Контрольная работа карьера биотехнолог. Медицинская биотехнология - это специальность завтрашнего дня

Биотехнология – это область науки и техники, которая занимается переработкой сырья биологического происхождения с помощью микроорганизмов для получения продуктов парфюмерной, медицинской и сельскохозяйственной сферы. К ним относятся: эфирные масла, витамины, биологические добавки, ферменты.

Биотехнологи подарили человечеству огромное множество лекарственных препаратов, антибиотиков, новых сельхоз культур. Не удивительно, что профессия биотехнолог ценится в обществе, особенно сейчас, в эпоху развития инновационных технологий.

Где может работать биотехнолог? В нескольких строках сложно охватить все сферы деятельности, выделим основные: медицина, фармацевтика, сельское хозяйство, научно исследовательские институты. В зависимости от специализации сотрудника, он занимается исследованиями в области микробиологии, синтезирует новые пищевые добавки, ферменты и т.д. Грамотные специалисты востребованы в фармацевтических компаниях, на предприятиях пищевой и парфюмерной промышленности.

Чем занимается биотехнолог?

Сфера компетенции биотехнолога зависит от отрасли промышленности. Специалист может так же заниматься научно-исследовательской деятельностью. Результат его работы – открытия в области клеточной биологии и генетической инженерии.

Кроме этого, объектами его деятельности являются:

  • отходы промышленного и сельскохозяйственного производства;
  • клетки растений и животных, ферменты, витамины;
  • технологии производства сырья для парфюмерной продукции;
  • стандарты производства продуктов биотехнологии.

Опытные биотехнологии востребованы в университетах в качестве преподавателей. Свои практические знания и навыки специалист передает будущим поколениям.

Какие личностные качества присущи людям, освоившим профессию биотехнолог? В первую очередь, это ответственность и чувство долга. Специалисты ежедневно делают новые открытия в медицине и фармацевтики, разрабатывая препараты для спасения человечества от очередной болезни. Добиться успеха поможет целеустремленность и терпение. Для преподавательской деятельности важным качеством является коммуникабельность и умение работать в молодом коллективе.

Сегодня можно смело сказать, что биотехнология – это наука будущего. Наше поколение может использовать для жизни продукты, о существовании которых еще 20-30 лет назад никто и не думал. Эксперты отмечают, что вскоре открытия биотехнологов перевернут наши представления о возможностях медицины.

Не пропустите:

Сколько получает биотехнолог? Зарплата специалиста во многом зависит от сферы деятельности и региона проживания. Исследования рынка труда показали, что самые высокие зарплаты готовы предложить работодатели Новосибирской области:

Где учиться на биотехнолога

Освоить профессию можно в следующих ВУЗах:

  • Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева;
  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова;
  • Московский государственный университет прикладной биотехнологии;
  • Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия;
  • Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.Вавилова.

64.3

Для друзей!

Справка

Первые зачатки биотехнологии появились, когда человек стал использовать процесс брожения для приготовления винных напитков и выпекания хлебобулочных изделий. В специальную науку биотехнология обособилась в XIX веке, когда процесс брожения был объяснён деятельностью микроорганизмов.

В наши дни биотехнические приёмы и методы широко используются в медицине и сельском хозяйстве. Такая полезная наука подарила человечеству лекарственные препараты для диагностики и лечения болезней, новые сорта сельскохозяйственных растений, а также витамины и антибиотики, уксусную, лимонную и молочную кислоту. Отсюда ясно, что работа биотехнолога - это полезный для общества труд, который постоянно совершенствуется с развитием науки биотехнологии.

Описание деятельности

Деятельность биотехнолога не описать двумя словами. Это работа охватывает и , и , и генную инженерию. Естественно, уровень компетенции такого специалиста довольно широк. Он обладает знаниями в биотехнологии производства различных пищевых продуктов, биологически активных добавок, ферментов и антибиотиков. Биотехнолог объединяет в себе и , и , и . Специалисты подобного профессионального уровня считаются ценными работниками. Они необходимы на предприятиях фармацевтической, парфюмерно-косметической, пищевой, ветеринарной и перерабатывающей отраслей промышленности.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

В зависимости от той отрасли промышленности, где работает биотехнолог, будут зависеть его трудовые обязанности. Однако вне зависимости от места работы, биотехнолог начинает свою работу с подготовки необходимых реактивов, растворов, полупродутов. Он контролирует качество продукции и ведёт журнал.
Этот специалист может производить биологически активные вещества. Перерабатывать сырьё, при этом используя микроорганизмы, ферменты, клеточные культуры растений и животных.
Биотехнолог может заниматься также научно-исследовательской деятельностью. Это методические разработки и открытия в области генетической или клеточной инженерии.
Если специалист защищает окружающую среду от загрязнений, что не маловажно в настоящее время, то его обязанности будут направлены на биологическую очистку сточных вод, загрязнённых территорий, утилизацию промышленных или бытовых отходов.
Образовательным учреждениям также требуются знания биотехнолога. Здесь он может заниматься преподаванием биологических дисциплин и делиться профессиональным опытом с будущими коллегами - биотехнологами.

Особенности карьерного роста

Вакансии для биотехнологов появляются нечасто. Специалисты с высшим образованием в области биотехнологии требуются в косметологических или фармакологических компаниях. Биотехнолог может найти работу в независимых исследовательских лабораториях или открыт в месте с коллегами частную лабораторию.

Характеристика сотрудника

Какими качествами необходимо обладать специалисту, за плечами которого стоит будущее планеты? Это не только огромная ответственность специалистов по генной инженерии и защиты окружающей среды, это также серьёзность перед новыми открытиями в сфере фармации и медицины. Такой специалист должен быть любознательным и эрудированным человеком. Наблюдательность, терпение, аккуратность и сосредоточенность будут способствовать качественной работе специалиста в лаборатории. Коммуникабельность также важное качество для биотехнолога, так как по работе он много общается с коллегми.
Биотехнологу, занятому в образовательных учреждениях, понадобится коммуникабельность и умение работать с молодым коллективом.

Биотехнология - это именно та дисциплина, которая, как физика в середине прошлого века, определяет сегодня научно-технический прогресс. Во всем мире на рубеже веков она бурно развивается, в нее вкладываются огромные средства. Полученные с помощью генной инженерии лекарства и продукты питания - эти достижения биотехнологии уже вошли в нашу жизнь, а завтра их число может возрасти в геометрической прогрессии. Поэтому подготовка кадров для биотехнологии должна стать одним из приоритетов в сфере образования.

По инициативе Общества биотехнологов России, Союза предприятий биотехнологической отрасли и "Медицинской газеты" при поддержке партии "Единая Россия" в редакции "МГ" состоялся "круглый стол" на тему "Подготовка кадров в медицинской биотехнологии". В нем приняли участие заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии ММА им. И.М.Сеченова, президент Общества биотехнологов России академик РАМН Анатолий ВОРОБЬЕВ, директор Государственного научного центра антибиотиков профессор Иван ВАСИЛЕНКО, главный научный сотрудник Института биохимии и физиологии микроорганизмов им. Г.К.Скрябина РАН (Пущино) член-корреспондент РАН Лев КАЛАКУЦКИЙ, заведующий лабораторией Института общей генетики им. Н.И.Вавилова РАН профессор Николай ЯНКОВСКИЙ, заведующая кафедрой микробиологии, иммунологии и вирусологии Ставропольской государственной медицинской академией профессор Виктория ПОЖАРСКАЯ. Вели "круглый стол" вице-президент Общества биотехнологов России, исполнительный директор Союза предприятий биотехнологической отрасли профессор Раиф ВАСИЛОВ и редактор отдела науки и медицинского образования "МГ" Федор СМИРНОВ.

Ф.Смирнов. Мы хотели бы остановиться на проблеме подготовки кадров для биотехнологии, этого важнейшего направления науки, и обсудить, насколько существующая система образования соответствует сегодняшним и завтрашним потребностям, ведь ситуация меняется достаточно быстро.

Р.Василов. В редакции "Медицинской газеты" собрался круг наиболее компетентных экспертов по биотехнологии, и мы приглашаем их к заинтересованному разговору.

А.Воробьев. Биотехнология - это интегральная наука, которая определяет научно-технический прогресс. Таково мнение ведущих ученых, в том числе российских нобелевских лауреатов академиков Алферова и Гинзбурга. Биотехнология - это единственная дисциплина, объединяющая фундаментальную и прикладную науку, а также производство. Результаты ее развития крайне необходимы для повышения качества жизни людей.

В советское время биотехнология находилась у нас на очень высоком уровне, и мы по ассортименту биотехнологической продукции не уступали передовым, западным странам. Было несколько постановлений ЦК партии и Совмина по развитию этой отрасли, которые выполнялись. Однако с перестройкой все это рассыпалось. Теперь нет ведомства, которое бы занималось проблемами биотехнологии.

В этой ситуации мы, ученые, работающие в сфере биотехнологии, проявили инициативу и создали Общество биотехнологов. Большую помощь нам в этом оказали партия "Единая Россия" и лично один из ее руководителей - Олег Морозов. Без их поддержки нам бы не удалось собрать в Пущино представителей 47 российских регионов. Такая консолидация специалистов, работающих в разных областях биотехнологии - медицинской, сельскохозяйственной, ветеринарной, пищевой, жизненно необходима.

Когда-то в нашей стране шло мощное развитие индустрии под лозунгом: "Техника решает все", потом он сменился на другой: "Кадры решают все". Сейчас в области биотехнологии ситуация похожая. Нам надо развивать промышленную, техническую базу, а что касается людей, которые должны осваивать эту сложную технику, то пока еще есть специалисты, способные этому научить. Но скоро их может и не остаться - или уйдут на пенсию, или уедут за рубеж. Вопросы технической оснащенности и подготовки кадров следует решать параллельно. Пока никто не может точно сказать, сколько и каких специалистов в области биотехнологии нам необходимо готовить. В ММА им. И.М.Сеченова, ведущем медицинском вузе России, есть кафедра биотехнологии, но она готовит ограниченный круг специалистов, в основном остающихся работать на ней. А единой программы подготовки кадров нет. Такая подготовка, как мне представляется, должна проходить на базе центров общей биотехнологии, подобных тому, который работает в Пущино.

Л.Калакуцкий. Биотехнология - это не просто наука, а очень обширная и важная сфера человеческой деятельности, имеющая массу аспектов. Согласно одному из многих определений биотехнологии, это использование биологической информации. Поиск информации идет в разных лабораториях с участием физиков, математиков, химиков, биологов. Поэтому специалисты, работающие в крупных биотехнологических компаниях, должны обладать знаниями по разным научным дисциплинам - это, например, "гибрид" химика и специалиста в области интеллектуальной собственности, или биолога и специалиста по информатике.

Разработки по запуску в производство биотехнологической продукции требуют значительно больших затрат, чем научный поиск и более продолжительны по времени. Проходит немало времени, прежде чем тот или иной биотехнологический продукт поступает в распоряжение общества. Мы эту цепочку порой представляем себе не очень четко и начинаем делать некие разработки, считая их полезными, но не оценивая при этом перспектив. Однако если нет возможности обеспечить этапы разработок, формирования продукта и его выхода на рынок, то научная деятельность представляет собой всего лишь удовлетворение любопытства ученого за государственный счет. Такая деятельность в общем полезна, поскольку никакого другого движущего стимула, кроме стремления человека раскрыть тайны природы, в основе науки нет. Но в основе биотехнологии должны лежать и дополнительные стимулы, связанные с востребованностью обществом ее достижений. Наша застарелая проблема внедрения научных достижений в практику и производство должна решаться с учетом современных реалий. И образование здесь крайне важно. Должна происходить смена поколений.

Сегодня в подготовке специалистов в области биотехнологии задействованы очень многие учреждения, как образовательной системы так и в последние годы научные центры, в том числе РАН. Преподаватель и научный работник обычно преподают то, что они знают. С одной стороны, если надо решать вопросы обновления кадров, это хорошо, но в то же время, если смотреть в отдаленное будущее, возникают некоторые опасности. Получается матричное воспроизводство специалистов. Еще Эйнштейн утверждал, что не только мы говорим языком, но и язык говорит нами. Тот язык, на котором ведется преподавание, - язык учебников, имеющих достаточный возраст. Но что будет больше востребовано в будущем - просто матрица или тот симбиоз знаний, о котором я говорил?

Меня в свое время поразили статистические сведения о том, что в США средний возраст студентов составляет 47 лет. Дело в том, что студентом там считается каждый обучающийся. Специалисты постоянно пополняют багаж своих знаний во время работы на различных курсах протяженностью от двух недель до года.

Если бы мы спросили биотехнологические предприятия о том, какие специалисты им нужны, то они бы дали нам некую информацию. Но я не уверен, что эта информация будет дана с учетом того, что станет необходимым этим предприятиям через 5-10 лет. Если бы, например, 10 лет назад в Москве провели опрос о том, сколько нужно производить сотовых телефонов, то получилась бы цифра, близкая к нулю. А сегодня их поступает на рынок более миллиона в год. Это показатель того, как общество реагирует на инновацию. Вовлечь в процесс оценки перспектив нужно не только матрицы специалистов, но и потребителей, которые эволюционируют на глазах.

Р.Василов. Механизм вовлечения потребителей в корректировку этой модели уже отработан за рубежом.

Л.Калакуцкий. Это так, но не все заграничное у нас срабатывает, необходима адаптация к российским условиям. От потребителей хотелось бы иметь большую активность и большую грамотность в этих вопросах. Я лично слышал, как после инновационного семинара, в котором участвовали представители бизнеса, один из них сказал другому: "Понимал только глаголы, да и то не все". Мост взаимопонимания должен строиться с обеих сторон.

Н.Янковский. Большая проблема в области подготовки кадров по биотехнологии - это учебная литература. Издательство "Мир" перестало существовать, и больше нет организации, которая бы ставила своей главной целью издание хорошо зарекомендовавшей себя на Западе научной и учебной литературы на русском языке. То, что издательство "Мир" выпустило до прошлого года, будет жить еще несколько лет, но со временем этот разрыв станет возрастать, поскольку широкий спектр отечественной литературы по биотехнологии появится не скоро.

Издательство "Nature" издало 6-томную геномную энциклопедию - это базовое пособие для всех специалистов, работающих в этой сфере. Современные учебники выходят в сопровождении зрительного ряда, и одна из ведущих западных фармацевтических компаний подготовила образовательную программу по генетике нерекламного характера. Программа предназначена для обучения специалистов, работающих в разных странах в сфере биотехнологии. Она построена по нескольким уровням глубины - от простого к сложному. Эта программа переведена на русский язык, и в самом ближайшем будущем компакт-диск с ней будет доступен в нашей стране.

Я являюсь членом Всемирного Совета по исследованию генома человека и руковожу там комиссией по образованию. По моей инициативе был составлен список лекторов из шести человек, которые могут читать лекции на 22 языках бесплатно, на условиях покрытия только прямых расходов. Эти лекции будут размещены в Интернете. Они ориентированы на обычных людей - не специалистов по генетике, поскольку, по общему мнению членов Всемирного Совета по исследованию генома, пока эта область не воспринимается потребителями в той мере, чтобы создаваемый в результате исследований по геномике продукт был бы востребован. Присутствуют или ожидания чего-то несбыточного, или необоснованные страхи. Цель нашей комиссии - сформировать у широкой публики более рациональные представления и правильное отношение к геномике. При этом не надо перегружать потребителей научной информацией. Люди работают за компьютером, не понимая, как он устроен, и так же они должны научиться пользоваться достижениями биотехнологии.

Р.Василов. Вы не думали над тем, чтобы составить такой же список из отечественных лекторов?

Н.Янковский. К сожалению, российских ученых, готовых взять на себя этот груз, оказалось немного. Это дополнительная затрата времени и сил, да и не каждый, даже хороший специалист умеет читать лекции, тем более для широкой публики.

Я читаю лекции по общей биологии в Московском физико-техническом институте, и там перед лектором ставится задача по доведению своего курса до общедоступного набора слайдов. Если такая практика распространится на другие учебные заведения, то это станет неплохим образовательным ресурсом, который появится в нашей стране в условиях отсутствия современных учебников.

А.Воробьев. Такую лекционную библиотеку целесообразно сосредоточить в одном центре.

Н.Янковский. Да, но есть еще и возможности дистанционного обучения через Интернет. На Западе все больше отходят от традиционной формы чтения лекций в зале. Например, в Японии лекции читают даже на вокзалах, и людям это чрезвычайно интересно. В Великобритании существуют научные кафе, где делают сообщения нобелевские лауреаты, а посетители слушают их за кружкой пива. С трудом представляю, как подобную практику можно реализовать у нас, но такое прямое общение лектора с аудиторий вызывает правильное отношение людей к сложным научным проблемам.

Я с беспокойством воспринимаю информацию о том, что в нашей стране и за рубежом появляются частные лаборатории, которые занимаются ДНК-диагностикой заболеваний. Люди хотят получить такую информацию о себе, но она может носить вероятностный характер, а в ряде случаев быть просто необоснованной, что может дискредитировать ДНК-технологии еще до того, как они войдут в практическую медицину. Потребность в них формируется уже сейчас, и я опасаюсь, что в наш адрес прозвучат обвинения в необоснованных прогнозах недобросовестных специалистов.

Р.Василов. Как вы считаете, насколько критична для отечественной биотехнологии проблема "утечки мозгов"?

Н.Янковский. По моему опыту, недостатка в людях, которые хотят идти в науку, нет. Конечно, многие мечтают о научной карьере на Западе, но есть ученые, которые занимаются наукой только потому, что они жить без этого не могут. Вопрос в том, чтобы оплата их труда была поднята до такого размера, который бы позволял этим людям существовать. Но несмотря на экономические трудности, научный уровень диссертаций за последние годы не снизился. Специалистам, которые хотят уехать, нужно набрать реальный уровень, а остальным это просто интересно. Закрепление людей в науке зависит не от нас, а от состояния дел в государстве. Хотя даже сегодня защитившиеся в нашем институте аспиранты получают зарплату в 800-1000 долл., не уезжая из страны. Они идут работать по специальности в коммерческие структуры или получают зарубежные гранты.

И.Василенко. В свое время в СССР предпринимались шаги к интеграции образования в области биотехнологии в странах СЭВ. Из этого опыта можно почерпнуть много полезного, поскольку были сформулированы требования к специалистам, созданы несколько крупных центров по биотехнологии, и некоторые из них до сих пор работают на мировом уровне.

В последние 13-15 лет российская биотехнологическая наука жила своей жизнью, а производство - своей, и они совершенно не пересекались. По моим оценкам, дефицит инженерных кадров в медицинской промышленности составляет 30-40 тыс. человек. А все вузы страны выпускают в год не более 1000 специалистов по биотехнологии, из них на предприятия может попасть в лучшем случае четвертая часть, несмотря на то что там сейчас уровень зарплаты достаточно высок. Нарастающий дефицит инженерных кадров, биологов, генетиков, химиков - это проблема не только нашей страны, но и всего мира. Я веду несколько курсов в вузе и не понаслышке знаю, что сегодня найти работу за рубежом выпускникам по этим специальностям не составляет труда. Поэтому проблема "утечки мозгов" связана не только с низким уровнем жизни в России, но и с нехваткой квалифицированных специалистов в области биотехнологии в мире.

Студенты за последние годы резко изменились. Если раньше не только на младших, но и на старших курсах процветало школярство, то теперь мотивация у молодых огромная. Но есть принципиальная проблема - чему их учить. Ведь реально востребованность тех знаний, которые сегодня получают студенты, появляется через 10-15 лет после окончания вуза. Конечно, необходимы и обратная связь, взаимодействие с производственниками, отслеживание современных тенденций. Например, в последнее время появилась острейшая потребность в специалистах по управлению качеством, а их в настоящее время не готовит ни один вуз. Россия стремится в ВТО, и мы должны учить студентов правилам GMP.

Мы проводим курсы повышения квалификации для работников заводов. Уровень их подготовки, к сожалению, очень низкий. Студентам такие знания сегодня никто не дает, и это серьезный пробел. Взаимосвязь между вузами, наукой и производством должна быть, необходима площадка, на которой обсуждаются эти проблемы. В образовании должен сохраняться здоровый консерватизм, там нельзя все быстро менять, но определенная эволюция необходима.

Просто так, без административного давления, повышать квалификацию сейчас крайне сложно. Для врачей необходима аттестация раз в пять лет, и это правильно. Для специалистов по биотехнологии должен быть такой же порядок. Но мест, где они могут повысить квалификацию, крайне мало. Если сегодня не начать решать проблему подготовки кадров, то с каждым годом дефицит специалистов будет сказываться все сильнее. Те, кто распоряжается финансами в сфере образования и принимает решения, далеки от этого. Значит, нам их надо образовывать.

Россия не должна превращаться в страну, выпускающую только ширпотребную продукцию. Биотехнология - это наукоемкая сфера, обеспечивающую максимальную прибыльность и высокий уровень экономического развития и жизни. Все передовые страны оставляют такие технологии у себя, сбрасывая массовое производство в Юго-Восточную Азию. Но, собирая только компьютеры и автомобили, нельзя достичь высокого уровня жизни. Нужно развивать наукоемкие отрасли, среди которых биотехнология занимает ведущее место.

Чтобы перейти на GMP, необходима проверка предприятий экспертами, дипломы и аттестация которых приняты международным сообществом. У нас нет ни таких экспертов, ни организаций, под эгидой которых они могли бы работать. Декларированный переход на GMP с 1 января 2005 г. нереален. Это требует значительных капиталовложений, и не только. GMP - это культура производства и управления, которую нельзя ввести в административном порядке. Это подобно созданию научной школы - по приказу такие вещи сделать невозможно. Недавно я проводил технологический аудит на одном из российских фармацевтических заводов, ряд участков которого перешли на GMP. Это предполагает наличие технологической карты, где должен досконально фиксироваться каждый этап технологического цикла производства. Оказалось, что эта карта заполняется раз в неделю и в обратную сторону... И это напрямую связано с проблемой образования, которую мы сегодня обсуждаем.

Р.Василов. Раньше была система заказов на подготовку специалистов, и вузы точно знали, какое число инженеров, химиков, биологов им необходимо выпустить. Сейчас никто такой информацией не владеет. Неизвестно, сколько и каких специалистов будет нужно стране через 5-10 лет. Иван Александрович Василенко говорил о нехватке десятков тысяч специалистов в области биотехнологии, и вполне возможно, что настанет время, когда мы будем вынуждены ввозить специалистов из-за границы, повторяя то, что делал Петр I. Платить им придется гораздо больше, чем нашим.

Итак, предприятия страдают из-за нехватки кадров, вузы не имеют для их обучения достаточной финансовой базы и уверенности, что такие специалисты будут востребованы. Нас часто уверяют, что рынок все отрегулирует, но с этим далеко не всегда можно согласиться. Как вы считаете, какой должна быть система мероприятий по подготовке кадров для биотехнологии?

И.Василенко. Я неоднократно общался с коллегами из Дании, Голландии, Германии, других стран. Там проблема оценки состояния рынка труда решается просто - делается заказ в маркетинговую или консалтинговую фирму. В серьезных министерствах западных стран информацией о потребности своей отрасли в кадрах располагают. В России консалтинговых фирм, которые могли бы анализировать ситуацию на рынке труда, нет.

Я много лет работал в приемной комиссии и могу сказать, что когда общаешься со студентом, очень часто за его спиной стоят родители, а сам молодой человек не понимает, чего он хочет. А если бы информация о потребности в кадрах публиковалась в широкой прессе, то это помогло бы сориентировать будущих студентов в выборе профессии, создать имидж той или иной специальности.

Р.Василов. Крупная компания может оплатить подготовку кадров для себя и даже открыть собственный вуз. Но ведь биотехнология в значительной степени - это малый и средний бизнес...

Л.Калакуцкий. На одной из конференций в Пущино меня попросили сделать доклад о преподавании биотехнологии. Я говорил о том, что опасно ориентироваться только на тот заказ, который мы можем получить от предприятий, и было бы хорошо попытаться использовать дополнительный опыт. Например, в Москве действует масса агентств, занимающихся поиском и подбором кадров, и с ними было бы полезно войти в контакт. На следующий день после этого доклада мне позвонили из рекрутингового агентства и предложили сотрудничество. Когда я посмотрел на присланные ими вакансии, то убедился в том, что за океан ехать не надо - здесь, под Москвой, специалистам в области биотехнологии предлагают заокеанскую зарплату. Я предложил эти вакансии нескольким аспирантам, сначала они ими заинтересовались, но когда речь пошла о наборе необходимых требований, энтузиазма заметно поубавилось. Это для меня сигнал о том, что мы ведем недостаточно комплексную подготовку, потому что люди пугаются тех требований, которые к ним предъявляют работодатели. Я думаю, что с агентствами по трудоустройству надо обязательно взаимодействовать и ввести адресную дополнительную подготовку кадров, например по той же GMP.

В.Пожарская. Необходима программа по подготовке кадров, в которую могли бы вложить деньги заинтересованные предприниматели. Нам нужно объединиться с промышленниками и создать фонд по обучению специалистов по биотехнологии. Без финансовых вливаний ничего не получится. Что касается тонкой доработки, о которой говорил Лев Владимирович Калакуцкий, то я двумя руками за. Выпускник должен обладать необходимым минимумом знаний, чтобы можно было продолжать его обучение по биотехнологии, а будущую научную элиту нужно готовить лет на 15 вперед.

И.Василенко. Молодой человек обычно оканчивает вуз в 21-22 года, а наибольший творческий расцвет обычно наступает после 35. То есть человек использует те знания, которые он получил в вузе, через 15 лет.

В.Пожарская. Да, и эти годы специалист не должен думать, как ему свести концы с концами и прокормить семью. С человеком, получившим в вузе бесплатное образование, должен заключаться контракт, согласно которому он должен отработать 2-3 года в определенном месте.

А.Воробьев. Надо сказать, что сегодня уровень студентов гораздо выше, чем раньше. При нашей академии есть факультет подготовки научных и педагогических кадров. Там обучаются элитные ребята, которые через 10 лет после окончания вуза становятся докторами наук.

Есть и еще один способ получения образования - через иностранные фирмы. Например, одна из американских биотехнологических фирм, заинтересованная в распространении своей продукции в России, организовала и оплачивает при кафедре питания ММА курсы по подготовке биотехнологов. В России создан Союз предприятий биотехнологической отрасли, там есть состоятельные люди и, возможно, они также смогут участвовать в подготовке биотехнологов.

И.Василенко. На базе Государственного научного центра по антибиотикам действует учебный центр по повышению квалификации специалистов. В год у нас бывают от 40 до 50 студентов. Кому-то они, конечно, мешают работать, но готовить кадры без связи с практикой нельзя. В советское время я ездил по всем предприятиям фармацевтической отрасли с проходящими практику студентами. К сожалению, сегодня я не могу повести студентов ни на одно предприятие - там их не желают принимать.

А.Воробьев. Надо брать пример с медицинского образования, где действует трехступенчатая система. При нашей академии есть четыре школы, где преподают сотрудники нашей академии. Там учат будущих лечебников, специалистов по медико-профилактическому делу и фармацевтов. Наиболее отличившиеся выпускники поступают без экзаменов в вуз. Второй этап - это учеба в академии, и третий - последипломная специализация.

Р.Василов. Гигантские планы в области образования реализовать вряд ли удастся. А вот малые дела, умные, конкретные, необходимы. Для этого создан и Союз предприятий биотехнологической отрасли. У нас есть свой сайт в Интернете, где активно идет электронное общение специалистов.

И.Василенко. Действительно, "планов громадье" перспектив в настоящее время не имеет. Надо начинать с информационного обеспечения образовательной деятельности, и здесь очень важна роль Общества биотехнологов.

В.Пожарская. Базовые дисциплины и теоретические основы, которые преподаются будущему биотехнологу, должны быть значительно более емкими, чем институтская программа. Если мы не подготовим думающих ученых, то биотехнология в России вряд ли будет развиваться. Это не массовая подготовка кадров, но такие люди должны существовать.

А.Воробьев. Все мы приходим к одному и тому же выводу - нам нужно создавать систему образования и подготовки кадров для биотехнологии, и здесь, повторюсь, нельзя упускать довузовскую подготовку. В биотехнологии существуют разные направления - медицинская, ветеринарная, сельскохозяйственная, пищевая, и наша задача - консолидировать их, ведь базовые принципы в биотехнологии одни и те же. Специалист должен иметь базовое образование того направления, в котором он будет работать. Необходимы учебные программы по каждому из них, создание соответствующих кафедр в вузах.

В Обществе биотехнологов есть секция по образованию, и ее надо укрепить специалистами, в том числе сидящими здесь. Она должна выработать определенные направления деятельности на основе тех предложений, которые прозвучали на нашем "круглом столе". На предстоящей конференции по биотехнологии в Казани в июне этого года намечен доклад по подготовке кадров. И еще я бы обратился в правительство с информационным письмом о положении дел в этой сфере.

Р.Василов. В ходе нашего обсуждения мы не смогли затронуть все вопросы подготовки кадров в области медицинской биотехнологии. Нашей задачей было нащупать основные проблемы и предложить пути их решения. Даже делая маленький шаг, мы должны видеть то, к чему мы собираемся прийти. А прийти мы собираемся к восстановлению разорванной связи между тремя основными звеньями цепочки - наукой, образованием, производством.

Можно ли сегодня говорить о подготовке кадров, которые будут востребованы через 10-15 лет? Есть один-единственный рецепт - разрыва между наукой и практикой не должно быть. Надо объединяться не формально, а физически под одной крышей. Основной центр тяжести перемещается в сторону создания исследовательских университетов, особенно в таких наукоемких областях, как биотехнология. Такие университеты уже действуют в сфере технических наук, и нам надо перенимать этот опыт. Второй очень важный момент - подготовка специалистов среднего звена, то есть инженеров и технологов, которые будут работать на производстве. Общество биотехнологов России и Союз предприятий биотехнологической отрасли должны выработать определенный механизм подготовки таких кадров. Особо следует выделить талантливую молодежь, это штучный товар. Что касается "утечки мозгов", то этой проблемы у нас не будет при экономическом росте, достойной зарплате специалистов. Но даже в нынешней ситуации можно сохранить в стране квалифицированные кадры. Дело в том, что в России уже есть целые научные лаборатории по синтезу субстанций для западных фармацевтических компаний. Уровень оплаты труда их сотрудников соответствует европейским стандартам.

Среди практических рекомендаций, прозвучавших на нашем "круглом столе", - оценка рынка труда в области биотехнологии и программ подготовки специалистов. Этим будет заниматься также Общество биотехнологов России. И, наконец, как уже здесь отмечалось, наряду с подготовкой кадров мы должны заниматься просвещением общества в целом. И здесь велика роль СМИ, в том числе уважаемой "Медицинской газеты", где мы сегодня собрались.

Ф.Смирнов. Спасибо всем участникам нашего "круглого стола" за содержательный и важный обмен мнениями. "МГ" планирует и в будущем обращать самое пристальное внимание на проблемы биотехнологии и приглашает к разговору на эту тему всех заинтересованных специалистов.

Пищевая промышленность, Сельскохозяйственная промышленность, Фармацевтическая промышленность, Экология и природопользование

Вид деятельности

Исследовать, получать новые знания, экспериментировать

Краткое описание

      Биотехнолог – специалист, занимающийся переработкой биологического сырья с помощью микроорганизмов, культур и клеток растений и животных. Используя знания из области биологии, генной инженерии, химии, физики биотехнологи придумывают новые способы применения микроорганизмов для решения практических задач в самых разных отраслях.

      Например, биотехнолог в пищевой промышленности разрабатывает пищевые добавки. Именно этим специалистам пищевая промышленность обязана выделением с помощью плесневого гриба лимонной кислоты, которая служит подкислителем, консервантом, усилителем вкуса пищевых продуктов.
      В фармацевтической промышленности , биотехнологи занимаются созданием биологически активных добавок и витаминов.
      А в сельскохозяйственной промышленности – выведением устойчивых к неблагоприятным климатическим условиям, вредителям и болезням сортов растений, пород животных.
      Кроме того, результаты работы биотехнологов применяются в защите окружающей среды – например, они создали бактерии, способные перерабатывать нефть и устранять последствия ее разливов.

      Материалы о профессии
      - Видео «Подготовка по специальности «Биотехнология»

Где учиться

      Направления обучения:
      Биологические науки (06.00.00)
      Промышленная экология и биотехнологии (19.00.00)

      Вузы:

      06.03.01 - Биология

    • Институт ветеринарной экспертизы, санитарии и экологии
    • Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (МГУТУ) Институт биотехнологий и рыбного хозяйства
    • Московский педагогический государственный университет (МПГУ) Институт биологии и химии
    • Российский государственный аграрный заочный университет (РГАЗУ) Факультет охотоведения и биоэкологии
    • Факультет зоотехники и биологии
      19.03.01 – Биотехнология
    • Московский государственный технический университет "МАМИ" (МАМИ) Экологический факультет
    • Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина (МГАВМиБ) Ветеринарно-биологический факультет
    • Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (МГМУ) Фармацевтический факультет
    • Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП) Институт технологии и производственного менеджмента
    • Московская государственный университет тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (МИТХТ) Факультет биотехнологии и органического синтеза
    • Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева (РГАУ – МСХА) Факультет агрономии и биотехнологии
    • Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ) Факультет биотехнологии и промышленной экологии

Где работать

      - Предприятия фармацевтической промышленности
      - Предприятия пищевого производства
      - Сельскохозяйственные предприятия
      - Научно-исследовательские лаборатории, клиники
      - Организации по защите окружающей среды

      Компании мечты:*

    • Новартис Фарма
    • Abbvie
    • Дымовское колбасное производство
    • Nestle
      *Информация основана на рейтингах сайтов по поиску работы

?
– Подбором персонала в области биотехнологий - биоинформатиков, менеджеров, «мокрых» биологов (о том, кто это такие, речь пойдет ниже - прим. сайта ). Кроме того, у нас есть сайт с вакансиями для специалистов в этом сегменте, и мы проводим курсы по биоинформатике.

– Какое определение вы бы дали биотехнологиям?
– Я бы сказал, что это совокупность «мокрых» наук и биоинформатики. «Мокрые» науки - практические области, требующие наличия лаборатории, работы с реактивами, постановки экспериментов. Это биохимия, научная биология, биофизика, биоинженерия, молекулярная биология. А биоинформатику условно можно назвать теоретической областью, совокупностью методов, благодаря которым можно решать конкретные вопросы из области биологии. Например, расшифровывать информацию, которую выдают приборы-анализаторы, разрабатывать программы для предсказания структуры каких-либо веществ. Этот сегмент «завязан» с работой на компьютере, построением алгоритмов, анализом данных.

– Какие вузы готовят специалистов в области биоинформатики?
– Я бы выделил факультет биоинженерии и биоинформатики , а также магистратуру «Анализ данных в биологии и медицине» в , над программой которой мы работали. Также образование в области биотехнологий можно получить на кафедре биоинформатики факультета биологической и медицинской физики , магистерской программе «Биомедицинские науки и технологии» , кафедре биотехнологии фармацевтического факультета , кафедре биоинформатики медико-биологического факультета . В Санкт-Петербурге нужные знания для работы в области биотеха дадут на кафедре математических и информационных технологий и кафедре прикладной математики Института прикладной математики и механики . Есть программы в регионах: специальность «Биоинженерия и биоинформатика» в химико-биологическом институте (Калининград), кафедра биоинформатики факультета вычислительной математики и кибернетики (Нижний Новгород), кафедра биоинформатики и медицинской кибернетики, Институт фундаментальной медицины и биологии (Казань), специальность «Биоинженерия и биоинформатика» на факультете биотехнологии и биологии (Саранск), специальность «Биоинженерия и биоинформатика» кафедры биохимии и биотехнологии, технологический факультет ВГУИТ (Воронеж), кафедра биоинженерии и биоинформатики Института приоритетных технологий ВолГУ (Волгоград), специальность «Биоинженерия и биоинформатика», биологический факультет (Саратов), специальность «Биоинженерия и биоинформатика» в Институте биологии (Тюмень), а также кафедра информационной биологии на факультете естественных наук (Новосибирск). Более подробно обо всех программах можно узнать на сайте «Бластим» .

– А какие профессии в области биотехнологий сейчас самые востребованные?
– Нужны и менеджеры, и «мокрые» биологи, и биоинформатики. Весьма востребованы специалисты по секвенированию. Секвенирование следующего поколения - это перспективная технология, которая дает возможность «разглядеть», из каких нуклеотидов состоит ДНК, в каком порядке они расположены. Важно, что этот метод позволяет одновременно прочитать сразу несколько участков генома, что существенно ускоряет процесс и делает его более дешевым. Поскольку в геноме зашифрованы все особенности организма, секвенирование используют и в медицине, и в науке. Сейчас не хватает людей, которые могут делать этот анализ: подготавливать образцы, работать с оборудованием.

– Как стать таким специалистом, в чем нужно разбираться?
– В биохимии, генной инженерии, биологии - в целом, стандартных «мокрых» науках. И, конечно, нужен опыт работы с приборами. Всегда в цене хорошее фундаментальное образование в топовых университетах. Оно позволит впоследствии переквалифицироваться и уйти в эту область. После выпуска из университета молодой специалист может пойти работать в лабораторию - МГУ, Московского физико-технического института, Высшей школы экономики - шлифовать свои навыки и становиться профессионалом.

– А если человек хочет заниматься не фундаментальной наукой, а бизнесом, куда он может пойти работать?
– Специалисты по секвенированию нужны в фармацевтических компаниях (например, «Пептек», «Астеллас»), в таких центрах как , - там требуются люди, которые будут ставить эксперименты и анализировать полученные результаты. Технология развивается, дешевеет, и очевидно, что число компаний, которые занимаются этим, будет расти. Конечно, набравшись опыта, специалист по секвенированию может подняться по карьерной лестнице. Работающий в лаборатории - стать старшим научным сотрудником, затем - заведующим. Тот, кто трудится в компании, может быть старшим специалистом, начальником отдела, а после и всей лаборатории.

– А чем занимаются биоинформатики?
– Можно сказать, что тем же секвенированием, только со стороны информатики. Прибор выдает данные, и тут в дело вступают эти специалисты. Биоинформатики анализируют полученную информацию, интерпретируют ее, сравнивают с геномами, которые уже известны, находят мутации.

– Если подросток живет в небольшом городе, и у него нет возможности учиться на специализированном факультете, какое образование он может выбрать, чтобы стать биоинформатиком?
– Биоинформатика - это сближение биологии и информатики. В мое время в эту область приходили люди из биологии, сейчас же биологи чаще идут в биоинженерию, а биоинформатиками становятся математики, физики и программисты. Опыт показывает, что биологу сложно освоить программирование и погрузиться в глубины математики, проще программисту дать азы биологии. Поэтому лучше начать с бакалавриата по программированию или математике, а потом получить недостающие знания на курсах. К примеру, существуют школы биоинформатики с разными программами: для биологов, которым нужно наверстать программирование, и для программистов, которым не хватает знаний в биологии.

Компания «Бластим» также проводит курсы , но это - скорее возможность получить дополнительные знания для профессионала, который уже работает в данной области, но, к примеру, ни разу не сталкивался с секвенированием или с информацией, полученной благодаря этому анализу. Мы рассказываем о программах, в которых можно работать, методах и типах данных.

– Какой язык программирования стоит учить подростку, который хочет стать биоинформатиком?
– Python, но также не помешает и R. Python - универсальный язык, а R чаще используют для статистики. Не стоит забывать и о биологии - знание этого предмета пригодится в дальнейшем.

– Где обычно работают биоинформатики?
– В тех же лабораториях, где и «мокрые» биологи, в компаниях, где нужны информатики. Биоинформатиков сейчас немного, поэтому эти специалисты очень востребованы. А в будущем, с развитием технологий, станут нужны еще больше.

– Наличие каких личных качеств существенно облегчит жизнь биоинформатику?
– Нужно понимать, что это работа не столько с людьми, сколько с идеями, приборами и компьютерами. Поэтому стоит учитывать: если человек любит общаться, то делать это прямо на рабочем месте не получится. Еще, конечно, нужно не бояться работы с большим объемом информации.

– А кого из «мокрых» биологов чаще всего хотят получить работодатели?
– Весьма востребованы биохимики. Это специалисты, которые занимаются выделением и очисткой белка. К примеру, биохимик может культивировать клетки, в которые предварительно вставлен какой-либо белок. Затем этот белок выделяют, очищают, ну а дальше он может идти на различные нужды - на производство лекарств, пищевых ферментов. Такие специалисты нужны практически в любой компании, которая что-либо производит: и в фармацевтической, и в фирмах, занимающихся пищевой, легкой или аграрной промышленностью. И, конечно, в биохимиках заинтересованы лаборатории, которые ищут и исследуют новые вещества, лекарства, работают с клетками.

– А как человек, решивший, что он хочет быть биохимиком, может реализовать свою мечту? Какие предметы нужно учить?
– Еще в школе нужно учить химию и биологию, а затем поступить на кафедру биохимии, которая может быть как на биологическом, так и на химическом факультете. Сейчас существует множество вузов, выпускающих биохимиков.

– Может ли школьник заранее понять, что ему понравится работать в сегменте биотехнологий? Как, проучившись четыре года в бакалавриате, не разочароваться в профессии и не жалеть о потерянном времени?
– В идеале интересующимся биотехнологиями подросткам с 9-го класса полезно регулярно ходить в лаборатории. Ведь студенты пишут курсовые и в процессе опробуют будущую работу, а дети лишены такой возможности и поэтому школьнику сложно быть уверенным, что выбранная специальность действительно будет ему по душе. К счастью, некоторые лаборатории устраивают экскурсии, на которых можно познакомиться с практической стороной будущей специальности. Прекрасные летние школы, где старшеклассники могут узнать о биотехнологиях от ведущих специалистов, проводит Zimin Foundation (Школа молекулярной и теоретической биологии - прим. сайта ). Школы проходят в Испании, но, если у родителей есть возможность, непременно стоит отправить туда ребенка.

– Сколько получают люди, работающие в сегменте биотехнологий?
– На стартовых позициях - 50–60 тысяч. Немного - и именно поэтому так важно, чтобы это занятие приносило удовольствие, тогда будет желание идти на работу. Зарплата растет вместе с опытом, и у профессионалов, занимающих высокие руководящие должности, занимающихся инновационными разработками, обучающих других, она может достигать двухсот тысяч и больше.

– Как вы думаете, какое будущее ждет биотехнологии? Будут ли востребованы перечисленные вами специалисты через пару десятков лет?
– Это зависит от развития технологий, которое довольно трудно предсказать. Вероятно, секвенирование генома будет продолжать пользоваться спросом, ведь в будущем оно станет гораздо более дешевым и доступным. Еще одна перспективная область, которая продолжит развиваться и вскоре выйдет на новый уровень - редактирование генома. Эта технология появилась года 2–3 назад в лабораториях и пока что в них и остается, но, если все пойдет по плану, она позволит изменять геномы людей. Метод можно будет использовать для профилактики и терапии многих наследственных заболеваний. Вероятно, удастся лечить и некоторые «старческие» болезни. В теории больному диабетом можно будет вставить ген, производящий инсулин, и тем самым вылечить его. Фантазировать можно до бесконечности. Пока это не реализовано, но понятно, как это можно сделать. Но, конечно, помимо излечения с помощью редактирования генома, человечество по-прежнему будет нуждаться в новых лекарствах, 3D-печати органов. Есть вероятность, что технология 3D-печати будет использоваться не только в медицине, но и в пищевой промышленности. Как знать, возможно, напечатать стейк в итоге окажется дешевле, чем вырастить корову.

– В какую область может уйти биотехнолог, который захочет попробовать себя в чем-то новом?
– Уйти в менеджеры - это универсальный способ. Причем, менеджером можно работать в той же компании, где до этого человек трудился, предположим, биохимиком. Он уже разбирается в отрасли, и ему будет гораздо легче, чем человеку «со стороны». Это продавая черепицу, можно быстро начать ориентироваться в продукции. В области медицины и биологии все не так просто, поэтому в менеджеры предпочитают брать людей с профильным образованием.

Если биоинформатик хорош в программировании, он может уйти в эту область или стать аналитиком данных. Причем, это не обязательно должно быть связано с медициной и биологией. Он запросто может оперировать банковскими данными.
Также всегда можно остаться в своей профессии, но уйти в другую область. К примеру, человек, работавший в пищевой промышленности, может податься в науку. И наоборот.

– Какие фильмы вы можете посоветовать посмотреть людям, интересующимся биотехнологиями?
– «Гаттаку». Это, скорее, фильм не о самих биотехнологиях, а о последствиях их использования, но, как мне кажется, такое будущее вполне возможно. Я думаю, рано или поздно все люди будут генномодифицированными, за исключением ярых противников этой технологии. Ситуация будет аналогична вакцинации в современном мире. Мы все привиты, но существуют отдельные люди, которые не вакцинированы сами и отказываются прививать своих детей. В принципе, это хорошо. Эволюцию двигают случайные мутации, изменения и естественный отбор. Возможно, некое меньшинство, чем-то отличающееся от других, в настоящий момент живет хуже, потому что условия среды для него не подходят. Однако рано или поздно условия изменятся, большинство окажется неприспособленным и вымрет, а это меньшинство, напротив, станет процветать. Поэтому пускай люди имеют разное образование, думают по-разному, отличаются друг от друга. Общество должно быть разношерстным - это повышает его выживаемость.