников. «Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 29). «Будет воскресение мертвых праведных и неправедных» (Деян. 24,15).

Тела воскресших людей по существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел - они будут духовны - нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые, будут еще живы во время второго пришествия Спасителя.

Апостол Павел говорит: "сеется тело душевное, восстает тело духовное... не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые, воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся" (1 Кор. 15, 44, 51, 52), «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное тело наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей» (Флп. 3, 20-21).

Преподобные Варсануфий и Иоанн пишут:

«…тела наши восстанут с костями, жилами и волосами и останутся такими на веки; только они будут светлее и славнее, по гласу Господа, Который говорит: тогда праведницы просветятся, яко солнце, во Царствии Небесном (Мф.13:43), изъявляя чрез то славу тел Святых. … Эти же самые тела восстанут тогда, но только они сделаются нетленными, бессмертными и славными. … Господь сделает тела наши световидными, подобными Своему телу, как сказал Апостол Иоанн: егда явится, тогда подобни Ему будем (1Ин.3:2). Ибо Сын Божий есть Свет, а праведные, по словам Апостола, сынове Божии суть (2Кор.6:8) и сынове Света (1Сол.5:5); потому и сказано, что Господь преобразит (тела наши)».

Тела воскресших людей будут совершенно свободны от изнеможения и от немощей нынешней жизни. Они будут духовными, небесными, не имеющими земных телесных потребностей, жизнь по воскресении будет подобна жизни бесплотных духов-ангелов, по слову Господа (Лук. 20, 3).

Преп. Варсануфий и Иоанн :

«О будущем же состоянии так сказал Бог, что люди будут равны Ангелам (Лк.20:36), не вкушая ни пищи, ни пития, и не имея вожделения. А для Бога ничего нет невозможного; ибо Он уже показал сие на Моисее, когда дал ему силу сорок дней и ночей не вкушать пищи. Сотворивший сие может сотворить и то, что человек во все веки будет в подобном состоянии».

Св. Иоанн Дамаскин учит, что по воскресении «спасенные получат тело неизменное, бесстрастное, тонкое, каково было тело Господне после Воскресения, проходившее через запертые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье».

Св. Иоанн Златоуст говорит:
«Так как верующие должны преобразиться сообразно с светлостью Самого Христа Господа, как свидетельствует апостол Павел… то преобразится, без сомнения, эта смертная плоть сообразно со светлостию Христа, смертное облечется в бессмертие, посеянное в немощи потом восстанет в силе».

Однако образ воскресения праведников будет иной, чем грешников.

Тела людей будут видимо отражать состояние их духа.

"Одни уподобятся свету, другие тьме" - рассуждает об этом св. Ефрем Сирин ("О страхе Божием и последнем суде").

Господь Иисус Христос сказал о воскресении святых: "тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Мф. 13, 43).

Св. апостол Павел говорит:
«сеется (тело) в уничижении, восстает в славе» (1 Кор. 15, 43), "иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых" (1 Кор. 15, 41-42).

Преп. Макарий Великий пишет о том, в каких телах воскреснут люди:

«…по святым Писаниям, Христос приидет с небес, и воскресит все племена Адамовы, всех почивших от века, и разделит их на две части, и которые имеют собственное Его знамение, то есть печать Духа, тех, глашая как Своих, поставит одесную Себя. Ибо говорит: овцы Моя гласа Моего слушают (Иоан. 10, 27); и знаю Моя, и знают Мя Моя (14). Тогда-то тела их за добрые дела облекутся божественною славою, и сами они будут исполнены той духовной славы, какую еще ныне имели в душах. И таким образом, прославленные божественным светом и восхищенные на небеса в сретение Господне на воздусе, по написанному, всегда с Господем будем (1 Сол. 4, 17), с Ним царствуя беспредельные веки веков. Ибо в какой мере сподобляется каждый за веру и рачительность стать причастником Святого Духа, в такой же мере прославлено будет в оный день и тело его. Что ныне душа собрала во внутреннюю свою сокровищницу, то и тогда откроется и явится вне тела.

…если душа предпрославлена ныне, и вступила в единение с Духом, то и тела сподобятся части в воскресении.

А что души праведных соделываются светом небесным, - о сем сам Господь сказал Апостолам: вы есте свет мира (Мф. 5, 14).

Воскресение умерщвленных душ бывает еще ныне, а воскресение тел будет в оный день. Но как утвержденные на небе звезды не все равны, и одна от другой отличаются светлостью и величиной: так и в духовном преуспеянии о том же Духе бывают по мере веры, и один оказывается богатее другого.

И как царство тьмы и грех сокрыты в душе до дня воскресения, когда тьмою, сокрытою ныне в душе, покроется и самое тело грешников: так и царство света и небесный образ - Иисус Христос таинственно ныне озаряет душу и царствует в душе святых; но, оставаясь сокровенным от очей человеческих, едиными душевными очами действительно видим Христос до дня воскресения, когда и самое тело покроется и будет прославлено тем светом Господним, какой еще ныне есть в душе человеческой, чтобы тогда и самому телу царствовать вместе с душею, еще ныне приемлющею в себя царство Христово, упокоеваемою и озаряемою вечным светом.

… время воскресения, в которое прославлены будут тела их неизреченным светом, еще ныне в них сокровенным, то есть силою Духа, Который будет тогда их одеяние, пища, питие, радование, веселье, мир, облачение, вечная жизнь. Ибо всею лепотою светлости и красоты небесной соделается тогда для них Дух Божества, Которого еще ныне сподобились они приять в себя».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский :

В мире действует непрестанно нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается внутренне, а всякое зло наказывается; зло сопровождается скорбию и теснотою сердца, а добро - миром, радостью и пространством сердца.
Здешнее же состояние наших душ предызображает будущее. Будущее будет продолжением настоящего состояния внутреннего, только в измененном виде относительно степени его.

Преп. Парфений Киевский :

Подобно небесному и на земле есть рай, есть и ад, только невидимые, так как и Бог на небеси, Он же и на земле; только здесь все невидимо, а там все видимо: и Бог, и рай, и ад.

Преп. Ефрем Сирин:

«Душа достоинством своим выше тела, выше нее дух, а выше ее духа - сокровенное Божество. Но при конце плоть облечется в красоту души, душа - в сияние духа, а дух уподобится величию Божию...»

Что касается грешников, то и их тела восстанут в новом виде, но получив нетление и духовность, они в то же время будут отражать на себе их душевное состояние. Тела нераскаянных грешников будут отражать те страсти, которым они угождали при земной жизни, будут темны и страшны. По слову блаженного Феодорита, достойные небес облекутся небесной славою, а недостойные, имеющие в помышлениях лишь земное, «примут одеяние, соответственное произволению».

Их тела, по слову преп. Макария Великого, не будут иметь на себе печати Духа, того знака, по которому Господь «поставит одесную Себя» праведников, глашая как Своих».

"Подумаем и о том, какой стыд нас охватит еще до мучений. Тогда на наших глазах святые будут облачаться в великолепное, несказанное одеяние, сотканное из их добрых дел. А себя мы увидим не просто нагими и лишенными этой блистательной славы, но темными, почерневшими и источающими зловоние - какими сделали себя сами в этом мире делами тьмы, роскоши и разврата".

Всеобщий суд потому и называется Страшным, что то, в каком состоянии человек предстанет на него, решит его вечную участь, и приговор, полученный на нём, уже невозможно будет изменить.

Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский) пишет:

«В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; "тогда будет скрежет зубов" - это бесплодное раскаяние. "Много званных", то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но "мало избранных", немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет - это наше дело».

Св. Прав. Иоанн Кронштадтский предостерегает:

Многие живут вне благодати, не сознавая ее важности и небходимости для себя и не ища ее, по слову Господа: "Ищите прежде Царства Божия и правды Его" (Мф. 6, 33). Многие живут во всяком изобилии и довольстве, наслаждаются цветущим здоровьем, с удовольствием едят, пьют, гуляют, забавляются, сочиняют, работают по разным отраслям человеческой деятельности, но благодати Божией в сердцах своих не имеют, этого бесценного сокровища христианского, без которого христианин не может быть истинным христианином и наследником царствия небесного.

Воскресение мертвых

Нет истины более ясной, более упорно отстаиваемой в Библии, чем та: что будущее существование людей полностью зависит от воскресения мертвых или от преображения, не увидев смерти. Надеждой Павла о будущем существовании было воскресение из мертвых. Говоря о своих усилиях приобрести Христа, он сказал: «чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Фил. 3:10, 11). «За чаяние воскресения мертвых» он должен был отвечать перед синедрионом (Деян. 23:6); и потом, когда он говорил в свою защиту перед Феликсом, заявил, что его единственной надеждой было воскресение из мертвых: «имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают». Снова и снова Павел выражает свою надежду на будущую жизнь.

Павел не единственный из писателей Библии, учащий об этом. Воскресение мертвых – это последняя надежда Иова. См. Иов 14:14, 15; 17:13-15; 19:23-27. Давид говорит: «Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня» (Пс. 17:20). И еще «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16:15). И что же еще можно сказать? Не хватит времени, чтобы рассказать о надежде Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Иосифа, Михея и всех пророков и апостолов, наших отцов Авраама, Исаака и Иакова. И сам Иисус заявил, что это было воскресение из мертвых, когда Бог говорил: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Более того, Христос всегда указывал ученикам на воскресение из мертвых, благодаря которому они могли получить награду, которую Он обещал. В Евангелии от Иоанна 6:39-54 мы видим, что Спаситель не менее четырех раз дает обетование в будущее тем, кто верит в Него, как завершение их веры в то, что «Я воскрешу его в последний день» . И в Евангелии от Луки 14:13, 14 мы читаем: «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных».

Павел, однако, по этому поводу дает нам простой и логичный довод, который не оставляет учению о бессмертии души ни частицы основания, за которую можно было бы зацепиться. Пятнадцатая глава 1 послания к Коринфянам полностью посвящена доказательству воскресения из мертвых. Апостол сначала доказывает свидетельствами сотен живых свидетелей, которые видели Иисуса после Его воскресения, что Христос действительно воскрес из мертвых. Еще там говорится о тех, кто сказал «нет воскресения мертвых», и в опровержение этой идеи, он представляет три аргумента, которые полностью исключают учение о бессмертии души из любого места какого-либо христианского учения.

1. В стихе 16 его предпосылкой является: «ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес». Затем, из этого вытекает логический вывод: «то вера ваша тщетна» , и далее: «вы еще во грехах ваших». «Если мертвые не воскресают» , - второй вывод из стиха 18: «Поэтому и умершие во Христе погибли» . Ничто не может быть яснее, чем то, что это утверждение и учение о бессмертии души не могут быть истинными одновременно. Если душа бессмертна, удерживается, то человек не может погибнуть. Таким образом, его существование никак не зависит от воскресения мертвых. Разве не предполагается теми, кто считают, душу бессмертной, что все, кто прожил в этом мире в вере Христовой, отправляются на небеса и наслаждаются Его блаженствами? – Без сомнений. Если следовать этому принципу, можно подумать, что все они «погибли» , если нет воскресения? Нуждаются ли они в воскресении? Разве без воскресения их небеса могут допустить? По этой теории это так и есть. Далее, это так выглядит, что никто из них не погиб, хотя воскресения никогда не будет

Против этой теории выступает Слово Божье, что «если мертвые не воскресают…поэтому и умершие во Христе погибли». Эти слова истинны. Отсюда следует, что если нет воскресения из мертвых, значит нет никакой надежды у тех, кто когда-либо умер или, кто должен умереть.

Но Бог заверяет всех людей, что они будут иметь будущую жизнь, и уверенность заключается в том, "что Он воскресил Его [Христа] из мертвых" (Евр. 9:27; Деяния 17:31) KJV. Воскресение Христа – это данное Богом обещание о том, что будет воскресение мертвых: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» и «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» . Поэтому, от силы воскресения из мертвых, а не бессмертия души будет зависеть дальнейшая участь, будь то праведных или неправедных.

2. Во-вторых, апостол в этой связи говорит в стихе 32: «По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза (какое мне преимущество, прим. пер.), если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» В настоящее время не может быть лучше комментария на этот отрывок, чем комментарий Адама Кларка: «Я считаю, что распространенный метод толкования этого текста является ошибочным. Я предлагаю его прочитать таким образом: «По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, а разве это преимущество для меня? Если нет воскресения, станем, есть и пить, ибо завтра умрем!» То, что апостол говорит здесь, является систематическим и закономерным выводом. Если нет воскресения, значит, не может быть и суда – нет государственных наград и наказаний. Зачем тогда нести свои кресты и постоянно дисциплинировать себя? Давайте есть, и пить и от всего этого получать удовольствие, ибо завтра мы умрем, и придет конец навсегда".

Это – суть толкования и простой комментарий к словам апостола. Как мы видим, в этом и есть смысл аргументации Павла и мнение всей Библии по этому поводу. Но, если душа бессмертна, ни комментарий д-ра Кларка, ни аргументы Павла не имеют смысла. Ибо, если душа бессмертна, как может быть, что мы умираем и не «придет конец навсегда» , не зависимо от того, есть воскресение или его нет. При этом совершенно ясно, что учение о бессмертии души сводит на нет простые утверждения Священного Писания и, следовательно, ложно.

Эта точка зрения в полной мере объясняет вопрос, который д-р Кларк представляет на обсуждение в своем замечании в завершении комментариев на 1-е Коринфянам, он говорит: «Одного замечания я не могу не сделать: учение о воскресении представляло гораздо большее значение среди первых христиан, чем сейчас! Как это? Апостолы непрестанно настаивали на учении о воскресении и наставляли последователей Бога через это учение, быть усердными, послушными и жизнерадостными. А их последователи редко упоминают это!… Нет учения Евангелия, на котором делается упор в большей степени, и нет учения в современной системе проповедования подвергающегося большему пренебрежению!»

Из восклицаний доктора и его вопроса: «Как это?» кажется, что он удивлен. Так и должно быть. Это действительно удивительно, но так и должно быть. Это достаточно легко объяснить. Дело в том, что учение о бессмертии души стало настолько всепроникающим «в современной системе проповедования», что не осталось места для учения о воскресении мертвых.

Если учение о бессмертии души верно, то учение о воскресении мертвых, должно быть, не имеет значения. Если учение о бессмертии души истинно, значит вся нужда в акцентировании Евангелия на учении о воскресении мертвых уничтожено. И, хотя «Апостолы непрестанно настаивали на этом» учении о воскресении мертвых и, все же «Это – учение Евангелия, на котором делается упор в меньшей степени», посредством коварного и обманчивого влияния учения о бессмертии души, проповедники настоящего времени «редко упоминают это» и в настоящей системе проповедования действительно «нет учения, подвергающегося большему пренебрежению», больше ничего не нужно, чтобы показать более ясно, чем это делает непримиримое противоречие между истиной Божьей и учением о бессмертии души.

3. Третье утверждение находится в 36-м стихе: , чтобы «скорее оживить» . То, что Павел говорит «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» , сказано непосредственно о человеке и его воскресении и видно из стихов 42-44, «сеется в тлении» и т. д.

Сейчас учение о бессмертии души заключается в том, что тело на самом деле не имеет жизни, это не настоящий человек, но, что душа является настоящим, живым и разумным человеком, который единолично обладает жизнью. Другими словами, тело – это только дом, в котором живет настоящий человек. На самом деле, «Я», душа, обитает в теле и смерть – это просто отделение души от тела. Смерть разрушает дом и отпускает на свободу его обитателя. Согласно этому учению, нет такого понятия, как смерть, поэтому тело на самом деле не имеет жизни, следовательно, не умирает, а душа – настоящий человек – бессмертна и не может умереть, поэтому нет на самом деле такого понятия, как смерть. Если это, правда, что нет такого понятия как смерть, аналогичным образом не существует такого понятия, как воскресение мертвых.

Из утверждения апостола: «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» , следует, что, раз тело не имеет жизни, то не умирает и не может быть оживлено (воскрешено из мертвых), и раз душа не умирает, значит, нет такого понятия, как воскресение мертвых.

Поэтому, оказалось, что доказательство учения о бессмертии души совершенно подрывает учение о воскресении мертвых. Но, воскресение мертвых – библейское учение и это – весьма Божья истина. Итак, ясно, что учение о бессмертии души является подрыванием истины Божьей, следовательно, ложью, обманом и разрушением.