Праведная тавифа: жизнь по богу. Праведная тавифа - воскрешенная к жизни

«Богородица прядущая». Мозаика алтарного столба в соборе Св. Софии Киевской. Правая часть композиции «Благовещение». 1043-1046 гг.

При нашем и многих других храмах есть кружки, где обучают детей рисованию и рукоделиям. Есть ризные, где хранятся богослужебные облачения, не редкость и швейные мастерские. Все занятия в церкви начинаются с молитвы Святому Духу. Но, возможно, не все знают, что у рукодельниц немало небесных покровителей. И первая среди них – Сама Божия Матерь.

Как говорит предание, Она с трех лет пребывала в Иерусалимском храме, где изучала Священное Писание, молилась и занималась рукоделием – прядением, ткачеством и вышивкой. В «Протоевангелии Иакова», апокрифическом памятнике II в., сообщается, что Богородица достигла в этих работах большого искусства. В числе семи непорочных дев из рода Давидова Она была избрана для создания новой храмовой завесы. По преданию, именно эта завеса «раздралась надвое, сверху донизу» (Мф. 27, 51) в момент крестной смерти Спасителя. «Нешвенный» хитон, о котором метали жребий воины при Кресте Господнем, также соткала для Своего Сына Божия Матерь.

Особые помощники в рукоделиях есть и среди святых. Недавно (25 октября / 7 ноября) отмечалась память праведной Тавифы. В книге Апостольских деяний сказано, что эта ученица апостола Петра была «исполнена добрых дел и творила много милостынь», шила одежду для бедных женщин Иоппии. Когда Тавифа внезапно умерла, Петр воскресил ее, и многие в Иоппии уверовали в Господа (Деян. 9, 36-42).

Воскрешение прав. Тавифы ап. Петром. Мозаика Палатинской капеллы. Палермо, Сицилия. XII в.

Сегодня Иоппия – это Яффа, южный район Тель-Авива. С 1868 года здесь расположено подворье Русской духовной миссии с гробницей праведной Тавифы и храмом ап. Петра, освященном в 1894 году. Раньше в Палестину добирались морем, главный порт находился в Яффе. Прибывающие русские богомольцы останавливались в гостинице для паломников на этом подворье. Так что первыми встречали наших соотечественников на Святой земле апостол Петр и праведная Тавифа.

Вышивальщицы, особенно те, кто трудится для церкви – готовит храмовые облачения, литургические покровцы, облачения для священства – часто обращаются за помощью к преподобной Софии Суздальской (память 1/14 августа и 16/29 декабря). Имя святой в миру – великая княгиня Соломония Сабурова. Брак с великим князем Василием Иоанновичем был поначалу счастливым, но омрачился «бесчадием». Множество прекрасных пелен и покровов для мощей с молитвами святым вышила в своих мастерских Соломония Юрьевна. Много было сделано богатых вкладов в монастыри в надежде вымолить наследника.

Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому, с праздниками и святыми. Пелена работы вел. кн. Соломонии Сабуровой. 1-я пол. XVI в.

Все же после двадцати лет супружества княгиню насильно отправили в монастырь, а князь женился на Елене Глинской. От этого брака родился Иоанн IV Васильевич, прозванный Грозным. К первой жене отца он относился, как ни странно, с почтением. Княгиня смирилась со своей участью и подвизалась до самой смерти в 1542 году в Покровском суздальском монастыре. Стала святой покровительницей Суздаля, спасала его от захватчиков. Мощи преподобной Софии прославились исцелениями, известна ее помощь в бесплодии. Сегодня шитые иконы из мастерских вел. кн. Соломонии Сабуровой считаются лучшими образцами этого искусства первой половины XVI века.

Покровитель Урала и Сибири святой праведный Симеон Верхотурский шил шубы для крестьян. В каком доме шил, там его кормили и давали ночлег, а по окончании шел к другим. Он хорошо знал Библию и за работой вел разговоры на евангельские темы. Так праведный Симеон апостольствовал, переходя из дома в дом и благовествуя за шитьем. На Урале в XVI — начале XVII века жили язычники, он только осваивался Россией и очень нуждался в христианской проповеди.

Св. прав. Симеон Верхотурский в житии. Современная икона

Как говорит житие, пищу и кров св. Симеон считал достаточной платой за труды. Рано утром, пока все спали, уходил из дома, немного не окончив работу. Случалось, его догоняли и даже побивали. Потом уже понимали, что так поступал этот странный человек по смирению, чтобы не брать денег и избежать похвалы. Через полвека после его преставления, в 1692 году, были обретены нетленные мощи, начались исцеления. В клеймах житийных икон прав. Симеона всегда изображаются исцеления и чудеса, которые происходят и по сей день. И всегда есть клеймо, где он шьет шубы.

Великомученица Параскева Пятница

Самой популярной покровительницей рукоделий на Руси была Параскева Пятница (память 10 ноября). В прежние времена в редком доме не было иконы этой святой. Ей молились о сохранении домашнего очага, семейном счастье и благополучии. Женщины просили помощи в домашних делах и чадородии, а девушки молились о хороших женихах. О широком почитании святой говорит множество сохранившихся икон. Самые ранние датируются началом XIV века. Параскева изображается как мученица в ярко-красном мафории с крестом в правой руке. Левая рука открыта по направлению к молящемуся (это т.н. «жест праведника»). Иногда в ней может быть сосуд, по-видимому, полный масла, как у премудрой девы (см. Притчу о десяти девах, Мф. 25, 1-13).

Св. Пятница. Новгородская икона XIV в.

Великомученица Параскева жила в III веке в Иконии (Малая Азия) в богатой и благочестивой семье. Родители особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и дочь, родившуюся в этот день, назвали Παρασκευή, что в переводе с греческого означает «Пятница». Рано осиротев, Параскева полюбила чистоту девственной жизни и дала обет безбрачия. Хотела посвятить себя Богу, просвещению язычников. На этом пути суждено было девушке, носившей в имени память о дне великих страданий, приобщиться и самой Страстям Христовым.

Император Диоклетиан (284-305 гг.) повелел правителю Ликаонии Аэтию истребить христианскую веру во всех подвластных ему городах. Когда Аэтий прибыл в Иконию, к нему привели св. Параскеву. За отказ принести жертву языческому идолу ее привязали к дереву и терзали железными гвоздями. Изъязвленную до костей, бросили в темницу, но Бог не оставил страдалицу и чудесно исцелил. Не вразумившись этим знамением, палачи продолжали мучить святую, пока не отсекли главу. Христиане оплакали мученицу и предали тело земле. Подробный рассказ о подвиге св. Параскевы можно увидеть в клеймах ее житийных икон, которые появляются в XVI веке: заточение в темницу, предстояние царю, мучение жилами, железными когтями, свечами, сокрушение идолов в языческом храме, явление мученице Богоматери с ангелом, усекновение и погребение. Иногда изображается пригвождение мученицы ко кресту. Этим подчеркивается связь ее имени с днем страданий Христовых, а также то, что все мученики в своих подвигах подражали Христу.

Мц. Параскева с житием. Икона нач. XVI в. Тверь. Музей им. Андрея Рублева, Москва.

Храм св. Параскевы Пятницы на Торгу. Ярославово Дворище. Великий Новгород. 1207 г.

На Руси святая Параскева всегда пользовалась особой любовью. Простой народ называл мученицу Пятницей, Пятиной, Петкой. В древних русских месяцесловах она именуется «святая Параскева, нареченная Пятницею». Храмы в ее честь во множестве строились на Руси и назывались Пятницами. В Челябинской области тоже было три храма, но все разрушены в советское время. Наименование Пятниц получали в старину и небольшие придорожные часовни, где прощались и благословлялись на дорогу.

Святая Параскева считалась покровительницей торговли. По-видимому, это было связано с тем, что по пятницам устраивались на Руси так называемые пятницкие торги и ярмарки. В древности на городских торжищах ставилась икона святой Параскевы. Иногда здесь строился ее храм, как, например, знаменитый памятник домонгольской эпохи храм Параскевы Пятницы на Торгу в Великом Новгороде. Или не менее знаменитый, разрушенный в годы Великой Отечественной войны и недавно восстановленный храм св. Параскевы в Чернигове. Особенно почитали мученицу в купеческом Новгороде и долго входившем в его состав Пскове, а также на Русском Севере, который заселялся в основном новгородцами.

Св. Параскева Пятница. Деревянная храмовая скульптура XVI в. Архангельский музей изобразительных искусств .

По церковному верованию, святая Параскева – покровительница полей и скота. В день ее памяти в церковь для освящения приносили плоды, которые хранились как святыня до наступающего года. Приносили в храм и оттрепанную первину льна, которую посвящали мученице. По традиции с 28 октября (10 ноября) – дня памяти св. Параскевы – женщины начинали мять лен. В связи с этим ее называли иногда «Параскева Льняница». Молились святой и о сохранении скота от падежа.

С XVI в. св. Параскева изображается со свитком в правой руке, на котором начертан Символ веры. Это связано, возможно, с противостоянием ересям, а также с тем, что крестьяне смешивали почитание христианской святой с древним языческим культом Мокоши. Днем особого поклонения Мокоши – главного женского божества в славянском пантеоне – была пятница. Мокошь (Макошь) была богиней плодородия, покровительницей прядения и ткачества, матерей и незамужних девиц. В качестве оберега она изображалась в виде стилизованной женской фигурки с птицами или цветами, иногда с воздетыми руками. На Русском Севере в противовес этой традиции великомученицу Параскеву стали изображать в рост в позе оранты (молящейся) – с воздетыми руками, с крестом и свитком Символа веры. По этой же причине ее, вероятно, изображали с избранными святыми – столпами Церкви и наиболее почитаемыми исповедниками Православия. На процессионных иконах святую иногда писали на обороте образа Богоматери.

Св. Параскева Пятница и Вселенские учители и святители. Псков. XVI в.

На иконах XIV-XV веков св. Параскева предстает суровой подвижницей. В XVI веке образ мученицы становится более женственным и даже грациозным. Главу покрывает светоносный белый плат, иногда парящие ангелы венчают ее короной. Появляется и более сложное осмысление образа. Так, в сюжетах Страстей Христовых святая может изображаться как персонификация Великой Пятницы.

Поразительно, сколько св. Параскеве из Иконии довелось послужить на Руси! Не было, наверно, ни одного сельскохозяйственного и ни одного женского занятия, в которых бы не помогала мученица. Это весь цикл полевых работ, скотоводство, домашние заботы и рукоделия, замужество, рождение и воспитание детей. Еще покровительство в торговле, обличение язычества и, кроме того, причастность самой сердцевине христианства – спасительной жертве и страданиям Христовым…

По вере и молитве Господь и Его святые во главе с Божией Матерью не оставляют нас попечением, помогают во всех делах. Конечно, есть и другие, более современные покровители в рукоделиях. Например, святые Царственные страстотерпцы, памяти которых будет посвящен 2018 год. Известно, что княжны и царица Александра Феодоровна вышивали для храмов. Но это уже тема для другого разговора.

Св. Параскева Пятница. Икона из часовни д. Пасмурово около Череповца. Вологодская обл. Начало XVI в.

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.

2 0

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

7 ноября (25 октября по «старому стилю» - церковному юлианскому календарю). Среда 24-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать четвертой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). День постный , на трапезе благословляется пища с растительным маслом . Сегодня в Русской Православной Церкви, чей календарь никак не зависит от трагического события 100-летней давности, совершается память 7 поименно известных угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.

Праведная Тавифа Иоппийская . Святая I (апостольского) века , известная своей праведностью и чудом, описанным в Апостольских деяниях. Когда святая Тавифа скончалась, близ Иоппии проповедовал первоверховный апостол Петр . Он приехал к месту кончины святой Тавифы, помолился, преклонив колена, подошел к одру почившей и воззвал: «Тавифа, встань!», после чего праведница чудесным образом воскресла (Деян. 9, 36).

Мученики Маркиан и Мартирий Константинопольские . Церковнослужители Цареградского собора IV столетия от Рождества Христова: Маркиан был чтецом, а Мартирий - иподиаконом. Оба резко воспротивились еретикам-арианам, умалявшим Божественную природу Христа, в момент их усиления в Римской империи. Они смело обличали нечестивцев, и никакие угрозы и пытки не отвратили их от истинной веры. В 355 году от Рождества Христова оба страдальца приняли мученические венцы - были казнены усечением глав. Христиане благоговейно похоронили мучеников Маркиана и Мартирия, а позднее их честные мощи были торжественно обретены.

Святые мученики Маркиан и Мартирий. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученик Анастасий Аквилейский, Салонский . Святой страдалец, принявший мученический венец за проповедь Слова Божия в Салоне (Далмация) в III столетии от Рождества Христова. Язычники бросили тело святого Анастасия в море, но одна благочестивая христианка, богатая матрона Аскалопия, обрела его честные мощи, от которых сразу же стали совершаться благодатные чудеса и исцеления.

Мученик Анастасий Аквилейский, Салонский. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобные Мартирий диакон и Мартирий затворник, Печерские . Тезоименитые русские святые XIII-XIV столетий от Рождества Христова, совершавшие монашеские духовные подвиги в знаменитой Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре - первой обители Земли Русской. О первом (из богослужения этому святому) известно, что его отличали трудолюбие, праведность и сердечная чистота, а также дар изгнания бесов и исцеления недугов. Оба отца Мартирия были погребены в лаврских Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Преподобная Матрона (Власова), исповедница . Воспитанница и постриженица Серафимо-Дивеевской обители, немало пострадавшая за верность Христу и Его Церкви в период советских богоборческих гонений. Инокиня Матрона провела немало лет в тюрьмах, лагерях и ссылках, в том числе по чудовищному по своей абсурдности обвинению в участии в «контрреволюционной церковно-фашистской организации». Только последние годы жизни старица провела на свободе и мирно отошла ко Господу 7 ноября 1963 года . Прославлена в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской, мощи святой Матроны обретены и сегодня находятся в домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины Серафимо-Дивеевского монастыря.

Поздравляем православных христиан с днем всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 630px; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; font-family: inherit;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 600px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #30374a; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 3px; -moz-border-radius: 3px; -webkit-border-radius: 3px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: normal;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #002da5; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: center;}

125 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо

Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. Павел Платонов

165 лет
Завершение деятельности первого состава РДМ в Иерусалиме

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

130 лет
Поднятие флага ИППО над Сергиевским подворьем в Иерусалиме в честь дня рождения вел.кн. Сергея Александровича


Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): история и современность. Павел Платонов

Статьи и интервью

Монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иорданской долине. П.В. Платонов

Святая Земля

Информационные партнеры

Храм святого апостола Петра и праведной Тавифы
на русском участке в Яффе

Среди участков, когда-то приобретенных на Святой Земле архимандритом Антонином (Капустиным), одним из важных в истории русского духовного присутствия на Святой Земле был участок в Яффе.


Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Краткая история Яффы до русского духовного присутствия

Город-порт Яффа - один из древнейших городов мира, связанный с именем сына Ноя Иафетом (Яфетом) «Он распространится» - таков дословный перевод имени Яфет. По преданию Яфет после потопа заново основал этот город, известный в Библии под греческим названием Иоппия. Другая версия происхождения названия города от ивритского слова «яфе» - красивый).

Вид на Яффу с моря.

Еще один библейский персонаж пророк Иона отплывает на корабле из Яффы в Фарсис (Таршиш), нарушая повеление Божие идти проповедовать в Нивению (Иона1,3). На побережье Яффы вернулся незадачливый Иона из чрева Левиафана. Ливанские кедры для строительства Соломонова храма прибывали в этот же порт.

Драматична и интересна история этого библейского города, повидавшего за тысячелетия своего существования немало завоевателей.

С XV века до н.э. несколько столетий город находился во власти египтян, которые в 1200 году до н.э. были изгнаны оттуда филистимлянами. Иисус Навин пытался отбить у филистимлян Яффу, но не смог, и лишь земли вокруг нее были отданы в надел колену Дана. (Сегодня вся эта территория называется Гуш-Дан).

Яффой поочередно владели: Египет, Вавилон, Персия и Сидонское царство. К 332 году до Р.Х. город был завоеван Александром Македонским, расширявшим свою империю и покорявшим все новые и новые народы.

Во время еврейского восстания Маккавеев (167 г. до Р.Х.), направленного против гнёта крупнейшего эллинистического царства Селевкидов, жители Яффы нееврейского происхождения решили избавиться от евреев. Они коварством заманили их на корабль и утопили в море. Разгневанный Иуда Маккавей, вождь народного восстания в Иудее, напал на город, сжег порт и корабли, но взять город ему не удалось. Только позднее, в 169 году, Яффу захватили последователи Иуды Маккавея, и она стала относиться к Иудейскому царству. При Маккавеях расширяется порт, город окружается новой стеной с башнями, чеканятся монеты с изображением якоря.

Дом Симона кожевника (Дом Св.Петра).

Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Во времена Спасителя город Яффа был процветающим городом со смешанным населением. Здесь некоторое время жил в доме кожевника Симона св. апостол Петр. Здесь же апостолу Петру было видение: «…сходящий к нему некоторый сосуд… В нем находились всякие четвероногие земные… И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь» (Деян., 10:11-13) В Яффе также он совершил чудо воскрешения праведницы Тавифы, которая: «…была исполнена добрых дел и творила много милостынь».

Затем еврейские моряки из Яффы принимали участие в боевых действиях против римлян во время Иудейской войны 66-73 годов н.э. или Великого восстания против римлян. Евреи Яффы, желая поддержать повстанцев, выслали свои суда против Веспасиана. После подавления восстания римляне объявляют город свободным городом Флавия Иоппа.

При арабских завоевателях, покоривших Палестину за десятилетие с 630 до 640 года, Яффский порт приобрел особое значение из-за близости к их столице Рамле . Арабский историк ал-Макдиси писал: «Яффа — маленький городок, но порт его - как щит для Рамлы. Стены порта крепкие, никакие метательные орудия не могут их пробить, а городские ворота и ворота порта железные».

В XII веке сюда пришли крестоносцы и создали графство Яффо-Ашкелон. Крестоносцы превратили Яффу в свой важный перевалочный пункт, построили здесь церковь в честь апостола Петра. Их выбили оттуда мамлюки , которые в 1268 году вырезали всех христиан и разрушили город до основания. В упадок пришел не только город, где в его развалинах ютились немногочисленные жители, но и порт.


Яффа в 1585 г. Вид с западной стороны

Яффа в 1647 г.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Только лишь во второй половине XVII века город был восстановлен, и Яффа стала главным портом, через который на Святую Землю прибывали христианские паломники, которых не останавливали опасности столь далекого путешествия, ведь вплоть до XVIII века здесь действовали морские пираты, и христианские паломники подвергались нападениям пиратов с моря и разбойников на суше. Только при посредничестве Франции в XVIII веке с пиратами удалось достигнуть соглашения о ненападении на корабли, прибывающие в Яффу.

В 1799 году во время Египетского похода Наполеону пришлось вести тяжелые бои за Яффу. Три дня велась осада, когда же удалось пробить брешь в стене, французских солдат встретило отчаянное сопротивление турок за каждый дом. Разъяренные солдаты Наполеона убивали всех подряд. Вскоре разразилась эпидемия бубонной чумы. Наполеон спешно бежал, оставив в городе более 200 тяжело раненных своих солдат.


Яффа. Мечеть

Абу-Набу (слева) и фонтан Абу-Набу

Базар и пристань в Яффе.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Лишь через 15 лет после этого разгрома и опустошения и в связи с возрастающим паломничеством, Яффа начала заново отстраиваться и возрождаться при губернаторе Мухаммеде Абу-Набуде о жестокости которого ходили легенды («набуд» в пер. с арабского «дубинка, палка»). При нем отреставрировали стены, камень для которых привозили из Кейсарии и Ашкелона. Ворота укрепили пушками, поставили стражников, открыли таможню. Особое внимание Абу-Набуд уделял порту. Рядом с портом был построен хан (постоялый двор) и несколько рынков. На месте старой выросла новая мечеть, выстроили роскошные фонтаны. Открываются французское и английское консульства.

Становление русского духовного присутствия в Яффе

В 1820 году в Яффе было создано Российское вице-консульство - первое русское дипломатическое представительство в Святой Земле. Через 36 лет возникло Российское общество пароходства и торговли, отправляющее корабли с паломниками из Одессы на Афон и в Яффо по льготным ценам.

Корабли и перевозчики в гавани Яффы.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Из-за подводных камней и скал Яффской гавани пароходы не имели возможности причалить к берегу, и паломники, прибывающие в Яффу, часто попадали в руки лодочников, которые достаточно беспардонно запихивали их багаж в лодки и бесцеремонно везли в местные гостиницы, где с них брали плату в 2-3 раза больше, чем это стоило на самом деле.

Интересно описывает прибытие в Яффу в своей книге «Путешествие в Палестину» Василий Николаевич Хитрово - будущий секретарь, идеолог и вдохновитель Императорского Православного Палестинского Общества, посетивший Святую Землю летом 1871 года:

«Прибывший корабль останавливается, в случае спокойного моря, верстах в 2, 3, и даже 5 от берега, в случае бури, он вовсе не останавливается, а скорее удаляется от берегов. Защиты от ветров никакой. Затем когда пароход или корабль бросил свой якорь, вам предоставляется уже на лодке добираться до суши. Но среди этих стоянок, Яффская считается еще более других опасной. В Версте от берега идет подводная гряда камней, остаток ли каменистого дна выточенного вековым морским прибоем - неизвестно. Среди этой подводной гряды остается пространство в две, три сажени ширины, в эти ворота и следует попасть тому, кто желает сухим пробраться в Яффу. Подъезжая к ним, лодочники приостанавливаются, ждут волны и на хребте ее переезжают опасное место, несколько саженей вправо и влево и вы попадаете на камни, лодка переворачивается и вам приходится брать морскую ванну. Впрочем следует заметить, что практика нескольких столетий настолько навострила опытность Яффских лодочников, что не попасть в эти ворота случается им крайне редко, чтобы не сказать - никогда.

Когда проезд во случаю бури не возможен, даже для самого опытного лодочника, корабли не останавливаются и вам, желающему высадится в Яффе, приходится или в Кайфу или в Порт-Саид, с тем, чтобы оттуда опять возвратиться, рассчитывая на более благоприятную погоду. Так как бури не было, мы, как вероятно миллионы поклонников всех пережитых времен и столетий, выжидали волну, ловко пробрались с ней по ту сторону каменистой гряды, и через несколько минут очутились у нескольких высоко нагроможденных камней, носящих громкое название Яффской пристани. Кто-то подал руку свержу, кто-то подсадил снизу и таким образом рано утром 12 июля очутились мы на берегу Палестинском.

Полунагие, черномазые мальчишки подхватили наши дорожные мешки, из соседнего окна закричал что-то, какой-то барин в феске, оказавшийся таможенным досмотрщиком, над ухом кто-то прокричал неизбежное на востоке «бакшиш», и мы вслед за кавасом уже зашагали по улицам Яффы. По улицам, говорю я применительно к Европейским понятиям, потому что в действительности нельзя же так назвать тот длинный, узкий, угловатый, поднимающийся и опускающийся коридор, по которому мы шли, и который еще более походил на коридор, в виду полного отсутствия, в большинстве восточных городов, в том числе и в Яффе, окон на улицу» .

Не менее интересное описание прибытия в Яффский порт и первых впечатлений от посещения древнего города дает паломник Сергей Меч в 1895 году:

«Пароход подходит к городу Яффе. Этот город похож на груду домов, которые тесно прилепились друг к другу. Подойти к Яффе вплотную пароход не может; перед городом, в море, есть гряда подводных камней, и волны с шумом разбиваются об нее. Поэтому пароход становится на якоре за целую версту от берега, и нужно уже в лодке плыть в Яффу.

Едва только наш пароход бросил якорь и остановился, как его окружают сотни лодок, где сидят загорелые, смуглые арабы.

Им, вроде как у нас извозчикам, хочется найти себе пассажира, чтобы свезти его на берег и получить плату. Все они кидаются на пароход. Черные, коричневые, серые, смуглые и белые лица лезут друг через друга по лесенке парохода (по трапу), кулаки сердито взмахивают по воздуху, лица искажаются гневом, все кричат, бранятся, машут руками, опрокидывают друг друга. Висячая лесенка трапа трещит от этого неистового напора и, кажется, вот-вот загремит вниз со всею этой уцепившеюся за нее толпой. Чемоданы пассажиров расхватываются дерзкими руками, без спроса и торга, неистово тащатся к борту и шлепаются оттуда вниз, на качающиеся лодки. Арабы, овладев пожит-ками, вполне уверены, что пассажиры сами разыщут их и волей-неволей очутятся в их лодках. Но самые дерзкие не довольствуются пожитками, они хватают также бесцеремонно и самих пассажиров и насильно тащат их в свои лодки.


Городские улицы на набережной Яффы.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Но вот мы и на набережной Яффы. Эта набережная узка, тесна, плохо вымощена и до того загромождена вечно толкущимся народом, осликами и верблюдами, что по ней трудно пробраться, особенно в дни прибытия пароходов. Когда русский богомолец высадится на эту набережную, когда он почувствует под собою твердую землю, то в эту минуту он забывает все. Не слыша гама и шума толпы, галдящей на набережной, он не стесняется открыто выражать чувства, наполняющие его сердце, - падает ниц и целует священную землю.


Яффа.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Яффа красива только издали, но когда взойдешь в нее, то сейчас видишь, что это плохой городишко. Улицы темные, узкие, грязные, иногда ступенями идут в гору, так что по ним идти все равно, что лезть на колокольню Ивана Великаго. Путешествовать по ним в жаркий день да еще с багажом очень тяжко. А солнце в Палестине греет ведь не по-нашему. Палестина находится в теплых краях, где зимы никогда не бывает, и где солнце прожигает насквозь человека.

Что хорошо в Яффе, так это не город, а сады, которые окружают его полукругом верст на восемь. Во всем мире, я думаю, мало таких роскошных садов. Это целые леса из апельсинных деревьев, и к ним примешиваются абрикосы, персики, миндаль.

Ежегодно сотни тысяч апельсинов везется из Яффы в наши страны. В феврале месяце апельсинные деревья начинают цвести, и тогда, подплывая на пароход в Яффу, можно уже за 2 версты слышать чудесный запах этих цветов.

Так как дождя в Яффе все лето почти не бывает - он идет там только в декабре, январе и феврале - то Яффские сады необходимо поливать, чтобы они не посохли. Но дело в том, что кругом Яффы нет ни одного ручья. Поэтому там в каждом саду выкопан колодезь, из которого целый день черпают воду и подливают сады.


Караван паломников готов отбыть из Яффы в Иерусалим.
Фото из архива Иерусалимского отделения ИППО

Расстояние от Яффы до Иерусалима тоже самое, что между Москвой и Троице-Cepгиевой Лаврой, т. е. около 70 верст. Недурное шоссе и железная дорога соединяют эти два города… Но лучше всего идти пешком, взяв в руку палочку, да закинув за плеча котомку с самым необходимым добром.

Через? часа пути дорога выходит из садов яффских и вьется по ровному месту, между полей, нив и деревушек. Идя по этой дороге, мы увидим много любопытного. Старинные полуразрушенные колодцы ютятся в зелени, а возле них толпы женщин в тех же одеждах, с такими же кувшинами, какие были во время Рахили и Лавана; огром-ные арабы ждут на крошечных осликах; стада овец ожидают своей очереди напиться у колодца; пастухи наигрывают на свирели; женщины идут с фрук-тами на рынок в Яффу; арабы на верблюдах, на лошадях, на ослах. А вдали синеют Иудейские горы, на которые смотрел еще Авраам и Ной» .

К концу 60-х годов XIX века становилось очевидным, что нужно иметь свое подворье для русских паломников в Яффе или ее окрестностях, и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандрит Антонин (Капустин), благодаря своей личной инициативе, как и в случаях с другими русскими участками на Святой Земле, практически осуществил это благое дело.

Храм св.апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффе

В 1868 году архимандрит Антонин приобрел в окрестностях Яффы участок земли, имевший название «Дарбатейн Тавифа - (Два переулка Тавифы) » — (фруктовый сад) . Это место было известно русским паломникам, которые давно выходили на молитву на большой пустырь, рядом с иудейскими могилами. Участок принадлежал двум владельцам и в приобретении его отцу Антонину помог Яков Халеби - многолетний помощник архимандрита Антонина. Участок был оформлен на имя Якова Халеби 18 августа 1868 года ].


Францисканский странноприимный дом в Яффе


Яффа. Вид на немецкую колонию.

Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Но к покупке земель архимандритом Антонином петербургские власти, в лице Азиатского департамента МИДа, а также и Синода, относились неблагожелательно. Приобретения архимандрита Антонина шли вразрез с государственной политикой России того времени - «сохранения статус-кво над святыми местами». Абсурд ситуации заключался в том, что в то же время католики и протестанты приобретали для себя всё, что только возможно, не беспокоясь особо тем, выходят ли они из дипломатических границ. Такое отношение столицы, естественно, вызывало справедливое возмущение и удивление о. Антонина. Странная ситуация получалась, все исповедования покупали земли в Палестине, а Россия, стремившаяся к покровительству Православия и к укреплению своих позиций, отрицательно смотрела на это из-за некоторых сомнительных дипломатических опасений .

Дом, построенный о.Антонином на русском участке в Яффе,

использовавшийся как приют для поклонников.


Яффа. Русский дом в саду Св.Тавифы.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Как бы там ни было, через некоторое время после покупки, на участке появились хозяйственные постройки, дом, который использовался как паломнический приют, и где любил бывать о. Антонин, выкопан бассейн и колодезь для воды. Также были насажены плодовые (апельсины, лимоны, маслины, гранаты, смоквы) и декоративные (кипарисы, эвкалипты, сосны) деревья. Размер земли, купленный в Яффе, равнялся 33.750 кв.м., цена 2.800 франков . С южной стороны был куплен еще небольшой надел за 180 франков.

Склеп св.прав.Тавифы.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Часовня над гробницей прав.Тавифы,
обустроенная еще архимандритом Антонином (Капустиным)
Фотоархив Общества «Россия в красках»


Мозаичный пол сохранился с византийского периода.
Фотоархив Общества «Россия в красках»

Именно этот участок местное предание связывало с местом упокоения св.прав.Тавифы. Архимандрит Антонин с помощью иерусалимского архитектора Конрада Шика нашел место в саду, где при раскопках была обнаружена гробница праведницы с хорошо сохранившейся мозаикой византийской эпохи V-VI веков.

Появление русского участка в Яффе имело большое значение для русских паломников того времени. Теперь, прибывающие к святым местам поклонники, могли воспользоваться русским подворьем, где получали все необходимое по символическим ценам, где их встречали на родном языке. Этот факт отмечается в воспоминаниях Василия Николаевича Хитрово «Путешествие в Палестину».

«Несколько поворотов вправо и влево, несколько всходов наверх, спусков вниз и мы у дома, с высеченным в стене крестом. Дверь отворилась, двор окруженный комнатами, наружная лестница наверх, еще двор, оказавшийся плоской крышей нижних построек, несколько дверей из выходящих на него комнат. Добро пожаловать, вы в Яффском русском подворье.

Да если бы даже этого не проговорил ломанным русским языком, араб смотритель дома, то эта стоящая в дверях богомолка в черном платье и платке на голове, этот самовар, который виднелся на столе в другой комнате, все это напоминало хорошо знакомые картины далекой родины» .

Вот как описывался русский участок в Яффе в Акте об учреждении вакуфа архимандритом Антонином от 12 сентября 1889 года:

«<6> Яффа

Весь участок, известный под названием «Дарбатейн Табита» (Два переулка Тавифы), находящийся за пределами Яффы, составляющий часть ее южных земель, расположенный среди развалин общественного водоема, названного «Себиль-аль-Шифа», состоит из двора и сада. На дворе находятся: колодец, резервуар, «финде» («финде» — особое выражение яффских садоводов, означающее деревянную конструкцию, которая поддерживает колесо колодца), железное колесо, дом (две комнаты и коридор в нижнем этаже и четыре комнаты и коридор - в верхнем), три смежные с домом комнаты на южной стороне, с отдельным входом, большая конюшня и помещение, предназначенное для складирования соломы и ячменя, прилегающие к упомянутому дому с восточной стороны, три смежные комнаты в упомянутой конюшней на восточной стороне, большая комната со стенами из дерева и кирпича, расположенная между резервуаром и колодцем, кухня, расположенная напротив упомянутых трех комнат, находящихся на северной стороне. В саду есть различные деревья, механизмы для полива деревьев, ограда из живых кактусов, которая окружает сад с четырех сторон.

Границы описываемого «байара» (сада) со всеми его постройками таковы: на юге - проселочная дорога, на которую выходят двое ворот, которые ведут в упомянутый сад, и жилища негров. На востоке - сад Джириеса Даббаса, православного. На севере - виноградник приюта господина нашего, друга Божия, Шейха-эль-Бакри, который (виноградник) является собственностью покойного Ассажа Мансура. На западе -проселочная дорога.

Основание и происхождение:

Описываемый сад куплен учредителем вакуфа, что подтверждается копией ходжета, зарегистрированного в шариатском суде Яффы, причем оригинал хафсета датирован 24 Джемази-ль-Евел 1290, а копия скреплена подписью и печатью бывшего судьи Мохаммеда Решида-эль-Аттара их Дамаска. Строительство зданий и посадка деревьев были осуществлены им на его собственные средства.

Все права на земли, дороги и сооружения всего вышеперечисленного, равно как и то, что может быть к этому присовокуплено, включены в вакуф, который учрежден на основании подлинных документов и является безупречным с точки зрения законности, вакуф безукоризненный и обязательный для соблюдения, где имя никогда не исчезнет и ни одна черта не прейдет, но, напротив, с прошествием времени он (вакуф) будет прочнее и крепче и будет длиться во веки веков, пока Господь, лучший из наследников, не наследует землю и все, что на ней».


Яффа. Судное место.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург


«Голгофа» архимандрита Антонина.
Фотоархив Общества «Россия в красках»

Здесь стали формироваться караваны паломников, шедшие в Иерусалим через селения Рамле, Лидду и Абу Гош в сопровождении охраны и представителей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а с 1882 г. и Императорского Православного Палестинского Общества. Скоро вся эта земля с восточной стороны от Яффы превращается в цветущий сад - одно из красивейших мест в городе, и Яффский участок считается одним их самых благоустроенных и красивых владений Русской Духовной Миссии. Архимандрит Антонин любил это место и часто проводил здесь время в летние месяцы и даже соорудил здесь «модель Голгофы» - большой насыпной холм, повторяющий масштаб и общие очертания археологически реконструированной ученым подлинной Голгофы .

27 марта 1884 года в Яффу был доставлен на пароходе «Корнилов» большой колокол весом 308 пудов, 2 метра и 13 см диаметром, пожертвованный членом Православного Палестинского Общества Соликамским купцом А. В. Рязанцевым и предназначенный для русского Спасо-Вознесенского храма на Елеонской горе. В августе 1884 года этот колокол, благодаря материальной помощи графини О. Е. Путятиной, был перевезен с пристани в русский сад в Яффе близ могилы св. Тавифы. Далее его предстояло везти на Елеон. Наши усердные паломники тащили его на себе!


Колокол, пожертвованный купцом Александром Рязанцевым,
доставлен на Елеон из Яффы.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

«И вот,— писал архимандрит Антонин,— 105 человек (на две трети женщины) спешно прибыли в Яффу и принялись за дело. Благодаря общему воодушевлению, в течении 7 дней колокол, несмотря на тысячу затруднений, был благополучно доставлен (на руках!) в наши постройки. 5 февраля вечером ему была восторженная встреча, поднявшая на ноги весь город. Затем вся масса паломников взялась тащить колокол на Святой Елеон, к месту его назначения» .

Конечно же о.Антонин хотел видеть храм и на участке в Яффо. В 1884 году началась переписка с Петербургом по вопросам постройки на русском участке в Яффо церкви. Отец Антонин заводит дело о постройке церкви и пытается получить фирман от султана. Но дело, как это было обычно при постройке им других храмов на Святой Земле, получает препятствия со стороны турецких властей. Вот что пишет архимандрит Антонин в св. Синод Русской Православной Церкви от 28 октября 1885 года:

«3) Предполагаемая, по желанию блаженной памяти Графа Е. В. Путятина и других христолюбцев, в Яффе - древней Иоппии - русская церковь имеет быть воздвигнута внутри садов Яффских на приобретенном мною в 1869 году покупкою участке земли, носящем с незапамятных времен имя св. Тавифы, там, надобно думать, погребенной. Дело о сей церкви заведено мною через посредство Императорского Посольства нашего в Константинополе в начале минувшего 1884 года,— по требованию его удостоилось 16 июня того же года Патриаршего согласия, разрешено, в декабре того же года, Яффским меджлисом и здешним губернатором, но доселе не доведено до конца - не санкционировано Султанским фирманом» .

Церковь во имя святого апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе была заложена архимандритом Антонином только через 3 года после послания прошения на постройку — 6 октября 1888 года в присутствии великих князей Сергея и Павла Александровичей и великой княгини Елисаветы Федоровны. Об основании храма в Яффо пишет в своем дневнике от 6 октября 1888 года архимандрит Антонин (Капустин):

«…Приготовленные камни, известь и все прочее. Принесены требник, фелонь, святая вода. В 9.00 часов сказали: «Идут!». Поздоровавшись с ИХ ВЫСОЧЕСТВАМИ (Великий князья Сергий и Павел и Великая княгиня Елисавета Федоровна. Прим. авт ) я облачился и начал читать молитвы и ектении настолько бегло, чтобы не утомилось внимание ВЫСОКОЙ публики. Последнюю молитву прочел уже в самом рву коленопреклонно, наименовав имеющее быть здание Церковью Святых первоверховных апостолов ПЕТРА и ПАВЛА и св. прав. ТАВИФЫ. Господь да благословит, помимо моих беззаконных и грешных рук воздвигаемый нерушимый и вечный памятник преславного события - воскрешения последней первым из апостолов! Последуя мне оба великие КНЯЗЬЯ и великая княгиня собственноручно положили на основный камень лопаткою извести, а в выдолбленное в нем углубление несколько монет, в том числе и золотой полуимпериал текущего 1888 года, тоже сделали потом и лица свиты ИХ ВЫСОЧЕСТВ. Затем при пении тропаря: «Спаси Господи люди Твоя…» накрыли камень другим и немедленно забутили место… Я, разоблачившись, поблагодарил августейших свидетелей и участников закладки, пожелал ИМ всякого блага и от тука земли, и от росы небесной, в том числе - долголетней жизни многочисленного потомства, на славу и украшение Православной Церкви. Аминь.».


Постройка церкви в саду св.прав. Тавифы в Яффе.

Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Строительству храма помогали итальянские мастера и местные жители , иконы бесплатно написал художник А. З. Ледаков в 1889 году, но из-за недостатка средств строительство затягивалось.

Белый иконостас храма был пожертвован в честь 50-летия ученой деятельности архимандрита Антонина и к 25-летию его служения на Святой Земле от Императорского Православного Палестинского Общества , о чем свидетельствуют знаки Общества в нижней части иконостаса и письмо помощника председателя ИППО М. П. Степанова начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину (Капустину):

«Ваше Высокопреподобие, Глубокоуважаемый отец Антонин,

Иконостас для строящейся Вами церкви в доме св. Тавифы в Яффе, который Вы благосклонно изволили принять как поднесение Императорского Православного Палестинского Общества в память Вашего 25-летнего пребывания в Святом Граде, окончен и сегодня отправлен в Яффу на имя Вл.Н. Тимофеева для передачи его Вам.

Следующие к оному иконы, которые пишутся художником А. З. Ледаковым , будут по мере их приготовления также доставляться Вам в Яффу.

Испрашиваю Вашего благословения и поручая себя заступничеству молитв Ваших, остаюсь искренне Вам преданный и сердечно уважающий и проч.» …


Постройка церкви в Яффе.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Спустя восемь месяцев, 3 декабря 1891 года М. П. Степанов пишет отцу Антонину еще одно письмо:

«Ваше Высокопреподобие, Глубокоуважаемый отец Архимандрит,

1. Почтенное письмо Ваше от 24 октября с.г. имел я искренне удовольствие получить и спешу сообщить Вам, что, согласно выраженному Вами желанию, Совет Общества постановил просить Вас не отказать принять от имени Общества 200 сер. На сооружаемую Вами в Яффе церковь. О передаче подарка Вам уведомлен Н. Гр.Михайлов. Нынешний неурожайный год сильно должен отразиться на доходах Общества, что прошу Вас принять в соображение при относительной скудности нашего пожертвования» .

Неизвестен, к сожалению, архитектор проекта. Российский ученый-палестиновед Н. Н. Лисовой предполагает, что по архитектурному решению храм ближе к Свято-Троицкому собору Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архитектора М. И. Эппингера.


Этапы постройки церкви в Яффе.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

Освящена церковь была 16 января 1894 года патриархом Иерусалимским Герасимом в сослужении митрополита Петра Аравийского и архиепископа Иорданского, а также архимандрита Антонина.

Колокольня храма, освященного во имя. Св ап.Петра и прав.Тавифы, является самой высокой точкой Яффы и видна со всех сторон. «Очень высокая колокольня церкви видна далеко с моря, а равным образом и с поезда железной дороги» . Строительство колокольни Яффской церкви к моменту ее освящения еще не было завершено. В своем Духовном завещании, продиктованном Императорскому Российскому Генеральному Консулу в Иерусалиме Сергею Васильевичу Арсеньеву, от 19 марта 1894 года, архимандрит Антонин (Капустин) дал особые распоряжения относительно Яффской церкви:

«6.) Денежные суммы на руках у Одесского уполномоченного Палестинского Общества Михаила Ивановича Осипова, по его последнему заявлению, находятся в количестве пяти тысяч шестисот девяносто одного рубля девяти коп. Ему же сделаны заказы, в счет этой суммы, решетки для балконов колокольни Русской церкви в Яффе, пирамиды и креста с яблоком для той же колокольни и громоотвода. Все, что потребуется для окончания Яффской церкви, завещаю брать из этой суммы, обращаясь с заказами к Г. Осипову.

9.) Упомянутая в шестом пункте сумма, находящаяся на руках у Г. Осипова, может быть вся истрачена, буде потребуется, на окончание расчетов по постройке Яффской церкви и строящегося при нем домика» .

Яффский участок, за счет разнообразия и изобилия на нем фруктовых деревьев приносил годовой доход, практически покрывающий все годовые расходы на его содержание, чего нельзя было сказать об участках Русской Духовной Миссии в Иерихоне, на Елеоне и в Горней:

«I. Имение близ Яффы

Доход в год

4.000 франков, получаемых главным образом от продажи апельсинов и маленьких зеленых лимонов. Первых собирают около 120.000 штук и продают по 35-40 франков за тысячу яффского счета, который содержит в себе 1.500 штук, т. е. на сумму 2.800-3.200 фр. Вторых около 12.000 - на сумму 200-240 фр.

Мелких доходов - франков на 600.

Расходы в год

1) Полное содержание четырех мулов и двух ослов…………………….1800 фр.
2) Главному садовнику 1/6 часть доходов, что иногда составляет …700 фр.
3) За окапывание деревьев……………………………………………………400-500 фр.
4) За навоз…………………………………………………………………………150-200 фр.
5) Сторожу до…………………………………………………………………..150 фр.
6) Общему смотрителю за садом не менее………………………………..300 фр.
7) Смотрительнице за приютом поклонническим…………………………550 фр.
8) Поправки по хозяйству………………………………………………………..200 фр.
9) Уплата верги и на школы Турецкому Правительству за почву по переоценке 1305 г. (1889 г.) - 280 пиастров, т.е….. 53 франка

Итого: 4.420-4.570 фр.

Когда о.Антонин купил это имение в 1868 г., то оно представляло собою голое скалистое место. Он заплатил за него 2.800 франков. Турецкою властью в 1305 (1889) году почва и деревья оценены в 50.000 пиастров, т. е. 11.250 фр., а постройки (церковь в оценку не вошла) в сумму 26.000 пиастров, т. е. 5.850 фр.

На самом же деле в нынешнее время дома могут быть оценены в 50.000 франков; а все остальное — в 150.000 франков, кроме церкви, на которую истрачено немного более 60.000фр» .


Железнодорожная станция в Яффе.
Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества 1885-1917 гг.
в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург

С открытием в 1892 г. железнодорожного пути уходит в прошлое вопрос о размещении поклонников до времени отправления каравана из Яффо в Иерусалим. «Добраться до Иерусалима можно раз-ными способами. Можно ехать по железной дороге, как и делают ныне большею ча-стью богомольцы; можно ехать верхом на лошади; можно ехать верхом на осле; можно ехать в немецком фургоне. Но лучше всего идти пешком, взяв в руку палочку, да закинув за плечи котомку с самым необходимым добром» . Около часа дня паломники отбывали по Яффо-Иерусалимской железной дороге на чрезвычайно медленно движущемся поезде, который, несмотря на незначительность расстояния - всего 82 версты, находился в пути 6 часов, делая в час не более 15 верст .

Так как пароходы прибывали в порт Яффы ранним утром, а до отхода поезда в Иерусалим оставалось значительное время, то по желанию паломники в сопровождении кавасов Императорского Православного Палестинского Общества посещали или греческий Георгиевский монастырь, стоящий у берега моря, или дом и апельсиновый сад, принадлежавший Русской Духовной Миссии с храмом св. ап. Петра и прав. Тавифы. Как в греческом, так и в русском монастырях паломники получали радушный прием. То же происходило и во время ожидания отплытия парохода .

Храм во имя св.ап.Петра и прав.Тавифы в Яффе.

Фотоархив Общества «Россия в красках»

Вот какое описание русской церкви в Яффо дает отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности Русской Духовной Миссии в Иерусалиме от 4 ноября 1914 года:

«Церковь во имя Св.Апостола Петра, с приделом Праведной Тавифы, в Яффском подворье - очень красивой архитектуры и весьма поместительная, с внутренними хорами, сооружена архимандритом Антонином на месте дома Св.Тавифы. Внутри церковь богато украшена стенописью из событий жизни Ап.Петра. Иконостас многоярусный, очень хороший. Церковная утварь и ризница в достаточном количестве довольно скромная» .


Левый придел, посвященный прав.Тавифе.
Фотоархив Общества «Россия в красках»


Центральный придел, посвящен веригам апостола Петра.
Иконостас, подаренный Императорским Православным Палестинским Обществом о.Антонину
Фотоархив Общества «Россия в красках»

Н. Н. Лисовой дает подробное описание церкви внутри: «В церкви два придела. Левый посвящен Тавифе, центральный - «честным веригам апостола Петра» (то есть воспоминанию чудесного освобождения его из тюремных уз). Белый иконостас храма - подарок Антонину от Императорского Православного Палестинского Общества к 50-летию его научной деятельности. Иконостас двухъярусный. Восемь изящных колонок с золочеными капителями в первом ярусе, столько же меньшего размера - во втором. В местном ряду, слева от Божьей Матери, по церковному канону, главный, престольный образ - «Воскрешение Тавифы».

Стенные росписи были осуществлены при одном из преемников Антонина - архимандрите Леониде (Сенцове) в 1905 году. По преданию, здесь работали мастера из Почаевской лавры. На стенах храма, как и в верхнем ярусе, на хорах, представлены сцены из жизни апостола Петра. На алтарных столпах, отделяющих жертвенник и диаконник от алтаря, изображены Петр и Павел. На остальных столпах, в верхней их части, на уровне хоров — другие десять из числа Двенадцати апостолов. Сейчас, когда росписи прекрасно отреставрированы, можно поверить мемуаристам, что архитектурная значительность и художественность интерьера делали русский храм в начале нашего века одной из выдающихся достопримечательностей древней Яффы» .

К сожалению, постройка храма на Яффском участке была последним подвигом отца Антонина, заболев, как считают, еще во время освящения храма в Яффо, через два месяца в канун Благовещения 24 марта 1894 он отходит ко Господу, и русский колокол на Елеоне возвестил об этой утрате - о кончине собирателя Русской Палестины .


Мозаичная икона св.прав.Тавифы на русском участке в Яффо
Фотоархив Общества «Россия в красках»


Русские православные паломники из Санкт-Петербурга на русском участке в Яффо
Фотоархив Общества «Россия в красках»

Сегодня этот участок в Яффе находится в юрисдикции Русской Православной Церкви Московской Патриархии, он приведен в порядок и благоукрашен во многом стараниями членов Русской Духовной Миссии и прихожан. Храм и колокольня отремонтированы в 1997 г. к 150-летию РДМ. Проведена работа по реставрации настенных росписей. Православные паломники, прибывающие на Святую Землю с разных уголков России и Зарубежья, с радостью и благоговением посещают этот живописный русский уголок на Святой Земле с храмом св.апостола Петра и праведной Тавифы, почитая память выдающегося деятеля Православия архимандрита Антонина.

Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том II. 61. Акт об учреждении вакуфа архимандритом Антонином. 12 сентября 1889 г. стр. 218. Яффа.. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.

Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том I. 17. Опись всех русских недвижимостей в Палестине и Сирии, за исключением частного владения, приложение к донесению А. Г. Яковлева послу в Константинополе А. И. Нелидову. стр. 98. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.

О. Л. Церпицкая. Архимандрит Антонин (Капустин) и русские святыни на Святой Земле. Журнал Санкт-петербургские епархиальные ведомости. 2000 г. № 21-22

Архимандрит Киприан (Керн). Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин Капустин Архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Глава VIII. Иерусалимские годы. Стр. 179

Архимандрит Никодим (Ротов). «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Глава III. Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская Духовная Миссия по его управлением. Стр.255. Издание Серпуховского Высоцкого мужского монастыря 1997 г.

Архимандрит Киприан (Керн). Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин Капустин Архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Глава VIII. Иерусалимские годы. Стр. 179. Издательство Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории. Москва 2005 г.

В. Н. Хитрово. «Неделя в Палестине Из путевых воспоминаний». СПб. 1879 г. Издание 2-е. стр. 5-6

Вакуф, арабск., по мусульманскому праву, имущество неотчуждаемое, изъятое из гражданского оборота. Первоначально — земли, завоеванные мусульманами у неверных; они составляли собственность государства, но оставлялись за известную повинность (харадж) в наследственном владении и пользовании прежних обладателей. Затем В. назыв. имущества, принесенные в дар мечетям и благотворительным учреждениям. В отличие от духовных (законных) В. учреждались частные (обычные) В. в пользу определенных родов. Управление частными В. находится в руках духовенства за крупное вознаграждение, а доходы идут в пользу определенных лиц. Такие В. возникли ради охраны имущества от захватов корыстной администрации в вост. государствах. В России В. находятся в Крыму и в небольшом числе в Закавказье и Туркестане. 1885 в Крыму учреждена была комиссия об упорядочении вакуфн. имуществ. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. 61. Акт об учреждении вакуфа архимандритом Антонином. 12 сентября 1889 г. стр. 218. Яффа.. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.

Лидда современный город Лод. По преданию Иерусалимской Церкви, здесь жила мать святого, здесь же он был погребен. Церковь св.влкм Георгия Победоносца в Лидде, построена в IV веке.

Цит. по Дмитриевский А. А. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу Православия на Востоке, и в частности в Палестине. (По поводу десятилетия его кончины) // Сообщения ИППО. 1904. Т. XV Вып.2.с. 95-148. С. М. Дмитревский «Русские раскопки на Елеоне». Москва. 2006 г. Издательство «Индрик» стр. 77

Донесение начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина в св. Синод. 28 октября 1885 г.). АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д., л., 16-17. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. стр. 199-200. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.

Из дневника арх. Антонина (Капустина) за 28 сентября-6 октября 1888 г. Цитируется по «Строительство Церкви Святой Марии Магдалины на Елеонской горе в Иерусалиме. Стр. 118. Москва. 2006 г. Издательство «Индрик».

ЦГИА СПб. ф. 834. г. 1817-1894. оп. 1118-1131. № д. 4. Цитируется по упомянутой выше статье О. Л. Церпицкой.

ЦГИА СПб. ф. 797. г. 1841-1890. оп. 11, 32-34, 39-41, 43, 45, 47-49, 58, 59, 63, 64, 94. № д. 27, 29, 32, 34, 39, 45, 47-49, 55-59, 98, 103, 108, 128, 182, 194, 232, 452. Цитируется по упомянутой выше статье О. Л. Церпицкой.

Н. Н. Лисовой. «Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле». Храм апостола Петра и праведной Тавифы в Яффо. Стр.241. Издательство информационного агентства Русской Православной Церкви. Москва 2000 г.

Тимофеев Владимир Николаевич - консульский агент в Яффе в 1885-1894 гг. Умер в 1894 году и похоронен за алтарем русской церкви во имя святого апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе. Цитируется по сборнику Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том II. Стр. 173. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, Институт российской истории РАН.

Ледаков Антон Захарович, учился в Академии художеств (1859-1864), получил звание классного художника 3 степени (1867). Автор икон для русской церкви в Яффо. Цитируется по сборнику Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том II. Стр. 173. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, Институт российской истории РАН.

Письмо помощника председателя Императорского Православного Палестинского Общества М. П. Степанова Начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину Капустину 8 апр.1891 г. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 837/1, д.589, л.3. Цитируется по сборнику Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том II. Стр. 74. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, Институт российской истории РАН.

Письмо помощника председателя Императорского Православного Палестинского Общества М. П. Степанова Начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонину Капустину 3 декабря 1891 г. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 837/1, д.7-7 об.. Цитируется по сборнику Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том II. Стр. 75. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.

Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г.

Духовное завещание начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина). 19 марта 1894 г. Копия с выписки из Актовой книги Императорского Российского Генерального Консульства в Иерусалиме за 1894-й год, стр. 249-252, № 291. Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Том II. Стр. 227. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.

Верга — и «ушур», т. е. поземельный налог и десятинный сбор с урожая. Шумов С.А, Андреев А. Р. с Ирак: история, народ, культура. Глава 3. Ч.3. Османская империя. Турция. Великобритания. XVI-XX века.

Донесение Управляющего Генеральным консульством в Иерусалиме А. Г. Яковлева послу в Константинополе А. И. Нелидову. 26 сентября 1894 года. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. Стр. 232. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.

Сергей Меч. «Поездка в Палестину». (Географический очерк). 1895 г.

П. В. Платонов. «Быт и нужды русских православных поклонников на Святой Земле в XIX-XXI веках». Публикация на сайте «Россия в красках» http://ricolor.org/russia/ippo/1/lekzia21/

Там же.

Отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности Русской Духовной Миссии в Иерусалиме от 4 ноября 1914 года. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. стр. 160-161. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.

Н. Н. Лисовой. «Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле». Храм апостола Петра и праведной Тавифы в Яффо. Стр.241.

Там же.

Список использованной литературы

1. Сергей Меч. «Поездка в Палестину». (Географический очерк). 1895 г.

2. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том I., II. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.

3. О. Л. Церпицкая. «Архимандрит Антонин (Капустин) и русские святыни на Святой Земле». Журнал Санкт-петербургские епархиальные ведомости. 2000 г. № 21-22.

4. А. Пашков. «Батурина-Батуринское. Священнический род Капустиных». Издательство «Исеть». Г. Щадринск. 2004 г.

5. Архимандрит Никодим (Ротов). «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Глава III. Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская Духовная Миссия по его управлением. Издание Серпуховского Высоцкого мужского монастыря 1997 г.

6. Архимандрит Киприан (Керн) «О. Антонин Капустин Архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Издательство Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории. Москва 2005 г.

7. С. М. Дмитревский. «Русские раскопки на Елеоне». Москва. 2006 г. Издательство «Индрик»

8. «Строительство Церкви Святой Марии Магдалины на Елеонской горе в Иерусалиме. Москва. 2006 г. Издательство «Индрик».

9. Н. Н. Лисовой. «Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле». Издательство информационного агентства Русской Православной Церкви. Москва 2000 г.

10. П. В. Платонов. «Быт и нужды русских православных поклонников на Святой Земле в XIX-XXI веках»

11. Краткое руководство православным русским паломникам, отправляющимся на поклонение святым местам Востока. Издание ИППО. С-Пб. 1907 г.

12. В. Н. Хитрово. «Неделя в Палестине Из путевых воспоминаний». СПб. 1879 г. Издание 2-е.

13. Шумов С.А, Андреев А. Р. Ирак: история, народ, культура. Глава 3. Ч.3. Османская империя. Турция. Великобритания. XVI-XX века.


Святая праведная Тавифа (I), женщина добродетельная и милосердная, принадлежала к христианской общине в Иоппии. Случилось так, что она, тяжело заболев, умерла. В то время недалеко от Иоппии, в Лидде, проповедовал святой апостол Петр. К нему были посланы гонцы с убедительной просьбой о помощи. Когда апостол пришел в Иоппию, праведная Тавифа была уже мертва. Преклонив колена, первоверховный апостол сотворил горячую молитву ко Господу. Затем подошел к одру и воззвал: "Тавифа, встань!" Она поднялась совершенно здоровой (Деян.9:36).


Тропарь Тавифе

Днесь вера Христова утверждается камнем веры, /
и ликовствует в веселии Иоппия, /
псаломски славословят Жизнодавца Сына Божия вернии, /
видяще совершаемо велие чудо: /
первоверховный апостол глаголет, /
и умершая востает от гроба, /
юже Низложитель смерти дарует Церкви, /
да украшаются во образ ея добродетельми люди. /
Приидите убо, христиане, /
принесем ко святей моления наша: /
блаженная Тавифо и милосердная, /
вознеси наша воздыхания Пресвятей Троице /
и молися со дерзновением, /
да сынове Света Превечнаго будем, /
да сподобимся Божия милости, /
да пребываем в любви Божественней, /
и да царствует мир во вселенней.

Тропарь Тавифе (в Неделю 4-ю по Пасхе)

Апостолом сотаиннице, милостивая Тавифо, /
обители женския начало положила еси /
и бедным одеяние была еси, /
послушнице смиренная, /
слову апостола Петра повинувшися, /
из мертвых силою Христовою возстала еси /
и ныне на Небесех светло празднуеши. /
Темже моли Христа Бога /
всем, поминающим тя, даровати живот вечный.

Кондак праведной Тавифе

Ужасахуся Иоппийстии людие, и дивляхуся ангели Божии, егда Исцеливый Еннея воззва от мертвых серну нарицаемую, милосердием преукрашенную, о нейже к Нему взываху вдовицы неимущия. И ныне, Тавифо блаженная, услыши молитвы наша, к тебе приносимыя, и испроси у всяческих благ Подателя милости и щедроты верным Его, да блажаще тя, вопием ти: радуйся, добродетели нас научающая.

Ин кондак Кондак праведной Тавифе

Первоначальная Церковь ликовствует, и Иоппия тобою, Тавифо, просвещается, из мертвых твоему воскресению радующися, и мы, память твою ныне празднующе, славим Победителя смерти — Христа Бога, общаго святаго Воскресения чающе.