Декоративная отделка древесины. Защитно-декоративная отделка изделий из древесины

Обработка изделия после сборки и подготовка его к
отделке. Защитно-декоративная отделка изделий.


Подготовка поверхности к отделке изделия лакокрасочными материалами делится на столярную и отделочную. И в той, и в другой различают подготовку под прозрачные и непрозрачные покрытия.

Столярная подготовка под прозрачную отделку. Отделываемую поверхность зачищают механической обработкой: строгают шлифтиком, циклей, шлифуют шкурками. Подготавливаемая под прозрачную отделку поверхность должна быть гладкой и ровной. Небольшие трещины в шпоне, вырывы волокон заделывают шпатлевкой, подобранной под цвет отделываемой поверхности. Обычно шпатлевку изготовляют из древесной пыли, смешанной с клеем. Шпатлюют поверхность перед шлифованием.

На подготовленных под прозрачную отделку поверхностях не допускаются пороки, превышающие нормы, предусмотренные техническими требованиями на мебель. Шероховатость поверхности под отделку при прозрачном покрытии должна быть не ниже 1632 мкм. Столярная подготовка под непрозрачную отделку. При столярной подготовке под непрозрачную отделку высверливают и заделывают пробками сучки, подвергают поверхности механической обработке строганием, фрезерованием или шлифованием. Шероховатость поверхности под отделочную подготовку при непрозрачном покрытии должно быть в пределах 200 … 60 мкм.

Под отделкой мебели понимают ее обработку, улучшающую внешний вид изделий и защищающую от воздействия окружающей среды. При отделке поверхности покрывают жидкими отделочными материалами, облицовывают пленками и пластиками, украшают резьбой, выжиганием, накладным узором.

В зависимости от применяемых отделочным материалов, техники их нанесения и обработки отделки бывают: прозрачная, непрозрачная, имитационная.

Прозрачная отделка. На поверхности древесины создают прозрачное покрытие жидкими или пленочными отделочными материалами. Если при этом нужно изменить натуральный цвет древесины, поверхность предварительно обрабатывают красителями. Простейший вид прозрачного покрытия – тонкий слой прозрачного лака, нанесенного на древесину. При этом древесина впитывает в себя часть лака, а часть лака остается на поверхности в виде прозрачной тонкой пленки. Древесина впитывает лак неравномерно: более рыхлые слои впитывают лака больше, более плотные – меньше. Прозрачная отделка сохраняет текстуру древесины.

Непрозрачная отделка закрывает текстуру и цвет древесины. На поверхности создают непрозрачное одноцветное или рисунчатое покрытие жидкими (эмали, краски, лаки) или пленочными (облицовывание) материалами. Непрозрачные покрытия наносят на поверхность из древесины хвойных пород и недорогих мягких.

Имитационная отделка. Искусственно воспроизводит на отделываемой поверхности малоценной породы древесины текстуру и цвет древесины ценных пород. В технологичном отношении имитационная отделка отличается от прозрачной и непрозрачной тем, что добавляется операция нанесения текстуры. При имитации, например, светлых лиственных пород (береза, ольха) под цвет и текстуру ореха имитируемую поверхность окрашивают раствором красителя, затем на нее наносят рисунок текстуры ореха. При этом текстура березы закрывается только частично, в местах нанесения текстуры ореха. Затем поверхность огрунтовывается и покрывают прозрачным лаком.

Специальная художественная отделка включает рельефный, накладной, орнаментальный и наборный декор: отделку металлами.

По назначению лакокрасочные материалы разделяются на три основные группы:

материалы для подготовки поверхности древесины к отделке (грунты шпатлевки, порозаполнители);

материалы, создающие основной лакокрасочный слой (лаки, эмали, краски, отделочные пасты);

материалы для облагораживания лакокрасочных покрытий (разравнивающие жидкости, полирующие пасты и политуры, шлифующие пасты, составы для освежения поверхности).

Лакокрасочные материалы представляют собой композиции, состоящие из ряда исходных веществ – компонентов, выполняющих различную роль в лакокрасочном материале и создаваемом им покрытии. Эти компоненты подразделяются на группы:

пленкообразующие вещества и связующие – синтетические и природные смолы, воски, клеи, высыхающие масла, коллоксилин и др., образующие в результате физико-химических процессов твердую пленку, хорошо сцепляющуюся с материалом изделия;

растворители – вещества, предназначенные для растворения пленкообразующих веществ и регулирования вязкости лакокрасочного материала. Растворители могут самостоятельно растворять пленкообразователь или разбавлять готовый раствор;

сиккативы – компоненты, ускоряющие срок высыхания покрытий;

пластификаторы – вещества, вводимые в состав полимеров и пленкообразователей, смягчающие пленку и делающие ее более элластичной;

наполнители – вещества, обычно добавляемые для увеличения сухого остатка материалов;

красящие вещества – пигменты, красители, протравы.

Красители представляют собой порошкообразные смеси окрашенных органических веществ, растворимых в воде, спирте и других органических растворителях и образующих прозрачные растворы, которые изменяют цвет древесины без затемнения естественной структуры. Крашение применяют для усиления естественного цвета древесины, имитации малоценных пород под ценные и подкрашивания лаков. Красители должны быть светостойкими, обладать ярким цветом, высокой дисперсностью, не скрывать и не затенять текстуру древесины и легко растворяться в растворителях – воде, спирте, ацетоне или других органических растворителях. По происхождению растворители для древесины подразделяются на две группы – естественные и синтетические.

Протравы – разновидность красящих веществ, которые окрашивают деталь в процессе реакции с дубильными веществами древесины.

Пигменты – тонкоизмельченные порошки того или иного цвета. Пигменты не могут сами закрепляться на поверхности окрашиваемого изделия, и поэтому применяются всегда в смеси с раствором какого-либо пленкообразующего материала (клея, масла). Пигменты добавляют к связующему для получения светостойкого непрозрачного покрытия. Готовые составы из смеси пигмента с раствором пленкообразующего называют красками (клеевые, масляные). Пигменты бывают неорганические и органические.

Наполнители – порошки инертных веществ, вводимые в лакокрасочные материала (краски, шпатлевки, грунтовки) для увеличения сухого остатка в этих материалах. Наполнители должны обладать высокой химической инертностью, не растворяться и по возможности не набухать в растворителях и пленкообразователе, с которым они применяются.

В качестве наполнителей применяют тонкоизмельченные порошки горных пород и пигментов белого цвета (тальк, каолин, аморфные формы кримнезина, шпат, стекло).

Растворителями называют органические летучие жидкости, предназначенные для растворения пленкообразователей (смол, эфиров целлюлозы, лаки) и пластификаторов и доведения их растворов до рабочей вязкости. Растворители могут самостоятельно растворять пленкоообразователь или служить только для разбавления готовых растворов.

Жидкости, самостоятельно не растворяющие пленкообразователь, называют в отличие от растворителей разбавителями. Это название условное, так как одни и те же жидкости могут быть разбавителями для одних и растворителями для других пленкообразователей.

Пластификаторы вводят в состав полимеров и пленкообразователей для придания им эластичных свойств и понижения температуры, при которой данный полимер приобретает хрупкость. Введение пластификатора увеличивает прочность на удар и обеспечивает большее удлинение при разрыве. В то же время пластификатор снижает твердость и прочность на растяжение. Пластификаторами являются многие невысыхающие или медленно высыхающие жидкости: спирты, эфиры, кетоны, масла и др.

Пленкообразующие вещества, способны при нанесении их на поверхность тонким жидким слоем (в виде раствора или расплава) образовывать при определенных условиях тонкую и прочную пленку, хорошо сцепляющуюся с материалом изделий. К числу пленкообразующих веществ относятся олифы и смолы природные и синтетические. Олифы – продукты переработки растительных масел, жиров и органических продуктов. Применяются для изготовления и разведения красок и грунтования окрашиваемой поверхности.

Грунтовкой называется суспензия пигмента или смеси пигментов с наполнителями в связующем веществе, образующая после высыхания непрозрачную однородную пленку с хорошей адгезией к подложке и покрывным слоям. Назначение грунтовок – пропитать поверхностный слой древесины, сделать его твердым и плотным, заполнить без значительной усадки поры древесины, обеспечить высокую адгезию с основной и последующими лаковыми покрытиями.

Порозаполнителями – называют составы, предназначенные для втирания в поры древесины, с тем чтобы закрыть их перед нанесением прозрачных покрытий и образующие так же, как и грунты, нижний слой лакокрасочного покрытия. В зависимости от свойств порозаполнитель наносят на предварительно загрутованную или незагрутованную поверхность. Слой порозаполнителя способствует сокращению расхода лакокрасочных материалов и уменьшению проседания покрытия в поры при эксплуатации изделия.

Замазки представляют собой густые пасты, применяемые для заполнения трещин и впадин на поверхности древесины, предназначенной к непрозрачной и реже прозрачной отделке. Замазки приготовляют на месте потребления, используя в качестве связующего и пленкообразователей клей, олифу, смолу, лак; в качестве наполнителя – мел, древесную муку, мелкие опилки. В замазки вводят пигменты или красители, которые дают ей требуемый цвет.

Лаки – раствор пленкообразующих веществ в органических растворителях или в воде, образующей после высыхания твердую прозрачную однородную пленку. В зависимости от характера пленкообразования лаки разделяют на лаки, образующие пленки только за счет улетучивания растворителей (например, спиртовые, нитроцеллюлозные), и лаки, образующие пленки вследствие химических реакций полимеризации и полконденсации, в результате чего они переходят в нерастворимое состояние (например, масляные, полиэфирные). Лаковые пленки предохраняют изделие от внешних воздействий, придают им более красивый внешний вид, свойства водонепроницаемости и др. На поверхности элементов должен получаться равномерный по толщине, цвету и блеску лаковый слой, обладающий хорошей адгезией с древесиной или нижележащими слоями грунтовок, порозаполнителей и шпатлевок. Название лаков приняты по растворителям – спиртовым или по пленкообразующим веществам, например масляные, нитроцеллюлозные, полиэфирные, полиуретановые, перхлорвиниловые и др.

Политурами называют растворы твердых полирующих смол слабой концентрации, колиоксина и пластификаторов в смеси летучих органических растворителей. Политуры служат для создания ровного, зеркально-блестящего прозрачного покрытия, выявляющего и углубляющего естественную текстуру древесины. Различают спиртовые политуры и нитрополитуры.

Красками называют суспензии пигмента и смеси пигментов с наполнителями в олифе, эмульсии, латексе, образующие после высыхания непрозрачную однородную пленку. В зависимости от вида пленкообразующих веществ краски подразделяются на клеевые, масляные, эмульсионные, эмалевые и др. При введение в растворы пленкообразующих веществ пигментов покрытиям придается непрозрачность и цвет, зависящий от цвета пигментов. Пигменты изменяют и другие свойства покрытий. Как правило, защитные свойства красок значительно выше защитных свойств соответствующих пленок чистых пленкообразующих (лаков). Повышенные защитные свойства красок получаются за счет введения неорганических пигментов.

Краски и образуемые ими покрытия должны отвечать ряду требований. Кроме общих требований относительно хорошего разлива, быстрого высыхания, хорошей адгезией и стойкости к внешним воздействиям, они должны иметь определенный цвет, степень дисперсности твердых частиц (пигмента и наполнителя), высокую укрывистость и стойкость при хранении.

Эмали – представляют суспензию пигмента или смеси пигментов с наполнителями в лаке, образующую после высыхания непрозрачную твердую пленку с различным блеском и фактурой поверхности. Назначение эмалей – непрозрачная отделка изделий из древесины, в том числе мебели, окон, дверей, деталей сельскохозяйственных машин. В зависимости от состав основных пленкообразующих веществ различают эмали масляные, спиртовые, нитроцеллюлозные, пентафталевые, алкидно-спиртовые, алкидно-мочевинные, полиэфирные и др.

Пленочные и листовые отделочные материалы.

Кроме лакокрасочных материалов, для создания защитно-декоративных покрытий на древесине применяют различные пленочные и листовые материалы, наклеиваемые на подготовленную поверхность древесного материала. Для этой цели используют материалы на основе бумаг, синтетических смол, тканей, металлов, а также комбинации различных материалов. Отделочные пленочные и листовые материалы делятся на прозрачные и непрозрачные, обладающие собственной адгезией к подложке – древесному материалу и не обладающие ею, требующие после приклеивания последующей отделки и не требующие ее.

Один из перспективных видов отделки мебельных изделий из древесным материалов – напрессовывание пленочных материалов на основе бумаг (ламинирование). При этом методе защитно-декоративное покрытие в большинстве случаев создается за счет пленок, пропитанных синтетическими смолами.

Пленки на бумажной основе могут быть имитированные, т.е. с текстурой древесины или другим рисунком, или без имитаций. Применение таких пленок обеспечивает замену строганного и лущеного шпона. Пленки на основе бумаг, пропитанных мочевиноформальдегидными смолами, могут быть пигментированные, непигментированные и декоративные с имитацией различных рисунков.

Одноцветные пленки пигментированные и непигментированные предназначены для наклеивания на древесные материалы в качестве грунтовочного слоя под эмали. После приклеивания пленки шлифуют и отделывают эмалями. В результате их применения снижается расход шпатлевочных и грунтовочных материалов, а также уменьшается число слоев эмали.

Изготовляют также декоративные пленки на основе пропитки мочевиноформальдегидными смолами с добавкой полиэфирных смол или нанесения их на лицевую поверхность пленки. В этом случае получается поверхность, не требующая после напрессовки, нанесения лакокрасочных материалов.

Пленки из синтетических смол.

Пленки поливинилхлоридная прозрачная и пигментированная (добавлены пигменты и наполнители), глянцевая, матовая и полуматовая, жесткая и эластичная выпускается толщиной от 0,3 до 0,7 мм в рулонах.

Поливинилхлоридные пленки обладают слабой агдезией с древесиной, поэтому их приклеивают перхлорвиниловым клеем, водными дисперсионными клеями, латексами, клеями-расплавами.

При отделке пигментированными пленками применяют два вида поливинилхлоридных пленок – лицевую, в состав которой введены пигменты и наполнители, и специальную клеящую пленку, в которую добавлена эпоксидная смола в количестве 4-6% от общей массы пленки. Эпоксидная смола улучшает адгезийные свойства поливинилхлоридных пленок и позволяет обходиться без латексных клеев.

Текстурная поливинилхлоридная пленка пигментированная, с нанесенной текстурой древесины может быть гладкой и тисненой. Выпускают также текстурные поливинилхлоридные самоклеющиеся пленки, на нелицевую поверхность которых нанесен липкий слой. Такие пленки приклеивают путем прикатки и легкой притирки к древесине.

Декоративные бумажно-слоистые пластики.

Они изготавливаются путем горячего прессования нескольких слоев бумаги, пропитанных искусственными термореактивными смолам. Эти пластики могут быть в виде листов различных размеров и в виде рулонов.

Облицовочные слои бумаги пропитывают мечевино-меламино-формальдегидной смолой, а все остальные феноло-формальдегидной. Кроме того, для получения поверхности с высоким блеском на наружный декоративной лист бумаги при формировании пакета кладут слой бумаги, пропитанной меламиновой смолой.

Другой вид пластиков – рулонный тонкий пластик толщиной 0,4-0,6 мм. Если листовой пластик толщиной 1-1,5 мм в основном предназначен ля облицовывания пластей щитовых деталей, то рулонными отделывают и пласть и кромку.

Декоративный бумажно-слоистый пластик отличается высокой светостойкостью, стойкостью к действию горячих моющих веществ, масел, бензина, слабых кислот и щелочей. Поэтому он широко применяется при изготовлении кухонной, медицинской и детской мебели.

Отделка древесных материалов декоративными бумажно-слоистыми пластиком требует применения определенных клеев и технологических режимов. Для приклеивания его к древесным материалам применяют эпоксидные, феноло-формальдегидные, карбомидные, полиэфирные и каучуковые клеи. Приклеивают пластик горячим или холодным способом.

Вспомогательные материалы.


К ним относятся шлифовальные материалы, жидкости для разравнивания и полирования покрытий, составы для удаления масла, отбеливающие и обессмоливающие составы.

Поверхности высушенных лакокрасочных покрытий выравнивают шлифованием. Шлифование выполняют шлифовальными шкурками, реже шлифовальными пастами и шлифовальными порошками. При отделке древесину шлифуют после нанесения (промежуточных) и верхних покрытий, т.е. после нанесения грунтовки, шпатлевки, первого слоя лака или эмали и последнего слоя лака.

Лакокрасочные покрытия шлифуют мокрым способом с применением жидкости для охлаждения шлифуемой поверхности (для термопластичных покрытий – керосин, уайт-спирит, скипидар) и сухим без применения охлаждающих жидкостей (для полиэфирных покрытий).

Полировочные составы – это составы, предназначенные для облагораживания лакокрасочных покрытий и придания им блеска. К ним относятся разравнивающие и полировочные жидкости, полировочные пасты, составы для удаления жировых загрязнений после полирования.

Обессмоливающие составы. Древесина хвойных пород, как правило, содержит смолу, которая выступает на поверхность или находится в непосредственной близости к ней. Наличие смолы затрудняет крашение древесины, а также может портить лакокрасочное покрытие. Поэтому перед отделкой поверхность древесины хвойных пород необходимо обессмолить. Для этой цели применяют жидкие составы растворяющие или омыливающие смолу. Для растворения смолы используют ацетон и тетрахлорметанол, а для омыливания – углекислые соли кальция и натрия, т.е. соду и поташ.

Отбеливающие составы. Применяют ля отбеливания поверхности древесины перед отделкой, для придания ей более светлого цвета в декоративных целях, выравнивание цвета ядра и заболони, выведения пятен. Лучшее отбеливающее средство – перекись титана, которая безвредная и пригодна для отбеливания всех пород.


Способы нанесения отделочного материала.


Выбор способа нанесения отделочного материала в основном зависит от размера и формы отделываемых деталей, необходимой толщины создаваемого покрытия, уровня механизации процессов отделки на предприятии. При изготовлении мебели жидкие отделочные материалы наносят на отделываемую поверхность ручными инструментами, пневматическим распылителем, в электрическом поле, обливом, окунанием.

При малых объемах отделочных работ отделочные материалы наносят ручными инструментами: кистью или тампоном. Для нанесения отделочных материалов на плоские поверхности применяют щетинные и волосяные кисти – ручники круглой формы.

Для разравнивания слоев жидкого лака на отделываемой поверхности применяют плоские кисти-флейцы. Специальные круглые кисти применяют для нанесения лаков на фигурные поверхности, отделки резьбы и т.п. Тампон делают из мебельной ваты или вязальной шерсти, завернутой в полотняную ткань.

Сушка покрытий.


В процессе сушки жидкие отделочные покрытия отвердевают за счет сушильного агента (воздух, инфракрасные лучи и др.). Различают сушку без принудительного воздействия, которая в свою очередь содержит три вида сушки: конвективная нагретым воздухом, терморадиационная инфракрасными и ультрафиолетовыми лучами и аккумулированным теплом.

Отвердение покрытий в зависимости от применяемых отделочным материалов происходит за счет испарения из отделочного материала летучих растворителей либо совместного протекания процессов испарения летучих растворителей и химического превращения пленкообразователя отделочного материала в твердое вещество. В обоих случаях на продолжительность сушки оказывает влияние температура сушки. С повышением температуры не только увеличивается скорость испарения летучих растворителей, но и ускоряется протекание химических реакций.


Карельский Государственный

Педагогический Университет

Факультет ТиП

Кафедра спец. дисциплин технического труда

и методики преподавания (СТТ и МП).


Реферат

Защитно-декоративная отделка изделий из древесины .

Группа: 651

Студент: Агеев В.С.

Преподаватель: Пронин А.А.


Изделия из древесины покрывают бесцветными отделочными материалами, сохраняющими или выявляющими красоту текстуры и цвета древесины.

Этого достигают вощением, лакированием и полированием .

Следует, однако, иметь в виду, что лишь отлично обработанная поверхность может выдержать испытание лаком или воском, так как прозрачная отделка не скрывает, а лишь сильнее подчеркивает несовершенство отделки: риски, царапины, вмятины.

ВОЩЕНИЕ.

Из старых традиционных видов прозрачной отделки в настоящее время применяют отделку восковой мастикой. Она рекомендуется для изделий больших размеров (стеновых панелей, рам, скульптуры).

Для приготовления мастики используют пчелиный воск или его заменитель -церезин 67.

После расплавления воска или церезина на водяной бане к нему добавляют растворитель (скипидар или бензин) в соотношении 1:2 по массе.

После нанесения щеткой горячей мастики и просушки в течение 1,5-2 часов поверхность изделия натирают до блеска мягкой волосяной щеткой или грубым сукном.

Через сутки операцию повторяют.

Восковые мастики хорошо заполняют поры древесины, придавая поверхности мягкий шелковистый блеск. Для защиты воскового покрытия от механических повреждений и воздействия влаги изделие покрывают спиртовым лаком.

Нитролаки для этих целей использовать нельзя из-за отсутствия адгезии к воску.

ЛАКИРОВАНИЕ.

Традиционная отделка спиртовой шеллачной политурой, применяемая в практике народных промыслов, уступила в настоящее время место отделке нитроцеллюлозными составами.

Нитроцеллюлозным лаком (нитролаком) с последующим полированием нитрополитурой отделывают сувенирные изделия, украшенные резьбой.

Перед покрытием лаком изделие грунтуют .

Лакокрасочная промышленность выпускает готовые к употреблению составы для грунтовки. Грунтовать под лаковое покрытие можно олифой или густой политурой. Эти грунты употребляют в чистом виде или их разводят разбавителями и по мере необходимости добавляют порошок пемзы, мел, тальк, каолин, трепел, крахмал, древесную муку или пигменты, если нужно подогнать цвет грунта к цвету самой древесины.

После грунтовки выполняют порозаполнение .

При обработке древесины режущими инструментами происходит перерезание полых анатомических элементов (сосудов) и на поверхности древесины образуются неровности. У таких пород, как дуб, ясень, грецкий орех величина структурных неровностей значительная. Поэтому-перед лакированием или полированием указанных пород необходимо уменьшить величину этих неровностей. Для этого и производят специальную операцию, которая называется порозаполнением.

Порозаполнителями называют составы, предназначенные для втирания в поры древесины с тем, чтобы закрыть их перед нанесением прозрачных покрытий, и образующие так же, как и грунты, нижний слой лакокрасочного покрытия.

В зависимости от свойства порозаполнитель наносят на предварительно загрунтованную или незагрунтованную поверхность. Слой порозаполнителя способствует сокращению расхода лакокрасочных материалов и уменьшению проседания покрытия в поры при эксплуатации изделий.

Порозаполнитель состоит из жидкой части (раствора пленкообразующего, сиккативов и пластификаторов в смеси летучих растворителей) и наполнителя. Жидкая часть порозаполнителя предназначена для связывания наполнителя и проявления текстуры древесины, придания порозаполнителю эластичности и создания тонкого лакового слоя на поверхности.

Наполнитель должен иметь определенную Дисперсность: не быть крупнозернистым, так как это препятствует втиранию его в мелкие поры, а слишком мелкозернистый наполнитель плохо заполняет поры и дает большую объемную усадку.

Порозаполнитель наносят на древесину вручную тампоном или шпателем.

Следует иметь в виду, что порозаполнители вуалируют текстуру древесины, поэтому излишки их необходимо снимать и протирать поверхность.

Порозаполнители обычно поставляются в виде двух компонентов - раствора пленкообразователя и наполнителя.

Смешивают компоненты перед употреблением, так как суспензия порозаполнителей неустойчива- при хранении образуется плотный труднорастворимый осадок (то есть порозаполнитель расслаивается).

Порозаполнители могут быть бесцветными или подкрашенными. Наибольшее применение нашли порозаполнители КФ-1, КФ-2, ПМ-11, ЛК.

Большое значение при эксплуатации имеет прочность сцепления лакокрасочного покрытия с поверхностью древесины, так называемая адгезия. Обусловливается она, прежде всего, качеством лакокрасочных материалов, условиями нанесения их и сушкой покрытия. Высокой адгезии можно добиться только при условии применения в отделке однородных составов: нитролака но нитрогрунту, масляного лака но масляному грунту и т. д. В противном случае отделочный слой быстро растрескивается, а затем, отслаивается.

В настоящее время основным способом достижения прозрачной. отделки является лакирование.

Лаки по характеру образования пленки делят на две группы: образующие пленку только за счет улетучивания растворителей (например, спиртовые, нитроцеллюлозныс) и образующие пленку в результате химических реакций полимеризации и поликонденсации, в результате чего они переходят в нерастворимое состояние (например, масляные, полиэфирные, полиуретановые, мочевиноформальдегидные).

Долгое время имели широкое применение и были незаменимы при отделке изделий из древесины спиртовые лаки - растворы смол (шеллака, идитола и др.) в высокоградусном спирте. В современной же практике наиболее часто применяют нитроцеллюлозные лаки. Они дают прочную, эластичную, достаточно атмосферостойкую, быстросохнущую пленку. Нитролаки разделяются на две группы: лаки горячего нанесения (при температуре 70-75 °С) - НЦ-223, НЦ-225 и лаки холодного нанесения (при температуре 18-23 °С) - НЦ-216, НЦ-218, НЦ-221, НЦ-222, НЦ-224, НЦ-296 (бывший НЦ-316). Лаки НЦ-49, НЦ-243 дают матовую пленку.

До рабочей вязкости нитролаки доводят растворителем № 646, за исключением лака НЦ-223, для которого применяют растворитель РМЛ-315. Все перечисленные нитролаки можно наносить на поверхность изделий кистью, тампоном или методом распыления, лак НЦ-243 можно наносить и наливом.

Масляные лаки образуют прочную, эластичную, атмосферостойкую, но не достаточно декоративную пленку с сильным жестким блеском. По составу они представляют собой растворы твердых природных и синтетических смол в высыхающих маслах с добавлением сиккативов (составов, ускоряющих высыхание масел) и смеси летучих органических растворителей (скипидара, уайт-спирита и др.). К природным легкорастворимым смолам относятся копалы, янтарь, продукты переработки канифоли. Копаловый лак считается одним из лучших масляных лаков. В качестве основных компонентов применяют высыхающие масла - льняное, конопляное, тунговое.

Для отделки древесины раньше применяли масляно-смоляные лаки 4С, 5С, 7С - для светлых пород; 4Т, 5Т, 7Т - для темных пород (высыхающие за 48 часов), а сейчас используют пентафталевые лаки ПФ-231, ПФ-283 (бывший 4С).

Лак ПФ-231 - светлый, образующий прочное глянцевое покрытие, высыхающее за 72 часа при температуре 18-23 °С. Хорошо наносится как кистью, так и методом распыления.

По многим показателям масляные лаки из природных и синтетических смол близки между собой и могут быть взаимозаменяемы.

Хорошей водо-, атмосфере- и износоустойчивостью обладают полиуретановые лаки, которые наносят распылением и наливом с холодным отвердецием или с нагревом до 45-50 °С. По свойствам они близки к полиэфирным лакам, а по некоторым показателям превосходят их. Известны полиуретановые глянцевые лаки марок 1.653.031, 1.641.0231 и 17642.0230, которые наносят наливом и распылением, полуматовый лак 1.653.0300 двухкомпонентный, матовый однокомпонентный, наносимые распылением.

Резчики-любители применяют водостойкий матовый лак УР-277М с отвердителем “Суперсек 3240” и с растворителем РЛ-227 из расчета: на 100 г лака 82,5% отвердителя, а растворителя - до нужной вязкости.

Лаки наносят на сухую поверхность древесины, очищенную от пыли, равномерными тонкими слоями без подтеков примерно 3-5 раз. Каждый слой следует просушить. Перед покрытием следующим слоем предыдущий обрабатывают отработавшей мелкой шлифовальной шкуркой. Этим добиваются выравнивания каждого слоя и лучшего сцепления между слоями.

Готовые изделия можно несколько раз пропитать горячим высыхающим или полувысыхающим растительным маслом или натуральной олифой . Разогревать масло или олифу следует на водяной бане (в клееварке) и наносить на изделие широкой кистью или тампоном, закрепленным на деревянном черенке.

Когда первый слой олифы или масла впитается и высохнет, наносят второй и просушивают, а затем и третий. При пользовании маслом следует иметь в виду, что его сушка происходит очень долго. Для ускорения сушки небольшие изделия можно выдержать в духовке электро- или газовой плиты в течение 10-12 часов при температуре 90-100°С.

Особенности отделки изделий для пищевых продуктов.

Для прозрачного защитного покрытия декоративно-прикладных изделий, предназначенных для пищевых продуктов (конфетницы, солонки, чаши, подносы, хлебницы), следует применять восковые мастики, спиртовые или нитроцеллюлозные лаки, льняное, конопляное, рыжиковое, соевое, маковое или подсолнечное масло. Тунговое масло по высыхаемости идет третьим (за льняным - принято за эталон - и конопляным), но применять его нельзя из-за токсичности. Олифу и масляные лаки применять также нежелательно, так как в них имеются специальные добавки - сиккативы, ускоряющие сушку, в качестве которых, как правило, применяют окиси, перекиси и соли свинца, кобальта и марганца.

ПОЛИРОВАНИЕ.

Для придания поверхности древесины устойчивого бархатного блеска применяют полирование. Это лучший вид отделки, при котором на поверхности выявляются и углубляются все оттенки цвета и текстуры древесины. Особенно красивы полированные поверхности ореха, карельской березы, красного дерева. Естественно, что поверхность должна быть подготовлена под полирование безупречно. Этот способ долгое время был единственным и довольно распространенным, но из-за большой трудоемкости (наносится 150-200 тонких слоев с промежуточной просушкой) и длительности (процесс длится более месяца) его в настоящее время заменили более производительными.

Отделка изделий должна соответствовать их назначению. Например, воском покрывают те изделия, которые не берут или мало берут в руки; мебель должна иметь отделку, которая хорошо чистится,

Глянцевое или матовое покрытие?

В изделиях из древесины отчетливо видно весьма разнообразное отношение художников и мастеров к отделке поверхности. Иные ее полируют до зеркального блеска, отделывают мастиками и лаками, но прослеживается и желание сохранить естественную красоту древесины, то есть оставить изделие неокрашенным и нелакированным. Но неотделанные изделия быстро теряют свой вид. Мастера стремятся найти такую отделку, которая позволила бы, сохраняя первоначальный вид изделия, его новизну, оставить ощущение живой природной красоты древесины. Поэтому все чаще при отделке мастера пользуются восковыми мастиками или специальными матовыми лаками, не дающими блестящей, ярко бликующей (глянцевой) поверхности, оставляющими ее мягкой, бархатистой.

Лак можно сделать матовым. Если вам не удалось приобрести матовый лак, не огорчайтесь.

Его можно сделать из обычного масляного глянцевого лака, добавив до 0,5% хозяйственного мыла и до 10% уайт-спирита.

Мыльный раствор готовят следующимобразом:

хозяйственное мыло (40%-ное) нарезают стружкой, растворяют в небольшом количестве горячей воды (при температуре 70-80 °С).

Полученный раствор смешивают с уайт-спиритом и при перемешивании вводят в масляный глянцевый лак. При добавлении мыла прочность лаковой пленки несколько снижается, поэтому ее нельзя мыть и протирать влажными тряпками. Очищают изделия сухими щетками или с помощью пылесоса

Иллюстрация:

etnografiavko.kz


Все люди стараются сделать свое жилье индивидуальным, неповторимым, уютным. Сегодня существует огромное количество способов для получения неповторимого колорита и комфорта, однако наиболее притягательным на протяжении многих лет остается украшение дома обработанными изделиями из древесины. В этой статье мы поговорим о том, какая художественная обработка древесины наиболее популярна.

Виды художественной обработки древесины

К основным видам художественной обработки древесины можно отнести:

  • резьбу
  • мозаику
  • точение
  • выжигание
  • тиснение.

Мозаика - это создание орнаментов или сюжетов при помощи отдельных элементов. Такое изображение собирается из маленьких кусочков одного или нескольких видов древесины на какой-либо поверхности.

Для создания мозаичного рисунка применяются самые разнообразные виды древесины, отличающиеся оттенком и текстурой. Мозаику из дерева можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства. Ее используют для отделки помещение и предметов обихода: мебели, шкатулок для украшений и сувениров, картин.

Мозаика содержит такие разновидности:

  • инкрустацию
  • интарсию
  • блочную мозаику.

Инкрустация представляет собой украшение поверхности врезанными в них кусочками древесины. Когда вставки отличаются от основного цвета или фактуры, инкрустация носит название - интарсия. Применяются в оформлении мозаичных полотен декоративные кусочки шпона разных сортов лесоматериалов. Таким образом, можно получить цельное, как - будто нарисованное полотно, называемое маркетри. Блочная мозаика отличается наличием тонких пластин с одинаковым узором, которые приклеиваются на украшаемую поверхность. Мозаикой легко будет заниматься тем, кто владеет навыками столярного дела, а именно, создания предметов мебели. Мебель, украшенная мозаикой, выглядит очень красиво, выгодно отличается от стандартной мебели. Определенные композиционные и технологические приемы, которые используются для создания мозаичного рисунка, будут полезны при настилке паркета.

Резьбой по дереву называют процесс получения рисунка при помощи вырезанных элементов. Этот вид обработки можно назвать самым древним. Но сегодня резьбой по дереву занимаются многие художники и мастера. Плосковыемчатая, к примеру, очерчивает контуры рисунка при помощи выемок, а контурная - создаёт узор при помощи прямых линий. Самого интересного эффекта можно добиться с помощью рельефной резьбы, полученный узор будет объёмным.

Прорезную резьбу можно назвать самым простым типом резьбы, ее выполняют при помощи лобзика или электролобзика. Прорезная резьба, имеющая рельефный рисунок, применяется для украшения предметов мебели в стиле барокко и рококо.

Одним из наиболее востребованных и легких методов обработки лесоматериалов является выжигание. С помощью разогретых металлических штифтов на дерево наносится узор, орнамент или надпись. Очень жаль, что очень не многие люди знают о широких возможностях данного типа художественной обработки.

Некоторые породы лесоматериалов отличаются очень мягкой древесиной, которую легко резать. Основным видом резки дерева является выпиливание лобзиком. Это простой вид обработки, который не требует дорогостоящих инструментов и большого опыта. Именно с этого вида начинается обучение художественной обработке.

В конце прошлого века область использования лазерных технологий существенно увеличилась. Ученые изобрели разные устройства, принцип действия которых основан на работе лазерного излучения. Применяются лазеры и в станках для резания и гравировки разных материалов. На лазерных установках можно резать самые разнообразные материалы, среди которых и дерево.

У лазерного луча имеется целый ряд интересных свойств. Он характеризуется большой теплотой и способен пробивать отверстие в любом материале.

Лазер применяется для художественного оформления сувенирной продукции, выжигания эмблем и товарных знаков из дорогостоящих сортов лесоматериалов, а также художественно инкрустированной паркетной доски.

Точение привлекает легкостью обработки и возможностью получения изделия с гладкой поверхностью и красивым внешним видом поверхности. Таким методом чаще всего делают детские игрушки. Создают точеные предметы на токарном станке, который изобрели древнеегипетские мастера. Самые первые станки работали таким образом, что вращение заготовки мастера приходилось совершать при помощи веревки, один край которой был зафиксирован на тетиве лука, установленного на потолке мастерской, а второй на деревянной педали. В процессе эволюции станки постоянно совершенствовались. Сегодня они оборудованы электроприводом, а есть даже с механическим и автоматическим управлением.

Методика токарной обработки дает возможность добиться округлого сечения с разным профилем. Также можно получить витые колонки, полые детали.

Выбор древесного материала определяется предназначением, параметрами, конструкцией, а также условиями использования предмета. Чаще всего мастера используют лесоматериалы груши, яблони, клена ясеня, дуба, липы, сосны, ели.

Важным методом создания рельефного декора можно назвать и тиснение. Этот процесс заключается в выдавливании рисунка на мягкой поверхности лесоматериала. Орнамент создается в условиях высокого давления и температуры в особых пресс-формах.

Для того, чтобы размягчить древесину ее нужно пропарить или обработать раствором соляной кислоты. После этого на поверхность кладется пресс-форма, чаще всего металлическая, содержащая выгравированный негатив узора. Далее происходит процесс прессования под давлением 200-250 Н на 1 см2. Для тиснения используется буковая, еловая, березовая, липовая, дубовая древесина.

Подученные таким образом изделия не шлифуют, по этой причине можно обработать их мочевино-меламиновой пленкой.

Самым последним этапом работы с деревом всегда является его декоративная обработка, которая включает очистку и покраску. Без этого древесина быстро поглощает жидкость и меняет форму.

Итак, два последних этапа работы с деревом — это очистка и окраска. Первоначально деревянная заготовка должна быть тщательно очищена от мусора, пыли, стружек, жира и любого другого вида грязи. Во время пользования даже прекрасно ошкуренным, но неокрашенным деревянным предметом, высока вероятность занозы. Кроме этого необработанные предметы быстрее загрязняются, могут плесневеть, в результате чего существенно снижается период эксплуатации. Очистка и покраска может кардинально поменять оттенок древесины, акцентировать внимание на текстуре.

Основным видам декоративной обработки можно отнести:

  • обжиг
  • отбеливание
  • вощение
  • покраску
  • морение.

Процедура структурирования дает возможность акцентировать внимание на естественной красоте древесины. Главным условиям является невысокая плотность материала и ярко выраженные годичные кольца. По окончанию сушки и зачистки, специалисты приступают к обжигу.

Его выполняют особой газовой горелкой, которую держат под углом в 45, не задерживаясь на одном месте. В конце этого процесса полученную поверхность зачищают жёсткой щеткой в направлении волокон. Эта процедура очень бюджетна, но внешний вид получается очень необычным.

Отбеливание древесины заключается в окислении соединений, придающих ей естественную окраску. Главная задача отбеливания - смена окраски, устранения изъянов, сглаживание узора. Результатом будет улучшение декоративных свойств и увеличение периода эксплуатации.

Процесс, изменяющий оттенок древесины на более светлый, можно реализовать в несколько этапов. В результате получается белый слой толщиной пару миллиметров, через который видно темную сердцевину. Отбеливание также проводится с минимальными затратами.

После очистки или даже отбеливания древесина отлично демонстрирует свою структуру. Однако еще больше подчеркнуть ее можно с помощью вощения. Материал для этой процедуры выбирается согласно дальнейшей эксплуатации предмета. К примеру, для кухонной посуды необходимо использовать экологически безопасные средства, такие как пчелиный воск. Перед нанесением воска предмет нужно как следует пропитать, после чего создается дополнительная защита верхнего деревянного слоя и воск не будет впитываться.

Обычно в качестве пропитки мастера используют растительные масла. Пропитка наносится в несколько слоев, после чего предмет можно покрывать купленной мастикой или восковым раствором. И масло, и воск нужно обязательно нагреть, примерно до 82 - 91C, все зависит от вида материала.

При условии точного соблюдения правил выполнения, этот процесс позволяет существенно улучшить внешний вид предмета, а также увеличивает период эксплуатации.

Для покраски предметов, находящихся в помещении и на улице, применяются различные краски и подготовительные растворы. Древесина не капризный материал, но соблюдать определенные правила все же необходимо:

  • перед покраской обязательна пропитка антисептиком
  • исключение контакта с прямыми лучами солнца
  • покраска проводится в сухой комнате с нормальной или низкой влажностью.

Для покраски можно использовать масло. Оно создает защитный слой, но оставляет естественный цвет древесины, препятствует потемнению, выделяет текстуру. Перед нанесением масла предмет тщательно зашкуривается наждачной бумагой, далее наносится антисептик, по окончанию высыхания которого можно приступать к покраске.

Во время декоративной обработки нужно очень старательно прокрашивать материал. Для покраски отлично подходят акриловые покрытия. Сегодня в строительных магазинах представлена широкая палитра таких материалов. В качестве финишного материала применяются лаки — чаще бесцветные, но используют и оттеночные.

Придание лесоматериалам определенного оттенка возможно при помощи морилки. Светлые лесоматериалы проще затонировать.

Морение осуществляется двумя методами:

  • глубокий
  • поверхностный.

Глубокое морение дерева осуществляется для отдельных деталей, до того, как они будут соединены в одно целое. Часто для этой цели применяется гнет. Заготовки погружают полностью в краску и выдерживают там некоторое время, после чего их нужно подвесить для стекания лишней жидкости. Эта процедура легко выполняется даже дома. К такому методу часто прибегают для имитации ценных пород лесоматериалов. Специалисты добиваются требуемого оттенка даже с помощью красителей для ткани. Более глубокий цвет получается после многократного морения.

Сегодня наиболее древний строительный материал - древесина может быть изменен до неузнаваемости и применяться в самых разнообразных отраслях. увеличивает период эксплуатации и создает уникальный внешний вид.

отделка древесины процессы обработки древесины в целях защиты её от нежелательного воздействия внешней среды и придания деревянным изделиям декоративного вида. Отделка бывает прозрачная и непрозрачная. Прозрачная отделка, защищая древесину, не только сохраняет её естественный внешний вид, но даже подчёркивает её рисунок, делает его более ярким, рельефным. Такая отделка является по существу единственным способом отделки столярных изделий из древесины ценных пород либо облицованных декоративным шпоном, а также изделий с инкрустированной поверхностью. Наиболее распространёнными способами прозрачной отделки являются лакирование, вощение, лессировка и глазуровка. Лакирование применимо для отделки древесины любых пород. Тонкий слой лака, нанесённый на поверхность изделия, образует после застывания твёрдую, блестящую, прозрачную плёнку. Для отделки столярных изделий используют масляные, спиртовые и целлюлозные лаки, цветные (от красного до чёрного) и т. н. бесцветные, не закрывающие естественного рисунка дерева и не изменяющие цвет древесины. При вощении древесину интенсивно натирают чистым пчелиным воском либо воскосодержащей мастикой. Воск заполняет древесные поры, сглаживает поверхность. Иногда восковое покрытие закрепляют тонким слоем лака, наполовину разбавленного политурой. Чаще всего вощение применяют для отделки изделий из дуба, бука, ореха, а также окрашенной (тонированной) древесины ольхи, берёзы, липы, тополя. Лессировка – способ матовой отделки древесины путём нанесения на её поверхность льняного масла или высококачественной натуральной олифы, смешанной со скипидаром. Способ применяется для отделки гл. обр. ели, сосны, кедра, лиственницы и совершенно непригоден для отделки изделий из дуба (покрытых дубовым шпоном), т. к. льняное масло оставляет на их поверхности неустранимые пятна. Глазуровка отличается от лессировки только тем, что в состав рабочей смеси, помимо льняного масла (олифы), добавляют растворённые в масле сухие красители (пигменты) для придания поверхности изделия желаемого оттенка. Непрозрачная отделка – наиболее распространённый способ отделки изделий из низкосортной древесины с невыразительным рисунком либо когда натуральный вид древесины не имеет значения. Осуществляется при помощи клеевых масляных или эмалевых красок либо посредством наклеивания на поверхность изделия различных декоративных плёнок или шпона ценных пород дерева (фанерование). Реже применяют (гл. обр. в промышленном производстве) для оклейки цветные пластики и бумагу. Окрашивание – наиболее простой и доступный способ отделки. Основная трудность его в том, что перед окрашиванием необходима тщательная подготовка поверхности – устранение трещин, вмятин, выпавших сучков и других дефектов, образовавшихся в процессе механической обработки древесины. Помимо указанных, существуют и другие способы отделки, которые занимают как бы промежуточное положение между непрозрачной и прозрачной отделкой, напр. окрашивание морилкой, протравное крашение, длительное выдерживание в воде (дуб), окрашивание древесины на корню путём введения красящего раствора в ствол живого дерева, обжиг древесины паяльной лампой, отбеливание перекисью водорода.

Виды отделки древесины могут быть разделены на следующие основные группы: прозрачная, непрозрачная, имитационная и др.

При прозрачной отделке поверхность древесины покрывают бесцветными отделочными материалами, сохраняющими или еще более проявляющими текстуру древесины. Применяют ее для от­делки мебели и высококачественных строительных изделий: окон, дверей, панелей, изготовленных из древесины ценных пород.

Прозрачную отделку получают лакированием, полированием, воскованием и покрытием прозрачными пленками. При отделке лакированием используют лаки, имеющие в своем составе пленко­образующие вещества в органических растворителях, растворители и др.

Наиболее часто для отделки древесины применяют полиэфир­ные, нитроцеллюлозные и мочевиноформальдегидные лаки, ре­же - масляные и спиртовые. Нитроцеллюлозные лаки хорошо сохнут, дают прозрачную, эластичную, прочную и достаточно ат-мосферостойкую пленку, которая хорошо шлифуется. Лаки на основе мочевиноформальдегидных смол образуют пленку с бле­стящей поверхностью, достаточно прозрачную. Пленка, образуемая масляными лаками, эластична, прочна, атмосферостойка, но недо­статочно декоративна; спиртовые лаки дают пленку с недостаточ­ной прочностью, атмосферостойкостью, слабым блеском. По сте­пени блеска различают покрытия глянцевые, полуглянцевые и матовые.

При восковании, т. е. нанесении на поверхность древесины сме­си воска с летучими растворителями (уайт-спиритом, скипида­ром), также получается прозрачная пленка, образуемая тонким слоем воска (летучие растворители испаряются в процессе сушки). Восковое покрытие наносят обычно на пористую древесину (дуб, ясень). Пленка из воска мягка, поэтому ее покрывают дополни­тельно слоем спиртового лака. Восковое покрытие имеет матовую поверхность.

При непрозрачной отделке на поверхности создается пленка, закрывающая цвет и текстуру древесины. Непрозрачную отделку применяют при изготовлении школьной, кухонной, медицинской, встроенной и детской мебели, дверей, окон.

Для получения непрозрачного покрытия используют масляные, нитроцеллюлозные, алкидные, перхлорвиниловые, водоэмульсион­ные краски и эмали.

При окраске эмалями с большим содержанием пленкообразую­щих веществ получаются глянцевые покрытия, с меньшим количе-


ством - полуглянцевые, а при окраске масляными красками - матовые.

Имитационной отделкой улучшают внешний вид изделий, изго­товленных из древесины, текстура которых не отличается краси­вым рисунком. Основными методами имитационной отделки явля­ются глубокое крашение, напрессовка текстурной бумаги с рисун­ком древесины ценных пород, отделка шпоном, пленками, листо­вым пластиком.



Эксплуатационные качества лакокрасочных покрытий должны обладать рядом физико-механических свойств: адгезией, твердо­стью, тепло-, свето- и водостойкостью.

Под адгезией понимают прочность сцепления лакокрасочного покрытия с поверхностью древесины, под твердостью - сопротив­ление лакокрасочного покрытия проникновению в него более твер­дого тела.

Водостойкость - способность покрытия противостоять воздей­ствию воды на поверхность изделия. Она играет очень существен­ную роль при эксплуатации столярных изделий (оконных блоков, наружных дверей) в условиях переменной влажности.

Лакокрасочные покрытия должны быть теплостойкими, т. е. не разрушаться при нагревании солнечными лучами или другими ис­точниками теплоты. Кроме того, они должны быть эластичными, так как при изменении атмосферных условий лакокрасочные покрытия усыхают или набухают, вследствие чего образуются трещины, покрытия сморщиваются или отслаиваются.