История праздника. День Петра и Февронии

Не все то, что приходит к нам из Европы, несет в себе пользу. Европейский образ жизни, стремление быть похожими на «них», привели к тому, что институт семьи в последние 30 лет утратил свое первоначальное значение для многих молодых людей. На первое место вышла карьера, материальная обеспеченность и нежелание брать на себя ответственность за других людей.

Все начинается с семьи

Вариант праздничного сценария

Ведущий: "Бабушки и мамы, братья, сестры и папы, дедушки, дяди и тети! Добрый день! Как же замечательно вместе провести День любви, семьи и верности! И наш праздничный концерт начинают самые маленькие!"

Выходят дети и поют песню о семье

В: "Дорогие взрослые, для каждого из вас в слове «семья» есть свой смысл, давайте послушаем, что о семье говорят ваши малыши!"

На экране нарезка видео с высказываниями детей о семье.

В: "У каждого праздника обязательно должен быть свой знак, символ. Есть он и у нашего, семейного торжества".

Выходит девочка в костюме ромашки и рассказывает стихи:

"Белая ромашка - солнце в серединке,

По краям белеют лепесточки-льдинки.

Я сорву ромашку, сяду, погадаю,

Что меня он любит, теперь точно знаю!

(раздает всем гостям ромашки)"

Р: "Пусть у каждого из вас теперь живет маленькое солнышко и согревает вашу семью!"

В: "Утро всегда доброе, когда в доме пахнет выпечкой, когда за большим столом собираются все самые родные! А чтобы застолье было вкусным, давайте попросим у бабушки наши любимые оладушки!"

Выходят дети и поют песню «Бабушка, испеки оладушки»

В: "В семье всегда принято помогать. И поскольку мы - это тоже большая семья, давайте посмотрим, как ребята умеют помогать друг другу".

Конкурс на лучшее повязывание галстука мальчикам и на лучшую прическу для девочек.

В: "А теперь наши ребята расскажут, как сильно они любят своих пап и мам".

Выходят дети и читают стихи про родителей.

В: "И в завершение нашего праздника давайте вспомним самые трогательные моменты из истории каждой семьи".

На экране появляется презентация, созданная из семейных фотографий всех участников праздника, сопровождается песней о семье.

Праздник любви, семьи и верности в детском саду - очень ответственное событие, впрочем, как и другие праздники. Воспитывать любовь к семье нужно не только у детей, но и у их родителей. Чем чаще будут проходить подобного рода мероприятия, тем скорее в наших семьях будет мир и гармония.

Что-то меня с самого начала смущало в этом названии. И слова хорошие, правильные, нужные, и намерения учредителей, несомненно, благие… а что-то не то. Наверное, дело в последовательности. Ритмичности была принесена в жертву логичность.

Примерно то же (в логическом плане), что сказать: «месячник ГИБДД, бескорыстия и скоростного режима». В данном случае ГИБДД – институт, учрежденный для обеспечения безопасности дорожного движения, а бескорыстие и скоростной режим – наугад выхваченные добродетели (и тем более ценные, чем они редко встречаются) инспекторов и опекаемых ими водителей транспортных средств, необходимые для эффективной деятельности не к ночи будь помянутой службы.

Точно так же, как семья – общественный институт, а любовь и верность – добродетели (далеко не единственные, можно было бы с не меньшим основанием упомянуть и о целомудрии, кротости, терпении и др.), без которых этот институт не эффективен. Понятия хотя и взаимосвязанные (кто ж спорит?), но неоднородные, а потому их перечисление через запятую вызывает у меня, старого «шкраба», желание взять ручку и что-то подправить. Ну, что ж поделаешь… издержки педстажа.

Впрочем, не только в неоднородности дело. Последовательность членов перечисления тоже не должна быть случайной.

Например, апостол Павел, перечисляя три главные добродетели – веру, надежду и любовь (1 Кор. 13; 13) – идеально логичен: вера просвещает ум, через нее познается истина; надежда рождается от веры и сосредоточена в благах, о которых сказано: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2; 9); а любовь – плод жизни по вере и в надежде, она «зачинается» в как бы формируемой ими среде, питается ими (это касается не только духовной, но и естественной любви, для которой доверие – первое условие выживания, любовь стремится верить и до конца надеется… даже и после конца).

Любовь – то, ради чего нужны вера и надежда, которые упразднятся в день будущего века, а любовь пребудет в вечности.

Однако нелогичность формальная – это зачастую симптоматичная «оговорка по Фрейду». Данный случай – не исключение. В перечислении «семья, любовь и верность» представлены две неоднородные понятийные категории – социальная («семья») и нравственная («любовь» и «верность»).

На первом плане – семья. Оно и понятно: государственное благополучие напрямую зависит от стабильности общества, основой которого является институт семьи. Защита и укрепление семьи как общественного института (а в наше время, к сожалению, более актуально говорить не столько об укреплении, сколько именно о защите) – политическая задача, значимость которой трудно переоценить.

Это как раз тот случай, когда инстинкт самосохранения побуждает «поворачиваться лицом» к традиционным ценностям (нечто похожее наблюдалось, когда началась эпидемия : социальные опросы показали, что супружеская верность возросла в цене).

На втором плане – нравственные добродетели, которые обеспечивают нерушимость брачного союза: любовь и верность. Симптоматично, в данном случае, подчиненное положение этих ценностей, как средств обеспечения жизнедеятельности «ячейки общества». Как бы подспудно проводится мысль о подчиненности всех ценностей государственным интересам: «Жила бы страна родная, – и нету других забот…».

Причем страна – это не народ, не коллективная личность, не духовно-нравственные приоритеты общества, а именно держава: геополитическое единство, организуемое государственной машиной, исходя из чего та машина лучше, которая обеспечивает этому геополитическому субъекту максимальное могущество, безопасность от внешнего врага, экономическую стабильность (не каждому в отдельности, а вообще: «средняя температура по больнице»). Любой ценой.

Если ради могущества державы (как нам это преподносится) надо поступиться нравственными ценностями, мы относимся к этому с пониманием («а при чем тут совесть и политика?», «благо страны превыше всего», «лес рубят – щепки летят» и т.п.). Если, наоборот, ради той же цели требуется опереться на нравственное начало, мы с таким пафосом начинаем рассуждать о прописных истинах, словно они и не средства вовсе для политической цели, а смысл всей нашей жизни.

Мы к ним апеллируем вовсе не в надежде укрепить свое земное благополучие, а наоборот, что вы?!.. – это мы под предлогом государственного строительства и достижения общественной стабильности (понятия общие, объединяющие всех граждан, независимо от религиозной принадлежности), провозглашаем и насаждаем высшие христианские ценности! Под предлогом, а не во имя!

Свежо, как говорится, предание…

Любовь и верность воспитываются в семье, это так. Но что под ними понимается? Всегда ли они понимаются как находящиеся в органичной связке, или верность – протез любви, а любовь – гарант единства семьи в случае неверности второй половины? И обе эти добродетели важны именно как обеспечивающие социальную стабильность «ячейки» (что бы внутри нее ни происходило)?

Что-то в этом есть фальшивое, лицемерное. Не в том смысле, что всепрощающая любовь достойна презрения или верность не имеет смысла, когда любовь прошла. А в том, что все это напоминает анекдот о том, как известного миллиардера спросили, верно ли говорят, что он разбогател, когда убедился, что деньги – это не главное, успех предприятия важнее?

«Не совсем так, – ответил „владелец заводов, газет, пароходов“. – Кардинальные изменения произошли после того, как мне удалось убедить в этом моих работников».

Людям говорят о возвышенном, стимулируют их нравственное чувство, апеллируя к великим и непреходящим ценностям, изображая распирающее изнутри волнение и священный трепет, всхлипывая и сморкаясь или, наоборот, гневно сверкая очами, изображая негодование (это уже в зависимости от «политического момента» и конкретной темы), а при этом думают-то о другом… Вот что противно-то.

И противно не только потому, что лицемерие – оно, ведь, само по себе отвратительно, но и потому, что, при таком отношении, КПД государственной поддержки нравственного возрождения общества – минимальный.

Любовь и верность… Две неразрывно связанные между собой добродетели. Два чувства, двуединый подвиг. На самом деле, нет любви без верности, и нет верности без любви. Можно сколько угодно в ответ привести примеров из семейной жизни, когда любят и при этом , но все же любят, а потому всегда возвращаются, или когда не любят, и не любили никогда, но даже в мыслях не позволяли себе изменить второй половине.

Таких примеров, и в самом деле, немало. Только не о том они все. В первом случае речь не о любви, а о чем-то с долей (быть может, большой) ее примеси, а во втором – не о верности вовсе, во всяком случае, не о верности второй половине, а, скорее, каким-то принципам.

Любовь располагает к верности, верность обусловлена любовью. Собственно, только любовь и может породить истинную верность. Невозможно быть верным тому, кого не любишь. Речь не о том, что, если чувство угасло, то и о верности не может быть речи. Любовь не исчерпывается влюбленностью.

Некоторые люди даже склонны чрезвычайно категорично разделять понятия любви и влюбленности, что также является крайностью, но если спадает первоначальный жар, и смерч, снесший крышу, скрывается за горизонтом, давая возможность заняться ремонтно-восстановительными работами, любовь может продолжить расти, если она и до того была, а вот, если это была влюбленность, да и только…

Тут очень много зависит от супружеской пары, обнаружившей, что они «маленько поторопились» с браком: решат ли они, что их свадьба была ошибкой и, вдохновленные мифом об андрогене, «разбегутся» в поисках «вторых половинок», или станут «просто жить»?

В первом случае все, казалось бы, ясно: «признались, что нет любви», врать не хотят, изменять – тоже, а потому освобождают друг друга от взаимных обязательств и – врассыпную!.. (Отдельный вопрос, так уж ли это решение безгрешно, и всё ли они учли, воображая, что не погрешают против верности?)

Во втором – все намного сложнее. Вариант формального сохранения брака, когда супруги оставляют за собой «право налево», мы не рассматриваем. Тут всё слишком просто: ни о какой верности речи быть не может, на нее, собственно, никто и не претендует. Интерес представляет ситуация, когда супруги, как говорится, «хранят супружескую верность».

Почему, «как говорится», и почему «хранят…» в кавычках? Потому, что не всякое воздержание от интимных связей на стороне – это уже автоматически верность. Не исчерпывается этим супружеская верность.

Верность супружескому долгу не может быть внешней, формальной. Верность вообще не может быть наружной, как и любая другая добродетель. Если человек, стиснув зубы, «исполняет супружеский долг» в рамках отдельно взятого брачного союза, это говорит не о супружеской верности, т.е. не о верности своей второй половине, и даже не о верности Богу, если брак венчанный, а о верности принципам, убеждениям, себе, наконец.

Это верность чему-то, что любишь, чем дорожишь в душе. Например, дорожишь самоуважением, но знаешь, что, если позволишь себе слабость, не сможешь себя уважать. Ну и… терпишь. Верность тут, конечно, есть. И достойная уважения, порой даже удивления, но это еще не супружеская верность, если она ограничивается «нехождением налево». Потому что верен человек может быть лишь тому, что/кого любит.

В данном случае – своим принципам, долгу, идеалам, себе, как носителю всего этого багажа «Супер-Эго». А супружеская верность на то и супружеская, что предполагает любовь между супругами, между теми, кто сопряжен едиными узами и сообща тянет один воз.

Верность целомудренна в широком смысле этого слова, то есть не только в плане воздержания от поползновений по ту сторону супружеского непорочного ложа. Целомудрие предполагает здравое видение реальности, целостную картину мира, систему ценностей, соответствующую замыслу Божию, и вытекающие отсюда мысли, решения и поступки.

Целомудрие по своей сути не может быть безбожным. То есть, целомудрие не только не отрицает Бога, но оно необходимо теоцентрично. А теоцентричность, в свою очередь, структурирует всю иерархию ценностей, формирующую духовный, этический и эстетический вкус. А поскольку любовь (не абы какая, а та самая триединая любовь к Богу, себе и ближнему) – высшая добродетель, то целомудрие без любви – не целомудрие, а просто самоограничение.

Казалось бы, о чем речь? Ведь мы рассматриваем ситуацию, когда влюбленность испарилась, а любви, как выяснилось, и не было (ну, или она пыталась окопаться в душе, но спасовала, звякнув о плитняк эгоизма). А о том речь, что супружеская верность коренится в целомудрии, которое зрит Бога, а «Бог есть любовь» (1 Ин. 4; 8).

Целомудрие, как любая добродетель, развивается, а не возникает вдруг. Поэтому и о боговидении мы говорим, понимая не только тот дар, которого сподобились избранные, но и основание, которое каждый призван положить в сердце своем самим стремлением к чистоте сердечной. А Господь, как известно, «и намерения целует».

Нет верности без целомудрия, нет целомудрия без любви – той самой, «не абы какой», без которой любая другая любовь беззащитна от примесей вражьих. Не «абы какой», а свободной, то есть, зависящей от нашего произволения, потому и заповеданной. Полюбить любовью стихийной невозможно «по заказу». Стихийно в нас возникают и эротическая любовь (не путать с мимолетной влюбленностью, тем более с похотью), и дружеская, и так же стихийно, в силу кровных уз, действует родовая любовь.

А вот любовь к Богу, а так же к себе и ближнему как носителям Его образа – эта любовь заповедуется, потому что быть ей или не быть зависит от того, хотим ли мы этого и насколько; готовы ли мы не только принять дар ее семени в свою душу, но собираемся ли трудиться над возделыванием того, что из него прозябнет?

Если человек, на какой-то стадии семейной жизни не обнаружив к своей второй половине ни былой влюбленности, ни любви-эроса, поступится своим эгоизмом, отведет очи ясные от себя-любимого и вспомнит, что вот это существо, разочаровавшее его, обманувшее его ожидания – тот самый ближний, которого любить заповедует Господь, и попытается искренне эту заповедь исполнить, тогда (и только тогда) в отношении него можно будет говорить и о целомудрии, и о верности.

Даже если эти добродетели будут прихрамывать, но они все же будут в нем, в отличие от тех, кто и не касался ни верности, ни целомудрия (хотя бы и проявил железную выдержку), потому что не усиливался любить во Христе.

Любовь и верность – высочайшие добродетели. Они не могут рассматриваться как средства даже для таких высоких ценностей как семейные, потому что семья значима в здешней, преходящей жизни, тогда как нравственные ценности формируют бессмертную душу.

Не любовь и верность – средства поддержания благополучия института семьи, а через это и всего общества в целом, и государства, но наоборот: семья должна служить средством, воспитательной средой для формирования этих добродетелей, которые, естественно, в свою очередь, благотворно отразятся на состоянии как той конкретной семьи, в которой они взращиваются, так и на институте семьи в целом.

Только в таком порядке и никак иначе следует расставлять приоритеты. В противном случае получим ересь саддукейскую постсоветского разлива.

Какие бы чувства и настроения овладели вами, если бы вы услышали такую статистику: в России из каждых 10 пешеходов, переходящих дорогу, 6 человек погибают в результате ДТП? Причем, если бы это был не частный случай и не результат катастрофы, а регулярно свершающееся явление, предсказуемое и статистически обозначенное. Думается, мы пришли бы в крайнее смущение и возмущение: как уберечь своих детей и внуков, как самим не оказаться в качестве пострадавших и почему ничего не делается со стороны властей?

К счастью, ситуация на автодорогах не настолько опасная. Если бы это было так, как мы представили, то потери человеческих жизней превысили бы потери в самой кровопролитной войне. Но есть другая, не менее печальная статистика, которая, к сожалению, не вызывает у нас ужаса и возмущения: на миллион браков, заключенных в нашей стране, приходится от 600 до 800 тысяч разводов. Мы не раз слышали эту статистику, равно как и ту, что население России ежегодно уменьшается в среднем на 1 миллион человек, но большинство людей не задумывается об этом, как о глобальной проблеме. Те же, кто и обращает внимание на эти цифры, все равно не проявляет какой-либо общественной активности. И мы продолжаем жить: теплым субботним днем встречаясь в городе со свадебными кортежами, радуемся о новобрачных, как о новой семье, совершенно не думая, что 6 из 10 свадебных пар – фантомы, которые лопнут как мыльные пузыри через пару лет.

8 июля наша страна отмечает новый праздник, учрежденный Госдумой в 2008 году – день семьи, любви и верности. Напомним, что 2008 год был объявлен годом семьи. Дата 8 июля взята из православного календаря: в этот день церковь вспоминает житие святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака. Цель этого праздника – обратить внимание на семью и на те качества, которыми она должна обладать. В свете этой даты хотелось бы задать вопрос: что является причиной такой беспрецедентной разрухи в области семьи, которую мы наблюдаем сегодня? Что такое семья?

Прежде чем говорить о причинах семейных проблем, давайте зададим вопрос: а что же такое семья? Правильно ли мы понимаем этот термин, говорим ли мы об одном и том же, когда используем его? Какими существенными признаками обладает понятие «семья»?

Первое, что приходит в голову как определение семьи – цитата из советского кинофильма «Афоня», озвученное Колей-штукатуром: «Семья – ячейка общества, основа государства». Идею семьи, как основы общественных отношений, проповедовал еще Аристотель. Ни для кого не секрет, что крепкие семьи – залог крепости государства.

Семья – добровольный союз двух людей, готовых идти вместе по жизни, переносить вместе все радости и печали, верных друг другу до смерти. Подобная концепция семьи была самой собою разумеющимся в прошедшие века, никто не подвергал сомнению ее истинность. Иметь семью было совершенно естественным положением дел. Еще несколько десятилетий назад общественные деятели в СССР оценивались по наличию семьи, развод был для них дискредитирующим обстоятельством. Крепость семьи была обусловлена не только взаимной любовью и очарованием супругов, но и следованием долгу, и обещаниям, данным в присутствии третьей стороны: либо священнослужителя, как представителя Бога, либо работника ЗАГСа, как представителя законной власти государства. Вступая в брак, стороны отчетливо понимали безвозвратность процесса; понимали, что становясь супругами, они переходят в иное качество, отличающее их от того состояния, в котором они находились пока были порознь. Да и само слово «супруги», так редко используемое сегодня, этимологически можно возвести к слову «упруга», «упряжь»: т.е. существа, находящиеся в одной упряжи, связанные одной ролью и задачей.

В послевоенные годы создание семьи было не просто делом личным, но и общественно значимым. Каждая вновь созданная семья была укреплением истерзанного народа, вклад в будущее развитие страны. Семьи, созданные в послевоенный период, были семьями людей, прошедших испытание, понимавших истинные ценности жизни. Это были семьи надежды – надежды на светлое будущее. Люди были готовы к испытаниям, готовы были жертвовать личным комфортом ради жизни кого-то. Потому после войны сотни тысяч сирот были усыновлены семьями соседей и родственников.

Всем известно, что идеализация прошлого – признак старения и бессилия, но, тем не менее, упрямая статистика свидетельствует о настоящем положении дел, как о катастрофическом. Вот данные Госкомстата, отражающие динамику роста разводов и регистрации браков за последние 60 лет в нашей стране (www.gks.ru).

Годы

Тысяч разводов

На 1000 человек населения

1950

49,4

1960

184,4

1970

396,6

1980

580,7

1990

559,9

1995

665,9

2000

627,7

2001

763,5

2002

853,6

2003

798,8

2004

635,8

2005

604,9

2006

640,8

2007

685,9

2008

703,4

2009

699,4

Годы

Тысяч зарегистрированных браков

На 1000 человек населения

1950

1223

1960

1499,6

12,5

1970

1319,2

10,1

1980

1464,6

10,6

1990

1319,9

1995

1075,2

2000

897,3

2001

1001,6

2002

1019,8

2003

1091,8

2004

979,7

2005

1066,4

2006

1113,6

2007

1262,5

2008

1179

2009

1199,4

Интерес представляют последние строчки таблиц. Можно пронаблюдать простое отношение: на 1199, 4 заключенных браков в 2009 году приходится 699,4 развода. Эти цифры впечатляют, равно, как и впечатляет динамика роста разводов за последние два десятилетия. В чем же причина этого обстоятельства? Почему семьи так безжалостно разрушаются? Давайте зададим традиционный русский вопрос: «Кто виноват»?

Враги крепкой семьи

Когда речь идет о причине развода, многие могут назвать главной проблемой разрушения семьи неспособность мужа обеспечить своих родных материальными благами: это и наличие плохих жилищных условий и низкая заработная плата. Нельзя отрицать, что эта причина имеет место быть. Но выдвигать ее в качестве основной – неверно. Взгляните еще раз на таблицы: в послевоенные 50-е годы браков заключалось больше чем сегодня, а разводов было почти в 10 раз меньше. Эти годы нельзя назвать золотым временем в отношении материальной обеспеченности. Подобные рассуждения дают основание считать, что есть другие, более существенные причины разрушения браков. Давайте рассмотрим лишь некоторые факторы, влияющие на отношения супругов.

Враг № 1. Неправильные представления о семье у молодоженов

Главный враг семейного очага – неверное представление о семье у молодоженов. Ни для кого не секрет, что для того, чтобы изготовить какую-либо вещь (деталь автомобиля, например), необходимо знать, как она будет эксплуатироваться, и каково ее прямое предназначение. Без четких представлений невозможно приступить к изготовлению, в противном случае можно произвести брак (в смысле «забраковать деталь»). К сожалению, большинство вступающих в брак, не имеют четкого понимания, что же это за явление. Вследствие этого, «изготовленный» ими образец, не является семьей в том или ином отношении. Чем же является брак? Что же нужно иметь молодоженам в качестве чертежа, приступая к изготовлению собственной семьи? Вот некоторые заявления о том, чем брак НЕ является.
  • Брак не является местом, где партнер решит все мои личные проблемы.
  • Брак не является местом, где влюбленность будет длиться вечно, а для сохранения отношений не нужно применять усилий.
  • Брак не является временным, испытательным сроком наших отношений, которые можно с легкостью разорвать при необходимости.
  • Брак не является продолжением отношений в семье моих родителей, которые имеют право корректировать его так, как считают правильным.
  • Брак – это не то, что нужно исполнять только потому, что «все порядочные люди женятся».
  • Брак не является буфером, останавливающим мой беспорядочный образ жизни и преображающий меня в примерного семьянина (некоторые женятся чтобы «остепениться»).
  • Брак не является продолжением внебрачных отношений, в которых родились дети и ради которых нужно зарегистрировать свой союз. Это далеко не полный перечень утверждений о том, чем не должен быть брак. Если в семье кто-то из супругов считает, что какие-либо из вышеперечисленных постулатов неверны и решает действовать прямо противоположно, безопасность таких брачных отношений будет находиться под угрозой.

Враг № 2. Моральная незрелость вступающих в брак

Статистика показывает, что множество молодых семей расторгают брачные отношения в течение первых пяти лет жизни. Причины этого сводятся к моральной незрелости партнеров. Причем, это не всегда обусловлено возрастными границами: незрелыми могут быть и великовозрастные молодожены.

Зрелость – способность человека, адекватно оценивать жизнь, принимать правильные решения, действовать и нести ответственность за сделанное. Духовная зрелость имеет непосредственное отношение к вопросу: во имя чего я должен поступать таким образом? Во имя чего муж должен:

  • Не изменять жене.
  • Вести трезвый образ жизни.
  • Прилагать все старания к разрешению конфликтных ситуаций в семье.
  • Тратить время на общение с женой и детьми.
  • Нести бремя ответственности за семью и т.п.?
От того, задают ли партнеры себе подобные вопросы и на какие основания они ссылаются при ответе, и будет зависеть уровень моей зрелости: готов ли я остаться вместе с женой в случае ее затяжной болезни, или побегу создавать новую семью?

Враг № 3. Ложные причины, побуждающие к вступлению в брак

В ходе рассуждений об опасностях, подстерегающих семью, приведем несколько ложных причин, из-за которых люди вступают в брак.
  • Решить проблему одиночества
  • Родить ребенка
  • Исполнить волю родителей
  • Насолить бывшему партнеру
  • Поправить финансово-материальное положение
  • Просто потому, это здорово: свадьба – это ведь так весело
  • Чтобы было как у всех
  • Потому что так сложились обстоятельства, и т.д.

Враг № 4. Высокий уровень агрессии массовой культуры по отношению к традиционным брачным отношениям

Массовая культура, проповедуемая СМИ, не нацелена на сохранение семейных отношений. Полистайте популярную прессу, вы увидите, что сегодня почти никто не заботится о популяризации традиционных семейных отношений. Напротив, их высмеивают, опошляют, пытаются продемонстрировать их «примитивизм». А в качестве оправдания рассказывают небылицы о том, что трудные жилищные и финансовые обстоятельства – это корень всех семейных неразрешимых проблем, приводящих к расторжению браков. Гомосексуализм, свободная любовь, гражданские браки и многие другие пороки современности имеют своей целью ослабить и разрушить семью. Популяризация свободного секса лежит в основе того, что партнеры восходят на супружеское ложе обесчещенными (друг другом и предшествующими партнерами), что, безусловно, сказывается на качестве их отношений в будущем. Как создать крепкую семью?

Итак, мы вновь возвращаемся к вопросу, поставленному в начале статьи: что же такое семья? Вот какое определение хочется привести. Семья – это союз мужчины и женщины, основанный на осознании соответствия друг другу и на твердом решении продолжать брачные отношения в течение всей жизни. Вот простая схема:

  • Любить
  • Осознать необходимость друг в друге
  • Принять твердое решение быть вместе всегда
Перед заключением брачных отношений, либо в размышлениях о своем браке, задайте себе следующие вопросы:
  • Почему я хочу быть с этим человеком?
  • Готов(а) ли я быть с ним (ней) всю свою жизнь?
  • Во имя чего я готов(а) хранить верность ему (ей) всю жизнь?
Пусть праздник семьи, любви и верности подарит вам понимание крепости и нерушимости вашего брака! Пусть в мире, в котором тесно от семейных развалин, ваша семья будет уютным домом, радующим вас и окружающих!

Православная церковь 8 июля отмечает день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских — покровителей семейного благополучия, взаимоуважения и искренней любви. Их брак многие века является образцом христианского супружества.

Их история напоминает добрую сказку о любви - большой и чистой. Они служат примером для всех влюбленных, ведь жили в горе и радости, богатстве и бедности, и их никто не смог разлучить, даже смерть.

История большой любви

Согласно житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить.

И тогда князю приснился вещий сон, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Девушка с детских лет изучала травы и обладала даром целительства, и даже дикие звери слушались ее и не смели проявлять агрессию.

Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.

Когда Петр унаследовал княжество после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания и потребовали, чтобы князь бросил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

В изгнании молодая мудрая княгиня всячески поддерживала опечалившегося супруга. Когда в доме были трудности с едой и деньгами, она всегда находила чудесный выход. Петр по-прежнему боготворил свою супругу и ни разу не упрекнул в том, что ради нее ему пришлось отречься от княжества и жить в лишениях.

Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, добиваясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.

Святые

В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Предание гласит, что они действительно отошли в мир иной в один день — это случилось 8 июля 1228 года по новому стилю. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи похоронили святых супругов вместе в городе Муроме в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Примерно через 300 лет после смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме.

День семьи, любви и верности

Память о чудесах и подвигах этих святых передавалась из поколения в поколение. Православный праздник отмечают во многих странах мира, но главные торжества проходят в Муроме.

Жители Мурома, где всегда почитали святых супругов, решили объединить День города с православным праздником. Так с 2008 года зародился новый российский праздник, воспевающий любовь и преданность.

Символом праздника чистой и бескорыстной любви стала ромашка — цветок, который пользуется особой популярностью у всех влюбленных. Позже у Дня семьи появилась собственная медаль, на одной из сторон которых изображена ромашка, а на другой — лики Петра и Февронии.

Медаль традиционно вручается семейным парам, в которых царят любовь и взаимопонимание.

Восьмое июля в России стало аналогом Дня всех влюбленных, который католики справляют 14 февраля. День Петра и Февронии празднуется как день влюбленных.

Традиции и приметы

С праздником дня Петра и Февронии связано много обычаев и примет.

По традиции, люди идут в церковь молиться о любви, семейном счастье, сохранении брака и благополучии. Они просят заступничества у святых, если взаимоотношения между супругами испортились и осталась надежда только на божественную помощь.

У иконы святых Петра и Февронии можно молиться о семейном счастье, о рождении детей, о здоровье близких и даже о том, чтобы удачно выйти замуж. Многие верующие признавали тот факт, что после обращений и просьб к этим святым, их семейная жизнь налаживалась.

В этот день в старину по обычаям молодые праздновали помолвку. На Руси такая церемония являлась аналогом современного брачного договора. Пары обменивались кольцами и давали друг другу клятву верности в присутствии родителей и приглашенных. С этого момента они получали статус жениха и невесты.

Продолжительность такого соглашения имела срок примерно от трех до шести месяцев, по истечению которого принималось окончательное решение.

В день Петра и Февронии можно было узнать погоду на последующие 40 дней. Считается, если 8 июля ясно, значит, и все 40 дней будет стоять ясная и теплая погода.

В день семьи, любви и верности проводят также различные гадания и обряды, связанные с семьей, замужеством, свадьбой, рождением детей, установлением мира в семье и сохранением любви между супругами.

Материал подготовлен на основе открытых источников

История любви Петра и Февронии. День семьи, любви и верности. День влюбленных

8 июля православные христиане отмечают "День влюбленных". В роли покровителей любви и верности Русская Православная Церковь почитает святых Петра и Февронию. Покровительствуют новобрачным и особенно молодым семьям православные святые Петр и Феврония. Романтическая история любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Согласно "Повести", супруги княжили на Муроме в конце 12 - начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.


Сказание о Петре и Февронии рассказывает о том, что в Муроме жил князь Павел со своей женой, к которой начал прилетать змей-оборотень. Княгиня узнала, что змею суждено умереть от руки младшего брата князя - Петра. Петр убивает его мечом, но кровь дракона, брызнувшая на него, вызывает тяжелую болезнь - руки и лицо князя покрываются язвами.

Петр велел везти себя в Рязанскую землю, славящуюся лекарями. Там, зайдя в одну горницу, он увидел девицу - сидит она за ткацким станком, а перед ней прыгает заяц. Феврония поразила князя Петра своей мудростью, разгадывая самые трудные загадки. Она же соглашается излечить князя при условии, что он возьмет ее в жены.

Измученный князь согласен на все. Однако, вылечившись, князь отказывается выполнить свое обещание, после чего опять покрывается язвами. Феврония помогла ему еще раз и стала княгиней. Постепенно князь понимает, что Феврония - его единственная любовь.

И когда муромские бояре потребовали от князя бросить простую деревенскую девицу или отказаться от княжества, он, не задумываясь, уезжает со своей любимой женой в далекую деревню. Однако возникшие между боярами несогласия и распри вынуждают их просить Петра и Февронию возвратиться домой. Сила любви Петра и Февронии победила коварство и ненависть.

Удивительна история смерти этой супружеской пары: умирая, князь Петр посылает к жене сказать, чтобы она была готова умереть вместе с ним. Феврония, занятая вышивкой, втыкает иглу в работу, аккуратно складывает ее, ложится и умирает вместе со своим мужем... Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом.

Петр и Феврония умерли в один и тот же час. Примерно через 300 лет после кончины, в 16 веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Православный "День влюбленных" отмечается не столь романтично, как это делают католики 14 февраля в день святого Валентина. В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах.

Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквях. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди возрастом постарше просят о семейном согласии.

Молитва благоверному князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским чудотворцам

В России до 1917 года праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих в русской культуре супружескую любовь и верность и издревле считавшихся на Руси покровителями семьи и брака, отмечался очень широко. В этот день было принято посещать храмы, где молодые люди в своих молитвах просили о любви, а люди постарше - о семейном согласии. День Петра и Февронии считался счастливым для заключения брака.

Более пяти столетий в России живёт легенда о Петре и Февронии, история о необоримой любви, она признана русской православной церковью как пример преданного супружества, а сами супруги были причислены к лику святых. Особенно их почитают 8 июля, когда, как говорится в повести, они оба скончались в тот же самый день и час (по летописям - в апреле 1228 года). Рака с мощами супружеской четы хранится под сводами Троицкого собора города Мурома, что лежит на реке Оке, километрах в трёхстах на юго-восток от Москвы.

О Петре и Февронии муромских
А. М. Ремизов (1877-1957)

В начале 13 века в городе Муроме правил благоверный князь Павел. Он был добрым и справедливым правителем, но случилась в его семье одна беда: дьявольский змей стал по ночам летать к его жене и склонять её к бесчестию, и у неё не было сил противостоять ему. Змей имел обыкновение принимать облик Павла. Это повторялось много раз, и однажды жена рассказала обо всём своему супругу. Князь стал искать способ, как ему справиться со змеем, но ничего не мог придумать. Тогда он сказал жене, чтобы она подольстилась к змею и выпытала у него, от чего тот может умереть. Когда змей прилетел к ней снова, она постаралась сделать так, чтобы он открыл ей свою тайну. Он сказал: "Смерть моя - от Петрова плеча, Агрикова меча" (Агрик - богатырь из древнерусского эпоса). Жена передала эти слова своему мужу, и он стал раздумывать, что бы это значило. Павел решил открыться своему младшему брату Петру и рассказал ему о словах змея. Однажды, когда Пётр в одиночестве молился в церкви, ему явился отрок и показал место в алтарной стене, где хранился Агриков меч. Пётр взял этот меч и вскоре убил змея, но на него попала змеиная ядовитая кровь, от чего он весь покрылся струпьями.

Победив самого змея, Пётр не мог победить причинённую им болезнь, и никто не мог исцелить его. (Возможно, в реальности князь заболел чем-то вроде проказы). И вот один юноша сказал ему, что в селе Ласково, что недалеко от Рязани находится, живёт мудрая дева, которая умеет лечить всякие трудные болезни. Пётр вместе с приближёнными из последних сил отправился в Ласково. Дева, которую звали Февронией, согласилась вылечить князя, но поставила такое условие, что лечение будет иметь силу, если князь женится на ней. (Она сразу поняла будущее: только с нею князь будет здоров и телом и душой). Князь согласился, и дева приготовила мазь, сказав, чтобы князь намазал ею всё своё тело, кроме одного струпа. Наутро князь поправился, обрадовался и засобирался в обратный путь, не придав значения своему обещанию, данному простой девушке, дочери бортника (сборщика мёда). Подарки его она не приняла. Пётр вернулся в Муром, но вскоре почувствовал, что болезнь возвращается к нему. Пришлось ему снова отправиться в Ласково, на поклон к Февронии, и она опять вылечила его, а он с ней обвенчался.