Как узнать микро или малое предприятие. Понятие субъектов крупного, среднего и малого предпринимательства

И регулярно вводит различные преференции для небольших предприятий, и микропредприятий в том числе.

Задача сегодняшней публикации – рассмотреть понятие микропредприятия со всех экономически значимых точек зрения, оценить его преимущества и недостатки, определить критерии отнесения субъектов хозяйствования к микропредприятиям и обозреть другие смежные вопросы прикладного назначения.

Микропредприятие - это одна из активно развивающихся форм малого .

Под ним понимается хозяйственное общество (АО, ), кооператив, крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) или индивидуальный предприниматель (ИП), которые соответствуют определенным критериям, прописанным в федеральном законе о малом предпринимательстве.

На основании этих критериев 1 августа каждого года действующие бизнесы заносятся в специальный .

Подтверждать этот статус какими-либо документами не требуется, это происходит автоматически на основе подаваемой налоговой и статистической отчетности.

За 2016 год Росстатом зарегистрировано свыше 2,5 млн подобных организаций.

Узнать о нахождении какой-либо компании в этом списке можно на сайте ФНС при помощи поиска по ИНН, ОГРН либо инициалам индивидуального предпринимателя.

Для включения в реестр микропредприятия в 2017 году требуется соответствие следующим критериям:

  • доля государства, регионов или муниципалитетов в уставном не должна быть больше 25 %, а доля иностранных и крупных российских компаний не более 49 %;
  • число работников до 15 человек;
  • финансовые поступления от предпринимательской не должны «переваливать» за планку в 120 миллионов рублей.

Существует несколько видов упрощенного бухучета для малого бизнеса.

[А]. При полной форме организация использует множество регистров и счетов для ведения учета. Ведется учет и активов по рекомендованным формам.

Такой вид учета имеет смысл применять, если организация совершает множество разнообразных операций.

Для определения базы по налогам целесообразно использовать метод начисления.

[Б]. Сокращенная форма . Если операции фирмы имеют однообразный характер, то нет необходимости пользоваться большим количеством счетов, и некоторые однородные счета можно объединить в один.

Например, можно учитывать на двадцатом счете расходы не только по основному, но и по вспомогательному и общехозяйственные расходы и так далее.

Все операции учитываются в одном журнале в хронологическом порядке двойной записью.

Также будет полезно использовать ведомость по расчетам по заработной плате (8МП).

Для расчета налоговой базы лучше использовать кассовый метод.

[В]. Простая форма . Не применяется двойная запись.

Операции заносятся в хронологическом порядке в единый журнал – «К-2МП» или «КУДиР» (книгу учета доходов и расходов), если это ИП или предприятие на «упрощенке».

Выбранный метод учета закрепляется в , как и формы соответствующих регистров с обязательными реквизитами (наименование, название организации, даты, ответственные за ведение лица и т.п.).

Особенности бухгалтерского учета микропредприятий

В положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ) и других нормативных актах предусмотрен ряд послаблений для малого бизнеса. Так, микропредприятие вправе:

  • признавать доходы и расходы по фактическому поступлению или списанию (кассовый метод);
  • нивелировать разницу между налоговым и бухгалтерским учетами при исчислении налога на и не формировать отложенные налоговые и обязательства;
  • не использовать оценочные обязательства (не создавать резервы);
  • не исправлять ошибки ретроспективно; можно сделать это в том месяце, когда они были обнаружены; возникшие при этом прибыль или отражаются на 91 счете;
  • учитывать все расходы по в составе прочих расходов (счет 91);
  • делать амортизационные отчисления раз в год (для остальных предприятий раз в месяц);
  • не устанавливать кассовый лимит.

В качестве отчетности достаточно сдать баланс и отчет о финансовых результатах.

Допускается применять упрощенные формы этих документов, в которых отдельные статьи сгруппированы в укрупненные группы.

Например, в активе баланса остается всего 5 показателей, вместо 15 в полной форме: материальные и нематериальные активы, запасы, денежные и финансовые активы.

С 01.01.2017 можно применять упрощенный .

Это значит, что фирма освобождается от обязанности составлять локальные нормативные акты, такие как график сменности, положение о премировании и остальные.

Указанные моменты нужно прописать индивидуально в типовом трудовом договоре с каждым работником.

Инструктажи по на микропредприятии может проводить его руководитель.

Аттестация рабочих мест по-прежнему нужна, кроме дистанционных и надомных рабочих.

Если есть потребность, то трудовые договоры можно заключать на срок до 5 лет, в общем случае такие договоры бессрочные.

Видео о кадровом документообороте микропредприятий:

Росстат может проводить сплошной и выборочный сбор данных о компаниях.

В первом случае обычно подается стандартная отчетность:

  • для ИП, подпадающих под понятие микропредприятия, сдается отчет о деятельности 1 ИП;
  • сведения об основных показателях деятельности - МП (микро);
  • данные о произведенной продукции - МП (микро)-натура;

С 2017 года в розничной торговле отменена форма ТОРГ (микро), для торгующих алкоголем отменена форма 1-алкоголь.

Росстат может организовать выборочные проверки и тогда придется сдавать дополнительную отчетность.

Узнать о том, находится ли какое-либо микропредприятие в выборке, можно на сайте государственной службы статистики.

За нарушение сроков сдачи для организаций предусмотрен штраф от 20 до 70 тысяч, для руководителей - от 10 до 20 тысяч рублей.

В большинстве случаев микропредприятия подпадают под действие налоговых спецрежимов (УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН).

Микропредприятие, деятельность которого не входит в список запрещенных к применению УСН, опубликованный в Налоговом кодексе (ломбарды, инвестиционные фонды и прочие), может перейти на УСН при доходах за последние девять месяцев не больше 112,5 миллионов рублей и остаточной стоимости основных средств не больше 150 миллионов рублей.

В некоторых регионах для впервые созданных ИП, работающих «по упрощенке», предусмотрены налоговые каникулы на 2 года.

Например, в Белгородской области действует нулевая процентная ставка по УСН по многим видам деятельности (пчеловодство, животноводство и прочие).

Имеются и другие льготы для деятельности таких предприятий:

  • не менее 15 % госзакупок должно приходиться на малый бизнес, в том числе и микропредприятия;
  • неналоговые проверки для микропредприятий не могут длиться больше 15 часов ежегодно, а с 01.01.2016 по 31.12.2018 и вовсе действует запрет на плановые проверки малого бизнеса, к которым относятся санитарные, пожарные, трудовые и прочие проверки (надзорные каникулы);
  • преимущественное право выкупа государственной и муниципальной ;
  • если выручка микропредприятия от реализации не превышает 15 миллионов рублей за квартал, фирма может ограничиться квартальными по налогу на прибыль;
  • до 01.07.2018 можно не использовать контрольно-кассовые машины (ККМ) тем малым предприятиям, что применяют ЕНВД или ПСН.

Руководитель микропредприятия имеет массу возможностей оптимизировать документооборот и минимизировать налоговое бремя, а также воспользоваться некоторыми государственными программами поддержки малого бизнеса.

Микропредприятие – это вид действующего хозяйственного субъекта, который может быть частью индивидуального предпринимательства, собственного бизнеса, любого вида хозяйства (например, занимающегося рыболовной деятельностью) или принадлежать к обществу с ограниченной ответственностью.

Определение

Микропредприятие можно отнести и к другим уровням хозяйствующих субъектов (средний или крупный бизнес) в том случае, если были соблюдены все принятые законодательством границы по той или иной показательной величине.

Иными словами можно сказать, что данный термин означает небольшое собственное дело, которое приносит прибыль, и хозяин которого обязан платить все положенные налоговые пошлины: от полученного дохода, на полученную прибыль и остальные.

Стоит сказать, что нынешняя экономическая система в Российской Федерации состоит из больших промышленных и торговых предприятий, которые имеют широкую и развитую сеть по всей стране. Также значимую роль в экономике страны играют зарубежные брендовые компании, занимающие далеко не последнее место в сетке развития экономической структуры.

Величина денежного оборота подобных организаций может быть равна сумме бюджета некоторых государств, относящихся к категории третьего мира, а число сотрудников может равняться несколько сотням тысяч человек. Производственный баланс подобных предприятий определяется сотнями тысяч в европейской валюте, а товары, выпускаемые данными организациями, переходят количество миллиона штук за один отчетный период.

Находясь среди таких «мастодонтов» на экономическом рынке малый бизнес, при рассмотрении его как отдельную экономическую ячейку, представляет собой рыночную единицу, которая не видна на графике развития мировой экономике в целом. Но если несколько однотипных предприятий связать в одну рабочую цепочку, то можно увидеть небольшой скачок развития в экономической сфере.

Именно поэтому сегодня государство старается сделать все возможное, чтобы развивать малый бизнес было менее проблематично. Создаются определенные комитеты для поддержки малого бизнеса, а также уделяется большое внимание юридической составляющей.

Итак, как было сказано выше, микропредприятие – это определенный вид деятельности, занимающий ячейку малого бизнеса. По закону данный вид бизнеса не должен иметь выручку, исчисляемую за годовой период, и баланс с активами больше 120 миллионов рублей. Численность рабочего персонала на микропредприятии не должна превышать 15 человек за год.

Требования и критерии отнесения

Помимо этого, нужно учитывать, что в подобном бизнесе учитываются все формы неликвидных активов, которым государственный аппарат уделяет особое внимание, опираясь на размер и величину организации.

Согласно этому, любое небольшое предприятие с малым числом сотрудников и небольшим денежным оборотом может быть приравнено к микропредприятию. Но если оно при саморазвитии и дальнейшей реализации перешагнет через какой-либо показатель, превысив его, то сможет потерять имеющийся статус и все льготы, которые были предоставлены на государственном уровне.

Получается, что для того, чтобы стать микропредприятием, необходимо:

  • не превышать число 15 сотрудников за годовой период;
  • не превышать денежный оборот за год в количестве 120 миллионов рублей;
  • общая часть при участии в благотворительности, государственных фондах, муниципалитетах и т.д. в уставном капитале не должна быть больше 25%.

Сегодня государственный аппарат Российской Федерации с большой ответственностью и должным вниманием относится ко всей юридической направленности, касающейся малого бизнеса. Проводится доскональная и точечная проверка всех показателей и отчетных величин. Также создаются специальные условия, которые необходимо постоянно выполнять для того, чтобы своевременно получить или сохранить имеющийся статус микропредприятия. Все эти действия и мероприятия согласуются, регулируются и контролируются на государственном уровне, согласно действующему законодательству.

К примеру , число иностранных учредителей в организации (это касается физических и юридических лиц) не должно превышать 25%. Но, если учредителями являются зарубежные фирмы, действующие на уровне малого бизнеса, то данное число может быть увеличено до 49%. В нынешнее время данный фактор проходит тщательную проверку из-за введенных антироссийских санкций.

Подобные компании могут относиться и к малому и к среднему бизнесу при условии, что основные задачи характеризуются на реализации интеллектуальной деятельности в человеческую жизнь. Стоит отметить, что исключительное правообладание подобными разработками и их результатами обязаны находиться в руках соучредителей фирмы.

В основном, при оформлении микропредприятия его учредитель получает значительное количество положительных моментов, которые являются гарантом успешного начала деятельности.

Первоначальный этап заключается в том, что всегда существует вероятность риска, и никто не может гарантировать успех предприятия на его начальном этапе – все зависит исключительно от учредителя и его «чутья». Но государству в последние годы стало выгодно развитие малого бизнеса, поэтому оно старается всеми возможными способами оказывать поддержку на начальном этапе и не только.

Достоинства

Самым положительным аспектом является факт пониженной налоговой ставки в размере 9%, которая объединяет:

  • налоговую величину с доходов физических лиц;
  • выдачу денег на обязательное медицинское и пенсионное страхование;
  • государственную пошлину за рисковые ситуации в предпринимательской деятельности;
  • налоговую величину с общего дохода организации.

Микропредприятие представляет собой термин, который, в первую очередь, носит юридический характер. Конкретное определение микропредприятию дает Федеральная налоговая служба Российской Федерации. И только после предоставления данного статуса компания, основываясь на существующих формальных отчетах, может быть вписана в налоговый реестр малого и среднего бизнеса.

Получается, чтобы получить статус «микропредприятие» компания должна присутствовать в подобном реестре и попадать под данную категорию малого бизнеса. Огромным плюсом здесь является то, что бюрократия здесь полностью исключается.

Чтобы выяснить, содержится ли та или иная конкретная фирма в налоговом реестре, нужно ввести в поисковую строку на официальном сайте Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса Российской Федерации данные по своей компании (название или ИНН). Если данные по компании на сайте не были найдены, то следует обратиться за помощью в

Инспекцию федеральной налоговой службы там, где была создана компания. Также, при указании реквизитов компании на официальном сайте налоговой службы, можно найти ссылку, которая ведет к странице с полной информацией о компании.

Отчетная документация

В последнее время государственный аппарат принял указ о разрешении предоставлять отчетную документацию в виде упрощенного бухгалтерского баланса для микропредприятия. Но заранее был оговорен факт того, что подобный «легкий» отчет могут сдавать лишь представители малого предпринимательства.

Подобное решение было положительно принято небольшими организациями, потому что отчетные величины организаций за 2017 год имеют небольшие отличия от величин, полученных несколькими годами ранее. Организация имеет право самостоятельно принимать решение в каком виде предоставить отчет: в полном объеме или в упрощенном виде.

Обычно, микропредприятия выбирают второй вариант. Подобный вид деятельности привносит в малый бизнес большое значение, поскольку даже такие малые предприятия заносятся в общий налоговый реестр. Получается, что подобный реестр может выступать в качестве юридического подтверждения при спорных ситуациях с микропредприятиями.

На законодательном уровне определяется, что оно имеет право на получение льгот, которые полагаются при развитии малого бизнеса в Российской Федерации. Получается, что при условии того, что данная компания была зачислена в данный налоговый реестр, то государство обязано ей предоставить положенные субсидии.

Льготы микропредприятию

Положенные малому бизнесу льготы налогового, административного или юридического характера имеют четкие границы и определены в конкретной юридической документации. Иногда они могут меняться посредством расширения или сужения рамок дозволенности. Это зависит от экономической и политической ситуации в стране.

Сегодня льготные субсидии заключаются в облегченных отчетных документах при ведении статистических данных о микропредприятиях. Это:

  1. конкретный способ ведения бухгалтерии и «легкие» отчетные документы;
  2. штрафные санкции меняются на предупреждение, если были выполнены некоторые конкретные условия:
  • организация нарушила правила впервые;
  • материальный ущерб, угроза жизни или здоровью в отношении сотрудников, а также ущерб в отношении окружающей среды, памятников архитектуры и государства в целом не были зафиксированы;
  • не была зафиксирована угроза чрезвычайного положения.

Проверки микропредприятий

Процесс проверки организаций, относящихся к микропредприятиям, очень похож на процесс проведения аудита фирм, но все же наблюдаются определенные отличия. Опираясь на законодательство Российской Федерации, последние несколько лет процедура аттестации была заменена на специальную оценочную процедуру рабочего места. Микропредприятия тоже должны проводить подобные мероприятия внутри своих структур, но с учетом некоторых льгот. Закон гласит, что некоторые виды работников – фрилансеры и люди, работающие на удаленной работе, не нуждаются в обязательной проверке рабочего места.

Получается, что сотрудник и работодатель имеют право подписать документ, который будет позволять работнику работать в удаленном доступе без организации рабочего места и со свободным графиком работы. Это позволит микропредприятию исключить процедуру оценки рабочего места согласно законодательству.

Бывают случаи, когда подобного рода организация больше не относится к категории «микропредприятие». В этом случае, в налоговом реестре отображаются записи, которые доказывают изменение статуса. Подобная документация отражает факт прекращения или изменения трудового сотрудничества между нанимателем и его сотрудниками. Новые заключенные трудовые договора, а также записи в трудовых книжках вносятся в реестр, согласно трудовым нормативам.

Трудовой договор

Сегодня законодательство Российской Федерации гласит, что трудовой договор для микропредприятий нужно представлять по конкретной форме, которая является утвержденной. В ней необходимо рассматривать определенные законодательные аспекты, которые всегда рассматриваются при заключении разного рода юридических документах.

Но стоит отметить, что если количество сотрудников на предприятии превышает десять человек, то подобную форму заполнить будет нереально, поскольку нельзя затронуть столько рабочих проблем для каждого работника в отдельности. При численности сотрудников больше десяти человек удобнее и проще применять локальные акты.

Новый Федеральный закон, принятый осенью 2016 года, смог внести достаточное количество коррективов для каждого вида бизнеса, главным из которых является применение штрафных санкций против предприятий, где наблюдается задержка заработной платы для сотрудников. Помимо этого, закон говорит о том, что все заключенные договора по предоставлению услуг будут заключаться как трудовые соглашения.

Микропредприятия, которые заключают с сотрудниками типовые договора, должны будут изменить свою политику при заключении договоров в корне, иначе будут наказываться административными штрафами. Правда, разрешается в типовом договоре отмечать некоторые особенности, касающиеся разного рода работ, характеристики испытательного срока и иных условий работы сотрудника.

В 2019 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Ранее для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».

Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.

Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2019

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/ разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС . Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2019 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП . Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
  • Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Имеют преференции в системе госзакупок.
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье .

Проверки малых предприятий 2019

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ , он опубликован на официальном портале правовой документации . Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.

Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики

и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Вклады малых преприятий теперь застрахованы

С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

Нормативно-правовой основой развития малого бизнеса в России является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2008 г.
В соответствии с Законом № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы; коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий); физические лица, внесённые в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, установленным законом.
Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства представлены в табл. 1.
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учётом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящий момент критерии определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки - малому, категория будет установлена по численности работников.
Категория субъекта малого и среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений средней численности работников и выручки от реализации, указанных в табл. 1, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации.

1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса

Средняя численность работников предприятия за календарный год определяется с учётом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учётом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте.



Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), конституирующих сущность понятия. Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. Наиболее часто применяются следующие критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства:средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:



1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

§ от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

§ до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Средняя численность работников микропредприятия и малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиапов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия.

Микропредприятие – это один из следующих субъектов хозяйствования: индивидуальный предприниматель; частное предприятие; рыболовецкое крестьянское хозяйство, а иногда – общество с ограниченной ответственностью. Отнесение к другим категориям субъектов хозяйствования (например, к среднему и крупному бизнесу) возможно, если указанные выше граничные показали не соответствуют установленным нормам.

Микропредприятие – это плательщик, уплачивающий следующие налоги: с доходов физических лиц; на прибыль и различные пошлины. Порядок уплаты и ставка налога для микропредприятия Основная ставка при налогообложении – 9% от оборота за календарный год. Однако существуют некоторые особенности. Например, при превышении количества работников в квартал пяти человек, то к обозначенной налоговой ставке (9%) прибавляется за каждого отдельного работника 2%.

Микропредприятия – это предприятия сферы малого бизнеса В круг таких предприятий входят вновь созданные субъекты хозяйствования либо функционирующие на протяжении года с момента их регистрации. Таким образом, любая организация с незначительными оборотами и небольшой численностью работников может быть классифицирована как микропредприятие. Критерии указанных предприятий следующие: в штате работает около 15 человек, и среднегодовая выручка не превышает 60 млн руб. Необходимо обращать внимание и на балансовую стоимость активов, исчисленную в форме остаточной стоимости основных средств с включением суммы нематериальных активов. Определение критериев

Первый критерий – средняя численность сотрудников микропредприятия определяется за календарный год с учетом не только работающих в штате, но и работников, оформленных согласно гражданско-правовым договорам, совместителей, а также сотрудников филиалов либо иных структурных подразделений. Принимается во внимание реально отработанное время.

Второй критерий – выручка, полученная от реализации товаров за календарный год может быть определена в соответствии с налоговым законодательством.

Третий критерий – остаточная стоимость основных фондов с нематериальными активами малые и микропредприятия определяют в соответствии с соответствующим законодательством о бухгалтерском учете. Реестр микропредприятий Специальные государственные органы, отвечающие за поддержку таких субъектов хозяйствования, ведут соответствующие реестры с целью учета получателей указанной поддержки. При этом даже если статистика микропредприятия и говорит об отнесении его к малому предприятию, это не значит, что оно будет занесено в данный реестр. Бывает и наоборот, субъект хозяйствования находится в реестре, а не является малым. Преимущества создания микропредприятий Вновь созданное микропредприятие – это наличие ряда преимуществ для успешного старта. Благодаря формированию благоприятных условий многие предприниматели создают именно такие предприятия. Одним из преимуществ для индивидуальных предпринимателей служит сниженная ставка налога (9%), включающая: налог с доходов физических лиц; платежи государственного значения на обязательное социальное страхование; госпошлину за предпринимательский риск, а также налог с дохода предприятий.

В качестве основных условий для регистрации микропредприятия принято считать: участниками являются физические лица, которые одновременно могут быть и членами правления ООО (если при регистрации предприятия выбрана именно такая форма организации); непревышение граничного уровня оборота предприятия (60 млн руб.); число работников не должно превышать установленного норматива (15 человек). Микропредприятие имеет право зарегистрироваться плательщиком НДС. Плюсы и минусы существования микропредприятия Положительные стороны функционирования такого предприятии: отчет в налоговые органы подается ежеквартально, аналогично осуществляется уплата; при сдаче годового отчета не нужно предоставлять заключение присяжного аудитора; отсутствуют обязательства по уплате авансовых платежей по налогу на прибыль предприятий; наличие возможности у сотрудников микропредприятий работать по совместительству на нескольких субъектах хозяйствования; относительно небольшие затраты на ведение бухгалтерского учета на предприятии. Негативные моменты работы микропредприятий: работники таких предприятий не могут пользоваться некоторыми льготами; ведение бухгалтерского учета одинаковое для всех субъектов малого бизнеса; переход в иную категорию предприятий (например, среднего или крупного бизнеса) возможен только с наступлением нового календарного года.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что микропредприятие – это самостоятельный субъект хозяйствования, имеющий собственные основные фонды и осуществляющий ведение бухгалтерского учета. Другими словами, такие предприятия ничем не отличаются от крупного и среднего бизнеса, кроме величины оборота и основных средств, а также численности работников.

При налогообложении, они могут рассчитывать на господдержку в некоторых сферах деятельности. В прошлом году изменились требования, которые организации и ИП должны соблюдать как предприятия малого и среднего бизнеса. Критерии 2017 года, определяющие, относится ли субъект к малому предпринимательству, содержатся в обновленных положениях закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 № 256 о лимитах дохода. В нашей статье мы рассмотрим эти критерии и порядок их применения.

Закон 209-ФЗ: критерии отнесения к малым предприятиям

ИП, организации, КФХ, производственные и потребкооперативы могут быть отнесены к малым и средним предприятиям, если они соответствуют определенным условиям и лимитам, установленным законом № 209-ФЗ, а их доход не превышает пределов, установленных постановлением Правительства РФ № 265. Применяемая ими система налогообложения никак не влияет на данный статус.

Главные критерии малого предприятия, это:

  • доля участия иных организаций в капитале (не применяется к ИП),
  • прошлогодняя среднесписочная численность работников (не применяется к ИП без работников),
  • размер дохода за прошлый год.

Первый критерий отнесения предприятия к малому бизнесу – лимит доли участия - не распространяется на следующие предприятия:

  • АО, чьи акции относятся к акциям инновационного сектора экономики,
  • организации, применяющие на практике результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их учредителям – бюджетным, образовательным и научным учреждениям,
  • предприятия – участники проекта «Сколково»,
  • организации, учредители которых предоставляют господдержку инновационной деятельности.

Такие критерии отнесения к малым предприятиям, как численность работников и доход с 01.08.2016г. определяются по-новому:

  • вместо средней численности работников теперь нужно брать во внимание среднесписочную численность, в которую не входят внешние совместители и работники по договорам ГПХ;
  • выручка как самостоятельный критерий отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства больше не применяется – теперь нужно учитывать общую сумму дохода предприятия: выручку, внереализационные доходы, стоимость безвозмездно полученного имущества, дивиденды и другие доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ. Показатель дохода берется из налоговой декларации.

Критерии малого предприятия 2017 (таблица)

Критерий

Максимальный предел значений

Микропредприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие

Суммарная доля участия в уставном капитале ООО:

РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов;

Иностранных юрлиц, юрлиц, не являющихся малыми и средними предприятиями (пп. «а» п.1 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ)

Среднесписочная численность работников ИП и организаций за прошедший год (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ)

до 100 чел.

Доход ИП и организаций, полученный за прошедший год (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265)

120 млн руб.

800 млн руб.

2 млрд руб.

Какие критерии малых предприятий в 2017 году применяет ФНС

Налоговая служба в 2016 г. создала единый реестр предприятий малого бизнеса, ознакомиться с которым можно на сайте ФНС. Он формируется на основании данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП, деклараций, отчете о среднесписочной численности и других показателей. Налоговики разъяснили, как будет формироваться реестр с учетом новых критериев отнесения предприятий к малому бизнесу в своем письме от 18.08.2016 № 14-2-04/0870.

Категория субъекта малого бизнеса может измениться, если в течение 3-х лет подряд предельные значения критериев дохода и численности работников будут выше или ниже установленных. Это значит, что статус субъекта малого предпринимательства сохранится, даже если для средних, малых предприятий и микропредприятий критерии будут превышены в течение года или двух лет.

В 2016 г. малыми предприятиями признавались ИП и организации, чья выручка и численность сотрудников не превышали лимитов в течение 2013-2015 г.г. Новые критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий в 2017 г. ФНС учитывает при включении в реестр вновь созданных ИП и организаций, а первые изменения статусов нынешних малых предприятий произойдут только в 2019 г.

Подтверждать свой статус малые предприятия, если они включены в единый реестр, не должны.

АО – малое предприятие (критерии отнесения)

К сектору малого бизнеса может быть отнесено и акционерное общество, если оно соответствует требованиям ст. 4 закона № 209-ФЗ. Для АО критерий, определяющий принадлежность к малому предприятию – это доход, а также численность работников, соответствующие тем же лимитам, что и для остальных организаций (п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

Обязательный аудит: критерии 2017 для малого предприятия

Должны ли малые предприятия проходить обязательный аудит? Согласно закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ обязательному аудиту, в частности, подлежат (ст. 5 закона № 307-ФЗ):

  • все акционерные общества,
  • организации, чья выручка без НДС за предшествующий отчетному год превысила 400 млн руб., либо сумма активов по балансу на 31 декабря предыдущего года превысила 60 млн руб.

Малые предприятия, критерии в 2017 г. которых соответствуют перечисленным, проходить аудит обязаны.

Преимущества малых и средних предприятий

Критерии 2017 г., при их соблюдении, позволяют оставаться субъектом малого предпринимательства неограниченное время. Этот статус дает ИП и организациям, в частности, следующие преимущества:

  • применение пониженных налоговых ставок при использовании спецрежимов, если это предусмотрено региональным законом,
  • ведение упрощенного бухучета, применение кассового метода, представление упрощенных форм баланса и отчета о финрезультатах в ИФНС (кроме малых предприятий, подлежащих обязательному аудиту),
  • до 31.12.2018 г. малому бизнесу не грозят плановые проверки надзорных органов: пожарных инспекций, лицензионного контроля и прочих (ст. 26.1 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ),
  • получение государственных субсидий, участие в госпроектах поддержки малого бизнеса.