Поминовение на псалтири и молитвенная нагрузка. Псалтирь: без нее уже не могу

Как это работает, и к каким результатам можно прийти, читая Псалтырь:

1. Очищение работает, как и любая православная молитва, через звуковую вибрацию. Поэтому Псалтырь читается вслух.

2. За счет звукового вибрационного воздействия происходит энергетическая чистка.

3. Процесс чтения вслух требует сосредоточения и переключения внимания на незнакомый текст и ударения, что приводит к выравниванию баланса между процессами возбуждения и торможения головного мозга. Таким образом, ум успокаивается.

4. После чтения Псалтыри улучшается ясность восприятия, а, соответственно, из контекста перестают «выпадать» куски текста и слова. Поэтому у человека появляется способность видеть и воспринимать смысл, который изначально был заложен в текст. На фоне этого понимания возрастает доверие к Богу и Пространству, что приводит к улучшению качества жизни.

Прежде, чем приступить к чтению Псалтыри, нужно учесть некоторые особенности работы интерпретатора, с которыми придется столкнуться в процессе.

1. Как только начинается чтение, интерпретатор сразу же пытается вывести информацию на уровень понимания для мозга. Наличие в тексте большого количества незнакомых слов или знакомых слов, которые «никак не связаны по смыслу», на начальной стадии вызывает внутреннее сопротивление (из-за некорректной работы интерпретатора) и отторжение.

2. Если продолжать чтение, то происходит переход на другую стадию: «неинтересный текст», который не может расшифровать интерпретатор, читаемый вслух, вызывает переход к автоматическому чтению с листа, без попыток понимания. Это, в свою очередь, приводит к тому, что появляется большое количество мыслей, которые «наскакивают» друг на друга. Не стоит пытаться остановить этот мыслепоток. Нужно продолжать чтение вслух, стараясь переключать внимание с текста на произносимые звуки и обратно.

3. Энергетическое очищение иногда ощущается, как головокружение или легкая тошнота. Интерпретатор, пытаясь как-то это «прояснить», рано или поздно приходит к выводу, что чтение Псалтыри пагубно сказывается на здоровье. На фоне этих выводов появляется желание отказаться от данного занятия. На этом просто не нужно концентрироваться.

Существуют определенные правила чтения Псалтыри для достижения максимально возможного результата.

2. Существуют «Молитвы перед началом чтения Псалтыри». Это небольшой цикл молитв, который помогает настроить тело и интерпретатор, включая их в процесс очищения. Поэтому есть смысл начинать чтение именно с них. Делается это в самом начале, один раз.

3. Читать Псалтырь можно по одному псалму в день или кафисмами. Кафисма – объединение нескольких псалмов по смыслу с последующими «завершающими» молитвами. Чтение одного псалма следует начинать и заканчивать «Молитвой Господней» («Отче наш»).

4. Существуют также «Молитвы по окончанию чтения Псалтыри». Они помогают завершить процесс очищения тела и интерпретатора. Читаются они тоже один раз, после прочтения всех псалмов или кафисм

Многие православные читают Псалтирь (это может быть несколько псалмов или более). Кро­ме того, существует благочестивый обычай, когда человек читает кафизму и на Славах поминает о здравии и о упокоении. И это уже можно считать дополнительной молитвенной нагрузкой. Такое по­миновение очень эффективно. Во многих монасты­рях читается Неусыпаемая Псалтирь и происходит поминовение как о здравии, так и о упокоении. Но при келейном поминовении на Псалтири тоже есть свои искушения. Приведем краткий обзор.

Когда мы молимся за кого-то, следует прекрас­но понимать, что будет месть от врага, будет иску­шение и надо быть всегда готовым отразить удар! Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2,1).

Обычная молитва за других имеет большую силу. Молитва же на Псалтири особо дерзновенна и имеет особую силу. Прп. Амвросий Оптинский говорит, что всякая молитва сильнее псаломским словом. И, следовательно, раз идет особая помощь за тех, за кого мы молимся, то идут и особые напа­дения. Демоны как бы снимают свой процент с на­ших хороших дел. Если мы мало приносим пользы другим, то обычно бывают и небольшие искуше­ния. Если мы хотим жить богоугодно и тем более еще помогать своим ближним, то демоны особенно восстают на такого человека. Надо это понимать и быть готовым к искушениям и не брать чрезмер­ных подвигов, в том числе когда речь идет о чте­нии Псалтири.

Нападения могут быть различного характера. Если человек уже пожилого возраста, то обычно это произведение гнева и раздражения в человеке, нападки ближних. Если человек молодой и зрелого возраста, то при поминовении других на Псалтири, демоны очень часто воздвигают жесточайшую блуд­ную брань на человека. При этом они стараются про­извести скверные ночные мечтания. Если человек, который поминает на Псалтири, молится усердно, то тогда духовная брань происходит обычно ночью, когда демоны используют многоразличные козни, о которых так подробно говорят святые и старцы.



В любом случае, при поминовении других на Псалтири необходимы регулярное причастие и исповедь, участие в таинствах - все это дает силу человеку и позволяет противостоять дьявольским нападкам.

Более того, хорошо взять благословение свя­щенника на чтение Псалтири за ближних - это даст дополнительную крепость и уже защитит этого человека.

Если же не происходит явных нападок, то мо­жет происходить и следующее. Человек читает Псалтирь за других и чувствует усталость и у него нет сил и желания читать псалмы дополнительно, без поминовения других. Это тоже от лукавого, так как он специально нагоняет такую усталость. От чего происходит данная усталость? Обычно это от чрезмерной молитвенной нагрузки. Человек поминает других и тратит силы. И часто бывает так, что человек имеет огромный список имен, по­минает всех, появляется усталость и еще не пони­мает, откуда это все.

Естественно, это очевидно. Очень часто это именно от чрезмерной молитвенной нагрузки! Один опытный священник высказывал такую мысль, что если человек еще не окреп сильно (а та­ких большинство), то 10 имен уже достаточно. Так­же он предостерегал, что те, кого ты поминаешь, могут на тебя же ополчаться, просто демоны будут воздвигать брань на тебя также через тех, за кого ты молишься, и надо быть к этому готовым. В любом случае, желательно по этому поводу посоветовать­ся со священником, который знает ваше духовное устроение.

Важно, чтобы не было духовного истоще­ния от чрезмерной молитвенной нагрузки. Одно дело - просто читать Псалтирь и совсем другое поминать кого-то. Более того, если человек только начинает читать Псалтирь, то не желательно сразу брать список и поминать других, особенно если нет соответствующей духовной крепости. Это не очень желательно, так как может сломить человека. Ведь очень легко оказаться неготовым к новой чрезмер­ной молитвенной нагрузке! Хорошо вначале просто читать псалмы, вникая в смысл, изучая их, а только уже потом, со временем думать об интенсивном по­миновении.

Еще авва Маркелл предупреждал: «Поверьте мне, чада, ничто так не возмущает, не безпокоит, не раздражает, не уязвляет, не уничтожает, не оскор­бляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демо­ну, но ничто столь не сокрушает его, как Псалтирь».

И еще. Если кто собирается читать Псалтирь ночью, то здесь благословение брать надо непре­менно и еще очень много раз подумать. Этого не стоит делать ни в коем случае, если человек еще только приступает к духовной жизни или только начинает чтение Псалтири. Это очень важное пре­достережение. Просто молитва на Псалтири - осо­бенно сильная. Ночью любая молитва имеет мно­гократную силу. Об этом пишут многие святые и старцы. Но также не стоит забывать, что существу­ют многократные нападения. И вот простой при­мер, что произошло с человеком, который решил читать Псалтирь по другим самовольно, да еще к тому же отказавшись от послушания.

Из поучений прп. Варсонофий Оптинского:

«Старец предупредил одну молодую монахиню не быть самоуверенной. Но вскоре она сама вызвалась читать Псалтирь в церкви по умершему и отказа­лась от сотрудничества других монахинь. В пол­ночь она почувствовала страх, бросилась бежать и защемила дверью свою одежду. Утром ее нашли на полу в нервной горячке. Пришлось ее поместить в лечебницу, где она пробыла год и вернулась с седой головой».

Это еще вызвано тем, что за новопреставлен­ного человека идет особо сильная борьба.

Но, в общем, можно сделать вывод о том, что:

1. Молитва - это великий труд и особенно мо­литва на Псалтири.

3. При поминовении своих близких крайне же­лательно взять на это благословение.

4. Важно не делать длинные списки, которые могут создать чрезмерную молитвенную нагрузку. Признаки: усталость, утомленность, нежелание чи­тать псалмы дополнительно. А вообще молитва за близких - крайне полезна.

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак. 5,16).

Когда мы молимся за ближних, мы проявляем нашу любовь. А истинная, нелицемерная, жертвен­ная любовь так угодна Богу! Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин.13,34).

5. Поминовение других ночью - крайне опас­ное дело и может создать множество искушений.

Если человек действительно думает об этом, то просто необходимо посоветоваться по этому пово­ду со священником или духовником.

Чтение Псалтири очень важно. Важно также и быть готовым отразить возможные искушения и не брать на себя чрезмерных подвигов.

Хорошо бы и Псалтирь читать по порядку, по кафизме, например, в известные времена. В ней най­дутся молитвы, наставления утешения, на разные случаи и состояния духа. При других... чтениях две кафизмы, может быть, и неудобно читать каждый день постоянно. Если и одну прочитаете неспешно, тихо прислушиваясь к духу Псалмопевца, и нечто, что ближе коснется сердца, постарайтесь и после чтения воспоминать в должную минуту, труд не бу­дет тощ пред Господом.

Свт. Филарет Московский

Псалтырь - книга священных гимнов или псалмов, большая часть которых написаны царем Давидом по наущению Духа Святого. В каждом псалме мы видим ту боль, радость, смятение или торжество, которые испытывал Великий Псалмопевец, когда создавал эти священные тексты.

Псалмы используются в богослужениях еще с ветхозаветных времен. И в наше время на службах мы слышим хоровое пение или чтение псалмов. Чтение Псалтыри в храме регламентируется Типиконом - богослужебным уставом.


Чтение Псалтыри дома:

В Православной церкви существует добрая традиция чтения Псалтыри келейно (дома). Читают Священную книгу или по соглашению - несколько верующих, прочитывая за день всю Псалтырь, или индивидуально, по кафизме (разделу Псалтыри) в день. Взяв на себя правило прилежно и внимательно читать Псалтырь дома христианин совершает малый подвиг, это и трудно, и одновременно приносит огромное успокоение душе.

Устава для чтения Псалтыри дома не существует. Но со временем сложились определенные правила, выполнение которых желательно.

*Без благословения, взятого у батюшки, приступать к чтению псалтыри нельзя.

*Прежде чем начать чтение, зажигается свеча или лампада. Огонь при чтении не зажигается только, если в данный момент находитесь в дороге.

*Следуя совету преп.Серафима Саровского, читать Псалтырь надо вслух, негромко. Это облегчает восприятие священного текста не только разумом, но и слухом. «Слуху моему даси радость и веселие» (Пс.50,10).

*Нельзя неправильно расставлять ударения в словах. Это грех. От неправильной расстановки ударений меняется смысл слова, искажается фраза.

*Если сложно стоять, то разрешается читать Священную книгу сидя. Необходимо вставать, когда читается «Слава» и молитвы, с которых начинается и заканчивается чтение Псалтыри или кафизмы.

*При выполнении правила не следует предаваться излишней страстности. Пусть чтение будет немного монотонным, лишенным театральности.

*Не стоит унывать от того, что вначале непонятно, о чем говорится в псалмах. Постепенно раскрывается красота древних текстов, и смысл их становится понятен.

Порядок чтения Псалтыри дома:

*Вначале читаются « Молитвы перед началом чтения Псалтыри «.

*Псалтырь делится на двадцать кафизм , те делятся на части тремя Славами . На Славах при домашнем чтении Псалтыри поминаются живые и усопшие .

*Прочитав кафизму , обязательно чтение тропарей и молитвы .

*Заканчивается Псалтырь чтением « Молитв по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтыри «.

*Не стоит страшиться ошибиться в чем-то или прочитать что-то неправильно, не по уставу. Искреннее покаяние, благодарность за все сделают молитву живой, невзирая ни на какие ошибки.

По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.

Священник Антоний Игнатьев советует желающим читать Псалтирь: «Для чтения Псалтыри на дому желательно взять благословение у батюшки. При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».

Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле.

Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм:

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный. Трисвятое. И по Отче наш…

Господи помилуй (12 раз)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)

Господи, помилуй. (3 раза)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу

Молитвы о здравии и упокоении на Славах:

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя ), родителей моих (имена ), сродников (имена ), начальников, наставников, благодетелей (имена ) и всех православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена ) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.]

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме.

Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

И в конце всего молитвословия:

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй. (3 раза)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

А.Шилов "Сестра милосердия"

Известным является тот факт, что нападения есть при чтении всякой молитвы, а не только при чтении Псалтири . И ни в коем случай не стоит опускать руки. Сам Господь призывает нас вооружаться молитвой! И не нужно унывать, если есть препятствия!
Должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18, 1).

Да, часто во время молитвы возникают различные препятствия, искушения. Но стоит ли уменьшать наше усердие, к этому ли призывает нас Господь? Нет!
В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33).

Будем и мы готовы к различным нападениям и отбивать их! Данные рассуждения кажутся относительно не новыми, но это величайшая мудрость! Просто, говоря откровенно, многие привыкли к различным нападениям вражеским, но нападения при чтении Псалтири особенные и враг особо вооружается. Ещё авва Маркелл говорил:
«Поверьте мне, чада, ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не уничтожает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла - сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто не сокрушает его в той мере, как Псалтирь. Упражняясь в псалмопении, мы, с одной стороны, возносим молитву Богу, с другой - проклинаем диавола».

Поэтому если сразу не верится, что здесь что-то особенное, то необходимо поверить словам великих подвижником, в частности, я привел слова аввы Маркелла.

Нападения при чтении Псалтири бывают разного рода: как явные, так и скрытые. И на человека новоначального обычно идут одного рода нападения. На человека, утвердившегося в вере, как правило, идут нападения более коварные, так как свою борьбу демону завуалируют и человек может полностью не замечать все их козни. И даже некоторые великие святые ошибались, но потом покаялись. Сейчас вкратце дам небольшой обзор нападениям при молитве на Псалтири.

Явные нападения (кратко):

1. Нападения через ближних - одно из самых распространенных. Клевета, оскорбления, ругания и т.д. Но всё это вызывают демоны.
2. Усиление блудной брани. Может здесь быть особо ожесточенная борьба, но, как правило, эта борьба не начинается сразу. Вначале дается время для укрепления в чтении, а потом эта борьба особо обостряется. И если вначале демоны используют основные силы свои днем, то при больших претензиях, ненависти, они ведут в основном ночные атаки. Они хотят сломить человека, но здесь нужно проявить терпение и усерднее взывать ко Господу. Но обычно такая брань происходит не так часто, но если читать Псалтирь за кого-то усиленно ночью. Это мы наглядно видим в житиях святых, как на них вооружались демоны.

Более тонкие нападения:

1. Очень частое нападение - отвлекательный маневр. Т.е. демоны стараются не подпустить человека к чтению, чтобы пропустился день, потом два, а потом человек вообще вышел из системы. То вдруг старый знакомый позвонит, то вдруг пригласят куда-то, то вдруг дополнительную нагрузку предложат, но чтобы не осталось сил на чтение и т.д. Всё это делается для того, чтобы выбить человека из ритма.
2. Человека клонит в сон, он начинает зевать.

Из Лествицы:

«Когда нет псалмопения, тогда и уныние не является; и глаза, которые закрывались от дремоты, во время правила открываются, как только оно кончилось».
В этом духовном законе очень легко самому убедиться. Особенно это происходит на первых порах чтения. Человек начинает зевать, вдруг слипаются глаза, появляется какая-то расслабленность. Казалось бы, какое коварство, как же трудно противостоять демонским козням! С Божьей помощью это возможно! И, кроме того, ведь важно понимать, что демоны, используя такой большой арсенал различных нападений, неявно показывают, как велика молитвенная сила Псалтири. Если бы это была бы просто обыкновенная молитва, то так просто бы они не стали бы вооружаться!

3. Другая распространенная вражья кознь - это тщеславие и гордость. Человек вдруг начинает думать, что он какой-то особенный, что читает Псалтирь. Думает, что другие не читают, а я вот читаю. Безусловно, здесь уже пускает в действие свои козни бес гордыни. И это очень важно отразить именно это нападение. Здесь нужно низлагать это смирением и покаянной молитвой. И не стоит думать, что это пустяки. Такой великий святой как прп. Симеон Столпник чуть не попал в руки дьявола, когда демоны под видами ангелов захотели вознести его на небо как второго Илью. А ведь он ещё в ранней юности выучил всю Псалтирь, непрестанно читал её, стал чудотворцем и великим молитвенником, а демоны все равно рыкали яко лев, хотя поглотить его душу на веки. И если бы не Божье заступление, могло бы всё плохо кончиться. Вообще следует отметить, что демоны гордыни и тщеславия стараются особо обезоружить человека утвердившегося или даже в какой-то мере преуспевающего. Эту мысль подтверждают многие святые и старцы.
В этом же пункте добавлю и про тщеславие.
Тщеславие - великий паразит, съедаюший плоды, в том числе, и Псалтирной молитвы. Очень важное правило: "Не говорите другим, сколько кафизм вы читаете и кого вы поминаете". Этот подвиг милосердия и молитвы должен быть втайне, разве только если своему духовнику. Богу угодны тайны добродетели. Более того, вообще без нужды не надо особо распространяться, что читаете Псалтирь - пусть это будет втайне:
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою (Мф. 6, 2)
Свт. Иоанн Златоуст цитировал наизусть многочисленные фрагменты Священного Писания, но он делал это не из тщеславия естественно, а для усиления своей проповеди. Это как исключение. В общем случае, нежелательно выставлять напоказ свои знания.

Строка поиска: 40 день

Найдено записей : 25

Ирина

Ирина! В церковной практике существует традиция поминовения усопших в третий, девятый, сороковой день и годовщины. Такого понятия, как «двадцатый день» нет. Ваш батюшка сказал о самом главном, что сейчас необходимо усопшему – о церковной молитве. Святые отцы считают поминание за Литургией наибольшей помощью умершим христианам. "Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминовавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. ... душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним. О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе», - пишет св. Иоанн (Максимович). Таким образом, сейчас главное – молиться за Вашего родственника и подавать милостыню за него, а не устраивать поминальные трапезы для родственников и знакомых. Чтение Псалтири тоже похвальное желание.

иерей Владимир Шлыков

Доброго здоровья, батюшка! Вопрос насчет чтения Псалтыри. Если я хочу просто для себя читать по 1 псалму в день, надо ли читать молитвы до и после чтения псалма? И в каких случаях, и какие молитвы читаются? Вопрос насчет милостыни. Если я подаю милостыню не от чистого сердца, а ради будущей участи моей души, засчитывается ли такая милостыня?

Алексий

Алексей, при чтении Псалтири читаются молитвы только один раз - перед началом чтения (молитвы указаны в псалтири). Каждый раз их читать не нужно. Как прочитали полностью Псалтирь, так опять заново нужно читать молитвы. После чтения кафизмы читаются молитвы только по усопшим, о здравии эти молитвы не читаются. Давать милостыню очень полезно для нас же самих: «Милостыня спасает от смерти и покрывает множество грехов». Подавать милостыню от чистого сердца может далеко не каждый, и это нужно в себе тоже воспитывать. Очень хорошо, что Вы вообще подаете, и это тоже полезно и засчитывается как благое дело: «Всякое даяние да будет благо».

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый вечер, батюшки! Скажите, пожалуйста, когда прочитываешь одну кафизму в день, какие молитвы надо читать после нее? Сзади псалтири есть молитвы, читаемые после прочтения одной кафизмы, но я так понимаю, это для тех, кто больше одной кафизмы читает, и после каждой произносит эти молитвы, потом после каждой третьей, сзади еще есть молитвы соответствующие. В общем, как заканчивать чтение Псалтири, если читаю только по одной кафизме в день?

Елена

Елена, Псалтирь можно читать как по усопшим, так и по живым, или просто для себя. Молитвы в конце кафизмы читаются, только когда мы читаем за упокой чей то души, в других случаях эти молитвы не читаются. После кафизмы молитесь своими словами как сможете.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! Я уверена, что на моем муже порча, поможет ли заказ неусыпаемой Псалтыри от этого? Где в Москве можно заказать?

Анна

"Порча"? А кто поставил такой диагноз вашему мужу?! Не могли бы Вы объяснить, что с ним происходит: пьет, болеет, грешит? Вот тогда и будем рассуждать, что делать. А то у нас много добровольных грехов списывают на "порчу" от злых людей, чтобы самим за себя не отвечать. А Псалтырь читайте сами, можете заказать сорокоусты в храмах.

протоиерей Максим Хижий

Добрый день, святой отец, хотел уточнить, при каких обстоятельствах читать 108 псалом?

Максим

протоиерей Максим Хижий

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, можно ли писать записку о здравии человека, который занимается колдовством, черной магией, когда желаешь искренне помочь этому человеку встать на путь Божий? Нам знакомая матушка посоветовала заказывать таким людям Неусыпаемую псалтырь о здравии. Скажите, пожалуйста правильно ли это? Заранее благодарна.

Марина

Марина, если этот человек Вам не родственник, тогда не дерзайте за него молиться – не нужно. За таких людей не все могут молиться. Спасайте свою душу, этого будет достаточно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Спасибо большое игумену Никону (Головко) за ответ на мой предыдущий вопрос, очень помогли. Подскажите, пожалуйста, мой отец упокоился 18 июля, 40-ой день приходится на 26 августа, понедельник. Это будет Успенский пост. Можно ли приготовить поминальную пищу с растительным маслом, или всё-таки придерживаться сухоедения? Просто мы в растерянности, что можно приготовить без масла? И еще, после его ухода я каждый день читаю по кафизме, молюсь за него, заказала в храмах сорокоусты на год, а всё равно огромная тревога. Каждый день переживаю за него и с волнением жду 40-й день. Умер он без покаяния и причащения. Может, ему очень плохо? Может, я ещё что-то не сделала? Заранее благодарю за ответ.

р.б. Наталия

Да, Наталья, на масле приготовить пищу можно. Что касается сухоядения, то этот устав прописан преимущественно для монастырей, а в миру возможны некоторые послабления. За отца продолжайте молиться так, как молитесь, и старайтесь чаще подавать поминание в храме. Вы все делаете правильно, делаете все, что можете, так положитесь на милость Божию - Господь ведь милосерден. Бог да упокоит его душу в селениях праведных!

игумен Никон (Головко)

Добрый день. Нашла у бабушки (она умерла) книги 1900 года выпуска, Псалтырь, состояние довольно плохое. Посоветуйте, пожалуйста, как правильно с ними поступить, может, отнести в храм? И второй вопрос: в доме бабушке уже никто не живет 4 года, иконы висят. Правильно ли это, или их нужно забрать к себе в дом?

Мария

Мария, старинный Псалтырь, если Вам он не нужен, можно отнести в церковь, его поместят в библиотеку. Иконы должны быть в каждой православной семье. Если Вы не живете в том доме, то иконы можно забрать себе.

иеромонах Викторин (Асеев)

8 августа будет год, как я похоронила сына, я каждое воскресенье подаю записки за упокой, заказываю панихиду или литию, сорокоусты. Что я могу еще сделать для моего сыночка в годовщину смерти? Хочется как-то по особому помолиться в этот день. Подскажите адрес, где можно заказать вечное поминовение или неусыпаемую Псалтирь? Храни Вас Господи!

Наталья

Наталья, Вам надо подать записку о упокоении на Литургию, которая будет совершаться 8 августа, и, конечно, молиться за этой службой и самой. После службы нужно совершить панихиду, а также дома устроить поминальную трапезу. Для этой трапезы, кроме обычных блюд, Вы можете приготовить кутью, которую нужно будет принести в храм, на панихиду, чтобы священник благословил ее. Из всего прочего, что Вы перечислили, лучше всего подать записку о упокоении на год. В отношении так называемого "вечного" поминания должен Вас разочаровать - такая треба не имеет благословения священноначалия, принимать ее в храмах не должны, а если где-то это и делается, то по неведению. Что касается неусыпаемой Псалтири, то ее читают в крупных монастырях, в частности, в Сретенском монастыре в Москве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! У меня умерла бабушка, 24 июля будет 40 дней, собираемся заказать в Храме панихиду. Но нам сказали, что нужно еще пригласить домой женщину, которая будет всю ночь читать Псалтырь (все знакомые почему-то называют таких женщин монашками, несмотря на то, что они живут в миру и постиг не совершали). Очень хочется все сделать правильно, подскажите, пожалуйста, нужно ли приглашать такую женщину? И еще один вопрос: мы думали, что поминать и заказывать панихиду нужно на 40-й день, а все говорят, что накануне 40-го дня, т.е. На 39-й. Так ли это? Заранее большое спасибо за ответы!

Юлия

Нет, Юлия, делать это совсем необязательно, а что касается Псалтири, то читать ее должны вы – близкие родственники, и не по ночам, а по несколько кафизм днем после утреннего молитвенного правила. Панихиду и поминки надо совершить в 40 день, но в некоторых храмах принято заказывать требы накануне, чтобы утром служащий священник уже знал, что и когда ему надо совершать.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! После смерти мамы прошло 40 дней. Месяц сама Псалтирь не читала, плохо себя очень чувствовала, только молилась об упокоении души ее и заказывала в храмах молебны и сорокоусты. Теперь сама хочу молиться за маму. Псалтырь читать тяжело, душа сжимается и наполняется каким-то страхом. А вот акафист по единоумершему читаю и плачу, и легче становится. Сколько читать его можно? Есть какие-то ограничения? Спасибо.

Татьяна

Татьяна, читать акафист за единоумершего можно столько, сколько у Вас хватит сил. Мы молимся о усопших постоянно, каждый день поминая их на утренних молитвах, подавая записки на церковное богослужение, соответственно, молитва о них не прекращается никогда. Но если есть желание почитать что-то сверх того минимума, который мы исполняем, это очень хорошо, и делать это можно столько, сколько есть у Вас произволения.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно читать Псалтырь по усопшим: по одной кафизме каждый день? Но ведь их всего 20, а дней 40.

елена

Елена, очень хорошо читать Псалтирь по усопшим в течение сорока дней. Можно читать и более одной кафизмы в день – сколько угодно, сколько по силам. Когда прочитывается весь Псалтирь, его читают снова, и так все сорок дней. И после сорока дней можно, по желанию, читать Псалтирь каждый день, хотя бы по одной кафизме в таком же порядке – закончился Псалтирь, читайте снова.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я начала читать Псалтирь, по одной кафизме в день, дошла до 17 кафизмы, и не знаю, что делать, читать ее или нет, т. к. мои родители и родственники, за которых я молюсь, умерли давно. И еще один вопрос: как правильно читать Псалтирь, на каких Славах какие читать молитвы, а то, может, я неправильно читаю. Буду ждать ответ. Большое спасибо.

Валентина

Валентина, если Вы читаете псалтирь полностью, весь подряд, то и 17 кафизму тоже нужно читать в обычном порядке. После каждой славы молитвы не читаются. Молитвы о упокоении читаются только в конце каждой кафизмы, они есть в конце каждой кафизмы. Можно читать Псалтирь одновременно и о здравии, и о упокоении: в таком случае, после первых двух слав поминаются имена о здравии, после третий славы читаются молитвы, которые там указаны в конце кафизмы, и поминаются имена о упокоении. Если читать Псалтирь только о упокоении, то кафизма прочитывается сразу полностью, и после третьей славы читаются молитвы и поминаются имена усопших, и не имеет значения, когда умер человек, недавно или давно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Я в день читаю по две, а иногда по четыре кафизмы. Не знаю, с чего начинать утром чтение Псалтыря и что читать перед началом следующей кафизмы? После СЛАВА что нужно читать?

Наталья

Наталья, Вы можете начинать чтение Псалтири словами "Приидите, поклонимся", а заканчивать Трисвятым по Отче наш и молитвой, положенной по кафизме.

игумен Никон (Головко)

Ирина

Ирина, Псалтирь по усопшему читается обычно весь подряд. Перед началом чтения Псалтири читаются молитвы предначинательные: Царю Небесный, Трисвятое по Отче Наш. После каждой кафизмы есть молитвы, их нужно читать, они как раз для упокоения читаются, и так читается весь псалтирь. Дома земной поклон делать, конечно, можно, и даже нужно. На пасху и в Светлую седмицу по церковному уставу чтение Псалтири отменяется, мы в эти дни Псалтирь не читаем. На Пасху усопшие тоже получают отраду. В церкви установлен день для поминовения усопших, он называется Радоница. Он совершается всегда во второй вторник после Пасхи. На кладбище нужно ходить на Радоницу а не Пасху.

иеромонах Викторин (Асеев)

Доброго здоровья! Я год назад начал ходить в церковь. И только пару недель назад решился на исповедь. Но грехи написал на бумаге. Батюшка, не читая бумагу, порвал, прочитав молитву. После я причастился. Действительна ли такая исповедь? Ведь Батюшка не знал, о каких я написал грехах. Еще вопрос про Крещение. Не вредно ли окунаться в прорубь, ни разу до этого не пробовав? Как Вы относитесь к Неусыпаемой Псалтыри? Я заказал через интернет на сайте Оптиной пустыни, о здравии. Спасибо.