Можно ли класть деньги в гроб. Погребение умерших согласно традиции Православной Церкви

Нужно ли оставлять какие-то вещи в гробу? Почему покойники снятся и беспокоят нас? Почему просят во снах сигареты, деньги или одежду? Хотят ли мертвые курить?

Как-то мне был задан один очень важный вопрос, который требует подробного и обстоятельного комментария. Цитирую его суть: "Вы часто пишете, что в гроб не следует класть деньги и прочие вещи. Но почему тогда случается, что некоторым людям начинают сниться их покойные родственники, которые говорят, что им нужны какие-то вещи: деньги, сигареты или что-то ещё? Я неоднократно слышала подобные истории. Мне и самой как-то снился покойный отец и жаловался, что нужно было положить ему в гроб сигареты.. ."

Чтобы доходчиво ответить вопрос, почему нередко покойники снятся и просят нас о чем-то, вначале я немного расскажу вам о содержании знаменитой "Книги духов" Алана Кардека, написанной более столетия назад. В этой книге приведена информация, полученная группой учёных-спиритистов в ходе общения с некоторыми достаточно просветлёнными душами людей, которых уже нет с нами. Среди прочей многообразной информации в книге много сказано о чувствах и переживаниях душ, недавно покинувших наш земной мир. Приведу несколько цитат из "Книги духов".

"В минуту смерти душа сперва ничего не сознаёт. Нужно некоторое время, чтобы она узнала себя. Душа освобождается от телесных оков постепенно, а не улетает, как птица из клетки, внезапно получившая свободу. У одних людей это делается скоро, в течение нескольких часов. Но у многих других, в особенности у тех, кто вёл жизнь исключительно материальную и чувственную, освобождение совершается гораздо медленнее. Время смятения бывает весьма различно, от нескольких часов до нескольких лет. Дух бывает поражен, удивлён и не верит своей смерти. Так как он видит, слышит и мыслит, дух не признаёт себя умершим. Обман этот поддерживается ещё и наружным видом его духовного тела, сохраняющего формы тела материального... Постепенно дух очищается по мере того, как уменьшаются материальные влияния на него. Страдания, испытываемые после смерти, всегда являются следствием образа земной жизни... Известно, что после ампутации чувствуется ещё некоторое время боль в отнятой уже части тела. Поскольку отрезанная часть не может быть местом страдания, мозг просто сохранил впечатление боли. Так и страдания духа после смерти отчасти сходны с приведенным примером. Страдания души всегда бывают связаны с её земными страстями и привязанностями. Для живущего на земле человека удовлетворение материальных потребностей представляет собою источник счастья. Но для души, освобождённой от телесных оков, те же материальные потребности - это источник мучения, так как их уже нельзя удовлетворить... "

Так вот, в течение некоторого более или менее продолжительного периода времени после смерти душа находится в растерянном смятении (а то и в глубоком шоковом состоянии), и не вполне понимает, что сейчас с нею происходит. Она бывает в местах, знакомых ей при жизни, пытается общаться со знакомыми ей людьми и, главное, не бывает сразу же полностью избавлена от своих земных представлений, привычек и пристрастий. Об этом последнем обстоятельстве поговорим подробнее.

К примеру, случается, что малодушный человек заканчивает свою земную жизнь самоубийством из-за неразделённой любви или измены любимого человека. Однако после смерти его ожидает тот ещё "сюрприз": муки ревности будут ещё сильнее и продолжительнее, только уйти от них уже некуда! Ни сном забыться, ни водкой, ни в петлю залезть. Вот уж, "спрятался человек от проблем", да? Тот же курильщик и после смерти очень нуждается в сигаретах, но испытывает сильные страдания из-за невозможности удовлетворить свою потребность. Наличие сигарет в гробу служит душе некоторым иллюзорным утешением, хотя, разумеется, ничего не меняет. По описанным выше причинам души покойных людей могут навязчиво сниться оставшимся на земле родственникам и жаловаться, что им нужны сигареты, выпивка, деньги (за которые они наверняка могли бы что-то нужное купить) и т.д. Именно поэтому в народе появилось мнение, что покойного нужно снабдить перед похоронами деньгами и какими-то личными вещами, которые кладут в гроб.

А теперь я прошу у вас особого внимания! Оставив в гробу деньги и какие-то вещи, вы ничуть не поможете душе унять её страдания. Всё равно она должна будет естественным путём очиститься от своих земных пристрастий, после чего освобождённая от тяжёлых "лярв" душа сможет подняться в более высокие миры. Состояние избавления от накопленных при жизни "лярв" и является тем самым пресловутым "чистилищем". Однако тот человек, который оставил в гробу деньги или свои личные вещи, непременно создаст себе массу серьёзных проблем. Здесь уже работают незыблемые принципы симпатической магии. Напомню, о чём я писал в статье "Похороненные деньги": "...Примеров подобной магии можно привести немало, но принцип здесь единый: что попадает в гроб или в могилу, то "похоронено". Соответственно, если вы своей рукой кидаете в могилу деньги со своего кармана, вы "хороните" свои финансы. Ваше обручальное кольцо в гробу покойного супруга - это очень надёжная порча себе же на одиночество. Ваша фотография в гробу "на память" - порча на болезни. Если в гробу окажется какой-то предмет одежды, принадлежащей живому человеку, пострадает тот орган или часть тела, которым соответствовала вещь: отдать рубашку - к болезням внутренних органов, брюки и обувь - к болезням ног, цепочка с кулоном - шея, горло либо грудь и т.д. Поэтому я вновь повторяю: ничего не кладите в гроб покойного родственника при похоронах! К сожалению, у меня создаётся впечатление, что я - единственный человек, который в массовой печати говорит людям о недопустимости совершения таких действий..."

А вот особый пример. Недавно у меня на приёме была женщина, которая положила в гроб покойному отцу пачку сигарет, бутылку водки и банку кофе. И, вдобавок к этому, оставила в гробу немного денег. С тех пор у неё внезапно появилось отвращение к сигаретам, что, в принципе, неплохо. Однако она теперь страдает и аллергией как на любое спиртное, так и на кофе. И деньги, конечно же, стали от неё уходить.

Однако случается, что покойный слишком уж часто начинает сниться своим земным родственникам и настойчиво просить денег. В таком случае допустимо отнести немного мелочи на его могилу. В практической магии имеется довольно значительный раздел, именуемый "магией откупа" и содержащий ритуалы, требующие оставлять на могилах какие-то деньги. К примеру, недавно мне задавали вопрос по поводу магического ритуала от безденежья, опубликованного в одной из газет. Ритуал предписывал пойти на кладбище с букетом цветов, буханкой хлеба, спиртным и сладким, сказать определённый заговор и бросить через левое плечо шесть монет одного достоинства, сказав: "Уплачено". У меня спрашивали: не опасен ли такой ритуал, разве можно деньги на кладбище кидать? Данный ритуал относится к классической "магии откупа" и не представляет никакой опасности. Дело в том, что в таких ситуациях вы не "хороните" деньги, а лишь оставляете их в определённом месте (даже если это кладбище). Но совсем другое дело, если вы оставите деньги в гробу либо бросите их в могилу при похоронах. Вот такие действия являются большой ошибкой, имеющей разрушительные последствия для ваших финансов.

Если душе покойного что-то не нравится, она может некоторое время тревожить во снах своих бывших земных родственников. В таких случаях принято ставить покойному свечи за упокой души. А иногда практикуется такая процедура: при любых ближайших похоронах с разрешения родственников в гроб кладут то, что настойчиво просит во снах ранее умерший человек.

Я знаю массу историй о контактах с умершими родственниками. Недавно одна женщина у меня на приёме рассказала, что ей приснился прадедушка, которого она никогда в своей жизни не видела. Его застрелили ещё в 1917 году, и он во сне утверждал, что знает, кто его убийца и где он живёт. В данном случае душа убитого надолго застряла в "промежуточном" периоде. От истинного перехода в иной мир его душу удерживают тяжёлые земные эмоции: обида и желание отомстить человеку, которого тоже уже давно нет на этом свете. А в одном из писем мне рассказали историю об умершей девушке, которая во сне требовала от мамы свадебное платье, поскольку она "собиралась выходить замуж". Поэтому, кстати, незамужних девушек, достигших брачного возраста, принято хоронить в свадебных платьях. Но, в любом случае, по истечении определённого срока душа покойного совершенно смиряется с её новым образом существования и избавляется от своих земных ощущений, потребностей, привязанностей и привычек. Так что, в большинстве подобных случаев я рекомендую ограничиться свечами за упокой души и выждать некоторое время. И если в очередном сне вы окажетесь способны на контролируемый сознанием диалог, постарайтесь объяснить покойному, что он более не нуждается ни в каких материальных вещах.

Душе покойного необходимо полностью избавиться от своих земных привязанностей и ощущений для того, чтобы она смогла подняться в предназначенный ей мир. Промежуточное посмертное пребывание между земным и духовным мирами и является "чистилищем" для души. Если у вас случаются какие-то контакты с вашим покойным родственником, это означает, что его душа ещё находится в этом самом "чистилище". Лишь тот дух, который проходит этот этап, поднимается в свой мир и, как правило, теряет интерес к своим прежним земным привычкам и делам. Одна из моих пациенток рассказала мне такую историю: "После смерти моей мамы она очень долго и навязчиво мне снилась. Некоторые люди неоднократно говорили мне, что "моя мама стоит за мною". Недавно одна знахарка предложила мне сделать обряд, чтобы "разорвать связь моей мамы со мною". После этого обряда мама лишь однажды мне приснилась, и выглядела она очень рассерженной и недовольной. Теперь меня не покидает мысль: не сделала ли я чего-то плохого или неправильного?" Думаю, что эта женщина поступила совершенно правильно. Как вы уже поняли, нередко случается, что умерший человек отказывается принять мысль о своём новом положении, и настойчиво цепляется за свои былые земные привязанности, то есть за родственников, места обитания и т.д. Но такое положение дел вредит и родственникам покойного, которые испытывают сильнейшее психическое напряжение, и самой мятежной душе, которая не может подняться в более высокие сферы. Магический обряд, о котором упоминается в вопросе, способен блокировать общение души покойного человека с его бывшими родственниками. И тогда душе ничего не остаётся, как оставить в покое ранее близких людей и отправиться в предназначенные ей миры. Конечно, первой реакцией покойного может быть обида и негодование, но в дальнейшем эта ситуация идёт на пользу всем.

Но не всегда инициатива общения со своими земными родственниками принадлежит покойным. Как-то задали и такой вопрос: "Есть ли возможность заказать сон, в котором я могла бы пообщаться со своими покойными родителями? " Да, имеются ритуалы для удовлетворения такой просьбы, но я не стану их приводить. Когда вы вызываете души своих покойных родственников для общения во сне или на спиритических сеансах, вы вырываете их из того мира, в котором они теперь находятся, и притягиваете их к нашему земному миру. И чаще всего душам покойных родственников это навязанное общение причиняет, по меньшей мере, дискомфорт, а то и серьёзные страдания. Поэтому лучше оставить их в покое.

Итак, отвечу на вопрос, заданный в заголовке: хотят ли мёртвые курить? Ещё как хотят! Если, конечно, они не избавились при жизни от привычки к табаку. А помогут ли покойному сигареты, оставленные в его гробу? Конечно же, нет! То же самое применимо ко всем прочим материальным пристрастиям и привычкам.

А нужны ли мёртвым деньги? Разумеется, не нужны. Хотя души покойных людей, пребывающие в состоянии смятения и иллюзорного сознания, некоторое время серьёзно полагают, что они наверняка могли бы купить себе всё, что им нужно, будь у них деньги (видимо, в каком-то особом супермаркете для усопших). Просто души покойных не всегда вполне понимают, где они теперь находятся и что собой представляют, потому продолжают мыслить категориями материального мира, в котором всё нужное покупается за деньги. Вот они и тревожат своих родственников, жалуясь им во снах на отсутствие денег или чего-то ещё. Между прочим, здесь и лежат истоки вредной традиции оставлять в гробу деньги (вовсе не для "покупки места на том свете", а чтобы "что-то нужное купить"). Но оставив в гробу предметы материального мира, родственники ничем не помогут покойному, а напротив притормозят его освобождение и просветление, попутно заполучив множественные проблемы и для себя.

Покойному не нужны "там" деньги, ведь "там" нет магазинов! Покойный не сможет закурить, посмотреть на часы, достать из кармана семейные фотографии и т.п. Теряя близких людей, многие при похоронах склонны совершать какие-то неадекватные и, главное, вредные поступки, пребывая в уверенности, что покойному в загробной жизни необходим некий набор вещей. Но, оставляя в гробу какую-то свою вещь, вы своими же руками хороните что-либо в своей жизни: здоровье, душевное равновесие, денежное благополучие или возможность создать новую семью. Если лично вы когда-либо умудрились что-то положить в гроб, жмите на кнопку внизу этой страницы и пишите письмо.

Дополнительная информация на рассмотренную тему содержится в моей статье:

Если у Вас имеется необходимость личного обращения ко мне для каких-либо разъяснений, консультаций или в связи с необходимостью решения тех или иных проблем, нажмите на кнопку и напишите мне письмо:

В старину почти у всех народов было стойкое убеждение, что покойный должен придти в другой мир во всеоружии, т.е. в окружении привычных для его жизни вещей и даже людей. Ужасные человеческие жертвоприношения, чтобы останки положить в могилу к усопшему, были уместны почти на всех континентах Земли. Со временем, когда понятия жизни/смерти стали более реалистичней и процесс захоронения покойных менее кровожадный, такие обычаи стали уходить в глубокое прошлое.

Но некоторые обычаи все же остались, которые и по сей технически прогрессивный день соблюдаются нашими гражданами, изучавшими в свое юношеское время труды марксистов-ленинистов. В случае смерти человека его родственники начинают лихорадочно соображать, что положить в гроб по местным обычаям?

Церковь о последнем пути

Священники на этот неоднозначный обычай отвечают вполне конкретно. Но некоторые служители Веры (определенной конфессии) благосклонно отзываются о вкладывании в тризну некоторых вещей покойного. Другие, особенно христиане, категорически против всяких вложений. По мнению священнослужителей, лишние вещи в гробу мешают душе оторваться от бренного тела, обрести покой. Тем более, при наличии рядом с усопшим или на его теле (одежде) драгоценных изделий, это может спровоцировать мародеров.

К сожалению, в наше богатое различными предметами быта время многие безутешные родственники стремятся положить под подушку или у ног покойника, например, его любимый серебряный портсигар с сигаретами, деньги, украшения или другие любимые усопшим вещи. Верующие граждане, как правило, кладут у изголовья тела иконки, распятия или молитвенники. А некоторые стремятся положить в гроб фотографию самого умершего или его родственника, умершего ранее, чтобы покойный мог с ним встретиться, и прочее. Фантазий у граждан иногда не отнять.

Официальная церковь против таких действий сограждан, считая, что человек родился голым, должен и уйти в мир Вечный таким же голым, т.е. каким явился в мир – таким и ушел. Аргумент здесь таков: дети, мол, рождаются нагишом, без любимых игрушек и вещей, значит – умерший тоже должен хорониться без всяких ненужных предметов. Таким образом, официальная церковь борется с «эхом» языческих традиций. И это, стоит отметить, одна из причин, почему христианская церковь не приемлет этот языческий (или же уже современный?) обряд. Церковные обычаи запрещают класть в гроб что-либо дополнительно, т.к. все эти лишние предметы быта препятствуют душе обрести после тлена физического тела покой.

Суеверия и сны

Некоторые люди, похоронившие близкого человека, иногда говорят, мол, во время сновидений к ним приходит покойник и требует, чтобы ему, например, вернули мобильный телефон или деньги. Или же усопший во сне приходит и постоянно занят поиском, как будто забыл что-то. Те, кому снятся такие «сюжеты», начинают переживать, что не положили те же любимые усопшим сигареты или же не надели на его палец перстень… Конечно, они потом начинают об этих снах рассказывать всем желающим слушать, отсюда потом идет поверье, если в тризну не положить любимую вещь покойного, то он за ней будет постоянно приходить во снах.

Но это всего лишь работа нашего подсознания, основанного на языческом суеверии. Кстати, экстрасенсы и даже священнослужители объясняют содержание таких снов тем, что душа умершего находится перед переходом в Вечность в одиночестве, поэтому пытается на таком уровне общаться с оставшимися на земле любимыми людьми. Но ей вещи не нужны, т.к. принадлежности мирской жизни усложняют путь ее очищения и освобождения от пут мирского бытия.

Естественно, что и никаких фотографий нельзя класть в тризну. Тут даже психологи могут дать объяснения, почему это запрещается делать. На подсознании родственник, положивший снимок под саван, будет связывать себя и покойного воедино. Результат: нагнетание отрицательной энергии, концентрация негативных мыслей и, как следствие, проблемы с психическим или же физическим здоровьем. А более продвинутые биоэнергетики даже предрекают тяжелую болезнь того, чью фотку положили в гроб. Тут явных доказательств сему нет, но опять-таки может здесь сработать подсознание – что навели порчу таким способом, и тот, чей снимок оказался в гробу, может реально слечь в больничную кровать.

Вывод: современный научный мир пока не доказал, что есть вечная жизнь даже за пределами нашей маленькой Галактической Системы, поэтому не стоит загружать ненужными вещами тризну. Просто надо облачить тело в ту одежду, которая ему подготовлена, положить на область лба специальную ритуальную ленту (если захотят того родственники), накрыть тело погребальным покрывалом и все. Пусть душа уйдет в Вечный Свет налегке и с миром!

Похороны - печальная, но неизбежная реальность. Смерть всегда была непонятной, пугала своей неотвратимостью, невозможностью предсказать, что там, за ее порогом? Возможно именно поэтому обряд похорон, пожалуй, больше, чем все остальные, окружен ореолом примет, правил, суеверий. Люди старались дистанцироваться умершего, сохранить жизнь другим членам семьи. Эта по-детски бесхитростная вера, стремление устранить пугающее неизведанное осталась до наших дней. Приметы, суеверия превратились в почти обязательные правила проведения ритуала.

Первое требование - обязательно закрыть зеркала там, где есть покойник. Считается, что душа может перейти в зеркало, остаться жить там. Она будет пугать родственников, не сумеет покинуть этот мир.

По другой версии если покойник отразится в зеркале, то он «сдвоится», заберет кого-то из своих друзей или родственников.

Похоронные приметы предлагают обязательно закрывать глаза умершему. Раньше это делали при помощи медных пятаков, сегодня пользуются крупными монетами. Открытые глаза покойника, верили наши предки, высматривали среди присутствующих того, кто следующим умрет.

Провожая почившего, с ним следует обязательно положить несколько монет, носовой платок, расческу. Этот набор, как считалось ранее, поможет преодолеть длинный путь к раю, расплатиться за дорогу, предстать пред Всевышним в благопристойном виде.

А вот фотографии живых класть в гроб нельзя. Иначе они тоже будут похоронены.

Умершего человека обязательно обмывали, чтобы очистить тело. Душу очищается сама, для этого на подоконник нужно поставить стакан с водой. Он будет купелью для души.

Приметы на похоронах запрещают обмывать тело почившего беременным женщинам или близким родственницам. Выносить гроб тоже должны не кровные родственники. Иначе умерший решит, что его смерти рады. Лучше, если это буду просто друзья или знакомые. Их руку, как знак благодарности от покойника, обвязывают новым полотенцем, иногда - платком.

Там, где прощаются с умершим, не рекомендуется мыть или подметать пол. Считалось, что так живые умрут, «выметутся» за покойником. Сделать это нужно сразу после того, когда домовину понесут из дома. Стол, где стояла домовина, перевернуть, а постель, покойника, выбросить.

Приметы на похоронах советуют, как поступать с вещами, имуществом покойного. До сорока дней их не рекомендуется трогать, а после того, как душа перейдет, все вещи необходимо быстро раздать нуждающимся, отнести в собор, церковь.

Почти все приметы на похоронах направлены на оберег окружающих от порчи, которую могут нанести злые люди, используя похоронный реквизит.

Перед тем, как уложить покойника в гроб, ему связывают руки-ноги. Вполне объяснимый с современной точки зрения обряд считался способом, не позволяющим мертвецу встать, ходить по земле, пугать живых. Прежде, чем закрыть крышку гроба, а затем опустить его в могилу, ноги и руки развязывают.

Этими веревками можно на смерть, поэтому ведьмы или черные знахарки всегда стараются украсть веревки. Для того чтобы этого не произошло, ставят специального наблюдателя. Обычно это пожилая женщина, хорошо знакомая с обрядами.

Приметы и суеверия на похоронах предписывают, как себя вести во время обряда. Нельзя наступать на полотенца, где установлен гроб, приносить с кладбища любые предметы, цветы. При возвращении домой рекомендуется обязательно ополаскивать руки.

Нельзя пересекать дорогу пред покойником: умрешь очень скоро.

Поминать усопшего нужно в день похорон, на девятый и сороковой дни, в годовщину.

Приметы на похоронах складывались веками. Они содержали в себе интуитивный опыт здравое зерно. Люди, не зная или не умея найти объяснение законам природы, инстинктивно чувствовали, как нужно вести себя в сложных ситуация, вырабатывали линию поведения, закрепленную в приметах и обрядах.

Рано или поздно все подходят к концу жизни. Души людей идут на суд Божий, проходят мытарства и затем, по определению всеведущего Бога, получают то, что заслужили.
Телесная смерть, которая стала законом для всех людей после падения прародителей Адама и Евы, страшит своей неизвестностью. Люди умирают по-разному - одни в беспечности и нерадении, не думая о том, что ожидает их за гробом, другие - сознательно, с чувством величия приближающегося момента, используют те средства, которые Православная Церковь предлагает умирающему: она напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, а в минуты разлучения души с телом совершает канон на исход души (отходная молитва).

В момент смерти человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей в Крещении, и злобных духов - бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мятется и трепещет.

Тело человека по воззрению Церкви - храм души, освященный благодатью Таинств. Образ погребения усопших, данный в Евангелии, сохранился с ветхозаветных времен в Православном обряде и выражается в омовении тела, облачении его, положения во гроб.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности.

Тело христианина одевают в новые чистые одежды светлых оттенков. На усопшем непременно должен быть нательный крест. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены крестообразно (правая рука поверх левой) в знак веры в Распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие.

Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царствия Небесного. Тело покрывают простыней или особой погребальной пеленой с изображением Распятия - во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христа.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи. Если есть возможность, то ставят четыре подсвечника: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба.


Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи есть пережитки язычества.

Соблюсти перечисленные правила можно только в том случае, если тело не было отдано в морг. По существующим российским нормам, не отдав покойного для вскрытия, невозможно получить свидетельства о смерти. С этим православным людям приходится мириться, но следует приложить все усилия, чтобы успеть подготовить тело надлежащим образом уже после выдачи его из морга.

Весьма хорошо все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах. В то время, когда тело лежит бездыханно и мертво, душа проходит страшные испытания - мытарства, и поэтому имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихиды облегчают переход в другую жизнь.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Несут тело умершего его родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи.
Тело умершего поставляют посреди храма с лицом открытым и обращенным к востоку, а около гроба ставят светильники.
После чтения Евангелия священник вслух зачитывает разрешительную молитву, испрашивая разрешения грехов, которые покойный забыл исповедать по слабости памяти. Однако этой молитвой не отпускаются грехи, сокрытые сознательно.

Для более наглядного удостоверения близких умершему в прощении его и примирении с Церковью, священник свиток с разрешительной молитвой влагает в его правую руку. (Здесь нужно опровергнуть распространенное в народе суеверие о том, что эта молитва, называемая "подорожной", служит почившему непреложным пропуском в Царство Небесное. Участь каждого человека - в руках Божиих, и ничто материальное не оказывает на Бога воздействия).

Возвращение с погребения Христа (Николай Ге, 1859)

После разрешительной молитвы начинается последнее целование умершего как знак нашего единения в любви к нему, не престающей за гробом. Оно совершается при пении трогательных песней:
"Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте обо мне, все братия, и сродники, и знакомые. Вчерашний день беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти; но приидите все любящие меня, и целуйте последним целованием. Я уже более не поживу с вами или о чем-либо собеседую; к Судии отхожу, где нет лицеприятия; там раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве; каждый от своих дел прославится или постыдится. Но прошу и умоляю всех: непрестанно о мне молитесь ко Христу Богу, да не буду возведен по грехам моим в место мучений, но да вселюся в жизненный свет."

При прощании с покойным нужно целовать икону, лежащую во гробе и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух испросить у лежащего во гробе прощения за все те неправды, которые были допущены к нему при жизни, и простить за то, в чем был виновен он сам.

Над гробом возглашается "Вечная память". Священник крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: "Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней".


Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище. После этого гроб закрывается крышкой и открывать его вновь ни под каким предлогом не дозволяется.

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности, которые не признаются самоубийцами.
В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших при разбое и умерших от полученных ран и увечий.
Кремирование, то есть сжигание тел усопших православных христиан, никогда не было традицией. Теперь, однако, кремация православных стала делом привычным, но нежелательным.

Некоторые священники поступают так. Все панихиды и отпевание совершаются так же, кроме предания земле и молитвы с венчиком. Последние не вкладываются во гроб, но остаются у родных. Священник совершает символическое предание земле, посыпая землю на чистый лист бумаги. В эту же бумагу земля заворачивается и вместе с молитвой и венчиком хранится у родных. При кремации нельзя оставлять в гробу никаких святынь.

Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа
(Иванов А. А., 1850-е гг.)

Когда прах захоранивают в могилу, то завернутую в бумагу землю, молитву и венчик в одном пакете кладут туда же, чтобы все было предано тлению вместе с прахом. Оставлять прах вне земли противоречит всем традициям Православной Церкви и смыслу погребения.

Похоронный обряд является отражением не только бытовой стороны его носителей, но и архаического миросозерцания. Похоронный обряд, некогда, вероятно, не менее сложный по структуре, чем свадебный, теперь предстает теперь в сильно редуцированном виде. Об этом говорят и беседы с информаторами, записанные в конце восьмидесятых годов (например, с Федоровой М. Н., уроженки деревни Дорожново Окуловского района, на время записи проживавшей в поселке Кулотино этого же района, или с Власовой А. Я., уроженки деревни Гари Старорусского района, проживавшей на время записи в деревне Дубки названного района).

В голове у умирающего ставили стакан с водой, чтобы душа вымылась и пошла.

Раньше родственники приходили прощаться сразу, как человек умрет, или еще к умирающему.

Сразу, как человек умрёт, открывают двери, все выходят на крылечко провожать душу - покойник лежит в доме, а душа уходит, на улице ее провожают. Когда душу провожают, старшая в доме женщина причитает (“воет голосом”). Причитать начинали еще до обмывания.

Причитали сразу, как человек умрёт, еще до того как вымоют - выходили на улицу, вставали лицом в ту сторону, куда повезут хоронить, и причитали: “Прощай-ко, ступай с Богом”.

Погребение Христа (на заднем фоне видна приближающаяся стража)
Лоренцо Лотто, 1516 год

Изучение причети показало, что русская деревня советской эпохи сохранила импровизационную культуру исполнения, когда фольклорный текст каждый раз как бы создается заново на основе сложившейся традиции. Жанр причитаний - центральный для обряда, несмотря на произошедшие с ним разрушительные изменения, по-прежнему выполняет свою бытовую функцию. Причет продолжает сохранять культурную память, но в нем значительно блекнут художественные достоинства, исчезает ряд обязательных моментов (например, подробного комментирования происходящего на похоронах). Жанр становится все более клишированным. Это связано, в первую очередь, с утратой непосредственного отношения к смысловой стороне языческой символики. Не удалось выявить весь цикл причитаний похоронного обряда, которые (как, например, в свадьбе) сопровождали бы весь обряд, тематически отграничивая определенные его этапы. По всей видимости, мы имеем дело с явным угасанием фольклорной памяти. Трудно сказать, на каком этапе исторического развития началось подобное редуцирование. Но несомненно, что здесь сильно сказалась культурная политика государства, с одной стороны, и интенсивное превращение России из аграрной страны в промышленную и, следовательно, городскую. Тем не менее, архаические стороны сознания деревенского человека в похоронном обряде сохранились достаточно хорошо. Так, например, известно, что смерть в русской фольклорной традиции всегда воспринималась как враг. Это сохранилось и в текстах, записанных на рубеже 70-х - середины 80-х годов. В плачах смерть называется "злодейкой", "душегубицей", которая не делает уступок, не внимает мольбам и просьбам. В материалах архива хранятся записи, в которых говорится о разного рода приметах, связанных с приходом смерти в дом или семью. Например, предвещали смерть кукушка, севшая на хозяйственную постройку; птица, стучащая в окно; собака, воющая книзу ("собачий вой - на вечный покой"); лошадь, идущая навстречу людям, которые провожают умершего, и так далее. Чтобы удостовериться в смерти человека, ему подносили к губам зеркало, если оно не запотевало, значит, человек умер. Чтобы не бояться умершего, который мог каким-либо образом напоминать о себе (например, часто сниться или даже приходить в дом; являться в каком-то ином облике, например, в зооморфном, чаще всего - птицы), надо было подержаться за печку, посмотреть в нее или в подвал, а на сороковой день повесить конскую узду на стену.

Мертвый спит, оставаясь человеком (покойник - спокойный человек), однако если у умершего были открыты глаза, то их закрывали и клали поверх век медные пятаки. Вполне возможно, что это было связано со своеобразным откупом от смерти, ибо считалось, что покойник высматривает кого-то из оставшихся в доме живых людей или даже животных, желая забрать их с собой. В таких случаях обычно говорили: "Смотрит - кого-нибудь насмотрит". Монеты (пятаки) оставляли потом в гробу. Интересно, что выкуп в данном обряде проявлялся и иначе, так например, если долго не могли найти тело утонувшего человека, то существовал обычай бросать в воду серебряные деньги, чтобы выкупить его у воды.

Тело покойного клали на скамейку, ему связывали руки и ноги, так как считали, что "нечистая сила" может их скручивать, принося умершему человеку боль. Через два часа тело мыли (два часа умерший "отдыхал"). Мыть покойника мог любой человек, но предпочтение отдавалось постороннему. К прошлому веку относится представление, сохранившееся в памяти информаторов о том, что совершать этот ритуал должны были старые девы. В Окуловском районе записана частушка:

Не ходи, подруга, замуж
За таких разбойников,
Лучше купим по ушату,
Будем мыть покойников.
(Записано от М. Н. Федоровой в 1988 году)

Сохранился обычай оплачивать обмывание чем-нибудь из вещей покойного. Мыли покойного из горшка, теплой водой с мылом, затем горшок после выбрасывали в реку вместе с водой, обычай, в котором, несомненно, просматривается языческое мироощущение. Был и иной вариант, когда оставшуюся после процедуры воду выливали в то место, где никто не ходит, и ничего не сажают, так как эта вода "мертвая" - она могла погубить, умертвить землю. В Старорусском районе считали, что за обмывание покойного отпускаются грехи: " Сорок человек обмоешь - сорок грехов снимешь". Одевал покойника тот же человек, который мыл. Одевали во все новое, чтобы "там" он "выглядел хорошо" (со слов Власовой А. Я.), ведь умерший отправлялся на житье "вековечное". Смертная одежда не только завещалась, но и готовилась заранее, таким образом, выполнялось последнее желание человека. Шитье одежды - тоже ритуал: когда ее шили, то узлы не делали и не отрывали их, как и нитки. Шили в один шов, иголкой вперед, швы не выворачивали, пуговицы не нашивали. Н.В.Андреева из Окуловского района отметила, что раньше чаще всего шили кофту и юбку. С большой степенью уверенности можно сказать, что это позднейший обычай, может быть, относящийся уже к советскому времени, так как по исследованиям этнографов известно, что распространенной "смертной" одеждой была рубаха, как для мужчин, так и для женщин. В гроб клали и те предметы, с которыми покойный не расставался при жизни. Гроб делали из еловых или сосновых досок. Нельзя, например, было делать "домовину" из осины, так как считалось, что осина проклятое дерево, ибо, по легенде, на ней повесился Иуда, и от этого она дрожит. Стружку, оставшуюся от изготовления, клали на дно гроба или в некоторых случаях в подушку, на которой находилась голова умершего. Сжигать щепу и стружку было нельзя, ибо, как считали в Окуловском районе, умершему от этого будет жарко. Гроб - домовину всегда делали в соответствии с ростом умершего. Считалось, что покойник кого-нибудь заберет, если гроб будет больше (Окуловский район, Федорова М. Н.). Домовину с телом ставили так, чтобы умерший был обращен лицом к иконе, то есть к красному углу (Окуловский район), но в Старорусском районе отмечается как наиболее распространенный вариант, когда умерший лежит головой в красный угол, а ногами - к двери.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

За окно комнаты, в которой находился покойник, вывешивали льняное полотенце или кусок белой ткани. На лоб умершему клали "венчики" или "прощеные грамоты", в которых содержалась молитва отпущения грехов. В правую руку давали подорожную, а в левую - носовой платок. В Старорусском районе считали, что он нужен для того, чтобы стирать пот во время Страшного Суда, а также для того, чтобы вытирать слезы, если человек, перешедший в мир предков, всплакнет при встрече с близкими на "том свете". Встречи эти происходили, по мнению опрашиваемых, в течение сорока дней. Интересно интерпретировали информаторы Окуловского района функцию нательного крестика, которым снабжался усопший. Так, М. Н. Федорова говорила о том, что он служит "пропуском" и что, прежде чем войти в ворота иного мира, необходимо было показать крестик, при этом крестик умершему надо было покупать обязательно новый. Этот обычай отличался от принятого в Старорусском районе, где хоронили умершего с тем же крестом, который человек носил при жизни. Похороны происходили на третий день. От дома до дороги разбрасывались еловые ветки, по которым двигалась процессия, чтобы уходящий в мир иной "шел" по "чистой дороге", так как ель считалась в данных местах чистым деревом. Когда возвращались с кладбища, ветки убирали, а затем их сжигали, вероятно, уничтожая таким образом следы умершего, чтобы он не вернулся и не забрал кого-либо из оставшихся в живых родственников.

Перенос тела Христа к гробнице
(Антонио Чизери, 1883 г.) - исторический реализм XIX в.

Сохранилось довольно много разного рода примет, связанных с отправлением похоронного обряда. Часто эти приметы носили характер оберега. Так, например, копали могилу в день похорон рано утром, и место выбирали получше, так как считали, что если умершему место не понравится, то он в течение сорока дней заберет еще кого-нибудь из родственников. А если еще будет покойник, то "нужно ожидать и третьего" (по словам М. Н. Федоровой из Окуловского района). Обвал могильных стен тоже указывал на то, что придется вскоре копать новую яму. В целом сохранился обычай во всем угождать покойнику. Сохранялся в обследуемых районах и обычай не подметать полы до тех пор, пока умерший находился в доме, ибо по примете можно было "вымести" кого-нибудь из живущих родственников. Кроме того, в доме завешивали темной тканью зеркала, чтобы нечистая сила не испортила покойника. Гроб с телом несли до кладбища на полотенцах, нести считалось "уважительнее", чем везти. Прощались с умершим окончательно на кладбище, при этом целовали в лоб или в иконку, которая лежала у него на груди. Слезы прощающегося не должны были попадать на покойника, так как он тогда будет лежать мокрым и обижаться. В таких случаях обычно говорили: "Отойди, отойди, не роняй слезы туда". А все присутствующие желали, чтобы земля была покойному пухом. Прежде, чем опустят гроб в могилу, родственники бросали туда копейку (по всей видимости, серебряную), это означало, что они покупали себе место рядом с усопшим, а все остальные бросали медь, при этом говорили: "Вот тебе доля - не проси боле". Считалось, что деньги нужны были умершему для того, чтобы заплатить за перевоз через реку или озеро на том свете. Известно, что образ реки и переправы - традиционный образ не только для русской, но и для мировой культуры.

Предметы, связанные с похоронами, и вещи умершего тоже имели свою судьбу. После сорокового дня родственники могли раздавать личные вещи покойного любым людям, не обязательно близким родственникам. А те предметы и вещи, которые были задействованы в похоронном обряде (например, полотенца, на которых несли гроб), либо опускали в могилу и засыпали землей, либо сжигали, чтобы избежать дурного влияния умершего на живых людей. Все делалось так, чтобы ничто не обеспокоило душу покойного и каким-либо образом удержало бы ее в мире живых людей. Многое делалось для того, чтобы усопший не вернулся бы за кем-нибудь, не "насмотрел бы кого-нибудь". Как уже было сказано выше, считалось, что открытые глаза покойника, являются знаком того, что они высматривают новую жертву.

По традиции, пока проходил обряд на кладбище, в доме умершего готовились к поминкам. Дома обычно оставался кто-нибудь из родственников и готовил поминальную трапезу, мыл пол. Поминки проходили не только сразу после похорон, но и на девятый и сороковой день, затем через год. Умершие родственники поминались и в Родительские субботы - дни, установленные христианской традицией. В поминальные дни люди обязательно посещали могилы родственников, принося с собой еду, вино, чтобы пригласить усопшего на ритуальную трапезу. Таким образом, сохранялся обычай, оставшийся от древнего похоронного обряда, который предусматривал как задабривание душ умерших, так и демонстрацию силы жизни. В современном похоронном обряде просматриваются контуры старого, еще языческого обряда, однако заметно и то, что магическое содержание обрядового действа во многом стерлось .

Христианская церковь плохо относиться к различным суевериям и приметам, считая, что в гроб кладется только специальная атрибутика православных: погребальная одежда, венчик, рукописание, погребальный крестик в левой руке, саван или погребальная пелена.

Следует понимать, в чем изначальная суть и зачем в гроб кладут посторонние вещи? Многие считают, что с вещами на том свете покойному будет спокойней и уютней. Но при этом забывают, что кроме всего прочего, это также особый ритуал, который используется в черной магии – что похоронено, то похоронено.

Можно ли класть в гроб вещи?

Церковь однозначно против того, чтобы в гроб клали какие либо посторонние вещи. Однако люди все равно пренебрегают советами священников, а в порыве эмоций могут положить в гроб вещи, которые по приметам класть ни в коем случае нельзя. Считается, что то, что погребено то погребено. Если вы положите в гроб к покойному свое обручальное кольцо или свои личные деньги, то по примете вы их похоронили и у вас больше не будет много денег, и вы не выйдите больше замуж. Это относится ко всем личным предметам, которыми вы пользуетесь. Любая ваша вещь символически связанна с одной из сфер жизни: обувь – ноги, цепочка – грудь и шея, рубашка – туловище. Даже тень по приметам не должна падать на могилу, особенно в момент захоронения или когда закрывают крышку гроба, считается что так человек кликает беду.

Можно ли класть фотографию в гроб?

Особенно осторожно следует относиться к вашим фотографиям. В порыве чувств у матери или у второй половины может прийти мысль положить свою фотографию в гроб, чтобы покойному было не одиноко. Однако в черной магии существует ритуал, при котором в гроб кладут фотографию жертвы, правда в этом случае исполнитель проводит особый ритуал. Тем самым происходит порча на здоровье, человек начинает чахнуть. Эзотерики считают, что на человека с сильной энергетикой, который не верит в порчу не повлияет простое нахождение его фотографии в могиле. Однако в любом случае, класть фотографии в гроб считается не очень хорошей идеей.

Что можно класть в гроб?

Кроме церковной атрибутики в гроб иногда кладут личные вещи покойного. Именно те вещи, которые использовал только он. Например, наручные часы, обручальное кольцо, иногда даже мобильный телефон. Несмотря на то, что церковь против чтобы посторонние вещи клали в гроб, люди продолжают это делать. Во первых если покойный сам попросил перед смертью положить ему в гроб его личную вещь, его последнее желание обязательно нужно исполнить! Чтобы не получилось как ниже.

Некоторым после похорон сниться покойный, и просит принести ему то, что он просил. Некоторые объясняют это тем, что в другом мире, без физики, покойный скучает по своему физическому телу, по своим вещам, хочет к ним прикоснуться. Однако по-настоящему они конечно ему не нужны. Церковь считает, что если такой сон имеет место быть, то лучше сходить в церковь и помолиться за упокой души.

Что кладут в гроб мужчине?

Кроме православной атрибутики, если мужчина при жизни носил форму (военный, полицейский, пожарный) то его при желании хоронят в форме с фуражкой и со всеми медалями.

Что кладут в гроб женщине?

Голова, как правило, накрывается платком. Если девушка умерла незамужней, то ее могут похоронить в свадебном платье в фате, а у изголовья положить венок. Беременным иногда кладут детские игрушки.

Кладут ли цветы в гроб?

Да к ногам усопшего на саван принято возлагать цветы. Чаще всего цветы возлагают в храме на отпевании. По еще одному суеверию в гроб не кладут розы, так как их шипы на том свете будут колоть. Но главное чтобы цветов было четное количество и они были не яркого цвета, а подчеркивали всю строгость и скорбь этого события.

Но можно ли класть в гроб живые цветы, или только искусственные? Считается, что живые цветы вырабатывают особые вещества – бактерициды, которые борются с болезнетворными микроорганизмами, которых в теле покойного очень много. Из-за такой реакции тело покойного начинает синеть. Неспроста цветы возлагают к ногам покойного, а не возле лица. Раньше когда покойный долгое время находился дома, это действительно было заметно, но в наших условиях, когда цветы возлагаются непосредственно перед погребением, нет никакой разницы между живыми или искусственными цветами. Более того, часть людей считает, что класть пластик в могилу не этично. Венки обычно возлагают уже на могилу, после захоронения, но иногда самые близкие и родные кладут венок в гроб. Здесь существует еще одно суеверие , нельзя писать на венках свои имена, если собираетесь погрести венок вместе с усопшим. Вместо имен можно написать: от мамы, тети, друзей, родных.

Можно ли класть крестик в гроб?

Хоронят обычно с крестильным нательным крестом (некоторые крестильный крест хранят дома, а носят более дорогой). Есть такое суеверие, что нельзя носить крест умершего и просто чужого человека, так как тем самым ты забираешь себе его грехи. Если по каким-то причинам нательный крест не был похоронен вместе с умершим, то его либо следует освятить (продержать) не менее двух месяцев в святой воде, либо схоронить его в природном водном источнике (река, озеро, море) либо переплавить на сильном огне.

Считается что любая физическая вещь, которая часто контактирует с человеком (например, нательный крестик или наручные часы) так или иначе, впитывает в себя энергетику человека. Одно дело если человек был относительно здоров во всех смыслах, и другое, если имел множество проблем. В любом случае носить крестик умершего, как и любые другие вещи чужого человека не рекомендуется никому.