Не все то, что приходит к нам из Европы, несет в себе пользу. Европейский образ жизни, стремление быть похожими на «них», привели к тому, что институт семьи в последние 30 лет утратил свое первоначальное значение для многих молодых людей. На первое место вышла карьера, материальная обеспеченность и нежелание брать на себя ответственность за других людей.
Все начинается с семьи
Вариант праздничного сценария
Ведущий: "Бабушки и мамы, братья, сестры и папы, дедушки, дяди и тети! Добрый день! Как же замечательно вместе провести День любви, семьи и верности! И наш праздничный концерт начинают самые маленькие!"
Выходят дети и поют песню о семье
В: "Дорогие взрослые, для каждого из вас в слове «семья» есть свой смысл, давайте послушаем, что о семье говорят ваши малыши!"
На экране нарезка видео с высказываниями детей о семье.
В: "У каждого праздника обязательно должен быть свой знак, символ. Есть он и у нашего, семейного торжества".
Выходит девочка в костюме ромашки и рассказывает стихи:
"Белая ромашка - солнце в серединке,
По краям белеют лепесточки-льдинки.
Я сорву ромашку, сяду, погадаю,
Что меня он любит, теперь точно знаю!
(раздает всем гостям ромашки)"
Р: "Пусть у каждого из вас теперь живет маленькое солнышко и согревает вашу семью!"
В: "Утро всегда доброе, когда в доме пахнет выпечкой, когда за большим столом собираются все самые родные! А чтобы застолье было вкусным, давайте попросим у бабушки наши любимые оладушки!"
Выходят дети и поют песню «Бабушка, испеки оладушки»
В: "В семье всегда принято помогать. И поскольку мы - это тоже большая семья, давайте посмотрим, как ребята умеют помогать друг другу".
Конкурс на лучшее повязывание галстука мальчикам и на лучшую прическу для девочек.
В: "А теперь наши ребята расскажут, как сильно они любят своих пап и мам".
Выходят дети и читают стихи про родителей.
В: "И в завершение нашего праздника давайте вспомним самые трогательные моменты из истории каждой семьи".
На экране появляется презентация, созданная из семейных фотографий всех участников праздника, сопровождается песней о семье.
Праздник любви, семьи и верности в детском саду - очень ответственное событие, впрочем, как и другие праздники. Воспитывать любовь к семье нужно не только у детей, но и у их родителей. Чем чаще будут проходить подобного рода мероприятия, тем скорее в наших семьях будет мир и гармония.
Что-то меня с самого начала смущало в этом названии. И слова хорошие, правильные, нужные, и намерения учредителей, несомненно, благие… а что-то не то. Наверное, дело в последовательности. Ритмичности была принесена в жертву логичность.
Примерно то же (в логическом плане), что сказать: «месячник ГИБДД, бескорыстия и скоростного режима». В данном случае ГИБДД – институт, учрежденный для обеспечения безопасности дорожного движения, а бескорыстие и скоростной режим – наугад выхваченные добродетели (и тем более ценные, чем они редко встречаются) инспекторов и опекаемых ими водителей транспортных средств, необходимые для эффективной деятельности не к ночи будь помянутой службы.
Точно так же, как семья – общественный институт, а любовь и верность – добродетели (далеко не единственные, можно было бы с не меньшим основанием упомянуть и о целомудрии, кротости, терпении и др.), без которых этот институт не эффективен. Понятия хотя и взаимосвязанные (кто ж спорит?), но неоднородные, а потому их перечисление через запятую вызывает у меня, старого «шкраба», желание взять ручку и что-то подправить. Ну, что ж поделаешь… издержки педстажа.
Впрочем, не только в неоднородности дело. Последовательность членов перечисления тоже не должна быть случайной.
Например, апостол Павел, перечисляя три главные добродетели – веру, надежду и любовь (1 Кор. 13; 13) – идеально логичен: вера просвещает ум, через нее познается истина; надежда рождается от веры и сосредоточена в благах, о которых сказано: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2; 9); а любовь – плод жизни по вере и в надежде, она «зачинается» в как бы формируемой ими среде, питается ими (это касается не только духовной, но и естественной любви, для которой доверие – первое условие выживания, любовь стремится верить и до конца надеется… даже и после конца).
Любовь – то, ради чего нужны вера и надежда, которые упразднятся в день будущего века, а любовь пребудет в вечности.
Однако нелогичность формальная – это зачастую симптоматичная «оговорка по Фрейду». Данный случай – не исключение. В перечислении «семья, любовь и верность» представлены две неоднородные понятийные категории – социальная («семья») и нравственная («любовь» и «верность»).
На первом плане – семья. Оно и понятно: государственное благополучие напрямую зависит от стабильности общества, основой которого является институт семьи. Защита и укрепление семьи как общественного института (а в наше время, к сожалению, более актуально говорить не столько об укреплении, сколько именно о защите) – политическая задача, значимость которой трудно переоценить.
Это как раз тот случай, когда инстинкт самосохранения побуждает «поворачиваться лицом» к традиционным ценностям (нечто похожее наблюдалось, когда началась эпидемия : социальные опросы показали, что супружеская верность возросла в цене).
На втором плане – нравственные добродетели, которые обеспечивают нерушимость брачного союза: любовь и верность. Симптоматично, в данном случае, подчиненное положение этих ценностей, как средств обеспечения жизнедеятельности «ячейки общества». Как бы подспудно проводится мысль о подчиненности всех ценностей государственным интересам: «Жила бы страна родная, – и нету других забот…».
Причем страна – это не народ, не коллективная личность, не духовно-нравственные приоритеты общества, а именно держава: геополитическое единство, организуемое государственной машиной, исходя из чего та машина лучше, которая обеспечивает этому геополитическому субъекту максимальное могущество, безопасность от внешнего врага, экономическую стабильность (не каждому в отдельности, а вообще: «средняя температура по больнице»). Любой ценой.
Если ради могущества державы (как нам это преподносится) надо поступиться нравственными ценностями, мы относимся к этому с пониманием («а при чем тут совесть и политика?», «благо страны превыше всего», «лес рубят – щепки летят» и т.п.). Если, наоборот, ради той же цели требуется опереться на нравственное начало, мы с таким пафосом начинаем рассуждать о прописных истинах, словно они и не средства вовсе для политической цели, а смысл всей нашей жизни.
Мы к ним апеллируем вовсе не в надежде укрепить свое земное благополучие, а наоборот, что вы?!.. – это мы под предлогом государственного строительства и достижения общественной стабильности (понятия общие, объединяющие всех граждан, независимо от религиозной принадлежности), провозглашаем и насаждаем высшие христианские ценности! Под предлогом, а не во имя!
Свежо, как говорится, предание…
Любовь и верность воспитываются в семье, это так. Но что под ними понимается? Всегда ли они понимаются как находящиеся в органичной связке, или верность – протез любви, а любовь – гарант единства семьи в случае неверности второй половины? И обе эти добродетели важны именно как обеспечивающие социальную стабильность «ячейки» (что бы внутри нее ни происходило)?
Что-то в этом есть фальшивое, лицемерное. Не в том смысле, что всепрощающая любовь достойна презрения или верность не имеет смысла, когда любовь прошла. А в том, что все это напоминает анекдот о том, как известного миллиардера спросили, верно ли говорят, что он разбогател, когда убедился, что деньги – это не главное, успех предприятия важнее?
«Не совсем так, – ответил „владелец заводов, газет, пароходов“. – Кардинальные изменения произошли после того, как мне удалось убедить в этом моих работников».
Людям говорят о возвышенном, стимулируют их нравственное чувство, апеллируя к великим и непреходящим ценностям, изображая распирающее изнутри волнение и священный трепет, всхлипывая и сморкаясь или, наоборот, гневно сверкая очами, изображая негодование (это уже в зависимости от «политического момента» и конкретной темы), а при этом думают-то о другом… Вот что противно-то.
И противно не только потому, что лицемерие – оно, ведь, само по себе отвратительно, но и потому, что, при таком отношении, КПД государственной поддержки нравственного возрождения общества – минимальный.
Любовь и верность… Две неразрывно связанные между собой добродетели. Два чувства, двуединый подвиг. На самом деле, нет любви без верности, и нет верности без любви. Можно сколько угодно в ответ привести примеров из семейной жизни, когда любят и при этом , но все же любят, а потому всегда возвращаются, или когда не любят, и не любили никогда, но даже в мыслях не позволяли себе изменить второй половине.
Таких примеров, и в самом деле, немало. Только не о том они все. В первом случае речь не о любви, а о чем-то с долей (быть может, большой) ее примеси, а во втором – не о верности вовсе, во всяком случае, не о верности второй половине, а, скорее, каким-то принципам.
Любовь располагает к верности, верность обусловлена любовью. Собственно, только любовь и может породить истинную верность. Невозможно быть верным тому, кого не любишь. Речь не о том, что, если чувство угасло, то и о верности не может быть речи. Любовь не исчерпывается влюбленностью.
Некоторые люди даже склонны чрезвычайно категорично разделять понятия любви и влюбленности, что также является крайностью, но если спадает первоначальный жар, и смерч, снесший крышу, скрывается за горизонтом, давая возможность заняться ремонтно-восстановительными работами, любовь может продолжить расти, если она и до того была, а вот, если это была влюбленность, да и только…
Тут очень много зависит от супружеской пары, обнаружившей, что они «маленько поторопились» с браком: решат ли они, что их свадьба была ошибкой и, вдохновленные мифом об андрогене, «разбегутся» в поисках «вторых половинок», или станут «просто жить»?
В первом случае все, казалось бы, ясно: «признались, что нет любви», врать не хотят, изменять – тоже, а потому освобождают друг друга от взаимных обязательств и – врассыпную!.. (Отдельный вопрос, так уж ли это решение безгрешно, и всё ли они учли, воображая, что не погрешают против верности?)
Во втором – все намного сложнее. Вариант формального сохранения брака, когда супруги оставляют за собой «право налево», мы не рассматриваем. Тут всё слишком просто: ни о какой верности речи быть не может, на нее, собственно, никто и не претендует. Интерес представляет ситуация, когда супруги, как говорится, «хранят супружескую верность».
Почему, «как говорится», и почему «хранят…» в кавычках? Потому, что не всякое воздержание от интимных связей на стороне – это уже автоматически верность. Не исчерпывается этим супружеская верность.
Верность супружескому долгу не может быть внешней, формальной. Верность вообще не может быть наружной, как и любая другая добродетель. Если человек, стиснув зубы, «исполняет супружеский долг» в рамках отдельно взятого брачного союза, это говорит не о супружеской верности, т.е. не о верности своей второй половине, и даже не о верности Богу, если брак венчанный, а о верности принципам, убеждениям, себе, наконец.
Это верность чему-то, что любишь, чем дорожишь в душе. Например, дорожишь самоуважением, но знаешь, что, если позволишь себе слабость, не сможешь себя уважать. Ну и… терпишь. Верность тут, конечно, есть. И достойная уважения, порой даже удивления, но это еще не супружеская верность, если она ограничивается «нехождением налево». Потому что верен человек может быть лишь тому, что/кого любит.
В данном случае – своим принципам, долгу, идеалам, себе, как носителю всего этого багажа «Супер-Эго». А супружеская верность на то и супружеская, что предполагает любовь между супругами, между теми, кто сопряжен едиными узами и сообща тянет один воз.
Верность целомудренна в широком смысле этого слова, то есть не только в плане воздержания от поползновений по ту сторону супружеского непорочного ложа. Целомудрие предполагает здравое видение реальности, целостную картину мира, систему ценностей, соответствующую замыслу Божию, и вытекающие отсюда мысли, решения и поступки.
Целомудрие по своей сути не может быть безбожным. То есть, целомудрие не только не отрицает Бога, но оно необходимо теоцентрично. А теоцентричность, в свою очередь, структурирует всю иерархию ценностей, формирующую духовный, этический и эстетический вкус. А поскольку любовь (не абы какая, а та самая триединая любовь к Богу, себе и ближнему) – высшая добродетель, то целомудрие без любви – не целомудрие, а просто самоограничение.
Казалось бы, о чем речь? Ведь мы рассматриваем ситуацию, когда влюбленность испарилась, а любви, как выяснилось, и не было (ну, или она пыталась окопаться в душе, но спасовала, звякнув о плитняк эгоизма). А о том речь, что супружеская верность коренится в целомудрии, которое зрит Бога, а «Бог есть любовь» (1 Ин. 4; 8).
Целомудрие, как любая добродетель, развивается, а не возникает вдруг. Поэтому и о боговидении мы говорим, понимая не только тот дар, которого сподобились избранные, но и основание, которое каждый призван положить в сердце своем самим стремлением к чистоте сердечной. А Господь, как известно, «и намерения целует».
Нет верности без целомудрия, нет целомудрия без любви – той самой, «не абы какой», без которой любая другая любовь беззащитна от примесей вражьих. Не «абы какой», а свободной, то есть, зависящей от нашего произволения, потому и заповеданной. Полюбить любовью стихийной невозможно «по заказу». Стихийно в нас возникают и эротическая любовь (не путать с мимолетной влюбленностью, тем более с похотью), и дружеская, и так же стихийно, в силу кровных уз, действует родовая любовь.
А вот любовь к Богу, а так же к себе и ближнему как носителям Его образа – эта любовь заповедуется, потому что быть ей или не быть зависит от того, хотим ли мы этого и насколько; готовы ли мы не только принять дар ее семени в свою душу, но собираемся ли трудиться над возделыванием того, что из него прозябнет?
Если человек, на какой-то стадии семейной жизни не обнаружив к своей второй половине ни былой влюбленности, ни любви-эроса, поступится своим эгоизмом, отведет очи ясные от себя-любимого и вспомнит, что вот это существо, разочаровавшее его, обманувшее его ожидания – тот самый ближний, которого любить заповедует Господь, и попытается искренне эту заповедь исполнить, тогда (и только тогда) в отношении него можно будет говорить и о целомудрии, и о верности.
Даже если эти добродетели будут прихрамывать, но они все же будут в нем, в отличие от тех, кто и не касался ни верности, ни целомудрия (хотя бы и проявил железную выдержку), потому что не усиливался любить во Христе.
Любовь и верность – высочайшие добродетели. Они не могут рассматриваться как средства даже для таких высоких ценностей как семейные, потому что семья значима в здешней, преходящей жизни, тогда как нравственные ценности формируют бессмертную душу.
Не любовь и верность – средства поддержания благополучия института семьи, а через это и всего общества в целом, и государства, но наоборот: семья должна служить средством, воспитательной средой для формирования этих добродетелей, которые, естественно, в свою очередь, благотворно отразятся на состоянии как той конкретной семьи, в которой они взращиваются, так и на институте семьи в целом.
Только в таком порядке и никак иначе следует расставлять приоритеты. В противном случае получим ересь саддукейскую постсоветского разлива.
Какие бы чувства и настроения овладели вами, если бы вы услышали такую статистику: в России из каждых 10 пешеходов, переходящих дорогу, 6 человек погибают в результате ДТП? Причем, если бы это был не частный случай и не результат катастрофы, а регулярно свершающееся явление, предсказуемое и статистически обозначенное. Думается, мы пришли бы в крайнее смущение и возмущение: как уберечь своих детей и внуков, как самим не оказаться в качестве пострадавших и почему ничего не делается со стороны властей?
К счастью, ситуация на автодорогах не настолько опасная. Если бы это было так, как мы представили, то потери человеческих жизней превысили бы потери в самой кровопролитной войне. Но есть другая, не менее печальная статистика, которая, к сожалению, не вызывает у нас ужаса и возмущения: на миллион браков, заключенных в нашей стране, приходится от 600 до 800 тысяч разводов. Мы не раз слышали эту статистику, равно как и ту, что население России ежегодно уменьшается в среднем на 1 миллион человек, но большинство людей не задумывается об этом, как о глобальной проблеме. Те же, кто и обращает внимание на эти цифры, все равно не проявляет какой-либо общественной активности. И мы продолжаем жить: теплым субботним днем встречаясь в городе со свадебными кортежами, радуемся о новобрачных, как о новой семье, совершенно не думая, что 6 из 10 свадебных пар – фантомы, которые лопнут как мыльные пузыри через пару лет.
8 июля наша страна отмечает новый праздник, учрежденный Госдумой в 2008 году – день семьи, любви и верности. Напомним, что 2008 год был объявлен годом семьи. Дата 8 июля взята из православного календаря: в этот день церковь вспоминает житие святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака. Цель этого праздника – обратить внимание на семью и на те качества, которыми она должна обладать. В свете этой даты хотелось бы задать вопрос: что является причиной такой беспрецедентной разрухи в области семьи, которую мы наблюдаем сегодня? Что такое семья?
Прежде чем говорить о причинах семейных проблем, давайте зададим вопрос: а что же такое семья? Правильно ли мы понимаем этот термин, говорим ли мы об одном и том же, когда используем его? Какими существенными признаками обладает понятие «семья»?
Первое, что приходит в голову как определение семьи – цитата из советского кинофильма «Афоня», озвученное Колей-штукатуром: «Семья – ячейка общества, основа государства». Идею семьи, как основы общественных отношений, проповедовал еще Аристотель. Ни для кого не секрет, что крепкие семьи – залог крепости государства.
Семья – добровольный союз двух людей, готовых идти вместе по жизни, переносить вместе все радости и печали, верных друг другу до смерти. Подобная концепция семьи была самой собою разумеющимся в прошедшие века, никто не подвергал сомнению ее истинность. Иметь семью было совершенно естественным положением дел. Еще несколько десятилетий назад общественные деятели в СССР оценивались по наличию семьи, развод был для них дискредитирующим обстоятельством. Крепость семьи была обусловлена не только взаимной любовью и очарованием супругов, но и следованием долгу, и обещаниям, данным в присутствии третьей стороны: либо священнослужителя, как представителя Бога, либо работника ЗАГСа, как представителя законной власти государства. Вступая в брак, стороны отчетливо понимали безвозвратность процесса; понимали, что становясь супругами, они переходят в иное качество, отличающее их от того состояния, в котором они находились пока были порознь. Да и само слово «супруги», так редко используемое сегодня, этимологически можно возвести к слову «упруга», «упряжь»: т.е. существа, находящиеся в одной упряжи, связанные одной ролью и задачей.
В послевоенные годы создание семьи было не просто делом личным, но и общественно значимым. Каждая вновь созданная семья была укреплением истерзанного народа, вклад в будущее развитие страны. Семьи, созданные в послевоенный период, были семьями людей, прошедших испытание, понимавших истинные ценности жизни. Это были семьи надежды – надежды на светлое будущее. Люди были готовы к испытаниям, готовы были жертвовать личным комфортом ради жизни кого-то. Потому после войны сотни тысяч сирот были усыновлены семьями соседей и родственников.
Всем известно, что идеализация прошлого – признак старения и бессилия, но, тем не менее, упрямая статистика свидетельствует о настоящем положении дел, как о катастрофическом. Вот данные Госкомстата, отражающие динамику роста разводов и регистрации браков за последние 60 лет в нашей стране (www.gks.ru).
Годы | Тысяч разводов | На 1000 человек населения |
1950 | 49,4 | |
1960 | 184,4 | |
1970 | 396,6 | |
1980 | 580,7 | |
1990 | 559,9 | |
1995 | 665,9 | |
2000 | 627,7 | |
2001 | 763,5 | |
2002 | 853,6 | |
2003 | 798,8 | |
2004 | 635,8 | |
2005 | 604,9 | |
2006 | 640,8 | |
2007 | 685,9 | |
2008 | 703,4 | |
2009 | 699,4 |
Годы | Тысяч зарегистрированных браков | На 1000 человек населения |
1950 | 1223 | |
1960 | 1499,6 | 12,5 |
1970 | 1319,2 | 10,1 |
1980 | 1464,6 | 10,6 |
1990 | 1319,9 | |
1995 | 1075,2 | |
2000 | 897,3 | |
2001 | 1001,6 | |
2002 | 1019,8 | |
2003 | 1091,8 | |
2004 | 979,7 | |
2005 | 1066,4 | |
2006 | 1113,6 | |
2007 | 1262,5 | |
2008 | 1179 | |
2009 | 1199,4 |
Интерес представляют последние строчки таблиц. Можно пронаблюдать простое отношение: на 1199, 4 заключенных браков в 2009 году приходится 699,4 развода. Эти цифры впечатляют, равно, как и впечатляет динамика роста разводов за последние два десятилетия. В чем же причина этого обстоятельства? Почему семьи так безжалостно разрушаются? Давайте зададим традиционный русский вопрос: «Кто виноват»?
Враги крепкой семьи
Когда речь идет о причине развода, многие могут назвать главной проблемой разрушения семьи неспособность мужа обеспечить своих родных материальными благами: это и наличие плохих жилищных условий и низкая заработная плата. Нельзя отрицать, что эта причина имеет место быть. Но выдвигать ее в качестве основной – неверно. Взгляните еще раз на таблицы: в послевоенные 50-е годы браков заключалось больше чем сегодня, а разводов было почти в 10 раз меньше. Эти годы нельзя назвать золотым временем в отношении материальной обеспеченности. Подобные рассуждения дают основание считать, что есть другие, более существенные причины разрушения браков. Давайте рассмотрим лишь некоторые факторы, влияющие на отношения супругов.Враг № 1. Неправильные представления о семье у молодоженов
Главный враг семейного очага – неверное представление о семье у молодоженов. Ни для кого не секрет, что для того, чтобы изготовить какую-либо вещь (деталь автомобиля, например), необходимо знать, как она будет эксплуатироваться, и каково ее прямое предназначение. Без четких представлений невозможно приступить к изготовлению, в противном случае можно произвести брак (в смысле «забраковать деталь»). К сожалению, большинство вступающих в брак, не имеют четкого понимания, что же это за явление. Вследствие этого, «изготовленный» ими образец, не является семьей в том или ином отношении. Чем же является брак? Что же нужно иметь молодоженам в качестве чертежа, приступая к изготовлению собственной семьи? Вот некоторые заявления о том, чем брак НЕ является.- Брак не является местом, где партнер решит все мои личные проблемы.
- Брак не является местом, где влюбленность будет длиться вечно, а для сохранения отношений не нужно применять усилий.
- Брак не является временным, испытательным сроком наших отношений, которые можно с легкостью разорвать при необходимости.
- Брак не является продолжением отношений в семье моих родителей, которые имеют право корректировать его так, как считают правильным.
- Брак – это не то, что нужно исполнять только потому, что «все порядочные люди женятся».
- Брак не является буфером, останавливающим мой беспорядочный образ жизни и преображающий меня в примерного семьянина (некоторые женятся чтобы «остепениться»).
- Брак не является продолжением внебрачных отношений, в которых родились дети и ради которых нужно зарегистрировать свой союз. Это далеко не полный перечень утверждений о том, чем не должен быть брак. Если в семье кто-то из супругов считает, что какие-либо из вышеперечисленных постулатов неверны и решает действовать прямо противоположно, безопасность таких брачных отношений будет находиться под угрозой.
Враг № 2. Моральная незрелость вступающих в брак
Статистика показывает, что множество молодых семей расторгают брачные отношения в течение первых пяти лет жизни. Причины этого сводятся к моральной незрелости партнеров. Причем, это не всегда обусловлено возрастными границами: незрелыми могут быть и великовозрастные молодожены.Зрелость – способность человека, адекватно оценивать жизнь, принимать правильные решения, действовать и нести ответственность за сделанное. Духовная зрелость имеет непосредственное отношение к вопросу: во имя чего я должен поступать таким образом? Во имя чего муж должен:
- Не изменять жене.
- Вести трезвый образ жизни.
- Прилагать все старания к разрешению конфликтных ситуаций в семье.
- Тратить время на общение с женой и детьми.
- Нести бремя ответственности за семью и т.п.?
Враг № 3. Ложные причины, побуждающие к вступлению в брак
В ходе рассуждений об опасностях, подстерегающих семью, приведем несколько ложных причин, из-за которых люди вступают в брак.- Решить проблему одиночества
- Родить ребенка
- Исполнить волю родителей
- Насолить бывшему партнеру
- Поправить финансово-материальное положение
- Просто потому, это здорово: свадьба – это ведь так весело
- Чтобы было как у всех
- Потому что так сложились обстоятельства, и т.д.
Враг № 4. Высокий уровень агрессии массовой культуры по отношению к традиционным брачным отношениям
Массовая культура, проповедуемая СМИ, не нацелена на сохранение семейных отношений. Полистайте популярную прессу, вы увидите, что сегодня почти никто не заботится о популяризации традиционных семейных отношений. Напротив, их высмеивают, опошляют, пытаются продемонстрировать их «примитивизм». А в качестве оправдания рассказывают небылицы о том, что трудные жилищные и финансовые обстоятельства – это корень всех семейных неразрешимых проблем, приводящих к расторжению браков. Гомосексуализм, свободная любовь, гражданские браки и многие другие пороки современности имеют своей целью ослабить и разрушить семью. Популяризация свободного секса лежит в основе того, что партнеры восходят на супружеское ложе обесчещенными (друг другом и предшествующими партнерами), что, безусловно, сказывается на качестве их отношений в будущем. Как создать крепкую семью?Итак, мы вновь возвращаемся к вопросу, поставленному в начале статьи: что же такое семья? Вот какое определение хочется привести. Семья – это союз мужчины и женщины, основанный на осознании соответствия друг другу и на твердом решении продолжать брачные отношения в течение всей жизни. Вот простая схема:
- Любить
- Осознать необходимость друг в друге
- Принять твердое решение быть вместе всегда
- Почему я хочу быть с этим человеком?
- Готов(а) ли я быть с ним (ней) всю свою жизнь?
- Во имя чего я готов(а) хранить верность ему (ей) всю жизнь?
Православная церковь 8 июля отмечает день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских — покровителей семейного благополучия, взаимоуважения и искренней любви. Их брак многие века является образцом христианского супружества.
Их история напоминает добрую сказку о любви - большой и чистой. Они служат примером для всех влюбленных, ведь жили в горе и радости, богатстве и бедности, и их никто не смог разлучить, даже смерть.
История большой любви
Согласно житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить.
И тогда князю приснился вещий сон, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Девушка с детских лет изучала травы и обладала даром целительства, и даже дикие звери слушались ее и не смели проявлять агрессию.
Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.
Когда Петр унаследовал княжество после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания и потребовали, чтобы князь бросил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.
В изгнании молодая мудрая княгиня всячески поддерживала опечалившегося супруга. Когда в доме были трудности с едой и деньгами, она всегда находила чудесный выход. Петр по-прежнему боготворил свою супругу и ни разу не упрекнул в том, что ради нее ему пришлось отречься от княжества и жить в лишениях.
Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, добиваясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.
Святые
В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Предание гласит, что они действительно отошли в мир иной в один день — это случилось 8 июля 1228 года по новому стилю. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.
После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи похоронили святых супругов вместе в городе Муроме в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Примерно через 300 лет после смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме.
День семьи, любви и верности
Память о чудесах и подвигах этих святых передавалась из поколения в поколение. Православный праздник отмечают во многих странах мира, но главные торжества проходят в Муроме.
Жители Мурома, где всегда почитали святых супругов, решили объединить День города с православным праздником. Так с 2008 года зародился новый российский праздник, воспевающий любовь и преданность.
Символом праздника чистой и бескорыстной любви стала ромашка — цветок, который пользуется особой популярностью у всех влюбленных. Позже у Дня семьи появилась собственная медаль, на одной из сторон которых изображена ромашка, а на другой — лики Петра и Февронии.
Медаль традиционно вручается семейным парам, в которых царят любовь и взаимопонимание.
Восьмое июля в России стало аналогом Дня всех влюбленных, который католики справляют 14 февраля. День Петра и Февронии празднуется как день влюбленных.
Традиции и приметы
С праздником дня Петра и Февронии связано много обычаев и примет.
По традиции, люди идут в церковь молиться о любви, семейном счастье, сохранении брака и благополучии. Они просят заступничества у святых, если взаимоотношения между супругами испортились и осталась надежда только на божественную помощь.
У иконы святых Петра и Февронии можно молиться о семейном счастье, о рождении детей, о здоровье близких и даже о том, чтобы удачно выйти замуж. Многие верующие признавали тот факт, что после обращений и просьб к этим святым, их семейная жизнь налаживалась.
В этот день в старину по обычаям молодые праздновали помолвку. На Руси такая церемония являлась аналогом современного брачного договора. Пары обменивались кольцами и давали друг другу клятву верности в присутствии родителей и приглашенных. С этого момента они получали статус жениха и невесты.
Продолжительность такого соглашения имела срок примерно от трех до шести месяцев, по истечению которого принималось окончательное решение.
В день Петра и Февронии можно было узнать погоду на последующие 40 дней. Считается, если 8 июля ясно, значит, и все 40 дней будет стоять ясная и теплая погода.
В день семьи, любви и верности проводят также различные гадания и обряды, связанные с семьей, замужеством, свадьбой, рождением детей, установлением мира в семье и сохранением любви между супругами.
Материал подготовлен на основе открытых источников
8 июля православные христиане отмечают "День влюбленных". В роли покровителей любви и верности Русская Православная Церковь почитает святых Петра и Февронию. Покровительствуют новобрачным и особенно молодым семьям православные святые Петр и Феврония. Романтическая история любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Согласно "Повести", супруги княжили на Муроме в конце 12 - начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.
Сказание о Петре и Февронии рассказывает о том, что в Муроме жил князь Павел со своей женой, к которой начал прилетать змей-оборотень. Княгиня узнала, что змею суждено умереть от руки младшего брата князя - Петра. Петр убивает его мечом, но кровь дракона, брызнувшая на него, вызывает тяжелую болезнь - руки и лицо князя покрываются язвами.
Петр велел везти себя в Рязанскую землю, славящуюся лекарями. Там, зайдя в одну горницу, он увидел девицу - сидит она за ткацким станком, а перед ней прыгает заяц. Феврония поразила князя Петра своей мудростью, разгадывая самые трудные загадки. Она же соглашается излечить князя при условии, что он возьмет ее в жены.
Измученный князь согласен на все. Однако, вылечившись, князь отказывается выполнить свое обещание, после чего опять покрывается язвами. Феврония помогла ему еще раз и стала княгиней. Постепенно князь понимает, что Феврония - его единственная любовь.
И когда муромские бояре потребовали от князя бросить простую деревенскую девицу или отказаться от княжества, он, не задумываясь, уезжает со своей любимой женой в далекую деревню. Однако возникшие между боярами несогласия и распри вынуждают их просить Петра и Февронию возвратиться домой. Сила любви Петра и Февронии победила коварство и ненависть.
Удивительна история смерти этой супружеской пары: умирая, князь Петр посылает к жене сказать, чтобы она была готова умереть вместе с ним. Феврония, занятая вышивкой, втыкает иглу в работу, аккуратно складывает ее, ложится и умирает вместе со своим мужем... Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом.
Петр и Феврония умерли в один и тот же час. Примерно через 300 лет после кончины, в 16 веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Православный "День влюбленных" отмечается не столь романтично, как это делают католики 14 февраля в день святого Валентина. В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах.
Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквях. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди возрастом постарше просят о семейном согласии.
Молитва благоверному князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским чудотворцам
В России до 1917 года праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих в русской культуре супружескую любовь и верность и издревле считавшихся на Руси покровителями семьи и брака, отмечался очень широко. В этот день было принято посещать храмы, где молодые люди в своих молитвах просили о любви, а люди постарше - о семейном согласии. День Петра и Февронии считался счастливым для заключения брака.
Более пяти столетий в России живёт легенда о Петре и Февронии, история о необоримой любви, она признана русской православной церковью как пример преданного супружества, а сами супруги были причислены к лику святых. Особенно их почитают 8 июля, когда, как говорится в повести, они оба скончались в тот же самый день и час (по летописям - в апреле 1228 года). Рака с мощами супружеской четы хранится под сводами Троицкого собора города Мурома, что лежит на реке Оке, километрах в трёхстах на юго-восток от Москвы.
О Петре и Февронии муромских
А. М. Ремизов (1877-1957)
В начале 13 века в городе Муроме правил благоверный князь Павел. Он был добрым и справедливым правителем, но случилась в его семье одна беда: дьявольский змей стал по ночам летать к его жене и склонять её к бесчестию, и у неё не было сил противостоять ему. Змей имел обыкновение принимать облик Павла. Это повторялось много раз, и однажды жена рассказала обо всём своему супругу. Князь стал искать способ, как ему справиться со змеем, но ничего не мог придумать. Тогда он сказал жене, чтобы она подольстилась к змею и выпытала у него, от чего тот может умереть. Когда змей прилетел к ней снова, она постаралась сделать так, чтобы он открыл ей свою тайну. Он сказал: "Смерть моя - от Петрова плеча, Агрикова меча" (Агрик - богатырь из древнерусского эпоса). Жена передала эти слова своему мужу, и он стал раздумывать, что бы это значило. Павел решил открыться своему младшему брату Петру и рассказал ему о словах змея. Однажды, когда Пётр в одиночестве молился в церкви, ему явился отрок и показал место в алтарной стене, где хранился Агриков меч. Пётр взял этот меч и вскоре убил змея, но на него попала змеиная ядовитая кровь, от чего он весь покрылся струпьями.
Победив самого змея, Пётр не мог победить причинённую им болезнь, и никто не мог исцелить его. (Возможно, в реальности князь заболел чем-то вроде проказы). И вот один юноша сказал ему, что в селе Ласково, что недалеко от Рязани находится, живёт мудрая дева, которая умеет лечить всякие трудные болезни. Пётр вместе с приближёнными из последних сил отправился в Ласково. Дева, которую звали Февронией, согласилась вылечить князя, но поставила такое условие, что лечение будет иметь силу, если князь женится на ней. (Она сразу поняла будущее: только с нею князь будет здоров и телом и душой). Князь согласился, и дева приготовила мазь, сказав, чтобы князь намазал ею всё своё тело, кроме одного струпа. Наутро князь поправился, обрадовался и засобирался в обратный путь, не придав значения своему обещанию, данному простой девушке, дочери бортника (сборщика мёда). Подарки его она не приняла. Пётр вернулся в Муром, но вскоре почувствовал, что болезнь возвращается к нему. Пришлось ему снова отправиться в Ласково, на поклон к Февронии, и она опять вылечила его, а он с ней обвенчался.